Меню Рубрики

Технология формирования навыков голосоподачи и голосоведения при заикании

Практические логопеды знают, что уже в дошкольном возрасте голос заикающихся может отличаться от нормы по своим качественным признакам.

При определении нормы голоса подразумевают достаточную его силу для речевой практики, включая динамический диапазон, высоту голоса (частота основного тона) с частотным диапазоном, соответствующим полу и возрасту.

У заикающихся нередко наблюдаются локальные напряжения мышц голосового аппарата (“зажимы”), что ухудшает характеристики голоса. Встречаются также дисфонические расстройства.

В задачу работы над голосом входит:

1) развитие силы и динамического диапазона голоса;

2) формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;

3) развитие мелодических характеристик голоса.

Начальные этапы работы над голосом могут быть включены в период “щадящего речевого режима” или “режима молчания”. Работа начинается с изолированного произнесения гласных звуков.

Точное, четкое, ясное и полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи. За счет изменения звучания гласных возможно в дальнейшем применение других техник: замедление темпа речи; выравнивание послогового ритма; использование “полного стиля” произношения. В основном за счет гласных звуков возможно интонационно окрасить речь и, главное, достичь ее слитного и плавного произнесения.

Работу над голосом можно проводить в следующей последовательности:

Занимающимся предлагается сделать диафрагмальный вдох и на выдохе произнести длительно, растягивая на весь выдох, звук “а”. Звук должен произноситься легко и свободно, при средней степени звучания голоса. Рот должен быть широко открыт, при этом звук “посылается” вперед. Следует следить за тем, чтобы заикающиеся не произносили звук на “остаточном” выдохе, т.е. чтобы начало выдоха и фонации совпадали во времени.

Затем таким же образом предлагается протянуть гласный “о”. Для объяснения рациональной артикуляции гласного “о” можно использовать образ: “пинг-понговый шарик во рту”.

При произнесении гласного “у” обращают внимание на то, что губы вытянуты вперед, при “и” — губы растянуты в улыбку, при звуке “э” — рот слегка полуоткрыт и т.д.

В развитии речевого голоса у заикающихся учитывают атаку звука и регистр голоса.

Под атакой звука понимают начало звука, т.е. включение в работу голосовых складок. Атака звука зависит от плотности смыкания голосовых складок и силы выдоха. Существуют три вида атаки звука: твердая, мягкая и придыхательная. При придыхательной атаке звука сначала слышится легкий шум выдоха, а затем слышится звук, похожий на “Х-А-А-А”. При мягкой атаке момент смыкания голосовых складок и момент начала выдоха совпадают. Звук получается мягкий, богатый обертонами. При твердой атаке сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох. Звук получается твердый, часто резкий.

Заикающиеся обучаются начинать произнесение каждого гласного с “мягкой” голосоподачи, или атаки. Логопед дает образец “твердой” атаки, т.е. резкого начала гласного звука и “мягкой” атаки, или мягкого “вплывания” в звук. После чего заикающиеся упражняются в подаче звука на мягкой атаке, произнося гласные и их сочетания, а затем слова и фразы, начинающиеся с гласного звука.

В речевом голосе принято выделять три регистра:

— грудной, или нижний регистр, в котором преобладает грудное резонирование;

— смешанный или средний регистр;

— головной или верхний регистр, в котором преобладает головное резонирование.

При работе над голосом заикающихся учат добиваться плавного перехода из регистра в регистр.

В самом начале работы над голосом заикающиеся обучаются использовать грудной резонатор, так как это снижает напряжение голосовых складок.

При обучении использованию грудного резонатора гласные звуки даются в следующей последовательности: А, О , У, И, Э. Такая последовательность связана с тем, что звук А содержит в себе резонирование как высоких, так и низких тонов; звуки О, У относятся к резонаторам низких тонов, звуки И, Э — к резонаторам высоких тонов.

Детям предлагают в игровой форме произнести звуки низким и высоким голосом, используя для этого различные игровые упражнения.

“Как гудит большой паровоз (на звук У-У-У), а как маленький паровозик?” и т.д.

“Как рычит большой медведь низким голосом (на звук И-И-И), а как рычит маленький медвежонок высоким голоском?”

У взрослых для ощущения звука в грудном резонаторе можно предложить произнести гласный А низким голосом, при этом ладонь приложить к грудине, слегка постукивая по ней. Заикающийся должен ощутить легкую вибрацию в области груди. Постановка диафрагмального дыхания и включение в звучание голоса нижних резонаторов позволяют поставить голос на “опору”. Эта снимает излишнее напряжение голосовых складок, стенок гортани и глотки, т.е. способствует снятию “зажимов”.

При постановке голоса очень важно вызвать у заикающегося ощущение “открытой глотки”, которое зак

репляется при произнесении гласных звуков. Важно, чтобы нижняя челюсть была расслаблена.

Использование диафрагмального дыхания, использование нижнего резонатора, ощущение “открытой глотки” и расслабленной нижней челюсти позволяет литься голосу свободно и легко. На этом этапе начинается работа над развитием интонационно-мелодических характеристик.

Перед заикающимися ставится задача, используя ряд гласных звуков, менять высоту голоса, придавать ему речевые интонации вопроса, ответа, удивления; передавать голосом различные эмоциональные состояния радости, печали и пр. Работа над голосом продолжается затем на материале автоматизированных рядов, слов, словосочетаний и фраз. (См. Приложение 5).

Таким образом, формирование рациональной голо-соподачи плавно переходит в развитие просодической стороны речи.

Заикающиеся обучаются слитно произносить длинный ряд гласных (АоуиАоуиАоуиАоуи) при непрерывном артикулировании на одном речевом выдохе. Такое слитное произнесение обеспечивается непрерывным голосоведением. Оно должно обязательно сопровождаться интонационным модулированием голоса. Этот навык в дальнейшем переносится на слитное произнесение синтагмы.

Работа над голосом должна быть систематической, регулярной, длительной и проходить на всех этапах коррекционной работы. Объем работы над голосом и методические приемы зависят от возраста заикающегося. Чем младше ребенок, тем в большей степени работа над голосом должна идти по принципу подражания. Это указывает на большое значение состояния голоса у родителей, воспитателей и, тем более, логопеда.

Приемы постановки голоса описаны во многих руководствах (Н.П. Вербовая и др., 1977; М.И. Буянов, 1989; Э.М. Чарели, 1991; Л.3. Арутюнян, 1993 и др.).

источник

В разные исторические периоды вопрос о лечении заикания решался по-разному. В начале первого тысячелетия приоритет­ным было мнение о необходимости хирургического вмешательства. Считалось, что подсечки мышц, устранение нагноений в полости рта и прочего должны приводить к устранению этого де­фекта речи. Однако хирургический метод впоследствии не оп­равдал себя. Лидирующими методами стали дидактические. За­икающихся в основном тренировали в приемах правильной ре­чи. Отрабатывалось правильное произнесение звуков, слов, фраз, тренировалась выразительная речь. В этот период были со­зданы многие ценные методы по отработке речевого дыхания, коррекции голоса и артикуляции, используемые в логопедической практике и до сих пор. Особенно важными здесь являются работы А.И. Сикорского, Г. Гутцман, И.К. Хмелевского и др. Особый дидактический метод в виде рациональной психотера­пии предложил Е. Фрешельс. Однако через некоторое время ста­ло ясно, что одни логопедические приемы не обеспечивают желаемого терапевтического эффекта.

Дидактическое направление сменилось психологическим, в котором основное значение придавалось учету индивидуальных особенностей личности заикающегося, а также тому, чтобы со­здать вокруг него максимально благоприятную в психологическом плане среду.

Об этом писали Ю.А. Флоренская, В.Н. Мясищев С.С. Ляпидевский, A.M. Свядощ, Г.Е. Сухарева и др.

В каждый из периодов терапии заикания были созданы цен­ные методы и приемы воздействия на пациента. В настоящее время стало очевидным, что все направления, разрабатываемые ранее, необходимо объединить. Наиболее ощутимый положи­тельный эффект дает только комплексная система лечения за­икания. Его невозможно преодолеть без лечения нервной систе­мы в целом, и речевой в частности. В каждом конкретном случае способ лечения требует учета индивидуальных особенностей за­болевания и характера заикающегося. Необходимо «привести в порядок» его личность. Прежде всего, усилия здесь должны быть направлены на устранение комплекса неполноценности (если он уже появился), на формирование веры в свои силы, на убежде­ние в том, что заикание — это не крах жизненных планов, а пре­одолимая преграда на пути к их осуществлению. Особенно тяже­лы эти состояния у подростков, что объясняется целым рядом причин. Следует выработать адекватное отношение заикающе­гося к своему речевому дефекту, чтобы он не «приписывал» окружающим то отношение к себе, которого у них обычно нет. Необходимо убедить пациента в истинном масштабе помех, ко­торые несет в себе заикание. Обучение «технике» речи является важным, но тем не менее не самостоятельным способом устранения дефекта.

