Меню Рубрики

Занятие спортом при заикании

Логоневроз — проблема, при которой человек не может правильно говорить из-за дефектов речи, что сформировались в силу расстройства психики, стресса или являются врожденной патологией. Существуют упражнения от заикания, помогающие избавиться от него навсегда или на время.

Логоневроз — нарушение темпа, ритма и плавности звучания голоса, что вызвано судорогами губных или языковых мышц. Человек начинает заикаться внезапно, с каждым разом дефект усиливается. Обычно болезнь проявляется еще в детском возрасте от 3 до 6 лет, когда речь не до конца сформирована.

Причины появления заикания:

  • Психологические — связаны с психологическим состоянием человека, резкий испуг, стрессовая ситуация могут стать причиной заикания.
  • Физиологические — логоневроз как результат болезни. Она может быть наследственной или инфекционной: рахит, коклюш, корь.
  • Социальные — результат жестокого обращения с человеком в детском возрасте.
  • Частые ссоры в доме, наказания и избиение детей приводят к заиканию. Может сформироваться из-за халатного отношения родителей к звучанию речи ребенка, что чревато пропусками букв и слогов, быстрой, несвязной речью.

Провоцирующие причины логоневроза — образование дефектов речи при переутомлении, после перенесения заболевания, длительное нахождение у экрана телевизора или игра в видеоигры.

Чтобы избежать формирования логоневроза у ребенка, родители должны соблюдать правила воспитания и режим дня.

  1. Выявив неполадки в речи, следует обратиться за помощью к логопеду и психологу. Врачи помогут справиться с нервным напряжением и исправят дефекты благодаря множеству способов постановки звуков.
  2. Приучив детей к правильному питанию, вы обеспечите маленький организм витаминами и энергией для быстрого развития.
  3. Соблюдая режим сна (от 2 до 6 лет 2–3 часа днем, около 10 часов ночью, старше 7 — 8 часов ночью и желательно 1 час днем), вы поможете ребенку справиться с нагрузками.
  4. Оградив дитя от стрессов, не ругаясь в присутствии ребенка, не применяя телесные наказания, вы создадите условия для гармоничного развития.

Чтобы избавить взрослого человека от заикания, сначала определяют причину заболевания. Ее должен выяснить и обсудить с пациентом опытный врач-психотерапевт, а логопед, на основе заключения первого, предложит методику избавления от логоневроза.

Общие рекомендации по избавлению от заикания у взрослых:

  1. Повысьте самооценку: заикание может быть напрямую связано с комплексами и боязнью показаться неуместным, страхом перед большой аудиторией. Чтобы эти ситуации не провоцировали дефекты речи, займитесь ораторским искусством.
  2. Используйте аффирмации для установки положительного психоэмоционального фона.
  3. Помочь может набор фраз, которые необходимо повторять: «Я здоров, моя речь в порядке», «Я красив и здоров, я радуюсь каждому дню».
  4. Откажитесь от посещения многолюдных мест, где некомфортно себя чувствуете.
  5. Выполняйте дыхательные упражнения при заикании: каждый раз при волнении нужно глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть несколько раз, что позволит успокоиться и сконцентрироваться на правильном изложении мыслей.
  6. Тренируйте правильность речи: использование скороговорок от заикания отлично подходит для исправления мелких дефектов речи.

Соблюдайте режим дня: спите 8 часов и правильно питайтесь.

Упражнения против заикания можно выполнять в домашних условиях, для этого требуется соблюдать правила:

  • Вдохи должны быть короткими и быстрыми.
  • На выдохе нужно расслабиться и вытолкнуть воздух без шума.
  • Движения осуществляются на вдохе, на выдохе не стоит прилагать усилий.
  • При вдохе соблюдайте ритмичность.
  • Счет про себя до 8 поможет сконцентрироваться.
  • Гимнастика от заикания должна вами выполняться в удобном положении.

Использование логоритмики для коррекции — отличный способ избавиться от заикания. Упражнения можно делать самостоятельно или вместе с тренером. При коррекции дефектов речи, развитии логического мышления и физической формы они помогут вам быстро прийти в форму.

Артикуляционная гимнастика при заикании используется для улучшения общего состояния организма и высокой концентрации на произношении.

  1. Ноги на ширине плеч, спина ровная, руки нужно согнуть в локтях и плотно прижать к бокам, ладони должны быть развернуты к полу. Сделайте глубокий вдох, сожмите ладони в кулак, короткий выдох, разжимая кисти. Повторить упражнение нужно не менее 5 раз, делая паузы в несколько секунд.
  2. Спину держите ровно, ноги вместе. Руки по швам, сожмите кисти в кулаки и прижмите к талии. На вдохе опустите руки вниз, устремляя к полу. При выполнении упражнения напрягайте плечевую часть руки. Повторите 10 раз.
  3. Ноги на ширине плеч, сделайте глубокий вдох и наклонитесь вперед, пытайтесь достать до пола, спина должна быть не прямой, а немного округлой. Повторите 10 раз.
  4. Руки вытяните вперед и начинайте медленно приседать, поворачивая корпус в сторону. Вдох делайте при приседании, на выдохе принимайте исходное положение. По 8 подходов в каждую сторону.
  5. Руки по швам, ноги на ширине плеч, тело расслаблено. На вдохе обнимите себя за плечи, слегка закинув голову назад, на выдохе примите исходное положение. Повторите 20 раз. Внимательно отнеситесь к своему здоровью: если есть склонность к обморокам, делайте упражнение без наклона головы.
  6. Ноги расставьте на удобном расстоянии и сделайте наклон вниз на вдох, поднимайтесь на выдох. Затем вдох и наклон корпуса назад, выдох — исходное положение.
  7. На вдохе, встав прямо и расслабившись, опустите голову на плечо, на выдохе примите исходное положение, повторите по 10 раз в каждую сторону. Упражнение следует делать быстро.

Дыхательная гимнастика при заикании помогает улучшить приток кислорода к нервным окончаниям и запустить мозговую активность.

Работа над дыханием улучшит качество дикции и укрепит мышцы диафрагмы.

Прием, который применяют все актеры и дикторы — проговаривание текста, глядя в зеркало. Благодаря частому штудированию стихов, скороговорок и прочего материала человек запоминает, как правильно произносить слова.

Прорабатываются возле зеркала голосовые и речевые уловки с изменением интонации и тембра голоса. Человек может рассказать стих басом, а затем писклявым голоском, тем самым заставляя работать различные мышцы.

Медитация поможет соблюдать спокойствие путем вхождения в состояние легкого транса. Делать это нужно в спокойной, тихой обстановке, отделив себя от всех проблем. Расслабление в медитативных практиках — главное условие эффективности процедуры. Абстрагируясь от проблем, человек погружается в свой мир, где он здоров и его не интересуют дефекты речи.

Медитация научит человека правильно дышать и использовать свой голос. Чтобы погрузиться в состояние легкого транса, нужно:

  • Включить спокойную музыку.
  • Зажечь аромалампу.
  • Масла эфирные

Заикание, как следствие невроза, можно ослабить при помощи ароматических масел, которые имеют успокоительный эффект. Лаванда, чайное дерево, чабрец помогут расслабиться и освободить мысли от негатива.

При принятии ванны следует добавить 4 капли лаванды, чтобы укрепить сон и успокоить человека перед важным мероприятием. Втирание в кожу также эффективно. Требуется взять пару капель масла чайного дерева и протереть запястья и ложбинку на шее.

Соблюдайте режим молчания при заикании, это поможет разгрузить речевые связки и снять мышечные спазмы. В течение дня используйте его для отдыха.

