Меню Рубрики

Заикание смеются в школе

«По-по-по-жалуйста, подай э-э-э…» — «Ластик? Калькулятор? Карандаш?» — сосед по парте старается помочь своему заикающемуся однокласснику. Такую картину наблюдает каждый учитель: практически в каждой параллели есть дети, страдающие заиканием. Причем чаще этому недугу подвержены мальчики. Что же такое заикание? Как учитель должен работать с заикающимся ребенком и что делать родителям? Об этом — в нашей статье.

Заикание — одно из наиболее распространенных нарушений речи, выражающееся в том, что человек, ребенок или взрослый, испытывает трудности в произношении речи: многократно повторяет слоги или слова, тянет их, не может начать речь, делает длительные паузы.

Заиканием начинает появляться у детей с 2-4 лет, позднее у некоторых оно проходит, но возможно и повторное появление заикания в подростковом возрасте. Взрослые, страдающие заиканием, как правило, имеют это нарушение с детства.

Заикающиеся могут «помогать» себе при разговоре: щуриться, поворачивать голову, делать движения руками, ногами и т.п.

  • Клоническое заикание. При этом типе заикания человек повторяет отдельные звуки, слоги или целые слова.
  • Тоническое заикание. При нем человек делает длительные паузы в речи, тянет звуки.

Также возможно сочетание этих типов.

Технически заикание возникает из-за судорог в артикуляционной, голосовой и дыхательной мускулатуре (то есть мышц языка, губ, гортани).

Заикание проявляется особенно сильно в незнакомой, волнительной обстановке: при ответе у доски, в личном разговоре с одноклассниками или учителем. Дома же, в разговоре с самим собой, заикающийся может говорить плавно.

  • Дети могут быть замкнуты, молчаливы, не общительны.
  • Испытывают трудности ответа у доски, с места, поэтому избегают их, как и участия в общешкольных мероприятиях, дискотеках и т.п.

Отсюда вытекают проблемы в общении, низкая самооценка, проблемы успеваемости. В то же время дети могут достаточно нормально читать по учебнику, петь.

Со временем старшие ребята учатся скрывать свое заикание: делают длительные паузы, растягивают слова, используют в речи слова-паразиты, которыми заполняют вынужденные остановки речи: «вот», «ну», «так» и другие. То есть внешне речь может быть уже достаточно плавной и ровной.

Считается, что вылечить заикание проще в детском возрасте, нежели у взрослых. Поэтому как только к вам «попал» ребенок с заиканием, нужно начать работу с ним и его родителями (особенно, если они не занимаются у логопеда).

  • Речь ребенка всегда развивается подражательно: как говорят окружающие, так говорит и он. Поэтому ребенок может копировать манеру и темп речи заикающегося родственника, с которым он часто общается. При общении с заикающимся ребенком речь должна быть ровной, плавной, нельзя говорить быстро и проглатывать слова, недопустим же и разговор по слогам, говорение нараспев. Ребенок должен слышать нормальную речь.
  • Если вы слышите, что ребенок говорит в быстром темпе, захлебывается, торопится — остановите его, попросите говорить спокойно. Это может предотвратить заикание у склонных к нему детей.
  • Детям в раннем возрасте одинаково вредны чрезмерная речевая нагрузка и отсутствие говорения.
  • К ребенку нужно относиться с особенным вниманием, но не потворствовать его капризам и совершению плохих поступков. Всегда предъявляйте к ребенку единые требования.
  • Посадите заикающегося ребенка за одну парту со спокойным уравновешенным соседом, у которого хорошая, четкая, грамотная речь.
  • Не стоит привлекать ребенка к участию в играх и других мероприятиях, требующих индивидуальных выступлений с произнесением речи. Наоборот, лучше как можно чаще давать возможность играть в игры, в которых возможны совместные ответы.
  • Если вы проводите мероприятие, в котором задействованы все ученики класса, дайте заикающемуся ребенку возможность спеть хором, чтобы он не почувствовал свою неполноценность.
  • При ответе у доски такой ребенок часто может испытывать затруднения, поэтому постарайтесь не спрашивать его первым, помогайте отвечать. В случае, если ребенок не может ответить, задайте другой вопрос, ответьте сами, отвлеките его внимание, переключите на что-то другое. Таких ребят можно спрашивать с места: зачитать ответ по тетради, дать комментарий. За партой ребенок испытывает меньше волнений, чем у доски, поэтому его речь может быть более плавной.

При работе с заикающимся ребенком нужно проявить терпение и понимание, по возможности давать выполнимые задания, не требующие публичных ответов и выступлений (если, конечно, ребенок сам не настаивает на них). Главное — не заострять свое внимание на проблеме, не делать замечаний по поводу речи, и всеми возможными способами исключить насмешки одноклассников. С ребенком и его родителями важно установить доверительные отношения.

Дома ребенок должен находиться в спокойной атмосфере любви и взаимопонимания, все излишние раздражающие факторы должны быть исключены. Поначалу ребенок может допускать краткие задержки в речи, но в дальнейшем они могут войти в привычку, стать постоянными, и ребенок станет заикаться.

  • Должен быть исключен просмотр возбуждающих, неподходящих по возрасту телепередач, и компьютерных игр.
  • Исключается и прослушивание страшных историй и сказок на ночь.
  • Исключается запугивание ребенка бабайками, серыми волками.
  • Нельзя в качестве наказания оставлять ребенка одного в замкнутом пространстве, особенно если оно плохо освещено.

Если ребенок испытывает какие-либо страхи, взрослым нужно поработать с ними: выяснить причину и избавиться от них. Так, например, если ребенок боится собак, нужно объяснить, как правильно себя вести с ними; если ребенок боится темноты, пройдите с ним все помещение и убедитесь, что нигде никого нет; если ребенок боится то, что изображено на картинах, развешенных в комнате, снимите их. То есть каждый страх должен быть проработан. Это важно, потому что часто заикание возникает именно из-за страха, испуга, какой-то нестандартной ситуации, в которой оказался ребенок.

В определенной степени справиться с заиканием помогают пение и танцы, они развивают дыхание, чувство темпа, ритма.

источник

Заикающихся людей в мире около 2%, и большинство из них начали заикаться в детстве. В настоящее время причины заикания точно не выявлены, и на этот счет существуют разные мнения, как существуют и различные методики лечения, о которых речь, в данном случае, не идет. Речь пойдет о том, как облегчить заикающемуся ребенку процесс обучения в школе и сделать его пребывание там более комфортным.

Для многих заикающихся детей школьные годы являются очень стрессовым периодом в жизни, потому что именно там происходит наибольшее количество трудных для заикающегося человека ситуаций: устные ответы, доклады, чтение вслух, выступления, и все это перед большим количеством людей.

Отправлясь в школу, ребенок оказывается в детском коллективе, который, как известно, иногда может быть очень жесток. Как и всякий ребенок, который отличается от других детей, заикающийся ребенок автоматически попадает в группу риска: в группу детей, которые могут подвергаться травле со стороны одноклассников.

Передразнивания и насмешки одноклассников, как и равнодушие учителей, могут очень отрицательно повлиять на нервную систему ребенка, развить у него комплекс неполноценности и социофобию, не говоря уж о неврозах, проблемах с психикой и учебой.

Окружающие не всегда понимают положение заикающегося человека. И объясняется это не только их черствостью и недоброжелательным отношением, но и особенностью самой проблемы. Во-первых, заикание у разных людей разное: от редких незначительных запинок до почти полной немоты. Во-вторых, степень заикания может меняться в зависимости от ситуации. Учитель, видя, как один и тот же ребенок свободно болтает с друзьями на перемене, а потом не может вымолвить ни слова у доски при устном ответе, часто сердится и говорит что-нибудь вроде: «На перемене ты как соловей, а тут молчишь. Я ведь вижу, что ты можешь говорить, когда хочешь. Ты просто не выучил.»

Дети не любят говорить про своё заикание и часто предпочитают получить двойку, ничего не объясняя. Иногда учителя, как люди никогда не сталкивавшиеся с этой проблемой, пытаются помочь ребенку так, как они считают нужным, на самом деле лишь усугубляя проблему.

