Меню Рубрики

Стресса и фрустрации при появлении и развитии невротического заикания

Невротическое заикание – расстройство нервной системы, отражающееся на плавности и ритме речи пациента. Патология также известна под названием «логоневроз».

Заикание у взрослых и детей может возникнуть на фоне затяжного стресса, при или после перенесённого эмоционального шока. Ежегодно десятки тысяч человек обращаются с подозрением на логоневроз к логопедам и неврологам.

Рассмотрим подробнее, какая форма заикания вызывается психогенными причинами и психотравмами, что предшествует возникновению приобретенного логоневроза невротической формы, чем обусловлен механизм заболевания.

Невротическое заикание (либо логоневроз) – одна из форм нарушения речевых функций, которая выражается в искажении ритма разговора, появлении речевых повторов и невротических запинок.

Данное заболевание, подобно аналогичным заиканиям, формируется вследствие тонических и тоникоклонических судорог в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре.

Логоневроз тесно связан с психотравмирующими событиями, благодаря чему он относится к группе неврозов. Однако заболевание также может быть вызвано внезапно.

В группе риска находятся дети. Главным образом во время активного формирования речевых функций. Кратковременные запинки речи наблюдаются у 4-х детей из 100.

Основной причиной появления невротических запинок является влияние психотравмирующей ситуации либо затяжного дистресса.

В случае единоразового разрушительного психоэмоционального события заболевание может пройти через некоторое время, более серьёзные последствия (вплоть до преходящего мутизма) выражаются вследствие продолжительного пребывания в неблагоприятной для психики среде.

Можно ли начать заикаться от испуга? Примеры психогенных причин заикания у детей и взрослых:

  • стресс, сильный испуг или сильный гнев;
  • чрезмерная нагрузка при обучении разговорной речи;
  • нарушение семейных ролей и функциональности семьи у детей;
  • подражание разговору заикающегося родственника или друга;
  • потеря близкого человека;
  • проблемы любовного характера.

Зарождение и формирование логоневроза в современной медицине ещё недостаточно изучено.

Предположительно, при воздействии острых стрессовых ситуаций невротические запинки развиваются посредством появления устойчивой патологии условно-рефлекторных функций. А окончательное закрепление болезни – формированием моторного автоматизма.

Можно сделать предположение, что в возрасте с 2-х до 4-х лёт на заикание влияет патологическое закрепление естественных речевых запинок, характерная для данного возрастного периода формирования речевых функций (т.н. функциональное заикание).

Как показывает статистика, зачастую заикание на ранних стадиях начинает проявляться среди детей 3-5 лет. Осложнение симптоматики и сопутствующих невротических реакций можно наблюдать в основном среди подростков, в периоде 15-17 лет.

Процесс осложнения связан со стремительными возрастными переменами в организме человека. Логофобия (страх речи) формируется именно в период пубертата, также появляется субдепрессивные изменения настроения, возникают разного рода астенические и сомато-вегетативные расстройства.

Последствия перенесения повреждения психики могут проявляться в виде мутизма по причине торможения в зонах речедвигательного анализатора. Мутизм выражается в отказе больного от использования речи.

Длительность «периода молчания» варьируется в зависимости от состояния нервной системы, а также тяжести травмы. Торможение влияет на отделы коры и подкорки головного мозга, захватывает ствол и ретикулярную формацию.

Заикание является только симптомом различных расстройств, из списка которых преобладают: синдром неврозоподобного нарушения речи и речевой невроз (логоневроз).

Другие виды патологии могут существовать в рамках кататонии, эпилепсии, деменции и т.д. В подобных случаях больного направляют на борьбу с главенствующим заболеванием.

Существует также заикание неопределённого происхождения, которое не укладывается целиком в дихотомию логоневроза – это неврозоподобный логосиндром резидуально-органического типа.

Впоследствии растормаживания появляются фрагменты диссоциации различных уровней ЦНС. У больного ребёнка идут отдельные слова, ломается темп, изменяется плавность речи и появляются запинки, ребенок заикается, когда волнуется или нервничает.

Влияние психологически неблагоприятной среды для пациента в таком состоянии может повлечь закрепление речевых дефектов и невротических реакций.

К симптоматике нервного заикания у детей может присоединиться синдром страха, характерный для детских неврозов: больной ребёнок начинает стремиться избежать речевых контактов, идёт нарушение коммуникативных функций.

В процессе взросления вероятно появление страхов и навязчивых мыслей, заикание появляется у взрослого человека при волнении. Речевые нарушения могут то исчезать, то возникать вновь.

Чем характеризуются движения детей, страдающих невротическим заиканием? Многие исследователи данной речевой патологии высказывают различные мысли касательно сопутствующих ритуальных движений у больного. На фоне психастенической акцентуации характера была диагностирована специфическая логофобия.

У учеников школ отмечались частые прикосновения ко лбу (жест напряжённой мысли). Работящие люди наблюдали у себя, например, при общении с начальством, переминание с ноги на ногу, прикосновения к мочке уха, похлопывание по определённой части тела.

Диагностика логоневроза проходит при наблюдении сразу нескольких специалистов. Опишем детально диагностическую схему: от обращения к врачам до постановки диагноза.

Как проходит диагностика невротического заикания:

  1. Обращение к специалистам в области логопедии и неврологии.
  2. Обследование речи пациента логопедом, определение нарушения темпа, ритма, плавности, наличие ошибок, повторов, растягиваний звуков и прочих дефектов.
  3. Полная неврологическая проверка состояния психического здоровья. В том числе проверка рефлексов больного.
  4. Назначение детального курса лечения.

Дифференциальную диагностику применяют для того, чтобы отличить невротическое заикание от неврозоподобного. Последний тип патологий возникает ввиду черепно-мозговых травм или множественных отклонений центрально-нервной системы.

В основном, неврозоподобное заикание сопровождается органическими изменениями личности: инертность, несменяемость эйфорического состояния, затруднённая переключаемость.

Во избежание органической природы заикания врачами в дополнение назначается проведение следующих исследований: МРТ, Эхо-ЭГ, ЭЭГ, РЭГ или КТ головного мозга.

Необходимо понимать, что невротическое заикание (когда ребенок или взрослый внезапно, резко начал заикаться) может являться сопутствующим заболеванием при определённых психических отклонениях (например: шизофрения, олигофрения, психопатия). В таких случаях больному назначают консультацию у психиатра.

Кроме того, невротическое заикание следует отличать от функционального заикания у детей. Последнее возникает из-за быстрого развития речи в возрасте 2-5 лет, когда полушария мозга не успевают созревать. Оно имеет временный характер и проходит само, не является истинным логоневрозом.

Можно ли и как вылечить заикание, возникшее от испуга? Логоневроз поддаётся коррекции. Прежде, чем преступать к лечению, требуется изучить и устранить повлекшую к патологии причину.

