Меню Рубрики

Занятие пением при заикании

Оксана Голубева
Статья «Роль пения в устранении заикания»

Роль пения в устранении заикания.

Вокальное и хоровое пение, испокон веков использовали для лечения физических и душевных недугов, а также, заикания. Поэтому, пение — работа со звуком (высотой, долготой, силой, ритмом, дыханием, интервалами, эмоционально-выразительное, образное насыщение песни не только приводит к лечебному эффекту заикания, но и формирует, корректирует личность человека, повышает иммунитет к стрессам. Научившись вокальному пению, человек получает эффективнейшее средство снятия внутреннего напряжения и самовыражения. Доказано, что речь заикающихся, поддержанная внешне заданным ритмом — стихотворением, песней — получает в нем опору и восстанавливает равновесие, то есть, заикание исчезает.

В нашем детском саду используются четыре формы организации музыкальной деятельности детей имеющих заикание: музыкальные занятия, праздники и развлечения, музыка в повседневной жизни, самостоятельная музыкальная деятельность детей. Помимо перечисленных используются и такие формы, как логоритмика. Безусловно, это специальные методики, направленные на коррекцию психических процессов и свойств личности, двигательного аппарата, ряда речевых недостатков, но все они связаны с разными видами музыкальной деятельности детей: слушанием, пением, игрой на музыкально-шумовых инструментах, ритмическими движениями.

Как форма углубленной работы по коррекции заикания используется пение. Во время пения у заикающихся исчезает повышенное напряжение дыхательных и артикуляционных мышц. Пение помогает развивать силу голоса, чистоту его звучания и мелодику речи. Пению уделяется настолько большое внимание, что оно вводится не только в музыкальную деятельность, а на каждое логопедическое занятие.

В начале обучения дошкольников пению определяется диапазон голоса каждого ребенка, умение правильно управлять вдохом и выдохом в пении, одновременно проверяется слух, память и чувство ритма, которые развиваются в процессе певческой деятельности. Упражнения для работы над дыханием, голосом и артикуляцией проводятся в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности очень тесно связаны между собой.

Прежде чем научиться правильно петь, необходимо научиться правильно дышать, поэтому дыханию в работе с заикающимися детьми уделяется большое внимание. Работа начинается с упражнений в глубоком дыхании. Объясняется и показывается, как делать вдох глубоко, не спеша, задержать ограниченное время воздух, а затем начинать медленно выдыхать через рот, как бы дуя на блюдечко, в котором находится горячий чай. Все движения делаются ритмично, под счет: на «раз, два» делается вдох, на «три» дыхание задерживается, затем на «раз, два, три» делается выдох. Обязательно наблюдаем, чтобы процесс глубокого дыхания проходил при полном спокойствии и равномерности вдоха и выдоха не только во время пения, но и речи. Иногда предлагаем детям перед вступлением «понюхать цветок» и сразу начать петь, «сдуть пушинку», «задуть свечу».

Постепенно дети овладевают глубоким дыханием и ощущением опоры звука. Развиваем у детей брать дыхание организованно, всем вместе, перед началом пения, при окончании музыкальных фраз, на паузах и т. д., используя дирижерский жест. Объясняем и показываем, как взятое дыхание в распеваниях «расходовать» планомерно, брать его глубоко или поверхностно, в зависимости от темпа и характера музыкального произведения.

Первоначально детям предлагаются песни с небольшими музыкальными фразами, постепенно протяжённость музыкальных фраз увеличивается. Затем переходим к упражнениям на развитие дыхания, связанного с певческим и речевым звуком. Пропеваем мелодии песен на одном гласном звуке, цепочкой гласных звуков в последовательности А, О, У, И, Э. Поем слоговые дорожки, в которые входят согласные, не вызывающие затруднений у детей М, Д, Т, П. Как вариант распевания, используем пропевание с детьми своего имени, начиная с верхнего звука и заканчивая нижним, сопровождая пение движением руки сверху вниз. Это очень удобно, потому что песенка начинается с сильной доли, при этом идет работа и над дыханием, и над дикцией, и над волевыми чертами характера при самостоятельном исполнении собственного варианта песенки. Такие игровые упражнения детям нравятся, они в простой мере закрепляют навыки правильного дыхания.

Работая над дикцией, разъясняем смысловое значение слов. Проговариваем слова, хорошо артикулируя, добиваясь от детей четкого произношения звуков в разных темпах, начиная с очень медленного. Поем a’capella. Это позволяло детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни. Игра «Угадай-ка?»: детям нравится отгадывать слова или фразы знакомых песен, попевок, которые проговариваются одними губами. Этот прием мобилизует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов. Помогает и показ взрослых, а особенно — показ теми детьми, кто уже научился это делать. Затем все спетое дублируется в сопровождении мелодии. В работу включаем дидактические задания на развитие музыкально-слуховых представлений.

Не меньшее значение в певческой работе по коррекции заикания имеет место развитие ритмических навыков. Отхлопывание, отстукивание, притопывание ритмического рисунка слов, фраз, попевок, вступлений к песням. Используем деревянные палочки, матрешки, птички, металлофон, ксилофон. Учим детей выделять, на примере несложных песенок, попевок долгие и короткие звуки, включая двигательный анализатор.

У заикающихся детей наблюдается большое напряжение мышечного тонуса или слабость его, плохая координация движений. С целью коррекции этих нарушений помогают игры с пением – хороводы и игры-инсценировки. В них широко используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой. В этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений – с характером музыкального сопровождения. Воспитание указанных умений положительно влияет на речь. Игры с пением развивают у детей произвольное поведение, нормализуют переключаемость процессов возбуждения и особенно торможения, поскольку движение организуется в соответствии с музыкой во времени и в пространстве.

И еще на один прием координации слуха и пения хочется обратить внимание. Предлагаем детям слегка прикрыть пальчиком слуховой канал одного уха. В этом случае он будет хорошо слышать свое исполнение, а открытое ухо позволяет слышать музыкальное сопровождение и пение других. От таких заданий дети становятся внимательными и более точны в интонировании мелодии. Лучше слышат себя.

При выборе песен для разучивания обращаем внимание на их соответствие возможностям наших детей, включающие следующие характеристики:

• доступное содержание и удобный для произношения текст;

• наличие сильной доли в начале музыкальной фразы;

• нисходящая мелодия песен (она более удобна, т. к. дыхание в начале пения более сильное);

• фразы не очень длинные (особенно в начале обучающего периода, постепенный переход от более коротких фраз к более длинным);

• темп песен медленный или средний, постепенно переходящий в более быстрый и отрывистый.

В течение всего учебного года дети разучивают много песен, но часто из-за недостаточного развития памяти их забывают. Чтобы этого не происходило, желательно повторять ранее выученные песни. Можно устроить концерты, провести развлечения «Угадай мелодию», поиграть в музыкально-дидактические игры «Музыкальный телефон», «Волшебный кубик», которые помогают вспомнить знакомые песни, ориентируясь на картинки. Дети поют песни в группе самостоятельно, с воспитателями, с учителем-логопедом, используя записи на CD. А уж если ребенок поет дома или включает исполнение знакомых, любимых песен в самостоятельную или игровую деятельность, то значит, песни ему понравились, и он их запомнил надолго.

