Меню Рубрики

Судороги при заикании по типу

Судороги мышц речевого аппарата могут проявляться во всех отделах речевого аппарата: артикуляционном, голосовом и дыхательном. Соответственно принято говорить об артикуляционных, голосовых и дыхательных судорогах. В клинической картине заикания, особенно при хронификации речевого дефекта, чаще встречаются смешанные судороги: дыхательно-артикуляционные, дыхательно-голосовые, артикуляционно-голосовые и т.д.

До настоящего времени общепризнанно, что классическое описание речевых судорог при заикании представлено в монографии А.И. Сикорского “О заикании” (1889). Им выделено 16 форм различных речевых судорог в зависимости от их локализации.

Судорога дыхательного аппарата

Инспираторная судорога. Характеризуется внезапным резким вдохом, возникающем на разных этапах речевого высказывания, что приводит к необоснованной паузе. Инспираторные клонические судороги могут следовать друг за другом, не прерываясь выдохом. Эти судороги нарушают как фонацию, так и речевую артикуляцию. Сила инспираторных судорог бывает различной. Чаще всего они выражены слабо и акустически малозаметны. Лишь в очень редких случаях они бывают сильными и длительными. Инспираторные судороги обычно сопровождаются субъективными ощущениями заикающихся в виде чувства напряжения в груди.

Экспираторная судорога характеризуется внезапным резким выдохом в процессе речевого высказывания. Для нее характерны сильные сокращения мускулатуры брюшного пресса. Во время приступа экспираторной судороги заикающийся может резко наклоняться вперед, а воздух резко и шумно проходит через раскрытую голосовую щель. Во время экспираторной судороги как артикуляция, так и вокализация приостанавливаются. Субъективно у заикающихся возникает тягостное ощущение необычного сжатия грудной клетки, нехватки воздуха.

В случае значительной длительности и выраженности тонического напряжения мышц в структуру экспираторной судороги включается раскрытие голосовой щели, опускание нижней челюсти, поднятие небной занавески и раздувание крыльев носа.

Судороги голосового аппарата

Судороги голосового аппарата возникают, как правило, в момент попытки произнесения гласного звука. Различают три основных вида судорог голосового аппарата.

Смыкательная голосовая судорога возникает при попытке начать речь или в середине речевого высказывания, что внезапно прекращает голосоподачу. Голосовые складки в момент судороги резко смыкаются, препятствуя прохождению воздуха. Основным признаком этого вида судорог является полное отсутствие звука, которое может быть различным по длительности. В этот период наступает как бы “мимолетная немота”. В связи с тем, что голосовая щель сомкнута, перекрывается прохождение воздушной струи, брюшная мускулатура напряжена. Заикающийся как будто “застывает”, лицо его становится неподвижным, мышцы всего туловища приходят в оцепенение. При длительной смыкательной голосовой судороге лицо заикающегося выглядит напряженным. В качестве объективных ощущений заикающиеся могут указывать на чувство напряжения в области гортани, груди и брюшных мышц, ощущение препятствия в области гортани.

Вокальная судорога возникает в виде повышения тонуса голосовых мышц. Судорога возникает в процессе речи, как правило, на гласных звуках. Акустически вокальная судорога воспринимается как необычная продолжительность вокализации гласного звука. По мнению Сикорского А.И., наиболее часто эта форма встречается в инициальной стадии заикания у детей и может быть первым признаком начинающегося заикания, а также является предвестником будущих дыхательных и артикуляционных судорог. Иногда длительность вокальной судороги исчерпывает все резервное количество воздуха, и слово не может быть произнесено без нового вдоха. При вокальных судорогах тембр голоса и его частотные характеристики могут быть не нарушенными, однако иногда у заикающихся наблюдается вокальная судорога, при которой может меняться тембр голоса и его высота. Голос приобретает неприятное, фальцетообразное, то понижающееся, то повышающееся звучание.

Вокальная судорога, локализуясь в области гортани, может захватывать шейные мышцы и нарушать деятельность всех мышц голосового аппарата. Иногда наблюдается полная приостановка артикуляторных движений до тех пор, пока не закончится вокальная судорога.

Дрожащий или толчкообразвый гортанный спазм возникает при произнесении иди попытке произнесения гласных звуков. При этом речь прерывается, возникает дрожащий или прерывистый звук, что сопровождается полным отсутствием артикуляции. Иногда звуки слышны в виде отдельных медленных “ударов”.

Во время дрожащего гортанного спазма голосовые складки то смыкаются, то размыкаются, в результате чего возникают нефонологические звуки. Для этой судороги характерна открытая ротовая полость, что может сопровождаться ритмическим отбрасыванием назад или опусканием головы вперед.

Судороги артикуляционного аппарата

Артикуляционные судороги разделяют на лицевые (губы, нижняя челюсть), язычные и судороги мягкого неба.

Смыкательная судорога губ является одной из наиболее часто наблюдаемых судорог при заикании. Она характерна уже для ранних этапов развития этого речевого нарушения.

Смыкательная судорога губ проявляется в виде спазма круговой мышцы рта, в результате чего губы сильно сжимаются, при этом другие лицевые мышцы могут не принимать участия в судороге. При попытке произнести звук щеки могут надуваться под напором воздуха, наполняющем полость рта.

При смыкательной судороге губ нарушается произнесение губных звуков (п, б, м, в, ф). В тяжелых случаях судорога нарушает и произнесение звуков, которые по локализации относятся к язычным (т, д, к).

Верхнегубная судорога наблюдается редко. Проявляется спазмом мышц, поднимающих верхнюю губу, а иногда и крылья носа. Возникает чаще с одной стороны лица, при этом ротовая щель принимает косое направление. Верхнегубная судорога чаще бывает тонической по типу. При этой судороге произнесение всех губных звуков является практически невозможным. Лицо становится асимметричным, искаженным.

Нижнегубная судорога аналогична верхнегубной. Поражает одну или обе мышцы, опускающие угол рта. В том случае, если поражаются обе мышцы, наблюдается резкий отворот нижней губы. Изолированно наблюдается редко.

Угловая судорога рта характеризуется резким оттягиванием угла рта справа или слева вместе с приподнятием ,вго. Ротовая щель перекашивается в сторону судорожно сокращенных мышц. Может быть распространение судороги на мышцы носа, век, лба. Угловая судорога нарушает работу круговой мышцы рта. Заикающийся во время судороги не в состоянии сомкнуть губы, в результате чего расстраивается произнесение соответствующих согласных. Угловая судорога рта может возникать с обеих сторон рта. Она бывает как тонической, так и клонической.

Судорожное раскрытие ротовой полости может протекать в двух вариантах: а) рот раскрывается широко с одновременным опусканием нижней челюсти; б) при сомкнутых челюстях резко обнажаются зубы. Очертания рта приобретают квадратную форму. Все мышцы артикуляционного аппарата крайне напряжены. Судорога носит обычно тонический характер и нередко иррадирует и может захватывать мышцы лба, век и всю мускулатуру лица.

Сложная судорога лица. Хотя и выделена И.А. Сикорским в отдельную судорогу, однако, по его мнению, ве имеет самостоятельного значения, а представляет собой одно из проявлений выраженных в тяжелой степени различных лицевых судорог, включающих судороги лобных мышц, круговой мышцы век, ушных мышц. Сложная лицевая судорога, как правило, сопровождает судорогу круговой мышцы рта. По мнению ряда исследователей, она характерна для тяжелого заикания у взрослых.

Составляют вторую группу судорог артикуляционного аппарата и наблюдаются, как правило, при произнесении звуков, в артикуляции которых принимает участие язык. Различают несколько видов судорог языка.

Судорога кончика языка является наиболее часто встречаемой среди артикуляторных судорог. Кончик языка упирается с напряжением в твердое небо, в результате чего артикуляция приостанавливается, выдох (а, значит, и фонация) в этот момент прекращается, возникает необоснованная пауза.

Судорожный подъем корня языка выражается в насильственном подъеме корня языка вверх и оттягивании назад. Во время судороги происходит смыкание корня языка с небом, в результате чего полностью блокируется прохождение воздушной струи через ротовое отверстие. Эта судорога возникает при произнесении заднеязычных звуков (г, к, х).

