Меню Рубрики

Заикание как невроз у детей

Каждый из нас наверняка не однократно сталкивался с нарушением у детей ритма, плавности и темпа речи. Этот дефект, который способен резко ограничить коммуникативные возможности, называется заиканием. Данное психическое заболевание представляет собой нарушение речи, которое проявляется наличием судорог мышц речевого, дыхательного и голосового аппарата.

На протяжении долгого времени заикание рассматривали лишь, как форму речевого расстройства, но со временем данное заболевание стали также считать одним из видов невроза, при котором заикание является лишь его внешней стороной. Проявляется невротическое заикание прерыванием плавного течения речи мышечными судорогами, задержкой дыхания и повторением отдельных звуков, не зависимо от воли человека. Данное психическое расстройство также характеризуется разнообразными нарушениями темпа и ритма речи, артикуляции и голоса, затруднением в нахождении подходящих слов, отсутствием четкой формулировки фраз, перестановкой выражений, поэтому его нередко называют «заиканием спотыканий»

Данный вид невроза чаще всего возникает у детей в возрасте от трех до пяти лет, в период формирования мышления, задавания множества вопросов познавательного мира. Следует также отметить, что девочки страдают данным заболеванием реже, чем мальчики.

Этиология невротического заикания.

Почему возникает данное психическое заболевание и кто наиболее ему подвержен? Главными причинам возникновения невротического заикание являются:

  • психические травмы шокового характера (испуг, внезапное волнение, изменение места жительства, расставание с родителями, транспортная катастрофа, нападение животного, смерть близкого человека);
  • затяжные психотравматические ситуации (неправильное воспитание, конфликты в семье, болезнь близкого человека);
  • плохая наследственность (наличие невротического заикания у близких родственников);
  • внешние факторы (перегрузка информацией и двуязычие в семье, попытки родителей ускорить темп речевого развития и чрезмерная требовательность к речи ребенка, а также подражание ребенка речи заикающегося человека).

Клиническая картина невротического заикания.

Клиническая картина данного заболевания характеризуется наличием у больного тонических судорог в дыхательно-вокальной мускулатуре, которые через какое-то время начинают сопровождаться тоникоклоническими судорогами артикуляционной мускулатуры, при этом наблюдается повышение тонуса вокальных мышц, нарушение речевого дыхания, а также дополнительные движения в мышцах лица, шеи и конечностей. Со временем ребенок начинает замечать данный дефект, вследствие чего, отказывается говорить в присутствии посторонних, стесняясь данного психического расстройства. Далее возникает страх речи, сопровождающийся выраженными вегетативными расстройствами: потливостью, тахикардией, нарушением ритма дыхания, повышенным артериальным давлением, который усиливает заикание при волнении или психическом напряжении. Такое состояние ребенка может привести к дезадаптации, снижению уровня знаний, постоянным переживаниям и замкнутости.

Дети, страдающие невротическим заиканием, нередко прибегают к различным приемам, чтобы облегчить произношение трудных слов: включают вводные слова, заменяют трудные слова более легкими для произношения.

Немаловажным является факт того, что невротическое заикание носит переменный характер, с наличием периодических усилений заикания и сопутствующих невротических расстройств под воздействием негативных психических воздействий. Таким образом, в привычной для ребенка обстановке, заикание становиться почти незаметным, усиливается лишь в резко выраженных условиях волнения и напряжения.

Лечение невротического заикания

Лечение данного заболевания довольно длительное, и, в большинстве случаев, успешное. Наиболее результативной в борьбе с невротическим неврозом является комбинированная терапия: сочетание психотерапевтического и фармакологического лечения, цель которой – устранить чувство неполноценности, сформировать уверенность в себе, обучить ребенка самоконтролю и естественному поведению в стрессовых ситуациях.

При лечении данного расстройства у детей применяют методы поведенческой терапии, направленные на преодоление страха речи, а также эмоционального напряжения свободной и плавной речи. Эффективными являются методы обучения ребенка релаксации, сказкотерапия и арттерапия.

Психотерапевты рекомендуют ограничение речевых нагрузок, а в некоторых случаях, и режим молчания, при невротическом заикании, которое было спровоцировано шоковой травмой.

При длительной психотравмирующей ситуации, обусловленной неправильным воспитанием либо неблагоприятными семейными отношениями, необходимо ликвидировать негативные воздействия на ребенка.

Главная цель лечения данного вида невроза – оберегать психику ребенка, исключая все замечания по поводу дефектов речи. Немаловажен и правильный речевой режим в семье — спокойная, замедленная речь в присутствии ребенка, способствующая уменьшению страха и напряжения.

При медикаментозном лечении назначают препараты для понижения спазмов артикуляционной мускулатуры, в редких случаях возможно применение психотропных средств, рекомендуют также электросон, иглорефлексотерапию и водные процедуры.

Помощь профессионального логопеда занимает также особое место в борьбе с невротическим заиканием.

Лечение данного вида невроза у детей очень важно, ведь данное заболевание может привести к невротическому развитию личности, поэтому родителям необходимо принимать различные профилактические меры, а в случае возникновения данного заболевания, помочь ребенку своевременно преодолеть данное психическое расстройство!

источник

Заикание – это тяжелое психоречевое расстройство с характерными видимыми признаками. Нарушение может обнаружиться в детском возрасте или же проявиться уже во взрослой жизни.

Развитие заболевания в детском возрасте врачи связывают с отклонениями нервной деятельности, в группе риска дети с неврологическими расстройствами и заболеваниями головного мозга.

Заикание проявляется нарушением плавности и ритма речи, что связано с возникновением судорог в нескольких отделах речевого аппарата:

  • голосовые связки;
  • артикуляционный;
  • дыхательный.

В зависимости от причин развития и течения заболевания в медицине принято подразделять заикание на такие виды, как:

  • невротическое или логоневроз;
  • неврозоподобное (органическое).

В свою очередь невротическое заикание бывает:

  • тоническим – непроизвольные паузы в речи, растянутое произношение слов;
  • клоническим – многократное повторение отдельных слов либо слогов;
  • смешанным – в устной речи присутствуют симптомы тонического и клонического невроза.

Характерной чертой логоневроза является четкая взаимосвязь между нарушениями ритма устной речи и выраженной психоэмоциональной нагрузкой на ребенка, значимостью для него речевой ситуации.

При невротическом заикании у ребенка в спокойной для него обстановке заболевание практически не проявляется, однако, при стрессовых ситуациях, как только малыш начинает волноваться, то запинки в устной речи усиливаются.

Логоневроз у детей, как правило, проявляется в раннем возрасте от 2 до 5 лет, именно в этот период происходит процесс активного формирования речевого аппарата ребенка.

Риск развития заболевания в более взрослом возрасте уменьшается, так согласно данным статистики количество случаев проявления заболевания среди детей возрастной группы от 5 до 6 лет составляет 2%, от 6 до 14 лет – 1%.

