Меню Рубрики

Заикание и нервный стресс

Заикание – болезнь, проявляющаяся в виде нарушения речевых функций и имеющая психоневрологическое происхождение. Чаще всего заиканием страдают дети, во взрослом возрасте болезнь проявляется крайне редко, но более болезненно.

Заикание во взрослом возрасте вызывает сложности при разговоре, пациенты страдают от дефекта речи, не могут выговорить правильно слова, растягивают, либо наоборот, непроизвольно сокращают слоги. Заболевание может сопровождаться тиками мышц, подергиванием в конечностях и сложностями с дыханием.

Долгое время заикание не поддавалось лечению. Современная медицина сделала огромный скачок вперед, позволяющий не просто диагностировать болезнь, но и весьма успешно лечить ее.

Совместными усилиями логопедов, неврологов, психологов и психотерапевтов удается достичь положительных результатов даже при лечении заикания у пожилых больных, испытывающих сложности в разговоре с детства.

Исследования последних лет позволяют выделить две природы развития заикания:

Невротическое заикание проявляется в виде нарушения нормального ритма речи, возникновения запинания и повторов. Данная форма нарушения напрямую связанна с тоническими и тоникоклоническими судорогами в области дыхательно-вокальной и артикулярной мускулатуры.

Природа возникновения заболевания имеет психологическую подоплеку, что позволяет отнести его к группе невротических болезней. В медицине встречается также термин логоневроз.

Невротическое заикание всегда связано со стрессовой ситуацией. Чаще всего заиканием страдают мужчины. Болезнь может проявиться единоразово, либо стать постоянным явлением.

В первом случае человек может начать заикаться после сильного испуга, в приступе паники, или гнева. Во втором случае человек испытывает те же ощущения, но приобретшие постоянный характер.

Поскольку невротическое заикание связано с психологией, то причины его могут быть самыми разными. Иногда человек начинает заикаться в детстве, подражая кому-либо из своего окружения, привыкает к подобной речи и не замечает ее дефекта.

Огромную роль в определении причин заикания занимает наследственность, связанная с нарушениями работы речевого аппарата.

Данный вид нарушения развивается в детском возрасте. Обычно данной формой заболевания страдают дети 3-4 лет, перенесшие тяжелые физические травмы, либо рожденные с патологией внутренних органов.

Причиной заикания может стать асфиксия и тяжелые роды. У детей проявляются задержки в развитии, они долго отказываются ходить, быстро устают, разговаривать начинают в 2-3 года, не могут запомнить даже самые простые слова.

Изначально заикание может проявляться в виде перестановки отдельных слов, но постепенно в разговорной речи все чаще появляются такие слова-паразиты, как «э», «ну», «это», что делает речь еще менее разборчивой.

Заиканием страдает не менее 1% взрослых жителей планеты. Общего мнения по поводу этиологии заикания не существует. Специалистами выделяются следующие факторы, оказывающие прямое, либо косвенное воздействие на появление заболевания:

  • возраст;
  • половая принадлежность;
  • состояние ЦНС;
  • индивидуальные особенности развития речи;
  • функциональная асимметрия мозга;
  • психические травмы;
  • генетика.

Заикание свойственно в большей мере мужчинам, нежели женщинам, что связанно с большей их подверженностью различного рода стрессам.

При изучении патогенеза нарушения используются следующие подходы:

  1. Клинико-физиологический. Заикающийся человек вполне способен адекватно воспринимать речь, если та звучит из уст другого человека, либо транслируется посредством аудио записи. Он вполне может сформулировать в уме фразу, которую хочет произнести, но сказать так, как задумано, у него не получается, что связанно с нарушением на уровне говорения и уровне речевой просодии. Функция речи не нарушается на физическом уровне, она либо не развита в полной мере, либо говорящий человек испытывает сильный стресс и потому не в силах говорить правильно. Статистические данные показывают, что заикаются чаще всего левши, но точных исследований по этому поводу не было проведено.
  2. Психолого-педагогический. Сторонники данного подхода связывают проявление нарушения с боязнью говорить, возникшей на психологическом уровне. Обычно такая боязнь развивается у детей, испытывающих авторитарное давление родителей, но может проявиться и у взрослых, страдающих от гнета начальства и семейных неурядиц.
  3. Социальный. Обнаружено, что в отсутствие слушателей заикающийся человек говорит правильно, явные нарушения речи отсутствуют, что позволяет говорить о социальной природе заикания.
  4. Психолингвистический. За основу изучения сторонники психолингвистического подхода берут нарушения монологической речи, поскольку монолог невозможен без четко выстроенной, связной и целенаправленной мысленной активности. Посредством многолетних экспериментов было установлено, что заикание напрямую связанно с эмоциями, которые испытывает говорящий при чтении. Лица, читавшие эмоционально насыщенный текст, заикались сильнее, чем те, что читал совершенно лишенный эмоций текст в сухом деловом стиле. При повторном чтении заикание уменьшалось, поскольку текст был уже знаком человеку и не вызывал тех же эмоций, что и при первичном его прочтении. Кроме того, было доказано, что высокая социальная адаптация человека оказывает непосредственное воздействие на развития нарушения. Чем она выше, тем меньший дефект речи наблюдается.

Вероятными причинами развития заикания у взрослых могут быть:

  • сильный испуг;
  • перенесенный стресс;
  • мгновенно охвативший человека гнев;
  • патологии в развитии;
  • негативное отношение семьи, начальства;
  • гормональные и эндокринные нарушения;
  • перенесенные черепно-мозговые травмы;
  • задержки в развитии, имевшиеся в детском возрасте.

Заикание может являться наследственным заболеванием, не проявляющимся на протяжении долгого времени. При наличии стрессовой ситуации отклонение может проявиться в самый неподходящий момент и стать постоянным явлением в жизни человека.

Заикание у взрослых лечится намного сложнее, чем в детском возрасте, потому родителям, воспитывающим детей в возрасте до 12 лет, рекомендуется внимательно наблюдать за тем, не проявляются ли у них признаки данного заболевания.

Прогрессируя, заболевание может стать причиной остро выраженного дефекта речи. Специалисты выделяют 4 фазы развития заикания:

  1. Отклонение в речи у дошкольников. Проявление заболевания может наблюдаться при сильном эмоциональном всплеске. Обычно заикание в этом возрасте не приводит к серьезным проблемам и исчезает самостоятельно.
  2. Заикание у детей младшего школьного возраста. Заболевание, проявляющееся у младших школьников, считается патологией, требующей немедленного лечения. Иногда заикающиеся школьники могут говорить вполне связно, но постепенно, подвергаясь насмешкам со стороны других детей, они перестают стараться правильно выговаривать слова и дефект речи усиливается.
  3. Нарушение у подростков. Заболевание проявляется в усиленной форме при общении с незнакомыми людьми, ответе у доски, разговоре по телефону.
  4. Заикание в юношеском и взрослом возрасте. В том случае, если заболевание не удалось побороть в детском и подростковом возрасте, оно становится хроническим и вынуждает взрослых людей искать замену некоторым словам, произношение которых вызывает сложности.

