Меню Рубрики

Тексты для речи от заикания

Зовут меня — Сева родился в 1990 году в городе Ижевске. Хочу рассказать всем о той проблеме, с которой я столкнулся с самого раннего детства, а решение нашёл, спустя почти 19 лет с рождения.

Заикался я с самого первого момента как начал говорить. В первый раз заикание меня начало волновать ближе к школьному возрасту, когда я стал задумываться, а что же думают обо мне другие люди (Да если бы тогда уже кто — то мне смог полноценно помочь).

Не помню точно, но мама сказала, что уже в детском саду я ходил к логопеду тогда я даже и не думал, что такое заикание и почему я разговариваю не как все (Странно всех это волнует а меня нет – детское мышление =) легко и просто) . Потом различные гадалки, бабушки с веничками и какими то странными молитвами — проще говоря мы объездили всю Удмуртию по советам каких то друзей знакомых которые сами не знали сути проблемы, а так просто искренне хотели помочь.

Я взрослел: познавал окружающий мир, радовался жизни, играл, веселился, был счастлив, у меня не было проблем. Мама, папа, друзья все он были рядом и я чувствовал их тепло и заботу, но скор всё изменилось. Школа — тогда был самый сильный удар Я стал ощущать что, что то не то люди не охотно общаются со мной друзей стало меньше. Все ребята учили стихотворения и выходили рассказывать их перед классом — я тоже хотел делать это, желал, можно сказать изо всех сил, показать всем, что я могу, я умею говорить лучше всех я специально ради этого и учил стихотворение. Но ничего не получалось. И, да, скорость чтения которую обычно проверяют в младших классах — всех меньше — обидно и даже стыдно, тем более, когда говорят результаты на весь класс. Год сменялся годом, и жизнь наполнялась серым оттенком всеобщего разочарования.

Школьная жизнь продолжалась 5 класс смена обстановки новая школа новые друзья преподаватели всё было очень сложно. Даже стихотворения, я уже стал рассказывать, учительнице литературы, оставаясь после уроков, потому как времени выслушать меня на уроке не хватало, и учитель нашёл хороший выход. Эти экзамены — как я их ненавидел кто бы знал, когда сидишь перед преподавателем знаешь всё, но молчишь, молчишь как партизан на допросе, от того что сам боишься говорить. Что мне помогало совсем не поникнуть духом — ( честно говоря мысли о суициде меня тоже посвящали часто, но я отгонял их поскольку знал как я важен своим родителям и что лучший друг Федя с ним я могу говорить и они принимают меня таким каков я есть) спорт я начал заниматься лёгкой атлетикой – бегом. В 10 – 11 кроме бега увлекался волейболом и баскетболом и стал лучшим игроком ШБЛ. первой лиги. Счастье много положительных эмоций давал мне спорт. Первая любовь большие разочарования, выпускные экзамены, вступительные экзамены переход от школьной жизни и начало обучения в УдГУ на Педагогическом факультете физической культуры. Первый курс снова новые знакомства, экзамены и поскольку факультет педагогический первое собственное проведение пробного урока на группе в роли будущего педагога. Если в школе приходилось сдавать экзамены рассказывать стихотворения то тут – полный ужас надо было ещё командовать своими одногрупниками. Второй курс, да, картина не становиться ярче, а лишь покрывается чёрным слоем снова и снова. Начало практики в детском саду . Как я — заикаясь в детский сад управлять детьми, Я не смогу, что делать , как – как я это сделаю, это не возможно вот мысли которые окружали меня тогда. Заикаясь, но играя роль перед детьми как в театре — это было не так сильно заметно (вообще когда я говорил выразительно я почти не заикался). Наступили экзамены в летную сессию и там на одно из экзаменов ( на это повлияло много факторов проблемы в семье разногласия с друзьями, высокая эмоциональная напряжённость от переполоха сессии и др.) я вытянул экзаменационный билет подготовился а хотя я всегда готовлюсь и для меня это не проблема , а сидел я только в ожидании того когда же я пойду отвечать. В горле всё пересыхало мысли путались я смотрел на своих одногрупников и волновался ещё больше я знал что сейчас им придётся терпеть, но слушать меня. Я сел перед учителем, стал рассказывать (я знал, что это мой последний и самый сложный экзамен и от него зависит моя стипендия) запинка за запинкой я не мог выгнать из своёй головы так много мыслей которые посещали её с каждой новой секундой. Я ни когда не отступал даже когда на первом курсе участвуя на соревнованиях в беге на 800 метров на последних ста метрах порвал мышцу на бедре я всё равно добежал не выиграл соревнования но стал третьим ( не описание к дальнейшим действиям кому либо, а скорее предостережение «Иногда нужно отступить» (напряжение не преодолевать напряжением – одна из основных фраз от избавления от заикания) заикания =) потому как последствия были не столь хороши 3 месяца лечения и реабилитации). И вот я сижу перед учителем отвечаю. Постепенно я чувствую как сама грудная клетка моя больше не двигается я не могу сделать вдох, задыхаюсь, и при этом стараюсь ещё говорить ( Это можно сравнить с тем как выдавливать последние остатки крема из тюбика) Чего я про истине хотел в тот момент да просто чтобы это всё закончилось. Я ответил на все вопросы, получил 5 – отлично. Вышел из аудитории и понял что я хотел 5-ку стипендию, но я не был рад я даже не улыбнулся скорее что то разочаровывало меня и я не мог этого убрать стереть из своей памяти. Я пришёл домой зашёл сел на диван открыл зачётную книжку и в этот момент я понял, что мне хотеться умереть да именно умереть всё я выполнил все цели, пришёл к финишу, сдал экзамены на стипендию, закончил 2 курс. Летом 2008 года: Мне стало всё безразлично, я ходил с друзьями по ночным клубам, выпивал алкогольные напитки, развлекался, стал жить только сейчас, сегодняшним днём и мне было наплевать на всё вокруг, и на себя в том числе; я хотел счастья и получал в полной мере.

Лето шло: одним летним июньским утром я встал после очередной гулянки посмотрел в зеркало и понял, что я стал именно тем кем никогда не хотел стать! Я понял, что это уже не я, но ещё могу бороться. Два дня не выходил из дома не отвечал на звонки новых друзей которые упорно звонили и писали смс об очередном ночном плане. Я тогда сказал себе раз и навсегда слово «нет» и решил, что только я творю свою судьбу и ни кто более.

Поиск средств решения проблемы:

Я сидел больше недели за компьютером (ну конечно не всё время я и другими делами занимался, но по часа 3 в день точно) заходил на различные сайты в интернете искал средства лечения от заикания.

Изучил много методов и целых методик. Пробовал сейчас актуально различные компьютерные программы для лечения и т.д. были какие то эффекты но скорее только малого улучшения а не прекращения заикания. Находил в интернете различные группы по лечению, но они стоили большие суммы я их, сразу же откидывал, да и заикающиеся люди на форумах в интернете писали, что толку от них нет никакого.

Хочу рассказать о самых известных методиках: НЕ скажу, что они сильно эффективны но есть приличные плюсы (хотя сам не пребывал) но читал о их методиках и понимаю, что народ толковый. (« Если вам не жалко денег и вам не хочется самим исправить себя свою речь + получить компьютерный голос как у робокопа =) добро пожаловать и за вас всё сделают за деньги ну правда если попадёте в 80 процентов как они говорят которые излечатся полностью и превратятся в терминатора 5» – шутка но правдивая ) На самом деле я вам не советую туда обращаться, а на их сайт ( http://dictor.ru/ ) стоит глянуть и книжку почитать « Заикание NET» много полезного найдёте для себя.