Изгоняющая судорога языка характеризуется выталкиванием языка наружу в пространство между зубами. Она может быть тонической и клонической. При тонической судороге язык может находиться высунутым из полости рта, а при клонической — периодически выдвигаться вперед и затем с силой втягиваться внутрь. Во время судороги произнесение звуков становится невозможным, дыхание нарушается, могут возникнуть даже болевые ощущения. Если судорога носит не резко выраженный характер, язык может оставаться в полости рта, лишь упираясь в зубы.

Подъязычная судорога характеризуется опусканием нижней челюсти и открытием полости рта. Эта судорога охватывает мышцы, связанные с подъязычной костью. При этой судороге часто наблюдается повторение слогов и придыхания. Очень редко она носит самостоятельный характер, в основном сочетается с судорогами другой локализации.

Данная судорога изолированно встречается крайне редко. Чаще она наблюдается в составе сложной общей генерализованной судороги артикуляционного аппарата.

Во время судороги мягкое небо то поднимается, то опускается, в результате чего вход в носовую полость то открывается, то закрывается, что придает звукам нозализованный оттенок. Внешне судорога выражается внезапной остановкой речи и повторением звуков, похожих на “пм-пм” или “тн-тн”, “кн-кн” и т.п. в зависимости от положения языка и губ. Субъективные ощущения заикающихся выражаются в чувстве неприятного напряжения, саднения и сухости в носу.

источник

Диагностика и определение формы логоневроза и логофобии

На самом деле в российской медицине не существует универсальной и общепризнанной классификации типов заикания, и большинство логопедов применяют устаревшие либо неполные критерии оценки, которые не отражают все особенности этого нарушения речи, которые могут очень сильно отличаться от случая к случаю. К тому же эти особенности могут меняться у одного человека с течением времени.

  • Психогенное (невротическое) заикание – возникает в результате сильного стресса, испуга, любых других психологических травм. Распространено в подавляющем большинстве случаев.
  • Органическое (неврозоподобное) заикание – возникает в результате поражения ткани нервной системы и является следствием различного рода энцефалопатий.
  • Наследственное заикание – передается по наследству и связано с мутацией в генах GNPTAB , GNPTG и NAGPA. Наследственное заикание тоже классифицируется как неврозоподобное.

* Отметим, что деление заикания на невротическое и неврозоподобное является устаревшим, поскольку дифференциальная диагностика этих двух типов заикания возвращает к выявлению причин его возникновения. Это деление является необъективным, так как в свою очередь по симптоматике заикания в большинстве случаев нельзя точно определить причину его появления.

Основным симптомом заикания являются речевые судороги, которые помимо мышц речевого аппарата могут затрагивать и дыхательные. Судороги бывают клоническими, тоническими и смешанными (их еще называют тонико-клоническими), по этой классификации различают:

  • Тонический тип заикания – характеризуется длительным напряжением речевых мышц в процессе разговора или при попытке начать произношение. Речевой аппарат заикающегося при этом как бы скован, а напряжение обычно захватывает несколько мышечных групп, в том числе нередко и дыхательные. Обычно это приводит к продолжительной паузе или к напряженному озвучиванию определенного звука. Лицо, а иногда и шея при этом могут быть сильно напряжены, что заметно со стороны. Человек словно зависает во время разговора, а из-за длительного сокращения дыхательных мышц может не хватать воздуха. Такие спазмы могут длиться несколько десятков секунд.
  • Клонический тип заикания – характеризуется непроизвольным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата, при этом человек повторяет отдельные звуки, слоги, а иногда и отдельные слова. При этом частота повторений может быть высокой или низкой. Стоит отметить, что это обычно происходит также перед «сложными» звуками, на которых у человека обычно наблюдается тоническое заикание – так как в большинстве случаев заикание является смешанным.
  • Тонико-клонический (смешанный) тип заикания – наблюдается у большинства заикающихся, обьединяет в себе явления клонического и тонического типов. С течением времени у одного и того же человека может чаще проявляться тот или иной тип речевых судорог.

При заикании непроизвольному сокращению могут подвергаться разные группы мышц речевого аппарата, непосредственно участвующие в формировании речи: голосовые, дыхательные и артикуляционные.

  • Голосовое заикание:
  1. Дрожащий гортанный спазм – при таком заикании во время разговора голосовые складки непроизвольно смыкаются и размыкаются, что приводит к прерывистому, дрожащему звуку при полном отсутствии артикуляции. При этом рот обычно открыт, а так же часто наблюдаются ритмичные движения нижней челюсти, языка, либо всей головы.
  2. Смыкательная голосовая судорога – голосовые складки при попытке начать разговор или в процессе произношения смыкаются, в результате чего резко пропадает голос, что препятствует движению воздуха. Мышцы всего туловища человека приходят в оцепенение, лицо обычно неподвижно или напряжено. Заикающийся при этом не двигается, ему не хватает воздуха. Такое заикание характеризуется ощущением комка или препятствия в области гортани.
  3. Вокальная судорога возникает на гласных звуках в процессе речи, воспринимается как необычная продолжительность произношения гласного звука. Часто продолжительность этого настолько высока, что человеку не хватает воздуха, чтобы закончить произношение. Другими словами, заикающийся слишком долго тянет гласный звук. Часто при этом спазмируются мышцы шеи, а голос приобретает неестественный, «фальшивый» характер. Может полностью отсутствовать артикуляция.
  • Дыхательное заикание:
  1. Инспираторные судороги возникают на вдохе, то есть характеризуются непроизвольным резким напряжением на вдохе во время произношения. Причем при клоническом заикании они могут следовать одна за другой с различной частотой. Со стороны такие речевые судороги чаще всего малозаметны, но всегда приводят к необоснованной паузе во время разговора.
  2. Экспираторные судороги речевого аппарата возникают на выдохе и более заметны, чем инспираторные. При разговоре человек непроизвольно совершает напряженный, продолжительный выдох, которому сопутствует сильное сокращение мышц пресса. При этом обычно наблюдается спазм всех групп речевых мышц, лицо в разной степени может быть искажено, а человеку не хватает воздуха. Экспираторные судороги обычно наблюдаются при тоническом заикании. Со стороны человек будто с большим трудом пытается выдавить из себя звук или слово. Продолжительность, как и степень выраженности может различаться от случая к случаю и меняться со временем.
  • Артикуляционное заикание:
  1. Лицевые судороги — при таком заикании судорожному сокращению подвергаются мышцы верхней или нижней губы, происходит оттягивание угла рта в сторону или вниз, судорожное открытие рта. В тяжелых случаях сюда же можно отнести судороги шеи, лобных и ушных мышц.
  2. Язычные судороги. При этом чаще всего кончик языка непроизвольно упирается между зубами и небом, но вариантов может быть много, в том числе самые тяжелые – подъязычная судорога, когда непроизвольно открывается рот в связи с напряжением мышц, находящихся под языком, а также изгоняющая судорога языка. Последний тип характеризуется непроизвольным выталкиванием языка наружу из ротовой полости, и может быть как тоническим – язык высунут в напряженном состоянии, так и клоническим – когда язык то выдвигается вперед, то втягивается обратно.
  3. Носовое заикание связано с судорогами мягкого неба. В результате этих судорог проход в носовую полость из глотки то открывается, то закрывается, поэтому заикающийся говорит то через рот, то через нос. Это вызывает достаточно неприятные ощущения в носоглотке.

В результате исследований удалось обнаружить, что в момент заикания отдельная речевая мышца, которая подвергается судорожному сокращению, одновременно получает как тормозной, так и возбуждающий нервный импульс. Подробнее об этом в нейрофизиологии заикания.

Теперь, основываясь на тяжести и частоте проявления указанных выше речевых судорог, принято различать тяжелую, среднюю и легкую степень заикания.

  • Легкая степень заикания — когда речевые судороги иногда наблюдаются в спонтанной речи.
  • Средняя степень заикания – речевые судороги возникают при диалоге и монологе, но человек может определенное время говорить без заикания.
  • Тяжелая степень заикания – речевые судороги возникают при любых ситуациях, в том числе когда заикающийся находится наедине с самим собой.

Большинство специалистов справедливо отмечают несостоятельность деления заикания в зависимости от степени тяжести, поскольку в зависимости от времени или ситуации у одного и того же человека заикание может как отсутствовать полностью, так и принимать самые тяжелые формы. Деление заикания на легкую, среднюю и тяжелую степень условно и формально.

Мы же считаем, что тяжесть заикания определяется степенью фиксации заикающегося на своем дефекте. Это значит, что если человек в целом заикается редко и практически незаметно, но у него присутствует сильная логофобия, то есть страх повторения заикания, то состояние такого человека уже можно отнести к тяжелой степени ввиду заметного нарушения социальной адаптации.

