Меню Рубрики

Заикание от тревожности у дошкольников

Ребёнок с заиканием в школе не редкость. Нарушение речи часто является причиной его проблем в общении. Переживание своей речевой несостоятельности может сделать его замкнутым, ухудшить успеваемость. Снижение уровня тревожности входит в систему комплексного воздействия на речь и личность ребёнка вцелом.

Вложение Размер
Материал рекомендован логопедам и учителям 42 КБ
sostoyanie_trevozhnosti_u_detey_s_zaikaniem.doc 42 КБ

учитель-логопед ГБОУ СОШ № 606

Состояние тревожности у детей с заиканием

Среди детей с повышенной тревожностью есть дети с речевыми недостатками. Состояние тревожности может присутствовать у детей с нарушениями письменной речи, если они влияют на успеваемость по общеобразовательным предметам, с нарушениями звукопроизношения, у детей с заиканием. Уровень тревожности зависит от степени фиксации ребёнка на своём дефекте, иными словами от того, как ребёнок реагирует на свой дефект. Наиболее ярко тревожность, как переживание эмоционального дискомфорта, выражена у детей заиканием, более того, она сопровождает его по мере взросления. Степень её выраженности зависит от тяжести возникшего заикания, от отношения ребёнка к внезапно возникшему дефекту, от отношения к нему окружающих людей. Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо, чтение) является неотъемлемым, постоянным состоянием человека. Естественно, что её нарушение приводит к глубоким перестройкам личности. Возникнув однажды в детском возрасте, запинки в речи могут повлиять на становление эмоционально-волевой сферы личности, на социальную адаптацию человека.

Заикание является одним из распространённых нарушений речи у детей. Хотя оно определяется как нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, наивно полагать, что оно касается только речевой функции, хотя именно речь, её нарушение является наиболее выраженным симптомом, который замечают окружающие. По своим проявлениям заикание очень неоднородное расстройство. Обращают на себя внимание расстройства нервной системы, физического здоровья, общей и речевой моторики, наличие психологических особенностей. Усложнение одного из перечисленных отклонений неизбежно усугубляет другое.

Как появляется чувство тревожности у ребёнка заикания?

Остановимся на ощущениях ребёнка, у которого появились запинки в речи. Как правило, в большинстве случаев заикание возникает в дошкольном возрасте. Оно может возникнуть постепенно на фоне неблагополучного нервно-психического состояния, либо резко под влиянием стрессовой ситуации, может без видимых на то причин. Первые реакции на дефект неосознанны, не носят эмоциональной окраски. Далее в результате неоднократного повторения случаев запинок в речи, их воспроизведение становится более отчётливым. Развивается понимание, что он говорит не так

как все (неплавно), что-то мешает ему говорить, у него возникает мысль, что он может снова споткнуться…Здесь происходит фиксация внимания на спотыкании, вместе с этим отмечается разная степень тревожности, появляется страх перед речью (логофобия).

Адаптация ребёнка к речевым запинкам, степень чувствительности будет зависеть от микросреды, которая окружает ребёнка (семья, детский сад, школа). Так под влиянием благоприятных окружающих условий, правильного доброжелательного и спокойного отношения к нему самому, в результате помощи в развитии речи уровень тревожности снижается, что может привести к стабилизации темпа и ритма речи. В этом случае запинки не мешают в общении ребёнка с окружающими (это самое важное), не развивается его осознанное внимание к запинкам, отсутствуют и активные действия по их преодолению. Такая картина характерна для детей, у которых запинки несудорожного характера.

Иная картина наблюдается у детей в случае воздействия неблагоприятных факторов, а.и. конфликтные ситуации в семье, неправильные методы воспитания (наказания за неправильную речь), недостаточная помощь в развитии речи или наоборот завышенные требования, насмешки, передразнивания со стороны сверстников, неправильный педагогический подход провоцируют обострение чувствительности, эмоциональные переживания усиливаются. Состояние тревожности характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, а с точки зрения физиологии — активацией вегетативной нервной системы. Это состояние может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Попытки самостоятельно справиться с речевыми запинками заставляет ещё больше фиксировать внимание на недуге, что в свою очередь усиливает тревожность и ухудшает речь. Дети с повышенной тревожностью оказываются в ситуации замкнутого круга, когда тревожность ухудшает их возможности и результаты деятельности.

С возрастом чувство тревожности у заикающихся может претерпевать некоторые изменения, что связано с их психофизическим развитием, с ростом их сознания, с развитием самооценки. Как правило, состояние тревожности усиливается с возрастом и в зависимости от различных обстоятельств.

По уровню тревожности группа школьников, имеющих заикание, неоднородна по своему составу:

Часть детей не испытывают чувства тревожности во время общения, охотно контактируют со сверстниками и взрослыми, не фиксируя внимания на своей речи.

Другие дети в связи с заиканием испытывают неприятные переживания: неуверенность в себе, беспокойство, ожидание неуспеха, стеснительность. Эмоциональным становится сам факт речи. Присутствует логофобия. Пытаясь скрыть дефект, используют речевые уловки, стараются уйти от общения.

Третья группа детей самая тяжёлая. Они испытывают постоянное чувство страха перед речью, чувство ущемлённости, неуверенности в себе, эмоционально лабильны, ранимы, впечатлительны. Они отличаются постоянной навязчивой фиксированностью на своём речевом недостатке, концентрируют внимание на своих речевых неудачах, глубоко и длительно переживают их. Всю свою деятельность ставят в зависимость от речевых неудач. Иногда тревожная мнительность, логофобия, неуверенность в своих силах неадекватны по отношению к имеющемуся у них дефекту речи. Многие заикающиеся по мере развития тревоги по поводу своей речи начинают отождествлять эту тревогу и само заикание. При этом выясняется, что страх вызывает не само заикание, а возможное отношение к ним из-за плохой речи. Поэтому степень переживаний в значительной мере связана с тем, кто является партнёром по общению. Здесь страх носит избирательный характер.

Есть ситуации, которые усиливают проявление заикания у школьников (ответы на уроках, экзаменах, проверка техники чтения, публичные выступления, разговор с незнакомыми людьми, по телефону). В школе заикающийся постоянно находится в коллективе в ситуации общения и обучения. Речь для него становится источником постоянной психической травматизации, что вызывает повышенную истощаемость, утомляемость и способствует возникновению патологических черт характера.

В младшем школьном возрасте чаще встречается неврозоподобный логосиндром. Эти дети легко ранимы, для них важно то, что о них думают окружающие, они нерешительны, имеют заниженную самооценку.

В этом возрасте велико влияние родителей и педагогов. Во многом от нас будет зависеть как ребёнок адаптируется в коллективе, какими будут его отношения со сверстниками, как речевой недуг скажется на развитии личности, на характере обучающегося. Неправильное отношение к заикающимся детям в детском саду и школе ведёт к малой активности их на занятиях. Зная урок, они не решаются отвечать по собственной инициативе, не задают вопросов, и часто отказываются сами отвечать урок.

