Меню Рубрики

Заикание у ребенка тест

Заикание у детей развивается в возрасте от двух до шести лет. Как распознать заикание у ребенка 2 или 3 лет? Как понять, что это проблемы с речью, а не просто этап формирования речевых навыков?

Причины нарушения речи в возрасте 2-3 лет разнообразны, но чаще связаны с нарушением работы центральной нервной системы, с поражением головного мозга, нарушениями строения речевого аппарата. Поэтому для решения проблемы рекомендованы не только занятия с логопедом, но и консультация невролога, психотерапевта.

Причинами заикания у детей в два-три года являются:

Патология беременности – внутриутробная гипоксия, инфекции.

  • Гипоксия в родах, преждевременные роды.
  • Наследственность – заикание есть либо было в детстве или у одного из родителей.
  • Особенности личности ребенка – дети-холерики заикаются чаще, чем дети-сангвиники или меланхолики, что объясняется их повышенной нервной возбудимостью.
  • Психологическая травма – острая или хроническая. При острой психологический травме малыш в 2 или 3 года мог испугаться, однократно пережить сильное нервное потрясение. Хроническая психотравма характерна для детей, живущих в конфликтных семьях, когда ребенок постоянно слышит ссоры и скандалы, видит ругающихся взрослых, агрессию.
  • Длительное времяпрепровождение за планшетом, смартфоном, компьютером. Дошкольнику в 2 или в 3 года не нужны компьютерные игры, погружение в виртуальную реальность. У него формируется мировосприятие, навыки общения. Старайтесь ограждать детей в таком возрасте от гаджетов, чтобы уменьшить проявления заикания.
  • Инфекции, перенесенные в детском возрасте, — менингит, энцефалит, или травмы головного мозга – ушиб, черепно-мозговая травма.
  • Ложное заикание – копирование взрослых, если в семье есть кто-то заикающийся.
  • Переучивание левши. Неправильная тактика, которую выбирают некоторые родители, если сами пишут правой рукой.
  • Активное введение второго иностранного языка в возрасте 1,5 – 2,5 лет, связанное с переездом в другую страну или чрезмерно настойчивым ранним развитием ребенка. В этом возрасте малыш не до конца освоил общение на родном языке, и введение иностранного языка вызывает сильное нервное перенапряжение, что и провоцирует заикание.

Во время диалога малыш делает частые паузы, при этом заметно, как напрягаются мышцы лица, шеи.

Ребенок размахивает руками, сжимает кулаки или переступает с ноги на ногу, если у него не получается произнести звук или слово. Дополнительными движениями при заикании он помогает выразить, что не удалось донести с помощью речи.

При произношении сложных слов у детей с заиканием дрожат губы.

Обратите внимание, что малыш может просто подражать старшим. Маленькие дети во всем копируют взрослых. И если в ближайшем окружении есть человек с заиканием (логоневрозом), малыш будет ему подражать, копировать неправильное произношение слов.

Записаться на прием к неврологу и логопеду, психотерапевту. Чтобы избавиться от заикания в 2 года, следует четко выполнять все рекомендации врача, в некоторых случаях – добавлять медикаментозное лечение.

Для успешного лечения заикания в возрасте 2-3 лет соблюдайте общение правила общения с ребенком, который начал заикаться.

Снимите речевые нагрузки у детей, не начинайте разговоры с ребенком, не настаивайте, чтобы он отвечал на все ваши вопросы.

До минимума снижайте эмоциональность в разговоре, говорите медленно, спокойно, отчетливо. Если ребенок торопится, напоминайте, чтобы он не спешил.

Организуйте четкий режим дня, строго придерживайтесь его.

Мультики и просмотр телевизора до 15-30 минут в день, не более. Старайтесь, чтобы ребенок не смотрел рекламу.

Ограничивайте новые поездки, общение с незнакомыми людьми. Не настаивайте, чтобы малыш с ними разговаривал.

Читайте ребенку сами, но немного, до момента, когда видите первые признаки его утомления.

Предпочитайте игры, которые не вызывают сильного эмоционального возбуждения, — песочница, переливание воды, игры с крупами.

Отличный вариант – записать малыша на плавание, если он любит воду и с удовольствием воспримет бассейн. Для детей, которые бояться воды, не следует создавать лишний стресс.

Не отдавайте ребенка, который начал заикаться, в детский сад раньше трех лет. Адаптация к детскому саду резко ухудшит его произношение и формирование речи.

источник

Заикание — это дефект речи, обусловленный возникновением судорог в органах артикуляции. Для него характерно вытягивание отдельных звуков или слов.

Патология диагностируется преимущественно в детском возрасте. Сопровождается нарушением дыхания и изменением тембра звука.

Как понять, что ребенок заикается? Какие обследования необходимо провести для заикающихся дошкольников и школьников, в чем заключается диагностика проблемы? Обо все подробно — в статье.

Наиболее распространенными причинами заикания являются наследственная предрасположенность, психические потрясения и нарушения в работе ЦНС. Заикание во взрослом возрасте чаще всего возникает из-за невылеченного дефекта в детстве.

Нарушение речевой функции требует постановки диагноза на ранней стадии развитии. Для этого осуществляется сбор анамнеза и назначается комплексное обследование.

Диагностика заикания производится логопедом, психологом и неврологом. Логопед изучает анамнез и использует различные методики, позволяющие выявить дефекты речи, для определения степени тяжести заикания.

Психолого-педагогическое обследование необходимо для оценки психоэмоционального состояния заикающегося ребенка. Таким образом он выявляет причины, которые стали причиной возникновения расстройства.

На основе полученных данных психолог составляет восстановительную программу с учетом рекомендаций от других специалистов. Программа может включать индивидуальные и групповые занятия, аутогенные тренировки и сеансы суггестивной терапии.

Для оценки причин заикания необходимо посетить невролога. Он проводит ряд исследований для определения формы заикания.

Отклонения в работе головного мозга и ЦНС свидетельствуют об органической форме. При отсутствии патологий врач диагностирует невротическое заикание.

При появлении первых признаков заикания у взрослых следует пройти комплексное обследование у вышеуказанных специалистов. Чаще всего причиной расстройства становится длительное психоэмоциональное перенапряжение или сильное нервное потрясение.

Для точной диагностики и дифференциации схожих патологий нужно пройти обследование у педиатра/ терапевта.

При первичном обращении врач соберет анамнез (предрасположенность к заболеванию, первое выявление нарушений и реакция заикающегося на них). Данные нужны для определения степени тяжести болезни.

Для уточнения причин возникновения патологии назначают аппаратные обследования (МРТ, КТ, ЭЭГ, РЭГ). После прохождения обследования назначают комплексную терапию.

Анамнез включает в себя следующие сведения:

  • состояние здоровья и наличие речевых расстройств у родителей и ближайших родственников;
  • анализ общего развития ребенка;
  • наличие заболеваний у матери в период беременности и травм при родах;
  • стрессы и физические травмы в детстве;
  • скорость формирования речи;
  • условия воспитания (тип заведения и адаптация ребенка к нему, изучение двух и более языков, общение с детьми, у которых наблюдаются дефекты речи);
  • психологический климат в семье (конфликты, чрезмерная опека, отношение членов семьи к дефекту ребенка);
  • наличие заболеваний органов зрения и слуха.