  • Вегетативные реакции при заикании – побледнение или покраснение лица, учащение сердцебиения, повышенное потоотделение. Все это свидетельствует о сильном эмоциональном напряжении, которое в свою очередь еще больше усиливает заикание.
  • Речевые уловки (эмболофразия) – использование лишенных смысловой нагрузки или вовсе искусственных словосочетаний, слов, слогов или звуков перед «сложными» звуками. Речевые уловки, то есть эмболы, могут много раз повторяться перед словами или звуками, на которых человек обычно заикается. Еще эмболы часто используются после заикания как вступление в плавную речь. Примеров очень много (это самое, ну, как его, э, вот, да, а,), а в отдельных случаях заикающийся использует несуществующие приставки к каждому слову.
  • Логофобия – страх речи, речевых ситуаций, стыд при этом, ожидание заикания, моделирование заикания перед разговором. Логофобия является чуть ли не самым тяжелым следствием заикания, играет роль в закреплении несинхронной работы речевых центров. Заикание без логофобии встречается довольно редко, а ее степень иногда доходит до того, что человек вовсе отказывается говорить.
Читайте также:  Логопедические занятия в школе при заикании

Классификация степени выраженности и особенностей логофобии, которая в значительной степени определяет характер заикания:

  • Логофобия легкой степени – страха речи практически нет в обычных ситуациях и комфортных условиях, но при разговоре на публике или с определенными людьми проявляется в виде заметной, но преодолимой неуверенности. Наблюдается чаще всего при легком заикании, которое в ряде случаев можно скрывать.
  • Логофобия средней степени – проявляется в виде значительной неуверенности в общении и страха речи, который может снижаться в комфортных условиях.
  • Логофобия тяжелой степени – страх речи и неуверенность в общении в большинстве ситуаций определяют характер вашего поведения и жизни в целом. Характеризуется выраженной избегающей формой поведения и стойким, прогрессирующим нарушением социальной адаптации.

Степень выраженности логофобии практически всегда меняется со временем, изменения ее степени могут быть связаны с любыми событиями, со стрессовыми или приятными ситуациями, с возрастом, при воздействии психотерапии и т.д.

  • Волнообразный тип течения заикания – наблюдается в подавляющем большинстве случаев. Заикание то ухудшается, то улучшается, причем часто можно проследить зависимость этих колебаний от времени года, лунных циклов (многие пишут, что речь улучшается при растущей луне), времени суток. Улучшения или ухудшения так же часто наступают по естественным причинам, которые трудно выявить.
  • Стационарный тип течения заикания – заикание практически не меняется на протяжении времени, это относится больше к легкой степени.
  • Реградиентный тип течения – самый редкий и самый благоприятный. При нем вся симптоматика заикания со временем пропадает. Чаще встречается среди детей, а так же нередко встречается после контузионных травм или ушибов головного мозга у взрослых.
  • Проградиентный тип течения заикания – продолжительная тенденция ухудшения речи. Больше всего встречается у детей и подростков. Анализ информации от многих подписчиков нашей группы свидетельствует о том, что заикание часто ухудшается до 18-20 лет, а затем выравнивается до волнообразного или стационарного типа течения.
  • Рецидивирующий тип течения заикания – наблюдается чередование периодов заикания и нормальной речи.

При составлении статьи использована информация:

  • Исследования Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой, М.В. Секачева.

источник

Одним из речевых расстройств, которое очень часто встречается у детей и взрослых, является заикание. Заболевание сильно влияет на жизнь человека, поскольку осложняет процесс коммуникации, вызывая массу переживаний. Чтобы подобрать наиболее эффективный метод лечения, следует определить формы заикания и причины, вызвавшие развитие этого отклонения.

Заикание — патология речи, проявляющаяся затрудненным и нечетким произношением букв, неоднократным повторением одних и тех же фраз. Чтобы поставить этот диагноз, медики проводят комплексное обследование пациента, учитывая не только имеющиеся речевые дефекты, но и особенности развития нервной системы и психические расстройства. Лечением болезни занимаются одновременно несколько специалистов (психотерапевт, логопед и невропатолог).

Болезнь дает о себе знать в детском возрасте, когда закладываются основы правильной речи и формируется нервная система. В категории риска находятся юноши. Врачами установлено, что среди мальчиков заикание встречается в 4 раза чаще, чем среди девочек.

Женская психика менее восприимчива к стрессовым ситуациям, поэтому функции головного мозга восстанавливаются гораздо быстрее.

У взрослых людей это могут быть невылеченная в детстве патология речи либо же приобретенное уже во взрослой жизни психоневротическое заболевание, приводящее к тому, что человек с трудом начинает произносить фразы, протягивая неоднократно слова, запинаясь на гласных или согласных буквах. Проблемы в работе речевого аппарата мешают нормальному общению, что вызывает сильные переживания. Заикающийся человек сталкивается с тем, что ему приходится прикладывать намного больше сил, чтобы окончить школу, найти работу, устроить личную жизнь и завести друзей.

Типы заикания напрямую зависят от факторов, которые спровоцировали развитие болезни. Чтобы лечение было успешным, необходимо установить причины, лежащие в основе патологии. Согласно медицинской классификации, она может быть вызвана органическими либо же невротическими сбоями.

Если человек начал заикаться из-за нарушения в работе головного мозга, причиной развития болезни стали органические поражения тела:

  • Травмы головы, приводящие к развитию патологии мозговой деятельности. Это могут быть контузия, сотрясение мозга, ушибы, провоцирующие сбои в работе голосового аппарата.
  • Болезни, в результате которых нарушается кровоснабжение головного мозга. Сбои в работе нейронов вызывают инсульт, инфаркт, гипертонический криз. У человека, перенесшего удар, ухудшается умственная деятельность, снижается мышечный тонус, ослабевает моторика движений. К подобным проблемам с речью могут привести и патологические новообразования. Некоторые опухоли головного мозга разрушают артикуляционные способности и голосовые возможности человека.

Судорожное запинание в речи могут вызвать психоэмоциональные проблемы.

Некоторые люди заикаются из-за неврологических нарушений, которые появляются из-за сильного стресса, эмоционального перенапряжения, развития фобий. Заикание, вызванное психической травмой, возникает из-за того, что человек не может самостоятельно справиться с негативными переживаниями. Семейные и профессиональные конфликты, стремительный темп жизни, неудачные личные отношения провоцируют стрессовую ситуацию, в которой вынужден ежедневно существовать человек, что отрицательно влияет на его речевые способности.

Голосовые спазмы могут стать следствием психологической травмы. Пережив смерть родных, несчастный случай, сексуальное насилие, человек сталкивается с тем, что у него возникают проблемы с выражением и произношением своих мыслей. Его речь теряет плавность и мелодичность, становится прерывистой. Чтобы произнести одну фразу, приходится потратить много времени и сил.

В зависимости от причин, спровоцировавших болезнь, различают особенности течения и типы отклонения, поэтому во время консультации лечащий врач уделяет особое внимание этому вопросу.

У каждого человека заикание проявляется по-своему: одни испытывают трудности в общении только во время сильного нервного напряжения, другие постоянно борются с собой, чтобы легко выражать мысли при помощи слов. Характеристика основных форм заикания базируется на многолетних медицинских исследованиях.

Эти виды заикания выделены в отдельную группу. Невротическое заикание возникает в детском возрасте как результат сильного испуга и пережитого несчастного случая. Малыши не рождаются с этой патологией, а приобретают проблемы с речью из-за стресса. Происходит это в период, когда активно формируются основы речевых конструкций. Дети захлебываются словами, стараясь сказать то, что думают, торопятся и невнятно произносят фразы, съедая окончания, запинаясь на буквах. Это впечатлительные и ранимые дети, с легковозбудимой нервной системой.

Тип течения характеризуется достаточной стабильностью проявления заикания: ребенок прикладывает силы, чтобы озвучивать свои мысли, что вызывает у него огромное эмоциональное напряжение, которое провоцирует ухудшение настроения, раздражение и беспокойство. Негативные переживания еще больше влияют на речевые способности малыша.