Психотерапевтическое направление реабилитационного комп­лекса, используемого при заикании, в первую очередь актуально для взрослых. Маленький ребенок, к счастью, еще не осознает всех моментов, которые могут играть психотравмирующую роль, Тем не менее многих детей заикание нервирует, мешает выска­заться. Нередко дети чувствуют беспокойство, волнение по это­му поводу взрослых и пока еще бессознательно заостряют вни­мание на отрицательных моментах речевого общения. Затем это «запавшее в память» беспокойство дает ростки будущего страха речи, дискомфорта речевого общения. Следовательно, не только взрослый, но и ребенок нуждается в мерах по профилактике ис­кажений личности, предотвращению образования невротиче­ских комплексов.

Кроме того, работа по устранению заикания требует комп­лексного лечения пациента, т.е. от всех болезней, которыми он страдает. Лечение заикания должно носить комплексный харак­тер. Это положение получило научно обоснованное завершение в работах профессора, академика РАО В.М. Шкловского. Оно является необходимым условием достижения ощутимого успеха.

Исходя из идеи комплексного лечения заикания, в ее воплощении должны участвовать:

1. Врачи-психоневрологи, которые назначают необходимые лекарства, исходя из состояния нервной системы.

2. Врачи-психотерапевты, которые используют разные виды психотерапии, включая гипноз, аутотренинг, а также разны приемы экстрасенсорного воздействия.

3. Иглотерапевты. Они, воздействуя на специальные точки (нервные узлы), снимают нервное напряжение.

4. Психологи, которые, изучая личность заикающегося, вы­ являют слабые стороны его характера и помогают ему исправить их. Психологи учат заикающегося общаться в разных жизненных ситуациях, а также помогают ему выразить себя творчески — в музыке, живописи, игре на сцене и прочем.

5. Логопеды учат правильно дышать во время речи, пользоваться голосом, легко артикулировать, говорить плавно и рит­мично. Распространено мнение, что у заикающихся есть особен­но трудные звуки, что они больше заикаются, например, на бук­ве «п», чем на букве «с». Но это неверно. Трудны не сами звуки. Заикающихся подводит ожидание неудачи при произнесении какого-либо звука, что и приводит к появлению запинок. Поэто­му задача логопеда не исправить произношение этих звуков, а доказать, что говорить их так же легко, как и все другие.

6. Инструкторы по ЛФК. При заикании полезны оздорови­тельные мероприятия, включающие закаливание, массаж, физкультуру. Это, во-первых, укрепляет организм, во-вторых, происходит как бы «сбрасывание» через мышцы отрицательной нервной энергии.

При этом следует подчеркнуть, что хотя каждый специалист вносит важную лепту в лечение заикания, ни один из них не смо­жет устранить его самостоятельно. Поэтому врачи, или психоло­ги, или логопеды, которые гарантируют, что вылечат заикание, работая в одиночку, как правило, не выполняют своих обеща­ний. Даже комплексный метод, к сожалению, не всегда приво­дит к полному излечению.

Таково положение с терапией заикания не только в нашей стране, но и вообще в мире. Причина — прежде всего в недоста­точной изученности этого недуга. Заикание — рецидивирующее заболевание. Оно часто сопровождается обострениями и внезап­ными возвратами болезни после, казалось бы, ее полного устра­нения.

На речь заикающегося влияет все: и психическое, и физиче­ское состояние организма. Иными словами, не только заболевания слабость центральной нервной системы являются врагами заикающегося, но и практически любые болезни. Они ослабляют организм и могут «сбивать» речевые зоны мозга с режима работы. Так что здоровьем заикающегося надо заниматься со всех сторон.

Для устранения заикания применяются также различные тех­нические устройства. Все они имеют целью изменить патологи­чески закрепленные акустические характеристики речи заикающихся. В настоящее время известны четыре типа аппаратов, изменяющих акустические характеристики речи путем воздейст­вия на ее разные параметры, а именно на звукопроизношение, силу звука (в сторону звукоусиления), ритмические характерис­тики, а также путем введения «эхо»-эффекта. Наиболее часто на практике используется последний способ. Существует аппарат «Эхо», основанный на принципе задержанной обратной связи. Ее принцип был в 1952 году сформулирован Б. Ли, в 1959 году Б. Адамчиком предложено само устройство, которое в 1965 году модифицировано Л.Я. Миссуловиным для коррекции речи рус­скоязычных заикающихся. Суть метода состоит в использовании биологической обратной связи (БОС), которая имеет место при каждом акте живого организма. Она состоит в том, что в мозг обязательно поступают сигналы о результатах его выполнения. Эффект обратной связи закрепляет как нормативные действия, так и патологические. Изменяя привычные параметры обратной связи можно воздействовать и на сам выполняемый акт, в том числе и речевой. При использовании аппарата «Эхо» заикаю­щийся слышит через наушники собственную речь в отставлен­ном режиме, т.е. не по ходу говорения, а через некоторое время. Это «сбивает» его с патологического стереотипа речи, и она «вы­равнивается». Длительность такого эффекта индивидуальна: у одних заикающихся она является стойкой, у других — недолгов­ременной. На идее изменения патологического стереотипа гово­рения основаны и другие технические устройства — «Монолог», «ЗАО Биосвязь» и др.

В лечении заикания, начиная с возраста половой зрелости пациента, используется и гипноз. Гипноз может ввести в такое состояние, когда речь станет нормативной, но лишь на время. За сеансом гипноза обязательно должна следовать специальная тактика режима молчания и его грамотного «снятия». Затем не­обходима упорная работа не только по технике речи, но и по введению полученных навыков в жизнь. Это сложная и длительная система тренировок рассчитана на применение полученных на занятиях речевых навыков в разных жизненных ситуациях.

Особенно важно выбрать оптимальное направление логопедической работы при заикании, поскольку именно она наиболее прямо связана с состоянием речи.

Существуют различные школы логопедического воздействия при заикании, по концепции в значительной мере отличающиеся друг от друга. Так, одни специалисты считают, что обязателен «перевод» заикающегося на медленную, плавную речь — речь нараспев. Они мотивируют это тем, что, когда заикающиеся по­ют, они не заикаются. Только что ребенок или взрослый не мог сказать ни слова, но вот запел — и заикание исчезает. Объясня­ется это тем, что пение имеет четкий и, главное, повторяющийся (периодичный) ритм, заранее известный поющему, в отличие от речи, которая не имеет таких «подсказок». В ней ритм постоянно меняется, т.к. он сложнее музыкального. Приближая речь к пению — говоря медленно и нараспев, заикающиеся существенно облегчают себе задачу. Однако они редко используют речь на­распев для жизни. Очевидно, причиной этого является то, что медленная речь не позволяет выразить себя эмоционально, не позволяет оставаться в речи самим собой, а постоянно «играть роль» очень трудно. Темп речи — одна из важнейших характе­ристик личности.

Другой способ «обхода» запинок — это ритмизированная речь, т.е. говорение с жестким слоговым или словесным ритмом, когда каждый слог или каждое слово выделяется голосом, а их цепочки произносятся равномерно. Этот прием тоже «убирает» запинки, но также, как и речь нараспев, мало пригоден для жизни.

Большое значение этому приему придается В.М. Шкловским и сотрудниками Московского Центра патологии речи и нейрореабилитации.

В начале курса обучения используется жесткий по­слоговой ритм, с течением времени он ослабляется (нивелирует­ся), подключается словесный ритм, а затем и он интериоризируется (убирается внутрь). Таким образом, делается расчет на выработку нового способа плавной, слитной, ритмически орга­низованной речи, которая должна вытеснить старый патологи­ческий стереотип речи с запинками.

Значительный период времени отводится тому, чтобы ритми­зированной речи придать выразительность, т.е. приспособить ее для передачи эмоционального состояния говорящего. Большую роль в этом играют групповые логопедические и психокоррекционные занятия, где больные общаются в рамках приемов ролевой терапии. Постепенно больные должны «приспособить» речь с нивилированным ритмом к использованию ее в различных жизненных ситуациях и в конце концов перейти на норматив­ный способ говорения, лишенный ритмических опор, имеющих внешнее выражение. Следовательно, медленная и ритмизиро­ванная речь может рассматриваться лишь как этап на пути к нор­мальной речи. Ее роль в основном состоит в том, чтобы убедить пациента, что он может говорить без запинок. Затем необходимо выработать нормативный способ говорения.

Работа по коррекции речи при заикании обычно включает упражнения по нормализации речевого дыхания, голосоподачи, артикулирования.

Заключительный этап рассчитан на выработку навыка пуб­личной речи. Это особенно актуально для взрослых заикающих­ся. Для этого также существует ряд специфических функцио­нальных тренировок, требующих длительного грамотного про­фессионального сопровождения пациента.