Для выявления дефектов речи и локализации судорог в артикуляционном аппарате логопед предлагает заикающемуся выполнить ряд действий:

  • описать, что находится на картинках;
  • пересказать рассказ, прочитанный вслух;
  • повторить фразы разной сложности;
  • рассказать стих.

Далее логопед выявляет зависимость между судорогами и тембром речи. Для этого пациенту нужно произнести фразу шепотом, затем обычным голосом и громко. В процессе обследования логопед наблюдает, если ли у пациента другие дефекты речи и нарушение моторной функции.

При оценке речи логопед учитывает темп и внятность произношения. Для этого проверяются все отделы артикуляционного аппарата: язык, небо, зубы, губы и челюсти.

Обследование начинается с проверки произношения отдельных звуков в слогах, словам и предложениях. Врач показывает картинки с предметами, в которых встречаются исследуемые звуки. На основе услышанного фиксируется каждый дефект: пропуск, замена, искажение, смешение.

Для оценки качества произношения ребенком сложных слов, логопед просит повторить предложение, в котором встречаются сложные сочетания.

На основе исследования интонации голоса логопед определяет, умеет ли заикающийся понижать и повышать голос, когда нужно задать вопрос или выразить восклицание. Помимо этого определяется умение делать логическое ударение и координировать речевое дыхание. Для этого логопед просит пациента прочитать стихотворение.

Вытягивание звуков происходит вследствие непроизвольных сокращений различных групп мышц речевого аппарата. По местонахождению судороги могут быть голосовыми, дыхательными и артикуляционными.

При голосовом заикании судороги бывают трех видов:

  • Гортанная. Голосовые связки непроизвольно смыкаются и размыкаются, из-за чего речь дрожащая и прерывистая. Язык, челюсть или вся голова ритмично двигаются.
  • Смыкательная. Когда человек хочет начать разговор, возникает спазм голосовых связок. Это мешает движению воздуха, поэтому голос пропадает.

    Мышцы всего тела немеют, лицо чаще всего неподвижно и напряжено. Видно, что человек ощущает нехватку воздуха. При таком виде патологии ощущается ком в горле.

  • Вокальная. Спазм возникает при произношении гласных. Звук сильно растягивается, из-за чего не хватает воздуха на его завершение. Возникает спазм в области шеи, голос становится неестественным.
  • При дыхательной форме заболевания судороги могут быть:

    1. Инспираторными. Спазм возникает при резком вдохе, а за ним могут повториться еще несколько с разной частотой. Со стороны это выглядит на внезапная пауза, а других проявления не наблюдается.
    2. Экспираторными. В процессе выдоха возникают спазмы всех мышц речевого аппарата. Со стороны это выглядит так, как будто человек пытается выдавить из себя слово. Степень выраженности и продолжительность могут быть разными.

    Судороги при артикуляционной форме патологии делятся на три типа:

    1. Лицевые. Возникает спазм верхней или нижней губы, при этом уголок рта оттягивается вниз или в бок. Рот неестественно открыт. При тяжелой форме заболевания наблюдаются спазмы в области шеи, лба и ушей.
    2. Язычные. Кончик языка упирается между небом и зубами. В тяжелых случаях из-за перенапряжения мышц возникает судорога под языком, что приводит к непроизвольному открытию рта. Язык выталкивается наружу, становится напряженным либо двигается вперед-назад.
    3. Носовые. Заикание происходит в результате дрожания мягкого неба. Проход из глотки в носовую полость непроизвольно закрывается и открывается. Со стороны это выглядит так, что человек говорит то через нос, то через рот.

    Судороги мышц речевого аппарата отличаются по длительности и интенсивности. В зависимости от выраженности дефект может быть легким, средним и тяжелым.

    Для легкой степени характерны незначительный запинки, которые не мешают общению. При средней степени тяжести человек заикается при во время диалогов и длинной речи. Дефект заметно выражен: человеку затруднительно произнести слово или предложение до конца.

    Если не уделить время лечению на этой стадии, заикание прогрессирует. В результате возникают серьезные проблемы с произношением, которые могут спровоцировать логофобию (боязнь разговаривать) и эмболофразию (добавление лишних слов/ словосочетаний и их многократное повторение).

    После сбора анамнеза врач оценивает моторику, общительность и другие личностные особенности пациента. Цель — выявить наличие сопутствующих речевых и двигательных нарушений.

    Для оценки состояния моторных функций выполняется проверка статистической координации общих движений. Стоя с закрытыми глазами и вытянутыми вперед руками нужно поставить стопы на одной линии таким образом, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой.

    Для проверки динамической координации заикающегося просят маршировать, чередуя шаг с хлопками ладонями. Далее врач оценивает переключаемость движений.

    Для этого пациенту нужно:

    • вытянуть руки вперед, вверх, в стороны, перед грудью, возле пояса, вниз;
    • сжать пальцы в кулак и разжать, поставить ладонь на ребро, затем повернуть вверх.

    При анализе результатов врач оценивает точность, самостоятельность и полноту выполненных действий. Далее он задает уточняющие вопросы родителям: какая рука ведущая, насколько ребенок ловкий.

    Логопедическое заключение включает следующие сведения:

    • определение формы заикания с указанием вида судорог, их локализации и степени выраженности;
    • характеристика моторного и психологического компонента;
    • сопутствующие речевые нарушения;
    • отношение заикающегося к дефекту.

    Предпосылками для возникновения речевого дефекта могут выступать черепно-мозговые травмы, интоксикации, заболевания (гипертрофия, рахит) и тяжелые инфекции (корь, энцефалит, менингит, тиф и т.д.).

    К причинам появления недуга относят также нервные потрясения и продолжительное психоэмоциональное перенапряжение.

    Для выявления органических поражений в центрально-нервной системе проводят МРТ и КТ.

    МРТ позволяет диагностировать травмы, заболевания и новообразования, которые могли стать причиной речевого расстройства. КТ головного мозга позволяет выявить аневризмы и другие патологии.

    ЭЭГ проводится для выяснения причин возникновения расстройства и позволяет исключить органические поражения ЦНС. При изучении результатов врач определяет локализацию и степень поражения ЦНС.

    Обследование необходимо для выявления нарушений в сосудах головного мозга и оценки состояния кровообращения. В результатах РЭГ фиксируется степень снабжения кровью определенного участка, скорость кровотока и вязкость крови. Обследование проводится при заикании для выявления сопутствующих заболеваний.

    Неврозоподобное заикание возникает в результате черепно-мозговых травм и тяжелых заболеваний ЦНС (опухоль головного мозга, ишемический инсульт, нарушения после перенесенного энцефалита).

    Эта форма расстройства прогрессирует. Наблюдаются органические изменения личности. Человеку сложно переключиться с одно задачи на другую. Наблюдается инертность или приподнятое настроение.

    Невротическое заикание может быть симптомом серьезных психических заболеваний. В таком случае необходима консультация психиатра.

