Меню Рубрики

Заикание у детей и лепка

Основные методики преодоления заикания для дошкольников.

Заикание — это нарушение темпо — ритмичной организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

2. Основные методики преодоления заикания

— для дошкольников

Методика Н.А. Власовой

Авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста — Н.А. Власова и Е.Ф. Рау построили нарастание усложнений речевых упражнении в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. Отсюда и рекомендованная ими последовательность:

При этом авторами рекомендуются обязательные ритмические и музыкальные занятия с детьми и проведение разъяснительной работы с родителями.

Н.А. Власова различает 7 «видов речи», которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками:

3) ответы на вопросы по знакомой картинке;

4) самостоятельное описание знакомых картинок;

5) пересказ прослушанного небольшого рассказа;

6) спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам);

7) нормальная речь (беседа, просьбы) и т.д.

МетодикаИ.Г. Выгодской, Е.Л. Пелленгер, Л.П. Успенской

В методике этих выдающихся ученых и дефектологов собраны и систематизированы по периодам коррекции речи заикающихся детей различные игры и игровые приемы. Целенаправленные игровые ситуации формируют у детей навыки самостоятельной речи, помогают им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям на завершающих курс занятиях.

Заикающимся детям свойственны повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. При затруднениях в речи у ребенка возникает повышенная мышечная напряженность, как в органах артикуляции так и во всем теле. Чтобы помoчь себе он сжимает кулачки или с силой зажимает рот ладошкой, так как он не знает, что нужно ему делать в данной ситуации. Для этого учеными И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской были разработаны специально для дошкольников системы расслабляющих упражнений, кoторые помогают снять у ребенка чрезмерное напряжение. Все упражнения проводятся в игровой форме, в сопровождении рифмованных фраз, которые доступны и интересны детям. Эти расслабляющие упражнения условно названы “Волшебным сном”. Так же для заикающихся детей используются игровые приемы для организации щадящего режима на специальных логопедических занятиях и в домашних условиях. Чтобы облегчить формирования нoвого речевого навыка, необходимо в начальный период работы снизить речевую активность заикающихся, специально ограничить объем их высказываний. Обычно это трудно осуществить, а игра поможет включить ребенка в режим относительного молчания. Условно эти игры называются “Молчанки”.

Для нормализации речевого дыхания, которое у заикающихся часто бывает нарушенным. Важно не только побудить ребенка к спокойному общению, но и обеспечить ему возможность говори четко, плавно, выразительно, на выдохе. Игровые приемы позволяют ненавязчиво обучить его спокойному речевому дыханию.

Для начального периода работы по устранению заикания, игры и игровые приемы помогают обучить ребенка правильной речи: умению говорить на выдохе, делая опору на ударные гласные, слитно произносить слова в смысловом отрезке, пользоваться паузами и логическими ударениями. Такие игры носят название “В Стране коротких ответов”.

Для тренировки навыков правильной речи при постепенном расширении объема высказывания. Такие игры помогают ребенку четко оформить мысль не только корoткими, но и простыми распространенными предложениями. Игровое название таких игр – “В Стране полных ответов”.

Такие игрушки как куклы с ручным управлением, или бибабо помогают логопедам от первого до заключительного занятия. Ожившие куклы помогают быстрее осуществить цели логопедической работы и увлечь детей. При управлении куклой у ребенка исчезает двигательное беспокойство, все движения его становятся целенаправленными. Все это успокаивает детей, способствует упорядочению и раскованности речи.

Иры “Инсценировки” и “Сюжетно ролевые” посвящены играм – драматизациям, в которых используется способность детей к творчеству перевоплощению для закрепления навыка правильной речи и приобретения свободы речевого общения. В инсценировках дети – “артисты” – учатся не принужденно говорить и действoвать, исполняя выученные роли. В сюжетно ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций (например, “В магазине”, “В парикмахерской”, “День рождения” и т. д.) у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. Становясь “взрослым” во время игры, они обретают уверенность речевого общения.

В устранении заикания у дошкольников играет важную роль – “Заключительные занятия” – oрганизация и проведение праздников. Задача логопеда не только исправить речь заикающегося, но и подготовить его психологически к общению в любых условиях. Своеобразным экзаменом для ребят являются выступления на детских праздниках, где присутствуют гости: другие дети, родители, обслуживающий персонал и т. д.

И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская в своей методике предлагают формы работы с родителями заикающихся детей, где рассказывают родителям как важно, чтобы и дома соблюдалось правильное общение с заикающимся ребенком.

Методика Н.А. Чевелёвой и С.А. Мироновой

— для дошкольников

В методике Н. А. Чевелевой реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе ручной деятельности на основе одного из разделов «Программы воспитания и обучения детей в детском саду».

С. А. Миронова предложила систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада по разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация, конструирование».

Автор ставит перед логопедом программные и коррекционные задачи, которые решаются в течение четырех этапов (кварталов) последовательно усложняемой коррекционной работы.

При прохождении программы массового детского сада с заикающимися детьми предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы, перестановку некоторых тем занятий, удлинение сроков изучения более трудных тем и др.

Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях. Значительное место занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Предполагается особая требовательность к речи самого логопеда: вопросы конкретные, речь состоит из коротких точных фраз в разных вариантах, рассказ сопровождается показом, темп неторопливый.

Коррекционные задачи второго квартала заключаются в закреплении навыков пользования ситуативной речью, в постепенном переходе к элементарной контекстной речи в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов. Большое место занимает работа над фразой: простая, распространенная фраза, конструирование фраз, их грамматическое оформление, построение сложноподчиненных предложений, переход к составлению рассказа. Изменяется последовательность изучения программного материала. Если в первом квартале на всех занятиях дети знакомятся с одними и теми же предметами, то во втором — предметы не повторяются, хотя и выбираются объекты, близкие по признаку общности темы и назначению.

Коррекционные задачи третьего квартала состоят в закреплении навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью. Значительное место отводится работе над составлением рассказов: по наглядной опоре, по вопросам логопеда, самостоятельного рассказа. Увеличивается практика детей в контекстной речи. В третьем квартале исчезает необходимость замедленного изучения программы, характерного для первых этапов обучения, и занятия приближаются к уровню массового детского сада.

Коррекционные задачи четвертого квартала направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Наряду с этим продолжается накопление словаря, совершенствование фразы, начатые на предыдущих этапах обучения. В речи дети опираются на вопросы логопеда, на собственные представления, высказывают суждения, делают выводы. Наглядный материал почти не применяется. Вопросы логопеда относятся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми. Коррекционное обучение направлено на соблюдение логической последовательности передаваемого сюжета, на умение давать дополнительные разъяснения, уточнения.

Методики Н. А. Чевелевой и С. А. Мироновой строятся на обучении заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи: от простейшей ситуативной ее формы до контекстной (идея принадлежит Р. Е. Левиной). Только Н. А. Чевелева это делает в процессе развития ручной деятельности детей, а С. А. Миронова — при прохождении разных разделов программы детского сада. Сам принцип необходимого совмещения задач коррекционной и воспитательной работы с заикающимися детьми следует считать правильным и необходимым в логопедической практике.