Иногда врачи и, что еще более непростительно, логопеды от­казывают в лечении двухлетним детям с заиканием, рекомендуя отложить это до пятилетнего возраста. Это грубая ошибка. При заикании лечение нужно начинать немедленно, как только оно возникло — в инициальной стадии.

Читайте также:  Гусиная лапчатка при заикании

При этом необходимо пом­нить следующее:

1. Заикание — проявление неустойчивости процессов нервной деятельности или органического поражения нервной системы.

2. Обращаться к специалистам по устранению заикания следует сразу же, как только оно обнаружено.

3. Ни в коем случае нельзя выказывать при ребенке своего волнения по поводу заикания и не употреблять в его присутствии само слово «заикание».

4. Нужно стараться самим говорить спокойно, не растягивая слова, но и не убыстряя темпа речи.

5. Следует строго следить за общим состоянием здоровья за­икающегося ребенка, своевременно лечить его и обязательно закаливать, приобщая к спорту.

6. Необходимо обеспечить ребенку максимум положительных эмоций: ровное доброжелательное отношение со стороны взрослых, занятие любимым делом (музыкой, рисованием, танцами и т.д.), исключив при этом чтение психотравмирующих книг, просмотр таких же фильмов, слишком возбуждающие игры.

Последний совет требует, однако, уточнения. Многие специ­алисты по заиканию рекомендуют детям, проходящим лечение, тотально щадящий режим, то есть ограничение всех видов эмоционального воздействия. Они советуют совсем не читать за­икающемуся ребенку книг, не водить в театр, не разрешать смотреть даже детские передачи по телевизору. Они также считают полезным ограничить речь ребенка или же вообще перевести его на режим молчания.

Теоретически эти рекомендации правильны Нервную систему заикающегося следовало бы максимально релаксировать. Однако сделать это часто не под силу ни специалистам, ни родителям. Ребенок не хочет молчать, он хочет играть с любимыми игрушками, общаться с детьми, требует развлечений. Запрет всего этого сам по себе является насилием, а именно его необходимо избежать при правильной линии поведения с ребенком. Значит, выход один: ослабить запреты и оберегать ребенка от отрица­тельных эмоций, умело направлять его поведение, находить не травмирующие нервную систему способы удовлетворения жела­ний. Такой подход одновременно направлен и на закаливание психики. Ведь ограничение эмоциональных нагрузок не может продолжаться вечно, а как только запрет будет снят, возбуждение обрушится на психику ребенка с удвоенной силой.

Еще более сложен вопрос с наказаниями. Каждое наказание может «сорвать» нервную систему и спровоцировать обострение заикания. С другой стороны, не наказывать ребенка — значит, упустить время выработки соответствующих возрасту норм пове­дения. Приходится лавировать, искать золотую середину. Чтобы у ребенка не создавалось впечатления безнаказанности, иногда можно сделать вид, что они не замечены. Если же запрет необ­ходим, он должен носить спокойный характер, без нервозности со стороны запрещающего. В дальнейшем неприятный осадок от запрета родители могут восполнить лаской и другими проявле­ниями любви.

Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком — прекрасное средство лечения любого невротиче­ского состояния, в том числе и заикания. При благоприятном стечении обстоятельств заикание может исчезнуть и никогда больше не возникать. К сожалению, бывает это не так часто, как хотелось бы. Тем не менее главное — вовремя принять меры.

Основные приемы преодоления заикания в инициальной стадии развития должны проводиться на фоне лечения, общеук­репляющих мероприятий, значительного объема физических на­грузок. Физические упражнения в первую очередь должны быть направлены на выработку общей ритмической базы, от которой зависит режим функционирования регуляторных систем мозга. К видам движения, эффективным в этом отношении, относятся ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде и т.п. Как видно, все эти виды движений имеют нечто общее, а именно их ритм носит итеративный (последовательно-равномерный) характер, а спо­соб осуществления отличается реципрокостью, т.е. поочередностью в задействовании конечностей и вообще сторон тела. Это способствует «выравниванию» на элементарном, базисном уровне, оказывающем восходящее влияние на межполушарное взаи­модействие Опыт показывает, что дозировка таких движений должна быть значительной: у ребенка должны появиться при­знаки физической усталости, ослабляющей выраженность нев­ротического компонента.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Формы логопедической работы при заикании:

· психолого-педагогическое изучение ребенка

· организация самостоятельной работы

· использование в логопедической работе помощь других специалистов

· самообразование и повышение квалификации логопеда

Логопедические занятия проводятся с группой учащихся. Требования к занятиям:

Ø систематичность и последовательность

Ø учет индивидуальных особенностей ребенка

Ø опора на сознательность и активность детей

Ø прочность полученных навыков правильной речи

Ø вариативность условий тренировки (в логопедическом кабинете, вне его, в жизненных ситуациях)

Ø согласованность с требованиями программы

Ø постоянное присутствие образца правильной речи

Ø правильное документальное оформление

Классическое логопедическое занятие с заикающимися имеет следующую структуру:

· организация детского коллектива

· беседы психотерапевтического характера

· повторение и закрепление пройденного материала

· установка на основную часть занятия

· новый вид речевых упражнений или новые условия проведения

· итог работы детей на занятии (достижения, успехи)

· советы и задания для закрепления вне занятия

· оградить психику ребенка от отрицательных факторов воздействия

· создать спокойную обстановку

· не допускать фиксации на дефекте

· выдерживать чередование нагрузки и отдыха

· оградить ребенка от перегрузок

Пути стимуляции ребенка на занятии:

· убеждать, увлекать, заинтересовывать

· использовать ТСО (магнитофон, проигрыватель)

· занимательность и доступность материала

· добиваться успехов, осознаваемых ребенком

· частая смена обстановки на занятии

· приглашение на занятие родителей

Если у ребенка проявился речевой спазм на занятии:

а) при незначительной запинке – попросить повторить фразу, завуалировав причину «Скажи погромче», «Скажи медленнее». Если повторил без запинки – обратить на это внимание ребенка.

n задать наводящий вопрос

n проговорить фразу сопряженно

в) если длительный речевой спазм

n перейти на более легкий материал – сопряженное и отраженное проговаривание

Логопед должен четко знать, в каких случаях у конкретного ребенка возможны запинки:

Эффективные приемы на этапе спонтанной речи:

î поменяться с ребенком ролями (он задает вопросы, следит за речью других детей)

î импровизированные игры, обыгрывание ситуаций («На приеме у врача», «За столом», «В магазине»)

î разыгрывание сюжета знакомой сказки

î подготовка и проведение утренников

Этапы подготовки выступления на утреннике:

î репетиция «ЛОГОПЕД – РЕБЕНОК»

î репетиция с родителями дома

î выступление на занятии перед другими детьми

î выступление на утреннике

ТСО в работе с заикающимися:

1. Аппарат Деражне – эффект звукозаглушения

2. Аппарат «Эхо» — 2 магнитофона с приставкой – эффект эха

3. Аппарат Раздольского – звукоусиление речи

4. Звукозаписывающая аппаратура

5. звуковоспроизводящая аппаратура

Факторы, влияющие на усиление или ослабление заикания.

1 фактор: Степень самостоятельности речи заикающегося.

Частота и сила судорог зависит от того, говорит ли ребенок сам или делает это с помощью логопеда. Следует соблюдать этапы усложнения речи:

Ø сопряженная (проговаривают материал ребенок и логопед вместе)

Ø отраженная речь (ребенок повторяет за логопедом)

Ø вопросно-ответная речь (элементы самостоятельной речи ). Самые трудные вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? ДЛЯ ЧЕГО? ПОЧЕМУ?

2 фактор: Степень подготовленности речи

Следует соблюдать следующую последовательность:

Ø воспроизведение текста, заученного наизусть

Ø воспроизведение отрепетированного вслух текста

Ø воспроизведение мысленно продуманного текста

3 фактор: Степень сложности речевой структуры.

Сложности в речи возникают с усложнением материала. Возрастание его сложности можно отразить в схеме:

4 фактор: Степень громкости речи.

5 фактор: Степень плавности и ритмичности речи.

Ø ритмизированная речь (стихи, проза) в сопровождении движения

Ø ритмизированная речь без движения

6 фактор: Обстановка, окружение.

Условия формирования правильной речи:

Ø тренировки в знакомой обстановке

Ø тренировки в малознакомой обстановке

Ø тренировка в общении с близкими людьми

Ø тренировка в общении с малознакомыми людьми

Ø тренировка в общении с незнакомыми людьми.

Логопедические технологии формирования связной речи

Коррекция заикания предполагает решение 3 основных задач:

Ä формирование навыка плавной речи

Ä воспитание личности заикающегося

Ä профилактика рецидивов и хроникации заикания

Решение логопедической задачи (1) связано с применением целого ряда логопедических технологий:

Ä Торможение патологических речедвигательных стереотипов

Ä Регуляция эмоционального состояния

Ä Развитие координации и ритмизации движений

Ä Формирование речевого дыхания

Ä Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения

Ä Развитие просодической стороны речи

Ä Развитие планирующей функции речи

1. Торможение патологических речедвигательных стереотипов

При заикании образуется «замкнутый круг» патологических мышечных возбуждений – судороги мышц речевого аппарата становятся генератором последующих судорог.