Детям можно предложить игру, во время которой нужно помолчать. Например, изобразить морское животное.

Комплекс ЛФК поможет избавиться от мышечного тонуса и спазмов. Применяют массаж шейноворотниковой зоны.

Можно использовать самомассаж в области горла. Для этого проводят поглаживающие движения, поднимаясь от основания шеи к подбородку.

  • Удобно сядьте и наклоните голову вперед, сделайте глубокий вдох, задержитесь в положении на 5 сек., выдох — исходное положение. Повторить 20 раз.
  • Круговые вращения головой сделайте в левую и правую сторону 10 раз по 2 подхода.
  • Удобно сядьте и расслабьтесь, поднимите руки вверх на глубокий вдох, почувствуйте, как воздух наполняет легкие, выдох – опустите их, повторите 20 раз.

Упражнения помогают в лечении заболевания. Человек способен самостоятельно справиться с предлагаемой дыхательной гимнастикой и помочь себе в решении проблемы дефекта речи.

источник

Речь является сложным процессом, в осуществлении которого принимает участие множество взаимосвязанных систем организма. Помимо центров головного мозга и путей передачи сигналов, связывающих их воедино, которые являются центральными регуляторами речи, а также помимо непосредственно речевого аппарата важнейшую роль в формировании речи играет дыхательная система.

Вполне очевидно, что существует прямая связь между функциональностью дыхательной системы и степенью выраженности заикания. Мы не будем рассматривать подробное строение этой системы, поскольку в плоскости изучения заикания нас интересуют только те ее отделы, которые отвечают за качественные характеристики вдоха и выдоха.

Нормальная речь механически является выдохом, на который накладывается работа голосовых связок и артикуляционных мышц с одной стороны и процессы высшей нервной деятельности в виде сложной перекрестной активности речевых центров с другой. Как мы отметили в статье о типах заикания, у заикающегося часто наблюдается судорожное экспираторное или инспираторное дыхание, то есть судорогами при заикании подвергаются так же мышцы, отвечающие за осуществление вдоха и выдоха. К этим мышцам относятся:

  • Диафрагма, находится в брюшной полости под легкими
  • Наружные межреберные мышцы
  • Внутренние межреберные мышцы
  • Другие мышцы пресса, живота и груди

В нормальном состоянии дыхание делится на два типа:

  • Грудной тип дыхания – большую роль играют межреберные мышцы
  • Брюшной тип дыхания – большую роль играет диафрагма

При заикании, как правило, наблюдается поверхностное, грудное, судорожное дыхание. У заикающегося недостаточно развиты мышцы, которые осуществляют брюшной тип дыхания. Особенно это заметно у людей с большим стажем заикания, которые к тому же не занимаются спортом. Следует отметить, что при частом, поверхностном, грудном и судорожном типах дыхания возбудимость речевых и дыхательных нервных центров (которые во многом ассоциативно пересекаются) повышается. Напротив, при глубоком брюшном дыхании возбудимость этих центров снижается.

По этой причине должно быть понятно, что в комплексной терапии заикания необходимо большое внимание уделить развитию дыхательных мышц и формированию стереотипа глубокого брюшного дыхания.

Здесь кроется ответ на некоторые феномены, связанные с заиканием. Первый – на речь положительно влияет активный спорт, поскольку это напрямую развивает дыхательные мышцы, а помимо того увеличивает жизненную емкость легких. Второй – на речь положительно влияет пение, которое не менее эффективно развивает диафрагму и другие дыхательные мышцы, а также формирует правильный дыхательный стереотип, когда дыхание становится глубоким и чаще используется именно его брюшной тип. Глубокое брюшное дыхание называют диафрагмальным.

И является одним из основных принципов его лечения. Одной из распространенных ошибок в работе по формированию диафрагмального дыхания является чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха в упражнениях. Слишком большой вдох создает излишнее напряжение дыхательных мышц, что может вызвать временное ухудшение речи, о чем иногда пишут наши подписчики, которые занимаются дыхательными упражнениями. В свою очередь слишком слабый вдох будет недостаточным и упражнения не будут эффективными.

Наиболее широко известна так называемая парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Вообще существует большое количество трактовок ее гимнастики, и в настоящее время довольно сложно найти оригинальную методику. При выполнении данной гимнастики необходимо помнить ее основные принципы:

  1. Делаем ритмичные шумные вдохи носом, концентрируясь только на них
  2. Не думаем о выдохе – выдыхаем свободно, ртом, почти бесшумно
  3. Делаем серию вдохов по 8-10 с частотой 1 вдох в секунду (1Hz), потом отдыхаем 3-5 секунд и продолжаем
  4. Ребенку за один подход делать около 200-500 вдохов, взрослому от 1500 вдохов
  5. Можно выполнять в любом состоянии: стоя, сидя, лежа
  6. Делать ежедневно около двух недель и периодически повторять

Некоторые специалисты по этой гимнастике полагают, что в состоянии лежа эффективность выше. В печатных изданиях, где публикуются различные трактовки и виды дыхательной гимнастики Стрельниковой, обычно дается набор упражнений, где одновременно с ритмичными шумными вдохами надо определенным образом двигать руками, ногами, сжимая или разжимая при этом грудную клетку. Если хотите попробовать, вы легко сможете найти эти упражнения, однако на наш взгляд это является лишним. Вы можете выполнять дыхательную гимнастику, не делая никаких упражнений, просто занимаясь своими делами.

Выполняете серии вдохов по этим принципам – укрепляете диафрагму и другие дыхательные мышцы.

Как уже было отмечено, помимо дыхательных упражнений на развитие мышц, участвующих в дыхании, также положительно влияет пение и активный спорт, особенно легкая атлетика. Отдельно следует обратить внимание на детей: самостоятельное или совместное с родителями пение постепенно формирует правильное дыхание.

1) Техника диафрагмального (речевого) дыхания.
1.Вдох производится через нос (рот закрыт), выдох — через рот.
2. Вдох должен быть коротким и бесшумным. Выдох должен быть продолжительным и осуществляться без усилий. Между вдохом и выдохом не должно быть пауз.
3. При вдохе поднимается стенка живота, как будто набирает в себя воздух. При выдохе стенка живота опадает — воздух выходит наружу.
4. Во время осуществления диафрагмального вдоха плечи, ключицы и грудная клетка остаются неподвижными, расслабленными.

2) Я вот заметил,я начал 2 месяца назад выполнять дыхательные упражения и я начал контролировать вдох,и говорит помедленее,как заикание уменшилось.Но тут дело еще в психологии,я вот недавно к психолог начал,реально начало помогать.Но если если каждый день выполнять дыхательные упражнения и то что просит психолог.А не так:один день сделал,другой не делаешь,на 3 день вообще забыл и потом по новой.Не знаю может другим дыхательные упражнения не помогают и психолог,но мне помогло,буду еще усерднее заниматься.

3) Я вот неделю выполняю дыхательную гимнастику, не знаю как насчет результата, все таки прошла наделя всего, но знаю точно — это придает уверенности в себе, что ты все сможешь. Начинаешь дышать диафрагмой. Делаю не всю. В самом начале дня, когда просыпаюсь — «насос», «обними плечи», «большой маятник» — каждое по 96 раз. В конце дня, выполняю для шеи — «повороты», «ушки», «малый маятник » — каждое по 96 раз. К тому же читаю вслух каждый день книгу, у меня «Война и мир» по 2-3 главки. Уже заканчиваю 1 часть 1 тома) Только вперед!

4) Мне в свое время помогла стрельниковская дыхательная гимнастика. Там комплекс упражнений. После того,как я стала ее выполнять,стала сама отвечать на экзаменах,сначала с сильными запинками,потом относительно нормально. Нужно бороться со страхом и потихоньку пробовать отвечать.

