Меню Рубрики

Заикание в китае нет

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.
  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

источник

Для тех, кто еще со мной не знаком, автор (то есть я) несколько лет живет и работает в Пекине и пишет для вас о тех аспектах китайской жизни, которые вы никогда не увидите за одну-две недели отпуска. На канал «Шелковый путь к себе» можно подписаться , как это уже сделали более 1900 человек!

Итак, сегодня пять причин «против»!

Как-то раз здесь в Пекине мы с другом (он немец) ехали в такси. Я уселась на заднее сидение, а он — рядом с водителем. Водитель-китаец изумленно уставился на его ноги (друг был в шортах), и начал оживленно что-то объяснять и жестикулировать. Под конец мы сообразили — он удивился тому, что ноги могут быть волосатыми ! Эти ноги он еще даже потрогал потом, чтобы уж наверняка убедиться, что волосы настоящие:)

То, к чему стоит привыкнуть в китайцах, это то, что женщины выглядят как дети, а мужчины — как женщины. Маленький рост, отсутствие волос на лице, женственные подбородки, гладкие ноги. В своем «ухоженном» состоянии взрослый китайский мужчина — стройный и подстриженный — выглядит как 14-летний эльф. В своем «обычном» состоянии — с животом и щеками — как откормленный китайский божок.

Среди этих состояний нет того, что в европейской культуре называется «мужественный». И не может быть генетически. Сложно встречаться с парнем, который ростом тебе до подбородка, имеет на теле меньше волос, чем ты или весит меньше тебя.

Китайские мужчины неуверены в себе в расовом отношении, особенно, в сравнении с европейцами. Это именно та причина, почему, например, европейцам в Китае платят больше, и сами китайцы считают, что это нормально. Именно поэтому китайцы редко решаются ухаживать за девушками-иностранками, и в силу неуверенности в себе могут неадекватно воспринимать обычные «дружеские» знаки внимания.

Например, стоит заговорить с китайцем — и он уже считает, что ты мечтаешь с ним встречаться. Уделила капельку внимания из вежливости — все, он уже считает тебя своей девушкой и начинает рассказывать о тебе друзьям и родственникам.

Ничего не может быть сложнее, чем вызвать китайца на прямой разговор. Он найдет сотню причин, чтобы уклончиво ответить на любой простой вопрос. Азиатская хитрость, склонность к интригам, отказ от прямого выяснения отношений в пользу закулисных игр — это и есть та «разница в культурах», которая быстро приведет к разладу в отношениях. Прозрачности в отношениях с китайцем не будет никогда.

Вступая в отношения и тем более в брак с китайцем, вы автоматически связываете себя узами брака со всей его семьей. Ваш дом — больше не ваша крепость. Все новые родственники будут считать ваш дом своим в прямом смысле слова. С вами в квартире запросто может поселиться троюродная тетя сестры двоюродного деверя вашего мужа, причем вас могут даже не спросить.

Более того — в китайском обществе авторитет родителей непререкаем и придется платить за это отказом от собственного мнения.

Родители попытаются самостоятельно найти ребенку подходящую пару.

Если пара уже найдена — родители будут пытаться решать, когда молодой семье заводить детей, как их называть, как воспитывать и в какую школу отдавать.

Родители мужа возьмут на себя всю заботу о вашем ребенке. И не просто возьмут, а насильно вытеснят вас из воспитательного процесса, и будут заботиться о нем так, как правильно в их понимании. Поить сахарной водой, чтобы щеки ребенка перестали проходить в дверь, запрещать учить английский и прочее.

Все эти сюрпризы в виде авторитета семьи уже стоят за спиной китайского мужчины в предвкушении взять в руки власть в ваших отношениях.

Разговоры с набитым ртом, швыряние салфеток под стол, разбрасывание мусора вокруг себя во время еды — для местной культуры это довольно нормально. Процент китайцев, которые учились или долго жили за границей, а значит, успели впитать базовые правила этикета и аккуратности, все еще слишком маленький, чтобы повлиять на ситуацию в целом.

При всем старании за собой ухаживать, понятие аккуратности, чистоты и гигиены в Китае совсем другое. Китаец может запросто помыть грязные ботинки в раковине для посуды и оставить там песок. Под кроватью слой пыли — и так сойдет. Из ведра вываливается мусор — и так сойдет. Приготовил ужин, и на кухне разруха — вы поняли.

Думаю, эту причину вы ждали одной из первых)) Шила в мешке не утаишь — многие европейские женщины действительно говорят о «физиологическом несоответствии размеров».

Справедливости ради, Китай уступает западной и восточной Европе в среднем всего 3 сантиметра. Но, как и все азиатские страны, висит в конце «рейтинга частей тела», немного опережая Индию, Таиланд и обе Кореи.

Пишите в комментариях свои причины, почему ни в коем случае НЕ стоит встречаться с китайцем:)

источник

Клинические исследования, проводимые сотрудниками китайских медицинских институтов, привели к разработке эффективных методов лечения логоневроза. Ученые пришли к выводу: чтобы решить проблему речевых дефектов, необходимо провести ряд манипуляций над соответствующими центрами головного мозга. Решение данной задачи лежит на плечах психотерапевтов, логопедов и специалистов китайской традиционной медицины.

Устранение заикания бывает двух видов: методическим и терапевтическим. На сегодняшний день китайские врачи работают по 4 схемам лечения.

Известный китайский врач Чжан Юн предложил авторскую схему коррекции произношения:

  • артикуляция на «французский манер»;
  • тренировка дыхания;
  • тренировка словесной беглости;
  • другие схемы коррекции.

Занятия с пациентами проводятся на индивидуальной основе или в группе (иногда в присутствии психолога).

Инструментальный метод используется в начале логопедических сеансов.

Врачи пользуются специальным оборудованием, воздействующим на разные центры мозга. Функции этих устройств основаны на принципах регулировки нейронных связей. Это позволяет увеличивать мощность голосовых связок, замедлять речь и делать произношение отчетливым.

Также активно используются речевые заглушители. Они необходимы в тех случаях, когда пациент подвергается непроизвольной запинке, слыша собственное заикание.

Не менее эффективно использование громкоговорителей на занятиях с пациентом. Они делают речь более ритмичной и плавной.

К инструментальному методу лечения относятся и учебные записи. Их суть заключается в прослушивании образцовой речи, которую пациент должен безошибочно повторять в микрофон. Прослушивание таких аудиозаписей рекомендовано тем, кто боится говорить вслух. В данном случае записи выполняют функцию не только речевой, но и поведенческой коррекции пациента.

