Меню Рубрики

Специальное заикание мне помогло

Запись выступления логопеда и педагога Анастасии Петровны Осницкой (Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева) для родителей.

Добрый день!
Сначала хотела бы задать Вам вопрос: что такое заикание?
Как Вы думаете, что является его причиной?

Вряд ли кто из взрослых не знает, что такое заикание, так как этот речевой дефект всегда обращает на себя внимание.
Кроме этого, заикание — распространенная речевая аномалия (около 2% всех детей имеют заикание).
Это сложное речевое нарушение очень мучительно, так как речь постоянно прерывается внезапными, не зависящими от говорящего паузами, остановками или повторениями звуков и слов.
Но далеко не все взрослые знают, отчего возникает заикание и что необходимо предпринять родителям, если у их ребенка оно появилось.

Мы обращаемся к Вам, как к родителям потому, что, как правило, заикание возникает у детей в раннем детском возрасте — от 2 до 5 лет — то именно на родителей падает ответственность за своевременное устранение этого дефекта, а иногда и за его появление.
К нам часто обращаются за консультацией родители, дети которых заикаются.
Всех интересуют вопросы: отчего возникает заикание, можно ли его исправить?
Многие сокрушенно разводят руками: «Что теперь делать?» А между тем часто выясняется, что появление заикания у ребенка вызвали сами родители, конечно, не желая этого.

Причин появления заикания много, но нам хочется остановиться лишь на тех, в которых вольно или невольно повинны сами родители.
Одной из самых распространенных причин возникновения заикания у детей является их чрезмерная речевая перегрузка.
Конечно, родители должны заботиться о речевом развитии ребенка, но при этом никогда не следует забывать о его возможностях и возрасте. К сожалению, часто взрослые слишком много читают детям стихов, рассказов и заучивают с ними прочитанное. Причем стихи и рассказы выбирают иногда слишком сложные, трудные и для понимания и для произнесения.

Вот один пример.
Молодые родители привели на консультацию трехлетнего малыша, который, по их словам, без видимых причин начал вдруг заикаться. И мать и отец наперебой убеждали меня, что дома у них прекрасная, спокойная обстановка, ребенок всем обеспечен, никто его никогда не пугает, обращаются с ним ласково и мягко. Мальчик растет веселым, жизнерадостным, здоровым.
Но вот беда — вдруг начал заикаться и очень переживает это сам.
Начинаю беседовать с ребенком.
У малыша есть недостатки произношения: не может еще правильно выговаривать все звуки речи. Я прошу его рассказать какое-нибудь стихотворение. И вдруг ребенок начинает, захлебываясь, бормотать что-то невразумительное. Сначала я даже не поняла, на каком языке лепечет малыш. Потом стала различать искаженные до неузнаваемости слова «Анчара» А.С. Пушкина.

Понятно, что, как бы ни был развит ребенок, ему, трехлетнему малышу, очень трудно произнести и тем более понять: «Природа жаждущих степей его в день гнева породила. », «И мчится прочь уже тлетворный», «К соседям в чуждые пределы» и т. д.
А родители малыша гордо, счастливо улыбались, не подозревая того, что сами стали причиной появления заикания у своего сына. Они и вправду из самых добрых побуждений старались развивать речь ребенка, стремились воспитывать его на русской классической литературе.
Но разве мало в нашей детской литературе доступных для его возраста стихотворений?

Родителям необходимо помнить, что в раннем детском возрасте речевые возможности ребенка ограничены

Родителям необходимо помнить, что в раннем детском возрасте речевые возможности ребенка ограничены: у него не развито еще в достаточной степени звукопроизношение, словарный запас беден, он недостаточно владеет грамматическими средствами языка.
А взрослые требуют от него слишком многого, перегружая его речь, заставляя произносить сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, настойчиво требуя бесконечного запоминания.
Правильно выговаривать все звуки речи ребенок может только после 4 лет, когда разовьется и окрепнет его артикуляционный аппарат.
Поэтому до тех пор нельзя заставлять его произносить слова и фразы — трудные и в звуковом, и в смысловом отношении.

Не менее опасна для малышей (напоминаем, что заикание возникает от 2 до 5 лет, и поэтому речь идет именно об этом возрасте) и перегрузка впечатлениями, которые вызывают эмоциональное перенапряжение ребенка.
К сожалению, многие родители (опять из стремления развивать ребенка) часто водят детей в кино, театр, цирк, разрешают подолгу смотреть телевизор.
Посещение кинотеатра детям дошкольного возраста вообще не рекомендуется.
Во-первых, потому что специальных художественных фильмов для такого возраста почти нет, а во-вторых, сеанс в полтора часа очень утомителен для дошкольников.
Телевизионные передачи детям также не рекомендуется смотреть, за исключением специальных передач для самых маленьких, например, «Спокойной ночи, малыши».

После просмотра передач, так же как и после посещения кино, театра, цирка, у ребенка возникает очень много впечатлений, вопросов. Рассказывая о своих впечатлениях, расспрашивая взрослых, он, не владея в достаточной мере речью, захлебывается, глотает звуки, с трудом подбирает многие слова и выражения, перескакивает с одной мысли на другую, останавливается, снова начинает торопливо говорить. В таких случаях в речи малыша появляются запинки, которые могут закрепиться и перейти в стойкое заикание.

Все сказанное отнюдь не означает, что совсем не нужно развивать ребенка или полностью исключить всякие посещения театра, цирка.
Но делать это нужно осторожно, постоянно помня о возрастных возможностях малыша, впечатлительности и легкой ранимости его нервной системы.

Иногда родители прибегают к другой крайности: они совсем не развивают речь ребенка, не читают ему, не просят пересказывать прочитанное, не разучивают с ним детских стихотворений, очень мало разговаривают, не обращают внимания на его неправильное произношение, не поправляют, когда ребенок говорит неверно.
Родители в таких случаях считают, что речь ребенка должна развиваться сама собой. «Нас-то ведь никто не учил. Сами заговорили в свое время», — обычно рассуждают они. Но если речь малыша не развивать специально (не повторять с ним с первых месяцев его лепет: «тя-тя», «агу-агу»), не заучивать со второй половины первого года жизни некоторые слова, повторяя их по нескольку раз и показывая на предметы, ими обозначаемые, не требовать к году произнесения некоторых слов, то ребенок начнет отставать в своем речевом развитии, т. е. к концу первого года жизни у него не появятся первые самостоятельно произнесенные слова, а к полутора годам он не начнет говорить фразами, не сможет начать задавать вам вопросы.
В таких случаях (когда у ребенка бывает недоразвитие речи) первые отдельные слова появляются к 3 годам, а развернутыми фразами он начинает пользоваться только к 5 годам, а то и позже.

Такое отставание в речевом развитии ребенка проявляется не только в позднем появлении слов и фраз, но и в очень бедном запасе слов, нарушении грамматического строя, неправильном произношении звуков. При этом мыслительные способности ребенка превышают его речевые возможности. У ребенка не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения собственных мыслей. Поэтому в момент высказывания у малыша появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые в дальнейшем переходят в стойкий дефект — заикание.

Родители должны очень умело, постепенно развивать речь ребенка

Необходимо читать ему книги (конечно, только детские, соответствующие его возрасту), потом просить пересказать основное содержание. При этом малышу необходимо подсказывать слова, задавать наводящие вопросы, показывать на картинки.
Хорошо развивает речь детей картинное лото, которое позволяет ребенку в игровой форме запомнить новые слова и произносить их.
Полезно учить его рассказывать о том, что он делает в данный момент, что изображено на картинках, что он видит на улице и т. п.

Отрицательно сказывается на состоянии речи детей и неблагоприятная обстановка в отдельных семьях.
Скандалы и конфликты в семье, запугивание ребенка, побои, строгие наказания, частые претензии, одергивания у нервных и впечатлительных детей вызывают заикание.
Заикание может возникнуть и в результате подражания. Постоянно общаясь со взрослыми или маленькими заикающимися, ребенок начинает и в собственной речи воспроизводить те же запинки. Именно поэтому нельзя «сюсюкаться» с ребёнком, он должен слышать правильные, чёткие слова.