Читайте также:  Адаптол заикание у ребенка

5) Диафрагмальный голос — это когда при произношении воздух выдыхается из нижних отделов легких, при этом активно работает диафрагма. Такой голос снимает речевые спазмы, а к тому же снимает усталость при необходимости долго говорить. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — отличный способ развить диафрагмальный голос.

При составлении статьи использована информация:

  • Дыхательные мышцы С. С. Михайлов БМЭ гл. ред. Б. В. Петровский
  • И.Н. Кочеткова. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой.

источник

Заикание или логоневроз — проблема произношения, с которой сталкиваются около 15% детей и взрослых. Заболевание характеризуется спазмическими остановками речевого потока, и вызывает массу комплексов у пациентов.

Лечение заболевания эффективно с использованием методик артикуляционной и дыхательной гимнастик.

В этой статье рассмотрим комплекс логопедических упражнений и артикуляционной гимнастики для формирования и развития речевого дыхания у заикающихся, лечения и последующего устранения заикания у взрослых, преодоления логоневроза детей и подростков.

Правильная речь относится к основным признакам успешного человека. Поставленное произношение звуков облегчает коммуникацию.

Поэтому важно еще в детском возрасте обратить пристальное внимание на корректную работу речевого аппарата и органов дыхания.

Верное произношение звуков речи зависит в первую очередь от подвижности органов речи, таких как:

Помимо подвижности необходимо соблюдать корректное расположение вышеперечисленных органов по отношению друг к другу.

Артикуляционная гимнастика призвана совершенствовать именно моторику языка, губ и челюсти, приобретать навык корректного расположения органов при воспроизведении звуков.

Упражнения для избавления от заикания также укрепляют мышечную функцию органов, благодаря чему произношение становится более четким и внятным.

Поскольку звуковое воспроизведение невозможно без дыхания, то его ритм и интенсивность также определяют чистое произношение. Задача дыхательной гимнастики — наработка четкого ритма и баланса вдоха-выдоха в речи.

Одной из основных причин возникновения логоневроза называют сбой дыхания при артикуляции. Поэтому оба вида гимнастик, как артикуляционная, так и (в особенности) дыхательная широко применимы в терапии заикания.

Заикание является следствием судорог как мышц речевого аппарата, так и дыхательных. Различают несколько классификаций видов речевой проблемы.

В зависимости от разновидности судорог определяют:

  • тонический логоневроз с длительной судорогой органов речи и дыхания;
  • клоническое заикание с картковременными, но частыми сбоями работы мышц;
  • смешанный, сочетающий в себе оба упомянутых вида спазмов и встречающийся в практике логопеда наиболее часто.

Основные типы логоневроза по месту возникновения спазмов:

  • голосовое, при котором спазмируются гортань, голосовые складки или мышцы шеи.
  • дыхательное характеризуется спазмом речевого аппарата на вдохе или выдохе;
  • артикуляционное — в процессе возникновения судороги охватывают рот и челюсть в целом, язык или мягкое небо.

Кроме того, специалисты выделяют типы заикания по причине их возникновения.

Зачастую логоневроз становится результатом сильного стресса, испуга или иного яркого эмоционального всплеска. Это так называемое невротическое заикание.

Артикуляционная и дыхательная гимнастики эффективны при любых перечисленных видах логоневроза, поскольку способствуют:

  • укреплению мышц;
  • регуляции дыхательного ритма;
  • расслаблению органов речи, что приводит к снятию спазма.

В некоторых случаях заикание обусловлено травмами или нарушениями работы мозга. Еще одной причиной выступает наследственный фактор. Данные ситуации относятся к неврозоподобному заболеванию.

При этом виде необходимо прибегнуть к дополнительному медикаментозному вмешательству. Тем не менее гимнастику назначают в качестве сопутствующей терапии.

В последнее время дефектологи склоняются к мысли, что данное деление архаично. Иногда фактическую причину логопедической проблемы установить весьма затруднительно. В ряде ситуаций анамнез объединяет несколько факторов, спровоцировавших заболевание.

Применение методик целесообразно начинать при первых же признаках возникновения заболевания. Такая терапия окажется эффективнее, и избавление от проблемы наступит быстрее. Впрочем занятия следует проводить при любой стадии заболевания.

Согласно наблюдениям, проще всего вылечить логоневроз в детском возрасте 2-4 лет. У подростков задача несколько затрудняется, поскольку течение заболевания усугубляется психо-эмоциональными особенностями пубертатного периода.

Как это ни парадоксально, взрослые пациенты сложнее адаптируются к ритму занятий, быстрее утомляются в процессе тренировки.

Гимнастики назначают независимо от возраста пациента. Результативность их применения зависит от систематичности и частоты проведения.

Абсолютного медицинского запрета на проведение гимнастики не существует, все препятствующие проведению факторы носят временный характер. Зарядку артикуляции проводить запрещено при любых инфекционных и воспалительных заболеваниях ротовой полости. При ОРВИ, ОРЗ, стоматите, герпесе занятия рекомендуется отложить.

Аналогичная ситуация с дыхательной гимнастикой. Помимо этого проводить ее необходимо при соблюдении следующих условий:

  • в хорошо проветренном помещении;
  • не на голодный желудок и не сразу же после принятия пищи. Оптимальный временной промежуток — спустя два часа после еды;
  • прием пищи после занятия допустим через час, чтобы мышцы брюшной полости и диафрагмы успокоились и отдохнули;
  • в процессе тренировки следует наблюдать за состоянием пациента, поскольку частые глубокие вдохи способны вызвать головокружения.
  • В остальном гимнастика не имеет негативных последствий для пациента. Разумеется, что его физическое состояние должно позволять ему совершать упражнения, предписанные логопедом.

    Все упражнения при логоневрозе применяются как для взрослых пациентов, так и для детей.

    Категория упражнений против заикания направлена на выработку корректного сочетания вдоха и выдоха с произносимыми звуками. Во время проведения занятия тренируется напевность, плавность произношения.

    Как правильно дышать при заикании, чтобы не заикаться?

    Пациент представляет себя перед витриной магазина цветов. Одна его рука находится на животе, вторая в свободном положении сбоку.

    Делая короткий интенсивный вдох через нос, он «нюхает цветок». При этом живот выдвигается вперед.

    После секундной задержки дыхания, продолжительный выдох «пфффф» следует через ротовую полость, живот и диафрагма уходят назад.

    Тонкая полоска бумаги шириной около 5 см представляет собой пламя свечи. Пациенту необходимо дуть на нее максимально продолжительное время.

    Следует пропеть гласные звуки, потом их сочетание (ааауууу, оооооуууу и т.д.), сочетание сонорных согласных и гласных (лааа, мооо и т.д.). Затем пение выполняется с повышением и понижением громкости звука.

    Логоневроз связан с психосоматикой, неустойчивой нервной системой, стрессами и волнениями, которые провоцируют мышечный и дыхательный спазм. При проведении тренировки важно, чтобы ребенок или взрослый был спокоен и расслаблен.

    Для этого отлично подойдет дыхательное упражнение, с которого рекомендуется начинать занятие: необходимо принять удобную позу, закрыть глаза. Сделать глубокий продолжительный вдох через нос. Задержать дыхание на несколько секунд, досчитав до пяти и также глубоко выдохнуть. Повторив нехитрый прием пять-семь раз пациент настроится на дальнейшую практику.

    Действенные результаты дает медитация. Приняв комфортную позу необходимо расслабиться и закрыть глаза, представив нечто приятное.

