Меню Рубрики

Сборы для детей от заикания

Заикание — нарушение устной речи, при котором она становится прерывистой, происходит непроизвольное членение слова на слоги или звуки, возникают судорогоподобное напряжение мышц лица, что приводит к затруднению коммуникаций с другими людьми. Заикание – одна из самых сложных форм речевой патологии. Речь в этом возрасте является наиболее уязвимой и ранимой областью в работе высшей нервной деятельности ребенка. Заикание, очень трудно поддается лечению. Причины (часто в результате нервных потрясений и врожденной предрасположенности) и механизмы заикания еще не до конца изучены. Чаще всего это заболевание возникает в детском возрасте, совпадая с периодом активного развития фразовой речи.

Что можно делать при данной проблеме в домашних условиях?

Готовится сбор так. Взять: 100 г листьев крапивы двудомной и соцветий ромашки, по 50 г дягиля, соплодий хмеля, листьев мелиссы, травы вереска и зверобоя. 1 чайную ложку сбора залить 1 стаканом кипятка и настаивать полчаса. Давать пить этот настой ребенку по 1/5 стакана 2 раза в день (утром и перед сном), и спустя непродолжительное время ребенок перестанет заикаться. Хорошо такой сбор начать пить, если проблема только появилась. Не забудьте ознакомиться с противопоказаниями.

Необходима смесь мумиё с мёдом в пропорции 1:5; 1:8 по 0,2 г экстракта. Пить 2 раза в сутки утром и перед сном в течение 25 дней, 10 дней перерыв и опять — 25 дней. Принимать 4 месяца. А также смазывать язык раствором с медом 3 раза в день.

Есть такой способ избавиться от заикания — все слова произносить нараспев. Со временем ребенок перестанет заикаться (но лечение это длительное до 6-7 мес.)

При заикании, затруднении речи после инсультов, а также для ускорения развития детской речи советуют пить настой травы костянки. 1 ст.л. измельченного сырья залить 1 ст. кипятка, настоять под крышкой в темном месте два часа. Пить по 1 /3 ст. 3-4 раза в день за 30 минут до еды в течение месяца, после чего сделать двухнедельный перерыв, затем курс повторить. Настой пить свежеприготовленным.

Заикание у детей попробуйте лечить применяя так называемый метод негативного воздействия. Он прост. Следует произвольно насильственно повторять навязчивое движение. Если ребенок заикается, нужно, чтобы он передразнивал себя, произнося слово несколько раз. В течение месяца таких упражнений непроизвольные сокращения мышц переходят в произвольные — контролируемые. Но нужно время и упорство, иначе результата не будет.

Очень часто мамы сталкиваются с заиканием у малышей. 2 рецепта, которые помогут избавиться от этого дефекта.
• Смешать 2 капли сока крапивы и 3 капли сока листьев и цветков ясенца, держать на языке 5 мин., не глотая. Процедуру повторять каждые два часа. Курс лечения — 10 дней.
• 5 г сухой травы руты душистой залить 0,5 л кипятка. Томить на малом огне 5 мин. Теплым отваром полоскать рот и горло, не глотая, 3-4 раза в день. Держать во рту до полного остывания. Лечение длится 12 дней.
• Залить 1 ст. ложку сухой или свежей травы спаржи стаканом кипятка. Настаивать час, процедить и пить без ограничений.
• Взять 1 ч. ложку пустырника, залить стаканом кипятка, настаивать 3 часа, процедить и пить по 1 ст. ложке утром и вечером в течение месяца. Сделать перерыв 2 недели и курс приема повторить. Так продолжать до выздоровления.
• Приготовить отвар руты душистой: 5 г сухой травы залить 1/2 л кипятка. Томить на маленьком огне 5 минут. Теплым процеженным отваром полоскать рот и горло, но не глотать. Держать во рту до полного остывания. Затем выплюнуть. Повторить несколько раз в день, курс 3 недели.
• Взять по 100 г крапивы и ромашки, по 50 г хмеля, мелиссы, вереска и зверобоя. Залить 1 ч. ложку смеси стаканом кипятка, настаивать 30 минут. Пить по 1/2 стакана 2 раза в день (утром и вечером) перед сном.
• Сделать настой ясенца белого. Взять 20 г свежих листьев с цветками ясенца, залить 0,5 л кипятка. Настаивать 20 минут. Полоскать процеженным теплым настоем рот, не глотая, 5 минут.

От заикания помогает хорошо уссурийский женьшень, именно он, а не аптечный. Измельчите корень, залейте 20 г 70%-ным спиртом. Настаивайте в темном прохладном месте не менее 1 месяца и чаще встряхивайте. Перед употреблением капните каплю этой настойки на кусочек сахара и потихоньку его рассасывайте до полного растворения. Так делайте 2 раза в день утром и вечером. И каждый день прибавляйте по 1 капле, доведя постепенно до такого количества, сколько лет больному. Потом, наоборот, снижайте по 1 капле. Дойдя снова до 1 капли, сделайте перерыв на месяц и повторите еще 1-2 курса.

Сегодня довольно большое количество детей в силу тех или иных причин страдают заиканием. Чаще всего данную проблему родители решают, обращаясь к специалисту — логопеду. Но существуют и дополнительные меры, которые помогут ускорить излечение и сделать процесс более легким и эффективным. Так, в мировой практике известно множество случаев, когда лечение заикания давало очень быстрый эффект, если ребенку дарили попугайчика. Учеными было установлено, что эти разноцветные болтливые птицы не только лечат заикание, но и исправляют нарушенную речь. Дело в том, что любой ребенок, получивший в подарок попугайчика, обязательно захочет научить его разговаривать, поэтому будет стараться более четко и выразительно говорить с ним. К тому же ребенок нисколько не стесняется своего питомца, разговаривая с ним свободно и расслабленно, чего редко удается добиться в занятиях со взрослыми. И благодаря этому через несколько месяцев общения с птицей заикание очень часто исчезает или, по крайней мере, у ребенка наблюдается огромный прогресс. Что же касается породы «пернатых логопедов», то, как это не удивительно, самое большое количество случаев излечения заикания зафиксировано в процессе общения детей с обычными волнистыми попугайчиками.

Дефектолог о заикании
Есть какой-то «рычаг», воздействуя на который, можно избавиться от этого недуга на всю жизнь. Как же его найти?

Рычаг — это сам человек с его внутренними ресурсами и грамотное сопровождение окружающих. Нет такого, чтобы нажал на что-то или таблетку выпил, и заикание прошло. Бывают периоды улучшения и ухудшения, возможно значительное улучшение на всю жизнь. На собственное заикание ребенок и взрослый реагируют одинаково, реакции окружающих людей тоже одинаковы. Тревога и вина — традиционные чувства близких. Вот и сейчас вы, бабушка, пишете о внучке, которой 33 года. Это ваше общее семейное состояние, и не важно сколько лет заикающемуся: 12, 25 или 40. Самая важная рекомендация для вас и всех, кто окружает столкнувшегося с этой проблемой, — убрать негативные реакции: тревогу, растерянность и особенно вину за то, что вы что-то не так сделали. Такая атмосфера усугубляет заикание. Оставьте конструктив — сходите вместе к неврологу, помогите с обследованием и выполнением рекомендаций. Заикание лечится комплексно.
Во-первых, медикаментозную терапию назначает невролог.
Во-вторых, есть психотерапевтическая часть. Бывает, человека самого напрягает заикание, он приходит к психотерапевту самостоятельно, и они вместе работают над проблемой. Если же он не фиксируется на своем заикании, адаптирован среди людей, работает, общается, близким не стоит бить тревогу и тащить его на терапию за руку. Забудьте о том, что он заикается, раз это не мешает ему. Часто, когда прекращаются тревожные реакции именно близких, происходит спонтанное улучшение.
В-третьих, необходима помощь логопеда: он научит, как говорить на выдохе, даст рекомендации по режиму молчания, подберет индивидуальные упражнения. Еще раз подчеркну — без стабильного фона, без фиксации на проблеме окружающих («Ты сходил к логопеду? И что он тебе сказал?») ничего не получится. Если вы хотите помочь, помните, что здесь нужны не тотальный контроль и бесконечные акценты, а осторожность.
Дефектолог О.В. Кончиц (г. Могилев)

Рецепт австрийского лекаря Рудольфа Бройса лечения заикания.

источник

Заикание — речевое нарушение, которое проявляется в регулярной пролонгации или повторении слов, слогов или звуков, разрывая таким образом плавное течение речи. В отличие от здоровых людей, отрывистые повторения в речи которых составляют лишь около 7 %, страдающие заиканием испытывают от своего недуга ощутимый дискомфорт, доля перерывов в их речи оценивается в 10 % и более.

Наблюдаться заикание начинает, как правило, ещё в детском возрасте, чаще им страдают мальчики; апогея недуг достигает в юношестве, ослабевая после 30 лет. К причинам, провоцирующим это речевое нарушение, относят заболевания нервной системы и неврозы, вызванные стрессами.

Лечение заикания зачастую носит комплексный характер, предполагая использование различных психотерапевтических, физиотерапевтических, медикаментозных методик, эффективность которых в первую очередь зависит от того, насколько своевременно была оказана помощь. Отдельное место занимают в этом списке нетрадиционные методы борьбы с речевыми нарушениями — в частности, фитотерапия.

