Меню Рубрики

Садовникова заикание с позиции логопсихокоррекционного подхода

Учебно-методическое пособие «Заикание с позиции логопсихокоррекционного подхода» является работой в рамках логопсихотерапевтического направления изучения данного сложного феномена и продолжает традиции школы Ю.Б. Некрасовой. Заикание рассматривается как нарушение общения, обусловленное особенностями в передаче или субъективной обработке аудио-визуальных и кинестетических сигналов обратной связи. Данное пособие – результат не только книжной работы, но и 20-тилетней практики автора в качестве учёного-исследователя, непосредственно внедряющего научные идеи в личностно-ориентированный психолого-педагогический процесс устранения заикания.

Пособие будет полезно как студентам-логопедам и психологам, так и уже работающим в этих областях специалистам-практикам, ибо большая часть практического материала представлена впервые. С книгой также полезно ознакомиться нейропсихологам, логоритмистам, родителям детей с заиканием и персоналу общеобразовательных школ и детских садов.

С учётом широкого круга читателей, находящихся на разных ступенях образования, мы выбрали оригинальную форму подачи теоретического материала в виде лекций, позволяющую полнее изложить авторскую позицию по данному вопросу.

В издании представлены курс лекций и практические материалы для работы с заикающимися детьми младшего школьного и старшего дошкольного возраста (в Приложении 2).

Описаны как традиционные, так и новые междисциплинарные методы и приёмы коррекции речи и личности таких учеников, в т.ч. авторские. Прилагается диск с видеоматериалом, демонстрирующим Приложение 2.

Используя термин «логопсихокоррекционный», а не «логопсихотерапевтический» подход мы стремились приблизить его к понятийному аппарату психолого-педагогической сферы и в то же время показать, что более 90% заикающихся детей не пациенты (они не больны в полном смысле слова), они – ученики с проблемой.

Лекции
Механизмы, причины, основные научные подходы, симптоматика.
Лекция 1. Определение, подходы к пониманию проблемы……………….10
Лекция 2. Три функциональных блока мозга и процесс речепорождения..18
Лекция 3. Причины появления заикания…………………………….………23
Лекция 4.Нарушение общения и особенности личности при заикании. Симптоматика заикания………………………………………………..…….. 30
Лекция 5. Особенности работы с заикающимися лицами. Продуктивные (саногенные психические состояния). Принципы коррекции «нарушения речевого общения». Включение семьи в коррекционный процесс………. 37
Логопсиходиагностика и коррекция
Лекция 6. Психолого-педагогическое обследование заикающихся. Психодиагностические методы (исследование личностно-коммуникативной сферы)……………………………………………………………………………42
Организация процесса коррекции Задачи. Традиционные логопедические, психологические и психотерапевтические технологии
Лекция 7.Основные этапы. Направления и разделы работы. Направление «Создание речевой, физиологической и психологической базы для формирования коммуникативно-речевых навыков» (задачи и традиционные логопедические, психологические и психотерапевтические технологии)…. 52
Раздел «Развитие и совершенствование моторики».
Лекция 8.Раздел «Формирование невербальных и паравербальных средств коммуникации»: развитие средств невербальной коммуникации, формирование речевого дыхания, развитие голосовых умений, торможение патологических речедвигательных стереотипов и развитие просодической стороны речи…………………………………………………………………….57
Лекция 9.Разделы «Развитие рече-языковых навыков» и «Формирование психологической базы»…………………………………………………………60
Формирование сочетанных навыков речевой и психической саморегуляции.
Логопсихокоррекционные логопсихотерапевтические) технологии
Лекция 10.Направление «Формирование коммуникативно-речевых умений и навыков на базе положительных (продуктивных) психических состояний, возникающих в процессе творческой развивающей деятельности» (задачи и логопсихокоррекционные технологии) на пропедевтическом этапе и этапе основополагающего установочного занятия…………………………………67
Лекция 11.Направление «Формирование коммуникативно-речевых умений и навыков на базе положительных (продуктивных) психических состояний, возникающих в процессе творческой развивающей деятельности» (задачи и логопсихокоррекционные технологии) на этапе активной логопедической и психологической коррекции……………………………………………………71
Профилактика
Лекция 12.
Усложнение структуры дефекта. Дети группы риска. Профилактика появления и хронификации заикания…………………………………………80
Лекция 13.
Предупреждение рецидивов. Рекомендации для окружения заикающихся детей (родителей, педагогов, воспитателей), а также для персонала групп с психолого-педагогическим заключением «общее недоразвитие речи» и «задержка психического развития»……………………………………………84
Вопросы для самопроверки……………………………………………………..90
Рекомендуемая литература …………………………………………………….94
Приложение 1……………………………………………………..……………99
Таблицы и графики
Образцы рисунков детей
Архитектонические поля КГМ
Приложение 2 . «В методическую копилку»………………………………111
2.1.Некоторые упражнения парадоксальной дыхательной гимнастики А.М. Стрельниковой………………………………………………………………….111
2.2.Упражнения для развития голосовых навыков………………………….113
2.3. Игры и упражнения для развития невербального общения…………….117
2.4. Логоритмические и комбинированные упражнения……………………120
2.5. Рекомендации по сказкотерапии. Тексты библиотерапевтической направленности для анализа и пересказа……………………………………..129
2.6. Образцы логопсихокоррекционных игр………………………………….142

источник

ЗАИКАНИЕ С ПОЗИЦИИ ЛОГОПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПОДХОДА

Курс лекций (с практическими материалами для коррекции речевых и личностно-коммуникативных нарушений в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте).

