Меню Рубрики

Щадящий режим при заикании

Согласно современным педагогическим теориям, представление о педагогических технологиях связывается с определенным набором базисных техник, использование которых позволяет прогнозировать и достигать желаемого результата учебно-воспитательного процесса. (В.П. Беспалько, 1989)

Необходимость проведения коррекционной работы в этом направлении можно обосновать физиологическими данными, свидетельствующими о том, что важным механизмом поддержания и усугубления патологических двигательных реакций является поток аномальных кинестетических импульсаций с мышц, вовлеченных в судорожную активность (И.В. Данилов и др., 1970). В результате этого при заикании образуется “замкнутый круг” патологических мышечных возбуждений. Другими словами, судороги мышц речевого аппарата сами становятся генератором последующих судорог. Наличие данного механизма диктует необходимость проведения специальных речевых режимов, направленных на исключение тех видов речи из общения, в которых наиболее часто проявляются судорожные запинки. К таким мероприятиям относятся “режим молчания”, “режим ограничения речи”, “щадящий речевой режим”, “специальный охранительный режим” и т.д.

Организация и длительность этих режимов существенно зависит от возраста заикающихся, типа учреждения, в котором проводится коррекционная работа, и опыта логопеда. “Специальный охранительный режим”, как правило, организуется в начале коррекционной работы с заикающимися.

“Специальный охранительный режим” понимается как оздоровительный щадящий режим, на фоне которого протекает “режим ограничения речи” или “режим молчания”. Оздоровительный щадящий режим как у взрослых, так и у детей включает в себя четкий распорядок дня, что в целом ритмизирует деятельность всех функций организма и способствует их нормализации. Заикающимся предлагается большее количество часов для отдыха, с дополнительными часами сна, рекомендуется употреблять с пищей достаточное количество витаминов. Данные мероприятия направлены на общее оздоровление организма.

В этот период нецелесообразны мероприятия, способствующие перевозбуждению центральной нервной системы. Проведение такого режима благотворно действует на организм в целом и состояние центральной нервной системы заикающихся, в связи с чем повышаются ее адаптивные качества.

Организация специального охранительного режима для заикающихся

Распорядок дня заикающихся детей должен быть достаточно четким, но не жестким. Это подразумевает плавный переход от одного вида деятельности к другой, мягкое преодоление возможных негативистических установок ребенка. Ребенку должна быть оказана медицинская помощь в случае нарушения сна, наличия у него страхов, повышенной тревожности, возбудимости, слезливости, двигательной расторможенности, а также при стойком снижении аппетита. В этот период необходимо исключить яркие новые впечатления и те жизненные ситуации, которые могут волновать ребенка и побуждать его к речевой активности (зрелищные мероприятия, гости, телевизионные передачи и т.д.). Не допускаются шумные игры, во время которых ребенок может чрезмерно возбуждаться, а также любые психические и физические перегрузки. Желательно, чтобы круг общения ребенка был в это время максимально сужен.

Речевое общение с родителями, персоналом и другими детьми должно быть ограничено. Необходимо стремиться к тому, чтобы вербальное общение ребенка было элементарным по форме (в виде односложных ответов). Для этого вопрос, поставленный ребенку, должен иметь ключевое слово для ответа (например: “Ты хочешь суп или кашу? “Кашу”) или предполагать короткий ответ в виде утверждения или отрицания (“Да”, “Нет”).

Родители при общении с ребенком и между собой в присутствии ребенка должны придерживаться тех правил техники речи, которые рекомендуются логопедом.

Общим правилом является спокойный, доброжелательный тон речи, негромкий голос, интонированная и ритмичная (размеренная) речь.

Дома и в детском саду предпочтительно занимать ребенка такими видами деятельности, как рисование, лепка, конструирование и пр.

Дети с невротической формой заикания, как правило, оречевляют свою игру. Заикание у них в эти моменты обычно не проявляется и потому запрещать такую речь не следует.

При неврозоподобной форме заикания дети обычно не оречевляют игру. Они с трудом сосредоточивают свое внимание на процессе игры, и потому важно организовать смену их деятельности.

В процессе реализации режима ограничения речи у заикающихся дошкольников рекомендуется организация специальных игр-“молчанок”.

Режим ограничения речи может планироваться на разные сроки. Оптимальным временем его проведения является 10-14 дней. Режим ограничения речи может плавно переходить в щадящий речевой режим, во время которого речевая активность ребенка постепенно увеличивается. Его длительность может быть индивидуальной. Организация режима ограничения речи и щадящего речевого режима наиболее полно представлена в работах В.И. Селиверстова, 1979,1994 и И.Г. Выгодской и др., 1993 и др.

У подростков и взрослых заикающихся режим ограничения речи может протекать в виде полного молчания.

Этот режим возможен постольку, поскольку взрослые могут осуществлять сознательный контроль за своей речевой активностью.

Такой режим в различных реабилитационных системах может проводиться на разных этапах коррекционного воздействия. Длительность режима молчания у взрослых заикающихся может быть также различной: от 1 суток до 10-12 дней. В этой возрастной группе очень важным является сочетание “режима молчания” с интенсивным психотерапевтическим воздействием, направленным на эмоциональную перестройку и перестройку личностных установок.

В период ограничения речи как дети, так и взрослые заикающиеся, активно используют техники невербального общения. Невербальное общение для заикающегося не сопровождается эмоциональным состоянием отрицательного знака, которое обычно возникает у них при вербальном общении, а у подростков и взрослых — также логофобией и вегетативными сдвигами. Таким образом, активизация разных форм невербального общения способствует снижению эмоционального напряжения.

Как известно, у заикающихся как мимика, так и жестикуляция могут быть обеднены в разной степени. Это делает необходимым использование специальных техник, направленных на активизацию невербальных способов общения: жестов, мимики , пантомимики (см. Приложение № 1).

В этот же период начинается работа по овладению навыками мышечной релаксации и формированию речевого дыхания.

Включение различных охранительных режимов в комплекс реабилитационных мероприятий способствуют получению более успешных результатов последующего коррекционного воздействия.

источник

Наталья Медведева
Памятка родителям «Организация домашнего режима заикающегося ребенка»

Организация домашнего режима заикающегося ребенка (памятка родителям).

Правильно организованный домашний режим — тот благоприятный фон, на котором лечение заикания даст наибольший эффект. Под режимом надо понимать весь образ жизни ребенка: учебу, отдых, сон, питание, быт. Все должно способствовать тому, чтобы оздоровить и укрепить нервную систему ребенка.

В систему воспитания заикающегося ребенка входит создание спокойной, доброжелательной обстановки, предполагающей в семье атмосферу взаимного уважения, доверия и любви. Он не должен быть свидетелем ссор между близкими, непозволительно его вовлекать в семейные конфликты в качестве участника.

Залогом успеха в логопедических занятиях являются также хорошие, здоровые отношения между родителями и детьми и между самими родителями. Семейные взаимоотношения в значительной мере влияют на речь ребенка, ее улучшение или ухудшение. Недомолвки, ссоры, скандалы в семье создают напряженную обстановку в доме, и ребенок, как барометр, чутко реагирует на это. Он глубоко переживает семейный разлад, часто плачет, нервничает, находится постоянно в напряженном состоянии, и, конечно, на этом фоне ухудшается его речь. При такой ситуации логопедические занятия, безусловно, никакого результата не дадут.