Методика Н.А. Чевелёвой

В логоᴨȇдических занятиях с заикающимися школьниками сегодня используются в основном методические рекомендации, предложенные для работы с детьми дошкольного возраста (для младших школьников) или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Например, Н.А. Чевелева в своем пособии предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников 1-4 классов в процессе ручной деятельности. Принципиально она мало отличается от предложенной ранее системы логоᴨȇдических занятий с заикающимися детьми — дошкольниками. Меняется в основном здесь лишь выбор и сложность поделок, которые предлагаются для работы со школьниками. Соответственно учебным четвертям автор выделяет четыре ᴨȇриода последовательных логоᴨȇдических занятий:

4) закрепления навыков самостоятельной речи.

Занятия по исправлению речи заикающихся детей в процессе ручного труда Н.А. Чевелева считает возможным проводить на школьных и поликлинических логоᴨȇдических пунктах. В сᴨȇциальных школах целесообразно использовать и уроки ручного труда. Автор считает необходимой при исправлении заикания работу с родителями ребенка, его учителем, лечебное, врачебное воздействие на его нервную систему.

Развивается умение детей пользоваться речью вне наглядной опоры. Дети учатся планировать свою работу, заранее называют и объясняют каждое действие, которое им еще предстоит сделать. Усложняется фразовая речь: дети учатся произносить несколько связанных по смыслу фраз, пользоваться фразами сложной конструкции, самостоятельно строить рассказ. В этом ᴨȇриоде от них требуется умение логически мыслить, последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном значении.

5) Закрепление навыков самостоятельной речи (5 занятий). В этот ᴨȇриод предусматривается закрепление полученных ранее навыков самостоятельной, развернутой, конкретной речи. Дети рассказывают о процессе изготовления той или иной поделки, задают вопросы, отвечают на вопросы, высказываются по собственному желанию и т.д.

Итак, в методике, предложенной Н.А. Чевелевой, реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе одного из видов деятельности ребенка-дошкольника. Автором методически обоснованы и описаны этапы этой последовательной работы. Здесь хорошо показаны возможности того, как на одном разделе «Программы воспитания и обучения в детском саду» (а именно в процессе ручной деятельности) можно осуществить коррекционную работу по преодолению заикания у детей.

С другой стороны, система последовательного усложнения речи идет здесь по линии «постеᴨȇнного усложнения объектов деятельности» через усложнение числа «отдельных элементов работы, на которые распадается весь трудовой процесс при изготовлении данной поделки».

Эта система преодоления заикания у детей включает в себя 5 ᴨȇриодов.

1) Проᴨȇдевтический (4 занятия). Основная цель — привить детям навыки организованного поведения. Одновременно дети приучаются слышать немногословную, но логически четкую речь логоᴨȇда, ее нормальный ритм. У самих детей временное ограничение речи.

2) Сопровождающая речь (16 занятий). В этом ᴨȇриоде допускается собственная активная речь детей, но только по поводу одновременно совершаемых ими действий. Постоянная зрительная опора при этом обесᴨȇчивает наибольшую ситуативность речи. При этом идет и постоянное усложнение речи детей в связи с изменением характера вопросов логоᴨȇда и соответствующим подбором поделок (одинаковые, многократно проговариваемые ответы, вариантные ответы детей; односложные, краткие и полные, развернутые ответы).

3) Завершающая речь (12 занятий). На всех занятиях этого ᴨȇриода дети пользуются сопровождающей и завершающей речью (в последнем случае они описывают уже выполненную работу или часть ее). Регулируя (постеᴨȇнно увеличивая) интервалы между деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного, достигается разная сложность завершающей речи. При этом, постеᴨȇнно уменьшая зрительную опору на выполненную работу, появляется возможность осуществить постеᴨȇнный ᴨȇреход к контекстной речи.

4) Предваряющая речь (8 занятий). Здесь наряду с сопровождающей и завершающей речью активизируется более сложная форма речи — предваряющая, когда ребенок рассказывает, что своеобразная систем коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности в свое время была предложена Н.А. Чевелевой. Автор исходит из психологической концепции, что развитие связанной речи ребенка идет от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной, (обобщенной, связанной с событиями прошедшими, с отсутствующими предметами, с будущими действиями).

В связи с этим последовательность речевых упражнений усматривается в постеᴨȇнном ᴨȇреходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям. Этот ᴨȇреход достигается у ребенка, по мнению автора, в последовательности, предусматривающей различное отношение речи ребенка к его деятельности во времени.

Отсюда «основная линия нарастания сложности самостоятельной речи» включает в себя следующие ее формы: сопровождающую, завершающую, предваряющую.

Методика А.В. Ястребовой

А.В.Ястребова в результате исследования состояния развития устной и письменной речи заикающихся школьников 1—4 классов массовых школ обнаружила различный уровень общего развития речи. В зависимости от уровня речевого развития автор условно выделила две категории детей. К первой категории автор отнесла заикающихся детей с высоким и нормальным речевым развитием. Эти дети не отличались от школьников с нормальной речью.
Во вторую категорию вошли заикающиеся с элементами общего недоразвития речи, когда у них имело место недостаточное фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое развитие. Изучение особенностей речевого развития у этих детей, таким образом, протекало на фоне общего недоразвития речи, т.е. сопровождалось помимо расстройства темпа речи ограниченным запасом слов, представлений, понятий, недостаточным навыком звукового состава слова, специфическими недостатками произношения, явлениями аграматизма в устной и письменной речи.
Система логопедических занятий А.В.Ястребовой составлена для заикающихся школьников второй категории. Автор выделяет 3 периода в обучении этих учащихся.
Первый период: уточнение и расширение пассивных знаний детей в области языка, осуществляемое как путем организации целенаправленных наблюдений учащихся над звуковой стороной речи, так и в процессе активных упражнений в упорядочении ее темпа и плавности.
Содержание логопедических занятий первого периода составляют различного рода упражнения, способствующие: 1) упорядочению темпа, ритма и плавности речи; 2) расширению и уточнению словарного состава и запаса представлений и понятий; 3) овладению грамматическим строем речи; 4) развитию и закреплению навыков звукового и морфологического анализа слова.
Во втором периоде занятий активизируются полученные учащимися знания в области языка и закрепляется навык плавной, ритмичной и выразительной речи на более сложном речевом материале, с использованием более сложных видов упражнений. Логопедическая работа строится с целью дальнейшего расширения словарного состава, запаса представлений и понятий в области языка.

Читайте также:  Адаптол помог при заикании

Третий, заключительный период занятий ставит задачу закрепить навык правильной, свободной речи. В этот период продолжается работа над звуковой и интонационной стороной языка, выдвигается требование осознанного использования учащимся знаний в области фонетико-фонематического, лексико-грамматического и интонационного состава языка и навыка плавной, выразительной речи в любой жизненной ситуации.
Таким образом, состояние устной и письменной речи заикающихся школьников с элементами общего недоразвития речи позволяют А.В.Ястребовой считать основными направлениями логопедической работы следующие: а) целенаправленное и всестороннее развитие основных взаимодействующих компонентов речи (фонетика, лексика, грамматика) в процессе работы над ее темпом и плавностью, б) тесную взаимосвязь речевого материала логопедических занятий с содержанием программы по русскому языку начальной школы, в) всемерное развитие активности детей.