Итогом проделанной работы в детском саду является то, что в процессе певческой деятельности у заикающихся детей нормализуется дыхание, снимается мышечный зажим, ребенок раскрепощается, заикание исчезает, облегчается процесс коммуникации, как со сверстниками так и со взрослыми.

Дифференцированный подход при коррекции невротической и неврозоподобной форм заикания Проблема исследования:поиск и выбор особого дифференцированного подхода, способствующего формированию коммуникативной компетентности у младших.

Картотека литературы по заиканию Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе терапии логоневрозов. // Руководство по психотерапии М — 1974 С. 197-209. Анохин П. К.

источник

Вы никогда не замечали, как ваш ребенок начинает повторять одно и то же слово или звук во время эмоционального рассказа? Я столкнулась с этой проблемой, когда моя Настенька в возрасте четырех лет начала говорить с запинками, паузами и прерываниями. Иногда она повторяла слоги и словосочетания.

Содержание статьи:

Логопед объяснил, что подобное нарушение речи может быть вызвано множеством причин и носит название «логоневроз». Оказывается, заикание несет определенную опасность для человека. Поэтому важно избавиться от него еще в детском возрасте. Я выбрала в качестве метода борьбы с логоневрозом пение.

Дети дошкольного возраста еще только познают окружающий мир и людей. Даже малозначительная ситуация кажется им волнительной. Я стала замечать, что появление запинок в речи у дочери связано с психологическими причинами.

А именно она заикалась в следующих ситуациях:

  1. Общение с незнакомыми людьми.
  2. В аудитории, где много людей.
  3. Необходимость отстаивания своей точки зрения.

Ни у кого из моей семьи или родственников мужа подобных проблем не было. Вполне возможно, что нарушение речи стало следствием поражения ЦНС . Именно с таким диагнозом нас выписали из родительного дома.

Самостоятельно выявить причину заикания не так-то просто. Поэтому при первых признаках нарушения речи стоит обратиться к специалисту, который выявит форму заболевания и провоцирующие факторы .

Мы долго думали, в какую секцию отдать ребенка. Настя любит петь, часто устраивает нам с мужем целые концертные представления. У нее прекрасный слух и есть чувства ритма.

На вокал мы отдали ее и по другим причинам:

  1. Пение развивает мозг. Вокал тренирует память, ребенок учится запоминать тексты.
  2. Повышение уверенности в себе. Если малыш выступает на сцене с ранних лет, это пригодится ему во взрослой жизни. Не секрет, что успехов добивается тот, кто уверен в себе больше, чем другие.
  3. Полезное времяпровождение. Если ребенок ничем не занят, у него остается много энергии, которую нужно куда-то направлять.
  4. Культурное просвещение. Занятия пением предусматривают знакомство с нотами, композиторами и их произведениями. Ребенок с музыкальным образованием обладает более тонким вкусом.
  5. Дисциплина и упорство. Ребенок учится добиваться поставленных целей.

В группе Настя оказалась самой младшей. Остальным девчонкам уже исполнилось по 5 лет. Несмотря на юный возраст, дочка успешно справлялась с программой занятий. Учитель подбирал для девочек репертуар, который соответствует объему их голоса.

Каждые три месяца в секции проводят показательные выступления. Мы приходим всей семьей посмотреть на Настеньку. Приятно видеть, как эти крохи поют песни о маме, весне и Родине. Скоро дочку ждет сольное выступление на городском конкурсе. Я уверена, что у нее все получится!

Наверняка, многие слышали о целебных свойствах музыки. Пение также благотворно влияет на организм человека.

Его польза заключается в следующем:

  • Выработка гормона радости.
  • Избавление от бессонницы.
  • Повышение иммунитета к стрессам.

Во время пения ребенок учится работать со звуками (интервалами, силой, ритмом, высотой и т.д.). Он снимает внутреннее напряжение, достигает равновесия речи .

Вокал – это в своем роде искусство правильного дыхания. Сегодня никого не удивляет, что доктор выписывает больному бронхиальной астмой занятия пением.

Ученые давно доказали, что регулярное исполнение различных композиций избавляет от заикания. Происходит это из-за того, что в процессе пения одно слово плавно перетекает в другое, сливаясь с музыкой. Основное препятствие, которое заключается в произношении первой буквы, сглаживается.

Уже через 8 месяцев после занятий вокальным искусством моя дочь справилась с легкой формой заикания. Исчезли речевые дефекты – запинки, повторения. Ее голос стал звучать громче и увереннее. Проблемы с произношением исчезли сами собой.

Если у вашего ребенка средняя или сложная форма логоневроза, то вылечиться с помощью одного пения вряд ли получится . Зато оно может стать частью комплексной терапии, хуже от этого точно не будет.

В качестве профилактики заикания мы занимались голосовой и мышечной гимнастиками. Во время них кроха должен держать головку прямо и смотреть на вас.

Выполняются упражнения следующим образом:

  1. Поют гласные в различных комбинациях: АААОООУУУИИИ и т.д. При этом регулируют громкость. Поочередно издают звуки то тихо, то громко.
  2. Меняют интонацию при распевке. Поют грустно, весело, ласково, сердито и т.п.
  3. Изображают звуки предметов. Например, удар мяча об стену или пол.

Во время заикания ребенок начинает напрягать мышцы лица и шеи, ему будто не хватает воздуха. Поэтому важно научить его расслабляться. Для этого попросите его крепко сжать кулаки на несколько секунд, а потом максимально расслабиться. Такое упражнение можно проделывать с любой частью тела. Эффективны также тренировки мышц артикуляционного аппарата . Во время них малыш надувает и спускает щеки, хлопает губами, как рыбка.

В заключение хотелось бы дать несколько советов родителям, чьи дети страдают логоневрозом:

  • Не нужно кричать на ребенка, выяснять при нем отношения. Важно оградить его от стресса.
  • Обратите внимание на ситуации, при которых малыш начинает заикаться.
  • Говорите со своим чадом четко, медленно и понятно.
  • Если малышу некомфортно, не надо заставлять его говорить.
  • Уделите особое внимание профилактике простудных заболеваний, укреплению иммунитета и питательному рациону.

Если у ребенка нет проблем с речью, это не повод отказываться от занятий вокалом. Пение способствует улучшению психического и эмоционального состояния малыша, устранению комплексов и страхов . Учите своих детей петь и водите их в музыкальные кружки. Вы увидите, как изменится в лучшую сторону ваш малыш и поймете слова Генриха Гейне: «То, что отнимает жизнь, возвращает музыка».

источник

Нам песня строить и жить помогает
Она как друг, нас зовет и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет!
Сл. В. Лебедева-Кумача

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья взрослого и детского населения. Методов оздоровления и профилактики очень много и один из них, приносящий не только пользу, но и удовольствие – это ВОКАЛ. Можно уверенно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще одну немаловажную задачу – оздоровительно-коррекционную. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи и является источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Занятие любым видом вокала дает не только развитие слуха, интонационной чистоты голоса, вокальной техники, но и помогает справиться с дефектами речи и даже с простудными заболеваниями.

Читайте также:  Эффективные упражнения при заикании

Вокал может благотворно влиять на устранение таких видов логопедических нарушений, как дисфония, дислалия, ринофония, и др., если только они не связаны с анатомическими нарушениями артикуляционного аппарата или психическими расстройствами.