Лечение проводится медикаментозным и психотерапевтическим путём. Время и интенсивность курса зависит от сложности заболевания, для эффективности проводимых процедур следует точно придерживаться всех врачебных установок.

Список лечебных процедур для улучшения состояния пациента:

  • релаксирующий массаж – снятие тонуса речевого аппарата и улучшение кровообращение в теле;
  • дыхательная гимнастика – налаживание качественного дыхания;
  • настенная психотерапия – психологическое преодоление речевого барьера между больным и социумом;
  • медикаментозные средства – лечение серьёзных психических расстройств;
  • электросонотерапия – улучшение кровообращения, снижение болевой чувствительности;
  • психологические тренинги, арт-терапии и сеансы психоанализа – социализация больного, установление и самоизлечение болезни;
  • гипноз – расслабление тела и выяснение причин психотравмы у пациента.
  • Невротическое (в просторечье «на нервной почве») заикание у ребенка и взрослого чаще всего возникает вследствие перенесённого стресса. Неблагоприятные психологические факторы влияют на деструкцию речи человека. Симптоматика заболевания может как выражаться ярко, так и косвенно с попеременными рецидивами.

    Логоневрозу больше подвержены личности, обладающие слабой психоустойчивостью. Чаще всего заболевание характерно для раннего детского возраста, к примеру, ребенок внезапно испугался и после перенесенного испуга резко начал заикаться.

    В зависимости от тяжести заболевания и условий лечения, патология имеет благоприятный и неблагоприятный исходы. В случае прогредиентной (благоприятной) ситуации симптомы способны исчезнуть полностью.

    Что такое невротическое заикание, чем оно отличается от неврозоподобного, как можно его победить:

    источник

    В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение, а дистресс – горе, несчастье, недомогание, нужда.

    По словам Г. Селье, стресс — неспецифический организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней.

    фрустрация – обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.

    1. Первая причина и условие: патогенные эмоциональные факторы внешней среды.

    Острая или хроническая психическая травма, переживаемая ребенком, находится в непосредственной связи с появлением “речевых” судорог.

    Сам феномен судорожных запинок не является строго специфичным только для людей, страдающих заиканием. Нередко и в норме наблюдаются единичные речевые запинки судорожного характера в моменты высокого эмоционального напряжения.

    Состояние нервной системы ребенка, у которого впоследствии может развиться невротическая форма заикания, характеризуется особой эмоциональной реактивностью. Таким детям присуща повышенная впечатлительность, робость, тревожность, нарушения сна, аппетита, эмоциональная ранимость и т.п.

    2. Для появления заикания необходимы дополнительные условия. Такими условиями являются: “предрасположенность” (уязвимость) специфических речевых структур к появлению патологических реакций.

    Такая “предрасположенность” связана главным образом с врожденными особенностями речевых структур мозга. Характер развития речи до появления речевой патологии у детей с невротической формой заикания указывает на то, что речевая функция у них может быть особо ранимой: речь таких детей развивается рано, уже к 1,5-2-м годам лавинообразно накапливается значительный словарный запас, появляются сложные речевые конструкции. В то же время артикуляторные механизмы, обеспечивающие базовый уровень экспрессивной речи, а следовательно, и внутреннюю согласованность всех подсистем речедвигательного анализатора, остаются функционально незрелыми.

    Заикание у таких детей появляется главным образом, в период интенсивного формирования фразовой речи, так как именно период наиболее интенсивного развития любой функциональной системы организма является особо уязвимым при воздействии патогенных факторов.

    Таким образом, патогенетические механизмы, способствующие появлению невротической формы заикания, сложны и не сводятся к пережитой ребенком психической травме.Сам факт появления судорожных речевых запинок у детей свидетельствует о возникновении патологической функциональной системы речи.

    3. У части детей имеется низкий уровень компенсаторных возможностей мозга.

    В этих случаях быстро формируется патологическая функциональная система речи. Новая патологическая функциональная система начинает подавлять нормальную функциональную речевую систему, которая до этого развивалась у ребенка так, казалось бы, успешно.

    Любое усиление эмоционального возбуждения (неправильное поведение родителей, перегруженность ребенка впечатлениями и т.п.) ухудшают состояние центральной нервной системы, способствует “закреплению” патологической функциональной системы речи.

    В первое время формирования патологической речевой функциональной системы при невротической форме заикания судорожные запинки могут быть относительно редкими, так как патологическая детерминанта на ранних стадиях развития нервного расстройства повышает свою активность только при действии специфических раздражителей, какими являются повторный испуг и ситуации, вызывающие состояние эмоционального напряжения.

    Патологическая речевая система с конечным результатом — заиканием — также испытывает тормозящее влияние со стороны нормальной функциональной речевой системы: в периоды усиления защитных механизмов мозга и уменьшения в силу этого активности патологической детерминанты (активности эмоциогенных структур мозга) речь заикающихся становится плавной.

    Сосуществование двух речевых систем — патологической и нормальной — при невротической форме заикания отчетливо прослеживается даже при тяжелой степени этой речевой патологии. На фоне речи, искаженной речевыми судорогами и патологическим выбором лексических средств, наблюдаются короткие периоды плавной речи в любом возрасте и при любой длительности течения заикания.

    У подростков с невротической формой заикания (11-12 лет) развивается логофобия, т.е. вторичная невротическая патологическая реакция. Они снижают количество и качество общения. Наличие речевого дефекта становится для заикающихся психотравмирующим обстоятельством. Это свидетельствует о дальнейшем утяжелении патологического процесса и появлении вторичных психологических детерминант, которые начинают определять характер общей клинической картины заикания.

    Логофобия начинает доминировать, а судорожные речевые запинки отходят как бы на второй план. Даже мысленное представление ситуации речевого общения вызывает у таких лиц резко выраженные вегетативные расстройства. Произнесение в такие моменты (т.е. при отсутствии реальной речевой ситуации) индифферентных по значению слов характеризуется патологическими отклонениями во многих физиологических показателях (пульс, дыхание, кожно-гальваническая реакция, фоновая и сократительная активность речевых мышц).

    У взрослых, страдающих невротической формой заикания, существенно меняются даже фоновые (т.е. находящиеся в “покое”) характеристики физиологических показателей. У них обнаруживается нарушение устойчивости регуляторных систем мозга, снижение корковых тормозящих влияний вследствие патологической активности эмоциогенных структур мозга.

    Различные виды психотерапии, период молчания, адекватно применяемый у детей в начале коррекционного воздействия, позволяют снизить силу детерминанты в эмоциогенных структурах мозга.

    Дата добавления: 2017-02-11 ; просмотров: 670 | Нарушение авторских прав

    источник

    Из-за высокой скорости жизни и большого количества стрессов с каждым годом набирает актуальность невротическое заикание. Оно возникает как у детей, так и у взрослых людей. Коррекция этого состояния требует комплексного подхода.

