Меню Рубрики

Система бос при заикании

Хочу рассказать о методе БОС — терапии, который использую в своей работе психолога отделения медицинской реабилитации детской городской больницы. О его возможностях, преимуществах и противопоказаний. Работаю с детьми в возрасте от 5 до 18 лет.

Биологическая обратная связь – это без лекарственный метод терапии. С помощью специальных технических устройств, которые выполняют роль физиологического зеркала, человек в буквальном смысле может видеть или слышать свои физиологические параметры. Например: частота пульса, мышечное напряжение, выраженность ритмов головного мозга.

В процессе БОС – терапии пациент обучается целенаправленно управлять этими показателями, что в результате приводит к благоприятным изменениям функционирования различных систем организма.

Такими специальными техническими средствами является реабилитационные, психофизиологические комплексы для тренинга с биологической обратной связью. У нас в России несколько таких именитых научно — производственных компаний ведущих разработку оборудования для тренингов с БОС. Я работаю на оборудовании НПК Медиком МТД комплекс психофизиологический реабилитационный для тренинга с БОС «Реакор-Т»

Он предназначен для реализации методик обучения навыкам саморегуляции, проведения оздоровительных и реабилитационных процедур на основе БОС с целью повышения устойчивости пациента к стрессогенным факторам, для немедикаментозного восстановления нарушенных функций, улучшения нервной регуляции при различных заболеваниях, фобиях, патологических состояниях и зависимостях, а также для психофизиологической диагностики и объективного психологического тестирования.

В связи с тем, что метод БОС – терапии не несет за собой побочных эффектов и практически не имеет противопоказаний, поэтому он широко применяется в терапии нарушений у детей:

· Лечение неврозов, панических атак, внутренней психической напряженности;

· Терапия тревожно-фобической симптоматики;

· Улучшение психической адаптации, повышение психической устойчивости к стрессогенным факторам;

· Логоневроз (заикание) и другие нарушения речи у детей;

· Нейрогенный мочевой пузырь, ночное недержание мочи;

· Болезни органов дыхания (бронхиальная астма, острый и хронический бронхит);

· Головные боли напряжения и мигрени;

· Хронические стрессы и посттравматические стрессовые расстройства;

· Заболевания сердечно-сосудистой системы (вегето-сосудистая дистония и функциональные головные боли; функциональные нарушения ритма сердца; артериальная гипертензия; гипертоническая болезнь);

· Заболевания опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, сколиоз, остеохондроз, плоскостопие);

· Восстановление после травм; последствия черепно-мозговых травм;

· Последствия заболеваний центральной и периферической нервной системы (инсульт, детский церебральный паралич и т.д.);

· Синдром гиперактивности и дефицита внимания у детей и подростков, проявляющийся в неусидчивости, невнимательности, трудности к концентрации и обучении.

• Отсутствие побочных эффектов, т.к. методика БОС является немедикоментозной;

• Устранение самой причины заболевания, а не его следствий;

• Обучение навыкам саморегуляции, релаксации и управляемого восстановления поражённых органов и систем;

• Полная совместимость с любыми методами медицины;

• Длительное сохранение полученных в ходе курса БОС-терапии навыков саморегуляции. Так как в течение всего курса БОС — терапии происходит обучение сознательному управлению своим состоянием, а затем этот навык используется пациентом уже в обычной жизни без применения специальных технических средств.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ БОС — ТЕРАПИИ

От 10 до 25 сеансов по 30-40 минут ежедневно или через день.

Детский сеанс длиться 10 -20 минут.

В коррекционном курсе для одного пациента возможно сочетание различных видов БОС-тренингов.

Для достижения стабильного результата каждому клиенту подбирается индивидуальный курс тренингов, с учетом индивидуальных особенностей работы и психоэмоционального состояния.

БОС влияет на физические, эмоциональные, интеллектуальные процессы и поведение человека за счет оптимального использования резервных возможностей его организма.

Необходимый эффект достигается путем обучения и приобретения навыков сознательного воздействия человека на различные биологические показатели (частоту сердечных сокращений, тонус сосудов, периферическую температуру, глубину дыхания и др.).

Биоуправление может быть использовано в качестве самостоятельной психотерапевтической методики, а также служить эффективным инструментом, помогающим достичь более выраженного и стойкого терапевтического эффекта, исключить или снизить дозу назначаемых психотропных препаратов, научив пациента управлять вегетативными функциями.

. Абсолютные противопоказания отсутствуют.

Относительные (непостоянные) противопоказания:

§ Грубые нарушения интеллекта, внимания, памяти;

§ Все противопоказания к электроэнцефалографии и индивидуальные реакции на проводимые процедуры;

§ Соматические, эндокринные, инфекционные заболевания, а так же наличие сердечно – сосудистой патологии в стадии обострения;

§ Психопатии, расстройства личности;

§ Наличие у пациента искусственного водителя ритма ЧСС;

Для эффективного осуществления метода БОС-тренинга абсолютно необходима мотивация, т.е. активное желание лечиться самого пациента. Высокий уровень мотивации может быть обеспечен как психологической установкой человека на выздоровление, так и внешними факторами, повышающими заинтересованность пациента в процессе и результатах лечения.

У детей для максимальной эффективности процедуры широко используется технология мотивационного подкрепления: каждое правильно выполненное задание награждается показом мультфильма, слайдов, игрой и интересными видеорядами картинок.

За почти трехлетнюю практику работы с этим методом и наблюдения за детьми можно сказать, что эффективность курса лечения с БОС трудно переоценить. Даже за 10 сеансов заметно улучшается психоэмоциональный статус ребенка: реже проявляются заикание, таки, а то и вовсе прекращаются. Ребенок спокойнее реагирует в тревожных и стрессовых ситуациях. Родители замечают, что с подростком стало легче договориться, снижается импульсивность и раздражительность. А ребенок ,который прошел курс «Когнитивного тренинга» стал более сосредоточенным и внимательным на уроках и при выполнении домашних заданий.

С удовольствием наблюдаю, как мои подопечные уходят благоприятным изменениям функционирования различных систем организма.

источник

Биологическая Обратная Связь (БОС) – это уникальная медицинская технология XXI века, основанная на применении современной электронной аппаратуры, включающей увлекательные компьютерные игровые тренажеры.

Метод БОС – современный высокоэффективный немедикаментозный метод реабилитации.

· Ваш ребенок научится правильно дышать, чисто и красиво говорить, улучшит память и внимание, приобретет уверенность в своих силах.

· Мы поможем подготовить Вашего ребенка к школе, к трудному периоду адаптации в новой среде.

· Корректируем такие нарушения речи как:

Заикание, логоневрозы, речевую тревогу;

Нарушения темпа речи;

Дизартрия, дислалии;

Ринолалии, ринофонии;

Дисграфии, дислексии;

Расстройства речи у детей и взрослых с нарушением слуха, зрения, другие нарушения голоса и речи.

· Метод БОС поможет Вашему ребенку стать более общительным и жизнерадостным, научит справляться с психоэмоциональными нагрузками, стрессами, страхами (в том числе во время ответов на экзаменах и уроках), подарит спокойный сон, уменьшит тревогу.

Индивидуальные занятия в приятной комфортной обстановке, с использованием игровой мультимедийной компьютерной программы.

Лечимся играя! Играя, учимся!

МДОУ ДС КВ № 2 «Россияночка» г. Смоленск

Коррекция речи методом Биологической Обратной Связи – путь к здоровью!