    Сравнительная таблица отличительных факторов тахилалии, брадилалии и заикания:

    Анамнез Тахилалия Брадилалия
    Причины наследственность, склонность к усилению речи (при повышенной возбудимости), органические нарушения со стороны ЦНС заболевания нервной системы, олигофрения, опухоль головного мозга, ЧМТ, болезнь Паркинсона, тяжелые инфекции (менингит, энцефалит),
    Симптомы высокая скорость речи, искажение артикуляции, сложность в восприятии чужой речи, сложности при подборе слов и построении предложений (сопровождаются паузой) замедление произносимой и мысленной речи, медленное чтение и письмо, долгие паузы между слогами или словами, нарушение мелкой моторики, заторможенность, нарушение координации движений, склонность к повторению фразы, плохая концентрация и память, трудности с переключением внимания

    Теперь вы знаете, как определить заикание у ребенка и взрослого, какие методы для этого применяются. При своевременно выявленном заикании шансы на полное избавление от дефекта высокие.

    Читайте также:  Адаптация ребенка с заиканием к детскому саду

    Для постановки диагноза необходимо обследование у терапевта и узких специалистов. После проведения комплексного обследования заикающемуся назначат подходящее лечение.

    Для профилактики важна забота о речевом развитии, психическом и физическом состоянии ребенка. Для предупреждения рецидивов необходимо соблюдать рекомендации логопеда в процессе терапии и после нее.

    Взрослым рекомендуется избегать психоэмоционального переутомления и регулярно проходить полное обследование организма.

    Раннее диагностирование заикания у детей, видео-консультация:

    источник

    Представленные тесты используются для аттестации логопедов Белгородской области, возможно в других местах применяются иные . Не исключен и вариант ошибки в 2-3 вопросах. Сама я сдала это тестирование с одной ошибкой. Ответы находила в книгах и использовала интернет. Если найдете ошибки буду благодарна за совет, пишите.

    1. Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств?

    1. неправильная речь окружающих;
    2. двуязычие в семье;
    3. черепно-мозговая родовая травма.

    2. Какой из перечисленных черепно-мозговых нервов не иннервирует органы периферического речевого аппарата?

    3. Причиной какого нарушения речи является органическое поражение периферического отдела речедвигательного анализатора?

    4. Какое речевое расстройство не относится к нарушениям средств общения, выделенных в рамках психолого-педагогической классификации?

    5. В каком структурно–функциональном блоке мозга осуществляется кинестетический анализ артикуляторных движений: 1) I блок;

    6. Выберите основной биологический фактор возникновения алалии:

    1) органическое поражение речевых зон левого полушария;

    2) левополушарное органическое поражение центральной нервной системы;

    3 ) билатеральное органическое поражение центральной нервной системы.

    7. Какой принцип обследования детей с алалией нацеливает на изучение всех сторон речи, а также невербальных психических функций:

    8. Какое из перечисленных направлений является наиболее важным на начальных этапах работы с неговорящими детьми-моторными алаликами согласно языковому подходу:

    а) обогащение и активизации предметного словаря ;

    б) формирование и развитие артикуляторной моторики;

    в) развитие слухового восприятия;

    г) обогащение и активизация предикативного словаря.

    9. Продолжите определение «ОНР — это…»:

    1) нарушение произносительной стороны речи;

    2) системное недоразвитие всех компонентов языковой системы;

    3) нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации артикуляционного аппарата.

    10. Какая форма заикания вызывается психогенными причинами (психотравмами):

    11.Что может лежать в основе нарушения организации темпо-ритмической стороны речи:

    1) органическое повреждение экстрапирамидной системы;

    2) органическое повреждение продолговатого мозга

    3) органическое повреждение мозжечка .

    12. Несформированность какого структурно-функционального блока Вы будете прогнозировать при выявлении в письменных работах ошибок на замены парных согласных:

    1) блок регуляции тонуса и бодрствования;

    2) блок приема переработки и хранения информации;

    3) блок программирования, регуляции и контроля.

    13. На каких звуках у заикающихся чаще всего возникает судорога в процессе говорения:

    14. Какой голосовой регистр следует отрабатывать у заикающихся на начальных этапах работы по формированию навыков рациональной голосоподачи:

    15. Выберите правильную последовательность заданий для развития пространственной ориентировки:

    А. Определение положения предметов по отношению к правой-левой руке;

    Б. Определение пространственных соотношений между тремя предметами;

    С. Ориентировка в собственном теле;

    Д. Определение пространственных соотношений между 2 предметами.

    16. Укажите, что является важной предпосылкой успешного обучения грамоте:

    2) представление о графеме;

    17. Определите последовательность видов работы по развитию фонематического анализа:

    А. Определить количество звуков в слове;

    Б. Определить, есть ли заданный звук в слове;

    В. Придумать слово с 4 звуками;

    Г. Определить место звука в слове (начало, середина, конец).

    18. Каким термином обозначаются стойкие, повторяющиеся ошибки, связанные с трудностями овладения и применения орфографических правил:

    19. Что является единицей фонологического кода языка:

    20. Что является единицей лексического кода языка:

    21. Что является единицей морфологического кода языка:

    22. Что является единицей синтаксического кода языка?

    23. О чем свидетельствует переход ребенка от физиологического косноязычия к дислалии по типу искажений в произношении звуков речи:

    1) об отставании в формировании фонематического слуха;

    2) о продвижении в формировании фонематического слуха;

    3) о первичной неполноценности органов артикуляции.

    24. Каков первичный дефект при оптических дисграфиях, дислексиях:

    1) нарушение фонематического слуха:

    2) нарушение фонетического слуха;

    3) нарушение обобщенного оптического образа буквы

    25. Что является причиной моторных и окуломоторных дисграфии и дислексии:

    1) нарушение фонематического слуха;

    2) нарушение фонетического слуха;

    3) нарушение кистевого, пальцевого праксиса или глазодвигательных функций .

    26. При каком расстройстве речи первично страдают плавность и ритм речи:

    27. При каком нарушении имеются параличи или парезы речевой мускулатуры:

    28. Правильное правописание какого предложения требует усвоения и реализации фонетического принципа русской орфографии:

    29. Определите специфические ошибки, характерные для фонематических дислексий:

    1) замены графически сходных букв;

    2 нарушение звуко-слоговой структуры слова;

    3) изменение формы, времени глаголов.

    30. На какой ступени формирования навыка чтения, выделенных Т.Г. Егоровым, имеет место смысловая догадка на уровне всего текста:

    1) ступень слого-аналитического чтения;

    2) ступень становления синтетических приемов чтения;

    3) ступень синтетического чтения.

    31. С помощью какого контроля осуществляется механизм обратной связи в речевой функциональной системе?

    2)зрительный,
    3) кинестетический ,

    32. Какие нарушения звукопроизношения являются показателем алалии при дифференциальной диагностики ее с дизартрией:

    33. Продолжи высказывание: «ФФНР –это…»

    1) нарушение произносительной стороны речи;

    2) несформированность лексико-грамматических категорий;

    3) нарушение слоговой структуры слова.

    34. Какой темп речи характерен для заикания:

    35. Отметьте, какой из перечисленных симптомов заикания не относится к психопатологической симптоматике:

    36. Какой вид профилактики направлен на предупреждение хронификации заикания:

    37. Какая атака звука используется при работе над голосоподачей с заикающимися:

    38. Какой вариант неправильного написания предложения свидетельствует о несформированности у ребенка фонематических представлений:

    1) Настоле стояла ваза срозами.

