Меню Рубрики

Заговор против зубной боли в месопотамии

Библиотека Ашурбанипала содержала собрание заклинаний и описания обрядовых действий под общим названием «Когда в дом больного заклинатель идет». Иногда в процессе обряда врачевания делали из глины или воска статуэтку, изображавшую больного или «преследовавших» его призраков. Важную роль в обрядах играли магические круги, которые врач очерчивал вокруг больного, магические числа (3 раза, 7 капель и т.д.), предсказание критических дней выздоровления («его болезнь уйдет», «он поправится и будет жить») или обострения болезни.

Если у врача не было надежды на выздоровление больного, он удалялся, не начиная лечения, следуя предостережению: «Этот человек под опасным влиянием, не приближайся, к нему». Возможно, это связано с первыми представлениями о заразных болезнях. Вот пример такого неблагоприятного прогноза: «Если человек так страдает от желтухи, что его болезнь дошла до центра глаз. этот человек болен, весь болен, он протянет недолго и умрёт». В таких случаях врач «не протягивал своей руки» (это выражение впоследствии перешло в греческую медицину). В медицинских заклинаниях часто упоминаются имена богов. Вот заклинание против зубной боли. Болезни и разрушение зубов вавилоняне объясняли наличием червя, который поселился и растет в зубе.

«Когда бог Ану создал Небо,

И пошел червь, при виде Солнца он заплакал,

Перед лицом бога Эа пришли его слезы:

«Что дашь ты мне для моей еды?

Что дашь ты мне для моего питья»

«Я даю тебе дерево, которое гнило,

«Что мне гнилое дерево и плоды этого дерева?

Дай мне гнездиться внутри зуба.

Его дупло дай мне в жилище.

Из зуба высосу я его кровь».

«Так как ты сказал это, червь,

То пусть побьет тебя бог Эа силою рук своих.

Это будет заговором против зубной боли.

При этом измельчи листья белены

И замеси с древесной смолой.

Это ты засунь в зуб и трижды повтори этот заговор»

Представление о черве, который поедает больной зуб, существовало в медицине многих стран в течение тысячелетий. Греческие и римские врачи объясняли кариес неправильным питанием, порчей ротовой слизи или действием зубного червя. Индусы и арабы видели причину зубной боли в том, что червь шевелится в дупле зуба. Европейские врачи утверждали в медицинских трактатах XVI—XVIIстолетий, что видели зубных червей своими глазами, и подробно их описывали. Немецкий профессор медицины в XVII в. сообщал, что ему удавалось извлекать из зуба животных величиной с дождевого червя с помощью желудочного сока свиньи. Его итальянский современник и коллега объяснял происхождение зубных червей тем, что они развиваются из личинок мух, попадающих в дупло больного зуба вместе с пищей. В русском лечебнике конца XVIII в. можно прочесть такую рекомендацию от зубной боли: «возьми сору из подполья и усей мелко, столько же сажи с чела’и разведи водою не жидко и разжигая камень, клади тут, а с больными зубами сиди над тем паром долго, голову окутав, и черви выпадут все в ту воду». Позже традиционный образ червя в искусстве врачевания зубов был связан с необходимостью удалить нерв больного зуба. Эта процедура называлась «схватить червя за ногу», «вытащить червя из больного зуба».

В древних заклинаниях часто соединялись вместе представления о происхождении мироздания, молитвенные формулы и лечебные рецепты. В качестве основы для лечебной пасты часто упоминается белена. Ее применяли для избавления от зубной боли в Египте, Греции, Риме и странах Европы до Нового времени. Римляне называли белену «зубная трава» (лат. — «herba dentaria»),

В медицине Месопотамии сохранению зубов придавали большое значение. «Если кто выбъет зуб у равного себе, то и ему следует выбить зуб» — гласят законы Хаммурапи. К заболевшим зубам и деснам прикладывали пасты и растворы, которые снимали боль и способствовали выздоровлению.

Обратим внимание на первую часть заклинания (с. 58—59), где говорится о зарождении жизни в воде: «небо создало реки, реки создали каналы, каналы создали ил, ил создал червя». Такие представления были свойственны древним, культурам разных народов. Шумеро-вавилонские и египетские предания повествуют о первоначальном состоянии Вселенной в виде водной бездны, в которой впервые появились разумные существа с телом рыбы. Мифы Древнего Китая рассказывают о первых жителях Земли, похожих на людей-рыб. Лица у них были человечьи, а туловища рыбьи. Они имели крылья и поэтому могли передвигаться не только в воде, но и в облаках. В вавилонском мифе о Гилъгамеше его предки, обитающие в царстве мертвых, удивлялись виду его рук, не имеющих перепонок между пальцами.

Кроме того, в этом клинописном тексте заклинания отражено одно из самых ранних представлений о «самозарождении» насекомых и мелких животных из влажного ила: «ил создал червя». Такие взгляды сохранялись в медицине и биологии тысячи лет. Их разделял и Аристотель (We. до н.э.) — великий греческий философ, которого считают основателем биологической науки. Вот пример его рассуждений о самозарождении угрей: «Есть болотистые пруды, где они возникают вновь, когда вода и ил удалены и дождь вновь наполняет эти пруды. Ибо угри происходят из дождевых червей, которые образуются сами из ила». В трактатах Древней Индии все живые существа делятся на «рождающихся из ростка» (растения), «рождающихся из яйца» (рыбы, земноводные, змеи, птицы), «живородящих» (млекопитающие) и «рождающихся из пота» (насекомые, черви и мелкие животные, которые рождаются из «по/па земли»). Средневековые индийские и арабские комментаторы этих трактатов отмечали, что лягушки рождаются прямо из земли, а муравьи способны появляться на свет тремя путями: либо из яйца, либо из влаги, либо из земли.

В средневековой Европе было распространено поверье о том, что тараканы появляются из кухонных отбросов, моль — из шерсти, а львы — из камней в пустыне. Вот рецепт европейского алхимика XVII столетия: «Если наполнить открытую бадью пропотевшим нижним бельем и добавить немного пшеницы, то. пшеница примерно через 21 день превратится в мышь». Как видим, здесь для самозарождения животных необходимо присутствие растения,

как и в следующем рецепте: «Выдолбите углубление в кирпиче, положите в него истолченной травы базилика, положите на первый кирпич второй так, чтобы углубление было совершенно прикрыто, выставьте оба кирпича на солнце и через несколько дней запах базилика, действуя как закваска, видоизменит траву в настоящих скорпионов». Натурфилософские трактаты средневековья и Возрождения сообщали читателям о том, что «видоизмениться» в животных способна не только истолченная трава или зерна пшеницы, но и живое дерево, на ветвях которого могут произрастать рыбы, птицы и даже млекопитающие.

Проблема самозарождения животных была предметом исследования натурфилософов, биологов и врачей в течение столетий. Франческо Реди (1626-1697) — итальянский врач, поэт и ученый, член флорентийской «Академии опыта», в своей работе о мясной мухе (1668) описал опыты по зарождению мух в гниющем мясе. Они появлялись лишь в том случае, когда горшок с мясом не был затянут кисеей, означит, личинки мухи могли попасть внутрь. Реди делает вывод о том, что самозарождение животных невозможно. Казалось, вопрос был решен. Почему же эта проблема вновь возникла в науке середины XIX века и превратилась в «проклятый вопрос», за решение которого Парижская академия наук назначила премию?

Это было связано с усовершенствованием микроскопа, развитием микробиологии и изучением микробов — «невидимых существ», которые, как оказалось, находятся повсюду. Признавая самозарождение абсурдным, многие биологи и врачи того времени не сомневались в самозарождении микробов, для которого, по их мнению, нужны были особые условия и присутствие «производительной силы». Вот один из их доводов: «Если все микробы зарождаются от микробов, то в воздухе этих зародышей было бы видимо-невидимо! Тогда воздух представлял бы собой нечто непрозрачное, среду, напоминающую туман! А может быть, он обладал бы плотностью твердого вещества. Но мы этого не наблюдаем».

Вопрос о самозарождении микробов разрешился только в работах Л.Пастера (1822—1895). В его музее в Париже находится «колба Пастера» — хрупкое стеклянное сооружение с причудливо выгнутым носиком. Более 100лет назад в нее налили молодое вино. Оно не скисло до сих пор, хотя носик колбы не запаян: микробы, которые находятся в воздухе, не могут преодолеть высокий изгиб стеклянной трубки и застревают в нем.