— создание необходимых условий для спокойного обучения;

— поддержка и поощрение устных ответов;

— ограждение от насмешек одноклассников;

— отсутствие фиксированности на дефекте;

— рекомендации для родителей по оказанию комплексной профессиональной помощи;

— участие во внеклассной деятельности;

— наблюдение за динамикой речевого развития, выявление факторов, снижающих степень выраженности речевых запинок;

— сотрудничество с психолого-логопедической службой учебного заведения;

В подростковом возрасте наблюдается повышение уровня тревожности из-за ещё большего осознания своей речевой некомпетентности. Подросток ещё более остро реагирует на отношение к нему сверстников и значимых для него взрослых.Возрастает напряжённое ожидание возможности не произнести звук, слово, фразу. Осознание своей речевой несотоятельности может привести к выраженному страху речи. Тогда будем говорить о невротическом заикании. Причём запинки в речи могут исчезать при отвлечении от них и усиливаться при фиксации на своём дефекте в некомфортной ситуации.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что тревожность входит в симптомокомплекс заикания, как последствие возникновения речевого нарушения, и являться пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности.

Эффективность логопедического и психологического воздействия находится в обратной зависимости от эмоционального состояния заикающегося. Чем выше уровень тревожности и фиксированности на дефекте, тем ниже результат. Поэтому при работе с заикающимися нужно воздействовать на речь и личность в целом, осуществлять комплексный подход в решении проблемы.

учитель-логопед ГБОУ СОШ № 606

Состояние тревожности у детей с заиканием

Среди детей с повышенной тревожностью есть дети с речевыми недостатками. Состояние тревожности может присутствовать у детей с нарушениями письменной речи, если они влияют на успеваемость по общеобразовательным предметам, с нарушениями звукопроизношения, у детей с заиканием. Уровень тревожности зависит от степени фиксации ребёнка на своём дефекте, иными словами от того, как ребёнок реагирует на свой дефект. Наиболее ярко тревожность, как переживание эмоционального дискомфорта, выражена у детей заиканием, более того, она сопровождает его по мере взросления. Степень её выраженности зависит от тяжести возникшего заикания, от отношения ребёнка к внезапно возникшему дефекту, от отношения к нему окружающих людей. Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо, чтение) является неотъемлемым, постоянным состоянием человека. Естественно, что её нарушение приводит к глубоким перестройкам личности. Возникнув однажды в детском возрасте, запинки в речи могут повлиять на становление эмоционально-волевой сферы личности, на социальную адаптацию человека.

Заикание является одним из распространённых нарушений речи у детей. Хотя оно определяется как нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, наивно полагать, что оно касается только речевой функции, хотя именно речь, её нарушение является наиболее выраженным симптомом, который замечают окружающие. По своим проявлениям заикание очень неоднородное расстройство. Обращают на себя внимание расстройства нервной системы, физического здоровья, общей и речевой моторики, наличие психологических особенностей. Усложнение одного из перечисленных отклонений неизбежно усугубляет другое.

Как появляется чувство тревожности у ребёнка заикания?

Остановимся на ощущениях ребёнка, у которого появились запинки в речи. Как правило, в большинстве случаев заикание возникает в дошкольном возрасте. Оно может возникнуть постепенно на фоне неблагополучного нервно-психического состояния, либо резко под влиянием стрессовой ситуации, может без видимых на то причин. Первые реакции на дефект неосознанны, не носят эмоциональной окраски. Далее в результате неоднократного повторения случаев запинок в речи, их воспроизведение становится более отчётливым. Развивается понимание, что он говорит не так

как все (неплавно), что-то мешает ему говорить, у него возникает мысль, что он может снова споткнуться…Здесь происходит фиксация внимания на спотыкании, вместе с этим отмечается разная степень тревожности, появляется страх перед речью (логофобия).

Адаптация ребёнка к речевым запинкам, степень чувствительности будет зависеть от микросреды, которая окружает ребёнка (семья, детский сад, школа). Так под влиянием благоприятных окружающих условий, правильного доброжелательного и спокойного отношения к нему самому, в результате помощи в развитии речи уровень тревожности снижается, что может привести к стабилизации темпа и ритма речи. В этом случае запинки не мешают в общении ребёнка с окружающими (это самое важное), не развивается его осознанное внимание к запинкам, отсутствуют и активные действия по их преодолению. Такая картина характерна для детей, у которых запинки несудорожного характера.

Иная картина наблюдается у детей в случае воздействия неблагоприятных факторов, а.и. конфликтные ситуации в семье, неправильные методы воспитания (наказания за неправильную речь), недостаточная помощь в развитии речи или наоборот завышенные требования, насмешки, передразнивания со стороны сверстников, неправильный педагогический подход провоцируют обострение чувствительности, эмоциональные переживания усиливаются. Состояние тревожности характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, а с точки зрения физиологии — активацией вегетативной нервной системы. Это состояние может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Попытки самостоятельно справиться с речевыми запинками заставляет ещё больше фиксировать внимание на недуге, что в свою очередь усиливает тревожность и ухудшает речь. Дети с повышенной тревожностью оказываются в ситуации замкнутого круга, когда тревожность ухудшает их возможности и результаты деятельности.

С возрастом чувство тревожности у заикающихся может претерпевать некоторые изменения, что связано с их психофизическим развитием, с ростом их сознания, с развитием самооценки. Как правило, состояние тревожности усиливается с возрастом и в зависимости от различных обстоятельств.

По уровню тревожности группа школьников, имеющих заикание, неоднородна по своему составу:

Часть детей не испытывают чувства тревожности во время общения, охотно контактируют со сверстниками и взрослыми, не фиксируя внимания на своей речи.

Другие дети в связи с заиканием испытывают неприятные переживания: неуверенность в себе, беспокойство, ожидание неуспеха, стеснительность. Эмоциональным становится сам факт речи. Присутствует логофобия. Пытаясь скрыть дефект, используют речевые уловки, стараются уйти от общения.

Третья группа детей самая тяжёлая. Они испытывают постоянное чувство страха перед речью, чувство ущемлённости, неуверенности в себе, эмоционально лабильны, ранимы, впечатлительны. Они отличаются постоянной навязчивой фиксированностью на своём речевом недостатке, концентрируют внимание на своих речевых неудачах, глубоко и длительно переживают их. Всю свою деятельность ставят в зависимость от речевых неудач. Иногда тревожная мнительность, логофобия, неуверенность в своих силах неадекватны по отношению к имеющемуся у них дефекту речи. Многие заикающиеся по мере развития тревоги по поводу своей речи начинают отождествлять эту тревогу и само заикание. При этом выясняется, что страх вызывает не само заикание, а возможное отношение к ним из-за плохой речи. Поэтому степень переживаний в значительной мере связана с тем, кто является партнёром по общению. Здесь страх носит избирательный характер.

Есть ситуации, которые усиливают проявление заикания у школьников (ответы на уроках, экзаменах, проверка техники чтения, публичные выступления, разговор с незнакомыми людьми, по телефону). В школе заикающийся постоянно находится в коллективе в ситуации общения и обучения. Речь для него становится источником постоянной психической травматизации, что вызывает повышенную истощаемость, утомляемость и способствует возникновению патологических черт характера.

В младшем школьном возрасте чаще встречается неврозоподобный логосиндром. Эти дети легко ранимы, для них важно то, что о них думают окружающие, они нерешительны, имеют заниженную самооценку.

В этом возрасте велико влияние родителей и педагогов. Во многом от нас будет зависеть как ребёнок адаптируется в коллективе, какими будут его отношения со сверстниками, как речевой недуг скажется на развитии личности, на характере обучающегося. Неправильное отношение к заикающимся детям в детском саду и школе ведёт к малой активности их на занятиях. Зная урок, они не решаются отвечать по собственной инициативе, не задают вопросов, и часто отказываются сами отвечать урок.