Хочется дать несколько практических советов родителям. Ребенок никогда не должен присутствовать при «взрослых» разговорах. Отношение к ребенку должно быть ровным со стороны отца, матери и других взрослых членов семьи. Родители должны быть очень последовательны в своих требованиях. Запретив, например, ребенку смотреть вечерние телевизионные передачи для взрослых, родители никогда не должны отступать от этого. Только тогда их требования не будут вызывать у ребенка протеста.

Заикающийся ребенок не должен чувствовать себя в семье ни ущербным, ни привилегированным, т. е. нельзя заласкивать его, потакать всем его капризам и ограждать от всех трудностей, но и нельзя также подчеркивать перед всеми его неполноценность, наказывать физически. И то и другое может отрицательно сказаться на формировании характера ребенка.

Следует относиться к заикающемуся ребенку как к здоровому, нормальному. Родители не должны показывать своего волнения ребенку, если он говорит заикаясь. Слово «заикание» не должно произноситься в доме. Тем более недопустимо передразнивать заикающегося ребенка и демонстрировать его запинки. Ни в коем случае в присутствии товарищей нельзя делать замечания и. поправлять ребенка, если он говорит с запинками. Замечания подобного рода ранят их самолюбие и отдаляют от родителей. Конечно, это не значит, что вообще не надо поправлять ребенка, если он не следит за своей речью. Но делать это нужно предельно тактично, неназойливо, чтобы не вызывать раздражения и озлобленности, и лучше всего наедине.

Требуя от ребенка неторопливой речи, родители сами должны следить за собой: говорить с ребенком надо спокойно и обязательно в умеренном темпе. Ведь отвечать неторопливо на быструю речь, которой часто грешат сами родители, ребенку очень трудно. Не следует фиксировать внимание ребенка на плохой речи, но каждый, даже самый малый, речевой успех надо всячески поощрять, чтобы внушить ребенку уверенность в том, что он может хорошо говорить.

Сложнее обстоит дело в семьях, где заикается и ребенок и кто-то из родителей. Что тут можно посоветовать? Мы бы рекомендовали родителям пройти самим курс логопедических занятий. Это полезно вдвойне, так как родители, владея речевыми навыками, смогут более эффективно помочь своему ребенку избавиться от заикания.

Зачастую родители неправильно ведут себя при возникновении у ребенка запинок судорожного характера. Одни просят ребенка замолчать, другие требуют от него «правильной» речи. Рекомендуется доброжелательно и внимательно выслушивать ребенка, стараясь начать с ним фразу или до-говорить ее вместе с ним. Весь тон общения с ребенком должен быть постоянно ровным, доброжелательным. Родителям необходимо учитывать интересы ребенка, его тревоги и страхи. Например, дети при засыпании нередко просят не гасить свет, не оставлять их одних. Надо прислушаться к этим просьбам, успокоить ребенка, посидеть с ним рядом, пока он не заснет. Важно помнить, что насмешливое, неуважительное отношение к ребенку способствует развитию у него чувства собственной неполноценности, тревожной мнительности, общей неудовлетворенности.

Слишком строгая авторитарная система воспитания, запугивание, побои, излишняя требовательность отрицательно сказываются на воспитании заикающегося ребенка. Но и повышенная тревожность за состояние его здоровья, подавление его самостоятельности, стремление матери, бабушки сделать все за ребенка, отсутствие каких-либо требований, связанных с соблюдением дисциплины, также отрицательно влияют на формирование его личности.

Без продуманного и четко составленного распорядка в выходные дни здесь не обойтись. Но, как правило, проку от этого нет, так как мало составить распорядок дня, надо неукоснительно выполнять его. Только тогда у ребенка на все будет хватать времени. Кроме того, точное выполнение режима дня приучит ребенка правильно распределять и ценить время и будет воспитывать в нем волевые качества, которые так необходимы в работе по преодолению заикания. При составлении режима дня:

1. Необходимо выделить специальные часы на выполнение заданий логопеда и самостоятельных речевых занятий.

Желательно, чтобы ребенок ежедневно занимался не менее

двух часов, но не подряд, а в два—три приема.

2. Есть ребенок должен регулярно, в одно и то же время.

Ужин ему следует давать не перед самым сном, а хотя бы за

час до сна. Надо строго придерживаться всех рекомендаций врача, касающихся правильного питания. В пище не должно быть острого, соленого, кислого, пряного, горького, шоколада, кофе, какао. Все это должно заменяться, так как действует на нервную систему возбуждающе.

3. Обязательно нужно, чтобы ребенок ежедневно гулял.

Пребывание на воздухе необходимо для хорошего самочувствия и правильного физического развития ребенка.

4. Очень важным элементом в распорядке дня является сон, который должен продолжаться не менее 9—10 часов. Кроме того, дошкольникам очень полезен дневной сон. Необходимо приучить ребенка ложиться всегда в одни и те же часы. Чтобы сон был спокойным, надо исключить перед сном все возбуждающее: подвижные игры, чтение детективной и приключенческой литературы, рассказывание страшных историй и сказок, азартные споры и, конечно, телевизионные передачи, просмотр которых вообще нужно сократить до минимума.

Телевизионные передачи, особенно не соответствующие детскому возрасту, приносят много вреда, являясь большой нагрузкой для нервной системы. Очень правильно поступают те родители, которые заранее знакомятся с телевизионной программой на неделю и выделяют 1—2 (не больше) передачи, в основном субботние или воскресные, которые может посмотреть их сын или дочь.

Необходимо приучать ребенка слушать спокойную музыку, петь с ним песни. Но и это должно создавать покой.

Во многих семьях принята традиция: мы — в гости, гости — к нам. Так вот, большие застолья не для ваших детей, ограничьте их по возможности.

Очень важно в воскресные и праздничные дни не перегружать ребенка впечатлениями. Часто приходится сталкиваться с тем, что дети в течение одного дня бывают на 2—3 елках и умудряются еще сбегать в кино. Или, наоборот, просмотрят 2—3 дневных сеанса, а вечером еще сходят в театр или на елку. Такое обилие впечатлений приносит прямой вред, так как ребенок не в состоянии «переварить» всего, что он увидел. Он перевозбуждается, утомляется. В итоге ребенок приходит в детский сад не отдохнувшим, а еще более утомленным.

В выходные дни нужно увеличить время пребывания на свежем воздухе. Однако не следует впадать в другую крайность и разрешать ребенку гулять с утра до вечера. Все хорошо в меру. При заикании спортом заниматься можно и нужно, но далеко не всяким. Категорически запрещаются борьба, штанга, хоккей, футбол, баскетбол, бокс и другие неритмичные виды спорта, связанные с большим мышечным напряжением. Рекомендуются художественная гимнастика, плавание, гребля, лыжи, коньки. Эти виды спорта координируют движения и упорядочивают дыхание. Однако, занимаясь любым из этих видов спорта, от участия в соревнованиях нужно отказаться, так как любое соревнование связано с эмоциональным возбуждением и вызывает большое напряжение нервной системы, а это при заикании как раз недопустимо. Необходимо ввести в режим дня ежедневную физическую зарядку.