Есть в интернете такой Снежко Роман Алексеевич пишут на его личном сайте , что ну прямо очень, очень хороший мудрец, что то он там лечит всех от всех болезней туда сюда — излечит вас за 3 дня от заикания только надо записаться на личную встречу за 100 тысяч рублей. Ещё у него программа компьютерная есть! РАСПА называется 50 тысяч рублей стоит (сходите в магазин букварь купите за 50 рублей тот же эффект будет – написал один человек на форуме) и моё личное мнение тоже – всё это туфта и просто корыстный человек зарабатывает деньги на горе и несчастии других «ну как без этого в нашем мире». Но всё же зайди те на все эти сайты о ознакомьтесь о чём говорят эти люди. «У каждого есть своя истина и каждый приближает к ней — к каком то результату» Лично я ознакомился со всем, что нашёл и взял многое для себя собрал понемножку из разных источников и соединил в себе.

Добавлю от себя — таблеток для лечения заикания не существует они лишь на время скрывают его, и наносят вред всему организму ( Можно сравнить с алкоголем или курением или наркотиками)

Как исправлял свою речь: Я считаю, что есть два больших звена которые связываются в одно, это:

1. Внутренний мир заикающегося — мозг: мысли, чувства, помять, воображение, и многое другое (с чем не очень порой получается справляться)

2. Внешние факторы, а именно — тело человека: развитие дыхательных мышц – поскольку у заикающегося они плохо развиты; речевые мышцы – для правильной постановки языка при образовании звука и их сложения в слова, мышц глотки, шеи, важно развитие голосовых связок.

Сужу лично по себе – Я начал говорить лучше, выразительнее, красивее, чётче, научился играть голосом и оставаться собой, без этого от заикания не избавиться.

1. Я начинал всё с гимнастики дыхания «Система лечебного дыхания по А.Н. Стрельниковой»,

(Вообще, все дыхательные упражнения пойдут на пользу; Хорошо помогает плаванье в Бассейне, оно расслабляет и сразу же тренирует дыхательную систему – знаю потому, как сам хожу в бассейн каждый четверг) Я в основном выполнял два упражнения «Насос» и «Обними плечи» по минут 15 – 20 утром и вечером выходные ещё днём. Выполнял их где то 4 месяца ежедневно без перерывов иначе эффекта не будет.

Для себя я придумал такую игу — называться «Как можно больше» Я делал упражнения, по Стрельниковой; каждый день и вёл счёт, записывал в тетрадке — сколько дней подряд у меня получаться выполнять упражнение. Всего упражнения на дыхание делал около 4 полных месяцев почти каждый день и сейчас продолжаю делать, но реже. Рекорд игры у меня составил 40 дней, вот так! Товарищи заикающиеся — кто сможет побить мой рекорд! =)

Затем, так получилось, что я заболел — перетренировался на тренировках (Занимаюсь лёгкой атлетикой, бегом, иногда так бывает) подскочило давление. Пришёл в Спортивный Диспансер, там меня осмотрели выписали лекарство для понижения давления. Один знакомый врач, имя её Людмила Валентиновна, это врач, который делает осмотр она знала мою проблему заикания и посоветовала мне своего знакомого логопеда (в дальнейшем я узнал, что у её дочери были тоже проблемы с речью, но она вылечилась уже в детстве, в школьном возрасте). Я сначала отказывался от помощи, потому как видел, что результаты от дыхательной гимнастики были на лицо (срок тогда уже был 3 месяца с начала выполнения лечебной гимнастики по Стрельниковой ). Я уже чувствовал, что заикается, стал меньше и хотел всего добиться сам (просто я очень упёртый если делаю то до конца, и в детстве я уже ходил к логопеду, а результата не было), как она меня тогда уговорила? Сам не знаю! =). Сейчас я очень благодарен этой женщине, потому как без неё я бы возможно не смог избавиться от заикания. Я пришёл на консультацию к логопеду, занятия были у неё на дому. Мы выполнили различные упражнения, в конце занятия логопед сказала – «Ну у него не такая тяжёлая форма заикания» В тот момент я подумал про себя – «да слышала бы она меня 3 – 4 месяца назад удивилась бы, когда я ни одного слова без запинки, на экзамене сказать не мог».

2. Я ходил к логопеду 2 раза в неделю, в понедельник и пятницу. Совместно с этим, по указанию логопеда, мне делали массаж на спину и воротниковую зону, (курс массажа был 10 раз) совместно с этим дома мама делала точечный массаж от заикания, есть такой, почитайте литературу найдите сами ( Азиатский, китайский народ очень преуспели в медицине из одного источника слышал, что в этом направлении они ушли на 100 лет вперёд в отличии от всего остального мира, они изобрели йогу, иглоукалывание и многое другое; использование методик йоги очень помогает при преодолении психологического барьера между заиканием и нормальной речью).

3. Упражнения которые я выполнял с логопедом были направлены на развитие мышц: шеи, языка, лицевых мышц, также развивали голосовые связки — риторикой и специальными обучающими книгами (Заикающийся должен выработать привычку говорить правильно, ещё лучше чётче, красивее, чем остальные люди) Вот некоторый минимум для речевых мышц :

Упражнения для языка и губ

Статические упражнения для языка

«ПТЕНЧИКИ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«ИГОЛОЧКА», «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

«ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка

«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

«ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

Читайте также:  Афобазол при заикании у детей

«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

«КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

«ЛОШАДКА». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

«УЛЫБКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«ЗАБОРЧИК». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«ХОБОТОК». Вытягивание сомкнутых губ вперед.

«БУБЛИК», «РУПОР». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

«ЗАБОРЧИК» — «БУБЛИК»; «УЛЫБКА» — «ХОБОТОК» — чередование положений губ.

«КРОЛИК». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

С логопедом очень часто пересказывали тексты (Я читал текст стараясь говорить красиво с выражением, делая ударения в каждом слове, отрабатывал интонационные манеры, играл своей речью, а потом также красиво пытался пересказать его). Для таких самостоятельных занятий без логопеда хочу посоветовать книгу «Коррекция заикания в играх и тренингах» И.А Поварова, Но обязательно попросите: друга, маму, папу – пересказывайте рассказы им и упражнения тоже выполняйте, чтобы они слушали вас (психология общения, потому как Я, оставаясь наедине с собой, разговаривая сам с собой, ни когда не заикался или очень редко). На счёт книги — она написана очень умело и грамотно.

С логопедом выполняли дыхательные упражнения, такие как, например: Сдувание свечек на звуки (проговаривая звук, делается выдох) сдувание свечей на расстоянии метра от них, в начале не получалось не то и не другое. Мне попался, очень — отличный логопед и я душевно благодарен ей за то, что она помогла мне решить мою проблему =).

Что я понял на пути решения:

1. Что без крепкой основы: дыхания и развития речевых мышц ничего бы не получилось. Как это понял – у меня плохо работал, язык я не мог выполнять элементарные задания как «Иголочка», «Трубочка», «Чашечка» многие. Сам ещё в добавок брал зеркало садил перед собой сестру, у неё прекрасная речь, смотрел как говорит она, как располагает губы язык когда произносит звуки и слова, а потом смотря в зеркало пытался повторить так же – зачем? Почему? Чтобы выработать привычку (навык) Объясню позже.

