Меню Рубрики

Вклад селиверстова в заикании

Секция: 6. Педагогика

XXXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Изучение заикания имеет многовековую историю. Много исследований было посвящено вопросу понимания этиологии данного нарушения, которые проводились специалистами разных областей знаний: врачами, психологами, неврологами. Впервые на данную проблему обратили внимание ученые Древней Греции (V в. до н. э.). Именно там и был введен термин balbuties («заикание»), под которым понималось «расстройство речи, зависящее от спазмов в разных отделах речевого аппарата» [5, с. 932]. Еще ранее этот недуг называли “battarismus” в честь киренского царя Батта, который постоянно повторял первый слог слова [4, с. 5].

Гиппократ был первым, кто обратил внимание на проблему заикания с медицинской точки зрения. Он описал данное нарушение и попытался объяснить причины логоневроза. В качестве основной он указывал образование влажности в головном мозге и относил данное недоразвитие не к речевым нарушениям, а к разряду болезней [6, с. 680]

В противовес точки зрения Гиппократа выступал Аристотель, который, напротив, считал, что в основе нарушения речеобразования лежит не патология головного мозга, а особенности строения периферического речевого аппарата, то есть строение зубочелюстной системы, наличие укороченной уздечки, неправильный свод твердого неба [10, с. 1096].

Хотя мало известно о методиках коррекции заикания в древности, сохранились сведения, что самым распространенным был ортопедический метод избавления от данного нарушения. Оратор Демосфен для совершенствования речи использовал следующие приемы данного метода: он набирал несколько камешков в рот и громко проговаривал предложения, декламировал стихи на берегу моря под шум волн [11, с. 270]. Таким образом, недуг был побежден. В это же время, примерно в I в. до н. э., были проведены первые попытки лечения логоневроза при помощи хирургического метода, который заключался в том, что делались небольшие надрезы языка с целью увеличения его подвижности [12, с. 185].

В эпоху средневековья изучением данной проблемой ученые не занимались. Медики придерживались тех теоретических и практических позиций по данному вопросу, которые были предложены еще в древности [6, с. 680].

К началу XVIII века изменилось понимание этиологии данного нарушения. Под заиканием стали понимать недоразвитие речи вследствие органических поражений периферического речевого аппарата. Так, известный итальянский анатом Д. Д. Санторини связывал возникновение заикания с наличием отверстия в твердом небе, через которое просачивается на язык слизь, вследствие чего затрудняет речь [7, с. 315].

В работах немецкого профессора Йозефа Вутцера проводится мысль о том, что возникновение логоневроза обусловлено патологическим углублением нижней челюсти, в которой прячется кончик языка при своем движении [7, с. 315].

Французский ученый Эрве-де-Шегуан раскрывает собственное понимание причин логоневроза, говоря о неправильном соотношении между длиной языка и полостью рта или слишком плот­ным прикреплением его короткой уздечкой [7, с. 315].

В это время на практике также использовались ортопедические методы коррекции заикания: больному подкладывали деревянную пластину в форме дуги под язык, использовали распорки для губ, специальные накладки на зубы, язычный «нажиматель» и т. д. Все эти методы механически воздействовали на органы артикуляции, избавляя от заикания [2, с. 86].

В литературе XIX века существовали различные, подчас противоречивые, взгляды по данной проблеме. Так одни исследователи считали, что причиной данного речевого расстройства является неправильное строение периферического речевого аппарата, другие рассматривали логоневроз как невротическое расстройство, а третьи говорили о связи заикания с нарушением мыслительной деятельности.

Немецкий врач – анатом, патолог Иоганн Фридрих Меркель раскрывает собственное понимание механизма данного нарушения. Медик был убежден, что причина заикания кроется в слабости мышц речедвигательного механизма [12, с. 185]. Швейцарский врач Р. Шультесс и английский физик Н. Арнот рассматривали заикание как невротическое расстройство, проявляющееся в судорожном сокращении мышц голосового аппарата. Поэтому при коррекционном воздействии на заикающегося Р. Шультесс использовал на практике психотерапевтические методы.

Ряд французских врачей выдвигали различные предположения по поводу этиологии логоневроза. Врач Ж. Итар и немецкий хирург И. Диффенбах считали, что причиной логоневроза является сокращение мышц, удерживающих язык в полости рта. Анализируя данную проблему, В. Вуазен пришел к выводу о том, что в основе механизма данного недуга лежит нарушение в работе центральной нервной системы. Согласен был с мнением предыдущего ученого Коломба де л`Изер, который связывал появление заикания с особой контрактурой мышц вокального аппарата, возникающей вследствие нарушения иннервации. Медик Л. Дело излагает свой подход к пониманию этиологии данного нарушения. Он выделяет ряд причин, которые могут спровоцировать заикание: это и нарушение звукопроизношения (при возникновении ротацизмов, ламбацизмов, сигматизмов), и нарушение в работе головного мозга, и органическое поражение голосового аппарата. Л. Дело первый из исследователей заметил, что у заикающегося присутствует сосредоточение акустического внимания к своей речи [6, с. 680].

Впервые в это время возникли иные точки зрения на проблему возникновения заикания, которые не были связаны ни с невротическими нарушениями, ни с анатомофизиологическими. Так, французский проповедник Гарцгероде Блюме отмечал в своих записях, что речь человека связана с его мыслительной деятельностью. В качестве причины заикания Г. Блюме выделял феномен «непоспевания» органов речи за мыслями человека, вследствие чего возникает некое напряжение, которое провоцирует судорогоподобное состояние мышц периферического речевого аппарата.

В XIX веке наиболее популярен был хирургический метод избавления от логоневроза. В 1841 году в Германии врач И. Диффенбах усовершенствовал хирургические метод лечения заикания. Считая, что причина нарушения заключается в судорожных сокращениях дыхательного аппарата, который сообщается с языком, врач делал надрезы языка или удалял его части. Но эффект воздействия был кратковременный, и нарушение вновь появлялось. [16, с. 75]

К концу XIX началу XX века сложилось три основных теоретических направления возникновения логоневроза:

1. Заикание, обусловленное слабостью речевых центров, вследствие которых возникают судороги периферического речевого аппарата (Г. Гутцман, И. А. Куссмауль);

2. Заикание, как ассоциативное нарушение психологического характера (Э. Фрешельс, Т. Гепфнер);

3. Заикание, возникающее вследствие психических травм, конфликтов, приводящих к рецидиву нарушения (А. Адлер) [13, с. 160].

Немецкий врач Г. Гутцман, исследуя этиологию заикания, пришел к выводу о том, что в основе нарушения лежат расстройства двигательного периферического и центрального аппарата. Вследствие данных нарушений, по мнению автора, появляются судороги во время речи, которые рассматривались ученым как непроизвольные. Медик применял в работе с заикающимися дидактические приемы, которые заключались в использовании специально подобранных речевых игр и упражнений [17, с. 820].

Рассматриваемая проблема была проанализирована немецким ученым Э. Фрешельсом, который считал, что логоневроз вызван судорожными сокращениями мускулатуры голосового и артикуляционного аппарата, проявляющиеся в начале или середине речи и заставляющие больного запинаться на каком – либо звуке или группе звуков. Данные сокращения, по мнению ученого, возникали как следствие нарушения психики больного, которое выражалось в изменениях ассоциативной деятельности, а сам речевой дефект назывался «ассоциативная афазия». Э. Фрешельс использовал психотерапевтические методы воздействия на заикающихся, которые заключались в воздействии на психическую сторону личности. В основном это были различные формы внушения [14, с. 396].

