Меню Рубрики

Все рецепты от заикания

Заикание – это нарушение, которое на сегодняшний день с успехом поддается лечению. В терапии логоневроза используют как традиционные методики, так и инновационные разработки последних лет.

Наверняка многие люди замечали такую особенность у заикающихся больных – дефект речи у них пропадает во время пения. Это объясняется тем, что слова произносятся нараспев, поэтому дыхание работает по-другому. Именно эта характеристика человеческой речи легла в основу лечения заикания методом дыхательной гимнастики.

Стрельникова А. Н. разработала комплекс упражнений, направленных на проработку органов дыхания. Выполнение гимнастики позволяет нормализовать речь ребенка, помогает ему избавиться от заикания. Заниматься по системе Стрельниковой могут не только дети, но и взрослые люди. Безусловно, справиться с заиканием им будет сложнее, чем маленьким пациентам, но прогресс обязательно удастся заметить.

В комплекс Стрельниковой входит 10 упражнений. Ниже будут описаны два из них, которые являются основополагающими при заикании.

Именно их врачи рекомендуют использовать чаще всего:

Упражнение «Насос ». Необходимо встать ровно, опустить руки вниз, наклонить туловище вперед, чтобы спина была слегка округлена. Шею расслабляют, голову опускают вниз. Затем человек совершает быстрый вдох и слегка приподнимается, но полностью распрямляться нельзя. После вдоха следует продолжительный выдох. Затем нужно снова наклониться в исходное положение и сделать глубокий и быстрый вдох, а после него долгий выдох.

Упражнение «Повороты головы». Человек встает прямо, опускает руки вниз и расслабляется. Затем нужно повернуть голову в левую сторону и сделать быстрый вдох, чтобы был слышен звук. Поворачивая голову слева направо, больной совершает выдох. Он должен быть продолжительным, нельзя делать остановку или паузу. Когда голова будет повернута вправо, вновь делают шумный вдох и, выдыхая, начинают поворачиваться, но уже в левую сторону.

При выполнении упражнений нужно следить за мышцами шеи. Их не следует напрягать. Руки и тело должны оставаться без движения. Между упражнениями следует делать непродолжительные передышки. В день выполняют по 3 подхода, каждый подход состоит из 32 вдохов.

Техника выполнения упражнения «насос»:

Техника выполнения упражнения «обними плечи»:

Благодаря дыхательной гимнастике человек учится правильно дышать, контролировать глубину вдоха, расправлять легкие, заполняя их воздухом. Параллельно укрепляются мышцы диафрагмы. Именно она принимает непосредственное участие в голосообразовании. Связки становятся подвижными, человек учится говорить без заминок.

Рекомендовано тренировать органы дыхания по 15 минут, утром, днем и вечером. Не стоит рассчитывать, что после 2-3 занятий, человек начнет говорить, как лучший оратор. Первые результаты можно будет заметить не раньше, чем через 2-3 месяца. Голос приобретет естественность, станет свободным, дыхание облегчится, звуки начнут выходить легче. Заикание станет редким явлением.

Логопед чаще всего занимается с группой детей, которые страдают от заикания. Есть множество методик, позволяющие исправлять дефект речи у ребенка.

Самыми популярными из них считаются:

Методика Выгодской, Успенской и Пеллингер. Курс состоит из 36 занятий, длится он 8-12 недель. Логопед, в ходе обучения, воссоздает игровые ситуации, в которых дети применяют свою речь. Постепенно ученики переходят к разговору развернутыми фразами. Логопед показывает им упражнения, которые помогают расслаблять мышцы и устранять эмоциональное напряжение.

Методика Смирнова. Заниматься по этой программе нужно каждый день. Длительность одного занятия составляет 20 минут. Упражнения выполняют в игровой форме. Полный курс рассчитан на 7,5 месяцев, то есть на один академический год.

Благодаря занятиям удается добиться следующих целей:

Методика Сильвестрова. Курс длится около 4 месяцев и состоит из 36 занятий. В ходе его проведения больной проходит через три этапа. На этапе подготовки специалист налаживает общение с ребенком, это проходит в комфортной для него обстановке. Этап тренировки сводится к переходу от тихой речи к громкой. Спокойные игры замещаются эмоциональными занятиями. В этот период к работе привлекают родителей. Последний этап – закрепительный во время которого у ребенка вырабатывают умение говорить медленно и плавно. С этой целью применяют длинные рассказы, беседы, чтение.

Методика Шкловского. Лечебный курс длится 3 месяца. Все это время человек должен находиться в больнице. Больной будет взаимодействовать с психиатром, психотерапевтом, невропатологом. Сперва пациент пройдет комплексное обследование, чтобы выявить истинную причину нарушения речи. Затем уже сформированные патологические навыки необходимо будет разрушить. Заключительным этапом терапии является проработка поставленной речи в жизненных ситуациях. В ходе проведения терапии пациент становится уверенным в собственных силах, он начинает понимать, что в состоянии справиться с заиканием в любых ситуациях, независимо от уровня их эмоциональности.

Методика Арутюнян. Лечение проводится как в стационаре (первые 24 дня), так и в амбулаторных условиях (5 курсов по 5-7 дней, которые реализуют в течение года). Речь больного синхронизируется с движениями пальцев ведущей руки. Это позволяет сформировать у пациента новую психологическую установку, которая обеспечивает спокойный эмоциональный фон, позволяет сохранять ровную интонацию, контролировать мимику и осанку.

Методика Сильвестрова, Смирнова и Выгодской предназначены для лечения заикания у детей дошкольного возраста. Чтобы справиться с такой проблемой у подростков или у взрослых пациентов, используют методику Шкловского или метод Арутюнян.

Речь больного замедляют. Это позволяет уже с первых тренировок избавиться от заикания. Со временем она ускоряется.

Кроме традиционных методов лечения заикания, существуют и другие подходы к решению данной проблемы. К таковым относится мультикомпьютерный комплекс Breath Maker. Он позволяет создать своеобразный «протез» который связывает два центра головного мозга, отвечающих за процесс распознавания речи (центр Брока и центр Вернике). Во время занятий человек произносит фразы в микрофон. Специальная программа записывает его речь и исправляет ее. Правильный вариант человек слышит в наушники. В это время головной мозг анализирует полученную информацию и запоминает ее. Как итог, удается снять напряжение с речевого центра.

Эта методика позволяет устранить психологический дискомфорт, повысить уверенность в собственных силах. Доказано, что человек с заиканием даже незначительные запинки в своей речи считает критическими. Он ошибочно полагает, что люди замечают их. Это способствует излишнему психологическому напряжению и усугубляет нарушения речи.