Крапиву, боярышник, кипрей, ягоды малины, овёс (солома), тмин, землянику (листья) и мяту смешайте и залейте кипятком в пропорции 1:20. Прогрейте сбор на малом огне и, не доводя до кипения, дайте настояться. Спустя полтора часа процедите и принимайте по трети стакана за 30 минут до еды.

Хмель является мягким седативным средством, которое по активности немного уступает валериане

C хмелем при заикании готовят и такое снадобье: смешайте его с шиповником, корнем одуванчика, тмином, берёзовыми листьями, мятой, сушеницей, полынью, фиалкой и ясменником в равных пропорциях. Около 5-7 г. сбора залейте полулитром охлаждённой воды и дайте настояться 5 часов. Затем поставьте смесь на огонь и, доведя до кипения, оставьте ещё на полчаса. Употреблять напиток рекомендуется по трети стакана перед каждым приёмом пищи.

Полезный настой можно приготовить и следующим образом: небольшое количество ромашки и крапивы смешайте с чуть большим количеством дягиля, зверобоя, мелиссы, вереска и хмеля, залейте сбор 300 мл. горячей воды и дайте настояться.Спустя полчаса средство можно применять, выпивая по 150 мл. дважды в день.

Альтернативным может стать такой отвар: смешайте равные части солодки, мелиссы, донника, цветков календулы и берёзовых листьев с 300 мл. тёплой воды. Спустя 2 часа процедите и принимайте перед каждым приёмом пищи.

Препараты из аниса обладают противовоспалительными и антисептическими свойствами

Также можно приготовить настой на основе аниса. Чайную ложку смеси зверобоя, пустырника (листья), аниса, мелиссы, душицы и ромашки залейте горячей водой и оставьте на три часа. Процедив, пейте отвар перед каждым приёмом пищи.

Листья ясенца в Сибири используют как суррогат чая

А вот как можно использовать в борьбе с нарушением ясенец. Свежие листья и цветки растения добавьте в кипящую воду и дайте прогреться им в течение получаса. Процедив отвар, полоскайте им ротовую полость 5 минут 2-3 раза в день. Внимание: глотать такое средство не рекомендуется.

Лапчатка находит применение в народной медицине и в гомеопатии, чаще как противосудорожное средство

Использовать в терапевтических целях можно и отвар с лапчаткой. Щепотку растения добавьте в 300 мл. молока и поставьте его на огонь. Доведя до кипения, дайте снадобью настояться и процедите. Употреблять его следует по утрам в течение 10 суток. Вместо молока можно взять вино.

В народной медицине рута используется как средство, снижающее ревматические и невралгические боли, при головной боли

Вместо лапчатки допускается использовать руту. Около 5 г. высушенного растения смешайте с 0,5 л горячей воды и прогрейте на малом огне 5 минут. Отваром, процедив его, полоскают ротовую полость. Частота повторений — 3-5 раз в сутки в течение месяца.

Заменить некоторые ингредиенты в таких отварах можно на побеги сосны, тысячелистник, исландский мох, ежевику, фенхель.

Заиканием страдали многие известные личности, среди которых Льюис Кэррол, Мэрилин Монро, Исаак Ньютон, Уинстон Черчилль, а также египетские фараоны.

Успокоить нервную систему больного заиканием можно с помощью отвара из яблок. Добавьте кожуру яблок в воду и сварите таким образом компот. При желании снадобье можно сдобрить мелиссой и сахаром. Употреблять по 3 стакана в сутки.

Отожмите крапиву и смешайте её сок с соком ясенца в пропорции 2:3. Получившееся средство в небольшом количестве следует поместить на кончик языка больного и удерживать 5 минут. Частота повторения процедуры — 5 раз в день, длительность курса — 9-11 суток.

Также можно смешать соки калины, лимона, капусты, шиповника (по 100 г.) с 200 г. мёда. Употреблять снадобье рекомендуется внутрь по 1 столовой ложке дважды в день.

Эффективной при заикании может стать ароматерапия с применением масел на основе лекарственных трав и растений. Особое внимание следует уделить маслам розы, розмарина, шалфея, сосны, герани, лаванды, сандала, базилика, полыни, чабреца, бергамота.

Используют их, смачивая платок и поднося к переносице больного 3-4 раза в сутки.

источник

Тема этого материала — заикание у детей и способы лечения этого недуга современными медицинскими и проверенными временем народными средствами в домашних условиях.
Заикание (медицинское название – логоневроз) у детей возникает в результате того, что запинание, растяжка и повтор слов вызывает у малышей мышечное напряжение или судороги в речевом аппарате, нарушается плавность речи. При этом заикание у детей может сопровождаться судорогами голосовых связок, языка и даже губ, а также нарушением дыхания. Дети испытывают огромную трудность при разговоре, а слушателю при восприятии такой речи приходится сильно напрягаться. Пытаясь, справится с запинаниями самостоятельно, дети вызывают еще более сильное заикание. Прежде чем назначить лечение заикания у ребёнка,необходимо провести комплексное обследование профильными специалистами (детский логопед,психолог,невролог),чтобы выявить причину неприятного дефекта речевого аппарата.

Основная причина заикания, как привило — слабая нервная система, которая вызвана рядом плохих факторов, таких как заболевание нервной системы родителей ребенка; курение и употребление алкоголя во время беременности, которые вызывает проблемы в мозговом кровообращении будущего ребенка и общую интоксикацию, приводят к потери сна, вызванную ночными кошмарами и страхами, повышенному раздражению и плаксивости, общей физической слабости и энурезу. Как полностью избавиться от заикания и какие меры необходимо предпринять в первую очередь,чтобы ребенок мог разговаривать нормально, не напрягаясь и не нервничая ?

Так как дети, страдающие заиканием и дети, входящие в группу риска имеют слабую нервную систему, очень важно использовать к ним индивидуальный подход. Обязательно соблюдение не только общего, но и речевого режима и благоприятная обстановка в семье. Так как ребенок легко утомляется и подвержен перевозбуждению, необходимо ограничить просмотр телевизионных программ и компьютера. Особое внимание нужно уделить играм и передачам, которые не подходят ввиду маленького возраста ребенка, а также необходимо ограничить просмотр телевизора перед сном. Тоже касается и книг. Нельзя читать ребенку на ночь сказки, которые могут вызвать страх и кошмары.

Ребенок начинает бояться Кощея, привидения и других отрицательных персонажей.

Одними из самых популярных методов лечения заикания у детей является гипноз и метод расслабления и отвлечения внимания. Помимо этого маленькому пациенту необходимо лечебная физкультура, процедуры физиотерапевтии и рефлексотерапия. В борьбе с заболеванием поможет опытный логопед, который научит ребенка использовать режим молчания, навыки плавной речи, с помощью голосовой гимнастики поставит правильное дыхание при разговоре. Не стоит так же забывать о том, что и родители должны принять свое участие – ребенок,страдающий заиканием, должен быть окружен заботой и любовью как можно чаще.

При логоневрозе в нервной системе ребенка не возникают необратимые последствия, он не приводит к умственной отсталости детей. Соответственно с этим заболеванием можно бороться без всяких последствий и ребенок сможет вернуться к нормальной жизни.

Если заикание у ребёнка было вызвано неврологическими последствиями, необходимо обратиться к неврологу, который выпишет препараты, способствующие улучшению активности мозга, и лишь потом логопед разработает специальную программу комплексного лечения. Такие меры необходимы лишь при серьезной необходимости, так как медикаменты имеют множество побочных эффектов, которые могут отрицательно отразиться на здоровье малыша.

Лечение заикания у детей в раннем возрасте, как правило, включает в себя целый ряд мероприятий,направленных на укрепление нервной системы малыша и развитие речевых навыков. Атмосфера в семье играет ключевую роль в лечении заикания у ребенка — спокойная,дружеская обстановка,ежедневное полноценное общение домочадцев с заикающимся малышом помогут избавиться от недуга быстрее,чем самые современные лекарственные средства.


К сожалению заикание у детей — весьма распространенный недуг и заикающихся детей с каждым годом становится только больше. Ни в коем случае на откладывайте решение проблемы в долгий ящик. Чем раньше проконсультироваться с детским логопедом и психологом и как можно быстрее начать комплексное лечение, тем выше вероятность избавиться от недуга полностью и навсегда.

Следующая статья :
Как избавиться от халитоза у ребенка

вернуться на Главную страницу

  • Как вылечить заикание пением
  • Лечение заикания глухотой
  • Эффективные народные средства
  • Как справляются с заиканием целители из города Лиски
  • ОТЗЫВЫ

Что такое заикание?
Заикание — нарушения темпо-ритмической организации речи. Это диагноз ставят, когда нарушения явно выражены частыми остановками или повторением слогов.

Расссмотрим советы читателей газеты Вестник ЗОЖ, которые помогли избавиться от этого недуга в домашних условиях.

Лечение заикания у детей в домашних условиях пением.