    Спокойная музыка или звуки природы на фоне помогут достигнуть умиротворения быстрее. Глубоко вздохнуть и протянуть на выдохе продолжительное «ммммм».

    Популярностью среди логопедов пользуется авторская методика А.Н. Стрельниковой. Упражнения легки в исполнении, что позволяет заниматься самостоятельно в домашних условиях. Упражнения направлены на активизацию функций диафрагмы, координацию ритма дыхания.

    При выполнении пациент может стоять или сидеть. Руки согнуты в локтях, ладони раскрыты.

    На резком вдохе следует совершить движение кистями, иммитирующее ловлю воздуха, быстро сжимая их в кулаки. После этого происходит длительный плавный выдох.

    Чередование вдохов и выдохов по следующей схеме: 4 подхода подряд, после чего 4 секунды перерыва.

    Выполняется стоя. Руки сжаты в кулаки и находятся на уровне пояса. Выполняя короткий вдох выпрямлять руки несколькими толчками, как бы продвигая воздух вниз, при этом совершая еще несколько коротких вдохов.

    Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. На вдохе совершить наклон, на выдохе вернуться в исходное положение.

    Видео о развитии речевого дыхания при заикании:

    Занятия с укреплением мышц нижней челюсти — начало комплекса упражнений артикуляционной направленности:

    1. Широко открывать и закрывать рот, сохраняя неподвижный спокойный язык. Выполнение как свободно, так и с сопротивлением в виде руки, положенной по подбородок.
    2. Движение челюстью вперед-назад.
    3. Движение челюстью влево-вправо.

    Следующий этап — зарядка для губ, часто в работу также включаются щеки:

  • Растянуть губы в широкую улыбку, удерживая положение в течение 10 секунд. Две вариации упражнения — когда зубы видны и когда нет.
  • Вытянуть губы вперед в виде трубочки. Задержать положение 10 секунд. Также два вида исполнения с плотно сомкнутыми губами и с видимостью зубов в получившемся отверстии.
  • Следующее упражнение тренирует как губы, так и нижнюю челюсть. Растянув губы в улыбке, раскрыть рот и зафиксировать положение на 5-10 секунд, после чего закрыть.
  • Оновной комплекс тренировки направлен на укрепление языковых мышц:

    1. Улыбнувшись и слегка приоткрыв рот положить расслабленный плоский язык на нижнюю губу. Верхней ритмично покусывать его произнося «пя-пя-пя».
    2. Щелчки языком от неба, имтируя цоканье копыт лошади, приоткрыв рот.
    3. Широким языком облизать губы по кругу начиная с верхней.
    4. Улыбнувшись и приоткрыв рот, «чистить» языком верхние зубы изнутри, затем снаружи, потом нижние зубы. Челюсть при этом должна оставаться неподвижной.
    5. Немного растянув губы и приоткрыв рот погладить кончиком языка небо по направлению вперед-назад.

    Полезные знания про артикуляционную гимнастику в видео:

    Занятия артикуляционной и дыхательной гимнастикой показывают высокую результативность в практике. Поэтому в подавляющем большинстве случаев пациентам с логоневрозом рекомендуют тренировки.

    Как в виде самостоятельной терапии, так и в поддержку медикаментозному лечению, методики облегчают течение заболевания и способствуют полной нормализации речи.

    Еще одним преимуществом является простота применения методов. Изучив их и выработав корректное исполнение со специалистом, пациент может заниматься самостоятельно без посещения кабинета врача.

    Дыхательная гимнастика положительно влияет не только на состояние мышц речевого аппарата, но и на психологическое состояние, облегчая стресс и успокаивая тренирующегося. Правильное дыхание и поступление кислорода в кору головного мозга активирует его работу и способствует улучшению общего здоровья пациента.

    К минусам гимнастик можно отнести разве что необходимость систематических тренировок. Невозможно достичь видимых результатов после пары упражнений. Для излечения необходимо упорно и усердно заниматься. Видимый эффект прослеживается спустя 2-3 месяца постоянных тренировок.

    Еще один недостаток — это невозможность исцеления от неврозоподобного заикания с применением только консервативного метода. Приема лекарств в подобном случае не избежать.

    Принимая во внимание все преимущества и результативность гимнастик, неудивительно, что неврологи прописывают их пациентам с логоневрозом помимо других медикаментозных и терапевтических способов лечения.

    Для неопытного пациента начинать занятия лучше с опытным специалистом по логопедии. Однако в дальнейшем тренировки допустимо проводить самостоятельно. Эффективность от этого не снизится.

    источник

    Дата публикации: 28.04.2018 2018-04-28

    Статья просмотрена: 186 раз

    Ильина Е. Н., Литвиненко Л. И. Проведение функциональных тренировок с подростками, страдающими заиканием // Молодой ученый. — 2018. — №17. — С. 113-115. — URL https://moluch.ru/archive/203/49842/ (дата обращения: 22.11.2019).

    В статье рассматриваются особенности проведения функциональных тренировок с подростками, страдающими заиканием, на разных этапах курса реабилитации.

    Ключевые слова: заикание, подростки, страдающие заиканием, функциональные тренировки, реабилитация.

    Заиканием принято называть речевую патологию, проявляющуюся внешне в виде специфических запинок, нарушающих плавность речи. При заикании отмечаются как первичные (речевые), так и вторичные (психологические, социально-психологические, биологические) расстройства и чаще — при наличии церебральной недостаточности различного генеза. [7, c. 9–10]. В связи с этим у заикающихся помимо речевых проявляются также двигательные, эмоциональные и поведенческие нарушения. В подростковом возрасте, когда психика ребенка ранима и неустойчива, нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, особенно затрудняет общение с окружающими. На этом фоне, как правило, возникает недовольство собой, снижается самооценка. Многие пациенты ярко описывают свои переживания по поводу насмешек и презрения. В ходе курса лечения подростки овладевают навыками правильной речи, но зачастую в стрессовых ситуациях затрудняются их использовать, поэтому в комплекс мероприятий по реабилитации заикающихся включены функциональные тренировки, позволяющие повысить адаптационные возможности пациентов при коммуникации. Метод функциональных тренировок является наиболее важным и эффективным для накопления опыта преодоления страха речи в реальных условиях.

    В свое время Г. Д. Неткачев разработал «новый психологический способ лечения заикания» через перевоспитание личности пациента и восстановление в ней спокойствия, смелости, уверенности посредством ежедневных тренировок и практики речи без использования уловок и свободной от навязчивых страхов. [4, c. 5]. В. А. Ковшиков отмечал значимость занятий вне кабинета при моделировании трудных ситуаций: на улице, в общественных местах, в учебных заведениях. [3, c. 13–20]. Закрепление навыков правильной речи именно в стрессовых ситуациях важно для дальнейшей самостоятельной работы над их совершенствованием в реальной жизни, поскольку в этих условиях они проверяются на прочность. [1, c. 12].

