Меню Рубрики

Страх речи при заикании как с ним бороться

Логофобия – тревожное расстройство, при котором человек боится говорить.

Речь – главное средство коммуникации. Вербальное общение позволяет человеку выстраивать отношения с другими людьми, добиваться успеха, быть интересной личностью и полноценным членом общества. Но всё это оказывается под угрозой, если присутствует такое нарушение речи, как заикание.

При данном недуге человек непроизвольно повторяет или растягивает слоги и слова, а также делает частые остановки. Способность гладко и бегло говорить утрачивается. Из-за явного дефекта в речи человек неспособен нормально коммуницировать с окружающими.


Логофобия не означает полного отказа говорить. Боязнь способна повлиять на стиль речи человека и на смысл сказанного. Чувствуя, что может начать заикаться, логофоб или произносит совсем не то, что планировал сказать, или, пытаясь «заговорить» напрашивающийся мышечный спазм, переполняет свою речь различными оборотами.

Логофобия и заикание взаимосвязаны, но специалист, работающий на устранение проблемы, должен чётко различать, что в общем расстройстве является причиной, а что — следствием.

Невротическое заикание возникает после сильной психологической травмы и относится к невротическим состояниям. В данном случае именно сам страх говорить провоцирует нарушение речи. Чем сильнее человек волнуется, тем сложнее ему выражать свои мысли.

Бывает достаточно трудно разорвать замкнутый круг, в котором логофобия провоцирует заикание, а заикание усиливает страх произносить речь. При невротическом расстройстве в кругу близких родственников человек может спокойно и чётко говорить, а при посторонних людях в дыхательно-вокальной мускулатуре появляются спазмы.

Неврозоподобное заикание возникает при органических патологиях головного мозга. Здесь логофобия становится следствием заикания. Человек стесняется своей неблагозвучной речи, неловкость и стыд постепенно перерастают в полное нежелание говорить.

В данном случае изначально диагностируется неврозоподобное заикание. Под воздействием различных стрессовых ситуаций и дополнительной нагрузки на слабую нервную систему появляется и невротическое заикание. На определённом этапе у человека формируется логофобия и провоцирует ещё большее нарушение речи и, соответственно, усиливает страх перед говорением.

  1. Человек боится, что его слова будут не поняты. Говорящий беспокоится о том, что или не сможет правильно донести свою мысль, или слушатель не поймёт неразборчивую, затруднённую речь.
  2. Логофоб опасается насмешек, позора, критики и другой негативной реакции посторонних людей.
  3. Присутствует страх быть отвергнутым. Человека очень угнетает тот факт, что из-за дефекта речи он становится неинтересным собеседником. Видеть, как окружающие невольно ищут общения с другими, довольно тяжело. Чтобы избежать разочарования, некоторые логофобы предпочитают одиночество.
  4. Установка на молчание. Данная установка может быть личным решением, а может быть внушена. Если ребёнка в детстве грубо обрывали на полуслове, позорили за сказанное, угрозами заставляли молчать, то в подсознании закрепляется страх произносить какие-либо слова. Человек может пребывать в уверенности, что он вообще не способен произнести что-то стоящее внимания.
  5. Галитоз – неприятный запах изо рта, возникающий при заболеваниях ротовой полости или при заболеваниях органов пищеварения.

Три стадии развития логофобии:

  1. На начальном этапе беспокойство овладевает человеком во время произнесения речи.
  2. Вспоминая негативный опыт, логофоб предвидит свою неспособность высказаться и испытывает страх перед началом разговора.
  3. Постепенно человека начинает пугать даже мысль о том, что придётся разговаривать.

В большинстве случаев комплекс неполноценности закрепляется ещё в детстве. Вряд ли школьник с проблемной речью избежал прозвища «заика». Ярлыки и насмешки приводят к тому, что ребёнок стесняется отвечать на уроках и не хочет контактировать со сверстниками. Начинают возникать проблемы в отношениях с учителями и одноклассниками, что затрудняет весь процесс обучения.

К проблеме заикания следует относиться серьёзно. Ребёнок не «перерастёт» нарушение речи. Как только родитель стал замечать характерные для данного недуга признаки, нужно обращаться к логопеду.

Самая большая ошибка – ругать малыша за неправильное или нечёткое произношение слов. Именно это может положить начало развитию логофобии.

Если в присутствии посторонних людей ребёнок стал хранить молчание и не желает отвечать на вопросы, пора обращаться к психологу. Возможно, начали проявляться первые признаки тревожного расстройства.

Очень важно то, как родитель говорит с ребёнком, страдающим нарушением речи. Мама и папа должны обратить внимание на свою манеру разговора. От быстрой речи придётся отказаться. Следует говорить спокойно и медленно. Это позволит ребёнку отвечать в таком же умеренном темпе. Чем медленнее человек говорит, тем меньше затруднений испытывает.

Нужно всегда давать малышу возможность высказаться. Родитель должен терпеливо и внимательно выслушать ребёнка. Сосредоточить внимание следует именно на смысле слов, а не на том, как они произнесены.

На эмоциональное состояние малыша и на его речь положительно влияют вечерние беседы в спокойной, расслабляющей обстановке. Разговор должен проходить в виде обсуждения. Прямых вопросов, критики и замечаний следует избегать.

Многие родители, пытаясь не заострять внимание ребёнка на недуге, умышленно не упоминают о заикании. Тема становится запретной. Однако это не правильно. Малыш должен смело говорить о своих трудностях и обсуждать с родителями свои речевые проблемы.

При лечении данного вида фобии работа ведётся в двух направлениях: стабилизация психоэмоционального состояния пациента (работа с психологом или психотерапевтом) и коррекция речи (работа с логопедом). Так как заикание связано с неврозами или с нарушениями в работе центральной нервной системы, в лечении может активно участвовать и невролог.

Как решиться сказать слово?
Есть несколько приёмов, которые помогут человеку на какое-то время отвлечься от страха.

  1. Во время беседы следует смотреть собеседнику в глаза. Мозг должен сосредоточиться именно на удерживании взгляда, а не на том, как прозвучит речь.
  2. Говорить нужно на выдохе, сделав ударение на первый слог.
  3. Если слова «застревают» в горле, стоит выдохнуть и повторить попытку (не отводя от собеседника глаз).
  4. Если попытка удалась, следует продолжить свою мысль.

Король Англии Георг VI, коронованный 12 мая 1937 года, страдал заиканием, которое могло стоить ему английского трона. Плохая координация гортани и диафрагмы, связанные с этим недугом комплекс и страх делали выступление на публике невозможным. Правление Георга VI выпало на тяжёлое предвоенное и военное время.

Избежать публичных речей, важных сообщений и участия в переговорах было невозможно. Только благодаря помощи недипломированного психолога Лайонела Лога и упорной работе король смог научиться контролировать тревожность и выступать перед слушателями. Это помогло закрепиться на престоле и успешно править страной.

В 2010 вышел фильм «Король говорит!», об избавлении короля Георга VI от заикания

источник

BreathMaker — новое слово в лечении заикания у детей и взрослых (044)237-67-93

Логофобия (страх речи при заикании)
теги логофобия, рекомендации

Довольно часто у людей, имеющих проблемы с речью, возникает желание вообще не разговаривать . Человек просто боится заговорить и обнаружить свой недостаток. А так молчишь, и никто ничего не замечает. Как там говорится: молчание золото? В данном случае это не золото, а дешевая подделка, бижутерия.