Поэтому необходимо проведение специальных речевых режимов:

Ø «специальный охранительный режим»

Специальный охранительный режим – это оздоровительное мероприятие, в которое входят:

n плавный переход между видами деятельности ребенка

n медикаментозное лечение в случае нарушений сна, фобий, тревожности

n исключение ярких впечатлений (гости, телевидение)

Ø ограничение речевого общения (ДА, НЕТ, однословные предложения) – в общении с ребенком и взрослых между собой

Режим ограничения речи: от 10 до 14 дней. Может плавно переходить в щадящий речевой режим, во время которого речевая активность постепенно увеличивается. Его длительность индивидуальна.

У подростков и взрослых может быть режим молчания – от 1 до 10-12 суток.

В период ограничения речи используют техники невербального общения:

2. Регуляция эмоционального состояния.

Связывают с нормализацией мышечного напряжения. Расслабление мышц ведет к эмоциональному покою.

Используют аутогенные тренировки. Основным методом аутогенной тренировки является РАСШИРЕННАЯ ФОРМУЛА СПОКОЙСТВИЯ. Она включает:

n регуляцию вегетативных функций

Методика тренировки зависит от возраста заикающегося. Для детей:

n сначала игровые упражнения (напряжение – расслабление)

n потом – сеанс релаксации

1. Последовательность игровых упражнений на расслабление:

· для расслабления мышц рук, ног, туловища

· для расслабления мышц плечевого пояса и шеи

· для расслабления мышц артикуляционного аппарата

Примеры игровых упражнений:

«БРЕВНЫШКИ-ВЕРЕВОЧКИ» — поднять руки в стороны, слегка наклонившись вперед. Напрячь мышцы рук, сжав пальцы в кулак – «Бревнышки». Уронить расслабленные руки, пассивно покачивая ими – «Веревочки».

«НЕЗНАЙКА» — поднять плечи как можно выше, а затем свободно опустить их вниз.

«ХМУРЫЙ РЕБЕНОК» —наморщить лоб, подняв брови на 5-10 секунд, концентрируя внимание на напряжении в области лба.

«СПАТЬ ХОЧЕТСЯ» — зевнуть легко, более глубоко, закрыв глаза и растянув мышцы рта.

2. Сеанс релаксации (проводит логопед)

МЫ УСПОКАИВАЕМСЯ. МЫ ОТДЫХАЕМ.

РУЧКИ УСТАЛЫЕ, ТЯЖЕЛЫЕ, ОТДЫХАЮТ.

НОЖКИ УСТАЛЫЕ, ТЯЖЕЛЫЕ, ОТДЫХАЮТ.

КАК ХОРОШО И ПРИЯТНО ОТДОХНУТЬ.

От 2 до 5 минут длится сеанс релаксации. Каждая формула проговаривается 2-3 раза. Голос мягкий, тихий, темп речи – замедленный.

3. Релаксация через образные представления

МЫ ПРИШЛИ НА ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ. ТРАВКА НА НЕЙ ЗЕЛЕНАЯ, МЯГКАЯ. ГРЕЕТ НАШЕ ТЕЛО ТЕПЛОЕ СОЛНЫШКО. КАК ПРИЯТНО ОТДЫХАТЬ!

Из положения лежа дети переводятся в положение сидя – «поза кучера»

4. Релаксация с «формулами правильной речи»

МЫ ГОВОРИМ НЕТОРОПЛИВО И СПОКОЙНО.

НАША РЕЧЬ СЛИТНАЯ И ПЛАВНАЯ.

— достаточно громким голосом

— с соблюдением речевых правил

Речевые тренипровки закрепляют слуховые и кинестетические ощущения правильной речи.

5. Прием мысленного представления ситуации, трудной для речевого общения.

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕАКЦИЯ РАСШИРЕННАЯ ФОРМУЛА СПОКОЙСТВИЯ РАССЛАБЛЕНИЕ И УСПОКОЕНИЕ С ТРЕНИРОВКОЙ РЕЧИ

3. Развитие координации и ритмизации движений.

Происходит посредством логопедической ритмики.

· развитие движений под музыку

· умение менять ритм и темпдвижений

· создание настроения на занятии

Используют маршировки со сменой направлений

2. Упражнения, регулирующие мышечный тонус

· снижение мышечного напряжения

Упражнение: дети стоят в кругу. Под музыку – спокойное качание рук вперед—назад.

3. Упражнения для развития чувства ритма и темпа

· ходьба, отстукивание, отхлопывание под музыку

Упражнение: отхлопать мелодию песни «Петушок» !! ! !! ! , . .

4. Упражнения на развитие координации речи с движением

· движения + проговаривание под музыку

ПЕРЕД НАМИ ЛУГ ШИРОКИЙ руки в стороны

А НАД НАМИ ДУБ ВЫСОКИЙ на носки, руки вверх

А НАД НАМИ СОСНЫ, ЕЛИ наклоны в стороны, покачивания

ГОЛОВАМИ ЗАШУМЕЛИ. руками над головой

· нормализация речевого дыхания

· закрепление полученных навыков

Особая задача – развитие чувства ритма в речи.

1. Послоговой ритм (ТЕППИНГ)

Проговаривание каждого слога сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Удар приходится на гласный звук. Темп сначала замедленный, а потом нормальный.

Особое внимание – интонации речи. При паузе рука все равно отбивает ритм

2. Полный стиль произнесения (без редуцирования): ТАЗИК – ТАЗК.

Движение всей руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы (в виде «8» — от себя и к себе)

4. Формирование речевого дыхания

· могут быть судороги в речевом аппарате

· недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед речью

· укороченный речевой выдох

· раскоординированность дыхания и фонации

Методические указания для дыхательных упражнений:

Ø ребенок не должен фиксировать внимание на вдохе и выдохе

Ø дыхательные упражнения для детей организованы в виде игры

Ø все дыхательные упражнения связаны с двумя движениями: охват грудной клетки из положения «в стороны» или из положения «сверху вниз»

Ø сочетание выдоха с артикуляцией согласных или фонацией гласных

Упражнения «Задуй свечку», «Надуй шарик» и т.д.

Все инструкции должны касаться только выдоха (Кроме «Парадоксальной гимнастики Стрельниковой»)

1. развитие длительного фонационного выдоха (начинают с гласных)

2. формирование собственного речевого выдоха (слоги, слова, фразы)

5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.

· интонационная незавершенность окончания фразы

· нарушение ударения внутри фразы

· интонационная бедность речи

· отсутствие паузы в конце фразы

î передача основных видов интонации «!», «?» с помощью гласных и жеста — ! и @ — ?

î передача основных видов интонации с помощью слога, слова, фразы

î использование междометий

î выделение значимого слова логическим ударением

î интонационное членение текста

6. Развитие планирующей функции речи

Начинают с внутреннего проговаривания (по А.А.Леонтьеву) – возможность отобрать лексику и грамматику и элементарных речевых заданий

Различают несколько постепенно усложняющихся этапов развития планирующей функции речи в зависимости от ведущеей формы речи на каждом из них.

Сопряженная речь – одновременное проговаривание ребенка и логопеда

Ä ребенок контролирует артикуляцию логопеда

Ä создается игровая ситуация с непосредственным предъявлением называемых предметов

Ä постепенно количество слов во фразе увеличивается до 4-5 и более

Отраженная речь – повторение вслед за логопедом слов, фраз. Позднее вводится повторение 2-4 строфных стихов

Ответы на вопросы по знакомым картинкам – вопрос задается таким образом, чтобы ребенок мог использовать для ответа слова вопроса.

Например: КТО ИГРАЕТ С КОТЕНКОМ? – ДЕВОЧКА ИГРАЕТ С КОТЕНКОМ.

Постепенно ответы ребенка становятся более распространенными и самостоятельными.

Самостоятельное описание картинок – самостоятельное построение фразы.

Используется для работы над речью процесс и результат деятельности ребенка (рисование, лепка, конструирование)

— уточняет процесс деятельности ребенка

— уточняет материал деятельности

— обсуждает с ребенком результаты деятельности

Пересказ прослушанного небольшого текста.

— должен иметь четкую композицию

— должен иметь четкую последовательность действий

q обыгрывание сюжета с помощью игрушек, картинок

Уделяется особое внимание правильному грамматическому оформлению фразы.

Спонтанная речь – вводится в сюжетно-ролевых играх – «Овощной магазин», «Школа» и др. Детям дается определенная роль и они самостоятельно ведут диалог.

Затем дети учатся самостоятельно составлять творческие рассказы без наглядного материала на заданную тему.