Обычно считают, что заикание появляется в результате испуга. Поэтому родители, как правило, связывают возникновение этого дефекта речи именно с испугом. Однако испуг часто лишь провоцирует заикание, которое вследствие перечисленных факторов может возникнуть и без него.

Итак, мы перечислили наиболее распространенные причины возникновения заикания, знание которых, мы надеемся, поможет многим родителям предотвратить появление этого дефекта речи у детей.

А если все-таки заикание возникло?
Как должны вести себя родители в таких случаях?
И в этом случае хочется предостеречь Вас, родителей, от ошибок. Остановимся на наиболее распространенных, которые еще больше усугубляют дефект, дают возможность заиканию прогрессировать.

Как часто приходится встречаться с таким явлением, например, — привела мать на консультацию ребенка — у него только что появилось заикание. Но вместо того чтобы бережно, ласково отнестись к малышу, успокоить его, взрослые начинают без конца одергивать ребенка, требовать речи без заикания.
Часто родители просто мешают вести с ребенком беседу, необходимую в случаях консультации: то начинают бранить малыша за неправильный ответ, сами подсказывают ему ответы, то требуют повторить неправильно сказанное ребенком слово. Такое «одергивание» ребенка только отрицательно сказывается на его речи, вызывая еще большее заикание.
И дома происходит подобное.
Если малыш начинает говорить с заиканием, многие родители, к сожалению, немедленно делают ему замечание, иногда кричат: «Говори как следует! Не балуйся!» Наоборот, в таких случаях следует помочь ребенку, договорив за него фразу, успокоить его и незаметно отвлечь от начатого разговора, переключив его внимание на что-нибудь более интересное. Важно не акцентировать на дефекте внимание.

Вместо того чтобы бережно, ласково отнестись к малышу, успокоить его, взрослые начинают без конца одергивать ребенка, требовать речи без заикания.

Да, многие родители понимают, что ребенку стало трудно говорить, и особенно при посторонних.
И тем не менее именно в присутствии посторонних они начинают предъявлять особые требования к речи ребенка: заставляют без конца говорить то «спасибо», то «здравствуйте», «пожалуйста», «можно ли это» и т. п.
Понятно, что всему этому нужно учить ребенка, но не во время проявления заикания. Сначала нужно помочь малышу избавиться от этого недуга, иначе заикание начнет прогрессировать, так как с посторонними людьми ребенку говорить труднее, и в его речи будет появляться все большее количество запинок. В это время необходимо по возможности ограничивать речь малыша, чтобы заикание не закреплялось и не становилось стойким дефектом.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок как можно меньше разговаривал, предупреждать возможные просьбы и вопросы с его стороны. Взрослые, как правило, хорошо понимают своего ребенка и могут догадаться о потребностях и желаниях малыша. Так, например, если вы заметите, что малыш хочет достать какую-нибудь игрушку (тянется к ней и подставляет стул, чтобы достать ее), не ждите просьбы с его стороны, а сразу скажите: «Ты хочешь достать вертолет? Сейчас я тебе помогу». Или: «Ты не можешь открыть дверь? Я открою».
Так, внимательно наблюдая за ребенком, вы сможете предугадывать его желания.

Говорить с малышом нужно спокойным тоном, не торопясь.
Очень полезным оказывается полный речевой покой или так называемый режим молчания. Однако, прежде чем вводить такой режим, ребенка надо обязательно показать врачу-невропатологу. В случае необходимости он назначит ребенку успокаивающие и общеукрепляющие медикаментозные средства, которые помогут также проведению режима молчания, требования которого сводятся к тому, чтобы в течение месяца ребенок не говорил и лишь в самых крайних случаях спрашивал что-нибудь шепотом.

Вполне понятно, что это очень сложная задача, которая требует от Вас, как родителей, не только огромного терпения, такта и выдержки, но и большой изобретательности. Тем более что в это время не следует открыто запрещать ребенку говорить. Такой запрет лишь крайне огорчит малыша, вызовет у него, наоборот, еще большее желание спрашивать, обращаться к взрослым по любому поводу. Всякий раз необходимо находить убедительный предлог для того, чтобы предотвратить подобное желание.

Например, можно пожаловаться ребенку на то, что у вас болит голова, и попросить его помолчать некоторое время; можно сказать, что за стеной спит маленький ребенок и нельзя его будить, а то он будет плакать; можно предложить послушать, как за окном щебечет птичка (ребенок будет молча долго прислушиваться и забудет на время о своем желании говорить).
Можно, наконец, сделать вид, что вы очень заняты какой-нибудь работой или чтением и попросить ребенка вести себя тихо, не мешать, не разговаривать. Можно предложить ребенку заняться каким-нибудь интересным делом, которое отвлечет его от стремления поговорить, устроить игру в «молчанку» — кто дольше вытерпит и не будет разговаривать, а то и выйти из комнаты, оставив его на время одного. И наконец, когда вся ваша изобретательность в этом плане истощится, начать говорить с ребенком шепотом. Очень часто малыши, тут же начиная подражать старшим, переходят на шепот. Шепотная речь, как правило, проходит без заикания. Но много разрешать разговаривать ребенку шепотом также не следует, так как невольно он может перейти и на громкую речь.
На этот месячный срок исключается чтение ребенку, разучивание с ним стихотворений, сказок. И конечно, исключено посещение дома гостями, товарищами ребенка. Словом, необходимо исключить все, что может вызвать у малыша переживания, желание высказаться, спросить, потребовать объяснений.
Обычно правильное выполнение всех этих условий приводит к тому, что по истечении месяца заикание исчезает.
Если же по каким-то причинам вы не смогли организовать все то, о чем мы говорили, или проведение подобного режима молчания не принесло желаемых результатов, необходимо обратиться к специалисту-логопеду, который начнет специальные занятия по исправлению заикания у ребенка.

В настоящее время исправлением заикания занимаются в логопедических группах при массовых детских садах и в специальных детских садах для детей с нарушениями речи, где они находятся постоянно и уходят домой только на воскресенья и праздничные дни. Срок пребывания в таких группах заикающихся детей — 9 месяцев. Устранением заикания занимаются также и в логопедических кабинетах при детских поликлиниках и при психоневрологических диспансерах.
Но родителям следует помнить, что логопедические занятия принесут желаемый результат только в случае самой активной их помощи. Они должны внимательно относиться ко всем требованиям логопеда и строго выполнять их.

Главное, на что мы хотим обратить внимание родителей: необходимо помнить, что, как бы высоко ни был квалифицирован логопед, сколько бы стараний он ни вкладывал в работу по устранению заикания у вашего ребенка, все усилия не принесут быстрого положительного результата, если родители не будут принимать в этой работе самого активного участия, не будут помогать логопеду, не поймут, насколько серьезно нужно отнестись к этому.

Усилия не принесут быстрого положительного результата, если родители не будут принимать в этой работе самого активного участия, не будут помогать логопеду, не поймут, насколько серьезно нужно отнестись к этому.

Прежде всего необходимо дома соблюдать правильный общий и речевой режим ребенка.
Под общим режимом надо понимать быт, питание, сон, отдых, прогулки.
В семье всегда должна быть спокойная, доброжелательная обстановка. Надо помнить о том, что дети весьма чувствительны к различного рода огорчениям, которые нередко и служат причиной ухудшения состояния их речи. Они чутко реагируют на различные неполадки во взаимоотношениях между взрослыми.
Все это, несмотря на регулярные логопедические занятия, не только не способствует улучшению речи ребенка, но иногда значительно ухудшает ее.

Под речевым режимом мы понимаем строгое продолжение работы логопеда по его занятиям, внимательное отношение к речи ребенка, ограничение речи в домашней обстановке до тех пор, пока логопед не разрешит начать разговаривать с ребенком.