Следующая нетрадиционная методика для борьбы с заиканием – это точечный массаж. Курс должен быть продолжительным, только так удастся добиться успеха. Хотя заметное улучшение речи часто наблюдается уже после первого сеанса. Такой успех приводит к тому, что пациенты считают себя выздоровевшими и отказываются от дальнейшей терапии. Однако чтобы справиться с проблемой, точечный массаж нужно проводить курсами, которые повторяются 1 раз в 6 месяцев.

Для проведения точечного массажа не обязательно посещать специалиста. Процедуру можно выполнить в домашних условиях. Однако научить больного технике точечного массажа должен профессионал. В дальнейшем можно переходить к самолечению.

Справиться с заиканием можно с помощью неврологических методик.

Человеку потребуется соблюдать следующие рекомендации специалистов:

Принимать лекарственные препараты. Врач может назначить средства, тормозящие чрезмерную активность психологических процессов и устраняющие судороги. Также показан прием транквилизаторов.

Принимать седативные препараты. Предпочтение отдают лекарственным средствам, имеющим растительную основу.

Проходить курсы рефлексотерапии и иглоукалывания.

Принимать препараты, направленные на повышение иммунитета и на укрепление нервной системы.

Посещать сеансы психотерапии.

Заикание является распространенной проблемой, поэтому медицинская наука находится в постоянном поиске решений для ее устранения. В Америке не так давно был разработан лекарственный препарат для лечения пациентов с заиканием. Он уже прошел пробы на лабораторных мышах. Поэтому вполне вероятно, что с этим нарушением скоро можно будет справиться с помощью лекарственных средств. Д. Магуайр, работающий в Университете Калифорнии убежден, что заикание обусловлено избыточной продукцией дофамина в организме. Подавить его выработку можно с помощью Галоперидола. Однако этот препарат имеет множество побочных эффектов, поэтому допускать его массового приема нельзя. Врач предлагает применять для лечения заикания Оланзапин. Этот препарат проходит клинические исследования и в ближайшее время его запустят в массовое производство (при условии успешных испытаний).

Безусловно, родители, чьи дети страдают от заикания, серьезно обеспокоены этой проблемой. Тем более, что его лечение растягивается на длительный срок. Это толкает взрослых людей на необдуманные поступки. Они обращаются к знахаркам и колдуньям, чтобы вылечить ребенка от заикания с помощью заговоров. Однако случаи «волшебного» избавления от проблемы передаются только на словах, но нет ни одного документа, который бы подтверждал эти чудеса. Поэтому больше следует доверять официальной медицине, которая в этой области сделала внушительный прорыв.

Волкова Г. А. (1979, 1994). Профессор придерживается мнения, что с детьми, которые страдают от заикания, необходимо заниматься исключительно через призму игровой деятельности. Это позволяет моделировать различные ситуации, которые прорабатывают события, присущие для реальной жизни. Таким образом удастся нормализовать процесс взаимодействия с другими людьми. Как итог, у ребенка формируются необходимые личностные качества, корректируются имеющиеся отклонения.

Геркина М. И. (1972). Ученая учитывала тот факт, что заикание имеет ситуативный характер, поэтому коррекцию речи она предлагала осуществлять с помощью сюжетных игр. Сперва ребенок прорабатывает вымышленную сюжетную ситуацию, в которой реальный собеседник отсутствует. Затем переходят к ролевым играм. Логопед предлагает сюжет, в ходе реализации которого стимулирует активную речь ребенка, направляет ее в нужное русло. Аналогичного подхода придерживалась Пеллингер Е. М. и ее соавторы (1995).

Чевелева Н. А. (1978). Ученая считает, что для максимально эффективной коррекции заикания у детей лучше всего использовать спокойные виды деятельности. Она указывает на то, оптимальным для этого занятием является труд, а именно, создание поделок. Терапия предполагает последовательное прохождение нескольких этапов: пропедевтический (речь с опорой на визуальные образы), завершающая речь (характеризует выполненное действие), предваряющая речь (без опоры на прошлое), закрепление активной речи. При этом автор методики полностью отвергала идею использования дыхательных, речевых и других упражнений.

Ястребова А. В. (1999). Она создала программу для лечения школьников, страдающих заиканием. Ученая предложила ряд логопедических занятий, которые преследуют формирование навыков свободной речи, совершенствование мыслительных процессов, выработку умения быстро перестраивать внимание с одного вида деятельности на другой.

Богомолова (1977). Автор придерживается мнения, что не следует слишком много внимания уделять проработке неврологических нарушений. Она убеждена, что справиться с заиканием можно с помощью логопедических занятий, а в процессе корректировки речи неврологическая сфера восстановится самостоятельно. Она предлагает прорабатывать речь, сопровождая ее дирижирующими движениями руки.

T. Berendes (1963). Методика автора основана на использовании «сценотест» Г. Стаабс. Из постановочных игр, которые выстраивает сам ребенок, удается вычленить скрытый конфликт, приводящий, по мнению ученого, к заиканию. Одновременно малыш избавляется от внутреннего психологического напряжения. Усилить лечебный эффект автор предлагает с помощью аутогенных упражнений и гипноза.

Селиверстов В. И. (2000). Его программа рассчитана на терапию в условиях стационара. Ребенок должен будет выполнять речевые упражнения. Их сложность определяется в зависимости от имеющихся нарушений речи.

Абелева И. Ю. (1969). Она предлагает начинать коррекцию заикания с проработки техники речи. Для этого ребенку предстоит выполнить голосовые, дыхательные и артикуляционные упражнения. В дальнейшем ему предлагают выполнение речевых заданий, которые постепенно усложняются. Однако современная наука указывает на то, что кроме речевых упражнений, пациент должен получать физиотерапевтическое, психотерапевтическое и медикаментозное лечение.

Любинская С. М. (1970), Миссуловин Л. Я. (1988), Некрасова Ю. Б., Орловская С. Ф. (1966), Шкловский В. М. (1979, 1994). Эти авторы в разное время разработали свои методики по лечению заикания у детей. Однако все их работы объединяет тот факт, что они предлагают использовать аутогенную тренировку не как монометод, а в сочетании с психотерапевтическим воздействием и приемом лекарственных препаратов.

Карвасарский Б. Д. (1990). Он предлагает групповые сеансы терапии, которые сочетаются с элементами императивного внушения по К. М. Дубровскому (1966). При этом страх речи, который испытывают пациенты необходимо противопоставить новым положительным эмоциям.

Некрасова Ю. Б. (1984). Автор предлагает методику, которая позволяет за небольшой временной период изменить отношение пациента к страданию. Сеансы эмоционально-стрессовой терапии, которые в том числе, предлагал Карвасарский, позволяют сформировать у человека готовность к преодолению имеющегося психологического барьера. Это позволит ему разговаривать без заминок, даже на пике эмоционального волнения.

Шкловский В. М. (1994). Ученый ввел в комплексную схему лечения сеанс внушения во время бодрствования человека. Этот метод позволяет больному справиться со страхом речи при эмоциональном волнении. Методы лечения адаптированы к возрасту пациентов.

