Меню Рубрики

Страх как причина заикания

Невротическое заикание – расстройство нервной системы, отражающееся на плавности и ритме речи пациента. Патология также известна под названием «логоневроз».

Заикание у взрослых и детей может возникнуть на фоне затяжного стресса, при или после перенесённого эмоционального шока. Ежегодно десятки тысяч человек обращаются с подозрением на логоневроз к логопедам и неврологам.

Рассмотрим подробнее, какая форма заикания вызывается психогенными причинами и психотравмами, что предшествует возникновению приобретенного логоневроза невротической формы, чем обусловлен механизм заболевания.

Невротическое заикание (либо логоневроз) – одна из форм нарушения речевых функций, которая выражается в искажении ритма разговора, появлении речевых повторов и невротических запинок.

Данное заболевание, подобно аналогичным заиканиям, формируется вследствие тонических и тоникоклонических судорог в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре.

Логоневроз тесно связан с психотравмирующими событиями, благодаря чему он относится к группе неврозов. Однако заболевание также может быть вызвано внезапно.

В группе риска находятся дети. Главным образом во время активного формирования речевых функций. Кратковременные запинки речи наблюдаются у 4-х детей из 100.

Основной причиной появления невротических запинок является влияние психотравмирующей ситуации либо затяжного дистресса.

В случае единоразового разрушительного психоэмоционального события заболевание может пройти через некоторое время, более серьёзные последствия (вплоть до преходящего мутизма) выражаются вследствие продолжительного пребывания в неблагоприятной для психики среде.

Можно ли начать заикаться от испуга? Примеры психогенных причин заикания у детей и взрослых:

  • стресс, сильный испуг или сильный гнев;
  • чрезмерная нагрузка при обучении разговорной речи;
  • нарушение семейных ролей и функциональности семьи у детей;
  • подражание разговору заикающегося родственника или друга;
  • потеря близкого человека;
  • проблемы любовного характера.

Зарождение и формирование логоневроза в современной медицине ещё недостаточно изучено.

Предположительно, при воздействии острых стрессовых ситуаций невротические запинки развиваются посредством появления устойчивой патологии условно-рефлекторных функций. А окончательное закрепление болезни – формированием моторного автоматизма.

Можно сделать предположение, что в возрасте с 2-х до 4-х лёт на заикание влияет патологическое закрепление естественных речевых запинок, характерная для данного возрастного периода формирования речевых функций (т.н. функциональное заикание).

Как показывает статистика, зачастую заикание на ранних стадиях начинает проявляться среди детей 3-5 лет. Осложнение симптоматики и сопутствующих невротических реакций можно наблюдать в основном среди подростков, в периоде 15-17 лет.

Процесс осложнения связан со стремительными возрастными переменами в организме человека. Логофобия (страх речи) формируется именно в период пубертата, также появляется субдепрессивные изменения настроения, возникают разного рода астенические и сомато-вегетативные расстройства.

Последствия перенесения повреждения психики могут проявляться в виде мутизма по причине торможения в зонах речедвигательного анализатора. Мутизм выражается в отказе больного от использования речи.

Длительность «периода молчания» варьируется в зависимости от состояния нервной системы, а также тяжести травмы. Торможение влияет на отделы коры и подкорки головного мозга, захватывает ствол и ретикулярную формацию.

Заикание является только симптомом различных расстройств, из списка которых преобладают: синдром неврозоподобного нарушения речи и речевой невроз (логоневроз).

Другие виды патологии могут существовать в рамках кататонии, эпилепсии, деменции и т.д. В подобных случаях больного направляют на борьбу с главенствующим заболеванием.

Существует также заикание неопределённого происхождения, которое не укладывается целиком в дихотомию логоневроза – это неврозоподобный логосиндром резидуально-органического типа.

Впоследствии растормаживания появляются фрагменты диссоциации различных уровней ЦНС. У больного ребёнка идут отдельные слова, ломается темп, изменяется плавность речи и появляются запинки, ребенок заикается, когда волнуется или нервничает.

Влияние психологически неблагоприятной среды для пациента в таком состоянии может повлечь закрепление речевых дефектов и невротических реакций.

К симптоматике нервного заикания у детей может присоединиться синдром страха, характерный для детских неврозов: больной ребёнок начинает стремиться избежать речевых контактов, идёт нарушение коммуникативных функций.

В процессе взросления вероятно появление страхов и навязчивых мыслей, заикание появляется у взрослого человека при волнении. Речевые нарушения могут то исчезать, то возникать вновь.

Чем характеризуются движения детей, страдающих невротическим заиканием? Многие исследователи данной речевой патологии высказывают различные мысли касательно сопутствующих ритуальных движений у больного. На фоне психастенической акцентуации характера была диагностирована специфическая логофобия.

У учеников школ отмечались частые прикосновения ко лбу (жест напряжённой мысли). Работящие люди наблюдали у себя, например, при общении с начальством, переминание с ноги на ногу, прикосновения к мочке уха, похлопывание по определённой части тела.

Диагностика логоневроза проходит при наблюдении сразу нескольких специалистов. Опишем детально диагностическую схему: от обращения к врачам до постановки диагноза.

Как проходит диагностика невротического заикания:

  1. Обращение к специалистам в области логопедии и неврологии.
  2. Обследование речи пациента логопедом, определение нарушения темпа, ритма, плавности, наличие ошибок, повторов, растягиваний звуков и прочих дефектов.
  3. Полная неврологическая проверка состояния психического здоровья. В том числе проверка рефлексов больного.
  4. Назначение детального курса лечения.

Дифференциальную диагностику применяют для того, чтобы отличить невротическое заикание от неврозоподобного. Последний тип патологий возникает ввиду черепно-мозговых травм или множественных отклонений центрально-нервной системы.

В основном, неврозоподобное заикание сопровождается органическими изменениями личности: инертность, несменяемость эйфорического состояния, затруднённая переключаемость.

Во избежание органической природы заикания врачами в дополнение назначается проведение следующих исследований: МРТ, Эхо-ЭГ, ЭЭГ, РЭГ или КТ головного мозга.

Необходимо понимать, что невротическое заикание (когда ребенок или взрослый внезапно, резко начал заикаться) может являться сопутствующим заболеванием при определённых психических отклонениях (например: шизофрения, олигофрения, психопатия). В таких случаях больному назначают консультацию у психиатра.

Кроме того, невротическое заикание следует отличать от функционального заикания у детей. Последнее возникает из-за быстрого развития речи в возрасте 2-5 лет, когда полушария мозга не успевают созревать. Оно имеет временный характер и проходит само, не является истинным логоневрозом.

Можно ли и как вылечить заикание, возникшее от испуга? Логоневроз поддаётся коррекции. Прежде, чем преступать к лечению, требуется изучить и устранить повлекшую к патологии причину.

Лечение проводится медикаментозным и психотерапевтическим путём. Время и интенсивность курса зависит от сложности заболевания, для эффективности проводимых процедур следует точно придерживаться всех врачебных установок.

