Меню Рубрики

Занятия логопеда в детском саду по заиканию

Конспект логопедического занятия с заикающимися детьми на этапе отраженной речи
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Подгрупповое занятие с детьми с заиканием на этапе отраженной речи учителя- логопеда Василив Александры Михайловны

Лексическая тема: «Зима. Признаки зимы. Зимующие птицы»

Цель: коррекция заикания на этапе отраженной речи

Подгрупповое занятие с детьми с заиканием на этапе отраженной речи учителя- логопеда Василив Александры Михайловны

Лексическая тема: «Зима. Признаки зимы. Зимующие птицы»

Цель: коррекция заикания на этапе отраженной речи

— Формировать умение произвольного регулирования напряжения и расслабления мышц своего тела;

— Закреплять навык диафрагмального дыхания;

— Развивать эмоциональную сферу детей, мимическую выразительность;

— Актуализировать и расширять лексический словарь детей по теме «Зима. Зимние признаки. Зимующие птицы»

— Развивать психические функции (внимание, память)

— Развивать связную речь на этапе сопряженной речи

— Совершенствование самоконтроля в деятельности;

— Развитие умения слушать и слышать логопеда;

— Формирование навыка учебной деятельности

Оборудование: предметные картинки на тему «Зима», речевой материал по теме «Зима. Зимние признаки. Зимующие птицы»

Ребята, здравствуйте! Меня зовут Александра Михайловна и мы сегодня вместе проведем занятие. Давайте поздороваемся друг с другом. Сначала погладим соседа по ладошке по очереди. Теперь давайте хлопнем друг друга по ладошке. Молодцы!

Знакомство с этапом ведения речи:

Сегодня у нас на занятии новое правило: сначала послушай, а потом повтори.

Ребята, рассаживайтесь на ковре и не забудьте снять обувь.

Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать.

Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
И самый лучший праздник вам
На радость подарю!

А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,

Умницы! Сегодня к нам в гости на занятие пришла зима.

3. Мышечная релаксация по контрасту с напряжением

Наша гостья зима, приглашает нас отправится на зимнюю лужайку. Давайте представим, что мы сидим на этой зимней лужайке.

Садитесь на ковер, но не забудьте снять обувь.

Посмотрите вокруг, сколько много снега. Давайте, представим что мы берем его в ладошки и крепко, крепко сжимаем, чтобы у нас получился снежный ком. А теперь отпускаем наш снежный ком. И еще раз берем снег в ладошки и сжимаем сильно, сильно. И отпускаем.

Давайте представим, что мы превратились с оленей деда мороза. У нас выросли красивые, сильные рога, как у настоящих северных оленей.

Ребята, вы наверное все видели, как зимой под крышами растут длинные сосульки. Сейчас наши ножки, тоже провраться в такие длинные, твердые сосульки.

Мы будем тянутся вперед носочками, чтобы у нас получились самые настоящие сосульки. Тянем, чтобы почувствовать напряжение в ножках и отпускаем.

В) Расслабление мышц ног, рук и корпуса.

Дети, скажите, а вы любите лепить снеговика?

Зима- это самое подходящие время, чтобы лепить снеговика. Давайте представим, что мы скатали большой снежный ком для снеговика и нам его нужно донести до нужного места.

Сожмите кулаки. Наклонитесь, возьмите ком. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело нам нести такой большой ком! Подержали его. Устали руки и положили ком на землю.

Давайте представим, что мы — снежинки. Заметает вьюга, мы летим в разные стороны (стоя на месте, с силой раскачиваемся из стороны в сторону с поднятыми руками – все мышцы напряжены). Ветер стих, а из снежинок получился большой сугроб. Замерли снежинки, расслабились(дети садятся на пол, как удобно, расслабляют мышцы).

Г) Внушение состояния покоя по представлению

Давайте теперь ляжем на пол, чтобы друг другу не мешать и закроем глазки.

Представьте себе, что все вы – легкие снежинки, очень красивые и весёлые. Вас подхватывает ветерок и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Маленькие снежинки поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждую снежинку … (пауза – поглаживание детей). Обдувает снежинки …, ласкает снежинки … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза.

Итак, мы с вами все еще на снежной поляне. В се вокруг белым бело, какой здесь свежий морозный воздух. Давайте подышим этим воздухом.

Ах! Какой воздух! Дети разводят руками и глубоко вдыхают.

Какой прозрачный и чистый воздух! Как дышится хорошо.

4.а Работа над гласными. Игра «Эхо»

Я предлагаю вам сыграть в игру «Эхо».

Я буду произносить звуки, а вы за мной повторяйте.

(Сначала произносятся отдельные звуки, потом весь звуковой ряд вместе)

Теперь за мной повторяют только мальчики.

Теперь девочки произносят громко, громко, а мальчики тихо и тихо.

И наоборот девочки тихо, а мальчики громко.

4.б Развитие речевого дыхания

Дети, скажите, а когда потеряешься что нужно кричать? Ау!

Давайте и мы с вами крикнем громко громко: ау! А теперь тихо, как мышки: ау!

Повторение правила безопасного поведения:

Молодцы! Ребята, я думаю вы помните, что ходить одним опасно и можно потеряться. Поэтому не ходите одни.

А сейчас одевайте обувь и садитесь за столы.

5.Знакомство с темой занятия. Коррекционная работы на этапе отраженной речи. Актуализация словаря по теме «Зима. Зимние признаки. Зимующие птицы».

Ребята, смотрите какая красивая у меня картинка. Она вам поможет догадаться, о каком времени года я сейчас расскажу.

Солнце светит мало, его лучи уже не согревают землю. Нет- нет, да и посыплется снежок. Замерзают лужи, речки, озера. Люди одевают теплую одежду, чтобы не замерзнуть. Все вокруг белое.

1.Ребята, когда это бывает? — Зимой

2.После какого времени года приходит зима? — после осени

3.Какой первый месяц зимы? – декабрь

4.А какие еще месяцы есть в этом времени года? – январь и февраль

5.Какой главный праздник отмечают зимой? — Новый год

6. Как называются птицы, которые не улетают на юг, а остаются с нами зимой?- зимующие птицы

7. Что строят люди для птиц, чтобы помочь им зимой?- кормушки

6.Развитие психических функций. Игра «Исправь ошибки»

Ребята, посмотрите, сегодня нам с вами пришло письмо от снеговика. Он пишет нам о зиме. Я его прочитала, но не поняла. Давайте вместе прочитаем и разберемся в этом письме.

Зимой очень жарко. На улице ярко светит солнце. С неба падает снег. На деревьях много листьев. Дует теплый, легкий ветерок. Дети катаются на лыжах и санках. И лепят снеговиков из земли. Люди одевают теплую одежду.

Молодцы! Вы исправили все ошибки и теперь мы точно знаем, что бывает зимой.

7.Развитие анализа, расширение языкового словаря. Игра «Хлопни в ладоши».