Методика Ю.Б. Некрасовой

Для реабилитации подростков и взрослых, страдающих тяжелой формой логоневроза (заиканием), Ю.Б. Некрасовой на основе метода эмоционально-стрессовой терапии К.М. Дубровского была создана методика логопсихотерапии — разновидность психотерапии, направленной на восстановление нарушенной речевой коммуникации.
Суть этой методики реабилитации состоит в вызывании, усилении и закреплении состояния готовности к речи, а также обучении пациентов свободе смены психических состояний, что способствует полноценной коммуникации. Эффективность восстановления нарушенного общения достигается на основе личностного подхода позволяющего выявить творческий потенциал личности пациента и создать у него глубокую мотивационную включенность в логопсихотерапевтический процесс.
Авторская методика состоит из трех основных этапов:
1. Пропедевтический этап длится не менее полугода и строится на динамической психотерапевтической диагностике, в основе которой метод библиотерапии — лечение книгой. Данная диагностика позволяет выявить неповторимые личностные черты пациента и на основе этого «портрета неповторимости» выстроить стратегию и тактику последующей логопсихотерапевтической работы.
2. В основе второго этапа реабилитации метод эмоционально-стрессовой психотерапии К.М. Дубровского, который представляет собой подготовленное пропедевтическим этапом публичное индивидуально-групповое воздействие психотерапевтического и педагогического содержания. На сеансе за полтора часа происходит «снятие» симптомокомплекса заикания через «реконструкцию личности» во фрустрирующей ситуации.
3. Этот этап реабилитации основан на активной групповой логопсихотерапии: в течение 2-3 месяцев проводятся ежедневные 8-9 часовые занятия, основная цель которых — формирование саногенных (оздоравливающих) психических состояний, приводящих через последовательное вызывание, пролонгирование и закрепление их к стойким новообразованиям личности. Этому служат нетрадиционные методы: библиотерапия — лечение книгой; символотерапия — разновидность психотерапии, использующей в качестве лечебного воздействия символическую функцию слова и речи; кинезитерапия — разновидность психотерапии, направленной на коррекцию психического состояния человека через работу с телом (парадоксальная гимнастика А.С. и А.Н. Стрельниковых, методика двигательной асимметрии Е.М. Харитонова, гуманно структурированный танец Г. Аммона), а также психотерапевтические беседы и специальная система речевых упражнений в форме коммуникативного тренинга. Каждая из названных форм и методов работы выполняет логопсихотерапевтическую, прогностическую, коммуникативную, мотивационно-стимулирующую и диагностическую функции.

  1. Характеристика методики Л.З. Ароновой-Арутюнян.

Методика Андроновой (Арутюнян) Л.З. «Нормализация речи заикающихся на основе синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки».
«Предлагаемый способ коррекции заикания является универсальным и может быть успешно использован при лечении как невротического, так и неврозоподобного заикания. …у заикающихся снижается фиксированность на акте речи, поскольку «ответственность» за технику речи (темп, слияние слов в синтагме, интонационный рисунок фразы) берёт на себя обученная рука, и заикающиеся могут, наконец, как и все нормально говорящее люди, прежде всего думать о смысле высказывания».
Методика позволяет решать проблему автоматизации навыка естественной бессудорожной речи.
Комплексная методика предусматривает влияние на все составляющие дефекта, начиная с психологического состояния больного, до мышечных зажимов, судорог и неправильного паузирования речи, страхов за исход речи, навязчивости и уловок.

Коррекционная работа ведется по нескольким направлениям:

1. Устранение речевых судорог с помощью способа лечения заикания, основанного на синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, диктующей ритмико-интонационный рисунок фразы.

2.Изменение внутреннего состояния заикающихся, формирование рефлекса спокойствия, связанного с актом вербальной коммуникации.

3. Автоматизация нового речедвигательного навыка, формирование нового устойчивого стереотипа в условиях реального общения с помощью системы функциональных тренировок.

Основной (интенсивный) курс лечения занимает 10 дней по 8 часов логопедических занятий с полным погружением в новое состояние. После окончания основного курса лечения пациенты способны говорить без заикания в любых ситуациях, но их речь замедлена и сопровождается движением пальцев рук. Замедление необходимо не столько для устранения спазматических задержек, сколько для надежного формирования нового речедвигательного навыка.

Затем в течение 6 месяцев проводится 6 обучающих микрокурсов (по 3 дня каждый), на которых постепенно нормализуется темп речи и осуществляется уход от движений пальцев рук.

В группе занимаются 3-5 человек. Она формируется, в основном, по возрастному признаку.

Теоретическое обоснование комплексной методики «Устойчивой нормализации речи заикающихся» Л.З. АРУТЮНЯН.
По мнению автора данной методики, основу заикания образует триада: речевые судороги, постоянное состояние тревоги, связанное с актом речи, и желание скрыть дефект. Это продиктовало идею необходимости «отрыва» от заикания по всем трем названным направлениям.
Основываясь на теории Н.П. Бехтеревой, автор рассматривает заикание как одну из форм устойчивого патологического состояния (УПС) и считает конечной целью работы -формирование нормального устойчивого состояния, которое, как всякое устойчивое состояние стремится к самосохранению и самоподдержанию. Это позволяет говорить о возможности безрецидивного лечения заикания.

Для методики характерен системный подход к речи, как к живому целостному организму, предполагающий одновременное воздействие на различные стороны речевой системы, такие, как темп, ритм, паузирование, мелодика и т.д.
Формирование у пациентов нового речедвигательного навыка, а не коррекция отдельных проявлений дефекта —
основной принцип методики.

Эта задача решается посредством синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, что позволяет не только устранить речевые судороги и наладить элементы просодии, но и закрепить навыки бессудорожной речи. Обученная рука становится как бы памятью о новом стереотипе, а со временем — автоматическим контролером речи и нового внутреннего состояния пациента. В дальнейшем навык свободной нормальной речи переходит на уровень подсознания, и надобность в использовании руки отпадает.
Вырабатывается новый речедвигательный навык, уделяется повышенное внимание работе над интонацией. При этом учитывается неразрывная связь речи и соответствующих движений (мимики, жеста и пр.). Именно они обусловливают формирование интонационно окрашенного звучания, тогда как обездвиженность ведет к нарушениям и самой интонации, и коммуникативной функции речи.

Вместе с тем корригируется и личность, что помогает заикающимся повысить самооценку, наладить контакт с окружающим миром. Как правило, вместе с речевым дефектом устраняется и его невротическая составляющая.
После смены прежнего УПС на новое устойчивое состояние, нормальное или близкое к норме, все компенсаторные возможности организма, как сказано выше, мобилизуются на защиту уже этого нового состояния при любой попытке его изменить. Только при этом условии можно говорить о достижении прочного положительного результата.

источник

Гнеушева Татьяна
«Зимующие птицы». Конспект занятия по лепке для детей с ТНР (заикание)

Тема: «Зимующие птицы» (лепка).

Цель: формировать умение пользоваться плавной речью на этапе вопросно-ответной формы речи.

Формировать умение отвечать на вопросы логопеда с помощью зрительной опоры. Формировать умение регулировать напряжение и расслабление мышц своего тела.

— Формировать умение направлять воздушную струю по середине языка.

— Обогащать словарь по теме.

— Развитие координации речи с движением.

Оборудование: пластилин, стеки, готовый образец.

