Меню Рубрики

Заикание у детей куда обратиться

В некоторых случаях, достаточно редко, дефект речи может устраниться самостоятельно, но в подавляющем большинстве необходима помощь грамотного специалиста и даже не одного. Так, проблемой заикания занимается логопед вместе с такими врачами, как психолог и невропатолог.

Наиболее эффективным лечением речевого дефекта врачи считают проведение его в раннем возрастном периоде. Родители должны своевременно обратиться за помощью к квалифицированному специалисту, поскольку данный речевой изъян оказывает негативное влияние на психику ребенка и значительно мешает нормальному общению со сверстниками.

Заикание занижает самооценку у детей, что в дальнейшей жизни спровоцирует явные психоэмоциональные нарушения и, как следствие, общественную невостребованность и низкий уровень жизни.

Заикание может проявляться следующими эпизодами в произносимой ребенком речи:

неоднократное повторение слогов;

частые остановки во время произношения одного слова или фразы;

патологически измененная мимика при выговаривании каких-либо букв, особенно согласных;

повышенная нервозность во время речи;

частое употребление однообразных звуков при выговаривании разных слов и словосочетаний;

явные чрезмерные усилия во время произношения.

Врач, лечащий заикание, в некоторых случаях выявляет дефект речи только тогда, когда ребенок или подросток нервничает. Ситуация особенно усугубляется при публичном выступлении, знакомстве и общении с незнакомыми людьми или телефонном разговоре. Нервозность в разы повышает непроизвольные сокращения мышц, участвующих в акте воспроизведения речи.

Врачи во время диагностики заикания определяют несколько причин его появления. Разделяют речевые дефекты, возникшие по какой-либо физиологической причине, из-за психических расстройств и связанные с социальным фактором. Определить, что именно повлекло развитие судорог мышц речевого аппарата, сможет только опытный и хороший специалист в данном вопросе.

Лечение заикания у детей проводит логопед и врач психоневролог, которые определяют следующие физиологические причины:

  • родовая травма, что обуславливает наличие патологий нервной системы;
  • наследственность, которая играет немаловажную роль;
  • вредные привычки матери во время вынашивания беременности;
  • травмы головы и позвоночника;
  • врожденные патологии органов речевого аппарата;
  • функциональные заболевания носоглотки;
  • поражения центральной нервной системы вследствие инфекционных болезней;
  • тяжелая форма рахита.

При выявлении такого этиологического фактора могут понадобиться консультации определенных специалистов, то есть отоларинголога, невропатолога и даже нейрохирурга.

Психологическое воздействие на незрелую психику малыша в большинстве случаев приводит к возникновению заикания. Врачи и психологи называют наиболее частые факторы, провоцирующие судороги мышц аппарата речи у ребенка, то есть такие:

  • внезапная стрессовая ситуация;
  • различные фобии (страх темноты или ожидаемого наказания);
  • обида на кого-либо в семье;
  • расставание с близкими;
  • сильный испуг малыша (гром, собака) очень часто заставляет родителей узнать, к какому доктору идти при заикании.

Развитие заикания из-за воздействия мощного психологического воздействия требует обязательной консультации врача психолога или психотерапевта.

Социальный фактор, спровоцировавший заикание у ребенка, может быть одним из следующих:

  • особенности воспитания (излишняя строгость и требования к ребенку);
  • возможны подражания ребенка близким людям с подобным дефектом речи, то есть заикание в данном случае не считается истинным, что опытный врач обязательно определит;
  • чрезмерная нагрузка на речевой аппарат малыша (изучение языков, объемные тексты для чтения вслух);
  • недостаток внимания родителей к становлению речи ребенка;
  • новое окружение, например, при поступлении в детский сад и школу или смена детских коллективов;
  • новое место жительства, то есть переезд семьи.

Родители должны помнить, что какова бы ни была причина патологического воспроизведения речи у ребенка, заикание лечит врач, используя современный подход и эффективные методики. Самолечение и игнорирование проблемы в большинстве случаев усугубляет ситуацию и делает невозможным восстановление нормальной речи.

Лучше всего с заиканием обращаться к врачу в раннем возрасте, то есть с момента выявления проблемы. В современном мире большинство врачей полагают, что заикание вполне можно вылечить, но в успехе лечения задействовано очень много общих усилий медицинских специалистов и родителей. Следует отметить, что основную миссию врачи возлагают на родителей, но под своим руководством.

Благоприятная психоэмоциональная обстановка, должное внимание к малышу в плане общения и разговорной речи, проведение рекомендованных занятий в домашних условиях станут повседневными обязанностями родителей.

Врачи, в свою очередь, работают сообща, то есть в процессе обязательно принимают участие логопед и психотерапевт.

Заикание врачи лечат, используя следующие современные методы:

специализированные логопедические занятия;

дыхательная гимнастика, укрепляющая мышцы речевого аппарата;

Основной врач по заиканию называется логопедом, он ведет прием пациентов с соответствующими проблемами на базе поликлинических отделений или в частном кабинете.

Сохраните ссылку, или поделитесь полезной информацией в соц. сетях

источник

Заикание — нарушение речи, которому характерно повторение звуков, слогов и слов или их долгое удлинение. Как всем известно, заикание лечится, причем довольно успешно.

Что делать если ребенок стал заикаться, как ему помочь, как излечиться от заикания во взрослом возрасте, какой врач лечит и как избавиться от проблемы самостоятельно? О наиболее распространенных методах лечения заикания (логоневроза) у взрослых, детей и подростков мы расскажем в данной статье.

Специалисты и ученые до сих пор спорят о причинах возникновения недуга у взрослых и детей и к единому выводу так и не пришли.

Однако основными причинами появления данного заболевания принято считать:

  • Генетическая предрасположенность. Если у одного из родителя малыша был поставлен диагноз логоневроз, то, вероятнее всего, у ребенка также будет данная форма болезни;
  • Состояние нервной системы. Если у человека нестабильное состояние нервной системы, то есть большая вероятность развития нарушения речи;
  • Особенности становления речи. Если в детстве ребенок слышал заикание в речи родителей, возможно, с процессом роста ребенка будет развиваться и нарушение речи малыша;
  • Психические расстройства.
  • Это четыре основные причины возникновения заикания у детей и взрослых. На самом деле их намного больше, но подтверждений того, что они верны, нет.

    Что делать, если ребенок или подросток начал заикаться или сильно заикается, куда обратиться? Какой есть врач или специалист, который лечит заикание у детей и взрослых, занимается его коррекцией?

    Именно врач невропатолог сможет определить причины, которые привели к нарушению речевой функции. К тому же, он определит, какой формой заболевания страдает человек: органической или функциональной.

    Для этого специалисту необходимо будет провести ряд исследований головного мозга и центральной нервной системы.

    Если обнаружится отклонение, будет поставлен диагноз органическая форма логоневроза. В случае, если патологий не будет, специалист диагностирует невротическую форму заикания. Такая форма болезни встречается намного чаще и причины возникновения у нее намного обширнее.

    К какому еще врачу обратиться, если ребенок начал заикаться? Опираясь на заключения невропатолога, психиатр должен назначить медикаментозное лечение.

    Пройдя курс лечения назначенными лекарственными препаратами, речевое воспроизведение станет немного лучше. Стоит отметить, что одни таблетки не помогут избавиться от логоневроза.

    Чаще всего медикаментозного лечения недостаточно для лечения заикания. Также следует проработать со специалистом психоэмоциональные реакции, коммуникативные навыки, а также подкорректировать произношение.

    При лечении заикания также необходимо обратиться за помощью к психологу. Врач, лечащий заикание, поможет выявить первопричину развития логоневроза, а также частично избавиться от болезни.

    Логопед поможет правильно дышать при речевоспроизведении, правильно поставит звуки, научит правильно расставлять паузы во время диалога.

    Логопед будет работать над устранением первичных и вторичных нарушений речевой функции.

    Проходит ли заикание с возрастом? Если верить статистике, у 89% детей заикание проходит само, остальным же 11% необходима помощь специалистов. Если вы заметили в речи своего ребенка повторение слогов, букв или слов, то не стоит откладывать подход к врачу.

