Меню Рубрики

Заикание у ребенка логоневроз

Лечение заикания у детей, самого распространенного нарушения речи, эффективно проводится с применением специально разработанных методик и на сегодняшний день имеет благоприятный прогноз.

Что делать, если ребенок начал заикаться, что такое заикание у детей, причины и лечение логоневроза — об этом и многом другом читайте в этой статье.

Заикание или, по медицинской терминологии, логоневроз — это дефект речевой сферы, обусловленный отклонением в работе центральной нервной системы. Речь при заикании становится неровной, скачкообразной, сопровождается судорожными заминками и многократными повторениями отдельных звуков.

При логоневрозе у детей наблюдаются следующие симптомы:

  • прерывистая речь с пролонгацией звуков и слогов (м-м-м-машина, ма-ма-машина), либо с вынужденными паузами (м….ашина);
  • тревога, беспокойство, напряженность перед речью;
  • безотчетные движения, например, частое моргание, гримасы на лице, как попытка преодолеть заикание;
  • прерывистое дыхание со слишком глубоким вдохом либо учащенное от волнения.

Слаженная работа органов речевого аппарата, дыхательной системы и голоса дает сбой и нарушается плавность речи.

Как понять, что ребенок заикается? Натянутость на лице, сбивчивое дыхание, напряженный голос и стресс от общения. Если напряжения нет, а есть просто запинки в речи из-за желания озвучить все и сразу, то волноваться не стоит.

Почему ребенок заикается? Причинами этого могут быть:

  • эмоциональные и информационные перегрузки;
  • перенесенные болезни и осложнения после них;
  • подражание заикающимся близким;
  • врожденная слабость органов артикуляции;
  • наследственность;
  • травмы при родах;
  • тяжелые инфекционные заболевания;
  • органические нарушения в работе головного мозга.

Если чересчур эмоциональный, робкий, впечатлительный ребенок начал заикаться в 2 или 3 года, причиной мог стать сильный испуг.

Причинами заикания у детей 3, 4, 5 лет, когда активно идут процессы становления речи, пополнения словарного запаса, могут быть информационные перегрузки. Лечение в таких случаях обязательно предусматривает организацию щадящего режима дня с продолжительным пребыванием на свежем воздухе, достаточным временем сна, отсутствием стрессов и исключением взаимодействия с компьютерной техникой.

Иногда ребенок может заикаться, подражая кому-то из близких, особенно, когда процесс «говорения» в самом разгаре.

Болезни с осложнениями существенно снижают иммунитет ребенка, делают его чересчур чувствительным к проявлениям внешнего мира и могут спровоцировать нарушение речи. Вялые артикуляционные мышцы, ленивый язык отнюдь не способствуют плавному течению речи и тоже могут быть причиной логоневроза.

Случаи заикания вследствие органических изменений головного мозга считаются сложными и требуют глубокого и длительного лечения.

Если спазм артикуляционных органов происходит на фоне волнения, эмоционального напряжения, а в отсутствие стресса этого нет, то это невротический вид логоневроза. Если ребенок заикается постоянно, независимо от внешних условий, из-за нарушений физического и психического развития, то имеет место неврозоподобный вид патологии.

По характеру проявления заикание подразделяется на типы:

  • тонический, когда из-за спазма речевых мышц возникает затяжная пауза, звуки даются с трудом, напрягается лицо, нарушается дыхание;
  • клонический, когда звуки, слоги повторяются неоднократно;
  • смешанный, когда есть признаки и тонического, и клонического типов.

Чтобы завуалировать дефект, ребенок улыбается, кашляет, зевает. Или сжимает кулачки, притопывает ногой, чтобы как-то преодолеть проблему. Как помочь маленькому человеку? Как избавить ребенка от заикания? Прежде чем приступать к лечению, имеет смысл поговорить о психологических корнях проблемы.

Психологи утверждают, что методы воспитания ребенка в семье могут оказать влияние на появление проблем с речью. Они связаны с типами детской психологии:

  • Истерический. Это тот тип, когда ребенку все можно. Его балуют, исполняют любое его желание. Трудные времена наступают, когда надо “выходить в свет”, например, в детский сад и быть, как все. Стресс может спровоцировать заикание.
  • Неврастенический. В этом случае ребенка подавляют из-за несоответствия идеалам, которых водрузили на пьедестал родители. Пренебрежение, нежелание считаться с его мнением, унижение достоинства — такое психологическое давление может стать причиной логоневроза.
  • Психастенический. Гиперопека родителей, полная подконтрольность им делает ребенка неуверенным в себе и робким. Общение со сверстниками дается ему с трудом. Такой ребенок может начать заикаться.

В группе риска впечатлительные и слишком ранимые дети, нерешительные и несмелые.

Чтобы уберечь беззащитного маленького человека от беды, имеет смысл не баловать ребенка, считаться с его мнением, создавать условия для общения со сверстниками, разрешать познавать окружающий мир без гиперконтроля с родительской стороны. Такая любовь к своему ребенку сделает из него свободного человека.

Ребенок стал заикаться в 3-4 года, заикается в 6-7 лет. Что делать? Можно ли вылечить заикание и как? Кто лечит заикание у детей? Давайте по порядку.

Что делать, если ребенок заикается? При комплексном подходе заикание успешно поддается коррекции! Для этого необходимо пройти обследование, чтобы определить причину и своевременно начать лечение.

  • Логопед устранит нарушения в работе артикуляционного аппарата, научит правильному произношению звуков, откорректирует плавность и правильность речи.
  • Психолог выявит причину заболевания, поможет в преодолении страха, беспокойства, волнения, научит правильному отношению к стрессовым ситуациям.
  • Невролог назначит соответствующую терапию для нормализации работы нервной системы.

Современные методики лечения заболевания включают в себя коррекционные и лечебно-оздоровительные мероприятия.

Стабилизация эмоционального состояния и приведение в равновесие нервной системы — главные моменты при невротическом заикании. Таблетки и лекарства в виде успокоительных травяных сборов, гипноз, массаж, а также дыхательная гимнастика и упражнения от заикания, согласованные с логопедом, которые вам предстоит регулярно выполнять в домашних условиях, — все это реальная помощь вашему ребенку.

В случае неврозоподобного заикания назначается терапия нарушений головного мозга, которая направлена на восстановление психических процессов. Применение транквилизаторов и спазмолитиков, работа с психотерапевтом и логопедом — таков комплекс лечения.

Лечебно-оздоровительные мероприятия, которые могут обеспечить ребенку родители — это:

  • прогулки на свежем воздухе, экскурсии на природе, игры, спортивные развлечения;
  • полноценный сон;
  • здоровое питание;
  • создание хорошего настроения, чему способствуют доброжелательное отношение друг к другу, благоустройство территории и помещения, где находится ребенок;
  • физические упражнения и ритмические танцы под музыку.