Неврологическое заикание сопровождается лицевыми тиками, лицевым мышечным напряжением, частым морганием, дрожанием губ и челюсти.

Неврозоподобное заикание является следствием остаточных органических изменений в работе головного мозга, вызванных патологическими состояниями в период вынашивания беременности, родов или же в раннем возрасте ребенка.

В отличие от логоневроза причины развития органического заикания скрыты в не психоэмоциональном состоянии ребенка, а в физиологии.

Характерные признаки неврозоподобного расстройства речевого аппарата:

Единого мнения об этиологии заикания не существует и по сегодняшний день, но, несмотря на различие взглядов на причины развития заикания у детей, ученые мужи едины в одном – существует ряд определяющих факторов:

  • возрастная категория ребенка;
  • половой диморфизм;
  • особенности речевого онтогенеза;
  • генетический фактор;
  • состояние центральной нервной системы;
  • наличие в анамнезе психической травматизации.

Наибольшее количество случаев заболевания приходится на детей в возрасте от двух до пяти лет, именно в это период происходит активное развитие речевой системы. При этом у мальчиков уровень заболеваемости в сравнении с девочками выше в 4 раза.

Патогенез заикания связан с нарушениями координации голосоведения, артикуляции и дыхательного процесса.

Причинами развития нарушений речи могут служить разные факторы:

  • психологические,
  • физиологические,
  • социальные.

Психологические причины заикания:

  • психоэмоциональное потрясение;
  • невротические реакции;
  • сильный испуг;
  • чувство обиды, ревность, желание привлечь внимание;
  • детские страхи.

К физиологическим факторам относят:

  • наследственную предрасположенность;
  • травму головного мозга;
  • поражение нервной системы в результате родовой травмы;
  • нарушения нервной центральной системы в результате перенесенных инфекционных болезней, рахита;
  • заболевания органов речевого аппарата – носоглотки, гортани.

Спровоцировать заикание могут и социальные факторы, например, такие как перевод из одного детского садика в другой, смена места жительства, изучение иностранных языков в слишком раннем возрасте (перегрузка ребенка речевым материалом), чрезмерная строгость родителей.

Дефекты в устной речи у ребенка могут быть вызваны в результате подражания члену семьи страдающим заиканием.

Принято выделять четыре фазы развития заикания в детском возрасте:

  • I-фаза: для первой фазы характерны небольшие запинки в размеренной плавной речи, незначительное заикание, как правило, в первых словах предложений. Ребенок никак не реагирует на трудности в произношение, боязнь общения отсутствует;
  • II-фаза: количество периодов запинания в плавной речи увеличивается, приобретает хронический характер. Заикание проявляется при быстрой речи, в многосложных словах. Ребенок осознают нарушения в устной речи, но не относит себя к заикающимся людям;
  • III-фаза: на данной фазе происходит закрепление судорожного синдрома, заикание происходит при произношении определенных звуков либо слов. Логофобия отсутствует, однако, ребенок пытается заменить «проблемные» звуки и слова другими;
  • IV- фаза: ребенок остро реагирует на реакцию окружающих на его патологию речи, развивается боязнь говорить, ребенок старается избегать речевых ситуаций.

Развитие речевой патологии характеризуется такими первоначальными признаками, как неуверенность в речи, кратковременные паузы, повторы отдельных звуков и слогов, нарушение плавности.

Зачастую дети, страдающие заиканием, идут на уловки пытаясь заменить трудно выговариваемые слова более легкими словоформами, вводят в устную речь добавочные слова.

Как отмечалось выше, к нарушению речи приводят судороги мышц гортани, языка, неба, диафрагмы. Обычно голосовые судороги возникают при произношении гласных звуков.

Выделяют три вида спазмов голосового аппарата:

  • смыкательная судорога;
  • вокальная;
  • гортанная толчкообразная.

Дыхательные судороги подразделяют на инспираторные и экспираторные, в первом случае судороги возникают на вдохе, для второго характерно резкий внезапный выдох. Экспираторные конвульсии сопровождаются мощным сокращением мышц живота, опущением нехватки воздуха.

Клиническая картина заикания дополняется нервными лицевыми тиками, гримасничаньем, психологическим дискомфортом, замкнутостью, раздражительностью, плаксивостью, нарушением сна, в некоторых случаях приступами агрессии.

При диагностировании лечащий врач изучает историю болезни, учитывает психопатологическую симптоматику. Диагноз устанавливается на основании консультаций логопеда, психолога, невролога, после прохождения нейропсихологического тестирования.

Целью коррекции заикания является послабление либо полное устранение судорог речевого аппарата, сопутствующих патологий, укрепление нервной системы, воздействие на психоэмоциональное состояние заикающегося, коррекция поведения ребенка в социуме.

Коррекция – это сложная совместная работа маленького пациента и профильного специалиста.

Методов лечения детского заикания существует несколько, каждая авторская методика основывается на представлении автора о причинах развития нарушений речи.

К самым известным программам коррекции заикания у детей относятся:

  • методика Власова и Рау,
  • методика Мироновой,
  • методика Селиверстова.

Методы коррекции нарушения речи основываются на поэтапном усложнении речевых упражнений. Коррекционную программу можно условно разделить на три основных этапа:

  1. Задача первого этапа – создание доброжелательной обстановки, демонстрация образцов правильной устной речи, приобретение ребенком навыков простой ситуативной речи, расширение словарного запаса, знакомство с определенными предметами, их описание широко используется декламация, произношение заученных фраз.
  2. Тренировочный этап предусматривает обучение детей разными формами речи – ритмической, сопряжено-отраженной, шепотной. Широко используется форма общения «вопрос-ответ», игры, формы ручного труда — рисование, лепка, конструирование.
  3. На заключительном этапе методики корректировки речевых дефектов предусматривают закрепление полученных навыков, моделирование поведения при различных речевых ситуациях.

При выборе методики коррекции родителям и специалистам следует учитывать личностные качества ребенка.

Для лечения заикания в домашних условиях применяют:

  • самостоятельное логопедическое лечение;
  • дыхательные упражнения для голосовых связок и диафрагмы;
  • точечный массаж;
  • использование специальных компьютерных программ.

Непринятие мер по избавлению от заболевания у ребенка с раннего возраста чревато развитием осложнений, к подростковому возрасту нарушение может полностью подчинить себе жизнедеятельность, затормозить развитие личности в социальной среде, способствовать развитию комплексов, и, в конечном счете привести к передаче заикания следующему поколению в семье.

Основной мерой профилактики развития заболевания является избегание стрессовых ситуаций, психических травм. Важная роль в профилактики заикания у детей ложится на их родителей, к профилактическим мерам можно отнести:

  • доброжелательную обстановку в семье;
  • внимательное, ласковое отношение к ребенку;
  • соблюдение режима дня;
  • избегание чрезмерных нагрузок.

При общении с ребенком нужно говорить размеренно, неторопливо. Уделять время для занятий с малышом, используя игровую форму общения, развивать мелкую моторику рук.