Заканчивая рассказ о решении проблемы самозарождения микробов, уместно вспомнить о том, что уже за столетие до открытия Пастера, в конце XVIII в., ученые споры послужили причиной удивительного изобретения. XVIIIвек недаром называют «веком Просвещения», интерес к научным проблемам охватил тогда многие слои общества. Слова о том, что «микробы не заводятся в прокипяченной и запаянной в бутылочке» жидкости, произвели глубокое впечатление на повара по имени Франсуа Ап-пер. Вместо стеклянных колб он использовал жестянки и запаивал в них вареное и жареное мясо после кипячения. Через несколько месяцев Аппер вскрывал жестяные банки и убеждался в том, что их содержимое вполне пригодно к употреблению. Проведя много подобных опытов, он обратился в Общество поощрения искусств в Париже. Была назначена комиссия, члены которой должны были съесть и оценить обед из нескольких блюд: мясо с соусом, крепкий бульон, зеленый горошек, бобы, вишни и абрикосы. Начинали есть со страхом: прошло 8 месяцев с тех пор, как эти продукты были запаяны в жестянки. Комиссия нашла обед замечательным и признала изобретения Аппера. Так появились первые консервы. Изобретатель получил от Наполеона премию в 12 тысяч франков, построил консервную фабрику и написал первую в мире книгу о консервировании.

источник

Многим людям не понаслышке знакома боль в зубах. Помимо применения обезболивающих медикаментозных средств, можно использовать заговор от зубной боли, с помощью которого можно быстро унять неприятный симптом. Но при этом следует помнить, что такой признак свидетельствует о возможном развитии заболевания, поэтому нужно как можно быстрее посетить стоматолога и провести квалифицированное лечение.

Заговор от больного зуба является одним из видов народных методов лечения, которые помогают снизить интенсивность болевых ощущений. Психологи объясняют эффективность подобных методов силой самовнушения и способностью сконцентрировать внимание. По-другому это можно назвать управлением собственным мозгом, провоцируя его не давать реакцию или давать слабую реакцию на болевые сигналы, которые исходят от нервных рецепторов.

По мнению религиозных людей, с помощью заговоров и заклинаний можно вызвать духов из потустороннего мира, наладить с ними контакты. Согласно другому мнению, лучше обращаться к светлым силам. Считается, что именно потусторонние силы могут стать помощниками в исцелении от различных заболеваний и их симптомов. И хотя научного подтверждения эффективности таких методов нет, известно множество ситуаций, когда они принесли результат.

Следует помнить, что даже если и получится справиться с зубами или деснами без врачебного вмешательства на какое-то время, если боль на время устранится, все равно, обращение к доктору является обязательным, поскольку поврежденные кариозным процессом ткани не удастся восстановить, а болезнетворные микроорганизмы не исчезнут с помощью заклинаний. Поэтому стоит рассматривать заговоры только в качестве кратковременного варианта для устранения симптоматики.

Основа этого заключена в самовнушении и в сильной концентрации человека на определенном предмете. По мнению ученых, такие способы воздействия приравниваются к медитации, поскольку направлены на сознание человека. Именно так действуют заговоры от зубной боли. Во всех текстах присутствует обращение к силам стихий, к святым покровителям. Правила произношения заговора или молитвы:

  1. Определенные молитвы произносятся без выполнения действий.
  2. В других же ритуалах действия являются обязательными.
  3. Все тексты следует произносить ровно, с одинаковой интонацией, не сбиваясь, в противном случае на результат не стоит надеяться.
  4. Многие обряды предполагают повторение текста несколько раз, чтобы усилить эффект.

Ритуалы от различных заболеваний ротовой полости способствуют уменьшению выраженности клинических проявлений. Но при этом нужно помнить, что боль является симптомом основного заболевания, поэтому в любом случае следует обращаться к доктору и проходить традиционное лечение. Существуют и узконаправленные тексты, которые могут помочь от разных проблем:

  • заговор от флюса;
  • заговор от заедов;
  • от запаха изо рта заговор;
  • заговор от стоматита;
  • от типуна на языке заговор;
  • текст для укрепления зубов;
  • от повышенной хрупкости эмали;
  • от кровотечения из десен.

По мнению многих народных целителей, самым эффективным будет тот ритуал, который передается многими поколениями друг другу. Чаще всего текст начитывается на какой-либо предмет. Часто обращаются к солнцу, месяцу, звездам и другим силам природы.

Читают молитву, находясь на улице либо возле распахнутой форточки. Нужно выйти на улицу и произнести ровным голосом:

«Зорюшка-зарница, ты красная девица. Есть в море-окияне камень на дне морском Лымарь. Зарница, укрой ты мои зубы болезные собственной фатою, пусть будут они белы, как эта фата, пусть будут целы. Не грызи мои зубы, спрячь хворь на дне окияна. Пусть речи мои будут крепки. На веки вечные».

Еще один эффективный метод. Текст произносят монотонно, повторить его нужно семь раз, прижимая указательным пальцем к больному месту:

«Как опускается солнышко красное за горизонты прячется, как светлая луна тает в тучах, так пусть боли мои уйдут следом за солнышком, за луной, никогда пусть не возвращаются. Когда на небе месяц пропадает, не видно его за тучами, также пусть и хворь моя исчезнет, сгинет намертво».

Другой текст нужно нашептать на воду. Налить ее в стеклянный стакан, лучше, чтобы была колодезная или родниковая вода. Нашептывают трижды, поднеся стакан очень близко к губам:

«Четыре сестры да братья, Захарий да Макарий, сестры Дарья да Мария, сестра Ульяна, они говорили, чтобы у раба Божьего (свое имя) щеки не опухли, зубы не болели. Пусть слово мое будет крепким. Ключ – в воду, замок – под черный камень. Во имя отца сына и святого духа аминь».

После того как весь текст прошептали трижды, нужно маленькими глоточками выпить жидкость.

Можно использовать от боли зуба заговор, который начитывают на деревянную палочку. Такой метод поможет для заболевшего на больной зуб. Необходимо взять небольшую палочку либо щепку, слова произносят шепотом, после чего палочку приложить к больному месту: «Пусть у меня, Божьего раба (имя), уйдет боль зубная и никогда не возвращается. Пусть занемеют они на веки вечные. Слова мои крепки, запираю на ключ, его прячу далеко за болота. Аминь аминь аминь». Заговор произносят трижды.

Ритуал на осиновую веточку. Необходимо достать маленькую веточку осины, прошептать заклинание над ней трижды, далее придавить ею больной участок: «За морем-окияном, на дальнем острове Буяне растут деревца, три братца, высокие они да крепкие. Лежит под деревьями заяц. Пусть же болячки мои да хвори он себе заберет. Пусть за морем-окияном боль моя живет, да ко мне не возвращается! Аминь».

Произнося текст, рекомендуется представить себе зайца, деревья и сам остров. Лучше выучить слова наизусть.

Прижать рукой болезненное место, произнести слова:

«Как за горизонт прячется красно солнце, как его становится совсем не видно. Как луна прячется на небесах, так пусть и хвори мои уйдут далеко за моря. Уходи, моя боль, вслед за серебристым месяцем и красным солнышком, никогда не возвращайся назад. Аминь».

Произнести молитву Отче наш трижды. После чего дотронуться к больному месту, прошептать:

«Идет Иисус, Божий Сын, по небу, боли мои обходит. Хворь пусть улетит, на болота сядет, в болотах утонет и назад не возвращается. Аминь».

Когда в небе прогремит первый гром весной, нужно взять камушек, погрызть его, прошептать:

«Как камешек твердый и неживой, путь так зубы мои не знают болячек и болей никогда. Пусть слово мое будет крепко и так будет до того момента, пока камень остается твердым». После этого положить камушек под деревце, сверху насыпать горсточку земли.

Большой силой от зубной боли обладают заклинания, которые обращены к звездам. Выйти вечером за двери, ворота, посмотреть на небеса, прошептать:

«Матушки, зоряницы, прошу помощи у вас. Как рыбы плавают в воде, как мертвый лежит в земле, так пусть боли мои уйдут. И так будет до тех пор, пока рыбы не перестанут плавать, мертвый не перестанет лежать, а звезды не перестанут светить. Только тогда боли могут возвратиться, а теперь – сгинь, хворь, оставь раба Божиего (имярек) в покое на веки вечные».