Анализ работ немецкого ученого Т. Гепфнера позволил выявить сходство в понимании данной проблемы с предыдущим автором. Исследователь также считал, что данное расстройство речи носит психологический характер, а именно оно обусловлено осознанием ребенка своих речевых несовершенств. При коррекции логоневроза Т. Гепфнер пользовался теми же методами и приемами, что Э. Фрешельс [12, с. 185].

Противоположной точки зрения придерживался австрийский психолог, психиатр, создатель системы индивидуальной психологии Альфред Адлер, который называл заикание «психическим инфантилизмом», то есть при столкновении с травмирующей ситуацией человек мысленно стремится отправиться в детство, вследствие чего вновь могло появиться данное нарушение. Исследователь при коррекции использовал психотерапевтические методы воздействия на больного [1, с. 256].

Примерно в это же время, когда А. Адлер разработал свою теорию, которая касалась этиологии логоневроза, в 1937 году немецким психиатром Генрихом Шульцем был предложен метод аутогенной тренировки. Данная методика сначала практиковалась только в психологии, затем ее стали применять при коррекционной работе с заикающимися. Методика основана на одном из свойств человеческого сознания, а именно внушаемости. После использования данного метода люди говорили: «Я сам внушил себе, что не могу выступать. Когда я один, я говорю свободно, значит, я могу говорить свободно всегда» [3, с. 69]. Данный метод пользовался большой популярностью. Но последователи Г. Шульца сократили время занятий. Сокращенная аутогенная тренировка не позволяла пациенту в полной мере использовать на занятиях визуализацию и воображение, которые лежали в основе данной методики, поэтому данный метод стал малоэффективен и перестал использоваться в мировой практике [8, с. 568].

В середине XX века начинается более глубокое изучение данного вопроса. Формируется направление, ставящее своей главной задачей изучение взаимоотношения заикающихся с окружающей сре­дой. Данными исследованиями в основном занимались американские ученые: Ward, Conlon, Fhile, Bar, Gould, Engel, Hadley. Результаты исследований имеют большую практическую значимость при создании среды, в которую помещают больного во время лечения. Так, исследования Gould Е. показали, что не всякая тишина влияет на заикающегося положительно. Многие пациенты жаловались на то, что «некоторая» тишина вызывает у них чувство беспокойства, вследствие чего появлялись новые приступы заикания [4, с. 5].

Другое направление, популярное в то время – это изучение возникновения логоневроза с генетической точки зрения. В частности, было установлено, что конкордантность по заиканию родных братьев и сестер составляет 18%, дизиготных близнецов — 32%, а монозиготных близнецов — 77%. Степень риска для детей заикающегося мужчины была оценена так: для девочек — 9%, для мальчиков — 22%. Те же показатели для детей заикающейся женщины: 17% и 36% соответственно [15, с. 71].

В работах американского ученого K. Kidd проводится мысль о том, что возникновение заикания в семье возрастает в четыре раза, если хотя бы один член семьи страдает данным нарушение речи. Также K. Kidd показывает, что логоневроз наследуется по вертикали, т. е. от заикающегося мужчины предрасположенность к данному нарушению передается через его дочь к внукам. Данной точки зрения придерживаются и другие авторы: E. Yairi, N. Cox, N. Ambrose. В частности, N. Cox в 1997 году исследует группу студентов Иллинойского университета, результаты исследования показали, что мужчины чаще страдают заиканием, чем женщины. Американский исследователь Dennis Drayna более подробно изучил наследственную предрасположенность к логоневрозу. В исследованиях, опубликованных в 2010 году на базе Национального института здравоохранения США, указывается на то, что «ген заикания» находится в I, XII и XVIII парах хромосом [9, с. 80].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что изучением такого речевого нарушения как логоневроз ученые занимаются давно.

В древности было два основных направления понимания этиологии заикания: возникновение нарушения вследствие образования влажности в головном мозге (по Гиппократу); нарушение речи как следствие особенностей строения периферического речевого аппарата (по Аристотелю).

В эпоху Средневековья не был внесен вклад в изучение данной проблемы.

С XVIII века заикание понималось как нарушение, в основе которого лежит неправильное строение периферического речевого аппарата. (Д. Д. Санторини, Й. Вутцер, Эрве – де — Шегуан)

В XIX веке логоневроз рассматривался учеными как речевое недоразвитие вследствие невротических (Ж. Итар, В. Вуазен, Коломба де л`Изер), артикуляционных (Л. Дело, И. Меркель), психологических (Г. Блюме) нарушений.

На рубеже XIX-XX веков сложилось три основных направления понимания причин возникновения нарушения: заикания, обусловленное слабостью речевых центров (Г. Гутцман, И. А. Куссмауль); заикание, как ассоциативное нарушение психологического характера (Э. Фрешельс, Т. Гепфнер); заикание, возникающее вследствие психических травм, конфликтов, приводящих к рецидиву нарушения (А. Адлер).

С середины прошлого столетия благодаря американским ученым был сделан настоящий прорыв в изучении данной проблемы. В частности сложилось два направления работы: изучение влияния окружающей среды на заикающихся; исследование данного речевого нарушения с генетической точки зрения.

Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что взгляды исследователей на возникновение такого речевого нарушения как заикание были различны и менялись на протяжении времени. В настоящее время этиология данного нарушения продолжает изучаться учеными.

источник

Глава I НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ 11

Запинки несудорожного характера 17

Запинки судорожного характера 19

Предупреждение и устранение речевых запинок 24

Глава II СИМПТОМОКОМПЛЕКС ЗАИКАНИЯ 31

Психологические особенности заикающихся. Модель фиксированности на своем дефекте 40

Распространенность заикания 61

Биологическое и социальное в структуре дефекта 63

Глава III СОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ 66

Задачи и формы лечебно-оздоровительной работы 70

Задачи и формы коррекционно-воспитательной (логопедической) работы 80

Глава IV ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ 100

Дидактические основы детской логопедии 100

Индивидуальный подход. Обследование и динамическое наблюдение заикающегося ребенка 101

Систематичность и последовательность 120

Сознательность и активность 145

Наглядность и технические средства обучения 147

Прочность. Эффективность преодоления заикания 156

Глава V СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ 166

Организация логопедической помощи детям в России 166

Схема логопедической работы с детьми в амбулаторных условиях 171

Схема логопедической работы с детьми в стационарных условиях 179

Разные методики логопедических занятий с заикающимися 185

Методики логопедических занятий с дошкольниками 186

Методики логопедических занятий со школьниками 194

Логопедическая работа с заикающимися подростками и взрослыми 197

Игра как главная часть логопедических занятий с заикающимися детьми 205

Содержание книги составляют преимущественно сведения о проявлениях, преодолении и предупреждении заикания у детей. Но в ней для более полного освещения вопроса использован частично материал и о заикании у лиц старшего возраста.

В основу пособия легли наблюдения автора, накопленные в течение многолетней работы с заикающимися, и курс лекций о заикании, читаемый студентам дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета.

Основополагающими принципами при написании данного пособия для нас служили:

1) разносторонний подход к освещению в целом проблемы заикания;

2) психолого-педагогический подход к содержанию логопедической работы с заикающимися.

Разносторонний подход к проблеме заикания позволяет рассматривать это расстройство с лингвистических позиций в ряду других недостатков речи, а именно как нарушение одного из структурных компонентов речи, ее просодической стороны и еще конкретнее — ее темпа 1 .