— создание необходимых условий для спокойного обучения;

— поддержка и поощрение устных ответов;

— ограждение от насмешек одноклассников;

— отсутствие фиксированности на дефекте;

— рекомендации для родителей по оказанию комплексной профессиональной помощи;

— участие во внеклассной деятельности;

— наблюдение за динамикой речевого развития, выявление факторов, снижающих степень выраженности речевых запинок;

— сотрудничество с психолого-логопедической службой учебного заведения;

В подростковом возрасте наблюдается повышение уровня тревожности из-за ещё большего осознания своей речевой некомпетентности. Подросток ещё более остро реагирует на отношение к нему сверстников и значимых для него взрослых.Возрастает напряжённое ожидание возможности не произнести звук, слово, фразу. Осознание своей речевой несотоятельности может привести к выраженному страху речи. Тогда будем говорить о невротическом заикании. Причём запинки в речи могут исчезать при отвлечении от них и усиливаться при фиксации на своём дефекте в некомфортной ситуации.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что тревожность входит в симптомокомплекс заикания, как последствие возникновения речевого нарушения, и являться пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности.

Эффективность логопедического и психологического воздействия находится в обратной зависимости от эмоционального состояния заикающегося. Чем выше уровень тревожности и фиксированности на дефекте, тем ниже результат. Поэтому при работе с заикающимися нужно воздействовать на речь и личность в целом, осуществлять комплексный подход в решении проблемы.

Читайте также:  Как называются врачи по заиканию

источник

Заикание относится к одному из самых мучительных для человека речевых расстройств, потому что по непонятной для него причине речь вдруг отказывает ему в самый ответственный момент, оставляя полностью беспомощным перед своим собеседником…

МДОУ «Детский сад № 96 «Светлячок»

(выступление на методическом объединении логопедов города)

Заикание относится к одному из самых мучительных для человека речевых расстройств, потому что по непонятной для него причине речь вдруг отказывает ему в самый ответственный момент, оставляя полностью беспомощным перед своим собеседником…

Заикание принято относить к нарушению темпа и ритма речи. К их нарушению приводят судороги мышц речевого аппарата, которые в процессе речи могут возникать в разных его отделах – и в артикуляционном (в мышцах языка и губ), и в голосовом, и в дыхательном. Всё это приводит к нарушению нормального ритма речи. Темп речи при заикании также неравномерный: то он резко замедляется из-за прерывания речи судорогами речевых мышц, то некоторые отрезки речи в промежутках между судорогами произносятся в ускоренном темпе.

Возникает заикание чаще всего в детском возрасте, в период от трёх до пяти лет, когда ребёнок овладевает связной речью. В этом возрасте ему уже многое хочется сказать, но его ещё не вполне созревший аппарат 2не успевает» за мыслью и поэтому бывает особенно подвержен разного рода «поломкам». Большинство детей проходят этот ответственный этап речевого развития благополучно, у некоторых же развивается заикание.

Невротическое и неврозоподобное заикание

С учётом причинной обусловленности и особенностей проявления заикания выделяют две его формы – невротическую и неврозоподобную.

Невротическое заикание обычно развивается на фоне уже ранее имевшейся у ребёнка некоторой ослабленности нервной системы. Такие дети ещё до появления заикания отличаются повышенной впечатлительностью, ранимостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушениями сна и др.

Главную роль в происхождении этой формы заикания могут сыграть следующие неблагоприятные факторы.

  1. Отягощённая наследственность – наличие у родителей ребёнка или его близких родственников заикания.
  2. Осложнённое протекание беременности и родов у матери.
  3. Тяжело протекающие или часто повторяющиеся соматические заболевания ребёнка в раннем возрасте, истощающим образом действующие на нервную систему.
  4. Отставание ребёнка в речевом развитии .
  5. Перегрузка речевым материалом – слишком раннее разучивание сложных по содержанию стихотворений с последующей демонстрацией «достижений» перед другими людьми. Это явно непосильно для ещё незрелого речевого аппарата ребёнка.
  6. Нервозная, неспокойная обстановка в семье, неправильные воспитательные приёмы, что заставляет ребёнка находиться в постоянном нервном напряжении.
  7. Наличие у ребёнка ускоренной речи.

Есть ещё то, что в повседневной жизни нередко называют «испугом». Ни один ребёнок не вырастает без того, чтобы чего-то не испугаться, не пережить какого-то стресса, однако далеко не все дети начинают из-за этого заикаться. Заикание при подобных обстоятельствах возникает в основном у детей с ослабленной нервной системой. То есть у детей, на которых уже повлияли как-то вышеперечисленные факторы. И испуг или какой-либо стресс играет в этих случаях роль «последней капли», непосредственного толчка. Такой «каплей» может оказаться, например, сильная гроза, громкий окрик, резкий стук в двери, неожиданно раздавшийся лай собаки.

Можно привести несколько примеров, взятых из практики работы с заикающимися. Опыт Людмилы Георгиевны Парамоновой, известного логопеда-практика, преподавателя вуза.

Пример1. Трёхлетний ребёнок, услышав звонок в дверь, пошёл открывать её вместе с мамой и вдруг увидел на пороге Деда Мороза со Снегурочкой. Он был настолько потрясён, что некоторое время вообще не мог произнести ни слова, а потом начал говорить с сильным заиканием. Вот такой новогодний сюрприз родители приготовили для ребёнка…

Пример2. Укладывая ребёнка спать, мама сняла с дивана подушки и сложила их горкой на стол, а сверху положила какую-то одежду. А накануне ребёнку читались сказку, в том числе и про волка. Среди ночи этот шестилетний мальчик вдруг дико закричал: «Волк! Волк!» На все вопросы встревоженных родителей он отвечал уже с заиканием. А потом выяснилось, за волка он принял лежавшие на столе подушки, освещённые лунным светом.

Пример 3. Воспитательница детского сада в наказание за какой-то проступок закрыла ребёнка в тёмной комнате. Мама забрала из детского сада уже заикающегося ребёнка…

Переучивание с левой руки на правую , особенно слишком резко и в принудительной форме. У одних детей на этой почве могут возникать неполадки с чтением и письмом, у других – заикание. В последнее время левшей практически уже никто не переучивает. Однако, в практике имеются примеры возникновения заикания из-за этого.

Подражание речи заикающихся – довольно распространённая причина заикания. Если заикаются родители или другие члены семьи, то чаще всего нервные и впечатлительные дети будут им подражать. Поэтому заикающимся взрослым желательно сводить к минимуму речевое общение с детьми, особенно в период становления речи.

Неврозоподобное заикание имеет признаки органического поражения головного мозга. происхождение неврозоподобного заикания в отличие от невротического не связано со столь большим многообразием причин. В его основе чаще всего лежит внутриутробное поражение центральной нервной системы ребёнка или родовая травма, то есть здесь уже изначально имеется органически обусловленная недостаточность в работе речевых механизмов, отвечающих за темпоритмическую организацию речи. А это значит, что для возникновения заикания в этих случаях не требуется каких-то отрицательных внешних воздействий.

Степень выраженности заикания обычно определяют по состоянию речи заикающегося. Этого недостаточно. Необходимо учитывать характер общения, особенности поведения в деятельности. Исходя из этого рассматривают три степени выраженности заикания у детей дошкольного возраста.

Лёгкая степень – дети свободно вступают в общение в любых ситуациях с незнакомыми людьми, участвуют в коллективной игре, во всех видах деятельности, выполняют поручения, связанные с необходимостью речевого общения. Судороги наблюдаются только в самостоятельной речи.