Со взрослением ребенка болезнь может приобретать более тяжелую форму. К началу подросткового возраста (10–12 годам) у детей с невротической формой заикания формируется устойчивый страх перед общением, они начинают стесняться своего отклонения, избегая других людей. В медицине этот страх носит название «логофобия» — означает это то, что еще даже не вступив в контакт, человек боится речевой неудачи. Если заикание не удается вылечить, то уже взрослый человек будет испытывать массу отрицательных эмоций по поводу имеющейся болезни, избегая любого общения.

Неврозоподобная форма заикания вызывается психогенными причинами и развивается в 2–4 года. Поначалу врачи не могут установить факторы, которые спровоцировали отклонение. С самого рождения больные дети возбуждены и неспокойны, много плачут и громко кричат, непоседливы и раздражительны. На их поведение очень трудно повлиять, малыши не могут сидеть на месте, постоянно пребывая в движении.

Кроме того, у ребенка наблюдается отставание в развитии, ему с трудом удается произносить отдельные звуки, его словарный запас очень маленький. Нарушение речи сопровождается изменениями в координации движений тела и конечностей. Логопеды чаще выявляют плохую артикуляцию и малоподвижность органов речевого аппарата. При этой форме заикания человек либо очень быстро произносит предложения, либо же очень медлит, затягивая слова. Нередко попытки начать разговаривать сопровождаются мимическими гримасами.

Мало кто знает, что эта болезнь может передаваться от родителей к детям. Наследственное заикание возникает из-за мутации в генах.

Такая классификация заикания выделяет несколько форм заболевания, связанных с тем, что во время разговора у человека возникают судороги, мешающие работе голосового аппарата. Тоническое заикание вызывается сильным напряжением мышц горла, голосовых связок и языка при попытке произнести любое предложение, что провоцирует возникновение длительной паузы перед началом разговора. Заикающийся человек в этот момент испытывает нехватку воздуха и сильный горловой спазм.

Заикание клонического типа вызвано тем, что из-за судорог речевого аппарата человек многократно произносит отдельные фразы, спотыкаясь на буквах. У большинства людей наблюдается смешанное заикание, которое объединяет в себе признаки сразу двух этих форм.

Можно выделить несколько основных степеней заикания:

  • Легкая. Отклонение проявляется, когда человек торопится высказать свое суждение или же переживает сильные эмоции. В этом случае заикание практически не влияет на его жизнь, не мешая общению и не препятствуя процессу коммуникации с другими людьми. Это скорее спонтанное проявление речевого дефекта, вызванное эмоциональной реакцией человека.
  • Средняя. Когда человек спокоен, заикание практически незаметно. Во время волнения работа голосового аппарата ухудшается, речь становится менее четкой. В процессе разговора у человека проявляется нарушение мимики, возникают легкие судороги и покашливание.
  • Тяжелая. Заикание этой формы не зависит от того, в каком эмоциональном состоянии пребывает человек. Любая попытка высказаться сопровождается затрудненным произношением фраз, сбивчивым дыханием и голосовыми судорогами. Человек спотыкается на каждом слоге, используя при произношении много лишних звуков.

Чтобы нормализовать процесс общения и помочь человеку с подобными формами заикания коммуницировать с людьми, кроме различных логопедических упражнений, медики уделяют огромное внимание психологической работе пациента над собой.

Такая классификация заикания включает в себя виды болезни, которые зависят от того, какая часть речевого аппарата подвергается сокращениям и характеризуется периодическими колебаниями в процессе разговора.

Голосовое заикание вызывается судорогами, которые возникают при разговоре в голосовых связках.

В результате напряжения гортани происходит непроизвольное смыкание, что отражается на громкости, мелодичности и чистоте произносимого звука. Из-за судороги, сковывающей голосовые связки, у заикающегося человека нарушается дыхание, что также отрицательным образом сказывается на произношении слов. Нехватка воздуха и чувство комка в горле – часто встречающиеся симптомы при заикании. Спазм охватывает горло человека во время произношения только гласных букв. Это так называемая вокальная судорога, которая приводит к тому, что очень сильно протягиваются слова. Со стороны такой разговор похож на фальшивое пение.

Дыхательное заикание возникает из-за того, что на вдохе либо же выдохе горло человека сковывает спазм, из-за чего образуются паузы в произношении, происходит сокращение мышц горла и искажение мимики. Такая судорога может быть как короткой и незаметной, так и длительной.

Артикуляционная форма заикания проявляется из-за судорог, которые пересекают лицо либо органы речевого аппарата (язык, нос, небо), что вызывает не только проблемы с разговором, но и сильный психологический дискомфорт у человека.

Основные психотерапевтические воздействия, которые советуют использовать специалисты, направлены на то, чтобы научить заикающегося человека управлять своими эмоциями, регулировать дыхание и использовать различные методики, помогающие улучшить произношение.

Для самостоятельной работы пациент может воспользоваться дыхательными аутотренингами и гимнастиками, а также медитативными практиками, которые регулируют процесс вдоха-выдоха, успокаивают и помогают научиться управлять своими эмоциями. Правильно, легко и без остановок произносить слова помогут пение и чтение вслух.

С человеком, страдающим от заикания, одновременно должны работать психотерапевт и логопед.

Психологические консультации помогут понять причины возникновения недуга. Во время общения с психотерапевтом пациент научится существовать со своей болезнью, не считая себя ущербным. Занятия с логопедом помогут устранить дефекты речи, восстановят механизм работы голосового аппарата.

Каждая форма заикания лечится специальными методами. Чтобы процесс выздоровления был эффективным и успешным, понадобится время. Человек, борющийся с заиканием, должен быть готов к тому, что ему придется все время работать над своими разговорными навыками и умениями, но все усилия оправдаются в тот момент, когда он сможет спокойно, легко и красиво произносить все, что думает.

источник

Отечественные исследователи подходят к изучению заика­ния с диалектических позиций. Поэтому, выделяя при всем многообразии клинической картины заикания физиологичес­кие и психические моменты, первичными считают расстрой­ства физиологического характера.

На основе физиологических расстройств формируются пси­хологические особенности личности заикающегося, которые усугубляют заикание. Психологические изменения нередко выступают на первый план.

Впервые наиболее полно симптоматика заикания была представлена в работе И. А. Сикорского «Заикание» (1889). Проявления заикания у лиц в разные возрастные периоды

изучали М. Е. Хватцев, М. Зееман, Э. Фрешельс, В. А. Гиля­ровский, Н. П. Тяпугин, С. С- Ляпидевский и многие другие. В настоящее время условно выделяются две группы симпто­мов, находящихся в тесной взаимосвязи: биологические (физиологические) и социальные (психологи­ческие).

К физиологическим симптомам относятся речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики. К психологическим — речевым за­пинки и другие нарушения экспрессивной речи, феномен фик-сированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психо­логические особенности.

Основным внешним симптомом заикания являются су­дороги в процессе речевого акта. Их длительность в средних случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд. В тяжелых случаях достигают 90 секунд. Судороги различа­ются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте. При тонических судорогах наблю­дается короткое толчкообразное или длительное спазматичес­кое сокращение мышц — тонус: «т-ополь» 1 . При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выражен­ным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц — клонус: «то-то-тополь». Такими судорога­ми обычно поражается весь дыхательно-голосо-артикуляцион-ный аппарат, так как его функция управляется целостно рабо­тающей центральной нервной системой и он, следовательно, в процессе речи работает как нерасчленимое целое. В зависимо­сти от преобладания судорог в тех или иных органах речи раз­личают дыхательные, голосовые и артикуляционные.

Отмечаются три формы нарушения дыхания при заика­нии: экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (су­дорожный вдох, иногда со всхлипыванием) и респираторная (судорожные вдох и выдох, нередко с разрывом слова).

Судороги в голосовом аппарате характеризуются следую­щим образом: смыкательная (судорожно-сомкнутые голосо­вые складки не могут своевременно разомкнуться — голос внезапно прерывается, или же образуется клоническая или затяжная судорога — получается блеющий прерывающийся

1 Черта после буквы означает судорожно-затянутое произношение соответ­ствующего звука.

(«А-а-аня») или толчкообразный гласный звук («а. а. а.»); размыкательная (голосовая щель остается открытой — при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь); во-, кальная, свойственная детям (впервые выделена И. А. Сикор-ским). Дети протягивают гласные в словах.