Возможные изменения темпа речи (замедленность, ускоренность, прерывистость) могут быть обусловлены у человека его эмоциональным состоянием, типом высшей нервной деятельности, воспитанием или быть результатом каких-то расстройств высшей нервной деятельности.

Читайте также:  Адаптол заикание у ребенка

Физиологический, медицинский, психологический аспекты изучения темпа речи позволяют коснуться различий в структуре этих нарушений и осуществить тем самым их дифференциальную классификацию. Такая классификация нарушений темпа речи позволяет выделить следующие расстройства: брадилалию, тахилалию, полтерн, баттаризм, запинки и спотыкания.

При характеристике прерывистого темпа речи особо выделяются запинки и спотыкания несудорожного и судорожного характера, их сходство и различие. Это позволяет показать, с одной стороны, возможность перерастания запинок несудорожного характера в заикание (основным симптомом которого являются речевые судороги), а с другой стороны, указать на единую направленность коррекционно-воспитательной работы по устранению речевых запинок и предупреждению заикания у детей (см. гл. I. «Нарушения темпа речи»).

Для понимания структуры речевого расстройства при заикании исследователи в разное время и разными методами (физиологическими, медицинскими, психологическими) изучали механизм заикания, причины его возникновения, особенности проявления. Однако механизм заикания до сих пор остается недостаточно ясным. Для того чтобы подойти к современному пониманию структуры этого речевого расстройства, необходимо иметь представления о различных мнениях по этому поводу, представленных в специальной литературе.

Особенности проявления (симптомы) заикания изучены к настоящему времени достаточно полно. Многообразие проявлений заикания, подмеченное исследователями, позволяет систематизировать имеющиеся наблюдения и утверждать, что заикание — это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание в разной степени выраженные расстройства нервной системы, физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, а также наличие психологических особенностей (см. гл. II. «Симптомокомплекс заикания»).

Понимание механизмов возникновения заикания и знание многообразных особенностей его проявления определяют необходимость комплексного подхода к его преодолению. Под современным комплексным подходом к преодолению заикания мы понимаем лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и разными специалистами (см. гл. III. «Современный комплексный лечебно-педагогический подход к преодолению заикания»).

Комплексную работу по преодолению заикания условно можно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-воспитательную. К формам лечебно-оздоровительной работы относятся создание благоприятной обстановки для лечения, организация необходимого режима дня и рационального питания, а также закаливающие процедуры, лечебная физкультура (ЛФК) и ритмика, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия (см. «Задачи и формы лечебно-оздоровительной работы» гл. III).

Коррекционно-воспитательная работа 1 это система педагогических мероприятий, направленных на гармоничное развитие личности ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта. Подход к выбору и использованию этих мероприятий определяется спецификой проявления заикания и особенностями самих заикающихся.

Задача с максимальной полнотой показать (раскрыть) сущность коррекционно-воспитательной (а конкретнее — логопедической) работы с заикающимися представляет особую трудность, с одной стороны, из-за многообразия имеющихся методов и методик, что связано с неустойчивостью представлений о механизмах заикания, а с другой стороны, из-за невозможности создания достаточно эффективной единой методики. Для логопеда есть только один путь — полное овладение знаниями о специфике дефекта и особенностях заикающихся, о задачах, формах, содержании и разных системах логопедической работы и творческое применение этих знаний с учетом индивидуальных особенностей воспитанников и конкретных условий его работы.

Основными задачами логопедической работы с заикающимися являются формирование у них навыков правильной речи и воспитание гармонично развитой личности. Можно выделить следующие формы этой работы: психолого-педагогическое изучение заикающихся, организация логопедических занятий и самостоятельной работы, привлечение разных специалистов, консультативно-методическая работа с родителями и педагогами, повышение квалификации логопеда (см. «Задачи и формы коррекционно-воспитательной (логопедической) работы» гл. III).

В логопедической работе с заикающимися детьми, как в любом педагогическом процессе, широко и в то же время своеобразно используются основные принципы дидактики, естественнонаучное обоснование которой дает учение И.П.Павлова и И.М.Сеченова об условно-рефлекторной деятельности человека. «Очевидно, наше воспитание, обучение, дисциплинирование всякого рода, всевозможные привычки представляют собой длинные ряды условных рефлексов» 1 .

Перевоспитание неправильной и воспитание правильной речи и поведения заикающихся детей требует творческого использования логопедом таких проверенных и оправданных педагогической практикой дидактических принципов, как принципы индивидуального подхода, систематичности и последовательности, сознательности и активности, наглядности. Эти принципы обучения следует реализовывать не изолированно друг от друга, а в единстве и взаимной обусловленности (см. гл. IV. «Дидактические основы логопедических занятий с заикающимися детьми»).

Раскрывая задачи, формы и содержание логопедической работы с заикающимися, считаем необходимым ознакомить специалистов с некоторыми сведениями о действующих сегодня системах организации логопедической помощи заикающимся (см. гл. V. «Системы логопедической работы с заикающимися»). Речь идет об особенностях организации логопедической помощи в детских садах для детей с тяжелыми нарушениями речи и в специальных группах массовых детских садов, в школах-интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи, в логопедических кабинетах при детских поликлиниках, в логопедических пунктах общеобразовательных школ, в логопедических стационарах детских больниц, в сезонных санаториях для заикающихся детей.

Особенности логопедической работы рассматриваются с учетом того, проводится она в амбулаторных или стационарных условиях. В пособии представлены две разработанные автором схемы курса логопедических занятий с заикающимися детьми в амбулаторных и стационарных условиях, а также краткий обзор разных авторских методик логопедических занятий с заикающимися детьми, подростками и взрослыми, используемых в нашей стране в настоящее время.

Особое внимание уделено широким возможностям использования на логопедических занятиях разнообразных игр и игровых приемов. Подчеркиваются их основополагающее коррекционно-развивающее значение и смысл. С одной стороны, в коррекционном обучении игры и игровые приемы способствуют формированию навыков правильной речи и поведения ребенка и одновременно его умственному и физическому развитию (дидактические основы). С другой стороны, при этом осуществляется коррекционно-воспитательное воздействие на формирование социально-личностных качеств, определяющих правильное отношение ребенка к окружающим людям и взаимодействие с ними (психокоррекционные основы) (см. «Игра как главная часть логопедических занятий с заикающимися детьми» — гл. V).

Успешное преодоление заикания требует систематической, скрупулезной и довольно длительной работы, предполагающей определенные усилия со стороны и специалистов, и самих заикающихся. Наличие такой совместной целенаправленной работы позволяет оптимистично смотреть на возможность преодоления заикания (см. «Заключение»).

В «Приложении» дан ориентировочный список литературы по данной проблеме. Литература нужна логопеду для постоянного самообразования как средство повышения его профессиональной квалификации и, следовательно, она имеет прямое отношение к эффективности его работы.

Заключает пособие «Практикум», в котором предлагаются контрольные задания и вопросы для самостоятельной работы, проверки усвоенных знаний по проблеме детского заикания.

источник

Заикание относится к группе нарушений ритма, темпа и плавности речевого акта и характеризуется судорожны­ми сокращениями в мышцах артикуляции, фонации и ды­хания.