Дислалия (от греч. dis – приставка, означающая частичное расстройство, и laliо – говорю) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе. Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи (искаженное произнесение звуков, замена одних звуков другими, смешение звуков, реже – пропуски).

Ринофония – изменение только тембра голоса при нормальном звукопроизношении. Типичный при ринофонии носовой оттенок голоса возникает при неправильном направлении голосовыдыхательной струи. Причины возникновения ринофонии различны. Одной из причин можно назвать психические травмы, испуг, страх. При этом ринофания носит преходящий характер. Другой причиной является вялая артикуляция у ослабленных детей, у которых мягкое нёбо не дотягивается до задней стенки глотки.

Дисфония (греч. dys- + phone звук, голос) – расстройство голосообразования, нарушение высоты, силы, тембра голоса. Голос становится хриплым, слабым, вибрирующим, фальцетным, дрожащим, срывающимся, монотонным, с «металлической окраской»). Позитивный эмоциональный настрой, создающийся при пении, благотворно влияет на общий психологический тонус всей нервной системы, что очень полезно при лечении логопедических нарушений.

Широко известен факт лечения заикания при помощи вокала. Как? Почему человек, заикающийся в обычной речи, порой до такой степени, что окружающие не понимают его совершенно, при пении вдруг перестает вспоминать о своем недуге. Для этого необходимо определить, в чем причина заикания и как проявляется этот дефект речи на практике.

Основным проявлением такого дефекта являются судороги в процессе речевого акта. Речь при этом становится прерывистой, в ней появляются паузы, повторы, нарушаются ударения слов, интонация, ритм, изменяются громкость, сила, высота и тембр голоса. Обычно постепенно формируется страх речи (логофобия), а фиксация внимания больного на своем недостатке приводит к развитию у него невротических расстройств (чувство собственной неполноценности, неуверенность, повышенная тревожность).

Обычно данный речевой дефект проявляется в период интенсивного развития речи, в возрасте 2—5 лет, когда у ребенка формируется связная речь. Чаще наблюдается у мальчиков. Наибольшей выраженности достигает в критические периоды развития (в возрасте 6—7 лет и в пубертатном периоде). Часто таким людям дополнительно к логопедическим упражнениям рекомендовано заниматься академическим вокалом. Специфика академического вокала подразумевает плавное звуковедение, правильно поставленное дыхание, пропевание всех гласных. Пение, по сути дела, идет по пути методики лечебной фонетической ритмизированной реконструкции. (Подробнее об этом методе можно прочитать в статьях С. Б. Скобликовой).

Музыка сама по себе разбивает сложные слова на более простые ритмизированные слоги, в связи с чем «певцу-заике» становится легче произносить слова более ровно, чем в разговорной практике. Часто заикание сопровождается прерывистым дыханием, что тоже достаточно эффективно решается при занятиях вокалом, поскольку пение требует крепкого поставленного дыхания. «Певец-заика» приучается говорить протяжно, не прерывая дыхания, что впоследствии многие из учеников применяют и в разговорной речи как метод для произнесения сложных словосочетаний.

Конечно, и репертуар необходимо подбирать соответственно, произведения должны быть простыми по мелодии, плавными, без резких скачков. На начальном этапе очень неплохо подойдут романсы на русском языке и протяжные народные песни. Кроме того, отвлекаясь на содержание произведения, на его художественный смысл, певец-заика забывает о своем страхе речевого общения, что способствует устранению психологических причин заикания. Дело в том, что заикание, по мнению специалистов, часто возникает на почве недостатка общения, а впоследствии преобразуется в серьезную психологическую проблему. Человек с тяжелой степенью заикания испытывает психологическое напряжение при контакте с другими людьми, но при исполнении произведения «певец-заика» вынужден думать не о том, как ему тяжело общаться, а о том, что он хочет донести до слушателей. При удачных выступлениях на сцене, пусть даже это будет маленькая сцена в кругу друзей и близких, психологическое удовлетворение от исполнения произведений приобретает значение лекарственной терапии, способствующей устранению речевого дефекта.

«Часто ко мне в класс приходят дети, не выговаривающие букву «Р». Порой даже в возрасте около 7 лет*. – рассказывает преподаватель по вокалу в музыкальной школы «Виртуозы» Быкова Ирина Сергеевна –С чем связано такое опоздание речи? Варианты могут быть разные, возможно у ребенка слишком короткая подъязычная уздечка, тогда необходимо вмешательство врача, но чаще всего дефект наблюдается у детей, которые по своему характеру немного ленивы, а родители относятся к своему чаду согласно известному словосочетанию «еще маленький» и не заставляют ребенка четко выговаривать согласные. Такие дети говорят вместо «Р» нечто среднее между «Л» и «Р», соответственно работает не кончик языка, как должно быть при произношении вибрирующих согласных, а серединка языка. Справиться с этим дефектом на самом деле не так сложно. Я применяю разные методы, каждому помогает свой. Например, в распевку я включаю проблемную букву на конце : у-у-у-у-утрррр, постепенно увеличивая количество проблемной согласной. Потом мы переходим на нисходящий ход по трезвучию на слоге «РА» и так далее. Чаще всего ребенок может произносить «Р» только с какой — нибудь одной гласной или согласной, Ра, Др, Тр, Ро…. Именно от этого и следует отталкиваться преподавателю вокала, добавляя постепенно к простым для произношения слогам сложные. Чаще всего, достаточно однажды преодолеть речевой дефект, чтобы постепенно ученик пришел к правильному произношению. Но распевки и произведения — это очень разные вещи. На распевках может получаться многое, а вот в тексте произведения — далеко не всё. В таких случаях мы берем красный карандаш и обводим в тексте все сложные слоги, тогда дома ребенок может самостоятельно обращать внимание на сложные места и постепенно все «Р» встают на свое место. Обычно, достаточно спеть пару песен с качественной буквой «Р» и впоследствии, ребенок говорит проблемную букву уже автоматически, не задумываясь.»

В процессе работы многое зависит не только от преподавателя, но и от ученика, а в случае с детьми – ещё и от родителей. Необходимо помнить, что даже 2 урока в неделю – это ничтожно мало для исправления речевого дефекта, даже в легкой степени проявления. Чем старше ученик, имеющий речевой дефект, тем сложнее справиться с физиологической привычкой, с психологическими последствиями недуга, однако сложно не значит невозможно. Если желание взрослого человека исправить речевую патологию сильное, то преподаватель по вокалу будет наставником и помощником в этом сложном, но интересном пути!

Таким образом, музыкальное образование может способствовать не только душевному преображению, но и физическому здоровью, затрагивая самые ценные аспекты человеческой жизни. Именно ВОКАЛ может стать этапом нового звучания вашей жизни и важным шагом к вашему здоровью и здоровью вашего ребенка. В музыкальной школе «Виртуозы», не зависимо от возраста и начальной подготовки, вы можете пройти первое бесплатное занятие с преподавателем по вокалу и узнать о коррекционных занятиях по устранению речевых патологий.

источник

Заикание – комплексное нарушение речи, с трудом поддающееся медикаментозной коррекции. Для его лечения разработано множество методик, в том числе и логоритмические.

В этой статье рассмотрим способы коррекции заикания у детей, подростков и взрослых в играх и тренингах, лечение проблемы с помощью режима молчания, использования скороговорок и т.д.