В артикуляционном аппарате различаются судороги — губные, язычные и мягкого нёба. Чаще и резче они проявля­ются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б, т, д); реже и менее напряженно — щелевых. На звонких, как более координационно сложных, судороги проявляются чаще, чем на глухих, особенно при их сочетании с гласными, а также в начале слова, возглавляющего фразу, синтагму или абзац. Следовательно, помимо затруднений, обусловленных фонетической природой самих трудных звуков, большую роль играют грамматические факторы: положение слова во фразе, структура текста и т. п. При этом надо учитывать содержа­ние высказывания, так как известно, что заикание усиливает­ся по мере семантического и эмоционального усложнения произносимого: заикаются реже при простом повествовании о хорошо известных вещах, чем при трудных рассуждениях и спорах. Ученики меньше заикаются при пересказе хорошо подготовленного учебного материала. Известное значение в отношении частоты заикания имеет ритм речи.

Читайте также:  Логопедические занятия с дошкольниками с заиканием

В экспрессивной речи заикающихся детей отмечаются фоне-тико-фонематические и лексико-грамматические нарушения. Распространенность фонетико-фонематических нарушений за­икающихся дошкольников составляет 66,7%, среди младших школьников — 43,1%, средних — 14,9% и старших — 13,1%. Среди заикающихся дошкольников, помимо нарушений звуко-лроизношения, в 34% случаев отмечаются отклонения в разви-тии речи, в сроках появления слов, формирования фразовой речи.

Нарушаются словесное ударение, интонация, ритм. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, из­меняются громкость и темп произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевым намерением, эмоциональ­ным состоянием заикающегося.

Изучение нестабильной частотности пароксизмов заикания позволяет обосновать понятие о сохранных участках правиль­ной речи, об определении уровня сохранной речи в зависимо­сти от разной степени сложности речевой деятельности и ре­чевых ситуаций. Выявление уровня сохранной речи имеет определяющее значение для основных коррекционных задач

на каждом этапе последовательной логопедической работы В проявлениях заикания характерными являются такдсе различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миок-лонусы в мышцах лица, шеи) и произвольными уловками. К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою трудную речь.

Нередко отмечается общее моторное напряжение, скован­ность движений или двигательное беспокойство, расторможен-ность, дискоординация или вялость, переключаемость и пр. Некоторые исследователи указывают на связь заикания с амбидекстрией (леворукостью).

Еще в начале XX в. Т. Гепфнер и Э. Фрешельс подчеркива­ли, что * специфической основой заикания» является то психи­ческое состояние, на основании которого возникает «сознание расстройства речи». Впоследствии Ф. Штоккерт, Ю. А. Фло­ренская, М. И. Панкин, М. Е. Хватцев, А. М. Смирнова, Н. А. Власова, Н. И. Жинкин и другие также отмечали усу­губляющую роль зафиксированного внимания заикающихся на своем дефекте.

Одним из основных явлений, из которых развивается не­вротическое расстройство, является чувство собственной не­полноценности. И чем больше фиксируется больным внима­ние на своем болезненном симптоме, тем более упорным он становится. Так образуется порочный круг, из которого боль­ной никак не в состоянии выбраться: болезненный симптом заставляет его фиксировать на нем свое внимание, а вслед­ствие этого симптом еще усиливается и еще более приковы­вает к себе внимание больного. Н. И. Жинкин, рассматривая заикание как расстройство речевой саморегулировки, отмеча­ет, что чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегуляция. Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и, возникает все чаще, теперь уже перед началом речи. Процесс становится циркулярным, так как дефект на приеме усиливает дефект на выходе.

Исследователи заикания в понятие фиксированности на дефекте вкладывают разное содержание: особое свойство вни­мания (устойчивое, застревающее навязчивое, концентрирован­ное), осознание дефекта, представление о нем, разное эмоцио-

нальное отношение к нему (переживание, тревожность, бояз­ливость, страх).

Опираясь на опыт работы с заикающимися разного возра­ста и общие принципы системного подхода в психологии (Л- С. Выготский, С. Я. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лу-рия, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, П. Я. Гальперин, В. Д. Небы-лицын, Д. В. Эльконин и др.), можно представить психологи­ческую модель возникновения и развития феномена фиксированности с позиции интегрального взаимодействия психических процессов, состояний, свойств и действий у заи­кающихся. Различие между заикающимися и свободно гово­рящими выражается не в степени продуктивности той или иной деятельности, а в специфике ее протекания. От первого непроизвольного эмоционального реагирования на дефект у заикающихся детей постепенно формируется свое отношение к нему, связанное с эмоциональными переживаниями и отра­жается в волевых усилиях (действиях и поступках) в само­стоятельной и безуспешной борьбе с заиканием.

Понятие феномена фиксированности в данном случае мож­но определить так: это есть отражение объективно существу­ющего речевого дефекта (речевых судорог) во всей психичес­кой деятельности заикающегося человека. Это результат процессов получения и переработки информации о речевых трудностях (или помехах) и связанных с ними неприятнос­тях, трансформированных в психических процессах, состоя­ниях и свойствах заикающегося и проявляющихся в его вза­имодействии с окружающей социальной средой.

Важно найти критерии, которые характеризуют нарастаю­щую сложность разных уровней (степеней) фиксированности на дефекте. В качестве такого критерия могут быть использо­ваны 3 варианта эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту (безразличное, умеренно-сдержанное и безна­дежно-отчаянное) и 3 варианта волевых усилий в борьбе с ним (их отсутствие, наличие и перерастание в навязчивые Действия и состояния). В связи с этим оправдано введение рабочего термина «болезненная фиксация» для выделения соответственно трех групп заикающихся:

1. Нулевая степень болезненной фиксации: Дети не испытывают ущемления от сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обид­чивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.

2. Умеренная степень болезненной фикса­ции: старшие школьники и подростки переживают свой де­фект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным улов­кам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.

3. Выраженная степень болезненной фикса­ции: у заикающихся переживания по поводу дефекта выли­ваются в постоянно тягостное чувство неполноценности, ког­да каждый поступок осмысливается через призму речевой неполноценности. Это чаще подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерен уход в болезнь, болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуациями и пр.

Изучение феномена фиксированности заикающихся на своем дефекте позволило установить следующее:

1. Фиксированность является одним из основных факто­ров усложняющих структуру дефекта и эффективность его преодоления.

2. Имеется прямая зависимость его от возраста детей (или стажа заикания). Это объясняется наличием неблагоприят­ных факторов окружающей среды, совершенствованием и усложнением психической деятельности в связи с формиро­ванием личности детей, появлением сдвигов в нервной и эн­докринной системах, связанных с пубертатным периодом.

3. Отмечается связь с усложняющимся характером мотор­ных нарушений. Тоническая судорога иногда может рассмат­риваться как попытка заикающегося бороться со своим не­дугом. Характер моторных нарушений у заикающихся обычно связан с эмоциональным отношением ребенка к дефекту.

4. Эффективность логопедической работы с заикающими­ся детьми находится в зависимости от разной степени их фиксированности на дефекте: чем больше фиксированность, тем ниже результаты логопедической работы, и наоборот.

Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавить­ся от него или хотя бы замаскировать порождают у заикаю­щихся различные психологические особенности: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость, внушаемость и многое другое.

В настоящее время делаются попытки не только глубже изучать индивидуальные психологические особенности заи­кающихся, «но и комплектовать по этому признаку группы

для обоснованной психотерапевтической направленности ло­гопедической работы с ними.

В зависимости от благоприятных социальных условий, в которых растет и воспитывается ребенок, а также от его пре-морбидных особенностей психические явления могут в раз­ной степени и кратковременно проявляться или закреплять­ся и перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя в целом уже психологические особенно­сти заикающихся. Попытки замаскировать речевые трудно­сти порождают у заикающихся различные неречевые и рече­вые уловки, которые наблюдаются в общей моторике (движения руками, ногами, корпусом, головой и др.); реже — в речевой моторике (покусывания кончика языка, нижней губы, облизывание губ, причмокивание, беззвучное артикулирова­ние звуков и т. д.) в виде вспомогательных звуков их сочета­ний или слов (эмболы): э, и ну, вот, да и т. д.

Различают три степени заикания: легкая — заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта; сред­няя — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются; в эмоциональном состоя­нии проявляется сильное заикание; тяжелая — заикают­ся в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движе­ниями.

Выделяются следующие типы течения заикания: посто­янный — заикание, возникнув, проявляется относительно по­стоянно в различных формах речи, ситуациях и т. д.; вол­нообразный — заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает; рецидивирующий — исчезнув, за­икание появляется вновь, т. е. наступает рецидив, возврат за­икания после довольно длительных периодов свободной, без запинки речи.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

В современном мире заикание распространённое заболевание. Им страдают и взрослые, и дети. У первых же эта патология затягивается с детства, в дальнейшем могут прибавляться психологические расстройства, связанные со страхом общения.

