Меню Рубрики

Заикание с точки зрения психосоматики

Заикание (логоневроз) – дефектологическое нарушение речи. Как правило, начало речевого расстройства приходится на детский возрастной период, но может возникать и у взрослых людей. Заикание проявляет себя однообразными повторами отдельных слов или их частей, звуков, перестановкой или заменой слов (инверсией). Все это сопровождается напряжением и спазмами лицевых мышц и голосовых связок. Патологию не относят к заболеваниям соматического характера – в большинстве случаев она имеет психологические причины.

Психосоматика представляет собой медицинскую отрасль, смежную с психологией, деятельность которой состоит в изучении, выявлении и устранении соматических болезней, возникших под действием психологических факторов. Большинство специалистов относят заикание именно к таким патологиям. Считается, что оно развивается, когда получаемая эмоциональная и психическая информация не соответствует возможностям и желаниям человека.

Среди основных психосоматических обоснований, приводящих к речевому расстройству, можно выделить следующие:

  • Боязнь открыто высказываться. Если ребенка постоянно прерывают, перебивают, не выслушивают его мнения и желания, то постепенно у него формируется рефлекторная остановка своей речи на фоне попыток что-то сказать. Энергетически слова «хотят» выйти наружу, но установка на запрет не позволяет этого сделать.
  • Чувство неправоты. Заикаться ребенок начинает, когда любая его активность подвергается осмеянию, критике.
  • Боязнь возразить. Жесткий авторитарный режим воспитания часто ведет к подавлению любого собственного мнения у ребенка. Девиз такого подхода – «взрослый (старший, посторонний и так далее) всегда прав». Это приводит к развитию чувства неполноценности, ощущению себя маленьким, глупым, не способным рассуждать и мыслить. В результате развивается боязнь высказать свое мнение по какому-либо вопросу и заикание при попытке это сделать.

Ощущение страха быть осмеянным, непонятым, выглядеть глупо со временем сказывается на поведении ребенка и отношениях с окружающими людьми. Даже мыслительный процесс начинает происходить по-другому. Речь, обращение к кому-либо превращаются для человека в стрессовую ситуацию. Более того, подсознательно формируется агрессия, злость на собеседника, что еще больше препятствует нормальному проговариванию слов.

К причинам, способствующим заиканию у взрослых людей, можно отнести: черепно-мозговую травму, расстройства деятельности эндокринных желез, продолжительные стрессовые ситуации.

Прерывание речевого потока, мышечные спазмы, волнение, покраснение лица, попытки повторить одно и то же слово – все это признаки заикания, которое в психотерапевтической практике называется логоневроз. Чтобы лечить речевой дефект, нужно обратиться к психотерапевту. Чем раньше начато лечение патологии в детском возрасте, тем благоприятнее прогноз и меньше риск психологических травм.

Своевременное и адекватное психотерапевтическое лечение заикания способствует избавлению от проблемы как у детей, так и у взрослых. Методы и способы терапии подбираются строго в индивидуальном порядке. Это не значит, что ребенок или взрослый человек обязательно будет подвергнут гипнотическому воздействию или программированию. В настоящее время разработаны эффективные методики, которые предполагают активное участие в лечебном процессе самого пациента.

Помимо психотерапевта, потребуется помощь логопеда, лучше всего – получившего медицинское образование. Отмечено, что прохождение лечения одновременно у двух специалистов приводит к нормализации речи ребенка уже через месяц.

Основная трудность, с которой придется встретиться в борьбе с заиканием взрослому человеку, состоит в уже сформировавшихся представлениях о жизни и установках на внешние отношения с миром. Необходимо твердо уяснить, что детские проблемы и страхи остались позади, и в настоящий момент смотреть на мир нужно реально. Какие подходы можно для этого использовать?

  • Обеспечить исполнение детских желаний. Например, если ребенку не разрешали заниматься пением, фигурным катанием или игрой на музыкальном инструменте, сейчас самое время реализовать несбывшиеся мечты.
  • Взращивать в себе ощущение взрослого и самодостаточного человека. Необходимо понять, что никто не может запретить высказывать свое мнение и действовать в выбранном направлении. Взрослый человек сам решает, куда и с кем ему идти, на какую работу устраиваться, с кем жить и так далее. Нужно избавиться от страха сделать что-то не так, ошибиться.
  • Научиться говорить «нет». Обязательным пунктом в лечении заикания является научение возражению. Отказы сложно даются людям, воспитанным в авторитарном режиме под давлением родителей и других лиц. Необходимо научиться твердо проявлять свою позицию, без возврата назад. Такой подход применим к ситуациям, когда человек рад бы отказать, но не может. Если уступки идут от души, и внутреннего конфликта не возникает, возражать специально не требуется.

В борьбе с заиканием у ребенка основная роль отводится родителям. Доброе отношение, проявление любви и внимания к его проблемам и желаниям, поддержка в любых начинаниях или неудачах – залог быстрого восстановления речевой функции. Следует наладить сон ребенка, вместе посещать психолога, разнообразить его досуг (например, записать его в спортивную секцию), оградить от стрессовых ситуаций.

Профилактическими мерами заикания у детей являются:

  • повышение устойчивости к стрессам, адекватное отношение к различным жизненным ситуациям;
  • создание комфортной психологической обстановки в семье;
  • расширение социальных контактов;
  • разнообразие повседневной жизни (секции, кружки, участие в домашних делах);
  • исключение просмотров психологически тяжелых фильмов;
  • участие родителей в жизни ребенка, внимание к его проблемам, провалам и достижениям.

Чтобы заикание в детском возрасте не переросло в нарушение речи у взрослого, нужно обратиться к специалисту при малейшем подозрении на расстройство. Комплексный и квалифицированный подход в большинстве случаев позволяет устранить дефекты речи в максимально короткие сроки.

источник

Психосоматика одного заикания

Клиентка, 23 года обратилась ко мне за помощью – психологически проработать проблему своего заикания. Пока девушка отвечала на заданные вопросы, я заметила следующее: часть текста (довольно длительную по времени и сложную по лингвистике) она произносит без каких-либо затруднений, но в точечных, отдельных местах начинаются «спотыкания» речи. Затруднения происходят не на конкретных звуках или в каком-то заданном алгоритме, а спонтанно, непредсказуемо… Первое впечатление следующее: когда клиентка увлечена сообщением и как бы отдаляется от позиции реального «Я», проблема «оставляет» её, как только девушка приближается к себе-настоящей, проблема неминуемо «возвращается»… То есть психосоматический характер данного обращения – «на лицо».

– Элина, давайте представим себе образ вашего заикания на стуле, напротив Вас. Представили? Хорошо… Теперь пересядьте на этот стул и вообразите себя в этом образе. Сейчас Вы – не Элина, Вы – Элинино заикание.

– Как Вы выглядите? На что Вы похожи?

– На спутанный клубок ниток…

– Так… А где Вы обитаете? В какой части тела Элины?

– Понятно… А в какой период времени Вы появились в теле Элины?

– Когда Элине исполнилось 3… Быть может, 3 с небольшим… Примерно так…

– Хорошо… Спасибо! Элина, пересядьте, пожалуйста, на свой стул. Теперь Вы – это Вы. Скажите, Вы тоже чувствуете, что проблема началась приблизительно в это время?

– Да. Именно так. Мне и родители говорили об этом…

– Поняла Вас. Скажите, а не вспоминается ли Вам чего-то чрезвычайного, связанного с тем периодом жизни, что, быть может, «запустило» эту проблему?