Инструментальные методы воздействия

1. Аппараты «ЭХО», «АИР» — регуляция речи:

Ä увеличивается сила голоса

2. Усиление речи через громкоговорители:

Ä меньше напрягаются мышцы речевого аппарата

Ä используется мягкая атака голоса

3. Аппараты заглушения речи :

Ä снижается контроль ребенка за процессом высказывания

4. Компьютерная программа «Видимая речь».

Используют следующие модули –

Использование приемов логопедического массажа

Применяется совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела, которые связаны с обеспечением речевой деятельности.

· раздражаются рецепторы кожи

· улучшается питание тканей

· улучшаются обменные процессы.

· снижению тонуса мышц при спазмах

· повышению тонуса мышц при гипотонии

· уменьшению скованности речевого аппарата

· улучшению эмоционального состояния

Нарушения голоса – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Нарушения голоса проявляется в двух основных видах: афония и дисфония

Афония – полное отсутствие голоса

Дисфония – частичное нарушение высоты, силы и тембра голоса

Голос характеризуется следующими признаками:

· высота – частота колебания голосовых складок

· громкость (сила голоса) – степень смыкания голосовых складок и амплитуда их колебания

· тембр – индивидуальная окраска голоса (особенность строения гортани)

· диапазон – количество тонов голоса ( у взрослых – 4-5, у детей – 2-3)

Проявления нарушений голоса:

v отсутствие голоса или его расстройства

v субъективные ощущения (боль, давление, жжение, спазм …)

Фонопедия – комплекс педагогических мер фоздействия при нарушениях голоса

Читайте также:  Иглотерапия для лечения заикания

Органические нарушения голоса – вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата.

Периферические органические нарушения голоса бывают

v при парезах, параличах гортани

· голос теряет нормальное звучание

Центральные органические нарушения голоса бывают

v при поражениях головного мозга

Эти нарушения хронические и сами не исчезают. Требуются фонопедические мероприятия. Нарушения не влияют на развитие и формирование речи.

Функциональные нарушения голоса – вследствие функциональных, временных расстройств голосообразования.

· плохая постановка голоса при вокале

· психические заболевания (истерия)

К периферическим функциональным нарушениям голоса относятся:

гипо- гипертонусная афония

Фоностения – нарушения голоса без видимых изменений в голосовом аппарате (чаще носит профессиональный характер)

· несоблюдение гигиены голоса

— нарушения координации дыхания и фонации

— невозможность владеть голосом

Гипотонусная афония (дисфония) — обусловлена порезами мышц гортани.

— голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются

— боли в мышцах шеи, затылка, грудной клетки

Гипертонусная дисфония – повышенный тонус гортанных мышц, тонический спазм

· перенапряжение голоса, привычка говорить громко и много

Ринофония и ринолалия – нарушения голоса при патологической назализации

Функциональные нарушения голоса центрального происхождения

Функциональная (психогенная) афония

Причина – реакция на психотравму у истеричных особ

· сохранны кашель, звучный смех

Методы исследования голосового аппарата (делают отолярингологи)

Ø ларингоскопия – осмотр гортани с помощью зеркала

Ø лярингостробоскопия – осмотр с помощью специального прибора – можно наблюдать колебания складок

Ø электромиография – игольчатый электрод вводится в толщу мышцы

источник

Раздел 4. Технологии коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи Технология коррекции голоса при заикании

Л.И. Белякова и Е. А. Дьякова выделяют следующие задачи работы над голосом при заикании:

1) развитие силы и динамического диапазона голоса;

2) формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;

3) развитие мелодических характеристик голоса.

Начальные этапы работы над голосом могут быть включены в период «щадящего речевого режима» или «режима молчания». Работа начинает­ся с изолированного произнесения гласных звуков.

Точное, четкое, ясное и полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи. За счет изменения звучания гласных возможно в дальнейшем применение других техник:

б) выравнивание послогового ритма;

в) использование «полного стиля» произношения.

В основном за счет гласных звуков можно интонационно окрасить речь и, главное, достичь ее слитного и плавного произнесения.

Работу над голосом можно проводить в следующей последовательности:

1. Занимающимся предлагается сделать диафрагмальный вдох и на выдо­хе произнести длительно, растягивая на весь выдох, звук «а». Звук должен произноситься легко и свободно, при средней степени звучания голоса. Рот должен быть широко открыт, при этом звук «посылается» вперед. Следует следить за тем, чтобы заикающиеся не произносили звук на «остаточном» выдохе, т.е. чтобы начало выдоха и начало фонации совпадали во времени.

2. Затем таким же образом предлагается протянуть гласный «о». Для объяснения рациональной артикуляции гласного «о» можно использовать образ: «пинг-понговый шарик во рту».

3. При произнесении гласного «у» обращают внимание на то, что губы вытянуты вперед, при «и» — губы растянуты в улыбку, при звуке «э» — рот слегка полуоткрыт и т.д.

В развитии речевого голоса необходимо учитывать атаку звука и ре­гистр голоса.

Под атакой звука понимают начало звука, т.е. включение в работу голо­совых складок. Атака звука зависит от плотности смыкания голосовых скла­док и силы выдоха. Существуют три вида атаки звука: твердая, мягкая и придыхательная. При придыхательной атаке звука сначала слышится лег­кий шум выдоха, а затем слышится звук, похожий на «Х-А-А-А». При мяг­кой атаке момент смыкания голосовых складок и момент начала выдоха совпадают. Звук получается мягкий, богатый обертонами. При твердой ата­ке сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох. Звук получается твердый, часто резкий.

Заикающиеся обучаются начинать произнесение каждого гласного с «мягкой» голосоподачи, или атаки. Логопед дает образец «твердой» ата­ки, т.е. резкого начала гласного звука и «мягкой» атаки, или мягкого «вплы­вания» в звук. После чего заикающиеся упражняются в подаче звука на мягкой атаке, произнося гласные и их сочетания, а затем слова и фразы, начинающиеся с гласного звука.

В речевом голосе принято выделять три регистра:

— грудной, нижний регистр, в котором преобладает грудное резониро­вание;

— смешанный, средний регистр;

— головной, верхний регистр, в котором преобладает головное резони­рование.

При работе над голосом заикающихся учат добиваться плавного пере­хода из регистра в регистр.

В самом начале работы над голосом заикающиеся обучаются использо­вать грудной резонатор, так как это снижает напряжение голосовых складок.

При обучении использованию грудного резонатора гласные звуки да­ются в следующей последовательности: А, О, У И, Э. Такая последователь­ность связана с тем, что звук А содержит в себе резонирование как высо­ких, так и низких тонов; звуки О, У относятся к резонаторам низких тонов, звуки И, Э — к резонаторам высоких тонов.

Детям предлагают в игровой форме произнести звуки низким и высо­ким голосом, используя для этого различные игровые упражнения.

«Как гудит большой паровоз (на звук У-У-У), а как маленький парово­зик?» и т.д.

«Как рычит большой медведь низким голосом (на звук И-И-И), а как рычит маленький медвежонок высоким голоском?»

У взрослых для ощущения звука в грудном резонаторе можно предло­жить произнести гласный [А] низким голосом, при этом ладонь приложить к грудине, слегка постукивая по ней. Заикающийся должен ощутить лег­кую вибрацию в области груди. Постановка диафрагмального дыхания и включение в звучание голоса нижних резонаторов позволяют поставить голос на «опору». Это снимает излишнее напряжение голосовых складок, стенок гортани и глотки, т.е. способствует снятию «зажимов».

При постановке голоса очень важно вызвать у заикающегося ощуще­ние «открытой глотки», которое закрепляется при произнесении гласных звуков. Важно, чтобы нижняя челюсть была расслаблена.

Использование диафрагмального дыхания, использование нижнего ре­зонатора, ощущение «открытой глотки» и расслабленной нижней челюс­ти позволяет литься голосу свободно и легко. На этом этапе начинается работа над развитием интонационно-мелодических характеристик.

Перед заикающимися ставится задача, используя ряд гласных звуков, ме­нять высоту голоса, придавать ему речевые интонации вопроса, ответа, удив­ления; передавать голосом различные эмоциональные состояния радости, печали и пр. Работа над голосом продолжается затем на материале автома­тизированных рядов, слов, словосочетаний и фраз. (См. приложение).

Таким образом, формирование рациональной голосоподачи плавно пе­реходит в развитие просодической стороны речи.

Заикающиеся обучаются слитно произносить длинный ряд гласных (АоуиАоуиАоуиАоуи) при непрерывном артикулировании на одном ре­чевом выдохе. Такое слитное произнесение обеспечивается непрерывным голосоведением. Оно должно обязательно сопровождаться интонационным модулированием голоса. Этот навык в дальнейшем переносится на слит­ное произнесение синтагмы.

Работа над голосом должна быть систематической, регулярной, длитель­ной и проходить на всех этапах коррекционной работы. Объем работы над голосом и методические приемы зависят от возраста заикающегося. Чем младше ребенок, тем в большей степени работа над голосом должна идти

по принципу подражания. Это указывает на большое значение состояния голоса у родителей, воспитателей и, тем более, логопеда.

