Меню Рубрики

Замкнутость из за заикания

Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, логофобию, чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Иногда и наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость.

Большинство авторов отмечают в разной степени выраженные психологические особенности у детей (Х.Лагузен, И.А.Сикорский, Г.Д.Неткачев, И.И.Тартаковский, Э.Фрешельс, Ф.Г.Штоккерт, Ю.А.Флоренская, М.Е.Хватцев и др.). В последние годы делаются попытки не только глубже изучить психологические особенности заикающихся с целью обосновать психотерапевтическую направленность логопедической работы, но и дифференцировать их по психологическим особенностям. В основу принимается наличие логофобий, разная степень болезненной фиксированности на своем недуге.

В литературных источниках прошлого и настоящего встречается ряд отдельных указаний на значимость фиксированности на своем дефекте в клинико-психологической структуре заикания. Почти все исследователи проблемы заикания обнаруживают у заикающихся в разной степени выраженную тревожность, опасение, боязливость, страх перед речью. С.С.Ляпидевский, С.И.Павлова и др. страх перед речью (логофобию) определяют как «типичный симптом заикания».

Таким образом, при изучении литературных источников нетрудно заметить, что, с одной стороны, большинство авторов относит наличие у заикающихся психологических особенностей (в частности, их фиксированность на дефекте) к типичному, обязательному симптому в структуре заикания. С другой стороны, к понятию фиксированности на дефекте у заикающихся можно отнести (по разным авторам) разные психические явления: особое качество внимания (закрепившееся, устойчивое, застревающее, навязчивое, сосредоточенное, концентрированное), осознание дефекта, своеобразные представления о нем и, наконец, разное отношение к нему (настороженное, боязливое).

Ощущения.Возникшие у ребенка речевые запинки, спотыкания (несудорожного или судорожного характера) первоначально становятся объектом его ощущения как первичного познавательного процесса, посредством которого человек получает информацию от внешней или внутренней среды. Среди главнейших особенностей этого психического процесса важную роль играет порог ощущений, определяющий наименьшую силу раздражителя, вызывающего осознанное ощущение.

Восприятие.В отличие от ощущений восприятие всегда целостно и предметно и объединяет ощущения, идущие от ряда анализаторов. Важнейшей особенностью восприятий является их избирательность, целостность и константность.
Избирательность восприятия в данном случае определяется осознанным вниманием заикающегося именно к своим речевым запинкам, периодически возникающим в его речи.

Представления. Память.Представления (как наглядные образы воспринимавшихся ранее предметов и явлений) возникают у человека на основе ощущений и восприятий. У заикающихся представления о своей неправильной речи могут быть связаны как собственно с дефектной речью (трудностями ее порождения, частотой и формой выражения речевых запинок, их зависимостью от видов речевой деятельности или окружающих условий и т.д.), так и с последствиями этой дефектной речи (особым отношением окружающих, отношением к окружающим, самооценкой и т.д.).
Память как психологический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении с последующим воспроизведением ранее воспринятого, пережитого или сделанного, играет важную роль в психологической модели фиксированности заикающихся на своем дефекте. В отличие от восприятий, которые всегда имеют место в настоящем времени, память хранит следы информации прошлого: прошлых ощущений, восприятий, представлений, понятий.

Сохранение в памяти представлений именно о своих речевых запинках и обо всем том, что связано с ними, отражает избирательность памяти как ее свойства и как результат активности сознания, как своеобразной установки на свой дефект. У заикающихся могут сохраняться в памяти представления: а) о своих речевых запинках как факторе неправильной (не как у всех) речи, которые по-разному проявляются в разных условиях и в разных видах речевой деятельности (образная память); б) о своих речевых затруднениях, которые мешают свободному речевому процессу и не поддаются самостоятельному преодолению и даже, наоборот, усиливаются при попытках их преодолеть (оперативная память); в) о своих переживаниях, связанных с неудачными попытками по преодолению речевых запинок, с обидным отношением к дефектной речи со стороны окружающих, с ощущениями собственной неполноценности (эмоциональная память). Состояние яркого переживания способствует наиболее прочному запоминанию.

Мышление. Понятия. Воображение. мышление связывает у заикающихся отдельные ощущения в обобщенные восприятия речевых запинок, формирует представления и понятия о своей дефектной речи, об особенностях ее проявлений, о влиянии на положение заикающегося в обществе и т.д.

Благодаря наличию у человека мыслительной, абстрактной формы отражения действительности, он способен не только воспринимать мир в образах предметов и явлений, но и находить закономерности и отношения между ними. Характерными признаками мышления являются обобщенность и опосредованность отражения действительности. В первом случае это означает способность заикающегося перерабатывать многочисленные сведения от разных источников и получать информацию в виде сжатой, свернутой формы о наиболее существенном из них.
Во втором случае (опосредованность) — позволяет выявить и понять то, что становится доступным сознанию только благодаря косвенным признакам, без непосредственного воздействия на органы чувств человека. Это происходит посредством образования понятий, каждое из которых выражается словом или несколькими словами.

Воображение, рассматриваемое как форма мышления, это создание в процессе мышления новых образов на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий.
Неблагоприятный опыт прошлого порождает у заикающихся не только определенные представления и понятия о своей дефектной речи, о самих себе как носителях этого дефекта и о своем положении в коллективе, но и формирует образы предстоящих речевых ситуаций, предвидение своих речевых запинок, ожидание их в определенных ситуациях или видах речевой деятельности.

Предвидение, ожидание пароксизмов заикания — симптом, можно сказать, характерный для заикающихся. Он и порождает неуверенность в своих речевых возможностях и по механизму самовнушения обычно и провоцирует эти пароксизмы.
Воображение тесно связано с эмоциями. В соответствии с переживаниями заикающихся от своей дефектной речи их воображение может создавать мрачные картины будущего, либо наоборот, рисуя в своем воображении картины предстоящих речевых трудностей, человек может вызывать у себя тяжелые отрицательные эмоции.
Предвидение и ожидание пароксизмов заикания в совокупности с отрицательными эмоциями создает напряженное, тревожное ожидание, способствует возникновению непроизвольного воображения различных картин трудной речи и неприятных речевых ситуаций. Углубление этого процесса ведет от простого предвидения речевых запинок к тревожному ожиданию, боязливости, а затем и к навязчивым страхам речи (логофобии).

Эмоции. Чувства. Волевые усилия.Заикание (как никакое другое речевое нарушение) вызывает особенно острое эмоциональное реагирование индивидуума на свой дефект. Можно полагать, что это связано с отсутствием ясных, понятных и конкретных причин его возникновения. И действительно, помимо речевых трудностей, заикающийся человек, не испытывает каких-то физических или интеллектуальных недостатков. Интересы, потребности и разнообразные способности заикающихся детей ничуть не ниже, чем у их сверстников. Среди заикающихся можно назвать многих и многих одаренных людей. И в то же время, самостоятельные попытки преодолеть свои речевые трудности приводят, как правило, не к облегчению, а к еще более видимым затруднениям и переживаниям.