Список лечебных процедур для улучшения состояния пациента:

  • релаксирующий массаж – снятие тонуса речевого аппарата и улучшение кровообращение в теле;
  • дыхательная гимнастика – налаживание качественного дыхания;
  • настенная психотерапия – психологическое преодоление речевого барьера между больным и социумом;
  • медикаментозные средства – лечение серьёзных психических расстройств;
  • электросонотерапия – улучшение кровообращения, снижение болевой чувствительности;
  • психологические тренинги, арт-терапии и сеансы психоанализа – социализация больного, установление и самоизлечение болезни;
  • гипноз – расслабление тела и выяснение причин психотравмы у пациента.
  • Невротическое (в просторечье «на нервной почве») заикание у ребенка и взрослого чаще всего возникает вследствие перенесённого стресса. Неблагоприятные психологические факторы влияют на деструкцию речи человека. Симптоматика заболевания может как выражаться ярко, так и косвенно с попеременными рецидивами.

    Логоневрозу больше подвержены личности, обладающие слабой психоустойчивостью. Чаще всего заболевание характерно для раннего детского возраста, к примеру, ребенок внезапно испугался и после перенесенного испуга резко начал заикаться.

    В зависимости от тяжести заболевания и условий лечения, патология имеет благоприятный и неблагоприятный исходы. В случае прогредиентной (благоприятной) ситуации симптомы способны исчезнуть полностью.

    Что такое невротическое заикание, чем оно отличается от неврозоподобного, как можно его победить:

    источник

    Логопеды бьют тревогу: мало кто из современных детей обладает правильной и здоровой речью. Дефекты могут быть самыми разными, как и причины их появления. Но самым загадочным и тяжело поддающимся коррекции является заикание.

    Что делать, если эта проблема возникла у ребенка? Есть ли варианты вылечить заикание у взрослого человека? Какие ошибки чаще всего совершают родители и даже логопеды? Об этом рассказала доктор психологических наук Татьяна Визель — уникальный специалист с мировым именем, профессор, нейропсихолог. Она разработала методику, которая дает шанс говорить правильно в любом возрасте. В начале разговора Татьяна Григорьевна сразу предупредила: «Сегодня я скажу много крамол»…

    — Татьяна Григорьевна, что такое заикание? Как эта особенность говорения «формируется»?

    — В русском языке термин «заикание» происходит от слова икать. Видимо, кому-то когда-то показалось, что, когда кто-то дает в речи запинки, он как бы икает. Но в других языках — совсем другие смыслы, в основном они обозначают какое-то спонтанное движение языка.

    — Это же не новое явление. В другие исторические периоды заикание пытались лечить, понимая, что это не норма?

    — Когда мы говорим о чем-то исторически важном, начинаем с древней истории. Демосфен — величайший оратор. Он заикался! Как же Демосфен преодолевал свое заикание? Он выходил на берег моря, клал под язык камушки и пытался говорить понятно и внятно. Он, прежде чем что-либо сказать, выстраивал план своего высказывания, употреблял выразительные жесты, мимику. И это помогало, а почему — я потом скажу. Это явление изучал и Гиппократ… В какой-то момент были попытки решить проблему заикания хирургически: отрезали кончик языка, расширяли голосовую щель, подрезали уздечку под языком. Кроме этого, ряд авторов говорили, что заикание — результат инфекционных болезней, испуга или подражания другим заикающимся. Как было установлено, все это провокационные, но не причинные факторы.

    — В обывательской среде до сих пор есть мнение, что дети начинают заикаться после сильного испуга…

    — Испуг испытывают многие дети, а заикаются не многие. То есть если нет предрасположенности к заиканию, то его и не будет. Одного ребенка напугала собака — и он вскоре забыл этот случай, а на другого полаяла — и он стал заикаться.

    Среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Для девочек активность правого полушария — родная. Им «разрешается» плакать, а мальчикам говорят, что это стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное».

    — Потому что существует природная предуготованность к заиканию. Кстати, есть классификация страхов у детей. На первом месте — собаки. Второе место поделили врачи и воспитатели детских садов. У нас один мальчик при анкетировании сказал, что очень боится воспитательницу, потому что она обещает вылить суп в трусики, если он не будет его доедать. Испугаешься тут! И вот только на третьем месте в рейтинге страхов идут плохие люди, злодеи, пьяные дяди и так далее. Есть в этом списке и родители, но, правда, не на первых местах.

    — А что ученые говорят о феномене заикания?

    — Очень многие ученые, как русские, так и зарубежные, считали, что заикание — это спастический невроз, возникающий из-за слабости речевых центров. А что такое спастический невроз? Это судорога. Профессор Сикорский в свое время выделил 40 типов судорог. И подчеркнул, что заикание возникает только в детском возрасте. Физиологического заикания у детей не бывает. Если ребенок в раннем возрасте начал говорить с запинками, они потом сами собой могут уйти. Но уже есть опасность, что в любом другом возрасте может возникнуть рецидив. Заикание — это рецидивирующее заболевание. Поэтому, если ребенок в раннем возрасте начинает запинаться, на это надо обратить самое серьезное внимание. Академик Павлов все предшествующие идеи дополнил предположением, что в основе заикания — нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения, то есть отсутствие синхронной работы между корой головного мозга и подкоркой. Это тоже вошло в теорию заикания… Есть еще несколько теорий, в том числе и о том, что заикание может возникнуть при переучивании левшей.

    — Заикание передается по наследству? Есть данные об этом?

    — Очень много исследований провели — неоднородных и неоднозначных. Но результат — в пользу передачи заикания по генетическим каналам. И оно в любом случае возникает в период от двух до шести лет. Максимум — в семь, но это редко. Если в это время не возник дефект, то даже генетически запрограммированный на это ребенок не будет заикаться. Если не будет влияния агрессивной внешней среды и ребенок спокойно перерастет этот короткий, но опасный возраст, то он уже никогда не будет заикаться! В подтверждение этой теории еще добавлю: встречаются заикающиеся близнецы. А вот из двойняшек обычно заикается кто-то один.

    — С чем связано то, что левши предрасположены к заиканию?

    — Выяснилось, что практически все заикающиеся — явные или скрытые левши. У левшей правое полушарие более активно. Правое полушарие отвечает за эмоции. Левое — за рациональное мышление. И если есть какой-то провоцирующий фактор, то эмоциональное вступает в конфликт с рациональным. И этого уже очень много для возникновения заикания. Кстати, среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Почему? Потому что для девочек активность правого полушария — родная. Девочкам «разрешается» плакать, капризничать, а мальчикам говорят, что плакать стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное». Но если оно «пробивает» себе дорогу, то срываются межполушарные отношения и возникают заикания. Девочки в этом смысле более адаптивны и выносливы.

    Ребенка до шести-семи лет надо учить расставлять паузы, программировать речь на смысловые отрезки. Речь всегда выразительна. Если ребенок говорит невыразительно, он не овладел речью. Любому маленькому ребенку с двух-трех лет нужно прививать выразительную речь — «с чувством, с толком, с расстановкой». Много слушать, много читать выразительно. Но не стихи, а прозаическую речь — сказки, рассказы. Важный момент: заикающимся детям быть вместе в одном коллективе нельзя — они подражают друг другу.