Лечение заикания в домашних условиях включает в себя ласковое и внимательное отношение к малышу. Если ваш ребенок заикается, вот несколько добрых советов:

  • Разговаривайте с малышом медленно, не торопитесь, выговаривайте каждое слово.
  • Говорите спокойно, с улыбкой, доброжелательно.
  • Резкие движения и слова, окрики и одергивания, недопустимы.
  • Если вы возьмете малыша за руку, присядете, чтобы быть “на равных” и посмотрите ему в глаза, у него точно получится рассказать вам без запинки все, о чем не терпится рассказать. Еще бы! Он будет чувствовать вашу поддержку!
  • Устраивайте уютные домашние чтения, и пусть герои сказок будут добрыми и смелыми.
  • Учите ребенка ответственности, самостоятельности, приучайте его к труду.

Очень важное для положительной динамики значение имеют беседы с детьми, которые помогают сформировать правильное отношение к себе, поверить в собственные силы, учат ставить цели и идти к ним.

Дети подросткового возраста тоже подвержены этому заболеванию. Гормональные изменения в организме, неустойчивая психика, переоценка ценностей делают организм уязвимым. Логоневроз может усугубить присущие этому возрасту психологические проблемы и стать причиной комплексов.

Чтобы вылечить заикание у подростка, надо также создать единую команду из врачей-специалистов, родителей и самого взрослеющего человека, чтобы сообща преодолеть это речевое нарушение.

Избавиться самостоятельно от заикания подростку могут помочь в качестве дополнительных мер следующие рекомендации:

  • Пойте. Во время пения заикаться не получится. Постарайтесь делать это с удовольствием.
  • Занимайтесь творчеством. Ограничьте занятия, требующие активной умственной деятельности. Полезны также медитация, йога, путешествия.
  • Ведите дневник. Это даст вам возможность размышлять, выражать письменно, а не вслух, свои мысли в спокойной обстановке. Мысленный монолог без заикания поможет в преодолении речевого нарушения.
  • Освойте дыхательную гимнастику, научитесь дышать плавно и размеренно. Это поможет вашей речи стать такой же.

Дерзайте, найдите в себе силы справиться с проблемой, это выполнимо.

Наши дети независимо от возраста нам дороги. Заикание — это проблема. Но она решаема и преодолима. Терпение, вера в успех, а главное, безграничная любовь к своему ребенку способны творить чудеса!

источник

Заикание – это тяжелое психоречевое расстройство с характерными видимыми признаками. Нарушение может обнаружиться в детском возрасте или же проявиться уже во взрослой жизни.

Развитие заболевания в детском возрасте врачи связывают с отклонениями нервной деятельности, в группе риска дети с неврологическими расстройствами и заболеваниями головного мозга.

Заикание проявляется нарушением плавности и ритма речи, что связано с возникновением судорог в нескольких отделах речевого аппарата:

  • голосовые связки;
  • артикуляционный;
  • дыхательный.

В зависимости от причин развития и течения заболевания в медицине принято подразделять заикание на такие виды, как:

  • невротическое или логоневроз;
  • неврозоподобное (органическое).

В свою очередь невротическое заикание бывает:

  • тоническим – непроизвольные паузы в речи, растянутое произношение слов;
  • клоническим – многократное повторение отдельных слов либо слогов;
  • смешанным – в устной речи присутствуют симптомы тонического и клонического невроза.

Характерной чертой логоневроза является четкая взаимосвязь между нарушениями ритма устной речи и выраженной психоэмоциональной нагрузкой на ребенка, значимостью для него речевой ситуации.

При невротическом заикании у ребенка в спокойной для него обстановке заболевание практически не проявляется, однако, при стрессовых ситуациях, как только малыш начинает волноваться, то запинки в устной речи усиливаются.

Логоневроз у детей, как правило, проявляется в раннем возрасте от 2 до 5 лет, именно в этот период происходит процесс активного формирования речевого аппарата ребенка.

Риск развития заболевания в более взрослом возрасте уменьшается, так согласно данным статистики количество случаев проявления заболевания среди детей возрастной группы от 5 до 6 лет составляет 2%, от 6 до 14 лет – 1%.

Неврологическое заикание сопровождается лицевыми тиками, лицевым мышечным напряжением, частым морганием, дрожанием губ и челюсти.

Неврозоподобное заикание является следствием остаточных органических изменений в работе головного мозга, вызванных патологическими состояниями в период вынашивания беременности, родов или же в раннем возрасте ребенка.

В отличие от логоневроза причины развития органического заикания скрыты в не психоэмоциональном состоянии ребенка, а в физиологии.

Характерные признаки неврозоподобного расстройства речевого аппарата:

Единого мнения об этиологии заикания не существует и по сегодняшний день, но, несмотря на различие взглядов на причины развития заикания у детей, ученые мужи едины в одном – существует ряд определяющих факторов:

  • возрастная категория ребенка;
  • половой диморфизм;
  • особенности речевого онтогенеза;
  • генетический фактор;
  • состояние центральной нервной системы;
  • наличие в анамнезе психической травматизации.

Наибольшее количество случаев заболевания приходится на детей в возрасте от двух до пяти лет, именно в это период происходит активное развитие речевой системы. При этом у мальчиков уровень заболеваемости в сравнении с девочками выше в 4 раза.

Патогенез заикания связан с нарушениями координации голосоведения, артикуляции и дыхательного процесса.

Причинами развития нарушений речи могут служить разные факторы:

  • психологические,
  • физиологические,
  • социальные.

Психологические причины заикания:

  • психоэмоциональное потрясение;
  • невротические реакции;
  • сильный испуг;
  • чувство обиды, ревность, желание привлечь внимание;
  • детские страхи.

К физиологическим факторам относят:

  • наследственную предрасположенность;
  • травму головного мозга;
  • поражение нервной системы в результате родовой травмы;
  • нарушения нервной центральной системы в результате перенесенных инфекционных болезней, рахита;
  • заболевания органов речевого аппарата – носоглотки, гортани.

Спровоцировать заикание могут и социальные факторы, например, такие как перевод из одного детского садика в другой, смена места жительства, изучение иностранных языков в слишком раннем возрасте (перегрузка ребенка речевым материалом), чрезмерная строгость родителей.

Дефекты в устной речи у ребенка могут быть вызваны в результате подражания члену семьи страдающим заиканием.

Принято выделять четыре фазы развития заикания в детском возрасте:

  • I-фаза: для первой фазы характерны небольшие запинки в размеренной плавной речи, незначительное заикание, как правило, в первых словах предложений. Ребенок никак не реагирует на трудности в произношение, боязнь общения отсутствует;
  • II-фаза: количество периодов запинания в плавной речи увеличивается, приобретает хронический характер. Заикание проявляется при быстрой речи, в многосложных словах. Ребенок осознают нарушения в устной речи, но не относит себя к заикающимся людям;
  • III-фаза: на данной фазе происходит закрепление судорожного синдрома, заикание происходит при произношении определенных звуков либо слов. Логофобия отсутствует, однако, ребенок пытается заменить «проблемные» звуки и слова другими;
  • IV- фаза: ребенок остро реагирует на реакцию окружающих на его патологию речи, развивается боязнь говорить, ребенок старается избегать речевых ситуаций.
Читайте также:  Афобазол при заикании у детей

Развитие речевой патологии характеризуется такими первоначальными признаками, как неуверенность в речи, кратковременные паузы, повторы отдельных звуков и слогов, нарушение плавности.