Читайте также:  Адаптол помог при заикании

Благодаря инновационным технологиям разработаны программы, помогающие людям с речевыми дефектами видеть свои ошибки наглядно: на мониторах отображаются данные о темпе речи, голосовой мощности и длительности запинок.

Также к инструментальному методу относятся музыкальные сеансы. В данном случае пациенту не обязательно владеть китайским языком. Такие сеансы эффективны, так как заикающийся имеет возможность контролировать свое дыхание, высоту голоса, определять темп и беглость речи.

Причина речевого дефекта в большинстве случаев имеет психологический характер. Общение с психотерапевтом помогает выявить скрытые причины заикания, благодаря чему врач может составить индивидуальный план терапии.

Лечение заикания у детей в Китае проводится в присутствии родителей, чтобы маленький пациент не стеснялся своих дефектов перед старшими. Специалист узнает подробности об окружении ребёнка и других немаловажных факторах, формирующих речь. Это помогает составить ряд правил и рекомендаций о поведение в семье.

К психотерапевтическому методу также относится гипноз. Несмотря на то, что после гипноза следуют логопедические доработки, за 10 сеансов реально скорректировать самые заметные дефекты. Гипнотические сеансы проводятся как на индивидуальной основе, так и в коллективах.

Релаксация дарит ощущение психологического расслабления и снимает мышечные зажимы. В качестве релаксации в Китае широко распространена восточная медитация (под контролем опытных наставников).

Некоторые врачи вводят в план лечения китайскую дыхательную гимнастику – она незаменима при наличии дыхательных судорог. Тренировка дыхания должна проводиться в состоянии легкого голода дважды в день. В некоторых случаях такая гимнастика включает европейские дыхательные психотехники, называемые ребефингом.

Сеансы иглоукалывания способствуют включению в теле механизмов самоисцеления, но только в том случае, если специалист грамотно воздействует на биоактивные точки.

К акупунктуре также относится точечный массаж. Данный метод не предусматривает ограничений по возрасту.

Траволечение рекомендовано при заикании невротического характера. Распространенные ингридиенты для употребления: вересковые отвары, напитки из мяты, клевера, валериановых корней. Помимо этих растений широко используется синюха лазурная, китайский гриб и другие натуральные компоненты.

Правильный комплексный подход при лечении заикания – залог беглой речи. Самый эффективный метод подбирается в процессе терапии, а не на её начальной стадии. Это кропотливая работа, требующая профессионализма врача и терпения пациента.

Ольга (г. Москва)

«Долго не знали куда обратиться, в итоге изучили массу информации в сети и остановились на медицинском центре «Побережье золотой камень» в Даляне. Для начала созвонились с ними, их представитель говорил с нами на английском языке. Затем забронировали билеты, заказали отель и поехали на лечение. Там провели около 2 месяцев. По деньгам затраты вышли очень ощутимые (Далянь не самый дешевый город, на троих вышло прилично за проживание), зато заикание у сына прошло полностью.»

Наталья (г. Санкт-Петербург)

«Китайские врачи – золото современной медицины! Назначили дыхательные практики в Центре традиционной китайской медицины «НаньмуНан» (расположена в городе Санья). Благо заикалась я не сильно, но заметно. Сейчас спокойно выступаю на публике, ни одной речевой запинки! Правда записываться в центр очень сложно без знания языка.»

источник

Логоневроз (невроз) – расстройство речи, характеризующееся невозможностью произносить звуки в нужной последовательности. Возникает чаще всего вследствие расстройства нервной системы (неврозы, страхи).

Чаще всего логонероз (или заикание) наблюдается у детей или подростков.

Для лечения логоневроза в традиционной китайской медицине применяется комплексная терапия, включающая фитолечение и лечебные процедуры (иглоукалывание, массаж и другие методы внешнего воздействия) с воздействием на биологически активные точки нервной системы.

Лечение логоневроза назначается индивидуально, в зависимости от характера и длительности заболевания, а также индивидуальных особенностей нервной системы. Такая комплексная терапия гармонизирует состояние нервной системы и психоэмоциональный фон, улучшает прохождение нервных импульсов и иннервацию организма (в том числе речевого аппарата), восстанавливает баланс жизненных сил.

На фоне основного лечения устраняются и другие следствия дисбаланса на меридиане сердца (неврозы, депрессия, нарушения сна, кожные проявления неврогенного характера и другие). Лечение методами традиционной китайской медицины не имеет побочных эффектов и позволяет достичь оптимальных результатов при полной безопасности для организма.

Основными симптомами логоневроза являются:

•нарушение темпа и ритма речи,
•судороги мышц речевого аппарата,
•напряженное, короткое дыхание,
•напряжение голоса, отсутствие согласованности речи, дыхания и артикуляции.
Причины логоневроза

Традиционная китайская медицина рассматривает логоневроз как следствие дисбаланса энергий на меридиане сердца (нервная система). Нередко это заболевание сопровождается и другими симптомами расстройства нервной системы. К таким симптомам относятся различные фобии (навязчивые страхи), эмоциональная неустойчивость, а также характерная нервная одышка.

С позиций традиционной китайской медицины состояние нервной системы напрямую зависит от общего уровня энергетики организма, поэтому заболевания, развивающиеся на основе ее дисбаланса, требуют лечения для повышения жизненных сил организма. К такому лечению относятся в частности, согревающие процедуры, а также фитолечение, направленное на улучшение усвоения пищи и поступления энергии в организм.

Интенсивность терапии зависит от степени развития заболевания, в котором современная медицина выделяет четыре стадии, или фазы:

1.Первая стадия логоневроза характеризуется эпизодическими нарушениями речи (как правило, связанные с нервными стрессами или сильными переживаниями), между которыми следуют относительно длительные периоды, в течение которых таких нарушений не отмечается.
2.На второй стадии логоневроза расстройство речи становится постоянным, с короткими периодами ремиссии (восстановления речи). Эта фаза характерна в основном для детей младшего школьного возраста.
3.Третья стадия логоневроза характерна для более старшего возраста (до подросткового), когда интенсивность симптомов в значительной степени зависит от конкретной бытовой или социальной ситуации.
4.Четвертая стадия логоневроза соответствует в основном взрослому возрасту и характеризуется страхом произнесения тех или иных слов и выражений, выраженным ожиданием и страхом заикания, поведенческими изменениями (страх ситуаций, требующих правильной речи), вынужденным многословием.
Одним из наиболее характерных признаков логоневроза является страх речи – логофобия, которая выражается как в страхе перед собственно речью, так и перед ситуациями, в которых она необходима.