В то время как ребенок посещает логопедические занятия, необходимо, как уже говорилось, ограничить его речь в семье. Но делать это нужно предельно мягко, тактично, незаметно для ребенка. Ни в коем случае не прямым запретом говорить, а направляя внимание ребенка на интересную игру, выполнение каких-нибудь посильных поручений взрослых: убрать в уголке, разобрать пуговицы, вытереть пыль, полить цветы и т. д.
Иногда полезно начать что-нибудь рассказывать ребенку. Тогда он заслушается и забудет о своем желании спрашивать и говорить. Хорошо еще использовать те же приемы для исключения речи ребенка, которые мы проводили для режима молчания.

Читайте также:  Афобазол при заикании отзывы

На протяжении всего периода занятий с логопедом необходимо особенно бережно, чутко и ласково обращаться с ребенком. Иногда родители так усердно стараются выполнить ограничение речи, что прибегают к непозволительному «террору». На малыша кричат, его даже запугивают, наказывают — лишь бы он молчал. Следует помнить, что, кроме вреда, такое поведение взрослых ничего не принесет. А заикание у ребенка, наоборот, будет только усиливаться.

То же самое относится и к выполнению других рекомендаций логопеда. Скажем, логопед просит, чтобы дома ребенок не бегал, не смотрел телевизор, не играл в шумные, возбуждающие игры. Все эти требования нужно выполнять обязательно. Но для этого необходимо большое терпение со стороны взрослых, выдержка и большая мягкость.
Проще запретить или приказать малышу не делать того-то. Иногда в семье ребенок только и слышит: «Это нельзя!», «Этого не делай!».
Я была свидетельницей того, как один мальчик, доведенный до отчаяния постоянными запретами, со слезами закричал: «А что же мне можно?!» Учитывая все это, родители должны проявлять очень много изобретательности.
Нужно стараться как можно меньше непосредственно предъявлять ребенку запретов, а в тот момент, когда он собирается делать то, что ему может повредить (бегать, разговаривать и т. д.), предложить ему интересное, спокойное занятие.

Старшие особенно должны следить за своим поведением. Бывает, например, и так, что все взрослые члены семьи сидят у экрана телевизора, а ребенку запрещают в это время смотреть передачу. Конечно, такая ситуация вызовет только конфликт с ребенком. Но если родители объявят с сожалением, что телевизор испортился и сами на некоторое время откажутся от просмотра телепередач в то время, когда ребенок находится дома, понятно, что это не вызовет у него переживаний.

Или, например, если малыш начал бегать по комнате, вместо того чтобы ругать его за это — попросить серьезным, ласковым тоном: «Я очень устала. Помоги мне, пожалуйста, перемотать нитки». Понятно, что ребенок с удовольствием примется за работу, и еще одним переживанием у него будет меньше.

Улучшения в речи ребенка (в результате занятий с логопедом) наступят не сразу.
Еще продолжительное время он дома будет говорить с заиканием. Поэтому, чтобы не закреплять дефект, рекомендуется ограничение речи малыша. Но полностью, конечно, никогда почти не удается исключить речь ребенка. Очень важно, чтобы и в этот момент родители проявили выдержку. Ни в коем случае нельзя показывать ребенку, что вы заметили его заикание. Не следует вообще фиксировать внимание ребенка на том, как он говорил. Иногда взрослые поступают в таких случаях неверно, делая замечания: «Ты же занимаешься с логопедом? Помнишь, как тебя учили говорить? Теперь скажи все сначала и хорошо». Такое обращение не дает положительного результата. Наоборот, ребенок начинает бояться своей речи, нервничает и говорит от этого еще хуже.

Лучше помочь ребенку, договорив за него начатую фразу, и тут же переключить его внимание на интересное занятие, которое отвлечет его от начатого разговора.
На протяжении всего времени занятий с логопедом не следует водить ребенка в гости и самим принимать у себя родных или знакомых в его присутствии. Помните, что появление нового человека в вашем доме вызовет у ребенка возбуждение, желание говорить, спрашивать. А это, как мы уже говорили, только ухудшит его речь.
После того как логопед разрешит дома понемногу разговаривать с ребенком, также внимательно следите за его речью. Многие дети говорят слишком быстро, торопливо, а это усугубляет заикание. Не нужно добиваться неестественно растянутой речи. Но ребенок должен говорить не торопясь.
Поправлять ребенка нужно очень умело, тактично.

Понятно, что одного замечания окажется недостаточно. Необходимо постоянно следить за темпом речи ребенка. Но всякий раз поправлять его в шутливой, веселой манере, не читая ему скучных наставлений. Родители должны знать, что это не может полностью снять заикание. Но тем не менее в какой-то мере улучшит речь ребенка, а главное — не даст прогрессировать дефекту.

Взрослые должны также разговаривать с ребенком неторопливо.

Часто родители допускают такую ошибку. Жалея ребенка, боясь причинить ему неприятности, вызвать слезы, они полностью исключают всякие запреты, разрешают малышу делать все, руководствуясь принципом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Постепенно такое поведение взрослых превращает ребенка в маленького деспота. И тогда, понятно, очень трудно бывает удержать малыша от всего того, что, как отмечалось, может вызвать усиление заикания.
Поэтому очень важно, чтобы родители постоянно ощущали чувство меры в каждом своем поощрении в отношении с ребенком.
При этом очень важно соблюдать в семье единство требований.
Нельзя допускать, чтобы один из взрослых разрешал то, что запрещает другой. При этом, конечно, необходимо руководствоваться теми требованиями, которые необходимы для полного устранения заикания у ребенка.

Важно помнить, что заикание необходимо устранять полностью.

Окончательно исправленным дефект считается только тогда, когда в любых видах эмоциональной речи, т. е. когда ребенок возбужден большой радостью или огорчением, — он говорит без малейших запинок. Поэтому надо запастись терпением и провести весь курс логопедических занятий полностью.

Бывает, к сожалению, что родители не всегда серьезно относятся к посещению ребенком логопедических занятий: в мороз — жалко везти на занятия, у кого-нибудь из взрослых выходной и хочется побыть с малышом дома, то кажется, что он не выспался, и жалко его будить утром. Надо помнить, что одно-два пропущенных занятия с логопедом намного ухудшают речь ребенка, он отстанет от своих товарищей по группе, ему трудно будет «догнать» их, так как всегда каждое новое занятие предусматривает усложнение речи детей.

Иногда родители наносят еще больший вред ребенку.
Часто они бывают довольны достигнутыми успехами, им кажется, что заикание полностью исчезло у ребенка, и они вовсе прекращают водить его на логопедические занятия, несмотря на просьбы и предостережения логопеда.
Следует помнить, что если заикание у вашего ребенка исчезло, этот успех необходимо прочно закрепить, иначе оно может возобновиться. А это принесет двойной вред: не только будут уничтожены все старания логопеда, ребенка и ваши, но, что также опасно, может исчезнуть у ребенка вера в успех логопедических занятий и он вряд ли согласится снова посещать их когда-нибудь.

Последнее, что хочется сказать родителям: помните, что заикание — вполне устранимый дефект речи.
Если у ребенка появилось заикание, не нужно отчаиваться, смотреть на это как на непоправимое несчастье.
Наоборот, нужно активно действовать, принимать все необходимые меры для того, чтобы этот дефект исчез полностью и навсегда.
Благодарю за внимание!

источник

С проблемой заикания сталкиваются и взрослые, и дети. Вне зависимости от возраста, этот дефект дикции причиняет немало дискомфорта, неудобств. Дети часто становятся предметом насмешек своих одноклассников, получают плохие оценки за устные ответы на уроках. Для взрослых недостаток речи может стать преградой в карьере. Методы, описанные ниже, направленные на лечение заикания у взрослого человека так и у ребенка, они включают в себя психологическую работу и специальные упражнения.

Повторение одних и тех же звуков или целых слогов — ни что иное, как спазм во время работы артикуляционного аппарата. Непроизвольные сокращения возникают во время попытки выговорить те или иные слова. Специалисты-логопеды много лет исследуют феномен заикания.