Зачастую дети, страдающие заиканием, идут на уловки пытаясь заменить трудно выговариваемые слова более легкими словоформами, вводят в устную речь добавочные слова.

Как отмечалось выше, к нарушению речи приводят судороги мышц гортани, языка, неба, диафрагмы. Обычно голосовые судороги возникают при произношении гласных звуков.

Выделяют три вида спазмов голосового аппарата:

  • смыкательная судорога;
  • вокальная;
  • гортанная толчкообразная.

Дыхательные судороги подразделяют на инспираторные и экспираторные, в первом случае судороги возникают на вдохе, для второго характерно резкий внезапный выдох. Экспираторные конвульсии сопровождаются мощным сокращением мышц живота, опущением нехватки воздуха.

Клиническая картина заикания дополняется нервными лицевыми тиками, гримасничаньем, психологическим дискомфортом, замкнутостью, раздражительностью, плаксивостью, нарушением сна, в некоторых случаях приступами агрессии.

При диагностировании лечащий врач изучает историю болезни, учитывает психопатологическую симптоматику. Диагноз устанавливается на основании консультаций логопеда, психолога, невролога, после прохождения нейропсихологического тестирования.

Целью коррекции заикания является послабление либо полное устранение судорог речевого аппарата, сопутствующих патологий, укрепление нервной системы, воздействие на психоэмоциональное состояние заикающегося, коррекция поведения ребенка в социуме.

Коррекция – это сложная совместная работа маленького пациента и профильного специалиста.

Методов лечения детского заикания существует несколько, каждая авторская методика основывается на представлении автора о причинах развития нарушений речи.

К самым известным программам коррекции заикания у детей относятся:

  • методика Власова и Рау,
  • методика Мироновой,
  • методика Селиверстова.

Методы коррекции нарушения речи основываются на поэтапном усложнении речевых упражнений. Коррекционную программу можно условно разделить на три основных этапа:

  1. Задача первого этапа – создание доброжелательной обстановки, демонстрация образцов правильной устной речи, приобретение ребенком навыков простой ситуативной речи, расширение словарного запаса, знакомство с определенными предметами, их описание широко используется декламация, произношение заученных фраз.
  2. Тренировочный этап предусматривает обучение детей разными формами речи – ритмической, сопряжено-отраженной, шепотной. Широко используется форма общения «вопрос-ответ», игры, формы ручного труда — рисование, лепка, конструирование.
  3. На заключительном этапе методики корректировки речевых дефектов предусматривают закрепление полученных навыков, моделирование поведения при различных речевых ситуациях.

При выборе методики коррекции родителям и специалистам следует учитывать личностные качества ребенка.

Для лечения заикания в домашних условиях применяют:

  • самостоятельное логопедическое лечение;
  • дыхательные упражнения для голосовых связок и диафрагмы;
  • точечный массаж;
  • использование специальных компьютерных программ.

Непринятие мер по избавлению от заболевания у ребенка с раннего возраста чревато развитием осложнений, к подростковому возрасту нарушение может полностью подчинить себе жизнедеятельность, затормозить развитие личности в социальной среде, способствовать развитию комплексов, и, в конечном счете привести к передаче заикания следующему поколению в семье.

Основной мерой профилактики развития заболевания является избегание стрессовых ситуаций, психических травм. Важная роль в профилактики заикания у детей ложится на их родителей, к профилактическим мерам можно отнести:

  • доброжелательную обстановку в семье;
  • внимательное, ласковое отношение к ребенку;
  • соблюдение режима дня;
  • избегание чрезмерных нагрузок.

При общении с ребенком нужно говорить размеренно, неторопливо. Уделять время для занятий с малышом, используя игровую форму общения, развивать мелкую моторику рук.

Если все же избежать заболевания не удалось и ребенку поставлен диагноз заикание, родителям не стоит впадать в панику. Важно своевременно обратиться к специалистам, строго соблюдать рекомендации врачей, оказать ребенку всестороннюю помощь в преодолении болезни.

источник

В период формирования детской речи могут возникать различные нарушения. Одним из таких нарушений речи является заикание (логоневроз). Чаще патология развивается в возрасте от 2 до 5 лет. Реже обнаруживается у детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет). Обычно наблюдается у мальчиков. Заикание у детей излечимо, главное своевременно обратиться за консультацией и лечением к неврологу, логопеду, психологу.

В статье рассмотрим причины логоневроза, его признаки, диагностику и какие способы лечения существуют.

Прежде чем бороться с заиканием, нужно понять откуда оно взялось. Рассмотрим причины, которые могут вызвать логоневроз у ребенка:

Физиологические причины

  • поражение нервной системы новорожденного во время родов;
  • употребление алкоголя, курение при беременности;
  • наследственность;
  • травма головного мозга;
  • болезни органов речи — носа, гортани, глотки;
  • заболевания (рахит);
  • переучивание ребенка левшу на правшу.

Психологические причины

  • стрессы, депрессии;
  • смерть близкого родственника;
  • страхи (ребенок боится темноты, наказания, злых героев сказок);
  • обиды, ревность;
  • желание привлечь внимание родителей;
  • сильный испуг грозы, собаки.

Социальные причины:

  • чрезмерная строгость родителей;
  • повторение ребенком речи заикающегося члена семьи;
  • раннее изучение иностранных языков;
  • недостаточное внимание родителей в период формирования речи малыша;
  • смена детского сада, школы, места жительства.

Другие факторы, провоцирующие заикание у детей:

  • частые скандалы в семье;
  • неудачи в школе;
  • чрезмерное употребление белковых продуктов питания (мясо, рыба, морепродукты, икра, яйца, молоко, кефир, йогурт, соя, бобовые, мучные изделия, орехи, семечки тыквы, морская капуста.);
  • прорезывание зубов у ребенка;
  • нарушения эндокринной системы (увеличение щитовидной железы, раннее начало менструального цикла, ожирение, сахарный диабет, нарушение физического развития);
  • инфекционные заболевания.

Различают заикание у детей по форме судорог, клиническим проявлениям и течению.

По форме судорог выделяют:

  • Клоническое — характеризуются несколькими кратковременными судорогами, следующие друг за другом и ведущие к непроизвольному повторению звуков, слогов.
  • Тоническое — характерно длительное, сильное сокращение мышц. В результате этого и наступает задержка речи.
  • Смешанная форма — сочетание двух вышеописанных видов.

По течению заикание классифицируется на постоянное, волнообразное, возвратное. В последнем случае, нарушение речи может исчезнуть, но затем появиться вновь.

