Меню Рубрики

Сайты для детей с заиканием

Какая это безумная душевная боль, когда слышишь, что твой ребёнок заикается. Сердце разрывается на части. Почему это случилось у моего ребёнка? Что делать? Куда бежать? У кого просить помощи?

Одна мама открыла дверь моего кабинета со словами: «Я не согласна, что у моего сына заикание». Конечно, каждый родитель категорически с этим не согласен. Но этого мало. Надо понять, к каким специалистам обратиться, какая помощь именно моему ребёнку нужна, и принять, что предстоит длительный кропотливый труд по многим направлениям.

Беседуя со многими родителями на первичной консультации, поняла, что, несмотря на большое количество информации о заикании, практических рекомендаций довольно мало. Поэтому надеюсь, что создание моего сайта поможет в этой сложной ситуации. Не буду здесь размещать никаких теоретических сведений, это можно почитать в достаточном объёме в различных источниках. А постараюсь дать Вам точки опоры, дать путеводную ниточку в этом сложном вопросе. Для этого открываю свой форум, на котором постараюсь понятным языком ответить на вопросы, которые Вас беспокоят.

В Центре патологии речи и нейрореабилитации г.Москвы под руководством Шкловского В.М. занимаются вопросом заикания с момента его формирования, т.е. более 40 лет. Собрав все общепринятые методики, мы, имея обширнейшую практику, совершенствуем, оттачиваем и разрабатываем свои подходы и способы коррекции заикания в отделении дневного стационара для детей ЦПРиН. В отделении комплексное лечение получают около 400 человек ежегодно. Большинство родителей уходит из наших стен со словами благодарности и со слезами на глазах, потому что именно здесь их ребёнок получил реальную помощь, а сами родители — знания. А те единицы, которые остались неудовлетворенными полученными результатами, возможно, что-то, к сожалению, недопоняли во всей сложности, многоплановости, длительности и кропотливости в работе по коррекции заикании. Не смогли мы достучаться до них, чтобы осознали, что в руках каждого родителя пластилин, из которого лепить они должны разумно. Не сумели донести, что воспитание и обучение – это ежедневный труд именно родителя. Но это единицы. Основная часть родителей начинает понимать важность комплексного воздействия и необходимость длительного контакта с врачом, психологом, психотерапевтом, логопедом, а также важность самостоятельных речевых занятий. Каждый родитель, благодаря тесному ежедневному контакту с логопедом во время курса лечения, обучен навыкам организации и проведения логопедических занятий.

Кто я такая, что берусь постараться Вам помочь? Можете обо мне прочитать полную информацию и сделать свои выводы, доверять ли моему опыту.

А о результатах работы специалистов нашего отделения для детей с заиканием Центра патологии речи и нейрореабилитации и моей лично расскажут в отзывах родители, чьи дети занимались с нами.

Также можно ознакомиться с моими книгами, некоторые из которых изданы, а некоторые готовятся к печати. Это практические пособия с комментариями, как заниматься с ребёнком, имеющим заикание. В них также представлена новая методика логопедической коррекции заикания для детей, начиная с 3 лет. При этом напоминаю, о чём Вы наверняка уже читали во многих источниках, что заикание требует консультации и возможно длительного общения со многими специалистами. Это врач (возможно по месту жительства — это невролог; у нас, в Центре патологии речи и нейрореабилитации, это психиатр, так как речь – это высшая психическая деятельность), логопед, психолог, психотерапевт.

Если Вы хотите задать вопрос, не вынося его на всеобщее обозрение, то можете написать мне на почту govorim-krasivo@mail.ru.

Надеюсь, что наше общение сможет дать Вам необходимую информацию, и мой опыт будет одним из кирпичиков для прочного фундамента, который мы должны создать, чтобы помочь ребёнку справиться с заиканием.

источник

Запись выступления логопеда и педагога Анастасии Петровны Осницкой (Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева) для родителей.

Добрый день!
Сначала хотела бы задать Вам вопрос: что такое заикание?
Как Вы думаете, что является его причиной?

Вряд ли кто из взрослых не знает, что такое заикание, так как этот речевой дефект всегда обращает на себя внимание.
Кроме этого, заикание — распространенная речевая аномалия (около 2% всех детей имеют заикание).
Это сложное речевое нарушение очень мучительно, так как речь постоянно прерывается внезапными, не зависящими от говорящего паузами, остановками или повторениями звуков и слов.
Но далеко не все взрослые знают, отчего возникает заикание и что необходимо предпринять родителям, если у их ребенка оно появилось.

Мы обращаемся к Вам, как к родителям потому, что, как правило, заикание возникает у детей в раннем детском возрасте — от 2 до 5 лет — то именно на родителей падает ответственность за своевременное устранение этого дефекта, а иногда и за его появление.
К нам часто обращаются за консультацией родители, дети которых заикаются.
Всех интересуют вопросы: отчего возникает заикание, можно ли его исправить?
Многие сокрушенно разводят руками: «Что теперь делать?» А между тем часто выясняется, что появление заикания у ребенка вызвали сами родители, конечно, не желая этого.

Причин появления заикания много, но нам хочется остановиться лишь на тех, в которых вольно или невольно повинны сами родители.
Одной из самых распространенных причин возникновения заикания у детей является их чрезмерная речевая перегрузка.
Конечно, родители должны заботиться о речевом развитии ребенка, но при этом никогда не следует забывать о его возможностях и возрасте. К сожалению, часто взрослые слишком много читают детям стихов, рассказов и заучивают с ними прочитанное. Причем стихи и рассказы выбирают иногда слишком сложные, трудные и для понимания и для произнесения.

Вот один пример.
Молодые родители привели на консультацию трехлетнего малыша, который, по их словам, без видимых причин начал вдруг заикаться. И мать и отец наперебой убеждали меня, что дома у них прекрасная, спокойная обстановка, ребенок всем обеспечен, никто его никогда не пугает, обращаются с ним ласково и мягко. Мальчик растет веселым, жизнерадостным, здоровым.
Но вот беда — вдруг начал заикаться и очень переживает это сам.
Начинаю беседовать с ребенком.
У малыша есть недостатки произношения: не может еще правильно выговаривать все звуки речи. Я прошу его рассказать какое-нибудь стихотворение. И вдруг ребенок начинает, захлебываясь, бормотать что-то невразумительное. Сначала я даже не поняла, на каком языке лепечет малыш. Потом стала различать искаженные до неузнаваемости слова «Анчара» А.С. Пушкина.

Понятно, что, как бы ни был развит ребенок, ему, трехлетнему малышу, очень трудно произнести и тем более понять: «Природа жаждущих степей его в день гнева породила. », «И мчится прочь уже тлетворный», «К соседям в чуждые пределы» и т. д.
А родители малыша гордо, счастливо улыбались, не подозревая того, что сами стали причиной появления заикания у своего сына. Они и вправду из самых добрых побуждений старались развивать речь ребенка, стремились воспитывать его на русской классической литературе.
Но разве мало в нашей детской литературе доступных для его возраста стихотворений?

Родителям необходимо помнить, что в раннем детском возрасте речевые возможности ребенка ограничены

Родителям необходимо помнить, что в раннем детском возрасте речевые возможности ребенка ограничены: у него не развито еще в достаточной степени звукопроизношение, словарный запас беден, он недостаточно владеет грамматическими средствами языка.
А взрослые требуют от него слишком многого, перегружая его речь, заставляя произносить сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, настойчиво требуя бесконечного запоминания.
Правильно выговаривать все звуки речи ребенок может только после 4 лет, когда разовьется и окрепнет его артикуляционный аппарат.
Поэтому до тех пор нельзя заставлять его произносить слова и фразы — трудные и в звуковом, и в смысловом отношении.

Не менее опасна для малышей (напоминаем, что заикание возникает от 2 до 5 лет, и поэтому речь идет именно об этом возрасте) и перегрузка впечатлениями, которые вызывают эмоциональное перенапряжение ребенка.
К сожалению, многие родители (опять из стремления развивать ребенка) часто водят детей в кино, театр, цирк, разрешают подолгу смотреть телевизор.
Посещение кинотеатра детям дошкольного возраста вообще не рекомендуется.
Во-первых, потому что специальных художественных фильмов для такого возраста почти нет, а во-вторых, сеанс в полтора часа очень утомителен для дошкольников.
Телевизионные передачи детям также не рекомендуется смотреть, за исключением специальных передач для самых маленьких, например, «Спокойной ночи, малыши».

После просмотра передач, так же как и после посещения кино, театра, цирка, у ребенка возникает очень много впечатлений, вопросов. Рассказывая о своих впечатлениях, расспрашивая взрослых, он, не владея в достаточной мере речью, захлебывается, глотает звуки, с трудом подбирает многие слова и выражения, перескакивает с одной мысли на другую, останавливается, снова начинает торопливо говорить. В таких случаях в речи малыша появляются запинки, которые могут закрепиться и перейти в стойкое заикание.

Все сказанное отнюдь не означает, что совсем не нужно развивать ребенка или полностью исключить всякие посещения театра, цирка.
Но делать это нужно осторожно, постоянно помня о возрастных возможностях малыша, впечатлительности и легкой ранимости его нервной системы.