Существует также сильный заговор от зубной боли, его использовали наши предки. Чтобы унять зубную боль, все тексты необходимо нашептывать, не произнося вслух. Но все обряды должен проводить здоровый человек, а не сам больной. Чтобы унять неприятные симптомы, нужно взять щепотку соли, опустить ее в стакан теплой воды, выйти на улицу. Не спеша размешивать смесь, параллельно произнося следующую молитву:

«Матушка водица, ты прозрачна, как слеза. Забери боли, зубы вылечи. Как стекает прозрачная водица под землю, так пусть хвори раба Божьего (имярек) уйдут далеко и навсегда».

После этого заговоренной жидкостью прополоскать полость рта. Выплевывать воду на землю. Считается, что, когда она впитается, все неприятные симптомы исчезнут. Рекомендуется для обряда взять родниковую или колодезную воду.

Читайте также:  Режутся зубы ребенок постоянно болеет

Все заклинания и ритуалы передавались древними славянами от старых к молодым. Но несмотря на их эффективность, следует помнить о том, что никакие обряды не заменят полноценное лечение у специалиста.

Заговор против зубной боли можно читать на воду, далее прополоскать заговоренной жидкостью ротовую полость:

«Встану я, благословясь, пойду, перекрестясь, выйду из ворот в чисто поле. Здесь увижу трех сестриц – Марфу, Пелагею и Марью. Вы, сестрицы, пойдите к братцу своему, Лазарю, да спросите, есть хвори зубов и костей или нет. Этим заклинанием я заговорю свою боль да хворь, ломоту костную. Пусть уходит сию минуту, в этот миг, в этот день. Пусть не будет возвращаться никогда. Отныне и навеки, аминь (произносится трижды)».

Проводится также ритуал на молодой крапиве. Нашептать на веточку молодой крапивы слова, после чего перевязать ленточкой, а спустя три дня ленточку развязать:

«Целебная матушка-крапивица, ты зелень колючая, ты древо целебное! Выгони из моих зубов червей, которые точат их, жизни мне не дают. Помоги, выведи черви, если не выгонишь, я тебя на солнышке высушу, а если поможешь, я тебя развяжу через три дня».

С помощью хорошего заговора можно уберечься от болезней. Выйти на улицу, обращаясь к звездам, произнести шепотом заклинание:

«Красные девицы, зори-заряницы, красой своей лепки, лучезарны. Обращусь к вам за помощью, скрыйте фатою своею серебряною да белоснежною меня, пусть под вашим покровом утолятся мои боли, исчезнут мои хвори, а зубы будут также белоснежны да крепки, как каменицы. Не крушите, не ломайте да не грызите зубы мои. Пусть слова мои будут крепкими, запираю, закрываю их на ключ, замок выброшу на болота».

Существует много заклинаний на зуб, с их помощью можно убрать недуги и сделать, чтоб зубы не болели. Следующий обряд пришел к нам от наших предков. Во все времена так делали, чтобы унять интенсивные болезненные ощущения.

Читать слова, приложив руку к болезному месту:

«Как у покойника не болит зуб, не пухнет щека, как мертвец не может пошевелить губой, так пусть и у раба Божия (имя), не болит, не зудит, не пухнет. Пусть так будет всегда. Запру на ключ, спрячу в землю, не дам выйти наружу. Пусть в логове зверя очутится хворь, а не во мне. Да будет так».

Молитвенные заговоры и молитвы тоже могут помочь в исцелении. Главное – верить в силу слова и в Божью благодать. Молитва читается 40 раз. Лучше всего произносить ее на освященную воду:

«Ангелы-хранители, святые покровители, вы дайте мне свою благодать, благоволите сию воду, пусть она смывает мои хвори, уносит в чистое поле, за горизонт. Пусть как вода уходит в землю, уйдут мои боли. Аминь.» После молитвы выпить воду маленькими глоточками. Прочесть Отче наш.

Чтобы не болел зуб, можно также применять методы самовнушения. Ключевой задачей является концентрация на будущем результате, это поможет достичь цели очень быстро. Существуют простые правила, с помощью которых устранение методом самовнушения будет эффективным:

  1. не сомневаться, верить в собственную силу, настроиться на результат;
  2. представить себе боль в виде одушевленного или неодушевленного предмета. Мысленно создать ее образ, представить цвет, форму;
  3. вести диалог с болью, попросить ее уйти, окрасить в светлые тона, формы и размеры ее мысленно уменьшить.

Такой метод психологи часто используют в психотерапии для избавления от психосоматических негативных проявлений. Можно также представить, что шар боли находится в руках, после чего мысленно выбросить его как можно дальше (варианты – утопить в реке, сжечь в огне). Такие методы очень эффективны, но они не избавляют от причины неприятных симптомов, поэтому следует посетить стоматолога и пройти квалифицированное лечение.

При появлении боли в зубе можно использовать нетрадиционные методы, но только в качестве кратковременных средств для облегчения состояния. В любом случае, обращение к доктору является обязательным. Поскольку никакие заклинания, несмотря на свою силу, не способны вылечить кариес или дырку в зубах, избавить от кровоточивости десен или от других заболеваний. Это временная помощь.

Следует как можно раньше обратиться к квалифицированному специалисту и пройти своевременное лечение.

источник

Проблемы с зубами зачастую сильно портят нам жизнь, причем лекарства не всегда помогают. В этой статье вы сможете читать самые действенные и сильные заговоры от зубной боли. Как раз таких случаях всегда остается запасной вариант: народные методы, проверенные веками и предыдущими поколениями.

Несмотря на то, что на дворе 21 век, современная медицина в некоторых случаях бессильна против сложных и странных болезней. Заговор на булавку от сглаза читать в разделе «Заговор»

Каждый человек, который хоть раз в жизни испытывал эту невыносимую и ни с чем не сравнимую боль, знает, что нет таких средств, которые бы сразу и на все 100% помогли бы избавиться от боли. С одной стороны любому ясно, что при возникновении такой проблемы стоит сразу обратиться к врачам, ведь они знают, что и как нужно делать. А если их методы не помогают?

Единственным решением, которое они видят, является удаление зуба. Вы будете с этим согласны? Я думаю, что нет. Именно в таких случаях люди обращаются за помощью к менее распространенным методам. Существуют например всякие травы, отвары, которые могут помочь с болезнями, или же люди, обладающие экстрасенсорными способностями. В этой статье речь пойдет о заговорах от зубной боли.

Хотелось бы начать с того, что никакие заговоры, даже самые действенные и самые сильные, не способны полностью заменить профессиональное лечение, которое оказывают врачи. Т.е даже если вам удалось на время избавиться от зубной боли, то нужно все равно посетить врача, пройти курс лечения, т.е вредные бактерии сами по себе не могут раствориться и оставить вашу ротовую полость в покое, отколотые части зуба не смогут заново нарасти. Т.е вс эти заговоры — лишь часть общего лечения, лишь способ облегчить ваше положение.

К заговору часто добавляются ритуальные действия, которые опять-таки помогают перенести внимание человека с боли на что-то другое. Заговоры и молитвы от заикания у детей

Основа всех заговоров — самовнушение и сильная концентрация на определенном предмете. В древности эти заговоры писались на старославянском языке или же на латыни. Сейчас они вызывают как минимум уважение и какую-то веру в их эффективность даже у людей, которые настроены крайне скептически.

Существует такое мнение, что такие люди также могут воспользоваться заговорами, т.к отвлекаясь на умеренное бормотание, т.е произношение самого заговора, человек неосознанно отвлекается от боли и может перейти в состояние самовнушения.

Еще одним интересным фактором является научное объяснение эффективности заговоров. Все они основываются на системе воздействия на сознание больного и приравниваются к медитации. Есть заговор от ангины, который поможет навсегда избавиться от этого заболевания.

Найти по-настоящему сильный заговор довольно-таки непросто, потому что существует их великое множество. Однако, если знать структуру настоящего заговора, то можно облегчить себе процесс выбора. Теперь перейдем к краткой схеме:

  • Начало (молитвенный зачин)
  • Основная часть (само заклинание, носящее весь смысл)
  • Завершение (молитвенное окончание)

Настоящий заговор должен начинаться непосредственно с обращения к каким-то сверхъестественным силам, будь то духи или покровители. Исходя из того, что заговоры появились очень давно, то принято обращаться к Солнцу, духам природы, к Луне. Хотя на самом деле это не так уж и важно, т.к главное — это наличие в заговоре обращения к чему-то высшему.