По клиническим формам логоневроз делится на:

  • Невротическая форма развивается неожиданно в возрасте 2-5 лет. Эта форма заикания лучше поддается лечению, поскольку при ней не нарушаются мозговые структуры.
  • Неврозоподобная форма возникает в 3-4 года. Начинается постепенно и без видимых причин. Причины кроются в органическом поражении мозга, поэтому данный вид сложнее поддается лечению.

Врачи считают, что повторение какого-либо звука более двух раз является начальным признаком заикания. К примеру, ребенок может повторять не слова: «Дай, дай, дай мне воды», а произносить лишь звуки: «Д-д-дай мне воды».

Проявления патологии могут быть самыми разными — от весьма характерных до неявных. Так, ребенок может повторять просто звуки, а может целые слова. Кроме того, возникает внезапная остановка речи, нередко в речи малыша начинают встречаться звуки-паразиты: «Э-э-э…», «М-м-м…». Таким способом он пытается внутри себя справиться с заиканием.

Некоторые дети начинают заикаться в стрессовых ситуациях, в периоды волнения, во время диалога с незнакомым человеком. В остальных случаях они разговаривают обычно.

Если есть подозрения, что ребенок заикается, то необходимо обратиться к педиатру, неврологу, логопеду, психологу. При диагностике заболевания большую роль играет анамнез ребенка, информация о том, как проходило и проходит его развитие, а также сведения о том, при каких обстоятельствах он начинает заикаться. Для выявления стадии болезни потребуется провести диагностику речи, в которую входят оценки темпа речи, голоса и дыхания. В ходе исследования врач выявит речевые и моторные расстройства, если они есть, и определит, каким видом логоневроза страдает маленький пациент.

Для обнаружения патологий центральной нервной системы может понадобиться провести:

  • реоэнцефалография (исследование сосудов головного мозга);
  • Электроэнцефалография головного мозга (ЭЭГ);
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ).

Благодаря прогрессу медицины заикание у детей полностью поддается излечению. В первую очередь, следует обратиться за помощью к врачам для установления причины данного нарушения речи и составления наилучшей программы лечения.

Логопедическое лечение заикания направлено на то, чтобы:

  • освободить речь заикающегося ребенка от напряжения;
  • устранить неправильность произношения;
  • воспитать четкую артикуляцию, а также ритмичную и выразительную речь.

На начальной стадии лечения ребенок выполняет задания вместе с логопедом, затем — самостоятельно практикуется в устной речи. Закреплять полученные навыки нужно в ежедневных разговорах с окружающими.

Упражнения для дыхания позволят сделать голос ребенка естественнее и свободнее. Упражнения положительно скажутся на дыхательной системе в целом. Благодаря таким занятиям тренируется и развивается диафрагма, начиная непосредственно участвовать в процессе голосообразования. Малыш учится дышать глубоко и делает голосовые связки подвижнее, благодаря чему они теснее смыкаются при разговоре. Дополнять дыхательные упражнения можно релаксацией.

При лечении детского заикания можно прибегать и к нетрадиционной медицине, только делать это с умом. Курс лечения точечным массажем нужно подбирать в зависимости от сложности случая. Во время массажа врач оказывает воздействие на точки, располагающиеся на спине, лице, грудной клетке и ногах.

Первые результаты лечения точечным массажем могут проявиться уже после одного сеанса. Массаж регенерирует нервную регуляцию речи, поэтому занятия должны быть регулярными.

Существует немало компьютерных программ, которые ориентированы на синхронизацию слухового и речевого центра ребенка. Например, малыш произносит слова, а программа в это же время задерживает записанную речь на доли секунды. В результате, он слышит свой голос, но с задержкой, и старается подстроиться под него. В результате, речь становится более плавной. При помощи других программ можно генерировать различные ситуации и эмоции, возникающие при разговорах.

Лечение при помощи медикаментов дает вспомогательный эффект. Врач назначает те препараты, которые нужно комбинировать с другими методами лечения. Например, ребенку могут быть прописаны медикаменты, блокирующие действие веществ, которые мешают стабильной работе нервных центров. Лечение может быть дополнено успокаивающими настоями.

  • Соблюдать распорядок дня. Детям в возрасте от 3 до 7 лет рекомендуется спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем, от 7 лет — 8-9 часов ночью и 1,5 часа днем. Смотреть телевизор перед сном не рекомендуется.
  • Создавать благоприятную психологическую обстановку. Не следует постоянно делать замечания и одергивать малыша — это вредит его психике. Также нужно исключить ссоры между взрослыми в присутствии ребенка. Не стоит показывать ему, что вы беспокоитесь из-за неправильной речи. Не торопите его при ответах на ваши вопросы и чаще хвалите.
  • Помогать ребенку в ежедневном общении. Он должен слышать от окружающих только правильную речь. Говорить нужно внятно и при этом ласково, ведь дети тут же подражают манере взрослых. Если у ребенка выраженное заикание, необходимо общаться с ним нараспев. Не стоит заставлять его проговаривать трудные для него слова по несколько раз.
  • Укреплять общее состояние здоровья. Родители должны всеми возможными способами ослабить нервное напряжение ребенка, исключить переутомление и нервирующие шумные «тусовки». Кроме того, рекомендуется закалять детский организм при помощи игр на улице, воздушных ванн, обтираний и т.д.

Если выявлен логоневроз — не повод паниковать. Напротив, нервное состояние взрослых может передаться малышу и обострить ситуацию. Следует поскорее обратиться к врачам, а затем тщательно выполнять все их предписания. Кроме того, дома нужно создать спокойную обстановку, которая поспособствует излечению. Помните, что ребенок должен поверить в то, что вылечится от заикания, а в этом, как нельзя лучше, помогут поддержка и доверие близких людей.

источник

Если начать лечение заикания у ребенка своевременно, можно добиться положительного результата. Побороть острую болезнь гораздо проще, чем хроническую. Решить проблему помогают логопед, психолог и врач-психоневролог вместе. Под их наблюдением ребенок должен находиться не только во время терапии, но и после нормализации состояния.

Заикание (или логоневроз) – это нарушение плавности речи и дыхания. Проявляется удлинением звуков, слогов или слов. Патология обусловлена судорогами мышц речевого аппарата, состоящего из гортани, языка и губ. Болезнь возникает спонтанно, а со временем усложняется. Речь становится нерешительной, с частыми остановками. Врачи отмечают, что повторение звука более 2 раз – это один из признаков проблемы.

В мире 2–3% детей страдают от патологии. Обычно первые симптомы появляются в возрасте 2–5 лет. Согласно статистике, мальчики заикаются в 4 раза чаще, т. к. эмоциональная сфера у них неустойчивая. Ее проявление усиливается в периоды адаптации к новым коллективам.