Ребята посмотрите какое дерево выросло у нас. А кто мне скажет, какие птички сидят на нашем дереве?

Посмотрите, а здесь ещё и палочка какая-то?

Ребята да она же волшебная. А хотите превратиться в птичек. Тогда закрывайте глаза.

Детишек в птичек превращу.

Вокруг себя вы повернитесь.

И в птичек быстро превратитесь.

Работа над дыханием и голосом.

Дутье нижней губой на нос и на челку – обдувание лица.

И. П. – о. с. 1 — левую руку в сторону, вдох носом воздух, 2 – глубокий выдох, руку опустить. 3 — правую руку в сторону, вдох носом воздух, 4 – глубокий выдох, руку опустить.

Дятел стучит по дереву. На выдохе произносим ТУК-ТУК-ТУК., стуча кулачками.

Работа с чистоговоркой. Сидел воробей на сосне, заснул – и свалился во сне.

Изобразить озябших, голодных птиц.

Показать, как обрадовались птички, когда им насыпали крошек.

Показать воробья, испугавшегося кошки.

Показать радостного воробья, убежавшего от лап кошки.

Развитие артикуляционной моторики.

– Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

— Сонная сова. Опустить голову вниз. Почувствовать напряжение мышц шеи сзади.

— Сова проснулась и вертит головой. Повороты головы влево-вправо.

— Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

— Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

— Очень вкусная пища! Облизать губы

— Дятел Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-тдд-тдд-тдд

Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетел воробей. Ребята, он что – то хочет сказать. (слушаю)

Ребят воробей говорит, что он совсем один и ему очень скучно. А давай те мы с вами слепим ему друзей. Согласны?

Тогда проходите в нашу мастерскую.

Ребята, посмотрите, что лежит у нас на столах?

Карина, зачем тебе нужен пластилин?

Даша, зачем тебе нужна дощечка?

Лина, зачем тебе нужен стек?

Тагир, зачем тебе нужна салфетка?

Ребята, из скольких частей состоит воробей?

Каким способом мы сделаем клювик? (вытягивание)

Перед тем, как начнём работу, давайте подготовим наши пальчики.

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем (ритмично сжимают и

Дятел в пестрых перышках. (загибают пальцы)

(сжимают и разжимают кулаки)

Даша, что ты сейчас делаешь? (вопросы задаются каждому ребёнку)

Ребята. Давайте встанем и немножко отдохнём.

Развитие общей моторики: «Снегири»

Не от утренней зари пощипывают щёки

Это красные фонарики «Фонарики»

взмахи руками, как крыльями

Воду пьют из родника «Пьют»

Мне слышны из далека ритмичные хлопки в ладоши

Ребята посмотрите, а на нашей сосне ещё птички какие-то сидят. Давайте подойдём посмотрим.

Кто знает, как называются эти птички?

Поднимите синичку вверх, наблюдая за ней глазками. Опускаем вниз, в сторону полетела наша синичка, в другую сторону.

Молодцы. Давайте мне Ваших синичек.

Отдохнули? Тогда идёмте продолжать нашу работу.

Самостоятельная лепка воробышек.

Вся работа сопровождается речью.

Рассматривание готовых работ.

Ребята, посмотрите, какие у нас получились красивые воробышки. Чей воробей получился самый большой?

Чей воробей самый маленький?

А как вы думаете, чей самый красивый? А я думаю, что у всех деток воробьи получились очень красивые.

Давайте потихонечку посадим воробышек в кормушку. Сначала я посажу нашего гостя, а потом вы посадите его друзей.

А как вы думаете, чего не хватает в кормушке? Правильно корма. Давайте каждый насыплет немножко корма птичкам.

Итог. Как вы думаете мы сегодня с вами сделали доброе дело? А какое?

Оценка работы детей.

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы «Зимующие птицы» с использованием ИКТ Интегрированное занятие для детей в подготовительной к школе группе по познавательно — речевому развитию с использованием ИКТ Тема: «Путешествие.

Конспект занятия для детей старшей группы комбинированной направленности «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» (КРД для детей старшей логопедической группы). Цели: 1. Уточнение и активизация словаря по теме: «Зимующие птицы».

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Зимующие птицы» для детей 3–4 лет с использованием ИКТ По образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Цель: закреплять представления детей о времени года «зима», зимующих птицах.

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» (6–7 лет) Образовательная область: познавательное развитие Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное.

Конспект НОД по теме «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Образовательные: Закрепление и уточнение названий зимующих птиц Калмыкии, их характерных внешних признаков, питания;упражнение.

Конспект НОД «Перелётные, зимующие и кочующие птицы» для детей средней группы Цель: обогатить знания детей о зимующих, кочующих и перелетных птицах. Задачи: — закрепить названия зимующих, кочующих и перелетных птиц.

Конспект НОД с применением ИКТ «Зимующие птицы Шпаковского района» для детей подготовительной группы Ход занятия: Организационный момент, введение в тему. Воспитатель: — Здравствуйте, ребята! Я приветствую Вас на осенней поляне. Смена слайда.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Зимующие птицы». Цель: Образовательные: Формировать представление.

Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей 4–5 лет «Зимующие птицы нашей области» НОД по экологическому воспитанию для детей 4-5 лет. Тема: «Зимующие птицы нашей области». Цель: формировать экологическую культуру у детей;расширять.

Педагогический проект «Познавательное развитие детей 4–5 лет в процессе игры «Зимующие птицы» Проблемное поле проекта: дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о птицах, остающихся зимовать в.

источник

Во время игр, прогулок на свежем воздухе занимайтесь воспитанием плавной речи. Не назидательно, исподволь, в зависимости от ситуации, в которой оказался ребенок, совершенствуйте его вопросно-ответную форму речи.

— Женя, кто это бежит?
— Это бежит собачка.
— Как зовут собачку?
— Собачку зовут Рекс.
Ребенок в песочнице.
— Женя, что ты делаешь?
— Насыпаю песок в формочку.
— Что у тебя получилось?
— Получилась белочка.
— Скажи, Женя, что ты сейчас взял?
— Я взял ведерко.
— Куда ты насыпал песок?
— Я насыпал песок в ведерко.

Читайте также:  Афобазол при заикании отзывы

Опираясь на конкретные предметы в условиях деятельности, ребенок легче формулирует своит ответы.

После прогулки продолжите занятие по знакомым картинкам. Возьмите иллюстрированный рассказ В. Сутеева «Кто сказал «мяу?». Прочитайте, просмотрите картинки и побеседуйте по ним. Вопросы стройте так, чтобы ребенок отвечал на них развернуто и получил всестороннее представление о предметах и действиях, изображенных на картинках.

Нарисуйте цветными карандашами ведерко, обратите внимание ребенка на то, как надо делать овал, проводить боковые линии. При выполнении рисунка ставьте вопросы:

— Женя, что ты сейчас делаешь?
— Я провожу линию («Я раскрашиваю»). Усложните вопрос:
— Чем ты раскрашиваешь?
— Красным карандашом.
— Как ты проводишь линии?
— Сверху вниз.

На этом занятии стремитесь, чтобы свои действия ребенок сопровождал речью.

Цель игры состоит в том, чтобы закрепить навыки вопросно-ответной речи, помочь ребенку свободно вести себя в различных ситуациях. Дети любят играть в лото, домино, мозаику.