    Читайте также:  Адаптол помог при заикании

    — Какие методы коррекции сейчас используют логопеды?

    — Это логопедические тренинги дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Там учат правильно дышать, правильно организовывать голосоподачу и правильно артикулировать. Но интересный факт: я знаю много музыкантов, которые заикаются, но прекрасно играют на духовых инструментах. Им нужно отрабатывать дыхание? Нет. Я знаю вокалистов, которые прекрасно поют, но заикаются. Им нужно ставить голос? Нет. То же самое и с тренировкой артикулярного аппарата. Зачем его тренировать, если человек при невротическом заикании может месяцами и даже годами не заикаться? Я сейчас скажу крамолу: какой смысл тренировать отдельные функции? Это не вредно, это любому человеку полезно: потренировать и дыхание, и голос, и артикуляцию. Беда в том, что это не имеет никакого отношения к преодолению заикания. Но взрослым людям это иногда помогает. Почему? Потому что они уверены, что с ними занимаются специалисты и делают то, что надо, а так как они слушаются этих специалистов, значит, все у них будет хорошо. Более того: я всегда утверждаю, что взрослые заикающиеся невротики умеют хорошо говорить. Но они не знают об этом и боятся говорить. Если их убедить, что вот с ними поработали и теперь они должны прекрасно говорить, то они будут прекрасно говорить. Поэтому взрослому могут помочь эти виды техник в качестве психотерапии. Ребенку — нет.

    — Как тогда работают с детьми?

    — Часто учат ритмизированной речи: она как бы «выпуклая» на начальном этапе и нивелированная на заключительном. Например, если попросить сказать так: «Я-бу-ду у-чить-ся го-во-рить!» — любой заикающийся четко скажет эту фразу. Так учат детей с шести-семи лет — учат незаметно отбивать ритм рукой, как бы помогать себе не сбиваться. Можно даже при этом держать руку в кармане или за спиной — кому как удобнее, можно пальчики перебирать незаметно, так тоже советуют специалисты. Этой методикой могут овладеть даже взрослые люди с заиканием. Но в нивелированной речи есть некоторая искусственность, поэтому на занятиях и на комиссиях все говорят прекрасно, а когда выходят на улицу, отказываются придерживаться ритма. Потому что никто не хочет поступиться экспрессией речи. Наши эмоции в речи. Интонации, жесты, мимика — это отражение нашей личности. Любой человек хочет говорить выразительно и обнаружить свою личность.

    — Выходит, эти методы неэффективны?

    — Нет, они улучшают речь детей и даже взрослых. Но не борются с заиканием как таковым. Есть более «провальная» и даже отвратительная рекомендация, которую иногда дают заикающемуся ребенку: это совет вдохнуть воздух, а потом говорить. Во время осознанного вдоха дыхательная система напрягается, а нам надо, чтобы расслабилась! Речевой вдох должен регулироваться не усилием воли, а речевым смыслом. Есть специальные упражнения, которые приучают к рефлекторному вдоху. Родителей своих маленьких пациентов я обучаю этим упражнениям, и они успешно их применяют в работе с детьми. Самое простое — это обычные «ладушки», когда ребенок ритмично сжимает одну ладонь другой ладонью и проговаривает текст. Сначала знакомый — например сказку про Колобка, а потом уже и незнакомый. Это лучше, чем отстукивание ритма, потому что работают две руки, то есть мы задействуем оба полушария мозга, таким образом гармонизируя два полушария. Казалось бы — мелочь, но на самом деле это радикально меняет проблему. Но только при условии, что это начальная стадия заикания. Это важный момент.

    — Как лечить заикание у взрослых?

    — Избавить от заикания взрослого человека можно только психотерапией. Никаких других методов нет. Если метод с перекладыванием ладошек окажет на него психотерапевтическое воздействие, то он тоже поможет. То есть, если кто-то сумеет его убедить, что при помощи рук можно урегулировать работу обоих полушарий и заикание пройдет, то ему этот метод обязательно поможет. Но нет гарантии, что не будет рецидива. Нет ни одного метода, который гарантирует, что у взрослого не будет рецидива. Взрослые люди с невротическим заиканием месяцами, а порой и годами отлично говорят. А потом вдруг сорвались! Почему? Потому что довлеет патологический стереотип. Каждый взрослый заикающийся умеет хорошо говорить, но ему мешает память. Поэтому взрослого важно чем-то зацепить и убедить, что этот метод ему точно поможет. А ребенка до шести-семи лет надо учить расставлять паузы, программировать речь на смысловые отрезки. И еще — речь всегда выразительна. Если ребенок говорит невыразительно, он не овладел речью. Любому маленькому ребенку с двух-трех лет нужно прививать выразительную речь. А что такое выразительная речь? Это «с чувством, с толком, с расстановкой». Много слушать, много читать выразительно. Но не стихи. Если ребенок начал заикаться, от стихов уводите, на два-три месяца точно! И даже музыку тоже чуть притормозите. Потому что это вода на мельницу правого полушария, а нам надо его немного успокоить. А вот прозаическую речь — сказки, рассказы — это пожалуйста. Важный момент: заикающимся детям быть вместе в одном коллективе нельзя — они подражают друг другу.

    Есть «провальная» и даже отвратительная рекомендация, которую иногда дают заикающемуся ребенку, — вдохнуть воздух, а потом говорить.

    — Если в семье не было заикающихся родственников, можно как-то на раннем этапе обнаружить проблему?

    — По моему методу коррекцию заикания необходимо начинать с появления ее предвестников. К ним относятся убыстрение или замедление речи ребенка, избыточное повторение отдельных слов или слогов. Очень важно ребенка с заиканием не растить как мимозу, оберегая от волнений, потому что первое серьезное волнение даст рецидив. Его надо приучать к обычной жизни. Не перевозбуждать, конечно, но он должен и на аттракционах кататься, и с другими детьми общаться, и поссориться иногда, и маму иногда не послушаться, посопротивляться чему-то. И страшилки ему тоже нужны! Потому что адреналин должен полировать кровь. И ребенка с заиканием надо закалять в переживании невротических состояний, даже если будут какие-то небольшие рецидивы. Оберегать его от реальной жизни — это не способ профилактики и лечения заикания. Потому что первая трудная ситуация вернет проблему на место. Вот это я особенно хотела сказать родителям!

    — Сейчас заикание представлено двумя основными видами. Первый — это органический, или неврозоподобный. Второй — функциональный невротический. Функциональное — это невроз, логоневроз. У подростков и взрослых обязательно бывают логофобии, то есть страх речи. И такое заболевание имеет волнообразное течение: человек то хорошо говорит, но плохо. Когда возбуждается сильно — плохо говорит, успокоился — получше. С возрастом это имеет тенденцию к угасанию. А вот органическое заикание отличается стабильностью. Ребенок с органическим заиканием будет всегда одинаково говорить, независимо от того, волнуется он или нет, в какой ситуации он находится.