  • В начале заговора принято упоминать такой факт, как переход человека в потусторонний мир через всякие препятствия, например горы, леса, запутанные тропы и т.д.
  • В основной части обязательно нужно назвать имя человека, который будет находиться под действием заговора, т.к упоминание имени наделяет властью над человеком.
  • В завершении всегда упоминается укрепление всей молитвы, сравнение ее с чем-либо крепким.

Ну и в конце следует молитвенное окончание, хотя изредка оно может отсутствовать, если заговор дохристианский.

Существует огромное количество заговоров, которые различаются не только по видам боли, которую нейтрализовывают, но и по технике произношения.

Некоторые заговоры, например, нужно прочитать без всяких действий. А существуют и такие, при которых сопровождение ритуальными действиями просто обязательно. Зачастую заговоры необходимо читать ровно, с одинаковым темпом, слово в слово, иначе эффекта никакого не будет. В некоторых заговорах не лишним будет неоднократное повторение всего текста, для усиления эффекта.

Бытует мнение, что наиболее эффективно будет действовать такой заговор, который передавался из уст в уста, из поколения в поколение и успел продемонстрировать свое действие. Но есть и исключения, которые смогли помочь не одному человеку и, вероятно, помогут и вам. Как я упоминал ранее, существуют еще ритуалы, такие как заговор от зубной боли на воду, деревянную палочку, воск и т.д. Хотя все эти ритуалы не несут в себе лечебных свойств, но, как утверждают люди, помогают абстрагироваться и сосредоточиться.

Если у вас под рукой нет какого-то предмета, на который можно наложить заговор, то можно просто произнести его. Теперь список наиболее действенных заговоров:

Следует читать либо на улице, либо у открытого настежь окна:

В море камень, в поле заяц, на дне Лымарь.

Покрой, зарница, мои больные зубы своею фатою от Лымаря;

За белою фатою уцелеют они. Лымарь, отступись;

Коли станешь мои белы зубы грызть,

Свергну тебя ирода в бездну-преисподнюю. Слово сие крепко!

Необходимо произнести текст монотонно, 7 раз, прижав указательным пальцем правой руки десну с больным зубом:

Как падает солнце красное за горизонт и его больше не видно, как светлолицый месяц пропадает в небе, так бы боль ушла вслед за солнцем, за месяцем и не возвращалась.

Текст необходимо произнести 3 раза, причем очень близко к самой воде, чтобы поверхность ее слегка колыхалась

Следует читать на воду. Сперва наливаем в обыкновенный стеклянный или хрустальный стакан воду (либо ключевую, либо талую, либо попросту размороженную). Текст необходимо произнести 3 раза, причем очень близко к самой воде, чтобы поверхность ее слегка колыхалась:

Четыре сестры, Захарий да Макарий, Сестры Дарья да Мария,

Да сестра Ульяна, Они говорили,

Чтобы у раба Божьего Имярек

Щеки не опухли, Зубы не болели,

Ныне и довеку, Сим словам ключ и замок,

Ключ — в воду, замок — в гору.

После того, как весь текст повторили тихо 3 раза, нужно небольшими глотками опустошить стакан и ожидать эффекта.

Существует такое поверье, будто знахарка из Сибири, Степанова Наталья, знает очень эффективные заговоры от зубной боли, которые она и рассказала народу. Плюсами ее заговоров является простота их запоминания и эффективность, проверенная многими людьми. Большинство ее текстов произносятся фактически как стихи, поэтому и помогают людям на время избавиться от невыносимой боли:

Все её тексты основаны на библейской тематике.

Вроде бы совсем незамысловато, да, по отзывам людей, действенно.

Вот еще один пример, в этот раз более содержательный. Его необходимо произносить, смотря

У него не ноют зубы да десны не болят.

Так чтобы и у раба Божьего Имярек

Зубы не ныли да десны не болели.

Во имя Отца, Сына и Святого Духа.

С точки зрения психологии, действие этих заговоров объясняется ни чем иным, как банальным самовнушением и умением концентрировать внимание. Иначе говоря, человек сам пытается управлять своим мозгом, заставляя его слабее реагировать на болевые сигналы, идущие от нервных окончаний. Именно такой принцип и используется в йоге.

Согласно другому мнению, эффект производится за счет сочетания звуков, ритма и вибраций голосовых связок. Сразу говорю, что научного подтверждения эта идея не нашла.

Как говорят религиозные люди, заговор осуществляет вызов духов из параллельного мира и контакт с ними. Именно по этой причине такой метод лечения у них крайне не приветствуется.

В качестве итога я бы хотел сказать, что ни одна из этих теорий не нашла научного подтверждения, но, тем не менее, постоянно встречаются случаи, когда именно эти методы и помогают людям избавиться от проблем со здоровьем. Но перед тем, как посетить знахарку или местную колдунью, задумайтесь, а может стоит для начала получить консультацию врача?
Еще можно прочесть: заговор на похудения убрать жир

Опубликовано: 2016-01-10 , Изменено: 2019-10-03 , Автор: Анна Сергеева

источник

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:08, доклад

Междуречье Тигра и Евфрата назвал Месопотамией (от греч. Mesopotamia — Междуречье, или Двуречье) греческий историк и географ Геродот, который посетил эти края в V в. до н.э. На рубеже IV и III тысячелетий там сформировались первые города-государства шумеров, а во II и I тысячелетиях до н.э. процветали Вавилонское и Ассирийское царства. Таким образом, историю и культур>’ Междуречья создавали три народа: шумеры, вавилоняне и ассирийцы. Главный источник сведений о медицине Месопотамии — многочисленные клинописные таблички с текстами об искусстве врачевания.

Врачевание в древней Месопотамии

Междуречье Тигра и Евфрата назвал Месопотамией (от греч. Mesopotamia — Междуречье, или Двуречье) греческий историк и географ Геродот, который посетил эти края в V в. до н.э. На рубеже IV и III тысячелетий там сформировались первые города-государства шумеров, а во II и I тысячелетиях до н.э. процветали Вавилонское и Ассирийское царства. Таким образом, историю и культур>’ Междуречья создавали три народа: шумеры, вавилоняне и ассирийцы. Главный источник сведений о медицине Месопотамии — многочисленные клинописные таблички с текстами об искусстве врачевания.

Одна из глиняных табличек, найденных археологами в Месопотамии, сохранила оттиск цилиндрической печати шумерского врача, жившего в XXIV в. до н.э.

3.1. МЕДИЦИНСКИЕ СВЕДЕНИЯ НА КЛИНОПИСНЫХ ГЛИНЯНЫХ ТАБЛИЧКАХ

В одной из древнейших библиотек мира — собрании клинописных табличек ассирийского царя Ашурбанипала (VII в. до н.э.) было найдено 33 таблички с текстами о целительном действии растений: горчицы, пихты, сосны, груши, сливы, ивы, съедобного лишайника леконары (манны) и многих других. В состав лекарств включались также нефть, смола, молоко, поваренная соль, шерсть и части тела животных, панцирь черепахи, органы водяных змей.

Исторические параллели: В нефти, как известно, содержатся многие ценные органические

соединения, входящие в состав лекарственных препаратов. В Древнем Вавилоне умели добывать и использовать ее. На основе нефти делали асфальт, который применяли в строительном деле в качестве связующего раствора, а также при смолении кораблей. Она входила в состав шумерских и вавилонских рецептов для лечения самых разнообразных болезней. В Египте нефть была частью препаратов для бальзамирования тел умерших. В Древнем Китае нефть использовали для освещения и называли «каменным лаком». Возможно, именно она горела на башне знаменитого Александрийского маяка (III в. до н.э.), построенного в крупном египетском порту на берегу Средиземного моря. В античные времена нефть добывали на Сицилии, поэтому называлась она «сицилийским маслом». В эпоху средневековья искусство добычи и использования нефти в Европе было забыто. Когда европейцы прочитали в книге Марко Поло (XIIIв.) об использовании этой горючей жидкости в восточных странах, они отнеслись к этому сообщению с недоверием. Спустя два столетия нефть уже применялась

европейскими медиками для изготовления мазей при лечении кожных болезней.

Медицинские сборники табличек из библиотеки Ашурбанипала подбирались по признакам болезней или по названиям частей тела. Например, в табличках, объединённых общим названием «Когда человеческая голова охвачена жаром», дано подробное описание болезней головы: различных видов «умопомрачения», болезней висков, ушей и глаз, «облысения».