– Нет, ничего чрезвычайного я не помню… (Задумывается…) Разве только… Самое первое воспоминание, приходящееся примерно на тот период… Я в садике. Конец дня. Уже достаточно поздно. Всех детишек забрали, а меня нет. Няня звонит родителям. За мной долго никто не идёт. Я одна и одна. Вечереет. Наконец, приходит отец. Очень пьяный. Еле держится на ногах. Мне противно, я чего-то боюсь. Но возвращаюсь с пьяным папой домой. Дома мама. Тоже пьяная. Буквально «распластана» на столе. Она спит. Кругом бутылки. Это всё, что я помню…

– Да. Но Вы не подумайте: они пили не всегда – только по выходным, начинали в пятницу, заканчивали вечером в воскресенье, в остальные дни были трезвые и много работали – нормальные родители, как у всех…

– Но, судя по вашему воспоминанию, Вы им крепко мешали, особенно в те самые, свободные дни? Им бы забыть про дочь, расслабиться, отдохнуть… Им бы «выключить» Вас на время. А вы – живая, требовали внимания…

– А ведь Вы их, конечно, очень-очень любили?

– И, соответственно, хотели как-нибудь выручить маму с папой? Бессознательно… Чем могли.

– Зато я теперь в этом просто уверена: Вы себя «выключили», насколько смогли, по воле своих родителей, чтобы не мешать любимым папе и маме… Вам по их негласному предписанию не стоило ПРОЯВЛЯТЬСЯ, ОБРАЩАТЬ НА СЕБЯ ВНИМАНИЕ, ГОВОРИТЬ… Особенно в определённые дни…

– Но это ещё не всё… Помимо наложенного запрета, ваш клубок, я думаю, включает в себя непрожитый вопль возмущения в отношении проживаемых тогда обстоятельств. Крик души застрял в вашем горле спутанным, тяжёлым клубком. Элиночка, дорогая, Вы должны «выкричать» своё возмущение, разрешить ему вырваться на свободу. Встаньте, пожалуйста, и попробуйте его прокричать (можно про себя, внутренним воплем, или вслух – как получится). Повторяйте за мной, громко, в полную силу: «Мама и папа из прошлого, так нельзя! Это просто чудовищно! Я-трёхлетняя была вами брошена – одинока! Мне страшно и больно! Я тогда не справ-ля-лась! Вы запрещали мне ЖИТЬ! Но я ЖИВАЯ И БУДУ (СЛЫШИТЕ?!) БУДУ ЖИТЬ! Я ВОЗВРАЩАЮ СЕБЕ ПРАВО ГОЛОСА! ОТНЫНЕ И НАВСЕГДА! Я МОГУ И БУДУ СВОБОДНО, УВЕРЕННО ГОВОРИТЬ! ДА ИСПОЛНИТСЯ СКАЗАННОЕ! ДА БУДЕТ ИМЕННО ТАК!» А теперь представьте, как вместе с вашими выкриками ваш внутренний клубок вылетает из гортани наружу, наподобие пробки из бутылки шампанского, и отскакивает от Вас навсегда…

Скромная Элина, по моей настойчивой просьбе, повторила это множество раз. Стоя. В виртуальном обращении к прошлому. С усилением, форсируя голос. Каждый следующий раз всё уверенней и уверенней. При моей горячей поддержке. В паре со мной. Элина сообщила мне, что будто бы услышала символический «чмок» вылетающего клубка. Далее мы проделали короткую, но эффективную психологическую практику, наделяющую человека мощной уверенностью, душевным ресурсом, внутренним позитивом и силой.

– Элина, помните, на этом стуле некоторое время назад сидела ваша проблема. Попробуйте здесь снова присесть. Вы чувствуете эту проблему? Она всё ещё здесь?

– Нет. Её теперь нет. Определённо и точно. Но она-прежняя имела ко мне отношение. И знаете, наверное, ещё может вернуться вновь… Но сейчас её нет! Даже духа её не чувствую – совершенно!

– Хорошо! Пересаживайтесь на место. Вы – это Вы! Как дела, самочувствие?

– Очень хорошо! Я – спокойна. Клубка внутри не чувствую… (Улыбается.)

Элина ещё некоторое время отвечала на вопросы, что-то говорила, рассказывала. И верите или нет – до самого конца сессии больше не заикалась. Конечно, мы с Элиной будем встречаться снова, чтобы закреплять полученный результат, но важно то, что психосоматические источники проблемы данной клиентки найдены и в общем – хорошо обезврежены. Вот так несложно можно выйти на корни психосоматики и обеспечить их успешную ликвидацию – в случаях, когда в физиологию организма вмешивается трудная психология…

. Для укрепления описанных результатов на последующих двух сессиях предполагается большая сепарационная практика по отделению взрослой части личности данной клиентки от негативных родительских предписаний: «Замолчи!»; «Не говори!»; «Выключайся!».

Короткое описание указанной практики

Напротив клиента устанавливается стул, на котором предположительно находится субличность его родителя. Клиент попеременно пересаживается со стула на стул, находясь в активном диалоге с родителем. Диалог проводится по следующим фазам.

  1. Отреагирование накопленных чувств. (Посменно, из каждой роли.)
  2. Попеременное выражение искреннего прощения от родителя к ребёнку, от ребёнка к родителю.
  3. Попеременное выражение благодарности от родителя к ребёнку, от ребёнка к родителю.
  4. Попеременное благословление: из родительской роли в отношении к ребёнку и из детской – в отношении родителя.
  5. Виртуальная сепарация от родителя. На уровне представления мы отделяем себя от фигуры родителя, рисуя в воображении разделение общей дороги в два отдельных пути.

источник

Заикание (логоневроз) – это речевое нарушение, связанное с судорогоподобными движениями артикуляционной и гортанной мускулатур. В результате этого человек вынужден задерживаться на определенном звуке или группе звуков.

Выявлено, что это отклонение возникает в возрасте от 2 до 5-6 лет, в период, когда происходит развитие речи.

Заикание может иметь невротическую форму (как результат стрессов и неврозов возникает у здоровых детей) и неврозоподобную форму (как следствие наследственных или приобретенных заболеваний нервной системы).

Причины возникновения заикания бывают предрасполагающими:

  • наследственность,
  • заболевания с энцефалопатическими последствиями,
  • внутриутробные или родовые травмы,
  • переутомление или истощение нервной системы.

Еще выделяют провоцирующие причины:

  • подражание,
  • одномоментная психическая травма (сильный страх, испуг),
  • ускоренная речь (тахилалия),
  • двуязычие в семье.

Симптомами заикания являются:

  1. нарушение речевого дыхания (образование инспираторно-гласных или проторных звуков) и укороченный выдох,
  2. судорогоподобное замыкание голосовой щели при попытке произношения звука и отсутствие способности плавного произношения,
  3. соматические нарушения (отклонение высунутого языка в сторону, высокий свод неба, искривление носовой перегородки, гипертрофия раковин), сопутствующие движения (движения, которые сопровождают речь при заикании: закрывают глаза, топают ногой, сжимают кулак, пожимают плечами, переступают с ноги на ногу, наклоняют голову и т.д.),
  4. появление страха произношения некоторых звуков, слогов или слов, избегание речевых ситуаций, в периодах обострения возможна немота.

Речь зависит от слаженной работы двух групп мышц. За этим следит стриопаллидарная система, которая контролирует за своевременным сокращением и расслаблением мышц, участвующих в речи. Но эмоциональное перевозбуждение или травма блокирует эту регулирующую систему, что может привести к тоническому спазму или тику (клоническое повторение).