А теперь, ребята, приготовьте свои ладошки. Сейчас вам нужно будет хлопнуть, когда вы услышите подходящее слово.

Снежинка- горит, тает, летает, идет, кружится, воет, стучится

Лед- горит, трескается, тает, говорит, тонет

Метель- кружится, воет, поет, стучится

Зима(какая?) — снежная, солнечная, жаркая, морозная, золотая, холодная.

8.Физминутка. Координация движения с речью

Первый раз я покажу сама. Второй раз сделаем вместе движений. А третий раз вместе повторим движения и стихотворение.

Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, ( Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. ( Лепят и бросают снежки)

9.Дидактический синквейн. Развитие связной речи, обогащение словаря

Ребята, я предлагаю вам вспомнить нашу волшебную пятерку и попытаемся описать зиму, ее признаки.

  1. Кто/что
  2. Какой, какая, какие
  3. Что делает?
  4. Свое отношение (придумать предложение)
  5. Обобщающее понятие

Ребята, про какую тему мы сегодня говорили? Какое время года сейчас на улице? Как называются птицы, которые остаются на зиму?

источник

Конспект индивидуального логопедического занятия для обучающихся 2 класса по теме «Коррекция заикания».

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Цыремпилова М.Д-Ц., учитель-логопед ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2», г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Тема учебного занятия: Коррекция заикания.

Форма учебного занятия: индивидуальное.

Цель : Совершенствовать навык плавной, интонированной речи без заикания.
Задачи :
1. Вызвать расслабление мышц шеи, плечевого пояса, конечностей по контрасту с напряжением, расслабить эти же мышцы по представлению.

2. Освоить технику диафрагмально-реберного дыхания, сознательно регулировать распределение выдоха на определенные речевые отрезки (слог, слоговые последовательности, слово).
3. Выработать необходимые движения для свободного владения и управления мышцами нижней челюсти, языка, губ.

4. Использовать технику правильной речи (мягкая атака звука, замедленный темп речи, опора на ударный гласный звук, слитность голосоведения) при произнесении слова, последовательности слов.
5. В оспитывать самоконтроль за речью и поведением.

Словарная работа: трусы, кружки, орган, пироги.

Оборудование: кубик с выражением разных эмоций, зеркало, схемы артикуляционных упражнений, аппарата для закрепления навыков и коррекции речи АКР -01м «Монолог», карточки с речевыми заданиями.

I . Организационный момент

Сегодня на занятии мы будем говорить плавно и красиво.

II. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления.

Часики
Стоя. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.

Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так:
Влево, вправо,
Влево, вправо.
Дождь

Сидя. Голову поднять и тянуть шею вверх. Мышцы шеи напряжены. Такое положение сохранять во время чтения всей загадки. Затем голову опустить вниз и расслабить мышцы шеи.

Поглядите, поглядите —
Потянулись с неба нити!
Эта тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить.
Листья

Стоя. Представить, что «листья растут», тянуть руки вверх с напряжением. После слов логопеда «А осенью опадают» сбросить руки вниз, встряхнуть расслабленными руками.

Летом вырастают,
А осенью опадают.

Каждое упражнение повторяется 3-4 раза.

Мы немного отдохнули, успокоились, научились внимательно слушать, и, почувствовали, как приятно, когда тело не напряженно.

III . Артикуляционная гимнастика

Как называется, когда листья падают? Подул сильный ветер и к нам залетели необычные листья (со схемами упражнений для звука р). Выполним артикуляционную гимнастику.

IV . Упражнение для развития речевых и мимических движений.

Произнести междометие «о» с разной интонацией и выразить мимикой: удивленно; радостно; испуганно; спокойно; вопросительно; задумчиво; скорбно; с сожалением.

V . Дыхательно-голосовая гимнастика

1) Приемы парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Парадоксальная гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. В отличие от традиционной дыхательной гимнастики при слегка согнутых губах делается шумный короткий вдох носом. Выдох осуществляется свободно через рот.

Исходное положение: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить.

Делать короткий шумный активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или через рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

Исходное положение: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу.

В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхать пол»). Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.

Исходное положение: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты.

Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками «сбрасывающее» движение в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в исходное положение.

Исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу.

В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.

Произносить на диафрагмальном выдохе с мягкой голосоподачей (выдох с мягким придыханием) звуки.

в) голосом средней громкости;

1 (тихо) — 2 (громче) — 3 (еще громче) — и т. д., до 5.

Перечислить дни недели, месяцы года (по два-три слова на выдохе), чередуя громкое произнесение с тихим.

VI . Работа над плавностью речи

• Обозначение контура слова гласными звуками.

и — и — ил оу — оу — голубь аоа — аоа — ласточка

я — я — ял иа – иа – пила уаа – уаа — булавка

Ил — вязкий осадок из минеральных или органических веществ на дне водоёма.

Ял — рабочая и учебная корабельная шлюпка, короткая и широкая, одномачтовая, имеющая от одной до трёх пар вёсел.

• Произнесение одного слова на выдохе.

• Произнесение одного слова трижды на одном выдохе.

• Произнесение трех разных слов на выдохе.

Слова произносим не торопясь, на плавном выдохе.

• Произнесите каждое слово дважды, меняя место ударения, с сохранением естественной интонации слова. Объяснить значения слов.

Слова: трусы, орган, кружки, пироги.

Трусы — короткие (купальные, спортивные или носимые как белье) штаны.

Трусы — люди, легко поддающиеся чувству страха.

Кружки – сосуды в форме стакана с ручкой.

Орган — часть организма, имеющая определенное строение и специальное назначение.

Орган — музыкальный духовой инструмент, состоящий из труб, в которые мехами нагнетается воздух.

Читайте также:  Могут ли брать с заиканием в армию

Пироги — печеное изделие из теста с начинкой.

Пироги — узкие длинные лодки у индейцев.

Спряжение предложений из 3 слов.

Я говорю неторопливо и спокойно.

Я говорю плавно, уверенно и красиво.

Мне нравится говорить хорошо.

VIII . Итог занятия
Домашнее задание. Выучить стихотворение «Футбол»:

— Фи, футбол! (с пренебрежением)

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Коррекция заикания». На данном занятии была поставлена цель: совершенствовать навык плавной, интонированной речи без заикания. Решались учебные задачи: вызвать расслабление мышц шеи, плечевого пояса, конечностейпо контрасту с напряжением, расслабить эти же мышцы по представлению; освоить технику диафрагмально-реберного дыхания, сознательно регулировать распределение выдоха на определенные речевые отрезки (слог, слоговые последовательности, слово); выработать необходимые движения для свободного владения и управления мышцами нижней челюсти, языка, губ; использовать технику правильной речи (мягкая атака звука, замедленный темп речи, опора на ударный гласный звук, слитность голосоведения) при произнесении слова, последовательности слов; воспитывать у детей самоконтроль за речью и поведением, чувство уважения друг к другу.При планировании занятия были учтены возрастные и речевые особенности обучающегося. У ребёнка неврозоподобное заикание. Течение заикания носит устойчивый характер, ученик не испытывают страх речи. Соблюдались принципы обучения: от простого к сложному, связь материала с жизнью. Выбранная структура занятия была рациональна для решения поставленных задач. Все этапы занятия логично связаны между собой. На занятии учеником осуществлялся зрительный, тактильный, кинестетический контроль, был использован наглядный материал, проведена работа по обогащению и активизации словаря словами «трусы», «кружки», «орган», «пироги». Мальчик был заинтересован на протяжении всего занятия. Если заинтересовал данный конспект занятия логопедов, работающих с заикающимися детьми, хочу предложить для внедрения в их практику.