А по-научному это имеет свое название Логофобия (logophobia; лого + фобия) – навязчивый страх перед тем, что можешь выглядеть некрасиво или вообще ничего не произнести, кроме попутных звуков и движений. По мнению некоторых исследователей логофобия это не столько следствие заикания, а чуть ли не основной его патогенетический механизм. Это получается интересная картина: то, чего мы боимся (заикания) обязательно приходит . А если перестать бояться заикания? Что, и заикаться не будем? Некоторые специалисты утверждают, что да. Правда, заикание заиканию рознь.

Но страх человека — понятие многогранное. Он может бояться незнакомого человека, вернее, общения с незнакомым человеком, или незнакомой аудитории. И этот страх породит заикание. Он может в школе испугаться, что не знает ответа, и этот страх вызовет заикание. Этот страх выражается в том, что начинают дрожать руки, в горле образовывается коварный комок, сердце замирает. Все, как говорится, клиент готов. А ведь достаточно успокоиться, отвлечься и логофобия уменьшится .

Я может вначале не совсем точно объяснил, что такое логофобия. Это страх перед речью, в результате которого появляется заикание . Но это не то заикание, которое у человека присутствует практически всегда. Хотя грань между этими двумя заиканиями иногда очень тонкая. Например, некоторые заикающиеся в домашнем кругу не заикаются. Но это не значит, что у них обязательно логофобия. Только специалист может поставить правильный диагноз, и то, после досконального обследования.

Некоторые заикающиеся довольно часто определяют свое состояние не как логофобию (страх), а как волнение. Но здесь они не совсем правы . Ведь волнение бывает не только перед речевым актом, но и в других, бытовых ситуациях. Человек может волноваться, глядя на спортивные состязания. Что, и в этот момент он заикается? Нет. И таких «сторонних» волнений много. Но логофобия возникает только во время страха перед речью. И то, это не очень распространенное заболевание.

Причин заикания много, и логофобия является только одним из механизмов возникновения заикания. Более распространенным механизмом возникновения заикания (особенно у школьников) – это потеря самоконтроля над скоростью речи. Но как только контроль на скоростью восстановить, то и заикание уменьшится. Замедление темпа речи вообще является одним из важных способов уменьшить заикание .

Специалисты выделяют три главные формы заикания. Первая – невротическая. Она вытекает из логофобии и невротических нарушений и «втекает» в логоневроз. Вторая форма – синдром неврозоподобного нарушения речи. Третья форма – смешанная. В ней проявляются синдромы как первой, так и второй формы. Иногда одна форма со временем перетекает во вторую. То есть, здесь приходится лечить две болезни, а это гораздо сложнее.
Но вернемся к логофобии. Она, чаще всего, появляется в подростковом возрасте. Подросток еще не начал говорить, а только захотел, но в мышцах речевого аппарата уже напряглись и вот тут-то и возникает страх, что возникнет заикание. И в этом случае, иногда, подросток может сказать совсем другую фразу, вместо задуманной . Такой вот финт.

Довольно часто у школьников возникает скоптофобия . Это когда ребенок боится возможных насмешек, боится быть «белой вороной». И если в этот момент ему нужно говорить, то возникает логофобия, которая влечет за собой заикание. Совсем недалеко от логофобии «гуляют» мысли, что заикание – причина всех неудач и проблем. Эти мысли могут стать навязчивыми и привести к большим проблемам, вплоть до суицида.

Вы не подумайте, что я вас пугаю. Я предостерегаю. В подростковом возрасте у ребенка и так хватает психологических проблем, а тут еще и это. Поэтому нам нужно очень аккуратно общаться с таким ребенком, обдумывать каждое свое слово, чтобы не спровоцировать его. Потому как примеров достаточно.

У взрослых логофобия может серьезно повлиять на стиль речи . Одни, чтобы скрыть речевую судорогу, начинают ее заговаривать. То есть речь начинает обиловать пышными оборотами, за которыми очень трудно уловить смысл высказывания. И это не единичные случаи, а сформированный стиль речевого поведения. Другие же наоборот сокращают свою речь до минимума. И здесь дело не в судороге, а в желании вообще говорить как можно меньше.

Как же бороться с логофобией ? Есть ли какие-нибудь советы, которые помогли бы некоторым людям справиться с этой проблемой самостоятельно? Есть. Почитайте внимательно и попробуйте выполнить следующие правила.

1. Если собираешься сказать что-нибудь человеку, то смотри ему прямо в глаза. Это как на фронте: кто кого. Только обязательно сконцентрируйся на этом, чтобы взгляд не отвести.

2. Первое дело сделано. Теперь можно и передохнуть. В том смысле, что нужно сделать быстрый и полный вдох и на выдохе сразу начать говорить. Сделайте ударение на первом слоге и вперед.

3. Если сразу не получается говорить, вы ощутили внутри блок, то не насилуйте себя, выдохните воздух. Но, ни в коем случае не отводите глаза от собеседника. Он поймет, что вы обязательно сейчас выскажете свою мысль и подождет. Повторите через несколько секунд этот прием еще раз.

4. Если у тебя получилось высказать свою мысль, то продолжай дальше, не отрывая глаз от собеседника.

Я не скажу, что это правило помогает всем. Не знаю. Но некоторым моим знаком помогает. Главное преодолеть страх . Даже не преодолеть его, а «забыть» о нем.

А еще люди придумали игры, в которых нужно молчать. Этакая игровая логофобия. Называется это — тихие игры.

Ключевые слова: заикание, логофобия

Еще рекомендуем:
Одна из наиболее важных проблем, с которой приходится сталкиваться при коррекции заикания и логоневрозов — нарушение «речевого дыхания». Победа над заиканием на одном дыхании. Это может быть нехватка воздуха для произнесения полной фразы, вынужденные дополнительные вдохи внутри слова, попытка речи на вдохе, чувство стеснения в груди, ком в горле.

Если человек находится в боевом, приподнятом настроении, когда у него все получается – то успех делу почти обеспечен. Нейтрализация психологических уловок. Но тут вступают в дело психологические уловки, и от морального и психологического состояния не остается и следа.

Хочется дать несколько советов деловым женщинам. Некоторые женщины, приходя в бизнес, стараются перенять «мужской» тон, часто понимая под этим крик. Они стараются изобразить «мужика в юбке» и начинают разговаривать преувеличенно громко и жестко.

источник

О заикании и других темпо-ритмических нарушениях речи — на канале логопеда и многомамы. К темпо-ритмическим нарушениям речи относят тахилалию — ускоренный темп речи, брадилалию — замедленный темп, и заикание .

Все вышеперечисленные нарушения чаще всего нуждаются не только в логопедической коррекции. Только логопед здесь вряд ли добьется успеха. При каждом из этих нарушений необходимо копать глубже, выясняя, где же первопричина этого состояния. Только устранив ее, можно рассчитывать на успешную логопедическую работу .

Копать часто приходится долго и разнообразно, начиная от генетика и эндокринолога, заканчивая психиатром и психологом .

Брадилалия , или патологически замедленная речь часто является признаком эндокринологических нарушений, может быть наследственным состоянием, симптомом общей ослабленности и астении .

Тахилалия, или ускоренная речь, часто сигнализирует об устойчивом неврозе, но также может быть и наследственной, или свидетельствовать об общей возбудимости .

С заиканием все ещё интереснее. Как ни странно, мне в моей практике дети с заиканием попадались редко, хотя вроде должны бы. У детей с ДЦП, с которыми я работала, заикание тоже нередко. Но среди них попался только один.

Читайте также:  Задания по исправлению заикания

Второй случай в моей практике был классикой жанра — девочка, молчавшая почти до трёх лет, лавинообразно заговорившая, обрадованные родители, начавшие спешно учить с ребенком стихи.

