Меню Рубрики

Заикание ребенок повторяет окончания слов

Рождается малыш, сначала он только спит и ест, потом улыбается и гулит. Первая улыбка, первые шаги, первые слова. И вдруг в возрасте примерно 2,5 года на фоне полного благополучия родители замечают, что ребенок повторяет окончание слова несколько раз. Что делать? Стоит ли сразу бить тревогу? К кому обращаться за помощью?

Человеческий мозг — очень сложная и многоуровневая структура. Все малыши рождаются с незрелой нервной системой, процессы торможения сильно отстают от процессов возбуждения, и ЦНС окончательно дозреет лишь к 5-6 годам.

Замечали ли вы когда-нибудь, что перевозбудившегося малыша абсолютно любого возраста очень сложно уложить в постель?

Груднички трут глазки, зевают, плачут, вроде даже засыпают и снова начинают плакать. Дети постарше кричат и прыгают по кровати, могут плакать, закатывать истерики, зовут родителей несколько раз с незначительными просьбами, вдруг пугаются и кричат, но не могут уснуть. Причина здесь та же, что и у логоневроза. Это незрелость центральной нервной системы.

Логоневроз — это знакомое всем нам заикание. В мировой практике до сих пор не доказана ни одна из теорий механизма заикания. Большинство ученых сходятся на мысли, что виной всему перевозбуждение центра Брока в головном мозге.

Период активного развития речи — это время колоссальной нагрузки на мозг и центральную нервную систему. Так как у детей ЦНС и так находится в недостаточно стабильном состоянии, дополнительная нагрузка может привести к системным сбоям, одним из которых является логоневроз.

Перевозбуждение из центра Брока распространяется на участки коры головного мозга, отвечающие за движение, это, в свою очередь, вызывает спазм лицевых мышц, и ребенок заикается.

Как только перевозбуждение спадает, кора приходит в стабильное состояние и речь нормализуется. Логоневроз бывает разных типов — один ребенок повторяет окончание слова несколько раз, другой заикается на согласных, третий не может начать фразу.

Заикание, как правило, развивается у детей дошкольного возраста. Большинство пациентов логопедов, психологов и неврологов с подобным диагнозом — дети 3-4 лет. Именно в этом возрасте большинство родителей замечают, что ребенок повторяет окончание слова несколько раз. Иногда малыш заикается не на окончании, а повторяет первый или один из средних слогов.

Следует отметить, что возникновение заикания в подростковом и взрослом возрасте практически не встречается. Людей, получивших подобное расстройство, лишь 3 % от общего количества заболевших. Из них абсолютное большинство получило логоневроз благодаря тяжелейшей психологической травме.

Логоневроз достаточно хорошо поддается коррекции, поэтому при первых же признаках заболевания следует показать ребенка педиатру. Тот, в свою очередь, назначит диагностику у профильных специалистов — невролога, психолога и логопеда, чтобы определить природу расстройства и дальнейшую тактику лечения.

Всемирной организацией здравоохранения была разработана и принята 10-я Международная классификация болезней — это общепринятая типология медицинских диагнозов (далее — МКБ-10). Согласно МКБ-10 логоневроз относится к эмоциональным расстройствам поведения, которые начинаются в детском и подростковом возрасте, и имеет код F98.5.

По клиническим признаком логоневрозы разделяются на две большие группы — невротический и неврозоподобный. Определить тип заболевания самостоятельно невозможно.

Подобный тип расстройства возникает в результате стрессовой ситуации, с которой ребенок не может справиться. Компенсаторные возможности детской психики огромны, но на безграничны. Узнать, какая конкретная ситуация выбьет вашего ребенка из колеи, практически невозможно. Одни дети с удовольствием ходят в комнаты страха, пропускают мимо ушей замечания родителей и смело шагают в процедурный кабинет. Другие не спят ночь, увидев в книжке Бабу-ягу, бьются в истерике у дверей стоматолога и замыкаются в себе в ответ на короткое замечание родителя.

Мы не можем изолировать ребенка от внешнего стресса — агрессивно настроенных одноклассников, суровой тети-врача или игрушки-зомби, смотрящей с витрины магазина в канун Хеллоуина. Но мы можем создать благожелательную и открытую обстановку дома. У малыша должно быть безопасное место, где он может выговорить и выплакать свои горести и беды. Не ругайте своих детей за малейшие шалости и оплошности — лучше выслушать версию провинившегося и обсудить, что ребенок сделал неправильно и как этого избежать в будущем.

Еще одним фактором, провоцирующим появление невротического заикания, является раннее изучение иностранных языков. Интересно, что дети, изначально растущие в билингвальной среде, практически не сталкиваются с расстройством по этому типу. Зато у тех, кто в возрасте активного формирования речи резко сталкивается с необходимостью учить второй язык, часто наблюдаются многократные повторения окончаний слов. И фактор стресса в этом случае играет не последнюю роль.

В отличие от первого типа расстройства, который происходит на фоне психологической травмы или стресса и не затрагивает собственно структур головного мозга, неврозоподобное заикание является лишь симптомом, в то время как источник проблемы находится в поврежденном участке коры.

Причина неврозоподобного заикания обычно кроется в тяжело протекавшей беременности и родовых травмах. Во время внутриутробной гипоксии очень часто повреждается часть головного мозга, ответственная за речь.

Проблема становится заметной к трем годам, когда ребенок начинает говорить предложениями. Периоды заикания сменяются временем чистой речи. Заболевание протекает волнообразно, причем фазы без заиканий становятся короче и короче и в конце концов совсем исчезают.

Итак, родители заметили, что ребенок повторяет окончание слова несколько раз. К какому врачу обращаться? Если проблема пока только в окончаниях, а малыш не достиг возраста двух лет, возможно, он не страдает от логоневроза, а всего лишь отрабатывает произношение отдельных звуков и слов. Проблему патологического заикания легко может заметить мать или любой другой взрослый, ухаживающий за ребенком. При заикании можно заметить спазм лицевых мышц, которые не дают ребенку закончить слово или фразу.

При возникновении любых речевых проблем ребенка обязательно следует показать специалисту — чем раньше будет начато лечение, тем больше вероятность, что он полностью избавится от проблемы.

Диагностика потребует прохождения обследований у ряда специалистов — педиатра, невролога, психолога и логопеда. Возможно, придется провести ЭЭГ, если заболевание протекает остро и есть подозрение на неврозоподобное заикание.

Логоневроз требует трудоемкого, длительного лечения у ряда специалистов (прием успокоительных препаратов, практически ежедневные занятия с логопедом, терапия у детского психолога или психоневролога).

На сегодняшний день существует множество различных методик лечения логоневроза у детей, каждая из которых в отдельности или в сочетании с другими видами терапии дает стойкий и видимый результат.

Ведь то, что ребенок повторяет окончание слова несколько раз, — это лишь верхушка айсберга. Первопричина же лежит намного глубже — в травмирующем воспоминании, постоянно подавляемых тяжелых эмоциях или органическом поражении отдела мозга. И первое, и второе, и в особенности третье требуют работы и наблюдения профильного специалиста.

Многие родители жалуются, что лечение проводится в полном объеме, а облегчения не наступает. Ребенок как заикался, так и заикается. Родители теряют терпение, злятся, подозревают малыша в обмане. Ребенок, в свою очередь, нервничает, логоневроз обостряется, и вместо эффективной терапии получается хождение по замкнутому кругу.

Родителям малыша с логоневрозом следует помнить, что даже самая современная методика лечения и препараты не помогут, если дома будет сохраняться травмирующая обстановка. Поэтому специалисты рекомендуют организовать охранный режим, который включает несколько мероприятий:

  1. Доверительная и спокойная обстановка. Чем увереннее чувствует себя малыш, тем чище его речь.
  2. Четкий режим дня. Своевременное укладывание в постель поможет избежать переутомления и снять нагрузку с ЦНС.
  3. Ограничение или полный запрет на использование гаджетов и просмотр медиапрограмм. У ребенка с логоневрозом возбуждение ЦНС и так преобладает над торможением, нельзя перегружать мозг и нервную систему дополнительными стимулами.
  4. Упор на развитие мелкой моторики и игры в одиночестве.