    Обычно функциональные тренировки вводятся в конце курса лечения по преодолению заикания, когда пациенты довольно уверенно владеют навыками правильной речи. Однако при проведении логопедических занятий с подростками, страдающими заиканием, отмечается, что тренировка и практика техники речи уже на начальном этапе с использованием упрощенных заданий позволяет пациентам поверить в эффективность лечения, мотивирует их на активную самостоятельную работу по закреплению речевых навыков. В начале курса реабилитации используется послоговой ритм. Затем он становится «мягче». Н. И. Жинкин отмечал, что как только речь переходит на метрическое произнесение, заикание либо не проявляется, либо проявляется менее выраженно, так как все слова выравниваются по слоговой динамике. [6, c. 119]. Медленная, ритмизированная речь позволяет подросткам ощутить, что они могут говорить свободнее. Осознание этого помогает пациентам даже с тяжелой степенью заикания справляться с поставленными на функциональных тренировках задачами. Как правило, на первых выступлениях используется материал упрощенных заданий: чтение стихов, любимых считалок, ответы на вопросы сотрудников отделения об увлечениях, друзьях. Успех выступлений пациентов во многом зависит от уровня подготовки специалистов, организующих проведение первых функциональных тренировок. Логопед должен знать психологические особенности подросткового возраста, индивидуальные речевые возможности каждого участвующего, понимать требуется ли в незапланированных ситуациях и в каком объеме поддержка либо помощь выступающим. Некоторые подростки отмечают, что им легче начать говорить, когда логопед находится рядом, прикасается, помогает удерживать ритм, отхлопывая его незаметно по плечу. Желательно присутствие психолога либо психотерапевта на таких занятиях. Первые подобные занятия проводятся преимущественно в условиях кабинета.

    Читайте также:  Адаптация ребенка с заиканием к детскому саду

    Также некоторые пациенты отмечают, что им проще общаться с малознакомыми или вообще незнакомыми людьми. И поскольку довольно часто в семьях пациентов, страдающих заиканием, выявляются нарушения детско-родительских отношений, то на первых функциональных тренировках присутствие родителей лучше исключить и практиковать технику речи на начальном этапе при общении со специалистами отделения. Однако в дальнейшем привлечение родителей к участию в выступлениях пациентов необходимо, поскольку за пределами стационара значительную помощь в закреплении полученного навыка правильной речи оказывают именно они.

    Успешные выступления на функциональных тренировках начального этапа, которые отмечают и взрослые, и участники группы, мотивируют подростков и их родителей на активную работу по закреплению навыка в домашних условиях. Выполняя задания вместе с пациентами, родители уже не столько дают образец речи, как в ситуации с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а скорее оказывают психологическую поддержку подросткам. В отношениях взрослых и детей возникает «чувство локтя» в работе по преодолению заикания.

    На последующих этапах пациенты с более выраженной степенью заикания работают над выразительностью ритмизированной речи, другие же «мягкий» послоговой ритм переводят на новый способ плавной, слитной речи. Освоенные формы техники речи применяются на более сложном речевом материале: чтении текстов и пересказе. Пациенты приступают к выступлениям перед родителями, детьми других групп с подготовленными дома короткими сообщениями. На этом этапе для закрепления речевых навыков используется метод имаготерапии — тренировки пациента в воспроизведении комплекса характерных образов с лечебной целью. [2, 141–147], [6, c. 157]. Использование технических средств для записи материала при подготовке к выступлениям способствует выработке навыков правильной речи. Этот вид работы позволяет управлять своим поведением, темпом, плавностью, звучностью голоса, правильным лексико-грамматическим оформлением фразы [5, c. 119]. Обычно для этих целей применяют диктофон. При подготовке сообщений к участию в функциональных тренировках наши пациенты используют также видеосъемку материалов выступлений, а затем проводят анализ записей и корректируют свои ошибки. Как правило, первые дубли пациентам не нравятся, часто они отмечают, что слышать свой голос на видеозаписях и диктофоне им неприятно. Анализ материалов подготовки заданий совместно со специалистом с последующей репетицией и повторной записью сообщений помогает подросткам на занятиях говорить увереннее и свободнее. На функциональных тренировках допускается проводить видеосъемку выступления пациента его родителями. Подростки, фиксировавшие речевой материал при его подготовке в видео и аудио формате, испытывают меньший дискомфорт в таких ситуациях.

    На завершающем этапе желательно, чтобы пациенты перешли на нормативный способ говорения без использования внешних ритмических опор. Функциональные тренировки в виде ролевых игр на этом этапе чаще проводятся вне кабинета. Моделирование ситуации школьного урока, проведения любимой телепередачи, мастер-класса, посещение кафе, участие в дискуссиях, самопрезентации позволяют подросткам использовать полученные речевые навыки в тех ситуациях, которые прежде провоцировали проявление заикания.

    Поскольку наиболее сложным моментом для пациентов подросткового возраста, страдающих заиканием, является устный ответ у доски перед классом, то наиболее активно отрабатываются именно эти ситуации. Излагая учебный материал, подростки могут перевоплощаться в образ учителя, не отвечать у доски, а передавать свои знания, т. е. учить. Раскрывая подготовленный учебный материал для родителей, они действительно, в некотором роде предстают в роли учителей, поскольку материал школьной программы взрослыми несколько забыт. Многие из родителей, выполняя задания по представленным участниками группы темам, достаточно часто допускают ошибки, которые пациенты с радостью помогают исправить. Поначалу подростки готовят материалы любимых предметов, знание материала которых придает уверенности на первых функциональных тренировках этого блока. Подростки демонстрируют математические фокусы, раскрывая затем их секреты, предлагают для выполнения взрослым комплекс упражнений, предварительно рассказав о теоретических основах физического воспитания. Затем можно переходить к подготовке материалов по предметам, которые вызывают у подростков негативные переживания.

    Функциональные тренировки подростков также включают занятия, направленные на закрепление навыков улучшенной речи в ситуации телефонного разговора. В условиях кабинета проводятся ролевые игры между участниками группы (звонок в компанию по доставке пиццы, аптеку, справочную магазина). Вопросы предварительно готовятся, записываются и прочитываются, а затем пациенты задают их уже реальным собеседникам. Поначалу это могут быть родственники, знакомые, друзья.

    Для закрепления достигнутых результатов на улицах, в магазинах, кафе пациенты отрабатывают навыки улучшенной речи сначала при общении с логопедом и с участниками группы, а затем обращаются с вопросами к окружающим людям. В дальнейшем логопед предоставляет все больше самостоятельности пациентам, что способствует введению полученных навыков речи в повседневную жизнь.

    Проведение функциональных тренировок является важным направлением в реабилитации подростков, страдающих заиканием. На таких занятиях пациенты приобретают опыт общения, который позволяет преодолевать страх речи в различных ситуациях, более продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми и справляться с возможными проблемами, возникающими в реальной жизни.

    источник

    Преодоление заикания сродни спорту. Чтобы победить этот дефект речи, нужно регулярно тренироваться и работать над собой. Мы спросили у учителя-логопеда астраханского научно-практического центра «Коррекция и развитие» Елены Рындиной, почему заикание необходимо исправлять как можно раньше, когда бить тревогу и что ещё нужно знать обеспокоенным родителям.

    Причины и следствие

    Заиканием называют расстройство речи, нарушение её плавности и ритма. Чаще всего оно проявляется у детей от 2 до 5 лет в тот период, когда они начинают активно учиться говорить. Это объяснимо: нервная система в эти годы испытывает колоссальные нагрузки, и любой срыв в её работе может привести к заиканию.

    Родителям стоит забеспокоиться, если малыш говорит с запинками, с напряжением, повторяя слоги и отдельные звуки или неестественно их растягивает, может неожиданно замолчать и отказаться говорить.

    «Если такие «симптомы» продолжаются несколько дней, необходимо срочно обратиться к неврологу, – объясняет учитель-логопед Научно-практического центра реабилитации детей «Коррекция и развитие» Елена Рындина. – Врач выяснит причину заикания и назначит медикаментозное лечение, а также физиотерапию и массаж. В таком случае можно даже миновать кабинет логопеда – нарушение речи будет скорректировано на раннем этапе».