Биологическая Обратная Связь (БОС) – это уникальная медицинская технология XXI века, основанная на применении современной электронной аппаратуры, включающей увлекательные компьютерные игровые тренажеры.

Метод БОС – современный высокоэффективный немедикаментозный метод реабилитации.

Кабинет БОС логотерапевтический

  • Ваш ребенок научится правильно дышать, чисто и красиво говорить, улучшит память и внимание , приобретет уверенность в своих силах.
  • Мы поможем подготовить Вашего ребенка к школе, к трудному периоду адаптации в новой среде.
  • Корректируем такие нарушения речи как:

Заикание, логоневрозы, речевую тревогу;

Расстройства речи у детей и взрослых с нарушением слуха, зрения, другие нарушения голоса и речи.

  • Метод БОС поможет Вашему ребенку стать более общительным и жизнерадостным , научит справляться с психоэмоциональными нагрузками, стрессами, страхами (в том числе во время ответов на экзаменах и уроках), подарит спокойный сон , уменьшит тревогу.

Индивидуальные занятия в приятной комфортной обстановке, с использованием игровой мультимедийной компьютерной программы.

Лечимся играя! Играя, учимся!

Метод биологической обратной связи в реабилитации заикающихся

Логотерапевтический метод БОС (автор Сметанкин А.А.), – уникальный метод для формирования речевого дыхания

Уникальность данного метода – возможность обучения ребенка саморегуляции. Обратная связь, являющаяся основой данного метода, значительно облегчает процесс обучения физиологическому контролю. Компьютерный тренажёр посредством различных анимационных сюжетов делает доступной для детей информацию, в обычных условиях ими не воспринимаемую.

Научить ребенка диафрагмальному дыханию – это еще не все. Методика предполагает не только дыхание животом, но и контроль, над гармонией дыхания и сердца, управление пульсом через дыхание.

Метод БОС – это комплекс процедур, при проведении которых ребенку с помощью технических устройств передается информация о состоянии систем его организма.

Данная компьютерная программа в сочетании с комплексом стандартных и вариативных игр, превращают логотерапевтическую процедуру в занимательную игру, что соответствует ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста. Речь играет важную роль в жизни человека, формирование личности которого возможно только в результате полноценного общения. Расстройства речи ограничивают возможность свободного общения с другими людьми, мешают нормальной социальной адаптации.

Осознание своего речевого недуга часто вызывает различные отрицательные эмоциональные состояния: чувство неполноценности, повышенную тревожность, страх перед речью и т.д. Наиболее тяжелым речевым нарушением, затрудняющим коммуникативную функцию, является заикание, которое отрицательно влияет на взаимодействие человека с окружающими, часто делая общение невозможным, невыгодно отличая заикающегося от нормально говорящих сверстников. Заикание накладывает отпечаток на все поведение человека, на его личность, являясь одним из самых серьезных и трудно устранимых недугов.

Несмотря на многовековую историю изучения нарушений речи, заикание — одно из немногих заболеваний, механизмы которого до конца не раскрыты и не объяснены в такой степени, чтобы можно было разработать высокоэффективную методику устранения дефекта. Этим обусловлена в настоящее время многоаспектность воздействия на заикающихся.

Основная задача в коррекции заикания — нормализация коммуникативной функции речи (избежание речевых судорог и неуверенности, воспитание свободной плавной речи в любой ситуации общения, коррекция психоэмоционального состояния и реабилитация личности в целом). Традиционные методики решают эту задачу разными способами. Однако нет ни одной системы реабилитационных мероприятий по устранению заикания, известной широкому кругу логопедов, которая являлась бы абсолютно надежной и эффективной.

Актуальность проблемы и недостаточная результативность существующих на сегодняшний день методик является основным фактором, определяющим поиск новых эффективных путей коррекции речи при заикании.

Система коррекционной помощи заикающимся детям постоянно совершенствуется. Закономерным этапом ее развития является разработка в течение последних 10 лет различных компьютерных технологий и их внедрение в систему специального обучения, в частности, в область логопедии.

Использование специальных приборов БОС, карточки-индикатора психоэмоционального состояния, мультимедийных компьютерных программ позволяют выработать у заикающихся диафрагмально-релаксационный тип дыхания.

Такой тип дыхания дает возможность:

  • снять психоэмоциональное напряжение, страх речи:
  • достичь состояния общего расслабления, минимализировать стресс;
  • снять мышечное напряжение в области плеч, шеи, челюстей, языка;
  • снять речевые судороги и запинки, обеспечить мягкую подачу голоса;
  • выработать навык естественной свободной речи;
  • обеспечить оптимальную работу сердца;
  • оздоровить организм в целом.

Сформированный тип дыхания используется далее для работы над речью. Метод БОС в логопедии направлен, прежде всего, на преодоление заикания. Он очень эффективен, дает быстрый положительный результат.

Работа с пациентами проводится в виде сеансов индивидуально и группами по 4-6 человек. Длительность занятий — 30-40 мин. Средний курс — 25 занятий. Весь курс коррекции речи методом БОС состоит из 5 этапов.

1-й этап — диагностический. В результате логопедического, клинического и психофизиологического обследования составляется индивидуальная дифференцированная схема проведения коррекционного курса методом БОС.

2-й этап — формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания по методу ДАС-БОС. Основная задача — снятие логоневротических проявлений, снижение высокого пульса у заикающихся (в момент речи, волнения он достигает 200 уд/мин), уменьшение высокого уровня тонуса

И биоэлектрической активности различных групп мышц, участвующих в процессе речи, обеспечение своевременного открывания голосовых связок, подготовка пациента к формированию новых речевых навыков.

3-й этап — работа над основными компонентами речи (речевым дыханием, голосообразованием, артикуляцией).

4-й этап — воспитание слитной плавной речи на выдохе. Речевой материал постепенно усложняется. Проводится работа над ритмом, темпом, интонацией, логическим ударением. В программе представлены образцы разных видов речи.

5-й этап — заключительный. Посвящен закреплению полученных речевых навыков в различных ситуациях общения (самостоятельная речь, общение в группе, публичные выступления и т. д.).

Как индивидуальные, так и групповые логопедические занятия состоят из двух частей:

1-я часть — подготовка к выполнению речевых заданий: диафрагмально-релаксационное дыхание, чтение и проговаривание цепочек гласных звуков 1 и 2 ряда, строчек, содержащих гласные буквы и слова, выполнение артикуляционных и голосовых упражнений и т.д.

2-я часть — собственно коррекционные упражнения, целью которых является обучение слитному, плавному, четкому проговариванию речевого материала различной сложности без запинок и с обязательным соблюдением диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Это отдельные слоги, слова, цепочки слогов и слов (разной слоговой структуры), предложения с постепенным увеличением в них количества слов, незаконченные предложения, скороговорки, вопросы и ответы, диалоги, связные рассказы разного объема, тексты, содержащие пропущенные слова, эмоционально окрашенные тексты, упражнения на развитие правильной дикции.

В дальнейшем полученные в результате БОС-терапии умения и навыки правильной речи необходимо закреплять в спонтанной речи без участия приборов биологической обратной связи.