Поскольку в основе развития логоневроза лежит воздействие нервных стрессов, основным направлением лечения является повышение стрессоустойчивости и устранение уже имеющихся нарушений со стороны нервной системы. При этом традиционная китайская медицина исключает применение искусственных (химических) седативных препаратов, как по причине побочных эффектов, так и по причине их относительно низкой эффективности при лечении логоневроза. Вместо этого китайские врачи применяют лечебные процедуры и фитолечение, способствующие глубокой релаксации и повышающие качество сна с одной стороны, а с другой стороны, улучшающие баланс жизненных сил в организме и баланс между симпатической и парасимпатической нервными системами (Ян и Инь меридиане сердца).

Другой, не менее важной, составляющей лечения логоневроза является оказание психотерапевтической помощи для улучшения эмоционального статуса, преодоление страха речи, повышения самооценки, формирования правильного отношения к своей проблеме и уверенности в возможности ее преодоления. Только такой комплексный подход с учетом механизмов развития заболевания и взаимосвязей между регулирующими системами организма позволяет достичь значительных результатов в лечении логоневроза.

Просто отправьте нам сообщение, и наши врачи бесплатно проконсультируют Вас.

источник

Заикание — расстройство артикуляции речи, при котором нарушается ее плавность, речь прерывается непроизвольным повторением отдельных звуков, чаще всего гласных. Понятие заикания включает в себя широкий спектр вариантов, начиная от мягкого, едва заметного “косметического” дефекта в форме замедленности речи, периодически возникающих нарушений вокализации отдельных звуков, и кончая тяжелой формой, когда заикание становится непреодолимым барьером для контакта с окружающим миром, когда нарушения артикуляции сопровождаются дрожанием губ, подбородка, судорогами лицевой мускулатуры, непроизвольным насильственным подергиванием головы.

У людей с тяжелой формой заикания нередко присоединяются выраженные вегетативные нарушения еще в преддверии речевого контакта: сердцебиение, покраснение лица, ощущение нехватки воздуха.

Нередко, а при тяжелых формах, как правило, заикание сопровождается нарушением эмоциональной сферы, возникает неуверенность в себе, страх, беспокойство задолго до предполагаемой встречи с незнакомыми людьми, а тем более, в момент стрессовой ситуации, например, во время прохождения интервью. Подобные дефекты речи часто становятся причиной нереализованности многих возможностей, создают массу сложностей в жизни.

Заикание — проблема всего мира. На земном шаре этим недугом страдает более 60 млн. людей. Существует предположение, что наибольшее количество больных наблюдается в высокоразвитых странах. Так, на Африканском континенте заикание встречается значительно реже. Наименьшее число заик в Китае, что связано с фонетическими особенностями китайского языка. Мужчины болеют в 5 раз чаще, чем женщины, что объясняют анатомическими особенностями женского мозга, выявленными за последние годы. Существует международная ассоциация заикания, которая приняла Закон о правах заикающихся, присуждается множество частных грантов за вклад в изучение причин и методик лечения этого недуга.

Несмотря на столь высокую распространенность проблемы, она явно недооценивается, а в быту часто даже не относится к заболеваниям, может быть по причине того, что “от этого не умирают”. Да, действительно, смертельных исходов заикание не имеет, но жить с этим недугом, особенно с тяжелой формой, очень трудно. Элементарный вопрос, любая мелочь превращается в проблему. Здоровому человеку трудно понять психологию заикающегося, который держится в стороне, старается не вступать в беседу, хотя нередко обладает интересными фактами и глубокими знаниями по этой тематике. Необходимость ответить на самый простой вопрос, любая мелочь, превращаются в тяжелейшую, порой непреодолимую задачу; каждая фраза — в сложнейший экзамен. Лицо искажает судорога, вместо нужных слов вырываются прерывистые звуки.

Подобные ситуации бывают тягостными и для окружающих: часто они испытывают неловкость, невольно пытаются подсказать и советуют не волноваться, что вызывает еще большую эмоциональную реакцию у больного, замученного борьбой за нужные слова. В результате создается замкнутый “порочный” круг, что еще более отрицательно влияет на членораздельность речи. Иногда те же самые люди, за исключением тяжелых случаев, способны говорить плавно, пока находятся в знакомой обстановке, среди родных и друзей.

Возраст заикания чаще всего от 2-х до 4-х лет к моменту формирования фразовой речи. Почти как правило, манифестация заикания связывается с эмоциональным фактором. Чаще всего родители замечают, что ребенок начал заикаться с тех пор, как перенес сильный испуг или эмоциональный стресс: наказание в форме пребывания в одиночестве в темной комнате, укус собаки, рождение младшего братика, сестрички и взрыва ревности, испуг, смерть члена семьи. Палитра детских переживаний чрезвычайно велика, это может быть даже посещение зоопарка, или первый школьный день. Иногда ребенок начинает копировать друга-заику, но это форма “заразного” заикания обычно проходит сама по себе после разъяснительной беседы.

Начало заболевания у взрослых, почти обязательно, возникает как реакция на психотравмирующие факторы. Такие случаи часто наблюдались среди “афганцев”, жертв стихийных бедствий, терактов и многих других, нередких в наше время стрессовых ситуациях.

Существуют многочисленные направления изучения причин заикания, но в одном ученые едины: эмоциональный стресс — лишь вершина айсберга, это только триггерный фактор, пусковой механизм, а основная причина заикания остается пока окончательно не выявленной. Около сотни мышц участвуют в работе речевого аппарата. Одни формируют звуки, другие приводят в движение голосовые связки, третьи обеспечивают правильное дыхание, но все они должны действовать, как слаженный оркестр, под управлением хорошего дирижера. Где находится и куда исчезает этот дирижер в случае заикания?

Не одно поколение ученых пыталось найти объяснение этой загадки. Существует теория, что у заикающихся иной тип слухового восприятия, в связи с чем они слышат собственную речь с некоторым опозданием, что и приводит к нарушению вокализации звуков. По данным немецких ученых, имеются микроскопические изменения в ассоциативных центрах правого полушария, от которых зависит плавность речи, но это лишь гипотеза без четких доказательств. Активно обсуждается вопрос о роли генетического фактора в возникновении заикания. Действительно, немало примеров, когда в семьях аналогичные формы нарушения плавности речи были в предыдущих поколениях. Семейные хроники нередко хранят воспоминания о заикавшихся родственниках, но столь же часто попытки найти случаи аналогичной болезни в родословных оказываются безрезультатными.

источник

Заикание — интересная штука, я никогда особо не понимал, как это работает. Впрочем, я и не особо интересовался, потому что заикаюсь не сильно и редко.