Max L., Cariso A (1997), Onslow M (1997). Ученые указывали на то, что под влиянием логопедического обучения у больных изменяется просодическая сторона речи, что очень важно в плане избавления от заикания.

Zeetan M. (1962). Основным принципом лечения автор считает замедление речи. Это позволяет пациенту контролировать его дыхание, голос и артикуляцию, а также снимает напряжение с мышц, дает возможность избежать судорог. Автор крайне отрицательно относится к монотонной речи, которая не имеет динамики.

G. Andrews (1982, 1983), P. A. Resick, P. Wendiggensen, S. Ates, V. Meyer (1975). Авторы придерживаются мнения, что максимального результата можно добиться в том случае, если обучать больного приемами замедленной речи. Некоторые ученые вовсе считают, что только этого приема достаточно для того, чтобы вылечить человека от заикания.

Поварова И. А. (2000, 2001, 2002). Автор считает, что нарушение темпа и ритма речи – это основная проблема заикающихся людей. Если проследить динамику этих показателей у конкретного больного, удастся создать максимально эффективную схему логопедического воздействия. В обязательном порядке нужно работать над интонацией пациента. Выразительную речь нужно формировать с первых занятий.

Ястребова А. Я. (1962, 1999). Автор подчеркивает необходимость проработки интонации пациента. Она предлагает направить усилия на формирование умения слушать речь другого человека. Чем выразительнее будет речь самого больного, тем больше усилий он будет прилагать для того, чтобы владеть собственным голосом. Лечение должно быть планомерным и переходить от легких заданий к сложным.

Шембель А. Г. (1961). Автор предлагает начинать работу над интонацией на завершающем этапе логопедической терапии. Однако медицинская наука с таким подходом не согласна.

A. Liebmann (1901). Автор выступал категорически против монотонной речи в лечении пациентов, так как она привлекает еще больше внимания со стороны окружающих людей. Тем самым усугубляя психологический дискомфорт заикающегося и негативным образом сказываясь на прогрессировании нарушения. Однако он не отрицал, что в некоторых случаях применять монотонную речь все-таки следует.

И. А. Сикорский (1889). Еще в 1889 году ученый установил, что монотонная речь не может положительным образом сказаться на процессе лечения пациентов с заиканием, но ее целесообразно использовать на начальных этапах лечения болезни. Такой прием позволяет купировать судороги мышц, отвечающих за речь.

Тяпугин Н. П. (1966). Ученый указывал на то, что независимо от возраста пациента, необходимо направить усилия на перевоспитание речи больного. Автор считает, что нужно научить человека разговаривать плавно и в слегка замедленном темпе.

Читайте также:  Святые отцы о заикании

J. Brady (1969). Ученый считает, что некоторое замедление темпа речи позволяет справиться с судорогами, а значит, практически с любым случаем заикания.

Мещерская Л. Н. (1982). Она указывает на то, что замедление темпа речи негативным образом отражается на лечении заикания. При этом автор не рекомендует полностью отказываться от замедления, но, по ее мнению, оно должно быть минимальным. Сама речь больного должна быть приближена к нормальному темпу.

G. Andrews, P. Howie (1981). На начальной стадии лечения ученые предлагают замедлять речь до 50 слогов в минуту. Затем плавно темп речи должен быть увеличен.

Визель Т. Г. (1997). Ученый настаивает на том, что темп речи, независимо от оказываемого вида лечебного воздействия на больного, должен быть нормальным, но с учетом его индивидуальных особенностей скорости проговаривания слов. По мере освоения пациентом азов программы, требуется усложнять ритмику и смысловую нагрузку фраз, которые он проговаривает.

Андронова Л. З. (1993). Автор указывает на то, что педагоги и ученые не должны принуждать пациента замедлять его речь. Она рекомендует начинать процесс терапии с проговаривания слов по слогам, в сочетании с движениями пальцев рук.

Вессат О. В. (1983), Жинкин Н. И. (1958), Кузьмин Ю. И. (1991), Миссуловин (1988). Эти авторы изучали влияние аппаратурного воздействия на процесс лечения от заикания. Как показала практика, заглушение речи шумом не приносит положительного эффекта. В то время как задержка обратной акустической связи позволяет уменьшить количество заиканий и замедлить речь пациента. Авторами была предложена методика лечения заикания с использованием аппарата АИР.

Данилов И. В., Черепанов И. М. (1970). Ученые занимались изучением влияния метронома на речь пациентов. Им удалось установить, что 60 ударов метронома в минуту позволяют на 83% увеличить скорость речи больных с тонической формой нарушения. Частота в 2,17 Гц дает возможность повысить скорость речи пациентов с клонической формой заикания.

Лохов М. И., Фесенко Ю. А. (2000). Они установили, что оптимальную слитность речи у больных со смешанным типом заикания можно сформировать при частоте работы метронома на волне 1,4 Гц.

Андронова Л. З., Лохов М. И. (1983). Ученые разработали метод лечения заикания, который базируется на фотофоностимуляции при ведении небольших доз Этимизола. Частоту фотофоностимуляции подбирают на основании проведенного ЭЭГ в ходе которого устанавливается усвоение ритма конкретным пациентом.

Ангушев Г. И. (1974). Ученый посвятил свои труды процессу изучения роли произвольного управления деятельности, которую выполняет человек. Он установил, что у заикающихся лиц регуляция произвольных и непроизвольных действий выше, чем у здоровых людей. Это приводит к тому, что работа речевого аппарата не поддается автоматизации. Чтобы добиться автоматизма, требуются постоянные тренировки.

Королевская Т. К. (1996), Орлова О. С. (2003), Поварова И. А. (1995), Сметанкин А. А. (1999, 2002). Эти ученые указывали на положительное влияние на процесс речеобразования метода БОС (биологическая обратная связь). Тренировки по этому методу позволяют выработать у пациента новый стереотип формирования речи. Больной учится контролировать дыхательную функцию, совершенствует навыки голосообразования.

Как становится понятно, подходов к лечению заикания существует множество. Однако современные взгляды таковы, что для полноценного избавления от дефекта речи требуется комплексное лечение.

Образование: В 2005 году пройдена интернатура в в Первом Московском государственном медицинском университете имени И. М. Сеченова и получен диплом по специальности «Неврология». В 2009 году окончена аспирантура по специальности «Нервные болезни».

источник

Проблема, спровоцированная отклонениями работы мозговых центров, — заикание — приносит психологический дискомфорт и снижает качество жизни. Дефекты речи можно исправить при помощи специальных техник и методик. Нечастые проявления можно победить самостоятельно. Более серьезные отклонения лечат сильными медикаментозными средствами.