Читайте также:  Надулась десна над зубом мудрости не болит

Рассечение жертвенных животных давало представление о крупных внутренних органах: сердце, печени, почках, кишечнике, желудке. Средоточием всей жизни вавилонские жрецы считали печень. Они делили её на 50 квадратов и предсказывали по ним судьбы и события. Гадание по внутренностям животных до сих пор практикуется у многих народов.

Тексты Древней Месопотамии не упоминают о медицинских школах, передача медицинских знаний в узком кругу посвященных в тексте клинописной таблички представлена так: «Дай посвященному показать свои секреты магических знаний — посвященному; непосвященный да не увидит их; что касается сына, которому ты покровительствуешь, — заставь его поклясться. затем покажи ему».

Исторические параллели: Передача медицинских знаний в разных странах Древнего Востока сопровождалась священным ритуалом. Этот обычай был распространен в Египте и позже перешел к грекам. В одной из древнейших медицинских книг Древнего Китая встречается упоминание о клятвенном договоре, согласно которому ученик был обязан не разглашать полученные от учителя знания непосвященным. Заключение договора сопровождалось ритуалом, в который входили пост, молитва и помазание губ кровью, взятой из надреза на плече. Вероятно, такие ритуалы были связаны не только с желанием оградить медицинские знания от непосвященных, но и с соперничеством между различными медицинскими школами. До нашего времени дошли описания сложных древнеегипетских обрядов посвящения. Они предваряли изучение тайных, эзотерических (от греч. «эзотерикос» — внутренний, тайный, скрытый) знаний, частью которых было и искусство врачевания. О распространении этого обычая у греков свидетельствует один из трактатов Гиппократова сборника (III в. до н.э.): «Священные действия показываются только людям посвященным, профанам же — не прежде, чем они будут введены в таинство науки».

О наказании врача в случае неудачного лечения сообщает 218 параграф законов заря Хаммурапи, создателя вавилонской империи (XVIII в. до н.э.): «Если врачеватель сделал свободному человеку сильный надрез бронзовым ножом и умертвил этого человека, либо сделал надрез в области брови или виска этому человеку и погубил глаз этого человека, такому врачу надлежит отрезать руку». Подобные законы действовали в течение столетий и вряд ли способствовали развитию хирургии, что подтверждается и найденными письменными источниками. Сохранился клинописный текст письма, написанного врачом по имени Арадан и адресованного Ашурбанипалу. Врач сообщает о болезни царского сына, которому уже в течение месяца причиняет страдания сильно распухшая десна. Арадан не предпринимает никаких попыток хирургического вмешательства и выражает надежду на то, что в результате применения лечебных паст и мазей царский сын избавится от боли и не умрет. Жестокое наказание врача в случае неудачного исхода лечения было причиной высокой оплаты медицинских услуг. Так, например, согласно законам Хаммурапи, «. если врачеватель срастил сломанную кость или вылечил больной сустав, то больной должен заплатить ему пять сиклей* серебра». На эту сумму можно было целый год кормить несколько человек.

Уровень развития медицины в странах Древнего мира в определенной степени зависел от того наказания, которое ожидало врача в случае неудачи. В особенности это касается хирургических операций, часто сопряженных с большим риском. Высокий уровень развития хирургии в Египте и Индии отчасти объяснялся тем, что наказание врача в случае неудачи зависело от того, насколько верно он следовал предписаниям, изложенным в медицинских текстах. В частности, египетские медицинские папирусы середины II тысячелетия до н.э. описывают заведомо безнадежные болезни и травмы. Если врач брался за их излечение, он рисковал своей репутацией, но наказания мог бояться только в том случае, когда больной занимал высокое положение в обществе.

3.2. МИФОЛОГИЯ В МЕДИЦИНСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ

Вавилоняне переняли богов у шумеров. Во главе мира стояла верховная триада богов, олицетворяющая три части Вселенной: бог неба Any; владыка земли и воздуха Энлиль; бог водяной стихии Эа. Ану был воплощением небесного могущества и непостижимых для человека знаний; Энлиль воплощал власть царя на земле, в мире людей и был покровителем воинов. Эа ведал глубинами вод, а именно там, по мнению шумеров, первоначально обитала мудрость. Поэтому Эа почитался как бог мудрости и покровитель врачебного искусства; свою тайну он передал врачевателям «асу» (от шумерского — «знающий воду»), которых изображали в одежде, напоминающей рыбью чешую.

Культ Эа, покровителя мудрости, в том числе и медицинских знаний, связан с древним шумерским мифом об Оанне — человеке-рыбе, который выходил из моря и учил людей различным искусствам. Этот миф не найден в клинописи, однако дошел до нашего времени в пересказе египетского жреца Бероса. Оанн, сообщает папирус, учил людей «письму и наукам, и различным искусствам, и построению городов, и законодательству. С тех пор ничего не изобрели, что выходило бы за пределы этого. ». Образ рыбы в религиозных представлениях Древнего Востока часто связывался с воплощением божества. Так, индусы полагали, что бог Вишну впервые явился людям из тела рыбы.

Во дворе вавилонского храма был бассейн, который носил мистическое имя «апсу» — бездна. Выложенный разноцвет-Первое воплощение Вишну из тела рыбы.

От верховной триады богов получила своё могущество богиня врачевания Гула: она могла оживить мертвого, но также наслать неизлечимые болезни. Ей приписывали знание лечебных и ядовитых свойств растений. Помимо верховной триады существовала и вторая: бог Солнца Шамаш, бог Луны Син и богиня Утренней звезды Иштар.

Шамаша часто изображдали в виде старца, сидящего в зале суда. Он помогал слабым, врачевал больных и даже мог воскрешать мертвых. Иштар считалась иногда дочерью Сина, царицей неба, водительницей звезд. В то же время она была богиней любви, покровительницей материнства, богиней плодородия. Ее часто изображали с ребенком на руках. Жители Междуречья верили в то, что священное изображение Иштар приносит исцеление от болезней.

Жители других стран Древнего мира также верили с целительную силу вавилонских статуй. Так, например, во время болезни египетского фараона Аменхотепа III ему отправили из Ниневии статую богини Иштар и сопроводительное письмо с просьбой о возвращении священной статуи после исцеления: «Так говорит Иштар Ниневийская, владычица всех стран: «в Египет, в страну, которую я люблю, иду я». Я посылаю ее тебе. Она отправилась. Уже во дни моего отца владычица ходила в эту землю. да почтит ее и теперь мой брат. и да отошлет и вернет ее в радости. Иштар для меня — моя богиня, а для моего брата она не его божество». Когда Александр Македонский, возвращаясь из своего знаменитого похода в Индию, умирал в Вавилоне от непонятной болезни в 323 г. до н.э., военачальники даже ночью не переставали молить статуи о его выздоровлении и спали, обхватив руками изображения вавилонских богов.

Вавилонский бог Луны Син на небесном троне

Кроме богов, в фантастическом мире Древнего Двуречья к медицине имели отношение различные демоны и духи, которые постоянно наблюдали за людьми и были виновниками неприятных событий и болезней. Считалось, например, что демон бури Пазузу посылает головную боль и тошноту, а страшная старуха Ламашту-лихорадку.

Глиняные таблички, найденные в Ниневии, сообщают о демонах, способных повредить разным частям тела человека: «против головы человека направляет свою силу достойный проклятия Идпа. против шеи — скверный У тук, против груди — гибельный Алаль, против внутренностей — злой Гигин, против рук человека — ужасный Телал». Представления о причинах болезней чаще всего были связаны с религиозными верованиями и назывались, например, так: «рука бога» «дуновение злого духа», «объятия Ламашту» и т.п. Врачи-заклинатели читали для исцеления больного магические тексты, которые были сведены в специальные книги по разделам: «Избавить от чар. », «Головная боль», «Болезни горла», «Избавить от злых духов с помощью мучной воды. » и т.д.

Исторические параллели: Вавилонские медицинские заклинания употреблялись в течение тысячелетий в разных странах Востока и Запада, когда первоначальный смысл их слов был давно забыт. К такому выводу ученые пришли после расшифровки клинописи в конце XIX в. Например, средневековые европейские лекари часто употребляли в своих заговорах слова «хилка», «беша». Они казались бессмысленными, но после того, как научились читать тексты клинописных медицинских табличек, выяснилось, что с этими словами вавилонские врачи обращались к злым духам: «Сгиньте! Устыдитесь!».