    Заикание может проявиться у малыша из-за тяжело протекавшей беременности матери, родовой травмы или сильного эмоционального стресса (например, из-за переезда, конфликтов близких, развода родителей и другое). Иногда ребёнок уже имеет наследственную предрасположенность, то есть кто-то из его родственников страдает этим недугом. Подражание близким – родителям, братьям и сёстрам с дефектом речи – тоже может быть причиной заикания. Возможна и другая ситуация: у ребёнка быстро обогащается словарный запас, а его язык и лёгкие не справляются с таким объёмом речи. Малыш запинается, потому что у него сбивается дыхание, когда он произносит длинную фразу.

    Когда заикание длится годы, а родители спохватились слишком поздно, ребёнку требуется комплексная помощь невролога, психолога и логопеда. Предстоит кропотливая работа, чтобы избавить малыша от постоянного беспокойства и страха общения.

    Логопеды рассматривают преодоление заикания не как лечение заболевания, а как коррекцию нарушения речи. От заикания сложно избавиться раз и навсегда, от него нет универсального рецепта и чудодейственных препаратов. Оно может вернуться к ребёнку, который стал говорить без запинок. «В моей практике были случаи, когда после курса занятий у мальчика наблюдались значительные улучшения, но стоило ему пойти в школу, как речевые трудности вернулись. И это несмотря на то, что внешне он не проявлял сильного беспокойства, — рассказывает Елена Рындина. — Школа это большой стресс, столкнувшись с ним и не умея выходить из этого состояния, ребёнок замыкается, испытывает страх и… снова начинает заикаться».

    У мальчиков заикание встречается чаще, чем у девочек.

    Главное — научить ребёнка справляться со стрессом

    Малыша нужно настроить не только на регулярные занятия с логопедом, но и на работу дома вместе с родителями. Упражнения необходимо повторять и закреплять каждый день, даже когда речь становится лучше. По словам специалистов, 70 % успеха в преодолении заикания зависит от ребёнка, от его желания, стараний, воли и лишь 30 % — от педагога.

    Логопеды учат детей правильно дышать, чувствовать ритм речи, дают упражнения для развития артикуляционного аппарата, координации речи и движений. Самых маленьких заинтересовывают интерактивными играми и музыкальным сопровождением. «Мы должны научить ребёнка справляться с проблемой самостоятельно и сформировать для этого нужные навыки: как правильно дышать, напрягаться и расслабляться, прислушиваться к себе. Только в этом случае, как следствие, у ребёнка появляется возможность контролировать себя во всех ситуациях», — отмечает эксперт.

    После пройденного курса занятий ребята начинают работать с электронными помощниками. Один из них — недавно появившийся в Центре аппарат для закрепления навыков и коррекции речи «Монолог». Это устройство, похожее на компактный MP3-плеер с наушниками, объединяет четыре различных аппарата. У него есть функции заглушения собственной речи (корректофон), эха, метронома, звукоусиления. «Монолог» способствует нормализации речи, её ритма и темпа. Например, ребёнок надевает наушники и читает текст, не слыша своего голоса. По условиям другого задания он скандирует стихотворение, попадая в нужный ритм.

    Бассейн и сцена

    Наладить работу речевого аппарата, успокоить ребёнка и в целом улучшить его самочувствие поможет плавание. Вода легко снимает мышечное напряжение.

    Ребятам, которые испытывают трудности в общении, полезны занятия вокалом, танцами и актёрским мастерством. Однако только в том случае, если это досуг для удовольствия, а не жёсткие тренировки ради победы в конкурсах. Логопеды подчёркивают: важно выбрать не больше двух хобби, чтобы не перегружать ребёнка. Иначе это станет предпосылкой нового стресса.

    Сцена и творческое общение со сверстниками раскрепостят ребёнка, освободив его от страхов. Он перестанет замыкаться в себе, будет относиться к своему дефекту с юмором и… выйдет из этого недетского поединка победителем.

    6 советов родителям

    • Дыхательную гимнастику следует выполнять каждый день. Неправильное дыхание приводит к скованности и спазмам речевого аппарата.
    • Благотворным образом на ребёнка повлияет смена обстановки, выезд на природу, на море.
    • Не торопите малыша: «Сначала обдумай, что ты хочешь сказать, теперь говори».
    • Если ребёнку трудно ответить на вопрос, не заставляйте его.
    • Говорите с детьми плавно и чётко, не торопясь, но не по слогам.
    • Ребята могут разговаривать без запинок, когда они обращаются к игрушкам и животным или когда на них надеты сказочные маски. Организуйте дома семейные спектакли, где нужно разговаривать от лица выдуманного персонажа.

    Фото А. Славяновой и из сети Интернет

    источник

    Заикание у ребенка – довольно частая проблема, с которой родители обращаются к логопеду. Иногда это особенность речи передается по наследству из поколения в поколение, и почти всегда отлично поддается лечению. Потому – никакой паники!
    Однако если еще вчера малыш отлично справлялся со сложными словесными конструкциями, и заикание началось без видимых причин, есть повод не только посетить врача, но и разобраться глубже в ситуации самостоятельно.
    В первую очередь, родителям, чем ребенок начал заикаться, следует знать, что можно и что нельзя делать с возникшей трудностью.

    Что нельзя делать, если ребенок начал заикаться

    Наверное, правильнее будет сперва объяснить, чего ни в коем случае нельзя делать при возникновении заикания.

    1. Не делайте ребенку замечаний («Говори нормально!») и инструкций («Успокойся и скажи еще раз!», «Медленнее говори») – это пугает и путает его гораздо больше.

    2. Не заставляйте малыша проживать еще раз травматическую ситуацию, если она привела к заиканию. Если причина вам неясно, можно попытаться расспросить самого ребенка (к примеру, не испугал ли его кто-то). Однако лучше все же узнать причину у взрослых, присутствовавших при появлении заикания, и уж точно не следует заставлять ребенка пересказывать свою страшную историю еще и еще раз. Если вы считаете, что малыш сможет избавиться от заикания, изжив свою травму, обратитесь к специалисту, детскому психотерапевту.

    3. Не фиксируйте внимание ребенка на сложившейся ситуации. Не нужно лишний раз напоминать о заикании – поверьте, он и сам ежесекундно о нем думает. Запрещено также обсуждать эту особенность в присутствии малыша с другими взрослыми (если это, конечно, не врач).

    4. Не пытайтесь решить вопрос с заиканием при помощи нетрадиционной медицины. Нашептывания, отливания воском и пассы руками не лечат заикания. А вот компания незнакомого человека пугающей наружности и со странным поведением действительно могут перепугать ребенка, усугубив проблему во много раз.

    Что делать, если ребенок заикается

    1. Если заикание возникло спонтанно, в первую очередь нужно посетить двух специалистов – невролога и логопеда. И строго следовать их рекомендациям: если вам прописаны препараты, их нужно принимать. Если нужно регулярно посещать логопедические занятия – это тоже не просто блажь доктора, поверьте.

    2. Постарайтесь ограничить хотя бы на месяц контакты ребенка с посторонними людьми. Возьмите отпуск и побудьте с ребенком – не нужно сейчас водить его в детский сад, оставлять с бабушками или няней. Тем более не следует ходить в гости и принимать незнакомых ребенку людей у себя.

    3. Строго соблюдайте режим дня. Он должен включать дневной сон, отход ко сну и прием пищи в одно и то же время. Ограничьте просмотр телевизора и время, проведенное с гаджетами – это обычно невротизирует детей. Освободившееся время нужно плотно занять, желательно – двигательной активностью. Подойдут любые игры и виды спорта по сезону, но лучше, конечно, — на свежем воздухе.

    4. Первое время соблюдайте всей семьей режим «лечебной речи» — его обычно рекомендуют логопеды. Взрослые должна разговаривать с ребенком четко и очень медленно.