Как было отмечено, заикание появляется в период, когда развивается речь. Именно в это время происходят перемены, которые связаны с психологическими усилиями ребенка, поэтому в это время психика ребенка очень восприимчива и чувствительна.

В связи с этим неверное внешнее воздействие на психику ребенка может привести к преграде в развитии такого врожденного естественного свойства у детей, как речь.

Выявлено, что неправильные методы воспитания приводят к заиканию у детей, которые отличаются зрительным, оральным или анальным векторами развития.

Так, если ребенок с оральным вектором развития (говорун) в детстве получает хороших слушателей в лице своих родителей, когда он может мыслить говорением, то из него может вырасти выдающийся оратор (преподаватель и т.п.).

Такой ребенок мыслит в слух, а, так как дети постоянно о чем-то думают, размышляют обо всем, что видят вокруг, то такой ребенок постоянно говорит, не замолкая. Ему нравится, когда его слушают, поэтому иногда начинает сочинять небылицы.

Читайте также:  Адаптация ребенка с заиканием к детскому саду

Но часто родители не выдерживают этого и начинают выдвигать свои требования. А если ребенок еще и любит приукрашивать свои истории, то нередко бьют по губам («чтобы больше не врал»).

Для ребенка-оральника такой удар по губам является сильнейшим потрясением и травмой. Его природа требует говорения, но возникает преграда в виде родительских наказаний. Если такая ситуация повторяется часто, то такой ребенок начинает заикаться, а его речь начинает искажаться (шепелявость, картавость, присвистывание и др.).

Известно, что ребенку с анальным вектором развития (медлительный) характерные такие черты, как: медленное, но основательное обучение (как бытовым, так и другим действиям), переспрашивание до тех пор, пока не поймет, нерешительность, послушность и т.п. Он любит доводить дело до конца.

В то же время ребенок-анальник получает удовольствие от признания его достижений и заслуженной похвалы от родителей, поэтому любит учиться и радовать своих родителей (поведением, порядком в комнате, учебой).

Если такой ребенок получает необходимые условия для развития, то он может вырасти очень грамотным специалистом, профессионалом своего дела или выдающимся ученым.

Однако если родители постоянно торопят такого ребенка, одергивают, перебивают (медленно говорит), не дают ему договорить до конца, то у него начинается нарушение речи – заикание.

Заикание ребенка-анальника отличается трудностями с началом повествования, обрываниями или долгими паузами при говорении, также невозможностью говорить в сложных ситуациях или перед незнакомой или большой аудиторией.

Психологи отмечают, что ребенок со зрительным вектором развития является самым впечатлительным и чувствительным, а эмоции переживаются им с максимальной силой.

Нормальные условия развития (прочная эмоциональная связь с мамой, что дает ощущение защищенности и безопасности) позволяют этому пугливому ребенку вырасти бесстрашным и сострадательным человеком, способным на всеобъемлющую любовь к людям. Поэтому часто такие дети становятся работниками медицины, социальными работниками, работниками культуры или занимаются благотворительностью.

Эмоциональность и восприимчивость зрительного ребенка способствуют тому, что полученный в детстве испуг или сильный эмоциональный стресс приводит к нарушению его речи.

Заикание такого ребенка отличается сбивчивостью, как будто его захлестывают эмоции, которые не дают нормально проговаривать слова.

В психологии выделяются такие факторы появления заикания:

  • истерический: резкая смена условий (в семье баловали, пошел в детский сад, а там ребенок – как все);
  • неврастенический: родители постоянно принижают достижения ребенка и его самого, сравнивая с другими детьми (психика ребенка не выдерживает);
  • психастенический: гиперопека родителей способствует становлению неуверенного в себе подростка, что может негативно сказаться на общении со своими сверстниками и привести к проблеме с речью.

Большинство психологов в качестве психологических причин заикания у взрослых выделяет ощущение постоянной неправоты, неумение отстоять свои права, а также страх высказать свои потребности и желания. Согласно их позиции, все эти негативные чувства идут из детства.

Известный автор по психосоматике Луиза Хей психологической основой заикания взрослых видит неуверенность, неполное самовыражение и убеждение, что слезы как облегчение – не для вас.

По мнению В. Жикаренцева, причиной этого недуга является отсутствие чувства безопасности и возможности самовыражения, а также запрет на плач.

Психолог Лиз Бурбо поясняет, что заика в молодости очень боялся выражать свои потребности и желания. Он также боялся тех, кто представлял для него власть. Особенно сильный страх он чувствовал тогда, когда ему нужно было что-то сказать.

Медики и логопеды утверждают, что заикание, которое появляется в результате неправильного (стрессового) воспитания, — явление обратимое. Это значит, что все виды невротического заикания успешно лечатся. Особенно быстро и эффективно такие виды речевого нарушения лечатся до достижения 12-15 лет (окончание пубертатного или подросткового периода).

Поэтому в детских садах действуют специальные логопедические группы, работа которых основана на игровой терапии, логопедической ритмике (говорение в такт с ритмичными движениями пальцев, говорение нараспев и др.) и др.

Следует отметить, что кроме работы специалиста-логопеда, очень важна и параллельно выстроенная семейная терапия (релаксация, отвлечение внимания, позитивное внушение).

И это естественно. Ведь, если, как пишут психологи, часто именно семья становится провоцирующим фактором появления заикания, то, конечно же, именно она, в первую очередь, и должна проявлять усилия по снятию стрессовых причин и восстановлению нормальных условий для развития ребенка (любовь и полное принятие и т.д.).

И восстановление этого речевого нарушения у детей постарше будет зависеть от семьи и ее усилий. Эмоциональная поддержка близких, атмосфера душевного тепла и уважения всех членов семьи, чуткость и внимательность в отношениях, любовь родителей – все это поможет подростку осознать, что его любят, что он в безопасности. Эти заново восстановленные базовые чувства позволят ему вернуть потерянное чувство уверенности в себе и веру в свои силы.

Что касается путей исцеления невротического заикания уже взрослого человека, то здесь необходима работа над собой.

Первое, что следует сделать – это проанализировать свое детство и юность и найти психологическую причину — момент, после которого началось заикание (подсказки даны выше).

Второй шаг исцеления связан осознанием и принятием причины: «Да, в детстве так получилось, что я таким образом отреагировал на испуг или на ошибочный метод воспитания родителей. Но сейчас я – взрослый человек и понимаю, принимаю и прощаю себя, родителей (или других, кто участвовал в ситуации появления недуга). Сейчас я могу свободно выражать свои желания, высказывать свою точку зрения. Надо мной сейчас никто не властен, никто меня не торопит, не одергивает, и мне не нужно никого бояться…» и т.д.

Параллельно с изменением своего привычного пугливого и неуверенного мышления, можно и нужно использовать различные техники релаксации, дыхательные техники, проговаривать аффирмации, взять на вооружение арттерапию, песенную терапию (выявлено, что при пении заикание исчезает) и т.д.

источник

Прочитав пост, расположенный ниже http://ru-stammer.livejournal.com/1529.html#cutid1 и комментарии к нему, захотел внести свою лепту в описание заикания здесь, тем более есть личный опыт как самого этого «увлекательного дела», так и избавления от него.