Переживания как форма выражения эмоций и чувств связываются у заикающихся с наличием речевого дефекта, с трудностями в речевом процессе, с неблагополучием в речевом общении с окружающими, с обидным отношением со стороны окружающих, с неудовлетворенностью собой, своей речью, своими поступками и пр. Более или менее выраженные неприятные переживания, связанные у заикающихся с нереализованной потребностью свободного речевого общения с окружающими, могут сопровождаться эмоциями, чувствами и состояниями неудовольствия, угнетенности, подавленности, апатии, тревожности, опасения, страха, напряженности, раздражительности, угрюмости, гнева, злобности, частой и сильной сменой настроения и др.

В то же время оценивающая функция эмоций неразрывно слита с функцией побуждения к действию, к волевому усилию. Как указывалось выше, первые действия по преодолению появившихся речевых запинок у ребенка находятся на уровне бессознательных движений охранительного или корректирующего характера. С осознанием своего дефекта связываются впоследствии попытки силой (как естественное и простое реагирование) преодолеть возникшую трудность или помеху в речевом процессе, потом — поиски средств и приемов как-то облегчить свою трудную речь либо как-то скрыть, замаскировать ее от окружающих. Все это может порождать многообразные речевые эмболы и двигательные уловки (вспомогательные произвольные движения). При этом может создаваться парадоксальность положения заикающегося: пытаясь при помощи вспомогательных движений и речевых эмболов скрыть, замаскировать свою неправильную речь от окружающих, он тем самым еще больше обращает на нее внимание окружающих, конфузится, переживает, отчего проявления заикания принимают более сложный характер.
Внимание. Внимание (как фактор, организующий психическую деятельность человека и обеспечивающий направленность и сосредоточенность его сознания на определенном объекте) безусловно занимает свое важное место в названной модели, но далеко не исчерпывает, как мы убедились, содержание этого понятия.
Ощущение, восприятие, память, мышление, эмоции, чувства, волевые усилия и действия — все это с организующей помощью внимания становится более отчетливым, полным, сильным, осознанным, продуктивным, может качественно меняться. Следует полагать, что такую же роль внимание (как психологический фактор) играет и в образовании, и развитии феномена фиксированности заикающихся на своем дефекте, т.е. оно усиливает, усугубляет и трансформирует отражение имеющегося дефекта речи в психических процессах, состояниях, свойствах и поведении заикающихся.

Вопрос 34. Социально-психологические проблемы лиц с нарушениями речи. ­(логопсихология. калягин)

Известно, что социальная ситуация развития ребенка с ОВЗ является качественно иной по сравнению с ситуацией развития здорового ребенка. Речь оказывает важное значение на процесс социализации. Влияние на развитие ребенка с ОВЗ некоторых социально-психологических факторов, таких как: характер внутрисемейной атмосферы, образование родителей, статусное положение ребенка в группе детского сада, развитие его психических функций, понимание и соблюдение взрослыми и детьми составляющих здорового образа жизни — не отражено в отечественных исследованиях. Их изучение является важной проблемой специальной психологии.

Социализация – усвоение и воспроизведение человеком социального опыта, необходимого для функционирования в качестве полноправного члена общества. В социализацию входят разнообразные социально-феноменологические процессы, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей и становится личностью.

В процессе социализации личность выступает как субъект и объект общественных отношений. А.В. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.

На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности. Ребенок, собственно обучается быть личностью. Стадия адаптации в процессе социализации является очень важной, поскольку сензитивные периоды детства необратимы.

На стадии индивидуализации происходит некоторое обособление индивида, вызванное потребностью персонализации. Здесь личность — субъект общественных отношений. Если на первой стадии наиболее важным было усвоение, то на второй – воспроизводство. Стадия индивидуализации способствует проявлению того, чем один человек отличается от другого.

Интеграция – третья стадия развития человека в процессе его социализации. Она предполагает достижения определенного баланса между человеком и обществом. На этой стадии складываются так называемые социально-типические свойства личности, которые свидетельствуют о принадлежности данного человека к определенной социальной группе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Заикание (Balbuties, Lalonewros) – нарушение речи.

Медицинские светила разных времён и народов пытались решить проблему заикания, определить её суть и причины. К началу XX века в медицинских кругах сложилось мнение о заикании как о сложном психофизическом расстройстве. К середине XX века русские учёные стали опираться на учение И.П. Павлова о механизме невроза и определили заикание как нервный срыв в деятельности больших полушарий мозга, приводящий к нарушению речи. Действительно, к заиканию приводят расстройства высшей нервной деятельности, точнее, центральной нервной системы, регулирующей функции речевых механизмов.

Нормальная речь — плавная и непрерывная, осуществляются при помощи нейронов головного мозга, расположенных в зонах высокой активности – центрах Брока и Вернике. Зона Брока контролирует речепроизводство и чёткую артикуляцию слов. Область Вернике анализирует язык и контролирует понимание произнесённых слов. У большинства людей центры речи и понимания языка находятся в левом полушарии головного мозга.

Заикание возникает вследствие нарушения работы нейронов головного мозга. При этом важно понимать, что нарушения происходят не только на уровне физических тел нейронов мозга, а также на уровне их тонких тел. Если функционирование нейронов и их химический баланс по разным причинам нарушаются, тогда они не могут качественно формировать и передавать нервные импульсы.

Это приводит к нарушению речи: плавность исчезает, возникают запинки, повторы, судорожные сокращения мышц речевого аппарата.

  • Нарушения дыхательного процесса (расстройство сопротивления в области артикуляции);
  • Судорогоподобное замыкание голосовой щели (препятствие возникновению звука);
  • Расстройства функциональные (приобретённые) и соматические (генетические) в артикуляционном аппарате;
  • Появившиеся во время речи движения: наклон головы или откидывание её назад, закрытие глаз, пожимание плечами, сжатие кулака, переступание с ноги на ногу;
  • Страх перед произнесением звуков в слогах и словах.

Заиканием страдают, в основном, дети, начиная с 3-5 лет, преимущественно мальчики, в связи с особенностью их гормональной системы. В этом возрасте активно развивается связная фразовая речь. Неокрепшая речь ребёнка в период её становления страдает при стрессовой ситуации в первую очередь.

Родителям важно вовремя заметить тревожные признаки нарушения речи. Заикание у детей лучше предупредить, чем лечить. При заикании может помочь новая технология, воплощённая в ПО «Луч-Ник», которая оказывает корректирующее воздействие на биополе пользователя, способствующее нормализации речевой функции. Подробнее.

Читайте также:  Фенибут для лечения заикания у детей

Предрасполагающие причины заикания: наследственные заболевания с энцефалопатическими последствиями (энцефалит, эпилепсия, гидроцефалия, детский церебральный паралич и др.), внутриутробные или родовые травмы, инфекционные заболевания, приводящие к истощению нервной системы, скрытые психические нарушения, скудость эмоционального развития, нарушения строя и ритма речи.

Провоцирующими причинами являются одномоментные или длительно действующие психические травмы (страх, испуг), многоязычие в семье, ускоренная речь, подражание.

Они различны по причинам и механизмам возникновения.