Музыка, движения и речь очень тесно связаны. На этой связи построены коррекционные логоритмические приемы.

Курс лечения включает следующие виды занятий:

  • музыкально-двигательные игры;
  • коммуникативные игры;
  • пение;
  • декламация стихотворений и скороговорок;
  • мелодекламация.

Ритмичные движения под музыку развивают моторику, которая всегда тесно связана с экспрессивной речью. Нарушения в моторике, заторможенность или повышенная возбудимость, вызывают мышечные спазмы во время произнесения слов. Улучшение моторики позволяет добиться ритмичной, плавной речи, управлять ее темпом.

Использование метронома во время коррекционной логопедической работы облегчает развитие ритмики речи при заикании.

Темп метронома выставляется в зависимости от индивидуальных особенностей заикающегося. На каждый удар необходимо произнести один слог, знаки препинания выделяются молчанием в течение 2 ударов.

Основная цель использования логоритмики – добиться стойкого улучшения речевой ритмики и корректного звучания слов, плавности речи.

Польза логоритмических занятий несомненна, кроме речевого развития и избавления от речевых нарушений, они улучшают психическое состояние. Успехи во время занятий позволяют справиться со страхом общения из-за заикания.

Использование ритмичных предложений, включающих сложные для произношения звукосочетания, помогают справиться с фонематическими нарушениями и научиться управлять темпом речи.

Занятия начинают с простых скороговорок, которые произносятся медленно. С одной скороговоркой работают до двух недель, постепенно увеличивая скорость произношения. Через две недели предложение меняют на более сложное.

Также использование скороговорок улучшает фонематическое восприятие и укрепляет память, снижает страх перед использованием сложных звукосочетаний в повседневной речи. Важно контролировать во время декламации правильность произношения звуков, вдохи и выдохи.

Для начала занятий выбирают короткие предложения, в котором все слоги открытые. Их произносят медленно, отделяя слоги паузой.

Каждая следующая скороговорка должна быть сложнее предыдущей. Со временем добавляют закрытые слоги, сочетания нескольких согласных букв, зеркальное чередование звукосочетаний (врал – рвал), многосложные слова.

Особое внимание уделяют звукам и звукосочетаниям, вызывающим сложности при произношении. Со временем скороговорки удлиняют. Очень длинные предложения, обычно с перечислением предметов, необходимы для тренировки ритмичного дыхания.

Перед началом занятий необходимо сделать разминку: несколько раз широко улыбнуться, высунуть язык и провести им по губам, широко открыть и закрыть рот. Несколько раз глубоко и медленно подышать.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки. Раз Егорка, два Егорка,…

Чистоговорки используются для отработки произношения сложных сочетаний гласных и согласных звуков. Развивают интонационную выразительность, ритмику речи. Упрощают использование трудных звукосочетаний в повседневной речи.

При работе с чистоговорками часто используют музыкальное сопровождение. Рифмованные строчки не только проговаривают, но и напевают.

Во время декламации рифмованных предложений желательно менять интонацию в зависимости от сюжета чистоговорки. Повышать и понижать голос, ускорять и замедлять темп.

В начале занятий выбирают простые чистоговорки, в первой части которых несколько раз повторяется отрабатываемое звукосочетание гласной и согласной, вторая часть предложения рифмуется с ним.

Когда необходимые слоги отработаны, переходят к стихам, имеющим четкий сюжет. В отличие от обычных стихотворений они содержат повторяющиеся звуки и звукосочетания.

Маленьким детям для начала занятий лучше всего подойдут стишки о животных, которых он знает и может изобразить их движения и звуки.

Прорычал медведь в берлоге,

Пропевание слов, фраз и стихотворных форм – один из эффективных методов коррекции заикания. Во время пения развивается важный аспект плавной речи – непрерывность.

Кроме этого, увлеченность музыкальным ритмом снижает концентрацию на произносимых словах, убирая страх перед произношением сложных слов.

Начинаются занятия с пропевания гласных. Следующий этап – пение слогов с согласными, произношение которых не представляет сложности. Пропевание слов и предложений начинают с простых, постепенно усложняя задачу.

Пение чаще всего сопровождается двигательной активностью. Заикающийся может дирижировать себе или партнеру, отстукивать ритм, шагать и подпрыгивать.

При выборе песен обращают внимание на следующие характеристики:

  • начинается с сильной доли;
  • мелодия нисходящая;
  • темп медленный;
  • короткие фразы;
  • текст прост для произношения.

Песни с такими характеристиками гораздо легче петь.

Произношение слов начинается с выдоха, сила которого больше на старте. Нисходящая мелодия, соответствует постепенному ослаблению дыхания.

Также легче начинать пение в медленном темпе. После привыкания к нему можно использовать ускоренный темп. Короткие фразы и простые слова не создадут трудностей при пении.

Классическая музыка помогает заикающимся расслабиться, стимулирует развитие чувства ритма и темпа речи. Голосовое следование музыкальному рисунку способствует правильной артикуляции.

Музыка Моцарта, Чайковского богата переходами медленного темпа в быстрый, эта особенность позволяет научиться контролировать силу и равномерность дыхания.

Прослушивание музыки сопровождают движениями – дирижируя или притопывая. После того, как мелодия станет узнаваемой, добавляют голос, повышая и понижая его громкость в соответствии с музыкой.

Декламация стихов развивает чувство ритма, делает более выразительной речь, укрепляет память. Кроме этого, стихи классиков улучшают эстетическое развитие, обогащают словарный запас. При выборе стихов обычно ориентируются на возраст заикающегося.

Маленьким детям предлагают простые стихи, например, детские потешки. Дети с удовольствием участвуют в миниспектаклях поставленных по сюжету выученного стихотворения.

Дошкольникам и школьникам предлагают к декламации стихи, написанные в разном темпе. Более мелодичные и плавные подойдут для начала обучения. В дальнейшем можно использовать более сложные стихотворные формы.

Желательно предложить ребенку выбрать понравившиеся стихотворение из нескольких предложенных. Положительные эмоции облегчат запоминание и сделают более приятной декламацию.

Исправление, устранение заикания у детей-дошкольников происходит быстрее, если занятия проводятся в игровой форме, при игровых ситуациях. При групповых занятиях ребенок также учиться приемам разговорной речи в коллективе.

Цель таких игр – расслабить ребенка, дать передышку между интенсивными занятиями, возможность закрепиться новому речевому навыку, научить быстро переключаться во время работы.

Кроме этого, некоторые игры направлены на определение источника звука, следование командам, улучшение артикуляции.

Ребенку рассказывают о том, что если разговаривать под водой – можно захлебнуться. Можно использовать подходящий антураж, например, рассматривать картинки с рыбами, ракушками. Молчание должно продлиться не менее нескольких минут.

Малыш делает движение, имитирующие закрывание рта на ключ. После этого он не должен говорить. Детям нравиться, если в это время взрослый провоцирует их заговорить, задавая вопросы. Это упражнение способствует снижению стресса от сложных занятий.

Читайте также:  Эффективность фенибута при заикании у детей

Дети с закрытыми глазами прислушиваются к звукам. Взрослый отходит в сторону, хлопает в ладоши. Ребенок должен молча показать, откуда доносился звук.