Читайте также:  Как я вылечил заикание заговором

Хотелось бы также предостеречь родителей от модного увлечения наших дней, дополнительными к школе нагрузками, что, очевидно, идет от желания видеть своего ребенка всесторонне развитым человеком. Фигурное катание, иностранный язык, музыка — вот что в дополнение к обычной учебе в школе часто наваливается на детские плечи. Вряд ли при такой перегрузке ребенок станет хорошим спортсменом, знатоком иностранного языка или музыкантом. Желая, чтобы ребенок и правильно говорил, к перечисленному выше родители добавляют еще занятия у логопеда. Даже для детей с нормальной речью такая нагрузка может оказаться непосильной и явиться первым шагом по пути к заиканию. Если же ребенок уже страдает заиканием, то подобная перегрузка недопустима.

Прежде всего родители должны, решить, что в настоящее время больше всего необходимо ребенку. И если они пришли к выводу, что главное — здоровая речь, значит, нужно отказаться от всех дополнительных предметов, так как логопедические занятия уже являются большой дополнительной нагрузкой.

Итак, непродуманный режим дня, нерегулярные питание и сон, неправильное обращение взрослых с ребенком, нездоровая семейная обстановка, несерьезное отношение к логопедическим занятиям препятствуют устранению заикания

В первые 10—12 дней логопедических занятий проводится «режим молчания». Быт ребенка должен организовываться так, чтобы свести его речь к минимуму. Трудно сделать так, чтобы ребенок вообще не разговаривал. Не надо понимать режим молчания буквально, как полную немоту в течение всего этого срока. Не произойдет ничего страшного, если ребенок произнесет в день несколько слов, фраз, практически ему необходимых. Но все же его речь необходимо всячески ограничивать. Чтобы ребенку это было не в тягость, можно внести элементы игры. Например, устроить соревнование: кто первый не выдержит молчания и заговорит, тот проиграл очко. Каждый вечер подсчитываются очки и объявляется победитель. Можно попробовать объясняться друг с другом письменно или жестами. Дети обычно охотно поддерживают эту игру.

Обычно курс занятий в группе начинается с усвоения детьми речевых правил. Эти правила должны хорошо знать и родители.

• Во время разговора всегда смотри в лицо собеседника. Это поможет тебе говорить смело и уверенно.

• Прежде чем начать говорить, подумай о том, что хочешь сказать.

• Помни, что всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно,

• Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову, не делай лишних движений. Держись прямо, уверенно.

• Перед началом речи вдохни и сразу же начинай говорить. При вдохе не поднимай плечи.

• Воздух в основном расходуй на гласные звуки. Гласные звуки

произноси широко и громко, четко артикулируя их.

• Не нажимай на согласные звуки. Произноси их легко, без напряжения.

• В каждом слове обязательно выделяй ударный гласный звук:

произноси его громче и протяжнее остальных гласных.

• Короткие предложения, состоящие из 3—4 слов, произноси на од

ном выдохе. Строго выдерживай паузы между предложениями.

• Длинные предложения дели на смысловые отрезки (3—4 слова, между которыми выдерживай паузу и делай новый вдох.

• Слова внутри короткого предложения и смыслового отрезка

произноси слитно, цепляя одно слово за другое.

• Говори громко, четко, выразительно.

Эти правила не сложны по формулировкам, но соблюдать их детям трудно. Для лучшего запоминания рекомендуется эти правила переписать на большой лист бумаги, повесить на видное место и выучить их наизусть так, чтобы запомнить на всю жизнь.

Организация двигательной деятельности на прогулке, как фактор реализации двигательного режима Потребность в движении – одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и полноценном формировании.

Характеристика речи ребенка 5–6 лет. Памятка родителям Характеристика речи ребенка 5-6 лет Ребенок шестого года жизни доброжелательно общается со сверстниками, умеет высказываться по поводу различных.

Организация домашнего театра теней Мастер — класс по теме: Организация домашнего «театра теней» Составитель: Зяблова Светлана Викторовна, воспитатель первой квалификационной.

Памятка для родителей «Логопед родителям» Уважаемые родители! Ваш ребенок зачислен в логопедическую группу. Это означает, что в детском саду он получит специализированную помощь,.

Памятка родителям «Что нужно знать родителям о правах ребенка» Что нужно знать родителям о правах ребенка Дети — это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства, зависит от многих причин.

Памятка Родителям О Воспитании детей ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть.

Памятка родителям «Принципы рационального питания» Принципы рационального питания Один из основных принципов правильного питания дошкольников — максимальное разнообразие повседневных пищевых.

Памятка родителям «Воспитание любовью» Что делать маме или папе, которые и от природы не обладают педагогическим талантом, и от своих родителей восприняли неверную модель воспитания,.

Папка-памятка для родителей «Организация отдыха и игровой деятельности ребенка в летний период» «Организация отдыха и игровой деятельности ребенка в летний период». Цель: помощь родителям в организации деятельности ребенка в летний.

Роль домашнего питомца в жизни ребенка Экологическое воспитание детей, фундамент которого необходимо закладывать еще в раннем возрасте. Особое значение в этом имеет ознакомление.

источник

В нашем центре, при диагностике причин заикания, используются психологические, нейропсихологические методики, электрофизиологические методы исследования.

При лечении заикания используются уникальные методики, как психотерапевтического, логопедического так и медикаментозного воздействия с ориентацией на индивидуальность каждого пациента.

Очень важно не пропустить первые признаки заикания и во время обратиться к специалистам.

Для получения более подробной информации звоните по телефону: +7 (812) 764-27-10


Заикание
– это нарушение темпа, ритма и плавности речи, которое обусловлено судорогами в различных частях речевого аппарата.

Заикание – одна из самых сложных форм речевой патологии. Заикание влияет на формировании личности и поведение ребенка, затрудняет адаптацию.
Наиболее часто заикание возникает в детстве в возрасте от 2 до 5 лет и совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Речь в этом возрасте является наиболее уязвимой и ранимой областью в работе высшей нервной деятельности ребенка.

Заикание, возникнув в раннем детстве, при неблагоприятном стечении обстоятельств речи может зафиксироваться по механизму условно-рефлекторной связи. Усиление заикания наблюдается в школьный период обучения (обычно в первый год), затем в подростковом возрасте.

Причиной появления заикания обычно выступает ослабленность нервной системы, обусловленная действием сочетания неблагоприятных факторов: нервные болезни родителей, алкоголизм и курение матери, вызывающие интоксикацию нервной системы плода, нарушение мозгового кровообращения плода; сразу после рождения у ребенка могут возникнуть нарушения сна, раздражительность, плаксивость; в раннем детстве ночные страхи, повышенные эмоциональные реакции, энурез, физическая ослабленность. Также заикание может быть спровоцировано нарушением моторики, упрямством, негативизмом.

На этом неблагоприятном фоне непосредственными причинами возникновения заикания могут послужить: ушибы головы с сотрясением мозга, истощение или переутомление нервной системы в результате инфекционных заболеваний, задержка развития речи, испуг. Также обострение эмоционального напряжения как следствие острой обиды, ревности, перегрузка способных, но нервных детей речевым материалом и другие являются провокаторами заикания.

Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные признаки заикания и своевременно обратиться к специалистам: психологу, психоневрологу, логопеду.

При появлении заикания ребенок начинает повторять отдельные звуки в начале или в середине слова (Д-д-дай кук-к-к-лу!), протяжно произносить гласные, употреблять лишние гласные звуки (а,и) перед отдельными словами или в начале фразы (А-а-а я хочу пить!) – это клонические судороги. Заикание ребенка может проявляться задержками на согласных звуках с поcледующим спазмом и внезапным его прерыванием (Дддд-ай ккк-уклу!) – это тонические судороги. При заикании возможно также сочетание судорог разного вида.