  • У женщины и сын и дочь с пяти лет начали заикаться. Один врач посоветовал, чтобы все слова они произносили нараспев. И вот они всей семьей пели около 6 месяцев. И дети постепенно начали говорить правильно. (рецепт из ЗОЖ 2008, №3 с. 32).
  • Как избавиться от заикания у детей пением.
    У девочки с самого раннего детства было заикание, да еще и с нервным тиком. До 14 лет занималась с логопедом, затем начали ее водить по знахаркам и целителем. В остальном девочка развивалась нормально, мысли излагала на бумаге хорошо, но речь ей почти не давалась.
    После поступления в техникум моральные страдания усилились: там надо было изучать два языка: английский и китайский, и сдавать по ним экзамен.
    Преподаватель, который вел у них психологию, заметив страдания девушки, предложил ей петь, чтобы вылечить заикание.
    Стала петь, хоть ей медведь на ухо наступил. Пела везде и в полный голос. Приходилось нелегко, но жить стало веселее. Постепенно перешла на пение английских песен, а потом и китайских. Экзамены по языкам сдала на пятерки. Теперь не заикается, только немного, когда сильно разволнуется (ЗОЖ 2007, № 7, с. 10).
  • Заикание у ребенка началось после того, как в дом среди ночи вбежала соседка и закричала, что горит ее дом. Ребенок спросонья выскочил на улицу, увидел пламя пожара, треск горящего дерева. Всё это так подействовало на него, что ребенок стал сильно заикаться. Врачи оказались бессильны, недуг не поддавался лечению.
    Однажды ребенок шел из школы домой, и случайный прохожий спросил дорогу к нужному дому. Пока мальчик пытался из себя что-то выдавить, прохожий спокойно стоял и ждал, а потом сказал, что в детстве он заикался еще сильней. Но вылечить заикание ему удалось с помощью великого и могучего русского языка. В итоге, он стал педагогом, а потом и заведующим кафедры русского языка в пединституте. Методика проста: надо произносить нараспев все, что ты читаешь или говоришь вслух.
    Эти слова запали мальчику глубоко в души, с того дня он стал тренировать свою речь с утра до вечера. В ход пошло всё: скороговорки, стихи, отрывки из опер и оперетт, песни, частушки, газеты и журналы, домашние задания, художественная литература.
    С той встречи прошло 4 года. Постоянные тренировки, выдержка, терпение, воля помогли избавиться от заикания. Ребенок говорит чисто, без одной запинки.
    (рецепт из ЗОЖ 2007, № 1, с. 12).
  • Когда ребенку исполнилось 7 лет, у него умерла бабушка, он начал заикаться. Тогда мама попросила его слова не говорить, а петь. Мальчик очень быстро научился говорить правильно, не заикаясь. (ЗОЖ 2005, № 22 с. 30).
  • Девочка заикалась с рождения. Перед тем, как пойти в школу, мама обошла всех врачей – никто не помог. На глаза ей попался журнал с советами, как вылечить заикание в домашних условиях:
    1. Вокруг заикающегося должна быть спокойная обстановка (ни криков, ни ругани, спокойная музыка)
    2. Все слова, которые говорит ребенок, он должен пропевать. Кроме того, петь протяжные песни.
    3. На ночь пить теплое молоко с медом. Оно расслабляет и успокаивает.
    Мама девочки последовала этим советам. Сейчас от заикания у ребенка не осталось и следа. При этом никаких таблеток и медикаментов она не принимала. (ЗОЖ 2006, № 6, с. 32).
  • Девочка после сильного испуга начала заикаться. Вылечили ее так: все окружающие ее взрослые родственники стали с ней не говорить, а петь. Если надо что-то спросить у девочки или сказать – всё нараспев. Месяца через четыре все стало хорошо.
    Во время лечения заикания ребенка желательно отгородить от сверстников, которые могут дразнить и обзывать. (рецепт из ЗОЖ 2002, № 19, с. 20).
Читайте также:  Адаптол отзывы детям при заикании отзывы

Заикание у взрослых — лечение глухотой.

Есть такое старинное народное средство лечения заикания в домашних условиях. Надо заткнуть уши на 7 дней так, чтобы почти не слышать своего голоса. И всё это время читать вслух, много говорить и даже петь. Должно пройти. (рецепт из газеты ЗОЖ 2007, № 3, с. 32).

Лечения заикания у детей и взрослых народными средствами.

Как вылечить заикание у взрослых и детей?

  • Народное лечение заикания в домашних условиях костяникой.
    У женщины после инсульта началось заикание, особенно в моменты волнения. Вылечить удалось настоем костяники: 1 ст. л. измельченных сушеных листьев заливала стаканом кипятка и настаивала 8 часов. Пила по 1/2 стакана 3 раза в день до еды. (ЗОЖ 2007, № 6, с. 33).
  • Чтобы избавиться от заикания, обязательно надо пить настой костяники. Растение нужно рвать вместе с зеленью и корнями, сушить. 1 ст. л. травы заливать 1 стаканом кипятка, укутывать и настаивать до остывания. Пить по 1 ст. л. 3 раза в день. (ЗОЖ 2005, № 17, с. 30).

Пример использования этого народного средства: Ребенок после испуга начал заикаться. Водили его по разным специалистам, промучились более двух лет, но все впустую. Помощь пришла, откуда не ждали.

Знакомая учительница ездила в областной центр на курсы повышения квалификации. Там слушала лекции преподавателя мединститута. Вернувшись, она посоветовала лечить заикание у ребенка по такому рецепту:
Взять 1 ст. л. с верхом сухих листьев костяники, собранных в августе. Они должны быть уже со ржавыми пятнами. Залить 1 стаканом кипятка, настоять. Настой должен получиться горьким. Давать ребенку этот настой по 1 ст. л. 3 раза в день. Настой каждый день готовить свежий. Это народное средство помогло избавиться от проблем с речью. (ЗОЖ 2004, № 16, с. 22).

  • Лечение заикания у детей в домашних условиях травами.
    Ребенок в 3 года начал заикаться, да так сильно, что дело доходило до истерик. Куда только не обращались за лечением, но от заикания избавиться не удавалось. Знакомые подсказали обратиться за помощью к одной бабушке. Ей тогда было уже 99 лет. Бабушка принесла из своего сада траву и велела поить ребенка каждый день, пока он не начнет говорить без заикания. Сказала, что трава эта безвредная, пить можно хоть сколько, но сильная, помогает даже при помешательстве.
    Траву заваривали в литровой банке на глаз, заливали кипятком, укутывали. Когда зеленоватый настой остывал, поили ребенка без ограничений. Летом заваривали свежую траву, на зиму сушили.
    Через год заикание у ребенка прошло.
    Трава эта называется СПАРЖА, растет в огородах, ей часто украшают букеты. (ЗОЖ 2001, № 1, с. 19).
  • Лечение пустырником при нервном заикании у детей — эффективное народное средство.
    Ребенок пошел в 1-й класс. Там дети стали над ним насмехаться. От этого он страдал, стал заикаться, развилась депрессия, начались судороги. Врач-педиатр посоветовал поить ребенка на ночь настоем пустырника. Мама заваривала 1 л. л. пустырника 1 стаканом кипятка, настаивала, процеживала. Ребенок пил по 1 ст. л. настоя утром и вечером. Лечение длилось 7 дней, потом 7 дней перерыв, затем снова пустырник – 7 дней. Пил до тех пор, пока не стал нормально говорить. У него исчезли судороги, глаз перестал косить, с лица сошла болезненная гримаса.
    Так же удалось избавиться от заикания в домашних условиях с помощью пустырника соседской девочке. (ЗОЖ 2005, № 18, с. 29).
  • Как лечат от заикания целители из города Лиски.

    У женщины внук заикался с трех лет. В школе отвечал на все вопросы только письменно. После статьи в ЗОЖ о Иванкине Алексее Андреевиче из города Лиски Воронежской области (ул. Гагарина, д. 8, ) повезли туда внука. После 10-дневного лечения заикания у ребенка речь наладилась. Прошло 3 года, сейчас внуку 17 лет, говорит хорошо, но время от времени делает упражнения, которым научили его в Лисках. В группе тогда было 48 человек, лечились от заикания и дети и взрослые от 8 до 43 лет. Все уехали, разговаривая чисто. (ЗОЖ 2008, №4, с. 8, )
    2001 году Иванкину Алексею Андреевичу было 70 лет, но ему помогал 20-летний сын Алексей Алексеевич. Принимали в 2001 году по 20 человек в месяц. Дед и прадед у Алексей Андреевича так же были народными целителями. (2001, №20, стр. 8-9)
    АиФ «Здоровье» опровергает публикации «Вестник ЗОЖ». В статье АиФ написано, что Алексей Андреевич работает без патентов и образования, лечит от заикания странными методами, набирает группы до 100 человек.
    В соседнем же строении работает его брат – Иванкин Петр Алексеевич. Вот у него с лечением все нормально: группы по 20 человек, обстановка дружелюбная, с документами все в порядке, результаты лечения заикания – отличные. Помогает ему дочь Наташа (психолог) и сын Павел (медик). Братья Павел и Алексей не общаются между собой.

    Заикание – нарушение в нормальном произношении слов, повторение слогов, звуков, частое прерывания в речи, неуверенность в себе. Подобный недуг довольно распространенная проблема, берущая начало с древних времен.

    Заболеванию были подвержены разные великие люди, но дефект речи не стал для них препятствием.

    В зоне риска оказываются чаще всего дети, чем взрослые. Мальчики в 3-4 раза больше подвержены проявлению недуга.

    Выделяют некоторые причины, которые могут повлечь возникновение неприятных последствий:

    1. Психологические травмы (сильный испуг, негативная обстановка, стресс, страх выступлений, издевательства);
    2. Особенности умения говорить;
    3. Гипоксия плода, травмы головы;
    4. Копирование говора с людей, подверженных болезни;
    5. Состояние нервной системы из-за инфекций, поразивших головной мозг (менингит, энцефалит).