Вот что пишет Рут Мед, автор книги «Речь — это река» и человек, преодолевший своё заикание (Ruth Mead “Speech is a river. My recovery from stuttering”):

«Мое заикание не было сильным до того времени, когда учительница математики стала пытаться обращать на него мое внимание. В течение того года я превратилась из маленькой девочки, з-з-заикающейся время от времени в маленькую девочку с сильнейшими ступорами на 90% произносимых слов… В тот первый школьный день в 6-м математическом классе мисс Тиздейл велела каждому из нас объявить номер своей классной комнаты медленно и отчетливо, когда она будет делать перекличку. Она назвала мое имя. Ответа нет. Она повторила мое имя медленно и отчетливо, как будто я не могла понять. Снова нет ответа. Когда же она произнесла мое имя очень медленно и снисходительно, тогда я выпалила, наконец, номер над дверью моего класса : с-с-с-с-семьдесят три.

Одно маленькое число, но оно было достаточно важным, чтобы определить мою судьбу на оставшийся школьный год. Я полагаю, что мисс Тиздейл явно решила тогда излечить меня от заикания. Общение, особенно словесное, было ужасно важным для неё. Невнятная, неразборчивая, медленная или нерешительная речь была для неё неприемлема. Она шла, как медицинский десант, обнаруживший ящур, готовая выкорчевать любые недостатки речи…

Она взвалила на себя лечение моего заикания, и каждый день на её уроке мне приходилось стоять перед классом и объяснять математические задачи, либо громко читать книги из известных цитат, в результате чего речь моя ухудшилась до невозможности.»

Иногда бывает так: «когда я у доски стою и ответ вымучиваю, учителя или устало хватаются за головы или особенно вредные еще злятся.»

• «В седьмом классе у нас вела литературу какая-то училка, которая то ли невзлюбила меня, то ли правда не понимала, какая для меня была пытка отвечать перед классом, в котором, кстати, была куча девочек…Вызвала она меня как-то рассказывать наизусть отрывок из повести «Данко»…Всё. Занавес. В классе воцарилась гробовая тишина, в которой было слышно только моё мычание…»

«Отчетливо помню особо не любимые мной уроки физики, на которых приходилось отвечать сложный материал, оперируя различными терминами, от которых не отвертишься. Приходилось их как-то выжимать из себя, а учительница думала, что я плохо выучил урок и мучила ещё больше…»

Иногда, наоборот желая не нервировать ребенка, учителя создают для него искусственный щадящий режим учебы в школе:

«В школе я заикался с первого класса, но меня это не сильно беспокоило, потому что меня никогда не вызывали отвечать устно. Так я и просидел, почти молча, все школьные годы.»

Именно по этой причине ( неправильная реакция и поведение взрослого человека ) родителям заикающегося ребенка, который идет в школу, возможно, имеет смысл поговорить с учителем (или с несколькими), для того, чтобы, во-первых, предупредить их о проблеме (иногда заикание может быть не слишком заметно внешне, но от этого ничуть не легче для ребенка) и чтобы объяснить учителю как облегчить учебный процесс для заикающегося ученика.

Возможно, родителям будет удобно воспользоваться рекомендациями, которые дает учителям Лиза Скотт (доктор философии, университет штата Флорида).

Обычно учителя, у которого в классе есть заикающийся ребенок, волнует то, как он будет реагировать на свое заикание в классе и то, насколько надо привлекать ребенка к общей работе класса на уроке. Ответ на эти вопросы зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка. Возможны два крайних варианта:

• ребенок не особенно беспокоится из-за своего заикания и рад участвовать в работе класса, как и все другие дети;

• ребенок плачет и отказывается говорить;

Большинство детей находятся где-то посередине. Если ребенок находится под наблюдением специалиста, было бы хорошо выяснить его мнение по поводу того, каких реакций стоит ожидать от ребенка. Также, нужно спросить самого ребенка о том, как он хотел бы участвовать в работе класса.

Желательно, чтобы вы поговорили с ребенком наедине. Объясните ему, что когда мы говорим – как и когда учимся чему-нибудь ещё – мы иногда делаем ошибки: пропускаем звуки, повторяем и путаем слова.

Тренируясь, мы улучшаем наши навыки. Объясните, что вы, его учитель, нормально относитесь к тому, что он заикается.

Разговаривая с ребенком таким образом, вы даете ему понять, что понимаете проблему и принимаете и самого ребенка, и его заикание.

Если вы задаете детям вопросы в классе, вы можете предпринять определенные шаги, чтобы облегчить заикающемуся ребенку эту ситуацию: пока ребенок не привык к классу, задавайте ему вопросы, на которые можно отвечать, используя минимальное количество слов; если вы предполагаете опросить по очереди всех детей в классе, вызывайте заикающегося ребенка как можно раньше, т.к. его напряжение и беспокойство будут возрастать по мере того, как он ждёт своей очереди; скажите всему классу, что, во-первых, у всех будет столько времени, сколько им нужно, чтобы ответить на вопросы, а во-вторых, что вы заинтересованы в том, чтобы они не торопились отвечать и подумали бы получше над своими ответами.

Многие заикающиеся дети хорошо справляются таким заданием, как чтение вслух в классе, особенно, если родители занимаются этим с ними дома. Однако, есть дети, которые очень сильно заикаются при чтении вслух в классе. В этом случае, могут помочь следующие рекомендации:

• большинство заикающихся детей не заикаются когда читают вместе с кем-нибудь ещё.

• вместо того, чтобы совсем не вызывать читать заикающегося ребенка, лучше предложить ему почитать вслух вместе с другим ребенком, когда настанет его очередь.

• иногда просите весь класс почитать парами, для того, чтобы заикающийся ребенок не чувствовал себя «особенным». Постепенно он, возможно, станет более уверенным и сможет справиться с чтением вслух самостоятельно.

Передразнивания могут быть очень болезненными для заикающегося ученика и поэтому их надо прекратить как можно скорее. Если очевидно, что ребенок очень из-за этого расстроен, поговорите с ним наедине. Помогите ребенку понять, почему другие смеются над ним и предложите разные идеи по поводу того, как отвечать. Если какие-то определенные дети все время пристают к нему, поговорите с ними отдельно и объясните, что передразнивать ни в коем случае нельзя. Постарайтесь заручиться их помощью: ведь большинство детей хочет получить одобрение учителя.

Если передразнивания продолжаются, вы можете проконсультироваться с методистом или психологом, если они у вас работают. Часто они могут дать вам хороший совет насчет того, как прекратить передразнивания.

• не советуйте ребенку говорить медленнее или «расслабиться».

• не договаривайте слова за ребенка и не говорите вместо него.

• учите всех детей в классе говорить и слушать по очереди. Всем детям, а особенно заикающимся, намного легче говорить, когда их не перебивают и внимательно слушают.

• требуйте от заикающегося ученика такой же по количеству и качеству работы, как и от незаикающихся детей.

• говорите с ребенком не спеша и делайте частые паузы.

• дайте ему понять, что вы слушаете то, что он говорит, а не как он это делает.

• поговорите с ребенком наедине о том, что ему нужно, чтобы чувствовать себя в классе комфортно.

• уважайте потребности ученика, но не допускайте вседозволенности.

• не относитесь к заиканию как к чему-то, чего нужно стыдиться. Говорите о заикании так же, как и о другом деле.

Отношение к заикающемуся ребенку его одноклассников – ещё один фактор, который очень сильно влияет на его комфортное пребывание в школе.

Формирование добрых, терпимых отношений между детьми в классе – прямая обязанность учителя. Но, как показывает практика, далеко не все учителя уделяют этому должное внимание.

Поэтому многие родители, выбирая начальную школу для ребенка, ориентируются, в первую очередь, именно на конкретного учителя, а, например, не на материальную базу самой школы или на продвинутые программы обучения. Особенно важно правильно выбрать первого учителя для ребенка, у которого есть какие-либо проблемы со здоровьем или психикой.