Основными причинами называются следующие:

  1. Детские травмы во время периода активного развития речи — от года до трех. Заикание у ребенка может быть связано с действительно страшными событиями — смертью родственника, тяжелой болезнью, но иногда возникает из-за случайного стечения обстоятельств. Например, если малыша в этом возрасте испугает большая собака или даже крики мамы или папы.
  2. Биологические причины, с которыми может быть связано заикание у ребенка включают болезни мозга, нервной системы. Перенесенный в детстве менингит, внутричерепное давление, удары головы — все это относится к органическим предпосылкам. Бороться с такого рода заиканием труднее всего.
  3. Невротические переживания, связанные с процессом речи. Такие дети или взрослые могут совершенно нормально разговаривать в «обычной» жизни, но начинать заикаться в ответственных ситуация, когда требуется выступать, говорить на публику. Логоневроз не имеет «возраста», заикание у взрослого такого типа встречается чаще всего.

Врачи утверждают, что мужчины чаще страдают этим недостатком речи, чем женщины, связывая предрасположенность с особенностью функций нервной системы и мозга. Логопеды также выделяют «замаскированное» заикание, когда человек не проглатывает слоги и не повторяет их, но вставляет в речь бессмысленные междометия — «э-э-э», «кхем» и другие. Заикание у взрослого зачастую маскируется этими фонетическими паузами, отчего речь тоже не становится красивее.

Высоко результативным и эффективным зарекомендовал себя метод устранения заикания Центра «Причал» (№ патента 2497555) города курорта федерального значения Белокуриха. Именно там, в основу положена психологическая работа с пациентом по разрушению сложившихся рефлексов и привычек в производстве речи. Заикание, по мнению авторов метода, это «речевая травма», сопровождающаяся затруднением в речевых движениях.

Процесс занятий в Центре заикания «Причал” построен настолько гармонично, что позволяет за сравнительно короткий промежуток времени, 10-12 дней, привести в соответствие и отрегулировать обменные процессы в нервной и дыхательной системах, голосового, артикуляторного аппаратов. Вследствие систематических и ежедневных занятий, заикание исчезает, как вредная привычка. Формируется новая программа на спокойную речь и закрепляется на уровне подсознания.

Достоинством Центра «Причал” является и его месторасположение. Чистый горный воздух, уникальная минеральная вода, атмосфера доброжелательности, спокойствия, возможность приема (рекомендательно) процедуры ПРАК (программа резонансно-акустических колебаний), позволяют пациентам глубоко сосредоточиться и сконцентрироваться, и как результат, получить здоровую, спокойную, надежную и уверенную Речь.

Этот простой, уникальный и эффективный курс просто необходим для страдающих заиканием людей вне зависимости от возраста. А их в нашей стране немало (2% населения).

Ситуационное заикание может возникнуть даже у совершенно здорового физически человека. Однако прежде, чем избавляться от симптома, необходимо определить причину возникающей проблемы. Если она связана с органическими нарушения, то способы, как вылечить заикание будут одни, направлены на устранение биологических причин. При иной этиологии более эффективна будет психотерапия.

Необходимо исключить следующие нарушения:

  • инсульт и его последствия;
  • энцефалит, осложнения болезни;
  • менингит;
  • патологии полости рта — например, заячья губа;
  • неврологические нарушения.

Как избавиться от заикание у взрослых, если обнаружена одна из болезней или ее последствия, будет определять лечащий врач. Назначаются препараты, физиотерапия, специальные упражнения. Некоторые из них можно использовать и людям без органических патологий. От психологических проблем избавляет исключительно терапия и самотерапия, направленная на борьбу с неврозами.

Можно ли вылечить заикание в домашних условиях? Да, особенно если речь не идет о серьезных патологических изменениях. Немедикаментозные и психологические методики, упражнения подскажут, можно ли вылечить заикание без обращения к логопедам.

Упражнения на дыхания пригодятся любому, кто хочет знать, как вылечить заикание в домашних условиях. Методика простая, ее сможет выполнить ребенок и взрослый:

  1. В положении сидя чуть опустить голову вперед, глубоко вдохнуть носом, выдохнуть ртом. Повторить 10-15 раз. Вдох должен быть максимально быстрым, а выдох — медленным.
  2. Стоя поворачивать голову по своей оси. Тело должно оставаться расслабленным, руки по швам, ноги расставлены в комфортном положении. Повторить до двадцати раз.
  3. Сесть на твердую поверхность, закрыть глаза и дышать, стараясь проталкивать воздух с силой в диафрагму и обратно.

Работа с дыханием помогает исправить дефект дикции за счет укрепления мышц полости рта. Это один из ключевых моментов в том, как вылечить заикание. Крепкие мускулы менее подвержены спазмам, это относится и к артикуляционной мускулатуре.

Психологический прием, который используют актеры и другие люди, профессионально работающие с речью, помогут и заикам. Как вылечить заикание с помощью репетиций? Очень просто: проговаривайте вслух стихи, читайте книги, репетируйте выступления. Постепенно ваша речь будет становиться более гладкой.

Как любой невроз, заикание проявляется в моменты душевного волнения, равно у детей и взрослых. Понимание этой особенности поможет понять, как научиться расслабляться или научить своего ребенка перед потенциально травмирующей ситуацией. Медитационные практики помогут сосредоточиться на смысле выступления, а не на дефекте речи.

Фитотерапия поможет успокоиться. Лаванда, чабрец и шалфей рекомендованы как легкие седативные средства, которые помогут перестать тревожиться перед необходимостью разговора. Дополнительно можно выпить чашку мятного чая, который тоже обладает безвредным успокаивающим эффектом.

При лечении заикания необходимо выдерживать речевой режим, чтобы не перегружать мускулатуру рта и гортани. Большую часть дня желательно молчать. Для детей можно придумывать специальные игровые ситуации, например изображать рыбок.

Процедуры у специалиста либо самомассаж области шеи и горла помогут снять и предотвратить спазмы. Движения должны быть мягкими, плавными, направленными на то, чтобы максимально релаксировать артикуляционный аппарат.

Дефекты речи способны испортить жизнь как ребенку, так и взрослому. Малышей с проблемами заикания лучше показывать специалисту, как только появились негативные симптомы. Взрослый также может посетить психотерапевта и невролога. А упражнения, применяемые в домашних условиях, будут полезны в любом случае

Посмотрите видео, на котором Елена Малышева, в передаче «Здоровье», на первом канале, рассказывает как вылечить заикание

источник

Плечи расслабте. Дышите ровно. Можно взять в руки магнитики . что б теребить их при заикание. Руки не напригайте. У вас должна быть легкасть. Кторой ниразу не была

Сергей Лазарев, диагностика кармы, 12 книга.
У вашего внука аутизм. Это означает, что он не может принять стресса, пройти травмирующую ситуацию с любовью. Значит, лечение заключается не в активизации сознания, а в умении сохранять любовь и энергию в болевой ситуации. Заикание, аутизм, детский церебральный паралич — все это явления одного порядка. Гиперфункция сознания, взрыв агрессии и затем торможение сознания и тела. Значит, для лечения такого ребенка нужно не развивать сознание, а наоборот, тормозить его. Почему общение на природе, игра с животными дают у таких детей улучшение состояния?
Представьте, что ребенок купается с дельфином. Для него это огромная радость, а радость — это выброс энергии. Главную же энергию мы получаем через любовь к Богу. Значит, радость, отдача энергии активизируют концентрацию на Божественном, причем сознание в этот момент, наоборот, тормозится, потому что это игра, потому что от животного не ожидаешь подвоха, потому что вода помогает торможению сознания. Ведь мы же все вышли из воды. И когда мы погружаемся в воду, у нас происходит рефлекторное торможение высших отделов мозга. Соответственно падает агрессивность и легче переносится стресс. В подсознании ребенка сидит агрессия к людям, унаследованная от родителей, сидят претензии и страх. И чтобы эта агрессия не убила других и не превратилась в программу самоуничтожения, ребенок становится аутистом — люди исчезают из его общения, агрессивность останавливается. А к животным у ребенка в подсознании агрессии нет. И когда он общается с дельфинами, он формирует правильное отношение к миру. Это любовь, отдача энергии, отсутствие претензий, осуждения и обид. И если родители не передали ребенку правильное отношение к жизни, то, общаясь с животными, он в какой-то степени учится ему сам.