    Факторы, указывающие на появления болезни:

    • диктаторское воспитание в семье, отсутствие ласки и теплоты;
    • плаксивость, раздражительность, плохой сон, аппетит;
    • пониженный иммунитет;
    • генетическая наследственность;
    • тяжелые роды, сложная беременность;
    • резкая смена обстановки (переезд, посещение детского учреждения).

    Благоприятный момент в том, что с возрастом речевые дефекты исчезают. Только 3% взрослого населения остаются зависимыми от обстоятельств.

    Заикание подвержено классификации по степени протекания и по клинической форме. По степени заикания выделяют такие типы недуга:

    1. Постоянное – полностью заполняет собой обычную жизнь;
    2. Волнообразное – проявляется временами;
    3. Рецидивирующее – повторное возникновение после полного излечения.

    По клинической форме выделяют два типа заболевания, для каждого из них выделяют отдельные симптомы и причину, представленные в таблице:

    Невротическая Неврозоподобная
    Причина Психические травмы, ранее изучение второго языка Тяжелая беременность, сложные роды
    Характер Функциональный, мозговые функции не нарушены Имеются органические изменения в клетках головного мозга
    Признаки Плаксивость, робость, обидчивость, боязнь темноты, впечатлительность Беспокойство, наличие плохого сна, отставание в физическом развитии, плохая координация, возбуждаемость, вспыльчивость
    Период проявления 2-6 лет 3-4 года
    Симптомы
    У детей полное замыкание в себе;

    усиливающийся дефект при любом воздействии (стресс, тревоги);

    отказ от общения с новыми людьми;

    ребенок боится произносить слова, ожидая проявления дефекта речи

    паузы в говоре чаще и длиннее;

    судороги в мимике лица и рук;

    У взрослых навязчивое состояние ожидания речевого дефекта при произношении;

    упадок сил, отсутствие настроения;

    страх перед разговорами с людьми;

    тяжелые судороги во всех отделах речевого аппарата;

    при разговоре постоянные ритмичные наклоны головы, покачивание тела, однообразные бессмысленные движения пальцев;

    повышена истощаемость и утомляемость в речи

    Таким образом, заболевание затрагивает не только детей, но и взрослых. Причем последние страдают от недуга тяжелее. Лечение на ранних стадиях намного легче и эффективнее.

    Выявить заикание достаточно сложно. Проводятся специальные тесты на вероятность наличия дефекта речи.

    Врач по своему усмотрению может назначить дополнительные лабораторные исследования для выявления определенной формы заболевания:

    1. Общий анализ мочи, крови;
    2. Инструментальная диагностика (магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография).

    Для полноты картины и правильного диагноза необходима дифференциальная диагностика и специфическое лечение с участием многих специалистов. Следует показаться таким врачам как невропатолог, психолог, иглорефлексолог, психиатр и логопед.

    Пройдя врачей можно определить причину, побудившую возникнуть дефекту речи. С помощью общей консультации специалистов находится единственно верный путь решения проблемы.

    Для достижения положительных результатов в лечении следует выполнять некоторые правила:

    1. Настроить режим дня. Полноценный сон в течение 8-10 часов ночью, дневной отдых – 2-3 часа. Устранение компьютера и других гаджетов в вечернее время. Отказ от новых серий мультфильмов и частичное сокращение периода просмотра;
    2. Правильный рацион. В еду рекомендуется ввести растительные и молочные продукты. Убрать из питания сладости, соленые продукты, жаренные и острые блюда;
    3. Правильное спокойное общение. Разговор должен быть размеренным, неторопливым с верным произношение каждого слова;
    4. Спокойный речевой режим. Следует выбирать книги хорошо знакомые, не настаивать на их пересказе. Чаще гулять в спокойных тихих местах. Играть в малоподвижные игры, не вызывающие возбуждения. Просить, чтобы ребенок комментировал все свои действия.

    Образ жизни должен сводить к минимуму возможные нервные потрясения и раздражения нервной системы. Выполнение действий позволит вывести больного из состояния боязни общения.

    Как диагностировать и избавиться от заикания рассказывают врачи, смотрите видео:

    Посещение разных врачей поможет выявить причины возникновения логоневроза. Специалисты направят на необходимое лечение, каждый по своему направлению, что в результате даст положительные результаты в динамике развития заболевания:

    • логопед – обучает правильному использованию голоса, дыхания;
    • невропатолог, психиатр – проводят терапию нервной системы, воздействуя медикаментозно;
    • психотерапевт – лечение психотерапией (гипноз, аутотренинг);
    • психолог – способствует раскрепощению в общении с окружающими людьми;
    • иглорефлексолог – проводит манипуляции с иглами, снимая нервное возбуждение, способствует налаживанию кровообращения в головном мозгу.

    При постоянном неблагоприятном воздействии в семье, рекомендуется корректировка отношений родителей и ребенка.

    Прописываются следующие медикаменты:

    • седативные средства: Новопассит, Дормиплант;
    • транквилизаторы: Диазепам, Глицин, Медазепам, Афобазол;
    • для устранения судорог лица: Мидокалм, Магнерот, Финлепсин;
    • препараты, усиливающие кровообращение в мозгу: Ноотропил, Ноофен, Энцефабол.

    Для эффективного лечения существуют различные методики терапии, представленные в таблице.

    Методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенской Л.Г. 36 занятий Создается игровая ситуация, позволяющая сформировать навыки нормальной речи. Проводятся специальные логопедические занятия для выравнивания говора
    Методология Смирнова Л.Н. 30 недель Обеспечивает коррекцию дефекта речи, улучшает память, внимание, развивает мелкую моторику рук, способствует расслаблению тонуса мышц
    Методика Силивестрова 3-4 месяца, 32-36 занятий Создается ненавязчивая атмосфера, общение сводится к минимуму. После периода покоя деятельность направляется на стимуляцию речи ребенка. Проводятся занятия перехода от тихой к громкой речи. Плавный неспешный говор закрепляется в сложных речевых диалогах, беседах, пересказах
    Методика Шкловского В.М. 2,5–3 месяца Выявляется причина заболевания, проводится передел личности человека и его навыков. Больной учится заново правильно ставить речь в ситуациях обычной жизни. Формируется уверенность правильного произношения слов
    Методика Арутюнян Л.З. 24 дня, затем 5 курсов по 7 дней за год Устраняются судороги речевого аппарата, убирается страх перед разговором с другими людьми. Необходимо принятие проблемы и настрой на лучший исход
    Гипноз Единоразово или периодически «взрослый» метод, для детей категорически запрещен. Некоторые специалисты путем внушения закладывают уверенность в себе. Результат – жизнь без заикания. Есть побочные явления: головные боли, бессонница, снижение памяти

    Кроме возможных методик и медикаментов проводятся процедуры плавания с дельфинами, иглорефлексотерапия и электросон.

    Также не стоит отсеивать народную медицину, которая может существенно повлиять на благоприятный исход.

    Храп у мужчин и женщин: причины и лечение.

    Почему трясутся руки у молодых и пожилых людей?

    Методы лечения наркозависимости перечислены в этой статье.

    Народная медицина предлагает ароматерапию, рецепты смесей, настоек и отваров, самомассаж.

    Ароматерапия снимает нервное возбуждение, нейтрализует страхи. Целесообразно применение масел сосны, бергамота, сандала, базилика, розмарина, розы, полыни, герани или лаванды. Несколько капель маслянистой жидкости капнуть на платок, шарф, подушку и вдыхать до выветривания.

    Положительный эффект имеют отвары и настойки:

    • успокоительный сбор ромашки, крапивы, мяты и валерианы – 0,5 ст.л. смеси развести на стакан кипятка, настаивать четверть часа. Пить по 0,5 стакана утром и вечером;
    • сбор для успокоения центральной нервной системы – листья мелиссы, березы, солодки, донника смешать с цветами календулы, залить все кипятком. Прокипятить на водяной бане, после настоять в закрытой посуде 2 часа. Процедить и принимать до еды 5-6 раз;
    • хмельной отвар (снимает спазмы головного мозга) – 1 стакан вина, в него добавить траву гусиную лапчатку. Прокипятить, остудить. Перед употреблением разогреть. Вино можно заменить молоком. Принимать не более 3 раз в день.

    Лучше всего совместить народную медицину с традиционна медикаментозным воздействием. Комплексная терапия даст положительные результаты в борьбе за здоровую и правильную речь.

    Не стоит отказываться от любой возможности излечить ребенка или взрослого человека от заикания.

    Одним из самых распространенных видов речевого расстройства является заикание, когда у человека из-за несогласованности работы речевых мышц с дыханием и голосом более чем на 7% нарушается плавность и ритм речи.

    Возникновение судорожных замедлений в гортани, языке или на губах, которые длятся до 0,5 минуты, являются первыми признаками заикания.

    Более распространены случаи заикания у детей в возрасте от двух лет, в период активного развития речи, когда ее функции еще достаточно хрупки, и период формирования речи может длиться от одного года и более. Но в большинстве случаев, спонтанное выздоровление от заикания наблюдается именно в детском возрасте. А поскольку мужской пол, как известно, эмоционально гораздо менее устойчив, то он подвержен заиканию в гораздо большей степени, нежели женский.

    Бывает так, что, например, во время выступления человека перед аудиторией, заикание, практически незаметное в менее тревожной обстановке, заметно усиливается.