Равнодушный человек, не желающий тратить душевные силы и время на каждого конкретного ученика, может оказать огромное отрицательное влияние на весь дальнейший процесс обучения ребенка в школе.

Читайте также:  Рау заикание проблемы теории практики

источник

почему встречается так много людей, которые смеются над моим заиканием?
вы просто не представляете, как тяжело жить в постоянном напряжении и страхе.
зачем усугублять мою ситуацию, я и так реву каждый день, не знаю что мне делать и как дальше жить.
лечение не помогает. мои мысли меня пожирают. а мне всего 20. наверное, я скоро сойду с ума. и в голове накопилось столько тараканов, страхов, комплексов.
люди, не издевайтесь вы над заиками, им очень тяжело, не надо делать еще хуже

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Психолог, Психоаналитик. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Гештальт-терапевт в обучении. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Медицинский психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Автор, людей вы не измените. Измените лучше своё отношение к этому. Перестаньте быть жертвой, уважайте в себе человека, сосредоточьтесь на своих задачах, а не на внешних обстоятельствах. У меня есть знакомые, кто сильно заикается. Я не обращаю на это никакого внимания, потому что вижу в них приятных и интересных людей, и меня нисколько не волнует их заикание. И скопища издевающихся дегенератов вокруг этих людей я не наблюдаю. Я уверена, что проблема ваша не в заикании, а в общении. Лечите тараканов, изживайте комплексы, это более продуктивно, чем взывать к общественности.

⌠Да, пока ты квакал, я уже в штаны накакал■

автор, я думаю, возможно, вам кажется? просто вы сами зациклились на своем «недостатке», вот и думаете, что все смеются.
А если так и есть, если смеются, то просто они придурки ограниченные. Или малолетки. Вы читали про Фандорина?

Автор, не знаю, про какое лечение Вы говорите, лечение тут одно: упорная, ежедневная работа, работа и еще раз работа над речью. Посмотрите методику А. Стрельниковой. Мне помогла. Кроме того, после дыхательной гимнастики и упражнений Стрельниковой я еще проговариваю скороговорки. Долго. До полного исчезновения запинок. Это — как гимнастика. До двух часов в день. Час — утром, час — вечером. Наш речевой аппарат — те же кости, мышцы и нервы. Всё это тренируется до автоматизма. Проверено на собственном опыте. «Повторишь раз со сто — будет просто». Удачи Вам, автор, не унывайте. Поверьте, я тоже через всё это прошла.

я тоже зиакаюсь немного,особенно когда нервничаю. если начинаю повторяться и вижу что люди в недоумении от моего заикания начинаю смеяться сама над собой и говорю что да,я заикаюсь когда нервничаю. все тоже начинают смеяться вместе со мной. в общем все обращаю в шутку. так легче жить

посылать их на х., у меня заикание врожденное и что-же вешается от этого. лечение мне не помогает.

Я лечу заикание нетрадиционными методами, снимая испуг. Если Вы из Москвы или м/о напишите мне. Я расскажу.
eva-anggell@yandex.ru

Тоже заикаюсь, но уже перестала париться по этому поводу. Есть подруги, друзья. Получила образование (всяко было и легко и трудно, особенно на устных экзаменах). Вышла замуж, муж замечательный, всегда внимательно выслушает. Лучше конечно, если бы вообще заикания не было, работы подходящей пока не нашлось(

А те кто смеются явно не удовлетворены своей жизнью.. Не обращайте внимания.

почему встречается так много людей, которые смеются над моим заиканием?вы просто не представляете, как тяжело жить в постоянном напряжении и страхе. зачем усугублять мою ситуацию, я и так реву каждый день, не знаю что мне делать и как дальше жить. лечение не помогает. мои мысли меня пожирают. а мне всего 20. наверное, я скоро сойду с ума. и в голове накопилось столько тараканов, страхов, комплексов. люди, не издевайтесь вы над заиками, им очень тяжело, не надо делать еще хуже

Я тоже заикаюсь. Хочу сходить в людное место и сказать какую-нибудь речь. Должно помочь. Кто со мной? victory742@yandex.ru Москва

Я тоже заикаюсь. Хочу сходить в людное место и сказать какую-нибудь речь. Должно помочь. Кто со мной? victory742@yandex.ru Москва

Модератор, обращаю ваше внимание, что текст содержит:

Страница закроется автоматически
через 5 секунд

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.
Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.
Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс.
Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.)
на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Copyright (с) 2016-2019 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

источник

Причины заикания и методы лечения. Интервью детского невролога Игоря Анатольевича Воронова для youtube канала MEDGURU. Видео версия интервью внизу страницы.

Игорь Анатольевич, почему возникает заикание?

Заикание – это нарушение ритма плавности речи, чаще всего возникает у детей в возрасте 2-3 года, когда у ребенка формируется речь. Многие думают, что основные причины заикания – стрессы и испуг, такое бывает, но значительно реже. Основная причина в том, что ребенок думает быстрее, чем может сказать.

Вообще можно выделить три фактора возникновения заикания: мысли опережают плавность артикуляционного аппарата, стрессовые ситуации и генетический фактор.

Это три разных типа заикания, или просто три причины?

Могут ли какие-то ошибки родителей привести к заиканию у детей?

Если у ребенка есть предпосылки к развитию заикания и создается какая-то психотравмирующая ситуация, нагнетается обстановка, то тогда может появиться такая проблема. Но чаще всего родители не виноваты, их не нужно винить в этом.

Какие есть методы лечения заболевания? Насколько эта проблема решаема?

Во всем мире заикание лечат логопеды, в России с этим отправляют к неврологу. На самом деле неврологи и логопеды должны работать над проблемой вместе. Есть два типа заикания. Тоническое – когда ребенок «тянет» начало слова, и клоническое, когда повторяет слово или слог. Основное лечение – логопедическое, нужно научить ребенка медленно и плавно говорить. При этом важно, чтобы все члены семьи начали плавно говорить и учили этому ребенка. Ребенку в 2 года, например, довольно сложно объяснить, что говорить нужно медленно и плавно, на выдохе. В таком случае рекомендуется сделать речевую паузу, сделать так, чтобы ребенок говорил как можно меньше. Пусть сидит, рисует, смотрит мультики, только не возбуждающие, а спокойные. Не надо поддерживать диалоги, расспрашивать ребенка, минимизируйте речь. Важно, чтобы неправильная речь не фиксировалась в голове, иначе потом будет сложнее исправлять заикание.

Как не травмировать ребенка, который заикается? Как не сделать хуже?

Очень важно, когда ребенок начал заикаться, не заострять на этом внимание. Не надо говорить ему, что он заикается, при нем говорить об этом с другими, по телефону рассказывать о проблеме родственникам, если ребенок слышит. Это может привести к тому, что у ребенка разовьется комплекс неполноценности, он может вообще отказываться разговаривать.

Нужно ли ребенка оградить от сверстников: детские площадки, детский сад и пр.?

Если есть возможность, то, конечно, лучше не водить в детский сад, кружки, развивающие секции на период речевой паузы.

Если заикается один из родителей или старший брат, может ли это сказаться на речи младшего?

Это сложная проблема, когда в семье кто-то заикается, то ребенка очень сложно вылечить. В период, когда формируется речь, он слышит неправильную речь родственника и у него тоже может сформироваться заикание. К тому же, есть еще и генетическая предрасположенность к заиканию. На период формирования речи нужно сделать так, чтобы тот из членов семьи, кто заикается, меньше разговаривал с ним. Можно кстати, вместе с ребенком ходить к логопеду и на групповые занятия, лечиться вместе.

Почему заики не заикаются, когда поют?

Здесь нет никакой загадки. Когда человек поет, он не торопится, мысль не опережает речевой аппарат. Поэтому, чтобы справиться с заиканием важно медленно, плавно говорить, не спешить.

Ребенок заикается и пошел в школу, как ему помочь, уменьшить уровень стресса?