Абсолютное большинство детей не заикаются, когда играют сами с собой, это укрепляет их уверенность в себе и снимает возможную нервозность при общении со сверстниками. Мелкая моторика неразрывно связана с речевым развитием. Оба момента очень важны в терапии логоневроза.

В статье мы подробно выяснили, что такое логоневроз у детей. Это заикание той или иной природы развития, которое необходимо лечить строго под наблюдением специалиста. При своевременном начале лечения прогноз благоприятный.

источник

Практически все слышали о такой распространенной проблеме, как заикание. Но порой ребенок повторяет окончания слов лишь иногда, а в целом, говорит правильно и четко. Одни родители считают это баловством, другие — незамедлительно обращаются к логопеду. Является ли повторение окончания слов патологией и к какому врачу лучше записать ребенка, расскажем далее.

Специалисты называют состояние, при котором ребенок или взрослый повторяет окончания слов, логоневрозом. Это системное нарушение практически не связано с речевым аппаратом, как это может показаться на первый взгляд.

Основная причина патологии кроется в расстройстве функционирования нервной системы.

Дети с логоневрозом в обычной ситуации прекрасно произносят все звуки, а при возникновении стресса перестают это делать нормальным образом.

  • имеющиеся психические заболевания, например, неврастения или шизофрения;
  • перенесенные травмы головного мозга;
  • наследственная предрасположенность;
  • особенности характера. Чаще всего повторяют окончания слов нервные, мнительные, склонные к тревожности персоны;
  • заболевания, в том числе инфекционные, поражающие головной мозг — инсульты, опухоли, менингит и прочие;
  • другие имеющиеся нарушения развития речевого аппарата: алалия, дислалия и прочие;
  • перенесенные психологические травмы или сильный стресс;
  • страх речи. Обычно подобное встречается у детей, которые пережили неудачное выступление на публике;
  • нервное и физическое переутомление. Чаще всего возникает у тех детей, которые паралельно с занятиями в школе получают дополнительное образование (спортивные и творческие секции);
  • неблагоприятная психологическая обстановка в семье или в учебном заведении. В первом случае провокатором логоневроза чаще всего становятся скандалы между родителями, слишком строгое воспитание, завышенные требования к ребенку. Во втором — конфликты со сверстниками.

В редких случаях к возникновению проблем с речью приводит чрезмерное усердие родителей, которые буквально с года тренируют малыша с помощью разных методик, желая, чтобы он освоил сразу несколько иностранных языков или начал учить стихи.

Диагноз логоневроз ставится при значительном проявлении симптомов, при этом заиканию практически всегда сопутствует напряжение, страх и тревога перед тем как произнести речь.

Специалисты выделяют три основных вида патологии:

  1. Тонический вид. Ребенок часто делает паузы в речи. Звуки или целые слоги произносит долго, как будто растягивая.
  2. Клонический. При таком типе логоневроза больной повторяет звуки или слоги по несколько раз.
  3. Смешанный тип. Имеет признаки тонического и клонического, одновременно.

Несколько важных фактов о логоневрозе:

  • в отличие от заикания, которое присутствует постоянно, повторение или растягивание слогов и звуков беспокоит ребенка лишь иногда, как правило, в момент эмоционального перенапряжения;
  • пик возникновения расстройства приходится на возраст 3-8 лет. В редких случаях им могут страдать и взрослые;
  • если патологией не заняться вовремя, она может многократно усугубиться. То есть, невроз, возникающий в определенные периоды, станет постоянным.

Часто нарушение сопровождается наличием дополнительных симптомов. Их делят на три группы:

  1. Дыхательные нарушения: периодически возникающее чувство нехватки воздуха, спазмы, перехватывающие горло.
  2. Невротические признаки. К ним относят: страхи, тревожность, низкая самооценка, плохой сон и аппетит.
  3. Сопутствующие симптомы: тики, тремор, спазмы речевых мышц, моргание.

Мальчики страдают логоневрозом в три раза чаще, чем девочки.

Если ребенок повторяет окончания слов, нельзя относиться к подобному, как к баловству. Ругать и считать это преднамеренным кривлянием — неправильно. Необходимо посетить специалиста, который поможет разобраться в причинах сложившегося состояния, а также найдет пути решения проблемы.

К какому врачу обратиться, зависит от того, что вызвало патологию. Обычно это:

  1. Логопед. Он поможет ребенку в формировании четкой и грамотной артикуляции всех звуков, освоении техники правильного дыхания и владения собственным голосом, а также речевым аппаратом, в целом.
  2. Психотерапевт. Если имеет место травмирующая ситуация, либо ребенок перенес какой-то стресс ранее, доктор, применяя современные методики, поможет избавиться от последствий подобного события.
  3. Невролог. Задача этого специалиста — подбор медикаментов. Наиболее часто назначаются седативные и спазмолитические препараты, а также лекарства, улучшающие мозговое кровообращение.

В дополнение необходимо: нормализовать режим труда и отдыха ребенка, снизить общий уровень стресса, освоить лечебную физкультуру и специальную дыхательную гимнастику, принимать успокаивающие отвары и настои трав.

Иногда, чтобы разобраться в ситуации, сложившейся в семье, к психологу приходится обращаться не только страдающему от речевого расстройства, но и его близким.

Логоневроз — серьезное системное нарушение, часто затрагивающее сразу несколько органов. Подход к его лечению должен быть грамотным и комплексным. Как правило, ребенку требуется не только общение с психологом, но и прием медикаментов. Кроме того, многое зависит от ситуации в семье и в коллективе сверстников.

источник

Практически все слышали о такой распространенной проблеме, как заикание. Но порой ребенок повторяет окончания слов лишь иногда, а в целом, говорит правильно и четко.

Одни родители считают это баловством, другие — незамедлительно обращаются к логопеду. Является ли повторение окончания слов патологией и к какому врачу лучше записать ребенка, расскажем далее.

Специалисты называют состояние, при котором ребенок или взрослый повторяет окончания слов, логоневрозом. Это системное нарушение практически не связано с речевым аппаратом, как это может показаться на первый взгляд.

Основная причина патологии кроется в расстройстве функционирования нервной системы. Дети с логоневрозом в обычной ситуации прекрасно произносят все звуки, а при возникновении стресса перестают это делать нормальным образом.

Почему происходит повторение окончаний слов:

  • имеющиеся психические заболевания, например, неврастения или шизофрения;
  • перенесенные травмы головного мозга;
  • наследственная предрасположенность;
  • особенности характера. Чаще всего повторяют окончания слов нервные, мнительные, склонные к тревожности персоны;
  • заболевания, в том числе инфекционные, поражающие головной мозг — инсульты, опухоли, менингит и прочие;
  • другие имеющиеся нарушения развития речевого аппарата: алалия, дислалия и прочие;
  • перенесенные психологические травмы или сильный стресс;
  • страх речи. Обычно подобное встречается у детей, которые пережили неудачное выступление на публике;
  • нервное и физическое переутомление. Чаще всего возникает у тех детей, которые паралельно с занятиями в школе получают дополнительное образование (спортивные и творческие секции);
  • неблагоприятная психологическая обстановка в семье или в учебном заведении. В первом случае провокатором логоневроза чаще всего становятся скандалы между родителями, слишком строгое воспитание, завышенные требования к ребенку. Во втором — конфликты со сверстниками.

В редких случаях к возникновению проблем с речью приводит чрезмерное усердие родителей, которые буквально с года тренируют малыша с помощью разных методик, желая, чтобы он освоил сразу несколько иностранных языков или начал учить стихи.

Специалисты выделяют три основных вида патологии:

  1. тонический вид. Ребенок часто делает паузы в речи. Звуки или целые слоги произносит долго, как будто растягивая;
  2. клонический. При таком типе логоневроза больной повторяет звуки или слоги по несколько раз;
  3. смешанный тип. Имеет признаки тонического и клонического, одновременно.