Я тоже начал заикаться с пяти лет и делал это более трех с половиной десятков лет. Поверхностная причина, откуда эта пакость взялась, была известна, и родители мне её несколько раз озвучивали. Официальная версия была такова: когда мне было 5 лет, нашу детсадовскую группу повели в детский театр на спектакль про Карлсона. Карлсон в этом спектакле разговаривал с характерным заиканием (уже будучи чуть взрослее, я видел такую же картину в одноимённом фильме или телевизионном спектакле, там артист Спартак Мишулин играл Карлсона и тоже характерно заикался). Так вот, СРАЗУ после просмотра этого спектакля я начал заикаться. Всё время обучения в школе меня водили к логопедам, но ничего не менялось. Заикался я достаточно сильно, но контактировать с социумом у меня получалось. В школе были сложности с теми предметами, где надо было отвечать или читать вслух – у доски я молчал, за что получал двойки регулярно. В институте было полегче, повзрослев и «приняв свой симптом как данность», скорее всего внутренне немного успокоился, и даже смог защитить диплом как все – т.е. стоя у доски и рассказывая с попеременным успехом о том, что же я там наваял. Оглядываясь сейчас назад, отчётливо понимаю, что каждый выбор своей жизни делал под влиянием заикания: небольшое количество друзей, да ещё таких, с которыми не приходилось много и часто общаться, такая же бывшая жена, выбранная предыдущая профессия, потом тип собственного бизнеса, хобби и интересы и т.д. и т.п., т.е. до некоторых пор все стороны жизни были такими, чтобы побольше молчать, как натурально, так и фигурально выражаясь.

Как ни странно, но некоторое не очень принципиальное, но заметное улучшение наступило пару лет назад, когда вокруг стало «рушиться» всё – семейная жизнь, бизнес и прочее. С одной стороны, это были год-полтора сильнейшего стресса, который, однако, привёл не к усилению заикания, а наоборот. Тогда это было непонятно и удивляло немного (хотя больше обращал внимание на то, что твориться снаружи, а не внутри меня), а сейчас я понимаю, почему тогда было именно так – когда потеряно всё, что было построено своими руками за предыдущие 15-20 лет, то вдруг начинаешь понимать, что терять уже нечего и… успокаиваешься. Вот тогда я впервые почувствовал реальную разницу в моей речи. Но также сейчас мне понятно, что одного внутреннего успокоения недостаточно для избавления от заикания. Я так же не мог нормально говорить в любых компаниях, даже очень близких и знакомых людей, хотя, приняв довольно давно своё заикание, мне не нужно было переживать, как меня примут те или иные люди во всех этих компаниях. Любая попытка более-менее живого общения всё также вызывала старый привычный дискомфорт.

Как правило, не найдя причину – не убрать симптом. Да, я знал с подросткового возраста из разных «авторитетных» источников, что «причиной» заикания является испуг. Уже взрослым я пытался вспомнить, а что же меня испугало в детстве? Спрашивал и родителей, которые недоумевали и всё время повторяли про Карлсона и моё подражание этому персонажу.

А потом…. А потом я пошёл изучать психология, причём не для того, чтобы разобраться в себе, как это делают многие, а именно для того, чтобы войти в эту профессию и работать. Откуда мне пришло это «озарение», я до сих пор не могу понять – всю «предыдущую жизнь» я занимался с «железяками», что было очень логично и правильно, ведь с ними (с железяками) не нужно разговаривать. Два предыдущих технических образования, соответствующие навыки и интересы… а тут… психология… где нужно ГОВОРИТЬ с клиентами…. Просто жизнь сама привела туда, где я смог не только убрать из себя эту пакость, но и понять, откуда «ноги растут» у неё.

Через неделю после начала занятий мои преподаватели сказали мне, что к концу обучения заикания у меня не будет. Так и произошло. Курс обучения включал в себя много разных дисциплин, а в конце проходили личную терапию. Вот на ней то за один (!!) сеанс вытащили на поверхность и причину, и начали убирать.

Причина оказалась очень простая, если знать, куда смотреть и что с чем связать.

ЗА день до личной терапии вечером за ужином мама «СЛУЧАЙНО» рассказала, что в 4-5 лет я очень любил рассказывать вслух стихотворение про дядю Стёпу, причём по-актёрски, в лицах, встав на стул и т.д. Все взрослые, которые были рядом в эти моменты, умилялись и были в восторге… кроме папы, который на всё это действо всегда реагировал словами что «..из ребёнка вырастет клоун..» с соответствующей мимикой и выражением в глазах и на лице.

Папа для ребёнка значимый взрослый, тем более в возрасте 5 лет. С одной стороны, любой ребёнок, входя в этот мир и начиная в нём расти и развиваться, хочет себя тем или иным способом выразить. В моём случае я тогда очень хотел себя выразить словами и делал это. Рядом стоял любимый папа и всем своим видом показывал, что он «против» этого. У ребёнка возникает противоречие между тем, что из него «прёт» изнутри и тем, что он ощущает снаружи. И вот, выход найден, как доказать папе свою любовь – раз папа говорил что-то про клоунов, я вижу клоуна и решаю быть именно ЭТИМ клоуном, который заикается. «Выключатель» сработал на спектакле – я стал заикаться сразу после него. Папа дал команду на запрет выражения себя через слова, и ребёнок принял эту команду тем способом, который подвернулся под руку в это время.

Любой родитель любит своего ребёнка в любом случае, и любой родитель желает своему чаду счастливой хорошей жизни, самореализации и т.п. вещей. Неадекватность реакции конкретно моего отца на мои совершенно безобидные с точки зрения «клоунады» выступления следует искать уже в его детстве, но такой задачи у нас не стояло. Главное я разобрался с причиной возникновения моего личного заикания и переработал эту причину. Мой отец давал такую реакцию не потому, что он «плохой», а потому что в нём тоже тогда сидел соответствующий блок, который заставлял его так реагировать на своего ребёнка.

Возвращаясь к расположенному ниже посту трехгодичной давности, могу сказать: возникновение заикания обусловливается совокупностью И генетических, И неврологических факторов. В моём случае генетический фактор – это реакция моего отца на мои выступления, неврологический – это уже моя личная реакция в пятилетнем возрасте на происходящее в моей семье вокруг моих выступлений.

Я действительно не могу сказать, почему ЛЮДИ заикаются, но я могу теперь находить причину в каждом конкретном случае, исходя и из своего личного опыта, и исходя теперь уже из полученных профессиональных знаний. Иногда это может быть и протест, как указывали некоторые в своих комментариях к предыдущему посту, но конкретно в моём случае это было удовлетворение желания любимого значимого взрослого – «не высовывайся, не говори, не показывай себя»…

Ещё добавлю про две очень занятные вещи:

1) Всё что происходит с человеком – для чего-то ему нужно, каким бы «нехорошим» это ни казалось на первый взгляд. Заикание – это психосоматика в чистом виде, поскольку никаких физиологических изменений в органах речи не возникает. В случае заикания детей это просто знак родителям (или взрослым, кто воспитывает этих детей или находится рядом с ними) обратить внимание на СВОЁ поведение, как они ведут себя со своим ребёнком. В моём случае это был знак отцу – он его не увидел (да и кто тогда, 30-40 лет назад знал вообще что-либо о психологии?), этот системный семейный вопрос пришлось решать уже мне в достаточно взрослом возрасте.

Читайте также:  Адаптол отзывы детям при заикании отзывы

2) Ещё один принцип – «если где-то что-то убыло, то в другом месте обязательно прибудет». Если ребёнку «запретили» выражать себя словесно – эта нерасходуемая через речь энергия будет выходить другими путями. У меня это получалось через руки и голову. То, что я научился очень хорошо делать руками и головой до того момента, как перестал заикаться, приносило и приносит очень много пользы, как мне, так и всем вокруг! И все эти навыки и умения я могу применять уже и в новой профессии психолога-психотерапевта, и просто в обычной жизни.