Если все же избежать заболевания не удалось и ребенку поставлен диагноз заикание, родителям не стоит впадать в панику. Важно своевременно обратиться к специалистам, строго соблюдать рекомендации врачей, оказать ребенку всестороннюю помощь в преодолении болезни.

источник

Сложные отклонения речи у детей называют логоневрозом или заиканием. Патология связана с психогенными факторами и физиологическим развитием. Характеризуется нарушениями целостности произносимой речи и ее плавности. Проявляется патология многократным повторением согласных звуков, паузами, нерешительностью в речи.

Наиболее распространенные причины заикания у детей:

  • гипертонус и судорожные сокращения рецепторов мозга, управляющих двигательными функциями речевого аппарата;
  • синдром постстресса;
  • факторы генетики;
  • травма ЦНС при рождении;
  • реакции судорожные;
  • травматизация, последствия инфекции, отклонения функционирования эндокринной системы;
  • нарушения речевые и психомоторные (раннее развитие связной речи);
  • наличие в семье взрослого заикающегося человека, постоянно контактирующего с ребенком;
  • психогенная ситуация в семье (долгая разлука с одним из родителей, развод, скандалы, высокие требования к речи и др.).
Читайте также:  Афобазол помогает при заикании

Плохая семейная ситуация — частая причина появления заикания в раннем возрасте

Причины заикания у детей 3 лет сопряжены с неправильным развитием координационной артикуляции. В этом возрасте наиболее часто возникают первые симптомы болезни. Малыши легко перевозбуждаются, что приводит к судорожным сокращениям мышц. Особенностью этой возрастной категории является отсутствие стабильных тормозных реакций. У ребенка, часто плачущего, нервного, слишком восприимчивого эмоционально, больше шансов стать заикой, чем у флегматичного малыша. Лечение заикания может затрудняться ввиду частых инфекционных болезней, которые ослабляют работу ЦНС.

Малыш часто запинается, когда родители слишком сильно давят на него и перегружают информацией. У каждого отдельного ребенка развитие начинается по-разному. Одни более восприимчивы к математике, другие к чтению, третьи к письму. Принуждение к заучиванию длинных сложных фраз вызывает нарушения речи в результате нервного расстройства. Серьезной ошибкой является принуждение к засыпанию в темноте, когда ребенок панически этого боится. Начинаются энурезы, появляются фобические расстройства, малыш становится неуверенным в себе, раздражительным и плаксивым, т. к. его не сформировавшийся организм не имеет возможности нормально отдыхать и восстанавливать свои силы.

Проблемы речи могут быть спровоцированы нарушением функциональности мозговых центров. Часто это происходит еще во время родов. В момент, когда начинает проявляться заикание, патология уже носит остаточный характер, поэтому важно следить за состоянием младенца и вовремя пролечить его соответствующими препаратами еще до года, обратившись к неврологу. Последствия натальной травмы видны по поведению ребенка: он плохо спит (по 15 мин. днем и практически всю ночь), жадно ест, раздражителен, ручки во сне плотно сжаты, ступни ножек почти не реагируют на прикосновение, гиперактивен. Обычно таким малышам назначают курс специальных массажей, ЛФК, глицин и др. препараты, исходя из результатов УЗИ головы, симптоматической картины.

Важно понимать, что заикание не появляется без причины. Сложности могут наблюдаться только в определенных ситуациях, когда малыш чувствует себя некомфортно.

На ранних стадиях (3–5 лет) лечение логоневроза у детей проходит успешнее, чем в подростковом возрасте. Приступы чаще наблюдаются при переутомлениях, в период болезни. Существует также некая зависимость проявления симптомов от погодных условий, сезона, питания. Хронические заболевания не способны повлиять на появление отклонений речи, но усиливают существующие. Например, хронический аденоидит замедляет речь, т. к. носовые пазухи перекрыты, и дыхание осложнено.

Для избавления от проблемы существует масса методов. Их подберут невролог и логопед. Обычно для малыша 4 лет исцеление базируется на комплексе мероприятий:

  • коррекция речи логопедом;
  • контроль дыхания;
  • массаж;
  • использование компьютеризованных программ коррекции речи;
  • медикаментозное лечение;
  • работа родителей.

Логопедическая работа с заикающимися детьми направлена на освобождение речи от напряжения. Этому способствует ежедневная артикуляционная гимнастика. Проводят ее перед небольшим зеркальцем. У малышей артикуляционный аппарат работает недостаточно слаженно. Им изначально сложно поднимать язык к небу, сворачивать его трубочкой, т. е. необходимо разработать мышечную систему. Цель заключается в постановке правильной уверенной артикуляции, плавной, ритмичной речи. После гимнастических упражнений можно переходить к более сложным заданиям — постановке звуков.

До 5 лет звуки детям не ставят. Логопедические методы лечения заикания больше направлены на работу с артикуляцией, разработку мелкой моторики, развитие дыхательной системы и познание окружающего мира. Особенно важно правильное дыхание, когда лечится заикание у трехлетних детей, в анамнезе которых просматривается раннее развитие связной речи. Для пятилетних малышей разрабатываются специальные упражнения, направленные на развитие устной речи, общение с окружающими. По мере возрастания речевой самостоятельности ребенка упражнения усложняют.

Логопедическая коррекция — эффективный способ лечения заикания

Система упражнений подбирается по возрастным особенностям малыша. Цель — разработать диафрагму и ввести ее в процесс речеобразования, что позволит сделать подвижнее связки. В процессе речи, они будут полностью смыкаться. Дыхательные упражнения для ребенка часто дополняют различными методиками релаксации.

Малышам обычно предлагают надувать воздушные шары, мыльные пузыри. Хорошим вариантом будет посещение бассейна. Там учат правильному дыханию и различным упражнениям, развивающим диафрагму.

Физиолечение при заикании у детей базируется на массаже. Точечные виды позволяют воздействовать на плохо функционирующие нервные рецепторы посредством механического раздражения чувствительных точек на теле. Результат может быть заметен уже после первого сеанса массажа.

Помочь ребенку быстрее справиться с заиканием способны специально разработанные программы, синхронизирующие центры речи и слуха. Произнося слова и фразы в микрофон, ребенок слышит свою речь через наушники уже измененной. Программа задерживает слова на доли секунды.

Со временем малыш подстраивает свою речь под машинную. При помощи этой программы можно прорабатывать реальные жизненные ситуации, в которых возникает яркая симптоматика логоневроза: гнев, сожаление, недовольство. Программа дает собственную оценку тому, как пациент справился, и подсказывает, что нужно откорректировать. Метод является прекрасным дополнением, когда логопедические занятия у школьников не дают желаемого эффекта.

Лекарство от заикания у детей применяется в качестве дополнительного метода. Обычно используются препараты, улучшающие работу мозга, снижающие возбуждение ЦНС и повышающие иммунитет. Гомеопатические средства прописывают для улучшения сна и повышения общей сопротивляемости организма. Их подбирают в индивидуальном порядке, если у малыша нет аллергии на травы.