Приемы постановки голоса описаны во многих руководствах (Н.П. Вер­бовая и др., 1977; М.И. Буянов, 1989; Э.М. Чарели, 1991; Л.З. Арутюнян, 1993 и др.).

Поскольку формирование навыка рациональной голосоподачи и голо­соведения тесно связано с развитием интонации, то эти задачи решаются практически одновременно. Мы продолжим рассмотрение данного воп­роса в разделе «Технологии развития интонационной стороны речи».

Технология коррекции голоса при ринолалии

И.И. Ермакова выделяет следующие основные задачи логопедической работы по коррекции голоса при ринолалии:

2. Развитие природных голосовых данных детей.

3. Восстановление двигательной функции гортани при заболеваниях го­лосового аппарата.

4. Воспитание навыков правильного голосоведения.

Меры, способствующие улучшению голоса детей до пластической опе­рации нёба:

1) Постановка физиологического и фонационного дыхания.

2) Профилактика дистрофии мускулатуры глотки и нёба.

3) Коррекция звукопроизношения.

Работа над голосом после операции:

1) Дыхательная гимнастика, удлиняющая выдох и активирующая внут­ренние межреберные мышцы и подвижность диафрагмы, усиление неб- но-глоточного смыкания.

2) Выработка навыка правильного голосоведения, расширение диапа­зона голоса, увеличение его силы, а также компенсация расстройства дви­гательной функции гортани, если таковое имеется.

Работа над голосом при ринолалии проводится поэтапно.

Iэтап. Голосовые упражнения начинаются с постановки гласных фонем (см. параграф «Технология коррекции звукопроизношения при ринолалии»).

IIэтап. Голосовые упражнения продолжаются в виде вокальных упраж­нений, которые дают наилучший эффект в развитии подвижности небной занавески (растягивают её, активизируют всю мускулатуру гортаноглотки). Вначале поются [а] и [э], через 2 — 3 урока — [о], через неделю — [и] и пос­ледним [у]. При ежедневных занятиях сроки сокращаются.

Вокальные упражнения начинаются с пения терций. Детям это трудно, но интервалы меньше 2 тонов, как правило, недоступны детям с ринолалией.

К вокальным упражнениям приступают на 3 — 4 занятии после повто­рения гласных, когда появляется хотя бы незначительная подвижность мяг­кого нёба, которую тренируют пением гласных в диапазоне терции одной октавы с детьми и трезвучия с подростками и взрослыми. При практичес­ки неподвижной небной занавеске или лишь при подергивании её края на­чинают с пения [а] или [э] на одной ноте, затем терции и трезвучия. При расслаблении неба занятия немедленно прекращают. Гласные поют 2 — 3 раза подряд до 12 раз в день под аккомпанемент фортепиано, под магни­тофон или с голоса логопеда, начинают с низкого тона.

Терции и трезвучия поют не менее 3 недель, верхнюю ноту трезвучия поют дважды, не прерывая фонации (чтобы удлинить выдох и увеличить продолжительность смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки), поют громко и тихо (для развития силы голоса), но не форсируют голос (иначе нёбо провисает, звук назализуется). Упражнения выполняются стоя.

Детский голос, как указывают В.Г. Ермолаев Н.Ф. Лебедева, требует мак­симально щадящего отношения, отсюда следуют правила:

• Петь только в соответствующем возрасту диапазоне.

• Не использовать крайние ноты присущего возрасту диапазона.

• Петь на коротких певческих фразах.

• Петь без напряжения, не очень громко.

Наиболее легко детские голоса до мутации звучат в следующих диапа­зонах (В.Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева):

3 — 4 года — ми 1 — соль 1 7 — 10 лет — ре 1 — ре 2

5 — 6 лет — ми 1 — си 1 10 — 14 лет — ми 1 — ре 2

Далее переходят к упражнениям для воспитания правильного голосове­дения, расширения диапазона и увеличения силы голоса, окончательного снятия носового оттенка.

Начинают с изолированных гласных, потом их сочетаний (а, э, о, у, и). Далее переходят к «мычанию» — протяжному произнесению [м] с фик­сацией внимания на носовом резонансе согласного. Выбор фонемы [м] как исходной определяется её физиологической основой, удобной для правильной фонации. Затем переходят к произнесению слогов: ма, мо, му. 6 — 8 раз в день (после короткого трёхкратного произнесения [м]). Согласный протягивают, гласный поют коротко. Затем также работают над [л], с попарным произнесением слогов. Потом аналогично работают над [н], [й], [р], [в], [з], [ж].

Далее осуществляется переход к речевым упражнениям. И.И. Ермако­ва рекомендует работать в последовательности:

1) произнесение сочетаний из 2-х слов и спряжений глаголов:

Вон Валя, вон мама, вон яма.

Я мыл(а) Милу. Я нарезал(а) лимон. Я съел(а) сметану.

2) распространение фразы, вводимое постепенно:

Я поливал(а). Я поливал(а) лилии. Я поливал(а ) лилии из лейки.

3) ввод навыков в спонтанную речь.

Вначале осуществляется подготовка на материале скороговорок и сти­хов с опорой на сонорные звуки. Фразы в них должны быть короткими, включающими только правильно произносимые фонемы:

На крыше у Шуры жил журавль Жура.

III и IV этапы. Для увеличения силы и диапазона голоса применяются вокальные упражнения:

1) распевание терций или трезвучий на гласных звуках, тише — громче;

3) пение коротких музыкальных фраз и песенок, которые должны быть: простыми, легко запоминающимися, иметь легкий ритмический рисунок и не выходить за пределы диапазона.

Сначала лучше петь только мелодию песни на гласных звуках (вместе с ло­гопедом), а потом уже петь со словами (сначала медленно). Пение продолжа­ется не более 15 минут в течение занятия, по 3 — 5 минут за один приём.

Для заключительных вокальных упражнений IV этапа подбирают пес­ни, во фразах которых тоны располагаются по звукоряду (т.е. интервалы не превышают 1-го тона). Это способствует более длительному удержа­нию нёбной занавески в смыкании.

Упражнения заканчиваются пением народных прибауток на одном тоне. Такой вид тренировок является наиболее сложным, доступным лишь при хорошо подвижном нёбе.

С.Ф. Иваненко предлагает упражнения (сугубо подражательного харак­тера) по варьированию мелодики голоса, которые можно выполнять уже в процессе выработки дыхания и постановки гласных. В доступной на­глядно-ситуативной форме — через подражание — детям дается понятие о голосоведении. По словам К.С. Станиславского, «. все, что сказано с приливом жизненной энергии, с удивлением, восторгом, гневом, ужасом и т.д., — все это пойдет вверх (высоко, звонко, громко). Все, что связано с упадком энергии, с апатией, с разочарованием (больно, грустно), — все это по звуковой лестнице пойдет вниз. »

С помощью зрительной опоры и голосового изображения вводится ряд понятий:

Далеко — близко (или тихо — громко)

Коротко — длительно (отрывисто, быстро, скоро — протяжно, медленно).

Звук [а] при постановке гласных идет первым, поэтому все понятия в изображении голосом даются с опорой на него.

С целью тренировки (закрепления) голосового многообразного звучания используются следующие задания:

Дети приседают, раскачиваются, произнося звук [а] (звук «взлетает» и «падает» в одном диапазоне — вдох! — выдох! — [а]).

б) Звук [а] раскачивается на ветке (слияние двух звуков [а] — [а] на од­ном выдохе).

Руки-ветки подняты вверх, под действием ветра наклоняются вправо — влево.

Высоко — низко (тонко поет птичка — толсто, грубо поет медведь) А
А
А

в) Звук [а] поднимается по лесенке. Звук произносится радостно, гром­ко, покоряется каждая ступенька (вариант твердой атаки).

Звук [а] взбирается на вершину горы.

На горе тропа, по тропе идет [а]; звук произносится протяжно, с посте­пенным наращиванием подъема (!). Заканчиваем победно, радостно! (Как кричим «Ура!».)

Таким образом, видно, что этапы работы над голосом при ринолалии тесно связаны между собой и плавно перетекают друг в друга, постепен­но расширяя своё содержание и усложняя его. Вся работа основывается на активизации мягкого нёба, а результаты, в свою очередь, напрямую за­висят от его подвижности.

Технология коррекции голоса при дизартрии

Лопатина Л.В. и Серебрякова Н.В. предлагают технологию работы над голосом у детей со стёртой дизартрией.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

источник

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАВНОЙ РЕЧИ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1. Торможение патологических речедвигательных стереотипов

Согласно современным педагогическим теориям, представление о педагогических технологиях связывается с определённым набором базисных техник, использование которых позволяет прогнозировать и достигать желаемого результата учебно-воспитательного процесса.