Заикание не является заболеванием в прямом смысле этого слова, поскольку обычно классифицируется как проявление скрытых патологий человеческого организма. Нарушение может быть связанно с такими проблемами, как:

  • психологическое расстройство;
  • наличием у человека комплекса вины;
  • чувством тревожности;
  • одиночеством;
  • страхом;
  • трудностями в общении;
  • нежеланием принимать важные решения и заниматься повседневными хлопотами.

Развитие заикания обычно связано с поражением органов речи и мышечной ткани гортани. Существенное воздействие на проявляющийся дефект речи оказывают спазмы и дыхательные судороги, возникающие вследствие чрезмерного волнения.

Диагностировать заикание у взрослых достаточно просто, поскольку взрослый человек вполне способен объяснить и продемонстрировать, что именно его не устраивает в собственной речи.

Диагностика заболевания проводится под руководством логопеда и невролога . В дальнейшем пациенту может быть назначена консультация психолога и психотерапевта, могущих определить не кроется ли причина заболевания в домашних проблемах и трудностях в отношениях с родственниками.

При постановке диагноза у пациента могут проявляться вторичные симптомы:

  • логофобия;
  • потливость рук;
  • покраснение лица;
  • навязчивые взмахи рукой и движения другими частями тела.

Правильная постановка диагноза позволяет приступить к немедленному лечению заболевания.

В коррекции заикания особое место занимает индивидуальный подход и комплексное лечение. В зависимости от причин, вызвавших заикание, врач может порекомендовать курсы массажа, гипноз и медикаментозное лечение. В особых случаях потребуется рефлексотерапия и консультация невропатолога.

В случае, если нарушение было вызвано полученной травмой, пациенту понадобиться консультация вибротолога. Избавиться от сложных случае заикания можно при помощи снятия напряжения отдельных участков тела, в этой ситуации может быть порекомендована миотерапия, направленная на терапию мышц.

Для коррекции заикания рекомендуется обратиться к психологу и пройти параллельный курс лечения, могущий оказать благотворное воздействие на психику человека, устранив травмирующие ее ситуации.

Скорректировать состояние больного может также и логопед, использующий такие методы, как логопедический массаж, артикуляционная гимнастика и различные дыхательные упражнения.

Основной целью коррекции является максимальное улучшение речи. Сложности коррекционного лечения связаны с необходимостью одновременного использования средств и методов неврологической, логопедической, психологической и терапевтической области.

Вылечить заикание самостоятельно в домашних условиях невозможно, но обнаружив у себя, или у окружающих признаки нарушения следует выпить успокоительное, заварить и выпить немного травяного чая, чтобы снять напряжение. Если это не поможет можно принять ванну с успокаивающими солями.

Релаксирующее воздействие на организм оказывают травяные отвары и сборы, приобрести которые можно в аптеке. Наиболее благоприятное воздействие оказывает рута пахучая.

Одну чайную ложку руты заливают стаканом кипятка и дают настояться в течение 7-10 минут. Готовый напиток принимают трижды в день по 1 чайной ложке.

Заикание не предполагает развитие осложнений. В целом прогноз весьма благоприятный. Интенсивное лечение, прием всех назначенных врачом препаратов и соблюдение щадящего голосовые и речевые рецепторы режима, может оказать существенное влияние на выравнивание речи.

Многие взрослые, своевременно обратившиеся к врачу, вполне успешно борются и побеждают болезнь.

Заикание у взрослых людей часто связанно с нервным перевозбуждением и душевным расстройством. Лучшей профилактической мерой является стремление избегать стрессовых ситуаций, возможность всегда и во всем находить хорошие стороны.

Пребывая в хорошем настроении, не погружаясь в насущные проблемы сверх положенной меры и проявляя заботу о собственном душевном здоровье, человек может никогда не столкнуться с такой проблемой.

Крайне важно обрести гармонию духа и тела, в этом неоценимую помощь могут оказать занятия йогой, прослушивание тихой классической музыки и просто расслабление на диване с любимой книгой в руках. Не зная как снять психическое напряжение, лучше всего обратиться к врачу и решить проблему под его руководством.

Заиканием в медицине именуется специфическое нарушение речевых функций, не свойственное здоровому человеку. Существует несколько форм и видов нарушения, лечение которых во многом зависит от дисциплинированности человека, его готовности пройти длительный курс лечения и умения беречь себя и свое здоровье.

источник

От такого распространенного психоневрологического заболевания, как логоневроз, страдают как дети, так и взрослые. Недуг сильно осложняет жизнь, поскольку препятствует нормальному межличностному общению. Заикание у взрослых выражается в дефектах речи и неправильном произношении слов, что отрицательно сказывается не только на процессе коммуникации, но и на эмоциональном состоянии человека.

Проблемы с речью и чистым произношением возникали у людей во все времена. В XIX в. медики стали уделять особое внимание такому явлению, как заикание, считая, что это не просто речевой дефект, а проявление психосоматического заболевания, однако выработать эффективную систему лечения, способную помочь людям с заиканием, удалось лишь в ХХ в.

Классификация болезней, принятая во всем мире, дает такое определение заиканию: это речевая патология, сопровождающаяся затрудненным произношением слов, протягиванием или же многократным повторением частей предложения.

При постановке диагноза органическое заикание врачи учитывают не только внешние речевые дефекты, но и признаки неврологического расстройства, поскольку проблемы с нервной системой лежат в основе развития этого недуга. Чтобы избавиться от этой патологии, человеку с заиканием придется обратиться за консультацией одновременно к нескольким врачам: логопеду, невропатологу, неврологу и психотерапевту.

Логопедическое обследование помогает выявить вид нарушений, которые проявляются при произношении слов. В зависимости от темпа дыхания, работы голосовых связок и особенностей артикуляции можно выделить в структуре дефекта 2 формы.

  1. Тоническая форма — человек при разговоре разрывает слоги и начинает запинаться на гласных буквах, сопровождая свою речь большими паузами.
  2. Клоническая форма — в ходе общения больной все время спотыкается на согласных звуках, повторяя их несколько раз подряд.

Заикающийся человек прилагает неимоверные усилия, чтобы облечь свои мысли в словесную форму, буквально выталкивая фразы из горла.

Врачами установлено, что внутренние монологи больной ведет без каких-либо проблем. Среди взрослых проблема встречается у тех людей, которые не смогли излечить этот недуг в детстве. С возрастом заикание становится особенностью психосоматики человека. Болезнь часто развивается на нервной почве или вследствие инсульта, затянувшихся неврозов.

В группе риска находится сильный пол. У мужчин такое расстройство встречается в 5 раз чаще, чем у представительниц прекрасной половины человечества. Это связано с особенностью строения и развития головного мозга: женщины более эмоционально устойчивы к воздействию стресса.

Речь, сопровождающаяся спазмами, создает массу проблем для человека, препятствуя нормальному общению и выражению своих мыслей. Современные врачи уделяют особое внимание изучению факторов, которые могут спровоцировать развитие болезни. Причины заикания делятся на 2 большие группы: органические поражения и неврологические нарушения.

Органические поражения возникновения заикания связаны с нарушением работы мозговой деятельности человека.