2. Психология: Вывел для себя пару правил: Я могу позволить себе паузу в предложении даже в словосочетании; при начале разговора не делать вдох, как пишут во многих книгах, а сделать выдох и диафрагма сама наберёт воздух; стал избегать монотонного голоса, потому как собеседнику становится скучно, и сам начинаешь заикаться; Стал обдумывать свои высказывания – я уже точно знал, что скажу в следующий момент. Правил я придумал много сейчас уже все не вспомню. =)

Теперь расскажу, почему психология и мозговая деятельность, наше тело и его физиология, так сильно виляют на заикание.

1.Попробуйте поднять перед собой руку и приказать ей двигаться верх и вниз одновременно ХА не получиться. Попробуйте полноценно сконцентрироваться на двух вещах, объектах (мыслях) одновременно, например: о мониторе который стоит на столе и компьютерной мышке ХА опять не получилось и у любого человека не получиться, только на одном предмете вы можете полноценно сконцентрировать внимание, только одно действие выполнить телом – языком, а как если язык не умеет этого ? – как же он должен выполнить это. Люди не могут чётко произносить букву Р да они просто не умеют этого делать.

Зачем? Почему? я сидел и копировал движения губ и языка сестры? Ответ:

Разучивание любой новой деятельности проходит так вначале образуется умение затем навык. Умение — Способность выполнять какую либо деятельность делать, основываясь на знании об этой деятельности, опытности.

Навык – умение доведённое до автоматизма.

2. Попробуйте сжать кулак со всей силы – особо стойкие продержат минуты 2. Вот вам и физиология попробуйте так же напрячь мышцы шеи, языка, голосовых связок. Каждый знает бетонная плита тяжелая её не поднять ХА, а заикающийся не знает, он напрягает свои мышцы из всех сил старается выговорить слова — Это не правильно – чтобы мышцы работали хорошо и долго фаза напряжения должна сменяться фазой расслабления, а не постоянное напряжение за напряжением.

Вывод: В мозговую память человека заикание может передаваться по ДНК, по наследству, как и склонность к чему либо, а может появиться и в случае травм мозга: например при рождении, это говорит о том, что из памяти стёрты файлы под названием «Красивая речь». Я понял очень многое чего раньше не понимал, сейчас я говорю прекрасно, и в тоже время могу заставить себя заикаться, потому что у меня образовалась 2 привычки и пользоваться я могу любой =) Но конечно предпочитаю не заикаться =). Пословица: «Не понять волка — не оказавшись в его шкуре» =) Только не подумайте, что моя сестра волк =).

источник

При любом типе заикания, даже в самых сложных случаях, существуют определенные условия, при которых заикающийся может произнести хотя бы несколько слов без единой запинки.

Практически все существующие методы лечения заикания, которые в той или иной степени используют логопедическую или речевую практику, включают в себя определенные приемы. Эти приемы позволяют на время снизить заикание, и чаще всего используются для демонстрации «чудодейственности» известных методов лечения заикания. Эти приемы мы можем наблюдать на видеозаписях у известных специалистов (в тех редких случаях, когда видео не являются фальсифицированными).

Такие приемы включают в себя один единственный принцип: временное переключение на латеральный путь связи между речевыми центрами, что и приводит к снижению речевых судорог. Просто каждый так называемый специалист видоизменяет этот принцип и выдает за свою собственную разработку. В большинстве случаев такие методы годятся только для демонстрации (!) возможности снижения выраженности заикания:

  • Сознательное использование открытых слогов и исключение слов, где согласные звуки идут подряд. Так как известно, что заикающимся гораздо сложнее даются согласные звуки, особенно если они идут подряд. Контроль включает латеральный речевой путь, а гласные звуки сами по себе иначе задействуют речевые мышцы, чем согласные. Примечательно, что порой происходит как раз наоборот и человек больше заикается именно на гласных звуках.
  • Синхронизация речи с внешним раздражителем (метроном, чтение в унисон или пение, движения пальцев и прочее). Это напрямую включает латеральный путь связи между речевыми центрами, который обладает свойством обратной связи. Все это мы подробно рассмотрели в статье о нейрофизиологии заикания.
  • По аналогичному принципу работает сознательное снижение темпа речи.
  • Плюс к этому — использование глубокого дыхания брюшного типа. Подробнее об этом читайте в разделе про дыхательные упражнения.

Одной из первых эти приемы начала использовать Ю. Б. Некрасова, которая ездила по разным городам тогда еще СССР и устраивала настоящие представления, где люди с тяжелой степенью заикания могли более-менее сносно говорить, используя эти правила. И все считали это чудом, буквально из разряда «встань и иди!», такие представления сопровождались морем слез, воодушевления и надежды на полное избавление от заикания, которой ранее не было вовсе. В итоге через определенное время все без исключения снова начинали заикаться. Но теперь они хотя бы верили, что это вообще возможно.

И действительно, Некрасовой можно сказать спасибо за хотя бы сформулированные и проверенные на практике приемы, которые хоть на время, но могли облегчить заикание. Вот только такие приемы может использовать каждый самостоятельно, и это едва можно назвать лечением заикания. Самое главное, что сделала Некрасова – обратила на проблему заикания внимание и одной из первых превратила это в бизнес. А дальше началось самое интересное.

Эти довольно простые приемы, которые мы описали выше, стали перенимать многие ее последователи, продолжая творить «чудеса» и на время облегчая заикание. Вот только если сама Некрасова делала это более-менее сносно, у всех ее последователей результаты были гораздо скромнее. Но при отсутствии хоть какой-то конкуренции (которую могли составить только народные методы и прочие шарлатаны и неэффективные методы), последователи этих методов пользовались определенной популярностью. А некоторые пользуются до сих пор. В том числе Скобликова, которая заявляет, что владеет «теми самыми» приемами Некрасовой, хотя это не совсем так. Уже дальше появились откровенные мошенники вроде Снежко и прочие, которые используют те же приемы, только максимально извратив их на свой лад – что во всех случаях еще больше снижает их эффективность.

И не смотря на то, что данные приемы годятся только для временной демонстрации улучшения речи, они в виде комплексного метода необходимы для лечения заикания. Точнее будет сказать – в том числе и эти приемы нужны для успешного лечения, наряду с другими методами.

Самым важным является то, насколько интенсивно и правильно используются эти приемы. Поскольку прочитать пару предложений по слогам или под ритм метронома, напрягая при этом живот, может практически каждый, но действительно вылечить таким образом заикание на самом деле довольно сложно.

Например, если у вас получается относительно спокойно читать по слогам и не сильно при этом заикаться, вам потребуется долгое время для закрепления результата. Здесь важно рассматривать чтение как механизм обратной связи. Рассмотрим этот механизм на простом примере.

В исследовании, проведенном группой ученых под руководством Сары Прессман, на испытуемых изучалось влияние двигательных реакций на мозговые центры, которые данные реакции вызывают, а так же на ассоциативно связанные с ними другие мозговые центры. В результате выяснилось, что, например, чисто механическая улыбка, натянутая в состоянии стресса без видимых на то причин (в исследовании для этих целей испытуемые зажимали между зубов карандаш), в конце концов вызывала нейтрализацию физиологических проявлений стресса, в том числе замедляла частоту и силу сердечных сокращений, частоту дыхания и в конечном счете снижала выброс гормонов стресса, например, кортизола. То есть удалось доказать, что простая улыбка заметно снижает проявления стресса и повышает настроение. Мы улыбаемся когда нам хорошо – но если мы находимся в состоянии стресса, банальная работа мимических мышц, формирующих улыбку, по принципу обратной связи успокаивает нервную систему.