    Даже если речевое нарушение пройдет само, нет гарантий возникновения ремиссии. Интересный факт, четыре из пяти заикающихся людей — лица мужского пола.

    Считается, что состояние центральной нервной системы у девочек намного стабильнее, поэтому они страдают от данного заболевания намного реже.

    Что же касается взрослых? Да, у взрослого человека невротическое заикание вполне может пройти само, без помощи специалиста, но никто не знает, через какой промежуток времени это произойдет. Легче стать на тропу излечения раньше, чем ждать самоизлечения.

    Данной болезни следует уделять должное внимание. В случае диагностирования органической формы заикания, необходимо наблюдаться у специалиста и проходить обязательный курс лечения в соответствии с принятыми в науке методами и мерами.

    Стоит запомнить, что любая форма заикания лечится в любом возрасте. Главное подобрать правильную методику излечения, и приложить немного усилий для достижения поставленной цели.

    Можно ли перестать заикать, как избавиться от заикания раз и навсегда? Нет, навсегда вылечить заикание в принципе нельзя.

    Можно адаптироваться к общению с людьми, научиться говорить без запинок и долгих пауз, побороть собственные страхи и комплексы, принимать таблетки, назначенные специалистом, но вылечить заикание навсегда невозможно.

    Следует тщательно подойти к выбору врача, практиковаться и улучшать навыки владения речью, приложить определенные усилия, и тогда вы добьетесь значительных речевых улучшений.

    Комплексный подход к лечению данной болезни подразделяется на две составляющие его части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-воспитательную.

    Основными задачами такого рода работы являются:

    1. Укрепление центральной нервной системы и ее оздоровление.
    2. Лечение патологических отклонений.

    Для избавления пациента от речевого дефекта необходимо создать благоприятную окружающую среду, организовать правильный распорядок дня, ввести правильное питание, разработать лечебную физическую активность, ввести в режим дня закаливания, а также медикаментозное лечение лекарственными препаратами.

    К примеру, для заикающегося человека необходимо создать располагающую к лечению обстановку в доме. Этот пункт довольно важен, так как если ребенка или взрослого человека угнетает нахождение в доме, или же на него кричат, то это может лишь усугубить речевой дефект.

    Учеными доказано, что чередование различных видов деятельности улучшает состояние центральной нервной системы. Занимаясь разными делами, человек будет проявлять интерес к своей работе. Не стоит забывать и об отдыхе.

    Режим дня должен быть четко распланирован и грамотно составлен. Большое значение в лечении играет сон. На него нужно уделять достаточное количество времени для того, чтобы нервная система смогла расслабиться.

    В распорядке дня заикающегося человека также должны быть закаливания, прогулки на свежем воздухе. Они позволяют повышать обмен веществ в организме, а также дают отдохнуть нервной системе. Все виды закаливания должны назначаться строго специалистом с учетом индивидуальных характеристик пациента.

    Важным компонентом комплексного метода является медикаментозное лечение. Оно приводит в норму работу центральной нервной системы, ослабляет судороги речевого аппарата. Также важно не забывать пить витамины, так как они тоже участвуют в обмене веществ организма.

    Соблюдая ряд основных правил закладывается очень хорошая база перед началом исправления речевого дефекта с логопедом.

    Коррекционно-воспитательная часть комплексного лечения заикания представляет собой занятия с логопедом. Специалист будет работать над нормализацией речевого дыхания, умением говорить размеренно.

    Как отучить ребенка заикаться, что нужно сделать, чтобы говорить не заикаясь и не запинаясь, как быстро избавиться от заикания и запинания в речи подростку и вылечиться взрослому человеку?

    Выбор методики лечения речевого дефекта основывается на индивидуальных характеристиках человека, его возрасте, а также степени и форме болезни. Ниже будет представлено описание методик лечения заболевания.

    Как справиться с заиканием, преодолеть проблему, отучиться заикаться? Существует огромное множество авторских методик для борьбы с данным речевым дефектом.

    Самая знаменитая из них — методика врача Смирновой. Суть лечения такова: логопед проводит с заикающимся ребенком по 20 минут занятий в день (желательно в утреннее время) в игровой форме.

    Занятия должны начинаться с проведения разминки для кистей рук. Затем происходит расслабление мышечного тонуса, развивается двигательная и речевая координация, а в последнюю очередь развивается чувство ритма и темпа.

    Стоит отметить, что данная методика коррекции, устранения и преодоления заикания практикуется только на детях дошкольного возраста.

    Как бороться с заиканием у взрослых, излечить у подростка? Одним из способов избавления от заболевания является гипноз. С давних времен ему уделяют отдельное место в борьбе с недугом.

    Во время проведения процедуры человеку гипнозом снимают спазм речи. Гипноз не помогает избавиться от заикания полностью, а лишь не утратить полученный результат.

    Специалисты утверждают, что для того чтобы лечение было наиболее эффективным, необходимо принимать лекарственные препараты: Фенибут, Афобазол, Нейробион, Эглонил, Цитолопрам.

    Точные названия таблеток и дозы должен назначить врач. Не занимайтесь самолечением!

    Как еще побороть и устранить заикание? Лечение пациента с применением различных сигналов и токов затормаживает процесс заикания. Одним из таких методов лечения является метод ритмизации.

    Так, пациент надевает наушники, которые позволяют ему слышать свою речь более громкой, поэтому человеку приходится говорить тише, что благоприятно сказывается на лечении заикания.

    Как еще перестать заикаться взрослому, избавить ребенка от заикания? Биологически обратная связь (далее — БОС) позволяет человеку видеть как работает его организм. С помощью БОС происходит правильная коррекция речи и ее недостатков, а также ее совершенствование.

    Данный метод включает в себя умение правильно дышать при речи, членораздельно говорить, формирование навыков слитной плавной речи.

    Как исправить заикание у взрослых, что поможет убрать недуг у детей? Физиотерапевтические методы улучшают и стабилизируют работу нервной системы, улучшают психоэмоциональное состояние ребенка.

    При заикании у ребенка и взрослого врачом могут быть назначены такие процедуры, как:

    • лечебный электрофорез;
    • электросонтерапия;
    • ванны с азотом, йодом и бромом;
    • иглорефлексотерапия;
    • аэротерапия;
    • лечебный массаж.
    • аэротерапия;
    • дарсонвализация шейного отдела.

    Ученые доказывают, что причины заикания кроются:

    • в нарушении координации движения мускулов, отвечающих за речь;
    • в нарушении обратной связи со стороны слуха;
    • в недостаточном контроле центральной нервной системой речевой функции.

    Эти проблемы с успехом решают остеопаты. Как происходит лечение заикания у ребенка и взрослого остеопатом? Врачи:

    • снимают возбуждение нервной системы;
    • убирают судороги речевых центров;
    • выявляют и решают проблемы речевых мускулов;
    • снимают нервные тики.

    После устранения с помощью остеопатии причин возникновения заикания, обычно болезнь проходит.

    Невозможно выбрать какую-либо одну методику лечения данной речевой болезни, так как именно совокупность всех подходов и желание избавиться от недуга могут помочь добиться значительных результатов.

    Что можно делать самостоятельно для устранения, исправления заикания у детей, преодоления проблемы у взрослых?

    В первую очередь, в доме необходимо создать благоприятные условия для лечения человека от заикания. Нужно меньше подвергать больного стрессу.

    Также на пользу пойдут дыхательные упражнения. Можно попробовать выучить скороговорки и периодически проговаривать их вслух. Отличным способом станет пение.

    Чем младше больной, тем лучше будет прогноз полного излечения. В 98% случаев людям удается избавиться от болезни. Остальным 2% везет меньше — они либо так же продолжаю заикаться, либо небольшие улучшения в их речи присутствуют.

    Рецидив данного заболевания вполне возможен, но встречается не так часто. Главной и основной причиной рецидива заикания является сбой в работе нервной системы, который, опять же, необходимо лечить. Сбой может быть вызван сильными переживаниями или стрессом.