Прежде всего надо поговорить с учителем, объяснить, как правильно вести себя с ребенком. Если ребенок заикается, не надо вызывать его к доске, не надо спрашивать первым – это все стрессовые ситуации, которых лучше избегать, чтобы заикание не усилилось. Самому ребенку ничего не надо говорить, не заостряйте внимание на проблеме.

Если ребенок пришел в 1 класс, его сверстники не будут дразнить, воспримут таким, какой он есть. Сложнее в случаях, когда ребенок приходит в уже сформированный коллектив, новую школу, тогда любая особенность может вызвать проблему.

Если статья была для вас полезна, пожалуйста, поставьте «лайк» для поддержки проекта. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы ничего не пропустить.

источник

ему будет сложно и неудобно с «нормальноговорящими» детьми

будут комплексы. лучше записать его на какие-нибудь курсы или иглоукалывание, иглоукалывание снимает заикание на время.в школе ребёнку будет непросто общаться, читать учебник вслух,рассказывать стих и говорить с учителем.

моя дв.сестренка заика училась в школе Алексеевой. сейчас тоже заикается и ничего не мешает хорошая даже отличная работа, муж, ребенок.

я думаю, если пойдет учиться в спецшколе, то полюбому появятся комплексы.

тут по другому надо решать вопрос

не враждённое, а приобретённое заикание. Нас отрправляли на приём к психоневрологу, Диагноз Заикание не помню точно формулировку, смысл что очень сильное. Говорить вообще не мог. Венка на шее напрягается, глазёнки большие, смотреть первое время без слёз не могла. Откуда, как не понимала, думала что испугался компьютерной игры, вернее звук был резкий. Говорят что ребёнок может услышать и ему может «понравиться» так разговаривать (это слова врача).Ставить на учёт я категорично отказалась. Считая что в будущем моему сыну это большой минус. Отправили нас на массажи разные, никаких результатов. Вообщем начала с сыном разговаривать так: Сына ты прежде чем сказать не торопись, подумай, а потом спокойно попробуй сказать. (конечно, я вообще не знаю способов от этого скажем так «недуга») Долгое время сын пытается что то сказать, весь напрягётся, потом резко: ладно я сейчас подумаю, потом скажу. Я ему говорю: вот ты эту фразу же нормально говоришь, нужно и остальное так же. Через какое то время я начала нервничать и даже довольно резко говорила ему, что я не буду с тобой разговаривать пока ты нормально не научишься говорить. Полный бред говорить так ребёнку, сердце щемило и плакала, не могла я с этим мириться. Что мой красивый, сладкий ребёнок будет заикаться. Нараспев разговаривали.песенки пели, потом просила его рассказать песенку в виде стиха. Разное придумывала, не зная действует это или нет. спустя два года он вообще перестал заикаться. а-б-с-о-л-ю-т-н-о=). Не знаю мои ли уж старанья или что случилось. Но вот как то так.

надо стихами разговаривать и через некоторое время это проходит
невозможное возможно(с) adidas

Значит надо побольше с ребенком петь, стихи читать да? Ваш сын сейчас увлекается компьютерными играми? Мой вообще не отходит, весь день может просидеть перед компьютером.

Если заикаиние приобретенное то хорошо лечат бабушки, которые воском выливают испуг, чем раньше поле

чить, то заикание совсем проходит.

А где лечат? Конт.тел. знаете?

Если умеет читать , то надо чтобы он читал по слогам или по буквам.

мне щас 20, учусь в ВУЗ-е. Я заика с 2-х лет, крче всю жизнь. Из-за этого в д/с не ходила не могла даже словечко выговорить, но когда мне исполн 7 лет родители отвезли меня к китайцу, он вкаливал мне в спину игла,как я потом узнала там основная нервная система чел. нерв/система и является причиной заикания. Через несколько недель к всеобщему изумлению я стала говорит как норм/ребенок, заикалась только в нескольких словах. Так я успешно закончила гимназию и поступила в ВУЗ. Не надо часто напоминать реб, что он заика, тогда процесс «выздоровления» ускорится. Я найду еще инфо про эту китайскую методику с иглами и напишу. сейчас я заикаюсь только когда выступаю перед большой аудиторией.

заикание у нас прошло и не без поддержки одноклассников

Ой, маленьким всем телом вытягивался и мычал, хотя дома говорил сладко и правильно. Но болтать любил, это потом стал не болтушкой, а маленьким разговоры вел большие, по крайней мере со мной. Вот зацикливаться именно близким на заикании вслух не стоит. Обычно заики где-где, а дома не заикаются. И нужно расширить постепенно круг незаикания. Но для этого нужна комфортная обстановка хотя бы с друзьми, обязательно в классе, т.е. друзья, которым его заикание неинтересно. Еще уловки. Мой сильно заикался. С переездом первым уменьшилось, но с учетом первичной силы заикания все равно для других было сильным Приехали в Марху потом и после лета пошли в первый класс Мархинской школы. Отчего-то дети попались в классе совсем толерантные к его сильнейшему заиканию. Заикание здесь пошло на спад быстро, сперва из компании одноклассников, дворовых, потом со школьных сверсников, далее вообще с мархинских школьников, потом уже от любых. Но при болезни с температурой, сильной уталости, нервах до сих пор проявляется громкой речью (это характерно для заик, говорят с силой, сейчас это проявляется речью повышенной громкости) с растановкой (на деле это следы запинки) вперемежку со словами- паразитами. Эти слова ему помогали преодолеть робость (по факту характерную для заик перед малознакомыми или действующими на их нервы людьми). Большинство шапочных знакокмых давно уже не помнит уже заикание. У него еще выработалась манера, свойственная многим из ребятни, вслушиваться только в тех, кого хочет слушать, остальных слушал вполуха, мог и вовсе в игнор. Он искал пути преодоления и про себя кое-что и нароботал помогающее. Внешне это непослушание не проявлялось — не отворачивался от толкающего речь и сидел тихо, но в ответ (говорить-то нечего), т.е. не возобновление диалога с заиканием.

источник

Спойлер: ничего не делал, нарушение речи прошло со временем.

После прочтения истории «24 года с заиканием: длинный гайд с личным опытом, советами и непридуманными историями» рассказываю, как справился с аналогичным дефектом речи.

Примерно в три года мне сделали операцию — удалили грыжу. Удивительно, но до сих пор помню тот день в деталях: лежал в больнице, рядом стояла бабушка, после чего меня забрали медики и унесли от неё. Так как почти всё время проводил с ней, факт, что незнакомые люди уносят меня от неё, стал шоком. После операции врачи проверяли, отошёл ли я от наркоза таким способом — подносили к женщинам и спрашивали, моя ли это бабушка. Я помню этих людей и помню как плакал, так как это была не она. После 2-3 проверок меня передали бабушке. С этого дня я начал заикаться.

Воспитатели в садике пытались исправить моё заикание с самого начала, это были не специальные уроки, а личная инициатива. Результата это конечно не принесло. Но в воспоминаниях детского сада нет заикания, только обычная речь.

Читайте также:  Разница между запинанием и заиканием

В раз в неделю ходил к логопеду, на занятиях проговаривал отдельные слова, меня учили правильно произносить звуки. Для меня заикание было просто нехваткой воздуха. Причём, это не распространялось на песни, когда я пел — дефекта не было, только страх, что он вообще может быть. Во втором классе я выступал на празднике. Было страшно, что не смогу пропеть сложные места, но всё прошло хорошо.

Следующие 3 года не помню очень сильных проблем с заиканием, кроме того, как на уроках нужно было читать текст вслух и рассказывать стихи. Но это начальные классы, поэтому было не особо сложно. У меня был очень хороший класс, но потом перешёл в ещё лучше.