Невротическое заикание или психогенное (приводящее к нарушениям речевой функции) возникает у детей со здоровой нервной системой, как результат стрессов и неврозов (страхи, нарушения сна, ночное недержание мочи, потеря аппетита). После психической травмы, как правило, появляется навязчивый страх речи (логофобия). Такое нарушение речи речи сочетается с невротическими тиками и сопутствующими движениями. После шокирующей психической травмы у ребёнка парализуются центральные механизмы речи. Возникает истерический мутизм (полное молчание в любой обстановке). Далее мутизм уступает место истерическому заиканию без выраженного страха. При невротическом заикании параклинические обследования не выявляют особых отклонений. Победить такое заикание всегда удаётся. Вместе с функцией «Заикание» в ПО «Луч-Ник» желательно включать функции «Стресс», «Невроз(ы)» в разделе «Профилактика». Предусмотрена функция «Коррекция внешнего воздействия» в разделе «Коррекция причин поражения органов и систем».

Неврозоподобное заикание. Страдают дети с наследственными или приобретенными заболеваниями нервной системы. Заикание у детей может прекращаться или уменьшатся к периоду полового созревания или сохраняться на протяжении всей жизни. Заикание может резко уменьшиться, если заставить ребёнка следить за своей речью. Это отличает неврозоподобное заикание от невротического.

Параклинические обследования выявляют при неврозоподобном заикании на рентгенограмме, к примеру, субкомпенсированную гидроцефалию (водянку), на электроэнцефалограмме — органические изменения с повышенной судорожной готовностью.

Смешанное заикание у детей встречается довольно часто в настоящее время.

При заикании целесообразно включать в ПО «Луч-Ник» следующие системы организма: «Нервная», «Головной мозг», «Мышечная» и другие в разделе «Системы организма». В разделе «Коррекция причин поражения органов и систем» — «Нарушения генетики», «Нарушения биополя» и другие. Не следует так же забывать о выводе из организма токсических веществ и подавлении инфекций. Для этого в ПО «Луч-Ник» Предусмотрены функции «Клеточные шлаки» и «Токсины», а также «Вирусы», «Бактерии», «Бактериофаги», «Грибки» в разделе «Коррекция причин поражения органов и систем».

Для увеличения эффективности, вместе с функцией «Заикание» из раздела «Профилактика» можно включать и другие функции, так или иначе, связанные с нарушением работы головного мозга и нервной системы:

Невроз(ы) — неврастения, заболевания нервнои? системы, обусловленные длительным психическим перенапряжением. Проявляются разнообразными нервно-психическими расстрои?ствами.

Неврастения — ряд психологических и физических симптомов, в том числе повышенная утомляемость, раздражительность, головная боль, головокружение, повышенное беспокои?ство и непереносимость шума.

Истерия — нервно-психическое заболевание, относящееся к группе неврозов. Истерия развивается у лиц с ослабленнои? нервнои? системои? под влиянием психическои? травмы и является реакциеи? данного лица на ситуацию, которую он не в состоянии перенести.

Депрессия — сочетание подавленного настроения, снижения психическои? и двигательнои? активности с соматическими, в первую очередь вегетативными расстрои?ствами.

Вегето-сосудистая дистония — отклонения в структуре и функциях различных отделов вегетативной, нервной системы.

Аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга и характеризующееся отклонениями в социальном взаимодействии и общении, также ограниченным, повторяющимся поведением.

Эти и другие функции можно чередовать с функцией «По выбору «ЛучНик».

Лечение заикания предполагает обращение к педиатру или детскому неврологу, детскому психологу, логопеду.

Педиатр или детский невролог решают задачи лечения заикания в каждом конкретном случае, направленные на лечение патологии, вызвавшей заикание, на укрепление всего организма, также уделяют внимание профилактике простудных заболеваний. В первую очередь это касается заболеваний голосовых связок и уха.

Лечение заикания с помощью психолога неоценимо, так как помогает справиться со страхами, учит не бояться общения с окружающими, вселяет уверенность в себе.

Системные занятия у логопеда позволяют быстрее и качественнее победить заикание и чувствовать себя полноценно.

Лечение заикания будет иметь успех, если занятия у логопеда и психолога будут проходить совместно с родителями, которые более всего заинтересованы в процессе выздоровлении своего ребёнка.

Лечение заикания предполагает также и комплекс дыхательных упражнений, и точечный массаж и специальные компьютерные программы, синхронизирующие речевой центр со слуховым центром ребёнка.

Лечение заикания предполагает и медикаментозное лечение, но оно особое для каждого конкретного пациента.

Льюис Кэрол, Мэрилин Монро, Исаак Ньютон, Уинстон Черчиль – люди, которых объединяет не только талант и известность, но и заикание.

Согласно статистике, на начало XXI века процент заикающихся французов составлял 5,7 %, немцев — 2%, русских — 1,2%. Это зависит от психофизических особенностей развития представителей нации, их языка, его темпа, ритма, интонации.

Ещё недавно в мире насчитывалось около 2,5% заикающихся людей. Однако процент этот постоянно растёт, особенно в наиболее развитых странах мира. Неокрепшая нервная система детей не выдерживает бурного внедрения в их жизнь электронных СМИ. Особый вред наносят видеоигры, некачественные мультфильмы и фильмы для детей.

Заикание, как любое заболевание, имеет негативные последствия. Дети с нарушением речи становятся замкнутыми, мнительными, настороженными, избегают общения со сверстниками, всё меньше становится этот круг, понижается успеваемость в школе, общественная активность, замедляется общее развитие. Растущее непонимание между детьми с нарушением речи и их окружением порождает комплекс неполноценности. Страхи, раздражительность, угнетают психику, заикание у детей только усиливается и в дальнейшем может помешать выбору профессии и созданию семьи.

источник

Наличие психологических, психосоматических нарушений, безусловно, оказывает влияние на общее душевное здоровье и самочувствие человека. В настоящее время достаточно распространенным является мнение о том, что заикающиеся люди – не такие, как все. Про них говорят – «особенные», «странные», «непонятные для окружающих» и т.д. Так ли это на самом деле? И чем опасно заикание для психологического здоровья и благополучия человека?

Российскими учеными, а также исследователями из других стран, были проведены масштабные обследования людей, страдающих логоневрозами. В итоге выяснилось, что заикание, действительно, оказывает влияние на формирование личностных особенностей человека, уровень его социализации, адаптации и т.д. Чем же отличаются больные логоневрозом от других людей?

Данных о том, что заикающиеся характеризуются более высоким или низким интеллектом, по сравнению с другими людьми, в настоящее время нет. Все мы знаем, что многие великие деятели науки, искусства также страдали данным заболеванием (Исаак Ньютон, Р.И. Рождественский, С.И. Михалков и т.д.). При этом в их умственных способностях сомневаться не приходится. В то же время практика показывает, что многие дети, страдающие логоневрозом, отличаются более низкими интеллектуальными показателями, характеристиками школьной успеваемости, по сравнению со здоровыми сверстниками. Одним словом, заикание в раннем, дошкольном, младшем школьном возрасте в большинстве случаев оказывает существенное влияние на развитие познавательной сферы ребенка. Речь для малыша – это важное условие его личностного, социального, интеллектуального развития. Языковые расстройства, трудности в общении со сверстниками и взрослыми являются значительной помехой для получения и усвоения необходимой информации.

Основными особенностями эмоционально-волевой сферы людей, страдающих заиканием, являются:

  • эмоциональная неустойчивость;
  • низкий уровень самоконтроля;
  • постоянные переживания по поводу своего речевого дефекта;
  • преобладание астенических эмоций (печаль, страх и т.д.) ;
  • частое нахождение в состоянии острого эмоционального напряжения и т.д.