Средняя степень – дети испытывают затруднения в общении в новых, а также значимых для них ситуациях, в присутствии незнакомых им людей, отказываются от участия в коллективных играх со сверстниками. Судороги наблюдаются во время самостоятельной, вопросно-ответной и отражённой речи.

Тяжёлая степень – заикание выражено во всех ситуациях общения, затрудняет речевую коммуникабельность и коллективную деятельность детей, искажает проявление поведенческих реакций.

В настоящее время для преодоления заикания применяется так называемый комплексный метод, включающий в себя целый ряд, или комплекс, различных медико-педагогических мероприятий:

  1. Оздоровление нервной системы и всего организма заикающегося;
  2. Психотерапию;
  3. Непосредственную работу над речью;
  4. Обеспечение благоприятного социального окружения.

Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие личности ребёнка, его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, формируется умение управлять своим поведением.

В своей книге «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников» Галина Анатольевна Волкова приводит методику работы с заикающимися дошкольниками в процессе игровой деятельности с учётом возраста детей, особенностей их поведения, проявления заикания.

У заикающихся детей разного возраста имеется неоднозначное отношение к коллективу играющих.

Заикающиеся дети 4-5 лет предпочитают игры подгруппами из 2-3 человек, но каждый играет по-своему, забывая о товарищах. Им свойственны черты поведения в играх, присущие хорошо говорящим детям младшего возраста. В коллективных играх они выполняют второстепенные роли с однотипными действиями: шофёр ведёт машину, кассир молча отрывает билеты и т. д.

Среди заикающихся детей 5-6 лет примерно одна треть может участвовать в коллективной игре, одна треть – в играх подгруппами в один — два человека и несколько больше одной трети детей любят играть в одиночестве; что свидетельствует о существенном влиянии заикания.

Отношение к коллективу играющих сверстников у заикающихся детей 6-7 лет определяется накоплением жизненного опыта. Их игры более содержательны, разнообразны по сюжету и форме исполнения. В коллективной игре и играх подгруппами участвует подавляющее большинство детей, но почти пятая часть детей предпочитает играть в одиночестве. Это замкнутые, несколько пассивные дети, они плохо выдерживают длительное пребывание в коллективе.

Остановимся кратко на характеристике игр и их положительном влиянии на заикающегося ребёнка.

Разнообразные дидактические игры на развитие слуха, дыхания, голоса, звукоподражания, игры с разнообразными игрушками: матрёшками, бочонками, пирамидами, шарами, башенками с кольцами, домино, лото и т. д. – развивают зрительное и слуховое восприятие, внимание, мелкую моторику, подражательность, произвольную память и на простом речевом материале знакомят детей с разными образцами речи, данными логопедом.

Для заикающихся детей полезны игры с пением – хороводы и игры-инсценировки. В них широко используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой. В этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений с характером музыкального сопровождения. Воспитание указанных умений положительно влияет на речь.

С заикающимися детьми проводятся игры средней и малой подвижности, чтобы не нарушать у детей темпа и ритма дыхания и речи. Это игры с простыми движениями с мячом, обручем, лентой, флажками. Все подвижные игры с правилами воспитывают у детей организующее поведение, самостоятельность, инициативу, решительность, чувство товарищества. Под воздействием логопеда, отмечающего, кто как играет, кто помогает другому, а кто стремится выиграть только сам, у детей появляется понимание роли организатора игр, стремление к повышению своей игровой активности. Всё это положительно влияет на личность заикающегося, способствуя мягкой коррекции её отклонений.

В данных играх разыгрываются готовые тексты. Поэтому логопед отбирает из произведений детской литературы тексты, имеющие воспитательную ценность, отличающиеся динамизмом, насыщенностью, глагольной лексикой, чёткой последовательностью событий и действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы. Игры- драматизации положительно влияют на заикающихся детей, воспитывают у них выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самодеятельность, а также способствуют коррекции личностных особенностей.

Творческие игры отражают высокий уровень самостоятельности и самоорганизации детей в деятельности. У заикающихся детей эти качества воспитываются вначале в творческих играх по предложению логопеда, а затем по замыслу самих детей.

Главным моментом творческой игры является выполнение роли. ребёнок создаёт образ действиями, словом в процессе общения с другими участниками игры. поэтому творческие игры формируют у заикающихся детей умение выполнять правила поведения в той или иной взятой на себя роли и вне её, обогащают социальный опыт заикающихся детей, способствуют воспитанию и развитию у них активного поведения, самоорганизации в любой деятельности, и прежде всего в речевой.

В пособии «Устранение заикания у дошкольников в игре», (авторы И.Г. Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская) приводится также система упражнений, которая снимает мышечное напряжение и создаёт условия для нормальной речевой деятельности ребёнка.

Логопеду часто приходится наблюдать, что заикающимся детям свойственны: повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. В книге авторы предлагают специально разработанную для дошкольников систему « Расслабляющих упражнений» , которые дают возможность снимать чрезмерное напряжение, и успокаивают детей.

В этом же пособии есть раздел «Режим относительного молчания» , где авторы предлагают игровые приёмы для организации щадящего режима на специальных логопедических занятиях и в домашних условиях. Чтобы облегчить формирование нового речевого навыка, необходимо в начальный период работы снизить речевую активность заикающихся, специально ограничить объём их высказываний. Обычно это трудно осуществить. В игре ребёнок охотнее будет соблюдать режим относительного молчания и говорить однословно или короткими фразами. Эти игры условно называются «молчанки».

«Общение короткими фразами» — также помогает обучить ребёнка технике правильной речи: умению говорить на выдохе, делая опору на ударные гласные, слитно произносить слова в смысловом отрезке, пользоваться паузами и логическими ударениями.

Хорошо подумав над вопросом о заикании у дошкольников, мы совершенно отчётливо увидим, что все его крайне нежелательные и трудноустранимые симптомы «приобретались» заикающимися не сами по себе, а при самой активной «помощи» окружающих его людей, при чём чаще всего – самых близких. Как это происходит.

Ребёнок только что начал заикаться и ещё даже не успел осознать, что с ним произошло и чем это заикание может грозить ему в будущем. Но он сразу же видит расстроенные лица родителей, слышит их «охи и вздохи», нередко видит даже слёзы на глазах мамы и бабушки и тут же начинает понимать: произошло что-то ужасное. Это – самое первое отрицательное воздействие на ребёнка со стороны самых близких людей, это самый первый толчок к тому, чтобы мысль его уже начала работать «в печальном направлении». А далее кто-то из детей над ребёнком посмеялся, кто-то его передразнил, кто-то назвал «заикой». Далеко не всегда правильным бывает подход к заикающемуся ребёнку и со стороны воспитателей детского сада. Всё это лишь добавляет ему неприятных переживаний и заставляет уединяться от сверстников, всё больше задумываться о своём речевом недостатке.

Это значит, что не надо проводить с ребёнком никаких специальных бесед о его «полноценности», а нужно постараться создать в семье и в детском саду такие условия жизни, которые дали бы ему реальную возможность чувствовать себя хорошо и спокойно и обязательно «на равных» со всеми другими детьми. Ребёнка не нужно жалеть, показывая ему тем самым его неполноценность, — пусть он спокойно живёт и радуется жизни.

источник

Ольга Коломиец
Методика коррекции заикания у дошкольников

Проявления заикания у детей дошкольного возраста

В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата [19].