Несколько важных фактов о логоневрозе:

  • в отличие от заикания, которое присутствует постоянно, повторение или растягивание слогов и звуков беспокоит ребенка лишь иногда, как правило, в момент эмоционального перенапряжения;
  • пик возникновения расстройства приходится на возраст 3-8 лет. В редких случаях им могут страдать и взрослые;
  • если патологией не заняться вовремя, она может многократно усугубиться. То есть, невроз, возникающий в определенные периоды, станет постоянным.

Часто нарушение сопровождается наличием дополнительных симптомов, их делят на три группы:

  1. дыхательные нарушения: периодически возникающее чувство нехватки воздуха, спазмы, перехватывающие горло;
  2. невротические признаки. К ним относят: страхи, тревожность, низкая самооценка, плохой сон и аппетит;
  3. сопутствующие симптомы: тики, тремор, спазмы речевых мышц, моргание.
Читайте также:  Какие лекарство поможет при заикании

Если ребенок повторяет окончания слов, нельзя относиться к подобному, как к баловству. Ругать и считать это преднамеренным кривлянием — неправильно. Необходимо посетить специалиста, который поможет разобраться в причинах сложившегося состояния, а также найдет пути решения проблемы.

К какому врачу обратиться, зависит от того, что вызвало патологию, обычно это:

  1. логопед. Он поможет ребенку в формировании четкой и грамотной артикуляции всех звуков, освоении техники правильного дыхания и владения собственным голосом, а также речевым аппаратом, в целом;
  2. психотерапевт. Если имеет место травмирующая ситуация, либо ребенок перенес какой-то стресс ранее, доктор, применяя современные методики, поможет избавиться от последствий подобного события;
  3. невролог. Задача этого специалиста — подбор медикаментов. Наиболее часто назначаются седативные и спазмолитические препараты, а также лекарства, улучшающие мозговое кровообращение.

В дополнение необходимо: нормализовать режим труда и отдыха ребенка, снизить общий уровень стресса, освоить лечебную физкультуру и специальную дыхательную гимнастику, принимать успокаивающие отвары и настои трав.

О причинах и лечении логоневроза в видео:

Логоневроз — серьезное системное нарушение, часто затрагивающее сразу несколько органов. Подход к его лечению должен быть грамотным и комплексным. Как правило, ребенку требуется не только общение с психологом, но и прием медикаментов. Кроме того, многое зависит от ситуации в семье и в коллективе сверстников.

источник

Рождается малыш, сначала он только спит и ест, потом улыбается и гулит. Первая улыбка, первые шаги, первые слова. И вдруг в возрасте примерно 2,5 года на фоне полного благополучия родители замечают, что ребенок повторяет окончание слова несколько раз. Что делать? Стоит ли сразу бить тревогу? К кому обращаться за помощью?

Человеческий мозг — очень сложная и многоуровневая структура. Все малыши рождаются с незрелой нервной системой, процессы торможения сильно отстают от процессов возбуждения, и ЦНС окончательно дозреет лишь к 5-6 годам.

Замечали ли вы когда-нибудь, что перевозбудившегося малыша абсолютно любого возраста очень сложно уложить в постель?

Груднички трут глазки, зевают, плачут, вроде даже засыпают и снова начинают плакать. Дети постарше кричат и прыгают по кровати, могут плакать, закатывать истерики, зовут родителей несколько раз с незначительными просьбами, вдруг пугаются и кричат, но не могут уснуть. Причина здесь та же, что и у логоневроза. Это незрелость центральной нервной системы.

Логоневроз — это знакомое всем нам заикание. В мировой практике до сих пор не доказана ни одна из теорий механизма заикания. Большинство ученых сходятся на мысли, что виной всему перевозбуждение центра Брока в головном мозге.

Период активного развития речи — это время колоссальной нагрузки на мозг и центральную нервную систему. Так как у детей ЦНС и так находится в недостаточно стабильном состоянии, дополнительная нагрузка может привести к системным сбоям, одним из которых является логоневроз.

Перевозбуждение из центра Брока распространяется на участки коры головного мозга, отвечающие за движение, это, в свою очередь, вызывает спазм лицевых мышц, и ребенок заикается.

Как только перевозбуждение спадает, кора приходит в стабильное состояние и речь нормализуется. Логоневроз бывает разных типов — один ребенок повторяет окончание слова несколько раз, другой заикается на согласных, третий не может начать фразу.

Заикание, как правило, развивается у детей дошкольного возраста. Большинство пациентов логопедов, психологов и неврологов с подобным диагнозом — дети 3-4 лет. Именно в этом возрасте большинство родителей замечают, что ребенок повторяет окончание слова несколько раз. Иногда малыш заикается не на окончании, а повторяет первый или один из средних слогов.

Следует отметить, что возникновение заикания в подростковом и взрослом возрасте практически не встречается. Людей, получивших подобное расстройство, лишь 3 % от общего количества заболевших. Из них абсолютное большинство получило логоневроз благодаря тяжелейшей психологической травме.

Логоневроз достаточно хорошо поддается коррекции, поэтому при первых же признаках заболевания следует показать ребенка педиатру. Тот, в свою очередь, назначит диагностику у профильных специалистов — невролога, психолога и логопеда, чтобы определить природу расстройства и дальнейшую тактику лечения.

Всемирной организацией здравоохранения была разработана и принята 10-я Международная классификация болезней — это общепринятая типология медицинских диагнозов (далее — МКБ-10). Согласно МКБ-10 логоневроз относится к эмоциональным расстройствам поведения, которые начинаются в детском и подростковом возрасте, и имеет код F98.5.

По клиническим признаком логоневрозы разделяются на две большие группы — невротический и неврозоподобный. Определить тип заболевания самостоятельно невозможно.

Подобный тип расстройства возникает в результате стрессовой ситуации, с которой ребенок не может справиться. Компенсаторные возможности детской психики огромны, но на безграничны. Узнать, какая конкретная ситуация выбьет вашего ребенка из колеи, практически невозможно. Одни дети с удовольствием ходят в комнаты страха, пропускают мимо ушей замечания родителей и смело шагают в процедурный кабинет. Другие не спят ночь, увидев в книжке Бабу-ягу, бьются в истерике у дверей стоматолога и замыкаются в себе в ответ на короткое замечание родителя.

Мы не можем изолировать ребенка от внешнего стресса — агрессивно настроенных одноклассников, суровой тети-врача или игрушки-зомби, смотрящей с витрины магазина в канун Хеллоуина. Но мы можем создать благожелательную и открытую обстановку дома. У малыша должно быть безопасное место, где он может выговорить и выплакать свои горести и беды. Не ругайте своих детей за малейшие шалости и оплошности — лучше выслушать версию провинившегося и обсудить, что ребенок сделал неправильно и как этого избежать в будущем.

Еще одним фактором, провоцирующим появление невротического заикания, является раннее изучение иностранных языков. Интересно, что дети, изначально растущие в билингвальной среде, практически не сталкиваются с расстройством по этому типу. Зато у тех, кто в возрасте активного формирования речи резко сталкивается с необходимостью учить второй язык, часто наблюдаются многократные повторения окончаний слов. И фактор стресса в этом случае играет не последнюю роль.

В отличие от первого типа расстройства, который происходит на фоне психологической травмы или стресса и не затрагивает собственно структур головного мозга, неврозоподобное заикание является лишь симптомом, в то время как источник проблемы находится в поврежденном участке коры.

Причина неврозоподобного заикания обычно кроется в тяжело протекавшей беременности и родовых травмах. Во время внутриутробной гипоксии очень часто повреждается часть головного мозга, ответственная за речь.

Проблема становится заметной к трем годам, когда ребенок начинает говорить предложениями. Периоды заикания сменяются временем чистой речи. Заболевание протекает волнообразно, причем фазы без заиканий становятся короче и короче и в конце концов совсем исчезают.