    2) На столе стояла васа с росами.

    3) На этоле этояла ваэа э роэами.

    39. Какой принцип русской орфографии требует написание слов в соответствии с правилами:

    40. Какое из перечисленных заданий не может быть использовано для оценки понимания смысла прочитанного:

    2) ответы на вопросы по прочитанному;

    4) составление плана к прочитанному тексту.

    АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВДЕМОВЕРСИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ в форме компьютерного тестирования.

    Тесты с ответами «Нормативно-правовой блок».

    тесты для аттестации учителям начальной школы КБР.

    Материал содержит общие тесты для аттестации.

    Данный материал содержит вопросы тестов по психологии и педагогике.

    Данный документ содержит 104 вопроса с ответами для аттестующихся учителей начальных классов.

    Интерактивные тесты созданы по шаблону А.А. Баженова. На последнем слайде выставляется оценка результата деятельности ученика. При создании тестов использованы вопросы из сборника «Итоговая атте.

    источник

    1) Почему возникает заикание?

    В большинстве случаев заикание наблюдается у нервно ослабленных детей. Оно может возникнуть после перенесенного испуга, в результате неправильного воспитания, когда родители от чрезмерной ласки переходят к грубому обращению с ребенком, не соблюдают необходимого для ребенка распорядка дня, перегружают его чтением книжек, заставляют повторять сложные слова, фразы, стихи в то время, когда это ребенку еще трудно, так как его речь не полностью сформирована.

    Иногда родители сообщают детям сведения, не соответствующие их возрастному развитию. Например, четырех–пятилетний малыш в разговоре употребляет термины из специальности своего отца или матери. Родители в восторге от «учености» ребенка, но слова эти, несвойственные его возрасту, затрудняют ребенка и в результате могут привести к заиканию.

    Кино, телевизор, детские спектакли, праздничные елки, чтение книг, большое количество игрушек – все это приводит к перенапряжению нервной системы ребенка и как итог – дефект речи.

    Ослабление организма ребенка после перенесенной болезни (особенно после тяжелых детских болезней – кори, скарлатины, дифтерии, коклюша, дизентерии и др.) также может служить почвой для нарушения речи. Физические наказания, запугивание, резкие окрики, помещение ребенка в виде наказания в темную комнату могут для нервно ослабленного и впечатлительного ребенка послужить толчком к возникновению заикания.

    Иногда заикание у ребенка является следствием подражания заикающейся речи кого-либо из окружающих.

    Заикание бывает двух видов: клоническое и тоническое.

    Заиканию детей обычно сопутствует резкое нарушение дыхания.

    — Ребенок, перед тем как произнести слово, выдыхает воздух (утечка воздуха), а говорит в то время, когда вдыхает – речь на вдохе. При клоническом заикании ребенок повторяет по нескольку раз один тот же начальный слог или звук: ма-ма-ма-машина, п-п-п-петушок, а иногда, перед тем как произнести слово, повторяет какой-нибудь гласный звук, например: а-а-а-а-а-апельсин, и-и-и-и-игрушка. Клонический вид заикания обычно встречается в первые месяцы речевого расстройства.

    Тоническое заикание выражается в том, что ребенок делает длительные остановки и нажим на согласных и гласных звуках, например: п-равда, т-рамвай, й-я думаю, С-аша, А-нюта.

    — Кроме того, бывает смешанный вид заикания, когда у ребенка наблюдаются клонические и тонические судороги, например: «Ма-ма-мама, й-я м-огу у-у-у-упасть!» При этом задержка на одном из звуков (м-огу) часто сопровождается настолько резким напряжением, что оно переходит в судорогу, а иногда даже один звук заменяется другим, например: М-биша (Миша), ребенок как бы захлебывается во время разговора;

    — Речь ребенка сопровождается коротким, прерывистым, судорожным дыханием, вследствие чего слова, фразы резко разрываются на слоги – ребенок говорит, как при одышке.

    — У ребенка перед началом речи появляется длительная задержка дыхания, и он никак не может начать говорить.

    Помимо нарушения дыхания, при заикании может иметь место хрипота и частичная потеря голоса. Иногда голос пропадает совсем и ребенок говорит шепотом.

    3) Можно ли исправить речь заикающегося ребенка?

    В случае появления у ребенка заикания необходимо прежде всего обратиться в детскую поликлинику к врачу-неврологу. Он определит причину заикания, даст необходимое назначение для укрепления нервной системы ребенка, направит его к логопеду, который окажет ребенку практическую помощь или даст родителям указания, как можно помочь ему в условиях семьи.

    Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы родители или окружающие обращали внимание ребенка на неправильность его речи, говорили при этом, что он заикается. С ребенком, начавшим заикаться, рекомендуется как можно меньше говорить. Не следует задавать ему вопросов, нужно говорить с ним спокойно, не торопясь, но не разбивая слова на слоги. Когда ребенок в видимом затруднении останавливается во время разговора или не может начать говорить, необходимо помогать ему, подсказывая нужные слова или напоминания, чтобы он не спешил, а говорил медленно.

    Режим дня должен быть строго выдержан и построен таким образом, чтобы ребенок максимальное время проводил на воздухе. Кроме того, дневной сон должен длиться не менее 2-х часов, а ночной – 10–11 часов (в зависимости от возраста). Будить ребенка не рекомендуется. Желательно по утрам делать обтирание, а на ночь – теплый душ.

    Питание четырех-пятикратное, полноценное, с большим количеством витаминов и обязательно в определенные часы.

    Режим дня, водные процедуры, питание следует согласовывать с врачом, наблюдающим данного ребенка.

    Рекомендуется следить, чтобы ребенок по возможности не находился в шумном, неорганизованном детском обществе, которое может вызвать у ребенка резкое возбуждение, что в свою очередь обычно содействует ухудшению речи; необходимо избегать волнующих ребенка впечатлений (театр, цирк, гости, телевизор, страшные рассказы на ночь, ссоры в присутствии ребенка и т. п.)

    В семье, где имеется заикающийся ребенок, следует установить речевой режим. Члены семьи должны следить за тем, чтобы их речь была неторопливой, плавной, внятной. Слыша вокруг себя правильную речь, заикающийся ребенок невольно будет подражать ей, и заикание постепенно будет ослабевать, а в некоторых случаях может даже полностью исчезнуть.

    Задача родителей состоит в том, чтобы освободить речь заикающегося ребенка от напряжения, сделать ее свободной, плавной, ритмичной. Для этого, кроме соблюдения в семье речевого режима, следует ежедневно в течение 20–30 минут проводить с ребенком специальные упражнения по снятию тонуса, развитию речевого дыхания, координации слова и движения, игровые упражнения для развития голоса.

    Упражнения по снятию тонуса состоят в выполнении детьми расслабляющих движений. Например, малышам предлагают помахать руками, как при прощании, как птички крылышками, встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг воды, или «окунуть» руки в краски и «разбрызгивать» их в разные стороны, при этом называя цвета и т. д.