Заикание известно давно. В прошлом заикание связыва­ли с болезнью языка и предлагали хирургические методы лечения — прижигание, подрезку уздечки и др. Другие ис­следователи видели причины заикания в непомерной влаж­ности языка и мозга (Фабриций, Меркуриалис). Позже при­чину заикания искали в ненормальном строении мышц гортани. Механизм заикания усматривали в разрыве свя­зей между внутренней и внешней речью. И только значи­тельно позже начали связывать с патологическим состоя­нием нервной системы.

Большой вклад в изучение проблемы заикания внесли И. А. Сикорский, Г. Д. Неткачев, В. М. Бехтерев, В. А. Ги­ляровский, Ю. А. Флоренская, Ф. A. Pay, H. А. Власова,

Н. П. Тяпугин, М. Е. Хватцев, В. С. Кочергина, Н. И. Жин-кин, В. И. Селиверстов и др. Из зарубежных авторов необ­ходимо назвать имена Э. Фрешельса, Г. Гутцмана, А. Кус-смауля, М. Надолечного, М. Зеемана.

В последующие годы заикание связывали с невротичес­кими реакциями. Введение в клинику в XIX в. термина «невроз», под которым стали объединять все случаи нев­ротических расстройств, не связанные с органическим по­ражением нервной системы, позволило подойти к понима­нию природы заикания, которое стали также относить к так называемым функциональным расстройствам не­рвной деятельности. Знаменательной вехой в изучении при­роды функциональных расстройств нервной системы стали работы И. П. Павлова о механизме неврозов. По Павлову, невроз является своеобразным нарушением деятельности коры головного мозга, возникающим вследствие перенап­ряжения процессов корковой нейродинамики. В резуль­тате срыва в коре образуются застойные очаги возбужде­ния или торможения (так называемые болевые пункты), которые могут изменить характер разных функциональных систем. Трактовка неврозов тесно связана с концепцией И. П. Павлова о второй сигнальной системе, свойственной человеку.

По мнению В. С. Кочергиной, этиология заикания поли­морфна и может включать предрасполагающие и вызываю­щие факторы. Предрасполагающими факторами могут быть незначительные посттравматические или постинфекционные мозговые дисфункции, проявляющиеся в слабости нервных клеток, их повышенной утомляемости и истощаемости. От­мечающиеся на этом фоне некоторые невропатические яв­ления могут предшествовать началу заикания.

Непосредственно вызывающими причинами могут быть острые шоковые или субшоковые психические травмы, та­кие, как испуг, разлука с родителями, изменение привыч­ного жизненного стереотипа (помещение в дошкольное уч­реждение, стационар) или длительные травмирующие психику ситуации, в том числе конфликтные отношения в семье, неправильное воспитание, перегрузка информаци­ей, попытка формировать темп речевого высказывания, рез­кая смена требований к речевой деятельности, двуязычие

в семье и т. п. Нередко заикание возникает на фоне другого речевого нарушения органического плана типа алалии или дизартрии. Большое значение в патогенезе заикания имеет тип высшей нервной деятельности, тип реагирования.

Заикание чаще возникает в возрасте 3—4 лет, в период наиболее активного пользования речью. Проявляется заи­кание в форме судорог тонического или клонического ха­рактера. При тонической судороге отмечается спазм в ар­тикуляционной мускулатуре и больной не может произнес­ти нужный звук. При клоническом заикании наблюдаются ритмические повторения отдельных звуков или слоговых элементов и затруднения при переключении к следующему слоговому элементу. Локализация судорог возможна как в артикуляционной мускулатуре, так и в дыхательной и фо­национной.

Исследования состояния артикуляционного аппарата при помощи электромиографа показали, что судорожная готовность у заикающихся появляется еще до произнесе­ния звуков, когда больной только создает программу выс­казывания. Поэтому звуки, требующие наибольшего на­пряжения для произнесения, проходят с судорожным сокращением мышц артикуляционного аппарата, голосовых связок и нарушением дыхания. Как показал Н. И. Жин-кин, при заикании нарушается взаимодействие основных нервных процессов — возбуждения и торможения, приво­дящие к рассогласованию координации артикуляции, фо­нации и дыхания, необходимой для нормальной речи. От всех органов, принимающих участие в говорении, идут афферентные импульсы в центральную нервную систему, что обеспечивает плавность, римт и последовательность движений.

В медицинской литературе рассматриваются две формы заикания: невротическое и неврозоподобное.

Невротцческое заикание возникает после перенесенных ребенком с неокрепшей нервной системой психологических травм на фоне общей и вегетативной недостаточности. Из­бирательность нарушения речедвигательной функции при невротическом заикании объясняется наличием врожденной или приобретенной функциональной (возможно, и струк­турной) недостаточности систем, обеспечивающих мотор-

ный компонент экспрессивной речи. На таком фоне при пси­хогенных перегрузках легко возникает нарушение взаимо­действия между возбудительным и тормозным процессами, срыв нервных процессов в коре (по Павлову). Последний ослабляет регулирующую функцию коры на нижние отде­лы, что приводит к различным невротическим реакциям и заиканию (логоневрозу).

Клинически последствия перенесенной психической травмы могут проявляться в форме мутизма вследствие торможения в области речедвигательного анализатора. Ре­акция мутизма заключается в отказе от пользования ре­чью. Длительность периода мутизма может быть различ­ной и зависит от состояния нервной системы и тяжести травмы. Торможение захватывает отделы коры и подкор­ки, спускается на более низкие уровни нервной системы, в частности захватывает ствол и ретикулярную формацию. После растормаживания возникают элементы диссоциа­ции между разными уровнями нервной системы. Ребенок начинает произносить отдельные слова, меняется темп и плавность речи, появляются первые запинки. При непра­вильном отношении к ребенку (замечания, наказания) и продолжающемся воздействии травмирующих психику факторов запинки усиливаются, формируются различные невротические реакции, в том числе страх речи (С. А. Гриднев, В. В. Ковалев). Наиболее часто заикание возникает в возрасте 3—5 лет. Постепенно присоединяется характер­ный для неврозов детского возраста синдром страха. Ребе­нок, критичный к своему речевому нарушению, начинает бояться речевого контакта, формируется нарушение ком­муникативной функции речи, дети предпочитают играть обособленно. С возрастом могут сформироваться стойкие невротические реакции: навязчивые действия, страхи, мысли. Динамика речевого нарушения имеет свои особен­ности: течение его волнообразное -г то затихает, то усили­вается в зависимости от общего состояния, от собеседника, от школьных или домашних переживаний, от болезненных состояний.

При правильном отношении к ребенку, применении ло­гопедических, психотерапевтических и медицинских воз­действий заикание нивелируется. Усиление заикания и ус-

ложнение невротических реакций возможно в критические возрастные сроки, например при поступлении в школу.

Усиление заикания и осложнение невротических реак­ций чаще всего наблюдается в пубертатном периоде (15—17 лет), что связано с возрастными сдвигами в организме под­ростка, а самое главное — с обострением реакции личности на свой дефект. В этом возрасте резко усиливается логофобия (страх речи), появляются более или менее стойкие суб­депрессивные сдвиги настроения, возникают различные ас­тенические и сомато-вегетативные расстройства. На этом фоне у подростков с акцентуацией личности тормозного типа может сформироваться патологическое изменение ха­рактера.