Итак, родители заметили, что ребенок повторяет окончание слова несколько раз. К какому врачу обращаться? Если проблема пока только в окончаниях, а малыш не достиг возраста двух лет, возможно, он не страдает от логоневроза, а всего лишь отрабатывает произношение отдельных звуков и слов. Проблему патологического заикания легко может заметить мать или любой другой взрослый, ухаживающий за ребенком. При заикании можно заметить спазм лицевых мышц, которые не дают ребенку закончить слово или фразу.

При возникновении любых речевых проблем ребенка обязательно следует показать специалисту — чем раньше будет начато лечение, тем больше вероятность, что он полностью избавится от проблемы.

Диагностика потребует прохождения обследований у ряда специалистов — педиатра, невролога, психолога и логопеда. Возможно, придется провести ЭЭГ, если заболевание протекает остро и есть подозрение на неврозоподобное заикание.

Логоневроз требует трудоемкого, длительного лечения у ряда специалистов (прием успокоительных препаратов, практически ежедневные занятия с логопедом, терапия у детского психолога или психоневролога).

На сегодняшний день существует множество различных методик лечения логоневроза у детей, каждая из которых в отдельности или в сочетании с другими видами терапии дает стойкий и видимый результат.

Ведь то, что ребенок повторяет окончание слова несколько раз, — это лишь верхушка айсберга. Первопричина же лежит намного глубже — в травмирующем воспоминании, постоянно подавляемых тяжелых эмоциях или органическом поражении отдела мозга. И первое, и второе, и в особенности третье требуют работы и наблюдения профильного специалиста.

Многие родители жалуются, что лечение проводится в полном объеме, а облегчения не наступает. Ребенок как заикался, так и заикается. Родители теряют терпение, злятся, подозревают малыша в обмане. Ребенок, в свою очередь, нервничает, логоневроз обостряется, и вместо эффективной терапии получается хождение по замкнутому кругу.

Родителям малыша с логоневрозом следует помнить, что даже самая современная методика лечения и препараты не помогут, если дома будет сохраняться травмирующая обстановка. Поэтому специалисты рекомендуют организовать охранный режим, который включает несколько мероприятий:

  1. Доверительная и спокойная обстановка. Чем увереннее чувствует себя малыш, тем чище его речь.
  2. Четкий режим дня. Своевременное укладывание в постель поможет избежать переутомления и снять нагрузку с ЦНС.
  3. Ограничение или полный запрет на использование гаджетов и просмотр медиапрограмм. У ребенка с логоневрозом возбуждение ЦНС и так преобладает над торможением, нельзя перегружать мозг и нервную систему дополнительными стимулами.
  4. Упор на развитие мелкой моторики и игры в одиночестве.

Абсолютное большинство детей не заикаются, когда играют сами с собой, это укрепляет их уверенность в себе и снимает возможную нервозность при общении со сверстниками. Мелкая моторика неразрывно связана с речевым развитием. Оба момента очень важны в терапии логоневроза.

В статье мы подробно выяснили, что такое логоневроз у детей. Это заикание той или иной природы развития, которое необходимо лечить строго под наблюдением специалиста. При своевременном начале лечения прогноз благоприятный.

источник

1) Почему возникает заикание?

В большинстве случаев заикание наблюдается у нервно ослабленных детей. Оно может возникнуть после перенесенного испуга, в результате неправильного воспитания, когда родители от чрезмерной ласки переходят к грубому обращению с ребенком, не соблюдают необходимого для ребенка распорядка дня, перегружают его чтением книжек, заставляют повторять сложные слова, фразы, стихи в то время, когда это ребенку еще трудно, так как его речь не полностью сформирована.

Иногда родители сообщают детям сведения, не соответствующие их возрастному развитию. Например, четырех–пятилетний малыш в разговоре употребляет термины из специальности своего отца или матери. Родители в восторге от «учености» ребенка, но слова эти, несвойственные его возрасту, затрудняют ребенка и в результате могут привести к заиканию.

Кино, телевизор, детские спектакли, праздничные елки, чтение книг, большое количество игрушек – все это приводит к перенапряжению нервной системы ребенка и как итог – дефект речи.

Ослабление организма ребенка после перенесенной болезни (особенно после тяжелых детских болезней – кори, скарлатины, дифтерии, коклюша, дизентерии и др.) также может служить почвой для нарушения речи. Физические наказания, запугивание, резкие окрики, помещение ребенка в виде наказания в темную комнату могут для нервно ослабленного и впечатлительного ребенка послужить толчком к возникновению заикания.

Иногда заикание у ребенка является следствием подражания заикающейся речи кого-либо из окружающих.

Заикание бывает двух видов: клоническое и тоническое.

Заиканию детей обычно сопутствует резкое нарушение дыхания.

— Ребенок, перед тем как произнести слово, выдыхает воздух (утечка воздуха), а говорит в то время, когда вдыхает – речь на вдохе. При клоническом заикании ребенок повторяет по нескольку раз один тот же начальный слог или звук: ма-ма-ма-машина, п-п-п-петушок, а иногда, перед тем как произнести слово, повторяет какой-нибудь гласный звук, например: а-а-а-а-а-апельсин, и-и-и-и-игрушка. Клонический вид заикания обычно встречается в первые месяцы речевого расстройства.

Тоническое заикание выражается в том, что ребенок делает длительные остановки и нажим на согласных и гласных звуках, например: п-равда, т-рамвай, й-я думаю, С-аша, А-нюта.

— Кроме того, бывает смешанный вид заикания, когда у ребенка наблюдаются клонические и тонические судороги, например: «Ма-ма-мама, й-я м-огу у-у-у-упасть!» При этом задержка на одном из звуков (м-огу) часто сопровождается настолько резким напряжением, что оно переходит в судорогу, а иногда даже один звук заменяется другим, например: М-биша (Миша), ребенок как бы захлебывается во время разговора;

— Речь ребенка сопровождается коротким, прерывистым, судорожным дыханием, вследствие чего слова, фразы резко разрываются на слоги – ребенок говорит, как при одышке.

— У ребенка перед началом речи появляется длительная задержка дыхания, и он никак не может начать говорить.

Помимо нарушения дыхания, при заикании может иметь место хрипота и частичная потеря голоса. Иногда голос пропадает совсем и ребенок говорит шепотом.

3) Можно ли исправить речь заикающегося ребенка?

В случае появления у ребенка заикания необходимо прежде всего обратиться в детскую поликлинику к врачу-неврологу. Он определит причину заикания, даст необходимое назначение для укрепления нервной системы ребенка, направит его к логопеду, который окажет ребенку практическую помощь или даст родителям указания, как можно помочь ему в условиях семьи.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы родители или окружающие обращали внимание ребенка на неправильность его речи, говорили при этом, что он заикается. С ребенком, начавшим заикаться, рекомендуется как можно меньше говорить. Не следует задавать ему вопросов, нужно говорить с ним спокойно, не торопясь, но не разбивая слова на слоги. Когда ребенок в видимом затруднении останавливается во время разговора или не может начать говорить, необходимо помогать ему, подсказывая нужные слова или напоминания, чтобы он не спешил, а говорил медленно.

Режим дня должен быть строго выдержан и построен таким образом, чтобы ребенок максимальное время проводил на воздухе. Кроме того, дневной сон должен длиться не менее 2-х часов, а ночной – 10–11 часов (в зависимости от возраста). Будить ребенка не рекомендуется. Желательно по утрам делать обтирание, а на ночь – теплый душ.

Питание четырех-пятикратное, полноценное, с большим количеством витаминов и обязательно в определенные часы.

Режим дня, водные процедуры, питание следует согласовывать с врачом, наблюдающим данного ребенка.

Рекомендуется следить, чтобы ребенок по возможности не находился в шумном, неорганизованном детском обществе, которое может вызвать у ребенка резкое возбуждение, что в свою очередь обычно содействует ухудшению речи; необходимо избегать волнующих ребенка впечатлений (театр, цирк, гости, телевизор, страшные рассказы на ночь, ссоры в присутствии ребенка и т. п.)