Очень важно не пропустить первые признаки заикания и во время обратиться к специалистам: психоневрологу и логопеду.

1. Режим дня. При заикании необходимо соблюдать режим дня, особое внимание следует обратить на режим сна – не меньше 8-9 часов. С целью углубления ночного сна использовать теплые водные процедуры (теплый душ, релаксирующие ванны – хвойные, валерьяновые и т.д.), расслабляющий массаж. Перед сном при заикании исключить активные занятия; не рекомендуется смотреть телевизор и играть в различные компьютерные игры.

2. Режим питания. При заикании рацион должен состоять из молочной, растительной пищи, с ограничением мясного белка, жирных колбас, острого, соленого, перченого, с исключением шоколада, крепкого чая и кофе.

3. Общий щадящий охранительный режим. Необходимо исключить жизненные ситуации, которые побуждают волноваться и много разговаривать, что может усугубить заикание.

Детям, страдающим заиканием необходимо ограничить просмотр мультфильмов, телепередач, не включать телевизор, радио, музыку на высокой громкости, поскольку громкие звуки утомляют нервную систему. При заикании возможен просмотр спокойных (не вызывающих сильные эмоции) телевизионных программ и фильмов.

При заикании по возможности избегать, скопления людей, пребывания в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах; не желательно посещение шумных мероприятий: театра, кино, массовых праздников и т.д. Это оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие и усугубляет степень заикания.

В семье необходимо создать спокойную доброжелательную атмосферу. В обращении с ребенком, с проблемами заикания, будьте выдержаны: не потакайте капризам ребенка, а требовательность не доводите до резкости.

4. Охранительный речевой режим. Необходимо снизить речевую нагрузку ребенка, ограничить его речевое общение. Не требовать рассказов об увиденном и услышанном, пересказа сказок, рассказов, чтения стихов. Предпочтительно задавать вопросы, требующие простых, однословных ответов. Дома создать обстановку занятости: помогать по дому, играть в спокойные, тихие игры (можно молча лепить, рисовать, собирать конструктор и т.д.). Давать возможность поиграть спокойно ребенку одному, возможно в присутствии взрослого: игры без вмешательства взрослых, когда ребенок сам комментирует свои действия, снимают заикание. Для лечения заикания полезно проводить игры молчанки (продолжительность 10-40 мин.). Досуг ребенка необходимо организовать так, чтобы он как можно меньше занимался шумными и подвижными играми, провоцирующих заикание.

5. Общение с взрослыми. Речь родителей и окружающих ребенка людей должна быть плавной, неторопливой, на пониженных тонах голоса, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев. Взрослый демонстрирует ребенку неспешный темп речи, спокойную интонацию в сочетании с неспешными движениями. Не допустимы в общении резкие и грубые окрики. Если ребенку вследствие заикания трудно начать говорить, помогите ему, произнося одновременно с ним начало фразы.

6. Прогулка. При заикании рекомендуется ежедневно бывать на свежем воздухе. Исключить активные спортивные игры и бег. Исключить азартные спортивные игры, такие как командные и соревновательные игры.

источник

Роль охранительного режима в комплексной системе коррекции заикания

Целевая аудитория: Логопеды, неврологи, родители заикающихся детей

В комплексе медико-психолого-педагогических мероприятий, направленных на устранение или ослабление проявлений нарушения плавности, темпа и ритма речи значительную роль необходимо отводить первому этапу курса коррекции — охранительному режиму, который, к сожалению, зачастую не назначается как логопедами, так и врачами-неврологами.

Этап охранительного режима вводится после глубокого комплексного обследования пациента, подбора методов коррекции заикания и подразумевает оздоровительный щадящий режим, на фоне которого протекает режим ограничения речи, режим относительного молчания. Организация и длительность этого режима существенно зависит от возраста пациента, степени тяжести заикания, типа учреждения, в котором проводится коррекционная работа.

Соблюдение охранительного режима на начальном этапе работы с заикающимся, независимо от возраста пациента, стажа и формы заикания на основе медикаментозной терапии создает благоприятные условия для коррекции, сокращает сроки достижения положительных результатов в работе.

Охранительный режим включает в себя:

1. Соблюдение режима дня, который предусматривает определенный ритм жизни ребенка, правильное чередование сна и бодрствования, разных видов труда и отдыха. В режиме дня заикающегося ребенка-дошкольника на сон должно быть отведено не менее 10-11 часов ночью и 2 часа днем, а у школьников — 8-9 часов ночью и 2-1,5 часа днем.

2. Питание заикающегося должно быть полноценным, рациональным. От состояния питания зависит стойкость образующихся рефлексов, а также течение всех биохимических процессов в организме. Последний прием пищи должен производиться за 1,5-2 часа до сна, ибо в противном случае восстановление клеток коры головного мозга во время сна протекает менее интенсивно.

3. Витаминотерапия играет значимую роль в нормализации состояния нервной системы заикающегося. Витамины как биологические катализаторы всех ферментных систем благоприятно влияют на высшую нервную деятельность, реактивные силы и иммунологическое состояние организма.

4. Нормализация психического состояния пациента: исключение психотравмирующих, стрессовых ситуаций, просмотра телепередач, возбуждающих психику, несоответствующих возрасту заикающегося; создание близкими людьми спокойной, доброжелательной обстановки. Речь окружающих должна быть негромкой, интонированной и ритмичной. При необходимости проводится психотерапия среды или психотерапия средой.

5. Ограничение речевой активности: исключение принятия участия в массовых, зрелищных мероприятиях, посещения гостей, принятия гостей дома. Вербальное общение заикающегося должно быть элементарным по форме, в виде односложных ответов. Рекомендуется шепотная речь.

На этапе соблюдения охранительного режима пациенты знакомятся с речевыми правилами в доступной форме, соответствующей возрасту, которые они должны соблюдать на всех этапах лечения. Одним из важных условий нормализации речи заикающегося является соблюдение правил техники речи близкими окружающими.

Включение охранительного режима в комплекс реабилитационных мероприятий способствует получению более успешных результатов последующего коррекционного воздействия.

Пример: Жандос, 2 г., 6мес. (время обращения к логопеду — 2000 год).

Д-з: Заикание, смешанная форма по клоно-тоническому типу тяжелой степени. Причины появления заикания не известны. Стаж заикания — 1мес. По рекомендации логопеда родителями ребенка был создан и соблюдался охранительный режим в течение 1 месяца на фоне медикаментозной терапии. По истечении 1 месяца речь ребенка значительно улучшилась, а вскоре судороги в артикуляционном и дыхательном аппаратах совсем исчезли. На данный момент времени рецидивы заикания не наблюдались.

Читайте также:  Как я забыл о заикании

Пример: Серик, 4 года (время обращения к логопеду — 2002 год).

Д-з: Заикание, невротическая форма по клоно-тоническому типу средней степени тяжести. Стаж заикания — 6 месяцев. Причина появления заикания – психотравмирующие ситуации в семье. По рекомендации логопеда был использован прием «Психотерапия средой», создан охранительный режим на фоне медикаментозной терапии. Вскоре темп, ритм речи ребенка пришли в норму. Рецидивов не наблюдалось.

Пример: Марат, 9 лет (время обращения — 2006 год).