Средняя школа — тяжёлое время. До сих пор благодарен одноклассницам, которые сильно помогали. Когда на уроках нужно было читать текст вслух, они произносили его вместе со мной, чтобы я не переживал. Я ни разу об этом не просил, они сами подумали, что так лучше и оказались правы. Когда очередь доходила до меня, я не пропускал свою часть, родители не просили учителей меня не спрашивать. Когда слышишь, как текст читают рядом с тобой — становится спокойнее. Я пытался прочитать текст как мог, но страх позора был. Учителя не знали, или делали вид, что не знают, что мне немного помогали. Я старался всегда заранее просчитать, какой абзац мне выпадет прочитать, чтобы посмотреть, сложный он или нет. В заикании был один плюс — меня редко спрашивали на уроках, а стихи по литературе читал после занятий, что давало шанс подсмотреть текст, если не успел выучить.

С момента начальной школы, как я год проходил к логопеду, больше у него не появлялся. Я заикался, когда волновался. В разговоре с друзьями или родными таких проблем не было. Прочитать предложение на уроке было проблемой, да. Но все к моему заиканию относились нормально, никто никогда не смеялся, и спокойно ждали, когда я наконец-то смогу сказать слово.

В детский летний лагерь я ездил всего раз, это был 6 класс, заикание тогда ещё проявлялось. Для поездка стала испытанием — незнакомые люди, которые впервые меня видят и даже не знают о дефекте речи до начала разговора. На празднике меня попросили спеть песню. Было немного стыдно: я её не спел с первого раза и пришлось заново включать музыку. Но никто на это плохо не отреагировал. В целом, в лагере всё было хорошо, я не волновался и сильно за зацикливался на проблеме. Но больше туда не возвращался, не понравилось.

Примерно с 8 класса вообще не помню, чтобы у меня были сильные дефекты речи. Да, когда сильно переживал — заикался, но при обычных разговорах заикание не мешало. Я уже отвечал на уроке вместе со всеми, читал стихи на уроке литературы и выступал с докладами, иногда заикаясь. Точно помню, что у меня были проблемы с определенными буквами — на них всегда заикался, но потом запомнил это и начал набирать перед этим побольше воздуха, и проблема исчезла. Когда долго не мог сказать слово, начинал злиться и бояться, что кто-то потом это будет обсуждать. Очевидно, что когда злишься — волнуешься ещё сильнее, поэтому начал работать над собой в этом плане.

Дефекта практически нет. Раз в месяц может он проскользнуть, но вот серьёзных проблем не возникает. Боязнь выступать ещё осталась, но стараюсь её исправлять. В 18 лет, когда пошёл в армию, полковник с которым я работал только под дембель узнал, что у меня есть дефекты речи. За год общения с ним ни разу не заикнулся, поэтому считаю этот год избавлением от дефекта. По мотивам «Недоумения пост. По мотивам „24 года с заиканием”»: я не испытывал страха, что на меня кто-то не так будет смотреть или смеяться, мне просто самому было неприятно, что я не могу сказать то, что хочу. Может повезло, что в школе были хорошие одноклассники и учителя, а может и пользователи в комментариях правы, что «люди часто накручивают себя». Мне стыдно видеть, как человек заикается: начинаю представлять на этом месте себя, но никогда не смеюсь над этим человеком и понимаю его.

Для меня заикание прошло, когда я перестал обращать на него внимание. Когда пошёл в школу — боялся, что надо мной будут смеяться. Если бы попал в другой класс, где были мерзкие дети, результат мог быть другим. Уверен, на встрече с пользователями TJ хоть раз, но заикнулся.

Заикаюсь даже в интернете,

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

источник

В работе с заикающимся учеником ведущая роль принадлежит родителям, и исход заикания во многом зависит от них самих, их силы воли и работоспособности

Рекомендации родителям заикающегося школьника

Заикание – сложное, трудноустранимое речевое нарушение, является в большинстве случаев очень мучительным для ребенка, так как речь его постоянно прерывается непроизвольными, внезапными паузами, продолжительными остановками или повторениями отдельных звуков, слогов, а иногда и слов. Это происходит в результате возникновения судорог в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате.

Заикание не просто речевое расстройство, — это заболевание всего организма. И это явление настолько сложно, что многие его механизмы до сих пор остаются загадкой.

В возрасте от 2-х до 5-ти лет молодая формирующаяся речевая система очень податлива и хрупка. Причин появления заикания много, остановимся лишь на тех, в которых вольно или не вольно повинны сами родители.

1. Чрезмерная перегрузка речи ребенка, форсирование ее развития без учета возрастных возможностей.

2. Отставание от сверстников в своем речевом развитии, вследствие педагогической запущенности.

3. Неблагоприятная обстановка в семье.

4. Могучий фактор речевого развития – это момент подражания, который несет в себе и известные опасности.

5. Состояние нервной системы, ее ранимость, впечатлительность.

6. Внезапно возникшее чувство страха, тревоги, беспокойства, которое не всегда удается вовремя заметить, тем более разгадать их причину.

Заикание появляется словно бы внезапно. И обращаться к специалистам необходимо своевременно, не дожидаясь самопроизвольного, внезапного исчезновения речевого дефекта. На начальных этапах гораздо легче вести борьбу с недугом, так как дефект еще не закрепился и быстрее поддается устранению.

Заикание может привести к серьезным психическим травмам: чувство неполноценности, невроз, раздражительность, обидчивость, у одних – нерешительность, замкнутость, мнительность, а у других – вспыльчивость, озлобленность, развязность.

Подходов к лечению заикания много, но все они разделяются на два лагеря: «говорите плавно» и «относитесь проще к заиканию». Лучше всего действует сочетание этих двух подходов. С помощью первого подхода вырабатываются навыки плавной речи (простое начало – координация дыхания, голоса, движений, необходимых для легкого произнесения речи; легкий контакт; связывание слов). Второй подход помогает снизить напряжение и модифицировать свое заикание так, чтобы оно не мешало общению.

При устранении заикания у детей как дошкольного, так и школьного возраста применяется комплексный метод: медицинский, психологический, логопедический. Большое значение в предотвращении развития тяжелых психических и невротических проявлений имеет воспитание ребенка с раннего возраста смелым, настойчивым, целенаправленным, хорошо приспособленным к детскому коллективу.

Школа – та внешняя среда, которая в течение многих лет окружает ребенка и влияет на формирование его характера, поведение, состояние нервной системы. Особенно большое значение имеет эта среда для заикающегося ребенка. И от того, благоприятная или неблагоприятная

обстановка создается в школе для ученика, во многом зависит и состояние его речи.

Известно, что заикание имеет свойство рецидивировать. Поступление в школу, переход из младших классов в средние, а затем в старшие, переходный возраст, во время которого особенно важное значение для подростка приобретает мнение окружающих, их реакция на его речевой дефект – это самые критические моменты, обостряющие заикание. Заикание у школьников отмечается непостоянством клинической картины, приспособляемостью, видоизменяемостью. Дефект в течение года может то ослабевать, то усиливаться, то совсем исчезать. Наедине с собой ребенок никогда не заикается. Также на тяжесть заикания влияют климатические условия, смена времен года, обстановка жизни в семье. Резкое обострение болезни обычно возникает осенью и весной.

Трудно переоценить ту положительную роль, которую должен сыграть в жизни заикающегося ребенка учитель. Прежде всего, если в класс поступил заикающийся ученик, учитель должен проявить к нему максимум внимания, чуткости и заинтересованности его личной жизнью, сблизиться и расположить его к себе. Говорить с заикающимся надо медленно. Затем учителю нужно поговорить со всем классом в отсутствии заикающегося ученика и объяснить, что тот очень болезненно переживает свой речевой недостаток и что ребята должны проявлять к нему товарищескую чуткость, что бесчеловечно смеяться над болезнью. Нужно также сказать, что заикание усиливается, прежде всего, при ответах у доски. Помочь сблизиться заикающемуся с наиболее уравновешенными, нормально говорящими детьми. Опрашивать заикающегося ученика рекомендуется так же, как и всех остальных учеников, и ни в коем случае не реже. Чтобы уложиться во времени, учитель должен специально наметить день, когда будет спрашивать, и на этом уроке должен ограничиться опросом нескольких учеников, с учетом того, что на ответы уйдет много времени.