Начало заикания падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции (от 2 до 6 лет). Характеризуя заикающихся детей, он делит их на две группы. К первой группе (таких заикающихся большинство) он относит детей, которые начали заикаться «внезапно и бурно» в результате острой психотравмы. Для этой же группы детей характерны преждевременное развитие речи, обширный, не соответствующий возрасту запас слов, правильное синтаксическое оформление высказываемой мысли. Ко второй группе он отнес детей, начавших заикаться вследствие травмы черепа или инфекционных заболеваний. Они отличаются поздним развитием речи и замедленным постепенным началом заикания [30].

Таким образом, заикание – это сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного изучения. Среди многочисленных речевых нарушений оно одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта. Именно недостаточная разработанность проблемы механизмов заикания обусловливает в настоящее время многоаспектность воздействия на заикающегося ребенка.

1.2. Поведение заикающихся детей разного возраста в играх

У заикающихся детей разного возраста имеется неоднозначное отношение к коллективу играющих. Подробное исследование данной проблемы представлено в работе Г. А. Волковой «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников» [10].

Заикающиеся дети 4-5 лет предпочитают игры подгруппами из 2-3 человек, но каждый играет по-своему, забывая о товарищах. Им свойственны черты поведения в играх, присущие хорошо говорящим детям младшего возраста. В коллективных играх они выполняют второстепенные роли с однотипными действиями: шофер ведет машину, кассир молча отрывает билет, няня кормит детей. Дети редко вступают в конфликты из-за ролей и сами их не распределяют. Обычно заикающемуся ребенку этого возраста сверстники предлагают роль, с которой он, по их мнению, должен справиться. Играют непродолжительно и не до конца.

Среди заикающихся детей 5-6 лет примерно одна треть может участвовать в коллективной игре, одна треть – в играх подгруппами в один или два человека, и несколько больше одной трети детей любят играть в одиночестве, что свидетельствует о существенном влиянии заикания. Хорошо говорящие дети играют 50-60 минут, игра у них развивается с достаточно сложным сюжетом, в ней принимает участие большое количество детей. Заикающиеся дети могут играть в одну игру от нескольких до 20 минут, в их игре преобладает процессуальная сторона, дети плохо отделяют правила игры от игровых ситуаций.

Читайте также:  Как не бояться говорить при заикании

Отношение к коллективу играющих сверстников у заикающихся детей 6-7 лет определяется накоплением жизненного опыта, появлением новых и относительно устойчивых интересов, развитием воображения и мышления. Их игры более содержательны, разнообразны по сюжету и форме исполнения. В коллективной игре и играх подгруппами участвует большинство детей, но почти пятая часть детей предпочитает играть в одиночестве. Это замкнутые, несколько пассивные дети, они плохо выдерживают длительное пребывание в коллективе и в общих играх, лучше работают в однообразных условиях, быстро усваивая стереотипы движений и речевого сопровождения.

В целом для заикающихся детей 4-7 лет показательна несформированность навыка коллективного общения и отношения к коллективу играющих сверстников. Эти особенности обуславливают недоразвитие общественного поведения заикающихся детей. Известно, что общественное поведение присуще уже детям преддошкольного возраста в так называемых играх рядом. И эта ранняя ступень общественного поведения свойственна заикающимся детям 4-7 лет. Среди них малочисленны объединения по интересам, нехарактерны устойчивые играющие коллективы на основе дружбы и симпатии друг к другу. Заикающиеся дети отличаются бедностью игровых замыслов, диффузностью играющих групп, несформированностью игровых умений.

По мере «стажа» заикания у детей с заиканием появляется своеобразное отношение к своей речи и дефекту. Одни остро чувствуют речевой недостаток, особенно вследствие неблагоприятных воздействий окружающей среды. Другие боятся проявления судорог в речи, им небезразлична оценка их речи и поведения окружающими. Третьи критично относятся к заиканию, переживают после неуспешной речевой попытки или после неудач в любой деятельности. В связи с этим заикание начинает влиять на характер общительности детей. Несмотря на то, что большинство детей 4-5 лет легко вступают в общение со сверстниками и взрослыми, тем не менее выделяются дошкольники с неустойчивыми формами общения, а также имеющие негативное или аутистическое поведение

2.1. Значение игры в развитии дошкольника и ее виды

Игра – ведущий вид детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Проблема обучения игре, формирования ее как деятельности, выделялась и была наиболее отчетливо сформулирована в трудах Д. В. Менжерицкой, А. П. Усовой, А. В. Запорожца и других [20, 22].

В своих работах вышеперечисленные авторы утверждают, что именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К. Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства. По мнению Н. К. Крупской, игра является «серьезной формой учения» и выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых. Одновременно игра является основой творческого развития ребёнка, становления у него умения соотнесения игровых навыков и реальной жизни, выражения его основных потребностей. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых; в игре ребенок берет на себя роль взрослого, стремясь подражать тому образу, который сохранились в его опыте. Поэтому игра в силу своих характеристик представляет собой лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения [33].

Дидактические игры. Данные игры, несущие скрытую педагогическую цель – сформировать у детей правильную речь и одновременно дать им определенные знания, – обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй, познавательные процессы. Так, в играх с народными дидактическими игрушками развивается восприятие цвета, величины, формы предмета. Целый ряд игр направлен на развитие сообразительности. В играх с картинками дети классифицируют предметы, явления, что развивает связанные с этим умственные действия, операции анализа, синтеза, обобщения. Все это способствует развитию наглядно-образного мышления.

Игры с пением. В играх с пением – хороводах, играх-инсценировках – широко используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой. В них у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений – с характером музыкального сопровождения. Кроме того, игры с пением совершенствуют просодические компоненты (темп и ритм речи, паузацию, интонационную выразительность, фонетическое и логическое ударение).

Подвижные игры. В играх с простыми движениями – с мячом, обручем, лентой, флажком – дети передают общий характер движения, реагируют на одни сигналы и удерживаются от других, координируют движения рук, ног, сочетают движения с речью. Подвижные игры с сюжетом могут быть с равноправными участниками и с отношениями управления-подчинения; в первом случае каждый ребенок вносит посильную долю в общую игру, во втором – требования к поведению каждого играющего повышаются, выявляя у детей организаторские качества. Подвижные игры спортивно-развлекательного характера (кегли, мячи, шары) проводятся для закрепления активного поведения и речи, способствуют общению детей и вне игровой деятельности.

Игры-драматизации. В играх-драматизациях (стихотворный текст, проза, настольный, пальчиковый театр) слово связано с действиями персонажа, с рисованием, конструированием декораций. Они развивают у детей фантазии, творческую самодеятельность, организаторские, режиссерские способности. Совершенствуется внимание детей, зрительная ориентировочная реакция на собеседника, подражательность как основа самостоятельности. Данные игры готовят детей к развернутому, связному и последовательному изложению мыслей, упорядочивают их речевую деятельность.

Творческие игры. Главным моментом творческой игры является выполнение роли. Ребенок создает образ, подкрепляя его действиями, словами в процессе общения с другими участниками игры. Поэтому данный вид игры формирует у детей умение выполнять правила, соблюдать требования партнерства, разрешать возникающие конфликты. Творческие игры обогащают социальный опыт детей, способствует воспитанию у них активного поведения и самоорганизации в любой деятельности, прежде всего в речевой.

Обобщая теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии, можно сказать, что игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью. Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, то есть социальных явлений.