источник

Глава 1. Теоретические аспекты заикания

1.4 Причины и механизмы заикания

Глава 2. Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками

2.1 Дидактические основы логопедических занятий с заикающимися детьми

2.3 Методика В.М. Шкловского

2.4 Методика Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау

Проблему заикания можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о расстройствах речи. В литературе прошлого встречались весьма разнообразные толкования механизмов заикания. Это объясняется и уровнем развития науки, и позициями, с которых разные авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

Заикание — один из наиболее тяжёлых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и ещё в конце xix в. наш отечественный психиатр И.А. Сикорский впервые установил, что в большинстве случаев это происходит в возрасте от 2 до 5 лет.

Но, по мнению большинства учёных, заикание — это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся, их физического здоровья, общей моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей. Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии заикающихся детей в разных случаях проявляются по-разному, но, тем не менее, одно тесно связано с другим, питает друг друга, усложнение одного неизбежно усугубляет другое. Руководствуясь павловским учением о высшей нервной деятельности человека, заикание называют заболеванием центральной нервной системы в целом.

В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу. Но необходимо воздействовать на речь заикающегося, но и на его личность и моторику в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося и разными средствами получило в нашей стране название комплексного метода преодоления заикания.

Логопедическая работа с дошкольниками с заиканием представлена в методических рекомендациях Н.А. Власовой и Е.Ф. Pay («Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками». — М., 1959), С.А. Мироновой («Обучение и воспитание заикающихся дошкольных учреждений». — М., 1983), Г.А. Волковой («Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников». — М., 1983).

В основу системы преодоления заикания, предложенной С.А. Мироновой, положена деятельность ребенка, организуемая по разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация, конструирование».

Перед логопедом поставлены программные и коррекционные задачи, которые решаются в течение четырех этапов последовательно усложняемой работы.

В методике Г.А. Волковой представлена система комплексной работы с заикающимися детьми, которая состоит из разделов: методика игровой деятельности, логоритмические занятия, воспитательные занятия, воздействие на микросоциальную среду детей.

Н.А. Власова и Е.Ф. Pay предлагают работать над речью ребенка, переходя от простых ее форм к сложным: от сопряженной речи, через отраженную и вопросно-ответную речь, к описанию знакомых картинок, пересказу прослушанного текста, к спонтанной и эмоциональной речи.

Выбор методики преодоления заикания у дошкольников зависит от типа учреждения, в котором пребывают дети (логопедическая группа детского сада или условия стационара). Однако все авторы указывают, что преодоление заикания у дошкольников возможно лишь при комплексном воздействии, одной из составляющих которого является логопедическая ритмика.

Тема моей курсовой работы «Методика логопедической работы с заикающимися дошкольниками». Данная тема очень актуальна, поскольку нарушения речи многообразны, и многообразны также методы их коррекции.

Цель данной курсовой работы — изучить методику логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста по коррекции заикания.

Основными задачами, я считаю — это рассмотрение основных этапов, направлений, изучение методик логопедической работы по коррекции симптомов заикания у детей старшего дошкольного возраста.

Заикание — мучительное, тяжелое расстройство речи. Оно трудно устранимо, дезорганизует личность ребенка, тормозит правильный ход воспитания и обучения, затрудняет нормальное включение дошкольника в детский коллектив[1] .

Вот почему воспитателю следует серьезно задуматься над средствами устранения у своих воспитанников этого недостатка. Надо понять природу заикания, изучить личность заикающегося и овладеть доступными специальными педагогическими методами. При таких условиях воспитатель может помочь ребенку нередко даже в большей степени, чем специалист-логопед, в силу более интимного и длительного контакта со своим воспитанником и его семьей.

Заикание — функциональное нарушение речи, внешне выражается в судорогах мышц тех или иных органов речи в момент звукопроизношения (губ, языка, мягкого нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц). Речь прерывается вследствие задержки на некоторых звуках и словах (Приложение 1).

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

На рубеже XVII-XVIII вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини считал, что заикание возникает при отверстии в твердом нёбе, через которое якобы слизь просачивается на язык и затрудняет речь. Вутцер объяснял это ненормальным углублением в нижней челюсти, в которой прячется кончик языка при своем движении. Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); спазматическое сокращение мышц, удерживающих язык в полости рта (Итар, Ли, Диффенбах); несогласованность процессов мышления и речи (Блюме); несовершенство воли человека, воздействующей на силу мышц речедвигательного механизма (Меркель) и т.д.

Часть исследователей связывала заикание с нарушениями в протекании психических процессов. Например, Блюме считал, что заикание возникает от того, что человек или мыслит быстро, так что речевые органы не поспевают и потому спотыкаются, или же, наоборот, речевые движения «опережают процесс мышления». И тогда из-за напряженного стремления выровнять это несоответствие мышцы речевого аппарата приходят в «судорогоподобное состояние».

К началу XX в. все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:

1) Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарата слоговых координации). Это было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И.А. Куссмауля, а затем в работах И.А. Сикорского, который писал: «Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата как физиологического целого». Сторонники этой теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную слабость аппарата, управляющего слоговой координацией. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма: заикание — это судорогоподобные спазмы.

2) Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Это направление выдвинуто Т. Гепфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либманн, Г.Д. Неткачев, Ю.А. Флоренская. Психологический подход к пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.

3) Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонниками этой теории были А. Адлер, Шнейдер, которые считали, что в заикании, с одной стороны, проявляется желание индивида избежать всякой возможности соприкосновения с окружающими, а с другой — возбудить сочувствие окружающих посредством такого демонстративного страдания.

К 30-м годам и в последующие 50-60-е годы XX в. механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю.А. Флоренская, Ю.А. Поворинский и др.), другие как особую его форму (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев, И. II. Тяпугин, М.С. Лебединский, С.С. Ляпидевский, А.И. Поварнин, Н.И. Жинкин, В.С. Кочергина и др.). Но в обоих случаях эти сложные и многообразные механизмы развития заикания идентичны механизмам развития неврозов вообще. Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образования патологического условного рефлекса. Заикание — это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом (В.С. Кочергина, 1962). В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых в генезе заикания указывал еще В.А. Гиляровский. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области высшей нервной деятельности — речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры извращается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц. Заикание возникает не при органических изменениях стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функций. Эти взгляды отражают понимание механизма невротического заикания как своеобразного нарушения корково-подкорковых отношений (М. Зееман, Н.И. Жинкин, С.С. Ляпидевский, Р. Лухзингер и Г. Арнольд, Э. Рихтер и мн. др.).