Лечение логоневроза в домашних условиях начинается с определения причин. Их может быть несколько:

  • стресс;
  • волнение;
  • тип личности;
  • осложнения после травм.

Стресс провоцирует отмирание нейронов. Нарушение медиаторной связи приводит к торможению мыслительного процесса.

Заикание начинает проявляться спонтанно. Индивид продолжает вести привычный для себя образ жизни, но в определенный момент его речь становится спутанной, невнятной.

Темп и тип речи будут зависеть от темперамента. В группе риска находятся замкнутые личности, стеснительные, мнительные, ранимые. Для таких людей общение с окружающими представляется испытанием, которого они стараются избегать. Дефект речи появляется как защитная реакция на стрессовый фактор, в конкретном случае, живое общение с человеком.

Травмы и заболевания ЛОР-органов приводят к заиканию. Причиной дефекта речи может быть злоупотребление алкоголем, наркотиками, прием некоторых препаратов, тормозящих работу ЦНС.

Лечение логоневроза у взрослых в домашних условиях совмещают с медикаментозной терапией, которую прописывает врач. Все упражнения выполняются после консультации с врачом. Самолечение может быть опасным, т. к. может привести к ухудшению состояния.

Упражнения против заикания дома основаны на самоконтроле и концентрации.

Пациент должен принять факт своей болезни. Проживайте свою проблему. Есть страх, что окружающие будут воспринимать вас как-то иначе — постарайтесь намекнуть или сразу предупредить о заикании. В этом нет ничего постыдного. Важно научиться реагировать адекватно самому на свой недостаток: чем спокойнее вы будете, тем реже будут рецидивы.

Избавиться от стресса и его последствий можно при помощи релаксации. Создайте для себя комфортную обстановку. Научитесь вызывать чувство расслабленности в любой ситуации: встречая на улице давнего знакомого, пытаясь отстоять свое мнение в транспорте, магазине.

Способов релаксации много. Экспресс-методы, помогающие расслабить нервную систему, — перебирание четок, якорение на жестах (скрещивание пальцев, надавливание в центр ладони и т. п.), концентрация на дыхании и т. д. Так мы избавляемся от зажимов и напряжения.

Избавиться самостоятельно от заикания взрослому человеку можно так: репетировать речь, ставить дикцию. Многие пациенты совершенно нормально общаются с родными и близкими людьми не заикаясь. Дефект проявляется в стрессовой ситуации.

Говорите больше с родителями, сестрой/братом, подругой. Чаще репетируйте свою речь. Не концентрируйтесь на ней. В момент стресса пациенты начинают зацикливаться на звучании собственного голоса, речи, что и приводит к заиканию. Мозг воспринимает ваш страх как побуждение к активному действию и пытается защитить организм.

Один из способов избавления от заикания — самоконтроль. Концентрируйтесь на дыхании. Человек заикается, когда пытается сказать длинную фразу на вдохе. Подберите для себя комфортный темп и релаксируйте, считая вдохи/выдохи и контролируя наполняемость легких воздухом.

Через некоторое время можете добавить чтение в голос. Старайтесь представить, что вокруг полно людей, а вы стоите на сцене и читаете им книгу. Концентрируйтесь только на дыхании. Оно ровное, спокойное. Перед длинной, сложной фразой делаем вдох, на выдохе ее читаем.

Полезны физические нагрузки: бег. Достаточно будет 20 мин. Все это время вам нужно четко контролировать свое дыхание. Сначала дышите глубоко и ритмично, затем попробуйте поменять темп на двойной выдох/вдох. Делая шаг левой ногой, 2 раза втяните воздух, правой — выдохните на 2 счета. Затем перейдите к начальному темпу дыхания.

Лечение в домашних условиях можно производить при помощи постановки речи. Делайте паузы — это небольшая хитрость, которая дает возможность сконцентрироваться и расслабиться. Если вам нужно сказать сложное слово, которое никогда не получается нормально выговорить, не заикаясь, остановитесь, вдохните и замените его синонимом.

Прием позволяет быстро сосредоточиться и обрести уверенность в себе. Паузы сделают речь интересной и загадочной, а собеседник не догадается о вашем недуге.

Упражнения от заикания в домашних условиях помогают разработать речевой аппарат, улучшить дикцию, избавиться от дискомфорта в общении. Логопедическая гимнастика применяется в лечении взрослых и детей. Заниматься надо с небольшим зеркальцем.

Пациент должен отчетливо видеть свои губы, понимать работу речевого аппарата.

  • откройте широко рот, словно птенец;
  • язык в расслабленном состоянии лежит на нижнем небе;
  • положите язык на нижнюю губу, расслабьте его;
  • откройте рот, поднимите боковые края языка так, чтобы они коснулись верхних зубов;
  • сомкните губы и вытяните их трубочкой, как будто пытаетесь кого-то поцеловать;
  • прижмите язык к верхнему небу, открыв рот;
  • постарайтесь дотянуться языком до носа, затем до подбородка.

Чуть позже можно добавить скороговорки со сложными фразами, состоящие по большей части из труднопроизносимых слов. Эти уроки позволят обрести свой голос.

Вылечиться самостоятельно от заикания в домашних условиях можно при помощи природной аптечки. Полезные травяные отвары позволяют расслабить нервную систему, снять последствия стресса и обогатить организм витаминами, которые человек не получает вместе с пищей.

Сосновые шишки — прекрасное успокаивающее народное средство от заикания. Понадобятся молодые шишки, выделяющие сок. Их нужно замочить в кипятке на 1–2 часа, чтобы убрать горечь, затем пересыпать сахаром и сварить варенье. Делайте чай из липы и добавляйте 2—3 ложки заготовки в него или варенье запивайте водой. Принимать средство нужно 3 раза в день после еды. Оно восстанавливает иммунитет, эффективно устраняет болезни ЛОР-органов дыхательной системы, успокаивает нервную систему.

Крапива с ромашкой и мелиссой дают положительный эффект при лечении заикания у взрослых в домашних условиях. Вам потребуется по 100 г сухого сырья, 1 л кипятка. Настаивайте отвар 1 час. Принимайте 2 раза в сутки, утром и перед сном.

Самостоятельно вылечить заикание у взрослого не так просто. Если приведенные методы не дают результата, попробуйте действовать по другой системе. Откажитесь от посещения многолюдных мест на неделю. Потренируйтесь легко и правильно преподносить информацию. Выполняйте артикуляционную гимнастику.

Постарайтесь меньше говорить, больше писать.

Это может быть текст из книги, а лучше собственное сочинение: изложение плана на ближайшие дни с подробностями и т. п. Его нужно прочесть в голос. Суть заключается в восприятии информации. Во время письма подсознательно человек проговаривает весь текст без запинок, заикания. Со временем мозг начнет перестройку поведенческих реакций, и заикание постепенно уйдет.