По ощущениям это похоже на то, что ты вроде бы начинаешь произносить какой-нибудь звук из слова, а мозг тебе такой:

Но не так давно мне пришла в голову идея.

Ведь если ты заикнулся на звуке — значит, ты его уже произнес. Стало быть, можно просто забить на него хер и произнести остаток слова. Это звучит довольно глупо, но на удивление помогает, по крайней мере мне.

Например, хочешь произнести слово «три» и начинается — «т-т-т». Вместо этого сразу после первого «т», когда чувствуешь заикание, берешь и произносишь всего лишь «ри», что выходит вполне гладко — в худшем случае будет малюсенькая пауза между этими частями слова.

Или «п. » — сразу забиваешь на букву «п» и произносишь просто «ривет» — вуаля, получился нормальный привет.

Коллеги заики, будет интересно ваше мнение. Мне лично помогает практически всегда, когда я не забываю это делать.

Заикался с 7 лет. Примерно с 11 до 14 лет вообще не мог разговаривать, даже в школе к доске не вызывали, все знали о моей проблеме. Как только меня не лечили..и к бабкам разным шептальницам возили и с логопедами занимался, и в специализированном стационаре месяц провел. Все пустое. Так вот однажды какая то женщина посоветовала моей маме, что бы я писал печатными буквами. В школе, дома, как можно больше и чаще. Как я сейчас понимаю-мозг автоматом прокручивает каждую букву отдельно при таком письме, нежели писать слитно. По-прошествии года заикание начало уменьшаться, после трех лет прошло. Теперь проскальзывает иногда запинка при очень сильном волнении. Но пишу печатными буквами до сих пор. Привычка.

Щас 2019 год, все пишут печатными

Не соглашаясь, некоторые индивидуалисты используют «comic sans». Почему бы и нет?)))

Я так недавно в банк пошел, там нужно было свои ФИО полностью написать от руки.

Читайте также:  Адаптол для детей при заикании

Бля. я такой тупняк давно не ловил. я просто забыл как писать половину букв.

О, да! Мы избранные! Ведь послать человека на три буквы так, что бы он принял это за комплимент-искусство )

Я не один такой наверно, но начинаю немного заикаться когда с заикой общаюсь. Даже неудобно становится. А так в жизни не заикаюсь совсем.

Я когда работал в общаге там жили одни индусы и арабы. Они ежемесячно сдавали деньги на уборку 150 с рыла.Английский я хорошо знаю но поработав там пол-года начал акцент подражать немного. В голове звучит»One hundred and fifty» а язык выдает «Ван хандред эн фифти»

2 дня в Крыму и я гэкал и шокал як ніколи раніше

да кто про украинский говорит. скорее всего он имел в виду говор, когда на русском с этими гэканьями и шоканьями болтают. хотя я такого в Крыму тоже не припоминаю, там наоборот больше чистой речи

Я из Крыма и у нас тут много кто гэкает и шокает, но это больше по приколу происходит. Людям просто почему-то нравится так говорить

Я из Краснодарского края, и у нас тут все местные шокают и гэкают.

Ты такой не один, очень много моих друзей общаясь со мной начинают заикаться. А так говорят что никогда и не заикались.

стадное чувство, чуешь альфа-самца и под-под-под-страиваешься

ахахах, та вроде не такой и страшный, хотя кто его знает )

А я когда замечаю, что человек начинает заикаться как я, говорю намного чище, психологическое)

Я тоже заикаюсь, но когда общаюсь с такими же заиками мне так хочется смеяться, порой еле сдерживаться получается. И вроде понимаю что не красиво угарать с этого, но успокаиваю себя тем что я тоже заика и имею полное моральное право=)))

Армянин заика несет вахту на дозорной пожарной вышке. Видит пожар. Звонит в часть докладывает — З-з-з-з-з. Ему в ответ — Армен, ты не волнуйся, ты просто пой.

Армен на распев — Загорелся дом, люди бегаюююют, вещи начали уже выносиииить.

— Нееет. Ай вай вай вай вай вааааай.

Идёт горбатый, а на встречу ему заика.

Горбатый решил стебануть визави:

— А т-т-ты в-в-вр в рюкз-з-зачке п-п-посмотри

Поспорили два заики,кто купит сигареты и не заикнется.

Первый подходит к ларьку, долго готовится и выпаливает: «КККэмел!«

Второй: «Я т-т-т-тоже м-м-могу!«, подходит, тоже долго собирается

Продавщица: «Вам Синий или Красный?«

Ккккэмэл еще легко выговорить, а вот «гласная-согласная-гласная» по тиму эЛэМ это воообще лично для меня полный пиздец! Поэтому курю Кент и много не разговариваю )

Там изначально БТ были, а не Кэмел. Соль в том, что они только одного вида.

В маршрутку заглядывает мужик, указательный палец на водителя:

— Ну че, всех расстрелял? Садись давай!

— Паф. Па Фрунзенской пойдете?

Мы его теряем, сестра! Быстро. дефе. дерб. дефр. дефербля. дебре. дефре. дебербля. дляфебриля. Время смерти: 18:06.

Раз анекдоты пошли, вот еще, такого вроде не было:

Молодой человек сильно заикался, особенно когда смущался, поэтому совсем не мог купить презервативы в аптеке.

Знакомый ему посоветовал: ты в аптеке не пыхти: «п-п-п. «, а выбери ту, где мужик продавец, молча покажи ему свой член — он поймет, что тебе презервативы нужны и продаст.

На другой день, спрашивает:

— Получилось презерватив купить, как я посоветовал?

— Ннне-а! Я ч-член достал, н-на п-прилавок положил, рядом деньги за п-презервативы. Он п-посмотрел н-на меня, п-подумал немного. Потом линейку д-достал и свой член. Измерил у себя и у меня — у него д-д-длинней оказался..

Он ддденьги забрал и вфффсе.

Любопытно, я на английском заикаюсь точно так же. Но да, волнение и невыспанность реально влияют на это дело.

у меня от невыспанности левая рука трясется как у алкаша какого. И желание втащить кому кто над этим прикалывается. реально заебали.

Ха! Прикиньте, у neuromancer81 левая рука трясётся, прямо как у алкаша какого xD

хаха, ща он тебе втащит)) но не с левой, с левой хуй попадет, она у него трясется как у алкаша )

могу и левой, я не писал что у меня проблема с точностью.

В кабаке сидят три богатыря и три мушкетера. Пили, пили и поссорились Илья Муромец с Д,Артаньяном. Д,Артаньян Муромца вызывает на дуэль, а Атоса просит Муромцу поставить крестик на груди мелом.