Гомеопатические средства назначаются детям для повышения иммунитета и улучшения сна

«Тенотен детский» при заикании эффективен, когда патология спровоцирована переутомлением, повышенными нагрузками. Улучшает работоспособность мозга, снижает восприимчивость к стресс-факторам психологического характера. Улучшает память. Показан при повышенной нервной возбудимости, раздражительности, нарушении внимания и координации, расстройствах вегетососудистой системы.

«Фенибут» при заикании у детей оказывает положительное влияние на работоспособность мозговых центров. Относится к группе ноотропов, обладает умеренным эффектом транквилизатора. Препарат улучшает кровообращение в мозгу. Таблетки от заикания для детей «Фенибут» используют в серьезных случаях, когда патология речи сопровождается дополнительными симптомами невроза:

Коррекция заикания у детей младшего дошкольного возраста начинается с улучшения психогенной обстановки. Во многом это зависит от родителей. С них ребенок берет пример. Перед малышом нельзя ругаться. Категорически запрещается закрывать его в комнате, выключать свет на ночь, если он этого боится, и стыдить за речь, страх и др. недостатки.

Методика исправления заикания у детей будет неэффективной, если родители этому не будут способствовать.

Перед малышом говорить нужно правильно, четко и внятно. Никакого сюсюканья и уменьшительно-ласкательных названий предметов. Важно не только самим соблюдать эти правила, но и приучить к этому остальных взрослых, общающихся с ребенком. Работа с детьми на всех уровнях позволяет не дать болезни перейти в хроническую форму и избежать появления рецидивов в подростковом и взрослом возрасте.

Даже если вам удалось вылечить логоневроз (заикание) у ребенка, от рецидивов застраховаться тяжело. Первый обычно наблюдается в возрасте 6–7 лет, когда ребенок идет в школу. Незнакомая обстановка, новый коллектив, некомфортные ощущения и неуверенность в себе являются пусковыми моментами в проявлении повторной симптоматики заикания. Коррекция заикания у младших (6–8 лет) школьников проводится у психолога, логопеда. Обязательно нужно поставить в известность учителя и проконсультировать его, как вести себя с учеником.

Следующий рецидив может произойти в возрасте 10–17 лет. В этот момент начинается активная перестройка организма, появляются социальные проблемы, формируется определенное восприятие мира и своего места в нем.

Как борются с заиканием у подростков:

  • проводится работа с психологическим состоянием;
  • избавиться от заикания подростку поможет медикаментозное лечение не в качестве вспомогательного метода;
  • работают с иммунной системой (соблюдают режим сна, составляют полноценный рацион, применяют умеренные физнагрузки).

Лечение заикания у подростков нацелено на повышение самооценки.

В 16 лет подросток уже самостоятельно может корректировать себя и свое поведение, главное — активно работать с ним в этом направлении. Если ребенок заикается в подростковом возрасте, изучите с ним практикум, который поможет справиться с волнением в стрессовой ситуации:

  • речь должна быть плавной;
  • концентрация на дыхании необходима;
  • слово, вызывающее сложности, заменяется на синоним, можно сделать паузу и произнести его после вздоха; представление зоны комфорта в неспокойной ситуации необходимо для расслабления.

Лечить заикание у подростков принято разными способами. Найдите для ребенка занятие, которое ему нравится. Перед важными выступлениями он должен репетировать свою речь дома с родными, когда психологический фон для него комфортен. Чем больше он будет практиковаться, тем увереннее себя почувствует. Главное, чтобы подросток не чувствовал себя ущербным и не замыкался в себе. Для этого обязательно пообщайтесь с психологом и подберите правильную тактику действий.

Методики лечения заикания у подростков и детей заключаются в улучшении психологической ситуации, коррекции речи, повышении иммунитета. Чтобы избавиться от проблемы, нужно больше читать ему, проводить артикуляционную гимнастику, делать массажи и принимать препараты, способствующие улучшению кровообращения в мозговых центрах.

источник

Выделяют две формы заикания – невротическое и неврозоподобное.

Невротическая форма заикания появляется внезапно в возрасте 2-6 лет. Это дети, рожденные в срок, без внутриутробной инфекции, без осложнений в родах. Они нормально растут и развиваются согласно возрасту, двигательное развитие не задерживается – ребенок вовремя пополз, вовремя пошел.

Такие дети начинают произносить отдельные звуки, слова, у них оформляется речь отдельными фразами – говорят уже словосочетаниями, предложениями. Первые слова ребенок говорит уже в 10 месяцев, фразы – к полутора годам. За несколько месяцев словарный запас детей резко увеличивается. Дети говорят быстрее, чем их сверстники.

Большинство детей до появления заикания уже имеет определенные личностные особенности – смены настроения, боязнь темных комнат, плаксивость, возбудимость, ночной энурез. В незнакомой обстановке такие дети пугаются, боятся перемен, длительно и сложно адаптируются к детскому саду.

Невротическая форма заикания у детей возникает вследствие острой или хронической психической травмы. Острая психическая травма – это внезапный испуг, хроническая – неблагоприятный климат в семье, скандалы. Невротическое заикание развивается у детей при активном введении второго языка, при двуязычии в семье или при увлечении родителей методиками раннего развития ребенка. В этом случае изучение второго языка сопровождается большим нервным напряжением, которое ребенок не всегда может вынести.

Течение невротической формы заикания может быть благоприятным, когда после изменения окружающей обстановки и проведения лечебных мероприятий наблюдается быстрая обратная динамика – речь ребенка полностью восстанавливается. Неблагоприятное течение характерно для детей с наследственной предрасположенностью к заиканию (заикается мама или папа), на фоне сохраняющегося конфликтного настроения в доме.

Общая моторика детей с невротическим заиканием не нарушено, двигаются грациозно, координация сохраняется, жесты и мимика эмоциональны.

Неврозоподобное заикание начинается у детей 3-4 лет, провоцирующих факторов обычно нет – ни стресса, ни сложных отношений в семье. Если подробно поговорить с мамой ребенка, то чаще всего вспомнится тяжелый гестоз при беременности, угроза выкидыша или асфиксия в родах. В период новорожденности такие детки плохо спят, беспокойны. У них нарушена моторика, координация движений, позже начинают ползать, ходить.

По сравнению со сверстниками дети с неврозоподобной формой заикания позже начинают говорить, первые слова говорят в возрасте полутора лет, фразы оформляются к 3 — 3,5 годам. Словарный запас накапливается постепенно, плохо произносятся многие звуки. Начало заикания совпадает с формированием фразовой речи, когда малыш говорит словосочетаниями, предложениями.

Судорожные запинки в речи не зависят от того, попал ребенок в незнакомую ситуацию или говорит с родителями. Заикание усиливается в период заболеваний, при физическом или психическом утомлении ребенка.