Может кому поможет. А ещё попробуйте принять то, что ваша речь заберёт у человека часть его времени и это нормально, не нужно стараться высказать всё предложение как можно быстрее и покончить с тем, что вас слушают. Обмен речью это нормально, дайте себе свободу быть интересным, делиться мнениями, поймите что вы тоже интересны людям, и многим приятно говорить вообще с кем угодно и о чём угодно, расслабьтесь, посмотрите вокруг сколько болтовни ни о чём. Если в ваших словах есть смысл и любовь — вы достойны быть услышанными.

Ещё типа того с сайта Андрея Жалевича.
ЗАИКАНИЕ
Лиз Бурбо в своей книге «Твоё тело говорит «Люби себя!»» пишет:
Заикание — это дефект речи, который появляется преимущественно в детском возрасте и часто сохраняется на протяжении всей жизни.
Эмоциональная блокировка
Заика в молодости очень боялся выражать свои потребности и желания. Он также боялся тех, кто представлял для него власть; особенно страшно бывало в те моменты, когда ему необхо-димо было что-то проявить или высказать.
Ментальная блокировка
Пора тебе осознать, что ты имеешь право высказывать свои желания, даже если твоя голова говорит тебе, что это неразумно, или если ты боишься, что кто-то сочтет твои желания не вполне законными. Ты не должен ни перед кем оправдываться. Ты можешь себе позволить все, что хо-чешь, так как тебе в любом случае придется принять на себя ответственность за последствия сво-его выбора. Так поступают все люди.
Ты считаешь других людей властными, но в тебе самом есть властность, которая пытается проявиться. Как только ты осознаешь, что эта властность не связана со злом и даже способна помочь тебе самоутвердиться, это примирит тебя с теми, кого ты считаешь властными.
Луиза Хей в своей книге «Исцели себя сам» пишет:
Ненадежность. Отсутствует возможность самовыражения. Запрещают плакать.
Гармонизирующие мысли: Я свободно могу постоять за себя. Теперь я спокойно выражаю все, что хочу. Я общаюсь только с чувством любви.

Читайте также:  Адаптол помог при заикании

Саша, скажи пожалуйста свой емейл, или как с тобой связаться, на самом деле очень интересно! Ты бы многим помог!

Реальное снижение заикания за короткий срок. Я дам методику всем нуждающимся людям, вы убедитесь в ее эффективности, когда начнете ее использовать. Не нужно отчаиваться, начните новую жизнь с лучшей речью. У тех, кто ее использует, нет сложности в общении и с трудоустройством на хорошую работу. djeys@inbox.ru

Уважаемые заики я сам занимался с 3 лет, читаю и диву даюсь какой бред пишут и лечат все эти специалисты кот. В корне не понимают ни хрена в заикании, чем только не лечат гипнозом, постановкой дыхания, пением, придумывают » трудные» слова, говори нараспев, ха-ха вот разводят людей. А кто нибудь из вас задумывался почему он заикается а все нет, все очень просто, чтобы все понимали я действительно хочу помочь, потому что заикался 25 лет, итак все обсолютно все занимающиеся поговаривают слова про себя а нормальные люди вслух, допустим видит заика чайник и тут же проговаривает его про себя и так во всем все понимает а выразить словами не может, потому что 90% случаев почему ребенок начал заикаться ИСПУГ. А начинают заикаться только в детском возрасте долго объяснять почему. Но это в теории кот Вы уже слышали много раз а результаты нулевые. А на практике это выглядит так, еще немного чтобы Вы понимали и запомнили все люди говорят именно так не думая как чулки что вижу то и говорю это главное, но начинается этот процесс с детства и постепенно человек совершенствует свою речь свой словарный запас от увиденного короче всего Не расскажете. Итак сначала смотришь на предмет потом говоришь и с помощью увлекательного пальца правой руки показывает на предмет и говоришь от одного предмета к другому и еще не запоминайте слова как попугаи вообщем много чего хочу рассказать насчет практике применения но всего Не напишешь пишите в личку Звоните пообщаемся и еще считайте что выучить говорить заново это очень трудно и занимает не мало времени и чувство страха собственной правильной речи будет главное его побороть, и привычка говорить неправильно долго будет с вами но если будете заниматься и когда день на 5й у вас начнет получаться Вы испытываете настоящий кайф поверьте и сами уже захотите говорить правильно, надеюсь что хоть что то понял поможет избавиться от этой беды как заикание

Здравствуйте, уважаемые заики! У меня проблема с речью с 4 лет. Прошел Крым-Рим и медные трубы. Неврологи лечили. Логопеды замучали .Дышал года два. Стал постарше начал зарабатывать деньги, и снова взялся за свою речь. Прошел программу «Эталон» думал что стал понимать свою речь. Как бы и говорить стал. Но, опять прокол. Может что-то не понял. На этом не остановился. Поехал в Казахстан к Янченко Л. прошел у него курс. Ну, если надо говорить без заикания, то пользуюсь его методикой. Но, для того чтобы говорить без заикания по его методике , то приходится прилагать усилия над собой. А, постоянно держать над собой контроль мне сложно. Вроде и говорю без заикания, но опять же заикаюсь. Вот и опять ищу выход из положения.

Всем привет! Товарищи заикающиеся, вы когда-нибудь задавали себе простые, но очень важные вопросы:
— заикаетесь ли Вы, когда бормочете себе под нос для усиления внимания?
— а когда разговариваете с животными?
— а когда беседуете с совсем маленькими детьми?
— а когда читаете вслух, точно зная, что рядом никого нет?
— бывают ли случае, когда к Вам кто-то резко обратится с вопросом, а вы вдруг выдаёте тираду без единой запинки?
Мои ответы на эти вопросы чётко отрицательные, а на последний — положительный. Так почему везде и всюду умники-доктора и чудо-целители проповедуют контроль над речью? Спросите у тех, кто хорошо говорит: разве они думают, как дышать, как держать язык, как думать во время речи? Уверен, они сделают большие глаза, ведь никто не думает о том, КАК говорить. Мысли вихрем носятся в голове и естественным потоком превращаются в речь. Мы же не думаем, как ходить или как нажимать на педали в автомобиле. Речь — это нечто натуральное, глубинное, спонтанное. Что если заикание — это реакция на общение, на контакт с другим человеком, попытка контроля того, что контролировать не надо?
Это прекрасные мысли из книги «Речь — это река». Почитайте ради интереса, задумайтесь. Я лечился у Иванкиных в г. Лиски и полгода была эйфория от лёгкости речи (хотя их методика основана на контроле), а потом всё полетело под откос из-за нервов. Заикание — как снежный ком, который вбирает в себя предыдущие неудачи и страхи будущей речи и сметает всё на своём пути. И чем больше я пытаюсь себя контролировать, тем сильнее заикаюсь.
Нужен другой выход, другой взгляд. Нужен анализ нормальной речи, слежение как за собой, так и за теми, кто хорошо говорит. Почему все говорят нормально, легко, спонтанно, а мы нет? Что нам мешает так же говорить? Откуда этот камень в горле? Отчего на грудь словно свинцовые плиты ложатся, когда надо сказать простую фразу? Это всё надо анализировать, разбирать на атомы. 25-летний стаж заики, думаю, хватит, довольно. Пора начинать жить.

Скажите пожалуйста, кто-нибудь пробовал или что-нибудь слышал о результатах лечения Волоткевича в Симферополе? Ничего не могу найти, кроме того, что он сам о себе говорит.

источник

Спойлер: ничего не делал, нарушение речи прошло со временем.

После прочтения истории «24 года с заиканием: длинный гайд с личным опытом, советами и непридуманными историями» рассказываю, как справился с аналогичным дефектом речи.