— У кого гриб?
— У меня гриб.
— Что ты хочешь сделать?
— Я хочу положить гриб.
— Какой ты положил гриб?
— Я положил белый гриб.

Речевая зарядка на координацию слова с движением. Ребенок играет мячом и читает стихотворение С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч». Изготовление корзиночки из пластилина. Вначале покажите ребенку, как изготовляется поделка, а затем предложите ему сделать ее самому. По ходу работы вопросы:

— Женя, какого цвета пластилин ты взял?
— Зеленого.
— Что ты сейчас делаешь?
— Я разминаю пластилин.
— Что ты сделал?
— Стенку.
— Какая у тебя получилась стенка?
— Стенка получилась гладкая.
— А сейчас что ты прилаживаешь?
— Я прилаживаю донышко.
— Чем ты прилаживаешь?
— Я прилаживаю пластилином.

По изготовленной поделке проведите беседу. (Из чего сделана? Какая получилась корзиночка? Что положим в корзиночку? Куда ее поставим?).

Чтение русской народной сказки «Теремок».

Если ребенок увлекается ездой на велосипеде, то предоставьте ему возможность покататься, не забыв при этом использовать катание для воспитания навыков вопросно-ответной формы речи:

— Женя, что ты делаешь?
— Нажимаю на педали.
— Как ты едешь?
— Я еду медленно.

Сделайте отметку на дорожке — 25 метров, предложите ему проехать это расстояние:

— Женя, сколько метров ты проехал?
— Я проехал 25 метров.

Основываясь на примерной композиции занятий в период освоения вопросно-ответной формы речи, применяйте самые различные варианты работы с ребенком в течение дня. Беседы по знакомым картинкам (картинки выбирайте цветные, яркие) чередуйте с рисованием, лепкой, изготовлением поделок. Организуйте игры, упражнения на координацию слова с движением, проводите гимнастические упражнения под музыку.

Для развития речи, воспитания ее плавности и ритма прочитайте ребенку: К. Чуковского «Айболит», «Путаница», «Федорино горе», «Бармалей», «Муха-цокотуха»; С. Маршака «Пожар», «Багаж», «Рассказ о неизвестном герое», «Дом, который построил Джек»; русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Лиса и козел», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка».

Заучите с ребенком наизусть: А. Пушкин «Ветер по морю гуляет», «Румяной зарею»; А. Барто «Кораблик»; С. Маршак «Трубач», «Елка», «Январь», «Февраль», «Май»; С. Михалков «Дядя Степа», «Андрюшка»; А. Плещеев «Солнышко блестит».

Изготовьте вместе с ребенком из бумаги коробочку, лодочку, скворечник, корзиночку, светофор; из пластилина — корзиночку, совок, шар, гриб, помидор, огурец, яблоко; из природных материалов — бусы (из желудей), филина (из желудя), Деда Мороза (из шишки).

Нарисуйте елку, дерево, дом, снеговика, рыбу, кукол, машины, волка, зайца; вырежьте из бумаги квадрат, дом, салфетку, буквы алфавита.

В период освоения вопросно-ответной формы речи устраняйте у ребенка недостатки звукопроизношения по подражанию. Покажите ребенку (положение языка, губ) как произносится тот или иной звук, и он сам вскоре сможет произнести его правильно.

Следующий этап — это самостоятельный рассказ по знакомым картинкам, о знакомых предметах, о выполняемой работе.

Приведем примерный типовой план занятий с ребенком по освоению новой формы речи. Особенность его состоит в том, что ребенок, опираясь на предметы, строит самостоятельный рассказ, иными словами, близок к тому, чтобы вести свободную от заикания беседу. Однако, чтобы достичь этого, необходимы упорные и длительные тренировки.

Речевая зарядка: ребенок изображает все, о чем говорится в стихотворении:

— Моем шею,
Моем уши,
Вытираемся посуше.
Зубы чистим каждый день
Делать это нам не лень.

Положите перед ребенком стопку картинок с изображением животных, дайте образец рассказа:

Слон стоит. Мальчик ловит рыбу. Девочка прыгает. Женя продолжает: «Бабочка летит. Птичка сидит на ветке. Собачка лает. Кошка спит. Мальчик играет. Бабушка вяжет. Мама читает». Усложните рассказ ребенка наводящими вопросами: «Куда летит бабочка?» — «Бабочка летит к цветку». «К какому цветку?». Тогда ответы по картинкам станут примерно такими: — Маленькая птичка сидит на зеленой ветке. Белая собачка громко лает. Полосатая кошка Машка спит на диване. Кудрявый мальчик играет на дудочке. Бабушка вяжет Жене теплые носки. Мама читает интересную книгу.

Разложите картинки в такой последовательности, чтобы получились короткие рассказы:

— Бабочка летит к желтому цветку. Маленькая птичка сидит на зеленой ветке. Белая собачка на нее громко лает. Кудрявый мальчик играет на дудочке.
— Бабушка вяжет теплые носки. Рядом спит полосатая кошка Машка. Мама сидит за столом и читает интересную книгу.

Постройка дома из кубиков. По ходу «строительства» задавайте ребенку вопросы, связанные с завершением той или иной операции.

— Женя, что ты сейчас сделал?
— Я поставил красный кубик.
— Где ты его взял?
— Я его снял с полки.

Вопросы старайтесь строить в той последовательности, в которой осуществляется сооружение домика.

— Женя, что ты еще успел сделать?
— Я сделал крышу и трубу.
— Какого цвета домик?
— Домик разноцветный.

Сквер (лес). Разговор ведите по поводу уже совершенных ребенком действий.

— Женя, что ты сорвал?
— Я сорвал цветок.
— Как называется цветок?
— Одуванчик.
— Что ты с ним сделал?
— Положил в ведерко.
— Женя, что ты сейчас сделал?
— Я спрятался.
— Где ты стоишь?
— Я стою за кустом.
— Где твоя лопатка?
— Лежит тут.

После прогулки продолжите занятия по сюжетной картинке, например «Три медведя». Наводящими вопросами создайте ребенку возможность в логической последовательности изложить события, изображенные на картинке. Прочитайте сказку «Три медведя», разыграйте ее по ролям.

Возьмите обычный почтовый конверт, расклейте, положите его на плотный лист бумаги, обведите карандашом. Предложите ребенку по контурным линиям сделать разрезы. Задавайте вопросы по поводу произведенных действий. В этих случаях речь «шлифуется» не только в условиях непосредственного созерцания, но и частично по представлению, по следам сделанного, без опоры на наглядность в момент ответа. Речь при этом носит более сложный характер.

— Женя, что ты сейчас сделал?
— Я вырезал уголок.
— С чего ты начал?
— Сначала взял ножницы, потом надрезал лист до отметки. А дальше разрезал по линиям.
— А сейчас что ты сделал?
— Я только что согнул два уголка, как ты показала.
— Для чего это нужно?
— Чтобы склеить уголки.
— Скажи, что ты сделал?
— Намазал уголки клеем.
— А дальше?
— Сейчас.

Женя сгибает уголки и осторожно разглаживает пальцем.

В процессе изготовлеиия поделки речь становится более свободной и разнообразной. При этом развивается логическое мышление и память.

Разучивание стихотворения З. Александровой «В школу».

Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок.