2.2. Методика коррекции заикания у дошкольников

в игре И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. И. Успенской

Методика «Устранение заикания у дошкольников в игре» И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. И. Успенской [11] включает систему игр и расслабляющих упражнений, которые систематизированы по периодам коррекции речи заикающихся детей. Авторы считают, что создание целенаправленных игровых ситуаций формирует у детей навыки самостоятельной речи и помогает им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям на завершающих курс занятиях.

Коррекционная работа условно разделена на 9 направлений.

Раздел 1. «Расслабляющие упражнения (релаксация)» включает упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения. Заикающимся детям свойственна повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. При затруднениях в речи возникает повышенная мышечная напряженность, как во всех органах артикуляции, так и во всем теле. Система расслабляющих упражнений представлена в игровой форме, сопровождается рифмованными фразами.

источник

Современное развитие нашего государства, сложные государственно-экологические условия, вечные экологические проблемы создают нестабильную, тревожную атмосферу в обществе, в коллективе, в семье. Каждый ребенок ощущает на себе все волнение сегодняшнего дня. И каждый ребенок по-своему реагирует на травмирующее влияние окружающего мира: агрессивностью, замкнутостью, невралгическими реакциями, боязливостью, страхами, тревожностью. Современные жесткие условия жизни способствуют повышению уровня тревожности, как у взрослых, так и у детей. В настоящее время все более увеличивается количество тревожных детей.

Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание, беспокойство неблагополучия со стороны окружающих. Она является глубинным, эмоциональным состоянием, возникающем в результате неудовлетворения важных потребностей.

Результаты изучения влияния тревожности на различные сферы поведения личности, например учеба, влияют на здоровье детей. Захаров А.И. утверждает, что изучение особенностей тревожных детей, необходимо еще в дошкольном возрасте, когда велика возможность коррекции. Ю.М. Антонян считает, что тревога – это состояние психики, охватывающее любое состояние человека и толкающее его на поиск источника переживания в мире. Еще если у ребенка не удовлетворяются эмоциональные потребности, то может не сформироваться потребность в общении с людьми вообще, что ведет к отчуждению, к непринятию окружающей среды, ожиданию со стороны мира.

Одним из самых распространенных расстройств детской речи, вызывающей невролизацию в качестве реакции личности на речевой дефект, является заикание.

Дети с нарушенной коммуникативной функцией – дети с нарушением организации речи (заиканием). Помимо судорожных запинок, заикание включает в себя нарушение высшей нервной деятельности, связана в одних случаях с органическими поражениями ЦНС, в других случаях с неврологической реакцией. Наблюдаемая при заикании хронификация процесса вызывает, как правило, вторичную невролизацию в качестве реакции личности на основное заболевание, что делает заикание сложнейшим патологическим процессом, который может сопровождать человека всю жизнь.

У определенного числа заикающихся отмечено невротическое формирование личности. Оно возникает в тех случаях, когда психонаправляющая ситуация приводит к развитию у ребенка невротических реакций. А затем таких личностных черт, как боязливость, пассивность, неуверенность в себе, склонность к страхам, тревожность.

Переживания как форма выражения эмоций и чувств, связывается у заикающихся с наличием речевого дефекта, с трудностями в речевом процессе, с неблагополучием в речевом общении с окружающими, с обидным отношением со стороны окружающих, с неудовлетворенностью собой, своей речью, своими поступками и прочее.

Более или менее выраженные неприятные переживания, связанные у заикающихся с нереализованной потребностью свободного речевого общения с окружающими, могут сопровождаться эмоциями, чувствами и состояниями неудовольствия, подавленности, апатии, опасения, напряженности, гнева, тревожности, страха. Частой и сильной сменой настроения и др.

Имеющиеся у заикающихся детей речевые и психические нарушения накладывают отпечаток, прежде всего на процесс речевого общения, искажая и деформируя его.

Исходным пунктом психокоррекционной и логопедической работы является психолого – педагогическая оценка индивидуальности психологических и личностных качеств заикающегося ребенка.

Психологические данные дополняют клиническую картину речевого нарушения, содействуют пониманию динамики речевого расстройства, его взаимодействия с другими психическими процессами и личностными качествами индивида, уточняют прогноз психического развития заикающегося; способствуют определению дифференцированных методов работы.

Захаров А. И. К изучению роли аномалий семейного воспитания в патогенезе неврозов детского возраста. — В кн.: Неврозы и пограничные состояния. — Л., 1972, с. 53-55.

Винкшна И. А. К характеристике системы отношений личности больных, страдающих неврозами. — В кн.: Клинико-психологические исследования личности. — Л., 1971, с. 87-89.

источник

Влияние литературных жанров в устранении страхов, тревожности у заикающихся дошкольников

Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния

1.1. Особенности проявление детских страхов у детей дошкольного возраста 7

1.2. Понятие и специфика детской тревожности 15

1.3. Проблема заикания в дошкольном возрасте 24

1.4. Проблема использования литературных произведений при коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста 33

Глава 2. Практическое исследование влияния литературных жанров в устранении страхов, тревожности у заикающихся дошкольников

2.1. Организация и методы исследования 45

2.2. Результаты исследования констатирующего эксперимента 55

2.3. Формирующий эксперимент 63

2.4. Результаты контрольного эксперимента 67

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Однако в настоящее время довольно часто педагогами, воспитателями и логопедами отмечаются отклонения в развитии речи у дошкольников, которые в научной литературе получили название — заикание. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что патология речевого развития в детском возрасте не может рассматриваться как изолированный, «локальный» дефект. Недоразвитие речи оказывает большое влияние на формирование всей психической деятельности ребенка. При диагнозе «заикание» происходят отрицательные изменения в развитии не только речи, но и эмоционально-волевой сферы. На фоне переживания осознания своей речевой несостоятельности могут возникать чувства беспокойства и неуверенности, тревожности и страха. Этот факт и предопределяет социальную актуальность данной работы.

. методику констатирующего эксперимента по выявлению эмоционального развития дошкольников с ЗПР. Методы исследования: .Теоретический . возникают различные комплексные состояния: .Тревожность — это комплекс эмоций, включающих страх, горе, гнев, стыд, . II. Игры с использованием литературных персонажей Игра «Экскурсия на выставку . медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы .

Проблема изучения тревожности и страхов в дошкольном возрасте в научной психологической литературе освящена достаточно подробно в работах В.И. Гарбузова, Л.Я. Гозмана, А.И. Захарова, К.Э. Изарда, Я.Л. Коломинского, М.З. Неймарка, Т.А. Немчина, З. Фрейда и др.

В работах известных логопедов (Л.С. Волковой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г. В. Чиркиной, С.Н. Шаховского, Г. Р. Шашкиной, В.М. Шкловского и др.), занимающихся проблемами детского заикания, также указывается, что многие дети с недостатками речевого развития отличаются повышенной тревожностью и чувством переживания страха.

Среди наиболее действенных методов коррекции тревожности и страхов в дошкольном детстве считается метод влияния литературных жанров или чтения книг, который получил название «библиотерапия», а конкретно метод чтения сказок (сказкотерапия).

При применении данного метода в логопедии было введено понятие логопсихотерапии (Ю.Б. Некрасова), работы которой оказали влияние на последующее исследование данного вопроса. Однако большая часть исследований данной проблемы основывается на работе с младшими школьниками и подростками (А.А. Афрюткина, Н.Л. Карпова, И.В. Янченко и др.).