И третий случай мой любимый. С мальчиком начали заниматься в марте, через пень-колоду, все время болел, в мае началась дача. Собирались продолжить занятия в сентябре, с сентября же я им посоветовала пойти на вокал или флейту. В сентябре никто не перезвонил, объявились аж в январе — с благодарностью. Ребенок стал заниматься на флейте, и через пару месяцев о заикании остались лишь воспоминания.

Ситуация с заиканием немного похожа на ситуацию с леворукостью и левшеством, которые вовсе не синонимы, а два разных человека. Читайте у меня на канале статью с соответствующим названием. Ведущая рука одна — левая, а люди разные, одна категория с интересным мышлением, вероятной одаренностью, и другая — с трудностями в развитии и обучении.

Так же и с заиканием — ведущий симптом один, но в рамках этого симптома выделяются две формы заикания — невротическая и неврозоподобная .

Невротическая форма заикания возникает на фоне нормального или опережающего речевого и интеллектуального развития, часто — после стресса, при излишней стимуляции речи. Такое заикание часто возникает у двух-трёхлетних эмоциональных умненьких, рано заговоривших детей, которых активно водят на интеллектуальные развивашки, учат с ними стихи, много читают книжек не по возрасту, дарят много впечатлений — активно водят на спектакли, концерты, в цирк. Незрелая психика не справляется с нагрузкой, под маской «почти взрослого», разумно рассуждающего человека часто не замечают совсем маленького ребенка, которому нужен режим и спокойствие.

Такое заикание часто проявляется в напряжённой ситуации и исчезает в привычной и спокойной, часто формируется выраженный страх говорения, из-за чего эту форму заикания ещё называют логоневрозом .

Неврозоподобная форма заикания — совсем другое состояние, признак неврологического неблагополучия. Такие дети отстают в моторном и речевом развитии, заикание часто сочетается с дизартрией . Дети чаще всего менее критичны к своей речи, чем дети первой группы, страха речи не испытывают или испытывают в слабой степени.

Соответственно коррекционная работа при этих двух формах заикания будет отличаться. При первой будет направлена в основном на нормализацию психологического состояния, при второй — неврологического статуса. Специалист первого выбора в первом случае — психотерапевт, во втором — невролог.

Но в обоих случаях наилучший результат достигается при комплексной работе — педагогической, психологической, медикаментозной, физиотерапевтической.

Часто даёт хорошие результаты при заикании обоих форм музыкотерапия. Любого вида, а если нет возможности пройти именно терапию — любое включение музыки и ритма в жизнь. Лучше всего классики и фольклора. Народные песни, танцы, игра на музыкальный инструментах, занятия в хоре или вокалом — показаны детям с заиканием. Не как замена другим терапевтическим мероприятиям, а как дополнение.

А что же логопед? Занятия с ним необходимы. Но только как дополнение к работе невролога или психотерапевта. Речь в случае с заиканием — лишь следствие внутреннего неблагополучия. Нельзя лечить следствие, не разобравшись с причиной.

источник

Казалось бы, что страшного в самой возможности говорить, однако существуют люди, испытывающие иррациональный неконтролируемый страх перед разговором или беседой. Это нарушение называется логофобия и часто наблюдается у людей с дефектами речи. Победить проблему самостоятельно очень сложно, поэтому без помощи квалифицированного психотерапевта не обойтись.

Человек испытывает страх при любом диалоге, потому что боится насмешек из-за дефектов речи

Логофобия – достаточно распространенное нарушение, о котором окружающие люди могут даже не подозревать. Дело в том, что логофоб не отказывается от речи, как от самого доступного средства коммуникации, но испытывает при этом такой стресс, что часто произносит совсем не те слова, которые хотел сказать.

Боязнь говорить всегда завязана на врожденные или приобретенные дефекты речи. Наиболее часто с ней сталкиваются люди, которые шепелявят или заикаются. Однако причина страха кроется не столько в видоизмененном произношении слов, сколько в неуверенность, комплексах и сильном стрессе.

С логофобией при сильном заикании могут сталкиваться и дети, и взрослые. Проблема очень серьезная и негативно влияет на всю жизнь человека, заставляя прилагать много сил для вступления в разговор и поддержание беседы. С нарушением необходимо бороться, и здесь поможет только комплексный подход.

Так как в подавляющем большинстве случаев логофобия проявляется именно на фоне заикания, различают три виды нарушения – невротическое, неврозоподобное и смешанное. Каждое имеет свои причины развития и характерные симптомы.

Любые невротические состояния, связанные с сильным перенапряжением нервной системы, являются благоприятной почвой для развития патологических страхов. Под невротическим заиканием понимают дефект речи, который возник спонтанно у взрослого человека на фоне тяжелой психотравмирующей ситуации.

Проявления логофобии в этом случае зависит от эмоционального состояния человека. Если он расслаблен, чувствует себя уверенно и не ощущает угрозы, он вполне нормально вступит в разговор и поддержит любую беседу. При этом ни о каком заикании не может быть и речи, ведь когда человек не беспокоится, от невротического нарушения не остается и следа.

Если же человек испытывает волнение или опасается своего собеседника, заикание усиливается. Причем здесь образуется замкнутый круг: логофоб волнуется и начинает заикаться, дефекты речи усиливают волнение, появляется еще большая тревога и заикание усиливается. В результате напряжение достигает пика и человек с логофобией может испытать настоящий ужас, начать путать слова, обрывать фразы на полуслове, либо вовсе попытается уйти.

Спазмы, провоцирующие заикание, проявляются только в кругу незнакомцев. Для устранения этой формы логофобии необходимо комплексное лечение, включающее медикаментозную терапию.

Причина и особенность этого вида заикания кроется в самом названии проблемы – именно невроз и другие нервно-психические заболевания становятся причиной дефекта речи.

Симптомы логофобии в этом случае являются следствием слабости нервной системы и проявляются в тяжелой форме. Человек настолько не уверен в себе, что не может произнести и слова из-за спазмов дыхательно-вокальной мускулатуры, поэтому вовсе отказывается отвечать на поставленные вопросы и вступать в диалог.

Только в кругу семьи логофоб общается свободно, без всяких преград

Такая форма нарушения речи является самой тяжелой. Изначально у человека появляется неврозоподобное заикание. Из-за отсутствия своевременного лечения, истощение нервной системы лишь усугубляется. Постоянные стрессы, переживания, отсутствие медикаментозной поддержки приводят к тому, что невроз усугубляется невротическими нарушениями.

Человек не может контролировать собственную речь при любом волнении или внутреннем дискомфорте. Так как речь идет о тяжелом неврозе, можно сказать, что спокойное расположение духа и отсутствие волнения являются редкостью для больного. В результате нервная система оказывает особенно уязвимой перед различными негативными воздействиями, что выступает благоприятной почвой для развития логофобии.

В таком случае логофобия проявляется тревожным расстройством с панической атакой. Симптомы возникают в момент необходимости вступления в разговор с любым человеком, кроме родных и близких.

Обычный диалог с продавцом, кассиром на вокзале или доставщиком пиццы становится настоящим испытанием, преодолеть которое человек не может. В результате люди с таким нарушением предпочитают вести затворнический образ жизни и сводят на нет коммуникацию с другими людьми.

Вывести логофоба из равновесия может любая безобидная фраза и даже телефонный звонок. Увидев на экране незнакомый номер, больной заранее переживает весь ужас разговора с незнакомым человеком и здесь обостряется логофобия.

Логофобия чаще всего развивается на фоне перенесенных в прошлом психологических травм, связанных с особенностями речи человека. Развитию этого нарушения способствуют насмешки, презрение, травля в детстве со стороны сверстников.