    Для того, чтобы снизить риск возникновения речевого дефекта у ребенка, необходимо соблюдать гармонию и спокойствие в семье. Родители не должны кричать, поднимать руку на своего малыша.

    Как мы знаем, ребенок берет пример со своих родителей, поэтому важно, чтобы их речь была грамотной, четкой и плавной.

    Читайте также:  Отливание на воск от заикания

    Для взрослых хорошим предупреждением заикания станет чтение стихов вслух. Важно при этом соблюдать интонацию, звуки препинания и правильное дыхание.

    Теперь вы знаете, что делать и к кому обращаться, если ребенок, подросток или взрослый начал заикаться, как научиться контролировать проблему и разговаривать, не заикаясь, как перестать запинаться и заикаться при разговоре.

    В случае, если вы у себя или вашего ребенка заметили склонность к заиканию, то временить с посещением врача не следует.

    Специалист порекомендует вам действенные подходящие методики лечения данного заболевания. Приложив немного усилий, ваша речь станет намного чище и четче.

    О причинах и способах избавления от заикания у взрослых и детей, расскажет видео:

    Заикание или логоневроз — проблема произношения, с которой сталкиваются около 15% детей и взрослых. Заболевание характеризуется спазмическими остановками речевого потока,…

    Заикание – комплексное нарушение речи, с трудом поддающееся медикаментозной коррекции. Для его лечения разработано множество методик, в том числе и…

    Заикание — это распространенное нарушение речи. Встречается как у детей, так и у взрослых. Проявляется обычно в 3 года. При…

    Заикание – это отклонение речи, сопровождающееся судорогой лицевых мышц, которое является заболеванием речевого аппарата. В зависимости от причин может относиться…

    Заикание – это распространенное нарушение речи, которое чаще всего диагностируют в детском возрасте. Терапия патологии основана на применении разных методов…

    источник

    Около 1 % взрослых и 3 % детей во всем мире страдают от заикания. Под этим расстройством понимают нарушение речи, которое характеризуется внезапными остановками, вынужденным повторением звуков или слогов. Причин заикания достаточно много. В основном они все связаны с патологическими изменениями нервной системы, с заболеваниями головного мозга. Иногда — с психологическими травмами. Избавиться самостоятельно от этой проблемы сложно. При появлении заикания у вас или вашего ребенка обращайтесь за помощью к специалистам.

    Судороги органов артикуляции приводят к возникновению заикания. Оно может проявляться по-разному. Однако всегда такая речь является непривычной для человеческого слуха. Основными симптомами заикания служат:

    • неуместные паузы;
    • повторы слогов, слов;
    • растягивание звуков;
    • нарушение темпа речи;
    • неожиданный подъем громкости при разговоре.

    Во взрослом возрасте дефекты речи могут также сопровождаться и другими проявлениями. Так, многие отмечают непроизвольные сокращения мышц лица, движения конечностей, нервные тики. Избавиться от симптомов заикания невозможно без устранения первопричины его появления. Самостоятельно можно только снизить частоту возникновения дефектов, наблюдающихся в речи.

    В современной медицине факторы, которые могут спровоцировать заикание, делят на две основные группы. К первой относят органические патологии, которые связаны с функциональными отклонениями в работе мозга. Ко второй — логоневрозы, не обусловленные физиологическими проблемами. К органическим нарушениям, которые являются причинами заикания, приводят:

    • родовые травмы;
    • тяжело протекающая беременность;
    • частые болезни в первые годы жизни;
    • травмы головы и контузии;
    • инсульты;
    • инфекционные заболевания;
    • опухоли головного мозга.

    Нередко причины речевых нарушений не связаны с физиологией. Внезапное потрясение, сильный стресс, глубокий эмоциональный шок, испуг могут повлечь за собой заикание. Если своевременно предпринять необходимые меры по устранению расстройств речи, от них можно избавиться. Отсутствие терапии, а также наследственная предрасположенность закрепляют патологию и делают ее трудноизлечимой.

    Как отмечают специалисты, мужчины более подвержены появлению заикания, чем женщины. Из 10 людей, страдающих таким расстройством, семеро являются представителями мужского пола. Кроме того, расположены к появлению дефекта левши. Эти факты позволяют говорить о связи между особенностями строения головного мозга и речевыми отклонениями.

    Лечение патологии в обязательном порядке должно включать не только симптоматическую терапию, но и меры по устранению причины. При возникновении заикания следует поможет:

    который проведет первичную диагностику. В случае необходимости он направит на прием к психиатру, психологу или логопеду.

    Обследование начинается со сбора анамнеза и анализа симптомов, наблюдающихся у пациента. Далее в обязательном порядке врач проводит опрос, в ходе которого он узнает:

    1. Когда впервые появились нарушения речи?
    2. Как часто они возникают?
    3. С чем они связаны?
    4. Были ли какие-либо сильные стрессы?
    5. Страдает ли кто-нибудь из ближайших родственников от подобных расстройств?

    Диагностика заикания может также включать в себя различные инструментальные процедуры, которые подтвердят или исключат патологии головного мозга и нервной системы. Так, повсеместно применяют УЗИ, магнитно-резонансную и компьютерную томографию. Кроме того, нередко используют реоэнцефалографию и ЭЭГ. Это необходимо для того, чтобы лечение было максимально эффективным.

    Терапия, которая назначается больным, страдающим от заикания, исходит из вида заболевания. Вне зависимости от того, чем обусловлено появление нарушений, всем пациентам назначают посещение логопеда. Это могут быть индивидуальные или групповые занятия, направленные на исправление артикуляции. Если заикание является логоневрозом, также показаны:

    При физиологической природе дефекта применяют прием лекарственных препаратов (спазмолитиков, транквилизаторов). Помимо этого, назначают иглоукалывание, физиотерапию, массажи, психотерапевтические методы, к примеру, гипноз. Для достижения максимального эффекта от лечения врачи рекомендуют:

    • выполнять дыхательную гимнастику;
    • избегать конфликтов, стрессовых ситуаций, перенапряжений;
    • получать умеренные физические нагрузки;
    • чаще гулять на свежем воздухе;
    • соблюдать правильный режим питания и сна.

    Только комплексная терапия и совместные усилия пациента и врача помогут избавиться от заикания. Длительность лечения зависит от индивидуальных особенностей больного, его возраста, а также того, насколько рано были предприняты меры.

    Врачи выделяют четыре основных этапа развития заикания. На последних стадиях справиться с нарушениями достаточно сложно. Именно поэтому советуют начинать лечение патологии как можно раньше.

    Так, первая фаза заикания характеризуется кратковременными эпизодами нарушения речи. При этом чувство страха или смущения отсутствуют. Проблемы чаще всего связаны с произнесением союзов, предлогов и других кратких частей речи. Во второй фазе количество эпизодов повышается. Проблемы возникают с многосложными словами. Напряжение или смущение отсутствуют.

    Третий этап характеризуется закреплением нарушений. Так, трудности появляются уже с применением определенных слов, в то время как другие произносятся без труда. Четвертая фаза — последняя — имеет свои характерные черты. К трудностям в разговоре добавляются и психологические нарушения:

    • человек обращает внимание на реакцию окружающих на его заикание;
    • пациент испытывает страх перед общением, особенно перед публичными выступлениями;
    • появляются постоянные попытки заменить труднопроизносимые слова, что приводит к вынужденным паузам при разговоре.

    На фоне этих проявлений нередко возникают физиологические признаки заикания. Это нервные тики, сильно выраженная жестикуляция, непроизвольные движения рук, ног.

    Отсутствие лечения при заикании может повлечь за собой серьезные последствия. В первую очередь, нарушения речи могут служить сигналами о наличии патологий головного мозга. Избавиться от них достаточно сложно, а при несвоевременной терапии такие заболевания могут привести к серьезным психическим нарушениям, а также патологическим изменениям жизненно важных систем организма.