  • Контузия или любые другие физические повреждения, провоцирующие сбои в работе нервной системы. Вызвать заикание, приводящее к речевым нарушениям у человека, могут ушибы, удары и сотрясение мозга. Случиться это может как в детском, так и во взрослом возрасте.
  • Болезни, приводящие к нарушению мозгового кровообращения (инсульт, гипертонический криз, инфаркт, сахарный диабет). Эти недуги нарушают функционирование мозга и процесс передачи информации. Происходит нарушение речи, двигательной способности человека, моторики мышц. В этом случае заикание становится побочным эффектом другой, более серьезной болезни.
  • Опухолевые процессы могут вызвать нарушения речи и заикание. Прогрессируя, новообразования нарушают работу мозга, тем самым разрушающе действуя на речевые и артикуляционные способности человека.

В основе неврологических нарушений лежат переживания личности.

Испытывая огромное нервное напряжение и затянувшуюся депрессию, подвергаясь системным неврозам, человек провоцирует возникновение заикания.

  • Длительное воздействие стресса. Темпы современной жизни негативно сказываются на здоровье человека. Особенно страдает психика. Остро переживая неудачи, разлад с коллегами, семейные ссоры и проблемы с детьми, мы подвергаем себя сильным переживаниям, испытывая ежедневный стресс, что отрицательно сказывается на общем самочувствии, в т. ч. и на наших речевых способностях.
  • Психологическая травма. Мы испытываем нейропсихологический шок в результате потери близкого человека, произошедшего несчастного случая, сексуального насилия, нанесенной нам в прошлом детской обиды. Пережитое сказывается не только на нашем эмоциональном состоянии, поведении, но и на способности речевого аппарата.
  • Нервное перенапряжение. С заиканием при волнении сталкиваются люди, которые ведут активную общественную и деловую жизнь, вынуждены произносить публичные речи, выступать перед большой аудиторией.
Читайте также:  Афобазол при заикании отзывы

Чтобы назначить эффективное лечение, важно точно установить факторы, спровоцировавшие развитие заикания. Происходит это во время индивидуальных консультаций с лечащим врачом, который затем подберет наиболее действенные методы лечения.

Во взрослом возрасте симптоматика заикания усугубляется внешним проявлением недуга. Любая попытка принять участие в разговоре вызывает у человека сильнейшее нервное напряжение, сопровождающееся лицевым тиком, пропаданием голоса, подрагиванием мышц тела, проблемами с голосовыми связками и речевым аппаратом.

Одним из наиболее распространенных видов заикания является множественный повтор букв, нарушающий общую плавность речи. Логоневроз формируется в детском возрасте. Это может быть как единичное проявление, так и постоянное отклонение, спровоцированное гневом, злостью, раздражением.

Принято считать, что ребенок начинает заикаться от испуга. Некоторые дети, пережив стресс, действительно сталкиваются с этой болезнью.

Другие, проведя все детство в ужасных условиях, начинают заикаться лишь во взрослом возрасте. Главная причина кроется в особенностях человеческой психики, которая надежно сохраняет в себе информацию о пережитой травме. Под воздействием сопутствующих факторов (повышенной мнительности, тревожности, резких перепадах настроения, панике) в мозге запускаются блокирующие процессы, что уже во взрослом возрасте разрушительно воздействуют на речевую способность человека, провоцируя развитие болезни, основа которой была заложена некогда в детстве.

Нарушить плавность речи может также и наследственный фактор. Заикание в большинстве случаев передается по наследству. У взрослого человека речевые судороги при заикании могут возникнуть вследствие перенесенных инфекционных заболеваний (менингита, скарлатины, пневмонии, энцефалита). В речи возникают длительные паузы, вызванные спазмами, пропадает плавность речи, произношение гласных и согласных букв дается с большим трудом. Человек может очень сильно волноваться и комплексовать. Заикание определяется дополнительными усилиями, которые прикладывает больной, чтобы произнести ту или иную фразу.

Заикание, как и любая другая болезнь, отрицательно влияет на личную и профессиональную жизнь человека. Больному сложно устроиться на работу и реализоваться в профессиональном плане, тяжело коммуницировать с коллегами, не всегда удается построить крепкие семейные отношения.

Следует учесть, что от человека с заиканием потребуются огромные внутренние силы, направленные на исцеление. Кроме терапии, назначенной лечащим врачом, предстоит постоянная работа над собой. Лечение заикание невроз начинается с того, что человек должен осознать наличие проблемы и признать, он нуждается в медицинской помощи. Многие люди ошибочно считают, что заикание не лечится. Врачи считают, что заикание можно эффективно вылечить во взрослом возрасте, используя комплексную терапию. Верьте в собственные силы и не отступайте от намеченной цели.

Домашняя работа должна быть продолжением общего лечения и проводиться под наблюдением соответствующего специалиста. На первом этапе все силы пациента будут брошены на борьбу со страхом и волнением, возникающим в ожидании общения. Для этого можно воспользоваться аутотренингом, который снимает напряженность, возрождает чувство уверенности в собственных силах, помогает поверить в успех.

На следующем этапе при помощи различных специальных техник необходимо развивать систему правильного дыхания. Самой известной методикой является гимнастика Александры Стрельниковой. Различные дыхательные упражнения помогают справиться с огромным количеством болезней, в т. ч. и заиканием.

Гимнастика направлена на снятие напряжения в лицевых мышцах и борьбу со спазмами. Единственное, что потребуется от человека — это регулярное усердное повторение упражнений.

Следующий этап — работа над правильным произношением слов. В этом вам помогут такие занятия, как громкое пение и чтение текстов, во время которых отлично разминается артикуляционный аппарат, голосовые связки и устанавливается дыхательный ритм.

Правильно подобрать самостоятельные занятия, которые окажут оздоровительный эффект, может только специалист, ведущий постоянное наблюдение за своим взрослым пациентом.

Психотерапия заикания взрослых — эффективный метод борьбы с проблемой, т. к. логоневроз относится отчасти к психическим проблемам. Многие врачи во время восстановительных сессий уделяют огромное внимание психологической работе. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые занятия. Учитывая психологический и психолингвистический аспекты механизмов заикания, наиболее эффективными методами работы признаны 2 психологических приема.

  • Рациональное восприятие. Работа с пациентом направлена на то, чтобы помочь человеку научиться спокойно существовать с проблемой заикания, не считая себя хуже или ущербнее других. Во время сеансов врач учит своего подопечного пользоваться знаниями, полученными в ходе реабилитации, и не стесняться того, что он посещает психотерапевта.
  • Суггестивная помощь. Главный прием, который используется при этой терапии — гипноз. Чтобы правильно установить факторы, повлиявшие на развитие болезни, пациент погружается в состояние транса. В ходе гипноза человек перестает управлять своим сознанием, погружаясь в воспоминания, описывая забытые эмоциональные срывы и переживания. Врач точно определяет внутренние установки, которые на психоэмоциональном уровне разрушающе воздействуют на человека, препятствуя его нормальному общению с окружающими людьми. Важную роль для проведения гипноза играет доверие между врачом и пациентом, а также уровень квалификации специалиста.

Устранить дефекты и восстановить работу речевого аппарата помогут занятия с логопедом. Ошибочно считать, что этот метод лечения подходит только для детей. Взрослые, желающие красиво говорить, с не меньшим успехом занимаются с логопедом. Врачи предупреждают, не стоит рассчитывать на моментальный результат. Лечение потребует значительного времени, упорства и сил.