Болезнь может проявлять себя по-разному и усиливаться или затухать в определённой обстановке или при эмоциональном состоянии пациента.

В этой статье поговорим о клинических видах, формах и степенях заикания у детей дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых людей, дадим характеристику типам течения логоневроза.

Какое количество степеней заикания различают? Заболевания делят по степени его выраженности. Поэтому выделяют 3 степени заикания у ребенка и взрослого:

Лёгкая форма заикания (логоневроза). Практически не мешает свободному общению. Патология практически никак себя не проявляет. Но в стрессовой ситуации или при попытке что-то быстро сказать, возможны незначительные запинки.

Но в спокойной ситуации, речь становится опять ровной и членораздельной. Если легкая степень заикания обнаружилась у ребёнка, то родителям стоит обратить внимание, ведь лучше лечить болезнь на ранней стадии.

Иначе она может прогрессировать. В будущем эта наиболее ранняя и легкая форма заикания может доставить немало проблем.

  • Средняя. Заикание сильно проявляется у ребенка или взрослого только в момент эмоционального возбуждения. Пациент не может закончить фразу. В повседневном общении, человеку заикание средней степени тяжести практически не мешает, хоть и затрудняет его.
  • Тяжёлая форма заикания. Патология проявляется в любом эмоциональном состоянии. Больной испытывает трудности при общении или всячески его избегает. Заикание высокой степени также сопровождается разного рода осложнениями: судороги мышц лица, рук, ног и пр.
  • Взрослые страдают от заикания с детства. Именно с тех пор, когда патология была не долечена или попросту проигнорирована.

    Обычно человек начинает заикаться при нахождении среди большого количества людей. Оно сопровождается паническими этакими, ощущением удушья и сильным сердцебиением. Во взрослом возрасте регистрируются судороги во всех отделах речевого аппарата.

    Речь сопровождается бессознательными и хаотичными движениями рук, ног и туловища. Человек обычно склонен избегать общения. Очень замкнут. На этой почве может развиваться депрессия.

    Возникает вследствие распространения чрезмерного возбуждения двигательных центров головного мозга к соседним структурам, в том числе и на те центры, которые отвечают за эмоции.

    Спазмы, возникающие в речевом аппарате (мышцы нёба, языка, губ) или в мышцах гортани, вызывают заикание. Оно проявляется при нарушении дыхания, так как происходят дыхательные судороги.

    Патология может протекать по разному типу:

  • Регредиентный. Улучшение симптоматики, исчезновение признаков заикания и страха боязни речи, уменьшаются судороги и сопутствующие патологии.
  • Хронический. Если в течение некоторого времени (6 мес.), признаки заболевания не проходят, то заикания считается хроническим. Оно протекает по таким типам:
    • постоянному. Признаки и тяжесть течени не меняется со времени. Сопутствующие симптомы: моторные и психопатические нарушения тоже не изменяются. Болезнь протекает однообразно;
    • рецидивирующему. Рецидивирующее заикание характеризуется периодами ремиссии, когда клинические признаки затухают и рецидивами: заикание проявляется вновь;
    • волнообразному. Речь больного постоянно меняется: она то улучшается, то ухудшается. Симптоматика волнообразного заикания может носить сезонный характер, например, ухудшаться в весенне-летний период и пр. Изменения могут зависеть от возраста больного или каких-либо эмоциональных причин. Но такой тип течения болезни проявляется и в спокойном состоянии человека, то есть без видимых причин.
  • Прогредиентный. Отмечается постепенное ухудшение состояния больного.
  • Выявляется и сопутствующее осложнение — эмболофразия. Это нарушение характеризуется тем, что больной в речи постоянно добавляет лишние слова (короче, так сказать, ну, это и пр.) или повторяет их, они не имеют смысла.

    Это делается для того, чтобы потянуть время и выбрать более удобные для произношения слова или конструкции.

    Патологию также различают по причине её возникновения. По этиологическому признаку различают следующие виды заикания: невротическое и неврозоподобное.

    Сравнительная характеристика невротической и неврозоподобной форм заикания представлена в таблице:

    Вид патологии Причины Симптомы
    Невротическое Болеют взрослые и дети. Источник заболевания — негативный психологический фактор, испуг или стресс, который пережил человек в детстве. Но не все люди, пережив негативный опыт становятся заиками. Виною всему генетическая предрасположенность. У таких пациентов наблюдается повышенная судорожная готовность речевого центра и мускулатурный и нервный тонус. Ребёнок может начать заикаться под влиянием постоянного стресса, например, при неблагоприятной обстановке в семье. По степени тяжести может быть лёгким, средним и тяжёлым. По течению оно бывает постоянным и независящим от внешних обстоятельств, волнообразным и рецидивирующим. То есть периоды болезни могут усиливаться или ослабляться или вовсе прекращаться на некоторое время и возвращаться вновь. Заикание напрямую зависит от эмоционального состояния человека. Так, если он находится среди близких и в спокойной обстановке, то клинические признаки могут отсутствовать. И, наоборот, в обществе или в незнакомой обстановке клиника заикания может показать себя во всей красе и мешать пациенту взаимодействовать с обществом.
    Неврозоподобное Источник болезни — органическое поражение мозга и функциональное изменение ЦНС. Эти поражения возникают обычно в период внутриутробного развития плода. Влияет на формирование патологии родовая травма или инфекционные болезни.

    К предрасполагающим факторам развития изменений в головном мозге ребёнка, относят:

    1. Инфекционные заболевания родителей.
    2. Психические расстройства родителей.
    3. Осложнения беременности.
      Приём медицинских препаратов во время вынашивания ребёнка, которые противопоказаны к этому.
    4. Алкоголизм и наркомания родителей.
    Симптоматика патологии формируется и проявляется во время активного формирования речи. Проявления болезни не зависят от психоэмоционального состояния пациента и носят постоянный характер. Для этого вида заиканий характерны судороги в артикуляционном аппарате: языке, небе и губах. Речь больного монотонная и невыразительная. У детей может наблюдаться общее недоразвитие речи. Клинические признаки заикания возрастают при повышенной речевой нагрузке или после перенесённых инфекционных заболевания. В переходном возрасте у ребёнка симптоматика может усиливаться. Появляется боязнь разговаривать с посторонними людьми. Усиливается тревожность. Патология в основном носит волнообразный характер. Зависит от психологического и физического состояния.

    Какое еще бывает заикание? В зависимости от их локализации, заикание разделяют на:

    Тоническое. Наиболее распространённый тип патологии. Чрезмерное возбуждение передаётся на речевой аппарат, где происходит судорога. Вследствие этого нарушается нормальная речь.

    Обычно больной не может произнести какой-либо звук или начать новое слово. При этом лицо и шея выглядят со стороны очень напряжёнными.

    Может также быть длительно сокращение дыхательных мышц и больному часто не хватает воздуха для продолжения речи.

  • Клоническое. Выражается в повторении отдельных звуков, частей слова или всего слова целиком. Для этого типа патологии характерно непроизвольное и частое сокращение мышц речевого аппарата. Обычно заикание проявляется перед произношением сложно произносимыми звуками.
  • Смешанное. Смешанная форма заикания может проявляться как клоническими, так и клоническими судорогами. Одна форма может накладываться на другую. У больного наблюдаются длительные паузы или же провалы в речи.
  • Судороги, которые приводят к запинкам в речи, локализуются в разных отделах:

    1. Артикуляционный. Судорога может затрагивать мышцы лица (происходит сокращение мышц верхней или нижней губы, в результате чего происходит оттягивание уголков рта в стороны или судорожное его открытие, в некоторых случаях мышцы шеи, лба и ушей тоже принимают участие), мышцы языка (непроизвольное его вываливание из полости рта, непроизвольное открытие рта и пр.), мышц мягкого нёба (в этом случае проход из глотки в носовую полость то закрывается, то открывается).
    2. Дыхательный. Наблюдаются при вдохе, но они мало заметны и проявляются как незначительные паузы в разговоре. Происходят с различной частотой и интенсивностью. При выдохе пациенту с трудом удаётся закончить слово или фразу. При этом происходит сильное сокращение мышц пресса. Судорога затрагивает лицевые мышцы, в результате чего лицо искажается. Ощущается нехватка воздуха.
    3. Голосовой. Голосовые складки постоянно то смыкаются, то размыкаются, это приводит к тому, что речь пациента становится прерывистой и вибрирующей. Во время разговора голосовые складки могут полностью сомкнуться, что приводит к резкой паузе и потере голоса, при этом человеку не хватает воздуха. Судорога возникает при произношении гласных звуков, при этом пациент их удлиняет до такой степени, что часто проявляется нехватка воздуха. Мышцы шеи напрягаются, а голос становится неестественным. Артикуляция может не проявляться.
    4. Смешанный. Судороги при заикании могут чередоваться друг с другом и могут накладываться одни на другие.
    Читайте также:  Логопедическое групповое занятие при заикании

    Проявляются у детей в дошкольном возрасте, при формировании речевых навыков. Проявляются в виде повторения некоторых звуков или слогов. Не препятствуют нормальному общению, со временем проходят. Не является патологией.