    Лечение заикания проводится в логопедических стационарах или амбулаторно. Такие кабинеты есть в государственных детских садах и поликлиниках, спонсируемых государством, и в частных центрах. На занятия направляются дети и взрослые, имеющие проблемы с речью.

    Заиканием называют речевое нарушение, характеризующееся продлением слогов и звуков, а также их повторением или разрывами в произношении слов. Пациенты могут строить неестественные гримасы или иметь тики из-за трудностей в разговоре. Таким образом они стараются преодолеть запинку. Это состояние также называют логоклонией или логоневрозом. Диагноз ставят при значительном речевом дефекте.

    По звучанию различают два вида заикания: тоническое (остановки в речи или удлинение звуков) и клоническое (повторы слогов, слов или отдельных звуков). Существует также смешанный тип, который сочетает в себе признаки двух предыдущих. Если классифицировать по этиологическому признаку, можно выделить невротическую и неврозоподобную форму. Последняя обычно подразумевает органическое поражение мозга, сочетающееся с патологией моторики, включающей нарушение артикуляции. Стрессовые ситуации при этом не оказывают существенного воздействия.

    Читайте также:  Афобазол при заикании отзывы

    Невротический тип заикания возникает у здоровых людей с нормальными или ускоренными темпами развития. Нарушение речи вызывается сильным однократным или хроническим стрессом. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) не обнаруживает отклонений. Симптомы могут почти отсутствовать в моменты психологического спокойствия, но набирать силу при сильном волнении. Это провоцирует появление логофобии (боязни говорить) и изменения в поведении со стремлением к более закрытому образу жизни. Такая форма может проходить бесследно после коррекции или носить рецидивирующий характер, обостряясь после нового сильного стресса.

    Этиология этого речевого нарушения до конца не изучена. Но часто возникновению невротической формы заикания предшествует один из факторов:

    • сильный испуг;
    • эмоциональная нестабильность родителей (резкие перепады в отношении от ласки к грубости или рукоприкладству);
    • перенесённое тяжёлое заболевание;
    • физическое насилие или наказания;
    • систематическое несоблюдение режима дня;
    • угрозы, в том числе в кругу семьи;
    • преждевременное разучивание сложных слов;
    • превышение допустимой нагрузки по чтению литературы;
    • копирование заикания близкого человека.

    Речевые нарушения возникают не только из-за неврологических проблем, но и по причине генетической предрасположенности. С детьми с отягощённым анамнезом следует быть более внимательными и осторожными в общении и воспитании. Независимо от причины состояния, у пациентов отмечается гипертонус и повышенная возбудимость моторных центров речи. Это и вызывает характерные изменения в разговоре.

    Нарушение произношения появляется из-за спазма мышц аппарата, участвующего в речи: мягкого нёба, губ, языка или гортани. При этом судороги мышц гортани называют голосовыми, а остальные артикуляционными. Термин «заикание» родился из-за схожести ощущений с икотой.

    Третьим типом судорог считаются дыхательные. При этом человеку не хватает воздуха для произношения слова. Он старается захватить его ртом, из-за чего не может связно произносить речь.

    Спазмы любого типа связаны с перевозбуждением двигательных центров речи, которые находятся в коре головного мозга.

    От них импульсы передаются на смежные структуры, откуда доходят до мышц. Эти компоненты называют первичными. При передаче возбуждения на участки, отвечающие за психику и эмоции, и подключении логофобии возникают вторичные изменения. Они более характерны для взрослых пациентов, нежели для детей.

    Диагностика невротической формы заикания должна начинаться с комплексного обследования ЦНС. Для этого проводится консультация невролога, и выдаётся направление на ЭЭГ. По результатам делают заключение о типе нарушения речи и подбирают коррекцию.

    Перед началом терапии нужно создать пациенту мотивацию к занятиям. Особенно важно это для детей, которым коррекция может даваться тяжело. Затем предстоит работа с остановкой речевого стереотипа, который сформировался за время существования проблемы. Он проявляется в ограничении общения или молчании.

    Чтобы справиться с заиканием, нужно научить пациента расслабляться. На это направлен весь курс коррекции. Одновременно с этим формируется навык плавной речи. Затем создаётся новый стереотип, который закрепляется на занятиях с логопедом повторениями звуков, слогов, слов и чтением текстов.

    Совместно с логопедией, в коррекции должна присутствовать психотерапия. Это нужно для того, чтобы предотвратить вторичные патологические проявления. В рамках лечения проводятся совместные беседы и речевые упражнения с родителями и детьми.

    В домашней обстановке также необходимы занятия с родителями и организация комфортного пространства для ребёнка. Особенно важно мышечное расслабление и спокойный эмоциональный фон.

    Детей нужно учить принципам релаксации, которые они смогут применять в обычной жизни.

    Моторные функции также требуют тренировки. Кроме этого, включаются упражнения для координации речи и её плавности. Делается упор на чувство ритма и дыхание во время разговора. Работать также следует над интонацией и самовосприятием ребёнка с заиканием. Для этого в игровой форме проводятся занятия с детьми в условиях логопедического кабинета и дома с родителями.

    Лечение заикания сочетает в себе несколько терапевтических подходов. В число основных входят следующие методики:

    • упражнения для постановки речи;
    • ролевые игры;
    • приём медикаментов;
    • работа с механическими приборами;
    • психотерапевтические занятия;
    • развитие чувства ритма;
    • хирургическое лечение;
    • релаксация;
    • физиотерапия;
    • нетрадиционная медицина.

    Выбор методики коррекции зависит от типа заикания, характера течения заболевания (появилось единожды или протекает прогредиентно) и возраста пациента. Врач-невролог определяет приоритетное направление работы — непосредственная коррекция речи или снятие нервного напряжения. Исходя из тяжести состояния, терапия проводится в стационаре, амбулаторно или только дома, а также в группе или индивидуально.

    Длительность занятий определяется возрастом ребёнка. Для детей 3-5 лет она ограничена 10-20 минутами. Если сделать сразу весь комплекс упражнений не получается, можно провести небольшую физкультминутку. А если время пролетает незаметно и ещё остаются силы, стоит увеличить продолжительность тренировки речи.

    В начале занятия нужно сделать небольшую разминку. Для этого проводится дыхательная гимнастика. Это помогает увеличить объём выдыхаемого воздуха, чтобы облегчить процесс разговора и удлинить фразы. Ведь именно это становится препятствием на пути к плавной речи у заикающегося ребёнка.