источник

Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком старшего дошкольного возраста на подготовительном этапе коррекции заикания с инновационной программой «Комфорт»

Заикание представляет собой сложное патологическое состояние с полиморфной клинической картиной, в которой преобладают две группы нарушений:

  • собственно речевые судороги(артикуляционные, голосовые и дыхательные), прерывающие плавность речи, ее слитность, и нарушения просодики (темпа, ритма, и мелодичности);
  • расстройства в психоэмоциональной сфере, обусловленные различными неврологическими и лого-невротическими нарушениями, которые возникают у заикающегося в результате затруднения речевого общения (логофобии, речевая неуверенность, страх определенных ситуаций, сопутствующие эмоционально-аффективные и соматовегетативные проявления, связанные с речью)

Необходимо отметить, что при заикании, кроме характерных речевых судорог, имеет место высокий уровень тонуса и биоэлектрической активности различных групп мышц, участвующих в процессе речи, особенно перед началом и во время речи. Это обусловлено тем, что как тонические, так и клонические судороги распространяются, как правило, на весь речевой аппарат и могут преобладать в дыхательном, голосовом или артикуляционном его отделах.

Для заикающихся детей характерны кардиоваскулярные дыхательные изменения. Речевое дыхание поверхностное или вообще не сформировано. Зачастую речевой поток осуществляется в момент вдоха. Во время речи преобладает ключичное или грудное дыхание. Дефектная речь становится для заикающегося ребенка главным психотравмирующим фактором. Лишает его полноценного общения, травмирует и изменяет психику, изменяет функциональное состояние в целом, формирует в организме устойчивый патологический стереотип речи и поведения.

На современном этапе развития логопедии используется комплексный подход к преодолению заикания. Он подразумевает систему четко разграниченной, но согласованной работы разных специалистов: логопеда, психолога, врачей — невролога и психоневролога, логоритмиста и ряда других специалистов.

Одной из основных задач в комплексном подходе коррекции заикания является формирование навыка устойчивой плавной речи у заикающихся, которое осуществляется логопедами. Формирование речевого дыхания – логопедическая техника, направленная на снятие напряжения мышц дыхательного аппарата, а также на формирование скоординированной деятельности дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов.

Дыхание – это одна из вегетативных функций, которая имеет произвольную регуляцию. Под произвольно регулируемым дыханием понимается процесс, по средствам которого человек сознательно контролирует число и способ дыхательных движений, проще говоря, вдохов и выдохов, а также пауз между ними.

Регуляция дыхания является самым древним из известных методов борьбы со стрессом. Она используется в течение тысячелетий для снижения чувства тревоги и для того чтобы способствовать достижению состояния общей релаксации. Это особенно важно при заикании. Только диафрагмальное дыхание является самым простым и наиболее эффективным методом регулируемого дыхания, используемого при борьбе с чрезмерным напряжением у заикающихся.

Читайте также:  Могут ли экстрасенсы вылечить заикание

Предполагается существование нервного механизма, посредством которого диафрагмальное дыхание может понижать активность коры головного мозга. Избыточная стимуляция, возникающая при использовании этого типа дыхания, тормозит приток сенсорной информации в кору и стабилизирует работу психики. Снижение активности коры головного мозга, приводит к снижению уровня мышечной активации, за счет чего на глубоком диафрагмальном выдохе происходит расслабление мышц внутренних органов и снижение тонуса периферических сосудов. При снижении мышечной активности ткани внутренних органов лучше снабжаются питательными веществами и кислородом, кроме того, снижаются или исчезают спастические боли.

В Центре диагностики и консультирования города Нижнекамска республики Татарстан, принимая во внимание широкие диагностические и коррекционные возможности, пришли к мысли внедрить в образовательный процесс новую компьютерную программу диагностики и коррекции психофизиологического состояния «Комфорт».

Программа «Комфорт» является универсальной методикой коррекции и развития адаптационных возможностей. Она предназначена для работы с различными возрастными группами и позволяет решать комплексные задачи по коррекции заикания.

Программа «Комфорт» осуществляет работу в нескольких режимах:

  • Режим «Кардио-ФБУ» — обучение диафрагмальному дыханию (наиболее оптимальному для развития ребенка)
  • Режим «ЭМГ»- обучение снятию мышечного напряжения и излишнего эмоционального напряжения
  • Режим «Температурный» — обучение снижению уровня стресса
  • Режим «Кардио-ЛОГО» (профилактика развития логопедических нарушений у детей, коррекция имеющихся нарушений речи, заикания, совершенствование навыка речи в профессиональной карьере, связанной с речью).

Программа реализует метод функционального биоуправления, основанный на использовании феномена биологической обратной связи.

Биологическая обратная связь- это принцип, лежащий в основе организации самоуправления физиологическими функциями живого организма.

Биоуправление — это обучение человека новой для него деятельности, новым навыкам. Но это особая форма обучения. Ее специфичность состоит в том, что обучаются системы организма, произвольно не контролируемые, и осуществляется это при помощи специальных технических средств. При реализации метода функционального биоуправления (ФБУ) происходит регистрация физиологических параметров организма (при помощи специальной аппаратуры- аппарата МиКарт) и преобразование их в компьютере в виде сигналов обратной связи, которые человек воспринимает в виде звукового или зрительного ряда. Таким образом, тренирующийся человек имеет редкую возможность в режиме ON- LINE увидеть и услышать сигналы, соответствующие его состоянию функций организма, а кроме того в режиме реального времени может отследить, какие изменения происходят в процессе выработки навыка саморегуляции.

Сущность метода биоуправления при коррекции заикания заключается в обучении ребенка контролировать и целенаправленно изменять течение нарушенной физиологической функции, участвующей и влияющей на процесс речеобразования (дыхания, мышечного и вегето-сосудистого тонуса, психоэмоционального состояния).

Курс состоит из 15-20 занятий по 20-30 минут.

Цель курса: обучение детей диафрагмально — релаксационному дыханию, которое обеспечивает оптимальное состояние организма для процесса речеобразования и снятию психоэмоционального напряжения,

Занятия с заикающимися детьми состоят из нескольких этапов.

1. Диагностический. (1сеанс)

В программе заводится карточка, где отражаются анамнестические данные на ребенка. Далее проводится диагностика в течение 3 минут с помощью специального диагностического режима. Регистрация физиологических параметров важна для оценки функционального состояния организма и для отслеживания изменений, происходящих в ходе курса коррекции.