    Локализация запинок, или, по-другому, судорог, бывает в трех отделах речевого аппарата: артикуляционном, голосовом или дыхательном — это там, где расположены трахея, бронхи, легкие. Самые тяжелые формы заикания — дыхательные. Потому что дыхание — это то, с чего начинается речевой акт. Менее тяжелые — голосовые. И более легкие — артикуляционные. Бывает и смешанный вариант, когда есть все три вида запинок. То есть все три аппарата могут быть не в порядке, когда они в судорожном состоянии.

    источник

    BreathMaker — новое слово в лечении заикания у детей и взрослых (044)237-67-93

    Логофобия (страх речи при заикании)
    теги логофобия, рекомендации

    Довольно часто у людей, имеющих проблемы с речью, возникает желание вообще не разговаривать . Человек просто боится заговорить и обнаружить свой недостаток. А так молчишь, и никто ничего не замечает. Как там говорится: молчание золото? В данном случае это не золото, а дешевая подделка, бижутерия.

    А по-научному это имеет свое название Логофобия (logophobia; лого + фобия) – навязчивый страх перед тем, что можешь выглядеть некрасиво или вообще ничего не произнести, кроме попутных звуков и движений. По мнению некоторых исследователей логофобия это не столько следствие заикания, а чуть ли не основной его патогенетический механизм. Это получается интересная картина: то, чего мы боимся (заикания) обязательно приходит . А если перестать бояться заикания? Что, и заикаться не будем? Некоторые специалисты утверждают, что да. Правда, заикание заиканию рознь.

    Но страх человека — понятие многогранное. Он может бояться незнакомого человека, вернее, общения с незнакомым человеком, или незнакомой аудитории. И этот страх породит заикание. Он может в школе испугаться, что не знает ответа, и этот страх вызовет заикание. Этот страх выражается в том, что начинают дрожать руки, в горле образовывается коварный комок, сердце замирает. Все, как говорится, клиент готов. А ведь достаточно успокоиться, отвлечься и логофобия уменьшится .

    Я может вначале не совсем точно объяснил, что такое логофобия. Это страх перед речью, в результате которого появляется заикание . Но это не то заикание, которое у человека присутствует практически всегда. Хотя грань между этими двумя заиканиями иногда очень тонкая. Например, некоторые заикающиеся в домашнем кругу не заикаются. Но это не значит, что у них обязательно логофобия. Только специалист может поставить правильный диагноз, и то, после досконального обследования.

    Некоторые заикающиеся довольно часто определяют свое состояние не как логофобию (страх), а как волнение. Но здесь они не совсем правы . Ведь волнение бывает не только перед речевым актом, но и в других, бытовых ситуациях. Человек может волноваться, глядя на спортивные состязания. Что, и в этот момент он заикается? Нет. И таких «сторонних» волнений много. Но логофобия возникает только во время страха перед речью. И то, это не очень распространенное заболевание.

    Причин заикания много, и логофобия является только одним из механизмов возникновения заикания. Более распространенным механизмом возникновения заикания (особенно у школьников) – это потеря самоконтроля над скоростью речи. Но как только контроль на скоростью восстановить, то и заикание уменьшится. Замедление темпа речи вообще является одним из важных способов уменьшить заикание .

    Специалисты выделяют три главные формы заикания. Первая – невротическая. Она вытекает из логофобии и невротических нарушений и «втекает» в логоневроз. Вторая форма – синдром неврозоподобного нарушения речи. Третья форма – смешанная. В ней проявляются синдромы как первой, так и второй формы. Иногда одна форма со временем перетекает во вторую. То есть, здесь приходится лечить две болезни, а это гораздо сложнее.
    Но вернемся к логофобии. Она, чаще всего, появляется в подростковом возрасте. Подросток еще не начал говорить, а только захотел, но в мышцах речевого аппарата уже напряглись и вот тут-то и возникает страх, что возникнет заикание. И в этом случае, иногда, подросток может сказать совсем другую фразу, вместо задуманной . Такой вот финт.

    Довольно часто у школьников возникает скоптофобия . Это когда ребенок боится возможных насмешек, боится быть «белой вороной». И если в этот момент ему нужно говорить, то возникает логофобия, которая влечет за собой заикание. Совсем недалеко от логофобии «гуляют» мысли, что заикание – причина всех неудач и проблем. Эти мысли могут стать навязчивыми и привести к большим проблемам, вплоть до суицида.

    Вы не подумайте, что я вас пугаю. Я предостерегаю. В подростковом возрасте у ребенка и так хватает психологических проблем, а тут еще и это. Поэтому нам нужно очень аккуратно общаться с таким ребенком, обдумывать каждое свое слово, чтобы не спровоцировать его. Потому как примеров достаточно.

    У взрослых логофобия может серьезно повлиять на стиль речи . Одни, чтобы скрыть речевую судорогу, начинают ее заговаривать. То есть речь начинает обиловать пышными оборотами, за которыми очень трудно уловить смысл высказывания. И это не единичные случаи, а сформированный стиль речевого поведения. Другие же наоборот сокращают свою речь до минимума. И здесь дело не в судороге, а в желании вообще говорить как можно меньше.

    Как же бороться с логофобией ? Есть ли какие-нибудь советы, которые помогли бы некоторым людям справиться с этой проблемой самостоятельно? Есть. Почитайте внимательно и попробуйте выполнить следующие правила.

    1. Если собираешься сказать что-нибудь человеку, то смотри ему прямо в глаза. Это как на фронте: кто кого. Только обязательно сконцентрируйся на этом, чтобы взгляд не отвести.

    2. Первое дело сделано. Теперь можно и передохнуть. В том смысле, что нужно сделать быстрый и полный вдох и на выдохе сразу начать говорить. Сделайте ударение на первом слоге и вперед.

    3. Если сразу не получается говорить, вы ощутили внутри блок, то не насилуйте себя, выдохните воздух. Но, ни в коем случае не отводите глаза от собеседника. Он поймет, что вы обязательно сейчас выскажете свою мысль и подождет. Повторите через несколько секунд этот прием еще раз.

    4. Если у тебя получилось высказать свою мысль, то продолжай дальше, не отрывая глаз от собеседника.

    Я не скажу, что это правило помогает всем. Не знаю. Но некоторым моим знаком помогает. Главное преодолеть страх . Даже не преодолеть его, а «забыть» о нем.

    А еще люди придумали игры, в которых нужно молчать. Этакая игровая логофобия. Называется это — тихие игры.

    Ключевые слова: заикание, логофобия

    Еще рекомендуем:
    Одна из наиболее важных проблем, с которой приходится сталкиваться при коррекции заикания и логоневрозов — нарушение «речевого дыхания». Победа над заиканием на одном дыхании. Это может быть нехватка воздуха для произнесения полной фразы, вынужденные дополнительные вдохи внутри слова, попытка речи на вдохе, чувство стеснения в груди, ком в горле.

    Читайте также:  Адаптол заикание у ребенка

    Если человек находится в боевом, приподнятом настроении, когда у него все получается – то успех делу почти обеспечен. Нейтрализация психологических уловок. Но тут вступают в дело психологические уловки, и от морального и психологического состояния не остается и следа.