    Дыхательную гимнастику нужно проводить в форме игры. Существует несколько основных упражнений:

    1. Ребёнок ложится на спину, и ему предлагается изобразить животом море, на волнах которого качаются его любимые игрушки: глубокий вдох через нос, надувая живот — волна, медленный выдох через трубочку — штиль (повторить не менее 3-х раз).
    2. В таз набирается вода и туда запускаются парусные корабли, которым нужно помочь добраться до другого берега: ребёнок дует, изображая ветер.
    3. Налить в стакан воды и опустить туда соломинку для питья: ребёнок дует в трубочку, изображая в стакане бурю или кипение зелья.

    Игровые упражнения помогут наладить плавный и длинный выдох, а также будут для ребёнка весёлым совместным занятием. Продолжить его можно произношением отдельных слов и предложений хором. Это окажет поддержку и послужит примером правильной плавной речи. Главное при этом выбрать медленный темп и соблюдать правильный ритм.

    После этого можно поиграть с ребёнком в эхо, когда он повторяет за родителем сказанное слово или предложение. Это помогает наладить автоматизацию речи. В таком случае не придётся думать во время разговора, как правильно произносить звуки, что позволит уменьшить волнение во время диалога.

    Результаты занятий нужно закреплять в игре или совместном творчестве.

    Для побуждения к речи можно загадывать загадки, сочинять истории по рисунку или составлять одну из нескольких. Хорошего эффекта можно добиться разучивая песенки. Вокализация помогает добавить плавности течению голоса. Этот приём используют и в жизни: при затруднении в произношении слов, их можно попробовать пропеть. Часто это снимает спазм и позволяет дальше общаться спокойно.

    Так как речь связана с мелкой моторикой, полезными будут занятия по совместному изготовлению поделок. Это улучшает координацию и артикуляцию. Во время рукоделия нужно как можно больше разговаривать с ребёнком. Он будет занят, что позволит расслабить его во время разговора и снять напряжение с мышц.

    Начало болезни невозможно предугадать или предотвратить. Но можно снизить частоту приступов и риск развития рецидива. Для этого нужно соблюдать несколько правил:

    • Не применять к ребёнку воспитательные меры в виде физического наказания или запугивания.
    • Ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры.
    • Создать дружелюбную к ребёнку речевую среду, когда ему не приходится много говорить.
    • Перенести чтение книг на дневное время и убрать его из вечернего.
    • Не заставлять разговаривать или учить стихотворения.
    • Избегать публичных выступлений и предупредить об этом в образовательных учреждениях.
    • Если ребёнок запинается, пытаясь что-то рассказать, его стоит отвлечь, чтобы он успокоился (предложить фрукт или сладость, попросить подождать и отойти проверить ужин на плите и т. д.).
    • Ограничить употребление продуктов, возбуждающих нервную систему (шоколад, кофе, какао, крепкий чай).
    • Не показывать озабоченность состоянием ребёнка, не водить к врачам больше, чем назначено.
    • Ввести в традицию совместное пение по вечерам и изготовление поделок, складывание пазлов и другие занятия для мелкой моторики.

    Эти советы помогут ребёнку легче перенести период активного заикания. Создание комфортной среды ускоряет выздоровление и нормализацию речи. Главное не указывать на недостатки, а акцентировать внимание на успехах. Тогда занятия принесут пользу быстрее, а результат закрепится надолго.

    Методики лечения заикания позволяют полностью восстановить плавную и здоровую речь. Если относиться к психологическому состоянию пациента бережно, можно избегать рецидивов на протяжении всей жизни. Но в первые полгода после исчезновения всех симптомов всё же стоит посещать логопеда раз в 2 месяца для терапевтического контроля.

    источник

    Невротическое заикание — носящее функциональный характер расстройство плавности и ритма речи, связанное с неблагополучными психо-эмоциональными факторами. Отличительными чертами этой формы заикания является изменение интенсивности проявлений в зависимости от окружающей пациента обстановки и его психологического состояния, волнообразное или рецидивирующее течение, наличие сопутствующих вегетосоматических или невротических расстройств. Диагностика основана на наличии в анамнезе указаний на психотравму, исключении органических причин возникновения заикания, исследовании речевой функции. Лечится невротическое заикание средствами логопедии, неврологии, медицинской психологии и психотерапии.

    Невротическое заикание — психологически обусловленная форма нарушения речи, выражающаяся в изменении ее ритма, появлении запинок и повторов. Как и другие виды заикания, она связана с тоническими и тоникоклоническими судорогами в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре. Функциональный характер невротического заикания и его тесная связь с психотравмирующей ситуацией позволяют относить его к группе неврозов, или невротических состояний. В связи с этим невротическое заикание в неврологии и логопедии получило второе название — логоневроз.

    Наиболее часто логоневроз манифестирует в детском возрасте. По некоторым данным кратковременное заикание отмечается у 4 детей из 100. Наиболее подвержены заиканию дети 4-5 лет, поскольку в этот период происходит активное развитие речевой функции. Однако появление невротического заикания возможно практически в любом возрасте: и в период формирования речи (2-3 года), и у взрослых людей. У мальчиков и мужчин заикание наблюдается чаще, чем у девочек и женщин.

    Ведущей причиной появления логоневроза является психотравмирующая ситуация. Это может быть острая психическая травма (сильный испуг или другое внезапное потрясение, приступ гнева) или хронический стресс (разлука с близкими, семейный конфликт, неприятности на работе). В первом случае невротическое заикание может носить кратковременный характер, хотя зачастую его симптомы достигают значительной выраженности, вплоть до преходящего мутизма (особенно у детей). При хроническом течении психотравмирующей ситуации происходит закрепление патологии речи, возможно присоединение других невротических расстройств.

    У детей около 60% случаев заболевания связаны с неблагоприятным речевым климатом в семье. Сюда относят попытки родных форсировать речевое развитие ребенка, чрезмерную требовательность к речи, информационную перегруженность, двуязычие в семье, резкое повышение требований к речевым способностям ребенка и т. п. У отдельных детей невротическое заикание может сформироваться при подражании речи заикающегося человека, если такой находится в их близком окружении. В таких случаях заикание закрепляется по типу невротической фиксации.

    Определенную роль в возникновении невротической формы заикания играет наследственная предрасположенность. Она может состоять в генетически детерминированной функциональной недостаточности аппарата, обеспечивающего речевую моторику.

    Патогенез логоневрозов недостаточно изучен. В острых стрессовых ситуациях невротическое заикание предположительно развивается за счет возникновения устойчивой патологической условно-рефлекторной связи, а его закреплению способствует формирование моторного автоматизма. При развитии заикания в возрасте 2-4 лет можно предполагать в его основе патологическую фиксацию естественных запинок в речи, типичных для периода становления речевой функции.