У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика, нарушена координация между движениями рук и ног. Дети с трудом запоминают последовательности движений в танцах.

В тех случаях, когда ребенок начинает посещать логопеда сразу при возникновении проблемы, и параллельно обследуется у невролога, возможно полное восстановление речи, преодоление заикания. Систематическая работа с логопедом должна продолжаться не менее года.

Если лечение неврозоподобной формы заикания не начато вовремя, либо проводится отрывисто, наблюдается постепенное утяжеление заикания.

При неврозоподобной форме ребенок заикается всегда, в то время как при невротическом заикании малыш может говорить нормально, без запинок наедине с собой или любимыми игрушками, животными.

источник

Заикание и нервные тики у детей 1-6 лет: о причинах их возникновения и способах лечения мы поговорили с детским неврологом, педиатром Аллой Беляковой и психологом, семейным консультантом Марией Карасевой.

«Заикание и двигательные тики дебютируют у детей в возрасте 2-5 лет. Наиболее частыми предпосылками для возникновения таких состояний являются перинатальное поражение ЦНС (ППЦНС) на первом году жизни, склонность к судорожному реагированию, наследственная предрасположенность. Если у ребенка имеются органические нарушения ЦНС, то неврологи расценивают тики и заикание как неврозоподобные состояния. Они хуже поддаются лечению и требуют более интенсивной медикаментозной терапии. Если же со стороны ЦНС не выявляется никаких нарушений, то такие состояния расцениваются как невроз. Поэтому для уточнения или исключения нарушений ЦНС обязательно нужно пройти обследование (ЭЭГ). Чаще заикание и тики встречаются у мальчиков.

Читайте также:  Адаптол помог при заикании

Обычно толчком для начала невроза (тика или заикания) служит стрессовая ситуация, очень сильные переживания и эмоции. Например, период адаптации к детскому садику. Ребенок попадает в новую для него ситуацию, к новым людям. При этом играет роль и отлучение от матери, отсутствие материнской поддержки. Неблагоприятной ситуацией являются ссоры родителей. Ребенок чувствует себя виноватым в домашних скандалах. Однако и чрезмерно много положительных эмоций, перевозбуждение ребенка, длительный просмотр телевизора могут также спровоцировать начало тиков или заикания. Последние факторы чаще являются значимыми при наличии у ребенка нарушений со стороны ЦНС.

Таким образом, если у ребенка есть отягощающие факторы (ППЦНС на первом году жизни, склонность к судорожному реагированию, наследственная предрасположенность), то для профилактики возникновения неврозов нужно избегать вышеописанных факторов риска. А при поступлении ребенка в детский сад необходимо подготовить его: рассказать о садике, прийти в детсад для знакомства с воспитателем и детьми, не оставляя ребенка одного. В дальнейшем в детский садик дать с собой ребенку его любимую игрушку. В этом случае адаптация пройдет более гладко.

При возникновении первых признаков заикания или тика необходимо срочно обратиться к детскому неврологу. Важно не ждать, когда это пройдет самостоятельно, а сразу начать лечение. Так как при рано начатом лечении эффект значительно лучше.

Также важно не заканчивать курс медикаментозного лечения преждевременно. Даже если невроз внешне уже не проявляется, нельзя прекращать лечение, так как возрастает вероятность рецидива. А повторное возникновение проявлений невроза поддается лечению сложнее, требуются более длительные курсы. Невролог обычно назначает медикаментозное лечение на 1-2 месяца, курс физиотерапии, массажа.

Кроме лекарств очень важно создать для ребенка психологически щадящую обстановку. Не ругать ребенка и не ругаться при нем. Рекомендуется разговаривать спокойно, но твердо; избегать перевозбуждения и переутомления; ограничить просмотр телевизора до 15 минут в день; избегать шумных коллективов и игр.

Во всех случаях рекомендуется консультация психолога. Крайне важно выявить психотравмирующую для ребенка ситуацию и исключить ее. Так как без исключения психотравмирующей ситуации медикаментозное лечение будет неэффективно.

Также нужно воспитывать и развивать в ребенке уверенность в себе. Дети с неврозом нуждаются в особом, теплом и внимательном отношении со стороны родителей».

«Заикание и нервные тики у детей могут возникать по самым разным причинам (генетическая предрасположенность, как результат физической или психической травмы). Но всегда есть и психологический компонент, который иногда является катализатором возникновения заболевания. Для того чтобы пояснить это подробнее и дать алгоритмы психологической коррекции этих заболеваний, немного разберемся, в чем их суть и как правильно распознать их признаки.

Принято считать, что нервный тик — это всегда подергивание глазом. Но на самом деле, если говорить простыми словами, — это подергивание какой-либо частью тела, в основе которого лежит механизм непроизвольного сокращения мышц. Нервные тики могут быть достаточно незаметны, но иногда они носят тяжелую форму и приводят к социальной изоляции. Интенсивность проявления может варьироваться в течение дня, может носить спонтанный и достаточно краткосрочный характер, а иногда это заболевание длится много лет. В связи с этим и эффективность лечения может быть разная — от полного излечения до неэффективности. И в вопросах коррекции и лечения данного заболевания не последняя роль отводится характеру взаимодействия родителей с детьми.

Заикание — нарушение плавности и ритмичности речи, причем эти нарушения не всегда выражены так сильно, как мы привыкли думать. Иногда заикание проявляется как чрезмерная пауза в речи, как будто ребенок задумался над ответом и никак не может сказать что-то. На самом деле эта пауза может быть вызвана судорогами мышц речевого аппарата. Также к заиканию иногда относят повторение каких-то слов, звуков, слогов. Эти повторения являются частью борьбы ребенка с речевым недугом и попытка выразить свою мысль.

Заикание иногда проявляется только в стрессе, когда возрастает значимость ситуации в картине мира ребенка, в связи с которой происходит блокировка мышц на физическом уровне (публичное выступление, разговор с незнакомыми людьми, разговор по телефону, страх наказания и т. п.).

На фоне стресса мышцы зажимаются, ребенок начинает волноваться, понимает, что ему сложно выразить свою мысль, и соответственно волнуется еще больше, и еще больше происходит сжатие речевых мышц. Получается замкнутый круг, который расстраивает как самого ребенка, так и его родителей.

Заикание — разновидность детского невроза. Оно может возникать на фоне физиологических нарушений (черепно-мозговые травмы, поражение нервной системы, нарушение внутриутробного развития, генетическая предрасположенность, лор-заболевания и т. п.). Возникновению заикания могут способствовать и социально-психологические причины. К психологическим причинам относят: стрессовые ситуации, сильные психоэмоциональные и травматические события — потеря близкого человека, сильный испуг, страхи и т. п.

Тем не менее у детей заикание может быть и формой привлечения внимания родителей или проживанием глубокого чувства обиды и ревности и невозможностью справится с этими чувствами.