    Хочется дать несколько советов деловым женщинам. Некоторые женщины, приходя в бизнес, стараются перенять «мужской» тон, часто понимая под этим крик. Они стараются изобразить «мужика в юбке» и начинают разговаривать преувеличенно громко и жестко.

    источник

    Растерянность, чувство вины, отчаяние охватывает родителей заикающихся детей. Почему ещё недавно малыш говорил хорошо, а сейчас и слова не может произнести? Чем можно помочь ребёнку? Когда лучше начинать лечение? И главное, как воспитать спокойного, уверенного в себе ребёнка? Довольно часто в своей практике мне приходится слышать эти вопросы от обеспокоенных (и не напрасно. ) родителей. Заикание — серьезное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно, надеясь, что со временем, без особых усилий, все пройдет. И роль родителей в процессе преодоления заикания у ребёнка или подростка переоценить невозможно. В этом я убеждаюсь на собственном опыте работы с заикающимися детьми уже больше 10 лет. Поэтому сегодняшний разговор я адресую Вам, дорогие родители. Буду рада помочь в прояснении возникшей проблемы в Вашей семье. И надеюсь, что в случае обращения ко мне как к специалисту по коррекции заикания, Вы станете активными участниками процесса реабилитации Вашего ребёнка. Ведь без Вашей помощи и готовности к переменам нам не справиться!

    Первый вопрос, который задают практически все родители: «Почему.

    Почему мой ребёнок стал заикаться? Ведь говорил хорошо, уже и предложения появились в речи, и стихи рассказывал… и вдруг… запинки!?

    Действительно, в большинстве случаев, заикание возникает именно на этапе интенсивного развития речи в возрасте от двух до пяти лет, когда идет активное формирование коор­динированной системы рече­вых движений и мышления. Важно понимать, что за­икание не просто дефект речи, а проявление общего невроза, то есть расстройство не только речевой системы, но и организма в целом. У детей с не­плавной речью плохой сон, аппетит, неустойчивое наст­роение, чрезмерная подвиж­ность или, наоборот, скованность. Налицо так называемый «срыв» высшей нервной деятельности, когда нарушено равновесие процессов возбуж­дения и торможения, протекающих в коре головного мозга. Заикание может возникать остро, то есть внезапно, вследствие какой-либо психотравмы или нарастать постепенно, без видимых причин, иногда в течение нескольких месяцев.

    — Что может послужить причиной заикания?

    Любой сильный раздражитель, не обязательно сугубо отрицательного харак­тера. Даже резкая смена обстановки, вид незнакомого жи­вотного может вывести ребен­ка из равновесия. В результате нарушается нор­мальное взаимодействие коры головного мозга с подкоркой, которая и регулирует темп и ритм речи.

    Нередко заикание возникает при неровном отношении к ребенку взрослых: от наказа­ний переходят к заласкиванию, один из родителей запрещает что-то, а другой разре­шает. Ссоры между отцом и матерью, напряженная обста­новка в семье также отрица­тельно влияют на нервноесостояние ребенка, а значит, соз­дают почву для расстройства речи.

    Форсирование речевого развития ребенка. Родители на­стаивают, чтобы ребёнок заучивал труд­ные многосложные слова, непонятные ему стихотворения, рано начинают обучать грамоте, демонстрируют речевые до­стижения малыша своим знакомым.

    Либо задержка развития речи. Иногда ребенок знает и понимает больше, чем может выразить речью, он подыскивает слова и выраже­ния, повторяя и повторяя зву­ки и слоги, как бы на ощупь выбирая соответствующие язы­ковые средства. Эта привычка закрепляется и также может привести к заиканию.

    Перенесенные ин­фекционные заболевание (особенно при осложнениях на центральную нервную систему), и поражения го­ловного мозга в раннем дет­ском возрасте (внутриутроб­ные, природовые и другие травмы).

    — Когда нужно начинать лечение? И к кому обращаться?

    Лечение при заикании нужно начинать немедленно, как только оно возникло — в начальной стадии. И подход к преодолению неплавности речи обязательно должен быть комплексным. Мы сразу же советуем обратиться родителям к врачам – нервопатологам. Ещё раз подчеркну, заикание — проявление неустойчивости процессов нервной деятельности или органического поражения нервной системы. Его невозможно преодолеть без лечения нервной системы. Медицинские препараты подбираются индивидуально для каждого ребенка, однозначной, подходящей для всех схемы лечения не существует. Иногда необходимые ребенку лекарства «угадываются» не сразу, подбор может занимать 2-3 месяца. Заикающийся ребенок должен наблюдаться у врача не только в период прохождения курса лечения, но и достаточно долго, иногда 2-3 года, уже после того, как речь нормализуется. Связано это с тем, что несмотря на избавление от запинок, уровень адаптивных возможностей центральной нервной системы ребенка остается низким, а значит, возможен рецидив заикания, особенно в кризисные периоды развития ребенка.

    Специальные логопедические занятия, улучшающие речь ребенка, обычно первые два месяца при внезапно возникшем заикании не проводятся. Вводится охранительный режим речи. О нём я расскажу чуть ниже. А вот обратиться к психологу или психотерапевту стоит сразу же. Квалифицированный специалист поможет ребёнку отреагировать возможные психотравмы – испуг, конфликт, неожиданное изменение образа жизни (начало посещения детского сада, рождение младшего брата или сестры, переезд и т.п.). В этом действенны игровая и песочная терапия, сказкотерапия или арт-терапия. Выбор метода зависит от особенностей Вашего ребёнка и возможностей терапевта. Также семейный психотерапевт (а речь идёт именно о семейном подходе к коррекции нарушения плавности речи) окажет поддержку взрослым членам семьи ребёнка (ведь для родителей это тоже стресс!) и направит Ваши дальнейшие действия.

    — Как вести себя с ребёнком, если появилось заикание?

    Прежде всего, не паникуйте. Ни в коем случае нельзя показывать свою озабоченность по поводу заикания и даже употреблять при ребенке само слово «заикание». Нельзя требовать от ребенка плавной речи, стыдить и наказывать его, сообщать ребенку, что он «сказал плохо»,и не просить, чтобы он «сказал хорошо». И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.

    Создайте условия для нормализации эмоционального состояния ребенка. Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком, гармоничные отношения между всеми членами семьи — необходимое условие для лечения заикания. Но это не зна­чит, что заикающегося ребен­ка надо считать больным, чрезмерно опекать, потакать его капризам. Разумная требо­вательность остается, а вот конфликтов и резкостей в обращении следует избегать.

    — Чем я могу помочь своему ребёнку?

    Помогите ребёнку изменить манеру речи. Помните, что дети подражают речи окружающих взрослых. Постарайтесь говорить меньше и не торопясь, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова. Ваша речь должна быть четкой, лаконичной и плавной. Важное условие – научиться шире открывать рот, хорошо артикулируя гласные (я не предлагаю проговаривать слова нараспев). Не требуя от ребенка, чтобы он говорил медленно, сами почаще говорите и читайте ему медленно, плавно, широко открывая рот, чтобы ребенок воспользовался этим приемом неосознанно, по подражанию.Замечено, что через две недели такого речевого режима дети начинают вслед за родителями говорить медленнее и чётче. А два месяца соблюдения новых правил речи в семье (подчёркиваю – не только ребёнком, а всеми членами семьи! Это важно. ) позволяют свести запинки на нет даже без вмешательства логопеда.