Цель этих игр – научить ребенка внимательности, развить память, улучшить ассоциативное восприятие.

Ребенку необходимо хлопнуть, если названы правильные слова, если называют нелетающее животное, дети должны промолчать.

Начинают упражнение медленно произнося предложения. По ходу занятия произношение ускоряется.

Взрослый читает стихотворения, включающие знакомые ребенку слова и понятия. Во время чтения делаются ошибки, искажающие смысл прочитанного. Малыш должен исправить неправильно произнесенное слово.

Ребенку говорят, что взрослому нельзя повторять слова. Если он услышит одинаковые, то должен хлопнуть в ладоши. Взрослый произносит несколько слов, повторяя одно из них.

Основная цель этих упражнений – избавить ребенка от коротких вдохов и выдохов, которые значительно затрудняют плавность речи. В процессе игры ребенок учиться правильно дышать, контролировать вдох и выдох, избавляется от навязчивых движений.

Ребенок, сильно дуя, должен отправить легкий предмет (комочек ваты, воздушный шарик) в определенное место.

Ребенок дует на бумажных бабочек, подвешенных на нитке. Желательно направлять воздушную струю вверх как можно сильнее.

Бумажные фигурки птичек нужно сдуть как можно дальше, используя только один выдох.

Интенсивные вдохи и выдохи могут привести к головокружению. Между упражнениями необходимо делать паузы на 2 – 3 минуты.

Видео, как можно одновременно отрабатывать правильное произношение звука и формирование контроля над речевым дыханием:

Позволяют расслабить мышцы, снять спазм и психоэмоциональное напряжение. Для чрезмерно возбудимых детей сложно концентрироваться на выполнении логопедических упражнений долгое время, такие игры способствуют облегчению переключения внимания и релаксации между упражнениями.

Ребенок представляет себя мороженым, твердым и холодным. В начале упражнения он должен сильно напрячь мышцы. Постепенно мороженое тает, ребенок медленно расслабляется.

Взрослый рассказывает, как жарко, ребенок расставляет руки в стороны, выпрямляется во весь рост. Подул холодный ветер – ребенок садиться на корточки, обхватывая себя руками.

Ребенок представляет себя очень злым, сжимает челюсти и кулаки. После этого становиться добрым – расслабляется и улыбается.

Отраженная речь – это повторение за взрослым слов и предложений. Применение этой методики необходимо для обучения заикающихся планированию произнесения фразы.

Применяется в случае затруднений в проговаривании предложений. Корректирует остановки и запинки в речи.

Упражнения начинаются с проговаривания одного слова, с каждым занятием усложняя задания. Постепенно вводятся предложения, ответы на вопросы, стихотворения. Завершается цикл занятий пересказом прочитанного логопедом текста.

Логоритмические методы имеют следующие преимущества:

  • коррекция дыхания;
  • постановка ритма речи;
  • выработка плавности произношения;
  • устранение спазма мышц;
  • избавление от вынужденных пауз в речи и повторений звуков.
  • необходима регулярность занятий;
  • для достижения результата необходимо несколько месяцев.

Логоритмические методы коррекции заикания разнообразны, но цель у них одна – избавиться от речевых нарушений. Несмотря на выбранную методику, важно помнить, что главное в достижении успеха – последовательность и регулярность занятий.

источник

Практический опыт психокоррекционной работы средствами музыкального искусства, в частности пения, показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми, имеющими заикание.

Пение как одно из средств коррекции заикания

Заикание чаще всего проявляется в дошкольном возрасте от 2 до 6 лет, т.е. есть в момент становления речи. У заикающихся детей нарушено чувство ритма и темпа, при движениях излишнее напряжение мышечного тонуса. Появление заикания резко сужает коммуникативные возможности. Традиционные методы «борьбы» с заиканием построены на том, чтобы научить ребенка правильно пользоваться дыханием, свободно говорить и общаться. Ребенок получает специальные инструкции: «Вдохни. Задержи дыхание. Теперь выдыхай и говори — медленно, плавно, спокойно».

Практический опыт психокоррекционной работы средствами музыкального искусства, в частности пения, показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми, имеющими заикание. Психологический аспект воздействия музыки, пения на заикающегося ребенка связан, прежде всего, с коррекцией нарушений эмоционально-личностной сферы детей, где важное место занимают коммуникативная сфера, расширение социального опыта детей, умения адекватно общаться, взаимодействовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Вокальное и хоровое пение, испокон веков использовали для лечения физических и душевных недугов, а также, заикания. Поэтому, пение — работа со звуком (высотой, долготой, силой), ритмом, дыханием, интервалами, эмоционально-выразительное, образное насыщение песни не только приводит к лечебному эффекту заикания, но и формирует, корректирует личность человека, повышает иммунитет к стрессам. Научившись вокальному пению, человек получает эффективнейшее средство снятия внутреннего напряжения и самовыражения. Доказано, что речь заикающихся, поддержанная внешне заданным ритмом — стихотворением, песней — получает в нем опору и восстанавливает равновесие, то есть, заикание исчезает.

В МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №21» используются четыре формы организации музыкальной деятельности детей имеющих заикание: музыкальные занятия, праздники и развлечения, музыка в повседневной жизни, самостоятельная музыкальная деятельность детей. Помимо перечисленных используются и такие формы, как логоритмика, игротерапия. Безусловно, это специальные методики, направленные на коррекцию психических процессов и свойств личности, двигательного аппарата, ряда речевых недостатков, но все они связаны с разными видами музыкальной деятельности детей: слушанием, пением, игрой на музыкально-шумовых инструментах, ритмическими движениями.

Музыкальные занятия на группе заикания проводятся три раза в неделю. На каждом занятии воспитывается желание услышать, понять, сделать. В работе используются разные виды занятий:

традиционное, где решаются задачи с использованием разных видов музыкальной деятельности;

доминантное — на протяжении всего занятия ведется работа над решением задач по одному виду музыкальной деятельности;

тематическое — все используемые на занятии виды музыкальной деятельности подчинены одной теме, например теме «Зима»;

комплексное — где одна тема раскрывается с помощью различных видов деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной и ручного труда.

Положительный результат в исправлении заикания у детей полностью зависит от богатства и разнообразия методов и приемов, используемых на музыкальных занятиях. Методы обучения и воспитания заикающихся детей применяются в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями.

Положительная мотивация певческой деятельности обеспечивается такими методами и приемами, как:

показ готового образца (исполнение песни);

использование занимательных вокально-хоровых, артикуляционных упражнений;

применение игровых ситуаций;

создание «ситуаций успеха», эмоционально-положительных переживаний, метод приучения, поощрения, убеждения;

использование специального оборудования и различных материалов для занятий музыкальной деятельностью (музыкальных игрушек и инструментов, дидактических пособий, элементов театральных костюмов, различных атрибутов), ТСО;

наблюдение культурно-досуговых мероприятий и участие в них.

Создание ситуаций успеха особенно важно в работе с заикающимися детьми, т.к. ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью взрослого или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх, затруднение, пассивность, прикладывая к этому усилия.

Как форма углубленной работы по коррекции заикания используется пение. Во время пения у заикающихся исчезает повышенное напряжение дыхательных и артикуляционных мышц. Пение помогает развивать силу голоса, чистоту его звучания и мелодику речи . Пению уделяется настолько большое внимание, что оно вводится не только в музыкальную деятельность, а на каждое логопедическое занятие.