    При проведении упражнений по развитию речевого дыхания используются следующие игровые приемы: потушить свечу (подуть вместо свечи на указательный палец руки), сдуть с руки ватку, подуть на одуванчик, на «озябшие» руки, произнося при этом шепотом ф-ф-ф.

    Упражнения по развитию голоса строятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях: гудку паровоза, вою ветра, волка – у-у-у, жужжанию пчелы, мухи, жука – ж-ж-ж, шипению гуся – ш-ш-ш и др.

    Необходимость занятий по развитию у заикающихся детей голоса и правильного речевого дыхания обусловлена тем, что они часто боятся звука собственного голоса, говорят тихо, неуверенно, и это еще усиливает дефект их речи.

    Подвижные игры, в процессе которых координируют слово с движением, интересны детям, потому что сопровождение текста игр сопровождается хлопками, ударами и подбрасываниями мяча, движениями рук, ног, прыжками и т. д. сопровождение текста движениями сдерживает торопливую речь ребенка и вместе с тем отвлекает его от болезненного внимания к своей речи.

    Развитию у ребенка плавной, спокойной речи способствует сопряженное и отраженное чтение коротких стихотворений, рассказов, сказок, ответы на вопросы по прочитанному, а также рассказы по картинкам.

    Читайте также:  Афобазол при заикании отзывы

    При сопряженном чтении взрослый предлагает ребенку вместе прочитать сказку; сначала взрослый один четко медленно произносит фразу, затем повторяет ее вместе с ребенком. Фразы дают короткие, в два–три слова на один выдох. Когда этот вид чтения усвоен ребенком, можно переходить к отраженному чтению. При отраженном чтении фразу сначала произносит взрослый, а затем ребенок произносит ее самостоятельно.

    Для отраженного чтения, а затем и для самостоятельного чтения наизусть, рекомендуется стихотворный материал, т. к. гладкий ритмичный текст стихов хорошо помогает заикающимся изживать торопливость, аритмичность речи. На первых порах следует давать короткие стихи в две, три строки.

    При чтении стихотворений «под мяч» сначала делается бросок мяча на каждом слове. После того как ребенок будет свободно справляться с таким упражнением, можно перейти к чтению, при котором бросок мяча делается только в конце строки.

    После отраженного чтение возможен переход к упражнениям в вопросно–ответной форме речи. Их можно проводить следующим образом: взрослый дает ребенку большие карты, как для игры в лото, а маленькие карты-накрывашки кладет стопкой на стол; потом берет из стопки картинку и спрашивает: «У тебя есть бабочка?» Ребенок отвечает: «У меня есть бабочка. Бабочка желтая» и т. д. С ребенком от пяти до семи лет игры проводятся по темам «Игрушки», «Домашние животные» и т. д.

     Во время разговора всегда смотри в лицо собеседнику. Это поможет тебе говорить смело и уверенно.

     Помни, что всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно, неторопливо.

     Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову, не делай лишних движений. Держись прямо, уверенно.

     Не спеши с ответом. Сначала проговори ответ про себя.

     Перед началом речи вдохни и сразу же начинай говорить.

     Говори на выдохе. Воздух расходуй в основном на гласные звуки.

     Гласные звуки произноси широко и громко.

     Не нажимай на согласные звуки. Произноси их легко, без напряжения.

     В каждом слове обязательно выделяй ударный гласный звук: произноси его громче и протяжнее остальных гласных.

     Короткие предложения, состоящие из 3–4-х слов, произноси на одном выдохе. Строго выдерживай паузы между предложениями.

     Длинные предложения дели на смысловые отрезки (3–4 слова), между которыми выдерживай паузу и делай новый вдох.

     Слова внутри короткого предложения и смыслового отрезка произноси слитно, цепляя одно слово за другое.

     Говори громко, четко, выразительно.

    5) Как вести себя родителям с ребенком,
    который начал заикаться

     Взять себя в руки и не паниковать.

     Попытаться разобраться в причинах дефекта.

     Создать дома спокойную обстановку.

     Не ссорится при ребенке и не конфликтовать.

     Оберегать от бурных эмоций, даже положительных (празднование дня рождения, посещение кукольного театра и т. д.).

     Исключить шумные игры и шумные детские компании.

     Уменьшить интеллектуальную нагрузку.

     Помочь избавиться от страхов.

     Выработать уверенность в себе.

     Найти правильную тактику воспитания.

     Не расходиться в методах воспитания с другими родственниками.

     При рождении второго ребенка уделять первенцу максимум внимания.

     Научить правильно общаться.

     Постараться не ломать его стереотипы.

     Повременить с оформлением в детский сад.

     Как можно реже ходить в гости.

     Не приглашать часто к себе гостей.

     Ослабить нервное напряжение.

     Любыми способами отвлекать его от речевого дефекта и не фиксировать внимание на нем.

     Не заставлять правильно повторять «невыговаривающиеся» слова.

     Говорить в присутствии ребенка медленно и тихо. Свести к минимуму беседы с ним.

     Повышать общую сопротивляемость его организма для профилактики различных заболеваний.

    6) Как не надо вести себя родителям с ребенком,
    который заикается

     Всем своим видом подчеркивать свое беспокойство.

     Акцентировать внимание на дефекте и в присутствии ребенка жалеть его.

     Заставлять по нескольку раз правильно выговаривать исковерканные слова.

     Передразнивать его, поправлять, постоянно вовлекать в беседы и разговоры.

     Ссориться, конфликтовать, пугать.

     Увеличивать интеллектуальную нагрузку,

     Постоянно ломать стереотипы.

     Помните, что сроки прекращения заикания во многом зависит от Вас.

    источник

    Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

    У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

    Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

    Заиканием называют речевое расстройство, которое характеризуется нарушением правильного ритма речи, а также непроизвольных запинок в процессе высказывания мыслей, вынужденных повторов отдельных слогов слова либо звуков. Данная патология развивается из-за возникновения в органах артикуляции специфических судорог.

    В основном заикание у детей начинается в период 3-5 лет – на данном этапе речь развивается самым активным образом, но, так как при этом речевая функция у них ещё не до конца сформирована, может возникнуть некий «сбой».

    [1]

    Заикание встречается примерно у 5% всех детей в возрасте от шести месяцев и старше. Три четверти из них будут выздоравливают к началу подросткового периода, около 1% нарушение речи сохраняется на всю жизнь.

    При этом следует отметить, что заикание в несколько раз (2-5) чаще затрагивает мужчин, чем женщин. Обычно эта болезнь проявляется ещё в раннем детстве, а результаты исследования демонстрируют, что в возрастной категории младше 5 лет заикание развивается у 2,5% детей. Если говорить о соотношении полов цифры меняются по мере взросления детей – у дошкольников пропорции находятся в размере 2к1 (мальчиков больше), а уже к первому классу они становятся больше, — 3к1. В пятом классе этот показатель увеличивается до 5к1, так как девочки избавляются от заикания более быстрыми темпами. Так как на ранних стадиях скорость восстановления довольно высокая (примерно 65-75%), общая распространённость этого дефекта обычно составляет не более 1%.