    5. Постоянно занимайтесь чтением, разучивайте и декламируйте с ребенком стихи, подбирая самый легкий материал из допустимых для его возраста. Логопедические практики, рекомендованные специалистом, лучше всего облекать в форму игр – так малыш будет радостнее ими заниматься и быстрее вернется к нормальному речевому развитию.

    Читайте также:  Афобазол при заикании у детей

    Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

    источник

    Статья в помощь родителям, чьи дети имеют нарушение темпо-ритмической стороны речи.

    Как организовать домашний режим

    Правильно организованный домашний режим – тот благоприятный фон, на котором лечение заикания даст наибольший эффект. Под режимом надо понимать весь образ жизни ребёнка: учёбу, отдых, сон, питание, быт. Всё должно способствовать тому, чтобы оздоровить и укрепить нервную систему ребёнка. Без продуманного и чёткого распорядка дня здесь не обойтись. Важно придерживаться его и в каникулярное время. Сюда обязательно входят важные составляющие:

    1. Ребёнок должен регулярно кушать в одно и то же время. Ужин ему следует давать не перед самым сном, а хотя бы за час до сна. Стараться придерживаться рекомендаций врача, касающихся правильного питания.
    2. Ребёнок должен ежедневно гулять. Пребывание на воздухе необходимо для хорошего самочувствия и правильного физического развития ребёнка.
    3. Сон – важный компонент в распорядке дня. У учеников младших классов он должен продолжаться не менее 9-10 часов. Кроме того, младшим школьникам очень полезен дневной сон. Для учеников средних и старших классов достаточно 8-9 часов.

    Телевизионные передачи, компьютерные игры, не соответствующие детскому возрасту, приносят много вреда, являясь большой нагрузкой для нервной системы. Очень важно в выходные дни, а также во время школьных каникул не перегружать ребёнка впечатлениями.

    Всё хорошо в меру. Это относится и к спорту. При заикании заниматься спортом можно и нужно, но не всеми видами. Не желательны борьба, штанга, хоккей, футбол, баскетбол, бокс и другие неритмичные виды спорта, связанные с большим мышечным напряжением. Рекомендуются художественная гимнастика, плавание, гребля, лыжи, коньки. Эти виды спорта координируют движения и упорядочивают дыхание. Однако, занимаясь любым из этих видов спорта, от участия в соревнованиях нужно отказаться, так как любое соревнование связано с эмоциональным возбуждением и вызывает большое напряжение нервной системы, а это при заикании не допустимо. Необходимо ввести в режим дня ежедневную физическую зарядку.

    Родители должны решить, что в настоящее время больше всего необходимо ребёнку. И если они пришли к выводу, что главное – здоровая речь, значит нужно отказаться от других дополнительных занятий, так как занятия с логопедом уже являются дополнительной нагрузкой.

    Залогом успеха в логопедических занятиях являются также хорошие, здоровые отношения между родителями и детьми, между всеми членами семьи. Семейные взаимоотношения в значительной мере влияют на речь ребёнка, её улучшение или ухудшение. Недомолвки, скандалы, ссоры в семье создают напряжённую обстановку в доме, и ребёнок, как барометр, чутко реагирует на это. Он глубоко переживает семейный разлад, часто плачет, нервничает, находится постоянно в напряжении, и, конечно, на этом фоне ухудшается его речь. При такой ситуации логопедические занятия, безусловно, никакого результата не дадут.

    Хочется дать несколько практических советов родителям. Отношение к ребёнку должно быть ровным со стороны отца, матери и других взрослых членов семьи. Родители должны быть очень последовательными в своих требованиях. Запретив, например, ребёнку играть в компьютерные игры перед сном, родители никогда не должны отступать от этого. Только тогда их требования не будут вызывать у ребёнка протеста.

    Заикающийся ребёнок не должен чувствовать себя в семье ни ущербным, ни привилегированным, то есть нельзя заласкивать его, потакать его капризам и ограждать от всех трудностей, но нельзя также подчёркивать перед всеми его неполноценность, наказывать физически. И то и другое может отрицательно сказаться на формировании характера ребёнка. Следует относиться к заикающемуся ребёнку как к здоровому, нормальному человеку. Слово «заикание» не должно произноситься в доме. Тем более не допустимо передразнивать заикающегося ребёнка и демонстрировать его ошибки.

    Требуя от ребёнка неторопливой речи, родители сами должны следить за собой: говорить надо спокойно и обязательно в умеренном темпе. Не следует фиксировать внимание ребёнка на плохой речи, но каждый, даже самый малый, речевой успех надо всячески поощрять, чтобы внушить ребёнку уверенность в том, что он может хорошо говорить.

    Установлено, что заикание представляет собой одно из своеобразных проявлений невроза. В борьбе с подобным нарушением немалую роль играет и врачебное воздействие, применение различных лекарственных трав. Основная их цель – устранить повышенную возбудимость ребёнка, напряжённость мышц речевого аппарата, ликвидировать почти всегда наблюдаемые в таких случаях расстройство функций вегетативной нервной системы. Кроме того, целесообразно применять общеукрепляющие средства. Под влиянием успокаивающих препаратов и правильного режима тяжесть заикания часто уменьшается уже через одну-две недели. Детской нервности часто способствует снижение аппетита и общая слабость. Лучший регулятор аппетита – правильный режим.

    Чем старше ребёнок и чем длительнее страдает он заиканием, тем большее значение приобретает для него медикаментозное лечение. У подростка сам факт заикания осложняется его реакциями на этот дефект, чувством угнетённости, неполноценности, страхом речи. Бороться с такими состояниями без современных средств нелегко. Но и медикаменты могут не принести должного результата без помощи психотерапевта, невролога, учителя-логопеда, педагога-психолога.

    Таким образом, в коррекции заикания должен быть комплексный подход, в котором принимают участие и врачи, и логопеды, и психологи, и конечно, родители, создавая комфортные условия внутри семьи для успешной коррекции речевого нарушения.

    источник

    Заикания при речевом общении создают сложности и дискомфорт как для взрослых так и для детей. Однако спасение от этой патологии не только в лечении нервной системы и организма в целом. Немаловажным фактором в проблеме постановки свободной речи при заикании стала и дыхательная гимнастика. Благодаря четко разработанной системе, речевой аппарат начинает функционировать правильно, выравнивается артикуляция и голос. Дыхательные упражнения при заикании имеют наибольший эффект у детей, но перед ее применением обязательно получите консультацию у логопеда.

    Дыхательная гимнастика при заикании подразумевает комплексы лечебных упражнений различной сложности в разных положениях тела:

    • Во время активного движения человека (бег, ходьба, прыжки);
    • В состоянии полного покоя (стоя в расслабленной позиции, сидя, в позиции лежа).

    Это обусловлено несколькими задачами дыхательной гимнастики:

    • Пробуждение активности мышц в брюшном прессе;
    • Освоение техники диафрагмального дыхания;
    • Сознательная регулировка ритма дыхания;
    • Грамотное соотношение вдохов и выдохов;
    • Правильная расстановка выдохов при речевых отрезках.

    Система целенаправленных, профессионально сложенных тренировок позволяет развивать ритм и темп дыхания. Изначально тренировка предполагает дыхательные упражнения, после начнет сопровождаться звуками, звукосочетаниями и вербальными проявлениями. Постепенное повышение уровня сложности заданий приведут к быстрому и полному выздоровлению пациента.

    Небрежное отношение к дыхательной гимнастике может привести как минимум к неэффективности процесса. Регулярное выполнение упражнений с постепенными, удлиненными выдохами при заикании у детей – залог формирования свободного дыхания во время разговора. Полноценные выдохи помогают запастись необходимым количеством воздуха на вдохе.