К социальным причинам можно отнести: частые и резкие смены места жительства (также школы, садика), чрезмерная опека родителей, переутомление ребенка развивающими занятиями (особенно речевыми), чрезмерная стимуляция речевого аппарата (родителями), просто повторение за кем-то из членов семьи, кто заикается (или за другим ребенком).

Лечение нервных тиков и заикания назначает врач невролог. Часто у заболевания встречаются психологические причины, и даже если они не основные, то всегда есть сопутствующая данному заболеванию психологическая атмосфера, к которой относится: характер отношений между родителями (между папой и мамой), характер отношений между другими членами семьи, уровень конфликтности членов семьи, степень тревожности родителей (особенно мамы), стиль воспитания (особенно авторитарный), гиперопека и многое другое.

При возникновении заикания или нервных тиков у ребенка родителям в первую очередь стоит меньше заострять внимание на этой проблеме — не торопить ребенка что-то сказать, не проявлять нетерпения к неправильному поведению ребенка, не раздражаться, не осуждать и ни в коем случае не передразнивать и не смеяться над ним.

Ребенок должен понимать, что, несмотря на его проблему, его любят и ценят, а также относятся к нему с уважением. Более того, если ребенок до этого чувствовал давление со стороны родителей, то просто необходимо это давление снизить. Давление дети ощущают тогда, когда родители наказывают ребенка — физически или психологически. К психологическим видам наказания относятся: обида на ребенка, злость, крик, оскорбления, угрозы и т. п. Это все угнетает работу нервной системы и создает благоприятные условия для развития неврологического заболевания.

Одновременно с этим важно помнить, что чрезмерная тревожность о проблеме (тики или заикание) с фиксацией родителей на ней (даже когда ребенок не слышит об этом), создает у ребенка ощущение, что с ним что-то не так. У него снижается самооценка, и его тревожность также начинает расти.

Это способствует повышению уровня стресса и выраженности симптоматики. Поэтому ребенок должен чувствовать себя в безопасности, и он должен понять, что с этой проблемой можно справиться. Но это понимание может прийти только от родителей, которые также верят в себя, в свои силы и в способности своего ребенка. Именно родители на эмоциональном уровне транслируют ребенку чувство психологической безопасности, без которого сложно ожидать эффективного лечения.

Одновременно с этим родители отвечают и за обеспечение внешней безопасности ребенка, речь идет о защите от насмешек других людей. Иногда, в силу невозможности обеспечить защиту ребенка в дошкольных и школьных учреждениях, на момент заболевания можно рекомендовать домашнее обучение. Но стоит помнить, что все равно какой-то круг друзей просто необходим ребенку — важно, чтобы это были дети, которые смогут спокойно реагировать на проблему и не будут смеяться и передразнивать вашего сына или дочь. Если изолировать ребенка полностью, то может быть обратный эффект — усилится застенчивость, которая также может привести к более частым (сильным) проявлениям заикания или нервных тиков.

После такой изоляции обязательно надо следить за тем, как ребенок адаптируется после перерыва. Важно во время его вынужденного сидения дома заняться психологическими упражнениями, посещать специальные занятия с психологом-логопедом (в случае заикания), просто с психологом. Необходимо поднять ребенку самооценку, чтобы он сам поверил в свои силы. И хорошо, если это будет происходить в содружестве — невролог, психолог, родитель и детский коллектив».

источник

В правильной работе речевого аппарата, помимо носоглотки и мозга, задействована и вся дыхательная система, нервная система и даже зубы. Процесс формирования речи сложный и длительный. Заикание у детей возникает в дошкольный период — это время интенсивного формирования речи и связного мышления.

Если хоть одна из задействованных систем имеет проблему и функционирует некорректно, особенно если дело касается работы мозговых центров или расстройств в нервной системе, проблемы с детской речью будут однозначно. Одним из распространенных диагнозом является неожиданные заикания у детей дошкольников.

Определение недуга — спазмы верхних дыхательных путей, в результате которых нарушено и затруднено произношение звуков, слогов, слов.

Первые труды, пролившие свет на признаки и речевого расстройства у детей, написал И. П. Павлов. Он и дал объяснение устройству нервной системы, сформулировал такое понятие, как невроз.

К подвиду невроза относят и заикание у маленьких детей. Дефект препятствует социальной адаптации, влияет на успеваемости в школе и на самооценку в период пубертата. Прогноз у заболевания благоприятный, зависит от того, в каком возрасте началось данное расстройство (желательно устранить дефект до выхода в коллектив, в школу). Но если детское стрессовое заикание появляется в школе или при нахождении в коллективе — нужно искать причину.

Чаще причины заикания у детей — это приобретенные дефекты в нервопсихопатии и патология развития. Внутренние признаки, оказывающие влияние на развитие речевого аппарата, часто связаны с патологическими нарушениями в работе мозга. Так врачи выделяют основные причины заикания у детей:

  • перенесенные инфекционные заболевания в период беременности;
  • кислородное голодание плода в период беременности или родов;
  • травмы головы и шейного отдела в родах.

Часто у детей заикание появляется вследствие перенесенного заболевания или травмы:

  • инфекционные заболевания центральной нервной системы и мозговых оболочек;
  • сотрясения, ушибы;
  • заболевания ЛОР органов;
  • длительные болезненные состояния, вызывающие общую слабость, недомогание.

Важно понимать, если дефект речи появляется при первых сказанных словах — причина однозначно в нарушении работы головного мозга. Если у ребенка в психосоматике прописывается недоразвитие больших полушарий мозга, то это и есть причина. Тогда заикание у детей проходит самостоятельно до 4,5-5,5 лет.

Внешние факторы проявляются позже, в промежутке 2,5-4 лет, обычно это:

  • темперамент ребенка — холерик;
  • страхи, испуги, ночные кошмары;
  • хронический стресс;
  • жесткие меры воспитания;
  • загруженность кружками, секциями;
  • повышенные требования в развитии.

Важно проанализировать ближайшее окружение ребенка, если живущие с ним родственники разговаривают бегло, произносят слова нечетко — ребенок показывает манеру речи. Специалист с помощью родителей должен обследовать ребенка и выявить истинную причину дефекта речи, тогда лечение будет максимально эффективным.

Огромную роль в психоэмоциональном развитии ребенка играет среда, в которой он растет, взаимоотношения между всеми участниками воспитательного процесса, их темперамент и отношение к ребенку. У дошкольников, растущих в благоприятной и спокойной обстановке, окруженных любовью и заботой, без серьезных стрессовых ситуаций крайне редко возникают различные дефекты речи. У детей заикание — это последствие психолого-эмоционального стресса или долгого нахождения в некомфортной среде.

  • седативные препараты;
  • спазмолитики (если присутствует спазм гортани);
  • общеукрепляющие витамины;
  • витамины группы В;
  • омега кислоты.

Помимо медикаментозной терапии после обследования рекомендованы занятия с логопедом-дефектологом, расслабляющий массаж воротниковой зоны, ЛФК. А также рекомендуют посетить семейного психолога для нормализации обстановки в семье, если частые конфликты стали провоцирующим фактором заикания у ребенка.