В начале обучения дошкольников пению определяется диапазон голоса каждого ребенка, умение правильно управлять вдохом и выдохом в пении, одновременно проверяется слух, память и чувство ритма, которые развиваются в процессе певческой деятельности. Упражнения для работы над дыханием, голосом и артикуляцией проводятся в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности очень тесно связаны между собой.

Прежде чем научиться правильно петь, необходимо научиться правильно дышать, поэтому дыханию в работе с заикающимися детьми на музыкальных занятиях уделяется большое внимание. Работа начинается с упражнений в глубоком дыхании. Объясняется и показывается, как делать вдох глубоко, не спеша, задержать ограниченное время воздух, а затем начинать медленно выдыхать через рот, как бы дуя на блюдечко, в котором находится горячий чай. Все движения делаются ритмично, под счет: на «раз, два» делается вдох, на «три» дыхание задерживается, затем на «раз, два, три» делается выдох. Обязательно наблюдаем, чтобы процесс глубокого дыхания проходил при полном спокойствии и равномерности вдоха и выдоха не только во время пения, но и речи. Иногда предлагаем детям перед вступлением «понюхать цветок» и сразу начать петь, «сдуть пушинку», «задуть свечу».

Постепенно дети овладевают глубоким дыханием и ощущением опоры звука. Приучали детей брать дыхание организованно, всем вместе, перед началом пения, при окончании музыкальных фраз, на паузах и т.д., используя дирижерский жест. Объясняли и показывали, как взятое дыхание в распеваниях «расходовать» планомерно, брать его глубоко или поверхностно, в зависимости от темпа и характера музыкального произведения.

Первоначально детям предлагались песни с небольшими музыкальными фразами, постепенно протяжённость музыкальных фраз увеличивалась. Затем перешли к упражнениям на развитие дыхания, связанного с певческим и речевым звуком. Пропевали мелодии песен на одном гласном звуке, цепочкой гласных звуков в последовательности А, О, У, И, Э. Пели слоговые дорожки, в которые входят согласные, не вызывающие затруднений у детей М, Д, Т, П. Как вариант распевания, использовали пропевание с детьми своего имени, начиная с верхнего звука и заканчивая нижним, сопровождая пение движением руки сверху вниз (Оль-га-Ни-ко-ла-ев-на). Это очень удобно, потому что песенка начинается с сильной доли, при этом идет работа и над дыханием, и над дикцией, и над волевыми чертами характера при самостоятельном исполнении собственного варианта песенки. Такие игровые упражнения детям нравится, они в простой мере закрепляют навыки правильного дыхания.

Работая над дикцией, разъясняли смысловое значение слов. Проговаривали слова, хорошо артикулируя, добиваясь от детей четкого произношения звуков в разных темпах, начиная с очень медленного. Пели с голоса a’capella. Это позволяло детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни. Играли в игру «Угадай-ка?» — детям нравится отгадывать слова или фразы знакомых песен, попевок, которые проговариваются одними губами. Этот прием мобилизует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов. Помогает и показ взрослых, а особенно — показ теми детьми, кто уже научился это делать. Затем все спетое дублируется в сопровождении мелодии. В работу включали дидактические задания на развитие музыкально-слуховых представлений.

Не меньшее значение в певческой работе по коррекции заикания имеет место развитие ритмических навыков. Отхлопывали, отстукивали, притопывали ритмический рисунок слов, фраз, попевок, вступлений к песням, в проигрышах песен. Использовали деревянные палочки, матрешки, птички, металлофон, ксилофон. Учили детей выделять, на примере несложных песенок, попевок долгие и короткие звуки, включая двигательный анализатор.

У заикающихся детей наблюдается большое напряжение мышечного тонуса или слабость его, плохая координация движений. С целью коррекции этих нарушений использовали игры с пением – хороводы и игры-инсценировки. В них широко используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой. В этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений – с характером музыкального сопровождения. Воспитание указанных умений положительно влияет на речь. Игры с пением развивают у детей произвольное поведение, нормализуют переключаемость процессов возбуждения и особенно торможения, поскольку движение организуется в соответствии с музыкой во времени и в пространстве.

И еще на один прием координации слуха и пения хочется обратить внимание. Предлагали детям слегка прикрыть пальчиком слуховой канал одного уха. В этом случае он будет хорошо слышать свое исполнение, а открытое ухо позволяет слышать музыкальное сопровождение и пение других. От таких заданий дети становятся внимательными и более точны в интонировании мелодии. Лучше слышат себя.

При выборе песен для разучивания обращали внимание на их соответствие возможностям наших детей, включающие следующие характеристики:

доступное содержание и удобный для произношения текст;

наличие сильной доли в начале музыкальной фразы;

нисходящая мелодия песен (она более удобна, т.к. дыхание в начале пения более сильное);

фразы не очень длинные (особенно в начале обучающего периода, постепенный переход от более коротких фраз к более длинным);

темп песен медленный или средний, постепенно переходящий в более быстрый и отрывистый.

В течение всего учебного года дети разучивали много песен, но часто из-за недостаточного развития памяти их забывают. Чтобы этого не происходило, мы время от времени их повторяли. Устраивали концерты, проводили развлечения «Угадай мелодию», играли в музыкально-дидактические игры «Музыкальный телефон», «Волшебный кубик», которые помогали вспомнить знакомые песни, ориентируясь на картинки. Дети пели песни в группе самостоятельно, с воспитателями, с учителем-логопедом, используя запись голоса музыкального руководителя на магнитофон. А уж если ребенок поет дома или включает исполнение знакомых, любимых песен в самостоятельную или игровую деятельность, то значит, песни ему понравились, и он их запомнил надолго.

Итогом проделанной работы в детском саду является то, что в процессе певческой деятельности у заикающихся детей нормализуется дыхание, снимается мышечный зажим, ребенок раскрепощается, заикание исчезает, облегчается процесс коммуникации, как со сверстниками так и со взрослыми.

источник

Речь является сложным процессом, в осуществлении которого принимает участие множество взаимосвязанных систем организма. Помимо центров головного мозга и путей передачи сигналов, связывающих их воедино, которые являются центральными регуляторами речи, а также помимо непосредственно речевого аппарата важнейшую роль в формировании речи играет дыхательная система.

Вполне очевидно, что существует прямая связь между функциональностью дыхательной системы и степенью выраженности заикания. Мы не будем рассматривать подробное строение этой системы, поскольку в плоскости изучения заикания нас интересуют только те ее отделы, которые отвечают за качественные характеристики вдоха и выдоха.