    Заикание также нередко становится причиной замкнутости, развития комплексов, ощущения ущемленности, раздражительности, пугливости. Нарушения речи у детей негативно сказываются на их социальной адаптации. Так, ребята, страдающие от заикания, могут чувствовать замкнутость, сложности при общении со сверстниками, чувство неполноценности, что может стать причиной развития серьезных комплексов, снижения обучаемости, появления сложностей с выбором работы.

    источник

    Если ребёнку меньше 5 лет, волноваться рано.

    Заикаться в раннем возрасте нормально. У ребёнка ещё не достаточно развит речевой аппарат, он не всегда контролирует дыхание и эмоции, мыслит быстрее, чем способен говорить, поэтому запинается, сбивается, проглатывает одни звуки, а другие повторяет по несколько раз.

    Медики утверждают Stuttering — Symptoms and causes , что такое возрастное заикание — совершенно естественная часть развития речи. И может продолжаться несколько дней или даже месяцев, но к 5 годам большинство детей успешно его перерастают.

    Тем не менее существуют вполне чёткие критерии, что проблема может выйти или уже вышла за пределы возрастной особенности.

    Обязательно посоветуйтесь с врачом, если ваш ребёнок заикается, вас это беспокоит и в анамнезе имеется один из следующих факторов How To Help Stummering Child риска:

    1. Семья. Ребёнок рискует сохранить заикание и во взрослом возрасте, если та же проблема наблюдается у кого‑то из его близких родственников.
    2. Возраст. Дети, которые начали заикаться в возрасте до 3,5 лет, почти наверняка перерастут эту речевую особенность. Если сложности с речью появились позже, стоит насторожиться.
    3. Продолжительность. Если заикание длится больше 6 месяцев, это однозначное показание для визита к врачу.
    4. Другие сложности с речью и пониманием. Заикание может быть одним из симптомов более серьёзных нарушений — того же СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) или минимальной мозговой дисфункции.
    5. Нарастание проблемы. Если случаи заикания по мере взросления не уменьшаются, а становятся чаще, это плохой признак.
    6. Сопутствующие движения. Ребёнок не просто заикается — у него подёргивается лицо, он делает движения руками и торсом так, словно пытается вытолкнуть из себя слова.

    Также стоит обратиться к терапевту или логопеду, если заикание:

    • Вызывает у ребёнка беспокойство или страх. Это проявится в том, что дети будут стараться избегать ситуаций, когда надо говорить.
    • Мешает ребёнку общаться в садике или на детской площадке.

    Если вы столкнулись хотя бы с одним из перечисленных выше пунктов, не медлите с визитом к специалисту. Это важно. Хотя чаще всего заикание проходит само собой, иногда оно может быть симптомом крайне неприятных и даже смертельно опасных заболеваний.

    Вот наиболее распространённые причины How To Help Stummering Child заикания у детей.

    Как мы уже сказали, некоторое время заикаться в возрасте младше 5 лет естественно. С мальчиками такое происходит в 3–4 раза чаще, чем с девочками.

    У 60% заикающихся людей есть близкий родственник, который страдает тем же речевым нарушением.

    Это может быть, например, врождённая слабость речевого аппарата (он включает в себя губы, язык, нёбо, гортань, челюстные и ротовые связки и мышцы). В таком случае детям физически сложно говорить: они быстро устают, начинают задыхаться, не успевают вовремя придать языку и губам нужную для произнесения того или иного звука позицию.

    Заикание у детей может быть следствием:

    • внутриутробных и родовых травм;
    • заболеваний и нарушений в работе головного мозга;
    • черепно‑мозговых травм;
    • инсульта (да, у детей он тоже бывает, даже у совсем маленьких);
    • заболеваний эндокринной системы;
    • нарушений обмена веществ.

    Это, пожалуй, самая известная причина. Вы наверняка хотя бы раз слышали истории о мальчике, который начал заикаться, потому что испугался большой собаки. Или о девочке, посмотревшей не в меру страшный фильм.

    Страх — действительно мощный фактор в формировании заикания. Это переживание бьёт по нервной системе, ослабляет её и таким образом запускает механизм сбоя речи.

    Но нервную систему ослабляют и другие факторы:

    • ссоры и конфликты в семье, невольными участниками которых становятся дети;
    • отсутствие эмоционального контакта с родителями, неуверенность ребёнка в том, что его любят;
    • несоблюдение режима дня, общая бытовая неустроенность жизни;
    • травмирующие события, например, потеря любимого родного человека, переезд, резкая смена привычной обстановки;
    • избыточные интеллектуальные нагрузки — если мама излишне увлекается ранним развитием.

    Это зависит от причин. Чтобы установить их, педиатр проведёт осмотр ребёнка, заглянет в историю болезни, расспросит родителей об образе жизни, обстановке в семье. В некоторых случаях понадобится сделать анализы мочи и крови или пройти обследование у невропатолога.

    Если нарушение речи вызвано какой‑либо болезнью, ребёнка отправят к профильному специалисту, который поможет справиться с основным недугом. Также, возможно, педиатр порекомендует обратиться к психотерапевту.

    Однако ведущую роль в коррекции заикания играет всё-таки логопед. Этот специалист научит ребёнка правильно дышать, скорректирует ритм и темп речи, поможет укрепить речевой аппарат.

    Большинство детей с помощью логопеда избавляются от заикания. Но у некоторых дефект речи может сохраниться, пусть и в сглаженном виде.

    Родительская поддержка в данном случае очень важна. Она делает ребёнка более уверенным, успокаивает, помогает справиться со стрессом. А ещё папа или мама могут подать хороший пример правильной речи.

    Вот что необходимо делать, если у ваших детей заикание.

    Ребёнок будет неосознанно копировать эту манеру речи. Не говорите по слогам или нараспев — это неестественно и не поможет справиться с проблемой.

    Чаще читайте ребёнку книжки и рассказывайте истории. Это поможет закрепить правильную речь.

    Пусть ребёнок знает: вы терпеливо выслушаете его до конца, даже если он заикается и не может с ходу произнести то или иное слово. Часто дети, боясь, что их не дослушают, начинают торопиться — и в результате проблема заикания только усугубляется.

    «А теперь остановись и повтори нормально!» «Сначала подумай, а потом говори!» «Не торопись!» «Можешь сказать это более чётко?!» Взрослым зачастую кажется, что эти фразы — во благо. Но на самом деле они только вредят. Во‑первых, они звучат унизительно. Во‑вторых, вызывают у детей беспокойство и неуверенность, ведь мама или папа не принимают их речь. Всё это увеличивает стресс.

    Правильнее хвалить детей за ясную речь, чем привлекать внимание к заиканию. Если вам всё-таки необходимо поправить ребёнка, делайте это максимально мягко и дружелюбно. И не забывайте тут же восторженно отметить малейший успех.

    Это даст ребёнку понять, что мама или папа рядом и сосредоточены на общении именно с ним.

    Это сделает жизнь ребёнка спокойной, предсказуемой и (с его точки зрения) абсолютно безопасной.

    Постарайтесь, чтобы ребёнок не смотрел телепередачи или интернет‑ролики (мультфильмы), которые его излишне возбуждают или пугают. Не разрешайте включать телевизор или играть на планшете перед сном. Найдите тихую альтернативу шумным играм и беготне. В общем, делайте всё, чтобы ребёнок не перевозбуждался.

    Спокойствие, предсказуемость, уверенность в том, что близкие любят и поддерживают, — вот что крайне важно в период борьбы с заиканием. Обеспечьте ребёнку именно такую атмосферу.

    источник

    Когда нашему сыну было 4.5 года, мы столкнулись с заиканием. Оно возникло внезапно: ребенок стал с трудом выговаривать даже самые простые слова, вставлял лишние звуки и повторял окончания слов, при этом у него еще и заметно сводило челюсть.

    Поход к невропатологам ничего не дал. Районный невропатолог сказал, что после такого жаркого лета (2010 год) впору начать заикаться даже взрослым, все само пройдет. Другой невропатолог в платной клинике рекомендовал пить фенибут.