Начинайте петь. Человек физически не может заикаться в момент пения. Тренировки продолжайте месяц. Вначале результат может быть незаметен, но вскоре он вас поразит.

В дополнение к трехэтапной системе лечение заикания взрослых в домашних условиях проводят медитациями. Упражнения основаны на умении расслабляться, что особенно важно для заики. Полный контроль сознания позволит быстро успокоиться в любой стрессовой ситуации. Изначально медитативные практики применяются только в домашних условиях:

  • прилягте на твердую поверхность, напрягайте и расслабьте мышцы, обратите особое внимание на шею, воротниковую зону;
  • не забывайте контролировать дыхание, концентрируйтесь на нем;
  • когда достигнете полного расслабления, перенесите себя в самое приятное воспоминание, представьте рядом незнакомого человека, с которым давно хотите познакомиться, но стесняетесь, мысленно выполните свою задумку: вы говорите уверенно, без тени смущения, чувствуете себя спокойно и расслаблено;
  • потихоньку выходите из состояния транса, пошевелите сначала пальцами рук, ног, подвигайтесь немного, медленно откройте глаза, проанализируйте, как чувствуете себя после медитации;
  • вечером, перед сном, на протяжении 10–15 мин. произносите аффирмации — специальные фразы-установки, позволяющие запрограммировать свой мозг на определенные действия.

источник

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.
  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Читайте также:  Связная речь дошкольников с заиканием

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

источник

Одним из самых распространенных видов речевого расстройства является заикание, когда у человека из-за несогласованности работы речевых мышц с дыханием и голосом более чем на 7% нарушается плавность и ритм речи.

Возникновение судорожных замедлений в гортани, языке или на губах, которые длятся до 0,5 минуты, являются первыми признаками заикания.

Более распространены случаи заикания у детей в возрасте от двух лет, в период активного развития речи, когда ее функции еще достаточно хрупки, и период формирования речи может длиться от одного года и более. Но в большинстве случаев, спонтанное выздоровление от заикания наблюдается именно в детском возрасте. А поскольку мужской пол, как известно, эмоционально гораздо менее устойчив, то он подвержен заиканию в гораздо большей степени, нежели женский.

Бывает так, что, например, во время выступления человека перед аудиторией, заикание, практически незаметное в менее тревожной обстановке, заметно усиливается.

Существует немало теорий возникновения заикания, и на сегодняшний день следует выделить два основные типа заикания. К первому типу имеет прямое отношение дети, рожденные с дефектом нервной системы, причиной чего послужили, к примеру, тревожные состояния будущей мамы в период беременности, или же травма во время родов. А так же это может быть вызвано с генетической наследственностью, или быть следствием частых заболеваний ребенка после рождения. Помимо заикания, внешних отклонений у таких детей, как правило, не бывает, но достаточно распространены случаи повышенного внутричерепного давления, изменения рефлексов и судорожной готовности.

Спонтанное же возникновение заикания относится ко второму его типу. Данный тип заикания обнаруживается у детей, родившихся абсолютно здоровыми, но которые, уже после своего рождения, в основном подвергались стрессу, переутомлениям или же неврозам. У таких детей в период тревожного состояния или эмоционального возбуждения наблюдается усиление дефекта речи.

Менее распространенной причиной заикания может быть результат нервного расстройства, которое было вызвано, к примеру, тем, что ребенка принуждали перейти «в правши». Так же заикание может быть результатом осложнения после коклюша, скарлатины или же гриппа.

Существует несколько распространенных симптомов заикания.

Например, когда заикающийся человек, опасаясь оказаться «беспомощным» в глазах собеседника, пытается заменить некоторые «трудные» слова синонимами, которые сравнительно легки в произношении. Бывает и так, что он и вовсе уклоняется от разговора, немедленно найдя для этого вескую причину.

Зачастую у заик во время разговора возникает непроизвольное сокращение мышц не только лицевых и шейных, но так же и ног, и рук.

Заикающиеся дети зачастую испытывают невероятную сложность в общении, их самооценка далека от адекватной, они, несмотря на свою замкнутость, невероятно чувствительны и ранимы. Общаясь с «нормальными» сверстниками, ребенок испытывает самый настоящий стресс. Вообще, заикание лечится, и здесь главным является постараться выявить его на самой ранней стадии. Параллельно следует воспитать в ребенке уверенность в себе и стремление справиться с этим недугом в первую очередь при помощи собственных усилий.

Если родители заикающегося ребенка будут следовать некоторым несложным правилам, то их чадо в скором времени быстро избавится от этого недостатка.

  1. Необходимо взять себе за правило говорить с ребенком только спокойным тоном, плавно и разборчиво выговаривая каждое слово.
  2. Никогда не следует перебивать ребенка, заставляя его тем самым нервничать. Он не сможет выговориться, а для него это крайне важно.
  3. К вступлению ребенка в школьный возраст, необходимо приучить его самостоятельно управлять темпом речи, произнося слова только на выдохе, избегая при этом говорить скороговоркой на вдохе.
  4. Следует помнить, что речь ребенка значительно улучшится, когда для него станет привычным разговаривать медленно, но отнюдь не монотонно.
  5. Необходимо регулярно заниматься с ребенком техникой речи, приучая его сначала задавать вопросы на тему прочитанной книги, затем пересказать сюжет в присутствии близких, а потом и не очень близких людей. Это в значительной мере сопутствует скорейшему избавлению от заикания.
  6. Важно помнить о том, что если принуждать ребенка читать вслух, то это только усугубит ситуацию.
  7. При общении с ребенком очень важно сохранять с ним зрительный контакт. Не нужно отводить взгляд, потому как ребенок может подумать, что родитель очень расстроен его заиканием.
  8. Добиваясь правильного речевого режима, не стоит перегружать ребенка напоминаниями о том, как ему следует говорить.

Следует помнить, что упрощенные и ускоренные методы лечения от заикания дают лишь кратковременный результат. Пока ученые продолжают работать над весьма актуальной проблемой заикания, необходимо действовать и самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности ребенка:

— способствовать изменению привычного стиля речи на ритмизированный;

— использовать метод «поощрений и наказаний» — разумеется, только в мягкой игровой форме, вызывающей у заикающегося ребенка только положительные эмоции;

— применять специальные устройства для отбивания ритма, координирующие речь.

Лечение заикания травами и овощами

Пришедшие к нам из прошлого народные методы лечения заикания применять вовсе не возбраняется, поскольку они зачастую и весьма скоро приводят к довольно эффектному результату.