Тип: учебное пособие Язык: русский
Год издания: 2014 Место издания: Москва Число страниц: 158
Издательство: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЛОГОМАГ» (Москва)
УДК: 376.1-056.264(042.3)

Учебно-методическое пособие «Заикание с позиции логопсихокоррекционного подхода» является работой в рамках логопсихотерапевтического направления изучения данного сложного феномена и продолжает традиции школы Ю.Б. Некрасовой. Заикание рассматривается как нарушение общения, обусловленное особенностями в передаче или субъективной обработке аудио-визуальных и кинестетических сигналов обратной связи. Данное пособие — результат не только книжной работы, но и 20-тилетней практики автора в качестве учёного-исследователя, непосредственно внедряющего научные идеи в личностно-ориентированный психолого-педагогический процесс устранения заикания. Пособие будет полезно как студентам-логопедам и психологам, так и уже работающим в этих областях специалистам-практикам, ибо большая часть практического материала представлена впервые. С книгой также полезно ознакомиться нейропсихологам, логоритмистам, родителям детей с заиканием и персоналу общеобразовательных школ и детских садов. С учётом широкого круга читателей, находящихся на разных ступенях образования, мы выбрали оригинальную форму подачи теоретического материала в виде лекций, позволяющую полнее изложить авторскую позицию по данному вопросу.

Учебно-методическое пособие «Заикание с позиции логопсихокоррекционного подхода» является работой в рамках логопсихотерапевтического направления изучения данного сложного феномена и продолжает традиции школы Ю.Б. Некрасовой. Заикание рассматривается как нарушение общения, обусловленное особенностями в передаче или субъективной обработке аудио-визуальных и кинестетических сигналов обратной связи. Данное пособие — результат не только книжной работы, но и 20-тилетней практики автора в качестве учёного-исследователя, непосредственно внедряющего научные идеи в личностно-ориентированный психолого-педагогический процесс устранения заикания. Пособие будет полезно как студентам-логопедам и психологам, так и уже работающим в этих областях специалистам-практикам, ибо большая часть практического материала представлена впервые. С книгой также полезно ознакомиться нейропсихологам, логоритмистам, родителям детей с заиканием и персоналу общеобразовательных школ и детских садов. С учётом широкого круга читателей, находящихся на разных ступенях образования, мы выбрали оригинальную форму подачи теоретического материала в виде лекций, позволяющую полнее изложить авторскую позицию по данному вопросу. В издании представлены курс лекций и практические материалы для работы с заикающимися детьми младшего школьного и старшего дошкольного возраста (в Приложении 2). Описаны как традиционные, так и новые междисциплинарные методы и приёмы коррекции речи и личности таких учеников, в т.ч. авторские. Прилагается диск с видеоматериалом, демонстрирующим Приложение 2. Используя термин «логопсихокоррекционный», а не «логопсихотерапевтический» подход мы стремились приблизить его к понятийному аппарату психолого-педагогической сферы и в то же время показать, что более 90% заикающихся детей не пациенты (они не больны в полном смысле слова), они — ученики с проблемой.