Д-з: Заикание, неврозоподобная форма по тоно-клоническому типу средней степени тяжести. Стаж заикания — 3 года. Охранительный режим соблюдался в течение 10 дней на фоне медикаментозной и психотерапии с включением логопедических занятий, проводимых ежедневно. Состояние речи значительно улучшилось. В течение года ухудшения состояния речи не наблюдалось.

Пример: Нурай, 3 года (время обращения – 2006 год).

Д-з: Заикание, невротическая форма по клоно-тоническому типу легкой степени тяжести. Причиной появления заикания послужило двуязычие. Стаж заикания — 1,5 месяца. На фоне медикаментозной терапии соблюдался охранительный режим в течение 1 месяца. Темп, ритм, плавность речи нормализовались, рецидивов не наблюдалось.

Исходя из опыта работы с заикающимися разного возраста, имеющими различные формы и степени тяжести заикания, и достигнутых результатов, хотим еще раз подчеркнуть огромную значимость охранительного режима, как первого этапа комплексной работы в коррекции заикания.

источник

Формы логопедической работы при заикании:

· психолого-педагогическое изучение ребенка

· организация самостоятельной работы

· использование в логопедической работе помощь других специалистов

· самообразование и повышение квалификации логопеда

Логопедические занятия проводятся с группой учащихся. Требования к занятиям:

Ø систематичность и последовательность

Ø учет индивидуальных особенностей ребенка

Ø опора на сознательность и активность детей

Ø прочность полученных навыков правильной речи

Ø вариативность условий тренировки (в логопедическом кабинете, вне его, в жизненных ситуациях)

Ø согласованность с требованиями программы

Ø постоянное присутствие образца правильной речи

Ø правильное документальное оформление

Классическое логопедическое занятие с заикающимися имеет следующую структуру:

· организация детского коллектива

· беседы психотерапевтического характера

· повторение и закрепление пройденного материала

· установка на основную часть занятия

· новый вид речевых упражнений или новые условия проведения

· итог работы детей на занятии (достижения, успехи)

· советы и задания для закрепления вне занятия

· оградить психику ребенка от отрицательных факторов воздействия

· создать спокойную обстановку

· не допускать фиксации на дефекте

· выдерживать чередование нагрузки и отдыха

· оградить ребенка от перегрузок

Пути стимуляции ребенка на занятии:

· убеждать, увлекать, заинтересовывать

· использовать ТСО (магнитофон, проигрыватель)

· занимательность и доступность материала

· добиваться успехов, осознаваемых ребенком

· частая смена обстановки на занятии

· приглашение на занятие родителей

Если у ребенка проявился речевой спазм на занятии:

а) при незначительной запинке – попросить повторить фразу, завуалировав причину «Скажи погромче», «Скажи медленнее». Если повторил без запинки – обратить на это внимание ребенка.

n задать наводящий вопрос

n проговорить фразу сопряженно

в) если длительный речевой спазм

n перейти на более легкий материал – сопряженное и отраженное проговаривание

Логопед должен четко знать, в каких случаях у конкретного ребенка возможны запинки:

Эффективные приемы на этапе спонтанной речи:

î поменяться с ребенком ролями (он задает вопросы, следит за речью других детей)

î импровизированные игры, обыгрывание ситуаций («На приеме у врача», «За столом», «В магазине»)

î разыгрывание сюжета знакомой сказки

î подготовка и проведение утренников

Этапы подготовки выступления на утреннике:

î репетиция «ЛОГОПЕД – РЕБЕНОК»

î репетиция с родителями дома

î выступление на занятии перед другими детьми

î выступление на утреннике

ТСО в работе с заикающимися:

1. Аппарат Деражне – эффект звукозаглушения

2. Аппарат «Эхо» — 2 магнитофона с приставкой – эффект эха

3. Аппарат Раздольского – звукоусиление речи

4. Звукозаписывающая аппаратура

5. звуковоспроизводящая аппаратура

Факторы, влияющие на усиление или ослабление заикания.

1 фактор: Степень самостоятельности речи заикающегося.

Частота и сила судорог зависит от того, говорит ли ребенок сам или делает это с помощью логопеда. Следует соблюдать этапы усложнения речи:

Ø сопряженная (проговаривают материал ребенок и логопед вместе)

Ø отраженная речь (ребенок повторяет за логопедом)

Ø вопросно-ответная речь (элементы самостоятельной речи ). Самые трудные вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? ДЛЯ ЧЕГО? ПОЧЕМУ?

2 фактор: Степень подготовленности речи

Следует соблюдать следующую последовательность:

Ø воспроизведение текста, заученного наизусть

Ø воспроизведение отрепетированного вслух текста

Ø воспроизведение мысленно продуманного текста

3 фактор: Степень сложности речевой структуры.

Сложности в речи возникают с усложнением материала. Возрастание его сложности можно отразить в схеме:

4 фактор: Степень громкости речи.

5 фактор: Степень плавности и ритмичности речи.

Ø ритмизированная речь (стихи, проза) в сопровождении движения

Ø ритмизированная речь без движения

6 фактор: Обстановка, окружение.

Условия формирования правильной речи:

Ø тренировки в знакомой обстановке

Ø тренировки в малознакомой обстановке

Ø тренировка в общении с близкими людьми

Ø тренировка в общении с малознакомыми людьми

Ø тренировка в общении с незнакомыми людьми.

Логопедические технологии формирования связной речи

Коррекция заикания предполагает решение 3 основных задач:

Ä формирование навыка плавной речи

Ä воспитание личности заикающегося

Ä профилактика рецидивов и хроникации заикания

Решение логопедической задачи (1) связано с применением целого ряда логопедических технологий:

Ä Торможение патологических речедвигательных стереотипов

Ä Регуляция эмоционального состояния

Ä Развитие координации и ритмизации движений

Ä Формирование речевого дыхания

Ä Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения

Ä Развитие просодической стороны речи

Ä Развитие планирующей функции речи

1. Торможение патологических речедвигательных стереотипов

При заикании образуется «замкнутый круг» патологических мышечных возбуждений – судороги мышц речевого аппарата становятся генератором последующих судорог.

Поэтому необходимо проведение специальных речевых режимов:

Ø «специальный охранительный режим»

Специальный охранительный режим – это оздоровительное мероприятие, в которое входят:

n плавный переход между видами деятельности ребенка

n медикаментозное лечение в случае нарушений сна, фобий, тревожности

n исключение ярких впечатлений (гости, телевидение)

Ø ограничение речевого общения (ДА, НЕТ, однословные предложения) – в общении с ребенком и взрослых между собой

Режим ограничения речи: от 10 до 14 дней. Может плавно переходить в щадящий речевой режим, во время которого речевая активность постепенно увеличивается. Его длительность индивидуальна.

У подростков и взрослых может быть режим молчания – от 1 до 10-12 суток.

В период ограничения речи используют техники невербального общения:

2. Регуляция эмоционального состояния.

Связывают с нормализацией мышечного напряжения. Расслабление мышц ведет к эмоциональному покою.