    Существует немало теорий возникновения заикания, и на сегодняшний день следует выделить два основные типа заикания. К первому типу имеет прямое отношение дети, рожденные с дефектом нервной системы, причиной чего послужили, к примеру, тревожные состояния будущей мамы в период беременности, или же травма во время родов. А так же это может быть вызвано с генетической наследственностью, или быть следствием частых заболеваний ребенка после рождения. Помимо заикания, внешних отклонений у таких детей, как правило, не бывает, но достаточно распространены случаи повышенного внутричерепного давления, изменения рефлексов и судорожной готовности.

    Спонтанное же возникновение заикания относится ко второму его типу. Данный тип заикания обнаруживается у детей, родившихся абсолютно здоровыми, но которые, уже после своего рождения, в основном подвергались стрессу, переутомлениям или же неврозам. У таких детей в период тревожного состояния или эмоционального возбуждения наблюдается усиление дефекта речи.

    Менее распространенной причиной заикания может быть результат нервного расстройства, которое было вызвано, к примеру, тем, что ребенка принуждали перейти «в правши». Так же заикание может быть результатом осложнения после коклюша, скарлатины или же гриппа.

    Существует несколько распространенных симптомов заикания.

    Например, когда заикающийся человек, опасаясь оказаться «беспомощным» в глазах собеседника, пытается заменить некоторые «трудные» слова синонимами, которые сравнительно легки в произношении. Бывает и так, что он и вовсе уклоняется от разговора, немедленно найдя для этого вескую причину.

    Зачастую у заик во время разговора возникает непроизвольное сокращение мышц не только лицевых и шейных, но так же и ног, и рук.

    Заикающиеся дети зачастую испытывают невероятную сложность в общении, их самооценка далека от адекватной, они, несмотря на свою замкнутость, невероятно чувствительны и ранимы. Общаясь с «нормальными» сверстниками, ребенок испытывает самый настоящий стресс. Вообще, заикание лечится, и здесь главным является постараться выявить его на самой ранней стадии. Параллельно следует воспитать в ребенке уверенность в себе и стремление справиться с этим недугом в первую очередь при помощи собственных усилий.

    Если родители заикающегося ребенка будут следовать некоторым несложным правилам, то их чадо в скором времени быстро избавится от этого недостатка.

    1. Необходимо взять себе за правило говорить с ребенком только спокойным тоном, плавно и разборчиво выговаривая каждое слово.
    2. Никогда не следует перебивать ребенка, заставляя его тем самым нервничать. Он не сможет выговориться, а для него это крайне важно.
    3. К вступлению ребенка в школьный возраст, необходимо приучить его самостоятельно управлять темпом речи, произнося слова только на выдохе, избегая при этом говорить скороговоркой на вдохе.
    4. Следует помнить, что речь ребенка значительно улучшится, когда для него станет привычным разговаривать медленно, но отнюдь не монотонно.
    5. Необходимо регулярно заниматься с ребенком техникой речи, приучая его сначала задавать вопросы на тему прочитанной книги, затем пересказать сюжет в присутствии близких, а потом и не очень близких людей. Это в значительной мере сопутствует скорейшему избавлению от заикания.
    6. Важно помнить о том, что если принуждать ребенка читать вслух, то это только усугубит ситуацию.
    7. При общении с ребенком очень важно сохранять с ним зрительный контакт. Не нужно отводить взгляд, потому как ребенок может подумать, что родитель очень расстроен его заиканием.
    8. Добиваясь правильного речевого режима, не стоит перегружать ребенка напоминаниями о том, как ему следует говорить.

    Следует помнить, что упрощенные и ускоренные методы лечения от заикания дают лишь кратковременный результат. Пока ученые продолжают работать над весьма актуальной проблемой заикания, необходимо действовать и самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности ребенка:

    — способствовать изменению привычного стиля речи на ритмизированный;

    — использовать метод «поощрений и наказаний» — разумеется, только в мягкой игровой форме, вызывающей у заикающегося ребенка только положительные эмоции;

    — применять специальные устройства для отбивания ритма, координирующие речь.

    Лечение заикания травами и овощами

    Пришедшие к нам из прошлого народные методы лечения заикания применять вовсе не возбраняется, поскольку они зачастую и весьма скоро приводят к довольно эффектному результату.

    Применение настоев из трав помогает избавиться от заикания в достаточно короткие сроки. Для этого следует воспользоваться некоторыми советами:

    — опустив в кипящую воду листья белого ясенца, и, настояв 20 минут, процедить. Полоскать полость рта (не глотая) следует в течение 3-5 минут, повторять процедуру до шести раз в день;

    — три капли сока цветков и листьев ясенца смешать с двумя каплями сока крапивы, и в течение пяти минут, не глотая, продержать на языке. Повторять процедуру следует не менее 6 раз в течение 10 дней;

    — принимать 2 раза в день по 1 столовой ложке по 100 грамм шиповника, лимона и калины, смешанных с 200 граммами белокочанной капусты, заедая настой семечками или миндалем;

    — закипятив в молоке или вине (200 грамм) щепотку гусиной лапчатки, процедить, а когда настоится, принимать настой утром натощак в течение 10 дней;

    — залить кипятком (0,5 л) 5 грамм сухой душистой руты и кипятить на слабом огне пять минут, затем процедить, и держать его во рту не глотая, до полного остывания отвара. Повторять процедуру необходимо не менее 6 раз в сутки, в течение 2-3 часов;

    — смешать в равных количествах сухой вереск, зверобой, дягиль, мелису, хмель, ромашку и крапиву, а затем опустить в 200 мл кипятка чайную ложку этого сбора, который настаивался в течение 30 минут, и применять настой по 100 грамм – утром натощак и вечером – перед с ном.

    Лечение заикания лекарственными сборами

    Наиболее распространенным способом лечения заикания является лечение лекарственными сборами.

    — настоянная в течение 15 минут половина столовой ложки сбора из сухой мяты, крапивы, валерианы и ромашки, залитая 200 мл кипятка, а затем процеженная, обеспечивает уверенность и спокойствие. Применить настой нужно по 100 грамм 2 раза в день;

    — залить сбора листьев донника и березы, цветов календулы, солодки и мелисы 200 мл кипятка, дать настояться 2 часа, затем процедить, и принимать не менее 5 раз в день перед едой;

    — смешав в 400 мл холодной воды 7 грамм из сбора плодов шиповника и цветов фиалки трехцветной, ясменника, листьев сушеницы, полыни, березы, мяты, и корня одуванчика, настоять в течение 6 часов при температуре 26 градусов. Затем прокипятить и снова настоять полчаса. Процедить, принимать за 15 минут до еды по 70 мл четыре раза в день;

    — смешать компоненты измельченного сбора из плодов тмина, боярышника и крапивы, листьев мяты, кипрея и земляники, а так же соломы овса и побегов малины, и залить 300 граммами кипяченой воды. Держать на огне, не доводя до закипания, а затем дать 1,5 часа настояться, процедить и принимать теплым, по 50 грамм за полчаса до еды, 5 раз в день;

    — залить 7 грамм сбора из измельченных трав ромашки, зверобоя, душицы, листьев пустырника, плодов аниса и мелисы кипятком, настоять 3 часа, процедить и принимать не менее 5 раз в сутки до еды;

    К наиболее распространенным народным средствам лечения заикания относятся так же и другие сборы:

    — залить смесь измельченных трав мелисы лекарственной и донника, листьев сизой ежевики, цветов календулы, листьев березы, плодов фенхеля, побегов вереска, цветов сердцевидной липы и корневищ лекарственной валерианы 300 мл кипятка, и томить на водяной бане 10 минут, не доводя до кипения. Затем, настояв 1,5 часа в теплом месте, следует пить настой за полчаса до еды по 50 грамм в день;

    — залить 7 граммов измельченной смеси из плодов боярышника колючего, тмина, соломы, посевного овса, побегов малины, листьев кипрея, лесной земляники, побегов малины, травы перечной мяты и двудольной крапивы 300 мл кипятка, и томить на водяной бане под крышкой в течение 10 минут. Настоять при комнатной температуре 1,5 часа, затем процедить. Принимать теплый настой по 50 грамм за полчаса до еды, 4 раза в день;

    Лечение заикания аромотерапией

    Для того, чтобы избавиться от страха и снять напряжение, можно использовать в лечении заикания ароматические масла таких растений, как розы, базилики, розмарина, бергамота, сосны и сандала. Успокоительный эффект оказывают масла чабреца, шалфея, герани, лаванды и полыни. Нанеся небольшое количество масла на чистый носовой платок, следует вдыхать этот аромат не менее трех раз в сутки.

    Неплохим методом для лечения заикания является принятие двадцатиминутной ванны с 4-5 граммами ароматического масла таких трав, как чабрец, герань, шалфей и лаванда, смешанного со ста граммами кефира.

    Лечение заикания медом и мумие

    Как известно, заикание – это заболевание в первую очередь психологическое, посему при лечении необходимо использовать и психотерапевтические методы. Но, несмотря на то, что официальная медицина весьма активно выступает против того, чтобы использовать при лечении народные средства, существует несколько старинных «бабушкиных» рецептов мумие для лечения этого недуга.

    Так как мед оказывает седативное воздействие, следует приготовить две смеси меда с мумие в пропорции 1:8 и 1:5. В каждой смеси должно содержаться по 0,2 грамма экстракта. Смесь сильно концентрированную нужно принимать утром, вечером же – смесь слабо концентрированную. Это лечение необходимо проводить на протяжении четырех месяцев.