    Не провоцируйте ребенка на речь. Не задавайте ребенку слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы. Проанализируйте, сколько и каких вопросов вы задаете своему ребенку. Учитесь выдерживать паузу, прежде чем что-то сказать. Некоторая медлительность взрослых всегда действует на детей внушающим образом.

    Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком так, чтобы его не надо было подгонять. Ваша задача — научить ребенка говорить медленнее. И она становится абсолютно невыполнимой, когда вы начинаете спешить и торопить ребенка, делая его жизнь еще более напряженной. Примерно каждый второй ребенок не справляется с темпом, предлагаемым ему взрослым, не у всех получается сразу оторваться от увлекательного занятия, быстро выполнить вашу просьбу. Так же, как и себе, давайте ребенку достаточный запас времени — «вот эту машинку в гараж поставишь, и мы будем…», «скоро я позвоню в колокольчик, и мы начнем…». Если обстоятельства складываются так, что действовать надо немедленно, не вступайте в препирательства, не торгуйтесь, уверенно и весело приказывайте. Иногда, без лишних слов, мягко обнимите и уведите. Всегда действуйте по ситуации и интуиции. Сложные моменты в вашем взаимодействии с ребенком возникают ежедневно, не бойтесь экспериментировать.

    — Слышала, что специалисты по заиканию советуют полностью ограничить речь ребенка на начальном этапе коррекции заикания, перевести его на режим молчания, исключить все виды эмоционального воздействия. Правильно ли это?

    Может быть, и следовало бы дать нервной системе ребенка полный покой, но часто такие жесткие рекомендации выполнить не удается. Нельзя запретить ребенку говорить, когда у него возникает такая потребность, спрашивать, заниматься любимым делом (музыкой, рисованием и т.п.), читать книги, иногда смотреть детские передачи, к которым ребенок привык. Важно в целом организовать режим так, чтобы необходимость говорить у ребенка возникала как можно реже, а не ссориться с ним и запрещать привычные вещи.

    Большую часть дня занимайте ребенка занятиями, которые не требуют развернутой речи. Режим ребенка нужно организовать так, чтобы необходимость в речи почти не возникала. Это, конечно, трудно, но возможно:

    Можно играть в настольные игры, вытаскивайте из дальнего угла мозаику, лото, домино, пластилин, глину. В каждом доме есть конструктор, какой-то строительный материал, кубики. Строить, разрушать, восстанавливать — замечательная возможность для ребенка учиться владеть ситуацией и принимать
    решения. Эта простая последовательность действий — построил-сломал, дает ребенку ощущение контроля и предсказуемости, помогает справиться со страхами, проявить естественную агрессивность в безопасной игровой ситуации. Начинайте игру вместе с ребенком, но не берите инициативу в свои руки, давайте ребенку возможность проявить себя. Очень скоро он с удовольствием будет играть один, и вам останется только пополнять коллекцию новыми элементами, чтобы разнообразить игру.

    Рисовать лучше всего гуашью на больших листах бумаги большими кисточками или пальцами. Так ребенок сможет наиболее полно выразить свое эмоциональное состояние, и вам будет над чем подумать. Только не надо поправлять его и учить рисовать «правильно».

    Полезно петь для ребенка и вместе с ребенком, вспоминать песенки из своего детства, танцевать и просто двигаться под музыку.

    Очень укрепляют нервную систему игры с песком и водой. Наверное, все дети любят игры с водой, они часами могут пускать кораблики, переливать воду, просто смотреть, как она течет. Песок тоже необыкновенно приятный и привлекательный для детей материал. Его можно смешивать с водой и создавать собственный мир с горами, замками, болотами, а потом долго обживать его, брать в свой мир всех, кого захочется. Песочная терапия занимает особое место при работе с неврозами.

    Эффективны и полезны также игры на развитие дыхания. Пускайте с детьми мыльные пузыри, учите задувать свечи, дуть через трубочку в стакан с водой, сдувать вату с ладони и т.п. Такие упражнения очень нравятся малышам, и оказывают благотворное влияние на формирование речевого выдоха.

    — Когда начинать занятия с логопедом?

    Логопедические занятия показаны с 3-х лет, если заикание отмечается более 2-3 месяцев и перешло уже в стадию закрепившегося. Если кроме нарушения плавности наблюдается задержка речевого развития, то начинать надо с неё. Вряд ли речь станет плавной, когда у ребёнка ограничен словарный запас или он затрудняется построить фразу. Теперь после завершения охранительного режима речи (в первые 2 месяца появления заикания) пора перейти к активным занятиям по развитию речевых способностей.

    О структуре занятий Вы узнаете уже при личной встрече со специалистом. Но хочу отметить важную специфику в работе с заикающимися детьми:

    • Наилучший результат достигается при комплексном междисциплинарном
      подходе
      – соединении логопедии, психологии и психотерапии. Моя специальность так и звучит: логопсихотерапевт. Это позволяет, например, при выполнении логопедических заданий отслеживать психическое состояние ребёнка и профессионально реагировать на его изменения. А психокоррекционные упражнения снижают напряжение у детей и позволяют лучше усваивать речевой материал. Очевидно, что речь специалиста должна быть показательной для ребёнка и соответствовать установленным речевым правилам.
    • В работе с заикающимися детьми предпочтительнее занятия в малых группах. Заикание не случайно счи­тается нарушением коммуни­кативной функции речи (ком­муникация — обшение). Имен­но в общении заикающийся ребёнок испытывает наиболь­шие затруднения. Дети обыч­но хуже говорят когда волнуются, в присутст­вии незнакомых людей или тех, кого они боятся. Дефект речи влияет на раз­витие и поведение ребенка. Дети-заики обычно робкие, стеснительные, неуверенные, со временем начинают ис­пытывать страх, когда нужно говорить. А групповые занятия помогут ребёнку закрепить полученные навыки речи в общении со сверстниками. Ведь наша основная задача – помочь ребёнку чувствовать себя уверенно и свободно в социуме. И это – хорошая практика для него.
    • Успех в преодолении заикания вряд ли возможен без осознания Вами,
      родителями, своего влияния на возникновение проблем у ребёнка и Вашего активного участия в терапевтическом процессе,
      готовности изменять прочные, но неэффективные стереотипы, сложившиеся в отношениях с ребенком. Часто, когда необходимо вылечить заикание у ребенка, начинать надо с себя. Семейный логопсихотерапевт призван создать условия, в которых Вам будет проще и понятней увидеть себя и жизнь своей семьи со стороны, осознать, какие установки и действия создают проблемы. Найти новые пути конструктивного взаимодействия в семье и восстановить гармонию в отношениях и речи.
    Читайте также:  Афобазол при заикании отзывы

    Заикание – нарушение действительно очень непростое, но ПРЕОДОЛИМОЕ. Я в этом глубоко уверена! Как и большинство моих воспитанников и их родителей. Всегда рада, когда моя помощь не требуется, но если есть необходимость – ГОТОВА ПОМОЧЬ.