    Отличительной чертой невротической формы заикания является неравномерность интенсивности нарушений речи. У одного и того же пациента выраженность заикания может варьировать от практически незатрудненной речи до настолько сильного заикания, что речевой контакт становиться непродуктивным. Обычно в привычной для больного обстановке, среди близких ему людей (друзей, родных) невротическое заикание мало проявлено и может быть даже незаметно. Интенсивность заикания значительно усиливается при волнении и эмоциональном напряжении, при осознании своей ответственности или высокой значимости происходящего разговора. Все пациенты с логоневрозом отмечают резкое усиление симптомов заикания при необходимости говорить с незнакомыми людьми или выступать перед аудиторией.

    Со временем заикание начинает откладывать свой отпечаток на поведение пациента. Он старается избегать произношения трудных слов, маскирует заикание растягиванием звуков и др. речевыми приемами. В большинстве случаев развивается логофобия. Из-за дефекта речи больной начинает стесняться говорить с посторонними людьми, отказывается от выступлений на планерках и конференциях. Страдающие логоневрозом дети младшего возраста не хотят участвовать в проводимых в садике утренниках, школьники при необходимости устно отвечать урок предпочитают молчать. Наиболее выражена логофобия у подростков, она может привести к нарушению усвоения учебной программы и полной школьной дезадаптации.

    Появление заикания невротической формы может иметь различный характер. При острой психотравме заикание возникает как острая невротическая реакция, развивающееся после выхода из аффективно-шокового состояния. Хроническая психотравмирующая ситуация, в т. ч. и неблагоприятный речевой климат, как правило, приводит к появлению преневротических изменений с отдельными эпизодами запинок в речи. Затем может происходить либо постепенное уменьшение и исчезновение заикания, либо его закрепление в качестве патологического речевого автоматизма.

    При фиксации невротическое заикание зачастую сопровождается иными невротическими состояниями: астенией, нарушением сна, депрессивным неврозом, неврастенией, фобиями, истерией, ипохондрией, энурезом и пр. Возможны вегетативные нарушения, укладывающиеся в клинику вегето-сосудистой дистонии. Особенно подвержены невротическим и соматовегетативным расстройствам подростки. Длительное течение и неблагоприятная динамика заикания у них может спровоцировать невротическое развитие личности.

    Читайте также:  Адаптация ребенка с заиканием к детскому саду

    Невротическое заикание может иметь рецидивирующее или волнообразное течение с периодами усугубления нарушений речи в периоды повышенной психо-эмоциональной нагрузки (в начале учебного года, во время экзаменов, сдачи отчетов и т. п.). Усиление симптомов заикания происходит в пубертатном возрасте. В постпубертате обычно наблюдается сглаживание интенсивности заикания, возможно его полное исчезновение. У взрослого, перенесшего в детстве логоневроз, при возникновении стрессовой ситуации невротическое заикание может развиться снова.

    Диагностика логоневроза проводиться при участии логопеда и невролога. Немаловажное значение имеет выявление в анамнезе пациента острой или хронической стрессовой ситуации. Диагностическое обследование речи определяет нарушение ее темпа, ритма и плавности, наличие запинок, растягивания отдельных звуков, повторов слогов. Неврологический осмотр не выявляет существенных отклонений в неврологическом статусе. Возможно некоторое оживление рефлексов, наличие признаков вегетативной дисфункции.

    Необходимо дифференцировать невротическое заикание от неврозоподобного. Последнее возникает вследствие ЧМТ или различных заболеваний ЦНС (ишемического инсульта, внутримозговой опухоли, гидроцефалии, перенесенного энцефалита), постепенно прогрессирует, не сопровождается логофобией и попытками пациента скрыть дефект речи. Как правило, при неврозоподобной форме заикания наблюдаются органические изменения личности: затрудненная переключаемость, преимущественно эйфорическое настроение, инертность. Для полного исключения органической природы заикания следует провести дополнительные исследования: ЭЭГ, Эхо-ЭГ, РЭГ, МРТ или КТ головного мозга.

    Следует дифференцировать логоневроз и так называемое спотыкание. Последнее является следствием перенесенной ранней органической церебральной патологии и включает смазанность речи из-за расстройства артикуляции, нарушения ритма и скорости речи (захлебывающаяся речь, тахилалия), монотонную речь, перестановку смысловых ударений, затрудненный подбор слов и пр. Невротическое заикание может быть сопутствующим расстройством при некоторых психических болезнях (шизофрении, олигофрении, психопатии). В таких случаях пациенту назначается консультация психиатра.

    Терапия логоневроза обычно имеет комплексный характер и проводится совместными усилиями логопеда, невролога, психолога и психотерапевта. Осуществляются регулярные логопедические занятия по коррекции заикания. Однако они могут не дать эффекта при продолжающемся воздействии писхотравмирующей ситуации. С целью изменить отношение пациента к подобной ситуации и тем самым исключить ее психотравмирующее влияние проводятся: психокоррекция, сеансы психотерапии, психоанализ, психологические тренинги, арт-терапия и т. п. Если в основе логоневроза лежат проблемы в семье, то рекомендовано семейное консультирование и семейная психотерапия. У детей особое значение имеет благоприятная речевая атмосфера: спокойный темп речи, понятные и доброжелательные высказывания окружающих людей.

    Неврологическая помощь необходима для подбора и коррекции медикаментозной терапии, направленной на купирование симптомов логоневроза и сопутствующих невротических расстройств. В зависимости от ведущих симптомов заболевания она может включать седативные средства, антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики. Возможно использование электросна и различных методов рефлексотерапии.

    Наряду с общепринятыми подходами к лечению логоневроза существует большое количество авторских методик. К ним относятся созданная Ю. Б. Некрасовой методика социореабилитации, разработанный Л. З. Арутюнян метод устойчивой нормализации речи, методика, основанная на дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой и др. Применяется также БОС-терапия, в сложных случаях прибегают к гипнотерапии.

    источник

    Главная Дефектология 2018, № 5 История, теория и методология специальной педагогики Белякова Л.И. Теоретические представления о механизмах нарушения центральной регуляции речевой функции при заикании

    Белякова Л.И. Теоретические представления о механизмах нарушения центральной регуляции речевой функции при заикании

    Тип статьи: теоретико-экспериментальная

    доктор медицинских наук, профессор. Московский педагогический государственный университет, почетный профессор кафедры логопедии. Москва , Россия .

    E — mail : libelyakova@yandex.ru

    В статье рассматриваются становление и нарушение речи ребенка с позиций функциональной системы речи. На основе многолетних клинических и физиологических исследований выделены синдромы заикания, которые обозначены как невротическая и неврозоподобная формы. При невротической форме заикания основное значение имеют эмоциогенные расстройства центрального генеза; при неврозоподобной форме расстройства связаны с органофункциональным нарушением моторных систем мозга.

    Ключевые слова: функциональная система речи (ФСР), речедвигательный стереотип, онтогенез, дизонтогненез, заикание, невротическая форма, неврозоподобная форма, центральные механизмы.

    ОПИСАНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ:

    Theoretical Views on Mechanisms of Disorder of Central Regulation of Speech Function in Stuttering

    Dr. of Medicine, Prof., Prof. Emeritus, Logopedics (Speech Language Pathology) Department, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia

    The article deals with the formation and disorder of the child’s speech from the position of the speech functional system. On the basis of long-term clinical and physiological studies, stuttering syndromes are distinguished, which are named as neurotic and neurosis-like forms of stuttering. In the neurotic form of stuttering the main significance is emotionogenic disorders of central genesis; in the neurosis-like form of stuttering they are associated with an organ-functional disorder of the brain’s motor systems.

    Key words: speech functional system (SFS), speech & motor stereotype, ontogenesis, dysontogenesis, stuttering, neurotic form, neurosis-like form, central mechanisms.

    1. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М., 1980. 196 с.

    2. Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О., Мозговая Е.Л. Клинико-физиологическая характеристика детей дошкольного возраста, страдающих невротическим и неврозоподобным заиканием // Дефектология. 1978. № 1. С. 25–30.

    3. Белякова Л.И. Сравнительная характеристика электромиограммы больных с заиканием на фоне органического поражения ЦНС и на фоне невротических расстройств // Невропатология и психиатрия им. С.С. Корсакова. 1973. Вып. 5. С. 515–520.

    4. Белякова Л.И. Особенности электроэнцефалограммы больных с заиканием // Невропатология и психиатрия им. С.С. Корсакова. 1975. Вып. 12. С. 1834–1837.

    5. Белякова Л.И. Роль эмоционального фактора в центральных механизмах заикания // Клиника и терапия заикания. М., 1984. С.106–120.

    6. Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания // Заикание. Проблемы теории и практики: коллективная монография / под ред. Л.И. Беляковой. М., 2016. С. 6–22.

    7. Белякова Л.И., Охремчук Г.П. Формирование речедвигательной стереотипии у детей // Современные модели психологии речи и психолингвистики / под ред. Т.Н. Ушаковой. М., 1990. С. 156–168.

    8. Белякова Л.И., Филатова Ю.О. Патофизиологический инструментарий в пространстве изучения речи ребенка // Вопросы психолингвистики. 2016. № 4(30). С. 30–39.

    9. Бельтюков В.И. Системный процесс саморазвития живой природы. М., СПб., 2003. 255 с.

    10. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1990. 494 с.

    11. Булахова Л.А., Уманская Н.М., Кузнецов В.Н. Роль психогенных факторов и резидуально-органической церебральной недостаточности в возникновении заикания // IV симпозиум детских психиатров социалистических стран. М.,1976. С.21–26.

    12. Буянов М.И., Драпкин Б.З. Клиника, отграничение и принципы лечения невротического и неврозоподобного заикания и энуреза у детей и подростков // Неврозы и нарушения характера у детей и подростков. М., 1973. С. 45–56.

    13. Данилов И.В., Иванова А.М., Кудрявцева Н.Н., Ткаченко Е.И. Патофизиология гиперкинезов. Л., 1972. 152 с.

    14. Дьякова Е.А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся // Заикание. Проблемы теории и практики: коллективная монография / под ред. Л.И. Беляковой. М., 2016. С. 122–134.

    15. Казаков В.Г. Клиническая характеристика больных с затяжными формами заикания: дис. … канд. мед. наук. М., 1973.

    16. Калачева И.О. Пограничные нервно-психические расстройства с синдромом заикания у детей дошкольного возраста: дис. … д-ра мед. наук. М., 1988.

    17. Ковалев В.В. Некоторые общие закономерности клиники пограничных состояний у детей и подростков // Невропатология и психиатрия им. С.С. Корсакова. 1972. Вып. 10. С. 1520–1525.

    18. Носенко Э.Л. Изменения характеристик речи при эмоциональной напряженности // Вопросы психологии. 1978. № 6. С. 76–85.

    19. Рау Е.Ю. Значение стресса и фрустрации в появлении и развитии невротической формы заикания // Заикание. Проблемы теории и практики: коллективная монография / под ред. Л.И. Беляковой. М., 2016. С. 38–49.

    20. Рычкова Н.А. Состояние произвольной двигательной деятельности и речи у детей с невротической и неврозоподобной формами заикания // Дефектология. 1981. № 6. С. 73–76.

    21. Саитбаева Э.Р. Психолингвистический анализ связной речи заикающихся дошкольников в сравнении с нормой // Заикание. Проблемы теории и практики / под ред. Л.И. Беляковой. М., 2016. С. 89–104.

    22. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. 2-е изд. М., 2007. 256 с.

    23. Соколов Е.Н. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1979. Ч. 1.

    24. Сухарева Г.Е. Роль возрастного фактора в клинике детских психозов // Невропатология и психиатрия им. С.С. Корсакова. 1970. Вып.10. С. 1513–1517.

    25. Ушаков Г.К. Детская психиатрия. М., 1973. 280 с.

    26. Ушакова Т.Н. В поисках детерминации психических явлений // Современные модели психологии речи и психолингвистики / под ред. Т.Н. Ушаковой. М., 1990. С. 35–51.

    27. Фарбер Д.А. Онтогенез мозговых структур (по данным электрофизиологических исследований) // Естественно-научные основы психологии. М., 1978. С. 254-278.

    28. Шкловский В.М. Заикание. Некоторые проблемы теории и клиники // Патология речи органического и функционального генеза. Клинико-психологический аспект и терапия. М., 1985. С. 12–21.

    29. Элм П.Э. Двойная премоторная модель заикания и клаттеринга: неврологический аспект // Теоретические проблемы нарушений плавности речи: коллективная монография / под ред. Ю.О. Филатовой. М., 2012. С. 85–94.

    30. Юсевич Ю.С. Электромиография в клинике нервных болезней. М., 1958. 127 c .

    31. Johnson W. A study of the onset and development of stuttering // Stuttering in Children and Adults; W. Johnson & R.R. Leutenegger (Eds.). Minneapolis, 1955. P. 37 – 73.

    © ООО «Школьная Пресса» 2002-2019
    Сайт является средством массовой информации. Cвидетельство № Эл ФС77-36853

    источник

    Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые, и заболевания желудочно-кишечного тракта.

    В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение, а дистресс – горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

    Специфические результаты двух событий – горе и радость -совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым.

    Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

    Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

    К понятию и состоянию стресса близко и понятие «фрустрация». Сам термин в переводе с латинского означает – обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.

    Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией новую, защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия. Прежняя и новая мотивация реализуются в эмоциональных реакциях.

    Самой распространенной реакцией на фрустрацию является возникновение генерализованной агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать) или объект (сломать его).

    Отступление и уход. В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например, выходит из комнаты), сопровождаемый агрессивностью, которая не проявляется открыто.

    Фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда возникает препятствие для сильной мотивации. Если у ребенка, начавшего пить, отнять соску, он реагирует гневом, однако в конце сосания- никаких эмоциональных проявлений.

    Читайте также:  Адаптол отзывы детям при заикании отзывы

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9386 — | 7308 — или читать все.

    195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    источник

    Как мы выяснили в статье о физиологии заикания, его причина заключается в нарушении синхронной работы центров головного мозга, обеспечивающих формирование и анализ речи. Исчерпывающее объяснение механизма заикания дает нейрофизиология. Дальнейшее закрепление заикания происходит с появлением психологических комплексов и логофобии.

    Теперь следует рассмотреть причины нарушения работы речевых центров, которые могут играть роль спускового механизма для появления заикания. Причины появления заикания делятся на психогенные и органические.

    Стоит отметить, что в результате нашего исследования, проводившегося в течение нескольких лет, более 90% заикания носит исключительно психогенный характер.

    Психогенное заикание появляется в результате перевозбуждения центра Брока головного мозга, отвечающего за синтез и воспроизведение речи. В большинстве случаев непосредственно спусковым механизмом для этого является испуг, либо любая другая экстремальная или стрессовая ситуация, которая возникает в детстве. Страх по сути является элементами здоровой, нормальной реакции на стресс, который запускает инстинктивные либо сознательные механизмы защиты. У ребенка, особенно в раннем возрасте, такой механизм защиты заключается в вербальной активности в виде крика или плача, целью которого является призыв о помощи. За его формирование, как мы уже выяснили, отвечает центр Брока.

    При воздействии сильного раздражителя речевой центр ребенка испытывает экстремальное возбуждение, что приводит к так называемому безусловному торможению в коре головного мозга (его еще называют запредельным), когда наступает предел работоспособности нервных клеток эфферентных (от речевого центра к речевому аппарату), а иногда и ассоциативных (между речевыми центрами) путей передачи сигналов. Другими словами, речевые центры настолько сильно возбуждаются, что временно теряют свою функциональность. А учитывая двойную систему связи между речевыми центрами, можно уверенно предположить, что во время запредельного торможения латерального пути функцию связи между речевыми центрами полностью берет на себя медиальный, подкорковый путь. Однако и он на время может терять функциональность. Это полностью соответствует наблюдениям, поскольку в экстремальных и стрессовых ситуациях сознательный контроль речевых характеристик обычно полностью пропадает.

    Сюда же нужно отнести заикание, которое формируется на фоне сопутствующих психических заболеваний, причиной многих из которых является нарушение баланса важнейших нейромедиаторов. В свою очередь, как мы уже говорили в статье о нейрофизиологии заикания, нарушение баланса нейромедиаторов или работы рецепторов является ведущим в патогенезе логоневроза.

    Все это может являться спусковым механизмом формирования и последующего закрепления заикания, поскольку нарушается синхронная работа речевых центров. Бывают случаи, когда ребенок после стресса или перевозбуждения некоторое время не разговаривает, что является врожденным механизмом восстановления функциональности речевых центров головного мозга после перенесенного стресса. Но в большинстве случаев ребенок начинает заикаться. Помимо испуга, кстати, спусковым механизмом этого процесса может послужить стресс или любое эмоциональное перевозбуждение.

    Не смотря на то, что подавляющее большинство случаев заикания носит исключительно психогенный характер, список органических причин появления этого нарушения речи гораздо шире.

    Органические причины появления заикания связаны с поражением ткани нервной системы. Они включают в себя следующие энцефалопатии:

    • Перинатальная и интранатальная патология, то есть поражения мозга во время беременности или во время родов
    • Нейродегенеративные заболевания различной этиологии
    • Черепно-мозговые травмы, контузия
    • Сосудистые нарушения, ишемия, геморрагия
    • Перенесенные вирусные или инфекционные заболевания
    • Интоксикация (в основном нейротоксичными веществами)
    • Гипертермия, гипоксия
    • Эпилепсия

    Еще раз отметим, что так называемое органическое заикание встречается крайне редко и в свою очередь легко диагностируется. При этом механизм заикания в этих случаях ничем не отличается от психогенного, различия только в причинах. Во всех этих случаях нарушение синхронной работы речевых центров головного мозга связано с органическими нарушениями тканей мозга в областях, прилегающих к этим центрам. Травмы, ишемия и связанная с ней гипоксия, нарушения метаболизма, продолжительное воздействие высокой температуры, интоксикации нарушают функциональность тканей мозга. Возникновение очагов судорожной активности при эпилепсии тоже может вызывать нарушение функциональности отдельных участков головного мозга.

    Если эти нарушения затрагивают речевые центры, то в ряде случаев это вызывает развитие заикания. Далее, как мы уже писали в механизме заикания, включается дальнейшее закрепление нарушения речи в связи с психологическими комплексами и логофобией. Обращаем особое внимание, что причина возникновения заикания, будь то психогенная или органическая, не влияет на результаты при правильной и специализированной терапии заикания. В патогенезе органического заикания, разумеется, также наблюдается нарушение баланса нейромедиаторов. Заикание, вызванное органическими причинами, по статистике поддается лечению так же, как и психогенное.

    Отдельно следует вывести вопрос о генетических факторах и о так называемом наследственном заикании, когда у заикающегося родителя ребенок тоже начинает заикаться. Читайте об этом в статье «заикание и наследственность». Действительно, были обнаружены специфические гены, мутации в которых могут вызывать нарушение речи. Это значит, что заикание вполне может передаваться по наследству.

    При составлении статьи использована информация:

    источник

    2. Возникновение заикания, как следствие особенностей развития симпатоадреналовой и гормональной систем.

    Согласно данным анамнеза, у всех об­следованных нами больных с заиканием в истории развития были отмечены стрессогенные факторы — сильный ис­пуг (33 %), длительная психическая трав­ма (55 %) и в меньшем проценте случа­ев — высокая температура (физиологи­ческий стресс). Этот факт при сопостав­лении с представленными выше данными комплексного исследования позволил сформулировать гипотезу, согласно ко­торой основной причиной заикания яв­ляется дисфункция гипоталамо-гипофизарно-надпочечникового комплекса под влиянием пережитого стресса. Известно, что именно гипоталамо-гипофизарно надпочечниковый комплекс является основной регуляторной системой, обеспе­чивающей адаптацию организма к условиям стресса.

    Предложенная гипотеза позволяет объяснить возрастную и половую специфичность синдрома заикания. Можно предположить, что возникновение заика­ния преимущественно в детском возрасте, и значительно больший процент мальчиков, чем девочек, среди заболевших, объ­ясняется особенностями развития симпатоадреналовой и гормональной систем.

    Наиболее уязвимыми для стресса яв­ляются те функциональные системы и органы, которые имеют генетическую или приобретенную предрасположен­ность к повреждению, а также интенсив­но развивающиеся в данный момент структуры.