    Успех борьбы с заиканием у детей зависит в первую очередь от адекватной реакции на данный недуг родителей, если они, своевременно его обнаружив, станут следовать некоторым несложным правилам:

    1. Не следует обсуждать в присутствии ребенка причину возникновения у него заикания, поскольку это отнюдь не устранит ее, но усугубит заболевание, и процесс лечения затянется.
    2. Не нужно так же активно перестраивать ребенка в процессе лечения на то, чтобы он начал писать правой рукой (если ребенок левша), пусть делает так, как ему удобно. Во избежание неприятных недоразумений, учителя тоже следует предупредить.
    3. Необходимо создать для ребенка атмосферу понимания. Многие дети, страдающие заиканием, замыкаются в себе, и родителям следует быть максимально деликатными, чтобы ребенок без лишних волнений и переживаний точно знал о том, что ему позволяется, а что наоборот не разрешено.
    4. Не забывать проявлять особую заботу по отношению к ребенку, не допуская резких перемен и избегая какой бы то ни было нестабильности. Это необходимо для того, чтобы ребенок легко адаптировался в новой обстановке.
    5. Стараться контролировать режим дня ребенка, не допуская при этом перегрузок. Не нужно настаивать на продолжении занятий, если ребенок устал.
    6. Учитывая тот факт, что в большинстве случаев заикание излечимо, ни в коем случае не следует поддаваться панике. Наоборот, нужно подать ребенку пример и внушить ему уверенность в себе.

    Помимо всего прочего, следует так же помнить о том, что иной раз ребенок начинает заикаться в случае элементарной нехватки словарного запаса. Не нужно впадать из крайности в крайность, пытаясь исправить ситуацию методом принудительного заучивания слов и текстов, ибо это приведет к тому, что заикание у ребенка не только не пройдет, но станет гораздо сильнее.

    Грамотный специалист, психолог и логопед, может оказать существенную помощь в лечении заикания, но кроме этого родителям следует помнить, что самоконтроль – первый шаг на пути к успеху. Раздражаться на ребенка во время общения с ним нельзя ни в коем случае. Кроме того, нельзя подгонять ребенка, или одергивать его, если он, спеша как можно точнее выразить свою мысль, столкнулся со сложным для него звуком, вдруг стал запинаться и повторять его несколько раз подряд.

    Не стоит забывать, что заиканием на всю жизнь ребенка могут «наградить» собственные родители, если их методом воспитания является насилие.

    Причиной возникновения заикания у ребенка может быть страх насмешки над ним из-за того, что он, например, боится темноты, или же оставаться в комнате один, а так же из-за недостаточного проявления к нему родительской любви.

    Основными предрасполагающими факторами заикания являются неуверенность в себе, уязвимость, а так же заболевание нервной системы ребенка.

    Как уже отмечалось, детское заикание можно лечить и в домашних условиях. Конечно, подход к устранению проблемы должен быть комплексным, то есть, необходимо водить ребенка на занятия к логопеду и психологу, но результат наступит значительно быстрее, если откорректировать модель домашнего поведения.

    Необходимо помнить о том, что в присутствии заикающегося ребенка никогда не следует выяснять отношения. Иначе степень нервного заболевания, полностью зависящего как от внутренних раздражителей, так и от внешних, только усугубится.

    Эта болезнь может проявиться и в результате неполноценного питания, и усиливаться в периоды наказания, переутомлений или во время какого-либо другого заболевания.

    Если наблюдать за развитием ребенка с момента его рождения и придерживаться некоторых несложных правил, проблемы заикания можно избежать.

    — Так, нужно проявлять заботу о нервной системе ребенка начиная с самого первого дня его появления на свет;

    — стоит всячески оберегать младенца как от физических, так и от психологических травм;

    — вообще, конечно, следует начать активное общение с малышом еще когда он находится в утробе матери;

    — в целях предотвращения разрастания аденоидов, провоцирующих заикание, нужно как можно чаще проводить профилактику носоглоточных заболеваний.

    источник

    Под заиканием понимается нарушение речи с темпо-ритмической стороны, при котором в разных областях речевого аппарата возникает судорожное состояние мышц. Специалисты рекомендуют лечить заикание на начальных стадиях, поскольку в дальнейшем человек может замкнуться в себе из-за комплекса неполноценности. Именно в связи с этим необходимо начать лечение заикания сразу при появлении его симптомов. Существуют народные методы лечения заикания у детей, с помощью которых возможно лечение на дому.

    Для лечения заикания у детей ясенцом и крапивой нужно взять 3 капли сока из веток и листьев ясенца белого и 2 капли сока крапивы. Смесь соков нужно держать на языке не менее 5-ти минут, не глотая. Процедуру проводить в течение 10-ти дней.

    Чтобы лечить заикание у детей, можно смешать 1 ст. холодного молока и немного травы гусиной лапки, после чего довести эту смесь до кипения. Профильтровать полученный отвар и принимать в течение 10-ти дней.

    Для приготовления травяного сбора, с помощью которого возможно лечение заикания у ребенка, нужно взять в одинаковых пропорциях траву донника лекарственного, листья ежевики сизой, корневище солодки голой, корневище валерианы лекарственной, побеги вереска обыкновенного, траву мелиссы лекарственной, цветки календулы лекарственной, листья обыкновенной березы, цветки липы сердцевидной и плоды фенхеля обыкновенного. Все компоненты нужно измельчить и смешать. 7 граммов сбора нужно залить 1,5 ст. кипятка и томить в течение 10-ти минут на водяной бане под крышкой (не кипятить!), затем дать настояться в течение 1,5 часов, процедить и пить 4 раза в день по 50 г в теплом виде за полчаса до еды.

    Для приготовления другого травяного сбора нужно взять в одинаковых пропорциях побеги малины, траву крапивы двудомной, траву синюхи лазоревой, плоды тмина, солому овса посевного, листья кипрея узколистного, листья вахты трехлистной, плоды боярышника колючего, траву перечной мяты, листья земляники лесной. Все компоненты измельчаются и смешиваются, после чего приготовление аналогично предыдущему рецепту.

    Для следующего травяного сбора Вам понадобится сделать смесь, состоящую из равных пропорций травы фиалки трехцветной, корня одуванчика, соплодий хмеля, плодов тмина, травы полыни горькой, листьев березы, травы сушеницы болотной, травы мяты перечной, плодов шиповника и травы ясменника. Все компоненты нужно измельчить и перемешать, после чего 7 граммов сбора заливается 2-мя стаканами холодной воды и настаивается в течение 6-ти часов при комнатной температуре или чуть теплее. Затем настой следует прокипятить и настоять в течение 30-ти минут в теплом месте. Пить 5 раз в день за 15 минут до еды по 50-70 граммов.

    Поскольку часто заикание вызывают разные неврологические заболевания, возможно лечение заикания у детей с помощью ароматерапии, используя специальные ароматические средства. Ароматерапия способствует ослаблению страхов, снятию нервного напряжения (масла розы, сандала, бергамота, сосны, розмарина, базилика), общему успокоению (масла лаванды, чабреца, полыни, шалфея, герани). Для приготовления средства нужно нанести на носовой платок каплю масла и вдыхать 3 раза в день. Также можно принимать курс, состоящий из 10-ти ванн. Для этого нужно в 100 граммов кефира добавить 4-5 капель одного из масел: лаванды, чабреца, полыни, шалфея или герани, хорошо перемешать и вылить в теплую (37°) ванну. Принятие такой ванны должно занимать 20 минут.

    Для лечения заикания у ребенка может использоваться отвар, приготовленный из кожуры яблок. Для этого нужно проварить яблочную кожуру в течение 3-6 минут и пить получившийся компот. При желании разрешается добавлять в компот сахар. В день нужно выпивать по 3 чашки.

    Также лечение заикания у детей можно проводить отваром лапчатки гусиной. Для этого нужно бросить в 1 ст. холодного вина (виноградного или фруктового) или молока щепотку травы, довести до кипения и дать настояться до охлаждения. Процедить утром, подогреть и выпить в теплом виде. Благодаря употреблению такого отвара снимается спазм сосудов мозга, но если сделать его на воде, то лечебного эффекта от него не будет.

    источник

    Заикание – это нарушение, которое на сегодняшний день с успехом поддается лечению. В терапии логоневроза используют как традиционные методики, так и инновационные разработки последних лет.

    Наверняка многие люди замечали такую особенность у заикающихся больных – дефект речи у них пропадает во время пения. Это объясняется тем, что слова произносятся нараспев, поэтому дыхание работает по-другому. Именно эта характеристика человеческой речи легла в основу лечения заикания методом дыхательной гимнастики.

    Стрельникова А. Н. разработала комплекс упражнений, направленных на проработку органов дыхания. Выполнение гимнастики позволяет нормализовать речь ребенка, помогает ему избавиться от заикания. Заниматься по системе Стрельниковой могут не только дети, но и взрослые люди. Безусловно, справиться с заиканием им будет сложнее, чем маленьким пациентам, но прогресс обязательно удастся заметить.

    В комплекс Стрельниковой входит 10 упражнений. Ниже будут описаны два из них, которые являются основополагающими при заикании.