Неврозоподобное заикание имеет свою характеристику и динамику симптомов. Оно возникает на фоне резидуально-органических и соматогенных нарушений головного моз­га (В. В. Ковалев). Эта форма заикания развивается на фоне запаздывающего речевого формирования (полное отсутствие речи до 3 лет или начало речевого развития с выраженны­ми дизартрическими трудностями). В одних случаях заи­кание возникает сразу с первыми словами (Н. Н. Трауготт), в других — на фоне фонетических расстройств. Отдельные запинки, предшествующие возникновению заикания, по­являются медленно, исподволь. При этом часто отсутству­ют указания на испуг или другие травмирующие психику обстоятельства. В заикании преобладают клонотонический компонент в мышцах артикуляции и тикозные подергива­ния в лицевой мускулатуре. В случаях неврозоподобного заикания нет выраженных личностных реакций на де­фект — больные подчас многоречивы, не стесняются своего речевого расстройства, не используют логопедические при­емы, маскирующие запинки в речи. У детей проявляются и другие признаки органической недостаточности: рассе­янная неврологическая симптоматика, астеническое состо­яние, тики, энурез и др.

При речевой патологии в ряде случаев отмечаются огра­ничение речевого словаря и выраженные аграмматизмы или расстройство звукопроизношения, на фоне которых и раз­вивается заикание. С возрастом неврологическая симпто­матика сглаживается, исчезают многие соматические из-

менения (со стороны костно-мышечной, пищеварительной, выделительной и других систем организма), но следы не­врологической и речевой патологии сохраняются. Прове­денные методами электроэнцефалографии исследования выявляли признаки компенсированной гидроцефалии или очаги застойного возбуждения в коре головного мозга.

Динамика неврозоподобного заикания характеризуется монотонностью симптомов, не зависящих от общего состоя­ния и социальной среды. В пубертатном возрасте в связи с относительной редукцией остаточных явлений бывшего органического поражения центральной нервной системы и появлением личностных реакций подростка на дефект речи, трудностями в социальной адаптации возникают вто­ричные психоорганические отклонения в речи и поведении подростка. Заикание в этих случаях отличается особой стой­костью и резистентностью к терапии (В. В. Ковалев).

Читайте также:  Адаптол для детей при заикании

Понимание сложного механизма возникновения и про­явления заикания дает основание для лечебно-психолого-педагогических мероприятий, направленных на нормали­зацию общемоторных, дыхательных, артикуляционных функций и всей высшей психической деятельности.

В качестве лечебного мероприятия заикающимся долж­на проводиться лекарственная терапия успокаивающими нервную систему и нормализующими сон средствами. В ус­ловиях специального стационара или оздоровительного ла­геря (в летнее время) используется терапия сном.

В подростковом возрасте широко используются психоте­рапевтические методы воздействия, которые наряду с ле­чебными мероприятиями рекомендуются в клинике невро­зов. Для детей с неврозоподобным заиканием приемлемы все методы воздействия, предлагаемые в неврологической клинике для больных с органическими поражениями не­рвной системы. Общим для всех является развитие общей и мелкой моторики, работа над дыханием, фонацией, арти­куляцией, темпом, ритмом и плавностью речи. Для преодо­ления депрессивных состояний у подростков и взрослых дол­жно широко использоваться психотерапевтическое воздей­ствие.

Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 446 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Издательство: Вузовское образование

Автор: Конюшков Г.В., Воронин В.И., Лисовский С.М.

Издательство: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Эр Медиа

Издательство: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Эр Медиа

Издательство: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Эр Медиа

Издательство: Ай Пи Эр Медиа

Автор: Буре Н.А., Быстрых М.В., Волкова Л.Б., Вишнякова С.А., Кирейцева А.Н., Колосова Т.В., Ласкарева Е.Р., Лужковская М.Ф., Моисеева В.Л., Селиверстова Е.И., Химик В.В., Шатилов А.С., Шутова Т.А.

Издательство: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Эр Медиа

Владимир Ильич Селиверстов (? — 2015) — кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной коррекционной педагогики и психологии (дошкольной дефектологии) МПГУ им. В. И. Ленина, заместитель декана по научной работе, научный руководитель СНО факультета.

Окончил дефектологический факультет этого института в 1955, затем по направлению института 7 лет был на практической работе в г. Кирове, где работал учителем-логопедом, логопедом-методистом областного масштаба.

Автор более 200 публикаций. Ему принадлежат первые обобщения по истории логопедии как науки.

Ведет большую научно-методическую и научно-организационную работу. В течение многих лет был заместителем председателя Ученой комиссии по дефектологии МП РСФСР и членом президиума Научно-методического совета по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования Минобразования РФ, руководитель комиссии по дошкольной дефектологии УМО совета по педагогическому образованию Минобразования РФ, член редколлегии научно-методического журнала РАО «Дефектология»; член специализированного диссертационного совета МПГУ и др.

В 1997 присвоено звание Заслуженного работника высшей школы Российской Федерации, в 1998 — звание лауреата премии правительства Российской Федерации в области образования за участие в создании комплекта учебников и учебных пособий по логопедии для высших учебных заведений.

Лариса Степановна Волкова (30 мая 1930 — 11 августа 2004) — доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки.

В 1952 году окончила дефектологический факультет ЛГПИ им. А.И. Герцена и была зачислена в штат кафедры сурдопедагогики. В 1965 году защитила кандидатскую диссертацию, посвященную проблеме устранения косноязычия у детей младшего школьного возраста, а в 1983 году — докторскую диссертацию.

Лариса Степановна — видный ученый, педагог, организатор науки, немало сделавшая для развития отечественной дефектологии и подготовки научно-педагогических кадров. Она, несомненно, является одним из лидеров отечественной логопедии, осуществляя разработку нового научного направления по изучению и коррекции системных речевых расстройств у детей с нарушениями сенсорного, интеллектуального и двигательного развития.

Ее научные исследования внесли весомый вклад в развитие фундаментальных представлений о механизмах, структуре и проявлениях сложных речевых нарушений.

В данном пособии тематически систематизированы и представлены извлечения и тексты по теории и практике логопедии, собранные из разных авторских литературных источников.

«Хрестоматия» содержит следующие тематические разделы: I том: 1. Дислалии; 2. Ринолалии; 3. Дизартрии; 4. Нарушения голоса; 5. Заикание. II том: 6. Алалии; 7. Афазии; 8. Нарушения письменной речи; 9. Предпосылки и истоки развития логопедии.

Пособие составлено в соответствии с программой курса «Логопедия с историей логопедии» и учебником «Логопедия» для педагогических институтов. Попытка создания целостно тематической «Хрестоматии по логопедии» предпринимается впервые в истории развития логопедии как науки.

Собранный здесь материал представляет учебный, научный и практический интерес для самого широкого круга специалистов.

В данном пособии тематически систематизированы и представлены извлечения и тексты по теории и практике логопедии, собранные из разных авторских литературных источников.

«Хрестоматия» содержит следующие тематические разделы: I том: 1. Дислалии; 2. Ринолалии; 3. Дизартрии; 4. Нарушения голоса; 5. Заикание; II том: 6. Алалии; 7. Афазии; 8. Нарушения письменной речи; 9. Предпосылки и истоки развития логопедии. Пособие составлено в соответствии с программой курса «Логопедия с историей логопедии» и учебником «Логопедия» для педагогических институтов. Попытка создания целостно тематической «Хрестоматии по логопедии» предпринимается впервые в истории развития логопедии как науки.

Собранный здесь материал представляет учебный, научный и практический интерес для самого широкого круга специалистов.

Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия:Учеб.пособие (Селиверстов В. И.) — Каталог

Педагогика — Заикание — Логопедия

Селиверстов, В. И. Заикание у детей [Текст] : Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия:Учеб.пособие / В. И. Селиверстов. — 4-е изд.,доп. — Москва : ВЛАДОС, 2000. — 207 с. : ил. — (Коррекционная педагогика). — Библиогр.: с.190-193. — Б. ц.

Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. — 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАД ОС, 2000. — 208 с. — (Коррекционная педагогика). ISBN 5-691-00170-1.

В пособии систематизирован разнообразный материал о заикании: его проявлениях, механизмах и причинах, предупреждении и преодолении у детей. В книге раскрывается преимущественно психолого-педагогический аспект проблемы детского заикания, так как она адресована, прежде всего, студентам педагогических вузов и колледжей, а также начинающим специалистам — логопедам, педагогам, воспитателям.

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Термин заикание (balbuties) греческого происхождения и означает повторение судорожных сокращений речевых органов. Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Интерес к лечению заикания имеет многовековую давность, однако только в XIX столетии началась научная разработка этой проблемы. Изучением, предупреждением и лечением заикания стали тщательно заниматься специалисты таких научных дисциплин, как психиатрия, логопедия, психология, физиология и другие.

Долгое время исследователи придерживались того мнения, что заикание в дошкольном возрасте следует рассматривать как возрастное явление, которое постепенно с возрастом должно пройти само. И рекомендовалось на заикании у детей дошкольного возраста не фиксировать внимание, создавая дома полный покой. В некоторых случаях это и приводило к благоприятным результатам, но в большинстве случаев такие меры не помогали, и заикание у детей принимало все более тяжелую форму, накладывая свой отпечаток на все поведение ребенка и отражаясь на развитии его личности. Лечение его в последующем было несравненно сложней, чем в начале заболевания. Чем старше возраст заикающегося ребенка, тем тяжелее степень заикания и те изменения, какие оно производит в характере, поведении и во взаимоотношениях ребенка с окружающей средой.

Такие ученые как М. Зееман (1962), М.Е. Хватцев (1959), В.М. Шкловский (1994), В.И. Селиверстов (2001), доказали необходимость лечения этого страдания на ранних этапах его возникновения, то есть в раннем детстве.

Заикание является сложным структурным нарушением речи. Отражением этого являются многочисленные теории, претендующие на объяснение его механизмов. Большинство отечественных ученых, разрабатывая проблему заикания, относят его к неврозам, руководствуясь павловским учением о высшей нервной деятельности человека, и в частности о механизме невроза. При этом часть исследователей склонна рассматривать заикание как симптом невроза например, Т.А. Флоренская, другая часть — как особую форму общего невроза (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев, Н.П. Тяпугин и др.), третья часть исследователей рассматривает заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И.А. Сикорский), или определяют его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен, Г. Д. Неткачев), как психоз (Гр. Каменка).

Изучению проблемы заикания посвящены многочисленные исследования. Но до настоящего времени причины и механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля — логопедов, невропатологов, психологов и др. Даже формальное определение заикания как патологического процесса, по мнению В.М. Шкловского (1994), не может быть на современном этапе ни достаточным, ни окончательным. Тем не менее, автор считает, что заикание является дискоординационным судорожным нарушением речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, и вторичными психовегетативными расстройствами.

Большинство авторов разделяет точку зрения, что заикание — это полиморфное болезненное состояние, при котором судорожное нарушение речи является только одним из симптомов. Поэтому человека, страдающего заиканием, следует рассматривать как больного, и в большинстве случаев нуждающегося в комплексном лечебном воздействии (Н.М. Асатиани, Л.И. Белякова, И.О. Калачева, 1978).

В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (Л.С. Волкова, 2003).

Внешне заикание выражается в том, что речь прерывается вынужденными остановками, запинками, повторениями отдельных звуков, слогов, слов. Это происходит вследствие судорог в речевом аппарате, которые, как правило, распространяются и на мышцы лица, шеи. Они могут быть различны по частоте и длительности, форме и месту локализации. Строгой закономерности в возникновении запинок нет. Они могут быть в начале фразы, в середине, в конце, на согласных или на гласных звуках.

Однако запинками, остановками и повторениями, нарушающими плавное течение речи, не исчерпывается понятие «заикание». При заикании расстраиваются дыхание и голос: дети пытаются говорить на вдохе и в фазе полного выдоха, голос становится сдавленным, монотонным, тихим, слабым. Речь заикающегося ребенка обычно сопровождается сопутствующими движениями (покачивание головой, туловищем и т. п.).

Сложность этой речевой патологии выражается и в том, что заикание, затрудняя свободное речевое общение ребенка с окружающими людьми, отличая его от нормально говорящих сверстников, накладывает отпечаток на все поведение ребенка, на всю его личность (С.В. Леонова, 2004).

В настоящее время нет единой научно обоснованной теории, с позиций которой можно было бы обобщить и систематизировать экспериментальные данные и различные гипотезы, высказанные многими авторами по поводу причин возникновения этого нарушения речи. В то же время все исследователи сходятся во мнении, что при появлении заикания отсутствует специфическая одиночная причина, вызывающая данную речевую патологию, поскольку для этого необходимо сочетание ряда факторов.

Исследователи (М.Е. Хватцев, 1959; М. Зееман, 1962; В.А. Куршев, 1973; Л.И. Белякова, 1992; В.М. Шкловский, 1994; В.И. Селиверстов, 2001; Л.Я. Миссуловин, 2002 и др.) выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать развитию заикания и непосредственно вызывать его (Л.С. Волкова, 2003).

К предрасполагающим причинам относят:

1. Определенный возраст ребенка (от 2 до 6 лет), так как формирующиеся в дошкольном возрасте координаторные механизмы речевой деятельности находятся в стадии интенсивного формирования. Любая функциональная система, находящаяся в стадии интенсивного развития, является избирательно ранимой под влиянием вредоносных факторов.

2. Состояние центральной нервной системы. Нередко при возникновении заикания отмечается органическое поражение мозга во внутриутробном, пренатальном и постнатальном периодах развития. Эти причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сфеpax, приводят к задержке речевого развития и к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания. У части заикающихся не обнаруживается органического поражения мозга. В то же время они характеризуются повышенной впечатлительностью и ранимостью нервной системы, тревожностью, низким уровнем адаптации, особой подверженностью к психическим травмам.

3. Наследственный фактор. Он обусловлен генетической передачей некоторых особенностей высшей нервной деятельности — повышенной возбудимости, ускоренного темпа общих движений и речи, т. е. передается определенная слабость центральных речевых механизмов, которые повышенно подвержены воздействию факторов риска. Отягощенная наследственность может прослеживаться на уровне нескольких поколений. При этом, по данным Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой (1998), у заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей — 9%. Для женщины риск появления заикания детей выше: в этом случае появляется 36% заикающихся мальчиков, 17% — девочек. Частота возникновения заикания у родных братьев и сестер составляет 18%, причем у дизиготных близнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных — в 77%. По данным Л.Я. Миссуловина (2002), в случаях семейного заикания возможность возникновения этого нарушения у детей только по подражанию родителям мало реальна. Генетическая наследственность какой-либо патологии проявляется при наличии дополнительной вредности.

4. Функциональная ассиметрия мозга. В.А. Куршев (1973) указывает на то, что заикание нередко возникает при переучивании леворукости на праворукость, если оно доведено до истязания. А по мнению М.Е. Хватцева (1959), при переучивании левшей не только перестраиваются и нарушаются связи и соотношения между полушариями мозга, но и ухудшается состояние правого полушария, в котором расположены у левши ведущие центры речи. Ослабление взаимодействия между симметричными структурами мозга у заикающихся делает такую центральную нервную систему особо ранимой.