2. Формирование навыка диафрагмально — релаксационного дыхания. (2-8 сеансов)

Так как правильное дыхание является основным необходимым навыком для коррекции данного нарушения, следует уделить особое внимание точности вырабатываемого навыка, то есть соблюдению правильности технологии дыхания. Часто при заикании имеются жестко закрепленные патологические стереотипы дыхания, которые с трудом поддаются коррекции, это может удлинить этап формирования навыка.

Занятия проходят в режиме «Кардио-ФБУ». Для снятия сигнала ЭКГ, используются электрические биполярные кардиодатчики, размещаемые на запястьях. Идентификация удара сердца и определение времени его прихода осуществляется программным путем. Регистрация параметров дыхания и временной функции дыхательного цикла производится путем программной обработки характеристик кардиосигнала по изменению длительности дыхательной волны.

Обучение проводится логопедом в ходе практических тренинговых занятий – сеансов, по специальной технологии. Исходное положение: сидя, слегка откинувшись на спинку стула или кресла. Руки опущены, лежат на коленях. Вдох делается через нос, без напряжения, комфортно. На вдохе живот надувается. Выдох через рот, медленно, спокойно, через слегка сомкнутые губы, с полным мышечным расслаблением, брюшная стенка на выдохе медленно втягивается. На выдохе должно быть ощущение, что вместе с воздухом уходит напряжение. Задача в том, чтобы с каждым выдохом расслабляться все больше и больше. Расслабление должно быть не только мышечное, но и эмоциональное.

На практических занятиях с компьютерными тренажерами сигналом обратной связи служит развитие мультипликационного сюжета или изменение изображения. Эти изменения отражают изменения пульса на вдохе и выдохе.

Для правильного проведения процедур обучения навыку дыхания необходимо использовать чередование рабочего режима (дыхание диафрагмальное) и режима отдыха (дыхание произвольное).

3. Закрепление навыка. (8-15 сеансов)

На этом этапе работы нужно сформировать навык речевоспроизведения на выдохе. Для этого логопед дает ребенку задачу воспроизводить определенный звук или слог, а затем слово, словосочетание или текст на фазе выдоха. Эта работа проводится в режиме «Кардио-Лого», содержащим стимульный материал для постановки слитного речевоспроизведения на выдохе. При остановке речевоспроизведения следует строго следить за параметрами дыхания:

  • частота дыхания должна быть в пределах 4-8 дых./мин;
  • должна наблюдаться синхронность изменения значений пульса и дыхательного цикла (увеличение пульса на вдохе и снижение на выдохе);
  • должно удерживаться стабильное значение показателя RSA (не менее 10 уд/ мин).

Учитывая, что избыточное психоэмоциональное напряжение может помешать ребенку успешно справляться с заданием, дополнительно следует использовать режим ЭМГ для обучения ребенка мышечной релаксации. При этом, в зависимости от особенностей детей, специалист может решить несколько дополнительных задач:

  • научить контролировать уровень мышечной активности на группе мышц, участвующих в процессе речи (датчики устанавливаются на наружных мышцах лица и шеи, в которых наблюдается патологически избыточная или судорожная активность);
  • научить контролировать уровень общего психоэмоционального напряжения (датчики устанавливаются на лобные, трапециевидные мышцы, или мышцы кисти).

На этом же этапе возможно дополнение работы другими методами саморегуляции (визуализация, музыкотерапия, аутогенная тренировка и т. д.).

4. Заключительная часть (5-10 сеансов)

На этом этапе работы следует проводить тренировку ритмической, вопросно-ответной и спонтанной речи, уделяя внимание слитности, плавности и легкости речевоспроизведения.

Ожидаемый результат: Эффективность биоуправления при коррекции заикания высока и достигает 80% и выше, при этом эффект плавной речи сохраняется не менее 9 мес. Кроме того, значительно оптимизируется общее психофизиологическое состояние и снижается характерная для этих детей тревожность, невротичность, напряженность, что способствует повышению адаптационных возможностей организма.

Список литературы:

  1. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М., 1983.
  2. Методическое пособие «Комфорт». Диагностика и коррекция психофизиологического состояния. — Санкт Петербург, 2004.
  3. Селиверстов В.И. Заикание у детей. – М., 1997
  4. Ястребова А. В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1980

источник

Коррекционное воздействие при заикании имеет комплексный характер. Кроме медикаментозного лечения, применяется коррекционно-педагогическое, которое предусматривает применение логопедической методики, подходящей к конкретному случаю.

Для чего необходима работа логопеда с ребенком или взрослым, страдающим заиканием, в чем состоят логопедические занятия с заикающимся дошкольником и школьником? Подробности — в статье.

Работа логопеда направлена на устранение главных проблем при логоневрозе, связанных с нарушением темпа, ритма речи.

Логопедические упражнения помогают:

  • Формировать плавность речи.
  • Планировать собственное высказывание.
  • Освоить и автоматизировать послоговое чтение.
  • Чувствовать и регулировать темп собственной речи.
  • Развивать правильное речевое дыхание.
  • Формировать долгий речевой выдох.
  • Научиться распределять запас воздуха на всю фразу.
  • Делать своевременные паузы, чтобы избежать сбоя дыхания.
  • Логопедическое обследование начинается со сбора анамнеза. Выясняется, не имеют ли родители или близкие родственники речевые нарушения. Устанавливается время возникновения дефекта и особенности проявления заикания в разные возрастные периоды.

    При диагностике детей уточняются данные о протекании беременности матери и характер родов. Изучается становление речевой функции.

    Особое внимание уделяют нарушению слоговой структуры слова, аграмматизмам в речи, присутствуют ли повторы звуков и слогов. Также рассматривается темпо-ритмическая организация речи.

    Изучается развитость речевой моторики, орального праксиса. Для этого применяются изолированные и серийные движения. Логопед обращает внимание, присутствует ли движение, происходит ли замена одного движения другим.

    Обследуется тонус мышц ротовой полости и лица, объем движений и их активность. Даются тесты на проверку способности удерживать органы в заданном положении.

    Обследуется экспрессивная речь. Диагностические задания выявляют особенности произношения звуков, слогов, слов, фраз. Тестируется умение пересказывать, строить самостоятельный рассказ, вести беседу, читать стихотворные и прозаические тексты, умение говорить нараспев. Отмечается возможность произносить многосложные слова, длинные фразы, большой связный текст.

    Изучаются особенности письменной речи: умение переписывать текст и самостоятельное письмо. С этой целью проводят буквенные, слоговые, пословные и фразовые диктанты, а также длинный связный текст. Фиксируется скорость и качество написания отдельных элементов и сложных комплексов.

    Изучаются возможности дыхания. Логопед смотрит, насколько скоординированы вдох и выдох, как происходит забор и выпускание воздушной струи (через нос или рот), как часто заикающемуся требуется совершать вдохи. Определяют тип дыхания (ключичный, грудной, брюшной).