При условии соблюдения самоконтроля у большинства пациентов отмечается стойкое сохранение навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания и слитной, плавной речи в течение последующего времени

Следует отметить, что в результате проведенных логопедических занятий с использованием БОС-терапии у детей поднимается настроение, улучшается самочувствие, работоспособность, нормализуется сон, уменьшаются головные боли, исчезают аффективные вспышки, снижается количество депрессивных состояний и стрессов. У детей появляется уверенность в себе, повышается и становится более адекватной самооценка. Дети становятся спокойнее, доброжелательнее и терпимее к сверстникам.

Методика БОС дает ребенку уникальную возможность управлять своим состоянием, используя резервы организма и достигая психического, физического и нравственного здоровья, БОС-терапия обеспечивает максимально возможную личностную и социальную независимость, под которой подразумевается активное, творческое преодоление имеющейся у него проблемы.

Читайте также:  Адаптол помог при заикании

Таким образом, метод БОС в сочетании с традиционными методами комплексного коррекционного воздействия дает возможность проводить занятия с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, используя прием «обходных путей». Это, несомненно, расширяет возможности практических логопедов. Использование методики биологической обратной связи позволяет решить задачу реабилитации и социальной адаптации лиц с проблемами в общении на качественно более высоком современнее уровне.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

источник

Звукоусиление — наиболее «мягкое» техническое средство, так как, воспринимая свою речь усиленной, заикающийся старается говорить тише, чтобы слышать себя в правильном по громкости диапазоне, меньше напрягает речевую мускулатуру, чаще начинает пользоваться мягкой атакой звуков, что положительно отражается на его речи. При использовании звукоусиления заикающийся слышит свою правильную речь, это ускоряет выработку положительных рефлексов свободной, ненапряженной речи.

Метроном, или метод ритмизации (ритмической стимуляции) речи. Этот метод известен столь же давно, как и метод заглушения.

В 1828 году французский врач Коломбо организовал в Париже первый в мире отофонетический институт для лечения различных дефектов речи. Он разработал следующий метод лечения заикания. На первом этапе заикающимся предлагалось говорить нараспев, затем читать и пересказывать прочитанный текст под ритмичные удары сконструированного им специального прибора, частота ритмических ударов в котором менялась с помощью специального устройства — метронома. Коломбо придавал большое значение усвоению навыка изменения темпа и ритма речи. Основой его метода служили ритмическое дыхание и ритмическая речь. Исследования Коломбо получили всеобщее признание.

В 1959 году в статье «Механизм заикания» Н. И. Жинкин писал, что как только речь переходит на скандирование, метрическое произнесение, заикание проходит, так как все слова выравниваются по слоговой динамике. Заикание возобновляется при быстрой речи, так как появляется разнометричность и разнодлительность слов. Каждая новая мера метра должна быть упреждена. Еще К. С. Станиславский подметил, что речь следует за жестом и мимикой. Поэтому впереди надо пустить силу, которая как на «буксире» потянет за собой переменное упреждение. В дальнейшем «буксир» можно ослабить либо совсем убрать. Именно таким «буксиром» может стать метроном.

«ЭХО», или эффект отставленной речи. Этот эффект был открыт Б. Ли в 1952 году. Эффект отставленной речи связывают с нарушением обратной слуховой связи. Суть эффекта состоит в том, что сигнал, подаваемый в микрофон, говорящий слышит с запаздыванием, как в лесу или в горах. Существует много способов задержки сигнала, но самым распространенным до недавнего времени являлся магнитофонный.

Метод лечения, основанный на принципе «регуляции обратной связи» с помощью «ЭХО-аппарата», предложил польский врач Б. Адамчик в 1959 году. При применении этого метода пациент говорит в микрофон, который соединен со звукозаписывающей головкой магнитофона. Записанный текст поступает на звукоснимающую головку, усиливается, а затем передается в наушники, через которые пациент слышит свою собственную речь с запаздыванием.

В 1981 году А. В. Крапухйн в установке «Логос» наряду с звукозаглушением и звукоусилением использовал эффект «ЭХО». Здесь, в отличие от ранее применяемых аппаратов, задержка обратного речевого сигнала основана на электроном принципе, что позволяет получить значительное улучшение качества звучания и снизить время задержки без снижения эффективности воздействия.

В 1998, году на смену первому поколению «ЭХО-магнитофонов» пришли портативные, индивидуальные и более удобные для использования в различных ситуациях аппараты «АИР» (Л. Я. Миссуловин). Заикающийся, применяя аппарат «АИР», слышит в наушнике свою собственную речь с некоторым запаздыванием, в результате чего корригируется темп и ритм его речи, что, в свою очередь, приводит в большинстве случаев к значительному снижению речевой судорожности.

При применении аппарата темп произнесения речевых образцов несколько замедляется, вырабатывается более сильный голос, улучшается артикуляция звуков речи. Но модуляции голоса могут стать менее гибкими, может возникнуть некоторая монотонность. Поэтому следует внимательно следить за атакой голоса больного, добиваясь мягкого произнесения звуков и по возможности большей интонационной выразительности.

Механизм воздействия эффекта «ЭХО» можно объяснить тем, что у заикающихся нарушена обратная слуховая связь в сторону ускорения, поэтому замедление ее приводит к улучшению речи. Однако эффект «ЭХО» не всегда приводит к улучшению, поэтому правильнее считать, что при воздействии отставленной речи положительный эффект снижения судорожности достигается за счет изменения темпа речи в сторону замедления и повышения громкости, а также психотерапевтического отвлекающего воздействия.

Заикание представляет собой сложное патологическое состояние с полиморфной клинической картиной, в которой преобладают две группы основных нарушений:

1. собственно речевые — судороги речевых мышц (артикуляционные, голосовые и дыхательные), прерывающие плавность речи, ее слитность и нарушения просодики (темпа, ритма, мелодичности);

2. расстройства в психоэмоциональной сфере, обусловленные различными общеневротическими и логоневротическими нарушениями, которые возникают у заикающегося в результате затруднения речевого общения.

Для заикающихся также характерны выраженные кардиоваскулярные и дыхательные изменения.

Лечебно-коррекционные мероприятия при заикании определяются основными положениями комплексного медико-педагогического метода (Н. А. Власова, К. П. Беккер, 1983; Н. М. Асатиани, 1980). Разработано множество методик, направленных на то, чтобы восстановить нарушенный стереотип речи при заикании, как в отдельных компонентах, так и в механизмах их взаимосвязи (методики М. И. Лохова, Л. З. Арутюнян (Андроновой) и др.). Однако ни одна система реабилитационных мероприятий заикания не является абсолютно надежной и эффективной. Как правило, заикание полностью не устраняется, а лишь снижаются его проявления.

Актуальность проблемы и недостаточная эффективность существующих на данный момент методик является значимым фактором для поиска новых и нестандартных путей решения проблемы заикания.

В 50-х годах XX века возникла идея о возможности обучения управлению внутренними процессами. Появлению этой идеи способствовали: новое осмысление результатов классических исследований великих русских физиологов, прежде всего И. М. Сеченова и И. П. Павлова, в области условно-рефлекторной деятельности; представления К. М. Быкова о кортико-висцеральных связях; нейроанатомические данные, полученные в лаборатории В. Н. Черниговского и доказавшие наличие висцерального представительства в отдельных локальных зонах коры больших полушарий. Теоретические обоснования метода биологической обратной связи (БОС) опираются, кроме того, на основные положения теории функциональных систем П. К. Анохина и теорию устойчивых патологических состояний, разработанную Н. П. Бехтеревой и ее сотрудниками. Большую роль в разработке проблемы биологической обратной связи сыграли также работы ряда американских ученых, которые пытались модифицировать реакции внутренних органов, опосредуемые, через вегетативную нервную систему, с помощью методик инструментального обучения (выработки оперантных рефлексов):

В ЗАО «Биосвязь» в Петербурге разработана методика формирования совершенствования и коррекции речи методом биологической обратной связи (А. А. Сметанкин и др., 1998).