    Простыми словами физиологические итерации можно объяснить тем, что речевые способности ребёнка не успевают догнать мыслительные возможности.

    Отличается от заикания тем, что при нём речь ребёнка становится неправильной, паузы затягиваются и ребёнку сложно начать говорить или продолжать речь. Но в любом случае, заключение должен дать специалист.

    Теперь вы знаете, какой степени заикания сопутствует эмболофразия, каковы характеристики рецидивирующего типа течения логоневроза, какой тип характеризуется достаточной стабильностью, а какой периодическими колебаниями и т.д.

    Заикание может перерасти в серьёзную патологию и испортить ребёнку жизнь в будущем. К болезни может прибавиться страх общения, депрессии и многие другие отклонения.

    Поэтому даже при малейших симптомах недуга следует обратиться к специалисту за помощью.

    Невротическое заикание – расстройство нервной системы, отражающееся на плавности и ритме речи пациента. Патология также известна под названием «логоневроз». Заикание…

    Неврозоподобное заикание имеет свои особенности патогенеза и этиологии. Исправить ситуацию можно только лишь устранив первопричину патологии. Для этого специалисты проводят…

    Заикание или логоневроз классифицируют по нескольким признакам. В зависимости от типа речевых (т.е. артикуляционных) судорог, появляющихся при разговоре, выделяют три…

    источник

    Как взрослым, так и детям свойственен логоневроз, затрудняющий их контакты с социумом. Заикающиеся закрываются в собственном мире из-за того, что их не понимают. Это негативно влияет на развитие, карьеру и личные достижения, клиническим проявлениям может сопутствовать нарушение психологического баланса.

    Заикание – это темпо-ритмическое нарушение речи, возникающее еще в детском возрасте. Без лечения состояние может сохраняться долгие годы. Для таких больных также характерно изменение позы, мимики и координации движений. Чтобы лечение было успешным, необходимо различать виды и разновидности патологии. Способствуют развитию заикания другие логопедические патологии, например, фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

    Для заикания характерен волнообразный характер течения, дефекты речи чаще проявляются в стрессовых ситуациях. Его непостоянство усугубляет отрицательные эмоции у больного.

    Статистика в мире говорит о том, что на долю заикающихся приходится 1% взрослого населения и 2-3% детей.

    Высшая нервная деятельность зависит от процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. В том случае, когда нервная система становится уязвимой, например, в период активного развития фразовой речи и формирования мышления, нарушается их нормальное взаимодействие.

    Это приводит к возникновению неправильного условного рефлекса. В результате нарушается координация движений речевого аппарата, темп и ритм дыхания, из-за повышения тонуса возникают судороги. От их тяжести, локализации зависит форма заикания и подбор последующей терапии.

    При патологии происходит судорожное сокращение мышц артикуляционного аппарата. Оно характеризуется не только снижением плавности речи, но и запинками и паузами в разговоре. Его проявления могут быть умеренными или в более тяжелой степени. Долгое время считалось, что характерными симптомами у заикающихся являются трудности с проговариванием звуков «б» и «п». Но это не так. Дефект связан с произношением определенных фонем, количество которых может различаться. Спазм часто носит психогенный характер.

    Степень выраженности психоречевой патологии оценивается по таким критериям: наличию неврологических и психических проблем, возможности вести полноценную жизнь, общим клиническим симптомам. Выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень заикания в зависимости от интенсивности и длительности судорог. При малых проявлениях дефекта появляются небольшие запинки в свободной речи. Несмотря на то, что это может не мешать человеку, отклонение необходимо лечить и наблюдать в динамике. Средняя степень – это запинки в диалогах и монологах. Ребенок общается со сверстниками, но ему сложно закончить мысль, фразу. В тяжелых случаях нарушения затрагивают все аспекты речи, что вызывает существенный дискомфорт у человека. Через некоторое время возможно присоединение вторичных отклонений: логофобии, эмболофразии.

    При логофобии малыш станет сознательно игнорировать «трудные» звуки, из-за их замены или пропуска речь станет невнятной. Возникнет страх устного общения. Эмболофразия – патологическое состояние, при котором ребенок вставляет в слова определенные фонемы.

    Классификация типов заикания по характеру судорог артикуляционных мышц:

    • Клоническое заикание − если идет повтор первых звуков или слогов в словах; распространяется на весь речевой аппарат; часто отмечается на начальном этапе развития патологии (па-па-па).
    • Тоническое заикание – с характерными паузами в середине слова; они могут быть короткими в виде толчка или длительных спазмов; речь такого ребенка напряженная; судороги затрагивают даже мышцы живота (па-а-а-а).
    • Смешанное – возникает в результате длительного течения заболевания.

    Характеристика по локализации судорог:

    • дыхательная форма;
    • артикуляторная;
    • голосовая;
    • смешанная.

    При повышенном тонусе мышц артикуляционного аппарата перекашивается лицевая мускулатура, возникают судороги губ, языка и мягкого неба. Для дыхательного типа заикания характерен резкий и шумный вдох посреди разговора, возникновение пауз. Основным симптомом голосовой формы являются судороги при произношении гласного звука, наблюдается полная потеря голоса или его прерывистость. Такая форма встречается реже остальных.

    Еще одна классификация выделяет невротическую и неврозоподобную формы заикания. Второй тип является следствием психического расстройства, сопровождается нарушением моторики, потерей контроля над артикуляционными движениями. Такие дети отстают в развитии от сверстников. Необходимо отметить, что этот тип нарушения речи возникает вторично и всегда связан с отклонениями в психике больного. Изменения выявляют во время МРТ-диагностики или на электроэнцефалограмме.

    Особенность невротической формы в том, что невозможно обнаружить во время инструментального обследования какие-либо изменения. Болезнь поражает детский организм в 3-4 года и отличается быстрым прогрессированием. Наедине с самим собой заикание практически не проявляется, что объясняется отсутствием стресса и дискомфорта. Усиление проявлений заикания происходит в младшем школьном возрасте, у подростков. Патологии свойственно хроническое течение.

    По статистике, мальчики в 3-4 раза чаще страдают от заикания, чем девочки. Это объясняется тем, что доминантное речевое полушарие головного мозга у женщин развито лучше, чем у мужчин.

    При возникновении запинки возникают такие дополнительные признаки: дети могут нервно топать ногами, бить рукой о предмет или причмокивать. Вначале это помогает проговариванию фразы, но в дальнейшем усугубляет течение патологии.

    Классификация заикания также осуществляется по причине его возникновения:

    • из-за левшества;
    • подражающего характера;
    • связанное с неустойчивым эмоциональным фоном;
    • вторично при аномалиях органов речевого аппарата.

    По анатомо-физиологическому признаку дети подразделяются на две группы: с паллидарным синдромом и стриарным. В первом случае они заторможены, скованны, плохо ладят с окружающими. Во втором присутствуют явные нервно-психические нарушения, но дети общительны и подвижны, их не беспокоит заикание.

    По клиническим проявлениям выделяют такие типы:

    • врожденное заикание (патология возникла на этапе внутриутробного развития, вследствие перенесенных травм, инфекций, соматических заболеваний);
    • на фоне запинок в речи появилась неуравновешенность;
    • заиканию предшествовали истерические реакции, тяжелый невроз;
    • психически неустойчивая эмоциональность спровоцировала нервное расстройство.