Одним словом, эмоционально – волевая сфера заикающихся людей в большинстве случаев характеризуется преобладанием негативных эмоций и чувств, трудностями самоуправления, душевной нестабильностью.

Большая часть больных логоневрозом испытывает существенные трудности в процессе налаживания контактов со знакомыми или незнакомыми людьми. Замкнутость, неуверенность в себе, комплексы, неспособность быстро и четко выражать свои мысли нередко являются основными «спутниками» заикания. Естественно, данные негативные моменты – это серьезная помеха для нормальной коммуникативной деятельности человека. Сложности в построении отношений с людьми одинаково болезненно переживаются представителями различных возрастных групп. Маленькие дети, подростки, страдающие заиканием, испытывают трудности в поиске дружеских отношений со сверстниками. Представители юного возраста, взрослые люди остро переживают из-за речевых нарушений в процессе общения с лицами противоположного пола. Одним словом, современный человек – социален, он не может жить вне контекста общества. Поэтому успех в коммуникативной сфере является одним из самых важных условий его профессионального, личностного, семейного благополучия.

Главными поведенческими характеристиками людей, страдающих хроническим заиканием, являются:

  • избегание общения, страх говорить;
  • стремление к одиночеству, замкнутость;
  • закрытость перед новым социальным опытом – нежелание знакомиться с людьми;
  • постоянная тревожность, раздражительность, нервная неустойчивость;
  • скованность в присутствии других людей и т.д.

Таким образом, логоневроз – это заболевание, которое оказывает существенное негативное влияние на общее психологическое здоровье и самочувствие человека, его личностное, социальное, интеллектуальное и профессиональное развитие. Особенно опасно детское заикание, последствия которого могут быть необратимыми. Именно поэтому с данным заболеванием всегда необходимо бороться. Своевременное обращение к квалифицированному специалисту – первый шаг на пути лечения заикания.

Психологи, психотерапевты Центра Психологии Самореализации оказывают профессиональную помощь в вопросах коррекции и устранения заикания у детей и взрослых. Наши специалисты проконсультируют Вас по интересующим вопросам, помогут определиться с методом, способом организации лечения, предложат высокий уровень психологической поддержки. Будьте здоровы!

источник

Что такое заикание? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Черемушниковой И.И., детского невролога со стажем в 29 лет.

Заикание — это болезнь, при которой человек не может своими волевыми качествами характера контролировать или «сглаживать» судорожно расстроенную речь, из-за чего повторяет или продлевает слова, слоги, фразы [1] [21] .

Эта патологическая речь отличается не только повторением или удлинением произносимых звуков, слогов, слов, но и частыми остановками, разрывающими равномерное течение речи. Речевые тики (частое повторение слов-паразитов, протягивание звуков по типу «э-э-э») и речь взахлёб не имеют к заиканию никакого отношения [1] [14] [17] [24] [37] .

Заикание поражает людей всех возрастов. Чаще всего оно встречается у детей от 2 до 6 лет, когда они развивают свои языковые навыки. По данным мировой научной литературы, заикаются около 2,5 % детей дошкольного возраста [36] [37] .

Среди взрослых заикание встречается у 0,73 % людей, охватывая более 70 миллионов человек во всём мире. А в недавнем исследовании американские учёные выявили, что из 135 взрослых людей заикается примерно один человек [34] [36] [37] .

Мальчики заикаются в 2-3 раза чаще, чем девочки. С возрастом эта гендерная разница только увеличивается: мальчиков, которые продолжают заикаться, становится уже в 3-4 раза больше, чем девочек с этими же проблемами. Мужчины также заикаются чаще, чем женщины (в четыре раза).

Приблизительно от 5 до 10 % детей заикаются в течение нескольких недель или нескольких лет. При этом 75 % детей выздоравливают от заикания, а остальные 25 % могут продолжить заикаться на протяжении всей жизни [2] [12] [24] [28] [30] [32] [34] .

Чем раньше начинается заикание, тем больше вероятность, что оно будет недолгим [1] . Так, ребёнок, который начинает заикаться до 3,5 лет, реже заикается в дальнейшей жизни.

Причины заикания делятся на две группы:

  • Предрасполагающие причины — связаны с генетикой или патологическими процессами, которые произошли во младенчестве. На них практически невозможно повлиять.
  • Провоцирующие причины — на них может повлиять как сам заикающийся, так и его окружение путём изменения образа жизни, воспитания, здорового питания, закаливания, создания психологически комфортного окружения и др. [27] .

Предрасполагающие причины заикания:

  • Наследственность — невропатическая генетическая отягощённость у родственников первой линии (родителей, братьев, сестёр, детей), которые имели такие «гипертрофированные» черты характера, как потребность в одобрении и расположении всех окружающих людей, ночные страхи, недоверие, зацикленность на собственных переживаниях, непереносимость критики, неуверенность в себе и т. д. [6][15] .
  • Невротические особенности заикающегося (ночные и дневные страхи, дневное или ночное недержание мочи, повышенная импульсивность, эмоциональная несдержанность).
  • Наследственная отягощённость по подкорковой недостаточности, т. е. наследственные заболевания, которые связаны с нарушением работы отделов мозга, участвующих в координации двигательной активности (таламический синдром Дежерина — Русси, гипоталамический синдром, болезнь Паркинсона, повышение постуральных (статических) рефлексов, паллидарный тремор, гипотонически-гиперкинетический синдром, гемибаллизм).
  • Патология, развившаяся у ребёнка ещё в утробе матери или сразу после рождения (гипоксия, ишемия и внутрижелудочковые кровоизлияния).
  • Соматоневрологические заболевания с энцефалопатическими последствиями (нехватка кислорода плоду, инфекция во время беременности; резус-конфликт и конфликт по АВО системе; удушье новорождённого; травма при родах; врождённый порок сердца; последствия черепно-мозговых травм; интоксикация этиловым спиртом, свинцом, хлороформом, наркотиками и бактериальными токсинами — дифтерией, столбняком).
  • Ослабление или исчерпание возможностей нервной системы компенсировать нарушения в результате инфекционных и соматических заболеваний, а также при наличии трудностей социальной адаптации [5][6][7][8][9][15] .

Провоцирующие причины заикания:

  • однократная травмирующая ситуация (испуг, страх и др.);
  • общение с ребёнком в семье на двух и более языках;
  • быстрый темп речи (тахилалия);
  • неправильное проговаривание звуков, букв, фраз;
  • подражание окружающим, у которых есть патология речи.

В настоящее время проводится много исследований по изучению распространённости заикания в двуязычных семьях. Например, одно исследование показало, что дети, говорящие по-английски и ещё на другом языке, имеют повышенный риск заикания и более низкие шансы на избавление от него, чем одноязычные дети. Другое исследование, хотя и методологически слабое, показало относительно неразличимые проценты одноязычных и двуязычных заикающихся [28] . Из-за такого количества противоречивых данных связь между двуязычием и заиканием была названа «загадочной» [35] .