— Это ты што? — спрашивает Илья Муромец.

— Это сюда я проткну тебя. — отвечает Д,Артаньян, размахивая шпагой.

Илья Муромец посмотрел на свою палицу и говорит Поповичу:

у меня чисто левая, и чем больше на на нее обращаю внимания тем больше она трясется. даже когда надо сконцентрироваться начинается тремор. но точные движения я могу делать если не думаю о них.

не, началось после того как камушком по черепу получил еще в школе.

Попробуй закрыть глаза и максимально расслабить руку. У меня бывает от недосыпа и напряжения начинает веко подергиваться — выглядит криповато, но помогает закрыть глаза, отрешиться от всего и максимально расслабить мышцы лица, проходит секунд за 10-15.

Странная фигня, в детстве сильнее заикался, сейчас наплывами, бывает вообще без запинки, бывает более трудно, но причин множество, от морального состояния, от отношения к человеку с которым общаешься, от погоды, от атмосферного давления и т д, хрен поймешь в чем проблема, учу английский с репетитором, на английском нормально говорю, более менее, и даже когда с английского переходим на русский говорить тоже легче.

У меня подруга не может букву Л по русски )) например Лук у нее звучит как Ук, а look спокойно произносит

Правда что-ли ?) А я думала тут трэд про странности с разными языками)

у меня тоже при недосыпе эффект усиливается.

и не только языки. у меня дед при разговорной речи часто заикался, но при этом пел в хоре без всяких проблем такого плана

Ага.
Так, надо сказать «привет!»
Начинаем: П-п-п-п-п. (ай, бля, пропускаем говорим «ривет»). рррррр. (ай, бля). в-в-в-в-в.

*помахал рукой пошел дальше*)))

Да, воспринимается именно как отдельное слово, но заикания на нем уже почему-то не происходит.

На работе сотрудник так и говорит.первая буква пауза и остальное слово. Очень норм

тоже заикаюсь сколько себя помню, в школе в классах 5-8 вообще сильно усилился этот недуг, как раз когда учили правила «имя су-су-су-су-су-су-ществительное» и прочее, еще глаза закатываешь на лоб)

Когда в школу ездил в маршрутках (автобусы блин редко ходили) и не мог произнести фразу «на остановке» получалось мычанье «ннннннннннннннннн (глаза уже на лбу, а взор обращен в небо) а остановке) эту проблему решил иначе — говорил «в кармашке», пусть кармашек на 300 метров раньше остановки, зато не заикался произнося эту фразу.

во взрослой жизни стало немного проще, заикание возвращается когда нервничаю при разговоре (заметь, когда говоришь «матом» ни разу не заикнешься, но мы же люди воспитанные)
Сколько там мне не говорили — «говори на распев, пропой фразу» — все фигня, я что дебил чтоли, петь тут.

Помогает самоконтроль и чрезмерная уверенность в речи. Сейчас заиканье почти незаметно, жена первые 1,5 года даже и не знала что я заика.

Один совет — говорите почаще сами с собой, на баклоне, в ванной, да не важно где (пусть все думают что ты сумасшедший) Думаю сами замечаете — когда просто рассуждаете (мысли вслух) наедине с собой — заиканья нету вообще. Я вот много лет уже когда выхожу на балкон курить — начинаю о чем нибудь рассуждать, о неудачной(удачной) игре в какую нибудь игрушку на ПК, о том как прошел день, что подарить жене, что надо сделать по работе.

Так делаю ежедневно уже лет 12. Заиканье почти сошло на нет, т.е если человек не знает что я заикаюсь — он может и не узнать об этом (на примере жены 🙂

Когда лечился, для закрепления результата нужео было продержаться три дня тишины, даже справку для школы дали, а я еще тот болтун был, учителя охренели)

Жиза. Давно заметил, что не заикаюсь в трех случаях: когда пою (поэтому и начал петь под гитару), разговариваю наедине сам с собой и матерюсь. О последнем как-то сказал товарищам, они округлили глаза и сказали: «Ну, так не заикайся!». Все бы хорошо, да только матом общаться — плохая идея.
С возрастом, говорят, с большой долей вероятности проходит. Насчет этого не уверен. Скоро стукнет 23, а «торможу» по-прежнему. В детстве, конечно, гораздо хуже было, но все же. Также всё очень сильно зависит от общего эмоционального состояния. Если всё хорошо и стрессов нет — почти не заикаюсь. Если же длительное время испытываю какие-то трудности в жизни, то пиздец.
Также когда долго о чем-то говорю, выстраиваю длительные монологи, то, подобно уставшему человеку в горах, начинаю чаще «оступаться». А так, в компании постоянно шучу, рассказываю короткие шутки, истории.
В целом, я привык к такой жизни и перестал испытывать (ну, или в значительной мере перестал) дискомфорт от этого. Бесит, правда, что каждый встречный считает своим, блять, врачебным долгом сообщить мне, что я должен говорить нараспев. Иногда у меня загорается от этого и я прямо говорю, что думаю о его врачебной квалификации.

Как-то раз, будучи в 11 классе, решил я обратиться к психологу. Денег у моей семьи никогда не было много, поэтому я решил, что можно найти психологов на службе у государства. Вот только где? Логично, что в медицинских учреждениях. Отправившись в районную больницу, я очень удивился, что среди специалистов имелись только психиатр и невролог. Пошел к первому за отсутствием выбора. Поведал ему увлекательную историю о своем заикании, о намерении исправить его. Мужик, сидя на фоне многочисленных дипломов и наград, покивал головой, почесал бороду и говорит, мол, давай-ка тебе успокоительные выпишем, положим на месяц-другой в стационар, покормим таблеточками и как рукой снимет! Я согласно покивал, поблагодарил, вышел из кабинета, врубил третью космическую и съебал оттуда подальше. Ебал я такие аттракционы.

Так вот, к чему это я: думаю, все же сходить к психологу. Теперь-то могу себе позволить.

п.с. просто захотелось немного выговориться, что ли.

источник

Что такое заикание? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Черемушниковой И.И., детского невролога со стажем в 29 лет.

Заикание — это болезнь, при которой человек не может своими волевыми качествами характера контролировать или «сглаживать» судорожно расстроенную речь, из-за чего повторяет или продлевает слова, слоги, фразы [1] [21] .

Эта патологическая речь отличается не только повторением или удлинением произносимых звуков, слогов, слов, но и частыми остановками, разрывающими равномерное течение речи. Речевые тики (частое повторение слов-паразитов, протягивание звуков по типу «э-э-э») и речь взахлёб не имеют к заиканию никакого отношения [1] [14] [17] [24] [37] .