    Автор: Зиздо Наталия Васильевна

    Задавайте свои вопросы, с удовольствием на них отвечу на страницах сайта. Или звоните: 8908 198 62 04

    источник

    Потоки слез и сердца стук негромкий, и синева – останутся за кромкой.

    Дыхание – одна из основных жизнеобеспечивающих функций организма. Так или иначе, с дыханием издавна связывали показатели жизни. С первым вздохом ребенка при рождении происходит запуск процессов самостоятельной жизни нового человека. Очень часто основанием для констатации смерти служит отсутствие признаков дыхания у человека. Иногда говорят, что человек испустил дух, сделал последний, прощальный выдох, с которым отлетела его душа. Итак, вдох – жизнь, выдох – смерть. Со вдохом поступают необходимые для тела энергии жизни, с выдохом из тела выводятся продукты жизнедеятельности, излишки которых могут привести к прекращению жизни в этом теле.

    С дыханием связана еще одна важная для человека функция – речь. С ее появлением человечество приобрело возможность расширить общение друг с другом, сократить барьеры в коммуникациях, которые его разделяли, позволило использовать иные способы решения конфликтов, неизбежно возникающих между субъектами желаний.

    Так уж получилось, что наша речь развилась «на выдохе». Трудно сказать длинную фразу, или прочитать предложение с выражением, пытаясь сделать это на вдохе. Но, думаю, именно благодаря тому, что у выдоха есть больше возможностей быть подконтрольным, подчиняться указаниям «главного» центра системы управления, человек научился использовать выдох для целей, улучшающих его жизнь. Возможно, бессознательный страх перед смертью, связанной с невозможностью дышать, перенаправил наше внимание не на контроль за самим дыханием, а за возможностью его использования для осуществления речи.

    Теперь немного о самих страхах, связанных с дыханием и речью.

    Научно установлено, что без дыхания человек способен продержаться всего несколько минут (для сравнения: без еды – около 50-70 суток, без воды – около 10 дней). Конечно, существуют рекордсмены и в этой области! Датчанин Стиг Северинсен способен задерживать дыхание под водой до 22 минут! Но это результаты длительных тренировок, необходимость которых тоже может быть исследована с точки зрения психологии. Обычный же человек в нормальных условиях довольствуется (без ощущения дискомфорта) задержкой в 40-60 секунд.

    Нужно ли говорить, что если по каким-то причинам такая задержка дыхания увеличивается, человек начинает испытывать беспокойство, неудобства, приступы страха, сопровождающейся иногда паникой и желанием восстановить нормальное дыхание любой ценой. Особенно заметны такие проявления панического страха у утопающих, для которых возможность сделать вдох воздуха становится единственной целью, на пути к которой они забывают о морали, культуре и других прелестях существования в социуме. Страх расстаться с жизнью из-за недостатка необходимых для этого ресурсов приводит иногда к появлению спазмов в грудной клетке, горле, делая процесс дыхания еще более проблематичным. Очень часто спазмы появляются не в момент вдоха, как думается большинству людей, а именно при выдохе скопившегося в грудной клетке отработанного воздуха! Как следствие, вдох становится сделать невозможно именно по причине того, что делать его некуда! Страх остаться без воздуха «включает» механизм удержания того, что уже есть в человеке, иногда совершенно иррационально не позволяя ему обновить этот запас новым вдохом. Имеем проблему с выходом отработанного воздуха. И блокирование его выхода, на мой взгляд, напрямую связан с психологическим страхом физической смерти от недостатка воздуха.

    Речь – одно из величайших достижений человечества, отличающих его от других живых организмов, населяющих нашу планету. Обретая язык, человек получает возможность социализироваться в обществе. Через речь он может проявиться как субъект, продемонстрировать свои личностные особенности, обозначить свои желания. Через речь он становится частью целого, оставаясь собой. Поэтому речь играет очень важную роль в представлении человека о себе как личности (случаи немоты, вызванной физиологическими причинами и проблемами мы пока не рассматриваем). Можно допустить, что для некоторых людей невозможность использования речи для этих целей может означать гибель его как личности, невозможность обрести в социуме места для себя.

    Множество психологических проблем так или иначе связано с невозможностью словесно выразить или прояснить для себя и других какие-то мысли, чувства, действия. Но когда эта проблема накладывается на уже упомянутую нами выше проблему с ритмичностью дыхания, возникает удвоение страха смерти – страх физической смерти и страх смерти как личности.

    Немаловажную роль в том, что подобные страхи одерживают победу в тех случаях, когда заикание не проходит в достаточно юному возрасте, на мой взгляд, играет внимание. Есть множество доказательств тому, что то, куда направлено наше внимание, его сила и его энергия, становится более ярко выраженным, получает от него подпитку и усиливается. Если внимание человека сосредоточено на неудачах, то он так или иначе будет встречаться с ними на своем жизненном пути, обесценивая и не придавая значения тем успехам, которых достиг в жизни. Если человек сосредоточен на достижении какого-то результата, то трудно не заметить его невключенность в другие события в его жизни. Если говорить о заикании у взрослых людей, то здесь фокус внимания, обычно, сосредоточен на том, чтобы пытаться осуществить контроль как за процессом правильного ритма дыхания, так и необходимостью закончить речь, слово иногда даже слога, который при такой излишней фокусировке внимания нагружен страхом потерпеть неудачу в этой попытке. И не смотря на то, что заикающиеся люди иногда говорят, что готовы умереть, лишь бы не стать униженными или слабыми в глазах окружения, именно внимание, связанное с контролем страха смерти не дает им перестать подпитывать сам этот страх и они вновь и вновь терпят неудачу в борьбе с заиканием.

    Хочу обратить Ваше внимание, что это лишь одна из возможных версий возникновения и продолжительного присутствия такой проблемы, как заикание в жизни человека. Она не претендует на окончательную и подлежит дополнительному исследованию. Но, возможно, для кого-то она сможет приоткрыть ту сторону психологической проблемы этого явления, который станет помощником в ее устранении.

    Заикание как проявление страха смерти.

    Автор: Гладкова Елена Николаевна

    источник

    Любой человек во время сильного волнения может сбиться с мысли, не найти подходящих слов и испытать речевые затруднения. Иногда сильное беспокойство перед предстоящим выступлением или даже обычной беседой перерастает в фобию. Следует понять причины появления подобного страха. Существуют ли эффективные способы устранения недуга?

    Логофобия (от древнегреческого logos — «слово», phobos — «страх») – паническая боязнь речи. Существует другое название этой патологии – глоссофобия. Чаще всего психическое нарушение, связанное с боязнью говорить, встречается у людей с дефектами речи. Человек ощущает неконтролируемое беспокойство перед любым общением с посторонними. Порой он испытывает настолько сильный стресс, что произносит совсем другие слова вместо тех, что хотел сказать.

    Фобия часто возникает на фоне заикания. В этом случае она подразделяется на три вида: невротическое, неврозоподобное и смешанное нарушение.