Иногда родители прибегают к другой крайности: они совсем не развивают речь ребенка, не читают ему, не просят пересказывать прочитанное, не разучивают с ним детских стихотворений, очень мало разговаривают, не обращают внимания на его неправильное произношение, не поправляют, когда ребенок говорит неверно.
Родители в таких случаях считают, что речь ребенка должна развиваться сама собой. «Нас-то ведь никто не учил. Сами заговорили в свое время», — обычно рассуждают они. Но если речь малыша не развивать специально (не повторять с ним с первых месяцев его лепет: «тя-тя», «агу-агу»), не заучивать со второй половины первого года жизни некоторые слова, повторяя их по нескольку раз и показывая на предметы, ими обозначаемые, не требовать к году произнесения некоторых слов, то ребенок начнет отставать в своем речевом развитии, т. е. к концу первого года жизни у него не появятся первые самостоятельно произнесенные слова, а к полутора годам он не начнет говорить фразами, не сможет начать задавать вам вопросы.
В таких случаях (когда у ребенка бывает недоразвитие речи) первые отдельные слова появляются к 3 годам, а развернутыми фразами он начинает пользоваться только к 5 годам, а то и позже.

Такое отставание в речевом развитии ребенка проявляется не только в позднем появлении слов и фраз, но и в очень бедном запасе слов, нарушении грамматического строя, неправильном произношении звуков. При этом мыслительные способности ребенка превышают его речевые возможности. У ребенка не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения собственных мыслей. Поэтому в момент высказывания у малыша появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые в дальнейшем переходят в стойкий дефект — заикание.

Родители должны очень умело, постепенно развивать речь ребенка

Необходимо читать ему книги (конечно, только детские, соответствующие его возрасту), потом просить пересказать основное содержание. При этом малышу необходимо подсказывать слова, задавать наводящие вопросы, показывать на картинки.
Хорошо развивает речь детей картинное лото, которое позволяет ребенку в игровой форме запомнить новые слова и произносить их.
Полезно учить его рассказывать о том, что он делает в данный момент, что изображено на картинках, что он видит на улице и т. п.

Отрицательно сказывается на состоянии речи детей и неблагоприятная обстановка в отдельных семьях.
Скандалы и конфликты в семье, запугивание ребенка, побои, строгие наказания, частые претензии, одергивания у нервных и впечатлительных детей вызывают заикание.
Заикание может возникнуть и в результате подражания. Постоянно общаясь со взрослыми или маленькими заикающимися, ребенок начинает и в собственной речи воспроизводить те же запинки. Именно поэтому нельзя «сюсюкаться» с ребёнком, он должен слышать правильные, чёткие слова.

Обычно считают, что заикание появляется в результате испуга. Поэтому родители, как правило, связывают возникновение этого дефекта речи именно с испугом. Однако испуг часто лишь провоцирует заикание, которое вследствие перечисленных факторов может возникнуть и без него.

Итак, мы перечислили наиболее распространенные причины возникновения заикания, знание которых, мы надеемся, поможет многим родителям предотвратить появление этого дефекта речи у детей.

А если все-таки заикание возникло?
Как должны вести себя родители в таких случаях?
И в этом случае хочется предостеречь Вас, родителей, от ошибок. Остановимся на наиболее распространенных, которые еще больше усугубляют дефект, дают возможность заиканию прогрессировать.

Как часто приходится встречаться с таким явлением, например, — привела мать на консультацию ребенка — у него только что появилось заикание. Но вместо того чтобы бережно, ласково отнестись к малышу, успокоить его, взрослые начинают без конца одергивать ребенка, требовать речи без заикания.
Часто родители просто мешают вести с ребенком беседу, необходимую в случаях консультации: то начинают бранить малыша за неправильный ответ, сами подсказывают ему ответы, то требуют повторить неправильно сказанное ребенком слово. Такое «одергивание» ребенка только отрицательно сказывается на его речи, вызывая еще большее заикание.
И дома происходит подобное.
Если малыш начинает говорить с заиканием, многие родители, к сожалению, немедленно делают ему замечание, иногда кричат: «Говори как следует! Не балуйся!» Наоборот, в таких случаях следует помочь ребенку, договорив за него фразу, успокоить его и незаметно отвлечь от начатого разговора, переключив его внимание на что-нибудь более интересное. Важно не акцентировать на дефекте внимание.

Вместо того чтобы бережно, ласково отнестись к малышу, успокоить его, взрослые начинают без конца одергивать ребенка, требовать речи без заикания.

Да, многие родители понимают, что ребенку стало трудно говорить, и особенно при посторонних.
И тем не менее именно в присутствии посторонних они начинают предъявлять особые требования к речи ребенка: заставляют без конца говорить то «спасибо», то «здравствуйте», «пожалуйста», «можно ли это» и т. п.
Понятно, что всему этому нужно учить ребенка, но не во время проявления заикания. Сначала нужно помочь малышу избавиться от этого недуга, иначе заикание начнет прогрессировать, так как с посторонними людьми ребенку говорить труднее, и в его речи будет появляться все большее количество запинок. В это время необходимо по возможности ограничивать речь малыша, чтобы заикание не закреплялось и не становилось стойким дефектом.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок как можно меньше разговаривал, предупреждать возможные просьбы и вопросы с его стороны. Взрослые, как правило, хорошо понимают своего ребенка и могут догадаться о потребностях и желаниях малыша. Так, например, если вы заметите, что малыш хочет достать какую-нибудь игрушку (тянется к ней и подставляет стул, чтобы достать ее), не ждите просьбы с его стороны, а сразу скажите: «Ты хочешь достать вертолет? Сейчас я тебе помогу». Или: «Ты не можешь открыть дверь? Я открою».
Так, внимательно наблюдая за ребенком, вы сможете предугадывать его желания.

Говорить с малышом нужно спокойным тоном, не торопясь.
Очень полезным оказывается полный речевой покой или так называемый режим молчания. Однако, прежде чем вводить такой режим, ребенка надо обязательно показать врачу-невропатологу. В случае необходимости он назначит ребенку успокаивающие и общеукрепляющие медикаментозные средства, которые помогут также проведению режима молчания, требования которого сводятся к тому, чтобы в течение месяца ребенок не говорил и лишь в самых крайних случаях спрашивал что-нибудь шепотом.

Вполне понятно, что это очень сложная задача, которая требует от Вас, как родителей, не только огромного терпения, такта и выдержки, но и большой изобретательности. Тем более что в это время не следует открыто запрещать ребенку говорить. Такой запрет лишь крайне огорчит малыша, вызовет у него, наоборот, еще большее желание спрашивать, обращаться к взрослым по любому поводу. Всякий раз необходимо находить убедительный предлог для того, чтобы предотвратить подобное желание.

Например, можно пожаловаться ребенку на то, что у вас болит голова, и попросить его помолчать некоторое время; можно сказать, что за стеной спит маленький ребенок и нельзя его будить, а то он будет плакать; можно предложить послушать, как за окном щебечет птичка (ребенок будет молча долго прислушиваться и забудет на время о своем желании говорить).
Можно, наконец, сделать вид, что вы очень заняты какой-нибудь работой или чтением и попросить ребенка вести себя тихо, не мешать, не разговаривать. Можно предложить ребенку заняться каким-нибудь интересным делом, которое отвлечет его от стремления поговорить, устроить игру в «молчанку» — кто дольше вытерпит и не будет разговаривать, а то и выйти из комнаты, оставив его на время одного. И наконец, когда вся ваша изобретательность в этом плане истощится, начать говорить с ребенком шепотом. Очень часто малыши, тут же начиная подражать старшим, переходят на шепот. Шепотная речь, как правило, проходит без заикания. Но много разрешать разговаривать ребенку шепотом также не следует, так как невольно он может перейти и на громкую речь.
На этот месячный срок исключается чтение ребенку, разучивание с ним стихотворений, сказок. И конечно, исключено посещение дома гостями, товарищами ребенка. Словом, необходимо исключить все, что может вызвать у малыша переживания, желание высказаться, спросить, потребовать объяснений.
Обычно правильное выполнение всех этих условий приводит к тому, что по истечении месяца заикание исчезает.
Если же по каким-то причинам вы не смогли организовать все то, о чем мы говорили, или проведение подобного режима молчания не принесло желаемых результатов, необходимо обратиться к специалисту-логопеду, который начнет специальные занятия по исправлению заикания у ребенка.

В настоящее время исправлением заикания занимаются в логопедических группах при массовых детских садах и в специальных детских садах для детей с нарушениями речи, где они находятся постоянно и уходят домой только на воскресенья и праздничные дни. Срок пребывания в таких группах заикающихся детей — 9 месяцев. Устранением заикания занимаются также и в логопедических кабинетах при детских поликлиниках и при психоневрологических диспансерах.
Но родителям следует помнить, что логопедические занятия принесут желаемый результат только в случае самой активной их помощи. Они должны внимательно относиться ко всем требованиям логопеда и строго выполнять их.

Читайте также:  Тексты для чтения при заикании

Главное, на что мы хотим обратить внимание родителей: необходимо помнить, что, как бы высоко ни был квалифицирован логопед, сколько бы стараний он ни вкладывал в работу по устранению заикания у вашего ребенка, все усилия не принесут быстрого положительного результата, если родители не будут принимать в этой работе самого активного участия, не будут помогать логопеду, не поймут, насколько серьезно нужно отнестись к этому.

Усилия не принесут быстрого положительного результата, если родители не будут принимать в этой работе самого активного участия, не будут помогать логопеду, не поймут, насколько серьезно нужно отнестись к этому.

Прежде всего необходимо дома соблюдать правильный общий и речевой режим ребенка.
Под общим режимом надо понимать быт, питание, сон, отдых, прогулки.
В семье всегда должна быть спокойная, доброжелательная обстановка. Надо помнить о том, что дети весьма чувствительны к различного рода огорчениям, которые нередко и служат причиной ухудшения состояния их речи. Они чутко реагируют на различные неполадки во взаимоотношениях между взрослыми.
Все это, несмотря на регулярные логопедические занятия, не только не способствует улучшению речи ребенка, но иногда значительно ухудшает ее.