    [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9]

    Логопеды выделяют 2 вида детского заикания. Первый из них появляется у детей, имеющих некие дефекты в ЦНС. Среди возможных причин возникновения – травма, полученная при родах, наследственность, тяжелые гестозы во время беременности, осложненные роды, частые болезни ребёнка на первых годах жизни. В остальном он развивается нормально, проблем со здоровьем не имеется.

    В процессе неврологического осмотра у такого ребёнка обычно выявляются признаки повышенного внутричерепного давления, а также повышенный порог судорожной готовности мозга, патологические рефлексы.

    Второй вид этого дефекта наблюдается у детей, изначально не имеющих каких-либо органических или функциональных патологий ЦНС. Такой вид заикания появляется из-за невроза, спровоцированного стрессом или сильным эмоциональным или физическим переутомлением. В таких случаях этот дефект речи значительно усиливается, когда ребёнок пребывает в состоянии нервного напряжения или эмоционального возбуждения.

    [10], [11], [12]

    Патогенез заикания по своему механизму достаточно сильно схож с так называемой подкорковой дизартрией. При этой болезни нарушается координация процесса дыхания, голосоведения, а также артикуляции. Из-за этого заикание часто называют дизритмической дизартрией. Так как происходит нарушение взаимодействия между корой мозга и его подкорковыми структурами, регуляция самой коры тоже нарушается. В результате происходят сдвиги в функционировании стриопаллидарной системы, отвечающей за «предуготовность» к выполнению движения.

    В этом артикуляционном процессе голосообразования принимают участие 2 группы мышц, одна из которых сокращается, а другая наоборот – расслабляется. Полностью согласованное и чёткое перераспределение тонуса этих мышц позволяет совершать точные, правильные и быстрые движения, которые имеют строгую дифференциацию. Стриопаллидарная система контролирует рациональное перераспределение мышечного тонуса. Если этот речевой регулятор блокируется (из-за возникших в мозгу патологий или сильного эмоционального возбуждения), происходит тонический спазм либо возникает тик. Этот патологический рефлекс, при котором наблюдается повышенный тонус мышц речевого аппарата, а также нарушение в автоматизме речи ребёнка, со временем трансформируется в стойкий условный рефлекс.

    [13], [14], [15], [16], [17], [18], [19]

    Обычно запинки во время заикания звучат как продление или повторение начальных слогов сказанного слова или повтор отдельных звуков. В качестве симптома заикания у детей ещё могут наблюдаться возникающие внезапно паузы в начале слова, или же отдельного его слога. Зачастую вместе с запинкой в речи у заикающегося ребенка происходят ещё и непроизвольные сокращения лицевых мышц, а также мышц шеи и конечностей. Возможно, такие движения появляются рефлексивно, чтобы помочь выговариванию, хотя на деле лишь усиливают у других людей впечатление о том, насколько трудно заикающемуся разговаривать. Помимо этого, дети, страдающие от заикания, начинают бояться отдельных слов или звуков, поэтому пытаются заменить их какими-то синонимами или объяснить описательно. А иногда заикающиеся дети вообще пытаются избежать ситуаций, в которых необходимо разговаривать.

    Чтобы вовремя оказать своему ребёнку помощь, родителям важно не упустить момент появления первых признаков заикания:

    • Ребенок вдруг начинает отказываться разговаривать (длиться этот период может 2-24 часа, а после этого он снова начинает разговаривать, но при этом уже заикается; поэтому, если в таком случае успеть отвести ребёнка к специалисту ещё перед тем, как заикание началось, появление речевого дефекта вполне возможно предотвратить);
    • Произносит лишние звуки перед фразой (к примеру, это может быть «и» или «а»);
    • В начале фразы вынужденно повторяет начальный слог или же само слово полностью;
    • Вынужденно останавливается посреди фразы или отдельно взятого слова;
    • Перед началом своей речи испытывает некоторые затруднения.

    [20], [21]

    Весьма популярным является мнение о том, что заикание появляется из-за несоответствия между получаемой организмом эмоционально-психологической нагрузкой и его возможностью и / или способностью её переработать.

    В целом, на то, что заикание у ребёнка возникло вследствие какого-либо стрессового фактора, указывают примерно 70% родителей.

    Вместе с заиканием у детей часто ставят диагноз логоневроз либо логофобия, указывая тем самым на то, что было нарушено психологическое здоровье. Это и повлекло за собой возникновение проблем с речью, проявляющихся в виде задержек, запинок, остановок и спазмов.

    По характеру судорог, появляющихся при речевом процессе, можно выделить тоническую и клоническую формы заикания у детей. Сами судороги бывают либо инспираторными, либо экспираторными – это зависит от того, когда они появляются – на вдохе либо на выдохе. По характеру причины возникновения заболевание разделяют на симптоматическое либо эволюционное (оно может быть неврозоподобным или невротическим).

    Тонический тип заикания выглядит как долгие паузы в речевом процессе либо растягивание звуков. Помимо этого, заикающийся обычно выглядит скованно и напряжённо, рот полуоткрыт или полностью закрыт, а губы при этом плотно сомкнуты.

    Невротическое заикание появляется у ребёнка из-за психической травмы, которую он получает в возрасте 2-6 лет. Выглядит оно как клонические судороги, которые усиливаются в начале фразы или при сильном эмоциональном напряжении. Такие дети очень волнуются, когда им нужно говорить или вообще отказываются разговаривать. Следует отметить, что в целом развитие речевого и двигательного аппарата у такого ребёнка полностью соответствует всем возрастным этапам развития, а у некоторых детей может даже их опережать.

    Клоническое заикание у детей выглядит, как постоянное повторение отдельных звуков/слогов, либо целых слов.

    Неврозоподобное заикание обычно появляется вследствие какого-то мозгового нарушения. У этого дефекта имеются следующие признаки – дети подвержены быстрому истощению и утомляемости, весьма раздражительны, движения нервные. У такого ребёнка иногда диагностируют патологические симптомы психиатрические, характеризующиеся нарушениями двигательных рефлексов и трудностями поведения.

    Возникает такое заикание обычно в 3-4 года и никак не зависит от наличия и/или отсутствия психологических травм. В основном оно появляется в момент интенсивного развития у ребёнка фразовой речи. В дальнейшем нарушения продолжают постепенно усиливаться. Речь становится хуже, если ребёнок устал или болеет. Развитие движений и речевого аппарата осуществляется в правильные сроки или же может немного запаздывать. Временами неврозоподобное заикание у ребёнка появляется на фоне некоторого недоразвития его речевой функции.

    Физиологические итерации – это повторы в речи ребёнка отдельных слов. У маленьких детей они наблюдаются достаточно часто, и не считаются признаком болезни. Считается, что это – физиологический симптом, который характерен для отдельного периода развития у малыша речевого навыка, и он свойствен 80% детей во время процесса активного развития фразовой речи в возрасте 2-5 лет). Если не возникло осложнений, повторения пройдут, когда ребёнок укрепит условные рефлексы своей речи и научится правильно выражать свои мысли.

    Физиологическое заикание у детей – это результат того, что мышление ребёнка в своём развитии опережает прогресс речевых навыков. В маленьком возрасте дети довольно ограничены в выражении возникающих у них мыслей, потому как у них небольшой словарный запас, они ещё не научились облекать мысли в правильную форму, а артикуляция ещё не сформировалась, из-за чего речь отличается нечёткостью.