Сущность метода БОС при коррекции заикания — научить пациента контролировать и целенаправленно изменять течение нарушенной физиологической функции, участвующей и влияющей на процесс речеобразования (дыхание, мышечный и вегето-сосудистый тонус, психоэмоциональное состояние). Для этого с помощью приборов БОС регистрируют физиологические параметры пациента, связанные с нарушенной функцией, и предъявляют их обучаемому в виде визуального и слухового сигнала обратной связи. Получая объективную информацию о нарушенной функции, пациент находит и учится воспроизводить такое состояние, которое нормализует эту функцию. Информация для специалиста представлена в виде статистики, которая содержит различные показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС) и дыхательных циклов. В программе существует два способа представления результатов: графики и таблицы.

· индивидуальная объективная диагностика;

· постоянный контроль за корректируемой функцией и ее физиологическими показателями;

· активизация собственных резервных возможностей организма и наиболее экономичное использование его энергозатрат;

· наглядность выполнения упражнений;

· обеспечение дополнительной мотивации;

· сокращение сроков реабилитации;

· устойчивость формируемых навыков.

· отказ от присущего заикающемуся патологического стереотипа речи;

· формирование нового стереотипа речи, который должен соответствовать индивидуальной норме.

Методика предполагает несколько этапов работы:

1. Первичное клиническое обследование (проводится до процедур БОС).

2. Выработка правильного диафрагмально-релаксационного дыхания.

Для формирования дыхания по методу БОС пациент сидит в удобном кресле перед прибором «Кардиосигнализатор» и экраном компьютера. Одно из условий — чувство комфортности и отсутствие при выполнении упражнений излишних усилий. Лицо, плечи, шея, руки — не напряжены. Датчики от прибора фиксированы на передней поверхности грудной клетки на уровне 2-8-го межреберья.

У заикающегося регистрируются текущие значения ЧСС, которые подаются ему в виде звуковых и зрительных игровых, цифровых и графических сигналов обратной связи. При правильном дыхании пациент «закрашивает» вертикальные или горизонтальные полосы.

3. Выработка правильной артикуляции. Речевая тренировка с применением диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

4. Тренировка чтения песен, стихов, прозы с экрана компьютера под контролем БОС на выдохе.

Проводится работа над просодической стороной речи, ее эмоциональной окраской. Особое внимание уделяется чувству слитности, плавности, легкости речи на выдохе.

5. Этап закрепления полученных навыков. Осуществляется переход к свободной спонтанной речи.

6. Контрольное обследование.

Результаты проведенного исследования по методике БОС показали положительную динамику в лечении заикания.

Необходимо отметить, что первые опыты по произвольному регулированию висцеральных реакций проводились в России. Исследованиями в данном направления занимался профессор Военно-медицинской академии И. Р. Тарханов. Первая публикация (1955), которую можно по праву отнести к БОС, принадлежит М. И. Лисиной, аспирантке Института психологии АПН РСФСР. Данная работа посвящена исследованию и применению конкретной методики по управлению вазомоторными реакциями. Введение термина «биологическая обратная связь» принадлежит психофизиологам США. Впервые в широкой литературе он появился в 1963 году в работе Дж. Басмаджана, посвященной обучению управлению электрической активностью, снимаемой с отдельного мышечного волокна. После этой работы исследователи все чаще стали употреблять введенный термин вместо понятий «оперантное обусловливание» или «инструментальное обучение».

В 1969 году в США в городе Санта-Моника (Калифорния) группой энтузиастов-исследователей было основано Исследовательское общество биологической обратной связи (The Biofeedback Research Society), целью которого являлось объединение профессионалов, работающих в области БОС. С этого момента практическое применение методики БОС получило большое распространение в лечении артериального давления, эпилепсии, тревожных состояний, сердечных аритмий, головных болей напряжения, астмы, паркинсонизма, детской гиперактивности. Учитывая возросший интерес медиков к проблеме БОС, учредители общества в 1976 году решили переименовать его в Американское общество биологической обратной связи (The Biofeedback Society of America).

В Европе БОС развивалась примерно по такой же схеме, что и в США, но не нашла такого широкого применения. Ассоциации БОС существуют во Франции — с середины 70-х годов, в Италии —сначала 80-х годов. В 90-х годах образовались общества БОС в Германии и Австрии. В 1996 году была организована Европейская Ассоциация БОС.

В 1989 году американскими исследователями (корпорацией IBM) была разработана программа «Видимой речи». Это интерактивная компьютерная технология, по которой воспринимаемые звуковые сигналы преобразуются в соответствующие зрительные образы. В настоящее время широкое распространение получают разнообразные компьютерные программы, использующие эффект «Видимой речи».

В целях выработки длительного речевого выдоха, коррекции интонационно-мелодической стороны речи и нормализации процесса паузирования используется ряд модулей программы «Видимая речь»,

При работе с модулем «Длительный речевой выдох» у больных вырабатывается умение регулировать длительность и силу выдоха. Модуль включает в себя серию игр, в процессе которых необходимо умение экономно распределять выдыхаемый воздух с определенной силой и длительностью. Выполнение задания контролируется визуально, помогает выработке новых навыков.

Работа с модулем «Изменение высоты голоса» заключается в тренировке умения произвольно повышать и понижать высоту голоса. Игры: необходимо за определенный промежуток времени несколько раз плавно изменить высоту звучания голоса, обходя «препятствия», которые изображены на экране.

Цель работы с модулем «Интонация» заключается в выработке правильных интонем. В процессе тренинга заикающийся получает информацию в виде количественного показателя частоты основного тона при произнесении фраз с различной интонацией и корректирует данный показатель в соответствии с эталоном.

Цель работы с модулем «Громкость и высота» заключается в нормализации процесса паузирования, темпа и слитности речи. Использование данного модуля позволяет заикающимся увидеть на экране компьютера графическую запись собственной речи (по горизонтали фиксируется длительность звучания голоса и длительность пауз, а по вертикали — интенсивность звучания голоса). Можно сравнить эталонный образец речи, предложенный логопедом, с собственной речью. Данный модуль предусматривает параллельную запись речи на магнитофон, что дает возможность тренирующемуся осуществить визуальный и аудитивный контроль за речью. При работе над процессом паузирования на данном модуле тренинг заикающихся заключается в удержании пауз заданной длительности в соответствии с их синтагматической обусловленностью. Отрабатывается адекватная длительность пауз при произнесении смычных согласных, которые для заикающихся являются наиболее трудными.

Технические средства коррекции заикания продолжают совершенствоваться.

В настоящее время существуют разработки специфической аппаратуры на основе персональных компьютеров. В них используются: «отставленная речь», которую можно легко моделировать в большом диапазоне; «маскирующий шум», силу которого можно также регулировать; ритмическая подача шумового сигнала, который можно изменять по интенсивности и ритму.

С целью коррекции речи и комплексной реабилитации детей и взрослых, страдающих заиканием, создан аппарат АКР-1 «МОНОЛОГ». Предлагаемый аппарат объединяет функции звукозаглушения, звукоусиления, ритмической стимуляций («МЕТРОНОМ»), воспроизведения речи с определенной задержкой («ЭХО»). Используя четыре основных технических средства, аппарат позволяет получать разнообразные комбинации.