Сначала врач и больной будут работать над восстановлением речевого навыка. Человек с заиканием будет заново учиться произносить все буквы алфавита, постепенно складывая их в слова и образуя предложения. Больной должен самостоятельно, не задумываясь, научиться выговаривать гласные и согласные, овладев правильной жестикуляцией и мимикой, изучив основы дыхания, работая над тембром и звонкостью своего голоса.

На втором этапе реабилитации заикающийся пациент должен будет применить полученные знания на практике. Больному придется много читать вслух, активно участвовать в разговорах, выражать свое мнение. Заключительный этап — доведение полученных навыков до автоматизма, в т. ч. моделирование различных жизненных ситуаций, с которыми может столкнуться пациент.

От 5 и до 7% населения нашей планеты страдают от такого распространенного психоневрологического заболевания, как заикание. Несмотря на существующее мнение, что эта болезнь развивается преимущественно в детском возрасте от испуга, причиной развития патологии могут стать самые разные факторы. Очень часто заикание появляется во взрослом возрасте. Существуют эффективные методы лечения взрослых людей, которые помогают им справиться с недугом и начать красиво говорить. Терапия будет успешной, если пациент настроится на выздоровление и поверит в то, что сможет справиться с заболеванием.

источник

Невротическое заикание – расстройство нервной системы, отражающееся на плавности и ритме речи пациента. Патология также известна под названием «логоневроз».

Заикание у взрослых и детей может возникнуть на фоне затяжного стресса, при или после перенесённого эмоционального шока. Ежегодно десятки тысяч человек обращаются с подозрением на логоневроз к логопедам и неврологам.

Рассмотрим подробнее, какая форма заикания вызывается психогенными причинами и психотравмами, что предшествует возникновению приобретенного логоневроза невротической формы, чем обусловлен механизм заболевания.

Невротическое заикание (либо логоневроз) – одна из форм нарушения речевых функций, которая выражается в искажении ритма разговора, появлении речевых повторов и невротических запинок.

Данное заболевание, подобно аналогичным заиканиям, формируется вследствие тонических и тоникоклонических судорог в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре.

Логоневроз тесно связан с психотравмирующими событиями, благодаря чему он относится к группе неврозов. Однако заболевание также может быть вызвано внезапно.

В группе риска находятся дети. Главным образом во время активного формирования речевых функций. Кратковременные запинки речи наблюдаются у 4-х детей из 100.

Основной причиной появления невротических запинок является влияние психотравмирующей ситуации либо затяжного дистресса.

В случае единоразового разрушительного психоэмоционального события заболевание может пройти через некоторое время, более серьёзные последствия (вплоть до преходящего мутизма) выражаются вследствие продолжительного пребывания в неблагоприятной для психики среде.

Можно ли начать заикаться от испуга? Примеры психогенных причин заикания у детей и взрослых:

  • стресс, сильный испуг или сильный гнев;
  • чрезмерная нагрузка при обучении разговорной речи;
  • нарушение семейных ролей и функциональности семьи у детей;
  • подражание разговору заикающегося родственника или друга;
  • потеря близкого человека;
  • проблемы любовного характера.

Зарождение и формирование логоневроза в современной медицине ещё недостаточно изучено.

Предположительно, при воздействии острых стрессовых ситуаций невротические запинки развиваются посредством появления устойчивой патологии условно-рефлекторных функций. А окончательное закрепление болезни – формированием моторного автоматизма.

Можно сделать предположение, что в возрасте с 2-х до 4-х лёт на заикание влияет патологическое закрепление естественных речевых запинок, характерная для данного возрастного периода формирования речевых функций (т.н. функциональное заикание).

Как показывает статистика, зачастую заикание на ранних стадиях начинает проявляться среди детей 3-5 лет. Осложнение симптоматики и сопутствующих невротических реакций можно наблюдать в основном среди подростков, в периоде 15-17 лет.

Процесс осложнения связан со стремительными возрастными переменами в организме человека. Логофобия (страх речи) формируется именно в период пубертата, также появляется субдепрессивные изменения настроения, возникают разного рода астенические и сомато-вегетативные расстройства.

Последствия перенесения повреждения психики могут проявляться в виде мутизма по причине торможения в зонах речедвигательного анализатора. Мутизм выражается в отказе больного от использования речи.

Длительность «периода молчания» варьируется в зависимости от состояния нервной системы, а также тяжести травмы. Торможение влияет на отделы коры и подкорки головного мозга, захватывает ствол и ретикулярную формацию.

Заикание является только симптомом различных расстройств, из списка которых преобладают: синдром неврозоподобного нарушения речи и речевой невроз (логоневроз).

Другие виды патологии могут существовать в рамках кататонии, эпилепсии, деменции и т.д. В подобных случаях больного направляют на борьбу с главенствующим заболеванием.

Существует также заикание неопределённого происхождения, которое не укладывается целиком в дихотомию логоневроза – это неврозоподобный логосиндром резидуально-органического типа.

Впоследствии растормаживания появляются фрагменты диссоциации различных уровней ЦНС. У больного ребёнка идут отдельные слова, ломается темп, изменяется плавность речи и появляются запинки, ребенок заикается, когда волнуется или нервничает.

Влияние психологически неблагоприятной среды для пациента в таком состоянии может повлечь закрепление речевых дефектов и невротических реакций.

К симптоматике нервного заикания у детей может присоединиться синдром страха, характерный для детских неврозов: больной ребёнок начинает стремиться избежать речевых контактов, идёт нарушение коммуникативных функций.

В процессе взросления вероятно появление страхов и навязчивых мыслей, заикание появляется у взрослого человека при волнении. Речевые нарушения могут то исчезать, то возникать вновь.

Чем характеризуются движения детей, страдающих невротическим заиканием? Многие исследователи данной речевой патологии высказывают различные мысли касательно сопутствующих ритуальных движений у больного. На фоне психастенической акцентуации характера была диагностирована специфическая логофобия.

У учеников школ отмечались частые прикосновения ко лбу (жест напряжённой мысли). Работящие люди наблюдали у себя, например, при общении с начальством, переминание с ноги на ногу, прикосновения к мочке уха, похлопывание по определённой части тела.

Диагностика логоневроза проходит при наблюдении сразу нескольких специалистов. Опишем детально диагностическую схему: от обращения к врачам до постановки диагноза.

Как проходит диагностика невротического заикания:

  1. Обращение к специалистам в области логопедии и неврологии.
  2. Обследование речи пациента логопедом, определение нарушения темпа, ритма, плавности, наличие ошибок, повторов, растягиваний звуков и прочих дефектов.
  3. Полная неврологическая проверка состояния психического здоровья. В том числе проверка рефлексов больного.
  4. Назначение детального курса лечения.

Дифференциальную диагностику применяют для того, чтобы отличить невротическое заикание от неврозоподобного. Последний тип патологий возникает ввиду черепно-мозговых травм или множественных отклонений центрально-нервной системы.

В основном, неврозоподобное заикание сопровождается органическими изменениями личности: инертность, несменяемость эйфорического состояния, затруднённая переключаемость.

Во избежание органической природы заикания врачами в дополнение назначается проведение следующих исследований: МРТ, Эхо-ЭГ, ЭЭГ, РЭГ или КТ головного мозга.

Необходимо понимать, что невротическое заикание (когда ребенок или взрослый внезапно, резко начал заикаться) может являться сопутствующим заболеванием при определённых психических отклонениях (например: шизофрения, олигофрения, психопатия). В таких случаях больному назначают консультацию у психиатра.