Различают такие виды судорог мышц речевого аппарата:

  • тонические – проявляются в напряжении и сложности преодолеть речевые сбои;
  • клонические – повторение некоторых слогов или звуков;
  • тоническо-клонические – сочетание первых двух видов.
Читайте также:  Адаптол заикание у ребенка

Причин появления заикания может быть несколько:

  1. Физиологические – логоневроз часто проявляется вследствие родовой травмы. Большую роль играет генетическая предрасположенность. Заболевания глотки, гортани, носа также часто выступают причинами возникновения патологии из-за нарушения подкорковых отделов мозга. Истощенная нервная система после перенесения сложных инфекционных болезней часто вызывает проблемы с речью.
  2. Психологические – сильное эмоциональное потрясение, детские страхи, нападение животных часто провоцируют проблемы с речью.
  3. Социальные – дефект проявляется из-за неправильного формирования речи ребенка. Когда он начинает быстро говорить, возникает нарушение произношения звуков. Несоответствие информационной нагрузки возрасту малыша также может вызывать логоневроз. Кроме того, болезнь появляется при слишком строгом отношении родителей к своему ребенку.

Нарушение речи особо проявляется при переутомлении, когда ребенок болеет. Имеют значение даже время года и питание малыша. Заикание учащается при росте зубов и в переходном возрасте.

При первых симптомах логоневроза следует немедленно принять меры. Они заключаются в таких действиях:

  1. Нужно обеспечить ребенку спокойствие, оградив его от стрессов.
  2. Малыш должен перестать посещать детские коллективы, если со стороны сверстников он получает насмешки. В противном случае возникнет комплекс, и справиться с проблемой станет сложнее. Некоторое время в дом не должны приходить гости.
  3. Можно сменить ребенку обстановку, отвезти его на курорт. Физические нагрузки на свежем воздухе пойдут малышу на пользу. Соблюдение режима дня будет способствовать выздоровлению (сон 8–9 часов, для детей дошкольного возраста – 10–11 часов ночью и 2 часа днем).
  4. Уменьшить речевую нагрузку.
  5. Нужно подобрать ребенку правильный режим питания. В него включают растительные и молочные продукты. Исключают копченую, острую, соленую, жирную, жареную пищу, а также шоколад, крепкий чай и кофе.
  6. Взрослым рекомендуется посетить семинар-практикум на тему лечения детского заикания.

Помочь ребенку справиться с патологией должны близкие люди. Для этого им нужно выполнять такие правила:

  1. Нельзя заострять внимание на проблеме, иначе может закрепиться условно-рефлекторное возникновение нарушения речи. Не нужно в присутствии малыша обсуждать причину развития болезни.
  2. Не надо проявлять к малышу слишком высокие требования, но и баловать его также не рекомендуется, тогда любой отказ будет для него психологической травмой.
  3. При общении с ребенком не стоит употреблять длинные предложения.
  4. Не нужно перебивать малыша, заставлять его произносить сложные слова и делать ему замечания.
  5. Рекомендуется больше хвалить ребенка, давать ему возможность высказаться.
  6. Близкие должны замедлять речь, т. к. дети повторяют действия взрослых. Если ребенку трудно начать говорить, надо помочь ему.
  7. Стоит исключить фоновое прослушивание телевизора и ограничить время проведения за компьютером. Запрещается читать малышу страшные сказки и книги, не соответствующие его возрасту.

При признаках логоневроза надо обратиться к специалисту. Чем быстрее он начнет лечение, тем легче будет добиться исправления речи.

Сначала осмотреть ребенка должен невролог. Он проведет диагностику и поставит точный диагноз. Если малыш заикается вследствие психической травмы, помогает избавиться от дефекта еще и психолог. Основное лечение берет на себя логопед, который имеет специально разработанную рабочую программу по коррекции заикания. Логопедические занятия помогают устранить дефект речи, сформировать технику дыхания и артикуляцию.

На основании сделанных выводов врачи подберут эффективный метод лечения. Иногда они советуют дополнительно пройти курс физиолечения.

Логопедические занятия помогут наладить правильное соотношение вдохов и выдохов, отрегулируют их ритм и темп, а также снизят судороги при произношении слов. Специалисты с этой целью часто используют комплекс А. Н. Стрельниковой, который отличается эффективностью. Он включает в себя такие упражнения:

  1. «Ладошки» – в положении стоя руки сгибают в локтевых составах, поднимают до уровня плеч, ладони выпрямляют и поворачивают их параллельно к полу. После этого делают резкий и шумный вдох, а ладони сжимают. Разжимают их при пассивном выдохе.
  2. «Погончики» – выполняют стоя, руки сгибают в локтях, а пальцы зажимают в кулаки. Производят вдох, выпрямляя руки, как будто отжимаясь. При медленном выдохе возвращаются в прежнее положение.
  3. «Насос» – в позе стоя, наклоняются вперед, округляя спину, а кисти направляют к полу. При глубоком вдохе наклоняются ниже, при выдохе возвращаются назад.
  4. «Обними плечи» – стоя, сгибают руки в локтях, поднимают их до уровня плеч, разводят в стороны, а пальцы зажимают в кулаки. Производят вдох и обнимают себя за плечи. Выдох медленный и спокойный, с одновременным разведением рук. При усложнении заданий голову закидывают назад, делая вдох.
  5. «Кошка» – становятся на четвереньки, делают резкий вдох, округляя спину и наклоняя голову. При пассивном выдохе выпрямляются.

Специалисты назначают массаж в качестве радикальной меры или дополнительной к общему курсу лечения. Исполнять его сначала должен специалист. После обучения родители могут самостоятельно производить его в домашних условиях. Эти манипуляции дают такой результат:

  • регулируют кровоснабжение речевого центра;
  • расслабляют мышцы;
  • стимулируют нужную область ЦНС;
  • укрепляют общее состояние ребенка.

Выполняют процедуру в убранном и проветренном помещении. Руки массажиста должны быть чистыми, а пальцы – без ногтей. Ребенка нужно максимально расслабить. Чтобы вылечить заикание, часто применяют два вида массажа. Они в совокупности дают хороший результат.

При выполнении манипуляций воздействуют на 17 биологически активных точек, отвечающих за работу речевого центра. Находятся они на лице, спине, ногах и грудной клетке. Один курс включает 15 процедур. За год нужно пройти его 4 раза. Первые манипуляции выполняют каждый день, остальные – через день.

Сначала правильно локализуют точки. При надавливании на определенные участки ребенок должен чувствовать дискомфорт (боль и ломоту).

Позы для выполнения массажа разные (соответственно месту воздействия):

  • сидя – точки 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 13, 16, 17;
  • лежа на спине или сидя – точки 9, 10, 11, 12, 14, 15;
  • лежа на животе – точка 6.

Техника выполнения заключается в следующих действиях:

  • подушечками пальцев надавливают на точки;
  • делают круговые движения по часовой стрелке (30 секунд);
  • прилагаемую силу постепенно увеличивают;
  • воздействие уменьшают, после чего возобновляют.