А значит читать нужно много. Необходима постоянная и долгая практика. Практика и еще раз практика, вне зависимости от того, заикаетесь ли вы наедине или нет.

Но и это еще не все. Сложность заключается в том, что заикание у каждого исключительно индивидуальное, поэтому каждому требуется свой определенный набор правил. И в настоящее время не существует практически ни одной методики, за редким исключением, которая представляла бы универсальный набор действительно полезных правил чтения.

А все потому, что представленных приемов демонстрации временного улучшения речи недостаточно для избавления от заикания. Необходим комплексный подход, и именно поэтому неудивительно, что многие после нескольких лет чтения не замечают значительных улучшений. Не смотря на это, любая дополнительная самостоятельная речевая нагрузка в виде чтения при заикании просто необходима, без нее вообще не может идти и речи о его лечении. Завершая эту статью, стоит привести вполне закономерную статистику – абсолютно все без исключения наши подписчики, которые избавились от заикания, использовали чтение в больших нагрузках.

1) У меня есть мысль насчет заикания. Помню, когда начинал заниматься спортом, во время тренировки в качалке, когда устал, мышцы начинают трястить. Простой пример, стоишь в упоре для отжимания, отжимаешься последние разы, уже сил нет, и руки начинают немного трястись. Переутомление и усталость вызывают т.е. судорожность мышц.
Скорее всего то же самое происходит с мышцами речи, они у нас не развиты, их надо развивать чтением, упражнениями и т.д. Это обьясняет, что когда почитаешь пару часов вслух, то говорить немного легче. То есть главный вывод, надо относиться к заиканию как к необходимости тренировать свою речь, чтобы повысить запас выносливости и силы речевых мышц.

2) Читайте вслух! Приходите домой, берете любую книгу и читаете. Желательно читать громко, пусть соседи слушают))) упражняйтесь в выразительности, четкости,громкости. Я видел что многие пишут, что «чтение не помогает когда заикание только с людьми», может так,и есть, а может нет, но я верю что это помогает, делаю что могу) Удачи

3) . у меня аналогично было, в школе вообще не читал, саботировал и игнорировал как мог. В студенческие годы начал читать в слух, было ой как тяжко. помню на первом курсе когда выступал перед аудиторией пару предложений с трудом прочел, ужасно на душе было. Тогда я начал комбинировать: чтение и рассказ, пару предложений прочел, далее своими словами рассказал, снова прочел и рассказал. И так тренировался, читать и говорил перед аудиторией. Со временем было проще, и читать, и говорить. А заикание, это психологическая проблема, изменяй свое отношение к себе, к заиканию, к окружающим, и со временем у тебя все получится!

4) В группе поднимался такой вопрос «помогают ли скороговорки?». Скороговорки я не читала. Читала стихи. Я не специалист конечно, но мне кажется, что в стихах есть то, чего не хватает заикающемуся человеку — связность, плавность и постоянный ритм.
Я ещё в школе , перед тем как отвечать у доски стихотворение, проделывала следующее: расставляла ударения в словах стиха, становилась перед зеркалом и четко артикулируя, то есть проговаривая каждый слог и делая ударения проговаривала его. С каждым разом прочтения задавался какой-то общий ритм стихотворения и я выстукивала его рукой по ноге одновременно с чтением. Много времени занимало это все, по 8 часов у зеркала проводила. Но это того стоило. Отвечала у доски на почти автомате, а тогда для меня это было подвигом. Пришла я к этому после того как моя учительница меня раскритиковала и сказала «ну не можешь устно, пиши письменно». Не воспринимаю слов «не можешь», мне больше нравится «мало стараешься, чтобы получилось». Поэтому решила себе показать и недоброй тете , что я все могу.)
Так же можно и не стихотворный текст положить на ритм и подготовиться к ответу. Да возможно, что поначалу это будет слышаться как компьютерная речь, но затем у вас на автомате начнет в голове пробиваться ритм и речь начнет становиться более связной и четкой.
И вообще по поводу проблем с ответами в школе/университете. Я закончила школу с золотой медалью, заучкой никогда не была. Немножко хитрости и всего лишь. В начале четверти прорепетировала так пару ответов/тем. Руку подняла. Ответила. Получила хорошие оценки. Все. Ты умница-разумница- тебя больше не трогают до конца четверти)

Читайте также:  Афобазол при заикании отзывы

При составлении статьи использована информация:

  • The Influence of Manipulated Facial Expression on the Stress Response — Tara L. Kraft, Sarah D. Pressman.

источник

Татьяна Роговенко
Первые шаги от заикания к свободной речи

Роговенко Татьяна Александровна

Частный логопедический кабинет «Логопед+»,

Первые шаги от заикания к свободной речи.

Очень часто в логопедические группы приходят дети с логопедическим заключением «заикание».

Это особые дети, которым необходима помощь именно сейчас, так как упущенное время будет означать деформацию личности ребёнка, общую невротизацию организма, нарушение эмоционально-волевой сферы с повышенной раздражительностью, обидчивостью, плаксивостью, негативизмом. Именно психологическое здоровье будет тем стержнем, ключевым звеном, которое поможет справиться с таким недугом, как заикание.

В комплекс работы над нарушением темпо-ритмической стороны речи входит посещение ребёнком логопедической группы детского сада.

Режим дня в детском саду, является опорой комплексной работы по устранению заикания у детей, так как сюда входят разумное чередование игры, занятий, сна, своевременное питание, а так же прогулки на воздухе.

Правильно организованные занятия физкультурой, закаливание организма оказывают благоприятное воздействие на осанку, координацию движения, следовательно, улучшают и речевую функцию ребёнка. Именно в детском саду легче создать обстановку направленную на оздоровление ребёнка в целом, с дневным сном после обеда, а так же с занятиями спортом в спортзале и в бассейне, с музыкальными занятиями и логоритмикой. В то время как в домашней обстановке, учитывая работу и занятость родителей, вряд ли возможно выдерживание режима дня, необходимого для укрепления нервной деятельности и психики ребёнка.

Подходы к устранению заикания и существующие методы логопедической работы заикающимися детьми различны. Они различаются акцентами, расставляемыми на разные виды логопедического воздействия:

• упражнения на сопряженную и отраженную речь.

Хватцев М. Е. указывал, что «преодоление заикания достигается воздействием не на судороги, а на явление, вызывающие их, и на последствия заикания — психические наслоения, вызванные этим дефектом».

Общая цель логопедической работы — это создание такой речевой базы, которая позволит речи в дальнейшем развиваться спонтанно и сложиться в целостную систему.

Я считаю оправданной модель создания такой базы, которая включает в себя все ключевые звенья формирования правильной речи. Логопедическая работа строится поэтапно, конечный успех всей работы в значительной мере определяется логопедическим воздействием, целевой установкой, обоснованностью программы речевого развития, а так же эффективностью путей и средств, избираемых логопедом для преодоления дефекта у ребёнка.