Ну и напоследок. Поскольку заикание – это психосоматика, то одной умственной работой, т.е. через осознание причины, убрать это довольно сложно (да и долго). У заикающегося в теле сидит блок, с которым тоже надо работать. Иногда этот блок выходит за один раз, иногда выходит «постепенно». Т.е. при психотерапии заикания нужно работать и через осознание (причины, поведения, отношения к чему-либо или кому-либо и т.д.), и посредством работы с телом.

источник

Еще со времен Плутарха, Демосфена и Авиценны было известно, что заикание имеет психологическую природу и что страдают им люди с определенными особенностями психики. Сегодня системно-векторной психологией определяются истинные причины, психологические механизмы, варианты развития заикания и действенные способы его лечения.

Заикание, логоневроз, невроз Сикорского — нарушение речи, которое характеризуется либо растягиванием звуков, их частыми повторениями и искажениями, либо остановками, обрывами, неспособностью начать повествование.

Часто у людей, страдающих заиканием, развивается логофобия — боязнь говорить, особенно при большой аудитории, в незнакомых местах или в стрессовой ситуации.

Еще со времен Плутарха, Демосфена и Авиценны было известно, что данное нарушение имеет психологическую природу и что страдают им люди с определенными особенностями психики.

Сегодня системно-векторной психологией определяются истинные причины, психологические механизмы, варианты развития заикания и действенные способы его лечения.

Согласно статистике, заикание диагностируется впервые в возрасте от 2 до 6 лет. Это именно тот возраст, когда происходит интенсивное развитие всех врожденных психологических качеств, идет первое ранжирование среди сверстников, формируется характер и закладывается сценарий всей жизни будущей личности.

Данный период развития требует максимального напряжения психики ребенка, происходят перемены, требующие психологических усилий, поиска выхода из ситуации, проигрывание собственной видовой роли в среде ровесников. Именно в этом возрасте дети особенно восприимчивы и тут же выдают результат любого воздействия на сложный процесс развития своих векторов — как правильного, так и ошибочного.

Как раз заикание — результат такого ошибочного влияния, образующий преграду в развитии врожденных свойств у детей определенного векторального набора.

Отреагировать заиканием на неверные методы воспитания способны дети с оральным, анальным и зрительным векторами или их сочетанием.

Когда маленький оральник начинает учиться говорить, он экспериментирует со звуками, слогами и словами, пытаясь разобраться и овладеть всеми возможностями своей эрогенной зоны. Любитель покричать, порычать, пофыркать, поплеваться и расцеловаться постоянно нуждается в своей аудитории, сам с собой он говорить не намерен, его должны слушать и слышать!

В самом раннем возрасте он может шепелявить, присвистывать, говорить непонятно и быстро, не выговаривать некоторые звуки или переставлять их местами, выдумывая новые слова и смешные выражения.

Наполнение потребностей орального вектора происходит только тогда, когда его речь услышана, он мыслит говорением — на это способен только его уникальный вербальный интеллект.

Маленький говорун может развиться и стать великим оратором, талант которого — в формировании общих нейронных связей у любой, даже многомиллионной аудитории своих слушателей. Речь такого орального человека будут слушать с наслаждением, понимать и воодушевляться его словами, запоминать и пересказывать, цитировать и восхищаться его способностью увлечь массы.

Такого выдающегося оратора хочется слушать постоянно, недаром на лекциях именно у оральных преподавателей всегда переполненные аудитории, его слово просто отпечатывается в умах. Прослушал лекцию — темой владеешь.

Высокоразвитый оральный человек просто обречен на большую известность, так как не боится ни высокой трибуны, ни большой аудитории и готов выступать часами без умолку. Однако, к сожалению, сегодня таких личностей считанные единицы.

Вариант заикания с растягиванием, повторением и искажением звуков — это именно случай с оральным ребенком. В поисках благодарных слушателей маленький оральник направляет свою говорильную атаку в первую очередь на родителей. Не проявляя интереса к рассказу ребенка, мама или папа толкают его на поиски более «востребованной» темы для разговора, и он начинает выдумывать небылицы.

Басни про сверстников, воспитателей, учителей, соседей и родственников из уст орального выдумщика звучат как чистейшая правда. Чем выше становится интерес слушателя к повествованию, тем большими и ярчайшими подробностями обрастают все детали рассказа. Его ведь слушают! Что может быть приятнее?

Родители, слушая детские выдумки, верят каждому слову, ведь оральное слово особенное, ему нельзя не поверить. А вот когда правда все-таки вскрывается, тут же следует неминуемое наказание в виде ударов по губам. Ну, чтобы не болтал ерунды, чтобы не врал больше!

Удар по губам — это сверхстрессовое прямое воздействие на эрогенную зону ребенка с оральным вектором, сильнейшее потрясение, которое может испытать оральный малыш.

С одной стороны, он хочет говорить, все его психическое требует говорения, он просто не может молчать, это вызывает сильный дисбаланс биохимии его головного мозга, но с другой стороны, его слова могут вызвать такую неадекватную реакцию родителей, как битье по губам, вместо интереса к его рассказам.

Если такая ситуация повторяется снова и снова, малыш начинает заикаться, его речь искажается, он может шепелявить, картавить, присвистывать или не выговаривать некоторые звуки. В особо тяжелых случаях нарушения речи сохраняются на всю жизнь, значительно снижая ее качество, рождая проблемы в общении с окружающими и лишая возможности полноценно реализовать себя.

Другой тип заикания — это трудности с началом повествования, обрывы и долгие паузы между словами, невозможность говорить в присутствии аудитории, в незнакомом месте или в сложной ситуации.

Такое заикание развивается у деток с анальным вектором. Это особенные малыши, самые послушные и мамозависимые, они отличаются своей медлительностью и нерешительностью, слово родителей для них закон, собственные решения даются с большим трудом и после долгих обдумываний. Всем навыкам они учатся медленно, но основательно, во всем им необходим пример для подражания, они всегда задают больше всего уточняющих вопросов для систематизации полученных знаний на входе, то есть если анальному ребенку что-то непонятно, он будет переспрашивать до тех пор, пока не разберется, только после этого он сможет идти дальше в процессе познания, независимо от предмета изучения, будь то застегивание куртки или решение логарифмов.

При адекватном развитии анального вектора до окончания пубертата такой малыш в будущем становится выдающимся ученым, аналитиком, экспертом в своей отрасли, самым высококлассным профессионалом своего дела, талантливым педагогом, способным влюбить в свой предмет всех своих учеников.

Анальный ребенок очень любит учиться и радовать своих родителей хорошим поведением, порядком в игрушках или отличными оценками, самое большое наслаждение такой ребенок получает от заслуженной похвалы, признания его достижений, оправданности приложенных стараний.

Он живет в своем неторопливом темпе, делая все размеренно и скрупулезно, каждое действие, им начатое, обязательно должно быть закончено, доведено до точки, до самого конца, иначе незавершенная работа будет угнетать его, сохраняясь в памяти долгое время и вызывая дисбаланс биохимии головного мозга.

Любые поторапливания, одергивания, резкие смены занятий, постоянные перебивания его медленной речи, лишение возможности договорить до конца, закончить начатое повествование, сказать все, что он намеревался, выливаются в стойкое нарушение речи — малыш начинает заикаться.