    Именно их врачи рекомендуют использовать чаще всего:

    Упражнение «Насос ». Необходимо встать ровно, опустить руки вниз, наклонить туловище вперед, чтобы спина была слегка округлена. Шею расслабляют, голову опускают вниз. Затем человек совершает быстрый вдох и слегка приподнимается, но полностью распрямляться нельзя. После вдоха следует продолжительный выдох. Затем нужно снова наклониться в исходное положение и сделать глубокий и быстрый вдох, а после него долгий выдох.

    Упражнение «Повороты головы». Человек встает прямо, опускает руки вниз и расслабляется. Затем нужно повернуть голову в левую сторону и сделать быстрый вдох, чтобы был слышен звук. Поворачивая голову слева направо, больной совершает выдох. Он должен быть продолжительным, нельзя делать остановку или паузу. Когда голова будет повернута вправо, вновь делают шумный вдох и, выдыхая, начинают поворачиваться, но уже в левую сторону.

    При выполнении упражнений нужно следить за мышцами шеи. Их не следует напрягать. Руки и тело должны оставаться без движения. Между упражнениями следует делать непродолжительные передышки. В день выполняют по 3 подхода, каждый подход состоит из 32 вдохов.

    Техника выполнения упражнения «насос»:

    Техника выполнения упражнения «обними плечи»:

    Благодаря дыхательной гимнастике человек учится правильно дышать, контролировать глубину вдоха, расправлять легкие, заполняя их воздухом. Параллельно укрепляются мышцы диафрагмы. Именно она принимает непосредственное участие в голосообразовании. Связки становятся подвижными, человек учится говорить без заминок.

    Рекомендовано тренировать органы дыхания по 15 минут, утром, днем и вечером. Не стоит рассчитывать, что после 2-3 занятий, человек начнет говорить, как лучший оратор. Первые результаты можно будет заметить не раньше, чем через 2-3 месяца. Голос приобретет естественность, станет свободным, дыхание облегчится, звуки начнут выходить легче. Заикание станет редким явлением.

    Логопед чаще всего занимается с группой детей, которые страдают от заикания. Есть множество методик, позволяющие исправлять дефект речи у ребенка.

    Самыми популярными из них считаются:

    Методика Выгодской, Успенской и Пеллингер. Курс состоит из 36 занятий, длится он 8-12 недель. Логопед, в ходе обучения, воссоздает игровые ситуации, в которых дети применяют свою речь. Постепенно ученики переходят к разговору развернутыми фразами. Логопед показывает им упражнения, которые помогают расслаблять мышцы и устранять эмоциональное напряжение.

    Методика Смирнова. Заниматься по этой программе нужно каждый день. Длительность одного занятия составляет 20 минут. Упражнения выполняют в игровой форме. Полный курс рассчитан на 7,5 месяцев, то есть на один академический год.

    Благодаря занятиям удается добиться следующих целей:

    Методика Сильвестрова. Курс длится около 4 месяцев и состоит из 36 занятий. В ходе его проведения больной проходит через три этапа. На этапе подготовки специалист налаживает общение с ребенком, это проходит в комфортной для него обстановке. Этап тренировки сводится к переходу от тихой речи к громкой. Спокойные игры замещаются эмоциональными занятиями. В этот период к работе привлекают родителей. Последний этап – закрепительный во время которого у ребенка вырабатывают умение говорить медленно и плавно. С этой целью применяют длинные рассказы, беседы, чтение.

    Методика Шкловского. Лечебный курс длится 3 месяца. Все это время человек должен находиться в больнице. Больной будет взаимодействовать с психиатром, психотерапевтом, невропатологом. Сперва пациент пройдет комплексное обследование, чтобы выявить истинную причину нарушения речи. Затем уже сформированные патологические навыки необходимо будет разрушить. Заключительным этапом терапии является проработка поставленной речи в жизненных ситуациях. В ходе проведения терапии пациент становится уверенным в собственных силах, он начинает понимать, что в состоянии справиться с заиканием в любых ситуациях, независимо от уровня их эмоциональности.

    Методика Арутюнян. Лечение проводится как в стационаре (первые 24 дня), так и в амбулаторных условиях (5 курсов по 5-7 дней, которые реализуют в течение года). Речь больного синхронизируется с движениями пальцев ведущей руки. Это позволяет сформировать у пациента новую психологическую установку, которая обеспечивает спокойный эмоциональный фон, позволяет сохранять ровную интонацию, контролировать мимику и осанку.

    Методика Сильвестрова, Смирнова и Выгодской предназначены для лечения заикания у детей дошкольного возраста. Чтобы справиться с такой проблемой у подростков или у взрослых пациентов, используют методику Шкловского или метод Арутюнян.

    Речь больного замедляют. Это позволяет уже с первых тренировок избавиться от заикания. Со временем она ускоряется.

    Кроме традиционных методов лечения заикания, существуют и другие подходы к решению данной проблемы. К таковым относится мультикомпьютерный комплекс Breath Maker. Он позволяет создать своеобразный «протез» который связывает два центра головного мозга, отвечающих за процесс распознавания речи (центр Брока и центр Вернике). Во время занятий человек произносит фразы в микрофон. Специальная программа записывает его речь и исправляет ее. Правильный вариант человек слышит в наушники. В это время головной мозг анализирует полученную информацию и запоминает ее. Как итог, удается снять напряжение с речевого центра.

    Эта методика позволяет устранить психологический дискомфорт, повысить уверенность в собственных силах. Доказано, что человек с заиканием даже незначительные запинки в своей речи считает критическими. Он ошибочно полагает, что люди замечают их. Это способствует излишнему психологическому напряжению и усугубляет нарушения речи.

    Следующая нетрадиционная методика для борьбы с заиканием – это точечный массаж. Курс должен быть продолжительным, только так удастся добиться успеха. Хотя заметное улучшение речи часто наблюдается уже после первого сеанса. Такой успех приводит к тому, что пациенты считают себя выздоровевшими и отказываются от дальнейшей терапии. Однако чтобы справиться с проблемой, точечный массаж нужно проводить курсами, которые повторяются 1 раз в 6 месяцев.

    Для проведения точечного массажа не обязательно посещать специалиста. Процедуру можно выполнить в домашних условиях. Однако научить больного технике точечного массажа должен профессионал. В дальнейшем можно переходить к самолечению.

    Справиться с заиканием можно с помощью неврологических методик.

    Человеку потребуется соблюдать следующие рекомендации специалистов:

    Принимать лекарственные препараты. Врач может назначить средства, тормозящие чрезмерную активность психологических процессов и устраняющие судороги. Также показан прием транквилизаторов.

    Принимать седативные препараты. Предпочтение отдают лекарственным средствам, имеющим растительную основу.

    Проходить курсы рефлексотерапии и иглоукалывания.

    Принимать препараты, направленные на повышение иммунитета и на укрепление нервной системы.

    Посещать сеансы психотерапии.

    Заикание является распространенной проблемой, поэтому медицинская наука находится в постоянном поиске решений для ее устранения. В Америке не так давно был разработан лекарственный препарат для лечения пациентов с заиканием. Он уже прошел пробы на лабораторных мышах. Поэтому вполне вероятно, что с этим нарушением скоро можно будет справиться с помощью лекарственных средств. Д. Магуайр, работающий в Университете Калифорнии убежден, что заикание обусловлено избыточной продукцией дофамина в организме. Подавить его выработку можно с помощью Галоперидола. Однако этот препарат имеет множество побочных эффектов, поэтому допускать его массового приема нельзя. Врач предлагает применять для лечения заикания Оланзапин. Этот препарат проходит клинические исследования и в ближайшее время его запустят в массовое производство (при условии успешных испытаний).

    Безусловно, родители, чьи дети страдают от заикания, серьезно обеспокоены этой проблемой. Тем более, что его лечение растягивается на длительный срок. Это толкает взрослых людей на необдуманные поступки. Они обращаются к знахаркам и колдуньям, чтобы вылечить ребенка от заикания с помощью заговоров. Однако случаи «волшебного» избавления от проблемы передаются только на словах, но нет ни одного документа, который бы подтверждал эти чудеса. Поэтому больше следует доверять официальной медицине, которая в этой области сделала внушительный прорыв.

    Волкова Г. А. (1979, 1994). Профессор придерживается мнения, что с детьми, которые страдают от заикания, необходимо заниматься исключительно через призму игровой деятельности. Это позволяет моделировать различные ситуации, которые прорабатывают события, присущие для реальной жизни. Таким образом удастся нормализовать процесс взаимодействия с другими людьми. Как итог, у ребенка формируются необходимые личностные качества, корректируются имеющиеся отклонения.

    Геркина М. И. (1972). Ученая учитывала тот факт, что заикание имеет ситуативный характер, поэтому коррекцию речи она предлагала осуществлять с помощью сюжетных игр. Сперва ребенок прорабатывает вымышленную сюжетную ситуацию, в которой реальный собеседник отсутствует. Затем переходят к ролевым играм. Логопед предлагает сюжет, в ходе реализации которого стимулирует активную речь ребенка, направляет ее в нужное русло. Аналогичного подхода придерживалась Пеллингер Е. М. и ее соавторы (1995).

    Чевелева Н. А. (1978). Ученая считает, что для максимально эффективной коррекции заикания у детей лучше всего использовать спокойные виды деятельности. Она указывает на то, оптимальным для этого занятием является труд, а именно, создание поделок. Терапия предполагает последовательное прохождение нескольких этапов: пропедевтический (речь с опорой на визуальные образы), завершающая речь (характеризует выполненное действие), предваряющая речь (без опоры на прошлое), закрепление активной речи. При этом автор методики полностью отвергала идею использования дыхательных, речевых и других упражнений.