Первые дни массируют только 3–4 точки, а потом их количество постепенно увеличивают. При контакте на теле не должны появляться ямки. При улучшении состояния процедуры не прекращают, а продолжают их для закрепления результата.

Суть манипуляций заключается в воздействии на мышцы, отвечающие за деятельность речевого аппарата. Курс – 2–3 недели, при необходимости их периодически повторяют. Выполняют процедуры каждый день. Первоначально – на протяжении 5 минут, а потом время увеличивают до 20 минут.

Существует две позы для исполнения сегментарного массажа:

  • лежа на спине, с вытянутыми руками;
  • полусидя (кресло должно иметь высокий подголовник).

Процедуры совершают с помощью таких действий:

  • поверхностное поглаживание;
  • растирание;
  • разминание;
  • слабая вибрация;
  • усиленное нажатие.

Для устранения логоневроза врач рекомендует добавить к основной терапии медикаментозное лечение. Производится оно в сложных случаях и по назначению невролога. Врач может прописать:

  • витамины;
  • транквилизаторы – имеют сильное воздействие на нервную систему, детям до 6 лет их не назначают;
  • седативные средства (экстракт валерианы, пустырник);
  • противосудорожные вещества («Фенибут», «Эпилептал», «Пантогам»);
  • гомеопатия («Тенотен» детский);
  • ноотропные препараты («Пирацетам», «Актовегин») – таблетки применяют с целью торможения и подавления очагов возбуждения.

Медикаментозное лечение используют для детей в возрасте от 3 лет.

Сейчас существует много центров, которые предлагают такой метод коррекции заикания. Рекомендован он детям старше 11 лет. Признан очень эффективным. Вылечить логоневроз можно за 4–10 сеансов, за которые специалист определяет причины заболевания и исследует переживания ребенка.

Методика разработана для детей всех возрастных групп: дошкольников, младших школьников и подростков. Логопедические занятия предусматривают использование слов и фраз в сочетании с музыкой. Они позволяют выровнять темп речи, выработать ее связность и плавность.

Схема занятия должна выглядеть так:

  • пение (заикание при нем физически невозможно);
  • чтение стихов;
  • прослушивание классической музыки;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • мышечное расслабление;
  • артикуляционная гимнастика;
  • дыхательные упражнения.

Логоневроз лечится также с помощью современных способов. В доступе есть компьютерные программы, которые помогают избавиться от дефекта речи. Выделить можно такие:

  1. Speech corrector – с ее помощью добиваются синхронизации речевого и слухового аппаратов. В микрофон что-то говорят. Программа делает очень маленькую задержку голоса. Ребенок, который слышит речь позднее, старается подстроиться под нее.
  2. «Демосфен 07» – создает такие ситуации, как критика, гнев, возражение и т. д. Малыш должен отреагировать на определенные обстоятельства и дать ответ.

Наибольшая эффективность программ наблюдается на начальной стадии развития болезни. Результат виден через несколько месяцев после регулярных тренировок. Заниматься следует вместе с детьми.

Если ребенок заикается, борются с этим еще с помощью лекарственных растений. Народные средства заменяют определенные группы таблеток. Для устранения патологии используют такие средства:

  1. Ясенец белый – свежие цветы и листья заливают кипятком. Настаивают на протяжении 20 минут, после чего фильтруют. Жидкостью полощут рот до 5 минут. Глотать лекарство нельзя. Применяют несколько раз в день.
  2. Душистая рута – сушеное растение (5 г) заливают кипятком (0,5 л). Доводят до кипения, настаивают 5 минут и процеживают. Детям надо держать во рту настой. В сутки манипуляции выполняют 6 раз по 20 минут.
  3. Сок лимона (100 мг), калины (100 мг), немного сока шиповника и капусты, а также 200 г меда. Употреблять надо 2 раза в сутки по 1 ст. л. Заедать семечками и миндалем.
  4. Таблетку мумие смешивают с 1 ч. л. меда. Ребенок должен подержать вещество во рту, сколько сможет, не глотая его. Принимать лекарство надо в утреннее и вечернее время. Курс – от 4 месяцев до полугода. При необходимости этот курс повторяют после перерыва (до 2 месяцев).

Избавиться от патологии можно с помощью сбора трав. Часто используют такой состав: ромашка, валериана, крапива, мята. 0,5 ст. л. смеси заливают кипятком, настаивают ее на протяжении 15 минут и фильтруют. Средство употребляют 2 раза в день по 0,5 стакана. Курс – 1 месяц.

При применении народных средств стоит учитывать индивидуальную непереносимость у ребенка разных трав.

Благодаря этому методу успокаивают нервную систему и снимают напряжение мышц органов, которые отвечают за речь. Аромамасло капают на ватный диск и прикладывают к переносице. Манипуляцию совершают 4 раза в день.

Положительный эффект дает ванна с использованием ароматических веществ. Готовят ее следующим способом:

  • 0,5 стакана кефира;
  • несколько капель масла;
  • ванна с теплой водой (+38˚С).

Процедуру выполняют 7–10 дней.

Бороться с заиканием можно с помощью игры с песком (песочная терапия), водой или конструктором. Помогают рисование красками и лепка из пластилина (арт-терапия). Ребенок свои действия должен сопровождать комментированием, а также рекомендована для коррекции заикания игра в молчанку. Кроме того, малышу дают просматривать предметные картинки с использованием сначала сопряженной, а потом отраженной речи.

Существуют также авторские методики лечения заикания. Часто их разрабатывают люди, которым самим удалось преодолеть этот дефект речи. Профессор Андронова-Арутюнян предлагает упражнение «Игра на пианино». Она поможет синхронизовать работу ведущей руки и речевого аппарата. Для этого кисть укладывают на колено, а пальцы немного сжимают. При произношении первого слога большой палец прижимают к ноге и удерживают. На каждом слоге прижимают поочередно другие пальцы. Эта игра способствует замедлению речи.

Стоит заняться общим укреплением организма ребенка. Прогулки, закаливание и физическая активность пойдут малышу на пользу.

Лечение заикания у детей на ранней стадии проходит намного проще. Не стоит рассчитывать на то, что получится быстро победить логоневроз. Сложность процесса заключается в систематичности процедур, а также в выполнении их на протяжении длительного периода.

Стоит учитывать, что при возникновении новой стрессовой ситуации симптомы могут возобновиться.

источник

Заикание – это стойкий и частый речевой дефект, который встречается у человека в раннем возрасте. Чем быстрее выявиться заболевание, тем проще его будет лечить. Происходит лечение комплексно и имеет в себе сразу несколько методик. О логоневрозе, его причинах методиках борьбы с недугом пойдет речь в статье.

Читайте также:  Актерское мастерство от заикания

Логоневроз у детей – это нарушение речи, которое проявляется как судорожные, хаотические ее задержки, повторение звуков или затяжное их произношение. Это форма заикания, которая проявилась на фоне невроза.