Используют аутогенные тренировки. Основным методом аутогенной тренировки является РАСШИРЕННАЯ ФОРМУЛА СПОКОЙСТВИЯ. Она включает:

n регуляцию вегетативных функций

Методика тренировки зависит от возраста заикающегося. Для детей:

n сначала игровые упражнения (напряжение – расслабление)

n потом – сеанс релаксации

1. Последовательность игровых упражнений на расслабление:

· для расслабления мышц рук, ног, туловища

· для расслабления мышц плечевого пояса и шеи

· для расслабления мышц артикуляционного аппарата

Примеры игровых упражнений:

«БРЕВНЫШКИ-ВЕРЕВОЧКИ» — поднять руки в стороны, слегка наклонившись вперед. Напрячь мышцы рук, сжав пальцы в кулак – «Бревнышки». Уронить расслабленные руки, пассивно покачивая ими – «Веревочки».

«НЕЗНАЙКА» — поднять плечи как можно выше, а затем свободно опустить их вниз.

«ХМУРЫЙ РЕБЕНОК» —наморщить лоб, подняв брови на 5-10 секунд, концентрируя внимание на напряжении в области лба.

«СПАТЬ ХОЧЕТСЯ» — зевнуть легко, более глубоко, закрыв глаза и растянув мышцы рта.

2. Сеанс релаксации (проводит логопед)

МЫ УСПОКАИВАЕМСЯ. МЫ ОТДЫХАЕМ.

РУЧКИ УСТАЛЫЕ, ТЯЖЕЛЫЕ, ОТДЫХАЮТ.

НОЖКИ УСТАЛЫЕ, ТЯЖЕЛЫЕ, ОТДЫХАЮТ.

КАК ХОРОШО И ПРИЯТНО ОТДОХНУТЬ.

От 2 до 5 минут длится сеанс релаксации. Каждая формула проговаривается 2-3 раза. Голос мягкий, тихий, темп речи – замедленный.

3. Релаксация через образные представления

МЫ ПРИШЛИ НА ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ. ТРАВКА НА НЕЙ ЗЕЛЕНАЯ, МЯГКАЯ. ГРЕЕТ НАШЕ ТЕЛО ТЕПЛОЕ СОЛНЫШКО. КАК ПРИЯТНО ОТДЫХАТЬ!

Из положения лежа дети переводятся в положение сидя – «поза кучера»

4. Релаксация с «формулами правильной речи»

МЫ ГОВОРИМ НЕТОРОПЛИВО И СПОКОЙНО.

НАША РЕЧЬ СЛИТНАЯ И ПЛАВНАЯ.

— достаточно громким голосом

— с соблюдением речевых правил

Речевые тренипровки закрепляют слуховые и кинестетические ощущения правильной речи.

5. Прием мысленного представления ситуации, трудной для речевого общения.

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕАКЦИЯ РАСШИРЕННАЯ ФОРМУЛА СПОКОЙСТВИЯ РАССЛАБЛЕНИЕ И УСПОКОЕНИЕ С ТРЕНИРОВКОЙ РЕЧИ

3. Развитие координации и ритмизации движений.

Происходит посредством логопедической ритмики.

· развитие движений под музыку

· умение менять ритм и темпдвижений

· создание настроения на занятии

Используют маршировки со сменой направлений

2. Упражнения, регулирующие мышечный тонус

· снижение мышечного напряжения

Упражнение: дети стоят в кругу. Под музыку – спокойное качание рук вперед—назад.

3. Упражнения для развития чувства ритма и темпа

· ходьба, отстукивание, отхлопывание под музыку

Упражнение: отхлопать мелодию песни «Петушок» !! ! !! ! , . .

4. Упражнения на развитие координации речи с движением

· движения + проговаривание под музыку

ПЕРЕД НАМИ ЛУГ ШИРОКИЙ руки в стороны

А НАД НАМИ ДУБ ВЫСОКИЙ на носки, руки вверх

А НАД НАМИ СОСНЫ, ЕЛИ наклоны в стороны, покачивания

ГОЛОВАМИ ЗАШУМЕЛИ. руками над головой

· нормализация речевого дыхания

· закрепление полученных навыков

Особая задача – развитие чувства ритма в речи.

1. Послоговой ритм (ТЕППИНГ)

Проговаривание каждого слога сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Удар приходится на гласный звук. Темп сначала замедленный, а потом нормальный.

Особое внимание – интонации речи. При паузе рука все равно отбивает ритм

2. Полный стиль произнесения (без редуцирования): ТАЗИК – ТАЗК.

Движение всей руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы (в виде «8» — от себя и к себе)

4. Формирование речевого дыхания

· могут быть судороги в речевом аппарате

· недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед речью

· укороченный речевой выдох

· раскоординированность дыхания и фонации

Методические указания для дыхательных упражнений:

Ø ребенок не должен фиксировать внимание на вдохе и выдохе

Ø дыхательные упражнения для детей организованы в виде игры

Ø все дыхательные упражнения связаны с двумя движениями: охват грудной клетки из положения «в стороны» или из положения «сверху вниз»

Ø сочетание выдоха с артикуляцией согласных или фонацией гласных

Упражнения «Задуй свечку», «Надуй шарик» и т.д.

Все инструкции должны касаться только выдоха (Кроме «Парадоксальной гимнастики Стрельниковой»)

1. развитие длительного фонационного выдоха (начинают с гласных)

2. формирование собственного речевого выдоха (слоги, слова, фразы)

5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.

· интонационная незавершенность окончания фразы

· нарушение ударения внутри фразы

· интонационная бедность речи

· отсутствие паузы в конце фразы

î передача основных видов интонации «!», «?» с помощью гласных и жеста — ! и @ — ?

î передача основных видов интонации с помощью слога, слова, фразы

î использование междометий

î выделение значимого слова логическим ударением

î интонационное членение текста

6. Развитие планирующей функции речи

Начинают с внутреннего проговаривания (по А.А.Леонтьеву) – возможность отобрать лексику и грамматику и элементарных речевых заданий

Различают несколько постепенно усложняющихся этапов развития планирующей функции речи в зависимости от ведущеей формы речи на каждом из них.

Сопряженная речь – одновременное проговаривание ребенка и логопеда

Ä ребенок контролирует артикуляцию логопеда

Ä создается игровая ситуация с непосредственным предъявлением называемых предметов

Ä постепенно количество слов во фразе увеличивается до 4-5 и более

Отраженная речь – повторение вслед за логопедом слов, фраз. Позднее вводится повторение 2-4 строфных стихов

Ответы на вопросы по знакомым картинкам – вопрос задается таким образом, чтобы ребенок мог использовать для ответа слова вопроса.

Например: КТО ИГРАЕТ С КОТЕНКОМ? – ДЕВОЧКА ИГРАЕТ С КОТЕНКОМ.

Постепенно ответы ребенка становятся более распространенными и самостоятельными.

Самостоятельное описание картинок – самостоятельное построение фразы.

Используется для работы над речью процесс и результат деятельности ребенка (рисование, лепка, конструирование)

— уточняет процесс деятельности ребенка

— уточняет материал деятельности

— обсуждает с ребенком результаты деятельности

Пересказ прослушанного небольшого текста.

— должен иметь четкую композицию

— должен иметь четкую последовательность действий

q обыгрывание сюжета с помощью игрушек, картинок

Уделяется особое внимание правильному грамматическому оформлению фразы.

Спонтанная речь – вводится в сюжетно-ролевых играх – «Овощной магазин», «Школа» и др. Детям дается определенная роль и они самостоятельно ведут диалог.

Затем дети учатся самостоятельно составлять творческие рассказы без наглядного материала на заданную тему.