Комплекс мероприятий для нормализации высшей нервной деятельности, психики и речи ребёнка в условиях логопедической группы детского сад

Основной задачей первоначальных этапов логопедического воздействия — будет создание стимулов, «пусковых механизмов», которые должны обеспечить развитие речи у детей с заиканием. При этом говоря о работе над формированием правильной речи, учитывается:

с одной стороны, задачи, стоящие перед ребёнком,

с другой — задачи, стоящие перед логопедом.

Если перед ребёнком стоит задача овладеть речью без запинок, то перед логопедом — стоит задача составления программы обучения, предусматривающей, как отбор упражнений и материала, так и расположение его в определённой последовательности. Я остановлюсь только на первых шагах логопедической работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста.

Формула: режим шепотной речи + выработка правильного дыхания.

На этом этапе работы применяются методические указания Выгодской И. Г. по организации щадящего режима с использованием игр «молчанок», коротких ответов шепотом во время общения ребёнка в детском саду и дома. При выработке правильного дыхания хороший эффект даёт занятие «Хатка-йогой» для начинающих, а именно «Пранаямой». «Пранаяма» в переводе с санскрита означает приблизительно следующее: «Управление жизненной энергией (Драной) внутри собственного организма, её контроль, поглощение и сублимация с помощью дыхания». Из «Пранаямы» используются упражнения на выработку нижнего, среднего и полного дыхания, а так же упражнения на задержку дыхания с элементами медитации, с ощущением и расслабления, лёгкости

Упражнения на полном дыхании:

вдох—задержка дыхания, с ощущением полёта— плавный выдох.

вдох —плавный полный выдох—задержка дыхания, с расслаблением

В дальнейшем в упражнения, на выдохе вводятся распевы гласных звуков, начиная с одного гласного, увеличивая количество гласных звуков до 5.

Формула второго шага: Щадящий речевой режим +дыхательные упражнения + упражнения на релаксацию.

Упражнения на релаксацию по контрасту с напряжением и мышечная релаксация по представлению рекомендованы к логопедической практике Выгодской И. Г.

Цель: Мышечная и эмоциональная раскованность.

Задача: научить ребёнка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу.

Я применяю свои разработки упражнений на релаксацию:

Задача: выработка ощущения волн напряжения и расслабления во всём теле и ощущения покоя. Исходное положение: — Лёжа на спине. Волна напряжения, тяжести и силы накатывает, начиная с кончиков пальцев ног, переходя выше, пока не дойдёт до рук. Руки с силой поднимаются вверх, показывая высоту морской волны, и отбрасываются за голову, как бы уходя и уводя напряжение. Затем руки медленно разводятся и возвращаются к положению — вдоль тела.

Напряжение уходит, во всём теле лёгкость, словно оно качается на волне.

Несёт в себе морскую мощь!

Прошла волна, спокойно дышишь.

Цель: активное расслабление мышечного аппарата.

Исходное положение: — сидя на стуле, руки согнуты в локтях, сжать кулаки с наибольшим напряжением и удерживать напряжение в течение 1 минуты. Затем прекратить сжатие кулаков и почувствовать полное расслабление и лёгкость в руках.

«Как великан, ты всех сильнее,

Ты камни можешь раздавить,

Дави, сжимай кулак сильнее,

Чтоб страх и слабость победить!»

Цель: расслабление мышц плечевого пояса и шеи.

Исходное положение: — ноги на ширине плеч, поднятие напряжённых рук в стороны, выше уровня плеч, делая максимальное усилие, как бы преодолевая препятствие. Затем опустить руки вниз без всякой поддержки, «уронить», почувствовав, полное расслабление мышц плечевого пояса и шеи.

«Ты птица, пойманная в сеть,

попробуй вырваться, взлететь,

чтоб быть свободною, как ветер,

Цель: Концентрация внимания, выработка ощущений по представлению, самовнушению и саморегуляции.

Исходное положение. Стоя или сидя.

Палец правой руки прижимается с усилием к середине ладони левой руки в течение 1 минуты, концентрируется внимание на ощущениях, с внушением постепенного потепления. Затем медленно отводится от ладони, оставляя ощущение тепла, идущего от пальца, отведенного на расстояние 2 – 3 сантиметров.

«В ладошке спряталась звёздочка,

пусть пальчик прижмётся к ней,

Во втором периоде идёт не только перестройка в системе дыхания, но и перестройка в сознании ребёнка, в его отношении к запинкам, в его отношении к своим ощущениям. Ребёнок создаёт свой спасительный маячок, который будет помогать самоконтролю в самые трудные и не комфортные условия для речи, при беседе с незнакомыми людьми, в ответах у доски в школе и в других испытаниях для выдержки ребёнка. В эти моменты, чтобы снять волнение и дыхательный спазм, необходимо дать команду своим ощущениям, помочь себе расслабиться, нормализовать дыхание и плавность речи.

Речевой режим + дыхательные упражнения + упражнения на релаксацию + тесты управления дыханием. В основу дыхательных тестов положен принцип постепенного расширения объёма высказывания.

1. Речь + рука. Говорение слогов, слов, фраз, совмещая ритм говорения со штриховкой геометрических фигур разной величины: от меньшего объёма к большему объёму.

2. Речь + ноги. Говорение слогов, слов, фраз, совмещая ритм говорения с ритмом шагов, удлиняя «шаговый путь».

3. Речь + движения. Говорение слогов, слов, фраз, совмещая ритм говорения с ритмом выполнение большего числа движений.

Использование тестов ведёт к активной перестройке речевых навыков. Создание ритмической плавной речи, через выработку единого ритма движения и речи.

В тестах сначала используются комплексы гласных звуков, затем слоги, слова и фразы по принципу «от простого к сложному».

При выполнении теста «Речь + рука», ребёнок должен согласовывать своё высказывание с темпом заполнения, штриховки геометрических объёмов разной величины. Для эффекта неожиданности используются все геометрические формы.

Вариант теста — проговаривание на одном выдохе: слогов, слов, фраз, предложений, ведя пальцем по кругам разного размера: от меньшего объема к большему.

Этот вариант можно использовать в дальнейшей работе над скороговорками, только начинают работу с кругов большего объёма, стремясь к меньшему объёму, то есть, постепенно ускоряя темп речи.

Рассматривая эти приёмы в общей системе комплексного воздействия, можно представить их значение, как средство отвлечения ребёнка от ожидания запинок в речи или способ снятия у ребёнка общего напряжения при говорении. Ребёнок сам себе ставит ограничение выполнения речевого действия, учится замедлять и ускорять темп своей речи. Идёт запоминание навыка управления речью через тактильные ощущения. Вот только 3 первых шага, которые ребёнок проходит вместе с логопедом на логопедических занятиях. Но первый шаг от запинок к свободной речи ребёнок делает не тогда, когда он правильно выполнил упражнение, и даже не тогда, когда смог без запинок повторить несколько предложений, а тогда, когда он поверит в то, что он всё сможет преодолеть, что у него всё получится.

Первый шаг — это победа над собой, над своим страхом, и над своей неуверенностью.

И сделать первый шаг к «свободе» не так легко, и время для этого каждому ребёнку необходимо разное, в зависимости от того, как скоро ребёнок сможет поверить, в свои силы и сможет поверить логопеду. Дети умеют ощущать лёгкость, ту лёгкость, которая необходима для свободного говорения, без тяжести спазм и без запинок, удерживающих, свободную речь. К этой лёгкости говорения ребёнок тянется всей душой, и та надежда в глазах, которая зажигается после первых удач на логопедических занятиях, будет стимулом дальнейшей, продолжительной и упорной работы над собой.