5. Особенности протекания речевого онтогенеза. Для начала заикания особое значение имеет период интенсивного формирования речи. В это время для многих детей характерно появление физиологических итераций (от лат. Iterare — повторять). В этом возрасте (от 2 до 5 лет) дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова, которые не несут лексической и эмоциональной нагрузки — «а», «ну», «вот» и т. п.). Это нормальный процесс становления ритмичной речи, так как еще недостаточно оформленное речевое дыхание не соответствует психической возможности произнесения сложных фраз (М. Зееман, 1962; Л.И. Белякова, 1992; В.И. Селиверстов, 2001).

Большое значение в появлении заикания может иметь и темп речевого развития, особенно появление фразовой речи: замедленное или ускоренное. В эти периоды речевая система особенно подвержена влиянию неблагоприятных факторов. Особое значение в этих случаях имеет поведение взрослых, окружающих ребенка. Дополнительная речевая и эмоциональная нагрузка, фиксация на итерациях могут провоцировать заикание (Л.И. Белякова, 1992).

Читайте также:  Актерское мастерство от заикания

6. Половой деморфизм. Л.М. Белякова и Е.А. Дьякова (1998) отмечают, что среди детей, страдающих заиканием, соотношение девочек и мальчиков составляет примерно 1 к 3-4. А Л.Я. Миссуловин (2002) в своей работе показал, что с возрастом заикание уменьшается или исчезает совсем, но у ряда больных оно остается, причем у мужчин встречается чаще, чем у женщин в соотношении 2,2-5,3 к 1.

Кроме перечисленного, к врожденным предрасполагающим факторам В.М. Шкловский (1994) относит тяжелые нервно-психические и инфекционные заболевания родителей. Ученый отмечает, что такие заболевания, как шизофрения, туберкулез, сифилис и др., вредные химические факторы производства, повышенная радиоактивность во многих случаях поражают раньше всего нервную систему еще неродившегося ребенка. Вредно могут отразиться на состоянии нервной системы потомства и различного рода травмы, переживания, неблагоприятные условия жизни и работы матери в период беременности, родовые травмы.

Внешние предрасполагающие причины, по данным В.М. Шкловского (1994), порождаются окружающей средой, условиями жизни и воспитания ребенка. К ним автор относит нарушения режима сна и питания, недостаточную осведомленность родителей о том, что малыш должен жить и воспитываться, по возможности, в спокойных условиях. Сильные звуковые раздражители (телевизор, приемник, магнитофон, громкие окрики взрослых и т.п.), большое скопление людей, духота — все это отрицательно сказывается на состоянии нервной системы ребенка. Длительно психотравмирующие раздражители могут явиться причиной тяжелого невротического состояния, на фоне которого появляется заикание. Определенную роль среди внешних причин заикания играет подражание ребенка заикающимся взрослым или сверстникам.

В группе производящих причин В.И. Селиверстов (2001) выделяет анатомо-физиологические, психические и социальные.

1. Анатомо-физиологические причины: а) Физические заболевания с энцефалитическими последствиями и травмы (внутриутробные, природовые, с асфиксией, сотрясения мозга); б) Органические поражения мозга, при которых повреждаются подкорковые механизмы, регулирующие движения; в) Истощения и переутомления нервной системы в результате интоксикации и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи (корь, рахит, коклюш, болезни внутренней секреции и обмена); г) Болезни носа, глотки, гортани, несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержки речевого развития.

2. Психические и социальные причины: а) Кратковременная и одномоментная психическая травма: испуг и страх; б) Длительно действующая психическая травма — неправильное воспитание в семье, избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание и воспитание «примерного» ребенка; в) Хронические конфликтные переживания, длительные эмоций в виде стойких психических напряжений или конфликтных ситуаций; г) Острая тяжелая психическая травма, сильные и внезапные потрясения, вызывающие аффектную реакцию: ужас, чрезмерную радость; д) Неправильное формирование речи в детстве; речь на вдохе, скороговорение, нарушение звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей, перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующие возрасту усложнения речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы), полиглоссия -одновременное овладение разными языками в раннем возрасте вызывает заикание на одном языке; подражание заиканию: пассивное — непроизвольное заикание, слыша речь заикающегося и активная – копирование речи заикающегося; переучивание леворукости: требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невропатического и психопатического состояния с заиканием; неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика может быть толчком к заиканию.

Первичными являются физиологические особенности личности заикающегося, на их основе формируются психологические, которые усугубляют симптоматику заикания.

К неблагоприятным условиям, способствующим возникновению заикания В.И. Селиверстов (2001) относит также следующие факторы: физическая ослабленность детей; возрастные особенности деятельности мозга; ускоренное развитие речи (3-4 года) возникает тогда, когда коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием взрослых; при этом у детей наблюдаются итерации — повторение слогов и слов, имеющие физиологический характер; скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованиями среды и степенью их осознания; недостаточное количество положительных эмоциональных контактов между взрослым и ребенком; недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляционных движений.

Следует заметить, что большинство исследователей в группе производящих причин относят психические травмы, которые могут быть хроническими и острыми. Так, Б.Д. Карвасарский (1990) отмечает, что большинство авторов исходят из признания определяющей роли психотравмирующих ситуаций в генезе неврозов, полагая, что в одних случаях они могут выступать в качестве ведущих этиологических факторов, в других — как этиологические условия. А чаще всего патогенную роль приобретают их сочетания.

Хроническая психическая травма – это длительные, отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляющихся конфликтных ситуаций. Они часто связаны с напряженным психологическим климатом в семье или трудностью адаптации ребенка в детском учреждении.

Острая травма — сильный, внезапный, в основном однократный психический шок, вызванный аффективной (эмоциональной) реакцией. Чаще это реакция испуга или страха. Именно вскоре после перенесения острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у многих детей появляются запинки судорожного характера (С.В. Леонова, 2004).

В целом при наличии каких-либо из перечисленных неблагоприятных условий достаточно чрезвычайного по своей силе раздражителя, и будет вызван нервный срыв, вызывающий заикание.

Таким образом, дети дошкольного возраста в силу своей эмоциональной возбудимости и неподготовленности к переработке внешних воздействий окружающей среды больше, чем взрослые подвержены бурным эмоциональным реакциям. Совокупность отдельных из вышеперечисленных факторов, воздействуя в период формирования речевой функции (от 2 до 6 лет), может вызывать появление заикания (Л.Я. Миссуловин, 1997).

В настоящее время условно выделяются две группы симптомов, находящиеся в тесной взаимосвязи: биологические (физиологические) и социальные (психологические). К физиологическим симптомам относятся речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики. К психологическим — феномен фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психологические особенности (Л.М. Белякова, Е.А. Дьякова, 1998; Л.Я. Миссуловин, 1997; В.И. Селиверстов, 2001).

Как отмечает Н.А. Власова (1956), основным внешним симптомом являются судороги в процессе речевого акта (0.2 -12.6 сек.). В тяжелых случаях судороги длятся до 90 сек. Они различаются по форме (тонические, клонические, смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные, смешанные) и по частоте. При тонических судорогах отмечаются короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц — тонус. При клонических судорогах — ритмическое, с менее резко выраженным напряжением, повторение одних и тех же судорожных движений мышц — клонус. Так обычно поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат, так как его функция управляется целостно работающей центральной нервной системой. В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают судороги дыхательные, голосовые и артикуляционные.