В семье, где имеется заикающийся ребенок, следует установить речевой режим. Члены семьи должны следить за тем, чтобы их речь была неторопливой, плавной, внятной. Слыша вокруг себя правильную речь, заикающийся ребенок невольно будет подражать ей, и заикание постепенно будет ослабевать, а в некоторых случаях может даже полностью исчезнуть.

Задача родителей состоит в том, чтобы освободить речь заикающегося ребенка от напряжения, сделать ее свободной, плавной, ритмичной. Для этого, кроме соблюдения в семье речевого режима, следует ежедневно в течение 20–30 минут проводить с ребенком специальные упражнения по снятию тонуса, развитию речевого дыхания, координации слова и движения, игровые упражнения для развития голоса.

Упражнения по снятию тонуса состоят в выполнении детьми расслабляющих движений. Например, малышам предлагают помахать руками, как при прощании, как птички крылышками, встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг воды, или «окунуть» руки в краски и «разбрызгивать» их в разные стороны, при этом называя цвета и т. д.

Читайте также:  Какие лекарства помогают при заикании

При проведении упражнений по развитию речевого дыхания используются следующие игровые приемы: потушить свечу (подуть вместо свечи на указательный палец руки), сдуть с руки ватку, подуть на одуванчик, на «озябшие» руки, произнося при этом шепотом ф-ф-ф.

Упражнения по развитию голоса строятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях: гудку паровоза, вою ветра, волка – у-у-у, жужжанию пчелы, мухи, жука – ж-ж-ж, шипению гуся – ш-ш-ш и др.

Необходимость занятий по развитию у заикающихся детей голоса и правильного речевого дыхания обусловлена тем, что они часто боятся звука собственного голоса, говорят тихо, неуверенно, и это еще усиливает дефект их речи.

Подвижные игры, в процессе которых координируют слово с движением, интересны детям, потому что сопровождение текста игр сопровождается хлопками, ударами и подбрасываниями мяча, движениями рук, ног, прыжками и т. д. сопровождение текста движениями сдерживает торопливую речь ребенка и вместе с тем отвлекает его от болезненного внимания к своей речи.

Развитию у ребенка плавной, спокойной речи способствует сопряженное и отраженное чтение коротких стихотворений, рассказов, сказок, ответы на вопросы по прочитанному, а также рассказы по картинкам.

При сопряженном чтении взрослый предлагает ребенку вместе прочитать сказку; сначала взрослый один четко медленно произносит фразу, затем повторяет ее вместе с ребенком. Фразы дают короткие, в два–три слова на один выдох. Когда этот вид чтения усвоен ребенком, можно переходить к отраженному чтению. При отраженном чтении фразу сначала произносит взрослый, а затем ребенок произносит ее самостоятельно.

Для отраженного чтения, а затем и для самостоятельного чтения наизусть, рекомендуется стихотворный материал, т. к. гладкий ритмичный текст стихов хорошо помогает заикающимся изживать торопливость, аритмичность речи. На первых порах следует давать короткие стихи в две, три строки.

При чтении стихотворений «под мяч» сначала делается бросок мяча на каждом слове. После того как ребенок будет свободно справляться с таким упражнением, можно перейти к чтению, при котором бросок мяча делается только в конце строки.

После отраженного чтение возможен переход к упражнениям в вопросно–ответной форме речи. Их можно проводить следующим образом: взрослый дает ребенку большие карты, как для игры в лото, а маленькие карты-накрывашки кладет стопкой на стол; потом берет из стопки картинку и спрашивает: «У тебя есть бабочка?» Ребенок отвечает: «У меня есть бабочка. Бабочка желтая» и т. д. С ребенком от пяти до семи лет игры проводятся по темам «Игрушки», «Домашние животные» и т. д.

 Во время разговора всегда смотри в лицо собеседнику. Это поможет тебе говорить смело и уверенно.

 Помни, что всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно, неторопливо.

 Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову, не делай лишних движений. Держись прямо, уверенно.

 Не спеши с ответом. Сначала проговори ответ про себя.

 Перед началом речи вдохни и сразу же начинай говорить.

 Говори на выдохе. Воздух расходуй в основном на гласные звуки.

 Гласные звуки произноси широко и громко.

 Не нажимай на согласные звуки. Произноси их легко, без напряжения.

 В каждом слове обязательно выделяй ударный гласный звук: произноси его громче и протяжнее остальных гласных.

 Короткие предложения, состоящие из 3–4-х слов, произноси на одном выдохе. Строго выдерживай паузы между предложениями.

 Длинные предложения дели на смысловые отрезки (3–4 слова), между которыми выдерживай паузу и делай новый вдох.

 Слова внутри короткого предложения и смыслового отрезка произноси слитно, цепляя одно слово за другое.

 Говори громко, четко, выразительно.

5) Как вести себя родителям с ребенком,
который начал заикаться

 Взять себя в руки и не паниковать.

 Попытаться разобраться в причинах дефекта.

 Создать дома спокойную обстановку.

 Не ссорится при ребенке и не конфликтовать.

 Оберегать от бурных эмоций, даже положительных (празднование дня рождения, посещение кукольного театра и т. д.).

 Исключить шумные игры и шумные детские компании.

 Уменьшить интеллектуальную нагрузку.

 Помочь избавиться от страхов.

 Выработать уверенность в себе.

 Найти правильную тактику воспитания.

 Не расходиться в методах воспитания с другими родственниками.

 При рождении второго ребенка уделять первенцу максимум внимания.

 Научить правильно общаться.

 Постараться не ломать его стереотипы.

 Повременить с оформлением в детский сад.

 Как можно реже ходить в гости.

 Не приглашать часто к себе гостей.

 Ослабить нервное напряжение.

 Любыми способами отвлекать его от речевого дефекта и не фиксировать внимание на нем.

 Не заставлять правильно повторять «невыговаривающиеся» слова.

 Говорить в присутствии ребенка медленно и тихо. Свести к минимуму беседы с ним.

 Повышать общую сопротивляемость его организма для профилактики различных заболеваний.

6) Как не надо вести себя родителям с ребенком,
который заикается

 Всем своим видом подчеркивать свое беспокойство.

 Акцентировать внимание на дефекте и в присутствии ребенка жалеть его.

 Заставлять по нескольку раз правильно выговаривать исковерканные слова.

 Передразнивать его, поправлять, постоянно вовлекать в беседы и разговоры.

 Ссориться, конфликтовать, пугать.

 Увеличивать интеллектуальную нагрузку,

 Постоянно ломать стереотипы.

 Помните, что сроки прекращения заикания во многом зависит от Вас.

источник

Мальчик, 4 года, примерно неделя, как стал повторять последние слоги в словах. Спокойно, с затиханием голоса, как эхо — «машина-на-на-а».
То говорит обычно, а то начинает это. Чаще повторяет последнее слово в фразе или монологе. Как будто, заполняет паузу, пока думает, что еще сказать. Но иногда и каждое слово так растягивает. Прошу сказать нормально — может сказать, а может продолжать так же растягивать. Мне кажется, что сам он этого не замечает.
Сначала я решила, что балуется, но он не перестает. К вечеру это усиливается.

Что это может быть? Заикание? Куда и к кому бежать проверяться? К логопеду или невропатологу? Или сразу к обоим?