    Ястребова А. В. (1999). Она создала программу для лечения школьников, страдающих заиканием. Ученая предложила ряд логопедических занятий, которые преследуют формирование навыков свободной речи, совершенствование мыслительных процессов, выработку умения быстро перестраивать внимание с одного вида деятельности на другой.

    Богомолова (1977). Автор придерживается мнения, что не следует слишком много внимания уделять проработке неврологических нарушений. Она убеждена, что справиться с заиканием можно с помощью логопедических занятий, а в процессе корректировки речи неврологическая сфера восстановится самостоятельно. Она предлагает прорабатывать речь, сопровождая ее дирижирующими движениями руки.

    T. Berendes (1963). Методика автора основана на использовании «сценотест» Г. Стаабс. Из постановочных игр, которые выстраивает сам ребенок, удается вычленить скрытый конфликт, приводящий, по мнению ученого, к заиканию. Одновременно малыш избавляется от внутреннего психологического напряжения. Усилить лечебный эффект автор предлагает с помощью аутогенных упражнений и гипноза.

    Селиверстов В. И. (2000). Его программа рассчитана на терапию в условиях стационара. Ребенок должен будет выполнять речевые упражнения. Их сложность определяется в зависимости от имеющихся нарушений речи.

    Абелева И. Ю. (1969). Она предлагает начинать коррекцию заикания с проработки техники речи. Для этого ребенку предстоит выполнить голосовые, дыхательные и артикуляционные упражнения. В дальнейшем ему предлагают выполнение речевых заданий, которые постепенно усложняются. Однако современная наука указывает на то, что кроме речевых упражнений, пациент должен получать физиотерапевтическое, психотерапевтическое и медикаментозное лечение.

    Любинская С. М. (1970), Миссуловин Л. Я. (1988), Некрасова Ю. Б., Орловская С. Ф. (1966), Шкловский В. М. (1979, 1994). Эти авторы в разное время разработали свои методики по лечению заикания у детей. Однако все их работы объединяет тот факт, что они предлагают использовать аутогенную тренировку не как монометод, а в сочетании с психотерапевтическим воздействием и приемом лекарственных препаратов.

    Карвасарский Б. Д. (1990). Он предлагает групповые сеансы терапии, которые сочетаются с элементами императивного внушения по К. М. Дубровскому (1966). При этом страх речи, который испытывают пациенты необходимо противопоставить новым положительным эмоциям.

    Некрасова Ю. Б. (1984). Автор предлагает методику, которая позволяет за небольшой временной период изменить отношение пациента к страданию. Сеансы эмоционально-стрессовой терапии, которые в том числе, предлагал Карвасарский, позволяют сформировать у человека готовность к преодолению имеющегося психологического барьера. Это позволит ему разговаривать без заминок, даже на пике эмоционального волнения.

    Шкловский В. М. (1994). Ученый ввел в комплексную схему лечения сеанс внушения во время бодрствования человека. Этот метод позволяет больному справиться со страхом речи при эмоциональном волнении. Методы лечения адаптированы к возрасту пациентов.

    Max L., Cariso A (1997), Onslow M (1997). Ученые указывали на то, что под влиянием логопедического обучения у больных изменяется просодическая сторона речи, что очень важно в плане избавления от заикания.

    Zeetan M. (1962). Основным принципом лечения автор считает замедление речи. Это позволяет пациенту контролировать его дыхание, голос и артикуляцию, а также снимает напряжение с мышц, дает возможность избежать судорог. Автор крайне отрицательно относится к монотонной речи, которая не имеет динамики.

    G. Andrews (1982, 1983), P. A. Resick, P. Wendiggensen, S. Ates, V. Meyer (1975). Авторы придерживаются мнения, что максимального результата можно добиться в том случае, если обучать больного приемами замедленной речи. Некоторые ученые вовсе считают, что только этого приема достаточно для того, чтобы вылечить человека от заикания.

    Поварова И. А. (2000, 2001, 2002). Автор считает, что нарушение темпа и ритма речи – это основная проблема заикающихся людей. Если проследить динамику этих показателей у конкретного больного, удастся создать максимально эффективную схему логопедического воздействия. В обязательном порядке нужно работать над интонацией пациента. Выразительную речь нужно формировать с первых занятий.

    Ястребова А. Я. (1962, 1999). Автор подчеркивает необходимость проработки интонации пациента. Она предлагает направить усилия на формирование умения слушать речь другого человека. Чем выразительнее будет речь самого больного, тем больше усилий он будет прилагать для того, чтобы владеть собственным голосом. Лечение должно быть планомерным и переходить от легких заданий к сложным.

    Шембель А. Г. (1961). Автор предлагает начинать работу над интонацией на завершающем этапе логопедической терапии. Однако медицинская наука с таким подходом не согласна.

    A. Liebmann (1901). Автор выступал категорически против монотонной речи в лечении пациентов, так как она привлекает еще больше внимания со стороны окружающих людей. Тем самым усугубляя психологический дискомфорт заикающегося и негативным образом сказываясь на прогрессировании нарушения. Однако он не отрицал, что в некоторых случаях применять монотонную речь все-таки следует.

    И. А. Сикорский (1889). Еще в 1889 году ученый установил, что монотонная речь не может положительным образом сказаться на процессе лечения пациентов с заиканием, но ее целесообразно использовать на начальных этапах лечения болезни. Такой прием позволяет купировать судороги мышц, отвечающих за речь.

    Тяпугин Н. П. (1966). Ученый указывал на то, что независимо от возраста пациента, необходимо направить усилия на перевоспитание речи больного. Автор считает, что нужно научить человека разговаривать плавно и в слегка замедленном темпе.

    J. Brady (1969). Ученый считает, что некоторое замедление темпа речи позволяет справиться с судорогами, а значит, практически с любым случаем заикания.

    Мещерская Л. Н. (1982). Она указывает на то, что замедление темпа речи негативным образом отражается на лечении заикания. При этом автор не рекомендует полностью отказываться от замедления, но, по ее мнению, оно должно быть минимальным. Сама речь больного должна быть приближена к нормальному темпу.

    G. Andrews, P. Howie (1981). На начальной стадии лечения ученые предлагают замедлять речь до 50 слогов в минуту. Затем плавно темп речи должен быть увеличен.

    Визель Т. Г. (1997). Ученый настаивает на том, что темп речи, независимо от оказываемого вида лечебного воздействия на больного, должен быть нормальным, но с учетом его индивидуальных особенностей скорости проговаривания слов. По мере освоения пациентом азов программы, требуется усложнять ритмику и смысловую нагрузку фраз, которые он проговаривает.

    Андронова Л. З. (1993). Автор указывает на то, что педагоги и ученые не должны принуждать пациента замедлять его речь. Она рекомендует начинать процесс терапии с проговаривания слов по слогам, в сочетании с движениями пальцев рук.

    Вессат О. В. (1983), Жинкин Н. И. (1958), Кузьмин Ю. И. (1991), Миссуловин (1988). Эти авторы изучали влияние аппаратурного воздействия на процесс лечения от заикания. Как показала практика, заглушение речи шумом не приносит положительного эффекта. В то время как задержка обратной акустической связи позволяет уменьшить количество заиканий и замедлить речь пациента. Авторами была предложена методика лечения заикания с использованием аппарата АИР.

    Данилов И. В., Черепанов И. М. (1970). Ученые занимались изучением влияния метронома на речь пациентов. Им удалось установить, что 60 ударов метронома в минуту позволяют на 83% увеличить скорость речи больных с тонической формой нарушения. Частота в 2,17 Гц дает возможность повысить скорость речи пациентов с клонической формой заикания.

    Лохов М. И., Фесенко Ю. А. (2000). Они установили, что оптимальную слитность речи у больных со смешанным типом заикания можно сформировать при частоте работы метронома на волне 1,4 Гц.

    Андронова Л. З., Лохов М. И. (1983). Ученые разработали метод лечения заикания, который базируется на фотофоностимуляции при ведении небольших доз Этимизола. Частоту фотофоностимуляции подбирают на основании проведенного ЭЭГ в ходе которого устанавливается усвоение ритма конкретным пациентом.

    Ангушев Г. И. (1974). Ученый посвятил свои труды процессу изучения роли произвольного управления деятельности, которую выполняет человек. Он установил, что у заикающихся лиц регуляция произвольных и непроизвольных действий выше, чем у здоровых людей. Это приводит к тому, что работа речевого аппарата не поддается автоматизации. Чтобы добиться автоматизма, требуются постоянные тренировки.

    Королевская Т. К. (1996), Орлова О. С. (2003), Поварова И. А. (1995), Сметанкин А. А. (1999, 2002). Эти ученые указывали на положительное влияние на процесс речеобразования метода БОС (биологическая обратная связь). Тренировки по этому методу позволяют выработать у пациента новый стереотип формирования речи. Больной учится контролировать дыхательную функцию, совершенствует навыки голосообразования.

    Как становится понятно, подходов к лечению заикания существует множество. Однако современные взгляды таковы, что для полноценного избавления от дефекта речи требуется комплексное лечение.

    Образование: В 2005 году пройдена интернатура в в Первом Московском государственном медицинском университете имени И. М. Сеченова и получен диплом по специальности «Неврология». В 2009 году окончена аспирантура по специальности «Нервные болезни».

    источник