    Время шло, заикание не проходило. Мы нашли информацию о Московском центре патологии речи. При звонке туда выяснилось, что только для первого приема у врача нужно собрать кучу справок: направление от районного логопеда, направление от районного невропатолога, выписка из медкарты от педиатра, описание ребенка от логопеда в детском саду, а также привезти результаты ЭЭГ мозга.

    Никакого участия и заинтересованности у врачей, которых нам пришлось обойти, чтобы собрать эти справки, мы не нашли. Нет, мы не ждали никакого персонального участия, но возникало ощущение тотального равнодушия и некомпетентности.

    Два раза у меня спрашивали: «А что вам написать в направлении, какой диагноз?» И я отвечала, чтобы писали – «тоническое заикание». ЭЭГ мы сделали платно в одной из клиник, но пока наш педиатр оформляла нам выписку из медкарты, результаты ЭЭГ просрочились. В итоге надо было начинать все сначала. И вот такая ситуация в столице нашей родины — Москве…

    Читайте также:  Отличие заикания от других нарушений темпа и ритма

    В итоге, до московского центра патологии речи мы так и не доехали.

    Наш сын заикался уже в течение года, а мы все никак не могли найти логопеда, работающего с заиканием у детей.

    Но как-то раз логопед из сада дала нам телефон и e-mail Садовниковой Елены Николаевны – логопеда, набирающего группы детей для избавления от заикания. Она разработала свою собственную методику для работы с заикающимися детками.

    Я сразу же отправила ей электронное письмо с описанием нашей проблемы, и Елена Николаевна ответила, пригласив нас на собеседование – необходимо было определить тип личности ребенка, его характер и психологические особенности.

    Нас записали в зимнюю группу, и мы стали ждать февраля. Территориально занятия должны были проводиться в детском досуговом центре «Зеркало» рядом с метро «Щелковская».

    Когда начались занятия, многое было непонятно: какие-то упражнения вперемешку с обсуждениями сказок и релаксацией. Но чем больше мы занимались, тем целостнее складывалось впечатление.

    Занятия проводятся в группе из 5 – 6 человек с присутствием и участием родителей в течение нескольких недель. Получается 35 занятий плюс еще одно итоговое. Если память мне не изменяет, то в первые две недели вы ездите заниматься каждый рабочий день, третья неделя – 4 раза в неделю, четвертая и пятая недели – приезжаете 3 раза в неделю, в оставшееся время – 2 раза в неделю.

    Методика Елены Николаевны заключается в том, чтобы переключить внимание ребенка с заикания и попыток произнести слово на правильную речь.

    Ребенок с первых же занятий знакомится с техникой произнесения слова: сначала это рубленая речь по слогам, потом «речь мудреца» — плавная, с внятным и долгим произнесением гласных — дети осознают, что могут четко и правильно говорить, начинают верить в себя.

    При этом на занятиях используются приемы сказкотерапии: ребенок высказывает свое мнение по поводу персонажей сказок, их поведения, проводит параллели с реальной жизнью.

    На сеансах релаксации малыш учится расслабляться, получает необходимые установки для дальнейшей работы – быть уверенным в себе, научиться терпению, идти к своей цели – правильной речи.

    Важным элементом занятий являются упражнения – постановка дыхания (йоговское дыхание), дыхательная гимнастика Стрельниковой.

    Одним из самых тяжелых и волнительных моментов для ребенка была необходимость молчать какое-то время. Но не надо этого бояться: дети находят в себе внутренние ресурсы для того, чтобы справиться с этим (не без помощи поощрений в виде символических наград), тем более что молчание длится в общей сложности несколько дней.

    Как бы ни было тяжело, но родителям в обязательном порядке необходимо следить за выполнением домашних заданий. Найдите в себе силы выполнять рекомендации и заниматься с ребенком дома в течение курса, а также после него.

    По окончании занятий могу подтвердить, что, в целом, наш ребенок перестал заикаться, он уже не дышит в середине слов, хотя одергивать его еще приходится – слишком понравилось ему хорошо и быстро говорить, а быстрота чревата срывом – сбивается дыхание и ритм.

    Через 4 месяца после пройденного курса:

    После летних каникул у ребенка периодически бывают периоды плохой речи: может торопиться и проглатывать слова или немного заикается в начале слова, может и подышать в середине слова. В таком случае просим его вспомнить, как надо тянуть гласные, плавно говорить. У нас нет ощущения, что заикание нас покинуло насовсем, но уже нет противного чувства отчаяния, у нас появилась вера в лучшее, мы знаем, как говорить красиво, и будем стараться это закрепить.

    источник

    Заикание у ребенка – это трудность в общении, обучении в школе и в дальнейшем – ограничение в выборе профессии. «Летидор» выяснил у медиков и психологов, кто становится заиками и как их лечить.

    Сергей Анатольевич Горин
    врач-психиатр, психотерапевт, автор десяти монографий, создатель русскоязычной модели эриксоновского гипноза; по мнению коллег, живой классик русского НЛП (нейролингвистическое программирование):

    «Заикание (логоневроз) при всей внешней простоте проявлений имеет весьма разные причины и даже разные механизмы формирования. Поэтому я рекомендую родителям обращать первоочередное внимание на диагностику. Люди тратят время и деньги на лечение, а тратить их надо на обследование и постановку диагноза: если причины болезни определены точно, то правильное и успешное лечение – дело техники. Методов диагностики много: что-то можно выявить неврологическим молоточком, а что-то – компьютерной томографией».

    Нормальная речь ребенка может содержать в себе 10% прерывистого материала: повторы слов, фраз, звуков «э», «м» и междометий. Но когда эти речевые элементы составляют более 10%, то это уже заикание.

    Почему возникает такой дефект речи, как заикание? Для разъяснения Сергей Анатольевич Горин предлагает простую аналогию.

    Предположим, у вас не работает телевизор, и вы пытаетесь сами его починить. Как вы это делаете? Скорее всего, крутите все ручки подряд или бьете кулаком по корпусу – а вдруг начнет работать? Иногда начинает…

    Но по-настоящему починить телевизор может специалист, и начнет он с диагностики: что именно неисправно? Возможно, неисправен сетевой провод, и к прибору не поступает ток, возникают перебои питания. А может быть, неисправна какая-то деталь – ее надо заменить либо надо найти другую с той же функцией? Или просто сбиты настройки прибора: яркость, четкость, цвет – тогда их надо грамотно отрегулировать.

    В рамках представленной выше аналогии, «отсутствие тока» (нарушение проводимости нервной системы) – это последствия тяжелого состояния матери во время беременности, родовых травм, инфекций нервной системы в раннем возрасте и т. д. Эта область – компетенция невропатолога.

    Можно ли самостоятельно определить, что это ваш случай? Вряд ли. Но если вы никогда не слышали нормальную речь своего ребенка, если малыш уже начал говорить с заиканием, то присутствует большая вероятность, что причина кроется именно в нервной системе.

    Подобные дефекты нервной системы отнюдь не предполагают, что ребенок не будет обладать достаточным уровнем интеллекта. Он может быть очень талантливым, но заикающимся.

    «Неисправная или поломанная деталь» – это последствия травм головы, тяжелых стрессов, повышенная судорожная готовность головного мозга. Такими вопросами занимается детский психиатр.

    «Сбитые настройки» – самая распространенная причина заикания. В таком случае вашему ребенку поможет психотерапевт.

    Данный тип заикания возникает и у детей со здоровой нервной системой. Заикой ребенок может стать в следующих условиях:

    • Эмоциональная перегрузка: переутомление, чрезмерная усталость, перегрузка речью, форсирование речевого развития без учета возрастных возможностей, воздействие компьютерных игр и т. д.;
    • Невроз: испуги, стрессы, длительная неблагоприятная обстановка в семье и т. д.

    Виталий Боград, действительный член АМТН, член-корреспондент РАНМ: «Заикание возникает вследствие сбоя в работе интеллекта. Страх или испуг вызывает скачок в напряжении, возникает «короткое замыкание», в результате которого разрывается цепочка логического мышления. А процесс речи связан непосредственно с мышлением. В момент речи бессознательно вспоминается ситуация сбоя и происходит прерывание во время произношения».