    Речевые правила для заикающихся:

    1. Планирование высказывания. Экспромт в речи при заикании является сложной задачей. На начальных этапах коррекции лучше избегать импровизаций в говорении, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда говорящий знает, о чем он хочет сказать, у него снижается психологическое напряжение, а вместе с ним и вероятность спазма. Хороший результат дает предварительное проговаривание «про себя».
    2. Следить за своим дыханием во время речевого акта. Говорение с одновременным вдыханием воздуха является противоестественным. Произносить фразу нужно на выдохе. Причем дышать необходимо диафрагмой. Запас воздуха нужно расходовать преимущественно на произнесенные гласных звуков.
    3. Не забывайте про остановки в речи. Паузы дают возможность набрать воздушный запас и обдумать следующую фразу. Паузы делайте не только между смысловыми отрезками текста, но и внутри длинного предложения.
    4. Следить за своими движениями.

    Общие правила поведения при борьбе с заиканием:

    Ежедневно самостоятельно выполняйте упражнения и другие мероприятия по преодолению дефекта. В этом поможет введение распорядка дня.

    Планирование на сутки позволит распределить время так, чтобы работа по борьбе с заиканием вошла в привычный режим.
    Поддержание физической формы. Речь зависит от общего физического состояния организма, поэтому важно высыпаться, избегать стрессовых ситуаций, полноценно отдыхать, питаться правильно.

    Держать тело в тонусе, а заодно и тренировать дыхательную систему помогают определенные виды спорта. К ним относятся плавание, лыжи, ходьба.

    Резкие движения и сильное мышечное напряжение при логоневрозе противопоказаны, поэтому штанга, бокс, борьба, прыжки, футбол, баскетбол не пойдут на пользу.

  • Откажитесь от вредных привычек.
  • Правила для логопеда — при подготовке занятия с детьми необходимо:

    1. Учитывать ведущий вид деятельности конкретного возраста. Для дошкольников это игра. Все задания и упражнения нужно проводит так, чтобы ребенку было интересно. В противном случае можно натолкнуться на нежелание заниматься и на потерю контакта.
    2. Следить за длительностью занятий. Она должна быть не больше 20 минут.
    3. При разработке занятия учитывать индивидуальные особенности заикающегося.
    4. Давать материал и задания с постепенным наращиванием сложности.

    Степень самостоятельности, с которой говорящий строит свое речевое высказывание, способна оказывать влияние на возникновение речевых судорог.

    Самую большую сложность представляет спонтанная речь. Когда человек говорит сам, без посторонней помощи, запинки в речи возникают чаще.

    Помощь может быть выражена разными способами – как прямыми (совместное проговаривание), так и косвенными (подсказки). В связи с этим логопедическая коррекция проводится поэтапно, с постепенным усложнением речевого материала, а также с опорой на индивидуальные возможности заикающегося.

    Этапы логопедического воздействия в зависимости от степени самостоятельности речи:

    Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу с помощью сопряженной речи. Заикающийся совместно с логопедом артикулирует фразы. Сначала педагог произносит фразу сам, а затем вместе с занимающимся.

    Практика показывает, что даже при тяжелых формах логоневроза сопряженная речь дается пациенту практически без затруднений.

    При говорении человек только копирует речь педагога, включая манеру произнесения, интонацию и структуру фразы. Успехи в этом занятии дают правильный психологический настрой на успех.

  • Тренировка отраженной речи. На этом этапе ребенок или взрослый учится повторять речевое высказывание за взрослым без совместного проговаривания.
  • Ответы на вопросы. Эта задача является более сложным уровнем речевой самостоятельности. Беседу лучше строить с опорой на иллюстрацию и задавать вопросы, которые требуют конкретного ответа: что изображено в левом нижнем углу, что держит в руках мальчик, какого цвета его портфель и т.д. Ответы на них ребенок найдет на картинке и сможет ответить одним или двумя словами, опираясь на конструкцию самого вопроса.
  • Отработка развернутых ответов. Вопросы «почему», «зачем» и т.п., предполагающие элементы рассуждения, требуют развернутых фраз. Они более приближены к самостоятельной речи.
  • Отработка навыка пересказа. Это задание предусматривает умение связывать фразы между собой, выстраивая их в логической последовательности. Однако у занимающегося еще есть опора на прослушанный текст.
  • Отработка навыка рассказа. Изложение материала в этом случае полностью самостоятельное. Оно не опирается на услышанное ранее высказывание. Ребенок или взрослый передают словами то, что увидели на картине, на прогулке, свои впечатления.
  • Спонтанная речь. Предполагает естественное и активное речевое общение с окружающими: вопросы, просьбы, обращения, сообщения, обмен мыслями, выражение желаний
  • Самая первая методика преодоления заикания разработана Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау. Авторы взяли за основу уровень овладения самостоятельностью в речевой деятельности.

    Одновременно проводятся занятия по отработке чувства ритма и музыкальных упражнения, а также разъяснительные беседы с родителями.

    Н.А.Чевелева предложила устранять признаки логоневроза в процессе практической деятельности ребенка. Методика заключается в том, что дети постепенно переходят от наглядных форм речи к отвлеченным. Высказывание строится на основе наглядной ситуации (например, изготовление поделки).

    Читайте также:  Могут ли дать инвалидность по заиканию

    По мере усложнения ручной деятельности, увеличения числа элементов работы усложняется и речь:

    1. Сначала ребенок учится слышать правильную речь.
    2. Затем наступает время сопровождающей речи. Дети комментируют свои действия по изготовлению поделки.
    3. Завершающую речь дети отрабатывают при описании уже готового изделия.
    4. Предваряющей речи заикающиеся учатся, когда рассказывают о своих намерениях.
    5. Закрепление навыков самостоятельной речи. Здесь детям предстоит рассказать обо всем процессе изготовления поделки, ответить на вопросы логопеда.

    Эта методика подходит для занятий как с дошкольниками, так и с младшими школьниками.

    Упражнения гимнастики для артикуляционного аппарата тренируют мышцы ротовой полости. Гимнастический комплекс включает разработку языка, губ, подвижности щек, глотки и неба.

    Рекомендуется выполнять гимнастику перед зеркалом, чтобы контролировать правильное положение органов речи. Упражнения нужно выполнять регулярно.

    Дыхательная гимнастика помогает поставить длительную воздушную струю и правильное речевое дыхание.

    Развитие речевого дыхания при заикании, видео-урок:

    Логопедическая ритмика помогает преодолевать нарушения речи с помощью развития двигательных навыков ребенка в сочетании со словесным и музыкальным сопровождением.

    Идея логоритмических упражнений основана на том, что все жизненные процессы имеют свои ритмы. Ритмические движения активизируют мозговую деятельность.

    Массаж проводят перед всеми другими мерами логопедического воздействия. Массажные движения охватывают не только ротовую полость, но и область головы, шеи, плечевого пояса.

    Существует две техники логопедического массажа – сегментарная и точечная. Первый включает такие движения, как поглаживания, растирания, разминания, вибрация.

    Точечный массаж основан на действии биологически активных точек. Нажатие на них вызывает рефлекторный ответ в определенных органах и мышцах.