Применение настоев из трав помогает избавиться от заикания в достаточно короткие сроки. Для этого следует воспользоваться некоторыми советами:

— опустив в кипящую воду листья белого ясенца, и, настояв 20 минут, процедить. Полоскать полость рта (не глотая) следует в течение 3-5 минут, повторять процедуру до шести раз в день;

— три капли сока цветков и листьев ясенца смешать с двумя каплями сока крапивы, и в течение пяти минут, не глотая, продержать на языке. Повторять процедуру следует не менее 6 раз в течение 10 дней;

— принимать 2 раза в день по 1 столовой ложке по 100 грамм шиповника, лимона и калины, смешанных с 200 граммами белокочанной капусты, заедая настой семечками или миндалем;

— закипятив в молоке или вине (200 грамм) щепотку гусиной лапчатки, процедить, а когда настоится, принимать настой утром натощак в течение 10 дней;

— залить кипятком (0,5 л) 5 грамм сухой душистой руты и кипятить на слабом огне пять минут, затем процедить, и держать его во рту не глотая, до полного остывания отвара. Повторять процедуру необходимо не менее 6 раз в сутки, в течение 2-3 часов;

— смешать в равных количествах сухой вереск, зверобой, дягиль, мелису, хмель, ромашку и крапиву, а затем опустить в 200 мл кипятка чайную ложку этого сбора, который настаивался в течение 30 минут, и применять настой по 100 грамм – утром натощак и вечером – перед с ном.

Лечение заикания лекарственными сборами

Наиболее распространенным способом лечения заикания является лечение лекарственными сборами.

— настоянная в течение 15 минут половина столовой ложки сбора из сухой мяты, крапивы, валерианы и ромашки, залитая 200 мл кипятка, а затем процеженная, обеспечивает уверенность и спокойствие. Применить настой нужно по 100 грамм 2 раза в день;

— залить сбора листьев донника и березы, цветов календулы, солодки и мелисы 200 мл кипятка, дать настояться 2 часа, затем процедить, и принимать не менее 5 раз в день перед едой;

— смешав в 400 мл холодной воды 7 грамм из сбора плодов шиповника и цветов фиалки трехцветной, ясменника, листьев сушеницы, полыни, березы, мяты, и корня одуванчика, настоять в течение 6 часов при температуре 26 градусов. Затем прокипятить и снова настоять полчаса. Процедить, принимать за 15 минут до еды по 70 мл четыре раза в день;

— смешать компоненты измельченного сбора из плодов тмина, боярышника и крапивы, листьев мяты, кипрея и земляники, а так же соломы овса и побегов малины, и залить 300 граммами кипяченой воды. Держать на огне, не доводя до закипания, а затем дать 1,5 часа настояться, процедить и принимать теплым, по 50 грамм за полчаса до еды, 5 раз в день;

— залить 7 грамм сбора из измельченных трав ромашки, зверобоя, душицы, листьев пустырника, плодов аниса и мелисы кипятком, настоять 3 часа, процедить и принимать не менее 5 раз в сутки до еды;

К наиболее распространенным народным средствам лечения заикания относятся так же и другие сборы:

— залить смесь измельченных трав мелисы лекарственной и донника, листьев сизой ежевики, цветов календулы, листьев березы, плодов фенхеля, побегов вереска, цветов сердцевидной липы и корневищ лекарственной валерианы 300 мл кипятка, и томить на водяной бане 10 минут, не доводя до кипения. Затем, настояв 1,5 часа в теплом месте, следует пить настой за полчаса до еды по 50 грамм в день;

— залить 7 граммов измельченной смеси из плодов боярышника колючего, тмина, соломы, посевного овса, побегов малины, листьев кипрея, лесной земляники, побегов малины, травы перечной мяты и двудольной крапивы 300 мл кипятка, и томить на водяной бане под крышкой в течение 10 минут. Настоять при комнатной температуре 1,5 часа, затем процедить. Принимать теплый настой по 50 грамм за полчаса до еды, 4 раза в день;

Лечение заикания аромотерапией

Для того, чтобы избавиться от страха и снять напряжение, можно использовать в лечении заикания ароматические масла таких растений, как розы, базилики, розмарина, бергамота, сосны и сандала. Успокоительный эффект оказывают масла чабреца, шалфея, герани, лаванды и полыни. Нанеся небольшое количество масла на чистый носовой платок, следует вдыхать этот аромат не менее трех раз в сутки.

Неплохим методом для лечения заикания является принятие двадцатиминутной ванны с 4-5 граммами ароматического масла таких трав, как чабрец, герань, шалфей и лаванда, смешанного со ста граммами кефира.

Лечение заикания медом и мумие

Как известно, заикание – это заболевание в первую очередь психологическое, посему при лечении необходимо использовать и психотерапевтические методы. Но, несмотря на то, что официальная медицина весьма активно выступает против того, чтобы использовать при лечении народные средства, существует несколько старинных «бабушкиных» рецептов мумие для лечения этого недуга.

Так как мед оказывает седативное воздействие, следует приготовить две смеси меда с мумие в пропорции 1:8 и 1:5. В каждой смеси должно содержаться по 0,2 грамма экстракта. Смесь сильно концентрированную нужно принимать утром, вечером же – смесь слабо концентрированную. Это лечение необходимо проводить на протяжении четырех месяцев.

Читайте также:  Святые помогающие при заикании

Успех борьбы с заиканием у детей зависит в первую очередь от адекватной реакции на данный недуг родителей, если они, своевременно его обнаружив, станут следовать некоторым несложным правилам:

  1. Не следует обсуждать в присутствии ребенка причину возникновения у него заикания, поскольку это отнюдь не устранит ее, но усугубит заболевание, и процесс лечения затянется.
  2. Не нужно так же активно перестраивать ребенка в процессе лечения на то, чтобы он начал писать правой рукой (если ребенок левша), пусть делает так, как ему удобно. Во избежание неприятных недоразумений, учителя тоже следует предупредить.
  3. Необходимо создать для ребенка атмосферу понимания. Многие дети, страдающие заиканием, замыкаются в себе, и родителям следует быть максимально деликатными, чтобы ребенок без лишних волнений и переживаний точно знал о том, что ему позволяется, а что наоборот не разрешено.
  4. Не забывать проявлять особую заботу по отношению к ребенку, не допуская резких перемен и избегая какой бы то ни было нестабильности. Это необходимо для того, чтобы ребенок легко адаптировался в новой обстановке.
  5. Стараться контролировать режим дня ребенка, не допуская при этом перегрузок. Не нужно настаивать на продолжении занятий, если ребенок устал.
  6. Учитывая тот факт, что в большинстве случаев заикание излечимо, ни в коем случае не следует поддаваться панике. Наоборот, нужно подать ребенку пример и внушить ему уверенность в себе.

Помимо всего прочего, следует так же помнить о том, что иной раз ребенок начинает заикаться в случае элементарной нехватки словарного запаса. Не нужно впадать из крайности в крайность, пытаясь исправить ситуацию методом принудительного заучивания слов и текстов, ибо это приведет к тому, что заикание у ребенка не только не пройдет, но станет гораздо сильнее.