У взрослого человека причиной логофобии может выступать боязнь быть неправильно понятым. Еще одним фактором, провоцирующим развитие патологического страха заговорить, может быть нежелание слышать, как заикающихся людей поправляет или поторапливает их собеседник, поэтому логофобия может быть связана и с неприятием своей речевой особенности самим человеком.

Как избавиться от логофобии – это зависит от тяжести проявления симптомов. Всего различают три степени патологии:

  • легкая – человек боится выступать на публике;
  • средняя – страх вызывает разговор с незнакомцем;
  • тяжелая – сама мысль о необходимости коммуникации посредством речи вызывает панический ужас.

Проще всего избавиться от боязни говорить на ранней стадии нарушения, когда человек боится публичных выступлений из-за страха быть непонятым или неуслышанным за дефектом речи.

В остальных случаях потребуется длительная комплексная терапия. Лечение у взрослых логофобии включает три составляющих – прием медикаментов, психотерапию и самолечение для закрепление результатов работы с психотерапевтом.

Какие именно лучше принимать лекарства – решает врач, после серии личных бесед с пациентом

Применение препаратов при логофобии – это симптоматическое лечение, так как ни одно медикаментозное средство не способно победить страх. Препараты необходимы только для уменьшения нервного напряжения и лечения невроза. В зависимости от тяжести нервного истощения и симптоматики, пациенту могут быть назначены транквилизаторы или антидепрессанты. Седативные средства не используют из-за их низкой эффективности при неврозоподобных состояниях.

В борьбе с логофобией применяется психотерапия, которая позволяет как бороться со страхом, так и учит контролировать собственный эмоции и самостоятельно купировать стрессовые состояния.

Направление психотерапии выбирается индивидуально для каждого человека. Некоторые нуждаются в проработке застарелых обид и скрытых тревог, поэтому основным методом является гештальт-терапия. Большинству пациентов подходит когнитивно-поведенческая коррекция, направления на изменение специфики мышления и устранение негативных ассоциативных цепочек.

Стоит отметить, что сами по себе беседы с психотерапевтом оказывают мощное лечебное действие, ведь человек переступает через свой страх, словесно обращаясь за помощью к незнакомцу, которым выступает врач.

После нескольких месяцев индивидуальных сеансов, психотерапевт может порекомендовать групповые тренинги, которые помогут постепенно научиться сохранять спокойствие во время беседы с группой людей.

Логофобу нужно научиться контролировать свои чувства и эмоции и своевременно снимать нервное напряжение. При заикании отлично подходит дыхательная гимнастика, которая помогает устранить спазм шейных мышц.

Также хорошим эффектом обладают позитивные аффирмации, ведь они позволяют отвлечься от страха и собственных мыслей. Некоторым людям на помощь приходит мысленная мантра или молитва.

Одновременно с избавлением от страха, пациенту рекомендуется поработать над неуверенностью в себе и скрытыми комплексами. Если выявить корень проблемы самостоятельно не удалось, на помощь придут сеансы психотерапии.

источник

Мне, как логопеду, иногда приходится сталкиваться с ситуациями, когда папа или мама, с заплаканными глазами, рассказывают о том, что ещё вчера всё было хорошо, а сегодня ребёнок стал заикаться и как избавиться от заикания они не знают. Или взрослый человек, с детских лет страдающий этим речевым нарушением, получает работу своей мечты. А на пути к заветной должности, стоит проклятый недуг.

Однако, паниковать не нужно. Существуют определённые методы, изучив которые вы, возможно, найдёте ответ на вопрос «Как избавиться от заикания?». Хотя при таком сложном речевом нарушении, отказываться от помощи специалистов не стоит ни в коем случае.

Согласно теории речеобразования, речевой процесс представляет собой некий круг передачи информации между тремя мозговыми центрами, расположенными в коре больших полушарий – речевым (центр Брока), слуховым (центр Вернике) и ассоциативным.

С помощью ассоциативного центра мы подбираем необходимые слова, расставляем их в нужной последовательности, то есть строим фразу. Из ассоциативного центра информация передаётся в речевой, который обрабатывает её, испускает необходимое количество нервных импульсов и посылает их к мышцам речевого аппарата (губ, языка, голосовых связок, гортани), а также мышцам, принимающим участие в акте дыхания (диафрагмы и грудной клетки). Человек, выдыхая, говорит, при этом информация в виде речи поступает в слуховой центр. Слуховой контроль позволяет судить о правильности речи, и, если всё произнесено правильно, информация об этом снова возвращается в ассоциативный центр. Это является сигналом для построения следующей фразы.

Из этой схемы становиться понятно, что плавная речь возможна только при синхронной работе всех трёх центров, то есть когда они передают информацию с одинаковой скоростью. При заикании эта синхронность как раз и нарушается. «Виновником» этого является речевой центр Брока. В силу различных причин его активность значительно повышена, что заставляет его вырабатывать больше нервных импульсов и передавать их мышцам речевого аппарата. Это вызывает их дополнительные сокращения, что на выдохе приводит к появлению запинок судорожного характера.

Существуют две основные формы речевых судорог:

  • Клонические – судороги, вызывающие многочисленные речевые повторы (ло-ло-ло-жка, ку-ку-ку-кла);
  • Тонические – судороги, которые длительно сковывают речевые движения (т…….топор, м……..машина);

Чаще всего в речи заикающегося встречается обе формы.

  1. Самая распространённая причина (67,5%) – это испуг. Очень часто от испуга люди теряют, как говорится, «дар речи». Большинство на секунды, а многие на долгие годы.

Если сразу после психологической травмы возникло заикание, то можно сделать следующие выводы:

  • — психологическая травма является истиной причиной заикания;
  • — психологическая травма является пусковым механизмом (возможно, имелась неврологическая предрасположенность);
  1. На втором месте – это ушибы и травмы (27,5%).
  2. Инфекционные заболевания и подражания.
  3. Предрасполагающие причины. Среди них особое место занимает возраст. Часто заиканием страдают дети от двух до пяти лет. А также замечено, что мальчики чаще подвержены заиканию, чем девочки. И еще одной из предрасполагающих причин, является наследственность. Выражается это во множественных случаях заболевания в семье.

1 Совет. Научитесь делать самомассаж. Массаж очень полезно делать при заикании, так как он несёт несколько очень важных функций. Активизирует нервные окончания, расширяет периферические кровеносные сосуды, положительным образом влияет на нервную и другие системы организма.

Сначала необходимо выполнять гигиенический самомассаж. Он выполняется методом поглаживания. Расслабляет все мышцы тела, в том числе мимические и речевые. Ослабленные мышцы, после этого массажа, напротив, активизируются.

  • Проводим лёгкими, поглаживающими движениями от середины лба к вискам;
  • От середины лба к вискам и вокруг и под глазами до переносицы;
  • От крыльев носа к ушам;
  • Гладим щёки круговыми движениями, по часовой стрелке;
  • Гладим шею;
  • Рук, плеч в направлении к туловищу;
  • Живота круговыми движениями по часовой стрелке.

Делаем вибрационный самомассаж методом энергичных постукиваний.

Техника вибрационного массажа.

  • По лбу с произнесением звука М, по верхней губе с произнесением звука В, по крыльям носа с произнесением звука М.
  • По нижней губе с произнесением звука З;
  • По верхней части груди с произнесением звука Ж;
  • По спине слева и справа на звуке М.
Читайте также:  Задания логопеда по заиканию

Вибрационный самомассаж лучше проводить стоя. Затем сделайте 5-10 медленных и спокойных вдохов и выдохов.