Необходимость проведения коррекционной работы по торможению патологических двигательных стереотипов можно обосновать физиологическими данными, свидетельствующими о том, что важным механизмом поддержания и усугубления патологических двигательных реакций является поток аномальных кинестетических импульсаций с мышц, вовлечённых в судорожную активность. В результате этого при заикании образуется «замкнутый круг» патологических мышечных возбуждений. Другими словами, судороги мышц речевого аппарата сами становятся генератором последующих судорог. Наличие данного механизма диктует необходимость проведения специальных речевых режимов, направленных на исключение тех видов речи из общения, в которых наиболее часто проявляются судорожные запинки. К таким мероприятиям относятся «режим молчания», «режим ограничения речи», «щадящий речевой режим», «специальный охранительный режим» и т.д.

Организация и длительность этих режимов существенно зависит от возраста заикающихся, типа учреждения, в котором проводится коррекционная работа, и опыта логопеда. «Специальный охранительный режим», как правило, организуется в начале коррекционной работы с заикающимися.

«Специальный охранительный режим» понимается как оздоровительный щадящий режим, на фоне которого протекает «режим ограничения речи» или «режим молчания». Оздоровительный щадящий режим как у взрослых, так и у детей включает в себя чёткий распорядок дня, что в целом ритмизирует деятельность всех функций организма и способствует их нормализации. Заикающимся предлагается большее количество часов для отдыха, с дополнительными часами сна, рекомендуется употреблять с пищей достаточное количество витаминов. Данные мероприятия направлены на общее оздоровление организма.

Читайте также:  Губка боб без заиканий

В этот период нецелесообразны мероприятия, способствующие перевозбуждению центральной нервной системы. Проведение такого режима благотворно действует на организм в целом и состояние центральной нервной системы заикающихся, в связи с чем повышаются её адаптивные качества.

Распорядок дня заикающихся детей должен быть достаточно чётким, но не жёстким. Это подразумевает плавный переход от одного вида деятельности к другой, мягкое преодоление возможных негативистических установок ребёнка. Ребёнку должна быть оказана медицинская помощь в случае нарушения сна, наличия у него страхов, повышенной тревожности, возбудимости, слезливости, двигательной расторможенности, а также при стойком снижении аппетита. В этот период необходимо исключать яркие новые впечатления и те жизненные ситуации, которые могут волновать ребёнка и побуждать его к речевой активности. Не допускаются шумные игры, во время которых ребёнок может чрезмерно возбуждаться, а также любые психические и физические перегрузки. Желательно, чтобы круг общения ребёнка был в это время максимально сужен.

Речевое общение с родителями, персоналом и другими детьми должно быть ограничено. Необходимо стремиться к тому, чтобы вербальное общение ребёнка было элементарным по форме (в виде односложных ответов). Для этого вопрос, поставленный ребёнку, должен иметь ключевое слово для ответа или предполагать короткий ответ в виде утверждения или отрицания.

Родители при общении с ребёнком и между собой в присутствии ребёнка должны придерживаться тех правил техники речи, которые рекомендуются логопедом.

Общим правилом является спокойный, доброжелательный тон речи, негромкий голос, интонированная и ритмичная (размеренная) речь.

Дома и в детском саду предпочтительно занимать ребёнка такими видами деятельности, как рисование, лепка, конструирование.

Дети с невротической формой заикания, как правило, оречевляют свою игру. Заикание у них в эти моменты обычно не проявляется и потому запрещать такую речь не следует.

При неврозоподобной форме заикания дети обычно не оречевляют игру. Они с трудом сосредоточивают своё внимание на процессе игры, и потому важно организовать смену их деятельности.

В процессе реализации режима ограничения речи у заикающихся дошкольников рекомендуется организация специальных игр – «молчанок».

Режим ограничения речи может планироваться на разные сроки. Оптимальным временем его проведения является 10-14 дней. Режим ограничения речи может плавно переходить в щадящий речевой режим , во время которого речевая активность ребёнка постепенно увеличивается. Его длительность может быть индивидуальной.

В период ограничения речи дети активно используют техники невербального общения. Невербальное общение для заикающегося не сопровождается эмоциональным состоянием отрицательного знака, которое обычно возникает у них при вербальном общении. Таким образом, активизация разных форм невербального общения способствует снижению эмоционального напряжения.

Как известно, у заикающихся как мимика, так и жестикуляция могут быть обеднены в разной степени. Это делает необходимым использование специальных техник, направленных на активизацию невербальных способов общения: жестов, мимики, пантомимики. Данная работа проводится в игровой форме.

В этот же период начинается работа по овладению навыками мышечной релаксации и формированию речевого дыхания.

Включение различных охранительных режимов в комплекс реабилитационных мероприятий способствует получению более успешных результатов последующего коррекционного воздействия.

2. Система реабилитации заикания у дошкольников

Комплексный метод реабилитации заикающихся признаётся отечественными специалистами наиболее эффективным. В нём можно выделить три основных направления: логопедическое, психотерапевтическое и клиническое. Впервые мысль о комплексном методе реабилитации была выдвинута Н.А.Сикорским. Это положение было развито В.А.Гиляровским с сотрудниками (Н.А.Власова, Е.Ф.Рау, Е.Гринер и др.).

Под комплексным методом реабилитации заикающихся предполагается проведение коррекционной работы в вышеупомянутых трёх направлениях.

1. Создание условий для общего оздоровления организма (режим, физические упражнения, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение).

2. Целенаправленное развитие моторики (координация и ритмизация движений, развитие тонкой артикуляционной моторики), речевого дыхания, навыков саморегуляции мышечного тонуса и эмоционального состояния.

3. Воспитание личности и развитие социальных взаимоотношений.

Система логопедической работы может быть построена на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» для подготовительной группы (автор С.А.Миронова), в которой ставятся как программные задачи, так и коррекционные.

В коррекционные задачи первого квартала входят расширение словаря, уточнение значения слов, активизация пассивного словарного запаса. Все эти задачи реализуются при использовании простейших видов ситуативной речи на всех занятиях, которые проводит как логопед, так и воспитатели.

Во втором квартале заикающихся детей обучают конструированию простой и распространённой фразы, грамматическому оформлению фразы, построению сложноподчинённых конструкций, умению составлять связный рассказ. В этом квартале закрепляются навыки пользования ситуативной речью. Происходит переход к элементарной контекстной речи.

В третьем квартале задачи развития речи заикающихся становятся идентичными задачам массового детского сада. Заикающиеся обучаются составлению рассказов по наглядной опоре, по вопросам логопеда, пересказу и самостоятельному рассказу.

В заключительном четвёртом квартале продолжается работа над обогащением лексико-грамматического строя речи. Коррекционные задачи направлены на умение выстраивать логическую последовательность передаваемого сюжета.

Рассмотрим подробнее основные направления коррекционной логопедической работы.

Регуляция эмоционального состояния

Регуляцию эмоционального состояния у заикающихся детей связывают главным образом с нормализацией мышечного напряжения. Многочисленные клинические наблюдения и экспериментальные исследования выявляют тесную связь эмоционального состояния с мышечным тонусом. В практике давно известно, что расслабление мышц ведёт к эмоциональному покою.

Существует много систем регуляции эмоционального состояния с помощью произвольного изменения напряжений мышц. Эти системы получили название аутогенной тренировки.

Основным методическим приёмом аутогенной тренировки является расширенная формула спокойствия, которая включает в себя мышечную релаксацию и регуляцию вегетативных функций.

Методика проведения аутогенной тренировки существенно зависит от возраста заикающегося. Дети дошкольного возраста овладевают, как правило, лишь элементами мышечной релаксации.

Обучение детей навыкам релаксации начинается с игровых упражнений, которые позволяют ребёнку почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением. Проще всего ощутить напряжение мышц в ногах и руках, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы предплечий, икроножные мышцы и мышцы бёдер. При выполнении упражнений на напряжение и расслабление необходимо учитывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – достаточно длительным. Упражнения на напряжение – расслабление можно давать в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.

Например, релаксационные упражнения для мышц рук, ног и корпуса могут быть следующими: «Оловянные солдатики и тряпичные куклы», «Сосулька», «Цветочек», «Штанга», «Брёвнышки – верёвочки», «Маятник» и др. [1] 1

Развитие координации и ритмизации движений

У заикающихся дошкольников отмечаются те или иные особенности в состоянии моторных функций. В связи с этим нормализация состояния моторных функций заикающихся детей старшего дошкольного возраста включает решение следующих задач:

  1. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.
  2. Развитие чувства темпоритма речевых и неречевых движений.

Учитывая разное состояние моторики при невротической и неврозоподобной формах заикания, длительность и интенсивность занятий являются дифференцированными.

Так, для заикающихся с невротической формой заикания основное внимание уделяется воспитанию точности движений, умению переключать активное внимание на качество выполнения движений и главным образом на завершённость движений, т.е. на доведение движений до конца в соответствии с инструкцией.