Нормальная речь механически является выдохом, на который накладывается работа голосовых связок и артикуляционных мышц с одной стороны и процессы высшей нервной деятельности в виде сложной перекрестной активности речевых центров с другой. Как мы отметили в статье о типах заикания, у заикающегося часто наблюдается судорожное экспираторное или инспираторное дыхание, то есть судорогами при заикании подвергаются так же мышцы, отвечающие за осуществление вдоха и выдоха. К этим мышцам относятся:

  • Диафрагма, находится в брюшной полости под легкими
  • Наружные межреберные мышцы
  • Внутренние межреберные мышцы
  • Другие мышцы пресса, живота и груди
Читайте также:  Эффективный препарат от заикания

В нормальном состоянии дыхание делится на два типа:

  • Грудной тип дыхания – большую роль играют межреберные мышцы
  • Брюшной тип дыхания – большую роль играет диафрагма

При заикании, как правило, наблюдается поверхностное, грудное, судорожное дыхание. У заикающегося недостаточно развиты мышцы, которые осуществляют брюшной тип дыхания. Особенно это заметно у людей с большим стажем заикания, которые к тому же не занимаются спортом. Следует отметить, что при частом, поверхностном, грудном и судорожном типах дыхания возбудимость речевых и дыхательных нервных центров (которые во многом ассоциативно пересекаются) повышается. Напротив, при глубоком брюшном дыхании возбудимость этих центров снижается.

По этой причине должно быть понятно, что в комплексной терапии заикания необходимо большое внимание уделить развитию дыхательных мышц и формированию стереотипа глубокого брюшного дыхания.

Здесь кроется ответ на некоторые феномены, связанные с заиканием. Первый – на речь положительно влияет активный спорт, поскольку это напрямую развивает дыхательные мышцы, а помимо того увеличивает жизненную емкость легких. Второй – на речь положительно влияет пение, которое не менее эффективно развивает диафрагму и другие дыхательные мышцы, а также формирует правильный дыхательный стереотип, когда дыхание становится глубоким и чаще используется именно его брюшной тип. Глубокое брюшное дыхание называют диафрагмальным.

И является одним из основных принципов его лечения. Одной из распространенных ошибок в работе по формированию диафрагмального дыхания является чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха в упражнениях. Слишком большой вдох создает излишнее напряжение дыхательных мышц, что может вызвать временное ухудшение речи, о чем иногда пишут наши подписчики, которые занимаются дыхательными упражнениями. В свою очередь слишком слабый вдох будет недостаточным и упражнения не будут эффективными.

Наиболее широко известна так называемая парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Вообще существует большое количество трактовок ее гимнастики, и в настоящее время довольно сложно найти оригинальную методику. При выполнении данной гимнастики необходимо помнить ее основные принципы:

  1. Делаем ритмичные шумные вдохи носом, концентрируясь только на них
  2. Не думаем о выдохе – выдыхаем свободно, ртом, почти бесшумно
  3. Делаем серию вдохов по 8-10 с частотой 1 вдох в секунду (1Hz), потом отдыхаем 3-5 секунд и продолжаем
  4. Ребенку за один подход делать около 200-500 вдохов, взрослому от 1500 вдохов
  5. Можно выполнять в любом состоянии: стоя, сидя, лежа
  6. Делать ежедневно около двух недель и периодически повторять

Некоторые специалисты по этой гимнастике полагают, что в состоянии лежа эффективность выше. В печатных изданиях, где публикуются различные трактовки и виды дыхательной гимнастики Стрельниковой, обычно дается набор упражнений, где одновременно с ритмичными шумными вдохами надо определенным образом двигать руками, ногами, сжимая или разжимая при этом грудную клетку. Если хотите попробовать, вы легко сможете найти эти упражнения, однако на наш взгляд это является лишним. Вы можете выполнять дыхательную гимнастику, не делая никаких упражнений, просто занимаясь своими делами.

Выполняете серии вдохов по этим принципам – укрепляете диафрагму и другие дыхательные мышцы.

Как уже было отмечено, помимо дыхательных упражнений на развитие мышц, участвующих в дыхании, также положительно влияет пение и активный спорт, особенно легкая атлетика. Отдельно следует обратить внимание на детей: самостоятельное или совместное с родителями пение постепенно формирует правильное дыхание.

1) Техника диафрагмального (речевого) дыхания.
1.Вдох производится через нос (рот закрыт), выдох — через рот.
2. Вдох должен быть коротким и бесшумным. Выдох должен быть продолжительным и осуществляться без усилий. Между вдохом и выдохом не должно быть пауз.
3. При вдохе поднимается стенка живота, как будто набирает в себя воздух. При выдохе стенка живота опадает — воздух выходит наружу.
4. Во время осуществления диафрагмального вдоха плечи, ключицы и грудная клетка остаются неподвижными, расслабленными.

2) Я вот заметил,я начал 2 месяца назад выполнять дыхательные упражения и я начал контролировать вдох,и говорит помедленее,как заикание уменшилось.Но тут дело еще в психологии,я вот недавно к психолог начал,реально начало помогать.Но если если каждый день выполнять дыхательные упражнения и то что просит психолог.А не так:один день сделал,другой не делаешь,на 3 день вообще забыл и потом по новой.Не знаю может другим дыхательные упражнения не помогают и психолог,но мне помогло,буду еще усерднее заниматься.

3) Я вот неделю выполняю дыхательную гимнастику, не знаю как насчет результата, все таки прошла наделя всего, но знаю точно — это придает уверенности в себе, что ты все сможешь. Начинаешь дышать диафрагмой. Делаю не всю. В самом начале дня, когда просыпаюсь — «насос», «обними плечи», «большой маятник» — каждое по 96 раз. В конце дня, выполняю для шеи — «повороты», «ушки», «малый маятник » — каждое по 96 раз. К тому же читаю вслух каждый день книгу, у меня «Война и мир» по 2-3 главки. Уже заканчиваю 1 часть 1 тома) Только вперед!

4) Мне в свое время помогла стрельниковская дыхательная гимнастика. Там комплекс упражнений. После того,как я стала ее выполнять,стала сама отвечать на экзаменах,сначала с сильными запинками,потом относительно нормально. Нужно бороться со страхом и потихоньку пробовать отвечать.

5) Диафрагмальный голос — это когда при произношении воздух выдыхается из нижних отделов легких, при этом активно работает диафрагма. Такой голос снимает речевые спазмы, а к тому же снимает усталость при необходимости долго говорить. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — отличный способ развить диафрагмальный голос.

При составлении статьи использована информация:

  • Дыхательные мышцы С. С. Михайлов БМЭ гл. ред. Б. В. Петровский
  • И.Н. Кочеткова. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой.

источник

В работе (1) нами были проанализированы различные способы произнесения фраз, применяемые при коррекции заикания: шепотная, громкая речь; речь плавная, слитная, замедленная; речь с выделением ударных гласных; скандированная речь; полный стиль произношения; ритмизированная и послоговая речь. Показано, что на первый взгляд эти существенно различные способы произнесения слогов, фраз, текстов имеют общие характеристики: значительно увеличена продолжительность каждого слога в сравнении с обычной речью; наблюдается тенденция к уравнению слогов по длительности. Было выяснено также, что эффективность коррекции тяжести моторных проявлений при заикании пропорциональна длительности слогов в используемой речи.

Хотелось бы проверить, насколько справедливы эти выводы для пения, которое также используется для коррекции заикания. Специального исследования данного вопроса, насколько нам известно, не проводилось, в литературе можно найти по этому поводу лишь отдельные замечания (2).

Считается общеизвестным, что при исполнении любых песен заикающиеся поют практически без спазматических задержек. Однако результаты, полученные в работе (3), привели к мысли, что коррекция заикания, наблюдаемая при пении, может быть обусловлена не столько самим фактом пения, сколько другими факторами, как то: темп песен, пение дуэтом, в хоре, с музыкальным сопровождением, под собственный аккомпанемент.