Такое врожденное качество, как боязнь опозориться, заставляют заикающегося ребенка избегать ситуаций, где обязательно нужно говорить, особенно при аудитории, даже небольшой.

Задача рассказать домашнее задание или ответить на вопрос учителя при всем классе у доски превращается в тяжкое испытание, когда ребенок впадает в ступор, и способность изъясняться теряется совсем. Самый прилежный и усидчивый ученик начинает отставать в учебе, избегать общения со сверстниками и особенно болезненно воспринимает насмешки и шутки в свой адрес.

Именно такой ребенок в спокойной, привычной обстановке, в присутствии знакомого человека, в расслабленном состоянии способен абсолютно нормально произносить простые слова и предложения без нарушения ритма речи.

Еще один вариант развития заикания — это нарушение речи у детей со зрительным вектором. Именно этот вариант в народе называют заиканием «от испуга».

Зрительный ребенок — самый эмоциональный, чувствительный и впечатлительный. Любая эмоция переживается им на самом пике интенсивности. Если радость, то это настоящий восторг с соответствующей мимикой, жестами, вплоть до подпрыгиваний, если же неприятность, то это просто конец света с горькими слезами, всхлипываниями и причитаниями. Амплитуда максимальная, способность переключаться — мгновенная. От слез до смеха — один миг.

Для нормального развития зрительного вектора такому малышу необходима прочная эмоциональная связь с мамой, которая обеспечивает ему ощущение защищенности и безопасности. Развиваясь адекватно (без всякого рода домашних пугалок, страшных мультиков, жестоких сказок и тому подобного), зрительный ребенок учится состраданию и сопереживанию другим людям, научаясь таким образом выносить свой страх наружу, в любовь и сочувствие.

Самый пугливый в детстве, он способен стать бесстрашным ради других людей, осознанная всеобъемлющая любовь к людям не оставляет места куцему ощущению страха, наполняя максимально зрительный вектор высокого уровня развития.

В зависимости от нижних векторов развитые зрительники становятся либо носителями культуры (работники искусства или образования), либо находят себя в медицине и благотворительности (социальные работники, волонтеры и тому подобное).

В детстве, в период интенсивного развития векторов, именно зрительный ребенок особенно восприимчив к испугу, сильный эмоциональный стресс может стать причиной нарушения речи малыша. И без того эмоциональная зрительная речь становится еще более сбивчивой, создается впечатление, словно ему не хватает воздуха, его захлестывают эмоции, не оставляя места нормальному проговариванию слов. Невозможность рассказать все, о чем хотелось, поделиться своей радостью или горем, расстраивает маленького зрительника еще больше, лишая радости общения с близкими и друзьями представителя одного из самых экстравертированных векторов.

Детские страхи во взрослом возрасте имеют риск перерасти в стойкие фобии или стать причинами панических атак, значительно снижая качество жизни, истощая эмоциональную сферу и лишая способности к полноценной реализации человека в обществе.

Зрительное заикание лечится легче всего. Достаточно снять страхи, лежащие в корне нарушения речи, и она нормализуется полностью в любом возрасте.

Развитие любого вектора продолжается вплоть до окончания периода пубертата, то есть до 12–15 лет. В этот период все еще сохраняется возможность исправить ошибки воспитания и направить развитие психики ребенка в позитивное русло. При устранении факторов, негативно влияющих на конкретные психологические качества малыша, результаты адекватного воспитания не заставляют себя ждать.

Заикание в любой своей форме может остаться в прошлом, уступая место чистой и грамотной литературной речи полноценного члена общества, способного себя реализовать и получить максимальное наслаждение от жизни.

Даже стойкие нарушения речи, сохранившиеся во взрослом возрасте, теряя свою психологическую подоплеку, постепенно уходят в процессе формирования системного мышления после тренинга по Системно-векторной психологии.

Заикание как результат воздействия психологических стрессов ошибочного воспитания — вполне обратимое явление, причем обратимое в кратчайшие сроки и на всю жизнь.

источник

Удлинение или частое повторение слогов, запинки, судорожное повторение звуков, препятствующее плавной речи, называется заиканием. У детей дошкольного возраста эта патология может появляться, затем исчезать. Развивается логоневроз у детей, перегруженных знаниями, а также у малышей, перенесших сильный испуг.

Логоневроз — патология, которой подвержено почти 3% детей. Этот дефект речи вызван мышечными судорогами речевого аппарата. У больного также могут возникать судороги дыхательных мышц.

Согласно статистике, у мальчиков заикание возникает в 4 раза чаще, чем у девочек-ровесниц.

Объяснение этого феномена в том, что психика девочек и женщин отличается большей устойчивостью, чем представителей сильного пола.

Причины заикания у детей 3 лет:

  • проблемная беременность матери;
  • инфекционные поражения ЦНС малыша;
  • наследственный фактор;
  • перенесенные болезни (инфекции, воспалительные заболевания, частые простуды) в первые годы жизни: одним из самых опасных недугов, приводящих к речевым расстройствам, является рахит;
  • сильные потрясения (падение с высоты, пожар);
  • острый дефицит полезных веществ в организме пациента;
  • тревожная обстановка дома: привести к заиканию могут скандалы между взрослыми, излишняя суровость старших членов семьи по отношению к малышу, очевидна психосоматика заикания у детей, живущих в неблагополучных семьях;
  • регулярные попытки взрослых переучить маленького левшу;
  • умственное переутомление: современные родители, стремясь сделать из малыша вундеркинда, не всегда соблюдают меру — перегруженность информацией, чтение длинных и сложных текстов может негативно повлиять на нервную систему дошкольника;
  • выраженный недостаток сна.

Не лучшим образом на речевую функцию влияет избыток виртуальной реальности.

Признаки косноязычия и сильное заикание у детей дошкольного возраста может вызвать просмотр жестоких фильмов и чрезмерное увлечение компьютерными играми. Меняется не только речь, но и поведение малыша. Ребенок становится раздражительным, излишне возбудимым.

Сельские мальчики и девочки гораздо реже сталкиваются с речевыми дефектами, чем их ровесники-горожане. Дети, живущие в селе, проводят на природе много времени и не игнорируют активные игры. Известны случаи, когда дошкольники неосознанно копировали поведение старших членов семьи, страдающих логоневрозом. Иногда заикание может проявляться на фоне общего недоразвития речи у детей. Маме стоит насторожиться, если ее чадо говорит невнятно, через нос, по несколько раз повторяет один и тот же звук или слог. Некоторые дети, живущие в двуязычной семье, в раннем возрасте становятся жертвами проблемы. Малышу сложно без запинок переключиться с одного языка на другой.

Проблемы с речью могут побеспокоить малыша, который долго не говорил. Если ваше чадо начало произносить развернутые фразы к трем годам жизни и выговаривает звуки нечетко, причина невнятной, сбивчивой речи — двигательная заторможенность нервной системы крохи. Неопытному человеку трудно понять, являются ли запинки и удлиненные гласные звуки проявлением заикания у ребенка или это для малыша 4 лет норма. Обращение к педиатру поможет прояснить ситуацию.

Читайте также:  Адаптол заикание у ребенка

Речевые навыки у малышей 2–4 лет находятся на этапе формирования и становления. Стресс или недомогание могут пошатнуть речевую функцию. Иногда у маленьких детей признаки заикания (до 3 лет) проявляются незначительными запинками в начале разговора.

Другие симптомы логоневроза у детей:

  • вдохи судорожные;
  • дыхание, замедленное или учащенное, при попытке малыша начать монолог;
  • судороги речевые;
  • изменения громкости голоса;
  • покашливание, зевание;
  • интонация голоса резко меняется;
  • появление бессмысленных звуков или навязчивого слова-паразита («это», «ну»); повышение потоотделения.