Под речевым режимом мы понимаем строгое продолжение работы логопеда по его занятиям, внимательное отношение к речи ребенка, ограничение речи в домашней обстановке до тех пор, пока логопед не разрешит начать разговаривать с ребенком.

В то время как ребенок посещает логопедические занятия, необходимо, как уже говорилось, ограничить его речь в семье. Но делать это нужно предельно мягко, тактично, незаметно для ребенка. Ни в коем случае не прямым запретом говорить, а направляя внимание ребенка на интересную игру, выполнение каких-нибудь посильных поручений взрослых: убрать в уголке, разобрать пуговицы, вытереть пыль, полить цветы и т. д.
Иногда полезно начать что-нибудь рассказывать ребенку. Тогда он заслушается и забудет о своем желании спрашивать и говорить. Хорошо еще использовать те же приемы для исключения речи ребенка, которые мы проводили для режима молчания.

На протяжении всего периода занятий с логопедом необходимо особенно бережно, чутко и ласково обращаться с ребенком. Иногда родители так усердно стараются выполнить ограничение речи, что прибегают к непозволительному «террору». На малыша кричат, его даже запугивают, наказывают — лишь бы он молчал. Следует помнить, что, кроме вреда, такое поведение взрослых ничего не принесет. А заикание у ребенка, наоборот, будет только усиливаться.

То же самое относится и к выполнению других рекомендаций логопеда. Скажем, логопед просит, чтобы дома ребенок не бегал, не смотрел телевизор, не играл в шумные, возбуждающие игры. Все эти требования нужно выполнять обязательно. Но для этого необходимо большое терпение со стороны взрослых, выдержка и большая мягкость.
Проще запретить или приказать малышу не делать того-то. Иногда в семье ребенок только и слышит: «Это нельзя!», «Этого не делай!».
Я была свидетельницей того, как один мальчик, доведенный до отчаяния постоянными запретами, со слезами закричал: «А что же мне можно?!» Учитывая все это, родители должны проявлять очень много изобретательности.
Нужно стараться как можно меньше непосредственно предъявлять ребенку запретов, а в тот момент, когда он собирается делать то, что ему может повредить (бегать, разговаривать и т. д.), предложить ему интересное, спокойное занятие.

Старшие особенно должны следить за своим поведением. Бывает, например, и так, что все взрослые члены семьи сидят у экрана телевизора, а ребенку запрещают в это время смотреть передачу. Конечно, такая ситуация вызовет только конфликт с ребенком. Но если родители объявят с сожалением, что телевизор испортился и сами на некоторое время откажутся от просмотра телепередач в то время, когда ребенок находится дома, понятно, что это не вызовет у него переживаний.

Или, например, если малыш начал бегать по комнате, вместо того чтобы ругать его за это — попросить серьезным, ласковым тоном: «Я очень устала. Помоги мне, пожалуйста, перемотать нитки». Понятно, что ребенок с удовольствием примется за работу, и еще одним переживанием у него будет меньше.

Улучшения в речи ребенка (в результате занятий с логопедом) наступят не сразу.
Еще продолжительное время он дома будет говорить с заиканием. Поэтому, чтобы не закреплять дефект, рекомендуется ограничение речи малыша. Но полностью, конечно, никогда почти не удается исключить речь ребенка. Очень важно, чтобы и в этот момент родители проявили выдержку. Ни в коем случае нельзя показывать ребенку, что вы заметили его заикание. Не следует вообще фиксировать внимание ребенка на том, как он говорил. Иногда взрослые поступают в таких случаях неверно, делая замечания: «Ты же занимаешься с логопедом? Помнишь, как тебя учили говорить? Теперь скажи все сначала и хорошо». Такое обращение не дает положительного результата. Наоборот, ребенок начинает бояться своей речи, нервничает и говорит от этого еще хуже.

Лучше помочь ребенку, договорив за него начатую фразу, и тут же переключить его внимание на интересное занятие, которое отвлечет его от начатого разговора.
На протяжении всего времени занятий с логопедом не следует водить ребенка в гости и самим принимать у себя родных или знакомых в его присутствии. Помните, что появление нового человека в вашем доме вызовет у ребенка возбуждение, желание говорить, спрашивать. А это, как мы уже говорили, только ухудшит его речь.
После того как логопед разрешит дома понемногу разговаривать с ребенком, также внимательно следите за его речью. Многие дети говорят слишком быстро, торопливо, а это усугубляет заикание. Не нужно добиваться неестественно растянутой речи. Но ребенок должен говорить не торопясь.
Поправлять ребенка нужно очень умело, тактично.

Понятно, что одного замечания окажется недостаточно. Необходимо постоянно следить за темпом речи ребенка. Но всякий раз поправлять его в шутливой, веселой манере, не читая ему скучных наставлений. Родители должны знать, что это не может полностью снять заикание. Но тем не менее в какой-то мере улучшит речь ребенка, а главное — не даст прогрессировать дефекту.

Взрослые должны также разговаривать с ребенком неторопливо.

Часто родители допускают такую ошибку. Жалея ребенка, боясь причинить ему неприятности, вызвать слезы, они полностью исключают всякие запреты, разрешают малышу делать все, руководствуясь принципом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Постепенно такое поведение взрослых превращает ребенка в маленького деспота. И тогда, понятно, очень трудно бывает удержать малыша от всего того, что, как отмечалось, может вызвать усиление заикания.
Поэтому очень важно, чтобы родители постоянно ощущали чувство меры в каждом своем поощрении в отношении с ребенком.
При этом очень важно соблюдать в семье единство требований.
Нельзя допускать, чтобы один из взрослых разрешал то, что запрещает другой. При этом, конечно, необходимо руководствоваться теми требованиями, которые необходимы для полного устранения заикания у ребенка.

Важно помнить, что заикание необходимо устранять полностью.

Окончательно исправленным дефект считается только тогда, когда в любых видах эмоциональной речи, т. е. когда ребенок возбужден большой радостью или огорчением, — он говорит без малейших запинок. Поэтому надо запастись терпением и провести весь курс логопедических занятий полностью.

Бывает, к сожалению, что родители не всегда серьезно относятся к посещению ребенком логопедических занятий: в мороз — жалко везти на занятия, у кого-нибудь из взрослых выходной и хочется побыть с малышом дома, то кажется, что он не выспался, и жалко его будить утром. Надо помнить, что одно-два пропущенных занятия с логопедом намного ухудшают речь ребенка, он отстанет от своих товарищей по группе, ему трудно будет «догнать» их, так как всегда каждое новое занятие предусматривает усложнение речи детей.

Иногда родители наносят еще больший вред ребенку.
Часто они бывают довольны достигнутыми успехами, им кажется, что заикание полностью исчезло у ребенка, и они вовсе прекращают водить его на логопедические занятия, несмотря на просьбы и предостережения логопеда.
Следует помнить, что если заикание у вашего ребенка исчезло, этот успех необходимо прочно закрепить, иначе оно может возобновиться. А это принесет двойной вред: не только будут уничтожены все старания логопеда, ребенка и ваши, но, что также опасно, может исчезнуть у ребенка вера в успех логопедических занятий и он вряд ли согласится снова посещать их когда-нибудь.

Последнее, что хочется сказать родителям: помните, что заикание — вполне устранимый дефект речи.
Если у ребенка появилось заикание, не нужно отчаиваться, смотреть на это как на непоправимое несчастье.
Наоборот, нужно активно действовать, принимать все необходимые меры для того, чтобы этот дефект исчез полностью и навсегда.
Благодарю за внимание!

источник

Речевой центр «Арлилия» — удивительное место для детей, подростков и взрослых, которые стремятся пребывать в гармонии и наслаждаться общением. Мы приглашаем на занятия тех, кто хочет преодолеть заикание в условиях живого интереснейшего сотрудничества с ведущими специалистами страны, в максимально комфортной, дружественной и теплой атмосфере. Мы эффективно работаем над речью, что позволяет достигать высоких положительных результатов в коррекции логоневроза вне зависимости от характера и степени тяжести дефекта. Ценой определенных усилий и регулярных упражнений удается обеспечить устойчивую нормализацию речи и оторваться от заикания.

Уникальность методики состоит в том, что она универсальна для людей с заиканием разных возрастов, с любой степенью тяжести и формой заикания. Методика позволяет каждому избавляющемуся от заикания преодолеть заикание полностью и навсегда.

Профессор Л.З. Арутюнян является научным руководителем, консультантом и практикующим логопедом нашего центра. Мы черпаем знания из первых рук, мы – в курсе новых авторских разработок, всегда можем получить совет автора методики. Вот почему именно нам оказано доверие автора и выдана исключительная лицензия на право использования уникальной запатентованной методики. Пройти обучение и в дальнейшем получить право работы по ней можно ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в нашем центре.

В рамках методики Л.З. Арутюнян нами разработаны программы для всех возрастов, начиная от самых маленьких, у которых проблема только началась, и заканчивая взрослыми людьми, много лет страдающими заиканием. Мы работаем по одной методике с детьми и взрослыми, но приемы и организация работы с каждым возрастом коренным образом отличаются.

Методика эффективна и универсальна, т.к. учитывает все факторы заикания (физиологические, психологические, психолингвистические, социальные), и одновременно воздействует на все стороны речи и личность человека.