Такая система опроса создаст спокойную обстановку для учеников, да и для самого учителя. Это позволит учителю терпеливо дождаться, пока ученик справится с затруднениями, и выслушать ответ до конца. А для того, чтобы в классе не создалась напряженная атмосфера ожидания, чтобы не привлекать внимание ребят к ответу заикающегося ученика, учитель в это время может дать всему классу какое-либо письменное задание. Заикание тем сильнее, чем больше ребенок утомлен. В начале дня, в начале урока дефект проявляется менее резко. Отсюда вывод: заикающимся легче ответить по пройденному материалу в начале учебного дня и в начале урока. Ученик не заикается обычно при чтении заученных стихов, рассказов, пении песен. Это надо учитывать при преодолении и предупреждении заикания.

Очень часто при заикании самым трудным бывает начало речи. Желательно, чтобы учитель пришел на помощь и первые несколько слов проговорил вместе с учеником. Этого бывает достаточно, чтобы он «разговорился». Что касается письменных ответов и ответов после урока, то, конечно, эти формы опроса могут иметь место, но только в тех случаях, когда они применяются ко всем ученикам. Основной принцип: не обосабливать заикающегося, не ставить его в видимые исключительные условия.

Нельзя делать замечания по поводу речи заикающегося ученика в присутствии всего класса, даже если у учителя есть подозрения, что ученик своими речевыми трудностями старается замаскировать незнание урока. Никогда нельзя забывать, что заикание ситуационно: оно зависит от разных факторов. И свободный разговор на перемене с товарищами совсем не означает, что ученик также свободно сможет говорить у доски. У одного и того же ученика в течение дня речь может быть разной – от совершенно свободной до практически невозможной.

На речь влияет многое: эмоциональное состояние ученика, спокоен он или волнуется, стихи или прозу ему приходится отвечать, читать или пересказывать урок, строгий или не строгий, любимый или не любимый предмет. Нет заикающегося ребенка, который бы всегда, везде и со всеми говорил одинаково.

Очень важно, чтобы у учителя установился контакт с родителями заикающегося ученика. Только хорошо зная обстановку в семье, поведение ребенка дома, его духовную жизнь, можно наладить правильные отношения с учеником в школе. Учитель обязан порекомендовать родителям, чтобы ученик начал посещать логопедические занятия на школьном или поликлиническом логопункте.

В работе с заикающимся учеником ведущая роль принадлежит родителям, и исход заикания во многом зависит от них самих, от их силы воли и работоспособности. Родители должны помнить, что заикающийся нуждается в щадящем режиме. Они должны вселять веру в свои силы, подбадривать ребенка, поддерживать желание работать над совершенствованием речи. Родителям рекомендуется требовать от ребенка твердого и ритмичного заучивания и рассказывания стихотворений, басен, поговорок, учить пересказывать сказки и рассказы своими словами. Чем больше ученик упражняется в такой речи, тем меньше возможность ее расстройства. Трудно также переоценить положительную роль физкультуры и спорта. Вид спорта подбирается индивидуально. Наилучшими видами спорта являются легкая атлетика, гимнастика, лыжи, волейбол, баскетбол.

Все выше перечисленные рекомендации бесполезны, если в положительном результате не заинтересован сам заикающийся ребенок. Активно помогать целесообразно только тем детям, которые ищут помощи, охотно и старательно лечатся. Только при благоприятной обстановке в школе, при последовательном и едином контроле за речью ребенка со стороны учителей и родителей и, самое главное, при систематической работе самого ученика можно добиться закрепления правильной речи.

источник

Каждый ребёнок имеет право на безопасное пребывание в школе: в классе, столовой или в туалете. Дети должны спокойно ходить по школьным коридорам и без страха возвращаться домой после школы. В современных школах существует проблема травли одних учащихся другими.

Буллинг — заимствованное слово, которое в переводе означает «травля, запугивание, преследование». Эта форма агрессии имеет три особенности:

а) намеренное причинение вреда жертве

б) повторение эпизодов запугивания жертвы

в) неустойчивость влияния агрессора на жертву

Буллинг — проблема современных школ, которая влияет на успеваемость, самооценку, физическое и психологическое здоровье учащихся, которые стали жертвами травли. По данным исследований, проведённых в 2007 году в школах США, жертвами булинга становится 36% учащихся. В Европе опыт школьной травли переживают до 45% мальчиков и 11% девочек. Россия занимает четвёртое место по буллингу среди европейских стран. Запугивание или травля в школе нередко приводит к повышению уровня тревожности, развитию депрессии и появлению суицидальных мыслей.

Выделяют четыре главные роли участников буллинга:

К сожалению, участники буллинга не носят бейджики, по которым можно было бы их различать. Существует стереотип — в роли агрессора мы представляем себе физически более развитых учеников, которые бросают вызов школьным правилам, громко разговаривают, нецензурно выражаются и плохо учатся. Но нередко агрессорами становятся лидеры класса, любимцы учителей, чемпионы школы по спортивным или интеллектуальным соревнованиям и одарённые дети.

Жертвы травли, как правило, более чувствительны и тревожны, склонны к слезам, слабы физически, у них низкая самооценка, ограниченный круг общения, и они предпочитают проводить время со взрослыми. Типичная жертва буллинга — замкнутый ученик с поведенческими или физическими особенностями, негативными убеждениями о самом себе и социальными трудностями.

Агрессор-жертва — с одной стороны они провоцируют преследование жертвы в классе, с другой стороны — сами являются жертвами буллинга в других социальных группах.

Свидетели — большинство участников ситуации травли — практически все остальные учащиеся в классе становятся невольными свидетелями преследования жертвы. Свидетели также могут разделять роли:

1) сторонник агрессора, одобряющий его поведение

3) тихие зрители, которые боятся и не знают, что делать

Социальная дилемма свидетелей буллинга — следует попытаться прекратить травлю и одновременно страшно лишиться собственной безопасности и статуса в детском коллективе.

Буллинг ухудшает социальный климат в классе — слабеет способность к эмпатии учащихся, страх, ощущение небезопасности социальной среды, стыд за своё бездействие или желание присоединится к агрессору.

Различают четыре типа воздействий преследователей на жертву:

1) физическое воздействие: избиение, толкание, удары ногой, повреждение личных вещей жертвы

2) словесное: оскорбление, клевета, сплетни

3) игнорирование — исключение жертвы из социальных групп

4) кибербуллинг — намеренные оскорбления с помощью современных средств коммуникации — SMS, мессенджеры, чаты и т. п.

К сожалению, тенденции современного общества таковы, что жертвами преследования в школе часто становятся дети с физическими особенностями. Включение таких детей в общую образовательную среду произошло сравнительно недавно и обычные дети, их родители и учителя, часто относятся нетерпимо к этой ситуации и иногда провоцируют преследование.

Нередко жертвами буллинга становятся дети с такими речевыми трудностями, как заикание. Учащимся с заиканием особенно сложно постоять за себя в ситуации насмешек, агрессии или преследования, поскольку затруднён навык произвольной речи и проблема усугубляется в стрессовой ситуации. Ситуация запугивания или насмешек заставляет учащихся с заиканием обратиться к логопеду, чтобы изменить свою речь и решить проблему издевательств со стороны сверстников. У каждого логопеда есть ученики, которые столкнулись с проблемой травли в школе из-за заикания. С 2004 года в Государственном университете штата Пенсильвания проводятся ежегодные исследования с участием студентов, были жертвами травли в школе из-за заикания.

Исследования показали, что такие дети с заиканием подвергаются травле со стороны сверстников, чем дети без речевых проблем. Также исследователи выявили взаимосвязь между уровнем самооценки и тревожности учеников с заиканием, и эпизодов преследований со стороны агрессоров: тревожные и эмоционально уязвимые дети с заиканием чаще становятся жертвами буллинга.

Учителя и логопеды — люди, которые могут повлиять на ситуацию преследования в классе и даже остановить издевательства. Несколько простых советов помогут учителям справиться с ситуацией буллинга в отношении учеников с заиканием.