Читайте также:  Фенибут и глицин при заикании

К неблагоприятным условиям относятся:

  • «ослабленность» ребёнка иммунодефицитом, соматической и неврологической болезнью;
  • возрастные особенности деятельности мозга (повышенная судорожная готовность и др.);
  • ускоренное развитие речи с быстрым темпом и распадом плавности и внятности;
  • повышенная реактивность психических процессов из-за «неправильных» отношений с близкими людьми, социальной дезадаптации, частичной или полной утраты способности приспосабливаться к условиям общества;
  • нехватка общения с позитивно настроенными людьми;
  • недостаток динамики развития мелкой и крупной моторики и чувства ритма [16][33] .

При заикании наблюдается частые повторы букв, слогов или даже слов, протяжные звуки, а также частые остановки или паузы между слогами, словами и предложениями. Всё это разрывает плавное течение речи. Такое состояние следует классифицировать как расстройство только в том случае, если оно заметно нарушает качество речи и длится более трёх месяцев.

Заиканию также характерны:

  • тенденция к избеганию общения;
  • частое пребывание в расстроенном состоянии;
  • спазмированные мышцы лица и шеи;
  • нехватка волевых качеств характера (выдержки и самообладания, терпеливости и целеустремлённости, настойчивости и принципиальности, инициативности и решительности, организованности и последовательности, самостоятельности и самоконтроля);
  • страх перед публичным выступлением;
  • внезапные повышения тембра голоса в интонации [25][26] .

Во время волнения у человека с заиканием непроизвольно возникают различные виды насильственных движений — так называемые «тики», гримасы и неестественные движения. Таким образом он пытается преодолеть внутреннее напряжение и заикание [5] [23] [26] .

Также при заикании встречаются нарушения устной не только устной, но и письменной речи: часто повторяются одинаковые буквы и слоги, возникают разрывы при написании слов. Это связано с дисфункцией мозга, которая мешает человеку правильно строить предложение [9] .

Заикающиеся люди часто замечают непостоянность заикания: у них бывают «хорошие» дни, когда заикания практически нет, и «плохие» дни, когда они заикаются в течение всего дня [29] .

В основе патогенеза заикания лежит неконтролируемое судорожное нарушение речи по типу системного нейромоторного сбоя. Оно в первую очередь связано с нарушением работы базальных ганглиев, которые регулируют длительность движений мышц и фонетической реализации элементов речи.

При заикании нарушается последовательность смены сигналов начала и завершения элементов речи:

  • Если сигнал завершения предыдущего элемента недостаточно сильный, то он повторяется снова. Так развивается типичное клоническое заикание — повторение звуков и слогов.
  • Если речевой аппарат получает команду озвучивать следующий звук, но при этом ещё не завершён предыдущий сигнал, то последовательность формирования речи приостанавливается и развивается тоническое заикание — паузы или растягивание звуков.

Появление заикания также связано с генетическими нарушениями. Начиная с 2010 года, исследователи из Национального института глухоты и других нарушений коммуникации (NIDCD) определили четыре различных гена, мутации в которых связаны с заиканием. К ним относятся ген 12-й хромосомы, а также гены GNPTAB, NPTG и NAGPA. Мутации в этих генах встречаются у 6 % заикающихся [29] [31] [37] .

Вероятный патогенез заикания связан с перевозбуждением правого полушария головного мозга и межполушарными нарушениями ритмического компонента речи. При заикании возникает дезорганизация на уровне коры головного мозга. Из-за этого «усиливается» невербальный ритм речи, связанный с преобладанием работы правого полушария [3] [4] [10] [11] .

Но иногда, когда мысли «обгоняют» язык, возникает физиологическое заикание. В его основе лежит трудность в реализации речевого замысла в момент общения. Вероятный патогенез такого заикания — лингвистически слабая работа левого полушария мозга, которая проявляется в проблемах с реализацией запрограммированного смысла высказывания [11] [12] .

В МКБ-10 (Международной классификации болезней) заикание относится к психическим расстройствам и расстройствам поведения, которые обычно начинаются в детском или подростковом возрасте [15] .

По месту проявления оно делятся на следующие группы:

  • респираторное (дыхательное) заикание;
  • вокальное (голосовое) заикание;
  • артикуляционно-фонетическое заикание;
  • смешанное заикание (например, дыхательно-артикуляционное или артикуляционно-голосовое).

Дыхательное заикание является самой тяжёлой формой дыхательных судорог. Оно делится на две подгруппы:

  • инспираторные формы заикания — проявляются на вдохе;
  • экспираторные формы заикания — проявляются на выдохе [11][12] .

В зависимости от патогенеза и причины возникновения бывает две формы заикания:

  • Неврозоподобная форма — заикание, связанное с остаточными органическими изменениями головного мозга, которые возникли у малыша ещё внутри утроба матери или в раннем детстве. Примерами такой формы являются заикание и гиперкинезы (тики) при детском церебральном параличе и минимальном нарушении работы мозга с синдромом гипервозбудимости и дефицита внимания (СДВГ). У детей с нервозоподобным заиканием часто диагностируют задержку психического и моторного развития [1][9][30][37] .
  • Психогенная (невротическая) форма (логоневроз) — заикание, возникающее из-за испуга или хронического стресса, которые приводят к развитию психосоматических заболеваний. Такая форма заикания встречается достаточно редко [2] .

Первая стадия [17] [24] [26] :

  • Заикание возникает очень редко, эпизодически. Оно практически незаметно для окружающих и самого заикающегося. Однако со временем заикание становится более постоянным и выраженным, при этом периоды плавной речи постепенно сокращаются и наступают всё реже и реже.
  • В большинстве случаев заминки связаны с произнесением первого слова в предложении, предлогов и союзов.
  • Заикание усиливается, когда человеку кажется, что к нему относятся с пренебрежением или «вторгаются» в его личную сферу, а также когда собеседник устанавливает своё превосходство в беседе. При этом заикающийся начинает испытывать психологический дискомфорт, становится возбуждённым, из-за чего начинает быстрее говорить и нервничать.
  • Заикающийся человек во всех ситуациях говорит свободно, без смущения, при этом он ещё «не осознаёт» своего дефекта речи и не боится публичного общения.

Вторая стадия [21] :

  • Заикающийся уже осознаёт наличие дефекта речи. Нарушение становится более длительным, но оно всё ещё мало заметно окружающим. Судорожный дефект речи может полностью исчезнуть на короткое время.
  • Заикание чаще всего проявляется при произнесении многосложных слов, «торопливой» речи или в моменты эмоционального возбуждения.
  • Случаи заикания возникают одинаково часто как в общественных местах, так и дома. Однако в особо важных и ответственных ситуациях центральная нервная система может контролировать речь заикающегося, замедляя темп речи, тем самым уменьшая количество запинок.

Третья стадия [25] [26] [27] :

  • В определённых ситуациях (особенно при публичном выступлении) очень трудно произнести речь, выстроить правильные ассоциации между значениями слов и производимыми звуками. Заикающийся всё это чётко осознаёт.
  • Постоянно возникают сложности при произнесении определённых слов и звуков.
  • Чтобы избежать «запинок», человек начинает заменять одни слова на другие.
  • При всех явных признаках заикания человек не избегает общения, у него нет выраженных переживаний на счёт дефекта речи, отсутствует страх речи и неловкость при разговоре.