Применительно же к дошкольному возрасту этот аспект освещается только в работе Н.В. Глуховой. Таким образом, научная актуальность данной работы определяется недостаточной исследованностью влияния литературных жанров в устранении эмоциональных нарушений (страхов и тревожности) у заикающихся дошкольников.

. материал по имеющейся проблеме. Объект исследования — дети 4-7 лет. Предмет исследования — детские страхи и уровень тревожности. Гипотеза исследования: коррекция детских страхов. Только самые близкие люди . психологии Кафедра возрастной психологии Курсовой работа по теме: «возникновение детских страхов у дошкольников 4-7лет». Научный руководитель: Бахотская Мария Александровна Выполнила: студентка .

Практическая актуальность работы обусловлена возможностью использования логопедами, психологами, педагогами и воспитателями апробированной на практике программы коррекции тревожности и страхов у заикающихся дошкольников.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.

На современном этапе развития коррекционной психологии и логопедии констатируется, что у определенной части заикающихся детей дошкольного возраста наблюдается достаточно высокий уровень тревожности и переживания чувства страхов. Этот факт предопределяется целым рядом психологических (особенности психофизиологического развития ребенка в этот возрастной период) и медико-социальных (тяжесть речевого нарушения, условия воспитания в семье и социального окружения) факторов. В то же время, на сегодняшний день остается мало изученным вопрос влияния литературных жанров в устранении страхов, тревожности у заикающихся дошкольников.

Цель исследования — изучение влияния литературных жанров в устранении страхов и тревожности у заикающихся дошкольников.

Объект исследования — процесс коррекции страхов и тревожности у заикающихся дошкольников.

Предмет исследования — влияние литературных жанров на процесс коррекции страхов и тревожности у заикающихся дошкольников.

1. У заикающихся детей дошкольного возраста, в большей степени, чем у дошкольников с нормальным речевым развитием, наблюдается высокий уровень проявления тревожности и переживания страхов.

Читайте также:  Как невролог поможет при заикании

2. Высокий уровень тревожности и переживания страхов у заикающихся дошкольников в возрасте 5−6 лет можно снизить с помощью использования сказок, как одного из вида литературного жанра.

1.Проанализировать современное состояние проблемы влияния литературных жанров в устранении страхов и тревожности у заикающихся дошкольников.

2. Эмпирически изучить основные характеристики страхов и тревожности у заикающихся дошкольников.

КУРСОВАЯ РАБОТА Особенности страхов дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях Введение страх ребенок семья дошкольный Актуальность исследования. Семья является важным институтом . и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности. Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка и .

3. Составить и апробировать программу коррекции тревожности и страхов с помощью использования литературных жанров (сказок).

Методологической основой работы являются концептуальные разработки А.И. Захарова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, М.З. Неймарка, Ю.Б. Некрасова, Т.А. Немчина, А. М Прихожан и др.

Наше исследование осуществлялось в несколько этапов:

Первый этап — изучение литературы по проблеме

Второй этап — проведение констатирующего эксперимента с группой старших дошкольников с нормальным речевым развитием и заиканием, выделение контрольной и экспериментальной группы.

Третий этап — проведение формирующего эксперимента, разработка и апробирование программы коррекции переживаний страха и тревожности с использованием литературных произведений у детей в возрасте 5−6 лет.

Четвертый этап — проведение повторного контрольного исследования в экспериментальной группе. Анализ, обработка, сравнение, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение эффективности разработанной нами программы.

Пятый этап — обобщение, составление, систематизация полученных фактов в ходе теоретически и практически изученных работ.

В эксперименте приняли участие две группы детей в возрасте 5−6 лет с нормальным речевым развитием и заиканием, в количестве 40 человек (по 20 человек в каждой группе).

В качестве экспериментальной базы исследования был выбран ДОУ № 2123 (для нормальных детей) и № 43 для дошкольников с проблемами речевого развития.

Методы исследования — эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния

1.1. Особенности проявление детских страхов у детей дошкольного возраста

Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека и издавна служит объектом изучения специалистов самых разных отраслей науки — философов, социологов, психологов, психиатров, физиологов , каждый из которых по-своему представлял этот феномен человеческой психики…

. чаще, чем у девочек. Именно поэтому целью исследования является выявление уровня тревожности у дошкольников. Исследование проводилось с детьми 5-6 лет 23 и 30 марта . так называемого кризиса 7 лет. 1.2 Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка Тревожность — одна из наиболее сложных проблем современной психологической науки .

Тема данного диплома была посвящена актуальной и все еще недостаточно изученной теме влияния литературных жанров в устранении страхов, тревожности у заикающихся дошкольников.

Теоретический и эмпирический анализ данной проблемы позволяет нам сделать ряд выводов.

Понятие «страх» в научной психологии определяется как отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей.

Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.

В дошкольном возрасте проявления тревожности и страха встречаются достаточно часто и имеют выраженность в таких психологических характеристиках, как беспокойство, беспомощность, боязнь нового (новых игр, новых видов деятельности ), самокритичность, низкий уровень самооценки, соматические заболевания.

Проявления тревожности и страхов особенно часто встречаются у детей с нарушениями развития, в том числе и с заиканием. Заикание — это нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Дошкольники с заиканием характеризуются чувством уязвимости, беззащитности, боязливости, робости, внушаемости, острым чувством переживания своих неудач и своего дефекта, боязни речи

Для психокоррекции негативных эмоциональных состояний сегодня часто применяется метод чтения книг, или библиотерапия.

Библиотерапия — специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.

При коррекции тревожности и страхов у дошкольников применяется метод сказкотерапии. Сказкотерапия — это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способ-ностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

. диагностики. Изучение тревожности дошкольников чрезвычайно важно в связи с проблемой эмоционально-личностного развития детей, сохранением их . страх смерти. Из других типичных страхов следует отметить страх глубины. Связующим звеном страхов у старших дошкольников будет страх смерти. Это обусловлено развитием . миром нарушаются. В этом случае речь идет о тревожности как особом свойстве человека, особом .

При коррекции заикания у детей и взрослых применяется метод логопсихотерапии, при помощи которого оказывается не только воздействие на речевое развитие, но и на психоэмоциональное состояние ребенка.

Опираясь на данные теоретических исследований, нами была разработана экспериментальная программа исследования.

В эксперименте приняли участие две группы детей в возрасте 5−6 лет с нормальным речевым развитием и заиканием, в количестве 40 человек (по 20 человек в каждой группе).

В качестве экспериментальной базы исследования был выбран ДОУ № 2123 (для нормальных детей) и № 43 для дошкольников с проблемами речевого развития.

В исследовании были использованы следующие методики:

1. Для диагностики наличия страхов с ребенком можно провести беседу по схеме, предложенной А. И. Захаровым в книге «Как помочь нашим детям избавиться от страха».

2. Проективная методика «Метаморфозы».

3. Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амен.

4. Рисунки на тему «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём».

Результаты констатирующего эксперимента показали, что выраженность переживаний страха и тревожности у заикающихся дошкольников выше, чем у их сверстников с нормальным развитием речи. Так, если в группе детей без отклонений высокие баллы по методикам получили 4 ребенка (20%), то среди заикающихся испытуемых таких детей оказалось в два раза больше (8 ребят — 40%).

Таким образом, мы подтвердили первую часть нашей гипотезы о том, что у заикающихся детей дошкольного возраста, в большей степени, чем у дошкольников с нормальным речевым развитием, наблюдается высокий уровень проявления тревожности и переживания страхов.