Грамотный специалист, психолог и логопед, может оказать существенную помощь в лечении заикания, но кроме этого родителям следует помнить, что самоконтроль – первый шаг на пути к успеху. Раздражаться на ребенка во время общения с ним нельзя ни в коем случае. Кроме того, нельзя подгонять ребенка, или одергивать его, если он, спеша как можно точнее выразить свою мысль, столкнулся со сложным для него звуком, вдруг стал запинаться и повторять его несколько раз подряд.

Не стоит забывать, что заиканием на всю жизнь ребенка могут «наградить» собственные родители, если их методом воспитания является насилие.

Причиной возникновения заикания у ребенка может быть страх насмешки над ним из-за того, что он, например, боится темноты, или же оставаться в комнате один, а так же из-за недостаточного проявления к нему родительской любви.

Основными предрасполагающими факторами заикания являются неуверенность в себе, уязвимость, а так же заболевание нервной системы ребенка.

Как уже отмечалось, детское заикание можно лечить и в домашних условиях. Конечно, подход к устранению проблемы должен быть комплексным, то есть, необходимо водить ребенка на занятия к логопеду и психологу, но результат наступит значительно быстрее, если откорректировать модель домашнего поведения.

Необходимо помнить о том, что в присутствии заикающегося ребенка никогда не следует выяснять отношения. Иначе степень нервного заболевания, полностью зависящего как от внутренних раздражителей, так и от внешних, только усугубится.

Эта болезнь может проявиться и в результате неполноценного питания, и усиливаться в периоды наказания, переутомлений или во время какого-либо другого заболевания.

Если наблюдать за развитием ребенка с момента его рождения и придерживаться некоторых несложных правил, проблемы заикания можно избежать.

— Так, нужно проявлять заботу о нервной системе ребенка начиная с самого первого дня его появления на свет;

— стоит всячески оберегать младенца как от физических, так и от психологических травм;

— вообще, конечно, следует начать активное общение с малышом еще когда он находится в утробе матери;

— в целях предотвращения разрастания аденоидов, провоцирующих заикание, нужно как можно чаще проводить профилактику носоглоточных заболеваний.

источник

Мне, как логопеду, иногда приходится сталкиваться с ситуациями, когда папа или мама, с заплаканными глазами, рассказывают о том, что ещё вчера всё было хорошо, а сегодня ребёнок стал заикаться и как избавиться от заикания они не знают. Или взрослый человек, с детских лет страдающий этим речевым нарушением, получает работу своей мечты. А на пути к заветной должности, стоит проклятый недуг.

Однако, паниковать не нужно. Существуют определённые методы, изучив которые вы, возможно, найдёте ответ на вопрос «Как избавиться от заикания?». Хотя при таком сложном речевом нарушении, отказываться от помощи специалистов не стоит ни в коем случае.

Согласно теории речеобразования, речевой процесс представляет собой некий круг передачи информации между тремя мозговыми центрами, расположенными в коре больших полушарий – речевым (центр Брока), слуховым (центр Вернике) и ассоциативным.

С помощью ассоциативного центра мы подбираем необходимые слова, расставляем их в нужной последовательности, то есть строим фразу. Из ассоциативного центра информация передаётся в речевой, который обрабатывает её, испускает необходимое количество нервных импульсов и посылает их к мышцам речевого аппарата (губ, языка, голосовых связок, гортани), а также мышцам, принимающим участие в акте дыхания (диафрагмы и грудной клетки). Человек, выдыхая, говорит, при этом информация в виде речи поступает в слуховой центр. Слуховой контроль позволяет судить о правильности речи, и, если всё произнесено правильно, информация об этом снова возвращается в ассоциативный центр. Это является сигналом для построения следующей фразы.

Из этой схемы становиться понятно, что плавная речь возможна только при синхронной работе всех трёх центров, то есть когда они передают информацию с одинаковой скоростью. При заикании эта синхронность как раз и нарушается. «Виновником» этого является речевой центр Брока. В силу различных причин его активность значительно повышена, что заставляет его вырабатывать больше нервных импульсов и передавать их мышцам речевого аппарата. Это вызывает их дополнительные сокращения, что на выдохе приводит к появлению запинок судорожного характера.

Существуют две основные формы речевых судорог:

  • Клонические – судороги, вызывающие многочисленные речевые повторы (ло-ло-ло-жка, ку-ку-ку-кла);
  • Тонические – судороги, которые длительно сковывают речевые движения (т…….топор, м……..машина);

Чаще всего в речи заикающегося встречается обе формы.

  1. Самая распространённая причина (67,5%) – это испуг. Очень часто от испуга люди теряют, как говорится, «дар речи». Большинство на секунды, а многие на долгие годы.

Если сразу после психологической травмы возникло заикание, то можно сделать следующие выводы:

  • — психологическая травма является истиной причиной заикания;
  • — психологическая травма является пусковым механизмом (возможно, имелась неврологическая предрасположенность);
  1. На втором месте – это ушибы и травмы (27,5%).
  2. Инфекционные заболевания и подражания.
  3. Предрасполагающие причины. Среди них особое место занимает возраст. Часто заиканием страдают дети от двух до пяти лет. А также замечено, что мальчики чаще подвержены заиканию, чем девочки. И еще одной из предрасполагающих причин, является наследственность. Выражается это во множественных случаях заболевания в семье.

1 Совет. Научитесь делать самомассаж. Массаж очень полезно делать при заикании, так как он несёт несколько очень важных функций. Активизирует нервные окончания, расширяет периферические кровеносные сосуды, положительным образом влияет на нервную и другие системы организма.

Сначала необходимо выполнять гигиенический самомассаж. Он выполняется методом поглаживания. Расслабляет все мышцы тела, в том числе мимические и речевые. Ослабленные мышцы, после этого массажа, напротив, активизируются.

  • Проводим лёгкими, поглаживающими движениями от середины лба к вискам;
  • От середины лба к вискам и вокруг и под глазами до переносицы;
  • От крыльев носа к ушам;
  • Гладим щёки круговыми движениями, по часовой стрелке;
  • Гладим шею;
  • Рук, плеч в направлении к туловищу;
  • Живота круговыми движениями по часовой стрелке.

Делаем вибрационный самомассаж методом энергичных постукиваний.

Техника вибрационного массажа.

  • По лбу с произнесением звука М, по верхней губе с произнесением звука В, по крыльям носа с произнесением звука М.
  • По нижней губе с произнесением звука З;
  • По верхней части груди с произнесением звука Ж;
  • По спине слева и справа на звуке М.

Вибрационный самомассаж лучше проводить стоя. Затем сделайте 5-10 медленных и спокойных вдохов и выдохов.