    Именно на период с 2 до 5 лет — наиболее часто встречающийся возраст возникновения заикания — при­ходится скачок в развитии симпатоадреналовой системы, а гипоталамус оконча­тельно созревает к 13 — 14 годам, когда за­канчивается формирование гипоталамо-гипофизарных нейросекреторных свя­зей. Кроме того, в этом возрасте про­исходит интенсивное структурно-функ­циональное созревание коры больших полушарий, в том числе и в ассоциатив­ных речевых зонах, что влечет за со­бой формирование фразовой речи, в свою очередь требующей развития арти­куляционного аппарата. В связи с этим неслучайным представляется совпадение сроков появления симптомов заикания и фразовой речи.

    Как уже отмечалось, другим отличи­тельным признаком синдрома заикания является преимущественная предраспо­ложенность к нему мальчиков, что указы­вает на роль половых гормонов в развитии этого заболевания. Действительно, важ­ную роль в реакции организма на стрессо­вую ситуацию играют надпочечники, и те же структуры в детском возрасте до поло­вого созревания секретируют половые гормоны. В то же время под контролем мужских гормонов андрогенов активиру­ется рост гортани, удлинение голосовых складок, меняется голос. Поскольку все эти процессы происходят при участии языкоглоточного ЧМН (IX—Х пары), то можно ожидать, что в условиях стресса, влияющего на состояние гипоталамо-гипофизарно-надпочечникового комплекса, гормональные нарушения приводят к дис­функции гортанно-глоточного аппарата в первую очередь у мальчиков.

    IV. Теоретические представления о механизме нарушения центральной регуляции речевой функции при заикании.

    Судорожные проявления (заикание) в двигательном компоненте экспрессивной речи возникающие, как правило, в детском возрасте, свидетельствуют о том, что в период становления функциональной структуры речи ее связи избирательно непрочны по сравнению с другими функциональными системами, которые уже оформились функционально и структурно.

    При возникновении заикания у ребенка до появления запинок в речи уже формируются, но еще не автоматизируются артикуляторно-дыхательные механизмы речеобразования. Вероятно, вследствие различных вредностей (наиболее частая причина – эмоциональный стресс) происходит изменение взаимоотношений различных уровней функциональной системы речи, ведущей к рассогласованию их деятельности и к подаче извращенного сигнала к действию на артикуляторные мышцы, внешним проявлением чего является заикание.

    Согласно этому представлению, запинки в речи, благодаря обратной афферентации (кинестетической и слуховой), сообщающей действительные параметры результата действия, с возрастом перестраивают всю функциональную систему экспрессивной речи: возбуждается система ориентировочного рефлекса, посылаются дополнительные импульсы к моторным центрам речи, непосредственно не связанные с речевой деятельностью. Клиническим выражением этих процессов являются сопутствующие речи движения мимической и скелетной мускулатуры. Постепенно формируются патологически усиленные обстановочные афферентации.

    В возникновении заикания первостепенную роль играют на­рушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обус­ловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее предрасположенностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области вы­сшей нервной деятельности — речи, что проявляется в наруше­нии координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности в данном случае является пер­вичным и приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно рефлекторных меха­низмов, которые регулируют деятельность подкорковых образо­ваний. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры нарушается, имеют место отрицательные сдви­ги в деятельности стриопаллидарной системы. Ее роль в меха­низме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта систе­ма ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц. Заикание возникает не при органических изменениях стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функций. Эти взгляды отражают понимание механизма невротического заика­ния как своеобразного нарушения корково-подкорковых отноше­ний.

    Речевые затруднения могут вызываться задержками развития речи, переходом на другой язык, случаями патологического раз­вития личности с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль и пр.

    У взрослых заикающихся появляются отрицательные эмоции под влиянием как реальных, так и ожидаемых и представляемых трудных речевых реакций. У них возникают эмоциональное напряжение, вегетативные нарушения, логофобия и связанное с этими явлениями вторичное ухудшение экспрессивной речи. Клинически это больные, страдающие заиканием на фоне невротических расстройств, а само речевое нарушение можно квалифицировать как невротическое заикание .[15]

    1. Развитие невротического заикания.

    Развитие невротического заикания может быть представлено в четырех основных периодах.

    1. К первому периоду относятся те формы заикания, при которых имеется только начальная судорожность речевых движений и когда ребенок по-детски еще не замечает наступивших расстройств. В случае, если эти речевые расстройства не проходят, то болезнь переходит в следующий, второй период.

    2. Ко второму периоду болезни относятся те затянувшиеся случаи заикания, когда ребенок уже начинает замечать затруднения в своей речи и невольно начинает применять для преодоления этих затруднений напряжение при звукопроизнесении. Возникают сопутствующие движения. Усиливается «нервность». Эта форма заикания бывает в дошкольном возрасте и в первые годы школы. В дальнейшем невроз начинает принимать более тяжелую форму.

    3. В третьем периоде болезни, относящемся к подростковым и более поздним годам, на первый план выступают представления о трудности произнести слово и страх речи, которые вызывают усиление судорожности. Поведение больного заиканием обычно проходит теперь под знаком смущения, неуверенности, страха речи, уловок и постоянного наблюдения за своей речью. Изменяется характер больного, который приобретает астенические свойства.

    4. В четвертом периоде заикание в громадном большинстве случаев начинает постепенно ослабевать. В зрелом возрасте заикание наблюдается крайне редко, а если и проявляется теперь, то представляет собой остатки старых навыков, как бы намек на то, что было.

    Представленные здесь периоды развития заикания в действительности, конечно, не так строго разграничены, переходы постепенны, явления одного периода вплетаются в другой. Есть исключения, когда развитие невроза идет по иным путям.

    2. Заикание с органическим нарушением центральной нервной системы.

    Наряду с невротическим заиканием стали изучаться и другие его формы, в том числе органическое;

    Е. Пи­шон выделяет две формы органического заикания:

    – первая по типу корковой афазии, когда нарушаются системы ассоциатив­ных волокон и страдает внутренняя речь;

    – вторая представляет своеобразную моторную недостаточность речи по типу дизарт­рии и связана с поражением подкорковых образований.[16]

    У больных с заиканием при раннем органическом поражении центральной нервной системы, главным образом структур, обеспечивающих моторную деятельность, двигательные навыки отстают в развитии в раннем детстве (сидение, стояние, ходьба), и на всю жизнь остается моторная неловкость. Поражение моторной сферы особенно затрагивает речевую систему. На фоне позднего развития речи у таких больных наблюдается множество различных нарушений в произнесении звуков. Это происходит не за счет анатомической недостаточности артикуляционного аппарата, а за счет задержанного или неправильного формирования функционально-структурных связей.

    источник