Извините, что длинно. Копирую (очередной раз, т.к. тема регулярная) отрывок статья «Функциональное заикание»
Функциональное заикание — это очень частое явление, которое возникает у детей, как правило, в возрасте от 2 до 5 лет, в период становления речи. Разумеется, причины у Ф.З. всегда есть. Их может быть много, или несколько, или всего одна. Но все они сопряжены с повышенным эмоциональным фоном в состоянии ребенка на данном отрезке времени. Этот фон может быть как отрицательным, так и положительным. Поэтому Ф.З. очень часто возникает у эмоциональных или ранимых, чувствительных детей.
Основная причина возникновения функционального заикания состоит во временной несогласованности работы полушарий мозга; запинки, повторы и другие признаки начинающегося заикания являются следствием повышенного тонуса двигательного речевого центра. В большинстве случаев заикание усиливается при общении, при необходимости быстро реагировать на вопросы или желании ребенка побыстрее высказать свою мысль; оно часто пропадает при разговоре ребенка наедине с собой, или даже при выступлении на сцене.
Причиной заикания может являться насильственное угнетение «слабого» полушария мозга (например, при переучивании левши или амбидекстра).
Отличие функционального заикания от настоящего логоневроза состоит в том, что функциональное заикание связано с кратковременным дисбалансом в работе полушарий мозга и носит временный характер (хотя и может при неправильном подходе перерасти в логоневроз); наличие же устойчивого логоневроза обусловлено, как правило, генетическими патологиями в развитии мозга, логоневроз может возникнуть как сопутствующая проблема в результате других серьезных заболеваний.
Также причинами воникновения Ф.З. являются:
-неправильная речь окружающих взрослых (также неправильные способы общения с ребенком: перебивание, недослушивание, одномоментная речь нескольких взрослых, множество вопросов и пр.)
-стрессовая ситуация (как постоянная стрессовая ситуация, так и единичный случай или эпизод из жизни; стресс может быть и «положительно окрашенным» — например, поездка в Дисней-ленд)- в этом случае не стоит «добиваться истины», выяснять у ребенка «может, что-то произошло в детском саду?», «может, тебя кто-то испугал или обидел?» — подобные выяснения обстоятельств могут только усугубить ситуацию.
Самое главное: функциональное заикание проходит при своевременном и правильном — аккуратном — вмешательстве родителей. Если вы сразу начали предпринимать верные действия, то заикание пройдет через две недели — именно за этот срок обычно восстанавливается баланс в работе головного мозга. Если найти правильные подходы удалось не сразу, то на устранение Ф.З. может уйти от 3-4 недель до 3-4 месяцев. Иногда даже при полном бездействии со стороны родителей Ф.З. проходит «само». Но чаще — если ситуация, которая спровоцировала Ф.З. не исчезает, — Ф.З. закрепляется.

Что важно:
1. Понаблюдать и выявить ситуации, в которых заикание проявляется особо явно или усиливается — может быть, это какая-то повторяющаяся ситуация (например, заставляют есть суп) или появление какого-то человека (даже любимого!). Этого человека и ситуацию вместе с ним необходимо устранить из жизни ребенка как минимум на две недели.
2. Желательно так организовать общение, чтобы ребенок больше молчал, разговаривал по минимуму. Не задавайте ему сложных вопросов, пусть отвечает «да», «нет». Всегда выслушивайте его ответ, НЕ ПЕРЕБИВАЯ, и смотрите ему в лицо, когда разговариваете с ним.
3. Речь взрослого должна быть безукоризненной — четкой, ясной, достаточно громкой. Предложения должны быть короткими и понятными. Говорите МЕДЛЕННО.
4. Как минимум две недели нужно избегать различных зрелищ, повышенных эмоций, впечатлений, мультики — только такие, где мало разговаривают (и ни в коем случае не диснеевские «экшн»!), побольше музыки, рисования. Рисовать, кстати, хорошо одновременно двумя руками6 даете ребенку фломастеры в обе руки и пусть рисует симметричные узоры, бабочек, цветы и т.п. — это синхронизирует работу полушарий. А если делать это еще и под красивую музыку, то совсем хорошо.
5. Исключить игрушки с мигалками и сиренами.
6. Стоит ли говорить, что детей с признаками левшества и амбидекстрии ни в коем случае нельзя заставлять пользоваться правой рукой, или отчитывать за «леворукость». Ситуация угнетения более слабого полушария и блокировки доминантного еще больше увеличивает межполушарный дисбаланс, и результатом может явиться усилившееся заикание.

Часто функциональное заикание возникает у «продвинутых» в интеллектуальном плане детей, у детей с хорошо развитой (опережающей возрастные нормы) речью, у двуязычных детей. Т.е., если можно так выразиться, мышление опережает физиологические возможности ребенка, физиология как бы «не догоняет». Чтобы вернуть необходимый баланс в работе мозга, .
всю статью (и другие) можно прочитать на моем сайте — адрес в паспорте. Раздел «Статьи для родителей»

источник

Сообщение золотаюшка » 02 июл 2014, 12:59

Krista,
Программа «Скорая помощь» — это полное погружение ребенка в слушание послоговой речи. Все взрослые вокруг должны заговорить по слогам, пропевая гласные звуки в каждом слоге каждого слова в течение всего дня. На это время полностью исключается быстрая речь вокруг (телевизор, дет.площадка, походы в гости, в цирк и т.п.) Быстрая речь прохожих на улице не страшна, т.к. не обращена к ребенку. Естественно, ребенок не должен все это время посещать детский сад.
Если ребенок еще не осознает, что заикается, то нужно придумать любую причину («миф»), не называя заикание, чтобы как-то объяснить ему, почему вдруг все взрослые дома «запели». Например, так велел врач, чтобы у мамы не болела голова или так нужно, чтобы младшая сестренка быстрее научилась говорить и т.п. — любой «миф» подойдет. Если же ребенок уже осознал, что с его речью что-то не так, то можно сказать более прямо: «Так нужно говорить, чтобы победить «злючки-колючки» (так назовем запинки), которые мешают тебе говорить».

Процесс восстановления речи пойдет намного эффективнее, если ребенок будет не только слушать послоговую речь, но и сам заговорит так. Чтобы этого добиться, нужно использовать такие приемы:
• За быструю речь не ругать, чтобы не вызвать у ребенка реакцию негативизма.

• За медленную речь – хвалить и поощрять (заставлять говорить «песенкой» не нужно, а попросить можно и наградить чем-то нужно, если ребенок будет пытаться пропевать слова, как все взрослые дома).

• Несмотря на все эти меры первое время ребенок все еще будет заикаться, но с каждым днем заикание будет постепенно угасать (запинки будут становиться легче и их будет все меньше и меньше с каждым днем). На прорывающиеся запинки не нужно обращать внимание, не нужно просить ребенка: «Повтори», т.к. это ничего не дает ему для исправления заикания, но зато зафиксирует внимание на заикливой речи, что очень вредно.

• Нужно также стараться ограничить, на сколько это возможно, его речь, особенно»эмоциональное многоговорение», общаться коротко, по делу (вопрос – ответ). Если ребенок умеет сам играть молча – очень хорошо. Спокойные. молчаливые игры очень полезны ему.

• Чтобы побыстрее приучить ребенка к медленной речи, необходимо в момент речи использовать разные ритмы, помогающие говорить по слогам: хлопать в ладоши или плавно, как дирижер, жестикулировать рукой вправо-влево или постукивать по столу, по плечу и т.п. под каждый слог. Этот внешний ритм поможет «навязывать» ребенку послоговую речь, не даст ему убыстриться.

• Необходимо проговаривать хором по слогам вместе с ребенком знакомые сказки, стихи, отстукивая ритмы (как описано выше), чтобы попытаться обучить ребенка послоговой речи. Также можно «подключаться» к его собственной речи: спросили о чем-то и хором медленно отвечайте вместе с ним, ведь обычно мы можем предвидеть то, что хочет сказать малыш.

Перед тем, как начать использовать программу, взрослым нужно потренироваться самим говорить по слогам: почитать, побеседовать друг с другом, чтобы преодолеть психологический дискомфорт, привыкнуть к медленной речи, ведь послоговая речь — неестественная речь и сразу , без поготовки, так говорить не получится. На это достаточно потратить 1-2 часа вечером. Заниматься лучше всем вместе, чтобы исправлять друг друга и научиться не смущаться друг при друге,говоря такой необычной речью. Все взрослые члены семьи должны договориться исправлять друг друга в случаях убыстрения и не обижаться на замечания друг друга.
Взрослые должны говорить медленно в течение дня (от утра до вечера) не только с ребенком, но и друг с другом, если это происходит при ребенке. Другой вариант- это выйти в соседнюю комнату или говорить друг с другом тихим шепотом. Но самое главное правило: ребенок должен в течение длительного времени слышать только медленную речь.