Примерно в три года мне сделали операцию — удалили грыжу. Удивительно, но до сих пор помню тот день в деталях: лежал в больнице, рядом стояла бабушка, после чего меня забрали медики и унесли от неё. Так как почти всё время проводил с ней, факт, что незнакомые люди уносят меня от неё, стал шоком. После операции врачи проверяли, отошёл ли я от наркоза таким способом — подносили к женщинам и спрашивали, моя ли это бабушка. Я помню этих людей и помню как плакал, так как это была не она. После 2-3 проверок меня передали бабушке. С этого дня я начал заикаться.

Воспитатели в садике пытались исправить моё заикание с самого начала, это были не специальные уроки, а личная инициатива. Результата это конечно не принесло. Но в воспоминаниях детского сада нет заикания, только обычная речь.

В раз в неделю ходил к логопеду, на занятиях проговаривал отдельные слова, меня учили правильно произносить звуки. Для меня заикание было просто нехваткой воздуха. Причём, это не распространялось на песни, когда я пел — дефекта не было, только страх, что он вообще может быть. Во втором классе я выступал на празднике. Было страшно, что не смогу пропеть сложные места, но всё прошло хорошо.

Следующие 3 года не помню очень сильных проблем с заиканием, кроме того, как на уроках нужно было читать текст вслух и рассказывать стихи. Но это начальные классы, поэтому было не особо сложно. У меня был очень хороший класс, но потом перешёл в ещё лучше.

Средняя школа — тяжёлое время. До сих пор благодарен одноклассницам, которые сильно помогали. Когда на уроках нужно было читать текст вслух, они произносили его вместе со мной, чтобы я не переживал. Я ни разу об этом не просил, они сами подумали, что так лучше и оказались правы. Когда очередь доходила до меня, я не пропускал свою часть, родители не просили учителей меня не спрашивать. Когда слышишь, как текст читают рядом с тобой — становится спокойнее. Я пытался прочитать текст как мог, но страх позора был. Учителя не знали, или делали вид, что не знают, что мне немного помогали. Я старался всегда заранее просчитать, какой абзац мне выпадет прочитать, чтобы посмотреть, сложный он или нет. В заикании был один плюс — меня редко спрашивали на уроках, а стихи по литературе читал после занятий, что давало шанс подсмотреть текст, если не успел выучить.

С момента начальной школы, как я год проходил к логопеду, больше у него не появлялся. Я заикался, когда волновался. В разговоре с друзьями или родными таких проблем не было. Прочитать предложение на уроке было проблемой, да. Но все к моему заиканию относились нормально, никто никогда не смеялся, и спокойно ждали, когда я наконец-то смогу сказать слово.

В детский летний лагерь я ездил всего раз, это был 6 класс, заикание тогда ещё проявлялось. Для поездка стала испытанием — незнакомые люди, которые впервые меня видят и даже не знают о дефекте речи до начала разговора. На празднике меня попросили спеть песню. Было немного стыдно: я её не спел с первого раза и пришлось заново включать музыку. Но никто на это плохо не отреагировал. В целом, в лагере всё было хорошо, я не волновался и сильно за зацикливался на проблеме. Но больше туда не возвращался, не понравилось.

Примерно с 8 класса вообще не помню, чтобы у меня были сильные дефекты речи. Да, когда сильно переживал — заикался, но при обычных разговорах заикание не мешало. Я уже отвечал на уроке вместе со всеми, читал стихи на уроке литературы и выступал с докладами, иногда заикаясь. Точно помню, что у меня были проблемы с определенными буквами — на них всегда заикался, но потом запомнил это и начал набирать перед этим побольше воздуха, и проблема исчезла. Когда долго не мог сказать слово, начинал злиться и бояться, что кто-то потом это будет обсуждать. Очевидно, что когда злишься — волнуешься ещё сильнее, поэтому начал работать над собой в этом плане.

Дефекта практически нет. Раз в месяц может он проскользнуть, но вот серьёзных проблем не возникает. Боязнь выступать ещё осталась, но стараюсь её исправлять. В 18 лет, когда пошёл в армию, полковник с которым я работал только под дембель узнал, что у меня есть дефекты речи. За год общения с ним ни разу не заикнулся, поэтому считаю этот год избавлением от дефекта. По мотивам «Недоумения пост. По мотивам „24 года с заиканием”»: я не испытывал страха, что на меня кто-то не так будет смотреть или смеяться, мне просто самому было неприятно, что я не могу сказать то, что хочу. Может повезло, что в школе были хорошие одноклассники и учителя, а может и пользователи в комментариях правы, что «люди часто накручивают себя». Мне стыдно видеть, как человек заикается: начинаю представлять на этом месте себя, но никогда не смеюсь над этим человеком и понимаю его.

Для меня заикание прошло, когда я перестал обращать на него внимание. Когда пошёл в школу — боялся, что надо мной будут смеяться. Если бы попал в другой класс, где были мерзкие дети, результат мог быть другим. Уверен, на встрече с пользователями TJ хоть раз, но заикнулся.

Заикаюсь даже в интернете,

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

источник

такие вопросы:
1. как давно это появилось?
2. каким образом проявляется: повторение первого слога, запинки, повторение последнего слога, трудности с опредленным звуком (часто [к]и [с]? опишите, КАКОЕ заикание у вашего ребенка.
3. связаны ли запинки\затруднения в речи с определенными ситуациями? опишите

прочитайте статью на моем сайте (адрес в паспорте) про Функциональное заикание — возможно, эта информация вам поможет.

наследственное еще как)
познакомилась с папой, у него небольшое заикание, так у 2 детей тоже. ПРи этом интеллект ого-го у всех!)

у нас при 6 детской психиатрической больнице есть отделение (типа дет. сад) для заикающихся.
краем глаза видела, что они какую то фишку с руками делают. Т.е. как только ребенок начинает заикатся, подключает руки( перебирает на каждый слог пальцами) и речь получается четкой.
Еще у них там логоритмика и музыка.

Еще ЦПР Шкловского занимается заиканием

да, у вас, к сожалению, все гораздо серьезнее, чем тут описывают. Похоже на настоящий логоневроз. Но сразу хочу вам сказать, что в современном мире заикание лечится В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ, я бы даже сказала — гораздо легче оно лечится в сознательном возрасте, и при желании ваш ребенок сможет от него избавиться.

Причина логоневроза так или иначе заключается в сочетании двух проблем: психологическая напряженность+особенности мозгового функционирования конкретного человека. И то и другое поддается корректировке при сознательном участии человека. Сегодня существует большое количество программ, главный принцип действия которых заключается в том, что человек проговаривает в микрофон речь, программа преобразовывает его речь в ПРАВИЛЬНУЮ и в наушниках человек слышит свою уже исправленную абсолютно верную и плавную речь, что позволяет концентрироваться на ВЕРНОСТИ собственной речи, а не на речевом ступоре.

Конечно, желательно, в сад не ходить. У вас еще правополушарность (леворукость) — возможно, вы тот самый редкий случай с «оригинальным» расположением речевых зон. А вся наша жизнь (особенно коллективная) стимулирует и я бы даже сказала просто насилует левое (у вашего ребенка оно слабое, зависимое) полушарие мозга. Мозг находится под постоянным «психическим давлением». А ведь он формируется сейчас и именно от этого периода — до 7 лет — зависит то, каким он будет, с какой скоростью и интенсивностью он будет работать, научится ли он восстанавливать силы, самообучаться, приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Прежде чем «куда-то подаваться» — в этом вопросе вы скоро будете спец -я бы вам посоветовала почитать общие рекомендации по формированию необходимой речевой среды. Ну, вы и сами, наверное, уже знаете: речевой покой -в первую очередь, особенно в периоды обострения, минимум эмоций (даже положительных), исключить коллективные мероприятия, зрелища, сборища, телевизор (можно смотреть мультики без речи с музыкой — типа «Кротика» «Лелик-Болик», посоветую вам «Classical baby» — это в любом возрасте полезно
вот ссылка для скачивания: http://www.gigasoft.pp.ua/news/klassicheskij_rebenok_muzyka_classical_baby_the_music_show/2010-08-07-4008
«Правильная» музыка оказывает исключительно благотворное воздействие на функции мозга — об этом можете у меня на сайте почитать)

и еще даю вам ссылку — форум по проблемам заикания — наверняка почерпнете там много полезной информации. Там же можно скачать бесплатно компьют.программу для лечения заикания. Не знаю, насколько эффективна ЭТА программа, но то, что такие программы существуют и эффективно работают — это точно.
http://www.speechcorrector.ru/
http://www.raspa.ru/
http://video.yandex.ru/users/dictor/view/7/

Читайте также:  Адаптол отзывы детям при заикании отзывы

Советую вам сначала изучить проблему самой: почитать форумы, литературу, почитать о новых разработках в области лечения заикания, а только потом обращаться к специалистам. В вашем случае вы должны быть сами подкованы в впоросе, чтобы не тратить время попусту на различные консультации специалистов (которые будут говорить всё разное)))).
Специалистов много, каждый будет вам с пеной у рта говорить, что он — единственный, кто вам поможет. А на самом деле помочь можете только вы. (ну и сам ребенок себе)) И вы должны знать, что это ВОЗМОЖНО и совершенно реально.
Желаю вам удачи, терпения и здоровья.