Кроме того, невротическое заикание следует отличать от функционального заикания у детей. Последнее возникает из-за быстрого развития речи в возрасте 2-5 лет, когда полушария мозга не успевают созревать. Оно имеет временный характер и проходит само, не является истинным логоневрозом.

Можно ли и как вылечить заикание, возникшее от испуга? Логоневроз поддаётся коррекции. Прежде, чем преступать к лечению, требуется изучить и устранить повлекшую к патологии причину.

Лечение проводится медикаментозным и психотерапевтическим путём. Время и интенсивность курса зависит от сложности заболевания, для эффективности проводимых процедур следует точно придерживаться всех врачебных установок.

Список лечебных процедур для улучшения состояния пациента:

  • релаксирующий массаж – снятие тонуса речевого аппарата и улучшение кровообращение в теле;
  • дыхательная гимнастика – налаживание качественного дыхания;
  • настенная психотерапия – психологическое преодоление речевого барьера между больным и социумом;
  • медикаментозные средства – лечение серьёзных психических расстройств;
  • электросонотерапия – улучшение кровообращения, снижение болевой чувствительности;
  • психологические тренинги, арт-терапии и сеансы психоанализа – социализация больного, установление и самоизлечение болезни;
  • гипноз – расслабление тела и выяснение причин психотравмы у пациента.
  • Читайте также:  Адаптация ребенка с заиканием к детскому саду

    Невротическое (в просторечье «на нервной почве») заикание у ребенка и взрослого чаще всего возникает вследствие перенесённого стресса. Неблагоприятные психологические факторы влияют на деструкцию речи человека. Симптоматика заболевания может как выражаться ярко, так и косвенно с попеременными рецидивами.

    Логоневрозу больше подвержены личности, обладающие слабой психоустойчивостью. Чаще всего заболевание характерно для раннего детского возраста, к примеру, ребенок внезапно испугался и после перенесенного испуга резко начал заикаться.

    В зависимости от тяжести заболевания и условий лечения, патология имеет благоприятный и неблагоприятный исходы. В случае прогредиентной (благоприятной) ситуации симптомы способны исчезнуть полностью.

    Что такое невротическое заикание, чем оно отличается от неврозоподобного, как можно его победить:

    источник

    Вам не показалось. Это действительно новое слово, которое мы и придумали . А чё? Все придумывают. Все творят, так сказать. И мы не отстаем. Дерзаем. Итак, что же это за слово? Что оно обозначает? Сначала у нас такого вопроса не возникало. Но оказывается, оно имеет двойной смысл. Вернее, мы-то вкладывали только один. А вот второй появился прицепом. Хотя и он тоже имеет верный смысл. Это я про икание при стрессе.

    Помните старый американский мультфильм про Тома и Джери. Там еще бульдог был с маленьким бульдожком. И он от испуга начинал икать. Помните? Там еще подлый Джери все пытался подставить кота Тома? Вспомнили? И в жизни так бывает. Только не очень часто. Я бы даже сказал редко. Поэтому, мы не этот смысл вкладывали в новое слово. А какой?

    Все просто. Стрессоикание – это заикание, которое началось в результате стресса. Видите, сколько слов заменило одно нами придуманное слово. Целых пять. Вот, слышу возражение. Вернее, поправка. Мол, не пять слов заменило, а всего три. Можно, мол, сказать так, что стрессоикание – это заикание от стресса. Честно говоря, я ожидал такой поправки. Ведь так грустно говорить в пустоту интернета, не получая ответного слова или вздоха. А так глядишь, и услышишь живую эмоцию. И вроде уже и не один сидишь за компьютером. Вы только не подумайте, что я психически болен. Это осень навеяла.

    Довольно часто можно услышать от заикающихся, или от их родителей, что заикание появилось после испуга, который можно приравнять к стрессу . И вот здесь можно поспорить. И, наверное, нужно. Практически все мы, люди, прошли через ситуации, когда с нами случались испуги. И очень большие. Так что речь отнимало. И, тем не менее, не все мы стали заикаться. Почему? Видимо, у тех, кто начал заикаться после подобных испытаний, было что-то не так. Было спрятано глубоко внутри что-то такое, что в результате испуга выползло на свет белый.

    Что этакое там пряталось до сих пор точно не известно. И где это там – тоже пока остается загадкой. Хотя существуют довольно интересные теории. На одной из них я хочу остановиться подробнее . В нашем головном мозге существуют три центра, которые участвуют в процессе речеобразования. Это ассоциативный центр, центр Вернике и центр Брока. Не пугайтесь странных слов. Все просто. В ассоциативном центре головного мозга рождается фраза. Точнее, сначала мысль, а потом уже фраза. Она передается в центр Брока, который превращает эту фразу в импульсы и отправляет задание речевому аппарату произнести эту фразу. Как только мы начинаем ее произносить, как сразу включается центр Вернике, который «слышит» ее и оценивает правильность. Вот, собственно, такой речевой круг.

    А теперь давайте представим ситуацию стресса или испуга. Ассоциативный центр увидел опасность или агрессию и, как положено, отправил команду в центр Брока кричать. Именно так обычно поступает детский мозг. Да и женский тоже. И мужской мозг иногда этим грешит. Импульс страха усиленный в центре Брока влетел в речевой аппарат. Тот или кричит, или молчит. Почему молчит? Да потому, что сила этого импульса выросла до таких размеров, что мышцы речевого аппарата не в состоянии с ним справиться . Он бы и рад, но не привык к таким заданиям. И от этого желания с одной стороны, и невозможности выполнить с другой стороны, начинает греться. В результате этого и получается спазм.

    А центр Брока продолжает посылать импульсы. Напряжение растет. Спазм усиливается. И вместо крика или речи получается заикание . Это все, на что способен в данный момент речевой аппарат. Маленький человечек еще не знает, что это ненормально. Он ведь только познает этот мир. И он начинает считать, что это нормально. Он принимает заикание, как норму. А когда, через несколько лет он поймет, что это не нормально, что это не так, то от страха заикания начитает заикаться еще больше.

    Но стресс, это не только испуг. Вообще стресс, это «неспецефическая реакция организма на воздействие» . Это воздействие может быть как психологическим, так и физическим. Как внешним, так и внутренним. Главное, что он (стресс) нарушает состояние нервной системы. А иногда и всего организма. И поэтому, чтобы не возникло стрессоикание надо стараться не допускать стрессов.

    А как это сделать? Ну, во-первых, ребенок должен жить в радости. Постарайтесь устроить его жизнь так, чтобы он больше улыбался. Чтобы в играх он познал радость победителя. Хорошо спал и вовремя просыпался. Как ни странно, но питание тоже может предохранить от стресса. Надо стараться не игнорировать употребление продуктов, в которых содержится йод. И скажу вам по секрету – мороженное тоже может помочь в борьбе со стрессом. Только не переусердствуйте с этим «лекарством». А главное – ребенок должен чувствовать вашу любовь. И быть счастливым . И тогда про стрессоикание можно забыть.

    Ключевые слова: заикание, стресс

    Так почему Бог не вылечил Моисея? Не захотел? История с заиканием. Или не смог? Или решил, что для путешествия в сорок лет именно такой проводник и нужен?