Для заикающихся данной группы упражнения могут быть разнообразны по форме, ритму и темпу. Несмотря на хороший уровень развития тонкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики, для движений заикающихся этой группы характерны истощаемость, поэтому тренировочные упражнения не должны быть длительными по времени. Заикающиеся этой группы могут начинать тренировку движений под музыкальное сопровождение уже на первых этапах коррекционной работы.

При неврозоподобной форме заикания особое внимание в процессе работы над двигательной сферой обращается на следующие моменты:

-двигательные упражнения должны быть разложены на их составляющие и выполняться по образцу;

-тренировка координации и переключаемости движений должна быть длительной с постепенным усложнением заданий;

-усвоению упражнений способствует сопровождающий их словесный комментарий логопеда;

-сроки усвоения двигательных упражнений значительно увеличиваются по сравнению с заикающимися детьми другой группы.

При неврозоподобной форме заикания особое внимание уделяется нормализации речевой артикуляции в связи с необходимостью развития у детей звукопроизносительной стороны речи.

Важным компонентом коррекционной работы с заикающимися является темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальными упражнениями под музыку. Такие занятия проводятся в процессе логопедической ритмики. [2] 1

Формирование речевого дыхания

Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

1. Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).

2. Формирование длительного фонационного выдоха.

3. Формирование речевого выдоха.

Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Известно, что плавность речи – это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершённого отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.

Учитывая то, что у заикающихся детей поверхностное, недостаточно регулярное дыхание, при котором мышцы грудной клетки, особенно мышцы верхнего плечевого пояса, находятся в состоянии излишнего напряжения, мы использовали в коррекции заикания постановку диафрагмально-рёберного дыхания. При этом типе дыхания особое значение имеет работа мышц брюшного пресса.

Постановку диафрагмально-рёберного дыхания начинают в положении лёжа. Оптимально, чтобы постановка диафрагмального дыхания проводилась на фоне мышечного расслабления.

В дальнейшем для тренировки данного типа дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приёмы. При этом должны быть учтены следующие методические указания:

1. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребёнок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

2. Дыхательные упражнения должны быть организованы в виде игры так, чтобы ребёнок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

3. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения «в стороны» движутся «кпереди» с обхватом грудной клетки или из положения «вверху» движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны.

4. Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включает выдох с произнесением согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха а в дальнейшем формирует у ребёнка обратную биологическую связь.

Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения

При определении нормы голоса подразумевают достаточную его силу для речевой практики, включая динамический диапазон, высоту голоса (частота основного тона) с частотным диапазоном, соответствующим полу и возрасту.

У заикающихся детей наблюдаются локальные напряжения мышц голосового аппарата («зажимы»), что ухудшает характеристики голоса. Встречаются также дисфонические расстройства.

В задачу работы над голосом входит:

  1. развитие силы и динамического диапазона голоса;
  2. формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;
  3. развитие мелодических характеристик голоса.

Начальные этапы работы над голосом могут быть включены в период «щадящего речевого режима» или «режима молчания». Работа начинается с изолированного произнесения гласных звуков.

Точное, чёткое, явное и полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи. За счёт изменения звучания гласных возможно в дальнейшем применение других техник: замедление темпа речи, выравнивание послогового ритма, использование «полного стиля» произношения. В основном за счёт гласных звуков возможно интонационно окрасить речь и, главное, достичь её слитного и плавного произнесения.

Работу над голосом можно проводить в следующей последовательности.

Детям предлагается сделать диафрагмальный вдох и на выдохе произнести длительно, растягивая на весь выдох, звук [а]. Звук должен произноситься легко и свободно, при средней степени звучания голоса. Рот должен быть широко открыт, при этом звук «посылается» вперёд. Следует следить за тем, чтобы заикающиеся не произносили звук на «остаточном выдохе», т.е. чтобы начало выдоха и фонации совпадали со временем.

Затем таким же образом предлагается протянуть гласный [о]. Для объяснения рациональной артикуляции гласного [о] можно использовать образ: «пинг-понговый шарик во рту».

При произнесении гласного [у] обращают внимание на то, что губы вытянуты вперёд, при [и] – губы растянуты в улыбку, при звуке [э] – рот слегка полуоткрыт.

В развитии речевого голоса у заикающихся учитывают атаку звука и регистр голоса.

Под атакой звука понимают начало звука, т.е. включение в работу голосовых складок. Атака звука зависит от плотности смыкания голосовых складок и силы выдоха. Заикающиеся обучаются начинать произнесение каждого гласного с «мягкой» голосоподачи, или атаки. Логопед даёт образец «твёрдой» атаки, т.е. резкого начала гласного звука, и «мягкой» атаки, или мягкого «вплывания» в звук. После чего заикающиеся упражняются в подаче звука на мягкой атаке, произнося гласные и их сочетания, а затем слова и фразы, начинающиеся с гласного звука.

В самом начале работы над голосом заикающиеся дети обучаются использовать грудной резонатор, так как это снижает напряжение голосовых складок.

При обучении использованию грудного резонатора гласные звуки даются в следующей последовательности: А, О, У, И, Э. Такая последовательность связана с тем, что звук А содержит в себе резонирование как высоких, так и низких тонов; звуки О, У относятся к резонаторам низких тонов, звуки И, Э – к резонаторам высоких тонов.

Детям предлагают в игровой форме произнести звуки низким и высоким голосом, используя для этого различные игровые упражнения.

Развитие просодической стороны речи

Речь заикающихся детей имеет значительные отклонения от нормы по интонационным характеристикам: интонационная незавершённость окончания фразы, нарушения синтагматического ударения внутри фразы, отсутствие паузы в конце синтагм и фраз. В целом речь заикающихся дошкольников интонационно обеднена. Нормализация просодической стороны речи включает в себя следующие задачи:

1. Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка.

2. Нормализация процесса речевого паузирования.

3. Формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз.

На первых этапах коррекционного воздействия уже в период «щадящего речевого режима» заикающиеся обучаются передавать основные виды интонации с помощью невербальных средств общения, активно используя пантомимику.

На следующем этапе заикающиеся обучаются передавать основные виды интонаций (интонации завершённости, незавершённости, вопроса, восклицания) с помощью гласных звуков. При этой работе также активно подключаются жесты и мимика, которые главным образом помогают заикающимся осмыслить различные виды интонации. Начинают обучение с вопросительной интонации. Голосовые упражнения сопровождаются плавными движениями руки, что позволяет лучше контролировать изменения голоса по высоте. Для вопросительной интонации характерно повышение основного тона голоса. Рука совершает круговое движение и резко идёт вверх на завершающей фазе голосоподачи. Восклицательная интонация сопровождается резким, сильным взмахом руки вверх, а незавершённости – плавным, полукруговым движением руки вверх. Интонация завершённости сопровождается плавным движением руки вниз.

У детей такие формы работы проводятся в процессе игровых ситуаций.

Одним из видов заданий является использование междометий в передаче интонаций: радости (ах – ах), печали (о – о), сожаления (ох – ох).

При неврозоподобном заикании необходима длительная тренировка и различные виды контроля как за интонационным оформлением синтагмы, так и за её акустической завершённостью паузой.

При невротической форме заикания фиксация внимания на просодической стороне речи значительно улучшает плавность речи.

Развитие планирующей функции речи

Плавность речевого высказывания является отражением того, как идёт внутренне речевое планирование не только на моторном, но и на смысловом м лексико-грамматическом уровнях. Одной из важнейших логопедических техник является формирование планирующей функции речи у заикающихся дошкольников.

Для них важен как выбор смысловой стратегии речевого высказывания, так и отбор лексических единиц и грамматических конструкций, соответствующих основной стратегии парадигмы высказывания.

Работу по развитию планирующей функции речи принято начинать с обучения заикающихся проговариванию высказывания про себя. Внутреннее проговаривание даёт возможность отобрать необходимую лексику и грамматические конструкции до «включения» звучащей речи, что организует внутреннее речевое планирование в целом (в том числе и моторную программу).

Обучение детей дошкольного возраста планированию речевого высказывания начинается с элементарных речевых заданий. Программа речевого высказывания строится на основе речевого образца, предлагаемого логопедом с применением наглядно-ситуационного материала.

Задачи по активизации внутреннего программирования реализуются на постепенно усложняющемся речевом материале (стихи, чтение текста, пересказ, спонтанная речь). Тренировки позволяют автоматизировать этот процесс, что позволяет внутреннее проговаривание сворачивать. Длительность межфразовых и межсинтагменных пауз постепенно приближается к норме.

Таким образом, все этапы коррекционной работы осуществляляются на играх-занятиях, что обусловлено особенностями ведущей деятельности детей дошкольного возраста и являются наиболее эффективным методическим подходом к преодолению речевых нарушений при заикании.

[1] 1 Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. М., 2001. С.153-155. [2] 1 Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. М., 1998. С.15.

источник