    Физиологические шероховатости в речи у ребёнка могут появиться по причине некоторых неблагоприятных факторов (таких, как травмы, болезни, неподходящие педагогические приёмы).

    Читайте также:  Адаптол помог при заикании

    [22], [23], [24]

    Проявления заикания могут возникнуть с 2-3х лет. Так как в период 2-5 лет речевые навыки быстро развиваются, характер детской речи может иметь такие отличия – ребёнок говорит бурно, в быстром темпе, глотает окончания фраз и слов, берёт паузы посреди речи, говорит на вдохе.

    В этом возрасте такие признаки являются естественным этапом процесса обучения речевому навыку, но у ребёнка, имеющего склонность к заиканию, наблюдается специфическое поведение:

    • Во время речи он часто останавливается, и при этом у него напрягаются шейные и лицевые мышцы;
    • Ребёнок мало говорит, старается избежать необходимости разговаривать;
    • Резко прерывает начатую речь и долго молчит;
    • Находится в сконфуженном и подавленном настроении.

    Среди последствий и осложнений заикания такие проблемы:

    • Сложности с социальной адаптацией;
    • Сниженная самооценка;
    • Появление боязни речи, а также боязни произносить отдельные звуки;
    • Усугубление дефекта речи.

    [25], [26], [27], [28], [29], [30]

    Диагностика заикания у детей может выполняться либо детским неврологом, психологом, психиатром, либо педиатром или логопедом. Каждый из этих врачей обязательно должен изучить анамнез, выяснить, не является ли заикание наследственным, а также получить информацию о раннем моторном и психоречевом развитии ребёнка, узнать, когда и при каких обстоятельствах возникло заикание.

    При диагностическом обследовании речевого аппарата заикающегося ребёнка выявляются следующие проявления:

    • Форма, местоположение, частота судорог при произнесении слов;
    • Оцениваются имеющиеся в темпе речи, дыхании, а также голосе специфические особенности;
    • Выясняется наличие сопутствующих заиканию нарушений в речи и движениях, а также логофобии;
    • Выясняется, как сам ребёнок относится к имеющемуся у него дефекту.

    Также ребёнок обязательно проходит обследование умения произносить звуки, фонематического слуха, а также лексико-грамматической части речи.

    В заключении логопеда указывается степень тяжести заикания и его форма, прочие сопутствующие дефекту речевые нарушения, а также характер судорог артикуляционных мышц. Заикание нужно дифференцировать со спотыканием и тахилалией, а также дизартрией.

    Чтобы обнаружить, имеются ли органические поражения у ребёнка в ЦНС, невролог назначает прохождение реоэнцефалографии, процедур ЭЭГ, МРТ мозга, а также ЭхоЭГ.

    [31], [32], [33]

    источник

    1) Почему возникает заикание?

    В большинстве случаев заикание наблюдается у нервно ослабленных детей. Оно может возникнуть после перенесенного испуга, в результате неправильного воспитания, когда родители от чрезмерной ласки переходят к грубому обращению с ребенком, не соблюдают необходимого для ребенка распорядка дня, перегружают его чтением книжек, заставляют повторять сложные слова, фразы, стихи в то время, когда это ребенку еще трудно, так как его речь не полностью сформирована.

    Иногда родители сообщают детям сведения, не соответствующие их возрастному развитию. Например, четырех–пятилетний малыш в разговоре употребляет термины из специальности своего отца или матери. Родители в восторге от «учености» ребенка, но слова эти, несвойственные его возрасту, затрудняют ребенка и в результате могут привести к заиканию.

    Кино, телевизор, детские спектакли, праздничные елки, чтение книг, большое количество игрушек – все это приводит к перенапряжению нервной системы ребенка и как итог – дефект речи.

    Ослабление организма ребенка после перенесенной болезни (особенно после тяжелых детских болезней – кори, скарлатины, дифтерии, коклюша, дизентерии и др.) также может служить почвой для нарушения речи. Физические наказания, запугивание, резкие окрики, помещение ребенка в виде наказания в темную комнату могут для нервно ослабленного и впечатлительного ребенка послужить толчком к возникновению заикания.

    Иногда заикание у ребенка является следствием подражания заикающейся речи кого-либо из окружающих.

    Заикание бывает двух видов: клоническое и тоническое.

    Заиканию детей обычно сопутствует резкое нарушение дыхания.

    — Ребенок, перед тем как произнести слово, выдыхает воздух (утечка воздуха), а говорит в то время, когда вдыхает – речь на вдохе. При клоническом заикании ребенок повторяет по нескольку раз один тот же начальный слог или звук: ма-ма-ма-машина, п-п-п-петушок, а иногда, перед тем как произнести слово, повторяет какой-нибудь гласный звук, например: а-а-а-а-а-апельсин, и-и-и-и-игрушка. Клонический вид заикания обычно встречается в первые месяцы речевого расстройства.

    Тоническое заикание выражается в том, что ребенок делает длительные остановки и нажим на согласных и гласных звуках, например: п-равда, т-рамвай, й-я думаю, С-аша, А-нюта.

    — Кроме того, бывает смешанный вид заикания, когда у ребенка наблюдаются клонические и тонические судороги, например: «Ма-ма-мама, й-я м-огу у-у-у-упасть!» При этом задержка на одном из звуков (м-огу) часто сопровождается настолько резким напряжением, что оно переходит в судорогу, а иногда даже один звук заменяется другим, например: М-биша (Миша), ребенок как бы захлебывается во время разговора;

    — Речь ребенка сопровождается коротким, прерывистым, судорожным дыханием, вследствие чего слова, фразы резко разрываются на слоги – ребенок говорит, как при одышке.

    — У ребенка перед началом речи появляется длительная задержка дыхания, и он никак не может начать говорить.

    Помимо нарушения дыхания, при заикании может иметь место хрипота и частичная потеря голоса. Иногда голос пропадает совсем и ребенок говорит шепотом.

    3) Можно ли исправить речь заикающегося ребенка?

    В случае появления у ребенка заикания необходимо прежде всего обратиться в детскую поликлинику к врачу-неврологу. Он определит причину заикания, даст необходимое назначение для укрепления нервной системы ребенка, направит его к логопеду, который окажет ребенку практическую помощь или даст родителям указания, как можно помочь ему в условиях семьи.

    Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы родители или окружающие обращали внимание ребенка на неправильность его речи, говорили при этом, что он заикается. С ребенком, начавшим заикаться, рекомендуется как можно меньше говорить. Не следует задавать ему вопросов, нужно говорить с ним спокойно, не торопясь, но не разбивая слова на слоги. Когда ребенок в видимом затруднении останавливается во время разговора или не может начать говорить, необходимо помогать ему, подсказывая нужные слова или напоминания, чтобы он не спешил, а говорил медленно.

    Режим дня должен быть строго выдержан и построен таким образом, чтобы ребенок максимальное время проводил на воздухе. Кроме того, дневной сон должен длиться не менее 2-х часов, а ночной – 10–11 часов (в зависимости от возраста). Будить ребенка не рекомендуется. Желательно по утрам делать обтирание, а на ночь – теплый душ.