    Если ваш ребенок нормально разговаривал и вдруг начал заикаться, с большой долей вероятности речь идет об эмоциональной перегрузке или неврозах. Однако только диагностика может дать точный ответ.

    Сергей Анатольевич Горин: «Психотерапевт восстанавливает эти «настройки». Для этого у него есть масса методов – да хоть тот же гипноз, который известен широкой публике в качестве основного средства для лечения заикания и долгое время считался чуть ли не единственным средством. Но психотерапевтических методов гораздо больше».

    Без участия невролога или психотерапевта логопед не сможет самостоятельно запустить процесс нормализации речи. А если ему это вдруг удастся, то, скорее всего, заикание через время вернется обратно. Но и вышеперечисленные специалисты не смогут закрепить результат без работы логопеда. Работа с логопедом – это важно.

    Сергей Анатольевич Горин: «В медицине есть такой термин – «атрофия от бездействия»: если ваша рука долго была в гипсе и не работала, она становится слабой. С речью то же самое: ребенок боится произносить слова и прекращает говорить. Со временем эта функция ослабевает и нуждается в тренировке».

    Логопед – это тренер физической формы: он знает, как и в каком направлении нужно тренировать и развивать речедвигательный аппарат, и предлагает ребенку нужные упражнения.

    Лечение будет приносить временный эффект, если стрессовые ситуации в семье или в школе начнут повторяться.

    Ольга Сергеевна Нестеренко, кандидат медицинских наук, руководитель клиники педиатрии К+31: «Большое значение в коррекции заикания имеет поддержка ребенка семьей и учителями. Только при благоприятной обстановке и последовательном контроле за речью можно добиться успехов в закреплении правильной речи».

    • Гендерный фактор. По статистике, девочки заикаются в 4 раза реже мальчиков. Однако науке пока не известны точные причины этой особенности.
    • Двуязычие. Также подвержены заиканию двуязычные дети, которые по разным причинам вынуждены общаться на двух или более языках.

    Сергей Анатольевич Горин: «Двуязычие – это перегрузка речевого аппарата в целом. И психической его части, и мышечной, и гортанно-челюстной. А в условиях перегрузки сбой любой системы более вероятен».

    • «Образец» для подражания. Дети младшей школы – отличные «копирки», они способны воспроизводить движение, речь, мимику всех, кто их окружает. У авторитетного взрослого с заиканием может появиться много маленьких последователей. Если в классе есть ученик с заиканием, его друзья неосознанно могут «попробовать» за ним повторить.

    Подражание носит временный характер. В школе все время возникают какие-то «психические эпидемии», например, все девочки массово начинают грызть ногти. Если ребенку становится выгодно быть заикой, он закрепляет это поведение. Что значит выгодно? Дома родители уделяют ему больше внимания, когда он заикается, а в школе реже вызывают к доске. Удобно, не правда ли?

    К счастью, такой вид заикания редко закрепляется надолго или принимает серьезную форму. Обычно это проходит самостоятельно или с помощью воспитательных мер. Достаточно окружить ребенка образцами грамотной речи и хвалить его за «чистое» произношение («Как хорошо ты рассказал стишок!», «Как четко ты сейчас ответил по телефону!»). Тогда он усвоит это как эталон для подражания.

    Тем, кто давно и безуспешно борется с заиканием ребенка, следует подумать: а была ли проведена достаточная диагностика перед лечением? В любом случае, процесс избавления от речевого дефекта может затянуться на достаточно долгое время. Но это не повод обзаводиться комплексами и отказываться от радостей общения.

    Многим успешным людям эта особенность не помешала добиться успеха. Заикание было у таких известных людей, как Брюс Уиллис, Мэрилин Монро, Энтони Хопкинс, Джулия Робертс, Уинстон Черчилль, Льюис Кэрролл, Сомерсет Моэм.

    Что делать, если лечение долго не приносит желаемого результата? Как набраться терпения, следовать написанному плану и не обзаводиться комплексами? На эти вопросы отвечает Елена Шерипова, руководитель Школы эстетического воспитания «Queen Models Studio».

    Ребенок с заиканием начинает замыкаться в себе, перестает общаться со сверстниками и родителями, обрастает комплексами, которые в последующем очень непросто преодолеть. Чтобы этого не случилось, родителям следует придерживаться следующих рекомендаций:

    • При общении с ребенком ни в коем случае не паникуйте, не показывайте свою озабоченность его заиканием. Иногда, в случае с особенно ранимыми детьми, даже не стоит употреблять в своей речи слово «заикание».
    • Не ругайте, не требуйте от него «начать говорить правильно прямо сейчас».
    • Общайтесь с ребенком ровно, спокойно, доброжелательно. Гармоничные отношения в семье – один из главных критериев успешного лечения.
    • Помогите ему изменить манеру речи. Ведь дети подражают речи окружающих. Поэтому старайтесь говорить не торопясь, используя в речи понятные для ребенка слова. Важно научиться шире открывать рот, хорошо артикулируя гласные, почаще говорите и читайте ему медленно, плавно, широко открывая рот, чтобы ребенок воспользовался этим приемом неосознанно. Как правило, хоть какой-то результат таких упражнений ощутим уже через две недели.
    • Организуйте совместное с ребенком время. Можно играть с ним в настольные игры, собирать конструктор, склеивать модели самолетов и кораблей, лепить.
    • Пойте вместе, танцуйте или просто двигайтесь под музыку.
    • Нервную систему хорошо укрепляют игры с песком и водой. Песочная терапия занимает особое место при работе с неврозами.
    • Очень эффективны игры на развитие дыхания. Можно пускать мыльные пузыри, задувать свечи, надувать воздушные шары.

    источник

    Заикание приносит множество неприятностей? Вашему ребёнку трудно освоиться в коллективе? Он начинает стесняться своей особенности и становится неуверенным и замкнутым?

    В случае возникновения этих вопросов родители задаются одним и тем же вопросом: как ему помочь, к какому врачу обратиться при заикании?

    Первым специалистом, к которому обычно идут родители заикающегося ребенка, становится участковый педиатр. Он осмотрит малыша и даст направление к специалисту: неврологу или психотерапевту.

    Важно понимать, что любой квалифицированный врач перед тем, как назначить лечение, установит и расскажет родителям причину и природу заикания.

    По своей природе заикание в медицине подразделяется на органическое (неврозоподобное) и невротическое. Лечением каждого вида занимаются узкоспециализированные врачи. Ведь мы идем лечить глаза к окулисту, а не обращается за этим к ЛОРу, так и с заиканием, каждой форме — свой специалист.

    Одну из главных ролей в возникновении у человека нарушений речи играют гены, а вот проявляться наследственность может в разных формах.

    Органическое или неврозоподобное заикание вызвано физиологическими причинами — патологиями в работе головного мозга. Часто речевые нарушения в таком случае идут бок о бок с нарушениями моторики, которые сказываются и на артикуляции в том числе. Обычно такое заикание начинает активно проявлять себя в 3-4 года и постепенно усиливаться.

    Отличие этой формы в постоянстве симптомов, то есть заикание не зависит от эмоционального состояния ребенка, смены обстановки, окружения и так далее.

    Нарушения в работе мозга, влияющие на речь, обычно видны на электроэнцефалограмме. Лечением неврозоподобного заикания занимается психоневролог. Оно включает в себя на только коррекцию речи, но и работу над устранением мозговых нарушений, в том числе с помощью индивидуально подобранных препаратов.

    Этот вид нарушения речи связан не с физиологией, а с психологическими факторами. Он начинает постепенно проявляться в возрасте 2-3 лет, когда идет становление речи. А в период с 4 до 6 лет может усилиться под влиянием разных факторов. Дело в том, что именно в этот период речь ребенка развивается особенно активно, быстро растет словарный запас, прогрессирует фразовая речь. Мозг и артикуляционный аппарат испытывают большие нагрузки, и любой стресс способен вызвать нарушение в их слаженной работе. Спровоцировать заикание может испуг, резкая смена обстановки (например, переезд или переход в новый детский сад), развод родителей, большая учебная нагрузка. Такое заикание чаще проявляется не постоянно, а в определенных условиях, например, когда ребенок волнуется или боится чего-то. Здесь на помощь приходит врач-психотерапевт.