Полный комплекс массажа и артикуляционной гимнастики вы можете скачать в рубрике Материалы для скачивания

2 Совет. Развивайте и укрепляйте мышцы, участвующие в речевом процессе. Для этого необходимо выполнять упражнения для рта, челюсти, губ и языка.

Упражнение 1. Широко раскрыть рот. Первым условием чёткой и плавной речи, является свободно и широко раскрывающийся рот. Исходное положение – рот закрыт, губы и челюсти расслаблены, язык лежит плоско, свободно касаясь нижних передних зубов. Делаем вдох носом, рот при этом закрыт и длительно произносим звук А (аааааа), затем звук У (уууууу), О (оооооо), Ы (ыыыыыы).

Упражнение 2. Показать зубы, растянув губы в широкой улыбке. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 3. Вытягивание губ «в хоботок». Длительно произносим звук У. поворачиваем «хоботок» несколько раз вправо, влево, вверх и вниз (на счет 1, 2, 3, 4 медленно), затем вкруговую – вправо, влево. Повторит 3-4 раза.

Упражнение 4. Широко открыть рот. Поворачиваем язык в правую, затем в левую сторону. Повторить 4-5 раз.

3 Совет. Тренируйте дикцию. Специального внимания требует тренировка губ и языка, которые должны стать подвижными, легко управляемыми и эластичными.

Упражняйтесь в проговаривании слогов, слов, маленьких фраз и текстов. Очень полезно зажать между зубами небольшую пробку так, чтобы её внутренняя сторона не касалась языка, а зубы были обнажены. И в этом положении тренировать дикцию.

Если это упражнение делает ребёнок, то чтобы он не испугался, можно сказать ему, что вы играете в крокодильчики. Делайте упражнение вместе с ребёнком.

Начинать нужно со звуков Й, Н, Нь, К, Кь, Г, Гь, Д, Дь, Л, Ль, Д, Дь, соединяя их с гласными, то есть с тех звуков, при произнесении которых не включаются губы. Например,

  • лага-лада-лапа-лана
  • лаго-ладо-лало-лано
  • лагу-ладу-лалу-лану

Затем переходим к проговариванию слов и фраз. Лучше всего это делать на скороговорках. Скороговорки произносятся быстро, слитно, с многократным повтором отдельных слов и всей фразы.

В моей статье «Лучшие скороговорки для развития дикции и речи у детей» , вы найдёте много интересных и забавных скороговорок, для тренировки дикции.

4 Совет. Учитесь шёпотной речи. Давно известен парадокс, что шёпотом многие заикающиеся говорят совершенно нормально.

Тонированная речь и декламация. Сюда мы относим простейшую тонированную речь, ритмическую речь, монотонную и речь низким голосом.

Простейшую форму тонированной речи представляет собой прибавление к каждому звуку произносимого слова равносильно, в сущности, изменения его слогового состава. Слово «страх» превращается в трёхсложное «сэ-тэ-рах».

Монотонная речь – это речь, лишённая естественных повышений и понижений тона голоса. Такая речь принадлежит к числу средств, уменьшающих заикание весьма значительно, но не так безусловно, как ритмическая речь. Влияние низкого тона на уменьшение заикания давно известно.

5 Совет. Попробуйте говорить медленнее. Медленная речь принадлежит к числу самых верных средств для устранения приступов заикания и в этом отношении мало уступает ритмической речи, имея пред последней все преимущества более естественного влияния, не поражая слушателя своей искусственностью, как речь ритмическая.

Существует три вида тонированной речи, а именно речь медленная, речь монотонная и речь низким голосом.

6 Совет. Совмещайте эти три вида речи. Говорите медленно, низким голосом однообразным тоном. Вероятно такой совет покажется вам немного несуразным, но вам и не предлагается так говорить постоянно. Так нужно тренироваться произносить тексты, слова, скороговорки. И чем больше, тем лучше.

7 Совет. Дышите правильно. Считается, что дыхание является одной из немногих, если не единственной функцией, которые, с одной стороны, обеспечивают жизнедеятельность организма, а с другой – поддаются эффективному волевому контролю. Влиять на дыхание гораздо легче, чем, скажем, на работу сердца или почек. Роль дыхания в голосообразовании основополагающая. Лёгкие обеспечивают подпор воздуха под голосовыми связками, являясь мехами и трубами человеческого «органа».

Более подробно о развитии речевого дыхания вы можете прочитать в статье «Игры для развития речевого дыхания».

Часто частота и сила речевых судорог зависит от того говорит человек сам (отвечает на вопросы или что-то рассказывает) или он говорит вместе с кем-то, по образцу. Отраженная и сопряженная речь.

8 Совет. Говорим сопряжено. Вместе с педагогом произносим фразы и слова.

9 Совет. Пересказывайте сказки, рассказы, увиденный фильм или мультик.

В пересказе уже есть моменты, которые облегчают речь заикающегося. Запомнив последовательность изложения, он создаёт для себя образец. Это и есть помощь в данном случае.

10 Совет. Рассказывайте самостоятельно о том, что видите.

Рассказ является самостоятельной речью и неотъемлемой частью работы с заикающимися. Поэтому, активно включайте его в речевую тренировку.

Определённое облегчение испытывают заикающиеся, когда свою речь сопровождают движениями. Так как движения, являются отвлекающим факторов в данном случае.

Для того чтобы избавиться от такого тяжёлого недуга, как заикание, необходимо подключать все доступные методы. Выше я постаралась изложить в форме советов, что необходимо предпринять.

Однако, существует ещё несколько способов борьбы с заиканием, которые при желании вы тоже можете применить.

  • Точечный массаж;
  • Физиотерапевтические процедуры, к ним относится: мезодиэнцефальная модуляция; электросон; магнитопунктура;
  • Лечение отварами, настоями и настойками;
  • Устройства и компьютерные программы.

В логопедической практике специалистам постоянно приходится сталкиваться с людьми, которых не устраивает система длительной и трудной работы над собой и своей речью. Всегда есть те, кто надеются на существование каких-то «сверхсредств», позволяющих сразу и навсегда избавиться от заикания. Нередко можно слышать вопросы:

-Как избавиться от заикания с помощью операцию? Мы слышали, что где-то делают операцию на языке.

Обычно с таким вопросом обращаются взрослые люди, страдающие заиканием; редко – родители заикающихся детей.

Используется ли в наши дни хирургический метод при лечении заикания? Нет.

Можно привести много примеров наших современников – среди них врачи, артисты, поэты, журналисты, политические деятели, учёные. Для которых заикание не являлось непреодолимой преградой для реализации их жизненных планов. Не увело от жизни в обществе, не помешало раскрытию таланта, не лишило жизненной радости, бодрости, уверенности в своих силах. Главное — это их стремление жить в гармонии с миром и самим собой. Чего и вам от всей души желаю!

Если вам понравилась статья поделитесь ею в своих соц. сетях и напишите комментарий.

источник

Любой человек во время сильного волнения может сбиться с мысли, не найти подходящих слов и испытать речевые затруднения. Иногда сильное беспокойство перед предстоящим выступлением или даже обычной беседой перерастает в фобию. Следует понять причины появления подобного страха. Существуют ли эффективные способы устранения недуга?

Логофобия (от древнегреческого logos — «слово», phobos — «страх») – паническая боязнь речи. Существует другое название этой патологии – глоссофобия. Чаще всего психическое нарушение, связанное с боязнью говорить, встречается у людей с дефектами речи. Человек ощущает неконтролируемое беспокойство перед любым общением с посторонними. Порой он испытывает настолько сильный стресс, что произносит совсем другие слова вместо тех, что хотел сказать.