    Питание четырех-пятикратное, полноценное, с большим количеством витаминов и обязательно в определенные часы.

    Режим дня, водные процедуры, питание следует согласовывать с врачом, наблюдающим данного ребенка.

    Рекомендуется следить, чтобы ребенок по возможности не находился в шумном, неорганизованном детском обществе, которое может вызвать у ребенка резкое возбуждение, что в свою очередь обычно содействует ухудшению речи; необходимо избегать волнующих ребенка впечатлений (театр, цирк, гости, телевизор, страшные рассказы на ночь, ссоры в присутствии ребенка и т. п.)

    В семье, где имеется заикающийся ребенок, следует установить речевой режим. Члены семьи должны следить за тем, чтобы их речь была неторопливой, плавной, внятной. Слыша вокруг себя правильную речь, заикающийся ребенок невольно будет подражать ей, и заикание постепенно будет ослабевать, а в некоторых случаях может даже полностью исчезнуть.

    Задача родителей состоит в том, чтобы освободить речь заикающегося ребенка от напряжения, сделать ее свободной, плавной, ритмичной. Для этого, кроме соблюдения в семье речевого режима, следует ежедневно в течение 20–30 минут проводить с ребенком специальные упражнения по снятию тонуса, развитию речевого дыхания, координации слова и движения, игровые упражнения для развития голоса.

    Упражнения по снятию тонуса состоят в выполнении детьми расслабляющих движений. Например, малышам предлагают помахать руками, как при прощании, как птички крылышками, встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг воды, или «окунуть» руки в краски и «разбрызгивать» их в разные стороны, при этом называя цвета и т. д.

    При проведении упражнений по развитию речевого дыхания используются следующие игровые приемы: потушить свечу (подуть вместо свечи на указательный палец руки), сдуть с руки ватку, подуть на одуванчик, на «озябшие» руки, произнося при этом шепотом ф-ф-ф.

    Упражнения по развитию голоса строятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях: гудку паровоза, вою ветра, волка – у-у-у, жужжанию пчелы, мухи, жука – ж-ж-ж, шипению гуся – ш-ш-ш и др.

    Необходимость занятий по развитию у заикающихся детей голоса и правильного речевого дыхания обусловлена тем, что они часто боятся звука собственного голоса, говорят тихо, неуверенно, и это еще усиливает дефект их речи.

    Подвижные игры, в процессе которых координируют слово с движением, интересны детям, потому что сопровождение текста игр сопровождается хлопками, ударами и подбрасываниями мяча, движениями рук, ног, прыжками и т. д. сопровождение текста движениями сдерживает торопливую речь ребенка и вместе с тем отвлекает его от болезненного внимания к своей речи.

    Развитию у ребенка плавной, спокойной речи способствует сопряженное и отраженное чтение коротких стихотворений, рассказов, сказок, ответы на вопросы по прочитанному, а также рассказы по картинкам.

    При сопряженном чтении взрослый предлагает ребенку вместе прочитать сказку; сначала взрослый один четко медленно произносит фразу, затем повторяет ее вместе с ребенком. Фразы дают короткие, в два–три слова на один выдох. Когда этот вид чтения усвоен ребенком, можно переходить к отраженному чтению. При отраженном чтении фразу сначала произносит взрослый, а затем ребенок произносит ее самостоятельно.

    Для отраженного чтения, а затем и для самостоятельного чтения наизусть, рекомендуется стихотворный материал, т. к. гладкий ритмичный текст стихов хорошо помогает заикающимся изживать торопливость, аритмичность речи. На первых порах следует давать короткие стихи в две, три строки.

    При чтении стихотворений «под мяч» сначала делается бросок мяча на каждом слове. После того как ребенок будет свободно справляться с таким упражнением, можно перейти к чтению, при котором бросок мяча делается только в конце строки.

    После отраженного чтение возможен переход к упражнениям в вопросно–ответной форме речи. Их можно проводить следующим образом: взрослый дает ребенку большие карты, как для игры в лото, а маленькие карты-накрывашки кладет стопкой на стол; потом берет из стопки картинку и спрашивает: «У тебя есть бабочка?» Ребенок отвечает: «У меня есть бабочка. Бабочка желтая» и т. д. С ребенком от пяти до семи лет игры проводятся по темам «Игрушки», «Домашние животные» и т. д.

     Во время разговора всегда смотри в лицо собеседнику. Это поможет тебе говорить смело и уверенно.

     Помни, что всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно, неторопливо.

     Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову, не делай лишних движений. Держись прямо, уверенно.

     Не спеши с ответом. Сначала проговори ответ про себя.

     Перед началом речи вдохни и сразу же начинай говорить.

     Говори на выдохе. Воздух расходуй в основном на гласные звуки.

     Гласные звуки произноси широко и громко.

     Не нажимай на согласные звуки. Произноси их легко, без напряжения.

     В каждом слове обязательно выделяй ударный гласный звук: произноси его громче и протяжнее остальных гласных.

     Короткие предложения, состоящие из 3–4-х слов, произноси на одном выдохе. Строго выдерживай паузы между предложениями.

     Длинные предложения дели на смысловые отрезки (3–4 слова), между которыми выдерживай паузу и делай новый вдох.

     Слова внутри короткого предложения и смыслового отрезка произноси слитно, цепляя одно слово за другое.

     Говори громко, четко, выразительно.

    5) Как вести себя родителям с ребенком,
    который начал заикаться

     Взять себя в руки и не паниковать.

     Попытаться разобраться в причинах дефекта.

     Создать дома спокойную обстановку.

     Не ссорится при ребенке и не конфликтовать.

     Оберегать от бурных эмоций, даже положительных (празднование дня рождения, посещение кукольного театра и т. д.).

     Исключить шумные игры и шумные детские компании.

     Уменьшить интеллектуальную нагрузку.

     Помочь избавиться от страхов.

     Выработать уверенность в себе.

     Найти правильную тактику воспитания.

     Не расходиться в методах воспитания с другими родственниками.

     При рождении второго ребенка уделять первенцу максимум внимания.

     Научить правильно общаться.

     Постараться не ломать его стереотипы.

     Повременить с оформлением в детский сад.

     Как можно реже ходить в гости.

     Не приглашать часто к себе гостей.

     Ослабить нервное напряжение.

     Любыми способами отвлекать его от речевого дефекта и не фиксировать внимание на нем.

     Не заставлять правильно повторять «невыговаривающиеся» слова.

     Говорить в присутствии ребенка медленно и тихо. Свести к минимуму беседы с ним.

     Повышать общую сопротивляемость его организма для профилактики различных заболеваний.

    6) Как не надо вести себя родителям с ребенком,
    который заикается

     Всем своим видом подчеркивать свое беспокойство.

     Акцентировать внимание на дефекте и в присутствии ребенка жалеть его.

     Заставлять по нескольку раз правильно выговаривать исковерканные слова.

     Передразнивать его, поправлять, постоянно вовлекать в беседы и разговоры.

     Ссориться, конфликтовать, пугать.

     Увеличивать интеллектуальную нагрузку,

     Постоянно ломать стереотипы.

     Помните, что сроки прекращения заикания во многом зависит от Вас.

    источник