  1. Побеседуйте с учеником наедине, чтобы он почувствовал вашу поддержку и готовность помочь.
  2. Не стоит ограничивать его в устных ответах: задавайте ему такие вопросы, на которые он сможет ответить с помощью нескольких слов.
  3. Установите общий регламент для устных ответов: 5 минут для каждого ученика.
  4. Пресекайте любые попытки насмешек или агрессии в отношении учеников с заиканием.
  5. Обязательно побеседуйте с обидчиком наедине. Объясните ему, что такое поведение недопустимо и ученик может проявить понимание и дружелюбное отношение.
  6. Если проблема преследования сохраняется, обязательно поставьте в известность родителей, школьного логопеда, психолога и директора.
Читайте также:  Разновидности заикания у детей

Рекомендации по общению с заикающимися школьниками:
— воздержитесь от советов типа «расслабься», «остановись», «вдохни», лучше скажите: «Всё в порядке, мы тебя слушаем»;
— не договаривайте слово или фразу за ученика — это вызовет дополнительное волнение;
— покажите ученику, что вы внимательно слушаете ЧТО он говорит, а не КАК он это делает;
— говорите спокойно, при этом не стоит специально замедлять свою речь и говорить неестественно;
— никогда не передразнивайте ученика и не стыдите его из-за заикания — он не принимает решение заикаться и часто не справляется с речевыми трудностями, особенно, когда сильно волнуется.

Бочавер А.А. Холмов К.Д. Буллинг как объект исследовний и культурный феномен. — Психология. Журнал ВШЭ, 2013

Gordon W. Blood, Ph.D. Bullying and SLPs: Enhancing Our Roles as Advocates. The Stuttering Foundation, 2012

Gordon W. Blood, Ingrid M Blood Victims Seeking Help from Speech-Language Pathologists: Bullying, Preparedness, and Perceptions. — The Pennsylvania State, 2016

Автор перевода и адаптации статей — Шамардина Анастасия — логопед-дефектолог. — Москва, 2019

источник

Растерянность, чувство вины, отчаяние охватывает родителей заикающихся детей. Почему ещё недавно малыш говорил хорошо, а сейчас и слова не может произнести? Чем можно помочь ребёнку? Когда лучше начинать лечение? И главное, как воспитать спокойного, уверенного в себе ребёнка? Довольно часто в своей практике мне приходится слышать эти вопросы от обеспокоенных (и не напрасно. ) родителей. Заикание — серьезное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно, надеясь, что со временем, без особых усилий, все пройдет. И роль родителей в процессе преодоления заикания у ребёнка или подростка переоценить невозможно. В этом я убеждаюсь на собственном опыте работы с заикающимися детьми уже больше 10 лет. Поэтому сегодняшний разговор я адресую Вам, дорогие родители. Буду рада помочь в прояснении возникшей проблемы в Вашей семье. И надеюсь, что в случае обращения ко мне как к специалисту по коррекции заикания, Вы станете активными участниками процесса реабилитации Вашего ребёнка. Ведь без Вашей помощи и готовности к переменам нам не справиться!

Первый вопрос, который задают практически все родители: «Почему.

Почему мой ребёнок стал заикаться? Ведь говорил хорошо, уже и предложения появились в речи, и стихи рассказывал… и вдруг… запинки!?

Действительно, в большинстве случаев, заикание возникает именно на этапе интенсивного развития речи в возрасте от двух до пяти лет, когда идет активное формирование коор­динированной системы рече­вых движений и мышления. Важно понимать, что за­икание не просто дефект речи, а проявление общего невроза, то есть расстройство не только речевой системы, но и организма в целом. У детей с не­плавной речью плохой сон, аппетит, неустойчивое наст­роение, чрезмерная подвиж­ность или, наоборот, скованность. Налицо так называемый «срыв» высшей нервной деятельности, когда нарушено равновесие процессов возбуж­дения и торможения, протекающих в коре головного мозга. Заикание может возникать остро, то есть внезапно, вследствие какой-либо психотравмы или нарастать постепенно, без видимых причин, иногда в течение нескольких месяцев.

— Что может послужить причиной заикания?

Любой сильный раздражитель, не обязательно сугубо отрицательного харак­тера. Даже резкая смена обстановки, вид незнакомого жи­вотного может вывести ребен­ка из равновесия. В результате нарушается нор­мальное взаимодействие коры головного мозга с подкоркой, которая и регулирует темп и ритм речи.

Нередко заикание возникает при неровном отношении к ребенку взрослых: от наказа­ний переходят к заласкиванию, один из родителей запрещает что-то, а другой разре­шает. Ссоры между отцом и матерью, напряженная обста­новка в семье также отрица­тельно влияют на нервноесостояние ребенка, а значит, соз­дают почву для расстройства речи.

Форсирование речевого развития ребенка. Родители на­стаивают, чтобы ребёнок заучивал труд­ные многосложные слова, непонятные ему стихотворения, рано начинают обучать грамоте, демонстрируют речевые до­стижения малыша своим знакомым.

Либо задержка развития речи. Иногда ребенок знает и понимает больше, чем может выразить речью, он подыскивает слова и выраже­ния, повторяя и повторяя зву­ки и слоги, как бы на ощупь выбирая соответствующие язы­ковые средства. Эта привычка закрепляется и также может привести к заиканию.

Перенесенные ин­фекционные заболевание (особенно при осложнениях на центральную нервную систему), и поражения го­ловного мозга в раннем дет­ском возрасте (внутриутроб­ные, природовые и другие травмы).

— Когда нужно начинать лечение? И к кому обращаться?

Лечение при заикании нужно начинать немедленно, как только оно возникло — в начальной стадии. И подход к преодолению неплавности речи обязательно должен быть комплексным. Мы сразу же советуем обратиться родителям к врачам – нервопатологам. Ещё раз подчеркну, заикание — проявление неустойчивости процессов нервной деятельности или органического поражения нервной системы. Его невозможно преодолеть без лечения нервной системы. Медицинские препараты подбираются индивидуально для каждого ребенка, однозначной, подходящей для всех схемы лечения не существует. Иногда необходимые ребенку лекарства «угадываются» не сразу, подбор может занимать 2-3 месяца. Заикающийся ребенок должен наблюдаться у врача не только в период прохождения курса лечения, но и достаточно долго, иногда 2-3 года, уже после того, как речь нормализуется. Связано это с тем, что несмотря на избавление от запинок, уровень адаптивных возможностей центральной нервной системы ребенка остается низким, а значит, возможен рецидив заикания, особенно в кризисные периоды развития ребенка.

Специальные логопедические занятия, улучшающие речь ребенка, обычно первые два месяца при внезапно возникшем заикании не проводятся. Вводится охранительный режим речи. О нём я расскажу чуть ниже. А вот обратиться к психологу или психотерапевту стоит сразу же. Квалифицированный специалист поможет ребёнку отреагировать возможные психотравмы – испуг, конфликт, неожиданное изменение образа жизни (начало посещения детского сада, рождение младшего брата или сестры, переезд и т.п.). В этом действенны игровая и песочная терапия, сказкотерапия или арт-терапия. Выбор метода зависит от особенностей Вашего ребёнка и возможностей терапевта. Также семейный психотерапевт (а речь идёт именно о семейном подходе к коррекции нарушения плавности речи) окажет поддержку взрослым членам семьи ребёнка (ведь для родителей это тоже стресс!) и направит Ваши дальнейшие действия.

— Как вести себя с ребёнком, если появилось заикание?

Прежде всего, не паникуйте. Ни в коем случае нельзя показывать свою озабоченность по поводу заикания и даже употреблять при ребенке само слово «заикание». Нельзя требовать от ребенка плавной речи, стыдить и наказывать его, сообщать ребенку, что он «сказал плохо»,и не просить, чтобы он «сказал хорошо». И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.

Создайте условия для нормализации эмоционального состояния ребенка. Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком, гармоничные отношения между всеми членами семьи — необходимое условие для лечения заикания. Но это не зна­чит, что заикающегося ребен­ка надо считать больным, чрезмерно опекать, потакать его капризам. Разумная требо­вательность остается, а вот конфликтов и резкостей в обращении следует избегать.