«Молодецкие потехи». Развлечение для детей подготовительной группы Развлечение для детей подготовительной группы. Разработали и провели педагоги группы № 10: учитель-дефектолог: МАХАНЕВА ОЛЬГА ГЕРМАНОВНА.

Картотека литературы по заиканию Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе терапии логоневрозов. // Руководство по психотерапии М — 1974 С. 197-209. Анохин П. К.

источник

Работа над дикцией − обязательное условие для радиоведущих, телеведущих, бизнесменов, политических деятелей, поэтов и писателей. Педагоги уверяют, если улучшать речь с раннего возраста, взрослому человеку не понадобятся со временем специальные курсы и занятия по ораторскому искусству. Важно с детства приучать ребенка говорить правильно и красиво, что позволяет в будущем быть интересным собеседником. Текст для дикции и специальные упражнения помогают в любом возрасте развивать навык красноречия.

Дикция входит в основу техники речи, включает несколько показателей, без которых невозможно красивое произношение: четкую артикуляцию, манеру, правильность. В первом случае важна точность произношения звуков речи. Если артикуляция нечеткая, собеседника тяжело понять, речь становится невнятной. Про таких людей говорят «каша во рту». Связана нечеткость в основном со слабой работой артикуляционного аппарата.

Правильность артикуляции заключается в верном движении органов речи, участвующих в образовании звуков. Если язык, зубы, губы при произношении находятся в неправильной позиции, возникает дефект речи, которым занимается логопед. Проверка и выявление нарушений со стороны артикуляционного аппарата должна проводиться в дошкольном возрасте, когда легче получить быстрый и эффективный результат.

Манера произношения включает редукцию слогов (упрощение), темп, эмоциональный окрас речи, наличие недостатков. К последним относят:

  • эканье − когда человек использует часто в речи вместо молчаливой паузы паразитические звуки: м, э и т. д., что заметно и раздражает собеседника;
  • шумовые вздохи − в этике речи не принято делать глубокие придыхания перед началом предложения или его завершением;
  • использование слов-паразитов − когда из-за скудности словарного запаса или банальной привычки человек часто использует между слов паразитарные высказывания: это, как бы, дескать, короче и т. д.;
  • продление гласных звуков, когда человек пытается вспомнить что-то или мысленно строит следующее предложение;
  • назализация − является вульгарной чертой речи, когда в разговоре последние гласные в слове произносятся в нос;
  • чмоканье.

Перечисленные недостатки не украшают любого человека. Важно с раннего возраста приучать ребенка говорить правильно, ведь основные паразитарные слова, речевые привычки появляются в детстве и переходят во взрослую жизнь.

Повышать ораторское искусство можно и ребенку, и взрослому. Тренировка дикции зависит от выбора упражнений и текстов, исходного материала (отклонений в речи). Тексты для тренировки дикции и речи используются по принципу от простого к сложному. Начинать работу можно с сочетания сложных согласных. При проработке упражнения важно правильно произносить каждый отдельный звук, чтобы он был отчетливо слышен собеседнику. Сначала произносятся все буквосочетания, после выделяются основные, где говорение дается сложнее, чтобы оттачивать их.

Логопеды советуют при произнесении звуков следить за речевым аппаратом в зеркале. Рот, зубы, язык, губы, щеки должны активно двигаться, не находиться в одном положении. Если У, то это губы трубочкой, О − овалом, вытянутым вперед, А − широко раскрыт рот, Ш − зубы сомкнуты, рот в улыбке и т. д. Сначала слоги говорят медленно, четко выделяя отдельный звук, после нужно убыстрять темп, но не терять четкость произношения: ждр, крлп, мкрпв, мпнкр, смпрв, шнптм, кждо, аджвк, шлкат, кшто, шлотк, ктщ, щтко, кпт, тпк, вазтд, мкрт, джр, грлт.

От слогов можно переходить к словам. Задача остается постоянная: четко проговаривать каждый звук в слове, сначала медленно, после убыстряя темп. По завершении упражнения человек должен читать слова скоро, внятно, органы речевого аппарата работают активно − «живой рот».

Можно использовать следующие слова: бронетранспортер, ведомство, бодрствовать, здравствуйте, взбадривать, витийствовать, философствовать, мудрствовать, взбудоражить, сверхсущество, сверхвстревоженный, трансплантация, транскрипция, протестантство, попасть в ствол, контрпрорыв, всклочный, контролерша, билетёрша, пространство, паразитология, постскриптум, пункт взрыва, оканчиваются, приключенческий, синхрофазотрон, фенолфталеин, тетрагидроканнабинол.

В завершение разминки произнести несколько сложных предложений, после переходить к чтению тексов. Во время гимнастики важно следить за голосом. Он не должен скакать, меняться при произнесении сложных сочетаний или отдельных звуков. Нужно сохранять ровный окрас речи:

  • Маша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
  • Маше дали кашу, а Саше простоквашу.
  • Трудновыговариваемые слова назвали трудновыговариваемыми потому, что их трудно выговаривать.
  • У человека с плохо скоординированной координацией плохо скоординированная походка.
  • Трубач по улице идет, труба поет, труба ревет, труба трубит.
  • Маланья-болтунья болтала, болтала, что 33 корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Читать предложения нужно вслух, сначала медленно, после убыстряя темп. Можно брать отдельное и читать его с увеличением темпа, пока не будет достигнуто идеальное проговаривание в скоростном темпе.

Главная сложность у детей при произношении сложных слов − быстрая смена артикуляционной позиции, когда трудно перестроить речевой аппарат в зависимости от последующего меняющегося звука. Перед тем как начинать работать с малышом непосредственно над дикцией, нужно провести речевую гимнастику, направленную на улучшение артикуляции.

Проводят упражнения для развития мышц речевого аппарата:

  • Произнести звук А, широко раскрыв рот. Ребенок должен представить, что говорит в рупор.
  • Произнести звук О, максимально растянув губы.
  • Упражнение «Улыбка», когда ребенок широко растягивает рот, произнося звук И.
  • Произнести звук У, вытянув губы в трубочку на максимальное расстояние вперед.
Читайте также:  Адаптол помог при заикании

Помогают настроить речевой аппарат перед чтением текстов для дикции дыхательные упражнения. Нужно учить ребенка правильно распределять дыхание:

  • на глубоком вдохе проговорить слоги: «дом», «бом», «вон», сохраняя воздух до конца произношения, распределяя его на каждое слово;
  • задуть воображаемую свечу, но медленно, постепенно выдувая воздух;
  • произнести предложения, вначале первого слова брать незаметно глубокое дыхание, распределять его до конца: «У Тамары нашли пару сапог и 12 галош», «Мама любит Машу, а Маша любит маму».

Переходить к чтению текстов необходимо после артикуляционной разминки. Уделять подготовительному этапу не менее 15 минут. Логопеды в работе с дошкольниками и школьниками советуют использовать стихи, шутливые тексты, чтобы процесс обучения не был в тягость. Во время чтения важно следить за правильной артикуляцией, четкостью произношения каждого звука, постановкой голоса. Отработку дикции у детей проводят по следующим текстам, следуя главному правилу: от легкого к сложному.

  • Читать текст, четко проговаривая звуки: ш, ж, ч, щ, ц:

«Черный чибис, не скучая, щебетал над чашкой чая. У ежа ежата, у ужа ужата. Хочешь есть калачи − не сиди на печи. Молодец против овец, а против молодца сам овца. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Два щенка щека к щеке щиплют травку в уголке. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.»