    Эффективность воздействия логопедических методик при коррекции заикания заключается не только в том, что в результате занятий человек избавляется от дефекта речевой деятельности, но и обретает уверенность в себе.

    Логопедическая коррекция имеет еще и психотерапевтический эффект, так как занятия включают проработку личностных качеств.

    Логопедическое воздействие затрагивает также высшие психические функции. Занятия для детей строятся таким образом, что одновременно происходит развитие памяти, внимания, мышления.

    Каждая логопедическая методика коррекции заикания дает определенные результаты. Отрицательный результат в их применении может быть зафиксирован только в том случае, если логопед неправильно диагностировал степень развития дефекта и ошибся в подборе методики.

    В основе устранения заикания лежит большая работа как со стороны логопеда, так и со стороны самого заикающегося. Примером для всех, кто хочет избавиться от данного речевого дефекта, может служить история древнегреческого оратора Демосфена.

    Заикание или логоневроз — проблема произношения, с которой сталкиваются около 15% детей и взрослых. Заболевание характеризуется спазмическими остановками речевого потока,…

    Заикание – комплексное нарушение речи, с трудом поддающееся медикаментозной коррекции. Для его лечения разработано множество методик, в том числе и…

    Заикание — это распространенное нарушение речи. Встречается как у детей, так и у взрослых. Проявляется обычно в 3 года. При…

    источник

    Конспект индивидуального логопедического занятия у ребенка с заиканием на тему: «Путешествие по сказкам». «Закрепление звука [Р ] в слогах и словах».
    план-конспект

    Материал будет полезен для использования на индивидуальных занятиях у детей с заиканием, ФФНР при автоматизации звука Р в слогах и словах на материале сказочных сюжетов.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ласточка» муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области

    занятия у ребенка с заиканием

    МБДОУ «Детский сад «Ласточка»

    Тема: Автоматизация звука [ Р ] в слогах и словах.

    Цель: Закрепить умение произносить звук [ Р] в слогах и словах.

    1. Закрепить умение произносить звук [ Р] изолированно, в слоге, в слове;
    2. Продолжить учить определять положение заданного звука в словах: начало, середина, конец;
    3. Закрепить умение образовывать название профессий;
    4. Продолжить обучение образованию уменьшительных форм существительных;
    5. Развивать артикуляционную моторику, правильное речевое дыхание;
    6. Развивать мелкую моторику рук;
    7. Воспитывать сочувствие и желание помочь.
    8. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

    Оборудование: книги со сказками: «Три медведя», «Три поросёнка», «Репка», «Бременские музыканты», «Золушка», картинки с изображением музыкальных инструментов, домик, прищепки-на мелкую моторику рук, картинки со звуком [ р] в разных частях слова (начало, середина, конец), муляжи овощей и фруктов, шнурок, корзинки маленькие-3 шт., карточки с изображением артикуляционных упражнений.

    Учитель-логопед : Скажи, ты любишь сказки? Сегодня у нас с тобой не простое занятие. Сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам.

    Но сначала мы должны привести себя в порядок. Умыться («Вкусное варенье»), причесать волосы («Расчёска»), поесть («Грибок»), помыть посуду («Индюк»), просушить её на ветру («Парус»).

    Ну вот, теперь можно садиться на лошадку и в путь («Лошадка»). По сказочной тропинке лошадка быстро бежит, копытца звонко стучат.

    Ребёнок: выполняет артикуляционные упражнения перед зеркалом.

    Ма-ма-ма – наступила зима (растираем крылья носа)

    Жок-жок-жок – с неба падает снежок (растираем лоб)

    Ой-ой-ой – холодно зимой (растираем шею)

    Тель-тель-тель – быстро кружится метель (растираем ушки)

    — Не забывай, говорим красиво, плавно и неторопливо.

    А вот и сказочный лес. А воздух в лесу свежий, давай подышим им (вдох носом, плавный выдох ртом).

    Автоматизация звука [Р ] в слогах.

    Учитель-логопед: Вот и первые герои сказок встретились на нашем пути.

    Как ты думаешь, из какой они сказки?

    Ребёнок: Из сказки «Три медведя».

    Учитель-логопед: Правильно «Три медведя».

    Медведи приветствуют нас. Но, говорить на человеческом языке они не могут. Поэтому, говорят по-медвежьи (взрослый рычит голосом разной высоты, а ребёнок повторяет):

    ДРА-ДРА-ДРА — говорит Михайло Иванович.

    БРО-БРО-БРО — говорит Настасья Петровна.

    КРУ-КРУ-КРУ – говорит Мишутка.

    Давай и мы с тобой их поприветствуем:

    ТРА-ТРА-ТРА – ответим Михайло Ивановичу.

    ПРО-ПРО-ПРО – скажем Настасье Петровне.

    ФРЕ-ФРЕ-ФРЕ – поприветствуем Мишутку.

    Развитие мелкой моторики рук.

    Учитель-логопед: А вот и новая сказка. Ты узнал её?

    Учитель-логопед: Посмотри, какие они грустные. Злой волк сломал у них дом. Давай поможем им его отремонтировать. Для этого ты должен из прищепок построить трубу и крыльцо.

    Вот дом и готов. Что ты тут у него починил?

    Ребёнок: крышу, трубу, крыльцо.

    Определение места звука в словах.

    Учитель-логопед: А я уже вижу следующую сказку. Как она называется?

    Учитель-логопед: Посмотри, герои этой сказки не одну репку убирают. У них целое поле репы. Давай поможем собрать урожай. Но это не простые репки, на каждом нарисован рисунок. Если звук [ Р] в слове находится в начале слова-клади репку в первую корзинку, если в середине- во вторую, если в конце — в третью.

    Ребёнок: выполняет задание, называет слова на звук [р]

    Учитель-логопед: Молодец! Ты справился с заданием. Отправляемся дальше.

    Образование названий музыкантов от музыкальных инструментов.

    Учитель-логопед: Посмотри на дорожке что-то разбросано. Что это? Ребёнок: Музыкальные инструменты.

    Учитель-логопед: Я думаю, они из сказки о «Бременских музыкантах». Ты знаешь, как называются эти инструменты?

    Ребёнок: труба, гармошка, барабан, гитара.

    Учитель-логопед и ребёнок: А как будет называться музыкант, который играет на трубе?- трубач. На гармошке?- гармонист. На барабане?- барабанщик. На гитаре?- гитарист.

    Образование уменьшительной формы существительного .

    Учитель-логопед: Отправляемся в следующую сказку. Вот уже видны её герои.

    Это сказка «Золушка». Добрая Фея помогает Золушке собирать урожай овощей и фруктов. Что это за овощи?

    Учитель-логопед: Что это за фрукты?

    Учитель-логопед: Но вот беда овощей и фруктов так много, что они не помещаются в корзинку. Давай им поможем и превратим большие овощи и фрукты в маленькие.

    Ребёнок: образует уменьшительные формы существительных.