К основным симптомам логоневроза относят:

  • Характерная тревожность.
  • Страхи ночью.
  • Частые прерывания ночного сна.
  • Энурез.
  • Ускоренное сердцебиение во время разговора.
  • Тремор рук.
  • Повышенная потливость.
  • Волнение.

Внешне, заболевание у детей протекает также как и в зрелом возрасте. Речь ребенка начинает запинаться, заметны судороги речевого типа, паузы во время голосовых предложений или повторение одних и тех же слов, звуков. Дыхание во время логоневроза поверхностное, не имеет регулярности – больной разговаривает только на вдохе или после полного выдоха.

Врачи-логопеды разделяют эту болезнь на два вида:

  1. Логоневроз тонического типа – во время речи проявляются длинные паузы, звуки затяжного типа.
  2. Клонического типа – во время предложений происходит повтор слов или звуков.
  1. Легкая. Наличие запинок и повторений во время разговора.
  2. Средняя. Выраженные заикания во время диалога.
  3. Тяжелое. Сильные заикания, которые сопровождаются судорогами на лице, губах, гортани.

Причинами развития логоневроза у детей могут быть психическими, физическими или социальными.

Физиологические причины развития логоневроза у ребенка могут быть связаны с проблемами в работе нервной системы, травмой полученной во время родов, а также плохой наследственностью.

В некоторых случаях, развитие болезни по физиологическим причинам может быть связано с органическими нарушениями отделов мозга находящимися под его корой.

Речевые проблемы могут сопутствоваться наличием заболеваний органов, которые связанны с речью или травмой нервной системы по причине перенесения рахита, тифа или кори.

Причины психологического характера связаны с эмоциональным состоянием ребенка. Развитием логоневроза могут послужить сильными эмоциональными потрясениями. Во время возбуждения, мозг человека начинает работать быстрее, чем его речевой аппарат.

Развитие заикания может сопутствоваться такими факторами:

  • страх перед громкими звуками;
  • темнота;
  • наказания.
  • потерей близких в раннем возрасте.
  • одиночество.
  • страх перед поведением животных.

Если взрослые должны образом не участвовали в формировании речи ребенка, то у него могут возникнуть такие проблемы как:

  1. Скороговорение.
  2. Нарушения произношения звуков.
  3. Речь на выдохе.
  4. Чрезмерная строгость родителей во время воспитания.
  5. Непроизвольные подражания заикающимся звукам.
  6. Непроизвольное копирование заикания.

Социальной причиной возникновения болезни может быть изучение 2-3 языков в раннем возрасте.

Логоневроз у детей лечат при помощи логопедических занятий, дыхательных гимнастик, специальных массажей, компьютерных программ и медикаментозного лечения.

Занятия логопедического типа это проведение комплексных упражнений, которые подбираются к каждому ребенку в отдельности. После того как врач выявит степень логоневроза, он выбирает для пациента комплекс занятий, которые помогут нормализовать речь.

Упражнения дыхательного типа проводятся с пациентом, основываясь на методиках А. Стрельниковой. Во время их выполнения, ребенку разрешают сидеть или стоять. Вдохи необходимо вделать резко, выдохи плавно и не быстро. К таким упражнения относят:

  • Кошка. Каждое приседание сопровождается поворотами корпуса. Во время выпрямление пациент должен желать вдох, во время приседания — выдох.
  • Насос. Глубокие и медленные вдохи и выдохи с вытягиванием губ в форме дудочки.
  • Уши. Наклонение головы до того, пока ухо не достанет плеча. Во время наклона производится вдох, во время выпрямления – выдох.
  • Ладони. Руки сгибаются в локтях в направлении ладонями к полу. ВО время выпрямления рук – спокойный выдох, исходное положение – быстрый вдох.

Во время проведения точечных массажей направленных на лечение логоневроза у детей происходят плавные и массирующие движения руками, которые воздействуют на края губ, областей носа, мочек ушей и подбородок. При массаже включается расслабляющая музыка или рассказываются добрые стихотворения.

Сейчас, популярны такие методы лечения детского заикания как использование компьютерных программ. Они одобрены множеством врачей со всего мира. Их используют для домашнего лечения детского логоневроза. Существуют такие компьютерные программы:

Медикаменты используют только в качестве вспомогательного метода лечения детского заикания. Их прием нужен для нормализации работы мозга, а также для исправления патологий в области работы ЦНС. Прием препаратом без проведения осинового лечения не несет положительных результатов.

Ребенку могут назначить такие лекарственные средства как:

  1. Препараты против судорог.
  2. Гомеопатические лекарства.
  3. Успокаивающие.
  4. Транквилизаторы.
  5. Ноотропы.

Логоневроз у детей можно предотвратить. Во время профилактики этого заболевания, ребенку, в обязательном порядке необходим правильный распорядок дня:

  • Время сна должно начинаться не позже чем с 21:00.
  • Систематический прием еды в установленные временные промежутки.
  • Наличие ежедневного дневного сна.

Ребенку нужно дать стабильность и предсказуемость во всех аспектах его жизни. Обеспечить его от стрессов и нервозностей во время дневных прогулок, пище, а также в развлечениях. Если вы собираетесь принять дома гостей, то нужно предупредить об этом ребенка заблаговременно. Следует исключить появления в доме людей, которые ему не приятные и шумные посиделки.

Детям с логоневрозом, которые ходят в детские сады или школы, нужно обеспечить средние нагрузки физического и умственного типа. Нельзя упускать период утомления малыша. Предлагайте ему отдых или смените его деятельность. Ребенок может заикаться из-за того что ходит сразу в несколько художественных или спортивных кружков, или от него требуют высоких результатов в плане обучения.

Каждый опекун должен обеспечивать своего ребенка снятием напряжения и беспокойства, когда они у него проявляются. Следует начинать с теплых ванн в вечернее время. Добавляйте в воду лаванду, сосну или мяту. Они способствуют успокоению центральной нервной системы.

Детям редко назначают для лечения логоневроза медикаментозные препараты. Советуется прибегнуть к помощи седативных средств: мяты, и других отваров и настоев, собранных из натуральных растений.

Эффективны массажи, во время которых происходит растирание и поглаживание чувствительных зон, теплый свет, спокойная музыка и чтение спокойных и добрых сказов на ночь, в которых должен присутствовать хороший конец.

источник

От заикания (или логоневроза) страдает 6% мальчиков и девочек. Чаще всего патология проявляется в возрасте от 2 до 5-6 лет. В лечении заикания принимают участие логопед, невролог, психолог.

Заикание представляет собой речевое нарушение, которое характеризуется задержкой или повторением звуков. У ребенка появляются голосовые судороги или спазмы. Они бывают:

  • Тонические.
    Повышается мышечный тонус органов, участвующих в артикуляции: языка, губ, щек. Рот в это время слегка приоткрыт или полностью сомкнут. Внешне это проявляется в виде длительной паузой или протяжным «растягиванием» звука.
  • Клонические.
    Мышцы речевого аппарата ритмично сокращаются.

У одного больного наблюдается чередование тонических и клонических судорожных сокращений речевых мышц.