Четвёртая стадия [10] [22] [24] :

  • Заикание становится большой личностной проблемой для человека. У него возникает явное предвзятое отношение к своему дефекту речи: он смущается и даже стыдится его. У заикающегося возникают мысли типа «я не могу говорить», «меня невозможно слушать», «людям со мной неприятно» и др.
  • Сформированы стереотипные трудности при произнесении определённых слов и звуков. Причём заикающийся уже точно знает, в каких ситуациях, при каких условиях и в обществе каких людей заикание усиливается и может проявиться максимально ярко.
  • Осознание своей речевой «ущербности» ведёт к уклончивым ответам и появлению страха общения с окружающими.
  • Всё перечисленное постепенно ведёт к замкнутости и избеганию общения.

Заикание приводит к таким отрицательным последствиям, как [12] :

  • стеснительность;
  • замкнутость;
  • мнительность;
  • напряжённость;
  • настороженность;
  • заниженная самооценка;
  • раздражительность и импульсивность;
  • страх одиночества, пугливость.

Часто у людей с заиканием возникают различные страхи, так называемые «фобии». Наиболее распространённой является боязнь публичного общения и страх перед началом собственной речи — логофобия [1] [22] [24] .

Также заикание может привести к снижению уровня качества жизни [11] [12] :

  • задержке и общему недоразвитию речи;
  • трудностям обучения, усвоения учебного материала в детском саду и школе;
  • проблеме выбора профессии;
  • торможению карьерного роста;
  • трудностям в создании семьи.

Всё это со временем может привести к ещё большему усугублению картины заикания, так как формируется порочный круг: с изменением самооценки на фоне заикания ухудшается эмоциональное состояние и нарастает стресс, что ещё больше усиливает заикание и ухудшает навыки общения.

Кроме того, психогенному заиканию часто сопутствуют другие заболевания:

  • нарушение венозного оттока головного мозга;
  • гипотония (сниженный тонус) мышц, а также признаки раннего остеохондроза и другие нарушения шейных отделов позвоночника;
  • плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз;
  • вертебро-базилярный синдром и ослабление кровотока позвоночной артерии;
  • вегетососудистая дистония и нарушения вестибулярного аппарата;
  • повышенное внутричерепное давление.

Диагноз «заикание» выставляется неврологом, психологом, психиатром или психотерапевтом, если представленные симптомы этого недуга длятся более трёх месяцев [6] [8] .

Как правило, диагноз устанавливается на основе клинической картины, однако чтобы отличить неврозоподобные и психогенные заикания от других органических причин дефекта речи нужно провести ряд нейрофизиологических обследований (по показаниям врача):

  • эхоэнцефалоскопия (Эхо-ЭГ) — позволяет оценить состояние головного мозга, обнаружить объёмные новообразования;
  • электроэнцефалография (ЭЭГ) — фиксирует изменения работы головного мозга через измерение его электрической активности;
  • доплерография сосудов головного мозга и реоэнцефалография (РЭГ) — позволяют оценить качество кровоснабжения головного мозга и обнаружить нарушения в сосудах;
  • ультразвуковая транскраниальная доплерография с функциями микроэмболодетекции (выявления небольших тромбов в сосудах головного мозга);
  • аксиальная компьютерная (КТ) или магнитно-резонансная томография (ЯМР) в различных режимах.

Каждый из этих методов исследования проводится для того, чтобы не пропустить органические болезни головного мозга (например, опухоль или сосудистые заболевания). В структуре таких нарушений заикание является вторичным.

С этой же целью может потребоваться консультация окулиста (биомикроскопия глазного дна и осмотр его периферии трёхзеркальной линзой Гольдмана) и генетика (кариотипирование, синдромальная диагностика).

Лечение заикания, как правило, комплексное, этапное и достаточно длительное. В нём должны участвовать несколько специалистов.

Врач-невролог или психоневролог — это врач с высшим медицинским образованием невролога, который окончил курсы психиатрии. Он назначает соответствующую медикаментозную терапию исходя из состояния нервной системы, контролирует динамику развития симптомов заболевания.

Врач-психотерапевт — это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается лечебным воздействием на психику человека. Он использует разные виды психотерапии, включая прямой разговор, гипноз и ряд других техник:

  • Субличностный анализ. Этот подход рассматривает элементы поведения как внутренние образы, которые воспринимаются сознанием человека как части, отдельные от самой личности. Субличности человека привязаны к его семейным, социальным, профессиональным ролям (например, роль родителя, дочки/сына, начальника, коллеги и др.). Психотерапевт в данной технике пытается раскрыть черты и проявления субличностей заикающегося, когда тот ведёт свой внутренний диалог, и пытается изменить патологические черты поведения, нейтрализуя заикание.
  • НЛП (нейролингвистическое программирование) — это ряд психологических методик, благодаря которым удаётся воздействовать на подсознание заикающегося, изменяя его мышление и поведение через введение в его сознание специальных лингвистических программ (установок).
  • Работа с игрушками в качестве дыхательной гимнастики. Для тренировки используют мыльные пузыри, игрушки-вертушки и прочее. При этом ребёнка просят дуть через соломинку, пуская пузыри в воду, дуть на одуванчики и кораблики в воде, надувать шарики и т.д.
  • Аутотренинг — приём самовнушения, посредством которого можно изменять черты характера и вредные привычки.

Иглорефлексотерапевт — это специалист с высшим медицинским образованием невропатолога или невролога, который прошёл специальное обучение по иглоукалыванию. Он воздействует на специальные точки, нервные окончания, снимая нервное напряжение.

Психолог проводит тестирование, помогает установить причину возникновения речевого дефекта и разобраться с внутренними проблемами человека, выявляя слабые стороны его характера. Для этого он использует словесные методы воздействия.

Логопед обучает заикающегося правильно дышать во время речи, пользоваться голосом, легко артикулировать, плавно и ритмично говорить [18] [19] [20] [21] .

Инструктор по лечебной физкультуре разрабатывает оздоровительные мероприятия, к которым относятся закаливающие процедуры, лечебный массаж и физкультура. Это укрепляет иммунитет человека и позволяется как бы «сбросить отрицательную накопленную энергию» через повышенную мышечную активность [13] [16] .

Хотя каждый специалист вносит важную неоценимую лепту в лечение заикания, ни один из них не сможет устранить его полностью самостоятельно.

К лечению данной речевой патологии нужно приступать незамедлительно после постановки диагноза неврологом, психологом или психиатром. Для надёжного излечения от заикания необходимо не менее полугода [22] [26] [27] . Но даже комплексный междисциплинарный и индивидуальный подход к лечению, к сожалению, не всегда приводит к полному выздоровлению [24] [27] .

Так как заикание связано с неустойчивостью и дисбалансом работы полушарий головного мозга, специфической профилактики заболевания не существует.