Фобия часто возникает на фоне заикания. В этом случае она подразделяется на три вида: невротическое, неврозоподобное и смешанное нарушение.

  • Невротическое заикание обычно появляется в результате психотравмирующей ситуации. Впоследствии появляются спазмы, провоцирующие заикание. Логофоб испытывает небольшое беспокойство, способное в процессе общения с незнакомцем перерасти в паническую атаку.

Чем больше волнуется говорящий, тем сложнее ему выразить свои мысли. Он начинает путать слова, резко обрывает фразы на середине, предпринимает попытки уйти. Беседа с посторонними – настоящее испытание.

  • Неврозоподобное заикание является следствием слабой нервной системы. У людей с этим нарушением при говорении возникают спазмы дыхательно-вокальной мускулатуры. В результате логофоб не может произнести ни единого слова. Он испытывает неловкость и стыд за своё вынужденное молчание. Появляется желание немедленно прекратить общение.
  • Смешанному нарушению способствует тяжёлый невроз. Тревожное расстройство возникает при любом общении, кроме разговора с самыми близкими. Логофоб бывает не в состоянии вступить в диалог с продавцом, кондуктором и обычным прохожим. Он испытывает сильнейший стресс при высвечивании незнакомого номера на экране мобильника в момент телефонного звонка. Такой человек предпочитает вести затворнический образ жизни.

Боязнь говорить чаще всего появляется у людей, имеющих врождённые или приобретённые дефекты речи: шепелявость, заикание. Причиной страха общаться с посторонними может быть неуверенность, закомплексованность. Человек опасается неблагоприятной оценки со стороны окружающих.

Детские насмешки, презрение и травля со стороны ровесников способствуют развитию недуга. Испытанный в детстве позор за произнесённые слова, грубое обрывание на полуслове, требование замолчать укрепляется в подсознании человека и может сопровождать его всю жизнь.

Сильный стресс, испуг, психологическая травма нередко приводят к блокировке речи.

Причиной возникновения заболевания у взрослого человека является страх, что его речь будет неправильно понята. Опасение донести мысль до слушателей в искажённой форме из-за неразборчивого и затруднённого произношения нередко приводит к фобии.

К появлению боязни говорения иногда подталкивают нетерпеливые слушатели, которые поторапливают, поправляют или договаривают слова за заикающегося человека. Подобное общение приводит к опасению стать неинтересным собеседником, подталкивает страдающего недугом к затворничеству. Некоторые логофобы сами не приемлют свою особенность, не хотят мириться с имеющимся дефектом. В связи с этим они дают себе установку на молчание.

Появлению фобии может послужить неприятный запах, исходящий изо рта, вызванный каким-нибудь заболеванием желудочно-кишечного тракта.

Этой фобии присущи такие психологические симптомы:

  • повышенная тревожность;
  • бессонница;
  • беспричинный страх;
  • потеря аппетита;
  • чувство собственной неполноценности;
  • психическое напряжение;
  • панические атаки.

Наблюдается специфическая симптоматика заболевания, причиной которого является непосредственно заикание:

  • спазмы речевого аппарата;
  • затруднённость в произнесении фраз;
  • многократность повторения отдельных звуков, слогов и слов;
  • артикуляционные судороги;
  • продолжительность речевых пауз.

Наряду с этими проявлениями, нередко наблюдаются сопутствующие симптомы:

  • различные лицевые тики;
  • учащённое моргание;
  • дрожание губ;
  • мышечное напряжение;
  • мимическое кривлянье;
  • усиленное потоотделение;
  • нехватка воздуха.

По степени проявления симптомов недуг подразделяют на 3 вида:

  • при лёгком течении логофобии человек боится выступлений на публике;
  • при среднем появляется боязнь ведения диалога с незнакомцем;
  • при тяжёлом любая мысль о коммуникации доводит логофоба до паники.

На ранней стадии заболевания несложно избавиться от патологии. Во всех остальных случаях необходима помощь квалифицированного специалиста. Психотерапевт подбирает индивидуальный подход к каждому пациенту. Чаще всего применяется комплексное лечение.

Прежде всего, больной нуждается в стабилизации психоэмоционального состояния и коррекции речи. Специалист обучает пациента овладению новыми навыками общения и приобретению других привычек в процессе разговора. Врач работает в тесном контакте с логопедом, который устраняет дефекты речи.

Гештальт-терапия помогает избавиться от застарелых обид и скрытых тревог. Когнитивно-поведенческая коррекция направлена на проработку и устранение негативных ассоциативных цепочек, внедрение в сознание позитивного мышления. Индивидуальные сеансы и групповые тренинги обучают спокойному, безбоязненному общению с окружающими.

Медикаментозная терапия не способствует преодолению страха, но успокаивает нервную систему и значительно снижает симптоматику невроза. Чаще всего больному назначают антидепрессанты и транквилизаторы. Стабилизировать нервное состояние пациента помогают другие специалисты: физиотерапевты, массажисты, иглотерапевты и рефлексотерапевты.

Человек может облегчить себе страдания самостоятельно с помощью логопедического массажа и ежедневной дыхательной гимнастики, устраняющей спазмы шейных мышц. Аффирмации, медитации, расслабляющие ванны помогают отвлекаться от негативных мыслей и настраиваться на положительные эмоции. Аутогенные регулярные тренировки позволяют избавиться от психического дискомфорта, неприятных воспоминаний, закоренелых обид.

Хорошо успокаивают нервную систему травяные настои и отвары. Настои руты пахучей, глухой крапивы или душицы обыкновенной взрослым и подросткам советуют принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день, а детям достаточно прополаскивать горло отваром из трав.

Существует несколько приёмов, помогающих логофобу отвлечься от жутких мыслей и решиться на произнесение фразы в присутствии посторонних:

  • во время разговора следует смотреть собеседнику в глаза, сосредоточиться на удержании взгляда, а не на произнесении фразы;
  • проговаривать слова надо на выдохе, делать акцент на первом слоге;
  • при «застревании» слов в гортани необходимо повторить попытку их произнесения, при этом не рекомендуется отводить взгляд от собеседника;
  • удачное высказывание стимулирует к продолжению речи.

При заикании детей родители обязаны проявить особую чуткость:

  • ни в коем случае нельзя ругать ребёнка за неправильное или нечёткое произношение слов;
  • нежелание ребёнка произносить слова в присутствии чужих людей может означать начало тревожного расстройства, поэтому требуется консультация психолога;
  • при первых признаках заикания необходимо обратиться к логопеду;
  • спазмы, возникающие при произношении гласных звуков, можно преодолеть с помощью пения (желательно записать малыша в хор);
  • со страдающим нарушением речи малышом следует говорить медленно, слова произносить чётко, что позволит маленькому человечку отвечать без затруднения в умеренном темпе;
  • заикающегося ребёнка надо слушать очень внимательно и терпеливо, нельзя его перебивать, при этом необходимо заострять внимание на смысле фразы, а не на её произнесении.

Желательно ежедневно в спокойной доброжелательной обстановке проводить беседы с малышом и обсуждать всевозможные события, во время этих семейных мероприятий запрещаются любые критические замечания и прямые вопросы.

источник

Логофобия или страх говорить — это навязчивый страх речи при тяжелых нарушениях речи, чаще всего при заикании. Говорящий испытывает чувство стыда перед своим дефектом речи, беспокоится о том, какое впечатление произведёт на окружающих, боится запнуться.
При возникновении логофобии у человека формируется неуверенность в себе, снижается самооценка. Постепенно сужается круг общения, ограничивается зона комфорта. Это, в свою очередь, является фактором возникновения психоэмоционального напряжения, которое может как усиливать заикание или саму логофобию, так и вызывать другие расстройства невротического круга.