    Речевое дыхание — важнейшая проблема при заикании. Победа над заиканием на одном дыхании. Вынужденные вдохи при разговоре тому доказательство.

    Интересно, а что знают о дизартрии за рубежом? Есть ли в из взгляде что-то новое? Или все как у нас?

    источник

    Каковы главные причины привычного и «внезапного» заикания во взрослом возрасте и почему так важно не упустить время для коррекции речи

    Заикание чаще встречается в детстве и с годами обычно проходит. Однако бывают пациенты, у которых оно сохраняется или даже впервые появляется во взрослом возрасте.

    Заикание — это нарушение плавности речи в виде задержки произношения или повторения звуков, слогов, слов. По сути, это непроизвольные избыточные движения мышц, участвующих в произношении звуков (мышц лица, дыхательных и жевательных мышц).

    Известно, что к факторам риска относят мужской пол и наследственность. Однако само заикание развивается в результате действия множества факторов.

    Заикание чаще всего развивается в детстве (от 2 до 6 лет) и постепенно проходит с возрастом — благодаря «дозреванию» головного мозга и проводимому лечению (например, занятиям с логопедом).

    К сожалению, если заикание не лечить, то оно может сохраниться на всю жизнь, и тогда пациенту будет сложно нормально общаться и жить. Нередко заикающийся человек старается меньше говорить, замыкается. Помимо этого со временем может нарастать неуверенность в себе, тревога и даже депрессия.

    У взрослых, как и у детей, выделяют два основных механизма развития этой патологии. Заикание, которое развилось на фоне стрессового события, называют логоневрозом. Оно обычно сочетается с тревогой, нарушениями сна и другими проявлениями невроза.

    Читайте также:
    Как справиться с бессонницей?

    Если же нарушение речи возникло в результате повреждения мозга (например, у ребенка — из-за гипоксии во время родов, или у взрослого — после инсульта, травмы, инфекций), то такое заикание называют органическим. Оно может сочетаться с другими признаками поражения головного мозга (например, со слабостью конечностей, эпилептическими припадками, непроизвольными движениями в разных частях тела).

    По виду заикание разделяют на клоническое, тоническое и смешанное. Различия между ними легко слышны и неспециалисту. Так, при клоническом заикании происходит непроизвольное многократное повторение звуков или слогов, а при тоническом — растягивание слогов и задержка речи. Очень часто встречается смешанный вид заикания, когда эти симптомы сочетаются.

    В случаях развития нарушений речи после травмы, инсульта, инфекции необходимо провести тщательное обследование головного мозга (обычно выполняют компьютерную или магнитно-резонансную томографию, электроэнцефалографию).

    Впрочем, в ситуациях, когда заикание развилось на фоне стрессовой ситуации или беспокоит с детства, также необходимо пройти обследование, иногда даже несмотря на кажущуюся очевидность причины. В таких случаях нужно обратиться в первую очередь к неврологу. Возможно, по результатам осмотра врач порекомендует все-таки выполнить исследования головного мозга для уточнения тактики лечения.

    Особенно насторожить должны случаи, когда заикание развивается без видимых причин у взрослого человека. Такое нарушение речи может быть признаком опухоли мозга и требует незамедлительного обращения к врачу (неврологу) и обследования.

    Основные трудности при лечении логоневроза у взрослых обычно связаны с длительностью болезни. Если человек с детства страдает заиканием, то нарушение речи обрастает множеством других проблем — тревогой, страхом, неуверенностью в себе, нарушениями сна и аппетита. Могут присоединяться насильственные движения в других частях тела (например, в мышцах шеи или руки).

    Читайте также:
    Иглоукалывание в неврологии

    В таких случаях необходима совместная работа сразу нескольких специалистов — психотерапевта, невролога, логопеда. В некоторых случаях очень эффективно иглоукалывание, методы биологической обратной связи (непрерывного мониторинга в режиме реального времени определенных физиологических показателей и сознательного управления ими с помощью мультимедийных, игровых и других приемов).

    В случаях органического поражения мозга в результате травмы, инфекции, опухоли прогноз лечения зависит от конкретной ситуации (объема и области поражения мозга, настроя пациента на результат).

    Лекарственные препараты при любом типе заикания назначают в составе комплексной терапии. Используют антиконвульсанты (например, карбамазепин), антидепрессанты (например, циталопрам), анксиолитики (алпразолам) и другие группы препаратов.

    На сегодняшний день существует множество эффективных методов лечения заикания. Но во многом выздоровление зависит от вашего настроя избавиться от нарушений речи.

    источник

    Невротическое заикание — носящее функциональный характер расстройство плавности и ритма речи, связанное с неблагополучными психо-эмоциональными факторами. Отличительными чертами этой формы заикания является изменение интенсивности проявлений в зависимости от окружающей пациента обстановки и его психологического состояния, волнообразное или рецидивирующее течение, наличие сопутствующих вегетосоматических или невротических расстройств. Диагностика основана на наличии в анамнезе указаний на психотравму, исключении органических причин возникновения заикания, исследовании речевой функции. Лечится невротическое заикание средствами логопедии, неврологии, медицинской психологии и психотерапии.

    Невротическое заикание — психологически обусловленная форма нарушения речи, выражающаяся в изменении ее ритма, появлении запинок и повторов. Как и другие виды заикания, она связана с тоническими и тоникоклоническими судорогами в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре. Функциональный характер невротического заикания и его тесная связь с психотравмирующей ситуацией позволяют относить его к группе неврозов, или невротических состояний. В связи с этим невротическое заикание в неврологии и логопедии получило второе название — логоневроз.

    Наиболее часто логоневроз манифестирует в детском возрасте. По некоторым данным кратковременное заикание отмечается у 4 детей из 100. Наиболее подвержены заиканию дети 4-5 лет, поскольку в этот период происходит активное развитие речевой функции. Однако появление невротического заикания возможно практически в любом возрасте: и в период формирования речи (2-3 года), и у взрослых людей. У мальчиков и мужчин заикание наблюдается чаще, чем у девочек и женщин.

    Ведущей причиной появления логоневроза является психотравмирующая ситуация. Это может быть острая психическая травма (сильный испуг или другое внезапное потрясение, приступ гнева) или хронический стресс (разлука с близкими, семейный конфликт, неприятности на работе). В первом случае невротическое заикание может носить кратковременный характер, хотя зачастую его симптомы достигают значительной выраженности, вплоть до преходящего мутизма (особенно у детей). При хроническом течении психотравмирующей ситуации происходит закрепление патологии речи, возможно присоединение других невротических расстройств.

    У детей около 60% случаев заболевания связаны с неблагоприятным речевым климатом в семье. Сюда относят попытки родных форсировать речевое развитие ребенка, чрезмерную требовательность к речи, информационную перегруженность, двуязычие в семье, резкое повышение требований к речевым способностям ребенка и т. п. У отдельных детей невротическое заикание может сформироваться при подражании речи заикающегося человека, если такой находится в их близком окружении. В таких случаях заикание закрепляется по типу невротической фиксации.

    Определенную роль в возникновении невротической формы заикания играет наследственная предрасположенность. Она может состоять в генетически детерминированной функциональной недостаточности аппарата, обеспечивающего речевую моторику.