Чтобы создать благоприятные условия для выздоровления, нужно придерживаться следующих правил:

  • Не следует акцентировать внимание на дефекте речи заикающегося, говорить об этом, как о болезни. Лучше всего при общении вести себя естественно и непринуждённо.
  • В присутствии заикающегося всем окружающим и близким необходимо говорить правильно — грамотно выражать свои мысли, используя литературную лексику, не растягивая слова и не убыстряя темп речи.
  • Следует беречь здоровье и укреплять иммунитет заикающегося: соблюдать режим дня, обеспечивать хороший, здоровый дневной и ночной сон, придерживаться сбалансированного рациона, закаляться и приобщаться к спорту.
  • Необходимо оградить заикающегося от неконтролируемого стресса, обучив его спокойно относиться ко всему, что бы ни происходило. Стараться всегда быть оптимистически настроенным и доброжелательным.
  • Чтобы всегда быть в хорошем настроении, заикающемуся нужно нужно найти хобби или увлечение, которое поможет снять стресс, даст возможность хорошо расслабиться и отвлечься от негативных мыслей: живопись, танцы, музыка, фотографирование, рукоделие, садоводство, кулинария, чтение, уход за домашними животными, езда на велосипеде и др.
  • Нужно попытаться максимально оградить заикающегося от травмирующих психику книг и фильмов.
  • Нельзя разрешать ребёнку играть в слишком возбуждающие игры, особенно в вечернее время суток [2][12] .
Читайте также:  Фенибут для детей при заикании отзывы родителей

источник

Заикание представляет собой нарушение речи человека, состоящее в повторении по нескольку раз слов или звуков, нерешительностью и периодическими остановками в речи. Это заболевание является одним из самых загадочных, несмотря на множество проведенных учёными и врачами исследований. У некоторых людей оно проходит само, у других – возникает периодически, у третьих остаётся на всю жизнь. Такое разнообразное поведение болезни заставляет задуматься о психологических причинах заикания. Мнения исследователей расходятся в двух направлениях: одни считают заикание следствием психогенных расстройств (таких как неврозы), другие – генетических изменений головного мозга. Есть, конечно, и третье направление — когда заикание возникает вследствие травмы или болезни головного мозга, но в этом случае никакой загадки нет.

Так почему же некоторые люди спокойно переносят стресс, а другие начинают заикаться от единичного случая испуга? Учёные предполагают, что причиной служит целый комплекс факторов, таких как характер конкретного человека, наследственность, ослабленность нервной системы вследствие каких-либо заболеваний, а также образ воспитания, который определяет некоторые важные черты личности.

Психологи выделяют три главных конфликтных фактора, которые могут служить причинами заикания и прочих психологических проблем у ребёнка.

— Истерический тип: если ребёнка излишне балуют, у него вырабатываются слишком большие требования к окружающему его миру, при этом реальность не имеет для него значения. Родители поддерживают иллюзию ребёнка, что он является центром мира и внимания.

— Неврастенический тип: если семья ограничивает свободу ребёнка, социальные нормы, заставляет считать других людей более значимыми, чем он сам, это приводит к формированию низкой самооценки при наличии больших претензий. Это вызывает разрыв между высокими требованиями человека к себе и возможностями осуществить их.

— Психоастенический: если ребёнок постоянно находится под гиперопекой, у него возникает конфликт противоречий, формируются излишняя нерешительность и неуверенность.

Другими психологическими причинами заикания могут служить скрытые страхи и тревоги, чувство вины, попытка ухода от реального мира, сложности в налаживании контакта с другими людьми. Почти у всех детей психогенное заикание проходит к подростковому возрасту, если исчезает ситуация, влиявшая на его психику.

Другими симптомами психогенных расстройств ребёнка могут быть нарушения сна, перепады настроения, повышенная утомляемость, страхи и раздражительность, нарушения в поведении и успеваемости. У детей постарше может проявляться социофобия, страх перед публичными выступлениями, нерешительность и замкнутость.

Для того чтобы у ребёнка не возникло психологических проблем, необходимо устранить основную причину заикания — создать комфортные и дружелюбные семейные условия. Выяснять отношения на глазах детей абсолютно недопустимо. Если существуют какие-то проблемы в доме, хорошую поддержку может оказать семейная психотерапия, которая поможет нормализовать отношения родителей и детей.

Ребёнок должен хорошо высыпаться. Организовывать его досуг следует таким образом, чтобы не допускать просмотра страшных или травмирующих детскую психику фильмов. Дети не должны проводить много времени у компьютера, это может привести к боязни общения с реальными людьми, излишней агрессивности. Чтобы избежать социофобии, родители должны ненавязчиво подталкивать ребёнка к общению со сверстниками, водить во всевозможные кружки и секции, не препятствовать прогулкам на свежем воздухе.

Кроме того нужно вовремя проходить обследования у психологов и неврологов. Если болезнь была вылечена однажды, это не означает, что она не может вернуться. Не стоит забывать, что заикание проще вылечить в детском возрасте, чем у взрослого человека.

источник

Как избавиться от заикания? Как перестать заикаться при разговоре? Эти вопросы волнуют людей, так или иначе причастных к этой проблеме. Невозможность полноценного общения, вынужденная изоляция, низкая самооценка существенно ухудшают качество жизни. Что делать? Постараемся в этой статье ответить на поставленные вопросы.

У заикающихся людей нарушен ритм речи. Вместо плавного размеренного течения она спотыкается, застревает на отдельных звуках и словах, чем создает мучительное психоэмоциональное напряжение от неспособности человека высказаться.

При этом нарушается слаженная работа артикуляционного аппарата, дыхания и голоса.

Судорожные движения мышц, гримаса на покрасневшем лице и вздувшиеся жилки на шее, сбивчивое дыхание и напряженный голос — так выглядит заикание.

В логопедии заикание — это нарушение речи, выражающееся в повторении или удлиненном произношении звуков, слогов; либо речь, ритмичность которой нарушена частыми остановками и нерешительностью произнесения.

Если у заикания невротические корни, то это — логоневроз.

Есть ли другие причины, кроме как “от нервов”? Есть.

Почему в одной и той же ситуации, скажем, при сильном испуге, одни люди начинают заикаться, а других эта проблема обходит стороной? Из-за чего люди заикаются? Причин появления недуга много и они очень индивидуальны.

  • в детском возрасте с 2,5 до 5-6 лет, когда ребенок начинает говорить и очень активно включается в этот процесс, испытывая информационные перегрузки;
  • при повышенной эмоциональности, ранимости, впечатлительности, когда человек чересчур восприимчив и чувствителен к проявлениям внешнего мира;
  • в раннем возрасте, если ребенок растет в неблагополучной семье, являясь свидетелем конфликтных ситуаций и агрессивных разборок между родителями;
  • будучи подростком, когда эмоции “зашкаливают”;
  • вследствие генетической предрасположенности;
  • в любом возрасте, если есть другие нарушения речи, связанные с поражением головного мозга;
  • при наличии заболеваний центральной нервной системы, например, склонность к судорогам и тикам.

Заикание у взрослых возникает реже, чем у детей. Во взрослом возрасте человек начинает заикаться, как правило, в результате психоэмоциональной травмы.

По причине возникновения заикание бывает двух видов и может:

  • иметь невротическую форму, если связано с психологической травмой;
  • быть неврозоподобным, если нарушена центральная нервная система.

При невротическом заикании возникает способность не заикаться при разговоре в спокойной обстановке. В случаях с определенной долей стресса, например, при выступлениях на публике или разговоре с незнакомым человеком, речевые судороги создают непреодолимое препятствие для этого. И тогда страх говорить и избегающее поведение дополняют перечень характерных признаков логоневроза.

При неврозоподобном заикании нарушение речи возникает как следствие физического и психического развития.