Методика позволяет с первых дней занятий добиться речи без запинок, спазмов и ступоров не только в кабинете логопеда, но и в реальных жизненных условиях. До окончательной победы над заиканием еще далеко (верить первым результатам как окончательным, нельзя), но ценно и то, что уже в процессе занятий человек имеет возможность всюду говорить свободно.

Благодаря современным возможностям (Skype, е-mail, видео- и аудиозаписи) наши ученики постоянно находятся под пристальным вниманием специалистов. Логопеды оказывают индивидуальную поддержку каждому вне зависимости от этапа занятий и места жительства ученика.

За время занятий наши ученики приобретают богатый опыт общения не только в бытовых ситуациях (в магазинах, по телефону и во многих других реальных жизненных ситуациях. ), но и многократно участвуют в дебатах, разнообразных публичных выступлениях (на речевых экзаменах, театрализованных представлениях, конференциях и даже в конкурсах ораторов).

Наша цель – получить устойчивые долгосрочные результаты (речь на всю жизнь). Наш центр целенаправленно занимается диспансерным наблюдением и сбором данных о речи своих выпускниках не только в процессе курса, но и после него (через год, два и более).

Долгосрочные результаты (речь наших выпускников через 1–10 и более лет) являются визитной карточкой нашего центра. Мы не на словах, а на деле доказали, что безрецидивное лечение заикания возможно.

Ежегодные конкурсы ораторов среди наших выпускников являются беспрецедентным мероприятием, ему нет аналогов не только в России, но и во всем мире. Конкурс проходит публично в аудитории специалистов и всех, кому не безразлична проблема заикания. Конкурсанты не только свободно говорят, но умеют владеть аудиторией, импровизировать, и мы гордимся ими.

Мы являемся инициаторами проведения ежегодных конференций, посвященных Международному дню заикающихся. Уникальным является тот факт, что наряду со специалистами в области заикания докладчиками на наших конференциях являются ученики или выпускники нашего центра.

Л.З. Арутюнян была многократным участником международных конференций по проблеме заикания в США и Европе. Специалисты и выпускники центра представили свои результаты на мировых конгрессах во Франции и Нидерландах. Кит Босс – директор совета Международной Ассоциации Заикающихся (ISA) сказал после личного знакомства с нашими выпускниками: «Я думал, что Россия – первая в освоении космоса, но теперь я знаю, что Россия – первая и в движении от заикания».

источник

  • Логопед при заикании на YouDo.
  • Наш сайт поможет быстро найти опытного исполнителя для заказа услуг.
  • Разместите заявку и проверенные специалисты предложат вам свои услуги и цены.

Дочке 4 года. Не выговаривает букву «Р» и не произносит букву Ё в словах. Количество занятий обговариваем с Логопедом. Цена договорная. Занятия либо в выходные,либо в будни в 19.00 ,19:30 Требования — образование и опыт. Бюджет указана за одно занятие (обсуждается). Более подробно условия задания обсудим с исполнителем. Жду Ваших предложений!

Созвонились сразу. Пообщались,договорились о встрече. Доброжелательный,общительный человек! Рекомендую.

Возраст ребёнка 4,2г.,как сказал педиатр то с нашей проблемой нужно занятий 10,есть проблемы с произношением некоторых букв

Ребёнку 3 г 11 мес нужен логопед-дефектолог, ОНР 1 степени, занятия у нас на ул. Хабаровская (желательно из нашего района, чтобы всем было удобно), 2-3 раза в неделю по 45 мин. Очень надеемся на долгосрочное сотрудничество.

Рекомендую логопеда, очень быстро нашедшему подход к ребенку, приятный, легкий, человек!

Нужен логопед для ребёнка. Рассматриваю занятия у меня дома. 2 занятия в неделю. Бюджет 2000 рублей за занятие. Более подробно условия задания обсудим с исполнителем. Жду Ваших предложений!

Огромное спасибо Валерии! На постановку звуков ушло меньше двух недель! Педагог смог увлечения ребенка. Ребенок занимался с удовольствием и выполнял дома упражнения на закрепление.

Ищу логопеда девочке 5 лет, чтобы научить произносить Р. Занятия у нас дома. Метро Чертановская.

Прекрасный педагог, отлично находит контакт с детьми. Результатом очень довольны.

Ищу логопеда для девочки (4 года 10 месяцев). 2 раза в неделю.

Валерия очень грамотный и воспитанный преподаватель, приветливая и очень симпатичная девушка. Она провела очень интересный, насыщенный проф.заданиями урок, направленный на развитие речевого аппарата ребёнка.

Требуется логопед для эффективных и результативных занятий с девочкой 5,5 лет Логопед требуется на 2 раза в неделю. 2 раза в неделю — вторник, четверг

Елизавета понравилась нам сразу и мне, и ребенку. Профессионал своего дела, любит детей. Для нас то что нужно!

Мальчику 7 лет, проблема с буквой «Р», сначала не выговаривал вообще. Позанимался месяц с логопедом, теперь говорит кортаво. Надо исправить как можно скорее

Елизавета прекрасный специалист и человек. Очень понравилась мне и сыну.

Ищу Логопеда для занятий у нас дома. Количество занятий будет столько, пока это будет нужно. Цель это постановка звуков и далее.

Вместе с Александрой провели уже несколько занятий и заметили первые положительные изменения у ребёнка ! Прекрасный человечек, очень приятный и располагающий — ребёнок занимается с удовольствием) Исполнителем довольны на все 100% . Рекомендуем =)

Нужен логопед ребенку 5 лет

Все отлично! Рекомендую Юлию как исполнителя!

Мальчику 6 лет. Год до школы. Не выговаривает Р. Нужно исправить. Писать цену за одно занятие. Спасибо!

Все отлично! Приятный человек! Ребёнок занимается с удовольствием!

Мальчику 8 лет. Нужна помощь в постановке звука «Р» и устранении оптической дисграфии.

Сыну очень понравилось заниматься с Ириной. Она профессионал и знает подход к детям- ребенок комфортно себя чувствует, очень хорошие результаты после занятий .

Девочке 5 лет,межзубное произношение.Нужен логопед плюс подготовка к школе.Занятия нужны систематические,2 раза в неделю.

Ирина-приятный человек и хороший профессионал.Дочке нравятся занятия с ней.Надеемся на плодотворное сотрудничество!

Девочке 5 лет ищу логопеда, ребенок не выговаривает часть звуков.

Галина — очень великодушный человек, смогла занять внимание ребенка пяти лет на все 45 мин. Рекомендую к сотрудничеству.

Нужно написать диплом по логопедии

Яна! Спасибо! Работа выполнена без нареканий, без исправлений.

Требуется логопед для эффективных и результативных занятий с мальчиком 6 лет. По возможности обучение алфавиту и чтению. Логопед требуется на 2 раза в неделю. Среда 18.00 Воскресенье 15.00 Занятие у нас дома. Оплата 750р за занятие

Ищу логопеда для девочки 6 лет. Занятия у нас дома 1-2 раза в неделю.

Вера Николаевна помогала моей дочери исправить логопедические проблеммы. На занятиях были дыхательные упражнения , артикуляционные, учили стихии, скороговорки. Много авторских наработок. Большая часть занятий проходила в игровой форме. Индивидуальный подход к ребенку. Занятия корректируются под потребности. (Например с дочей выучили стихи к первому сентября и на паре занятий занимались пересказом). Ребенок занятия очень любил. Я результатом довольна.

Девочка 6 с половиной лет занималась год с логопедом в саду, ставили шипящие. Звук «р» произносит горлом. Необходимо научить произносить звук правильно. Одну тысячу рублей платим сразу, остальные семь тысяч по факту результата, не важно сколько занятий потребуется

Искала дочке 6 лет логопеда, чтобы поставить звук Р. Очень рада, что выбрали Наталью. Занятия были интересные и, главное, полезные. Дочка занималась с удовольствием. результат был через несколько месяцев. Наталья очень пунктуальна и вежлива. Рекомендую ее как опытного логопеда!

Мальчику 2 года 11 месяцев и он не говорит. Есть хороший пассивный запас, активный ограничивается случайными словами (мама, банан, дай). Нужен педагог для развития речи на регулярной основе, 1-2 занятия в неделю

Читайте также:  Тексты для исправления заикания

Мы искали логопеда для развития речи малыша 2,11 лет. Наталья пришла на занятие вовремя, дала советы родителям, позанималась с ребёнком. Несмотря на то, что ребёнок был перевозбужден, Наталье удалось с ним позаниматься и несколько раз вернуть к занятию. Будем сотрудничать и дальше По результату первых занятий дополняю: Наталья очень внимательно и ответственно относится к занятиям, дает много рекомендаций и на многое открывает глаза. Уже видим позитивные изменения.

Ищу логопеда мальчику 6-ти лет, устранить картавость и улучшить дикцию.

Ольга, понравилась и мне и ребенку. Очень приятная улыбчивая девушка, сразу заинтересовала ребенка. Провела диагностику и дала план каким образом и как долго мы будем заниматься. Занятие провела структурно, но при этом в игровой и интересной форме. Мы довольны. Спасибо.

Логопед ребёнку. Задача поставить звук «р» и «л» + грамматика окончаний, возможно еще что-то! Более подробно условия задания обсудим с исполнителем. Намерены заниматься 3 раза в неделю. Более подробно условия задания обсудим с исполнителем. В предложениях указывайте сроки, когда сможете выполнить задание и цену за работу. Жду Ваших предложений!

Спасибо! работаем с удовольствием! Рекомендую!

Нужен логопед мальчику 5 лет для постановки звука «р». Более подробно условия задания обсудим с исполнителем. В предложениях указывайте сроки, когда сможете выполнить задание и цену за работу. Жду Ваших предложений!