    Патогенез логоневрозов недостаточно изучен. В острых стрессовых ситуациях невротическое заикание предположительно развивается за счет возникновения устойчивой патологической условно-рефлекторной связи, а его закреплению способствует формирование моторного автоматизма. При развитии заикания в возрасте 2-4 лет можно предполагать в его основе патологическую фиксацию естественных запинок в речи, типичных для периода становления речевой функции.

    Отличительной чертой невротической формы заикания является неравномерность интенсивности нарушений речи. У одного и того же пациента выраженность заикания может варьировать от практически незатрудненной речи до настолько сильного заикания, что речевой контакт становиться непродуктивным. Обычно в привычной для больного обстановке, среди близких ему людей (друзей, родных) невротическое заикание мало проявлено и может быть даже незаметно. Интенсивность заикания значительно усиливается при волнении и эмоциональном напряжении, при осознании своей ответственности или высокой значимости происходящего разговора. Все пациенты с логоневрозом отмечают резкое усиление симптомов заикания при необходимости говорить с незнакомыми людьми или выступать перед аудиторией.

    Читайте также:  Адаптол помог при заикании

    Со временем заикание начинает откладывать свой отпечаток на поведение пациента. Он старается избегать произношения трудных слов, маскирует заикание растягиванием звуков и др. речевыми приемами. В большинстве случаев развивается логофобия. Из-за дефекта речи больной начинает стесняться говорить с посторонними людьми, отказывается от выступлений на планерках и конференциях. Страдающие логоневрозом дети младшего возраста не хотят участвовать в проводимых в садике утренниках, школьники при необходимости устно отвечать урок предпочитают молчать. Наиболее выражена логофобия у подростков, она может привести к нарушению усвоения учебной программы и полной школьной дезадаптации.

    Появление заикания невротической формы может иметь различный характер. При острой психотравме заикание возникает как острая невротическая реакция, развивающееся после выхода из аффективно-шокового состояния. Хроническая психотравмирующая ситуация, в т. ч. и неблагоприятный речевой климат, как правило, приводит к появлению преневротических изменений с отдельными эпизодами запинок в речи. Затем может происходить либо постепенное уменьшение и исчезновение заикания, либо его закрепление в качестве патологического речевого автоматизма.

    При фиксации невротическое заикание зачастую сопровождается иными невротическими состояниями: астенией, нарушением сна, депрессивным неврозом, неврастенией, фобиями, истерией, ипохондрией, энурезом и пр. Возможны вегетативные нарушения, укладывающиеся в клинику вегето-сосудистой дистонии. Особенно подвержены невротическим и соматовегетативным расстройствам подростки. Длительное течение и неблагоприятная динамика заикания у них может спровоцировать невротическое развитие личности.

    Невротическое заикание может иметь рецидивирующее или волнообразное течение с периодами усугубления нарушений речи в периоды повышенной психо-эмоциональной нагрузки (в начале учебного года, во время экзаменов, сдачи отчетов и т. п.). Усиление симптомов заикания происходит в пубертатном возрасте. В постпубертате обычно наблюдается сглаживание интенсивности заикания, возможно его полное исчезновение. У взрослого, перенесшего в детстве логоневроз, при возникновении стрессовой ситуации невротическое заикание может развиться снова.

    Диагностика логоневроза проводиться при участии логопеда и невролога. Немаловажное значение имеет выявление в анамнезе пациента острой или хронической стрессовой ситуации. Диагностическое обследование речи определяет нарушение ее темпа, ритма и плавности, наличие запинок, растягивания отдельных звуков, повторов слогов. Неврологический осмотр не выявляет существенных отклонений в неврологическом статусе. Возможно некоторое оживление рефлексов, наличие признаков вегетативной дисфункции.

    Необходимо дифференцировать невротическое заикание от неврозоподобного. Последнее возникает вследствие ЧМТ или различных заболеваний ЦНС (ишемического инсульта, внутримозговой опухоли, гидроцефалии, перенесенного энцефалита), постепенно прогрессирует, не сопровождается логофобией и попытками пациента скрыть дефект речи. Как правило, при неврозоподобной форме заикания наблюдаются органические изменения личности: затрудненная переключаемость, преимущественно эйфорическое настроение, инертность. Для полного исключения органической природы заикания следует провести дополнительные исследования: ЭЭГ, Эхо-ЭГ, РЭГ, МРТ или КТ головного мозга.

    Следует дифференцировать логоневроз и так называемое спотыкание. Последнее является следствием перенесенной ранней органической церебральной патологии и включает смазанность речи из-за расстройства артикуляции, нарушения ритма и скорости речи (захлебывающаяся речь, тахилалия), монотонную речь, перестановку смысловых ударений, затрудненный подбор слов и пр. Невротическое заикание может быть сопутствующим расстройством при некоторых психических болезнях (шизофрении, олигофрении, психопатии). В таких случаях пациенту назначается консультация психиатра.

    Терапия логоневроза обычно имеет комплексный характер и проводится совместными усилиями логопеда, невролога, психолога и психотерапевта. Осуществляются регулярные логопедические занятия по коррекции заикания. Однако они могут не дать эффекта при продолжающемся воздействии писхотравмирующей ситуации. С целью изменить отношение пациента к подобной ситуации и тем самым исключить ее психотравмирующее влияние проводятся: психокоррекция, сеансы психотерапии, психоанализ, психологические тренинги, арт-терапия и т. п. Если в основе логоневроза лежат проблемы в семье, то рекомендовано семейное консультирование и семейная психотерапия. У детей особое значение имеет благоприятная речевая атмосфера: спокойный темп речи, понятные и доброжелательные высказывания окружающих людей.

    Неврологическая помощь необходима для подбора и коррекции медикаментозной терапии, направленной на купирование симптомов логоневроза и сопутствующих невротических расстройств. В зависимости от ведущих симптомов заболевания она может включать седативные средства, антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики. Возможно использование электросна и различных методов рефлексотерапии.

    Наряду с общепринятыми подходами к лечению логоневроза существует большое количество авторских методик. К ним относятся созданная Ю. Б. Некрасовой методика социореабилитации, разработанный Л. З. Арутюнян метод устойчивой нормализации речи, методика, основанная на дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой и др. Применяется также БОС-терапия, в сложных случаях прибегают к гипнотерапии.