3.3. О МЕДИЦИНСКИХ ЗАКЛИНАНИЯХ

Библиотека Ашурбанипала содержала собрание заклинаний и описания обрядовых действий под общим названием «Когда в дом больного заклинатель идет». Иногда в процессе обряда врачевания делали из глины или воска статуэтку, изображавшую больного или «преследовавших» его призраков. Важную роль в обрядах играли магические круги, которые врач очерчивал вокруг больного, магические числа (3 раза, 7 капель и т.д.),предсказание критических дней выздоровления («его болезнь уйдет», «он поправится и будет жить») или обострения болезни.

Если у врача не было надежды на выздоровление больного, он удалялся, не начиная лечения, следуя предостережению: «Этот человек под опасным влиянием, не приближайся, к нему». Возможно, это связано с первыми представлениями о заразных болезнях. Вот пример такого неблагоприятного прогноза: «Если человек так страдает от желтухи, что его болезнь дошла до центра глаз. этот человек болен, весь болен, он протянет недолго и умрёт». В таких случаях врач «не протягивал своей руки» (это выражение впоследствии перешло в греческую медицину). В медицинских заклинаниях часто упоминаются имена богов. Вот заклинание против зубной боли. Болезни и разрушение зубов вавилоняне объясняли наличием червя, который поселился и растет в зубе.

«Когда бог Ану создал Небо,

И пошел червь, при виде Солнца он заплакал,

Перед лицом бога Эа пришли его слезы:

«Что дашь ты мне для моей еды?

Что дашь ты мне для моего питья»

«Я даю тебе дерево, которое гнило,

«Что мне гнилое дерево и плоды этого дерева?

Дай мне гнездиться внутри зуба.

Его дупло дай мне в жилище.

Из зуба высосу я его кровь».

«Так как ты сказал это, червь,

То пусть побьет тебя бог Эа силою рук своих.

Это будет заговором против зубной боли.

При этом измельчи листья белены

И замеси с древесной смолой.

Это ты засунь в зуб и трижды повтори этот заговор»

Представление о черве, который поедает больной зуб, существовало в медицине многих стран в течение тысячелетий. Греческие и римские врачи объясняли кариес неправильным питанием, порчей ротовой слизи или действием зубного червя. Индусы и арабы видели причину зубной боли в том, что червь шевелится в дупле зуба. Европейские врачи утверждали в медицинских трактатах XVI—XVIIстолетий, что видели зубных червей своими глазами, и подробно их описывали. Немецкий профессор медицины в XVII в. сообщал, что ему удавалось извлекать из зуба животных величиной с дождевого червя с помощью желудочного сока свиньи. Его итальянский современник и коллега объяснял происхождение зубных червей тем, что они развиваются из личинок мух, попадающих в дупло больного зуба вместе с пищей. В русском лечебнике конца XVIII в. можно прочесть такую рекомендацию от зубной боли: «возьми сору из подполья и усей мелко, столько же сажи с чела’и разведи водою не жидко и разжигая камень, клади тут, а с больными зубами сиди над тем паром долго, голову окутав, и черви выпадут все в ту воду». Позже традиционный образ червя в искусстве врачевания зубов был связан с необходимостью удалить нерв больного зуба. Эта процедура называлась «схватить червя за ногу», «вытащить червя из больного зуба».

В древних заклинаниях часто соединялись вместе представления о происхождении мироздания, молитвенные формулы и лечебные рецепты. В качестве основы для лечебной пасты часто упоминается белена. Ее применяли для избавления от зубной боли в Египте, Греции, Риме и странах Европы до Нового времени. Римляне называли белену «зубная трава» (лат. — «herba dentaria»),

В медицине Месопотамии сохранению зубов придавали большое значение. «Если кто выбъет зуб у равного себе, то и ему следует выбить зуб» — гласят законы Хаммурапи. К заболевшим зубам и деснам прикладывали пасты и растворы, которые снимали боль и способствовали выздоровлению.

Обратим внимание на первую часть заклинания (с. 58—59), где говорится о зарождении жизни в воде: «небо создало реки, реки создали каналы, каналы создали ил, ил создал червя». Такие представления были свойственны древним, культурам разных народов. Шумеро-вавилонские и египетские предания повествуют о первоначальном состоянии Вселенной в виде водной бездны, в которой впервые появились разумные существа с телом рыбы. Мифы Древнего Китая рассказывают о первых жителях Земли, похожих на людей-рыб. Лица у них были человечьи, а туловища рыбьи. Они имели крылья и поэтому могли передвигаться не только в воде, но и в облаках. В вавилонском мифе о Гилъгамеше его предки, обитающие в царстве мертвых, удивлялись виду его рук, не имеющих перепонок между пальцами.

Кроме того, в этом клинописном тексте заклинания отражено одно из самых ранних представлений о « самозарождении» насекомых и мелких животных из влажного ила: «ил создал червя». Такие взгляды сохранялись в медицине и биологии тысячи лет. Их разделял и Аристотель (We. до н.э.) — великий греческий философ, которого считают основателем биологической науки. Вот пример его рассуждений о самозарождении угрей: «Есть болотистые пруды, где они возникают вновь, когда вода и ил удалены и дождь вновь наполняет эти пруды. Ибо угри происходят из дождевых червей, которые образуются сами из ила». В трактатах Древней Индии все живые существа делятся на «рождающихся из ростка» (растения), «рождающихся из яйца» (рыбы, земноводные, змеи, птицы), «живородящих» (млекопитающие) и «рождающихся из пота» (насекомые, черви и мелкие животные, которые рождаются из «по/па земли»). Средневековые индийские и арабские комментаторы этих трактатов отмечали, что лягушки рождаются прямо из земли, а муравьи способны появляться на свет тремя путями: либо из яйца, либо из влаги, либо из земли.

В средневековой Европе было распространено поверье о том, что тараканы появляются из кухонных отбросов, моль — из шерсти, а львы — из камней в пустыне. Вот рецепт европейского алхимика XVII столетия: «Если наполнить открытую бадью пропотевшим нижним бельем и добавить немного пшеницы, то. пшеница примерно через 21 день превратится в мышь». Как видим, здесь для самозарождения животных необходимо присутствие растения,

как и в следующем рецепте: «Выдолбите углубление в кирпиче, положите в него истолченной травы базилика, положите на первый кирпич второй так, чтобы углубление было совершенно прикрыто, выставьте оба кирпича на солнце и через несколько дней запах базилика, действуя как закваска, видоизменит траву в настоящих скорпионов». Натурфилософские трактаты средневековья и Возрождения сообщали читателям о том, что «видоизмениться» в животных способна не только истолченная трава или зерна пшеницы, но и живое дерево, на ветвях которого могут произрастать рыбы, птицы и даже млекопитающие.

источник

Врачебные знания в древней Месопотамии издавна передавались устно. В старовавилонский период они все чаще стали записываться на глиняных табличках. Сборники табличек подбирались по признакам болезней или по названиям пораженных частей тела. Их совокупность составляла своего рода „руководство“, весьма ценное для врачевателей.

К середине II тысячелетия до н. э. в древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания: асуту (аккад. Asutu – искусство врачевателей) и ашипуту (аккад. asiputu – искусство заклинателей).

Искусством врачевания занимались врачеватели-эмпирики – асу (аккад. asu – знающий воду). Представители другого направления назывались ашипу (аккад. asipu – заклинающий).

Обе традиции сохранялись почти без изменений до второй половины I тысячелетия до н. э., когда в связи с укреплением религиозных верований слились в одну, более близкую к ашипуту – „престижным стало то, что сегодня мы называем ненаучной медицинской спекуляцией“, – отметил известный ассириолог А. Оппенхейм.

Представления о причинах болезней в древней Месопотамии можно подразделить на три основные категории.

1. Связанные с нарушением принятых в общине обрядовых, правовых, моральных и прочих предписаний. Например: „. он приблизился к замужней женщине“ или „. он приблизился к жрице своего бога; в течение 31 дня он выздоровеет и будет жить“.

2. Связанные с явлениями природы и образом жизни. Не следует думать, что болезни у народов древней Месопотамии связывались только со злыми духами. Они объяснялись также употреблением нездоровой пищи, купанием в грязной реке, соприкосновением с грязью и нечистотами.

Читайте также:  Как снять зубную боль у взрослого

3. Связанные с религиозными верованиями („рука бога“, „дуновение злого духа“, „объятия Ламашту“ и т. п.).