Опираясь на полученные данные, мы составили экспериментальную группу исследования, куда вошли заикающиеся дети с наихудшими показателями в количестве 10 человек. Эти дети приняли участие в программе формирующего эксперимента.

. дом», тест «Тревожность» (Р. Тэнмл, Н. Дорхи, В. Амен). 2. Констатирующий эксперимент по диагностике страхов детей-дошкольников. 3. Разработка . 96с. 15. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – Серия «Психология ребенка». – Спб.: СОЮЗ, 2003. – 448с. 16. Захаров . В. Амен). База исследования: МДОУ Центр Развития Ребенка, Детский сад №3, г. Новокубанска; дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет .

Цель программы — коррекция переживаний страхов и тревожности у детей дошкольного возраста с проблемами заикания. Основу программы составил цикл занятий, основанных на работе со сказками, Т. Шишовой.

Работа с детьми, а также повторное тестирование показало эффективность используемых методов. Так, из 8 детей (80%) с высоким уровнем тревожности и страхов, у 4 ребят (40%) показатели снизились, а еще 2 (20%) дошкольников набрали по большей части шкал низкие оценки. Таким образом, мы можем говорить о подтверждении и второй части гипотезы, о том, что высокий уровень тревожности и переживания страхов у заикающихся дошкольников в возрасте 5−6 лет можно снизить с помощью использования сказок, как одного из вида литературного жанра.

В целом, обобщая полученные результаты, следует отметить, что исследования в данном направлении необходимо продолжать в рамках разработки и апробации специализированного материала для детей-дошкольников с заиканием, в которых работа со страхами и тревожностью сочеталась бы в литературных произведениях с коррекцией развития речи.

1. Афрюткина А.А. Проективная функция библиотерапии в методике логопсихотерапии. — М.: Школьная библиотека, 2005.

2. Библиопсихология и библиотерапия/ Под ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карповой, О.Л. Кабачек. — М.: Школьная библиотека, 2005. — 480 с.

3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте», (психологическое исследование).

— М.: Просвещение, 2002. — с. 231−235.

4. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика/ Комарова Т.С., Баранов С.П./ Учебное пособие — М. 1997.

5. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. — М., 1995.

6. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. — М.: Педагогика, 1988.

7. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии. Нарушение детской речи и их устремление в учебно-воспитательные процессы. — М.1997.

8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1997.

9. Гарбузов В. И. Нервные дети: советы врача. — СПб.: Медицина, 2003. — 176 с.

10. Глухова Н.В. Своеобразие применения метода библиотерапии на пропедевтическом этапе групповой семейной логопсихотерапии с заикающимися дошкольниками. — Таганрог, 2005.

11. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М.: Просвещение, 2004.

12. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М.: МПСИ, 1998.

13. Загородникова Е.З. Что дала мне библиотерапия. — Владивосток, 2005.

14. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: СОЮЗ, 2000.

15. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. — СПб.: Союз, 1997. — с.224.

16. Захарова А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. — М., 1982.

17. Зернова Л. П. Использование малых фольклорных форм в обучении рассказыванию с элементами творчества детей с нарушениями речи // 5-е Царскосельские чтения научно-теоретической межвузовской конференции с международным участием. — СПб., 2001.

18. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2000. — 310 с.

19. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. — СПб.: Злотоуст, 1998. — 352 с.

20. Изард К.Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер-Прес, 1999.

21. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2002.

22. Имедадзе И. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте. Психологические исследования. — Тб., 1980. — с. 54−57.

23. Иншакова О. Б. Логопедическое обследование. — М., 1999.

24. Карпова Н.Л. Библиотерапия в семейной логопсихотерапии. — М.: Школьная библиотека, 2005.

25. Карпова Н.Л. (Москва), Яковистенко А.Д. Особенности метода библиотерапии в групповой семейной логопсихотерапии. — М.: Школьная библиотека, 2005.

26. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников — Мн., 1997.

27. Коррекция повышенной тревожности у детей./ Под ред. Н.В. Петровой. — М.: Психологический центр «АДАЛИН», 2006. — 120 с.

28. Кругликова А.Ю. Организация библиотерапевтического процесса в работе с подростками в рамках семейной групповой логопсихотерапии. — Таганрог, 2005.

29. Логинова Е.А. Патология речи. История изучения, диагностика, преодоления. — СПб., 1992.

30. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

31. Логопедия: методические традиции и новаторство/ Под ред. С.Н.Шаховской, Т.В. Волосовец. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

32. Логопедия: Учебное пособие/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др. — М.: Просвещение, 2004.

33. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для взрослых. — М., 2005.

34. Мордовцева Т.В. Диалогические цели в библиотерапии: на пути к согласию терапевта и участника группы. — Таганрог, 2005.

35. Мухина В.С. Детская психология/ Под ред. Л.А. Венгера — М.: Просвещение, 2005.

36. Неймарк М. З. Аффекты у детей и пути их преодоления. — М., 2003. — с. 38−40.

37. Некрасова Ю.Б. Библиотерапия на подготовительном этапе социальной реабилитации заикающихся подростков и взрослых. — М.: Школьная библиотека, 2005.

38. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. — кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно — психологическое исследование с элементами математической статистики — 3-е изд. — М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2000. — 632 с.

39. Немчин Т. А. Состояние нервно — психического напряжения у детей. — СПб., 2003.

40. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология. — М., 1996.

41. Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской терапии и психологического консультирования. /Под ред. Н. А. Бодалева, В. В. Столина. — М.: Издательство МГУ, 1999.

42. Оганесян Н.Г. Библиотерапия. Самоактуализация психических состояний через поэзию. — М.: Издательство «Ось-89», 2002.

43. Осипова А.А. Общая психокоррекция. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 512 с.

44. Основы специальной психологии/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — С. 227−267.

45. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 2004.

46. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ.сред. пед. Учеб. Заведений /Авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. — М.; Издательский центр «Академия», 1998. — 160 с.

47. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Дом «БАХ РАХ», 1998. — с. 679.

48. Прихожан А. М. Психологический справочник или как обрести уверенность в себе. Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1994. — с. 191.

49. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психоаналитическая природа и возрастная динамика. — М., 2002.

50. Развитие личности ребенка от трех до пяти лет. Составитель Ильина В.Н. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. с. 146.

51. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. — 2-е изд., испр. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

52. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение. — СПб.: Речь, 2006. — 320 с.

53. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер 2007. — 713 с.

54. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2006. с. 261.

55. Ситникова Н.А. От «Гадкого утенка» до «Чайки по имени Дж. Ливингстон». — М.: Школьная библиотека, 2005.

56. Специальная дошкольная педагогика и психология/ Под общ. ред. В.И. Селивестрова. — М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2001.

57. Специальная дошкольная педагогика/ Под ред. Е.А. Стребелевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

58. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. — М., 1989.

59. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. — Екатеринбург, 1996.

60. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

61. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 240 с.

62. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М., 2001.

63. Шипилова Е.В. Основы логопсихологии. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. — 224 с.

64. Шишова Т. Страхи — это серьезно. — М.: Издательский дом «Искатель», 1997. — 93 с.

65. Шкловский В.М. Заикание. — Москва, 1994. — 248 с.

66. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. Кошелевой. — М.: Инфра-М, 1997. — 216 с.

67. Янченко И.В.Диалог в библиотерапии. — Таганрог, 2005.

68. Янченко И.В. Использование метода контент-анализа в исследовании библиотерапевтического материала. — Таганрог, 2005.

источник