Разложите в логической последовательности картинки с изображением знакомых ребенку предметов и действии. Вначале используйте вопросно-ответную форму речи (Кто изображен на картинке? — Мальчик. Что у него в руках? — Удочка). Затем предложите ребенку самостоятельно построить рассказ.

— Мальчик с удочкой идет на реку удить рыбу. На берегу он размотал леску. На крючок насадил червячка. Закинул леску в воду и присел на корточки. Ждет, когда начнется клев. Ждать пришлось недолго. Поплавок ушел в воду. Мальчик быстро встал и вскинул удочку. В воздухе заметалась серебряная рыбка. Поймал.

Изготовление гриба из пластилина. Во время работы над поделкой ведите разговор по поводу предстоящих действий. Вопросы ставьте так, чтобы ответы на них давались в форме будущего времени. В этом случае ребенок будет учиться плавно говорить без конкретной опоры на восприятие, по следам представлений, а значит, более абстрактно, более естественно, повествовательно. Здесь ребенок уже сам формулирует вопросы, дает критическую оценку сделанному, рассказывает о том, как он изготавливал гриб.

С детьми следует больше заниматься изготовлением поделок, предварительно обсуждая предстоящие операции. Этот этап служит своеобразной базой для перехода на закрепление навыков спонтанной (самостоятельной) речи.

На первых порах изготовляют такие поделки, которые требуют всего несколько операций. Главное внимание обратите на то, чтобы ребенок сопровождал речью все процессы, которые он осуществляет.

Изготовьте сами из пластилина гриб — образец поделки, ориентируясь на который малыш сам попытается вылепить такой же.

— Женя, что ты сначала будешь делать?
— Сначала я возьму пластилин и раскатаю его.
— Покажи, как это нужно делать?

Женя раскатывает колбаску между ладошками.

— Хорошо! Правильно. А что дальше?
— Из этой колбаски я буду делать ножку гриба.
— Как?
— А вот так. Внизу — потолще, вверху — потоньше. Получилась груша.
— Как ты будешь делать шляпку?
— Сначала скатаю шарик. Катает шарик между ладошками.
— А что получится из шарика?
— Шарик я разомну и получится лепешка.
— Что сделаешь в середине?
— Выдавлю ямку и загну края. Потом возьму ножку и присоединю ее к шляпке.
— Не торопись, Женя. Ребенок разглаживает шляпку.
— Грибок готов.
— Как называется грибок?
— Это подосиновик. Он растет под осиной.
— Куда мы его поставим?
— Поставим на полку, рядом с корзиночкой.

Когда ребенок без затруднений планирует свои действия, все предстоящие операции по изготовлению поделки, то он без запинок может вести разговор независимо от сложности вопросов и использовать в речи распространенные предложения.

Игра в зоологическое домино. По ходу игры задавайте ребенку вопросы:

— Какую фишку ты собираешься поставить?
— Бабочку-лимонку.
— Какого она цвета? На что похожа?
— Эта бабочка желто-зеленого цвета. Похожа на лимон.
— Что ты сейчас поставил?
— Я поставил слона. Слон огромный. Я видел его в зоопарке. Он пил воду и выпускал ее из хобота. Получался фонтанчик.

Вопросы на занятии можно задавать самые разнообразные, чтобы они вызывали у ребенка желание высказаться эмоционально. Предлагайте ему вспоминать и называть других животных, описывать их по памяти. Поощряйте ребенка за хорошие ответы.

Разучите с ребенком по ролям (с опорой на картинки) стихотворение К. Чуковского «Мойдодыр».

Для выработки прочных навыков плавной речи старайтесь разнообразить работу по составлению рассказов, изготовлению поделок, разучивайте короткие ритмичные стихотворения, организуйте речевые игры — драматизации по русским народным сказкам и стихотворениям К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова. Если на занятии по освоению более сложных форм речи ребенок начнет делать запинки, не справляться с заданием, то перейдите на тот уровень речи, на выполнение тех поделок и игр, во время которых он не испытывал трудностей.

Помните, соблюдение принципа постепенности и последовательности — важнейшее условие преодоления заикания. Рассказывать распространенными предложениями разрешайте ребенку в том случае, если он плавно описывает картинки и поделки короткими фразами. Стройте занятия живо, интересно, занимательно, чтобы ребенок испытывал удовлетворение от них, находился в состоянии постоянного ожидания.

Вовсе не обязательно тренировать речь ребенка только описанием картинок, при изготовлении поделок. Готовитесь ли вы к прогулке, обеду, сну, всегда стремитесь подчинить все эти моменты развитию правильной речи — от ответов на вопросы до самостоятельного описания эпизодов прошедшего дня.

Следующий этап преодоления заикания — это пересказ прослушанного рассказа, рассказы о том, как осуществлялись поделки, проводились игры.

На данном этапе важно подобрать интересные рассказы для пересказа. Вы их без труда найдете в детских журналах и книжках. Великолепным материалом служат различные сказки, детские рассказы Л. Толстого, К. Ушинского, А. Чехова, М. Горького, К. Паустовского, М. Пришвина.

Для начала возьмите короткий, динамичный рассказ или сказку. Прочитайте два раза, побеседуйте с ребенком — уяснил ли он содержание прочитанного, запомнил ли название, имена главных героев. По мере освоения пересказа переходите к более сложным рассказам.

Что касается рассказов об изготовленных поделках, то в данном случае ребенок учится владеть более сложной (контекстной) формой речи. Он по памяти, без зрительной опоры на конкретные действия, описывает все процессы, которые он выполнял при изготовлении поделки (корзиночки, грибка и т. д.). Если ребенок свободно, без затруднений пересказывает рассказы, объясняет принципы создания поделок, делится своими удачами и неудачами, значит под влиянием обучения произошла перестройка речевой деятельности. Заикание как дефект исчезло. Приведем пример занятия.

Речевые упражнения на координацию слова с движением.

Изготовьте два флажка, выучите текст:

Правой вверх,
Левой вверх,
В стороны,
Накрест,
В стороны,
Вниз.

Проделайте это упражнение сначала сами, а потом с ребенком.

Имея в руках по флажку, ребенок выполняет движения одновременно с чтением текста.

Другое упражнение. Движения выполняются в соответствии со словами:

Ванька, встань-ка,
Ванька, встань-ка,
Приседай-ка, приседай-ка,
Будь послушен, ишь какой,
Нам не справиться с тобой.

Пересказ прочитанной сказки «Курочка ряба».

Прочитайте сказку два раза. Проработайте ее по вопросам. «У кого была курочка ряба? Что снесла курочка? Какое яичко снесла курочка ряба?» и т. д.

Читайте также:  Адаптация ребенка с заиканием к детскому саду

Обычно дети быстро запоминают сказку и читают ее наизусть. В дальнейшем учите ребенка пересказывать сложные рассказы своими словами.

Ручной труд. Лепка посуды из пластилина.

— Женя, что ты будешь лепить?
— Я буду лепить чашку и тарелочки.

Женя выполняет поделки молча. Как только будет готова чашечка, попросите ребенка рассказать о том, как он смастерил ее.

Аналогичным должен быть рассказ и о тарелочках. По ходу задавайте наводящие вопросы, чтобы рассказ получился полным, насыщенным.

Заучивание стихотворения А. Барто «Веревочка».