Обычно через 1-3 недели таких мер заикание полностью исчезает, но после этого должен быть период закрепления. В каждом случае сроки периода закрепления индивидуальны и зависят от «стажа» заикания и степени фиксации на дефекте. Когда и период закрепления окончен, то нужно постепенно и осторожно вернуться к обычной жизни. Об этих моментах лучше посоветоваться со специалистами Центра.
Если ребенок возбужден, капризничает, устраивает истерики, плохо спит, то необходимо добавить курс успокоительных средств (в этом поможет врач).
Пугаться таких необычных мер не стоит. Большое количество детей избавились от заикания благодаря этой программе. Понимаем, что без специальной консультации сложно понять все нюансы программы, но, надеемся, что принцип Вам понятен. Надеемся также, что Вы найдете понимание у своих близких, без помощи которых трудно обойтись в этом деле.

Читайте также:  Какие лекарства назначают детям при заикании

источник

Сообщение золотаюшка » 02 июл 2014, 12:59

Krista,
Программа «Скорая помощь» — это полное погружение ребенка в слушание послоговой речи. Все взрослые вокруг должны заговорить по слогам, пропевая гласные звуки в каждом слоге каждого слова в течение всего дня. На это время полностью исключается быстрая речь вокруг (телевизор, дет.площадка, походы в гости, в цирк и т.п.) Быстрая речь прохожих на улице не страшна, т.к. не обращена к ребенку. Естественно, ребенок не должен все это время посещать детский сад.
Если ребенок еще не осознает, что заикается, то нужно придумать любую причину («миф»), не называя заикание, чтобы как-то объяснить ему, почему вдруг все взрослые дома «запели». Например, так велел врач, чтобы у мамы не болела голова или так нужно, чтобы младшая сестренка быстрее научилась говорить и т.п. — любой «миф» подойдет. Если же ребенок уже осознал, что с его речью что-то не так, то можно сказать более прямо: «Так нужно говорить, чтобы победить «злючки-колючки» (так назовем запинки), которые мешают тебе говорить».

Процесс восстановления речи пойдет намного эффективнее, если ребенок будет не только слушать послоговую речь, но и сам заговорит так. Чтобы этого добиться, нужно использовать такие приемы:
• За быструю речь не ругать, чтобы не вызвать у ребенка реакцию негативизма.

• За медленную речь – хвалить и поощрять (заставлять говорить «песенкой» не нужно, а попросить можно и наградить чем-то нужно, если ребенок будет пытаться пропевать слова, как все взрослые дома).

• Несмотря на все эти меры первое время ребенок все еще будет заикаться, но с каждым днем заикание будет постепенно угасать (запинки будут становиться легче и их будет все меньше и меньше с каждым днем). На прорывающиеся запинки не нужно обращать внимание, не нужно просить ребенка: «Повтори», т.к. это ничего не дает ему для исправления заикания, но зато зафиксирует внимание на заикливой речи, что очень вредно.

• Нужно также стараться ограничить, на сколько это возможно, его речь, особенно»эмоциональное многоговорение», общаться коротко, по делу (вопрос – ответ). Если ребенок умеет сам играть молча – очень хорошо. Спокойные. молчаливые игры очень полезны ему.

• Чтобы побыстрее приучить ребенка к медленной речи, необходимо в момент речи использовать разные ритмы, помогающие говорить по слогам: хлопать в ладоши или плавно, как дирижер, жестикулировать рукой вправо-влево или постукивать по столу, по плечу и т.п. под каждый слог. Этот внешний ритм поможет «навязывать» ребенку послоговую речь, не даст ему убыстриться.

• Необходимо проговаривать хором по слогам вместе с ребенком знакомые сказки, стихи, отстукивая ритмы (как описано выше), чтобы попытаться обучить ребенка послоговой речи. Также можно «подключаться» к его собственной речи: спросили о чем-то и хором медленно отвечайте вместе с ним, ведь обычно мы можем предвидеть то, что хочет сказать малыш.

Перед тем, как начать использовать программу, взрослым нужно потренироваться самим говорить по слогам: почитать, побеседовать друг с другом, чтобы преодолеть психологический дискомфорт, привыкнуть к медленной речи, ведь послоговая речь — неестественная речь и сразу , без поготовки, так говорить не получится. На это достаточно потратить 1-2 часа вечером. Заниматься лучше всем вместе, чтобы исправлять друг друга и научиться не смущаться друг при друге,говоря такой необычной речью. Все взрослые члены семьи должны договориться исправлять друг друга в случаях убыстрения и не обижаться на замечания друг друга.
Взрослые должны говорить медленно в течение дня (от утра до вечера) не только с ребенком, но и друг с другом, если это происходит при ребенке. Другой вариант- это выйти в соседнюю комнату или говорить друг с другом тихим шепотом. Но самое главное правило: ребенок должен в течение длительного времени слышать только медленную речь.

Обычно через 1-3 недели таких мер заикание полностью исчезает, но после этого должен быть период закрепления. В каждом случае сроки периода закрепления индивидуальны и зависят от «стажа» заикания и степени фиксации на дефекте. Когда и период закрепления окончен, то нужно постепенно и осторожно вернуться к обычной жизни. Об этих моментах лучше посоветоваться со специалистами Центра.
Если ребенок возбужден, капризничает, устраивает истерики, плохо спит, то необходимо добавить курс успокоительных средств (в этом поможет врач).
Пугаться таких необычных мер не стоит. Большое количество детей избавились от заикания благодаря этой программе. Понимаем, что без специальной консультации сложно понять все нюансы программы, но, надеемся, что принцип Вам понятен. Надеемся также, что Вы найдете понимание у своих близких, без помощи которых трудно обойтись в этом деле.

источник

Здравствуйте! Я Аня, а мой сыночек Илья (2.6года), мне кажется у нас есть проблема с речью, опишу ситуацию, помогите нам если сможете! Илья стремился заговорить очень рано, где то месяцев с 9 он начал называть все знакомые предметы, первым слогом. Но меня смущало то, что он этот слог постоянно повторял, пока я не остановлю, например […]

Здравствуйте! Я Аня, а мой сыночек Илья (2.6года), мне кажется у нас есть проблема с речью, опишу ситуацию, помогите нам если сможете!
Илья стремился заговорить очень рано, где то месяцев с 9 он начал называть все знакомые предметы, первым слогом. Но меня смущало то, что он этот слог постоянно повторял, пока я не остановлю, например показывал бабочку, и твердил «ба-ба-ба» пока я не скажу бабочка, и так со всеми словами, я боялась что он заикается. Логопед у нас таких малышей не смотрит, педиатр нам ничего, по этому поводу не ответил. Ближе к 2 годам он хорошо заговорил, предложениями, сейчас хорошо поддерживает разговор, задаёт вопросы, и снова этаже проблема. Прежде чем что-то спросить, он много раз повторит первое слово( как будто ему трудно выговорить дальше), потом дальше выговаривает прадложение, и предложение повторяет до тех пор пока не остановишь. Обычно если это вопрос я сразу отвечаю, если он что то рассказывает, и начинает так повторять говорю что я услышала. Вообще он ребёнок очень эмоциональный, всегда говорит и показывает руками, очень торопиться, иногда съедает буквы. Когда ему скажешь говори хорошо, или выговаривай слова, не торопиться хорошо говорит. Я очень переживаю может ли так начинаться заикание, вообще его очень очень тяжело слушать если он торопится, себя контролировать наверное ещё не умеет, сделаешь замечание говорит хорошо. Стараеться выговорить все слоги. Подскажите что, это может быть, муж говорит что он ещё ещё маленький, со временем будет говорить хорошо, но я то слышу, что другие детки, говорят спокойно по нескольку раз одно слово не повторяют.
Заранее спасибо за ответ!

Подпишись на канал Lisa в Яндекс.Дзен

> Здравствуйте! Я Аня, а мой сыночек Илья (2.6года), мне кажется у нас есть проблема с речью, опишу ситуацию, помогите нам если сможете!