Вы написали : У вас еще правополушарность (леворукость) — возможно, вы тот самый редкий случай с «оригинальным» расположением речевых зон. А вся наша жизнь (особенно коллективная) стимулирует и я бы даже сказала просто насилует левое (у вашего ребенка оно слабое, зависимое) полушарие мозга. Мозг находится под постоянным «психическим давлением». А ведь он формируется сейчас и именно от этого периода — до 7 лет — зависит то, каким он будет, с какой скоростью и интенсивностью он будет работать, научится ли он восстанавливать силы, самообучаться, приспосабливаться к изменяющимся условиям. «

Мой сын левша, и у нас проблемы были с речью, не очень четко говорил, долго не говорил, но вроде заговорил, сейчас в норме речь, но заметила, начал заикаться, недавно. Еще начал жевать рукава, грызть пальцы. Еще проблема, рассеян, не фокусирует внимание. Мультики не смотрит, в остальном смышленный мальчик, если концентрируется, то просто умница. Что с ним? Вроде специалисты осматривали, сказали, все в порядке с ним, а он так отличается от моей старшей и младшего, что у меня червячок сомнения. Мы заграницей живем, если имеет значение. Ему 4.5

У дочки ровно в три года начинался логоневроз. Проявлялся в виде речевых итераций — дочка почти в каждом слове повторяла последний слог (или букву) несколько раз. Например: «Будем-дем-дем в индейцев-в-в игать-ть-ть, так-к-к-к баба игала» или «Ну можна-жна на них-х-х садиться?».
Тогда же стали появляться паузы между слогами слов, т.е. часть слов произносит не как раньше — целиком, а с заминкой, запинкой между слогов (как будто прислушивается, правильно-ли она произносит слово).

Нам помогла шёпотная речь дома, спокойная домашняя обстановка, режим дня — муж отпуск взял, чтобы организовать домашний режим (исключить садик). А невролог выписала фенибут и магне-B6. Через месяц-два всё пришло в норму (ттт ).

источник

Логопеды бьют тревогу: мало кто из современных детей обладает правильной и здоровой речью. Дефекты могут быть самыми разными, как и причины их появления. Но самым загадочным и тяжело поддающимся коррекции является заикание.

Что делать, если эта проблема возникла у ребенка? Есть ли варианты вылечить заикание у взрослого человека? Какие ошибки чаще всего совершают родители и даже логопеды? Об этом рассказала доктор психологических наук Татьяна Визель — уникальный специалист с мировым именем, профессор, нейропсихолог. Она разработала методику, которая дает шанс говорить правильно в любом возрасте. В начале разговора Татьяна Григорьевна сразу предупредила: «Сегодня я скажу много крамол»…

— Татьяна Григорьевна, что такое заикание? Как эта особенность говорения «формируется»?

— В русском языке термин «заикание» происходит от слова икать. Видимо, кому-то когда-то показалось, что, когда кто-то дает в речи запинки, он как бы икает. Но в других языках — совсем другие смыслы, в основном они обозначают какое-то спонтанное движение языка.

— Это же не новое явление. В другие исторические периоды заикание пытались лечить, понимая, что это не норма?

— Когда мы говорим о чем-то исторически важном, начинаем с древней истории. Демосфен — величайший оратор. Он заикался! Как же Демосфен преодолевал свое заикание? Он выходил на берег моря, клал под язык камушки и пытался говорить понятно и внятно. Он, прежде чем что-либо сказать, выстраивал план своего высказывания, употреблял выразительные жесты, мимику. И это помогало, а почему — я потом скажу. Это явление изучал и Гиппократ… В какой-то момент были попытки решить проблему заикания хирургически: отрезали кончик языка, расширяли голосовую щель, подрезали уздечку под языком. Кроме этого, ряд авторов говорили, что заикание — результат инфекционных болезней, испуга или подражания другим заикающимся. Как было установлено, все это провокационные, но не причинные факторы.

— В обывательской среде до сих пор есть мнение, что дети начинают заикаться после сильного испуга…

— Испуг испытывают многие дети, а заикаются не многие. То есть если нет предрасположенности к заиканию, то его и не будет. Одного ребенка напугала собака — и он вскоре забыл этот случай, а на другого полаяла — и он стал заикаться.

Среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Для девочек активность правого полушария — родная. Им «разрешается» плакать, а мальчикам говорят, что это стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное».

— Потому что существует природная предуготованность к заиканию. Кстати, есть классификация страхов у детей. На первом месте — собаки. Второе место поделили врачи и воспитатели детских садов. У нас один мальчик при анкетировании сказал, что очень боится воспитательницу, потому что она обещает вылить суп в трусики, если он не будет его доедать. Испугаешься тут! И вот только на третьем месте в рейтинге страхов идут плохие люди, злодеи, пьяные дяди и так далее. Есть в этом списке и родители, но, правда, не на первых местах.

— А что ученые говорят о феномене заикания?

— Очень многие ученые, как русские, так и зарубежные, считали, что заикание — это спастический невроз, возникающий из-за слабости речевых центров. А что такое спастический невроз? Это судорога. Профессор Сикорский в свое время выделил 40 типов судорог. И подчеркнул, что заикание возникает только в детском возрасте. Физиологического заикания у детей не бывает. Если ребенок в раннем возрасте начал говорить с запинками, они потом сами собой могут уйти. Но уже есть опасность, что в любом другом возрасте может возникнуть рецидив. Заикание — это рецидивирующее заболевание. Поэтому, если ребенок в раннем возрасте начинает запинаться, на это надо обратить самое серьезное внимание. Академик Павлов все предшествующие идеи дополнил предположением, что в основе заикания — нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения, то есть отсутствие синхронной работы между корой головного мозга и подкоркой. Это тоже вошло в теорию заикания… Есть еще несколько теорий, в том числе и о том, что заикание может возникнуть при переучивании левшей.

— Заикание передается по наследству? Есть данные об этом?

— Очень много исследований провели — неоднородных и неоднозначных. Но результат — в пользу передачи заикания по генетическим каналам. И оно в любом случае возникает в период от двух до шести лет. Максимум — в семь, но это редко. Если в это время не возник дефект, то даже генетически запрограммированный на это ребенок не будет заикаться. Если не будет влияния агрессивной внешней среды и ребенок спокойно перерастет этот короткий, но опасный возраст, то он уже никогда не будет заикаться! В подтверждение этой теории еще добавлю: встречаются заикающиеся близнецы. А вот из двойняшек обычно заикается кто-то один.

— С чем связано то, что левши предрасположены к заиканию?

— Выяснилось, что практически все заикающиеся — явные или скрытые левши. У левшей правое полушарие более активно. Правое полушарие отвечает за эмоции. Левое — за рациональное мышление. И если есть какой-то провоцирующий фактор, то эмоциональное вступает в конфликт с рациональным. И этого уже очень много для возникновения заикания. Кстати, среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Почему? Потому что для девочек активность правого полушария — родная. Девочкам «разрешается» плакать, капризничать, а мальчикам говорят, что плакать стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное». Но если оно «пробивает» себе дорогу, то срываются межполушарные отношения и возникают заикания. Девочки в этом смысле более адаптивны и выносливы.