М. Беккер, М. Совак (1981), обращают внимание на различные нарушения высшей нервной деятельности заикающихся, их физического здоровья, вегетативные нарушения: обидчивость, плаксивость, нарушения аппетита и сна, подверженность инфекционным и простудным заболеваниям, соматическая ослабленность и т. п. В процессе речевого высказывания у заикающихся резко усиливается потоотделение, краснеет или бледнеет кожа лица, учащается сердцебиение, то есть проявляются вегетативные реакции, которые наблюдаются и у нормально говорящих в состоянии сильного эмоционального напряжения.

Еще одним характерным симптомом заикания является страх перед устной речью, боязнь звуков или слов, которые наиболее трудны для произнесения заикающимся. Страх речи называется логофобией. Логофобия включает в себя навязчивые переживания, страх возникновения речевых судорог, боязнь речевого общения. (Н.М. Асатиани, Л.И. Белякова, И.О. Калачева, 1978).

Под понятием фиксированности на дефекте подразумевается особое свойство внимания (устойчивое, застревающее, навязчивое, концентрированное), осознание дефекта, представление о нем, разное эмоциональное отношение к нему (страх, тревожность, боязливость и переживания). Вначале происходит непроизвольное эмоциональное реагирование на дефект, но постепенно формируется свое отношение к дефекту, связанное с эмоциональными переживаниями и отражаемое в волевых усилиях (действиях и поступках), самостоятельной безуспешной борьбе с заиканием.

Г.А. Волкова (1976) выделяет несколько степеней болезненной фиксированности на дефекте: 1) нулевая степень: дети не испытывают ущемления от сознания дефекта, либо не замечают его. Нет элементов стеснения, обидчивости за неправильную речь, попыток преодоления дефекта; 2) умеренная степень: старшие школьники, подростки переживают дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к уловкам и стараются меньше общаться. Знают о заикании, стараются его скрыть и замаскировать; 3) выраженная степень: переживание находит выражение в чувстве неполноценности. Дети концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, возникает мнительность, страх перед речью, людьми, ситуациями и пр.

Фиксированность на дефекте — один из основных факторов, усложняющих структуру дефекта и его коррекцию.

Осознание дефекта, неудачные попытки его преодоления порождают различные психологические особенности у заикающегося: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость, внушаемость и т. д. Поэтому, в настоящее время для обоснованной психотерапевтической направленности коррекционной работы глубже изучаются индивидуальные психологические особенности заикающихся.

Исследования Г.А. Волковой (2003) взаимоотношений в семье заикающегося ребенка показали некоторые изменения в характере детей с появлением заикания: проявление агрессивности, использование некорректных слов, резкий отказ от речи, от игр. По мнению родителей у детей проявились упрямство, настойчивость в осуществлении их желаний, просьб, высказываемых в категоричной форме.

По данным Г.А. Волковой (2003), для заикающихся дошкольников показательны несформированность игровых умений и навыка коллективного общения, снижение активности, бедность игровых замыслов. Эти особенности обусловливают и недоразвитие общественного поведения заикающихся детей.

При характеристике экспрессивной речи заикающихся детей В.И. Селиверстовым (2001) отражены следующие ее особенности: а) нарушение плавности, темпа и частично мелодики. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, а то и вовсе трудным произнесением отдельных звуков, их сочетаний или просто затрудненное начало фраз; б) речевые уловки в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболофразия); в) ограничение речевой активности у многих детей, снижение общения с окружающими, что говорит об определенных нарушениях коммуникативной функции речи; г) недостатки произношения звуков, неправильное употребление слов, построение фраз и пр.; д) в школьном возрасте недостатки устной речи могут отражаться в письменной речи в виде повторения одинаковых букв, слогов, разрыва слова, неправильного построения предложения и пр.

Начиная с середины 60-х годов утверждается взгляд на заикание как на нарушение коммуникативной функции речи (Р.Е. Левина, Н.А. Чевелева, С.А. Миронова, А.В. Ястребова). Проявления заикания изучаются в тесной связи с особенностями коммуникативной ситуации и реакции на нее ребенка, которые определяют его речевое поведение.

Таким образом, заикание отражается на деятельности и поведении ребенка, отрицательно влияет на психическое развитие. Этот речевой дефект оказывает влияние на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности; мешает речевому общению (Л.С. Волкова, 2003).

В целом, анализ литературы позволяет сделать следующие краткие выводы:

– Заикание — сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного изучения. Среди многочисленных речевых нарушений оно одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты. Одни трактуют его как сложное невротическое расстройство, которое является результатом ошибки нервных процессов в коре головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции), другие как сложное невротическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза, третьи как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности. При этом все подходы являются правомерными, так как в целом этиология заикания отличается совокупностью экзогенных и эндогенных факторов.

– Рассмотрев структуру дефекта можно отметить, что первичными при заикании являются физиологические особенности личности заикающегося, и так как заикание характеризуется сложной, полиморфной симптоматикой в подавляющем большинстве случаев оно является причиной вторичных психологических и логоневротических наслоений, которые усугубляют симптоматику заикания. Кроме специфического речевого дефекта, для заикающихся детей характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения. Исследователи отмечают у этих детей отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, чрезвычайно неустойчивое внимание, трудность сосредоточивания и удержания внимания на чисто словесном материале вне наглядной ситуации, замедленное включение в деятельность, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии наглядно-образного мышления. Поэтому работа по коррекции заикания у детей должна строиться с учетом особенностей их внимания, памяти, мышления и восприятия. Только учет всего многообразия и взаимосвязи речевой и неречевой симптоматики у заикающихся дает возможность осуществлять целенаправленный подход к отбору не менее многообразных методов и приёмов терапии указанного дефекта речи.

Список литературы:

1. Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием // Дефектология. — 1978. — №1. — С.25-30.
2. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. — М.: Медицина, 1981. – С.273-275.
3. Волкова Г.А. Проявления заикания у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1976. — №1. — С.24-26.
4. Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания // Заикание: проблемы теории и практики / Под ред. Беляковой Л.И. — М. — 1992. — С.3-20.
5. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие. — М.: В. Секачев, 1998. — 304с.
6. Власова Н.А. Лечение заикания у детей дошкольного возраста. — М.: Знание, 1956. — 32с.
7. Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 2: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. Учебное пособие. — М.: Владос, 2003. — 431с.
8. Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте. Пер. с чеш. Е.О. Соколовой / Под ред. В.К. Труткева, С.С. Ляпидовского. — М.: Медгиз, 1962. — 299с.
9. Карвасарский Б.Д. Неврозы: Руководство для врачей. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1990. — 572с.
10. Куршев В.А. Заикание. — М.: Просвещение, 1973. — 159с.
11. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников. — М.: Владос, 2004. — 128с.
12. Миссуловин Л.Я. Заикание и его устранение. — СПб.: ООО СЛП, 1997. — 144с.
13. Миссуловин Л.Я. Патоморфоз заикания. Изменение картины возникновения и течения заикания, особенности коррекционной работы. — СПб.: Союз, 2002. — 320с.
14. Селиверстов В.И. Заикание у детей. — М.: Владос, 2001. — 208с.
15. Хватцев М. Е. Логопедия. — М.: Учпедгиз, 1959. — С.237-249.
16. Шкловский В.М. Заикание (клинико-психологический и экспериментально-психологические аспекты). — М., 1994. — 248с.

источник