Полный комплекс массажа и артикуляционной гимнастики вы можете скачать в рубрике Материалы для скачивания

2 Совет. Развивайте и укрепляйте мышцы, участвующие в речевом процессе. Для этого необходимо выполнять упражнения для рта, челюсти, губ и языка.

Упражнение 1. Широко раскрыть рот. Первым условием чёткой и плавной речи, является свободно и широко раскрывающийся рот. Исходное положение – рот закрыт, губы и челюсти расслаблены, язык лежит плоско, свободно касаясь нижних передних зубов. Делаем вдох носом, рот при этом закрыт и длительно произносим звук А (аааааа), затем звук У (уууууу), О (оооооо), Ы (ыыыыыы).

Упражнение 2. Показать зубы, растянув губы в широкой улыбке. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 3. Вытягивание губ «в хоботок». Длительно произносим звук У. поворачиваем «хоботок» несколько раз вправо, влево, вверх и вниз (на счет 1, 2, 3, 4 медленно), затем вкруговую – вправо, влево. Повторит 3-4 раза.

Упражнение 4. Широко открыть рот. Поворачиваем язык в правую, затем в левую сторону. Повторить 4-5 раз.

3 Совет. Тренируйте дикцию. Специального внимания требует тренировка губ и языка, которые должны стать подвижными, легко управляемыми и эластичными.

Упражняйтесь в проговаривании слогов, слов, маленьких фраз и текстов. Очень полезно зажать между зубами небольшую пробку так, чтобы её внутренняя сторона не касалась языка, а зубы были обнажены. И в этом положении тренировать дикцию.

Если это упражнение делает ребёнок, то чтобы он не испугался, можно сказать ему, что вы играете в крокодильчики. Делайте упражнение вместе с ребёнком.

Начинать нужно со звуков Й, Н, Нь, К, Кь, Г, Гь, Д, Дь, Л, Ль, Д, Дь, соединяя их с гласными, то есть с тех звуков, при произнесении которых не включаются губы. Например,

  • лага-лада-лапа-лана
  • лаго-ладо-лало-лано
  • лагу-ладу-лалу-лану

Затем переходим к проговариванию слов и фраз. Лучше всего это делать на скороговорках. Скороговорки произносятся быстро, слитно, с многократным повтором отдельных слов и всей фразы.

В моей статье «Лучшие скороговорки для развития дикции и речи у детей» , вы найдёте много интересных и забавных скороговорок, для тренировки дикции.

4 Совет. Учитесь шёпотной речи. Давно известен парадокс, что шёпотом многие заикающиеся говорят совершенно нормально.

Тонированная речь и декламация. Сюда мы относим простейшую тонированную речь, ритмическую речь, монотонную и речь низким голосом.

Простейшую форму тонированной речи представляет собой прибавление к каждому звуку произносимого слова равносильно, в сущности, изменения его слогового состава. Слово «страх» превращается в трёхсложное «сэ-тэ-рах».

Монотонная речь – это речь, лишённая естественных повышений и понижений тона голоса. Такая речь принадлежит к числу средств, уменьшающих заикание весьма значительно, но не так безусловно, как ритмическая речь. Влияние низкого тона на уменьшение заикания давно известно.

5 Совет. Попробуйте говорить медленнее. Медленная речь принадлежит к числу самых верных средств для устранения приступов заикания и в этом отношении мало уступает ритмической речи, имея пред последней все преимущества более естественного влияния, не поражая слушателя своей искусственностью, как речь ритмическая.

Существует три вида тонированной речи, а именно речь медленная, речь монотонная и речь низким голосом.

6 Совет. Совмещайте эти три вида речи. Говорите медленно, низким голосом однообразным тоном. Вероятно такой совет покажется вам немного несуразным, но вам и не предлагается так говорить постоянно. Так нужно тренироваться произносить тексты, слова, скороговорки. И чем больше, тем лучше.

7 Совет. Дышите правильно. Считается, что дыхание является одной из немногих, если не единственной функцией, которые, с одной стороны, обеспечивают жизнедеятельность организма, а с другой – поддаются эффективному волевому контролю. Влиять на дыхание гораздо легче, чем, скажем, на работу сердца или почек. Роль дыхания в голосообразовании основополагающая. Лёгкие обеспечивают подпор воздуха под голосовыми связками, являясь мехами и трубами человеческого «органа».

Более подробно о развитии речевого дыхания вы можете прочитать в статье «Игры для развития речевого дыхания».

Часто частота и сила речевых судорог зависит от того говорит человек сам (отвечает на вопросы или что-то рассказывает) или он говорит вместе с кем-то, по образцу. Отраженная и сопряженная речь.

8 Совет. Говорим сопряжено. Вместе с педагогом произносим фразы и слова.

9 Совет. Пересказывайте сказки, рассказы, увиденный фильм или мультик.

В пересказе уже есть моменты, которые облегчают речь заикающегося. Запомнив последовательность изложения, он создаёт для себя образец. Это и есть помощь в данном случае.

10 Совет. Рассказывайте самостоятельно о том, что видите.

Рассказ является самостоятельной речью и неотъемлемой частью работы с заикающимися. Поэтому, активно включайте его в речевую тренировку.

Определённое облегчение испытывают заикающиеся, когда свою речь сопровождают движениями. Так как движения, являются отвлекающим факторов в данном случае.

Для того чтобы избавиться от такого тяжёлого недуга, как заикание, необходимо подключать все доступные методы. Выше я постаралась изложить в форме советов, что необходимо предпринять.

Однако, существует ещё несколько способов борьбы с заиканием, которые при желании вы тоже можете применить.

  • Точечный массаж;
  • Физиотерапевтические процедуры, к ним относится: мезодиэнцефальная модуляция; электросон; магнитопунктура;
  • Лечение отварами, настоями и настойками;
  • Устройства и компьютерные программы.

В логопедической практике специалистам постоянно приходится сталкиваться с людьми, которых не устраивает система длительной и трудной работы над собой и своей речью. Всегда есть те, кто надеются на существование каких-то «сверхсредств», позволяющих сразу и навсегда избавиться от заикания. Нередко можно слышать вопросы:

-Как избавиться от заикания с помощью операцию? Мы слышали, что где-то делают операцию на языке.

Обычно с таким вопросом обращаются взрослые люди, страдающие заиканием; редко – родители заикающихся детей.

Используется ли в наши дни хирургический метод при лечении заикания? Нет.

Можно привести много примеров наших современников – среди них врачи, артисты, поэты, журналисты, политические деятели, учёные. Для которых заикание не являлось непреодолимой преградой для реализации их жизненных планов. Не увело от жизни в обществе, не помешало раскрытию таланта, не лишило жизненной радости, бодрости, уверенности в своих силах. Главное — это их стремление жить в гармонии с миром и самим собой. Чего и вам от всей души желаю!

Если вам понравилась статья поделитесь ею в своих соц. сетях и напишите комментарий.

источник