Исполнителем довольна. Занятие построено четко, логично. С ребенком контакт налажен.

Ищем преподавателя логопеда+подготовка к школе. На постоянной основе. Мальчику 6 лет. Место занятий- у ученика. Район- Чертаново

Провели первое занятие, все было хорошо. Потом преподаватель не смог продолжить дальнейшие занятия, так как не получалось по времени. Претензий никаких нет. Всё бывает.

Мальчик 6 лет. Занимался с логопедом, после переезда и перерыва в занятиях качество звуков снизилось. Ищем логопеда для продолжения работы над звуками и для подготовки к школе.

Если вас интересует, где лечат заикание у детей, обратитесь к исполнителям Юду. Сервис YouDo дает возможность частным логопедам-заикологам Москвы предлагать услуги по доступной цене. В своей работе специалисты, зарегистрированные на youdo.com, применяют комплексный подход, что позволяет успешно справляться даже с запущенным логоневрозом.

Логопеды-заикологи, предлагающие свои услуги на Юду, имеют большой опыт работы с детьми разного возраста. Перед тем как приступить к коррекционным занятиям, специалист проведет комплексное обследование ребенка. Это поможет не только установить причину нарушений звукопроизношения, но и наладить контакт с пациентом.

Для устранения расстройств речевого аппарата специалист YouDo разработает индивидуальный комплекс занятий. Он может включать в себя:

  • медикаментозное лечение
  • дыхательные упражнения
  • точечный массаж
  • логопедические занятия

Кроме этого, специалист Юду проконсультирует родителей ребенка о провоцирующих заикание факторах, расскажет, как минимизировать их появление. При необходимости будет подобран комплекс простых домашних упражнений, помогающих улучшить произношение.

В профилях исполнителей на сайте YouDo вы можете ознакомиться с отзывами клиентов, обращавшихся к специалистам для постановки произношения. Для получения подробной информации о расценках, методиках лечения и условиях работы разместите задание на сайте youdo.com, в котором укажите:

  • возраст ребенка
  • тип заикания (тонический, клонический)
  • сопутствующие симптомы
  • необходимость в дополнительных услугах

В ответ вы получите предложения услуг от логопедов, специализирующихся на решении подобных проблем. Останется выбрать оптимальный для вас вариант.

источник

Алгоритм работы с заиканием

В своих предыдущих статьях Заиканье, как не позволение себе быть — я писала подробнее о типах заикания, причинах, следствиях, психотерапии.

Заикание, если оно не врожденное и не носит причину органического характера или когнитивных изменений — тогда психолог может смело работать.

Прежде всего с причиной, кроющейся под тревожным состоянием.

То есть — восстанавливаем физиологическое внутреннее равновесие (состояние организма).

Попутно поднимаем самооценку и уверенность — приводим в норму эмоционально-чувственный аспект.

Даем право жить и быть здесь и сейчас — вернее, помогаем пациенту (как правило — это ребенок) — его право на «быть с заиканием».

Подчеркиваем положительные моменты — «Он делает лучше меня это, зато я лучше умею. «, «Я заикаюсь и это помогает мне больше думать, выигрывать время для желаемых для меня ответов. быть чаще с собой любимым. «

Подчеркиваем положительные качества характера ребенка — прописывает свои плюсы и минусы-которые переводит в плюсы.

Обьясняем доступно о его частях — персоне, тени и здорового Эго — просто понимание, почему взрослые меняются. плюсы и минусы этих состояний

Учим замечать хорошее и опираться на это.

Учим замечать тех, кому хуже и помогать им в этом.

Обязательно даем дыхательные и телесные упражнения на снижение тревоги и свободное течение энергии в теле.

Сказко-терапия на заказ будущей мечты, как опора на свои собственные возможности в образном мышлении.

И т.д. и т.п., в каждом случае индивидуально.

Однако, существует общий алгоритм. Я его придерживаюсь всегда (не 1 только раз).

АЛГОРИТМ при работе с заиканием (не врожденным)

Работаем вместе с родителем ребенка

1. Выясняем причину стресса — клиент знает точно, только догадывается, не знает.

2. Последствия испуга — запинание или заикание (глубже, сложнее).

3. Направляем к неврологу . направление на снимок головного мозга дает он же.

4. Узнаем, что нет (не было) органических, механических и психических нарушений и повреждений.

5. Клиент — наш — причина психологическая — начинаем работать.

6. Заикание — как внешнее проявление организма защищает от чегото ребенка — от более худшего. В чем скрытая выгода. Исследуем.

7. Что положительного дало ему его заикание, чего не было раньше? Все! записываем. ищем. выискиваем-вынюхиваем — потому как он будет упираться. отказываться. отнекиваться — вместе с родителями.

9. Как это отрицательное можно избежать_ — мотивация для замены поведения.

10. Как можно получить все положительное, что дало заикание-запинание?

11. Как это можно получить другими способами? перечисляем способы.

12. Представь, что заикания нет.

13. Как изменится тогда твоя жизнь

14. И жизнь твоих родителей

15. И братьев-сестер-одноклассников?

17. Ты готов? говорить свободно? попробуй спой что-нибудь (опыт свободного пения сверхважен) — как вера в свои возможности

18. Представь теперь, что ты продолжаешь какое-то время заикаться!

20. Какие чувства? испытываешь?

21. Дай себе право говорить и без заикания и иногда с заиканием — он повторяет за вами «Я даю себе право. «

22. Дай себе право просто быть! Жить! Самим собой!

23. Дай себе право использовать заикание как свою силу — а не как свою слабость!

24. Как умение быть уникальным!

25. Как нахождение в позиции наблюдателя! за другими — пока они говорят!

26. Потому что говорящему трудно наблюдать!

27. Потому что Молчание — золото! — об этих простых вещах забывают чаще всего.

Поведенчески — научить родителей и ребенка правильно говорить до сведения значимых людей в значимых ситуациях уникальность ребенка. Например — учителям в школе — просить ждать, не торопить ребенка, говорить с ним медленно и членораздельно -четко. Если ребенок молчит — не стыдить его, а подбадривать тем, что он пользуется своей внутренней речью. Оказывать всяческую поддержку среди невоспитанных сверстников.

Методы, которые можно применять в ходе общей структуры работы — я описала выше. Конечно — это не все, а ориентир. В кждом случае -все индивидуально и зависит от возраста, семьи, мотивации и др. моментах

Рада, если пригодится мой опыт.

Вперед, друзья — наша помошь оказывает весьма положительный эффект. Проверено!

источник

Заиканием у детей называется дефект речи, при котором происходят судорогоподобные движения мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отделах речевого аппарата в начале или середине речи, в результате чего пациент задерживается на определенном звуке или группе звуков. Заикание не относится к необратимым нарушениям центральной нервной системы.

Чаще всего заикание у детей впервые обнаруживается в 2–5 лет, т. е. в период интенсивного формирования речевой функции у ребенка. Реже патологический процесс манифестирует в раннем школьном или подростковом возрасте. Наиболее уязвимым периодом, т. е. тем, в котором риск развития патологии особенно высок, является возраст 2–4 и 5–7 лет.

Заикание у детей может становиться причиной сужения круга общения ребенка, возникновения мнительности, тревожности, раздражительности, ощущения собственной неполноценности, снижения успеваемости в школе, проблем с адаптацией в социуме.

Заикание – довольно распространенная патология, оно наблюдается у 5–8% детей, у мальчиков почти в 3 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков оно носит более устойчивый характер. Наследственная отягощенность обнаруживается примерно в 17,5% случаев невротической формы заикания у детей.

Точную причину заикания у детей удается выявить не всегда.

К факторам риска относятся:

  • наследственная предрасположенность;
  • врожденная слабость речевого аппарата;
  • нарушение развития чувства ритма и моторики, мимико-артикуляторных движений;
  • органические патологии центральной нервной системы;
  • внутриутробные травмы или травмы, полученные при прохождении по родовым путям;
  • чрезмерные психические нагрузки;
  • нарушения обмена веществ.

Спровоцировать заикание у детей может одномоментная психическая травма (сильный испуг, волнение, разлука с близкими людьми), двуязычие или многоязычие в семье, патологически ускоренный темп речи (тахилалия), нечеткое произношение слов, чрезмерные требования к речи ребенка, подражание (при длительном общении с заикающимися людьми). Патология может сформироваться на фоне длительной психической невротизации при продолжительном несправедливом и грубом отношении к ребенку (наказания, угрозы, постоянный повышенный тон), плохого психологического климата в семье, энуреза, повышенной раздражительности, ночных страхов.

Лечение заикания детей мы рекомендуем доверить профессиональным специалистам центра психотерапии Алвиан.

Заикание у детей может проявиться после перенесенного тяжелого инфекционного заболевания, а также его осложнений.

По этиологическому фактору заикание у детей подразделяется на две формы:

  • невротическое (логоневроз) – обусловлено психологической травмой, может развиваться в любом возрасте;
  • неврозоподобное – обусловлено нарушениями функций церебральных структур, обычно возникает в 3–4 года.

Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается коррекции в логопедических группах и детских садах.

В зависимости от особенностей нарушения речи заикание может быть следующих видов:

  • тоническое – задержка на звуке или группе звуков;
  • клоническое – повторение звуков, слогов или слов;
  • смешанное.