В процессе логопедических занятий с заикающимися в психотерапевтических целях можно использовать звукозаписывающую аппаратуру. При магнитофонном занятии у заикающегося повышается настроение, появляется желание добиваться успехов в речевых занятиях, вырабатывается уверенность в положительном исходе занятий, растет доверие к логопеду. На первых магнитофонных занятиях материал для выступления заикающегося отбирается и тщательно репетируется.

Читайте также:  Актерское мастерство от заикания

Выработке навыков правильной речи способствуют обучающие магнитофонные занятия. Цель этих занятий заключается в том, чтобы обратить внимание заикающегося на темп и плавность его речи, звучность, выразительность, грамматическую правильность фразы. После предварительных бесед о качестве правильной речи, прослушивания соответствующих образцов речи, после неоднократных репетиций заикающийся выступает перед микрофоном со своим текстом. Задача — следить и управлять своим поведением, темпом, плавностью, звучностью голоса, правильным лексико-грамматическим оформлением фразы (В. И. Селиверстов, 1995). Руководитель фиксирует в своей тетради состояние речи и поведение заикающегося в момент выступления перед микрофоном. Закончив выступление, заикающийся сам оценивает свою речь (говорил тихо — громко, быстро — медленно, выразительно — монотонно и т.д.). Затем, прослушав запись на магнитофонной пленке, заикающийся вновь оценивает ее. После этого логопед анализирует речь заикающегося, его умение дать ей правильную оценку, выделяет положительное в его выступлении, в поведении на занятии и подводит общий итог.

Вариантом обучающих магнитофонных занятий является подражание выступлениям артистов, мастеров художественного слова. Выучивается текст, отрабатывается воспроизведение, записывается на магнитофонную пленку, а затем сравнивается с оригиналом, констатируются сходства и различия.

Полезны магнитофонные занятия, на которых заикающемуся предоставляется возможность сопоставить свою настоящую речь с той, что была у него раньше. В начале логопедических занятий курса при включенном микрофоне ему задаются вопросы на бытовые темы, предлагаются сюжетные картинки для описания их содержания и составления рассказа и пр. Магнитофонная пленка фиксирует случаи судороге речи: их место во фразе, частоту, длительность. В последующем эта первая запись речи заикающегося служит мерилом успешности проводимых речевых занятий: с нею сравнивается состояние речи в последующем.

По окончании курса логопед строит заключительную беседу на материале последнего сравнительного магнитофонного занятия, советуя заикающимся систематически наблюдать за своей речью, ежедневно закреплять приобретенные на занятиях умения и навыки.

Магнитофонные занятия рекомендуется проводить в тех случаях, когда у заикающегося имеется фиксированность на своем дефекте и осознание своей неправильной речи.

Проблема социальной адаптации и реабилитации заикающихся

Современный этап развития взглядов на проблему заикания обычно включает в себя рассмотрение психологических компонентов этого заболевания. В комплексную медико-педагогическую систему лечения обязательно включаются психотерапевтические методы, среди которых важное место отводится групповой психотерапии. Актуальным продолжением и развитием вопросов психокоррекции заикания является поиск путей повышения эффективности групповой психотерапии, разработка и применение реабилитационных методов воздействия.

Заикание является одним из терапевтически резистентных, т.е. устойчивых, видов речевой патологии. Опыт работы многих специалистов говорит о неустойчивости результатов лечения, так как наряду с речевыми нарушениями имеется определенная степень дезорганизации отношений личности. Предложенная В. М. Шкловским клинико-патогенетическая классификация больных с заиканием показывает, что чем в большей мере в картине заикания отмечается взаимосвязь речевых и личностных нарушений, тем более существенную роль в системе лечения и профилактики рецидивов болезни играет патогенетически обоснованная психотерапия. Заикание у большинства взрослых является системным речедвигательным неврозом и включает: нейромоторное расстройство речи — заикание; логофобию, невротические нарушения, то есть субдепрессивное настроение, тревожность, связанные с сознанием собственной речевой неполноценности; астенические формы реагирования, то есть повышенную чувствительность, ранимость, чувство неполноценности, ущемленности, заниженную самооценку и т.д.

Опираясь на данное определение, специалисты могут прогнозировать результаты лечения, планировать лечение, делать определенные акценты в работе, осуществлять индивидуальный подход, формировать группы, добиваться большей эффективности в деле социальной адаптации и реабилитации больных с заиканием.

Заикающиеся подростки и взрослые в течение полутора месяцев проходят интенсивный курс лечения в дневном стационаре, затем в течение двух месяцев посещают в вечерние часы группу поддерживающей терапии в целях закрепления результатов лечения в дневном стационаре.

Почти девять десятых пациентов составляют больные, имеющие тяжелую декомпенсацию за счет выраженности невротического компонента. Это пациенты, переоценивающие тяжесть заикания, имеющие высокий уровень тревожности, наиболее глубоко и остро переживающие свою болезнь, склонные только заиканием объяснять все свои жизненные проблемы. Они чрезвычайно зависимы от специалистов.

У пациентов, переоценивающих тяжесть своего заболевания, обычно низкий уровень психологической защиты. В отношении заикания выявляется яркая фиксация на нем, сопровождаемая выраженными невротическими нарушениями, коррекция которых и должна доминировать, с параллельно действующей коррекцией защитных механизмов. Следовательно, патогенетическая и групповая психотерапия должна быть направлена на достижение осознания личностного компонента этой системы и интеграцию этой системы на сознательном уровне.

Литературные данные показывают, что у заикающихся нарушена деятельность общения. При заикании наблюдается изменение смысловой системы связей личности. Общение теряет функцию взаимодействия, не устанавливается обратная связь. Заикание может усиливаться в зависимости от эмоционального состояния, особенностей восприятия ситуации и объекта общения, оценки себя в глазах собеседника и т.д. При наличии положительных эмоций выраженность заикания может значительно снижаться, при появлении отрицательного эмоционального фона — усугубляться. Наличием речевого дефекта определяется собственная позиция заикающегося, оценка себя, своих возможностей. При заикании вся коммуникативная система связана с дефектрм речи.

Интерактивная и перцептивная стороны общения развиваются неполноценно, страдают от личностных особенностей. Сужается опыт общения. Заикающийся сознательно выбирает позицию, компенсирующую дефект речи. Отсутствует точное понимание партнера, ухудшается психологическая согласованность действий сторон, возникает взаимная неудовлетворенность отношениями. Обмен информацией носит суженный характер.

В беседе заикающийся больше занят передачей собственных мыслей, чем восприятием сообщения собеседника, а настоящее общение возникает только тогда, когда слушают с пониманием. Для этого надо смотреть на высказываемые идеи и отношения с точки зрения другого человека, чувствовать, что это значит для него, вставать на его позицию относительно того, о чем он говорит. К. Роджерс называет процесс полноценного общения сопереживающим пониманием. При заикании сопереживающее понимание практически не устанавливается. Это приводит к изменению коммуникативных процессов, нарушает формирование образа другого человека, то есть страдает социальная перцепция. Эмоциональное состояние также влияет на восприятие партнера.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что коррекционные занятия в группе поддерживающей терапии прежде всего должны быть направлены на изменение мотивационной стороны общения, повышение активности, адекватности эмоциональной оценки себя и других, изменение позиций личности в процессе общения, расширение невербальных форм коммуникации, коммуникативной и перцептивной сторон общения, изменение смысловой системы связей с окружающим миром.