Прогулка. Заикание преодолевается не только последовательностью речевых упражнений, но и последовательностью ситуаций (знакомая, малознакомая, незнакомая обстановка). Для того, чтобы ребенок чувствовал себя так же свободно, как и дома, во время прогулок создавайте ему малознакомые и незнакомые ситуации.

Например, предусмотрите покупку конфет в магазине у знакомого продавца. Пусть ребенок сам скажет:

— Тетя Зина, дайте мне пакетик «Белочки».
— Женя, ты любишь «Белочку»?
— Да, я люблю эти конфеты. Они вкусные.
— Пожалуйста, возьми.
— Спасибо, тетя Зина.

При затруднении придите ребенку на помощь — задайте наводящий вопрос. Если ребенок уже свободно общается со знакомым продавцом, предусмотрите покупки у незнакомого продавца. Покупайте те предметы, которые необходимы ребенку и которые нравятся ему.

После прогулки. Изготовление поделки — бумажного стаканчика для карандашей.

На этом занятии предоставьте ребенку возможность говорить без ограничений. Следите только за последовательностью изготовления операций и при необходимости регулируйте темп работы и речи.

Занятие разделите на две части: вводную и основную.

Вводная часть — подготовительная.

— Женя, что ты собираешься делать?
— Я собираюсь делать бумажный стаканчик.
— Что ты приготовил для этого?
— Я приготовил ножницы, клей, кисточку, цветную бумагу, карандаш, линейку.
— С чего ты начнешь?
— Сначала я размечу карандашом на бумаге стенки для стаканчика, потом дно. Возьму ножницы, по линиям вырежу полоску бумаги для стенок и кружок для дна. Намажу боковые края полосок клеем, согну их и склею, потом приклею дно. Стаканчик готов.

Ребенок раскладывает инструменты и заготовки в той последовательности, о которой речь шла выше.

Основная часть — разметка бумаги и изготовление поделки.

Ведите с ребенком самый непринужденный разговор. Ставьте его в такое положение, чтобы у него возникла потребность содержательно высказаться по ходу деятельности, правильно сформулировать вопросы.

После изготовления поделки побеседуйте с ребенком о ней. Какая она получилась? Для чего предназначена? Как будет выглядеть стаканчик, если в него поставить карандаши.

Чтение рассказа Джанни Родари «Лошадь, дерево и мальчик».

Обсудите с ребенком прочитанное.

Пересказ рассказа Джанни Родари «Лошадь, дерево и мальчик».

После пересказа нарисуйте в альбоме лошадь, дерево, мальчика.

Предложите ребенку «выложить» утенка, сопровождая каждое действие рассказом. Побеседуйте о выполненном задании. Подберите стихотворение об утенке.

Разучивание стихотворения А. Плещеева «Травка зеленеет».

Составление рассказа о прошедшем дне. Это интересная форма работы, но требует живого участия родителей. Ребенок охотно станет рассказывать в том случае, если день у него прошел занимательно и был насыщен впечатляющими событиями.

На этом тренировочный период заканчивается. Его результатом должна быть совершенно свободная от заикания речь. В своем дневнике отметьте этот момент. Поставьте в известность логопеда и врача о достигнутых успехах. Посоветуйтесь с ними о дальнейших мероприятиях по укреплению здоровья ребенка, совершенствованию речевой деятельности.

Закрепительный период — это период самостоятельной речи. Цель его состоит в том, чтобы закрепить навыки плавной речи, выработанные на ежедневных занятиях, перенести эти навыки в более сложные условия, на более высокий уровень речевого общения. Используйте для этого разучивание стихотворений, пословиц, загадок, считалок. Стихотворения придают речи правильный ритмический рисунок, делают ее уверенной и выразительной. Устраивайте прослушивание записи стихов, обращайте внимание ребенка на радиопередачи с участием мастеров художественного чтения. Речь выдающихся актеров служит блестящим образцом для подражания. Магнитофон будет служить своеобразным контролером в речевом процессе.

Эффективными формами закрепления речевых навыков являются ручной труд, рисование, лепка, конструирование, рассказ об увиденном в течение дня. Используйте все это.

Создавайте ребенку различные речевые ситуации, стремитесь к тому, чтобы он выступал с чтением стихотворений, рассказов перед своими сверстниками. Устраивайте периодически «чай», приглашайте на него гостей. Старайтесь предусмотреть для приглашенных интересное занятие, следите, чтобы каждый ребенок был активным участником торжества.

Надо хорошо продумать весь ход праздника: подготовьте интересные рассказы и сказки, устройте «страничку» загадок, вопросов и ответов, «страничку» игр. Праздники объединяют детей, воспитывают у них положительные черты характера, умение хорошо держаться и говорить. Ваш ребенок почувствует уверенность в себе, испытает радость речевого общения со сверстниками. Непринужденно и содержательно проходят праздники в том случае, если ребятам предлагают выполнить коллективную работу, например, выложить из мозаики автомобиль, самолет и т. д. Речь при этом звучит эмоционально, естественно, приподнято.

Очень полезны игры-драматизации, игры-инсценировки, поставленные по (мотивам русских народных сказок «Теремок», «Колобок», «Репка» и др.

Систематически предлагайте ребенку рассказывать об увиденном на улице, в парке, о просмотренных кинофильмах и телепередачах.

Старайтесь, чтобы ребенок разговаривал со сверстниками в магазине, театре, на детских праздниках, был активным участником мероприятий, организуемых для детей в парках, живых уголках и т. д.

Если ребенку около 7 лет, готовьте его к школе, больше рассказывайте о школе, познакомьте с учебниками для первого класса, просмотрите их. Обучайте его грамоте, но помните, что освоение букваря — дело трудоемкое, не перегружайте ребенка длительными занятиями, ибо возможны рецидивы заикания. Буквы осваивайте постепенно, сразу же учите читать звуковым аналитическим методом. Недостатки звукопроизношения поправляйте по мере освоения букв. Учите ребенка писать печатные буквы, составлять из них слоги, простейшие слова.

Обучение грамоте значительно облегчит пребывание ребенка в школе, особенно на первых порах. Напомним, что поступление в школу — это новый этап в жизни детей, вызывающий перестройку всей повседневной деятельности. Он сопряжен с большой умственной и физической нагрузкой. Вот почему нередко у ребенка, избавившегося от заикания, в этот период недуг проявляется снова и с еще большей силой.

Следует позаботиться о том, чтобы адаптационный период в школе прошел как можно мягче, спокойнее. Заранее познакомьте ребенка с учителем, расскажите ему о речевой патологии ребенка, имевшей место в прошлом. Выработайте совместные пути щадящего режима в период прохождения букваря: общение с помощью облегченных форм речи, опора на наглядность, создание спокойной обстановки в классе, вовлечение в общественную деятельность. Внимательно следите за учебой, за изменениями в психологии и поведении ребенка, вызванными учебным процессом. Малейшие признаки заикания служат основанием для обращения за помощью к специалистам. Родители, разумеется, должны постоянно направлять усилия на укрепление здоровья ребенка, его нервной системы.

Свободное владение речью в общении со взрослыми и сверстниками свидетельствует о полном преодолении заикания, а, следовательно, отпадает всякая необходимость в организации логопедических занятий и в медицинском вмешательстве.

Если же у ребенка снова обнаружится заикание, то весь комплекс медико-педагопических мероприятий повторяется.