В развитии патологии выделяют четыре стадии:

  1. Нарушения произношения чаще возникают в начальных словах предложений, при произнесении кратких частей речи (союзов, предлогов), ребенок не реагирует на свои трудности при произнесении слов.
  2. Нарушения речи возникают регулярно, чаще во время быстрой речи, в многосложных словах, ребенок отмечает трудности с речью, но не считает себя заикающимся.
  3. Отмечается закрепление судорожного синдрома, пациенты не испытывают неловкости или страха при общении.
  4. Выраженные эмоциональные реакции на заикание, ребенок старается избегать общения.

Нередко заиканию сопутствуют соматические нарушения артикуляционного аппарата: отклонение языка в сторону, высокий свод неба, гипертрофия раковин носовой полости, искривленная носовая перегородка.

К нарушениям дыхательного процесса относится чрезмерный расход воздуха на вдохе и выдохе на фоне расстройства сопротивления в области артикуляции. При попытке произнесения звуков происходит судорогоподобное замыкание голосовой щели, препятствующее образованию звука. При этом наблюдаются быстрые и резкие движения гортани вверх и вниз, а также выдвижение вперед. Пациенты предпринимают попытки произносить гласные звуки твердо. Симптоматика заикания при этом может смягчаться вплоть до полной нормализации речи при пении, шепоте.

Пациент может сопровождать свою речь сопутствующими жестами, которые не являются необходимыми, однако производятся ребенком сознательно. Во время приступа заикания ребенок может наклонять голову или откидывать ее назад, сжимать кулак, топать ногой, пожимать плечами, переступать с ноги на ногу.

Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме.

Иногда заиканию сопутствуют психические расстройства, например, страх потерпеть фиаско при произношении некоторых звуков, слогов и слов. Пациенты стараются не использовать их в своей речи и ищут им замену. В тяжелых случаях это приводит к абсолютной немоте во время приступов заикания. Мысли о невозможности нормального вербального общения способны становиться причиной формирования комплекса неполноценности. Дети становятся стеснительными, боязливыми, молчаливыми, могут уклоняться от разговора и общения в целом.

При тонической форме заикания ребенок часто запинается во время разговора с образованием пауз или чрезмерным растягиванием отдельных слогов в слове. При клонической форме патологии пациент несколько раз проговаривает отдельные звуки, группы звуков или слова. Для смешанной формы заикания характерно сочетание признаков тонического и клонического заикания. При клонико-тонической форме заикания пациент обычно повторяет начальные звуки или слоги, после чего у него отмечаются запинания во время разговора. При тонико-клоническом заикании нарушение речи проявляется в виде запинок и остановок с частым повышением голоса, выраженными нарушениями дыхания и дополнительными движениями во время разговора.

В случае развития у пациента невротического заикания отмечаются выраженные нарушения произношения (нечленораздельная речь). Дети с данной формой патологии, как правило, начинают говорить позже сверстников. При развитии неврозоподобной формы патологии приступы заикания обычно возникают в определенных ситуациях, к примеру, при волнении.

Иногда заикание у детей отсутствует при разговоре с животными или неодушевленными предметами, чтении вслух.

Диагноз ставится логопедом или неврологом, для уточнения формы заикания может быть привлечен психолог.

Наибольшая эффективность лечения заикания отмечается при сочетании упражнений с массажем.

Диагностика базируется на данных, полученных при сборе жалоб и анамнеза. Уточняется психоэмоциональная обстановка в семье ребенка, ситуации, при которых возникает и/или усугубляется заикание, обстоятельства, при которых патология манифестировала, длительность анамнеза заикания.

Акцентируется внимание на наличие на протяжении трех месяцев и дольше следующих признаков:

  • трудности и запинки в начале речи;
  • нарушение ритмичности речи (растягивание тех или иных звуков, повторение слогов слова, обрывки слов и/или фраз);
  • попытки справиться с заиканием посредством побочных движений.

С целью исключения органических нарушений нервной системы может потребоваться магниторезонансная томография головного мозга, электроэнцефалография, реоэнцефалография. Дифференциальная диагностика проводится с нечеткостью речи и спастической дисфонией.

Коррекция заикания у детей направлена на выработку навыков правильной речи, устранение неправильного произношения, преодоление психологических проблем. В лечении принимают участие логопед, невролог и психотерапевт.

При невротической форме заикания успех лечения во многом зависит от своевременности диагностики патологического состояния. Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается коррекции в логопедических группах и детских садах. Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме. Немаловажное значение имеет семейная психотерапия с использованием релаксации, отвлечения внимания, внушения. Детей учат разговаривать нараспев или в такт с ритмичными движениями пальцев рук.

При условии своевременного адекватного лечения прогноз благоприятный для 70-80% пациентов.

Медикаментозное лечение невротического заикания заключается в назначении общеукрепляющих и седативных средств, спазмолитиков, витаминных комплексов. С этой целью могут применяться средства фитотерапии (препараты пустырника, валерианы, алоэ).

Лекарственная терапия неврозоподобной формы заикания, обусловленного органическим поражением головного мозга, состоит обычно в применении спазмолитических препаратов, минимальных доз транквилизаторов. В ряде случаев показаны курсы дегидратации.

Работа с психотерапевтом направлена на устранение вероятных межличностных конфликтов, минимизацию психологических факторов, усугубляющих заикание.

Лечение заикания у детей в ряде случаев включает физиотерапевтические методы: электрофорез с седативными препаратами на воротниковую зону, франклинизация, электросонтерапия и др.

Немаловажное, нередко решающее значение для успешного лечения заикания у детей имеют спокойная обстановка в семье, поддержание рационального распорядка дня (ночной сон не менее 8 часов в сутки), правильный речевой режим. Детям с заиканием рекомендуются занятия танцами, пением, музыкой – это способствует формированию правильного речевого дыхания, а также чувства ритма, темпа.

Критерием излеченности является нормальная речь ребенка в любой ситуации, в том числе в случае высокой эмоциональной нагрузки (например, выступление перед аудиторией).

Массаж при заикании у детей проводится логопедом на коррекционных занятиях. Помимо головы и шеи массаж распространяется на плечи, верхнюю часть спины и грудной клетки. Широко применяется сегментарный и точечный массаж, а также их сочетание.

Чаще всего заикание у детей впервые обнаруживается в 2–5 лет, т. е. в период интенсивного формирования речевой функции у ребенка.

Сегментарный массаж направлен на обособленное воздействие на определенную мышцу, регулирующую речевую деятельность. Данный вид массажа проводится ежедневно на протяжении 2-3 недель.

Точечный массаж считается одним из наиболее эффективных методов коррекции заикания у детей. Он оказывает положительное воздействие на речевой центр, способствует снятию его излишней возбудимости. Точечный массаж может проводиться в домашних условиях после предварительного обучения родителей специалистом. Точечный массаж при заикании у детей проводится регулярно на протяжении двух-трех лет.

Комплекс упражнений включает дыхательную гимнастику, растяжку, нормализующую мышечные сокращения, и упражнения для глаз, которые способствуют улучшению восприятия.

Основными целями дыхательной гимнастики при заикании у детей являются освоение техники диафрагмального дыхания, сознательное регулирование дыхательного ритма, укрепление мышц передней брюшной стенки. Дыхательная гимнастика при заикании у детей заключается в выполнении комплекса упражнений в различных положениях тела, в состоянии покоя и во время активного движения. Со временем к дыхательным упражнениям подключают вербальные проявления. Плавное повышение уровня сложности упражнений способствует скорейшей коррекции патологии.

Наибольшая эффективность лечения заикания отмечается при сочетании упражнений с массажем.

Заикание у детей может становиться причиной сужения круга общения ребенка, возникновения мнительности, тревожности, раздражительности, ощущения собственной неполноценности, снижения успеваемости в школе, проблем с адаптацией в социуме.

Заикание наблюдается у 5–8% детей, у мальчиков почти в 3 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков оно носит более устойчивый характер.

При неправильно или нерегулярно проводимой коррекции, а также в ее отсутствие заикание может сохраняться в течение длительного времени, иногда на протяжении всей жизни.

При условии своевременного адекватного лечения прогноз благоприятный для 70-80% пациентов.

В целях профилактики возникновения заикания у детей рекомендуется:

  • поддержание благоприятного психологического климата в семье, бережное, внимательное и доброжелательное отношение к ребенку, отказ от чрезмерной требовательности;
  • расширение кругозора ребенка;
  • избегание чрезмерных психических нагрузок;
  • рациональный распорядок дня, полноценный отдых;
  • правильное обучение ребенка речи;
  • рациональное питание;
  • профилактические осмотры у специалистов, своевременное лечение соматической патологии.
Читайте также:  Тексты для преодоления заикания

Видео с YouTube по теме статьи:

источник

Что такое заикание? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Черемушниковой И.И., детского невролога со стажем в 29 лет.

Заикание — это болезнь, при которой человек не может своими волевыми качествами характера контролировать или «сглаживать» судорожно расстроенную речь, из-за чего повторяет или продлевает слова, слоги, фразы [1] [21] .

Эта патологическая речь отличается не только повторением или удлинением произносимых звуков, слогов, слов, но и частыми остановками, разрывающими равномерное течение речи. Речевые тики (частое повторение слов-паразитов, протягивание звуков по типу «э-э-э») и речь взахлёб не имеют к заиканию никакого отношения [1] [14] [17] [24] [37] .

Заикание поражает людей всех возрастов. Чаще всего оно встречается у детей от 2 до 6 лет, когда они развивают свои языковые навыки. По данным мировой научной литературы, заикаются около 2,5 % детей дошкольного возраста [36] [37] .

Среди взрослых заикание встречается у 0,73 % людей, охватывая более 70 миллионов человек во всём мире. А в недавнем исследовании американские учёные выявили, что из 135 взрослых людей заикается примерно один человек [34] [36] [37] .