Заикание поражает людей всех возрастов. Чаще всего оно встречается у детей от 2 до 6 лет, когда они развивают свои языковые навыки. По данным мировой научной литературы, заикаются около 2,5 % детей дошкольного возраста [36] [37] .

Среди взрослых заикание встречается у 0,73 % людей, охватывая более 70 миллионов человек во всём мире. А в недавнем исследовании американские учёные выявили, что из 135 взрослых людей заикается примерно один человек [34] [36] [37] .

Мальчики заикаются в 2-3 раза чаще, чем девочки. С возрастом эта гендерная разница только увеличивается: мальчиков, которые продолжают заикаться, становится уже в 3-4 раза больше, чем девочек с этими же проблемами. Мужчины также заикаются чаще, чем женщины (в четыре раза).

Приблизительно от 5 до 10 % детей заикаются в течение нескольких недель или нескольких лет. При этом 75 % детей выздоравливают от заикания, а остальные 25 % могут продолжить заикаться на протяжении всей жизни [2] [12] [24] [28] [30] [32] [34] .

Чем раньше начинается заикание, тем больше вероятность, что оно будет недолгим [1] . Так, ребёнок, который начинает заикаться до 3,5 лет, реже заикается в дальнейшей жизни.

Причины заикания делятся на две группы:

  • Предрасполагающие причины — связаны с генетикой или патологическими процессами, которые произошли во младенчестве. На них практически невозможно повлиять.
  • Провоцирующие причины — на них может повлиять как сам заикающийся, так и его окружение путём изменения образа жизни, воспитания, здорового питания, закаливания, создания психологически комфортного окружения и др. [27] .

Предрасполагающие причины заикания:

  • Наследственность — невропатическая генетическая отягощённость у родственников первой линии (родителей, братьев, сестёр, детей), которые имели такие «гипертрофированные» черты характера, как потребность в одобрении и расположении всех окружающих людей, ночные страхи, недоверие, зацикленность на собственных переживаниях, непереносимость критики, неуверенность в себе и т. д. [6][15] .
  • Невротические особенности заикающегося (ночные и дневные страхи, дневное или ночное недержание мочи, повышенная импульсивность, эмоциональная несдержанность).
  • Наследственная отягощённость по подкорковой недостаточности, т. е. наследственные заболевания, которые связаны с нарушением работы отделов мозга, участвующих в координации двигательной активности (таламический синдром Дежерина — Русси, гипоталамический синдром, болезнь Паркинсона, повышение постуральных (статических) рефлексов, паллидарный тремор, гипотонически-гиперкинетический синдром, гемибаллизм).
  • Патология, развившаяся у ребёнка ещё в утробе матери или сразу после рождения (гипоксия, ишемия и внутрижелудочковые кровоизлияния).
  • Соматоневрологические заболевания с энцефалопатическими последствиями (нехватка кислорода плоду, инфекция во время беременности; резус-конфликт и конфликт по АВО системе; удушье новорождённого; травма при родах; врождённый порок сердца; последствия черепно-мозговых травм; интоксикация этиловым спиртом, свинцом, хлороформом, наркотиками и бактериальными токсинами — дифтерией, столбняком).
  • Ослабление или исчерпание возможностей нервной системы компенсировать нарушения в результате инфекционных и соматических заболеваний, а также при наличии трудностей социальной адаптации [5][6][7][8][9][15] .

Провоцирующие причины заикания:

  • однократная травмирующая ситуация (испуг, страх и др.);
  • общение с ребёнком в семье на двух и более языках;
  • быстрый темп речи (тахилалия);
  • неправильное проговаривание звуков, букв, фраз;
  • подражание окружающим, у которых есть патология речи.
Читайте также:  Адаптация ребенка с заиканием к детскому саду

В настоящее время проводится много исследований по изучению распространённости заикания в двуязычных семьях. Например, одно исследование показало, что дети, говорящие по-английски и ещё на другом языке, имеют повышенный риск заикания и более низкие шансы на избавление от него, чем одноязычные дети. Другое исследование, хотя и методологически слабое, показало относительно неразличимые проценты одноязычных и двуязычных заикающихся [28] . Из-за такого количества противоречивых данных связь между двуязычием и заиканием была названа «загадочной» [35] .

К неблагоприятным условиям относятся:

  • «ослабленность» ребёнка иммунодефицитом, соматической и неврологической болезнью;
  • возрастные особенности деятельности мозга (повышенная судорожная готовность и др.);
  • ускоренное развитие речи с быстрым темпом и распадом плавности и внятности;
  • повышенная реактивность психических процессов из-за «неправильных» отношений с близкими людьми, социальной дезадаптации, частичной или полной утраты способности приспосабливаться к условиям общества;
  • нехватка общения с позитивно настроенными людьми;
  • недостаток динамики развития мелкой и крупной моторики и чувства ритма [16][33] .

При заикании наблюдается частые повторы букв, слогов или даже слов, протяжные звуки, а также частые остановки или паузы между слогами, словами и предложениями. Всё это разрывает плавное течение речи. Такое состояние следует классифицировать как расстройство только в том случае, если оно заметно нарушает качество речи и длится более трёх месяцев.

Заиканию также характерны:

  • тенденция к избеганию общения;
  • частое пребывание в расстроенном состоянии;
  • спазмированные мышцы лица и шеи;
  • нехватка волевых качеств характера (выдержки и самообладания, терпеливости и целеустремлённости, настойчивости и принципиальности, инициативности и решительности, организованности и последовательности, самостоятельности и самоконтроля);
  • страх перед публичным выступлением;
  • внезапные повышения тембра голоса в интонации [25][26] .

Во время волнения у человека с заиканием непроизвольно возникают различные виды насильственных движений — так называемые «тики», гримасы и неестественные движения. Таким образом он пытается преодолеть внутреннее напряжение и заикание [5] [23] [26] .

Также при заикании встречаются нарушения устной не только устной, но и письменной речи: часто повторяются одинаковые буквы и слоги, возникают разрывы при написании слов. Это связано с дисфункцией мозга, которая мешает человеку правильно строить предложение [9] .

Заикающиеся люди часто замечают непостоянность заикания: у них бывают «хорошие» дни, когда заикания практически нет, и «плохие» дни, когда они заикаются в течение всего дня [29] .

В основе патогенеза заикания лежит неконтролируемое судорожное нарушение речи по типу системного нейромоторного сбоя. Оно в первую очередь связано с нарушением работы базальных ганглиев, которые регулируют длительность движений мышц и фонетической реализации элементов речи.