    • Невротическое заикание обычно появляется в результате психотравмирующей ситуации. Впоследствии появляются спазмы, провоцирующие заикание. Логофоб испытывает небольшое беспокойство, способное в процессе общения с незнакомцем перерасти в паническую атаку.

    Чем больше волнуется говорящий, тем сложнее ему выразить свои мысли. Он начинает путать слова, резко обрывает фразы на середине, предпринимает попытки уйти. Беседа с посторонними – настоящее испытание.

    • Неврозоподобное заикание является следствием слабой нервной системы. У людей с этим нарушением при говорении возникают спазмы дыхательно-вокальной мускулатуры. В результате логофоб не может произнести ни единого слова. Он испытывает неловкость и стыд за своё вынужденное молчание. Появляется желание немедленно прекратить общение.
    • Смешанному нарушению способствует тяжёлый невроз. Тревожное расстройство возникает при любом общении, кроме разговора с самыми близкими. Логофоб бывает не в состоянии вступить в диалог с продавцом, кондуктором и обычным прохожим. Он испытывает сильнейший стресс при высвечивании незнакомого номера на экране мобильника в момент телефонного звонка. Такой человек предпочитает вести затворнический образ жизни.

    Боязнь говорить чаще всего появляется у людей, имеющих врождённые или приобретённые дефекты речи: шепелявость, заикание. Причиной страха общаться с посторонними может быть неуверенность, закомплексованность. Человек опасается неблагоприятной оценки со стороны окружающих.

    Детские насмешки, презрение и травля со стороны ровесников способствуют развитию недуга. Испытанный в детстве позор за произнесённые слова, грубое обрывание на полуслове, требование замолчать укрепляется в подсознании человека и может сопровождать его всю жизнь.

    Сильный стресс, испуг, психологическая травма нередко приводят к блокировке речи.

    Причиной возникновения заболевания у взрослого человека является страх, что его речь будет неправильно понята. Опасение донести мысль до слушателей в искажённой форме из-за неразборчивого и затруднённого произношения нередко приводит к фобии.

    К появлению боязни говорения иногда подталкивают нетерпеливые слушатели, которые поторапливают, поправляют или договаривают слова за заикающегося человека. Подобное общение приводит к опасению стать неинтересным собеседником, подталкивает страдающего недугом к затворничеству. Некоторые логофобы сами не приемлют свою особенность, не хотят мириться с имеющимся дефектом. В связи с этим они дают себе установку на молчание.

    Появлению фобии может послужить неприятный запах, исходящий изо рта, вызванный каким-нибудь заболеванием желудочно-кишечного тракта.

    Этой фобии присущи такие психологические симптомы:

    • повышенная тревожность;
    • бессонница;
    • беспричинный страх;
    • потеря аппетита;
    • чувство собственной неполноценности;
    • психическое напряжение;
    • панические атаки.

    Наблюдается специфическая симптоматика заболевания, причиной которого является непосредственно заикание:

    • спазмы речевого аппарата;
    • затруднённость в произнесении фраз;
    • многократность повторения отдельных звуков, слогов и слов;
    • артикуляционные судороги;
    • продолжительность речевых пауз.

    Наряду с этими проявлениями, нередко наблюдаются сопутствующие симптомы:

    • различные лицевые тики;
    • учащённое моргание;
    • дрожание губ;
    • мышечное напряжение;
    • мимическое кривлянье;
    • усиленное потоотделение;
    • нехватка воздуха.

    По степени проявления симптомов недуг подразделяют на 3 вида:

    • при лёгком течении логофобии человек боится выступлений на публике;
    • при среднем появляется боязнь ведения диалога с незнакомцем;
    • при тяжёлом любая мысль о коммуникации доводит логофоба до паники.

    На ранней стадии заболевания несложно избавиться от патологии. Во всех остальных случаях необходима помощь квалифицированного специалиста. Психотерапевт подбирает индивидуальный подход к каждому пациенту. Чаще всего применяется комплексное лечение.

    Прежде всего, больной нуждается в стабилизации психоэмоционального состояния и коррекции речи. Специалист обучает пациента овладению новыми навыками общения и приобретению других привычек в процессе разговора. Врач работает в тесном контакте с логопедом, который устраняет дефекты речи.

    Гештальт-терапия помогает избавиться от застарелых обид и скрытых тревог. Когнитивно-поведенческая коррекция направлена на проработку и устранение негативных ассоциативных цепочек, внедрение в сознание позитивного мышления. Индивидуальные сеансы и групповые тренинги обучают спокойному, безбоязненному общению с окружающими.

    Медикаментозная терапия не способствует преодолению страха, но успокаивает нервную систему и значительно снижает симптоматику невроза. Чаще всего больному назначают антидепрессанты и транквилизаторы. Стабилизировать нервное состояние пациента помогают другие специалисты: физиотерапевты, массажисты, иглотерапевты и рефлексотерапевты.

    Человек может облегчить себе страдания самостоятельно с помощью логопедического массажа и ежедневной дыхательной гимнастики, устраняющей спазмы шейных мышц. Аффирмации, медитации, расслабляющие ванны помогают отвлекаться от негативных мыслей и настраиваться на положительные эмоции. Аутогенные регулярные тренировки позволяют избавиться от психического дискомфорта, неприятных воспоминаний, закоренелых обид.

    Хорошо успокаивают нервную систему травяные настои и отвары. Настои руты пахучей, глухой крапивы или душицы обыкновенной взрослым и подросткам советуют принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день, а детям достаточно прополаскивать горло отваром из трав.

    Существует несколько приёмов, помогающих логофобу отвлечься от жутких мыслей и решиться на произнесение фразы в присутствии посторонних:

    • во время разговора следует смотреть собеседнику в глаза, сосредоточиться на удержании взгляда, а не на произнесении фразы;
    • проговаривать слова надо на выдохе, делать акцент на первом слоге;
    • при «застревании» слов в гортани необходимо повторить попытку их произнесения, при этом не рекомендуется отводить взгляд от собеседника;
    • удачное высказывание стимулирует к продолжению речи.

    При заикании детей родители обязаны проявить особую чуткость:

    • ни в коем случае нельзя ругать ребёнка за неправильное или нечёткое произношение слов;
    • нежелание ребёнка произносить слова в присутствии чужих людей может означать начало тревожного расстройства, поэтому требуется консультация психолога;
    • при первых признаках заикания необходимо обратиться к логопеду;
    • спазмы, возникающие при произношении гласных звуков, можно преодолеть с помощью пения (желательно записать малыша в хор);
    • со страдающим нарушением речи малышом следует говорить медленно, слова произносить чётко, что позволит маленькому человечку отвечать без затруднения в умеренном темпе;
    • заикающегося ребёнка надо слушать очень внимательно и терпеливо, нельзя его перебивать, при этом необходимо заострять внимание на смысле фразы, а не на её произнесении.

    Желательно ежедневно в спокойной доброжелательной обстановке проводить беседы с малышом и обсуждать всевозможные события, во время этих семейных мероприятий запрещаются любые критические замечания и прямые вопросы.

    источник