Общая задача психотерапии состоит в преодолении нарушений общения. К. Роджерс писал, что хорошее, свободное внутриличностное и межличностное общение всегда имеет психотерапевтический эффект.

Далее предлагаются различные варианты групповых коррекционных занятий со взрослыми заикающимися в целях их скорейшей адаптации и реабилитации после курса интенсивной терапии в лечебном учреждении. Подробному описанию коррекционной психолого-педагогической работы в группе поддерживающей терапии посвящена часть III книги.

Дата добавления: 2015-05-29 ; Просмотров: 583 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Речь, является очень важной функциональной составляющей психического здоровья и личностного благополучия человека. Имея большую социальную нагрузку, нарушение речевого общения (логоневроз, РДА, элективный мутизм, ОНР, ЗРР, ЗПРР и др.) может служить ведущим фактором возникновения целого ряда психоневрологических заболеваний. В тоже время, целенаправленное использование речи, является мощным фактором их устранения. В нашем центре, разработано множество программ по коррекции речевых нарушений различной этиологии. Особое место, среди многочисленных патологий речи, занимает заикание (логоневроз).

При этом, дефектная речь, становится для пациента главным психотравмирующим фактором. Наличие судорог речевого аппарата, нарушение плавности, слитности и ритма, зачастую инвалидизируют заикающегося, не давая возможности для полноценного общения. Чем более значима речевая ситуация для заикающегося, тем сильнее психотравма и ярче клинические проявления. Все это, позволяет отнести данное заболевание в отдельную нозологическую единицу, под названием логоневроз.

Лечится заикание чрезвычайно трудно. Лечение проводится в основном логопедическими методами, по сути своей, дидактическими. В их основе обучение пациента, правильному произношению тех или иных звуков, фраз, путем их многократного повторения и освоения приемов дыхания под контролем сознания. В качестве дополнительных средств, применяется логомассаж, способсвующий расслаблению лицевых мышц, корня языка и снижению тонического напряжения. Эффективность такого лечения, составляет около 40%, при условии проведения логокоррекционных занятий от 6 до 12 месяцев.

Что касается лечения пациентов старше 14 лет, то даже по самым современным комплексным методикам, с применением психофармакологических и психотерапевтических методов, значительных улучшений речи добиться крайне сложно, т.к. с возрастом, увеличивается нагрузка на нервную систему воздействием психосоциальных факторов, приводящих к частым стрессовым ситуациям.

Для достижения стойкого и пролонгированного эффекта логокоррекции, в первую очередь, необходимо добиться плавного, ритмизованного дыхания, с необходимой глубиной вдоха и длительностью выдоха, что является одной из основных частей лечения заикания.

В то же время известно, что так называемое диафрагмальное дыхание или дыхание животом, обеспечивает тот самый паттерн глубокого, ритмического дыхания с фазой выдоха, превышающей фазу вдоха в 2-3 раза, с частотой дыхания 6-7 раз в минуту, который создает оптимальные условия для проведения речевых тренировок при заикании.

Предлагаемый способ коррекции речи, включает выработку у пациента диафрагмального дыхания и проведения речевых тренировок с использованием принципа биологической обработки связи. Для этого, пациенту накладывают в области живота тензодатчики и предлагают дышать, включая в дыхание диафрагму. Показания тензодатчиков предъявляются пациенту в виде кривой дыхания на экране монитора. Речевые тренировки проводят на выдохе, обращая внимание на скорость, слитность, плавность речи. Наглядность достигаемых результатов повышает интерес к занятиям речью, улучшает настроение, что в комплексе повышает эффективность лечения. Нами многократно апробирована данная методика и по своей эффективности, она превосходит все известные нам методы на 25-30%..

Этот результат достигается тем, что диафрагмальное дыхание вырабатывают, регистрируя частоту сердечных сокращений и предъявляя ее мгновенные значения пациенту в виде сигналов обратной связи. При диафрагмально-релаксационном дыхании, создается новый паттерн дыхательного цикла, с глубоким вдохом и длинным выдохом (в 3-4 раза превышающим по длительности вдох), количество дыханий снижается до 5-6 в минуту. Этот паттерн поддерживается и во время речевых тренировок, так как он является оптимальным при коррекции речи.

Как показали наши исследования, любое психоэмоциональное напряжение, вызванное семейными обстоятельствами, неприятностями или даже неадекватной речевой нагрузкой, приводит к искажению установленного паттерна дыхания. Все это, отражается в сигналах обратной связи. В процессе проведённой работы, выявлено, что мышцы плечевого пояса (особенно верхние пучки трапециевидной мышцы), реагируют на психоэмоциональное напряжение больше всего. Это отрицательно влияет на речевую тренировку. Устранить это явление, позволяет проведение мышечной релаксации по методам Джекобсона, Шульца. Такой способ расслабления, помогает вернуться к установленному паттерну дыхания и продолжить речевую тренировку.

Весь комплекс сопровождения пациента, выполненный в определённой последовательности действий, позволяет достичь высокого процента восстановления плавной, слитной речи, сократить сроки лечения в целом. По результатам нашего исследования, процент успешности достигает 55-65%. Запись на программу логокоррекции методом БОС (биологической обратной связи) по т.943-35-11 в режиме работы ЦКР с 10.00-21.00 ежедневно.

источник

Юлия Маслакова
Использование технологии БОС в работе логопеда как средство коррекции речи

Практические врачи и логопеды при коррекции речи, особенно при сформировавшемся патологическом стереотипе речи преследуют следующие цели:

Разрушить старый стереотип речи.

Сформировать новый стереотип речи, который должен соответствовать норме.

Биологически обратная связь это новый немедикоментозный метод лечения и коррекции, который сегодня используется в логопедии. Принцип обратной связи помогает получить информацию о мышечном тонусе, температуре тела, пульсе.

Процедура представляет собой подключение электрических датчиков (на всех этапах, которые показывают информацию в виде аудио или видео сигналов на экране компьютера.

БОС-терапия может быть применена:

в работе с детьми, имеющие разные диагнозы на начальных этапах работы по выработке речевого дыхания.

при формировании речи у детей с нарушениями слуха (незаменим для снятия у них напряжения с мышц, которые участвуют в речеобразовании, постановки речевого дыхания, работе над слитностью произношения, над темпом речи).

для лечения пациентов с различными нарушениями речи (дизартрия, ринолалия, заикание).

Биологически обратная связь помогает улучшить память, способствует лучшей концентрации внимания.

Противопоказания к применению метода БОС.

грубые нарушения интеллекта;

наличие судорожной активности головного мозга;

выраженные органические поражения головного мозга;

тяжелые соматические заболевания.

В жизни мы постоянно сталкиваемся с принципом обратной связи, зачастую не задумываясь об этом. Можно привести простой пример, как принцип обратной связи влияет на реакцию организма. Представим молодого спортсмена, только начинающего учиться точному броску по баскетбольному кольцу. Если после броска мяч попадает в кольцо, то посредством обратной связи он получает информацию, какая именно двигательная активность приносит необходимый результат. Наоборот, при неточном броске баскетболист видит необходимость изменения движения рук для корректировки движения мяча. Если спортсмену завязать глаза, чтобы не видеть, где находится баскетбольное кольцо, он никогда не сможет научиться точному попаданию в него. Видение кольца и результат броска является визуальной обратной связью, необходимой для правильного исполнению движений.

Курс коррекции речи состоит из 5 этапов:

1-й этап — диагностический (2-3 занятия);

Цель: Обследование ребенка для установления диагноза и составления индивидуальной схемы проведения лечебно-коррекционного курса методом БОС.

оценка общего состояния в момент обследования;

оценка состояния речи;

планирование индивидуальных занятий.

Все результаты обследования заносятся в индивидуальную карту, имеющуюся в программе, откуда могут быть распечатаны.

Программное обеспечение позволяет производить запись речи ребенка во время контрольного обследования и предоставляет специалисту и ребенку возможность прослушивания и оценки записанной речи.

Читайте также:  Афобазол помог от заикания

Диагностические программы могут использоваться в течение всего курса и дают возможность анализировать динамику в состоянии ребенка в результате занятий.

2-й этап — подготовительный (5-7 занятий).

Цель: Подготовить ребенка к усвоению навыков речи по методу БОС.

ознакомить ребенка с методом и сигналами БОС;

ограничить до минимума психоэмоциональную и речевую нагрузки;

понизить стресс, тревожное состояние, избыточное мышечное напряжение, невротические проявления.

сформировать навык диафрагмально-релаксационного дыхания по методу частоты сердечных сокращений — БОС;

выработать навык самоконтроля у ребенка за дыхательными движениями груди и диафрагмы;

закрепить навык плавного длительного выдоха;

обучить ребенка произвольному расслаблению мышц тела, том числе мышц,участвующих в речевом процессе.

Особенно важно снять избыточное напряжение с мышц участвующих в речеобразовании, так как это способствует лучшей координации, пластичности их при обучении навыкам правильной артикуляции, звукопроизношения и мягкой голосоподачи.

Применение диафрагмально-релаксационного типа дыхания для коррекции речи, основывается на техниках, используемых специалистами по речи и голосу при постановке дыхания.

Известно, что все традиционные методики в практической работе с голосом и речью, широко используют диафрагмальное дыхание при активизации мышц брюшного пресса, которое устраняет напряжение, прекрасно координирует работу дыхания с мышцами участвующими в процессе речи и голосоподаче.

Специалист БОС объясняет, что во время дыхания мышцы лица, шеи, плеч, рук должны быть расслаблены. Вдох нужно делать через нос, легкий, не очень глубокий, а выдох — плавный через рот, в несколько раз длиннее вдоха.

Во время сеанса обратной связи идет демонстрация картинок или видеофайлов. Если ребенок расслаблен и правильно дышит (диафрагмально, то картинка или видео видно четко. Если же ребенок несконцентрирован, отвлечен, напряжен, или дышит не правильно, то картинка показывается не четко, размыто.

В фазу выдоха снимается избыточное мышечное и психоэмоциональное напряжение. Расслабляются мышцы рук, верхнего плечевого пояса, туловища и особенно мышцы, участвующие в речеобразовании, улучшается их кровоснабжение.

Чем комфортнее чувствует себя ребенок, тем лучше получается у него упражнение.

Правильное выполнение упражнения вырабатывает навык диафрагмально-релаксационного дыхания и формирует у ребенка положительную мотивацию к дальнейшей работе.

Если у ребенка возникают затруднения с выполнением задания, всегда можно вернуться к предыдущим упражнениям, которые восстановят навык.

3-й этап — работа над основными компонентами речи (4-5 занятий)

Цель: Развитие основных компонентов речи по методу БОС.

Обучить основным правилам речевого диафрагмально-релаксационного типа дыхания (спокойный вдох перед началом произношения, речь только на выдохе);

освоить мягкую подачу голоса;

сформировать правильную артикуляцию;

На данном этапе важно выработать взаимосвязь правильной артикуляции с фазой выдоха (синхронизировать дыхание и работу мышц органов речи).

Обычно работу начинают с подготовительных упражнений (по образцу логопеда перед зеркалом). Затем тренируется артикуляция гласных сначала беззвучно перед зеркалом, а затем без него, только на основе мышечных ощущений. Для этого используется прибор, электроды от которого прикрепляются на наружные мышцы, участвующие в речеобразовании и артикуляции.

4-й этап — формирование навыков плавной слитной речи (10-12 занятий)

Цель: сформировать навык слитной плавной речи на выдохе

Ознакомить ребенка с просодическими компонентами речи: темп, ритм, интонационная окраска, выразительность, и развить их у него в ходе занятий;

освоить грамматическое ударение в слове и логическое ударение во фразе;

сформировать навык слитного произнесения речевого материала на выдохе под контролем БОС.

На этом этапе дается понятие о различиях между грамматическим ударением в слове и логическим ударением во фразе.

Сначала отрабатываются короткие фразы из 2-х, затем 3-х и более на одном выдохе. Тренируется плавность речи, темп, эмоциональная окраска.

От раздельных слов переходим к чтению текстов, песен, стихов с экрана компьютера, под контролем БОС.

5-й этап -закрепление полученных навыков и подведение итогов лечебно-коррекционной работы по методу БОС (5-6 занятий).

провести функциональные тренинги в виде игровых ситуаций;

подвести итоги по проведенному курсу;

дать рекомендации на дальнейший период.

На этом этапе идет работа по закреплению полученных навыков и применению их в окружающей среде. Подводятся итоги и даются рекомендации.

В итоге,путем неоднократного повторения, то есть путем тренировки, в центральной нервной системе формируется и закрепляется новая программа управления функциями, которая и обеспечивает устойчивое воспроизведение требуемого навыка. Таким образом, метод БОС позволяет добиться совершенствования и коррекции параметров функций организма в необходимом направлении.

Продолжительность основного курса лечения больных с нарушениями голоса и речи 25-30 занятий.

Методика может рекомендоваться детям дошкольного возраста начиная с 5 лет, школьного возраста, а также подросткам и взрослым.

1. Адаптивная саморегуляция функций// Под ред. Н. Н. Василевского — М., Медицина 1977 г. 327 с.

2. Биологическая обратная связь: Нейромоторное обучение в клинике и спорте. Сборник научных трудов, выпуск 1. Спб: Биосвязь, 1991 г., 190 с.

3. Бреслов И. С. Как управляется дыхание человека. Л., Наука, 1985 г., 160 с.

4. Исаев Г. Г. Физиология дыхания. Спб., Наука, 1994 г.

5. Петраш В. В., Сметанкин А. А, Ващило Е. Г., Бекшаев С. С. Метод биологической обратной связи в коррекции физиологических функций человека. Учебное пособие для врачей-слушателей — Л., Лен. ГИДУВ, 1988, 15 с.

6. Труфакина Л. В. Опыт применения метода биологической обратной связи в логопедической работе с заикающимися детьми дошкольного возраста. Биоуправление — 3. Теория и практика. Под редакцией проф. М. Б. Штарк и доктора Р. Колл. Новосибирск, 1998г.

Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда. Универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в.

Игровые технологии — эффективное средство развития связной речи в работе с детьми с ОНР Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения в формировании связной речи: уровень информативности высказывания.

Использование дидактических игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых одной из актуальных на сегодняшний день является речевое воспитание.

Использование технологии «Лепим из бумаги» Н. Г. Мейстер в работе с детьми с общим недоразвитием речи В настоящее время отмечается рост числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи –.

Статья «К логопеду в песочницу! Песочная терапия в коррекционно-образовательной работе логопеда» К логопеду в песочницу! Песочная терапия в коррекционно-образовательной работе логопеда. История метода «Песочная терапия» Истоки песочной.

Обобщение опыта работы «Инновационные технологии в работе логопеда» Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой.

Статья «Арт-терапевтические технологии в работе педагога-психолога ДОУ». В связи с появлением новых образовательных стандартов возникает необходимость пересмотра методов и технологий в работе с воспитанниками. Одной.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ. Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Стремительное ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста в России стало общепризнанным фактом. Необходимо признать, что ни.

источник

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАИКАНИЕМ.

БОС позволяет человеку видеть как работает его организм. Это визуализация работы к-л системы организма.

БОС превращает сигналы организма в увлекательную игру.

Игра – это сигнал обратной связи.

Играть возможно, если мышцы, дыхание, сердце, зрение, мозг…работают правильно.

Метод биологической обратной связи (БОС) по максимальной дыхательной аритмии сердца в коррекции речи был разработан Александром Афанасьевичем Сметанкиным.

Метод БОС позволяет регистрировать физиологические параметры организма – ритмы сердца и мозга, температуру, мышечные реакции и др. Полученная информация с помощью приборов преобразуется в видимую, слышимую, доступную и понятную для ребёнка форму: свет, музыку, видеофильм. Уникальность метода состоит в том, что дети, активно включаясь в процесс лечения и реабилитации, по сути, оздоравливают сами себя.

Существуют различные кабинеты БОС: «Здоровье», опорно-двигательный, коррекции психоэмоционального состояния, логотерапевтический, коррекции зрения, кардиопульманологический, психофизиологической подготовки беременных к родам, БОС-интим, профилактики и лечения сексологических, урологических и проктологических заболеваний.

Нас будет интересовать логотерапевтический кабинет.

В логотерапевтическом кабинете БОС происходит коррекция речи– не только совершенствование и профилактика заболеваний, связанных с речевыми нагрузками, но и эффективное исправление уже имеющихся недостатков устной и письменной речи.

Этапы коррекции речи с использованием метода БОС:

Диагностический – овладение техникой диафрагмально-релаксационного типа дыхания (дыхание животом), 2-3 занятия — вырабатывается новый дыхательный стереотип;

Всё начинается с обучения ребёнка диафрагмально-релаксационному типу дыхания (дыхание животом) с максимальной дыхательной аритмией сердца. Необходимо соблюдать 3 правила: вдох через нос, выдох через рот (губы «Трубочкой»), вдох короткий, выдох длинный, живот надуваем на вдохе, живот сдуваем на выдохе. По форме сеанс построен так, что одновременно с выработкой необходимого типа дыхания происходит развитие представлений об окружающем мире. На мониторе компьютера постепенно вертикальными полосками открывается тематическая картинка. Каждый правильно сделанный выдох (при снижении частоты пульса) заставляет часть картинки открыться. И так далее, пока не откроется вся картинка.

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной ДАС по БОС, 7-9 занятий;

Когда пациент начинает воспроизводить диафрагмальный навык дыхания с максимальной ДАС –дыхательная аритмия сердца, т.е. разница между пульсом на вдохе и между пульсом на выдохе, нужно переходить к следующему этапу. Компьютерные игровые картинки пациент открывает горизонтальными полосками. Картинка открывается, если на выдохе частота пульса уменьшается и становится меньше установленного нижнего порога. Это необходимо для подготовки зрения к последующему этапу – чтению речевого материала и формированию выдоха, на котором и будут прочитываться «про себя», шёпотом и вслух сначала отдельные звуки, затем слоги и наконец слова и фразы.

Работа над основными компонентами речи, 5-6 занятий;

Из речевого банка программы выбираются готовые речевые шаблоны и вносятся в специальное окошко на мониторе, которое может открыться только тогда, когда наступает фаза выдоха. Вдох – молчание, а на выдохе открывается речевой сюжет. Ребёнок, читая вслух, произносит звуки, которые ему нужно отработать, а затем слоги и слова.

Формирование навыков слитной плавной речи, 10-12 занятий;

Когда освоены речевые навыки, можно переходить к следующему, более сложному этапу. На одном выдохе надо научиться произносить отдельные фразы. В специальном окошечке открываются (на выдохе) словосочетание или короткая фраза, которые надо воспроизвести, равномерно распределяя звуки на весь выдох. Программа контролирует эту равномерность. Для будущей свободной речи это очень важный этап.

Закрепление полученных навыков и подведение итогов лечебной коррекции, 5-6 занятий.

На экране текст, разбитый на отдельные фрагменты. Каждый фрагмент должен произноситься на отдельном плавном выдохе для формирования навыков свободной плавной речи. Когда этот этап освоен и ребёнок свободно и надёжно владеет дыханием и произношением фраз и фрагментов текста на выдохе, следует переходить к формированию свободной, плавной и интонированной речи.

Во весь экран монитора развёрнута тематическая картинка, по которой ребёнок делает устное изложение. Фактически же он овладевает свободной речью, причём без сигналов обратной связи, опираясь только на собственные ощущения, ритмы дыхания и сердца.

Эту методику рекомендуется использовать в работе с детьми от 4.5 лет, школьниками, подростками и взрослыми.

Продолжительность основного курса коррекции речи составляет 35-40 занятий. В случае необходимости рекомендуется дополнительный поддерживающий курс: в течение года по 3-5 занятий с интервалами в 3-6 мес.

В коррекционно-оздоровительный процесс активно вовлекаются родители воспитанников. К основным формам работы с родителями относятся: проведение вводной беседы о методике БОС, раздача памяток с правилами диафрагмально-релаксационного типа дыхания, посильные задания на дом, приглашение их на занятия с ребёнком со специалистом БОС, совместное обсуждение результатов коррекции речи, заполнение ими «Дневника заикания» с ежедневной отметкой примерного количества заиканий ребёнка, а затем количества успешно снятых речевых судорог при помощи метода диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Результаты работы показали, что у детей с заиканием до проведения занятий отмечался смешанный тип дыхания: поверхностное, частое (20-24 дыхательных циклов в минуту). Частота пульса в покое составляла 100-120 уд./мин, при речевых нагрузках увеличивалась до 140 уд./мин. Дыхательная аритмия сердца составляла 10-12 уд./мин. По окончании курса лечебно-коррекционных мероприятий с использованием метода БОС формируются диафрагмально-релаксационный тип дыхания с максимальной ДАС и навык свободной плавной речи. Частота дыханий снижается до 8-10 дыхательных циклов в минуту. Средняя величина пульса не превышает 80 уд./мин. В каждом дыхательном цикле видны ярко выраженные изменения пульса: на вдохе пульс увеличивается, на выдохе – уменьшается. Возникает максимальная дыхательная аритмия сердца. В итоге восстанавливается состояние здоровья или прекращается развитие болезни, улучшается сон, сокращается время на выполнение заданий, повышается учебная успеваемость, концентрация внимания, работоспособность, усидчивость, нормализуется состояние нервной системы, снижается уровень утомляемости, улучшаются коммуникативная функция, соматическое состояние.

Практика работы учителя-логопеда по методу БОС показывает, что в 70-80% случаев у детей отмечаются выраженные положительные изменения, избавление от дефектов речи, повышение её качества.

Здесь будет файл: /data/edu/files/x1459868703.pptx (Использование метода БОС в работе с детьми с заиканием)

источник