Инструментальные методы воздействия

1. Аппараты «ЭХО», «АИР» — регуляция речи:

Ä увеличивается сила голоса

2. Усиление речи через громкоговорители:

Ä меньше напрягаются мышцы речевого аппарата

Ä используется мягкая атака голоса

3. Аппараты заглушения речи :

Ä снижается контроль ребенка за процессом высказывания

4. Компьютерная программа «Видимая речь».

Используют следующие модули –

Использование приемов логопедического массажа

Применяется совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела, которые связаны с обеспечением речевой деятельности.

· раздражаются рецепторы кожи

· улучшается питание тканей

· улучшаются обменные процессы.

· снижению тонуса мышц при спазмах

· повышению тонуса мышц при гипотонии

· уменьшению скованности речевого аппарата

· улучшению эмоционального состояния

Нарушения голоса – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Нарушения голоса проявляется в двух основных видах: афония и дисфония

Афония – полное отсутствие голоса

Читайте также:  Как я симулировал заикание

Дисфония – частичное нарушение высоты, силы и тембра голоса

Голос характеризуется следующими признаками:

· высота – частота колебания голосовых складок

· громкость (сила голоса) – степень смыкания голосовых складок и амплитуда их колебания

· тембр – индивидуальная окраска голоса (особенность строения гортани)

· диапазон – количество тонов голоса ( у взрослых – 4-5, у детей – 2-3)

Проявления нарушений голоса:

v отсутствие голоса или его расстройства

v субъективные ощущения (боль, давление, жжение, спазм …)

Фонопедия – комплекс педагогических мер фоздействия при нарушениях голоса

Органические нарушения голоса – вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата.

Периферические органические нарушения голоса бывают

v при парезах, параличах гортани

· голос теряет нормальное звучание

Центральные органические нарушения голоса бывают

v при поражениях головного мозга

Эти нарушения хронические и сами не исчезают. Требуются фонопедические мероприятия. Нарушения не влияют на развитие и формирование речи.

Функциональные нарушения голоса – вследствие функциональных, временных расстройств голосообразования.

· плохая постановка голоса при вокале

· психические заболевания (истерия)

К периферическим функциональным нарушениям голоса относятся:

гипо- гипертонусная афония

Фоностения – нарушения голоса без видимых изменений в голосовом аппарате (чаще носит профессиональный характер)

· несоблюдение гигиены голоса

— нарушения координации дыхания и фонации

— невозможность владеть голосом

Гипотонусная афония (дисфония) — обусловлена порезами мышц гортани.

— голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются

— боли в мышцах шеи, затылка, грудной клетки

Гипертонусная дисфония – повышенный тонус гортанных мышц, тонический спазм

· перенапряжение голоса, привычка говорить громко и много

Ринофония и ринолалия – нарушения голоса при патологической назализации

Функциональные нарушения голоса центрального происхождения

Функциональная (психогенная) афония

Причина – реакция на психотравму у истеричных особ

· сохранны кашель, звучный смех

Методы исследования голосового аппарата (делают отолярингологи)

Ø ларингоскопия – осмотр гортани с помощью зеркала

Ø лярингостробоскопия – осмотр с помощью специального прибора – можно наблюдать колебания складок

Ø электромиография – игольчатый электрод вводится в толщу мышцы

источник

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.

В учебниках по логопедии приводится следующее определение этого речевого дефекта. Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

К органам речевого аппарата относятся: дыхательный отдел и его основная мышца – диафрагма; голосовой отдел и его основная мышца – голосовые складки; артикуляционный отдел, к которому относятся губы, язык, мягкое небо и другие органы.

Заикание возникает из-за судорог в мышцах речевого аппарата. Судороги могут локализоваться у одних детей с заиканием в артикуляционном отделе, у других в голосовом или в дыхательном отделе. По типу судорог, периодически возникающих в процессе речевого общения в различных отделах периферического речевого аппарата, различают три формы (или вида) заикания: клоническая, тоническая, смешанная форма заикания.

Наиболее ранняя и легкая форма заикания — клоническая, при которой возникают запинки в речи – повторяются звуки или слоги. На этой стадии своевременная и адекватная психолого-педагогическая помощь ребенку может остановить дальнейшее развитие заикания. Комплексная психолого-педагогическая помощь ребенку должна оказываться не только специалистом, но и родителями и педагогами ДОО (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, социальный педагог, воспитатель). Выполнение всеми участниками определенного «речевого режима», «правил речи» и соблюдение коррекционных рекомендаций в отношении психо-эмоциональных нагрузок будет способствовать снижению частоты и активности судорог, провоцирующих запинки в речи.

Если ребенок с клонической формой заикания не получил комплексной психолого-педагогической помощи, то запинки закрепляются и формируется стойкий патологический стереотип речи с запинками. И тогда со временем клоническая форма заикания переходит в более тяжелую форму — тоническую, при которой в речи появляются длительные остановки и паузы в начале или середине слова. Эта стадия говорит о том, что у ребенка заикание возникло давно, и он не получал специальной психолого-педагогической помощи, направленной на профилактику заикания. У ребенка уже сложился стойкий патологический стереотип речи с запинками. Для устранения такого заикания требуется уже комплексный медико-психолого-педагогический подход и лечение на протяжении длительного времени. Поэтому у специалистов в этой области есть положение: заикание легче предупредить, чем устранить.

Встречается и смешанный вид заикания: клоно-тонический или тоно-клонический (по преобладающему характеру судорог). Этот вид заикания свидетельствует о наличии двух видов судорог и о том, что заикание переходит в более серьезную стадию и закрепляется. Это говорится о прогрессировании этого тяжелого нарушения речи.

Заикание является очень сложным нарушением речи, при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов и пауз в середине слова. Может проявляться в виде частых остановок или в нерешительности начать говорить. В результате нарушается ее ритмичное течение и плавность. Заикание препятствует ребенку в полноценном речевом общении с окружающими.

Кроме разнообразных речевых судорог у заикающихся детей встречается и другая патологическая симптоматика: нарушение темпо-ритмической организации в общей моторики. Могут быть сопутствующие или даже насильственные движения в скелетной мускулатуре, уловки, помогающие ребенку скрыть запинки и ритмизировать речь. Например, если ребенок делает запинки на первом звуке «п» в слове папа, то он ищет другое слово без звука «п» и заменяет на другое слово – отец. Постепенно появляется психологическая фиксированность на своем дефекте. С этого момента может появиться страх перед говорением – логофобии, что может появиться уже к концу дошкольного возраста.

Заикание может появиться в любом возрасте у детей и взрослых. Наиболее часто у детей заикание возникает в период от 2 до 5 лет. У некоторых детей с бурным развитием фразовой речи заикание может появиться в возрасте 2-3 лет. У детей с поздним общим развитием речи заикание может возникнуть после 4-5 лет. В любом случае заикание появляется у некоторых детей в период формирования фразовой речи, когда речь становится средством общения.

Течение заикания у детей может быть различным, например, может быть постоянный тип течения заикания. При этом типе заикания, ребенок проявляет запинки в речи во всех речевых ситуациях.

При волнообразном типе течения заикания у ребенка бывают периоды, когда запинки в речи не проявляются. И появляется ложное предположение, что заикание исчезло. Чаще всего заикание вновь «неожиданно» возвращается и, как правило, в более сильной степени.