Так, считалось, что демон бури Пазузу насылает головную боль и тошноту, а страшная старуха Ламашту, которая по ночам бродит по городу и бросается на детей, распространяет детскую лихорадку. Ламашту изображали в виде неряшливой старухи с лапами хищной птицы и головой гримасничающего льва (рис. 13). „Защита“ от такого „колдовства“ была вполне адекватной: женщины носили на шее маленькие фигурки демонов или клали их под порог своего дома, для того чтобы отпугивать демонов их же изображением, а заклинатели читали магические тексты, которые имелись в таком множестве, что для их целенаправленного поиска создавались специальные каталоги по разделам „Избавить от чар.“, „Головная боль“, „Болезни горла“, „Избавить от злых духов с помощью мучной воды.“ и т. п.

Врачеватель-асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Заклинатель-ашипу, напротив, – прежде всего со сверхъестественными силами: „рукой“ конкретного бога, демона или призрака, злыми чарами и т. п. Наряду с этим ашипу допускал, что болезни могут возникать и без участия богов или демонов, например в результате лихорадки или „удара“ в голову (описание которого напоминает инсульт).

В то же время нигде – ни в текстах асуту, ни в текстах ашипуту – болезни не связываются с эманацией звезд и астральными культами, которых в глубокой древности в Месопотамии еще не существовало.

Вопреки мнению, долгое время господствовавшему в Европе, никаких письменных свидетельств о развитии астрологии в древней Вавилонии нет, – она стала „важной наукой“ при ассирийском дворе Саргонидов (VII в. до н. э,), превзойдя по значению гадания по внутренним органам (рис. 14). В Вавилонии гадатели не были жрецами, а ступенчатые башни (зиккураты) не были, как недавно еще считали, астрономическими обсерваториями.

Вавилонская математическая астрономия, составившая славу древней месопотамской науки, не была связана с астральными культами, которые распространились в древней Месопотамии в более поздний период ее истории и были характерны не столько для Ближнего Востока, сколько для эллинистического Египта и средневековой Западной Европы, о чем свидетельствует значительное количество астрологических текстов и документов, дошедших до нас от эпохи эллинизма, римского и византийского периодов (О. Нейгебауэр, А. Оппенхейм).

Определив болезнь и ее причину, ашипу до начала лечения делал прогноз. В текстах ашипуту он чаще всего неблагоприятный: „он умрет“, ‹он не выздоровеет» и т. п. Благоприятный прогноз встречается реже: «он будет жить», «он вылечится», «его болезнь уйдет», «он поправится и будет жить». Если прогноз был безнадежен, ашипу (в отличие от асу), удалялся, не начиная врачевания. У ашипу даже были предостережения от лечения: «Этот человек под опасным влиянием, не приближайся к нему». Возможно, это связано с зачатками представлений о заразных болезнях.

Прогнозы асу, как правило, оптимистичны: «он выздоровеет», «его нужно лечить,». Прогноз «он умрет» в текстах асуту встречается редко. Вот пример такого неблагоприятного прогноза:

«Если человек Так страдает от желтухи, что его болезнь дошла до центра глаз, этот человек болей, весь болен, он протянет недолго и умрет».

Если же болезнь была за пределами компетенции асу, он «не протягивал своей руки» (впоследствии это выражение появилось в «Гиппократовом сборнике»).

Врачевание асу было направлено на облегчение конкретных проявлений болезни. Цели его лечения были вполне реальными: «остановить лихорадку и жар», «отвести отеки», «заставить болезнь уйти», «успокоить выступающие сосуды рук и ног» и т. п.

Асу был большим знатоком местной лекарственной флоры и фауны. Он использовал лечебные травы (горчица, тмин), коренья, семена (в частности, около 50 видов зерен), овощи (лук, чеснок, салат-латук, горох, огурцы), листья и плоды деревьев (финики), кедровый бальзам, минеральные средства (квасцы, красный железняк, сера, соли), нефть, продукты животного происхождения (мед, воск, топленое масло, кровь мангуста, рыбий жир, скорлупа мидий, – кожа козла и ягненка), экскременты птиц, овец и т. д.

Названия многих лекарственных средств в клинописных текстах выражены непонятными нам знаками. Возможно, они зашифрованы. Вот почему большинство из них невозможно отождествить с известными сегодня.

Врачеватели сами собирали лекарственные средства, составляли и хранили их, сами варили их на меду, пиве, уксусе, воде или твердом жире. В состав каждого готового лекарства входило несколько компонентов (иногда более 20). Готовые средства при перевязках наносили на полоски из кожи и ткани, втирали с маслом в процессе массажа, использовали при полосканиях и обмываниях, вводили с клизмами, применяли в виде мазей, порошков, пилюль, свечей и тампонов. В отличие от асу главным в ритуале врачевателя ашипу было чтение заклинаний. В хранилище рукописей Ашшурбанапала обнаружено собрание заклинаний и обрядовых действий из 40 табличек под общим названием «Когда в дом больного [заклинатель идет]». Искусство его врачевания лежало в сфере того, что сегодня называется «психотерапией», однако за этим искусством скрывалась другая сторона его деятельности – лекарственное лечение. Так, в одной из табличек говорится:

Если припадки вызваны рукой призрака, привяжи пять лекарств… к полоске из кожи ягненка и оберни его вокруг шеи больного, и он будет чувствовать себя лучше.

Понятно, что пять лекарственных средств, уже проверенных на практике, в сочетании с целебными свойствами самой кожи ягненка не могли не оказать благоприятного действия.

Иногда в процессе обряда врачевания ашипу делал из глины или воска статуэтки, изображавшие больного или «преследовавших» его призраков, с целью отпугнуть или уничтожить их. Важное место в обрядах ашипу занимали магические круги, которые он очерчивал вокруг больного, и магические числа (3 раза, 7 капель и т. п.). Он определял критические дни выздоровления или обострения болезни, которые предсказывал заранее, исходя из предыдущего опыта; и всегда сопровождал свои действия обращением к богам (как правило, Мардуку и На-бу) и добрым духам.

Набор лекарственных средств ашипу был значительно уже, чем врача-эмпирика асу. Однако почти в каждой рекомендации есть указание на использование лекарств. Например: «25 лекарств, чтобы освободить от колдовства» или: «растолки траву шалфей (?) и смешай ее с маслом; трижды скажи заклинание и положи на зуб».

Упомянутое заклинание – «Заговор против зубной боли» – представляет собой высокохудожественное литературное произведение древней Месопотамии и заслуживает того, чтобы привести его полностью:

5 Протоки сотворили болота,

Отправился червь к Шамашу, плача,

Пред богом Эа текут его слезы,

«Что ты выделишь мне в пропитанье?

10 Что ты выделишь мне для сосанья?»

15 Среди зубов дозволь поселиться,

Сделай челюсть моим жилищем.

Кровь из зуба сосать я буду,

18-19 Буду глодать я корни зуба».

20 «Зацепи острие, ухвати за корень!

Сам себе, червь, избрал ты такое!

В древних месопотамских текстах нет упоминаний об удалении или пломбировании зубов. Сообщается лишь o применении обезболивающих паст (содержащих белену) и лечебных мастик (с растительными компонентами), которые клали в дупло больного зуба.

Неудачный исход врачевания (что при том уровне развития медицины было явлением вполне естественным) ашипу объяснял вмешательством сверхъестественных сил: «такова воля богов» или «болезнь не ушла, потому, что больной неточно выполнил предписанный ритуал приема лекарства» и т. п. Таким образом, престиж ашипу всегда оставался высоким.

Репутация эмпирика-асу была более уязвима: его неудачи относились не столько на счет богов, сколько на счет самого врачевателя. В результате, асу постепенно утрачивали свои позиции.

Однако в целом, как свидетельствуют клинописные тексты, лечение асу было более эффективным, чем лечение ашипу. Это подтверждают и письма-таблички врачевателя Мукаллима (Mukallim, XIV в. до н. э.), который лечил больных в храме близ Ниппура: он успешно излечивал лихорадки и воспаление дыхательных органов, кожные заболевания и травмы. Во всех письмах Мукаллима и его помощника, занимавшегося приготовлением лекарств (так называемого «аптекаря»), нет ни единого слова о молитвах или заклинаниях – его лечение было эмпирическим.