    Учитель-логопед: Ну, вот и с этой сказкой пора прощаться.

    Тебе понравилось наше путешествие?

    Учитель-логопед: А какой звук сопровождал нас во всех сказках?

    Учитель-логопед: А для того, чтобы вернуться в детский сад, ты должен выложить из шнурка букву, обозначающую этот звук.

    источник

    Оксана Молодина
    Конспект логопедического занятия для детей с заиканием в старшей группе. Тема «Транспорт»

    Цель: Активизация и актуализация словаря по теме «Транспорт», развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт» у дошкольников.

    Задачи: Коррекционно- образовательные:

    Расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «Транспорт». Совершенствовать грамматический строй речи. Закреплять понятие наземный, воздушный, подземный, водный.

    Развивать связную речь, слуховое внимание, зрительное восприятие, логическое мышление, память. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.

    Воспитывать самостоятельность, активность, навыки сотрудничества, умение слушать, не перебивая;

    Оборудование: картинки с транспортом, картинки с буквами, разрезные карточки, вкладыши с транспортом.

    — Ребята, я рада вас видеть! Здравствуйте! Давай вспомним речевые правила которые нам помогаю контролировать свою речь. (повторяют речевые правила для заикающихся, повтор происходит на вдохе, голос логопеда спокойный, разговор идет с движением руки, сверху вниз)

    — Молодцы! Переходим к дыхательной гимнастики («Шарик», «Подуем на снежинку», «Пропевка гласных»(А, О, У, И).

    — Хорошо, а сейчас проведем артикуляционную гимнастику («Чистим зубы»(рот открыт и закрыт, «Лопатка», «Окошко», «Часики», «Лошадка», «Грибок», замечательно, у вас отлично получается. Давай поиграем в кукольный театр (мимическая гимнастика).

    — Очень хорошо, а сейчас проведем релаксацию (дети ложаться на ковер, учитель – логопед читать расслабляющий стих)

    — Ребята, я для вас приготовила загадки, послушайте:

    И по улице несётся. (троллейбус)

    По прямым стальным дорожкам

    Ходят красные дома. (трамвай)

    Меж собою говорит. (самолет)

    — Молодцы, все правильно угадали. (Логопед показывает картинки угаданного транспорта).

    — Скажите как это все вместе называется? (показывая на картинки).

    — Правильно. Тема нашего сегодняшнего занятия «Транспорт». Какой транспорт вы знаете? (дети перечисляют)

    -А как называется транспорт которые ездит по земле, а под землей?

    — А транспорт который летает в небе, как называю, а который плавает на воде?

    — Как называют транспорт который перевозит людей, а который перевозит грузы? (Дети называют)

    — Правильно, давайте поиграем в игру «Слова – действия». Я показываю картинку с транспортом, а вы называете, что этот транспорт делает, и как его называют! (играют)

    -Хорошо, посмотрите, у меня есть буквы, эти буквы потерялись, помогите найти им дом, а дом их находиться в названиях транспорта. Я показываю букву, а вы называете транспорт, название которого начинается на эту букву.

    — Очень хорошо. Поиграем? Игра называется «Какой, какая, какие».

    Игра с мячом. (Логопед бросает мяч, задает вопрос. Дети, кидая назад, отвечают на него)

    — Колеса из резины (какие) Резиновые.

    — Кабина из железа (какая) Железная.

    — Сиденья из дерева (какие) Деревянные.

    — Окна из стекла (какие) Стеклянные.

    — Руль из пластмассы (какой) Пластмассовый.

    — Сиденья из кожи (какие) Кожаные.

    — Кузов из металла (какой) Металлический.

    — Чехлы из меха (какие) Меховые.

    — Давайте не много разомнемся! (проводится пальчиковая гимнастика, стоя).

    — Посмотрите, что я вам приготовила. (достает карточки с кармашками на которых нарисованы дорога, небо, река, так же достает картинки разных транспортов). Нужно разложить транспорт по кармашкам и посчитать, сколько у кого получилось транспорта в кармашках.

    — Молодцы! А вот еще одна игра «Четвертый лишний», нужно убрать лишнюю картинку из тех которые я вам покажу. (логопед показывает картинки с воздушным, наземным, подземным и водным транспортом, ребенок должен выбрать ту картинку, которая не относиться к той или иной категории)

    — Давайте отдохнем (проводится физкультминутка). Мы будем с вами изображать разный транспорт как он ездит и как звучит (Изображают машину, самолет, поезд, имитируя их звуки с помощью пропевания звука «У» с разной интонацией и громкостью).

    — Молодцы! А вы любите собирать пазлы? Давайте попробуем? Вам нужно собрать картинки и рассказать что на них изображено (логопед раздает разрезные картинки на тему транспорт, а дети их собирают и рассказывают что на них изображено).

    -Молодцы! Вы сегодня хорошо постарались на занятие, давайте вспомним что мы делали? (перечисляют задания какие выполняли на занятии, при этом загибают пальцы, считая). А какая тема была у нашего занятия (дети отвечаю)

    — Очень хорошо. Вы сегодня молодцы, спасибо за занятие. До свидание!

    Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР 3 уровня. Лексическая тема «Семья» Программное содержание: 1. Активизировать словарь по теме «Семья». 2. Формировать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно.

    «Транспорт». Звук [ф]». Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи для детей с ОВЗ Тема: «Транспорт». Звук «Ф». Задачи: Коррекционно-развивающие: — развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, словесно-логическое.

    Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР. Тема: Фрукты. Цель: активизация, расширение и закрепление знаний воспитанников о фруктах, о труде взрослых, сезонных работах в саду. Задачи: Познавательные:.

    Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Транспорт» Цель: Правильное произношение звуков Р, совершенствование навыков словообразования. Задачи: Коррекционно-образовательные. 1. Расширение.

    Конспект группового логопедического занятия для детей 4–5 лет «Профессия — почтальон» Конспект группового логопедического занятия для детей 4-5 лет с ОНР. Тема занятия: Профессии. Почтальон. Цель занятия: Формирование представлений.

    Конспект логопедического занятия в средней группе «Транспорт» Цель: дети должны усвоить названия нескольких видов транспорта (машина, автобус, трамвай, поезд, самолет, ракета, корабль, мотоцикл, грузовик);.

    Конспект логопедического занятия в старшей группе «В гостях у Золушки» на тему «Посуда» Цель: Уточнение и закрепление знаний детей о посуде. Задачи: Коррекционно-образовательные: • уточнить и расширить представления детей.

    Конспект занятия для детей с заиканием «Осень» Цели: 1. Коррекционно-образовательная: выработка правильного диафрагмального дыхания, работа над ясностью и чёткостью речи. Выработка громкого.

    Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи для детей с ЗПР. В старшей группе. Тема: «Транспорт». Цели: Развитие связной речи. Задачи: Образовательные: — Формирование связной диалогической речи. — Закрепить знания детей по лексической.

    источник