Мальчики заикаются в 2-3 раза чаще, чем девочки. С возрастом эта гендерная разница только увеличивается: мальчиков, которые продолжают заикаться, становится уже в 3-4 раза больше, чем девочек с этими же проблемами. Мужчины также заикаются чаще, чем женщины (в четыре раза).

Приблизительно от 5 до 10 % детей заикаются в течение нескольких недель или нескольких лет. При этом 75 % детей выздоравливают от заикания, а остальные 25 % могут продолжить заикаться на протяжении всей жизни [2] [12] [24] [28] [30] [32] [34] .

Чем раньше начинается заикание, тем больше вероятность, что оно будет недолгим [1] . Так, ребёнок, который начинает заикаться до 3,5 лет, реже заикается в дальнейшей жизни.

Причины заикания делятся на две группы:

  • Предрасполагающие причины — связаны с генетикой или патологическими процессами, которые произошли во младенчестве. На них практически невозможно повлиять.
  • Провоцирующие причины — на них может повлиять как сам заикающийся, так и его окружение путём изменения образа жизни, воспитания, здорового питания, закаливания, создания психологически комфортного окружения и др. [27] .

Предрасполагающие причины заикания:

  • Наследственность — невропатическая генетическая отягощённость у родственников первой линии (родителей, братьев, сестёр, детей), которые имели такие «гипертрофированные» черты характера, как потребность в одобрении и расположении всех окружающих людей, ночные страхи, недоверие, зацикленность на собственных переживаниях, непереносимость критики, неуверенность в себе и т. д. [6][15] .
  • Невротические особенности заикающегося (ночные и дневные страхи, дневное или ночное недержание мочи, повышенная импульсивность, эмоциональная несдержанность).
  • Наследственная отягощённость по подкорковой недостаточности, т. е. наследственные заболевания, которые связаны с нарушением работы отделов мозга, участвующих в координации двигательной активности (таламический синдром Дежерина — Русси, гипоталамический синдром, болезнь Паркинсона, повышение постуральных (статических) рефлексов, паллидарный тремор, гипотонически-гиперкинетический синдром, гемибаллизм).
  • Патология, развившаяся у ребёнка ещё в утробе матери или сразу после рождения (гипоксия, ишемия и внутрижелудочковые кровоизлияния).
  • Соматоневрологические заболевания с энцефалопатическими последствиями (нехватка кислорода плоду, инфекция во время беременности; резус-конфликт и конфликт по АВО системе; удушье новорождённого; травма при родах; врождённый порок сердца; последствия черепно-мозговых травм; интоксикация этиловым спиртом, свинцом, хлороформом, наркотиками и бактериальными токсинами — дифтерией, столбняком).
  • Ослабление или исчерпание возможностей нервной системы компенсировать нарушения в результате инфекционных и соматических заболеваний, а также при наличии трудностей социальной адаптации [5][6][7][8][9][15] .

Провоцирующие причины заикания:

  • однократная травмирующая ситуация (испуг, страх и др.);
  • общение с ребёнком в семье на двух и более языках;
  • быстрый темп речи (тахилалия);
  • неправильное проговаривание звуков, букв, фраз;
  • подражание окружающим, у которых есть патология речи.

В настоящее время проводится много исследований по изучению распространённости заикания в двуязычных семьях. Например, одно исследование показало, что дети, говорящие по-английски и ещё на другом языке, имеют повышенный риск заикания и более низкие шансы на избавление от него, чем одноязычные дети. Другое исследование, хотя и методологически слабое, показало относительно неразличимые проценты одноязычных и двуязычных заикающихся [28] . Из-за такого количества противоречивых данных связь между двуязычием и заиканием была названа «загадочной» [35] .

К неблагоприятным условиям относятся:

  • «ослабленность» ребёнка иммунодефицитом, соматической и неврологической болезнью;
  • возрастные особенности деятельности мозга (повышенная судорожная готовность и др.);
  • ускоренное развитие речи с быстрым темпом и распадом плавности и внятности;
  • повышенная реактивность психических процессов из-за «неправильных» отношений с близкими людьми, социальной дезадаптации, частичной или полной утраты способности приспосабливаться к условиям общества;
  • нехватка общения с позитивно настроенными людьми;
  • недостаток динамики развития мелкой и крупной моторики и чувства ритма [16][33] .

При заикании наблюдается частые повторы букв, слогов или даже слов, протяжные звуки, а также частые остановки или паузы между слогами, словами и предложениями. Всё это разрывает плавное течение речи. Такое состояние следует классифицировать как расстройство только в том случае, если оно заметно нарушает качество речи и длится более трёх месяцев.

Заиканию также характерны:

  • тенденция к избеганию общения;
  • частое пребывание в расстроенном состоянии;
  • спазмированные мышцы лица и шеи;
  • нехватка волевых качеств характера (выдержки и самообладания, терпеливости и целеустремлённости, настойчивости и принципиальности, инициативности и решительности, организованности и последовательности, самостоятельности и самоконтроля);
  • страх перед публичным выступлением;
  • внезапные повышения тембра голоса в интонации [25][26] .

Во время волнения у человека с заиканием непроизвольно возникают различные виды насильственных движений — так называемые «тики», гримасы и неестественные движения. Таким образом он пытается преодолеть внутреннее напряжение и заикание [5] [23] [26] .

Также при заикании встречаются нарушения устной не только устной, но и письменной речи: часто повторяются одинаковые буквы и слоги, возникают разрывы при написании слов. Это связано с дисфункцией мозга, которая мешает человеку правильно строить предложение [9] .

Заикающиеся люди часто замечают непостоянность заикания: у них бывают «хорошие» дни, когда заикания практически нет, и «плохие» дни, когда они заикаются в течение всего дня [29] .

В основе патогенеза заикания лежит неконтролируемое судорожное нарушение речи по типу системного нейромоторного сбоя. Оно в первую очередь связано с нарушением работы базальных ганглиев, которые регулируют длительность движений мышц и фонетической реализации элементов речи.

При заикании нарушается последовательность смены сигналов начала и завершения элементов речи:

  • Если сигнал завершения предыдущего элемента недостаточно сильный, то он повторяется снова. Так развивается типичное клоническое заикание — повторение звуков и слогов.
  • Если речевой аппарат получает команду озвучивать следующий звук, но при этом ещё не завершён предыдущий сигнал, то последовательность формирования речи приостанавливается и развивается тоническое заикание — паузы или растягивание звуков.

Появление заикания также связано с генетическими нарушениями. Начиная с 2010 года, исследователи из Национального института глухоты и других нарушений коммуникации (NIDCD) определили четыре различных гена, мутации в которых связаны с заиканием. К ним относятся ген 12-й хромосомы, а также гены GNPTAB, NPTG и NAGPA. Мутации в этих генах встречаются у 6 % заикающихся [29] [31] [37] .

Вероятный патогенез заикания связан с перевозбуждением правого полушария головного мозга и межполушарными нарушениями ритмического компонента речи. При заикании возникает дезорганизация на уровне коры головного мозга. Из-за этого «усиливается» невербальный ритм речи, связанный с преобладанием работы правого полушария [3] [4] [10] [11] .

Но иногда, когда мысли «обгоняют» язык, возникает физиологическое заикание. В его основе лежит трудность в реализации речевого замысла в момент общения. Вероятный патогенез такого заикания — лингвистически слабая работа левого полушария мозга, которая проявляется в проблемах с реализацией запрограммированного смысла высказывания [11] [12] .

В МКБ-10 (Международной классификации болезней) заикание относится к психическим расстройствам и расстройствам поведения, которые обычно начинаются в детском или подростковом возрасте [15] .

По месту проявления оно делятся на следующие группы:

  • респираторное (дыхательное) заикание;
  • вокальное (голосовое) заикание;
  • артикуляционно-фонетическое заикание;
  • смешанное заикание (например, дыхательно-артикуляционное или артикуляционно-голосовое).

Дыхательное заикание является самой тяжёлой формой дыхательных судорог. Оно делится на две подгруппы:

  • инспираторные формы заикания — проявляются на вдохе;
  • экспираторные формы заикания — проявляются на выдохе [11][12] .

В зависимости от патогенеза и причины возникновения бывает две формы заикания:

  • Неврозоподобная форма — заикание, связанное с остаточными органическими изменениями головного мозга, которые возникли у малыша ещё внутри утроба матери или в раннем детстве. Примерами такой формы являются заикание и гиперкинезы (тики) при детском церебральном параличе и минимальном нарушении работы мозга с синдромом гипервозбудимости и дефицита внимания (СДВГ). У детей с нервозоподобным заиканием часто диагностируют задержку психического и моторного развития [1][9][30][37] .
  • Психогенная (невротическая) форма (логоневроз) — заикание, возникающее из-за испуга или хронического стресса, которые приводят к развитию психосоматических заболеваний. Такая форма заикания встречается достаточно редко [2] .

Первая стадия [17] [24] [26] :

  • Заикание возникает очень редко, эпизодически. Оно практически незаметно для окружающих и самого заикающегося. Однако со временем заикание становится более постоянным и выраженным, при этом периоды плавной речи постепенно сокращаются и наступают всё реже и реже.
  • В большинстве случаев заминки связаны с произнесением первого слова в предложении, предлогов и союзов.
  • Заикание усиливается, когда человеку кажется, что к нему относятся с пренебрежением или «вторгаются» в его личную сферу, а также когда собеседник устанавливает своё превосходство в беседе. При этом заикающийся начинает испытывать психологический дискомфорт, становится возбуждённым, из-за чего начинает быстрее говорить и нервничать.
  • Заикающийся человек во всех ситуациях говорит свободно, без смущения, при этом он ещё «не осознаёт» своего дефекта речи и не боится публичного общения.