При рецидивирующем типе течения возникают обострения заикания, что чаще всего бывает в осенне-весенний период. Каждое обострение сопровождается усилением степени заикания и усилением других сопутствующих патологических симптомов.

Поэтому для определения путей профилактики или способов избавления от заикания, необходимо выяснить причины, которые привели к нарушению речи – заиканию. Для этого специалисты проводят комплексное обследование, чтобы выявить причины, вызвавшие запинки, клонические судороги или тонические судороги, которые провоцируют прерывание речи необоснованными паузами. При обследовании можно выявить наследственную предрасположенность к заиканию, неправильное воспитание ребенка, психотравмирующие ситуации и другие значимые факторы. После получения результатов обследования логопед составляет индивидуальную программу коррекционных логопедических занятия с ребенком.

Кроме занятий специалистов важно, чтобы и в детском саду и дома поддерживался коррекционный речевой режим: соблюдались «правила речи» и коррекционные рекомендаций в отношении психо-эмоциональных нагрузок. К таким рекомендациям, которые определяет специалист, занимающийся с заикающимся ребенком, относится: «режим молчания», «режим ограничения речи», «щадящий речевой режим», «специальный охранительный режим» и многие другие.

Для воспитателей и родителей можно сформулировать следующие рекомендации, касающиеся создания коррекционного режима для заикающегося ребенка, находящегося в ДОО. Эти же рекомендации следует выполнять и в домашних условиях. Соблюдение рекомендаций, как родителями, так и педагогами ДОО будет способствовать устранению заикания и выработке навыка правильной плавной речи.

Правила речи для заикающихся детей

Воспитатели, педагоги и родители должны овладеть этими правилами речи и демонстрировать заикающемуся ребенку правильные образцы речи. Вот эти правила. Говорить следует в замедленном темпе и спокойно, четко проговаривать все гласные звуки. При произнесении гласных надо четко их артикулировать и открывать рот. Не следует говорить через стиснутые зубы. Все гласные звуки должны произноситься с четкой и активной работой губ. Например, для звука «и» губы растянуты в стороны и в улыбку, для звука «у» губы складываются в трубочку, для звука «о» губы собираются в хоботок. Во время речи следует опираться на гласные звуки и произносить их не редуцированно (сокращенно), а с акцентом и четко, а вот согласные звуки наоборот следует произносить легко, поверхностно и без акцента на них. Согласные звуки произносятся на выдохе. Перед высказыванием следует продумать, что хотелось бы сказать, какой задать вопрос, какую подать реплику. Рекомендуется смотреть в глаза собеседнику, человеку, к которому обращаешься. При ответе на вопрос также следует сначала увидеть глаза того, кто задал вопрос, не торопится с ответом, подумать и не торопясь дать ответ. Надо выбирать оптимальную громкость голоса во время речи. Не следует говорить тихо и очень громко. Во время речи необходимо следить за осанкой тела, положением головы и конечностей. Если говорить приходится стоя, то необходимо стоять ровно, ноги должны быть расставлены на ширину плеч. Если говорить приходится сидя, то ноги не должны быть перекрещены под столом, а также должны находиться расставленными в положении на ширину плеч. Сидеть также надо с прямой спиной, с опорой на спинку стула, плечи при этом должны быть опущены. Кисти рук не должны быть сжаты в кулаки. Не рекомендуется запрокидывать голову назад к спине и опускать подбородок на грудь во время речи. Во время речи подбородок относительно шеи должен быть под прямым углом. Начинать говорить надо на выдохе. Не рекомендуется говорить высоким голосом, а по возможности тон голоса понижать. Если первое слово предложения начинается с гласного звука, то начинать надо тихо и несколько пониженным тоном голоса. Длинную фразу следует делить на смысловые отрезки. Каждый такой отрезок произносить нужно как короткую фразу. Между отрезками фразы рекомендуется соблюдать паузы. Чтобы речь была спокойной и уверенной нужно растягивать произношение первых гласные в предложении и связывать все слова предложения между собой. Очень важным средством выразительности речи является использование интонационных средств: пауз, логического ударения, выразительных интонаций, модуляций голоса по высоте и силе, четкой дикции, неторопливого темпа речи и мягкого тембра голоса. Очень большая роль в речевой коммуникации отводится кинесике. Это разнообразные выразительные жесты, мимические движения, улыбка и другие. Заикающимся , у которых нарушается речевая коммуникация, очень важно дать дополнительные средства выразительности речи в виде кинесики и средств просодии.

Чтобы успешнее проводилась коррекционная работа с заикающимся ребенком по выработке у него новых правильных навыков плавной и выразительной речи, нужно соблюдать следующие условия.

Советы для педагогов и родителей

Если ребенок заикается, то ему нельзя делать замечания со словами говори хорошо, говори медленно, расслабься, вдохни перед началом речи и другие замечания, касающиеся его речи. При ребенке не следует произносить, что он «Заикается». Если заикающийся ребенок посещает группу в ДОО, то воспитатели не должны при других детях обращать внимание на сбивчивую речь заикающегося ребенка, не произносить за него слова, которые он не может договорить из-за заикания. Если сам воспитатель не обратит своего внимания на запинки в речи ребенка, то другие дети не заметят проблемы в речи заикающегося. Воспитатель должен предупреждать и не допускать, чтобы дети дразнили ребенка, обзывали, исключали из общих игр. Во время разговора надо давать заикающемуся ребенку почувствовать, что внимательно и спокойно слушают то, о чем он говорит. При этом совсем не обращают внимания на то, как ребенок говорит. Надо дать возможность договорить ребенку, не перебивать и не торопить его речь. Надо поддерживать постоянный зрительный контакт с ребенком и терпеливо ждать пока заикающийся закончит свое высказывание. Не рекомендуется задавать много вопросов ребенку. Речь воспитателя и родителей с ребенком при заикании должна быть неспешной («ленивой»). Заикающегося ребенка нужно поощрять и хвалить как можно чаще и как можно естественней, даже если у него что-то не получается. При этом не рекомендуется гладить ребенка по голове и вообще трогать его голову. При занятиях с заикающимся ребенком надо учитывать его интересы и поддерживать его инициативу в игре. Не следует требовать от ребенка того, что он не может выполнить в силу своих особенностей. Надо принимать и любить ребенка таким, какой он есть.

Лечебно-педагогический комплекс по преодолению заикания состоит из двух блоков. Первый блок направлен на лечебно-оздоровительные мероприятия. Эти мероприятия организует врач, который проводит лечение специальными медикаментами, назначает лечебные процедуры, лечебную физкультуру и другие.

Второй блок посвящен коррекционно-педагогическому воздействию. В этом воздействии принимают участи все участники педагогического коррекционного процесса в ДОО, а также родители заикающегося ребенка. Основную коррекционную работу проводят логопеды и психологи. Обязательными и регулярными должны быть логоритмические занятия. Все другие педагоги ДОО осуществляют психолого-педагогические коррекционные мероприятия по рекомендациям логопеда, психолога и врачей.

Так как заикание является одним из самых стойких тяжелых нарушений речи, затрагивающим не только речь, но и другие сферы жизнедеятельности ребенка – соматическую, неврологическую, психологическую, моторную, личностную и другие, то можно сделать вывод, что заикание легче предупредить, чем его исправить.

Поэтому раннее выявление заикания и профилактическая психолого-педагогическая помощь педагогов и врачей может остановить дальнейшее прогрессирование заикания.

источник