    Читайте также:  Отличие дизартрии от заикание

    В реальности причины могут пересекаться, то есть у ребенка с органическим заиканием вполне могут быть и психологические проблемы по части речи. Поэтому важно понимать, что в любом случае подход к лечению заикания должен быть комплексным.

    К сожалению, в России пока отсутствует налаженная схема диагностики заикания, и поликлиники не всегда способны предоставить комплексный подход к обследованию и лечению. Но хороший участковый педиатр, как минимум, сможет скоординировать и подсказать, к каким узким специалистам следует обратиться и какие обследования пройти. Именно от правильности выбора врача зависит успех лечения.

    Ограничиваться походом к педиатру или терапевту не стоит. При первых проявлениях заикания специалисты рекомендуют обращаться в специализированную речевую клинику или центр. Ведь именно там работают специализированные врачи — логопеды, заикологи, дефектологи, способные подобрать правильную схему лечения в зависимости от природы заикания и оказать комплексную помощь при нарушениях речи. В работе используются методы как врачебной, так и педагогической реабилитации, что является совершенно необходимым при лечении заикания и у детей, и у взрослых.

    Успех лечения заикания зависит от множества факторов: наследственности, правильной и своевременной постановки диагноза, квалификации врачей, подбора программы по реабилитации речи. При невротической форме заикания видимый результат может быть достигнут уже в течение 3 дней.

    Не затягивайте с обращением к специалисту. Подарите ребенку и себе свободу общения.

    источник

    Растерянность, чувство вины, отчаяние охватывает родителей заикающихся детей. Почему ещё недавно малыш говорил хорошо, а сейчас и слова не может произнести? Чем можно помочь ребёнку? Когда лучше начинать лечение? И главное, как воспитать спокойного, уверенного в себе ребёнка? Довольно часто в своей практике мне приходится слышать эти вопросы от обеспокоенных (и не напрасно. ) родителей. Заикание — серьезное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно, надеясь, что со временем, без особых усилий, все пройдет. И роль родителей в процессе преодоления заикания у ребёнка или подростка переоценить невозможно. В этом я убеждаюсь на собственном опыте работы с заикающимися детьми уже больше 10 лет. Поэтому сегодняшний разговор я адресую Вам, дорогие родители. Буду рада помочь в прояснении возникшей проблемы в Вашей семье. И надеюсь, что в случае обращения ко мне как к специалисту по коррекции заикания, Вы станете активными участниками процесса реабилитации Вашего ребёнка. Ведь без Вашей помощи и готовности к переменам нам не справиться!

    Первый вопрос, который задают практически все родители: «Почему.

    Почему мой ребёнок стал заикаться? Ведь говорил хорошо, уже и предложения появились в речи, и стихи рассказывал… и вдруг… запинки!?

    Действительно, в большинстве случаев, заикание возникает именно на этапе интенсивного развития речи в возрасте от двух до пяти лет, когда идет активное формирование коор­динированной системы рече­вых движений и мышления. Важно понимать, что за­икание не просто дефект речи, а проявление общего невроза, то есть расстройство не только речевой системы, но и организма в целом. У детей с не­плавной речью плохой сон, аппетит, неустойчивое наст­роение, чрезмерная подвиж­ность или, наоборот, скованность. Налицо так называемый «срыв» высшей нервной деятельности, когда нарушено равновесие процессов возбуж­дения и торможения, протекающих в коре головного мозга. Заикание может возникать остро, то есть внезапно, вследствие какой-либо психотравмы или нарастать постепенно, без видимых причин, иногда в течение нескольких месяцев.

    — Что может послужить причиной заикания?

    Любой сильный раздражитель, не обязательно сугубо отрицательного харак­тера. Даже резкая смена обстановки, вид незнакомого жи­вотного может вывести ребен­ка из равновесия. В результате нарушается нор­мальное взаимодействие коры головного мозга с подкоркой, которая и регулирует темп и ритм речи.

    Нередко заикание возникает при неровном отношении к ребенку взрослых: от наказа­ний переходят к заласкиванию, один из родителей запрещает что-то, а другой разре­шает. Ссоры между отцом и матерью, напряженная обста­новка в семье также отрица­тельно влияют на нервноесостояние ребенка, а значит, соз­дают почву для расстройства речи.

    Форсирование речевого развития ребенка. Родители на­стаивают, чтобы ребёнок заучивал труд­ные многосложные слова, непонятные ему стихотворения, рано начинают обучать грамоте, демонстрируют речевые до­стижения малыша своим знакомым.

    Либо задержка развития речи. Иногда ребенок знает и понимает больше, чем может выразить речью, он подыскивает слова и выраже­ния, повторяя и повторяя зву­ки и слоги, как бы на ощупь выбирая соответствующие язы­ковые средства. Эта привычка закрепляется и также может привести к заиканию.

    Перенесенные ин­фекционные заболевание (особенно при осложнениях на центральную нервную систему), и поражения го­ловного мозга в раннем дет­ском возрасте (внутриутроб­ные, природовые и другие травмы).

    — Когда нужно начинать лечение? И к кому обращаться?

    Лечение при заикании нужно начинать немедленно, как только оно возникло — в начальной стадии. И подход к преодолению неплавности речи обязательно должен быть комплексным. Мы сразу же советуем обратиться родителям к врачам – нервопатологам. Ещё раз подчеркну, заикание — проявление неустойчивости процессов нервной деятельности или органического поражения нервной системы. Его невозможно преодолеть без лечения нервной системы. Медицинские препараты подбираются индивидуально для каждого ребенка, однозначной, подходящей для всех схемы лечения не существует. Иногда необходимые ребенку лекарства «угадываются» не сразу, подбор может занимать 2-3 месяца. Заикающийся ребенок должен наблюдаться у врача не только в период прохождения курса лечения, но и достаточно долго, иногда 2-3 года, уже после того, как речь нормализуется. Связано это с тем, что несмотря на избавление от запинок, уровень адаптивных возможностей центральной нервной системы ребенка остается низким, а значит, возможен рецидив заикания, особенно в кризисные периоды развития ребенка.

    Специальные логопедические занятия, улучшающие речь ребенка, обычно первые два месяца при внезапно возникшем заикании не проводятся. Вводится охранительный режим речи. О нём я расскажу чуть ниже. А вот обратиться к психологу или психотерапевту стоит сразу же. Квалифицированный специалист поможет ребёнку отреагировать возможные психотравмы – испуг, конфликт, неожиданное изменение образа жизни (начало посещения детского сада, рождение младшего брата или сестры, переезд и т.п.). В этом действенны игровая и песочная терапия, сказкотерапия или арт-терапия. Выбор метода зависит от особенностей Вашего ребёнка и возможностей терапевта. Также семейный психотерапевт (а речь идёт именно о семейном подходе к коррекции нарушения плавности речи) окажет поддержку взрослым членам семьи ребёнка (ведь для родителей это тоже стресс!) и направит Ваши дальнейшие действия.

    — Как вести себя с ребёнком, если появилось заикание?

    Прежде всего, не паникуйте. Ни в коем случае нельзя показывать свою озабоченность по поводу заикания и даже употреблять при ребенке само слово «заикание». Нельзя требовать от ребенка плавной речи, стыдить и наказывать его, сообщать ребенку, что он «сказал плохо»,и не просить, чтобы он «сказал хорошо». И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.

    Создайте условия для нормализации эмоционального состояния ребенка. Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком, гармоничные отношения между всеми членами семьи — необходимое условие для лечения заикания. Но это не зна­чит, что заикающегося ребен­ка надо считать больным, чрезмерно опекать, потакать его капризам. Разумная требо­вательность остается, а вот конфликтов и резкостей в обращении следует избегать.