  • Прочитать текст сначала медленно, следя за произношением отдельных звуков, после убыстряя темп.

Стишок веселит ребят и делает процесс работы над дикцией интересным. С данным текстом можно работать дополнительно: дать задание малышу прочитать его грустно, весело, зло, смеясь, сдержанно, спокойно, громко, тихо. Хорошо тренировать отдельные звуки: ч, р, к, с, прося ребенка интонационно и артикуляционно выделять их при прочтении.

Логопеды применяют на практике у дошкольников и школьников тексты с картинками. Они не только помогают улучшить дикцию, но и стимулируют развитие памяти, внимания, воображения, мышления, логики.

При работе с дошкольниками текст читает педагог (родитель), ребенок смотрит на картинку, продолжает предложение, проговаривает интонационно и четко все необходимые подражательные слова, упражнения в процессе чтения сказки, повторяет за взрослым. Школьник может самостоятельно читать сказку и выполнять задания. Взрослый только следит за четкостью, правильностью речи.

Подросткам также необходимо начинать работу над развитием дикции после артикуляционной и дыхательной гимнастики. Упражнения должны быть направлены на постановку речевого аппарата, проговаривания отдельных звуков, сложных слов, предложений. В процессе работы одновременно нужно следить за дыханием: на начале предложения делать незаметный вдох, распределять его на оставшееся время до завершения речи. На следующем предложении снова повторять процедуру.

Для разминки подростку подойдут следующие предложения, упражнения. Это могут быть скороговорки, небольшие стихотворения, чистоговорки.

Сложные тексты для дикции необходимо брать после успешного проговаривания трудных скороговорок. При чтении текста важно соблюдать четкость произношения, тренировать правильную артикуляцию, переходя постепенно на увеличение темпа.

В работе с подростками тоже важно иметь интересный и необычный материал. В силу возраста дети могут подходить к занятиям неответственно. Правильно подобранные упражнения отвлекут и настроят на позитивный лад. Хорошо подходит в данном случае веселая китайская скороговорка.

Жили-были три китайца − Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони, и еще три китаянки − Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони. Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони… Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах, у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах, у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.

Тексты для развития речи и дикции взрослых отличаются от подростковых сложностью и объемом. Начинать работу над четким и правильным произношением логопеды советуют с трудных скороговорок. Любой оратор, диктор перед выступлением прорабатывает артикуляцию, чтобы настроить речевой аппарат на работу. Важно при подготовке к чтению сложных текстов на дикцию выполнять условия:

  • при проговаривании скороговорки следить за положением речевого аппарата, он должен работать: губы, зубы, щеки, язык находятся в активном движении;
  • при произношении чистоговорки выделять интонационно (протяжно или громче) определенный звук;
  • начинать чтение с медленного темпа, постепенно убыстряя его;
  • следить за дыханием, распределять его, не забывать брать воздух на последующем предложении.

Тексты нужно не просто читать, но и следить за правильностью произношения звуков, постановкой артикуляционного аппарата. Можно проводить упражнения перед зеркалом, чтобы следить за собой. С помощью текстов работают над четкостью проговаривания определенных звуков: ш, р, ч, к, с, щ, ц, л.

Когда человек занимается с профессионалом, улучшать дикцию легче, чем при самостоятельной работе. Логопеды дают советы, как сделать домашнее обучение интересным, полезным, эффективным.

  1. Проводить занятия каждый день. Ежедневная работа над мощными упражнениям позволяет улучшить дикцию за несколько недель.
  2. Отводить на речевую гимнастику 15-30 минут в день в зависимости от возраста.
  3. При обучении дикции принято записывать речь на диктофон, прослушивать после, чтобы отмечать достижения.
  4. Выполнять упражнения нужно по принципу от простого к сложному.
  5. Необходимо помимо занятий читать художественную литературу, чтобы обогащать словарный запас.

Таким образом можно добиться существенного улучшения дикции. Красивый и правильно поставленный голос дает возможность влиять на мнение людей в общении, повышать статус, делает разговор легким и непринужденным, неотягощенным.

источник

Заикание – комплексное нарушение речи, с трудом поддающееся медикаментозной коррекции. Для его лечения разработано множество методик, в том числе и логоритмические.

В этой статье рассмотрим способы коррекции заикания у детей, подростков и взрослых в играх и тренингах, лечение проблемы с помощью режима молчания, использования скороговорок и т.д.

Музыка, движения и речь очень тесно связаны. На этой связи построены коррекционные логоритмические приемы.

Курс лечения включает следующие виды занятий:

  • музыкально-двигательные игры;
  • коммуникативные игры;
  • пение;
  • декламация стихотворений и скороговорок;
  • мелодекламация.

Ритмичные движения под музыку развивают моторику, которая всегда тесно связана с экспрессивной речью. Нарушения в моторике, заторможенность или повышенная возбудимость, вызывают мышечные спазмы во время произнесения слов. Улучшение моторики позволяет добиться ритмичной, плавной речи, управлять ее темпом.

Использование метронома во время коррекционной логопедической работы облегчает развитие ритмики речи при заикании.

Темп метронома выставляется в зависимости от индивидуальных особенностей заикающегося. На каждый удар необходимо произнести один слог, знаки препинания выделяются молчанием в течение 2 ударов.

Основная цель использования логоритмики – добиться стойкого улучшения речевой ритмики и корректного звучания слов, плавности речи.

Польза логоритмических занятий несомненна, кроме речевого развития и избавления от речевых нарушений, они улучшают психическое состояние. Успехи во время занятий позволяют справиться со страхом общения из-за заикания.

Использование ритмичных предложений, включающих сложные для произношения звукосочетания, помогают справиться с фонематическими нарушениями и научиться управлять темпом речи.

Занятия начинают с простых скороговорок, которые произносятся медленно. С одной скороговоркой работают до двух недель, постепенно увеличивая скорость произношения. Через две недели предложение меняют на более сложное.

Также использование скороговорок улучшает фонематическое восприятие и укрепляет память, снижает страх перед использованием сложных звукосочетаний в повседневной речи. Важно контролировать во время декламации правильность произношения звуков, вдохи и выдохи.

Для начала занятий выбирают короткие предложения, в котором все слоги открытые. Их произносят медленно, отделяя слоги паузой.

Каждая следующая скороговорка должна быть сложнее предыдущей. Со временем добавляют закрытые слоги, сочетания нескольких согласных букв, зеркальное чередование звукосочетаний (врал – рвал), многосложные слова.

Особое внимание уделяют звукам и звукосочетаниям, вызывающим сложности при произношении. Со временем скороговорки удлиняют. Очень длинные предложения, обычно с перечислением предметов, необходимы для тренировки ритмичного дыхания.

Перед началом занятий необходимо сделать разминку: несколько раз широко улыбнуться, высунуть язык и провести им по губам, широко открыть и закрыть рот. Несколько раз глубоко и медленно подышать.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки. Раз Егорка, два Егорка,…

Чистоговорки используются для отработки произношения сложных сочетаний гласных и согласных звуков. Развивают интонационную выразительность, ритмику речи. Упрощают использование трудных звукосочетаний в повседневной речи.

При работе с чистоговорками часто используют музыкальное сопровождение. Рифмованные строчки не только проговаривают, но и напевают.

Во время декламации рифмованных предложений желательно менять интонацию в зависимости от сюжета чистоговорки. Повышать и понижать голос, ускорять и замедлять темп.