Нередко заикание у ребенка 3–4 лет сопровождается непроизвольными сокращениями мышц в разных частях тела. Малыш может пожимать плечами, откидывать голову назад, топать ногой. Во время разговора меняется цвет кожных покровов маленького пациента (бледнеет или краснеет). У некоторых дошкольников наблюдаются повышенная рассеянность, подавленное настроение.

Речевое расстройство у малышей делится на несколько форм и разновидностей:

  • Невротическое: при этой форме речевого дефекта дошкольник заикается только в сложной, стрессовой обстановке, чадо повторяет слоги и слова при встрече с крупными собаками (многие дети испытывают страх перед ними), при посещении людных мест или во время поездок на машине, когда ребенок спокоен, его речь плавная.
  • Органическое детское заикание: этот вариант патологии устранить значительно сложнее, чем предыдущий, нарушение речевой функции произошло по причине поражений ЦНС. Жертвами этого недуга становятся мальчики и девочки, которые в утробе матери заразились инфекцией или перенесли родовую травму. Определить эту форму логоневроза у ребенка достаточно просто, малыш запинается и в гостях, и дома, страх перед общением у вашего чада отсутствует, нарушена моторика, а движения неловкие.

Формы болезни по типу судорог:

  • клоническое заикание: при этой форме недуга маленький пациент повторяет слог или слово — проблема вызвана серией кратковременных сокращений мышц;
  • тоническое заикание у ребенка — задержка речи, растягивание гласных звуков: ровному разговору препятствует сильное сокращение мышц;
  • смешанная форма логоневроза — так называется состояние, соединяющее в себе две вышеописанные формы дефекта речи.

По характеру течения врачи выделяют такие виды заикания у детей:

  • постоянное: такое речевое расстройство, однажды появившись, не проходит;
  • рецидивирующее: признаки заболевания появляются, а потом исчезают, периоды ораторского благополучия могут длиться несколько месяцев;
  • волнообразное: при таком типе заикания у дошкольников наблюдаются кратковременные улучшения, затем болезнь возвращается.

Не стоит впадать в отчаяние, если ваш малыш во время волнения запинается. Заикание у малышей 2 лет почти всегда хорошо поддается коррекции.

Если в первые годы жизни логоневроз беспокоил малыша, а родители не занялись лечением своего чада, болезнь может укорениться. Речевые привычки юного пациента формируются неправильно. В 5–6 лет малыш осознает свой недостаток и по возможности избегает общения со сверстниками. Новые обязанности, которые приносит школьная жизнь, не самым лучшим образом влияют на ребенка. Дефект речи мешает ему нормально общаться с одноклассниками.

У застенчивых, впечатлительных детей заикание может возникнуть как реакция на грубость и насмешки сверстников. Начавшись внезапно, болезнь может исчезнуть на какое-то время. Стоит ребенку поволноваться или физически переутомиться, недуг возвращается. Школьник замыкается в себе, грустит. Строгость учителя, страх получить низкую оценку вызывают у первоклассника панику.

Стоит заметить, что заикание у малышей 7 лет вылечить труднее, чем аналогичный недуг у ребенка 3 лет.

Однако своевременное обращение к доктору поможет решить проблему. Устранением сбоев речевой функции занимаются педиатр, невролог (детский) и логопед.

Некоторые родители недооценивают проблему, надеясь, что со временем логоневроз пройдет сам. Письменная речь школьников почти всегда правильная. Ребенок знает, как произносится слово, но при устном разговоре пациент вынужденно делает остановки, судорожно дышит. Он ищет замену сложному слову.

Логопеды и психологи уверены: без грамотного лечения заикание, появившееся после сильной психологической травмы детства, перейдет с пациентом в его взрослую жизнь. Чтобы взрослый излечился от недуга, занятий с логопедом будет недостаточно.

Запущенный логоневроз устраняют с помощью медикаментов и сеансов психотерапии.

Если речевое нарушение проявилось недавно, ваш ребенок пережил сильное потрясение. Стоит понаблюдать за общим состоянием дошкольника. Нервозность, плаксивость, нежелание общаться со старшими — главные признаки стресса.

Логопед попросит вас вспомнить о негативных событиях, которые могли повлиять на темп и скорость речи вашего малыша (нападение собаки, ссора со старшими членами семьи).

Затем вам стоит посетить детского невролога. Какие мероприятия включает в себя методика обследований детей с заиканием:

  • диагностику речи: выслушав маленького пациента, специалист оценивает темп, дыхание, моторику, а также его голос и характер артикуляционных судорог;
  • рентгенографию черепа;
  • эхо-ЭГ — это обследование показывает внутричерепное давление пациента;
  • магнитно-резонансную томографию головного мозга;
  • электроэнцефалографию.

Если у малыша имеются хронические недуги (астма, сахарный диабет), доктор может назначить ребенку анализы крови, рентген грудной клетки.

После обследования детей с заиканием невролог подберет эффективную стратегию избавления от речевого дефекта.

Если проблемы с речью возникли у малыша после стресса, устранить недуг помогут специальные мероприятия:

  • занятия с логопедом: большой эффективностью отличаются групповые занятия с доктором, к ним относится логоритмика; чтобы заикание у младших школьников прошло, специалист учит деток проговаривать фразы нараспев;
  • на занятиях ребенок учится, выговаривая сложное слово, совершать пальцами рук ритмичные движения в такт; эти хитрости помогают маленькому пациенту избавиться от пауз в начале разговора, чтобы малыш преодолел страх перед общением и поверил в свои силы, доктора советуют применять игровую психотерапию для коррекции логоневроза;
  • ЛФК;
  • гимнастика дыхательная: с 4 лет ребенок может выполнять упражнения, помогающие выработать правильное носовое и ротовое дыхание, дыхательная гимнастика способствует укреплению диафрагмы;
  • организация распорядка дня: сон дошкольника должен длиться не менее 8 часов, за компьютером или планшетом малышу не стоит проводить больше 2-х часов;
  • питание сбалансированное.

В лечении заикания важен педагогический подход. Взрослым членам семьи не следует заострять внимание на речевом дефекте. Во время занятий с малышом поощряйте его за правильно произнесенную фразу, не ругайте за запинки.

Если заикание и тики у ребенка вызваны органическим поражением мозга, невролог может применить такую стратегию устранения недуга:

  • массаж;
  • терапия лекарственная: детям с 4 лет назначаются противосудорожные средства, могут выписать транквилизаторы, таблетки с ноотропным действием;
  • иглорефлексотерапия.

Чтобы устранить заикание у подростков, неврологи используют такую схему лечения:

  • прием спазмолитиков и противосудорожных лекарств: пациентам старше 13 лет часто назначаются успокоительные средства;
  • работа с логопедом;
  • сеансы психотерапии: психотерапевт помогает выявить причину речевого дефекта, настраивает пациента на успешное лечение;
  • воздействие гипнотическое.

Возникает заикание в возрасте старше 3 лет. Гораздо реже эта патология проявляется у подростков. Проявления логоневроза — судорожные запинки в начале разговора, растягивание звуков, зевание.

Самые распространенные причины заикания у детей — травма, полученная при родах, испуг, излишняя суровость родителей. Чем дольше заикался ребенок, тем больше времени и усилий понадобится, чтобы гармонизировать его речь. Избавиться от недуга помогают занятия с логопедом, лекарственная терапия, массаж.