    — Чем я могу помочь своему ребёнку?

    Помогите ребёнку изменить манеру речи. Помните, что дети подражают речи окружающих взрослых. Постарайтесь говорить меньше и не торопясь, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова. Ваша речь должна быть четкой, лаконичной и плавной. Важное условие – научиться шире открывать рот, хорошо артикулируя гласные (я не предлагаю проговаривать слова нараспев). Не требуя от ребенка, чтобы он говорил медленно, сами почаще говорите и читайте ему медленно, плавно, широко открывая рот, чтобы ребенок воспользовался этим приемом неосознанно, по подражанию.Замечено, что через две недели такого речевого режима дети начинают вслед за родителями говорить медленнее и чётче. А два месяца соблюдения новых правил речи в семье (подчёркиваю – не только ребёнком, а всеми членами семьи! Это важно. ) позволяют свести запинки на нет даже без вмешательства логопеда.

    Не провоцируйте ребенка на речь. Не задавайте ребенку слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы. Проанализируйте, сколько и каких вопросов вы задаете своему ребенку. Учитесь выдерживать паузу, прежде чем что-то сказать. Некоторая медлительность взрослых всегда действует на детей внушающим образом.

    Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком так, чтобы его не надо было подгонять. Ваша задача — научить ребенка говорить медленнее. И она становится абсолютно невыполнимой, когда вы начинаете спешить и торопить ребенка, делая его жизнь еще более напряженной. Примерно каждый второй ребенок не справляется с темпом, предлагаемым ему взрослым, не у всех получается сразу оторваться от увлекательного занятия, быстро выполнить вашу просьбу. Так же, как и себе, давайте ребенку достаточный запас времени — «вот эту машинку в гараж поставишь, и мы будем…», «скоро я позвоню в колокольчик, и мы начнем…». Если обстоятельства складываются так, что действовать надо немедленно, не вступайте в препирательства, не торгуйтесь, уверенно и весело приказывайте. Иногда, без лишних слов, мягко обнимите и уведите. Всегда действуйте по ситуации и интуиции. Сложные моменты в вашем взаимодействии с ребенком возникают ежедневно, не бойтесь экспериментировать.

    — Слышала, что специалисты по заиканию советуют полностью ограничить речь ребенка на начальном этапе коррекции заикания, перевести его на режим молчания, исключить все виды эмоционального воздействия. Правильно ли это?

    Может быть, и следовало бы дать нервной системе ребенка полный покой, но часто такие жесткие рекомендации выполнить не удается. Нельзя запретить ребенку говорить, когда у него возникает такая потребность, спрашивать, заниматься любимым делом (музыкой, рисованием и т.п.), читать книги, иногда смотреть детские передачи, к которым ребенок привык. Важно в целом организовать режим так, чтобы необходимость говорить у ребенка возникала как можно реже, а не ссориться с ним и запрещать привычные вещи.

    Большую часть дня занимайте ребенка занятиями, которые не требуют развернутой речи. Режим ребенка нужно организовать так, чтобы необходимость в речи почти не возникала. Это, конечно, трудно, но возможно:

    Можно играть в настольные игры, вытаскивайте из дальнего угла мозаику, лото, домино, пластилин, глину. В каждом доме есть конструктор, какой-то строительный материал, кубики. Строить, разрушать, восстанавливать — замечательная возможность для ребенка учиться владеть ситуацией и принимать
    решения. Эта простая последовательность действий — построил-сломал, дает ребенку ощущение контроля и предсказуемости, помогает справиться со страхами, проявить естественную агрессивность в безопасной игровой ситуации. Начинайте игру вместе с ребенком, но не берите инициативу в свои руки, давайте ребенку возможность проявить себя. Очень скоро он с удовольствием будет играть один, и вам останется только пополнять коллекцию новыми элементами, чтобы разнообразить игру.

    Рисовать лучше всего гуашью на больших листах бумаги большими кисточками или пальцами. Так ребенок сможет наиболее полно выразить свое эмоциональное состояние, и вам будет над чем подумать. Только не надо поправлять его и учить рисовать «правильно».

    Полезно петь для ребенка и вместе с ребенком, вспоминать песенки из своего детства, танцевать и просто двигаться под музыку.

    Очень укрепляют нервную систему игры с песком и водой. Наверное, все дети любят игры с водой, они часами могут пускать кораблики, переливать воду, просто смотреть, как она течет. Песок тоже необыкновенно приятный и привлекательный для детей материал. Его можно смешивать с водой и создавать собственный мир с горами, замками, болотами, а потом долго обживать его, брать в свой мир всех, кого захочется. Песочная терапия занимает особое место при работе с неврозами.

    Эффективны и полезны также игры на развитие дыхания. Пускайте с детьми мыльные пузыри, учите задувать свечи, дуть через трубочку в стакан с водой, сдувать вату с ладони и т.п. Такие упражнения очень нравятся малышам, и оказывают благотворное влияние на формирование речевого выдоха.

    — Когда начинать занятия с логопедом?

    Логопедические занятия показаны с 3-х лет, если заикание отмечается более 2-3 месяцев и перешло уже в стадию закрепившегося. Если кроме нарушения плавности наблюдается задержка речевого развития, то начинать надо с неё. Вряд ли речь станет плавной, когда у ребёнка ограничен словарный запас или он затрудняется построить фразу. Теперь после завершения охранительного режима речи (в первые 2 месяца появления заикания) пора перейти к активным занятиям по развитию речевых способностей.

    О структуре занятий Вы узнаете уже при личной встрече со специалистом. Но хочу отметить важную специфику в работе с заикающимися детьми:

    • Наилучший результат достигается при комплексном междисциплинарном
      подходе
      – соединении логопедии, психологии и психотерапии. Моя специальность так и звучит: логопсихотерапевт. Это позволяет, например, при выполнении логопедических заданий отслеживать психическое состояние ребёнка и профессионально реагировать на его изменения. А психокоррекционные упражнения снижают напряжение у детей и позволяют лучше усваивать речевой материал. Очевидно, что речь специалиста должна быть показательной для ребёнка и соответствовать установленным речевым правилам.
    • В работе с заикающимися детьми предпочтительнее занятия в малых группах. Заикание не случайно счи­тается нарушением коммуни­кативной функции речи (ком­муникация — обшение). Имен­но в общении заикающийся ребёнок испытывает наиболь­шие затруднения. Дети обыч­но хуже говорят когда волнуются, в присутст­вии незнакомых людей или тех, кого они боятся. Дефект речи влияет на раз­витие и поведение ребенка. Дети-заики обычно робкие, стеснительные, неуверенные, со временем начинают ис­пытывать страх, когда нужно говорить. А групповые занятия помогут ребёнку закрепить полученные навыки речи в общении со сверстниками. Ведь наша основная задача – помочь ребёнку чувствовать себя уверенно и свободно в социуме. И это – хорошая практика для него.
    • Успех в преодолении заикания вряд ли возможен без осознания Вами,
      родителями, своего влияния на возникновение проблем у ребёнка и Вашего активного участия в терапевтическом процессе,
      готовности изменять прочные, но неэффективные стереотипы, сложившиеся в отношениях с ребенком. Часто, когда необходимо вылечить заикание у ребенка, начинать надо с себя. Семейный логопсихотерапевт призван создать условия, в которых Вам будет проще и понятней увидеть себя и жизнь своей семьи со стороны, осознать, какие установки и действия создают проблемы. Найти новые пути конструктивного взаимодействия в семье и восстановить гармонию в отношениях и речи.

    Заикание – нарушение действительно очень непростое, но ПРЕОДОЛИМОЕ. Я в этом глубоко уверена! Как и большинство моих воспитанников и их родителей. Всегда рада, когда моя помощь не требуется, но если есть необходимость – ГОТОВА ПОМОЧЬ.

    Автор: Зиздо Наталия Васильевна

    Задавайте свои вопросы, с удовольствием на них отвечу на страницах сайта. Или звоните: 8908 198 62 04

    источник