Ребенка до шести-семи лет надо учить расставлять паузы, программировать речь на смысловые отрезки. Речь всегда выразительна. Если ребенок говорит невыразительно, он не овладел речью. Любому маленькому ребенку с двух-трех лет нужно прививать выразительную речь — «с чувством, с толком, с расстановкой». Много слушать, много читать выразительно. Но не стихи, а прозаическую речь — сказки, рассказы. Важный момент: заикающимся детям быть вместе в одном коллективе нельзя — они подражают друг другу.

— Какие методы коррекции сейчас используют логопеды?

— Это логопедические тренинги дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Там учат правильно дышать, правильно организовывать голосоподачу и правильно артикулировать. Но интересный факт: я знаю много музыкантов, которые заикаются, но прекрасно играют на духовых инструментах. Им нужно отрабатывать дыхание? Нет. Я знаю вокалистов, которые прекрасно поют, но заикаются. Им нужно ставить голос? Нет. То же самое и с тренировкой артикулярного аппарата. Зачем его тренировать, если человек при невротическом заикании может месяцами и даже годами не заикаться? Я сейчас скажу крамолу: какой смысл тренировать отдельные функции? Это не вредно, это любому человеку полезно: потренировать и дыхание, и голос, и артикуляцию. Беда в том, что это не имеет никакого отношения к преодолению заикания. Но взрослым людям это иногда помогает. Почему? Потому что они уверены, что с ними занимаются специалисты и делают то, что надо, а так как они слушаются этих специалистов, значит, все у них будет хорошо. Более того: я всегда утверждаю, что взрослые заикающиеся невротики умеют хорошо говорить. Но они не знают об этом и боятся говорить. Если их убедить, что вот с ними поработали и теперь они должны прекрасно говорить, то они будут прекрасно говорить. Поэтому взрослому могут помочь эти виды техник в качестве психотерапии. Ребенку — нет.

— Как тогда работают с детьми?

— Часто учат ритмизированной речи: она как бы «выпуклая» на начальном этапе и нивелированная на заключительном. Например, если попросить сказать так: «Я-бу-ду у-чить-ся го-во-рить!» — любой заикающийся четко скажет эту фразу. Так учат детей с шести-семи лет — учат незаметно отбивать ритм рукой, как бы помогать себе не сбиваться. Можно даже при этом держать руку в кармане или за спиной — кому как удобнее, можно пальчики перебирать незаметно, так тоже советуют специалисты. Этой методикой могут овладеть даже взрослые люди с заиканием. Но в нивелированной речи есть некоторая искусственность, поэтому на занятиях и на комиссиях все говорят прекрасно, а когда выходят на улицу, отказываются придерживаться ритма. Потому что никто не хочет поступиться экспрессией речи. Наши эмоции в речи. Интонации, жесты, мимика — это отражение нашей личности. Любой человек хочет говорить выразительно и обнаружить свою личность.

— Выходит, эти методы неэффективны?

— Нет, они улучшают речь детей и даже взрослых. Но не борются с заиканием как таковым. Есть более «провальная» и даже отвратительная рекомендация, которую иногда дают заикающемуся ребенку: это совет вдохнуть воздух, а потом говорить. Во время осознанного вдоха дыхательная система напрягается, а нам надо, чтобы расслабилась! Речевой вдох должен регулироваться не усилием воли, а речевым смыслом. Есть специальные упражнения, которые приучают к рефлекторному вдоху. Родителей своих маленьких пациентов я обучаю этим упражнениям, и они успешно их применяют в работе с детьми. Самое простое — это обычные «ладушки», когда ребенок ритмично сжимает одну ладонь другой ладонью и проговаривает текст. Сначала знакомый — например сказку про Колобка, а потом уже и незнакомый. Это лучше, чем отстукивание ритма, потому что работают две руки, то есть мы задействуем оба полушария мозга, таким образом гармонизируя два полушария. Казалось бы — мелочь, но на самом деле это радикально меняет проблему. Но только при условии, что это начальная стадия заикания. Это важный момент.

— Как лечить заикание у взрослых?

— Избавить от заикания взрослого человека можно только психотерапией. Никаких других методов нет. Если метод с перекладыванием ладошек окажет на него психотерапевтическое воздействие, то он тоже поможет. То есть, если кто-то сумеет его убедить, что при помощи рук можно урегулировать работу обоих полушарий и заикание пройдет, то ему этот метод обязательно поможет. Но нет гарантии, что не будет рецидива. Нет ни одного метода, который гарантирует, что у взрослого не будет рецидива. Взрослые люди с невротическим заиканием месяцами, а порой и годами отлично говорят. А потом вдруг сорвались! Почему? Потому что довлеет патологический стереотип. Каждый взрослый заикающийся умеет хорошо говорить, но ему мешает память. Поэтому взрослого важно чем-то зацепить и убедить, что этот метод ему точно поможет. А ребенка до шести-семи лет надо учить расставлять паузы, программировать речь на смысловые отрезки. И еще — речь всегда выразительна. Если ребенок говорит невыразительно, он не овладел речью. Любому маленькому ребенку с двух-трех лет нужно прививать выразительную речь. А что такое выразительная речь? Это «с чувством, с толком, с расстановкой». Много слушать, много читать выразительно. Но не стихи. Если ребенок начал заикаться, от стихов уводите, на два-три месяца точно! И даже музыку тоже чуть притормозите. Потому что это вода на мельницу правого полушария, а нам надо его немного успокоить. А вот прозаическую речь — сказки, рассказы — это пожалуйста. Важный момент: заикающимся детям быть вместе в одном коллективе нельзя — они подражают друг другу.

Есть «провальная» и даже отвратительная рекомендация, которую иногда дают заикающемуся ребенку, — вдохнуть воздух, а потом говорить.

— Если в семье не было заикающихся родственников, можно как-то на раннем этапе обнаружить проблему?

— По моему методу коррекцию заикания необходимо начинать с появления ее предвестников. К ним относятся убыстрение или замедление речи ребенка, избыточное повторение отдельных слов или слогов. Очень важно ребенка с заиканием не растить как мимозу, оберегая от волнений, потому что первое серьезное волнение даст рецидив. Его надо приучать к обычной жизни. Не перевозбуждать, конечно, но он должен и на аттракционах кататься, и с другими детьми общаться, и поссориться иногда, и маму иногда не послушаться, посопротивляться чему-то. И страшилки ему тоже нужны! Потому что адреналин должен полировать кровь. И ребенка с заиканием надо закалять в переживании невротических состояний, даже если будут какие-то небольшие рецидивы. Оберегать его от реальной жизни — это не способ профилактики и лечения заикания. Потому что первая трудная ситуация вернет проблему на место. Вот это я особенно хотела сказать родителям!

— Сейчас заикание представлено двумя основными видами. Первый — это органический, или неврозоподобный. Второй — функциональный невротический. Функциональное — это невроз, логоневроз. У подростков и взрослых обязательно бывают логофобии, то есть страх речи. И такое заболевание имеет волнообразное течение: человек то хорошо говорит, но плохо. Когда возбуждается сильно — плохо говорит, успокоился — получше. С возрастом это имеет тенденцию к угасанию. А вот органическое заикание отличается стабильностью. Ребенок с органическим заиканием будет всегда одинаково говорить, независимо от того, волнуется он или нет, в какой ситуации он находится.

Локализация запинок, или, по-другому, судорог, бывает в трех отделах речевого аппарата: артикуляционном, голосовом или дыхательном — это там, где расположены трахея, бронхи, легкие. Самые тяжелые формы заикания — дыхательные. Потому что дыхание — это то, с чего начинается речевой акт. Менее тяжелые — голосовые. И более легкие — артикуляционные. Бывает и смешанный вариант, когда есть все три вида запинок. То есть все три аппарата могут быть не в порядке, когда они в судорожном состоянии.

источник