Из писем Мукаллима понятно, что больные находились под его присмотром в течение всей болезни. Следовательно, в древней Месопотамии при храмах были помещения для больных («лечебницы»), где лечили знатных особ (Мукаллим сообщает о лечении царевны), служителей храмов и даже рабов:

Два твоих взрослых раба, – пишет Мукаллим главному администратору храма, – которые свалились в колодец: у одного сломана ключица, второй разбил голову; пусть господин мой напишет, чтобы выдали масла [для втирания], дабы дать им поправиться.

Это письмо, так же как и Законы Хаммурапи, свидетельствует о том, что в ряде случаев рабов в древней Месопотамии лечили.

Строение тела человека в древней Месопотамии не изучали, (о вскрытии тел умерших в текстах не упоминается). Рассечение жертвенных животных давало лишь самое общее представление о крупных внутренних органах: печени, сердце, почках, кишечнике, желудке.

Родовспоможением занимались женщины. Согласно юридическим текстам после смерти роженицы разрешалось путем рассечения живота (т. е. кесаревым сечением) спасти живого младенца.

Ни в одном медицинском тексте древней Месопотамии нет упоминания о том, что мы называем оперативным лечением; нет свидетельств об удалении зубов, прижизненной операции кесарева сечения или трепанации черепа, столь распространенной в других регионах земного шара. Однако в юридических текстах и сборниках законов говорится о вознаграждении врачевателю за успешное лечение травм или удачно выполненный им «надрез бронзовым ножом».

Самым обширным памятником права, древней Месопотамии являются Законы шестого вавилонского царя первой династии Хаммурапи. Они высечены на базальтовом столбе высотой 2,25 м (рис. 15), который был обнаружен в 1901 г. французской археологической экспедицией под руководством Ж. де-Моргана при раскопках древнего г. Сузы (на территории современного Ирана). Законы Хаммурапи принадлежат к числу наиболее древних законодательств мира и ярко отражают общественные отношения периода раннего рабовладения на Востоке.

Некоторые параграфы Законов касаются правовых аспектов деятельности врачевателей. В случае успешного лечения они получали весьма высокое вознаграждение:

221. Если лекарь срастил сломанную кость [у человека] или же вылечил больной сустав, [то] больной должен заплатить лекарю пять сиклей серебра.

222. Если [это] сын мушкенума, [то] он должен заплатить три сикля серебра.

223. Если [это] раб человека, [то] хозяин раба должен заплатить лекарю два сикля серебра.

Во времена Хаммурапи на один сикль серебра (ок. 8,4 г) можно было купить 300 л зерна. По нормам потребления того времени мужчине требовалось в год около 550 л зерна (ячмень) из расчета 1,5 л в день (мясо ели только во время обрядов жертвоприношения). Для женщин и детей нормы зерна были в два раза меньше. Таким образом, пять сиклей серебра составляли большую сумму: на них можно было целый год кормить несколько человек.

При общей суровости Законов Хаммурапи столь высокая плата врачевателю за лечение была связана с большим риском его профессии из-за обычая «талиона» (воздаяние равным за равное: око за око, зуб за зуб). В случае неблагоприятного исхода лечения врачеватель подвергался суровому наказанию:

218. Если врачеватель сделал свободному человеку сильный надрез бронзовым ножом и [тем] умертвил этого человека, либо сделал надрез в области nakkaptu (брови или виска) этому человеку бронзовым ножом и [тем] погубил глаз этого человека, ему надлежит отрезать руку (перевод И. М. Дьяконова и В. А. Якобсона).

«Сильный надрез бронзовым ножом» в этой части головы мог производиться в различных случаях (при абсцессе, нагноении раны и т. п.) и всегда был неизменно сопряжен с большим риском повредить глаз, сосуды или нервы, особенно при отсутствии соответствующих анатомических знаний у вавилонян. Вот почему при благоприятном Исходе того же оперативного вмешательства лекарь получал самое высокое вознаграждение:

215. Если врачеватель сделал свободному человеку сильный надрез бронзовым ножом и спас человека или сделал надрез в области riskkaptu (брови или виска) этому человеку бронзовым ножом и спас глаз человека, то он должен получить десять сиклей серебра.

216. Если больной – мушкенум, то он платит пять сиклей серебра.

217. Если больной – чей-нибудь раб, то господин раба платит врачевателю два сикля серебра.

Различная плата врачевателю за одно и то же лечение свидетельствует: социальном неравенстве и расслоение общества, и как следствие – классовом подходе к врачебной деятельности и организации медицинского дела.

Как уже упоминалось, в Месопотамии издавна существовали строгие гигиенические предписания однако сточные системы в городах долгое время не сооружались (в этом плане выгодно, отличается хараппская цивилизация древней Индии, середина III тысячелетия до н. э., см. с. 69). Все нечистоты, как правило, выбрасывались на улицу (так делалось и позднее в городах Западной Европы и Востока).

В Ассирии каналы для подачи воды и стока нечистот начали строить в столичных городах. Так, в Ниневии во времена Синанхериба был воздвигнут грандиозный водопровод длиной 18 км. Он имел уклон 1:80 и покоился на многочисленных арочных мостах, которые проходили над долинами и ущельями. Один из мостов – Джерзанский – достигал в длину около 300 м и опирался на 14 колонн. Ложе водопровода было выложено тремя слоями известняковых плит. Вода подавалась через искусственное водохранилище, созданное в результате воздвижения плотины и изменения русла восемнадцати рек. Строительство канала Синанхериба закончилось в 691 г. до н. э. – более чем за два столетия до сооружения первого римского акведука (см. с. 115).

Однако природные и искусственные водоемы были настолько заражены (см. с. 62), что существовал обычай: не пить сырой воды из каналов и рек, а пить вареное пиво и другие разнообразные напитки, которые готовились в большом количестве и широко употреблялись как взрослыми, так и детьми.

Передача медицинских знаний осуществлялась в узком кругу посвященных: «Дай посвященному (знающему) показать свои секреты магических знаний – посвященному; непосвященный да не увидит их; что касается сына, которому ты покровительствуешь, – заставь его поклясться именами Асаллухи (Марду-ка) и Нинурты, затем покажи ему.»

Ученики врача назывались асу агашгу (аккад. asu agasgu). Клинописи они обучались в знаменитой традиционной светской школе Вавилонии (э-дубба), которая существовала до XVII в. до н. э. Деятельность э-дуббы весьма положительно отразилась на развитии естественнонаучных знаний в Месопотамии.

Специально о медицинских школах в текстах древней Месопотамии не упоминается. По всей вероятности, они еще не существовали.

Число свободно практикующих врачевателей в древней Месопотамии было невелико. Их положение в обществе было различным в зависимости от исторического периода и с течением времени имело тенденцию к ухудшению в связи с падением престижа эмпириков-асу. При ассирийском дворе в последние столетия истории Ассирии служили только заклинатели ашипу (о придворных врачевателях асу не упоминается).

Положение врачевателей при дворе было весьма важным: они следили за здоровьем царя, его семьи и гарема (в гарем допускались только женщины и евнухи). Наиболее известных придворных врачевателей иногда посылали в другие страны для лечения их монархов. Так, известно, что в XIII в. до н. э. вавилонский царь направил своего врачевателя к хеттскому царю.

Клинописные таблички свидетельствуют также и о некоторой врачебной специализации. Так, в старовавилонских текстах имеется единичное упоминание о женщине-враче, которая лечила женские болезни, а в нововавилонских текстах (XI-VI вв. до н. э.) говорится о врачевателях, которые лечили болезни глаз. Особенно много рассказывается о, ветеринарах – мунаишу (аккад. munaisu – целители скота, шум. a-zu ansu – врачеватель ослов). В ветеринарной практике мунаишу часто производили кастрацию волов. Они же делали эту операцию людям (число евнухов, обслуживавших дворцы царей в древней Месопотамии, было весьма велико). Впоследствии операцию кастрации стали производить специально обученные для этого люди (не врачи).

К середине I тысячелетия до н. э. медицина древней Месопотамии ценилась ниже древнеегипетской. Об этом свидетельствует и Геродот, который посетил Месопотамию в середине V в. до н. э., когда земли Двуречья были завоеваны персами и государств Вавилонии и Ассирии уже не существовало. Однако на протяжении всей своей многовековой истории вавилоно-ассирийская культура оказывала большое влияние на развитие научных знаний во всей Передней Азии, где вместе с клинописью широко распространились и месопотамские медицинские тексты, которые переписывались почти без изменения до начала нашей эры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник