Меню Рубрики

Сикорский и а о заикании астрель

«Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата, как физиологического целого.

Судороги в сфере дыхательного механизма

Мы различаем три вида судорог: 1) вдыхательную судорогу, 2) выдыхательную судорогу и 3) ритмическую судорогу.

1) Вдыхательная судорога. Одна из самых частых дыхательных судорог, вызывающая явления заикания, состоит во внезапном порывистом вдыхании, которое наступает то перед началом слова, то весьма редко среди слова и даже среди двух звуков одного слога, через что происходит неприятное для внимания и уха слушателя промедление в непрерывном следовании звуков или нарушении их частоты и отчетливости. Главная характеристическая черта этих вдыханий состоит в их внезапности и порывистости».

Все, без исключения, гласные звуки при инспираторной судороге носят характер густого придыхания. Гласные а, о, у, э, и, ы слышны как га, го, гу, гэ, ги, гы, но никогда не являются, совершенно чистыми. Мгновенные звуки при инспираторной судороге нередко получают аффрикацию, так что слова пол, быть произносятся, как «пфол», «бвыть». Придувные звуки (спиранты) иногда теряют свою обычную отчетливость, а дрожащий звук р совершенно исчезает, заменяясь простым придыхательным шумом.

2) Выдыхательная судорога. По своим проявлениям и по своему влиянию на вокальный и артикуляторный аппарат, выделенная судорога имеет много общего с вдыхательною. Большею частью она отличается таким же внезапным и порывистым характером как и инспираторная и, врываясь в стройное течение звуков речи, нарушает их правильную непрерывность. Экспираторная судорога обыкновенно поражает человека не в начале, а уже в течение речи; наступление ея резко обозначается внезапным усилением экспирации, нисколько не вытекающим из артикуляторных потребностей данной минуты. Большею частью сокращение брюшных мышц бывает столь внезапно и сильно, что охваченный судорогой человек несколько наклоняется вперед, как это бывает при рвоте, в то же время воздух с большим напряжением, быстротой и шумом уносится из груди наружу, чрез раскрытую голосовую щель.

3) Ритмическая дыхательная судорога. Между всеми авторами, писавшими о заикании, только одному Базелю удалось подметить и выделить из сложной картины других симптомов то явление, которому мы придаем значение ритмической дыхательной судороги: «Этот вид заикания развивается, по всей вероятности, в тех случаях, когда дети, отличающиеся чрезвычайно живым темпераментом, весьма часто пытаются говорить, прежде чем сообразят, что сказать; при таких условиях эти дети (нечто подобное можно наблюдать и на здоровых детях) останавливаются на одних приготовлениях к произнесению фразы, не произнося однако ни одного звука. Эти приготовления к речи состоят в том, что дети делают сильное и порывистое вдыхание, при чрезвычайном расширении грудной клетки — это вызывает чрезмерное переполнение груди воздухом и побуждает их к немедленному порывистому выдыханию при опущенной гортани и широко раскрытой голосовой щели и таким путем наступает частое и быстрое вдыхание и выдыхание, при котором или вовсе не бывает никакого звука или слышится неясный, протяжный, неопределенный звук.

Судороги в сфере вокального аппарата

Мы различаем три вида вокальных судорог: 1) смыкательный голосовой спазм, 2) вокальный спазм, 3) дрожащий голосовой спазм.

1) Смыкательная голосовая судорога. Эта судорога является внезапно и, прерывая экспираторный ток воздуха, тем самым приостанавливает образование голоса и членораздельных звуков в течение всего времени, пока она продолжается. Таким образом, среди плавного, непрерывного следования звуков, является неожиданная пауза, состоящая из абсолютно-беззвучного промежутка, который весьма удачно был сравниваем с внезапной, мимолетной немотой. Пауза может наступать не только в промежутке между слогами, но среди слога и даже среди произнесения отдельных звуков, чем вызывается обычное для заикающегося явление — разчленение слогов и звуков на части. Судорога может иметь разную продолжительность: один раз она длится целыми секундами до полуминуты, другой раз весьма не продолжительна, до такой степени, что ее можно назвать самым кратковременным припадком, в сравнении со всеми другими симптомами заикания.

2) Вокальная судорога. Можно отличить два вида вокальной судороги по напряженности симптомов. Первый вид представляет, собственно говоря, спазмодический голос и, по-видимому, зависит только от ненормально продолжительного пребывания вокального аппарата в одной и той же фразе движений. Самым характеристическим проявлением судороги служит необычная продолжительность гласного звука. Наиболее часто эта форма встречается у детей раннего возраста 3-5 лет, которые только начинают заикаться, и она составляет нередко один из первых признаков болезни и вместе один из предвестников будущих судорог — как дыхательных, так и артикуляторных. О таких детях окружающие говорят, что они «не столько заикаются, как поют»». Другой вид вокальной судороги представляет, большей частью, тяжелую форму болезни и характеризуется трудностью и усилиями, какие употребляет пациент, для произнесения звуков, и более или менее измененным голосом. Больной иногда делает величайшие напряжения, а голос тем не менее выходит лишенным звучности, глухим, доходящим до беззвучности, подобно шопотному голосу; или же звуки являются подавленными и как бы идущими из более отдаленного источника, чем гортань».

3) Дрожащий или толчкообразный гортанный спазм. «. Речь внезапно прерывается, заменяясь на короткое время дрожащим звуком, похожим то на блеяние овцы или козы, то на легкое судорожное покашливанье, то на другие звуки, или шумы, характер которых нелегко передать словом. Она (судорога — Г. В.) имеет весьма близкое сходство и соотношение с вокальной судорогой . Разница проявляется в одном: вокальная судорога является в виде длительного напряжения мускулов, а дрожащая — наоборот представляет ряд более или менее быстро следующих судорожных ударов, но место судороги — Sedes morbi — в обоих случаях тождественно.

Судороги в области артикуляторного механизма

Артикуляторные судороги мы разделяем на две большие группы — судороги: 1) лицевые и 2) язычные и на две меньшие, 3) судороги в области жевательной мускулатуры и 4) нёбо-глоточные судороги.

1) Судороги нёбной занавески. Приступ заикания состоит в том, что, при внезапной приостановке стоящих на очереди звуков, больной судорожно повторяет звуки, похожие на пм-пм-пм или тн-тн-тн, или кн-кн-кн, смотря по тому, какое положение занимают губы и язык. Судорога нёбной занавески может образоваться в двух различных направлениях: 1) происходит то кратковременное, то ритмически-повторное сомкнутое носо-глоточного затвора, или же 2) появляется раскрытие его.

2) Лицевые судороги. Мы разделяем следующие виды лицевых судорог: 1) смыкательная судорога у отверстия рта, 2) судорога в области мускулатуры, двигающей верхнюю губу, 3) в области мышц нижней губы, 4) судороги в мускулатуре, движущей углы рта и 5) сложная судорога лица.

а) Смыкательная судорога губ. Судорога круговой мышцы рта принадлежит, быть может, к самым частым симптомам заикания. Большею частью судорогу легко распознать по смыканию и сморщиванию губ, а иногда по довольно значительному вытягиванию их в трубку. Степень смыкания губ различна; большею частью она весьма значительна.

б) Верхнегубная судорога. . Эта довольно редкая судорога представляет собою по преимуществу спазм мышцы, поднимающей верхнюю губу, одной, или вместе с поднимающей губу и крыло носа и малой скуловой. По характеру своему судорога всего чаще бывает тонической, изредка бывает клонической. Все губные звуки страдают при этой судороге.

в) Нижнегубная судорога. Она вполне аналогична верхнегубной; поражает чаще всего одну или обе мышцы, опускающие угол рта, а изредка мышцу, поднимающую подбородок, или наконец все мышцы нижней губы. В последнем случае наблюдается характеристический отворот нижней губы.

г) Угловая судорога рта. Существенным и характеристическим признаком этой судороги является резкое оттягивание угла рта вместе с приподнятием его; ротовая щель принимает косое направление и удлиняется в сторону судороги. Судорога легко распространяется на мышцы век, лба и носа. Судорога бывает то на одной, то на обеих сторонах лица; в последнем случае она почти всегда выражена не с одинаковой силой справа и слева. Она часто бывает клонической.

д) Судорожное раскрытие отверстия рта. . Картина этой судороги является в двух видах: то раскрывается широко рот с опущением нижней челюсти, то при сомкнутых челюстях только зубы обнажаются, происходит как бы оскаливание зубов. Отверстие рта, как будто посторонней силой, раздирается. Судорога имеет большею частью тонический характер и держит по целым секундам отверстие рта в таком странном положении. Судорога не бывает выражена одинаково на обеих половинах лица. Артикуляция большею частью совершенно не возможна во время судороги;

иногда слышатся неопределенные звуки с характером гласных.

е) Сложная лицевая судорога. Судорога лица обнаруживает большую наклонность распространяться и усложняться; часто она обнимает большую часть мышц лица. В таком случае преобладающим явлением в ней бывает ненормальное смыкание рта, вызываемое судорогой круговой мышцы. Реже присоединяется к этому судороги — верхнегубная и нижнегубная.

3) Язычные судороги. Мы различаем следующие виды язычных судорог: а) судорожный подъем верхушки языка, б) судорожный подъем корня языка, в) судорожные движения языка вперед и вниз, или изгоняющая судорога языка, г) подъязычная судорога.

а) Судорожный подъем верхушки языка. Подъем верхушки языка является самым частым. кончик языка упирается с чрезвычайною силою в твердое нёбо и производит полное сомкнутие устного канала, длящееся столько времени, сколько и сама судорога, смена звуков при этом вполне приостанавливается, уступая место немому промежутку. В слабейших формах язычного заикания спазмодическое примкнутие языка к нёбу происходит на зубных и нёбных звуках, т. е. на звуках т, д, н, л, с, з, ш. ч, ж, щ, причем нормальное движение превращается в судорожное. Пока длится судорога, можно убедиться очень легко, ощупывая подчелюстную область, что дно полости рта напряжено и на ощупь очень плотно; это происходит от сокращения подбородочно-язычной мышцы, мышца же подбородочно-подъязычная большею частью не участвует в судороге. В этой судороге, без сомнения, участвуют поперечные пучки собственных мышц языка, судя по узости языка, которую при этом можно наблюдать.

б) Судорожный подъем корня языка. Судорожный подъем корня языка принадлежит к числу довольно частых симптомов заикания. Самым характеристическим признаком судороги является внезапное и сильное приподнятие корня языка в направлении кзади и кверху. Судорожное движения языка кзади всегда оканчивается весьма плотным замкнутием язычно-глоточного затвора; язык остается примкнутым к нёбу все время, пока длится судорога. Чрез открытый рот можно видеть, что во время судороги язык чрезвычайно укорочен, сужен, сжат в ком и представляется выпуклым кверху в продольном и поперечном направлении; в тоже время он плотно прижат кверху и кзади. Судорога обыкновенно наступает на гортанных звуках или также нередко на нёбных, реже на зубных и губных.

в) Изгоняющая судорога языка. Это более редкая судорога языка состоит в том, что язык вытягивается в длину в горизонтальном направлении и в таком положении оцепеневает, большею частью выходя за край зубов, или наружу на более или менее значительное расстояние. Судорога чаще имеет вид тонического напряжения, но нередко также напряженный язык клонически подергивается, то выходя из полости рта, то возвращаясь в нее.

г) Подъязычная судорога. Под этим наименованием мы описываем судорогу, которая локализируется в мышцах подъязычной кости, именно: в 1) подбородочно-подъязычной, 2) шило-подъязычной, 3) грудинно-подъязычной и 4) лопаточно-подъязычной. Большею частью эта судорога существует совместно с другими язычными судорогами. Голос во время приступов заикания был низок, а голова была сильно наклонена и подбородок касался грудины.

Причины заикания можно разделить на предрасполагающие и производящие или случайные. К первым следует отнести пол, возраст, наследственность, географическое и этнографическое место субъекта и род занятий, ко вторым относятся: душевные потрясения, травмы и некоторые другия влияния.

. Заикание есть, по преимуществу, детская болезнь, что половина всех заикающихся получают свою болезнь между 2 и 5 годами жизни, что громадное большинство, именно почти 9/10 заболевает раньше десятилетнего возраста.

Древние врачи знали, «то мужчины более подвержены заиканию, чем женщины (Авиценна, Итар, Вуазен, Щультесс, Коломба, Кленке, Винекен, Норден). У женщин почти в три раза слабее выражена наклонность к заболеванию, чем у мужчин. Женщины более мужчин склонны к раннему заболеванию заиканием: количество заболевающих девочек значительно превышает количество мальчиков в первые три года развития речи (48,4% мальчиков и 71,7% девочек). Эта разница, может быть, стоит в связи с найденным авторами фактом более раннего развития речи у девочек, чем у мальчиков (Шервен, 1878). Более раннее и быстрое развитие сложной функции речи может, конечно, служить предрасполагающим моментом к болезненным расстройствам в сфере этой функции. Такое толкование не противоречит общим физиологическим соображениям.

Предрасположение, выражающееся множественным фамильным заболеванием, обнаруживается в 1/3 части всех случаев заикания. Физические знаки вырождения, особенно в форме неправильного образования челюстей, неправильного расположения зубов и неполного числа их, встречается у заикающихся столько часто, как у глухонемых от природы. Кроме того, часто встречается углубленное сводообразное твердое нёбо, двойной ряд зубов, весьма неправильное расположение их, отсутствие одного или двух резцов, неодинаковая величина тождественных зубов, малая величина и зачаточный, недоразвитый вид некоторых из них, ненормально развитое и несоразмерное большое мягкое нёбо, короткая, плотная, рубцевидная или хрящевая уздечка языка, неправильности в форме ушной раковины и многие другие общеизвестные физические признаки вырождения. . У значительного числа заик наблюдаются физические признаки вырождения и болезненный темперамент. Уже врачи классической древности были хорошо знакомы с этими болезненными признаками и в них видели причину заикания (Гален, Меркуриалис, Вельпо, Диффенбах, Беркон).

Наследственность, предрасполагающая к заиканию, обнаруживается четырьмя признаками, именно: 1) фамильным заиканием, 2) фамильными нервными болезнями, 3) физическими знаками вырождения и 4) специальными особенностями характера. Последний признак наиболее част. Процент случаев заболевания заиканием, в которых наследственность играет роль предрасполагающего момента должна быть не менее 73%. Таким образом, наследственности должно приписать главную роль в происхождении заикания.

г) Географические и этнографические причины Наименьшую наклонность к заболеванию заиканием обнаруживают племена, язык которых сделал наименее прогресса и сохранил наиболее первобытных элементов.

Самым существенным толчком к развитию заикания служит испуг (67,5%) и в ряду случайных или производящих причин он занимает первое место. Второе место в ряду случайных причин принадлежит ушибу (27,5%). Инфекционные заболевания — 2,5%, подражание 2,5% . в этих случаях существовало наследственное предрасположение, и на почве его развилось заикание, подражание же могло и не играть здесь существенной роли.

I. Лечение предупредительное (профилактика).

II. Гимнастика речи (дидактическое лечение).

IV. Фармацевтическое и динамическое лечение.

Тщательное наблюдение за ходом развития речи у ребенка. «Во-вторых, необходимо — заботиться, чтобы умственное развитие ребенка не брало перевеса над его физическим развитием и чтобы на этой почве не возникло состояние психического утомления, которое обнаруживается прежде всего увеличенной возбудимостью и неспособностью сдерживать душевные волнения, т. е. такими условиями, при которых случайный испуг может возыметь опасное влияние и вызвать заикание. В-третьих — необходимо обратить особое внимание на методическое развитие системы произвольных движений помощью игр и гимнастики. В особенности необходимо при этом озаботиться развитием того широкого отдела произвольных движений, которые относятся к голосу и речи. Сюда входит всестороннее упражнение детей в пении, чтении и декламации.

Читайте также:  Можно ли избавиться от заикания читая вслух

Под именем гимнастики речи следует разуметь всю сумму механических упражнений голоса и речи. Упражнения эти могут касаться то отдельных механизмов членораздельной речи, то всей речи, в ея целом составе. На этом основании удобно разделить гимнастику речи на два большие раздела: а) упражнения элементарные и б) упражнения сложные. К первому отделу мы относим упражнение дыхания, упражнения голоса и упражнения артикуляции; ко второму отделу: отраженную речь, чтение, умственную речь, шепотную речь, рецитатную речь, декламацию, импровизацию и беседу.

Умственная речь состоит в мысленном воспроизведении чтения, разговоров или вообще в мысленной речи. Речь эта . может сопровождаться жестами и некоторыми слабыми движениями артикуляторных органов: губ, языка, выдыхательного механизма. Целью этого рода упражнения должно быть отчетливое и ясное воспроизведение импульсов к движению.

Рецитация представляет собою изустную передачу точно заученных отрывков речи. В рецитации, как и в чтении по книге, редакция мыслей не подлежит никакой перемене, и от читающего требуется лишь изустная передача их. Рецитация уже труднее для исполнения, нежели чтение и отраженная речь, потому что она требует, подобно умственной речи, чистого воспоминания, не вызываемого непосредственными внешними впечатлениями. Рецитация предполагает собою существование умственной речи и есть ея внешнее проявление.

Шопотная речь в высшей степени предохраняет от заикания: за самыми ничтожными исключениями все заики говорят шопотом совершенно свободно.

Тонированная речь и декламация. Сюда мы относим простейшую тонированную речь, ритмическую речь, монотонную и речь низким голосом.

Простейшую форму тонированной речи представляет собой прибавление к каждому звуку произносимого слова укороченного звука э. Это преобразование слова равносильно в сущности изменению его слогового состава. Слово «страх» превращается в трехсложное слово сэ-тэ-рах.

Монотонная речь есть речь, лишенная естественных повышений и понижений тона голоса. Такая речь принадлежит к числу средств, уменьшающих заикание весьма значительно, но не так безусловно, как ритмическая речь. Влияние низкого тона на уменьшение заикания известно почти всем авторам. Медленная речь принадлежит к числу самых верных средств для уменьшения или устранения приступов заикания, и в этом отношении она мало уступает ритмической речи, имея пред последней все преимущества более естественного явления, не поражающего ухо слушателя своею искусственностью, как речь ритмическая.

Три вида тонированной речи, а именно: речь медленная, речь монотонная и речь низким голосом, весьма удобно на практике совмещать, рекомендуя медленную речь, произносимую низким голосом однообразным тоном. Такая речь имеет в себе большую предохранительную силу против заикания, в особенности если ея медленность дана значительным падением выдыхания на границе слогов — что на самом деле большею частью и бывает.

Основываясь на данных классической медицины и на наших собственных наблюдениях, мы предлагаем следующий план психического лечения:

1) Дать больному покой, устранив все условия, которые поддерживают приступы болезни.

2) Дать больному руководителя-врача для непосредственного сложного личного воздействия.

3) Организовать систему благотворного внешнего воздействия на больного.

4) Организовать систему благотворных внутренних условий.

а) Упражнения на открытом воздухе вдали от людей.

в) Что касается лучшего времени для речевых упражнений, то следует избирать утренние часы.

а) Направление внимания, б) внутренняя речевая гимнастика, в) упражнения в мыслительных редакциях речи и г) условия, изменяющие настроение духа и привычные ассоциации идей.

Наблюдатели советуют отвлекать внимание больного от трудных звуков в иную сторону. Безель советует больным думать о гортанных звуках в ту пору, когда им приходится произносить губные или язычные звуки. Он предлагает также разрисовывать некоторые буквы, чтобы этим побочным впечатлением отвлечь внимание больного от трудных звуков.

Все сложные весьма разнообразные виды речевой гимнастики и упражнения в нормальной речи должны в конце концов сделаться предметом умственных упражнений. Таким образом все то, что больной проделывает громко, как-то: дыхательная гимнастика, вокальные, различные артикуляторные упражнения, жесты, такт, чтение, тонированная речь, которые больной делает реально, должны быть производимы мысленно.

1) Чтение отрывков классической прозы с запоминанием их подлинного текста.

2) Упражнения в переложении фраз в две или три параллельные редакции и, наконец, 3) упражнения в так называемых свободных ассоциациях.

а) Мимика и жесты могут сделаться орудием психического лечения заикания таким образом, что врач-руководитель, избирая наиболее полезные и пригодные для больного жесты, старается по преимуществу обучить его этим внешним приемам, как форме, подобно тому, как актер обучается выражать внешними знаками внутреннее содержание, напр., мужество, уверенность, независимость характера и т. д.

Избираются для чтения, больным или больному, отрывки различного содержания в прозе и стихах. Содержание читаемого должно вызывать те чувства, то настроение духа и те ассоциации, которые могут быть полезны, как терапевтические меры, и которые больной уже приучился выражать соответственными жестами, мимикой и интонацией.

Когда больной достаточно успел в обучении выразительному чтению, врач тщательно подбирает содержание и внешние формы исполнения чтения, как материал для психического воздействия на пациента, сообразно особенностям его характера, его слабым сторонам и недостаткам.

Общего типа лечения в такой сложной болезни, как заикание, не может быть; мы ограничиваемся при лечении ея удовлетворением некоторых показаний. Самые существенные из них следующие:

1) Устранение влияний, действующих рефлекторным образом на усиление приступов заикания.

2) Регулирование кровообращения в нервных центрах при его нарушениях.

3) Устранение чрезмерных душевных волнений, усиливающих заикание.

4) Укрепление нервной системы вообще.

Удовлетворение четвертого показателя достигается: а) применением общего метода укрепляющего лечения, б) водолечением, в) климатическим лечением и г) электротерапией.

Можно говорить о возможности полного излечения большей части случаев заикания. Для выздоровевшего в большинстве случаев не представляется никакой опасности заболеть вновь. Лучшим доказательством этого служит то, что у трех четвертей заик родные также были в молодости заиками, но раз прекратившееся заикание более не возвращалось. Излеченное заикание иногда оставляет по себе следы в форме индивидуальной речи, но это относится далеко не ко всем бывшим заикам.

Сопоставляя цифры трех наблюдений, получаем:

источник

Серия: «Библиотека логопеда»

Иван Алексеевич Сикорский (1842-1919) — выдающийся русский врач, профессор Киевского университета им. Св. Владимира, специалист в области психиатрии, невропатологии и педагогики. Монография «О заикании» опубликована в 1889 г., в настоящем издании книга имеет название «Заикание» . Текст печатается с учетом норм современного литературного языка. Приводится классификация и подробное описание судорог с примерами из историй болезни, последовательно излагаются продуктивные методики лечения, разработанные как самим И. А. Сикорским, так и другими специалистами. Комплексный метод лечения заикания, применяемый И. А. Сикорским, не утратил своей практической значимостии сегодня. Книга представляет несомненный теоретический и практический интерес для логопедов, психологов, психиатров, неврологов, а также студентов дефектологических и психологических факультетов вузов.

Издательство: «АСТ, Астрель, Транзиткнига» (2005)

ISBN: 5-17-029895-1, 5-271-10892-9, 5-9578-1600-0

Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
В. А. Куршев Заикание В книге обобщен опыт 10-летнего изучения заикания. В ряде вопросов этиологии, патогенеза, клиники этого заболевания получены новые факты. Разработана кон­цепция заикания, опирающаяся на… — Медицина, (формат: 84×108/32, 160 стр.) Подробнее. 1973 330 бумажная книга
Елена Евгеньевна Шевцова Заикание. Учебное пособие для академического бакалавриата Заикание – один из самых тяжелых недугов, поэтому умелое использование психотерапевтических и психологических знаний и воспитание правильной мотивационной установки помогут с ним справиться. В… — ЮРАЙТ, (формат: 60×84/16, 352 стр.) Бакалавр. Академический курс электронная книга Подробнее. 2019 549 электронная книга
Андрей Кузнецов Заикание: самоучитель Заикание – это умственная проблема, которую заикающийся человек может и должен решать самостоятельно. Именно для этой цели написан самоучитель, демонстрирующий практический способ устранения заикания… — ЛитРес: Самиздат, (формат: 60×84/16, 352 стр.) электронная книга Подробнее. 2019 электронная книга
Шевцова Е.Е. Заикание. Учебное пособие для академического бакалавриата Заикание — один из самых тяжелых недугов, поэтому умелое использование психотерапевтических и психологических знаний и воспитание правильной мотивационной установки помогут с ним справиться. В… — Юрайт, (формат: 60×84/16, 352 стр.) Бакалавр. Академический курс Подробнее. 2019 905 бумажная книга
Шевцова Е.Е. Заикание. Учебное пособие для академического бакалавриата Заикание один из самых тяжелых недугов, поэтому умелое использование психотерапевтических и психологических знаний и воспитание правильной мотивационной установки помогут с ним справиться. В учебном… — ЮРАЙТ, (формат: 60×84/16, 352 стр.) Бакалавр. Академический курс Подробнее. 2019 1171 бумажная книга
Андрей Кузнецов Заикание: ставка-жизнь Андрей заикается с детства, но его это не беспокоит, ведь он считает заикание неизлечимой болезнью. Год за годом он пытается устроиться на работу с достойной оплатой, но из-за заикания не может… — ЛитРес: Самиздат, (формат: 60×84/16, 352 стр.) электронная книга Подробнее. 2018 399 электронная книга
В. В. Черныш, А. А. Блудов Заикание. net. Лечение заикания у детей и взрослых (+ DVD-ROM) Книга — практическое руководство по использованию комплексных методик, программ и устройств, позволяющих устранить заикание. В ней приводится описание как традиционных, проверенных временем и… — Наука и техника, (формат: 70×100/16, 176 стр.) Подробнее. 2011 148 бумажная книга
Перри Уильям Заикание: как научиться контролировать В книге наглядно показано, каким образом анатомо-физиологические факторы и психологические предпосылки, объединившись, провоцируют заикание и способствуют его закреплению, а также подробно освещаются… — Попурри, (формат: 70×100/16, 176 стр.) Профессиональная психология Подробнее. 2013 258 бумажная книга
Перри Уильям Заикание: как научиться контролировать Вам непонятно, что такое заикание и как его лечить? Перед вами книга о заикании, написанная простым, доступным непрофессионалу языком. Автор собрал под одной обложкой все, что известно о данной… — Попурри, (формат: 70×100/16, 176 стр.) Подробнее. 2013 241 бумажная книга
Уильям Перри Заикание. Как научиться контролировать В книге наглядно показано, каким образом анатомо-физиологические факторы и психологические предпосылки, объединившись, провоцируют заикание и способствуют его закреплению, а также подробно освещаются… — Попурри, (формат: 60×84/16, 352 стр.) Подробнее. 2013 171 бумажная книга
Уильям Перри Заикание. Как научиться контролировать Вам непонятно, что такое заикание и как его лечить? Перед вами книга о заикании, написанная простым, доступным непрофессионалу языком. Автор собрал под одной обложкой все, что известно о данной… — ПОПУРРИ, (формат: 60×84/16, 352 стр.) Отдельные издания Подробнее. 2013 157 бумажная книга
Иван Алексеевич Сикорский Заикание 2-е изд. Учебное пособие Монография «О заикании» опубликована в 1889 г., в настоящем издании книга имеет название «Заикание». Текст печатается с учетом норм современного литературного языка. Приводится классификация и… — ЮРАЙТ, (формат: 60×84/16, 352 стр.) Авторский учебник электронная книга Подробнее. 2018 289 электронная книга
Сикорский И.А. Заикание. Учебное пособие Монография«О заикании»опубликована в 1889 г., в настоящем издании книга имеет название«Заикание». Текст печатается с учетом норм современного литературного языка. Приводится… — Юрайт, (формат: 60×84/16, 352 стр.) Авторский учебник Подробнее. 2018 474 бумажная книга

Другие книги по запросу «Заикание» >>

Заикание — МКБ 10 F98.598.5 МКБ 9 307.0307.0 OMIM 184450 … Википедия

заикание — нарушение речи устной, при коем она становится прерывистой, происходит непроизвольное членение слова на слоги или звуки, возникают судорогоподобное напряжение мышц лица, что приводит к затруднению общения с другими людьми. Чаще всего начинается в … Большая психологическая энциклопедия

Заикание — нарушение устной речи, при котором она становится прерывистой, происходит непроизвольное членение слова на слоги или звуки, возникают судорогоподобное напряжение мышц лица, что приводит к затруднению коммуникаций с другими людьми. Заикание чаще… … Психологический словарь

заикание — запинание, спотыкание, пселлизм, логопатия Словарь русских синонимов. заикание сущ., кол во синонимов: 11 • ангофразия (1) • … Словарь синонимов

ЗАИКАНИЕ — (balbuties), спазм артикуляции, периодически наступающий во время речевой функции. 3. обыкновенно появляется в детском возрасте, б. ч. от 2 до 7 лет (чаще в 4 года). Распространение 3. среди детей школьного возраста, по Капустину, равно 0,8%. У… … Большая медицинская энциклопедия

ЗАИКАНИЕ — ЗАИКАНИЕ, расстройство речи в виде задержки звуков, слогов и их повторения вследствие судорог мышц речедвигательного аппарата. Возникает обычно в детстве после испуга, инфекций, интоксикаций и др … Современная энциклопедия

ЗАИКАНИЕ — расстройство речи в виде задержки звуков, слогов и их повторения вследствие судорог мышц речедвигательного аппарата. Возникает обычно в детстве после испуга, инфекций, интоксикаций и др … Большой Энциклопедический словарь

ЗАИКАНИЕ — ЗАИКАНИЕ, заикания, мн. нет, ср. (мед.). Нервное расстройство речи, выражающееся в затрудненном произношении звуков вследствие судорожного движения мышц гортани. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ЗАИКАНИЕ — ЗАИКАНИЕ, я, ср. 1. см. заикаться. 2. Патология речи запинки, остановки, повторение одних и тех же звуков из за судорожных сокращений мышц гортани. Страдать заиканием. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Заикание — чаще всего бывает нервного и притом наследственногопроисхождения; объяснять З. перенесенной в детстве английской болезнью,худосочием и ослабленным питанием едва ли верно, так как множестволюдей, при перечисленных условиях, говорят совершенно… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Заикание — ЗАИКАНИЕ, расстройство речи в виде задержки звуков, слогов и их повторения вследствие судорог мышц речедвигательного аппарата. Возникает обычно в детстве после испуга, инфекций, интоксикаций и др. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

источник

1. Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания. Т/ц. Сфера, М., 2005.

2. Поваляева М.А. Музыкотерапия в коррекционной и лечебной педагогике. Справочник логопеда. Р-на-Д: Феникс, 2007.

3. Миссуловин Л.Я. Патоморфоз заикания. Союз, СПб., 2002.

4. Волкова Г.А. Заикание и дизонтогенез. Методы изучения и преодоления речевых расстройств. СПб., 1994.

5. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия, М., Владос, 2007.

6. Абелева И.Ю. Психология заикания у взрослых на разных фазах процесса речевой коммуникации, Вопросы психологии №4, М., 1974.

7. Шкловский В.М. Заикание: Монография, М., ICE, 1994.

8. Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков, Просвещение, М.,1977.

9. Сикорский И.А. Заикание. М., Астрель, 2005.

10. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия, М., Владос, 2001.

11. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. М., Эксмо-пресс, 1998.

12. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. Просвещение, М., 1985.

13. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.

14. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М., 1996.

15. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей дошкольного возраста. М., 1988.

16. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия. Руководство по психиатрии. Ташкент, 1979.

17. Бахур В.Г. Эмоции. М., Знание, 1979.

18. Гольдварг И.А. Функциональная музыка. Пермь,1968.

19. Ветлугина Н.А., Кинеман А.В.Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М., 1983.

20. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. Просвещение, М., 1985.

21. Андроновой Л.З., Арутюнян М.А. «О влиянии пения на заикание». Ж.Дефектология №4 1987.

22. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. Просвещение, М., 1989.

23. Флоренская Ю.А. Избранные работы по логопедии. Астрель, М., 2006.

24. Власова Н.А., Pay Е.Ф., Методы работы по перевоспитанию речи у детей-заик дошкольного и преддошкольного возраста. М.,Учпедгиз,1933.

25. Чевелева Н.А., Исправление речи у заикающихся дошкольников. М., Просвещение, 1966.

26. Ходорова З.С. Практическое руководство в работе с заикающимися школьниками подростками. М., Учпедгиз, 1940.

27. Миронова С.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения. Преодоление заикания у дошкольников. М., 1975.

28. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М., 1983.

29. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. М., 1980.

30. Арутюнян Л.З. (Андронова) Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи. М., Эребус, 1993.

31. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. ЛГУ, 1982.

32. Бондаренко Л.В., Вербицкая Л.А., Щербакова Л.В. Об определении места ударения в слове. Сер. Литературы и языка. 1973.

33. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей.// М., Астрель, 2006.

34. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей. // М., Астрель, 2005.

35. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. // М. «Логос». 2004.

36. Ковшиков В.А. Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. // М., Астрель, 2006.

37. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб., 1995.

38. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением: Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. СПб., Детство Пресс, 1999.

39. Ворошилова Е.Л. Коммуникативные особенности заикающихся детей старшего дошкольного возраста. Логопедия, №3(9), 2005.

40. Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М., Академия педагогических наук, 1958.

41. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, М., Владос, 2007. Кн. II: нарушения темпа и ритма речи: заикание. Брадилалия. Тахилалия. 42. Логопедия. Заикание: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. Составители: Белякова Л. И., Дьякова Е. А. -М.: Эксмо-Пресс, 2001.

43. Миссуловин Л. Я. Лечение заикания. Ленинград, Медицина, 1998.

44. Оганесян Е. В. Дифференциальная методика логопедической ритмики с заикающимися подростками и взрослыми. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. Сборник научных трудов, М., 1982.

45. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии, М., Просвещение, 1967.

46. Поварова И. А. Практикум для заикающихся. СПб., Союз, 2000.

47. Шевцова Е.Е Артикуляционный массаж при заикании. М., В. Секачев, 2002.

48. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. М., Просвещение, 1996.

49. Дмитриева Л.Б. Основы вокальной методики. М., Музыка, 1968.

50. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. М., 1984.

51. Евгенова А.Я., Смирнова М.В. Опыт логопедической работы со взрослыми заикающимися. М., 1960.

52. Визель Т.Г. Как вернуть речь. М.,Эксмо — Пресс, В.Секачев, 2001.

53. Морозова Н. Ю. Как преодолеть заикание. М., Эксмо-Пресс, В.Секачев, 2002.

источник

Президиум Суда по интеллектуальным правам (СИП) в понедельник по заявлению издательства «Астрель» отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая посчитала, что «Астрель» незаконно зарегистрировала в качестве товарного знака словесное обозначение «Хочу все знать», сообщил представитель суда.

При этом кассационная инстанция СИП отменила и решение первой инстанции суда, согласившейся с выводами московского.

Суд по интеллектуальным правам (СИП) подтвердил выводы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о том, что издательство «Астрель» незаконно зарегистрировало в качестве товарного знака словесное обозначение «Хочу все знать», следует из резолютивной части решения суда.

«Астрель» оспорила в суде решение московского подразделения ФАС от 15 апреля.

Суд по интеллектуальным правам отклонил иск издательства «Астрель» об отмене решения Московского управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России по делу о товарном знаке «Хочу все знать», сообщает ведомство.

По сообщению Московского УФАС, за 15 лет использования бренда издательство «Астрель» фактически монополизировало за собой право выпуска книг под таким наименованием, ограничив тем самым не только деятельность.

МИД РФ, комментируя недавнее интервью бывшего министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского о якобы предложении Владимира Путина Дональду Туску «разделить Украину», посоветовал изучать факты, прежде чем высказываться.

Скандал разразился в Польше из-за высказываний спикера парламента и бывшего министра иностранных дел этой страны Радослава Сикорского, который в интервью американскому журналу Politico заявил, что президент.

Польские политики теряют адекватность, когда речь заходит о России, считает политолог Владимир Корнилов, комментируя появившееся в прессе заявление бывшего главы МИД Польши Радослава Сикорского о том, что президент России Владимир Путин якобы уговаривал экс-президента Виктора Януковича «мощно ударить» по Майдану для подавления прошлогодних массовых акций протеста в Киеве.

«У поляка Сикорского совсем уж раздвоение личности.

Лидер правящей партии Польши «Право и справедливость» (PiS) Ярослав Качиньский назвал «ужасной ошибкой» назначение в 2005 году министром обороны страны Радослава Сикорского.

«Вынужден с болью признать, что назначение министром обороны господина Сикорского в то время, когда мы были у власти, было ужасной ошибкой… Те месяцы, когда он был министром, стали для польских вооруженных сил полностью потерянным временем», — заявил.

МОСКВА, 26 мая – ПРОФИ Новости.

Президент Украины Владимир Зеленский назвал русского авиаконструктора Игоря Сикорского «знаменитым украинцем».

МОСКВА, 4 авг — ПРОФИ Новости.

Международная ассоциация легкоатлетических федераций (IAAF) в июле 2015 года начала повторный анализ допинг-проб, взятых на чемпионате мира по легкой атлетике 2005 года, результаты будут опубликованы в ближайшее время, говорится в заявлении, опубликованном на сайте IAAF.

МОСКВА, 4 апр – ПРОФИ Новости, Анатолий Самохвалов.

Всероссийская федерация легкой атлетики (ВФЛА) не получала уведомлений от Всемирного антидопингового агентства (WADA) по поводу перепроверки допинг-проб российских спортсменов, выступавших на чемпионате мира 2005 года, заявил агентству «ПРОФИ Новости» президент ВФЛА Дмитрий Шляхтин.

МОСКВА, 4 апр – ПРОФИ Новости.

Восемнадцать российских легкоатлетов, чьи допинг-пробы, взятые на чемпионате мира 2005 года, были перепроверены, подозреваются в нарушении антидопинговых правил, сообщил агентству «ПРОФИ Новости» источник, знакомый с ситуацией.

МОСКВА, 5 апр — ПРОФИ Новости, Артем Калинин.

Перепроверке подлежат допинг-пробы, взятые на чемпионате мира по легкой атлетике 2005 года не только у россиян, но и у спортсменов из других стран, сообщили агентству «ПРОФИ Новости» в пресс-службе Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF), не назвав при этом количество стран, пробы спортсменов из которых также перепроверяются.

МОСКВА, 5 апр — ПРОФИ Новости, Василий Конов-мл.

Перепроверка допинг-проб с чемпионата мира по легкой атлетике 2005 года является нарушением кодекса Всемирного антидопингового агентства (WADA), российская сторона будет ее оспаривать, заявил «ПРОФИ Новости» министр спорта РФ Виталий Мутко.

МОСКВА, 6 апр — ПРОФИ Новости.

Международная ассоциаций легкоатлетических федераций (IAAF) неправильно истолковала изменения в правилах Всемирного антидопингового кодекса, когда решила провести повторную проверку допинг-проб легкоатлетов, взятых во время чемпионата мира 2005 года, сообщил представитель Всемирного антидопингового агентства (WADA) Бен Николс.

Более 40 планируемых террористических атак были предотвращены сотрудниками британских спецслужб после терактов в лондонском метро, произошедших в столице Великобритании в 2005 году, заявила в понедельник министр внутренних дел страны Тереза Мэй.

«Правоохранительные органы считают, что с 7 июля 2005 года около 40 планируемых терактов были предотвращены.

Астрономы зафиксировали предполагаемое столкновение пульсара с астероидом в 2005 году, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal Letters.

В сентябре 2005 года ученые заметили, что темп замедления вращения и излучение пульсара резко изменились, что, по их же теоретическим предсказаниям, сделанным ранее, должно произойти при столкновении его с астероидом.

источник

Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в научных трудах в течении всего ХХ века. Достаточно много лет вопросы изучения и воспитания детей с заиканием интегрировались на уровне дефектологии. Заикание в дефектологических исследованиях рассматривался с клинических, психологических и педагогических позиций. Это направление выбрали Т. Непфнер и Е. Фрешельс, а также А. Либман, Г. Неткач, Ю. Флоренская. Для понимания структуры речевого недостатка при заикании исследователи в разное время и разными методами изучали механизм заикания, причину его возникновения, особенности проявления. Для того, чтобы подойти к современному пониманию структуры этой речевой недостатки, необходимо иметь представление о различных подходах к этому явлению. Заикание является одним из самых сложных речевых расстройств, скрывает еще много нерешенных проблем. Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Разное понимание сущности обусловлено уровнем развития науки и позиции, с которых исследователи подходили и подходят к изучению этой речевой недостатки. Это заболевание интенсивно изучается и освещается в научной литературе на протяжении многих лет такими выдающимися учеными как Н. Асатиани, Л. Белякова, С. Дьякова, Р. Левина, С. Ляпидевський, Г. Неткач, В. Гиляровский, И. Сикорский. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров В. Гиляровского, Н. Неткач, И. Сикорского. Долгое время заикание подростков исследовали такие высококвалифицированные специалисты, как Л. Андронова (Л. Арутюнян), Г. Волкова, Б. Драпкин, Ю. Некрасова, Е. Оганесян, И. Поварово, Е. Рау, В. Селиверстов, В. Шкловский; уникальный творческий коллектив ЦПРиН: Л. Бондарева, В. Исагулиев, П. Исагулиев и многие другие. С конца ХХ века регулярно проводятся международные симпозиумы, посвященные исключительно проблеме заикания. Объект исследования: дети страдающих дефектами речи, в данном случае заиканием. Предмет исследования: речь детей, которые заикаются Цель исследования: причины возникновения, симптоматика и виды заикания. Актуальность проблемы: в наше время все больше детей, которые имеют проблемы с речью, детей, которые заикаются, и по этому поводу дети комплексуют, поэтому надо знать все об заикании, чтоб если не исправить проблему, то облегчить жизнь. Задачи исследования: 1. Определить причины заикания, его исследования в психоло-педагогической литературе. 2. Провести обследования симптоматики заикания. 3. Раскрыть виды заикания.

Итак, механизм заикания полностью не разгадан. До сих пор эту проблему исследователи пытаются рассматривать с разных групп: клинических, психологических физиологических, нейрофизиологических, психолингвистических и тому подобное. Заикание является одним из самых сложных и длительных речевых нарушений. На сегодня не существует единого взгляда на природу заикания через широкий спектр причин и условий его возникновения, разнонаправленности клинических особенностей, вариантов протекания, форм личного реагирования на дефект. Поэтому необходимо учитывать все особенности проявления заболевания. На современном этапе развития научных исследований в комплексном подходе к преодолению заикания понимают лечебно-психолого-педагогическое воздействие на различные аспекты психофизического состояния лица, заикается благодаря различным приемам, средствам, методам и усилиям различных специалистов. Заикание является широко распространенным речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и еще в конце XIX в. наш отечественный психиатр И. А. Сикорский впервые установил, что в большинстве случаев это происходит в возрасте от 2 до 5 лет. Но по мнению большинства ученых, заикание — это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающегося, их физического здоровья, общей моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей.

Список литературы 1. Волкова Г. А. Заикание и дизонтогенез // Методы изучения и преодоления речевых расстройств: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Г. А. Волковой. – СПБ., 1994. – С. 7–12. 2. Детская патопсихология. Хрестоматия: учебное пособие по курсу «Детская патопсихология» / Сост. Н.Л. Белопольская. 4-е изд., стереотип. — М.: «Когито-Центр», 2011. — 351 с. // 3. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова / Н. И. Жинкин. – М., 1966. – С. 5–25. 4. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / Под ред. и с перед. В. К. Трутнева и С. С. Ляпидевского, пер. с чешск. Е. О. Соколовой;– М.: Медгиз, 1962. – 300 с. 5. Интеркультурная педагогика младшего возраста: Учебник / Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина. — М.: Форум, 2011. — 400 с. 6. Каше Г.А. Підготовка детей к обучению в школе. М.: Просвещение, 1985. 7. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / [Л. С. Волкова и др.]; под ред. Л. С. Волковой.?Изд. 5-е, перераб. и доп. Москва: ВЛАДОС, 2013.?703 с.: ил.; 22 7.2. 8. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 784с. 9. Речь ребенка: Проблемы и решения / Под ред. Т.Н. Ушаковой.- М.: Р 46 Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.- 352 с. 10. Сикорский И. А. Библиотека логопеда. Заикание / И. А. Сикорский – М.: Астрель, 2005. – 192 с. 11. Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5–7 лет в детском саду: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Л. Н. Смирнова – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 64 с. 12. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи / Людмила Спирова, Алла Ястребова. – М.: Просвещение, 1985. — 144с. 13. Тяпугин Н. П. Заикание / Н. П. Тяпугин – М.: Медицина, 1966. – 156 с. 14. Шостак Б. И. Особенности состояния моторики у детей, страдающих заиканием: дисс канд. пед. наук. / Б. И. Шостак – М., 1965. – 173 с. 15. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Сикорский И.А. «О заикании». Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений в 2 тт. Т. 1 / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 1997, — 560с. 16. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Сикорский И.А. «О заикании». Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений в 2 тт. Т. 1 / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 1997, — 560с. 17. Ястебова А.В. Коррекция заикания у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / Алла Ястребова. – М.: АРКТИ, 2000. – 96 с. (Библиотека практикующего логопеда).

источник

Секция: 6. Педагогика

XXXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

ИЗУЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ В РОССИИ: СУЩНОСТЬ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ

Не смотря на то, что изучение этиологии заикания за рубежом началось достаточно давно (V в. до н. э.), в России данным вопросом исследователи занимаются сравнительно недавно — на протяжении последних двух столетий.

Упоминание о первом труде по вопросу, связанным с возникновением и развитием логоневроза, в отечественной научной литературе датируется 1838 годом. Именно тогда врач Христофор Лагузен издал свою книгу «Способ излечения заикания» в Санкт – Петербурге. В данной монографии Х. Лагузен изложил свои взгляды на причины возникновения логоневроза. В источнике красной нитью проходит основная идея о том, что основополагающей причиной заикания являются заболевания нервной системы человека, которые возникают вследствие психической травматизации личности. Помимо этого, ученый выделил другой фактор, влияющий на возникновение данного речевого недоразвития – это наследственность [13, с.656]. Исследователь убежден, что логоневроз встречается чаще, где люди говорят на «грубом и неудобном» языке, нежели в тех странах, где язык «гибок и плавен». Христофор Лагузен понимал, что при коррекционной работе с пациентами, страдающими заиканием, нужно уделять большое внимание психической стороне личности. Единовременно с методами коррекции психологии индивида врач использовал нововведение для того времени: он подкладывал пациенту под язык холщовый сверток толщиной с мизинец и требовал от заикающегося говорить четко, спокойно, соблюдая ритм, «каждый слог проговаривать отдельно от предыдущих и последующих». Сверток механически воздействовал на органы артикуляции во время речи, избавляя от заикания [5, с. 11].

Чуть позже в 1889 году в России выходит в свет монография «О заикании» известного психиатра Ивана Алексеевича Сикорского, где автор раскрывает свои взгляды, касаемые понимания этиологии логоневроза. Именно И. В. Сикорский указал на связь возникновения заикания с периодом становления речи ребенка. Автор рассматривал данное речевое нарушение, как форму спастического невроза [10, с. 192]. И. Сикорский включал в лечение заикания артикуляционную, двигательную гимнастику, а также применял фармакологическое и психотерапевтическое лечение [8, с. 360].

В начале XX века существовали разнонаправленные взгляды по проблеме. Так, в работах психиатра Г. Н. Каменка проводится мысль о том, что возникновение логоневроза связано с внутренней психологической преградой у пациента. Больной себе говорит: «Я заикаюсь», и эта мысль вызывает у него состояние страха, что является пусковым механизмом для возникновения судорог артикуляционного аппарата, говорящего [4, с. 80]. Анализ работ отечественного психиатра Г. Д. Неткачева позволяет нам выяснить его точку зрения относительно причин возникновения заикания. Исследователь указывает на ряд факторов, провоцирующих логоневроз. К ним относятся следующие: наследственность, не целесообразное воспитание, школа, психотравмирующие ситуации, а также «заболевания, косвенно влияющие на заикание», к которым ученый относил малокровие, скрофулез, т. е. вирусные заболевания кожных покровов, гипертрофия миндалевидных желез, разращения в носоглотке. При коррекции данного нарушения исследователь использовал психологические методы внушения, в частности требовал от заикающегося произносить слова уверенно, соблюдая ударение [7, с. 8].

В 30 – х годах XX века известный русский физиолог И. П. Павлов рассмотрел данное нарушение с точки зрения изменений в работе высшей нервной деятельности. И. Павлов утверждал, что в коре головного мозга протекают два основных процесса: возбуждение и торможение. При нарушении баланса между ними возникает некая «ошибка». Подкорковые образования начинают посылать неконролируемые импульсы в кору, в том числе и в зону воспроизведения речи, что влечет за собой появление судорог в области периферического речевого аппарата [2, с. 304].

Опираясь на учение И. П. Павлова, в 50–60 годы прошлого столетия в отечественной научной литературе сложилось два основных теоретических направления понимания этиологии логоневроза: заикание, как особая форма невроза (М.Е. Хватцев, М.С. Лебединский, В.А. Гиляровский, Н.И Жинкин, В.С. Кочергина) и заикание, как симптом невроза (Ю.А. Поворинский, Ю.А. Флоренская) [6, с.8–16].

Советский педагог Михаил Ефимович Хватцев давал собственное определение данному речевому нарушению. Под заикание он понимал «своеобразный невроз, спорадически в процессе речи внешне проявляющийся в судорогах звукопроизводящих механизмов, с одновременными болезненными изменениями в сфере психической, в частности — эмоциональной и волевой» [12, с. 299]. Анализ работ отечественного психиатра Марка Самуиловича Лебединского позволил выявить сходство в понимании данной проблемы с предыдущим ученым. В частности исследователь рассматривал логоневроз как следствие различных органических поражения центральной нервной системы [3, с. 680].

Изучая данную проблему, известный отечественный врач Ю. А. Флоренская пришла к выводу о том, что заикание это синдром, который возникает вследствие влияния экзогенных факторов и психофизиологических особенностей личности. Ю. Флоренская отмечала, что помимо нарушения речевой функции ребенка может возникнуть социальная дисфункция. В качестве коррекционных мероприятий ею были предложены коллективные психологические тренинги, направленные на работу над ритмом, темпом, мелодикой речи. При использовании данного метода в 60% случаев отмечалось полное излечение от заикания [14, р. 17]. Тех же взглядов в отношении понимания этиологии данного речевого нарушения придерживается врач Ю. А. Поворинский. Ученый с успехом применял на практике гипнотерапию в качестве основного метода коррекции логоневроза [9, с. 672].

С 70-х годов отечественные ученые разработывают наиболее эффективные и высокорезультативные методы коррекции данного речевого нарушения. Психотерапевт К. М. Дубровский разработал методику на основе ввода человека в транс. Данный способ позволяет избавиться от нарушения за один сеанс. Метод пользовался популярностью, но как позже выяснилось, полученный результат сохраняется недолго и дает около 75% рецидивов. Другой способ избавления от заикания предложили логопеды Л. З. Арутюнян и Ю. Б. Некрасова. Они разработали методику под названием «Устойчивая нормализация речи заикающихся». Коррекционная работа велась по трем направлениям: логопедическая работа с целью устранения логопедических судорог; психологическая работа, направленная на осознание возможности выздороветь; психотерапия, избавляющая от страха перед речью. Данный подход обеспечивал комплексное излечение от заикания в 60% случаев. Система комплексной медико-педагогической помощи взрослым в условия стационара была разработана Н. А. Власовой и Н. М. Асатиани. Данный комплекс мер включал в себя тщательное медицинское и логопедическое обследование. Выделялись следующие основные направления работы при реабилитации: медикаментозное лечение, психотерапия, логопедическое и логоритмическое воздействие. Эффективность методики достигала до 70% избавления от логоневроза [1, с. 25–30]. В 2005 году главный детский психиатр Санкт-Петербурга, профессор университета СПб ГПМУ Лохов Михаил Иванович и доктор биологических наук Фесеенко Юрий Анатольевич разработали новый метод избавления от заикания. Ими было обследовано 4000 больных, среди которых были дети и взрослые. Ученые утверждали, что в основе нарушения лежит поражение мозговых структур, нарушения взаимосвязи между структурами, вследствие чего происходит нарушение речевых процессов. Метод коррекции заикания, предложенный исследователями, базировался на интенсивном психофармакологическом воздействии с целью активизации резервов мозга и восстановление нарушенных взаимосвязей. Результаты показали высокую эффективность лечения: до 90% полного восстановления речи [11, с. 93–107].

Обобщая результаты изложенного, можно сделать следующий вывод: несмотря на то, что изучение заикания в отечественной литературе началось сравнительно недавно, ученые смогли достигнуть высоких результатов по данному вопросу.

источник

Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова.

Чтобы скачать , выберите формат: Скачать «Иван Сикорский : О заикании » в формате .FB2.

Отзывы читателей «Иван Сикорский : О заикании »: Пользователь Егор Сидоров пишет: Мало отличающаяся книга..от книг Мерникова….Различные комбинации тех же вобщем моделей.

Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности Логопедия М.: В. Секачев, 1998.

В учебнике рассматриваются вопросы этиологии и патогенеза заикания с позиций современных достижении психофизиологии, психологии и коррекционной педагогики.

Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова.

Сикорский И.А.: Заикание . Скачать книгу (fb2, 192 страницы, 973 Kb).

«Иван Алексеевич Сикорский (1842-1919) — выдающийся русский врач, профессор Киевского университета им. Св. Владимира, специалист в области психиатрии, невропатологии и педагогики.

О заикании . Сикорский Иван Алексеевич. Опубликовано 03.02.2018 от Admin25.

Комплексный метод лечения заикания , применяемый И.А. Сикорским , не утратил своей практической значимости и сегодня.

Учебно -практическое пособие . Федоров Юрий Николаевич.

Комплексный метод лечения заикания , применяемый И.А. Сикорским , не утратил своей практической значимости и сегодня. Книга представляет несомненный теоретический и практический интерес для логопедов, психологов, психиаторов, неврологов, а также студентов.

Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова.

Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова.

Заикание — И.А. Сикорский 2005г. Издательства: АСТ, Астрель. Год выпуска: 2005.

Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание . Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998.

И. А. Сикорский . «О заикании «. 1889 г. Симптоматология заикания . » Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата

Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений

Монография «О заикании» опубликована в 1889 г., в настоящем издании книга имеет название «Заикание». Текст печатается с учетом норм современного литературного языка. Приводится классификация и подробное описание судороге примерами из историй болезни.

«Иван Алексеевич Сикорский (1842-1919) — выдающийся русский врач, профессор Киевского университета им. Св. Владимира, специалист в области психиатрии, невропатологии и педагогики.

Название: Заикание — Сикорский И.А. Автор: Сикорский И.А., Шевцова Е.Е. Страниц: 189 Формат: PDF Размер: 64 Мб Качество: Нормальное Язык: Русский Год издания: 2019 Монография «О заикании ».

книга Заикание — Сикорский И.А.

Сикорский И.А.: Заикание . Скачать книгу (fb2, 192 страницы, 973 Kb).

«Иван Алексеевич Сикорский (1842-1919) — выдающийся русский врач, профессор Киевского университета им. Св. Владимира, специалист в области психиатрии, невропатологии и педагогики.

Сикорский И.А. — Заикание . Наш сайт поможет найти и купить книгу, если вы любите читать, или подскажет где вы можете скачать электронную книгу, но не бесплатно. Также вы найдете рецензии и отрывки из книг. С нашего сайта можно сделать заказ книг в российских книжных.

Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998.

В настоящее время заикание представляет собой одну из острых проблем логопедии. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в.

Монография «О заикании» опубликована в 1889 г., в настоящем издании книга имеет название «Заикание». Текст печатается с учетом норм современного литературного языка. Приводится классификация и подробное описание судороге примерами из историй болезни.

Заикание . Сикорский И. А. Отзывов пока нет. 305.

Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования.

Вы просматривали. Заикание . Сикорский И. А. Удалить из избранного. Оповестить о выходе?

Заикание читать онлайн. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности Логопедия.

Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров И. А. Сикорского , Н. Г. Неткачева и В. А.

Электронная версия Заикание 2-е изд. Учебное пособие . Иван Алексеевич Сикорский .

Монография «О заикании » опубликована в 1889 г., в настоящем издании книга имеет название « Заикание ». Текст печатается с учетом норм современного литературного языка.

О заикании Сикорский Иван Алексеевич Репринт с издания.

Иван Сикорский : О заикании . На складе. Поделитесь с друзьями и читайте больше.

Учебное пособие . Ермаков Виталий Павлович. Владос: Инклюзивное образование.

Автор: И. А. Сикорский. Иван Алексеевич Сикорский (1842-1919) — выдающийся русский врач, профессор Киевского университета им. Св. Владимира, специалист в области психиатрии, невропатологии и педагогики.

Монография «О заикании» опубликована в 1889 г., в настоящем издании книга имеет название «Заикание». Текст печатается с учетом норм современного литературного языка. Приводится классификация и подробное описание судороге примерами из историй болезни.

Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова.

Монография «О заикании» опубликована в 1889 г., в настоящем издании книга имеет название «Заикание». Текст печатается с учетом норм современного литературного языка. Приводится классификация и подробное описание судороге примерами из историй болезни.

Название: Заикание Автор: Сикорский И.А., Шевцова Е.Е. Формат: PDF Размер: 64 Мб Год

Лечение заикания Глава 5. Исторический очерк терапии заикания Глава 6. Рациональное лечение

В учебном пособии подробно рассмотрены основные вопросы и понятия: структура.

Монография «О заикании» опубликована в 1889 г., в настоящем издании книга имеет название «Заикание». Текст печатается с учетом норм современного литературного языка. Приводится классификация и подробное описание судороге примерами из историй болезни.

Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова.

В пособии изложена авторская методика преодоления заикания у детей дошкольного возраста. Представлены упражнения и практические задания, предназначенные для диагностики и коррекции заикания . В книгу вошли игры и упражнения для совершенствования.

Иван Алексеевич Сикорский. Монография «О заикании» опубликована в 1889 г., в настоящем издании книга имеет название «Заикание». Текст печатается с учетом норм современного литературного языка.

На данной странице Вы можете найти лучшие результаты поиска для чтения, скачивания и покупки на интернет сайтах материалов, документов, бумажных и электронных книг и файлов похожих на материал «Заикание, Учебное пособие, Сикорский И.А., 2019»

Для формирования результатов поиска документов использован сервис Яндекс.XML.

Нашлось 15 млн ответов. Показаны первые 32 результата(ов).

источник