Проявляется заикание тоже по-разному и бывает следующих типов:

  • Тонический, когда возникает спазм речевых мышц, и человек не может произнести ни слова или с трудом озвучивает определенный звук; возникает пауза, лицо напряжено, может даже не хватать воздуха.
  • Клонический, когда при непроизвольном сокращении речевых мышц человек заикается при разговоре, повторяя звуки, слоги, слова многократно.
  • Смешанный, когда имеет место проявление двух типов.

Помогая себе выговаривать звуки, заикающийся человек может делать сопутствующие движения, например, стучать кулаком по бедру, притопывать ногой.

При желании скрыть дефект возникает напряженная поза, бегающий взгляд, избегающий взгляда собеседника, тремор рук и молчание при каждом “удобном” случае.

Как же вовремя распознать, что речь не в порядке, и не искать ответов на вопросы: “Почему люди заикаются?” и “Что делать, если заикаешься при разговоре?”

Основные симптомы недуга в любом возрасте одинаковы. Это запинки, нарушающие плавное течение речи: повторы, затяжные звуки, остановки на начальном слоге. Процесс сопровождается непроизвольным сокращением мышц лица, напряжением рук, сбившимся ритмом дыхания. Страх, тревога, беспокойство — эмоции, сопутствующие заиканию.

Следует отметить, что в возрасте 2-5 лет, когда ребенок только учится разговаривать, многократное повторение слов, повышенная эмоциональность при отсутствии какого-либо напряжения и совсем не плавная речь — это нормально.

Заикание у взрослых протекает сложнее и сопровождается тревожностью, учащенным сердцебиением, ощущением удушья, хаотичными движениями. Паника в людных местах, уход от общения, трудная адаптация в социуме — все это только подчеркивает серьезность проблемы заикания и заставляет искать пути его преодоления, чтобы навсегда перестать заикаться.

Лечение заикания у взрослых и детей дает положительный результат при комплексном подходе с участием следующих специалистов:

1. Логопед поможет слаженной работе артикуляционного аппарата, откорректирует неправильное произношение звуков, научит плавно и правильно разговаривать.

2. Психотерапевт отследит момент возникновения заболевания, научит справляться с волнением, тревогой, беспокойством, чтобы перестать заикаться. При необходимости проведет сеанс гипноза.

3. Невролог оценит состояние нервной системы, назначит соответствующую терапию.

4. Рефлексотерапевт при помощи иглоукалывания сможет содействовать избавлению от заикания.

Таким образом заикание поддается коррекции.

Современные методики преодоления заикания основаны на сочетании коррекционной и лечебно-оздоровительной работы. При разработке реабилитационных мер учитываются форма и тип заболевания, индивидуальные особенности в каждом конкретном случае.

При невротической форме основной упор делается на стабилизацию эмоциональной сферы человека, снижение возбудимости нервной системы. Это и медикаментозное лечение от заикания в виде таблеток, и различные психотерапевтические приемы, например, гипноз, аутогенная тренировка. На фоне этого занятия с логопедом эффективнее способствуют устранению заикания.

При неврозоподобной форме с органическим поражением головного мозга назначают лекарства — спазмолитики и транквилизаторы, проводят длительную коррекционную работу по восстановлению психических процессов.

Лечить заикание у взрослых и детей успешно помогают лечебно-оздоровительные мероприятия, которые оздоравливают нервную систему и включают в себя:

  • соблюдение режима дня с достаточным временем для отдыха, отсутствием физических и нервных перегрузок, полноценным сном;
  • организацию здорового питания;
  • создание благоприятной внешней среды — это и благоустроенность помещения, и доброжелательное окружение — все, что способствует жизнерадостному настроению;
  • закаливание в виде прогулок на свежем воздухе, спортивных развлечений, водных процедур;
  • лечебную физкультуру с физическими упражнениями и занятиями ритмикой под музыку;
  • беседы с психологом, когда слово лечит — разъясняет, убеждает, обучает, воодушевляет, меняет взгляд на себя как на личность, помогает адаптироваться в социальной среде.

Музыкально-ритмические упражнения являются очень эффективными при заикании. Это и танцы, и отстукивание такта, и пение, и чтение стихов с соответствующими движениями. Во время таких занятий координация движений благоприятно влияет на плавность речи, благодаря музыке улучшается эмоциональное состояние, а самое главное, рождается сила духа и вера в себя.

Лечится ли заикание у взрослых? Все индивидуально и ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Чем раньше выявлено заболевание и начато лечение, тем благоприятней прогноз для лечения логоневроза. Но даже в запущенных случаях описанные выше методики сдвинут процесс с мертвой точки в сторону положительной динамики. Надо только не сдаваться, а прилагать усилия и верить в успех.

Вылечить заикание у детей удается в 70% случаев — так утверждает статистика.

Если вы чувствуете в себе силы, чтобы избавиться от заикания раз и навсегда в домашних условиях и перестать заикаться при волнении, попробуйте средства народной медицины и примите на вооружение несколько действенных советов:

  1. Такие травы, как валериана, зверобой, мята, мелисса, ромашка, пустырник успокоят нервную систему, окажут укрепляющее воздействие на психику.
  2. Ароматерапия с маслами бергамота, апельсина, пачули, лаванды в составе массажного крема либо в аромалампе поможет вам бороться с заиканием в качестве дополнительного метода.
  3. Пойте. Во время пения работа речевого аппарата исключает заикание. Не умеете? Пойте для себя, почувствуйте свободу самовыражения и не ставьте себе оценок.
  4. Дыхательная гимнастика вкупе с другими вашими действиями поможет убрать заикание — плавная речь невозможна без размеренного дыхания.
  5. Ведите дневник, ну или подберите себе занятие, где можно выражать свои мысли не устно, не в разговоре, а письменно, в спокойной обстановке, располагающей к размышлению. Мысленно проговаривая слова и предложения, вы не будете запинаться.
  6. Ограничьте по возможности поток информации, дайте отдых голове, больше занимайтесь творчеством. Очень полезны медитации, йога, массаж, путешествия.

Если у вас в семье стал заикаться ребенок, помогите ему, следуя следующим советам:

  1. Разговаривайте с ним медленно, почти по слогам, спокойно выговаривая слова.
  2. Не одергивайте, не перебивайте ребенка, если он взахлеб пытается что-то вам сказать. Возьмите его за руки, так вы поможете ему успокоиться и продолжить говорить в нормальном темпе.
  3. Читайте добрые сказки, пересказывайте их, обсуждайте сюжеты, задавайте и отвечайте на вопросы. В домашней обстановке с близкими любящими людьми малышу психологически легче будет справиться с проблемой.
  4. Относитесь бережно к его чувствам. Если ему некомфортно разговаривать в какой-то ситуации, не заставляйте его.
  5. Создайте дома спокойную, доброжелательную атмосферу. Недопустимо дразнить, подражать заиканию, пренебрежительно относиться.
  6. Приучайте ребенка добросовестно трудиться и не пропускать занятия по коррекции речи, чтобы перестать заикаться.

Что бы ни утверждала статистика, желание, вера в себя, упорство и уверенность в успехе всегда дают результат. Это как раз те качества, которых так не хватает для того, чтобы перестать заикаться. Начните с этого. Это непросто, но попробовать стоит!

источник