Вторая стадия [21] :

  • Заикающийся уже осознаёт наличие дефекта речи. Нарушение становится более длительным, но оно всё ещё мало заметно окружающим. Судорожный дефект речи может полностью исчезнуть на короткое время.
  • Заикание чаще всего проявляется при произнесении многосложных слов, «торопливой» речи или в моменты эмоционального возбуждения.
  • Случаи заикания возникают одинаково часто как в общественных местах, так и дома. Однако в особо важных и ответственных ситуациях центральная нервная система может контролировать речь заикающегося, замедляя темп речи, тем самым уменьшая количество запинок.

Третья стадия [25] [26] [27] :

  • В определённых ситуациях (особенно при публичном выступлении) очень трудно произнести речь, выстроить правильные ассоциации между значениями слов и производимыми звуками. Заикающийся всё это чётко осознаёт.
  • Постоянно возникают сложности при произнесении определённых слов и звуков.
  • Чтобы избежать «запинок», человек начинает заменять одни слова на другие.
  • При всех явных признаках заикания человек не избегает общения, у него нет выраженных переживаний на счёт дефекта речи, отсутствует страх речи и неловкость при разговоре.

Четвёртая стадия [10] [22] [24] :

  • Заикание становится большой личностной проблемой для человека. У него возникает явное предвзятое отношение к своему дефекту речи: он смущается и даже стыдится его. У заикающегося возникают мысли типа «я не могу говорить», «меня невозможно слушать», «людям со мной неприятно» и др.
  • Сформированы стереотипные трудности при произнесении определённых слов и звуков. Причём заикающийся уже точно знает, в каких ситуациях, при каких условиях и в обществе каких людей заикание усиливается и может проявиться максимально ярко.
  • Осознание своей речевой «ущербности» ведёт к уклончивым ответам и появлению страха общения с окружающими.
  • Всё перечисленное постепенно ведёт к замкнутости и избеганию общения.

Заикание приводит к таким отрицательным последствиям, как [12] :

  • стеснительность;
  • замкнутость;
  • мнительность;
  • напряжённость;
  • настороженность;
  • заниженная самооценка;
  • раздражительность и импульсивность;
  • страх одиночества, пугливость.

Часто у людей с заиканием возникают различные страхи, так называемые «фобии». Наиболее распространённой является боязнь публичного общения и страх перед началом собственной речи — логофобия [1] [22] [24] .

Также заикание может привести к снижению уровня качества жизни [11] [12] :

  • задержке и общему недоразвитию речи;
  • трудностям обучения, усвоения учебного материала в детском саду и школе;
  • проблеме выбора профессии;
  • торможению карьерного роста;
  • трудностям в создании семьи.

Всё это со временем может привести к ещё большему усугублению картины заикания, так как формируется порочный круг: с изменением самооценки на фоне заикания ухудшается эмоциональное состояние и нарастает стресс, что ещё больше усиливает заикание и ухудшает навыки общения.

Кроме того, психогенному заиканию часто сопутствуют другие заболевания:

  • нарушение венозного оттока головного мозга;
  • гипотония (сниженный тонус) мышц, а также признаки раннего остеохондроза и другие нарушения шейных отделов позвоночника;
  • плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз;
  • вертебро-базилярный синдром и ослабление кровотока позвоночной артерии;
  • вегетососудистая дистония и нарушения вестибулярного аппарата;
  • повышенное внутричерепное давление.

Диагноз «заикание» выставляется неврологом, психологом, психиатром или психотерапевтом, если представленные симптомы этого недуга длятся более трёх месяцев [6] [8] .

Как правило, диагноз устанавливается на основе клинической картины, однако чтобы отличить неврозоподобные и психогенные заикания от других органических причин дефекта речи нужно провести ряд нейрофизиологических обследований (по показаниям врача):

  • эхоэнцефалоскопия (Эхо-ЭГ) — позволяет оценить состояние головного мозга, обнаружить объёмные новообразования;
  • электроэнцефалография (ЭЭГ) — фиксирует изменения работы головного мозга через измерение его электрической активности;
  • доплерография сосудов головного мозга и реоэнцефалография (РЭГ) — позволяют оценить качество кровоснабжения головного мозга и обнаружить нарушения в сосудах;
  • ультразвуковая транскраниальная доплерография с функциями микроэмболодетекции (выявления небольших тромбов в сосудах головного мозга);
  • аксиальная компьютерная (КТ) или магнитно-резонансная томография (ЯМР) в различных режимах.

Каждый из этих методов исследования проводится для того, чтобы не пропустить органические болезни головного мозга (например, опухоль или сосудистые заболевания). В структуре таких нарушений заикание является вторичным.

С этой же целью может потребоваться консультация окулиста (биомикроскопия глазного дна и осмотр его периферии трёхзеркальной линзой Гольдмана) и генетика (кариотипирование, синдромальная диагностика).

Лечение заикания, как правило, комплексное, этапное и достаточно длительное. В нём должны участвовать несколько специалистов.

Врач-невролог или психоневролог — это врач с высшим медицинским образованием невролога, который окончил курсы психиатрии. Он назначает соответствующую медикаментозную терапию исходя из состояния нервной системы, контролирует динамику развития симптомов заболевания.

Врач-психотерапевт — это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается лечебным воздействием на психику человека. Он использует разные виды психотерапии, включая прямой разговор, гипноз и ряд других техник:

  • Субличностный анализ. Этот подход рассматривает элементы поведения как внутренние образы, которые воспринимаются сознанием человека как части, отдельные от самой личности. Субличности человека привязаны к его семейным, социальным, профессиональным ролям (например, роль родителя, дочки/сына, начальника, коллеги и др.). Психотерапевт в данной технике пытается раскрыть черты и проявления субличностей заикающегося, когда тот ведёт свой внутренний диалог, и пытается изменить патологические черты поведения, нейтрализуя заикание.
  • НЛП (нейролингвистическое программирование) — это ряд психологических методик, благодаря которым удаётся воздействовать на подсознание заикающегося, изменяя его мышление и поведение через введение в его сознание специальных лингвистических программ (установок).
  • Работа с игрушками в качестве дыхательной гимнастики. Для тренировки используют мыльные пузыри, игрушки-вертушки и прочее. При этом ребёнка просят дуть через соломинку, пуская пузыри в воду, дуть на одуванчики и кораблики в воде, надувать шарики и т.д.
  • Аутотренинг — приём самовнушения, посредством которого можно изменять черты характера и вредные привычки.

Иглорефлексотерапевт — это специалист с высшим медицинским образованием невропатолога или невролога, который прошёл специальное обучение по иглоукалыванию. Он воздействует на специальные точки, нервные окончания, снимая нервное напряжение.

Психолог проводит тестирование, помогает установить причину возникновения речевого дефекта и разобраться с внутренними проблемами человека, выявляя слабые стороны его характера. Для этого он использует словесные методы воздействия.

Логопед обучает заикающегося правильно дышать во время речи, пользоваться голосом, легко артикулировать, плавно и ритмично говорить [18] [19] [20] [21] .

Инструктор по лечебной физкультуре разрабатывает оздоровительные мероприятия, к которым относятся закаливающие процедуры, лечебный массаж и физкультура. Это укрепляет иммунитет человека и позволяется как бы «сбросить отрицательную накопленную энергию» через повышенную мышечную активность [13] [16] .

Хотя каждый специалист вносит важную неоценимую лепту в лечение заикания, ни один из них не сможет устранить его полностью самостоятельно.

К лечению данной речевой патологии нужно приступать незамедлительно после постановки диагноза неврологом, психологом или психиатром. Для надёжного излечения от заикания необходимо не менее полугода [22] [26] [27] . Но даже комплексный междисциплинарный и индивидуальный подход к лечению, к сожалению, не всегда приводит к полному выздоровлению [24] [27] .

Так как заикание связано с неустойчивостью и дисбалансом работы полушарий головного мозга, специфической профилактики заболевания не существует.

Чтобы создать благоприятные условия для выздоровления, нужно придерживаться следующих правил:

  • Не следует акцентировать внимание на дефекте речи заикающегося, говорить об этом, как о болезни. Лучше всего при общении вести себя естественно и непринуждённо.
  • В присутствии заикающегося всем окружающим и близким необходимо говорить правильно — грамотно выражать свои мысли, используя литературную лексику, не растягивая слова и не убыстряя темп речи.
  • Следует беречь здоровье и укреплять иммунитет заикающегося: соблюдать режим дня, обеспечивать хороший, здоровый дневной и ночной сон, придерживаться сбалансированного рациона, закаляться и приобщаться к спорту.
  • Необходимо оградить заикающегося от неконтролируемого стресса, обучив его спокойно относиться ко всему, что бы ни происходило. Стараться всегда быть оптимистически настроенным и доброжелательным.
  • Чтобы всегда быть в хорошем настроении, заикающемуся нужно нужно найти хобби или увлечение, которое поможет снять стресс, даст возможность хорошо расслабиться и отвлечься от негативных мыслей: живопись, танцы, музыка, фотографирование, рукоделие, садоводство, кулинария, чтение, уход за домашними животными, езда на велосипеде и др.
  • Нужно попытаться максимально оградить заикающегося от травмирующих психику книг и фильмов.
  • Нельзя разрешать ребёнку играть в слишком возбуждающие игры, особенно в вечернее время суток [2][12] .

источник