    источник

    Здравствуйте. У меня с 13 лет начались проблемы с речью. Мы с родителями переехали жить в другую страну, и после того как погостили у наших родственников летом в России, собрались уезжать. В аэропорту нас не пропустили, потому что возникли проблемы с документами, и у меня случилась очень сильная истерика. После этого моя мама заметила, что я начал заикаться, но мы не придали этому большое значение. Все началось именно с этого момента, раньше ничего такого у меня не было. Я попытаюсь описать полностью мою проблему, но это будет очень сложно. Это заикание, но у меня оно не всегда проявляется. Раньше я испытывал проблемы только с теми словами, которые начинались на букву «М», тогда как остальные слова я мог почти все говорить без проблем.Сейчас же я замечаю, что у меня не получается говорить слова которые начинаются на «П», некоторые на «Б», и редко другие. Я не обратился к логопеду, потому что, по моему мнению, это какой-то психологический барьер. Когда я заранее знаю, что скажу слово на сложную для меня букву, я начинаю «паниковать», и искать синоним, на букву которую сказать смогу. Когда же мне все же нужно это слово сказать, у меня сковывает горло. Однако самое странное это то, что в некоторых экстренных ситуациях, например когда я сдавал один устный экзамен в Университете, у меня как будто разом пропала эта проблема, и я произнес все слова абсолютно точно, как бы забывая о своей проблеме. Было ощущение, что мозг отключился, и я осознавал что могу произнести всё без проблем. Бывают случаи, когда я просто говорю какое-либо слово не задумываясь, и говорю его совершенно спокойно. Когда же я заранее знаю, что мне предстоит сказать, я понимаю сразу, что какие-то слова я сказать не смогу. Бывают такие моменты, когда я могу общаться совершенно спокойно, почти не испытывая никакого дискомфорта, иногда же мне общаться очень тяжело, потому что «сковывает» горло. Я часто говорю вслух, и когда мне попадаются слова, которые сказать не могу, я их все же произношу, с жутким заиканием, в то время как если я начну это слово сразу после этого повторять, я скажу его 20 раз из 20 без запинки. Такое же бывает, когда это слово скажет сразу до меня другой человек, я смогу его тут же повторить совершенно спокойно. В данный момент, мне сложно говорить почти все слова которые начинаются на «По», «Па», «При», «Пре, «Ба» , «Бу» и некоторые другие. Иногда я стараюсь сложное для меня слово делить на части, произносить не целиком слово, а по частям. Например сказать не «Я постараюсь», а «Япо стараюсь», и это бывает выручает меня. Когда же я хочу сказать фразу которая начинается с этой буквы, все намного сложнее. Я пробовал разные способы бороться с этим. Я учил скороговорки на проблемные буквы, больше общался, старался не думать об этом. Но проблема осталась, и я хотел бы ее решить. Из-за этой проблемы я чувствую себя не очень уверенно, это заставляет меня думать о ней еще больше, еще больше ошибаться, и еще больше чувствовать себя неуверенно, и так по цепочке. Я чувствую себя неполноценным человеком, и очень хотел бы ее решить.Сейчас я живу далеко от родителей, в общежитии, у меня не так много друзей с которыми я общаюсь, но они все же есть. Большую часть времени уходит на учебу, но все же стараюсь уделять хоть какое-то время спорту. Подскажите мне, пожалуйста, что я должен сделать, какие шаги предпринять, с чего начать. Может что-то изменить в моей жизни. Спасибо огромное заранее!

    Автор вопроса: Антон Возраст: 20

    О такой проблеме, как заикание написано множество книг, разработано множество методик для ее устранения. Но все они так или иначе сходятся в том, что данная проблема является больше психологической проблемой, особенно если не усложнена физическими проблемами.

    Раньше, в прочем и сегодня можно столкнуться с распространенным мнение о том, что она является следствием стресса, связанного со страхом. Причем страх может быть, как определимый перед чем-то конкретным, так и безотчетный, объяснение которому сразу найти не удается.

    В психологии причины заикания напрямую связывают со страхом проявить себя, высказать что-то, что по-влечет за собой наказание или ограничения, вплоть до лишения жизни.

    Например, люди, пережившие страх, связанный со своим обнаружением кем-то враждебным, иногда настолько сильно «запрещали» себе даже случайно «подать голос», что в последствии имели проблемы с заиканием при произнесении речи. Или были случаи, что ребенок «не вовремя» обратился к кому-либо из взрослых значимых для него людей с какими-то вопросами, был резко одернут либо криком, либо телесным наказанием. После этого у него появляется бессознательная привычка отслеживать свою речь, на предмет никому ли она сейчас не мешает, что приводит к спазмам и нарушает ее плавность.

    Подобное нарушение возможно еще также как следствие запрета, установленного самим человеком на то, чтобы не озвучить какие-либо плохие или опасные, с его точки зрения мысли по отношению к значимым для него людям, особенно если мысли носят агрессивный и разрушительный характер. Такой запрет может быть настолько сильным, что даже после того, как ситуация разрешилась, согласие между людьми было достигнуто, спазм, не позволяющий свободно изъясняться остается, приобретая некую «фобическую» структуру, т.е. проявляться только на определенные слова, или в определенных ситуациях. Понятно, что человек замечает такую свою особенность, включает ее в «зону своего пристального внимания», тем самым еще более укрепляя этот встроенный в бессознательное контроль за своей речью, вместо того, чтобы его ослабить и дать возможность речи течь спокойно и свободно.

    Могу Вас обрадовать, Антон, что подобные явления сегодня очень эффективно лечатся комплексной работой, направленной на снятие внешних и внутренних запретов на проявление себя и отвлечение внимания от «очевидных» трудных мест для речи.

    Если у Вас есть возможность поработать с психологом и логопедом совместно, то эта работа была бы очень продуктивной в Вашем случае, как мне видится.

    Но даже если Вы сможете проделать самостоятельно работу над анализом возможных причин, которые вызывают такую реакцию и освоить некоторые дыхательные упражнения, которые позволяют расслабить систему, задействованную в речи, то Вы тоже достигните успехов.

    Вы даже самостоятельно обратили внимание, что когда Вы не переживаете за правильность произнесенных слов даже в стрессовой ситуации, например, такой как экзамен, то все получается хорошо и без проблем. При этом Вы мало того, что отвлечены от контроля за функцией речи, Вы еще и уверены в том, что собираетесь говорить, скорее всего из-за того, что знаете материал. При этом Ваше сознание и Ваше бессознательное не пытается контролировать речь, ведь там нет ничего «запретного».

    Для правильного дыхания и расслабления рекомендовала бы еще подключить упражнения из йоги. Они дают очень хороший эффект в работе с заиканиями.

    И так, подведу небольшие итоги всему вышеперечисленному.

    1. В Вашем случае наиболее вероятен вариант психологического развития заикания, связанного именно с запретом проявления себя.

    2. Вам может помочь анализ возможных причин такой фиксации на контроле и боязнью такого проявления. Вы можете попробовать сделать это самостоятельно или совместно со специалистом.

    3. Вам можно попробовать упражнения, которые снимают «зажимы» в дыхательном аппарате и контроле за речью. Наиболее приемлемые без специального сопровождения это дыхательная гимнастика, в том числе йога.

    4. Начать всем этим заниматься Вы можете в любой доступный для Вас момент времени. Главное при этом это желание справиться с доставляющей Вам неприятность проблемой.

    5. Можно в качестве дополнительного способа расслабления попробовать петь какие-нибудь сложные тексты, особенно если там встречаются сложные для Вашего сознания слова, или перед выступлением перед какой-нибудь аудиторией. Мало того, что это может быть забавно, так это еще и помогает правильной постановке дыхания, необходимой для произнесения слов.

    6. Вам обязательно нужно работать над уверенностью в себе. Ведь именно она позволяет больше доверять самому себе, не обременяя психику дополнительными контрольными функциями за своим поведением.

    Я больше чем уверена, что у Вас получиться восстановить плавность речи. Вы сможете говорить обо всем и в любой компании, не испытывая неудобства от заикания. А если когда-нибудь Вы вновь станете испытывать трудности в речи, то пусть эти трудности будут связаны только с приятными переживаниями и вызванными лишь приятными, например, любовными волнениями и придадут Вам больше шарма в глазах любимых Вами людей!

    источник