При заикании нарушается последовательность смены сигналов начала и завершения элементов речи:

  • Если сигнал завершения предыдущего элемента недостаточно сильный, то он повторяется снова. Так развивается типичное клоническое заикание — повторение звуков и слогов.
  • Если речевой аппарат получает команду озвучивать следующий звук, но при этом ещё не завершён предыдущий сигнал, то последовательность формирования речи приостанавливается и развивается тоническое заикание — паузы или растягивание звуков.

Появление заикания также связано с генетическими нарушениями. Начиная с 2010 года, исследователи из Национального института глухоты и других нарушений коммуникации (NIDCD) определили четыре различных гена, мутации в которых связаны с заиканием. К ним относятся ген 12-й хромосомы, а также гены GNPTAB, NPTG и NAGPA. Мутации в этих генах встречаются у 6 % заикающихся [29] [31] [37] .

Вероятный патогенез заикания связан с перевозбуждением правого полушария головного мозга и межполушарными нарушениями ритмического компонента речи. При заикании возникает дезорганизация на уровне коры головного мозга. Из-за этого «усиливается» невербальный ритм речи, связанный с преобладанием работы правого полушария [3] [4] [10] [11] .

Но иногда, когда мысли «обгоняют» язык, возникает физиологическое заикание. В его основе лежит трудность в реализации речевого замысла в момент общения. Вероятный патогенез такого заикания — лингвистически слабая работа левого полушария мозга, которая проявляется в проблемах с реализацией запрограммированного смысла высказывания [11] [12] .

В МКБ-10 (Международной классификации болезней) заикание относится к психическим расстройствам и расстройствам поведения, которые обычно начинаются в детском или подростковом возрасте [15] .

По месту проявления оно делятся на следующие группы:

  • респираторное (дыхательное) заикание;
  • вокальное (голосовое) заикание;
  • артикуляционно-фонетическое заикание;
  • смешанное заикание (например, дыхательно-артикуляционное или артикуляционно-голосовое).

Дыхательное заикание является самой тяжёлой формой дыхательных судорог. Оно делится на две подгруппы:

  • инспираторные формы заикания — проявляются на вдохе;
  • экспираторные формы заикания — проявляются на выдохе [11][12] .

В зависимости от патогенеза и причины возникновения бывает две формы заикания:

  • Неврозоподобная форма — заикание, связанное с остаточными органическими изменениями головного мозга, которые возникли у малыша ещё внутри утроба матери или в раннем детстве. Примерами такой формы являются заикание и гиперкинезы (тики) при детском церебральном параличе и минимальном нарушении работы мозга с синдромом гипервозбудимости и дефицита внимания (СДВГ). У детей с нервозоподобным заиканием часто диагностируют задержку психического и моторного развития [1][9][30][37] .
  • Психогенная (невротическая) форма (логоневроз) — заикание, возникающее из-за испуга или хронического стресса, которые приводят к развитию психосоматических заболеваний. Такая форма заикания встречается достаточно редко [2] .

Первая стадия [17] [24] [26] :

  • Заикание возникает очень редко, эпизодически. Оно практически незаметно для окружающих и самого заикающегося. Однако со временем заикание становится более постоянным и выраженным, при этом периоды плавной речи постепенно сокращаются и наступают всё реже и реже.
  • В большинстве случаев заминки связаны с произнесением первого слова в предложении, предлогов и союзов.
  • Заикание усиливается, когда человеку кажется, что к нему относятся с пренебрежением или «вторгаются» в его личную сферу, а также когда собеседник устанавливает своё превосходство в беседе. При этом заикающийся начинает испытывать психологический дискомфорт, становится возбуждённым, из-за чего начинает быстрее говорить и нервничать.
  • Заикающийся человек во всех ситуациях говорит свободно, без смущения, при этом он ещё «не осознаёт» своего дефекта речи и не боится публичного общения.

Вторая стадия [21] :

  • Заикающийся уже осознаёт наличие дефекта речи. Нарушение становится более длительным, но оно всё ещё мало заметно окружающим. Судорожный дефект речи может полностью исчезнуть на короткое время.
  • Заикание чаще всего проявляется при произнесении многосложных слов, «торопливой» речи или в моменты эмоционального возбуждения.
  • Случаи заикания возникают одинаково часто как в общественных местах, так и дома. Однако в особо важных и ответственных ситуациях центральная нервная система может контролировать речь заикающегося, замедляя темп речи, тем самым уменьшая количество запинок.

Третья стадия [25] [26] [27] :

  • В определённых ситуациях (особенно при публичном выступлении) очень трудно произнести речь, выстроить правильные ассоциации между значениями слов и производимыми звуками. Заикающийся всё это чётко осознаёт.
  • Постоянно возникают сложности при произнесении определённых слов и звуков.
  • Чтобы избежать «запинок», человек начинает заменять одни слова на другие.
  • При всех явных признаках заикания человек не избегает общения, у него нет выраженных переживаний на счёт дефекта речи, отсутствует страх речи и неловкость при разговоре.

Четвёртая стадия [10] [22] [24] :

  • Заикание становится большой личностной проблемой для человека. У него возникает явное предвзятое отношение к своему дефекту речи: он смущается и даже стыдится его. У заикающегося возникают мысли типа «я не могу говорить», «меня невозможно слушать», «людям со мной неприятно» и др.
  • Сформированы стереотипные трудности при произнесении определённых слов и звуков. Причём заикающийся уже точно знает, в каких ситуациях, при каких условиях и в обществе каких людей заикание усиливается и может проявиться максимально ярко.
  • Осознание своей речевой «ущербности» ведёт к уклончивым ответам и появлению страха общения с окружающими.
  • Всё перечисленное постепенно ведёт к замкнутости и избеганию общения.

Заикание приводит к таким отрицательным последствиям, как [12] :

  • стеснительность;
  • замкнутость;
  • мнительность;
  • напряжённость;
  • настороженность;
  • заниженная самооценка;
  • раздражительность и импульсивность;
  • страх одиночества, пугливость.

Часто у людей с заиканием возникают различные страхи, так называемые «фобии». Наиболее распространённой является боязнь публичного общения и страх перед началом собственной речи — логофобия [1] [22] [24] .

Также заикание может привести к снижению уровня качества жизни [11] [12] :

  • задержке и общему недоразвитию речи;
  • трудностям обучения, усвоения учебного материала в детском саду и школе;
  • проблеме выбора профессии;
  • торможению карьерного роста;
  • трудностям в создании семьи.

Всё это со временем может привести к ещё большему усугублению картины заикания, так как формируется порочный круг: с изменением самооценки на фоне заикания ухудшается эмоциональное состояние и нарастает стресс, что ещё больше усиливает заикание и ухудшает навыки общения.