В начале занятий выбирают простые чистоговорки, в первой части которых несколько раз повторяется отрабатываемое звукосочетание гласной и согласной, вторая часть предложения рифмуется с ним.

Когда необходимые слоги отработаны, переходят к стихам, имеющим четкий сюжет. В отличие от обычных стихотворений они содержат повторяющиеся звуки и звукосочетания.

Маленьким детям для начала занятий лучше всего подойдут стишки о животных, которых он знает и может изобразить их движения и звуки.

Прорычал медведь в берлоге,

Пропевание слов, фраз и стихотворных форм – один из эффективных методов коррекции заикания. Во время пения развивается важный аспект плавной речи – непрерывность.

Кроме этого, увлеченность музыкальным ритмом снижает концентрацию на произносимых словах, убирая страх перед произношением сложных слов.

Начинаются занятия с пропевания гласных. Следующий этап – пение слогов с согласными, произношение которых не представляет сложности. Пропевание слов и предложений начинают с простых, постепенно усложняя задачу.

Пение чаще всего сопровождается двигательной активностью. Заикающийся может дирижировать себе или партнеру, отстукивать ритм, шагать и подпрыгивать.

При выборе песен обращают внимание на следующие характеристики:

  • начинается с сильной доли;
  • мелодия нисходящая;
  • темп медленный;
  • короткие фразы;
  • текст прост для произношения.

Песни с такими характеристиками гораздо легче петь.

Произношение слов начинается с выдоха, сила которого больше на старте. Нисходящая мелодия, соответствует постепенному ослаблению дыхания.

Также легче начинать пение в медленном темпе. После привыкания к нему можно использовать ускоренный темп. Короткие фразы и простые слова не создадут трудностей при пении.

Классическая музыка помогает заикающимся расслабиться, стимулирует развитие чувства ритма и темпа речи. Голосовое следование музыкальному рисунку способствует правильной артикуляции.

Музыка Моцарта, Чайковского богата переходами медленного темпа в быстрый, эта особенность позволяет научиться контролировать силу и равномерность дыхания.

Прослушивание музыки сопровождают движениями – дирижируя или притопывая. После того, как мелодия станет узнаваемой, добавляют голос, повышая и понижая его громкость в соответствии с музыкой.

Декламация стихов развивает чувство ритма, делает более выразительной речь, укрепляет память. Кроме этого, стихи классиков улучшают эстетическое развитие, обогащают словарный запас. При выборе стихов обычно ориентируются на возраст заикающегося.

Маленьким детям предлагают простые стихи, например, детские потешки. Дети с удовольствием участвуют в миниспектаклях поставленных по сюжету выученного стихотворения.

Дошкольникам и школьникам предлагают к декламации стихи, написанные в разном темпе. Более мелодичные и плавные подойдут для начала обучения. В дальнейшем можно использовать более сложные стихотворные формы.

Желательно предложить ребенку выбрать понравившиеся стихотворение из нескольких предложенных. Положительные эмоции облегчат запоминание и сделают более приятной декламацию.

Исправление, устранение заикания у детей-дошкольников происходит быстрее, если занятия проводятся в игровой форме, при игровых ситуациях. При групповых занятиях ребенок также учиться приемам разговорной речи в коллективе.

Цель таких игр – расслабить ребенка, дать передышку между интенсивными занятиями, возможность закрепиться новому речевому навыку, научить быстро переключаться во время работы.

Кроме этого, некоторые игры направлены на определение источника звука, следование командам, улучшение артикуляции.

Ребенку рассказывают о том, что если разговаривать под водой – можно захлебнуться. Можно использовать подходящий антураж, например, рассматривать картинки с рыбами, ракушками. Молчание должно продлиться не менее нескольких минут.

Малыш делает движение, имитирующие закрывание рта на ключ. После этого он не должен говорить. Детям нравиться, если в это время взрослый провоцирует их заговорить, задавая вопросы. Это упражнение способствует снижению стресса от сложных занятий.

Дети с закрытыми глазами прислушиваются к звукам. Взрослый отходит в сторону, хлопает в ладоши. Ребенок должен молча показать, откуда доносился звук.

Цель этих игр – научить ребенка внимательности, развить память, улучшить ассоциативное восприятие.

Ребенку необходимо хлопнуть, если названы правильные слова, если называют нелетающее животное, дети должны промолчать.

Начинают упражнение медленно произнося предложения. По ходу занятия произношение ускоряется.

Взрослый читает стихотворения, включающие знакомые ребенку слова и понятия. Во время чтения делаются ошибки, искажающие смысл прочитанного. Малыш должен исправить неправильно произнесенное слово.

Ребенку говорят, что взрослому нельзя повторять слова. Если он услышит одинаковые, то должен хлопнуть в ладоши. Взрослый произносит несколько слов, повторяя одно из них.

Основная цель этих упражнений – избавить ребенка от коротких вдохов и выдохов, которые значительно затрудняют плавность речи. В процессе игры ребенок учиться правильно дышать, контролировать вдох и выдох, избавляется от навязчивых движений.

Ребенок, сильно дуя, должен отправить легкий предмет (комочек ваты, воздушный шарик) в определенное место.

Ребенок дует на бумажных бабочек, подвешенных на нитке. Желательно направлять воздушную струю вверх как можно сильнее.

Бумажные фигурки птичек нужно сдуть как можно дальше, используя только один выдох.

Интенсивные вдохи и выдохи могут привести к головокружению. Между упражнениями необходимо делать паузы на 2 – 3 минуты.

Видео, как можно одновременно отрабатывать правильное произношение звука и формирование контроля над речевым дыханием:

Позволяют расслабить мышцы, снять спазм и психоэмоциональное напряжение. Для чрезмерно возбудимых детей сложно концентрироваться на выполнении логопедических упражнений долгое время, такие игры способствуют облегчению переключения внимания и релаксации между упражнениями.

Ребенок представляет себя мороженым, твердым и холодным. В начале упражнения он должен сильно напрячь мышцы. Постепенно мороженое тает, ребенок медленно расслабляется.

Взрослый рассказывает, как жарко, ребенок расставляет руки в стороны, выпрямляется во весь рост. Подул холодный ветер – ребенок садиться на корточки, обхватывая себя руками.

Ребенок представляет себя очень злым, сжимает челюсти и кулаки. После этого становиться добрым – расслабляется и улыбается.

Отраженная речь – это повторение за взрослым слов и предложений. Применение этой методики необходимо для обучения заикающихся планированию произнесения фразы.

Применяется в случае затруднений в проговаривании предложений. Корректирует остановки и запинки в речи.

Упражнения начинаются с проговаривания одного слова, с каждым занятием усложняя задания. Постепенно вводятся предложения, ответы на вопросы, стихотворения. Завершается цикл занятий пересказом прочитанного логопедом текста.

Логоритмические методы имеют следующие преимущества:

  • коррекция дыхания;
  • постановка ритма речи;
  • выработка плавности произношения;
  • устранение спазма мышц;
  • избавление от вынужденных пауз в речи и повторений звуков.
  • необходима регулярность занятий;
  • для достижения результата необходимо несколько месяцев.

Логоритмические методы коррекции заикания разнообразны, но цель у них одна – избавиться от речевых нарушений. Несмотря на выбранную методику, важно помнить, что главное в достижении успеха – последовательность и регулярность занятий.

источник