— Чем я могу помочь своему ребёнку?

Помогите ребёнку изменить манеру речи. Помните, что дети подражают речи окружающих взрослых. Постарайтесь говорить меньше и не торопясь, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова. Ваша речь должна быть четкой, лаконичной и плавной. Важное условие – научиться шире открывать рот, хорошо артикулируя гласные (я не предлагаю проговаривать слова нараспев). Не требуя от ребенка, чтобы он говорил медленно, сами почаще говорите и читайте ему медленно, плавно, широко открывая рот, чтобы ребенок воспользовался этим приемом неосознанно, по подражанию.Замечено, что через две недели такого речевого режима дети начинают вслед за родителями говорить медленнее и чётче. А два месяца соблюдения новых правил речи в семье (подчёркиваю – не только ребёнком, а всеми членами семьи! Это важно. ) позволяют свести запинки на нет даже без вмешательства логопеда.

Не провоцируйте ребенка на речь. Не задавайте ребенку слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы. Проанализируйте, сколько и каких вопросов вы задаете своему ребенку. Учитесь выдерживать паузу, прежде чем что-то сказать. Некоторая медлительность взрослых всегда действует на детей внушающим образом.

Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком так, чтобы его не надо было подгонять. Ваша задача — научить ребенка говорить медленнее. И она становится абсолютно невыполнимой, когда вы начинаете спешить и торопить ребенка, делая его жизнь еще более напряженной. Примерно каждый второй ребенок не справляется с темпом, предлагаемым ему взрослым, не у всех получается сразу оторваться от увлекательного занятия, быстро выполнить вашу просьбу. Так же, как и себе, давайте ребенку достаточный запас времени — «вот эту машинку в гараж поставишь, и мы будем…», «скоро я позвоню в колокольчик, и мы начнем…». Если обстоятельства складываются так, что действовать надо немедленно, не вступайте в препирательства, не торгуйтесь, уверенно и весело приказывайте. Иногда, без лишних слов, мягко обнимите и уведите. Всегда действуйте по ситуации и интуиции. Сложные моменты в вашем взаимодействии с ребенком возникают ежедневно, не бойтесь экспериментировать.

— Слышала, что специалисты по заиканию советуют полностью ограничить речь ребенка на начальном этапе коррекции заикания, перевести его на режим молчания, исключить все виды эмоционального воздействия. Правильно ли это?

Может быть, и следовало бы дать нервной системе ребенка полный покой, но часто такие жесткие рекомендации выполнить не удается. Нельзя запретить ребенку говорить, когда у него возникает такая потребность, спрашивать, заниматься любимым делом (музыкой, рисованием и т.п.), читать книги, иногда смотреть детские передачи, к которым ребенок привык. Важно в целом организовать режим так, чтобы необходимость говорить у ребенка возникала как можно реже, а не ссориться с ним и запрещать привычные вещи.

Большую часть дня занимайте ребенка занятиями, которые не требуют развернутой речи. Режим ребенка нужно организовать так, чтобы необходимость в речи почти не возникала. Это, конечно, трудно, но возможно:

Можно играть в настольные игры, вытаскивайте из дальнего угла мозаику, лото, домино, пластилин, глину. В каждом доме есть конструктор, какой-то строительный материал, кубики. Строить, разрушать, восстанавливать — замечательная возможность для ребенка учиться владеть ситуацией и принимать
решения. Эта простая последовательность действий — построил-сломал, дает ребенку ощущение контроля и предсказуемости, помогает справиться со страхами, проявить естественную агрессивность в безопасной игровой ситуации. Начинайте игру вместе с ребенком, но не берите инициативу в свои руки, давайте ребенку возможность проявить себя. Очень скоро он с удовольствием будет играть один, и вам останется только пополнять коллекцию новыми элементами, чтобы разнообразить игру.

Рисовать лучше всего гуашью на больших листах бумаги большими кисточками или пальцами. Так ребенок сможет наиболее полно выразить свое эмоциональное состояние, и вам будет над чем подумать. Только не надо поправлять его и учить рисовать «правильно».

Полезно петь для ребенка и вместе с ребенком, вспоминать песенки из своего детства, танцевать и просто двигаться под музыку.

Очень укрепляют нервную систему игры с песком и водой. Наверное, все дети любят игры с водой, они часами могут пускать кораблики, переливать воду, просто смотреть, как она течет. Песок тоже необыкновенно приятный и привлекательный для детей материал. Его можно смешивать с водой и создавать собственный мир с горами, замками, болотами, а потом долго обживать его, брать в свой мир всех, кого захочется. Песочная терапия занимает особое место при работе с неврозами.

Эффективны и полезны также игры на развитие дыхания. Пускайте с детьми мыльные пузыри, учите задувать свечи, дуть через трубочку в стакан с водой, сдувать вату с ладони и т.п. Такие упражнения очень нравятся малышам, и оказывают благотворное влияние на формирование речевого выдоха.

— Когда начинать занятия с логопедом?

Логопедические занятия показаны с 3-х лет, если заикание отмечается более 2-3 месяцев и перешло уже в стадию закрепившегося. Если кроме нарушения плавности наблюдается задержка речевого развития, то начинать надо с неё. Вряд ли речь станет плавной, когда у ребёнка ограничен словарный запас или он затрудняется построить фразу. Теперь после завершения охранительного режима речи (в первые 2 месяца появления заикания) пора перейти к активным занятиям по развитию речевых способностей.

О структуре занятий Вы узнаете уже при личной встрече со специалистом. Но хочу отметить важную специфику в работе с заикающимися детьми:

  • Наилучший результат достигается при комплексном междисциплинарном
    подходе
    – соединении логопедии, психологии и психотерапии. Моя специальность так и звучит: логопсихотерапевт. Это позволяет, например, при выполнении логопедических заданий отслеживать психическое состояние ребёнка и профессионально реагировать на его изменения. А психокоррекционные упражнения снижают напряжение у детей и позволяют лучше усваивать речевой материал. Очевидно, что речь специалиста должна быть показательной для ребёнка и соответствовать установленным речевым правилам.
  • В работе с заикающимися детьми предпочтительнее занятия в малых группах. Заикание не случайно счи­тается нарушением коммуни­кативной функции речи (ком­муникация — обшение). Имен­но в общении заикающийся ребёнок испытывает наиболь­шие затруднения. Дети обыч­но хуже говорят когда волнуются, в присутст­вии незнакомых людей или тех, кого они боятся. Дефект речи влияет на раз­витие и поведение ребенка. Дети-заики обычно робкие, стеснительные, неуверенные, со временем начинают ис­пытывать страх, когда нужно говорить. А групповые занятия помогут ребёнку закрепить полученные навыки речи в общении со сверстниками. Ведь наша основная задача – помочь ребёнку чувствовать себя уверенно и свободно в социуме. И это – хорошая практика для него.
  • Успех в преодолении заикания вряд ли возможен без осознания Вами,
    родителями, своего влияния на возникновение проблем у ребёнка и Вашего активного участия в терапевтическом процессе,
    готовности изменять прочные, но неэффективные стереотипы, сложившиеся в отношениях с ребенком. Часто, когда необходимо вылечить заикание у ребенка, начинать надо с себя. Семейный логопсихотерапевт призван создать условия, в которых Вам будет проще и понятней увидеть себя и жизнь своей семьи со стороны, осознать, какие установки и действия создают проблемы. Найти новые пути конструктивного взаимодействия в семье и восстановить гармонию в отношениях и речи.

Заикание – нарушение действительно очень непростое, но ПРЕОДОЛИМОЕ. Я в этом глубоко уверена! Как и большинство моих воспитанников и их родителей. Всегда рада, когда моя помощь не требуется, но если есть необходимость – ГОТОВА ПОМОЧЬ.

Автор: Зиздо Наталия Васильевна

Задавайте свои вопросы, с удовольствием на них отвечу на страницах сайта. Или звоните: 8908 198 62 04

источник