Кроме того, психогенному заиканию часто сопутствуют другие заболевания:

  • нарушение венозного оттока головного мозга;
  • гипотония (сниженный тонус) мышц, а также признаки раннего остеохондроза и другие нарушения шейных отделов позвоночника;
  • плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз;
  • вертебро-базилярный синдром и ослабление кровотока позвоночной артерии;
  • вегетососудистая дистония и нарушения вестибулярного аппарата;
  • повышенное внутричерепное давление.

Диагноз «заикание» выставляется неврологом, психологом, психиатром или психотерапевтом, если представленные симптомы этого недуга длятся более трёх месяцев [6] [8] .

Как правило, диагноз устанавливается на основе клинической картины, однако чтобы отличить неврозоподобные и психогенные заикания от других органических причин дефекта речи нужно провести ряд нейрофизиологических обследований (по показаниям врача):

  • эхоэнцефалоскопия (Эхо-ЭГ) — позволяет оценить состояние головного мозга, обнаружить объёмные новообразования;
  • электроэнцефалография (ЭЭГ) — фиксирует изменения работы головного мозга через измерение его электрической активности;
  • доплерография сосудов головного мозга и реоэнцефалография (РЭГ) — позволяют оценить качество кровоснабжения головного мозга и обнаружить нарушения в сосудах;
  • ультразвуковая транскраниальная доплерография с функциями микроэмболодетекции (выявления небольших тромбов в сосудах головного мозга);
  • аксиальная компьютерная (КТ) или магнитно-резонансная томография (ЯМР) в различных режимах.

Каждый из этих методов исследования проводится для того, чтобы не пропустить органические болезни головного мозга (например, опухоль или сосудистые заболевания). В структуре таких нарушений заикание является вторичным.

С этой же целью может потребоваться консультация окулиста (биомикроскопия глазного дна и осмотр его периферии трёхзеркальной линзой Гольдмана) и генетика (кариотипирование, синдромальная диагностика).

Лечение заикания, как правило, комплексное, этапное и достаточно длительное. В нём должны участвовать несколько специалистов.

Врач-невролог или психоневролог — это врач с высшим медицинским образованием невролога, который окончил курсы психиатрии. Он назначает соответствующую медикаментозную терапию исходя из состояния нервной системы, контролирует динамику развития симптомов заболевания.

Врач-психотерапевт — это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается лечебным воздействием на психику человека. Он использует разные виды психотерапии, включая прямой разговор, гипноз и ряд других техник:

  • Субличностный анализ. Этот подход рассматривает элементы поведения как внутренние образы, которые воспринимаются сознанием человека как части, отдельные от самой личности. Субличности человека привязаны к его семейным, социальным, профессиональным ролям (например, роль родителя, дочки/сына, начальника, коллеги и др.). Психотерапевт в данной технике пытается раскрыть черты и проявления субличностей заикающегося, когда тот ведёт свой внутренний диалог, и пытается изменить патологические черты поведения, нейтрализуя заикание.
  • НЛП (нейролингвистическое программирование) — это ряд психологических методик, благодаря которым удаётся воздействовать на подсознание заикающегося, изменяя его мышление и поведение через введение в его сознание специальных лингвистических программ (установок).
  • Работа с игрушками в качестве дыхательной гимнастики. Для тренировки используют мыльные пузыри, игрушки-вертушки и прочее. При этом ребёнка просят дуть через соломинку, пуская пузыри в воду, дуть на одуванчики и кораблики в воде, надувать шарики и т.д.
  • Аутотренинг — приём самовнушения, посредством которого можно изменять черты характера и вредные привычки.

Иглорефлексотерапевт — это специалист с высшим медицинским образованием невропатолога или невролога, который прошёл специальное обучение по иглоукалыванию. Он воздействует на специальные точки, нервные окончания, снимая нервное напряжение.

Психолог проводит тестирование, помогает установить причину возникновения речевого дефекта и разобраться с внутренними проблемами человека, выявляя слабые стороны его характера. Для этого он использует словесные методы воздействия.

Логопед обучает заикающегося правильно дышать во время речи, пользоваться голосом, легко артикулировать, плавно и ритмично говорить [18] [19] [20] [21] .

Инструктор по лечебной физкультуре разрабатывает оздоровительные мероприятия, к которым относятся закаливающие процедуры, лечебный массаж и физкультура. Это укрепляет иммунитет человека и позволяется как бы «сбросить отрицательную накопленную энергию» через повышенную мышечную активность [13] [16] .

Хотя каждый специалист вносит важную неоценимую лепту в лечение заикания, ни один из них не сможет устранить его полностью самостоятельно.

К лечению данной речевой патологии нужно приступать незамедлительно после постановки диагноза неврологом, психологом или психиатром. Для надёжного излечения от заикания необходимо не менее полугода [22] [26] [27] . Но даже комплексный междисциплинарный и индивидуальный подход к лечению, к сожалению, не всегда приводит к полному выздоровлению [24] [27] .

Так как заикание связано с неустойчивостью и дисбалансом работы полушарий головного мозга, специфической профилактики заболевания не существует.

Чтобы создать благоприятные условия для выздоровления, нужно придерживаться следующих правил:

  • Не следует акцентировать внимание на дефекте речи заикающегося, говорить об этом, как о болезни. Лучше всего при общении вести себя естественно и непринуждённо.
  • В присутствии заикающегося всем окружающим и близким необходимо говорить правильно — грамотно выражать свои мысли, используя литературную лексику, не растягивая слова и не убыстряя темп речи.
  • Следует беречь здоровье и укреплять иммунитет заикающегося: соблюдать режим дня, обеспечивать хороший, здоровый дневной и ночной сон, придерживаться сбалансированного рациона, закаляться и приобщаться к спорту.
  • Необходимо оградить заикающегося от неконтролируемого стресса, обучив его спокойно относиться ко всему, что бы ни происходило. Стараться всегда быть оптимистически настроенным и доброжелательным.
  • Чтобы всегда быть в хорошем настроении, заикающемуся нужно нужно найти хобби или увлечение, которое поможет снять стресс, даст возможность хорошо расслабиться и отвлечься от негативных мыслей: живопись, танцы, музыка, фотографирование, рукоделие, садоводство, кулинария, чтение, уход за домашними животными, езда на велосипеде и др.
  • Нужно попытаться максимально оградить заикающегося от травмирующих психику книг и фильмов.
  • Нельзя разрешать ребёнку играть в слишком возбуждающие игры, особенно в вечернее время суток [2][12] .

источник