При комплексном подходе к проблеме логоневроз можно устранить на протяжении полутора лет. Важно понимать опасность рецидива расстройства и окружить ребенка теплом и заботой.

В зависимости от провоцирующего фактора, при изучении клиническая картина болезни будет отличаться стабильностью симптомов. Если заикание это последствие стресса, невроза — в спокойной, безопасной обстановке, после короткого курса седативных препаратов симптомы исчезнут, либо частично угаснут. Если причины заикания возникли из-за врожденных отклонений в работе головного мозга, инфекционных заболеваний головного мозга, болезней ЦНС — заикание будет стабильным, пока болезнь не вылечат.

Читайте также:  Адаптол заикание у ребенка

Первостепенным симптомом заикания, спровоцированного заболеваниями мозга и ЦНС, являются судороги мышц гортани, неба, диафрагмы. Ребенок не в состоянии произнести четко, самое элементарное слово — дом, будет звучать так: д-д-дом; до-до-дом.

При заикании, вызванном неврозом, сложно произносить слоги и длинные слова. А также это может проявляется только при контакте с определенным человеком или в определенной ситуации, которая выступает триггером для психоэмоционального дисбаланса.

Из сопутствующих симптомов логоневроза выделяют:

  • тип темперамента — холерик;
  • общее нервное состояние мальчика или девочки;
  • гиперактивность;
  • нервный тик, скрывающийся под любовью строить рожицы;
  • замкнутость, боязнь новых контактов;
  • расстройства сна, ночные кошмары;
  • раздражительность, вспыльчивость, истеричность;
  • логофобия — боязнь разговоров.

Последний пункт наиболее опасен. Логофобия быстро укореняется: ребенок стесняется своей манеры речи, боится насмешек или наказания за неправильный выговор слов. Сложные взаимоотношения со сверстниками влияют и на успеваемость, ребенок с заиканием не в состоянии ответить с места, а тем более у доски, перед аудиторией. Специалисты рекомендуют не затягивать поход к врачу, дефект необходимо устранить до похода в школу. Тем более, чем младше пациент, тем проще и быстрее побороть недуг.

Большую роль играет реакция родителей, опекунов, своевременная коррекция дает длительный и стойкий результат, следует посмотреть какая причина спровоцировала появление расстройство речи.

Для объективной оценки и эффективной схемы лечения, логоневроз разделен на подвиды.

Классифицируют заикание по причинам его появления:

  • патологическое заикание у маленьких детей провоцируют разнообразные дисфункции, заболевания головного мозга, ЦНС;
  • психологическое заикание у маленьких детей — следствие психоэмоционального перенапряжения, длительного стресса, сильного испуга.

Классификация заикания по способу произношения:

  • тоническое заикание — вынужденная пауза в определенном месте, ребенок не в состоянии контролировать этот процесс;
  • клоническое заикание у маленьких детей — дублирование одного звука, слога, слова;
  • смешанный тип заикания — сочетание клонического и тонического типа.

Классификация по особенности протекания болезни:

  • постоянная форма — стабильность дефекта речи вне зависимости от состояния ребенка, его окружения;
  • волнообразная форма — заикание в зависимости от ситуации и среды то проявляется сильнее, то практически угасает, но не исчезает полностью;
  • рецидивирующая форма — начинается после длительного отсутствия, дефект возобновляется после пережитого стресса, волнения, смены обстановки.

Диагностирует заикание команда врачей — терапевт, невролог, логопед, психолог. Необходимо выявить первоначальную причину расстройства речи.

Алгоритм диагностики психологического заикания (на что обращают внимание):

  • анамнез заболевания;
  • генетический фактор;
  • своевременность развития основных навыков на первом году жизни;
  • начальная точка — в какое время и в каких обстоятельствах впервые проявилось;
  • частоту судорог;
  • особенности речевого развития;
  • сопутствующие отклонения в здоровье и развитии.

Назначают дополнительные обследования у отоларинголога — оценивают фонематический слух.

Невролог рекомендует провести:

  • ЭЭГ;
  • реоэнцефалограмма;
  • МРТ головы и шейного отдела.

Результаты этих исследований подтвердят или исключат причину возникновения речевого дефекта в следствие заболеваний коры и оболочек головного мозга, ЦНС.

По итогу исследований логопед описывает форму, степень, характер судорог. Исключает у больного тахилалию, дизартрию, спотыкание речи. После специалист назначает одну из индивидуальных схем коррекции. Прогноз благоприятный: уже в течение первого года комплексного лечения наблюдается стойкий результат при соблюдении всех мер и рекомендаций.

Самолечение являет собой исправление нарушений речи по 2–3 направлениям. В данной ситуации уместным будет не только помощь специалиста узкого профиля, а ещё и специальные условия. Часто помогают занятия дома, в родных стенах, чтобы родители сами взяли на себя организацию.

Невролог и психолог устанавливают первопричины отклонения, а психотерапевт в случае надобности прописывает лекарства. Только лишь дефектолог-логопед исправляет основные и сопутствующие нарушения речи, ее функции при помощи определенного регулирующего плана, который подбирает для каждого отдельно.

Существуют специализированные уроки логопеда. Они помогают делать детскую речь более плавной и улучшают дыхание во время общения. После чего малыш справляется с шепелявостью и может общаться в любом темпе.

Уроки будут приносить плоды только тогда, когда окружающая среда станет для него лёгкой и непринужденной.

Логопед одновременно с малышом неспешно идут по кругу и при каждом шаге говорят такие слова:

Логопед активно размахивает руками. При каждом взмахе малыш говорит мелодично гласные, словосочетания — что он захочет.

Малыш прыгает с одной ноги на вторую, копируя поведение цыпленка, и постоянно проговаривая такие слова:

Логопед воспроизводит слова как мелодию, но плавно. При каждом гласном звуке малышу необходимо прихлопнуть. Понемногу задание становится тяжелее: нужно топать ножкой.

В данном упражнении малыш читает стихотворение, которое он знает на память, мелодично, как песню, под классическую или симфоническую музыку. Смысл в том, чтобы попасть в ритм и темп. Когда ребёнок исполнит это упражнение на отметку «хорошо», тогда можно приступать к более сложному стихотворению.

Но исправление шепелявости у детей до школы не обходиться только забавными упражнениями у логопеда. Это как психологическая, так и физиологическая травма, она нуждается и в поддержке еще некоторых специализированных врачей в ходе выздоровления.

С целью вылечить шепелявость у малыша пройдите курс массажа у специализированного доктора. Делать массаж дома не советуют, поскольку можно травмировать трахею или мышцы. Лишь знающий массажист для детей, который имеет специализацию в области излечения дефектов речи, дает гарантию успешного прохождения курса.

Основополагающие принципы проведения массажа:

  • размеренный и плавный темп общения;
  • создание для малыша благоприятной среды;
  • включение спокойной мелодии;
  • согревающие руки массажиста.