Как правило, логофобия развивается в следующем порядке:

  • Страх при говорении (непосредственно в ситуации речи);
  • Страх при приближении ситуации (ожидание неудачи);
  • Страх при мысли о ситуации (возможно, ситуации и не будет, но страх уже есть).

В клинической картине заикания логофобия занимает определенное место. Выделяют три основные формы заикания. Для каждой из форм логофобия имеет своё значение.

Данный тип заикания вызван психогенными причинами, т.е. психотравмой острого (например, испуг) или хронического характера. В данном случае страх речи является одним из основных механизмов, поддерживающих нарушение речи. Вызванный психотравмой, логоневроз формирует страх говорения, который, в свою очередь, является вторичным фактором появления заикания в ситуации волнения. Чем больше человек боится, тем сильнее заикается. Чем сильнее заикается — тем сильнее боится. Постепенно формируется порочный круг. Подтверждением того, что логофобия (вторично) провоцирует заикание, служат примеры, когда дома в комфортной привычной обстановке с близкими людьми человек перестаёт заикаться. В ситуации же общения с незнакомыми людьми, выступлений на публике заикание усиливается.

  • Неврозоподобное заикание
Читайте также:  Задания для коррекции заикания

Возникает в результате сосудистых, органических и других поражений центральной нервной системы. При такой форме заикания также может возникать логофобия. В данном случае логофобия будет усложнять общую картину и снижать эффективность лечения. При длительном развитии логофобии такое заикание может перетечь в следующую форму:

  • Смешанное заикание

Это по сути «два в одном», когда первично заикание диагностировалось как неврозоподобное, но со временем при воздействии дополнительных стрессовых факторов на ослабленную нервную систему возникло невротическое «наслоение». Такое заикание имеет характеристики обеих форм заикания. Поддаётся коррекции сложнее, чем первые два. Безусловно, не последнюю роль в формировании такой двойственной природы заикания играет логофобия.

Поскольку мы имеем дело с двумя компонентами заикания — эмоциональной реакцией личности на дефект речи и самим дефектом речи, терапия должна осуществляться в двух направлениях:

  • Нормализация темпа, ритма и плавности речи, уменьшение речевых судорог. Это работа с логопедом-дефектологом — над функционированием артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата. При необходимости (как правило, при неврозоподобной форме) — сопровождение врача-невролога.
  • Гармонизация психоэмоционального фона, избавление от иррационального страха говорения. Это преимущественно психологическая часть работы, поэтому ее осуществляет квалифицированный психолог или психотерапевт.
  • Высокую эффективность при логофобии показывает метод Томатис, так как избавляет клиентов от чувства тревожности, что очень важно при коррекции данного нарушения.

Следует помнить, что это лишь общая базовая схема лечения заикания в Санкт-Петербурге. Соотношение компонентов терапии будет меняться в зависимости от формы заикания. А достоверно определить ее может только квалифицированный логопед-дефектолог при тщательной диагностике. Он же даст направление к врачу-неврологу и к психологу, если это будет необходимо.
Для коррекции логофобии или страхе говорить запишитесь на консультацию к специалисту по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму записи на сайте.

источник

Методы психологической помощи для лечения заикания

Вообще логофобия это иррациональный страх произношения некоторых слов или звуков в определенных ситуациях, ожидание собственного заикания, моделирование негативных речевых ситуаций еще до начала разговора. Другими словами это иррациональный и абсолютно необоснованный страх того, что вы так или иначе будете заикаться при разговоре, и этот страх сам по себе стимулирует дальнейшее заикание – получается патологический замкнутый круг. Отметим, что большинство детей не осознает иррациональность этого страха, а взрослые заикающиеся вполне могут понимать, что страх речи не имеет под собой объективных причин и является классической фобией. Но в любом случае возможность самостоятельно справиться с логофобией очень ограничена, потому что человек постоянно находится в условиях, где ему требуется разговаривать. Отчасти из этих соображений в лечении заикания необходимо использовать метод молчания, но для устранения логофобии этого обычно недостаточно, так как метод молчания применяется в большей степени для остановки патологического речедвигательного стереотипа.

Между тем логофобия является ведущим фактором стойкости и усугубления заикания, поэтому избавление от этой фобии является необходимым условием лечения заикания.

В действительности есть случаи, когда заикание протекает без выраженной логофобии или при полном ее отсутствии, но здесь важно точно это определить. Например, человек может отрицать наличие у себя логофобии, однако при поверхностном анализе выясняется, что его жизнь частично или полностью построена на избегании большинства речевых ситуаций. Довольно примечательно, что человек в этом случае не осознает свою логофобию.

В других случаях логофобия перетекает в социофибию в разных ее проявлениях. В таком случае человек не просто испытывает страх речи и избегает ситуаций, где ему необходимо говорить, а приобретает упорную иррациональную боязнь любой социальной активности.

В тяжелых ситуациях, о которых нам рассказывают наши подписчики, социофобия доходит до полного ограничения контактов с внешним миром. Обратите внимание, что отличительной особенностью человека, страдающего логофобией и/или социофобией является то, что он слишком сильно сосредоточен на самом себе – как он говорит, как выглядит, как на него смотрят окружающие и что о нем думают. Казалось бы, что это вполне адекватный процесс, ведь каждый в той или иной степени опирается на мнение окружающих для адекватного общения. Но в случае с социофобией эта степень доходит до откровенно извращенных, патологических величин, которые в конечном счете мешают здоровой социальной адаптации.

При логофобии и социофобии заикающийся может со всей тщательностью продумывать будущие ситуации, где ему нужно будет с кем-либо говорить или проявлять социальную активность, при этом непременно будет проигрывать негативное развитие событии – логофобия подразумевает постоянное моделирование будущего заикания. Следует добавить, что еще одной характерной особенностью этой патологии является память, которая акцентировано кумулирует больше негативного опыта, чем позитивного, хотя в норме здоровые люди быстрее забывают плохое.

Логофобия характеризуется избегающим поведением. При этом человек вполне адекватно, на его взгляд, начинает избегать любых тревожных ситуаций.

Некоторые наблюдения и исследования логофобии и социофобии позволяют увидеть много общего между заиканием и обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР), подробнее об этом в статье «сопутствующие заболевания».

Вы можете себе представить, насколько сильный, а в ряде случаев прочно укоренившийся механизм иррациональных фобий стоит между вами и избавлением от заикания. А если добавить к этому то, что полная картина страхов, фобий и многоэтажных комплексов всегда скрыта от нашего сознания, в той или иной мере находясь в глубокой тени подсознания, получается совсем уж дремучий лес, в котором многие блуждают порядочную часть своей жизни и не понимают, почему так сложно избавиться от заикания. А чаще всего результатом многогранного развития логофобии и социофобии является вывод, что заикание вообще не лечится. Это, конечно же, не имеет объективных оснований.