Почему заикание чаще всего возникает после перенесенных заболеваний?
Как известно, всякое заболевание приводит к ослаблению защитных сил организма и, в частности, нервной системы. Достаточно в этот момент подействовать травмирующему фактору, и может возникнуть заикание.

Почему заикание развивается после двух лет, а не раньше?
Речевая система практически начинает формироваться с двух лет, поэтому в самом раннем возрасте из-за недостаточной осознанности дети не испытывают патологического влияния психического травмирования.

Почему при шепотном произношении заикание ослабевает? Можно ли шепот использовать как метод преодоления заикания?
При разговоре шепотом возникают облегченные условия для голосообразования: голосовые связки работают с наименьшим напряжением, голос выключен. Кроме того, заикающиеся не чувствуют той ответственности, которую они испытывают при нормальной речи. Разговор шепотом используется как один из приемов устранения заикания на начальных этапах.

Влияет ли заикание на память?
Заикание в ряде случаев, особенно у школьников, заметно снижает запоминание. Объясняется это сильным эмоциональным волнением.

Имеются ли лекарства, эффективно влияющие на заикание?
Медикаментов, прямо действующих на заикание, нет. Есть лекарства, которые нормализуют состояние нервной системы, т. е. физиологическую основу речи.

источник

Заикание — одно из тяжелых нарушений речи. Оно устраняется с большим трудом, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, сильно травмирует психику детей и взрослых.

Причины, в результате которых возникает заикание, могут быть разными. Чаще всего оно появляется у легковозбудимых, нервных детей.

Возникновению заикания способствуют неправильные условия воспитания ребенка, физические наказания, сильный испуг, всевозможные стрессы.

Причиной этого нарушения речи может быть и непосильная речевая нагрузка, что ведет к срыву нервной системы или, наоборот, в результате недоразвития речи, когда не хватает слов для выражения мыслей.

Заикание может возникнуть по подражанию, а также вследствие очень быстрой речи. В редких случаях оно может возникнуть при черепно-мозговых травмах.

При заикании нарушается темп, ритм, плавность речи, интонационная выразительность. Дыхание становится разлаженным.

Работая с такими детьми на протяжении 25 лет в детском саду и поликлинике, я пришла к выводу, что индивидуальная работа с одним-двумя детьми приводит к быстрому восстановлению речи при хорошей речевой нагрузке, доступной для ребенка в течение 30—45 минут ежедневно или через день.

Цель его — воспитание у детей нормальной, свободной от заикания речи на индивидуальных занятиях.

На начальном этапе возникновения заикания у ребенка, если это возможно, предлагается 2—3-недельный «режим молчания». Необходимо исключить развлекательные, шумные мероприятия, посещение гостей, просмотр телепередач, оградить ребенка от стрессовых ситуаций. Желательно выехать в деревню, на дачу. Восстановление речи проводится совместно с консультациями невропатолога. Проводятся консультации родителей о проведении занятий в домашних условиях. Они могут присутствовать на коррекционных занятиях.

На первом этапе при сильном заикании занятия начинаются с сопряженной речи (задания проговариваются вместе с логопедом).

Занятие начинается с релаксации (расслабления). Далее можно сделать массаж лица, шеи, плеч, провести артикуляционную гимнастику, дыхательные, голосовые упражнения.

Поем детские, мелодичные песни типа: «Жили у бабуси», «Елочка», «Кузнечик» и т. д.

Читаем наизусть стихи А. Барто «Игрушки»,

Далее предлагается работа со зрительной опорой.

Картинки — действия (10—20 штук)

Учительдефектолог. Что делает мальчик?

Вместе с ребенком. Мальчик бежит домой.

Один ребенок. Мальчик бежит домой.

(Девочка гонит гусей домой и т. д.)

В дальнейшем ребенок самостоятельно называет все картинки подряд, без наводящих вопросов учителя-дефектолога.

Говорим плавно, слитно, темп речи естественный. Помогаю ребенку вовремя вдохнуть и говорить на выдохе. После вдоха паузу не делать. Это надо отработать до автоматизма.

Потом предлагаю настольно-печатные игры «Мои игрушки», «Овощи и фрукты» и др.

В зависимости от степени заикания использую сопряженную или отраженную речь.

Учительдефектолог. Что это?

Ребенок. Это мишка. Дайте мне, пожалуйста, мишку… Спасибо.

В дальнейшем ответ распространяем.

Ребенок. Дайте мне, пожалуйста, мишку. У меня на картинке нарисован мишка… Спасибо.

Учительдефектолог. Что это?

Ребенок (отражение). Это молоток. Молотком забивают гвозди. Дайте мне, пожалуйста, молоток. У меня на картинке нарисован молоток (мне нужен молоток). Спасибо.

Потом ребенку предлагается «домино». Игра проводится с подробным комментированием каждого хода.

Учительдефектолог. У меня есть вишни и желтый кружок. Я кладу вишни и желтый кружок. Ваня, у тебя есть вишни или желтый кружок?

Ребенок. У меня есть желтый кружок. Я кладу желтый кружок и яблоко. Миша, у тебя есть яблоко или вишни? И т. д.

Сначала вопросно-ответная речь, а затем самостоятельный рассказ по картине. Составляются рассказы-описания, рассказы по серии сюжетных картин, творческие рассказы.

Далее увеличиваю речевую нагрузку и включаю в занятия пересказы сказок («Курочка-ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок» и другие сказки и тексты).

Потом с ребенком проводятся беседы на разные темы.

Последний этап в работе — спонтанная речь. Ребенок уже говорит свободно, без заикания в самостоятельной речи. Родители должны спрашивать у него, какие были занятия, чем занимались в саду, что ели на завтрак, обед и ужин. Педагог спрашивает у ребенка о том, кто забирает его домой, чем занимается вечером, какой мультик смотрел и про что, есть ли у него друзья, почему он дружит с ними и т. д.

P. S. В старшем возрасте (5—6 лет и старше) предлагается речевая зарядка (после стихов): счет предметов до 10 с проговариванием названия предмета:

У меня есть две машинки и т. д.

Мне купили одну книгу, мне купили две книги и т. д.

В небе летит один самолет, в небе летит два самолета и т. д.

В лесу я нашел один гриб, в лесу я нашел два гриба…

Школьникам можно предложить:

б) подробное комментирование примеров, задач, таблицы умножения.

Все виды работ необходимо выполнять ежедневно. Нагрузку на речь увеличивать в зависимости от успешного выполнения заданий. В занятия включаем игры по развитию памяти, внимания, мышления, пальчиковую гимнастику, координацию речи с движением.

Ребенку постоянно внушается уверенность в том, что с каждым днем он говорит лучше, всегда спокойный, смелый. В начале занятий, в конце их и дома ребенок говорит: «Я говорю плавно, спокойно, как песенку пою».

В результате интенсивной посильной речевой нагрузки на ребенка, постоянных упражнений в плавной, свободной от заикания речи, быстро закрепляется рефлекс на правильную речь. Восстанавливается речевое дыхание.

Метод интенсивной логотерапии на индивидуальных занятиях дает большую возможность проводить реабилитацию заикающихся детей в амбулаторных условиях:

Быстрые результаты не заставят себя ждать! Период восстановления речи — от трех до шести месяцев.

источник