> Илья стремился заговорить очень рано, где то месяцев с 9 он начал называть все знакомые предметы, первым слогом. Но меня смущало то, что он этот слог постоянно повторял, пока я не остановлю, например показывал бабочку, и твердил «ба-ба-ба» пока я не скажу бабочка, и так со всеми словами, я боялась что он заикается. Логопед у нас таких малышей не смотрит, педиатр нам ничего, по этому поводу не ответил. Ближе к 2 годам он хорошо заговорил, предложениями, сейчас хорошо поддерживает разговор, задаёт вопросы, и снова этаже проблема. Прежде чем что-то спросить, он много раз повторит первое слово( как будто ему трудно выговорить дальше), потом дальше выговаривает прадложение, и предложение повторяет до тех пор пока не остановишь. Обычно если это вопрос я сразу отвечаю, если он что то рассказывает, и начинает так повторять говорю что я услышала.

> Вообще он ребёнок очень эмоциональный, всегда говорит и показывает руками, очень торопиться, иногда съедает буквы. Когда ему скажешь говори хорошо, или выговаривай слова, не торопиться хорошо говорит. Я очень переживаю может ли так начинаться заикание, вообще его очень очень тяжело слушать если он торопится, себя контролировать наверное ещё не умеет, сделаешь замечание говорит хорошо. Стараеться выговорить все слоги. Подскажите что, это может быть, муж говорит что он ещё ещё маленький, со временем будет говорить хорошо, но я то слышу, что другие детки, говорят спокойно по нескольку раз одно слово не повторяют.

Здравствуйте. Очень важно, что малыш улучшает свою речь при напоминании ему об этом. Самый верный (правда, не единственный) показатель отсутствия заикания — это увеличение самоконтроля за своей речью при замечании окружающих. Заикающийся ребенок всегда начинает говорить хуже, переживает, нервничает. Скорее всего, у вашего сына запинки. Запинки — это совсем другое, у них нет судорожной природы, и поддаются коррекции они легче, чем заикание. Если заикание имеет неврологическую природу, то запинки — эмоциональную. Как раз у таких вот общительных, эмоциональных, впечатлительных деток возникают запинки. Тем не менее, вам необходимо пройти обследование: посетите психоневролога, логопеда (только хорошего, который не удивится, что вам «еще только 3 года»). Это нормально, когда мама волнуется по поводу речи своего 2-3-хлетнего ребенка. Еще вам надо бы сделать ЭЭГ (или эхо — ЭЭГ), посетить детского психолога (или, что лучше, — семейного психолога, т.к. до 3 лет все эмоц.проблемы у деток — из семьи, связь с мамой еще велика).После этого будет ясна картина -заикание у ребенка или нет. Сами понаблюдайте: есть ли судорожные спазмы, когда идет повторение слогов, а также -в каких обстоятельствах речь ухудшается (переволновался, много впечатлений и т.д.) напишите о результатах обследования, посмотрим, что делать дальше. А сейчас: неукоснительный режим дня и питания, никакого компьютера, и, по возможности, телевизора, шумных мест и компаний. Дома должно быть тихо и спокойно. Включайте перед сном тихую успокаивающую музыку, почитайте позитивные книжки. Все наладится, не беспокойтесь. С уважением, Пятибратова Наталия.

Спасибо большое за ответ, я обязательно последую вашему совету, вот только со специалистами у нас проблема, психоневролог у нас один на весь город, и к нему обращаться бесполезно, все у кого серьёзные проблемы едут в республиканскую больницу, а хорошего логопеда я постараюсь найти, и ещё вы можете написать что такое ЭЭГ, для чего оно делается?

Наблюдая за ребёнком я не замечаю что у него судоржное повторение слога, просто он иногда хорошо выговаривает, но часто повторяет первое слово, потом скажет всё предложение, и предложение повторит раза 2-3. А речь ухудшается почти всего от эмоций, или он чего увидел или сделал сам и т.д. Если мы с ним просто о чём то разговариваем он может говорить спокойно.

Вообще вы пишите про обстановку в семье, у нас дома довольно спокойно,скандалов, шумных компаний у нас вообще не бывает, но я сама дольно суетливый человек, я сейчас задумалась об этом, и стала за собой наблюдать, я очень часто его тороплю (он очень медленно кушает, собираеться на улицу, медленно собирает игрушки), я привыкла всё делать быстро, могла ли я сама спровоцировать эти запинки? И ещё по поводу компьютера, он очень любит компьютерные детские игры, но это я всё отменю, а вот мы начали заниматься по методике Г.Домана «Энциклопедические знания» (у нас комплект для работы на компьютере) Илье очень нравиться. Эти занятия тоже отменить? Продолжительность занятий по 2-3минуты 3 раза в день. И ещё с режимом у нас проблема днем Илья у нас не спит, не могу уложить, встает в 9 утра, ложиться тоже в 9, а днем ни как, мы лежим читаем книги, пробовали раньше вставать все равно не спит, нихочу и всё.

> Спасибо большое за ответ, я обязательно последую вашему совету, вот только со специалистами у нас проблема, психоневролог у нас один на весь город, и к нему обращаться бесполезно, все у кого серьёзные проблемы едут в республиканскую больницу, а хорошего логопеда я постараюсь найти, и ещё вы можете написать что такое ЭЭГ, для чего оно делается?

> Наблюдая за ребёнком я не замечаю что у него судоржное повторение слога, просто он иногда хорошо выговаривает, но часто повторяет первое слово, потом скажет всё предложение, и предложение повторит раза 2-3. А речь ухудшается почти всего от эмоций, или он чего увидел или сделал сам и т.д. Если мы с ним просто о чём то разговариваем он может говорить спокойно.

> Вообще вы пишите про обстановку в семье, у нас дома довольно спокойно,скандалов, шумных компаний у нас вообще не бывает, но я сама дольно суетливый человек, я сейчас задумалась об этом, и стала за собой наблюдать, я очень часто его тороплю (он очень медленно кушает, собираеться на улицу, медленно собирает игрушки), я привыкла всё делать быстро, могла ли я сама спровоцировать эти запинки? И ещё по поводу компьютера, он очень любит компьютерные детские игры, но это я всё отменю, а вот мы начали заниматься по методике Г.Домана «Энциклопедические знания» (у нас комплект для работы на компьютере) Илье очень нравиться. Эти занятия тоже отменить? Продолжительность занятий по 2-3минуты 3 раза в день. И ещё с режимом у нас проблема днем Илья у нас не спит, не могу уложить, встает в 9 утра, ложиться тоже в 9, а днем ни как, мы лежим читаем книги, пробовали раньше вставать все равно не спит, нихочу и всё.

Здравствуйте. ЭЭГ — это электроэнцефалограмма — исследование мозга, абсолютно безвредное, его делают буквально везде. Если у ребенка есть предрасположенность к судорогам, то на ЭЭГ это будет видно. Я склоняюсь, все же, к мнению, что у малыша запинки (они бывают нескольких видов).И то, что днем отказался от сна, и что возбудимый легко — все говорит об эмоциональной природе вашей проблемы. Вы не вините себя — возможно, ваши упреки по поводу «неторопливости» несколько усугубляют его раздражительность, он же чувствует ваше недовольство. Но не это явилось причиной. И все же лучше не дергать его — «медленно» и «быстро»-понятия очень относительные. Зато делает наверняка качественнее свои дела, чем тот, кто торопится.Я вас очень хорошо понимаю, это невозможно иногда -стоять и смотреть, как малыш копается. Постарайтесь отвлечься в этот момент: на рисунок на обоях, прихорошиться перед зеркалом… Методику Г.Домана я лично не приветствую, считаю ее вредной. Компьютер отмените обязательно, т.к. — затянет со временем, замучаетесь. Лучше вообще не включать. Чтобы днем спал, попробуйте нагружать его в течении дня побольше: поводите на занятия в бассейн, какой-нибудь спорт на улице. Возможно, ему не хватает нагрузки физической. Пишите, если что-то не понятно. С радостью отвечу вам. С уважением, Пятибратова Наталия.

источник