Сеанс делают в правильной последовательности в таких местах:

  • шея;
  • верхний плечевой пояс;
  • мимическая мускулатура;
  • губы;
  • горло.

Главная задача терапии — расслабить все группы мышц. Они ежедневно у ребёнка в напряжении. Курс массажа составляет 12 сеансов. Если будет потребность, то повторить курс можно через 14 дней.

Для того чтобы корректировка шепелявости и курс массажа был ещё эффективней, специалисты могут порекомендовать добавить медикаменты.

Препараты от шепелявости будут рекомендованы только при сложных психических нарушениях. В большой мере это медикаменты против судорог (нейролептики), для успокоения или снотворные (в очень редких ситуациях). Это такие лекарства как:

Также используют гомеопатию от шепелявости у детей. Оно являет сильным успокоительным препаратом. К ним относят:

Покупать лекарства от шепелявости для детей без рекомендации врача нельзя. Бывает так, что характер нарушений речи совсем не в нервных окончаниях, тогда такое лечение обострит болезнь. Правильное лечение может назначить только невролог или психотерапевт.

Изредка специалисты могут порекомендовать профилактику шепелявости у ребенка народными методами. Это настои из успокоительных трав. Их можно собирать у себя в саду или купить в любой аптеке уже готовые и запаривать.

Убрать напряженность могут:

Когда малыш шепелявит, близкие должны понять, что полоскание горла травяными отварами и прикладывание примочек с медом на язык, не могут избавить ребёнка от такого сложного изменения речи. Это помощь основному лечению. В данной ситуации хороший результат принесут уроки в виде игр.

С целью поддержки заданий, которые дает логопед, родители должны играть в игры с ребенком дома. Эта методика рассчитана на мальчиков и девочек дошкольного возраста. Какие конкретно игры использовать подскажет специалист, который лечит вашего ребенка. Он знает все особенности его речи и сможет подобрать самые лучшие варианты. Ниже наведены примеры самых известных игр.

Малыш смотрит на рисунки и говорит какие есть несовпадения с реальностью: например, нарисована осень, но листья зеленого цвета. Главное это дух соперничества: он должен сказать это быстрее других.

Малыш произносит следом за специалистом звуки животных. Начинает он с малого, плавно, главное, правильно. Когда у него получится, ритм нужно сделать быстрее.

В том случае, когда ребёнок имеет навыки рисования, ему можно предложить порисовать и вместе с этим говорить о том, что изображаете. Детям нравится рисовать, и на фоне этого стрессовое состояние уходит, тогда и говорить становятся легче. Если ребенок не любит это занятие, это может быть что-либо другое: собирание конструктора, лепка, пение.

Упражнение в виде игр с детьми, которые шепелявят на дому, совершенствуют правильность произношения слов и характер в сложных ситуациях. Это специфический и очень важный фундамент для перенесения достигнутых умений из игры в реальный мир. Малыш пробует общаться, это дает возможность понять, как себя нужно правильно вести в обществе.

Позволит избавить малыша от шепелявости зарядка для дыхания, которую сначала показывает специализированный врач, после этого родители могут заниматься с ребёнком дома. Часто используют методику А. Н. Стрельниковой. Ее суть — развитие правильного дыхания при дефектах речи.

Эта методика подходит для детей любого возраста. Из чего она состоит: упражнения для дыхания совмещают в себе непродолжительный и внезапный вдох с жестами. Движение разных частей тела стимулирует приход кислорода к тканям.

Малыш стоит, руки опущены, делая непродолжительный и внезапный вдох, наклоняется вперед. Спина превращается в дугу, голова опускается вниз. После чего тихонько возвращается в исходное положение, делая выдох через нос или рот.

Упражнение состоит из 8 вдохов, 13 повторов, интервал — 5 секунд. Нужно учитывать, что ребенок может сразу не осилить такой объем. Начинать нужно с малого и стремиться к большему. Если вдруг у ребенка появилось головокружение, боль в поясничном отделе, тогда переложите ему продолжить упражнение сидя.

Это дыхательное упражнение очень влияет на различные органы, но имеются и противопоказания:

  • ушибы или травмы головы;
  • повышенное давление;
  • проблемы с позвоночником;
  • плохое зрение;
  • камни в почках;
  • появление острых заболеваний.

Это занятие нужно выполнять в положении стоя. Руки согнуты, кисти подняты вверх. Малыш должен довести их навстречу друг другу, делая непродолжительный и громкий вдох.

Руками он должен как бы обнять свои плечи, локти прижаты к груди. Если все было сделано правильно, то руки будут расположены параллельно друг другу, а если крест-накрест, то это неверно. Когда ребенок выдыхает (через нос или рот) руки расходятся, и можно видеть фигуру — квадрат. Количество вдохов — 7 или 8, 12 раз нужно повторить и интервал 5-10 секунд.

  • проблемы с сердцем;
  • другие тяжелые болезни.

Каждый из родителей обеспокоен шепелявостью своего ребенка и вопросом, можно ли это вылечить.

Для того чтобы знать какие будут прогнозы, нужно учитывать много показателей (сколько лет пациенту, какая стадия болезни), но каждый случай является особенным:

  • когда лечение было оказано вовремя, ликвидировать шепелявость будет просто;
  • если обнаружены нарушения речи, которые начались с детства, то решить такую проблему будет гораздо сложнее.

Оздоровление также зависит от формы шепелявости и заикания. Судороги, которые возникают во время дыхания легче и быстрее вылечить, чем тонические.

С шепелявостью можно без проблем справиться в возрасте от 3 до 5, а вот после 12 лет корректировка речи займёт достаточного много времени.

Важно то, что родные и близкие должны знать, как вести себя, когда ребенок шепелявит: оказать ему нужную помощь, пригласить логопеда, создать вокруг приятную и уютную среду. А лучше всего — сделать так, чтобы эта патология не появилась и вовсе, поэтому нужно заниматься профилактикой.

Можно уберечься от шепелявости у подростков при помощи специальных профилактических манипуляций. Очень важна атмосфера в семье и доме. Она должна быть приятной и уютной. Исключить все ссоры между родителями. Не давать ребенку смотреть страшные фильмы, мультики. Если ваш малыш боится оставаться один в темноте, купите ему ночник.

Нужно окружить малыша заботой и любовью, но знать меру в родительском и педагогическом воспитании, не баловать, но и не ущемлять. Мама должна оберегать себя во время беременности, стараться не болеть и слушаться своего врача. А педагоги в садике и школе должны придерживаться этики и такта в общении с разными детьми.

Заикание у маленьких детей это приобретенная патология. Но даже если в счастливой семье случилось то, что малыш неожиданно для вас зашепелявил, это совсем не значит, что он обделен, не нужно его винить в чем-либо. Дефекты речи легко можно вылечить, изучив их причину, но стоит помнить, что чем раньше вы обратитесь к психологу, тем лучше.

источник