Чтобы выделить в чистом виде влияние пения, совместно с А.С. Александровской (4) был проведен эксперимент, в котором участвовало 85 подростков и взрослых с заиканием различной этиологии и тяжести; из них 20 человек страдали легким, 35 — средним и 30 — тяжелым заиканием (учитывалась только тяжесть моторных проявлений). До эксперимента 82 человека из 85 утверждали, что во время пения не заикаются. Отметим, что среди испытуемых были лица, поющие в хоре и даже окончившие музыкальную школу или училище.

Всем участвующим было предложено спеть куплеты из ранее подобранных восьми общеизвестных песен разного темпа (по одному куплету из каждой песни). Затем прослушивалась магнитофонная запись исполненного. После этого предлагалось спеть куплет без аккомпанемента, затем — проговорить его слова. И в первом (пение), и во втором (проговаривание) случае подсчитывалось количество судорог и их длительность.

Затем для каждой песни при помощи формулы, предложенной в работе (5), определялся коэффициент:

где A и B — соответственно число коротких и длительных судорог при пении, а A0 и B0 — те же величины при чтении данного куплета наизусть. Kэфф может меняться от 0 до 10. При Kэфф = 0 влияние пения по сравнению с обычной речью отсутствует, Kэфф = 10 означает полную коррекцию заикания при пении.

После эксперимента результаты усреднялись для каждой из выбранных песен, отдельно для групп с легкой, средней и тяжелой степенью заикания. В табл.1 представлены по каждой из предложенных песен: средняя продолжительность слогов в музыкальной фразе, процент заикающихся среди выделенных групп (считалось, что больной заикается при пении, если при исполнении данного куплета возникла хотя бы одна речевая судорога), а также соответствующие значения Kэфф.

Перечень предложенных песен

Средняя длина слогов

Процент заикания и Кэфф

Тяжелые Средние Легкие «Песня о веселом друге», муз. Дунаевского 220 85% 6 0% 10 0% 10 «Там, за рекой», муз. Баснера 230 100% 2 0% 10 0% 10 «Ах вы сени, сени. « 267 62% 3 30% 5 0% 10 «Марш веселых ребят», муз. Дунаевского 313 85% 4 15% 7 0% 10 «Голубой вагон», * муз. Шаинского 327 25% 7 10% 10 0% 10 «Наш паровоз вперед лети», муз. Зубкова 330 85% 5 10% 10 0% 10 «Солнечный круг» * , муз. Островского 533 25% 8 0% 10 0% 10 «Ивушка» * , муз. Пономаренко 650 20% 9 0% 10 0% 10

Результат оказался неожиданным как для экспериментаторов, так и для пациентов. Оказалось, что пение полностью устраняет спазматические задержки только при легкой степени заикания. Около 50 процентов испытуемых с заиканием средней тяжести испытывали трудности при пении. У всех испытуемых с тяжелой степенью заикания при пении наблюдались выраженные спазматические задержки.

В качестве характерного примера можно привести следующий случай. Больной С., страдающий тяжелой формой заикания, имел музыкальное образование, обладал хорошим слухом и развитым чувством ритма, пел в ансамбле, аккомпанируя себе на гитаре, и был уверен, что при пении не заикается. Однако выяснилось, что без аккомпанемента он испытывает серъезные трудности при исполнении ряда песен.

Чем же вызвано различие субъективной оценки заикающихся и распространенного в логопедии представления с результатами проведенного эксперимента? По-видимому, это связано с влиянием сопутствующих факторов. Например, пение в одиночестве, когда и в обычной речи спазматические задержки обычно не проявляются. При пении дуэтом, в хоре или с музыкальным сопровождением, действует эффект сопряжения. Наконец, пение под собственный аккомпанемент, задающий внешний ритм, подкрепляемый также тактильными ощущениями.

Чтобы ответить на вопрос, справедливы ли для пения основные выводы работы (1), с помощью той же методики были измерены длительность слогов в музыкальных фразах песен, предложенных заикающимся в эксперименте.Для каждой из песен определялась также средняя длительность слогов, как сумма длительностей, деленная на число слогов.

Данные табл.1 показывают, что имеется корреляция между средней длительностью слогов в песне и степенью коррекции заикания, что соответствует полученным нами выводам.

Для характеристики корригирующего воздействия песен оказалось полезным использовать такое известное в музыке понятие, как «сильная доля». Приведем цитату, в которой определяется это понятие: «В музыке звуки организованы во времени. Чередование звуков равными по времени долями образует в музыке равномерное движение (как говорят, пульсацию). В этом движении звуки некоторых долей времени периодически выделяются ударениями. Такие ударения называются акцентами. Доли, на которые приходятся акценты, называются сильными долями».

Эксперимент показал, что существенную роль в коррекции заикания при пении играет наличие сильной доли в начале музыкальной фразы. Песни с сильной долей в начале отмечены в табл.1 звездочкой. Они в максимальной степени корригируют заикание, если сочетаются с большой длительностью слога (например, песни «Ивушка зеленая» и «Солнечный круг»). Интересно отметить, что для послоговой равноударной речи Kэфф = 9.6, т.е. он все же выше, чем в этих песнях.

При пении, как и в речи, у заикающихся возникают судороги на фиксированных звуках и звукосочетаниях. Например, музыкальные фразы «Проскакал отряд кавалеристов. » и «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам. » существенно труднее для заикающихся, чем аналогичные по длительности фразы других песен.

Вывод о влиянии сильной доли в начале музыкальной фразы был проверен нами и для речи. Начало синтагмы с сильной доли, т.е. акцент на первом слоге, удлинение его, уход голоса вниз (изменение частоты основного тона), более четкая артикуляция гласного звука (но без утрирования) значительно облегчают речь заикающихся.

Анализ данных, полученных в эксперименте, позволил сделать следующие выводы:

эффективность коррекции заикания при пении повышается с увеличением средней длительности слогов;

равнометричная речь в большей степени корригирует заикание, чем песни даже с большой длительностью слогов;

в пении, как и в устной речи, у заикающихся наблюдаются речевые судороги, судороги на ╪трудных» звуках и звукосочетаниях;

в коррекции заикания при пении существенную роль играет наличие сильной доли в начале музыкальной фразы, а в устной речи — наличие сильной позиции в начале синтагмы.

Таким образом, при коррекции заикания в речи и в пении действуют общие закономерности.

@ Л.З. Арутюнян (Андронова). «Как лечить заикание». М., 1993

(1) Андронова Л.З., Арутюнян М.А. «Анализ временных характеристик видов речи, применяемых при коррекции заикания». Дефектология, 1984, N4.

(2) Матейнова З., Машура С. «Музыкотерапия при заикании». Киев, Выща школа, 1984.

(3) Андронова Л.З., Яхно В.П. «Синхронизация движений губ и пальца руки при отслеживании ритмической последовательности звуковых сигналов в норме и при заикании». В кн. «Заикание, экспериментальные исследования и методы реабилитации». М., 1986.

(4) Андронова Л.З., Арутюнян М.А., Александровская А.С. «О влиянии пения на заикание». Дефектология, 1987, N4.

(5) Андронова Л.З. «Способ лечения заикания». Патент СССР N 1337085. Патентообладатель Андронова Л.З.

источник