    А. Ф. Шельтинг (50-е годы XX в.) также выделяла отдельно запинки в речи, которые возникли из-за ЗРР, связанной с алалией. Такие дети страдают от общей слабости, недостаточности мускулатуры органов речи, возможно «косноязычие». Отдельной оценке подлежит заикание у психопатов с эписиндромом, шизоидов, людей с истерией (М. Е. Шуберт (1928)).

    Еще одна классификация патологии Н. М. Асатиани и В. Г. Казакова, связанная с психическими отклонениями:

    • заикание сопровождается органическим поражением ЦНС;
    • с невротическими расстройствами;
    • психопатиями;
    • вялопрогредиентной шизофренией.

    В целом, разделение на типы и группы возможно по ряду признаков. Каждая из классификаций может быть использована в клинической практике.

    Это интересно! Дети, которые живут в крупных городах, страдают от такого нарушения речи чаще. Медицинские специалисты отмечают взаимосвязь с климатом и темпом жизни.

    В одних случаях заикание проявляется внезапно, в других дети приходят к нему постепенно, вначале медленно протягивая звуки.

    • болезни матери в период беременности;
    • неблагоприятные социальные условия и микроклимат в семье;
    • тяжелые нарушения ЦНС;
    • большие умственные нагрузки;
    • тяжелые черепно-мозговые травмы;
    • стресс;
    • соматические и инфекционные болезни.

    Большинство ученых склоняется к тому, что заикание имеет неврологическую природу. С другой стороны, не у каждого человека срыв приводит к его возникновению. Все зависит от типа высшей нервной деятельности. При наследственной предрасположенности также риск достаточно велик. Иногда заикание появляется без причины. Поскольку у детей нервная система уязвимее, чем у взрослых, риск дефекта речи выше. Зацикливание на проблеме только усугубляет течение патологии, осложняя его течение.

    Заикание проявляется не только расстройством речевой деятельности и нервной системы, нарушения могут затрагивать другие органы на фоне ослабленного иммунитета, отражаться на общей и речевой моторике, психологическом состоянии. Психосоматика может вызвать боязнь разговаривать. В одних случаях при длительном действии раздражителя человек постепенно перестает на него реагировать, в других может возникнуть обострение.

    Если запинки не носят судорожный характер, при создании благоприятных условий ребенок практически свободно общается со сверстниками. Процент таких детей достигает 80% в возрасте от 2-4 лет. Прогноз благоприятный при отсутствии осложнений.

    Напротив, когда ребенок зацикливается на проблеме, это не только усугубляет течение болезни, но и провоцирует новые приступы. Появляются навязчивые страхи: логофобия, звукофобия. Такие дети внешне застенчивые, робкие, им свойственна повышенная тревожность. Сложная природа возникновения заболевания требует комплексного подхода к лечению.

    Терапия должна состоять из логопедических упражнений, приема медикаментов, тренировки артикуляционных движений, работы с психотерапевтом. Дифференциация осуществляется после анализа структуры дефекта речи и этиологии его возникновения. Сочетание педагогического и клинического методов терапии нормализует все составляющие речи, работу артикуляционного аппарата, психические процессы в организме. Таким образом, лечением занимаются логопеды, психологи, неврологи, физиотерапевты и социальные педагоги.

    Невротическая форма заикания лечится медикаментами, стресс-терапией, гипнозом, аутогенной тренировкой. Параллельно проходят занятия с логопедом. Неврозоподобный тип патологии требует специально подобранного комплекса мероприятий, направленных на восстановление после органического поражения мозга. Больной нуждается в тренировке памяти, внимания. Терапия должна быть направлена на выработку новых рефлексов и доведение их до автоматизма. Большое значение для коррекции речи имеет отработка темпа и ритма. Чтобы речь была слитной, в логопедии используют такие упражнения:

    • вдумчивое проговаривание слов;
    • произношение фраз под музыкальное сопровождение;
    • синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки.

    Положительная динамика отмечается при проведении занятий под музыку, чтении стихотворений. Комплекс педагогических занятий также подбирается с учетом возраста больного. Так, с детьми, посещающими ДДУ, занимаются в игровой форме. Задания составляют таким образом, чтобы воспитывать в ребенке личность.

    Некоторые педагоги придерживаются другого подхода. Коррекция заключается в постановке сюжета с несуществующим собеседником, могут создаваться бытовые ситуации, ролевые игры. Используется все, что стимулирует речевую активность. Похожим действием обладает «сценотест» Г. Стаабс, в котором с помощью кукол раскрывают суть конфликта. Это также снимает психическую напряженность. Чтобы усилить эффект, автор предлагает добавить занятия по аутогенной тренировке.

    Отдельно изучалось влияние групповой психотерапии у взрослых (посредством ведения диалога, коррекции мимики и жестикуляции, занятия по проективному рисованию, социометрии и др.). К. М. Дубровский (1966) применял императивное внушение, цель которого в выработке положительных эмоций взамен утвержденным психологическим установкам. Ю. Б. Некрасова (1984) считала, что больной зациклен на страдании, избавиться от которого невозможно быстро. А сеансы стресс-психотерапии вызывают у больных активность, готовность перешагнуть через барьер. В. М. Шкловский (1994) показал, как внушение способно устранить у заикающихся страх речи в экстремальной ситуации.

    По мнению многих педагогов, основой положительной коррекции является замедление произношения. Так не только уменьшаются мышечные спазмы и судороги, но и нормализуется дыхание, голос становится более звонким, а артикуляционные движения более согласованными. Также необходимо работать над интонацией, речь должна быть выразительной и эмоциональной. Этого добиваются постепенно, работая над темпом и модуляцией голоса. Монотонность полезна на начальном этапе терапии, но недопустима при закреплении новых навыков.

    Заикание у взрослых по методике G. Апdrews, Р. Ноwie (1981) нужно лечить следующим образом: сначала скорость речи составляет 50 слогов в минуту, это оптимальный темп при данной патологии. Затем ее увеличивают до показателей нормы. По мнению Л. З. Андроновой (1993) необходимо обязательно начинать коррекцию с определения скорости речи, которая у каждого человека разная. Она говорила о том, что нельзя навязывать заикающемуся насильственно замедление скорости речи. Сначала она должна быть разбита на слоги и сопровождаться движениями пальцев рук.

    Медицинскими исследованиями подтверждено, что при подавлении речи шумом изменяются ее характеристики, она становится медленнее. Ведущее место в терапии заболевания занимает метод биологической обратной связи (БОС). Его действие базируется на принципе саморегуляции организма. Речевой сигнал преобразовывается в зрительный образ, что позволяет установить правильные функциональные связи.

    Чтобы лечение было эффективным, оно должно отвечать многим требованиям:

    • быть начатым при появлении первых симптомов;
    • проводиться до закрепления результатов;
    • быть комплексным;
    • схема определяется с учетом возраста, психотипа человека;
    • соответствовать типу дефекта, степени тяжести нарушений.

    Центральная нервная система у детей быстро приходит в норму при своевременной коррекции, поэтому при условии правильного подбора средств терапии, прогноз благоприятный. Правильная тактика предусматривает комплексное использование медицинских, педагогических и психологических способов.

    Полезные советы родителям:

    • не перебивайте ребенка, не заканчивайте за него фразы, так он будет нервничать и заикаться еще больше;
    • основным правилом общения должно стать умение выслушать собеседника;
    • уделяйте малышу больше времени, в течение которого общайтесь с ним и читайте книги с картинками – это развивает речь;
    • не критикуйте и старайтесь не повышать голос.

    Кто лечит заикание? С помощью гипноза, аутотренинга психотерапевты. Чтобы уменьшить напряжение, используют иглорефлексотерапию. Задача психологов в выявлении причин дефекта и работы над ними. Кроме того, сеансы способствуют адаптации в обществе, раскрепощают больного.

    Логопеды учат правильно дышать во время речи с помощью дыхательной гимнастики, пользоваться голосом, вербальному общению, обращают внимание на такие характеристики, как плавность и ритмичность. Занятия лечебной физкультурой способствуют повышению иммунитета, улучшают координацию движений.

    Обратите внимание! Заиканию свойственны рецидивы в течении, поэтому требуются повторные курсы терапии до закрепления навыков.

    В период ремиссии необходимо не допускать серьезных соматических заболеваний. Любое нарушение здоровья может спровоцировать возврат дефекта.

    Не стоит надеяться, что ребенок перерастет заикание, самостоятельно оно не пройдет. Наилучшего результата добиваются при раннем обращении к специалистам. Помните, что важной составляющей здоровья человека с подобной проблемой является обстановка в семье.

    источник