    Перед тем как приступать к дыхательным упражнениям от заикания, нужно понять отчего возникает дефект. Исследователи и ученые, доктора и профессора сходятся во мнении, что заикание само по себе не является речевым нарушением. Психолог и педагог Р. Е. Левина считает, что скорость устранения дефектов речи зависит от того, насколько серьёзно ребенок относится к дефекту, а также в зависимости от природы возникновения заикания.

    Целый ряд советских педагогов, таких как М. Е. Хватцев, М. И. Пайкин и другие считали, что первоочередной причиной появления заикания служит шоковое состояние, травма психологического характера, резкий испуг. Кроме того, специалисты настаивают, что простое спотыкание в речи еще не является заиканием и оно легче поддаётся корректировке.

    Стоит выделить основные причины вызывающие патологию:

    • Заикание, как следствие травм, частых болезней, шоковых ситуаций;
    • Возникновение дефекта в случае, когда левшу переучивают в правшу;
    • Последствия пережитого шока, стресса, чрезмерного утомления во время публичных выступлений и подготовки к ним.

    Каждый тип заикания вызванный, вышеуказанными причинами поддаётся лечению.

    Один из способов решения проблемы – дыхательная гимнастика при заикании.

    Методов тренировки дыхания на сегодняшний день существует довольно большое количество. Однако наибольший вклад, по мнению специалистов, в решение проблемы сделала Александра Николаевна Стрельникова. Будучи оперной певицей, женщина страдала от приступов удушья. Чтобы избавится от приступов она разработала специальную систему, которая помогла ей справиться с недугом. Вскоре дыхательная гимнастика возымела популярность по всему Советскому Союзу, многие доктора признали эффективность упражнений. Считается, что система Стрельниковой наиболее эффективная работа над дыханием при заикании.

    Уникальной дыхательная гимнастика от Стрельниковой считается благодаря нижеследующим особенностям упражнений:

    1. резкие и короткие вдохи носом, необходимые во время сжимания грудной клетки;
    2. все упражнения направлены на активное действие всех частей тела;
    3. усиление внутреннего тканевого дыхания, как следствие, повышение показателей усвоения кислорода организмом.

    Данная система направлена не только на лечение заикания – она приходит на помощь больным, страдающих заболеваниями различных систем органов. Как метод лечения, гимнастику следует выполнять дважды в день, в утреннее и вечернее время.

    Ниже расскажем о нескольких упражнениях, которые помогут справиться с дефектами речи как у ребенка, так и у взрослого.

    Упражнение включает сжатие ладошек в кулаки. При сжатиях выполняются 8 шумных вдохов носом. После этого нужно сделать паузу в несколько секунд и повторить движения снова. Необходимое количество повторов – 32. Что же касается выдохов, то задерживать их не стоит, они делаются ртом, достаточно пассивно.

    Вдыхать носом рекомендуется при слегка сомкнутых губах, а во время выдоха, губы необходимо разжать и выполнить естественный выдох. Обязательно нужно следить за положением плеч – не поднимать. Возможно легкое головокружение во время тренировки. Тем, у кого присутствует такой эффект, советуют выполнять упражнение сидя.

    8 активных вдохов без пауз, после передышки в пару секунд – повторить цикл. Необходимое количество повторов – 32. Кулаки не поднимаем выше пояса.

    8 вдохов делаются циклами 4 раза. Несколько секунд перерыв и снова повтор цикла. Представляем как будто накачиваем шину ручным насосом.

    Все три упражнения занимают примерно 10 минут. Вдохи везде должны быть короткими как хлопок.

    Усложненный комплекс выполняется после того, как дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании в облегченной форме будет выполняться пациентом без особого затруднения.

    Наука кинезиология занимается изучением развития умственных и физических способностей посредством выполнения определённых упражнений для двигательного аппарата. Считается, что истоки кинезиологии берут начало в Древней Руси и Древней Греции. Многие логопеды советуют обратить внимание при заикании на кинезиологические упражнения, так как положительные результаты практики очевидны:

    • упражнения влияют на развитие активности мозга;
    • трудности в усвоении информации детьми сводятся к минимуму;
    • упражнения способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга.

    Грамотный подход к выполнению упражнений ребенком обеспечивает позитивный результат. Непроизвольные зажимы мышц снимаются, непреднамеренные движения сокращаются в разы. Также стоит отметить, что подвижный ребенок лучше обучаем, нежели пассивный в действиях малыш.

    Система гимнастики для ребенка, которая способствует устранению заикания, включает в себя несколько направлений:

    • растяжка, которая нормализует мышечные сокращения;
    • дыхательная гимнастика позволяет отладить ритмы организма;
    • упражнения для глаз, направленные на улучшение восприятия.

    Малышу будет интересно выполнять большинство заданий, так как многие из них подключают воображение. Таким образом, в растяжке присутствует упражнение «Снеговик», в котором нужно представить себя тающим снеговиком – начиная от головы, заканчивая конечностями. Ребенок должен постепенно расслабляться. «Таить», чтобы в конце концов мягко приземлиться на пол, имитируя лужу воды.

    Кинезиологические упражнения предполагает выполнение упражнения «Дерево», которое нужно выполнять на корточках. Малыш прячет голову между коленями, обхватывает их ручками и представляет себя семечком, прорастающим и становящимся прекрасным деревом. Ребенок поднимается на ноги, расправляет все тело и вытягивает руки вверх. Дует ветер, и ребенок имитирует качание веток.

    В числе дыхательных упражнений выделяют «Свечу», исходное положение сидящее. Малыш представляет большую свечу и пытается ее задуть коротким выдохом. Затем представляет 5 маленьких свечей, набирает воздух и короткими выдохами задувает все свечи.

    Занятия для глаз типичные для любого офтальмологического комплекса. В процессе должны сокращаться мышцы. Взгляд устремляется в даль и в близь, глазное яблоко двигается по часовой стрелке и против, напрягается и расслабляется.

    Упражнения будут иметь больший эффект в комплексе с массажем, который выполняется для расслабления организма и настройки на восприятие упражнений.

    Как бы ни была важна дыхательная гимнастика при заикании, всегда нужно обращать внимание на психологическое состояние ребенка. Родители и близкие должны максимально правильно подобрать тактику общения с ребенком. Стараться не обидеть чувствительного малыша, но в то же время, не пытаться во всём угождать ему. Дети прекрасно чувствуют чрезмерную жалость и всяческими способами будут отвергать такую заботу. В конце концов, это чревато недоверием со стороны ребёнка, как следствие, невозможностью избавить его от дефектов речевого аппарата.

    Специалисты рекомендуют приучить ребенка начинать разговаривать исключительно на выдохе, а прежде чем начать говорить – делать глубокий вдох. Также важно донести до малыша, что выдыхать следует плавно и продолжительно.

    У заикающихся детей часто бывают проблемы со сверстниками – это еще один психологический фактор, который необходимо учесть. Ребенку нужно донести, что его дефект – не изъян, а особенность. И все, что ему нужно, чтобы завести друзей – это общаться с ребятами и не бояться своего голоса, ведь никто не идеален.

    Запас терпения, поддержка ребенка – это то, что необходимо вкладывать в сбалансированную работу с дыханием, помимо физических упражнений для организма. Несколько месяцев потребуется для того, чтобы дыхательные упражнения при заикании, а также кинезиология сделали свое дело. Ожидать моментального результата не стоит, однако, ежедневный труд над проблемой обеспечит полное исцеление ребенка, подарит ему радость и легкость человеческого общения.

    источник