Логоневроз у детей влияет на коммуникативную и выражающую функции речи. При этом нарушается общая моторика, страдает психическое и физическое здоровье. Заикание затрудняет развитие дошкольника, общение со сверстниками, социализацию в детском учреждении.

К возникновению логоневроза приводят физиологические и психологические факторы. К физиологическим причинам относятся:

  • Генетическая предрасположенность. Если кто-то из родителей, бабушек или дедушек заикается, то риск возникновения такого дефекта увеличивается.
  • Внутриутробное поражение. Тяжелые роды, гипоксия, родовые травмы, недоношенность негативно влияют на речь малыша.
  • Черепно-мозговая травма, нейроинфекция. Патология головного мозга приводит к нарушению речевых функций.
  • Болезни органов речи: носа, носовой полости, глотки, гортани. Способствуют расстройству артикуляции.
  • Повышенная судорожная активность и лабильность нервной системы. Раздражение речевого центра провоцируют приступ мышечных сокращений языка, губ.

Если ребенок заикается из-за органических причин, то в первую очередь, ему необходимо лечение у невролога. Восстановление нормального взаимодействия мозга и органов речи поможет избавиться от заболевания, предотвратит развитие невроза.

Психологическими факторами заикания являются:

  • Неблагоприятная обстановка в семье.
  • Излишняя требовательность.
  • Копирование речи заикающегося взрослого.
  • Конфликты со сверстниками.
  • Сильный испуг, стресс.

К развитию логоневроза также приводят недостаток родительского внимания, раннее изучение иностранных языков.

Логоневроз делится на несколько видов в зависимости от причин, степени тяжести, характера течения.

В зависимости от причины выделяют два типа логоневроза:

  • Невротический.
    Дефекты речи появляются после психологически травмирующих ситуаций.
  • Неврозоподобный.
    Возникает на фоне органического поражения головного мозга.
  • Смешанный.
    Ребенок начинает заикаться только после психоэмоциональных событий. До этого его речь соответствует возрастной норме.

По степени тяжести заикание бывает легкой, средней или тяжелой степени. Легкая степень появляется только при некомфортных условиях. При средней стадии возникает значительная неуверенность и страх речи. Тяжелая форма характеризуется стойкими прогрессирующими речевыми нарушениями.

По характеру течения выделяют несколько типов логоневроза:

  • Волнообразный.
    Протекает с периодами улучшения и ухудшения.
  • Стационарный.
    Речевые проблемы проявляется постоянно.
  • Реградиентный.
    Самостоятельно исчезает после лечение патологии головного мозга.
  • Проградиентный.
    При хроническом течении основного заболевания заикание прогрессирует.
  • Рецидивирующий.
    Чередуются периоды нормальной и патологической речи.

Вид и характер заикания определяет логопед и невролог. Лечение зависит от формы логоневроза.

Дефект речи у ребенка диагностируют следующими методами:

  • Сбор анамнеза.
  • Оценку голоса, моторики, артикуляции. Выявляют удлинение слов, дублирование слогов, спазм речевой мускулатуры.
  • ЭЭГ, РЭГ, МРТ или УЗ исследование головного мозга. Выполняют для изучения органической причины патологии.

При обследовании детей с заиканием оценивают фонематический слух, наличие активных слов, точность произношения слогов.

При выявлении первых симптомов нужно обратиться к неврологу и логопеду. Невропатолог выявит причину и форму заболевания: физиологическую или органическую.

Логопед-дефектолог во время разговора научит малыша правильно произносить звуки, выговаривать слова. Иногда может понадобиться консультация психолога или психотерапевта.

Для того, чтобы вылечить логоневроз у ребенка необходимо применять комплексную терапию. Она включает в себя:

  • Лекарственные препараты.
  • Психологическую коррекцию или психотерапию.
  • Физиотерапевтическое лечение, массаж.
  • Занятия лечебной физкультурой.
  • Логопедические упражнения.

Медикаментозное лечение улучшит мозговую деятельность, когнитивные функции, работу речевого центра. Назначенные специалистом упражнения «поставят» правильную интонацию, научат выговаривать слова. Работа с психотерапевтом укрепит нервную систему, избавит ребенка от невротического заикания.

При проблемах с речью назначают ноотропные, седативные или противосудорожные препараты. К ноотропам относятся пирацетам, фенотропил, луцетам. Они усиливают кровоснабжение головного мозга, улучшают доставку к нему питательных веществ и кислорода.

Успокоительные или седативные лекарства (тенотен, экстракт валерианы) уменьшают возбуждение нервной системы. Показаны гиперактивным, эмоциональным детям. Их применение избавляет дошкольника от переживаний, нормализует сон.

Противосудорожные средства замедляют проведение импульсов по нервным волокнам. Малышам обычно назначают фенобарбитал, карбамазепин в терапевтических дозировках.

Применяют следующие виды логомассажа:

  • Точечный.
    Воздействие на определенные точки нормализует речевые функции.
  • Сегментарный.
    Массируют сегменты, отвечающие за речевую деятельность.
  • Зондовый.
    Осуществляется при помощи специальных инструментов – зондов.

Массаж нужно выполнять регулярно. Он снимает напряжение речевой мускулатуры, улучшает работу центра речи в головном мозге. Логомассаж необходимо делать при всех видах речевых нарушений.

К методу народной медицины относится лечение травами. Для избавления от заикания применяют:

  • Пустырник. Готовят настойку самостоятельно или покупают в аптеке.
  • Мяту. Делают отвар или добавляют в чай.
  • Сбор сухой валерианы, ромашки и мелиссы. Заваривают, дают выпить три раза в день.

Только травами вылечить логоневроз невозможно. Использование лекарственных сборов рекомендуется сочетать с другими вариантами лечения.

При выявлении логоневроза запрещается делать замечания, акцентировать внимание на дефектах речи. Не нужно прилюдно стыдить малыша, заставлять повторять слоги и звуки. Это ухудшает течение заболевания: дети стараются меньше говорить, избегают контактов со сверстниками.

В этот период не рекомендуется учить иностранный язык, смотреть телепередачи, читать агрессивные сказки. Не стоит обсуждать дефект ребенка в присутствие других детей и взрослых.

Для лечения заикания в домашних условиях используются следующие методики:

  • Нормализация темпа речи.
  • Массаж лица и языка.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Совместное чтение книг, пересказ стихов.

Родители должны создать благоприятную психологическую обстановку в доме. Ссоры и скандалы провоцируют обострение логоневроза. Соблюдение режима дня, полноценный ночной сон нормализуют физическое состояние, укрепляют нервную систему. На время лечения ограничивают посещение садика или школы, развлекательных мероприятий. Важно не допускать переутомления и перевозбуждения малыша.

При появлении дефектов речи нужно немедленно обратиться к врачу. Раннее выявление и лечение помогут полностью избавиться от заикания. Ребенок нормально социализируется в обществе, будет вести полноценную жизнь.

источник