источник

Заикание – заболевание психоневрологической природы, которое проявляется в виде нарушения речи. В большинстве случаев оно развивается у детей, взрослые болеют реже, но более болезненно. Механизм заикания кроется в спазмах и судорогах мелких мышц речевого аппарата, в результате чего и возникают дефекты произношения. К ним добавляются тики мышц лица, подергивание конечностей и нарушение нормальной частоты дыхания.

Долгое время не существовало способов лечения, с помощью которых можно было бы гарантированно избавить человека от заикания. Для современных медиков это заболевание больше не представляет проблемы. Совместными усилиями неврологов, логопедов, психологов или психотерапевтов практически всегда удается вылечить заикание, даже у пожилых больных, которые страдают этим расстройством с детства.

В медицинской практике принято делить все случаи заикания у пациентов на 2 вида. Они отличаются по своей природе, что очень важно для дальнейшего лечения. Если у взрослого человека или ребенка наблюдаются проблемы с нормальным произношением, это может быть:

  • Невротическое заикание. Оно проявляется нарушением речевого ритма, повторами слов, запинками при попытке высказать свое мнение вслух. Такое расстройство имеет психологическую причину развития, в основе которой лежат стрессовые ситуации, волнение и беспокойство. Такие люди полностью здоровы в остальных отношениях и в более комфортной обстановке дефект речи у них практически не обнаруживается или выражается слабо. Однако он усиливается при общении с незнакомцами, на публике, в критической ситуации. Невротическое заикание у взрослых и детей может носить эпизодический характер, но может принимать и стойкое течение. Сильный испуг, гнев или паника способны вызывать проблемы с речью у кого угодно, но если они присутствуют в жизни часто, это приводит к появлению постоянного заикания. Лечение логоневроза, как еще называют этот вид нарушений, проходит достаточно успешно.
  • Неврозоподобное заикание. В его основе лежат неврологические патологии, а развитие недуга происходит в раннем детском возрасте. Первые симптомы органического заикания диагностируются у малышей в возрасте 3-4 лет. Часто такие дети либо имеют врожденные дефекты органов, либо переносят серьезные травмы. Они отстают от сверстников в развитии, долго отказываются разговаривать, быстро утомляются. Долго запоминают слова и произносят их неправильно, часто обрывая речь в самом начале. Лечение заикания, связанного с патологиями, занимает длительное время.

Столкнувшись с подобной проблемой, следует понимать, что нарушение речи на нервной почве полностью исчезает после того, как будет устранен фактор, способствующий его развитию. Нарушение речи неврозоподобной природы более стойкие, и могут беспокоить человека долгие годы, оставаясь для него серьезной проблемой уже во взрослом возрасте. Успешно вылечить данное нарушение, независимо от его происхождения, помогает правильно поставленный диагноз.

Единой причины, которая бы вызывала заикание, не существует. На развитие этого расстройства могут влиять сразу несколько факторов. Степень вероятности того, разовьется нарушение речи или нет, зависит, например, от пола человека — мужчины страдают им чаще, чем женщины.

У детей нарушение речи могут спровоцировать сильный испуг или волнение. Испытав стресс, малыши начнут заикаться или вообще перестанут говорить. В ряде случаев такое расстройство через некоторое время проходит и не оставляет следа, в остальных – может сопровождать человека и во взрослой жизни. Неправильное воспитание авторитарными родителями, которые нередко кричат и наказывают ребенка, также может стать причиной развития у него нарушений речи.

Пример взрослых может стать еще одним фактором, приведшим к детскому заиканию. Если в семье есть заика, ребенок может научиться говорить точно также и считать такое произношение правильным. Вероятность развития дефектов речи у таких детей еще более усиливается по причине генетической предрасположенности к этому типу расстройств.

Заикание у детей может иметь и физиологические причины. Поводом к развитию заболевания могут стать врожденные патологии нервной системы, физические травмы головы, кислородное голодание мозга во время родов.

Расстройством речи могут страдать закомплексованные и неуверенные в себе подростки, у них заикание может спровоцировать неумение общаться с людьми, необходимость вступать с ними в контакт, заводить дружеские отношения.

У взрослых причиной может стать психологическая травма, перенесенные ими в разные периоды жизни, сильные или продолжительные стрессы, неприятности в семье или на работе, негативные события, оставившие глубокий след в душе.

Состояние нервной системы человека также не в последнюю очередь влияет на развитие заикания. У людей с неустойчивой, лабильной психикой, излишне эмоциональных и впечатлительных, любые психологические расстройства, в том числе и это, развиваются намного чаще, чем у людей с сильным и уравновешенным типом нервной системы.

Отличной почвой для развития заикания могут являться и некоторые фобии, например, социофобия. Подверженные ей люди могут заикаться, если вынуждены будут выступать на публике, работать в многочисленном коллективе или вести деятельность, связанную с необходимостью общаться с большим количеством людей.

Как бы то ни было, заикание можно вылечить, если обратиться к квалифицированному врачу, и чем раньше это сделать, тем лечение будет успешнее.

Лечение заикания у детей и взрослых всегда подразумевает индивидуальный подход к каждому пациенту. Поскольку причины возникновения проблем с произношением и речью у каждого будут своими, то и метод борьбы необходимо выбирать персонально. Кроме того, необходимо учитывать психологическое состояние больного, степень тяжести патологии, возможность коррекции произношения тем или другим способом.

Лечением часто занимаются сразу несколько специалистов. Человеку может понадобиться помощь нервопатолога, логопеда, психолога, психотерапевта. При наличии в анамнезе травм – необходимо заключение вибротолога. Наиболее эффективным является комплексное лечение.

К нему относится при необходимости прием медикаментов, в частности успокаивающих нервную систему препаратов, а также настоев трав подобного действия. Такое способ помогает человеку быстрее успокоиться, не поддаваться страху и панике, расслабиться. Это в свою очередь снижает напряжение и уменьшает частоту заикания.

Хороший эффект также оказывает физиотерапия, курсы массажа, иглоукалывание, гипнотические практики. Для избавления от заикания используют миотерапию, специальные дыхательные упражнения и программы для тренировки дикции. Работа с логопедом позволяет вернуть произношение в норму, как у взрослых, так и у детей.

В лечении заикания большую роль играет спокойная обстановка дома и на работе, умение человека расслабляться и снимать напряжение. Если такая проблема есть у детей, взрослые должны обеспечить им максимально комфортные условия. Не нужно пытаться еще сильнее давить на психику малыша или подростка, указывая на их недостатки. Стоит проявить терпение и выдержку и не акцентировать на этом внимание. Нарушение речи удастся вылечить намного быстрее, если ребенок будет чувствовать понимание взрослых.

Поскольку частыми причинами являются личные комплексы, излишняя впечатлительность, или более глубокие психологические проблемы, очень важным в лечении является помощь психолога или психотерапевта. Такие консультации позволяют не только правильно установить обстоятельства, которые привели к заиканию, но способствуют проработке пациентом всей ситуации.

Человек учится контролировать свои страхи и переживания, правильно относиться к жизни. После курсов такой терапии у него повышается самооценка и коммуникативные способности. Он меньше испытывает волнение при разговоре и правильно выражает свои мысли. После устранения причин расстройство проходит самостоятельно.

Если вы страдаете нарушением речи, но хотите разговаривать правильно, помочь вам в этом может психолог-психотерапевт Ираклий Пожариский, который поможет найти причины вашей проблемы и ликвидировать ее быстро и эффективно.

источник