Являясь иррациональным и приобретенным страхом, логофобия поддается лечению при правильном подходе:

  1. Самостоятельное лечение путем сознательной активной социализации. Здесь имеется в виду направленная деятельность по расширению социальных контактов и социальной активности, невзирая на свои страхи и на заикание как таковое. Необходимо как можно больше общаться и проявлять инициативу. По опыту наших подписчиков, в ряде случаев после значительного повышения социальной активности степень выраженности логофобии заметно снижается. Однако эта задача под силу не всем, а иногда после нескольких негативных речевых ситуаций в общении с незнакомыми людьми фобия может еще больше усилиться. Вообще практически каждая неудача ухудшает состояние.
  2. Профессиональная психотерапия логофобии и социофобии. Здесь все гораздо проще, поскольку компетентный психолог владеет необходимыми техниками избавления от этих фобий. Часто используется семейная или групповая психотерапия, обычно в комплексе. Психологи подходят к данной проблеме по-разному, но общий принцип сводится к одному – через осознание иррациональности этих страхов человек начинает формировать адекватный взгляд на себя, на окружающих и на свое заикание. Но и здесь есть важная проблема – не смотря на обилие психологов, по-настоящему компетентных среди них очень мало. Порой нашим подписчикам приходилось перепробовать несколько специалистов, пока они не находили тех, кто был способен им помочь. Следует учитывать, что для такой работы необходимо несколько сеансов, а в будущем необходимо закрепление результатов.
  3. Комплексный подход, который используется чаще всего: одновременно с получаемой психологической помощью вы сами занимаетесь активной социализацией: записываетесь в кружки, в секции, больше общаетесь с незнакомыми людьми, даже если поначалу это будет плохо получаться.
  4. Отдельно надо отметить использование лекарственных препаратов от заикания, которые при правильном подходе могут заметно снижать логофобию.

Страдающий логофобией склонен видеть себя в негативном свете и предъявлять к себе завышенные требования. А «высокие требования» подразумевают не менее высокую цену ошибки, которая сама по себе не должна вызывать закрепления психологических комплексов и фобий, однако у заикающихся именно это и происходит.

В целом психологически здоровый человек способен адекватно относиться к себе, своим ошибкам и к окружающим — по сути, достижение такого состояния является одной из главных целей психотерапии заикания.

Хотя важнейшим звеном его развития и закрепления является не причина, а следствие – логофобия, которая в дальнейшем становится основным фактором поддержания и усугубления логоневроза. Поэтому в процессе психологической терапии заикания не имеет смысла искать ее причину в прошлом, как мы уже писали в статье о влиянии семьи на появление заикания. Вне зависимости от стажа заикания в дальнейшем не имеет значения, что инициировало заикание – испуг, конфликт в семье, другой стресс. Повторим, необходимо нейтрализовать логофобию как его следствие. Без этого лечение заикания не может быть успешным.

Более того, нередки случаи, когда психологическая работа, направленная на осознание и вспоминание раздражителя, который привел к заиканию, приводила к еще большей концентрации на негативных эмоциях и усугублению заикания, тем более, если такая психотерапия проводится некомпетентным специалистом. Однако и здесь есть исключения, и такая терапия тоже может быть полезной, однако это наблюдается очень редко.

Мы не можем описать все ситуации, которые происходили с нашими подписчиками, потому что их слишком много. В данной статье приводятся обобщенные выводы, сделанные на основании анализа большинства ситуаций.

Отдельно следует упомянуть гипноз как еще одно направление практической психотерапии, направленное на избавление от логофобии, об этом читайте в статье про гипноз от заикания.

1) Я придерживаюсь позиции, что заикание является психосоматическим расстройством, для устранения которого нужна психоаналитическая диагностика и терапевтическая работа. По хорошему счету, нужно решать причину заикания, а не следствие. А причина сидит в нашей голове. А вот с головой, может помочь разобраться психотерапевт или психолог. Но стоит понимать, что не каждый может помочь, увы. Много шарлатанов и халтурщиков. Для устранения заикания рекомендую обратиться к психологу или психотерапевту. Чтобы не попасть к мошеннику, знайте, что:
— Первое, квалифицированный психолог или психотерапевт сообщает о тех методиках с которыми он работает. Например, я работаю с методиками Фрейда, Юнга, НЛП и т.д.
— Второе, квалифицированный психолог не работает с проблемой без диагностики, визуальной или тестовой, либо других диагностических методик сбора данных.
— Третье, на основе поставленного диагноза (который ставится по запросу клиента) предлагается метод терапевтической коррекции.
Клиент на каждой фазе должен знать с какими диагностическими, либо терапевтическими методиками работает психолог и как работают эти методики (т.е. какие механизмы воздействия использует психолог). Данный текст может быть использован для соответствующих постановочных вопросов к человеку позиционирующему себя как психолог.
Если психолог/психотерапевт не сообщает о методиках с которыми он работает, не проводит диагностику и не ставит диагноз — крайне не рекомендую к такому обращаться за помощью, потратите свое время, деньги и психологическое здоровье.

2) Кто-нибудь знаком с психотерапией? Во время заикания я чувствую ощущение того самого ступора который мешает мне не только говорить но и думать. Это накатывает в задней части головы и как будто перекрывает все мысли. Наверное это и называют неврозом. Когда пытаюсь сконцентрироваться на этом ощущении оно уходит и я не успеваю его поймать чтобы осмыслить и понять что это за чувство и почему оно возникает. Как буд-то это какой-то детский страх,как ожидание подзатыльника. Может кто то сталкивался с этим или уже проходил какие нибудь курсы терапии?

3) Хороший психотерапевт может помочь в снятии логофобии. Я не верю, что он может ее снять полностью (она полностью уйдет, если только человек перестанет заикаться полностью), но как часть терапии — вполне помогает. Однако, если брать глубже и говорить о гипнозе, то тут все по-другому. Я уверен, что гипнозом можно вылечить заикание полностью, только крутых гипнологов в мире можно по пальцам сосчитать. Кто не верит в гипноз — почитайте отзывы людей, которым Вольф Мессинг помог с заиканием. Точнее, не помог, а излечил полностью одним гипнозом.

4) Я раньше переживал, это было в школьные годы плакал, уроки истории пропускал, так как постоянно устно спрашивают. Не было ни поддержки от родителей, ни друзей, хотя они были, правда потом тоже присоединились меня травить. Типо я «неполноценный». Потом постул в колледж, там оказалось лучше, другие люди окружение, но опять же друзей не нащёл, остался горький осадок. Были и те кто подкалывал старался «подняться» за мой счёт. С некоторыми поддерживаю общение. Заикание позволяет узнать своё окружение лучше, пожалуй главный плюс. В итоге: стал грубым, перестал думать что о бо мне скажут, переживать, короче забил на попытки лечения, скажу честно когда перестаешь думать о своём недуге, речь становится лучше. Из минусов: не получил желаемое образование, работа простым рабочим и то часто сокращают, нет друзей, есть несколько хороших людей которые просто хорошие люди, нет опыта общения с девушками вообще. Нет поддержки нигде. Вот так вот.

5) Хочешь победить заикание, а найти хорошего психолога/психотерапевта не выходит, то рекомендую:
— больше говорить в слух когда никого нет и ты заикаешься меньше или не заикаешься
— попробуй поговорить с домашними питомцами и животными
— пробуй петь, говорить шепотом, кричать
т.е. нужен опыт позитивной речи — это когда ты заикаешься меньше или вовсе не заикаешься. далее:
— не думай о словах и как их произносить
— не пытайся говорить идеально, говори как можешь
— не пытайся убежать от заикания, от него не убежишь, его можно только работой над собой победить
— не комплексуй от заикания, да, тяжело, но никто не обещал, что жизнь «малиной» будет
— очень важна поддержка окружения, если есть люди которые тебя поддерживают, цени их и говори, спасибо
— кто злорадствует и издевается, не держи зла на таких людей, это люди нищие духом и они сами не знают, что творят
— занимайся собой, занимайся своим любимым делом, развивайся, прокачивай уверенность и самооценку
— и конечно, чтобы победить заикание, нужно идти на страх заикания. хочешь что-то спросить и страшно? спроси. хочешь что-то сказать и снова боишься? спроси.

При составлении статьи использована информация:

источник