источник

Логопсихотерапевтическая игра на базе ЛЕГО

Данная статья посвящена возможностям использования конструктора LEGO в процессе реабилитации заикающихся дошкольников в свете логопсихотерапевтического подхода. Такой подход ставит целью не только восстановление собственно речи, но и гармонизацию отношений ребенка с окружающим миром через восстановление коммуникативных навыков и изменение личностных характеристик. Поэтому в реабилитационном курсе используются методы, совмещающие педагогическое, психoлогическое и психотерапевтическое воздействия.
Одним из наиважнейших методов в дошкольном возрасте является именно логопсихокоррекционная (логопсихотерапевтическая) игра. В статье представлены возможности построения таких игр на базе конструктора ЛЕГО, задачи, решаемые с помощью этих игр, описаны преимущества использования подобного конструктора по сравнения с другими материалами, а также особенности введения данного вида работы в ход реабилитационного курса. Приводятся описания логопсихокоррекционных игр, построенных с учетом использования конструктора.
Хочется верить, что не только логопеды, но и специалисты в других областях дефектологии, а также воспитатели, психологи, учителя начальных классов и даже родители смогут использовать идеи и приемы, предложенные в этой работе, для решения задач образования и воспитания, психокоррекции и диагностики.
Публикация посвящена сравнительно небольшому аспекту работы, представленной в рамках разработанной нами индивидуально-ориентированной психолого-педагогической методики реабилитации заикающихся дошкольников — логопсихокоррекционным играм на базе конструктора LEGO.
Логопсихокоррекционная игра сочетает в себе логопедическое, психологическое и психокоррекционное воздействия. А подобная игра на базе конструктора ЛЕГО помимо этого еще способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве.
Такое сочетание различного рода воздействий благоприятно отражается на развитии речи, облегчает усвоение ряда понятий и даже постановку звуков, так как развитие мелкой моторики оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга.
Причем логопсихокоррекционные игры на базе конструктора LEGO могут быть организованы по типу конструктивно-творческой игры, сюжетно-ролевой игры, психодраммы и других типов игр. Тип и особенности игры, а также наличие и состав зрителей зависят от степени подготовленности группы детей, ее особенностей, а также дидактических и психотерапевтических целей.
При обращении в процессе работы к возможностям конструктора ЛЕГО, мы можем отметить некоторые преимущества использования LEGO перед другими, традиционными видами работ, развивающих мелкую моторику , как то: рисование, лепка или аппликация.
— Во-первых, только с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации логопсихокоррекционной игры.
— Во-вторых, при использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Малыш уже испытывает психическое состояние успеха. А вот рисунок, аппликация или поделка из пластилина могут «не получиться», так как рисование, лепка или аппликация являются более сложными видами работы.
— В-третьих, поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
— И наконец, конструктор безопасен: нет риска порезаться, попасть в глаз карандашом или проглотить ядовитый химический состав, например, клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
Возможной заменой наборам ЛЕГО могут быть фигурки из картона или игрушки, однако самостоятельное создание набора красочных картонных фигурок или специальный подбор соответствующих игрушек, желательно, имеющих маленький размер и возможности конструктора, потребуют от специалиста больших затрат времени и сил.
Логопсихокоррекционные игры на базе конструктора ЛЕГО использовались нами во время этапа активной логопсихокоррекции (1). Причем большинство таких игр было разработано нами в ходе закрепительного цикла занятий.
В основном цикле занятий логопсихокоррекционные игры на базе конструктора ЛЕГО, как и другие логопсихокоррекционные игры, проходили определенную «эволюцию», которая выражалась прежде всего в увеличении психокоррекционного содержания игры. Например, начиная с игр-драматизаций, когда заикающийся ребенок пользуется заученным текстом и говорит за своего героя, подражая его манерам и голосу, в конце основного цикла занятий мы вводили уже сюжетно-ролевые игры, где сюжет отражал психологические проблемы ребенка или группы детей и развивался спонтанно. Также в конце обучающего цикла занятий мы вводили командные конструктивно-творческие игры.
Фирмой LEGO предлагается широкий выбор наборов: «Дом», «Аэропорт», «Зоопарк», «Семья» и другие. Поэтому работу с конструктором и, в частности, игры можно использовать с различными целями:

— Развитие речи в рамках определенных тем (например, темы «Дикие животные»).
— Постановка и отработка звуков в ходе игры.
— Развитие представлений о цвете, форме, пространстве.
— Развитие количественных представлений.
— Развитие мелкой моторики рук.
— Диагностика, как педагогическая, так и психологическая.
— Создание условий естественного полноценного общения детей в ходе совместной работы.
— Сплочение коллектива детей, формирование чувства эмпатии друг к другу.
— Формирование и закрепление определенных «саногенных состояний»,например, психического состояния успеха.
— Обучение полезным навыкам поведения. Их апробация и приобретение положительного опыта общения.

Логопсихотерапевтические игры на базе конструктора ЛЕГО могут быть как направленными, так и ненаправленными.
В первом случае возможно большее или меньшее вмешательство специалиста в ход и условия игры. Детям может быть предложено задание, например: «Создайте охотничью территорию для медведя». А в некоторых случаях специалист должен даже разработать сценарий. К примеру, это может быть сценарий любого бытового конфликта или сказки с библиотерапевтическим содержанием (кукольный спектакль).

Ненаправленная игра отвечает принципам терапии К. Роджерса. И в организации подобных игр мы руководствовались рекомендациями специалиста в области детской игровой терапии в рамках недирективного клиент-центрированного подхода Г.Л. Лендрета. Ребенок сам берет необходимые детали конструктора и играет. Роль специалиста сводится к постановке определенных вопросов, ответы на которые могли бы объяснить, что именно делает ребенок. Естественно, в ходе логопсихокоррекционной игры не может не учитываться необходимость функциональных тренировок речи. Поэтому непременным условием является плавная и правильная речь, а часто и наличие вспомогательного жеста. Из этого следует, что элемент директивности в этих играх в нашем варианте все же присутствует.
Игры с использованием конструктора ЛЕГО позволяют использовать такие речевые приемы, как: «сопровождающая речь, завершающая речь и предваряющая речь». Ниже мы подробно рассматриваем одно из таких обучающих и одновременно психокоррекционных занятий с использованием конструктора LEGO.

Фрагмент занятия по теме «Дикие животные», проведенного нами на базе д/с 1678 ЦОУ Комитета Образования г. Москвы.
«Охотничья территория.»

Логопед делит группу заикающихся дошкольников на 2-3 команды приблизительно по 4 человека, стараясь сделать так, чтобы команды получились «равносильными». Каждая команда выбирает себе капитана. Затем специалист обращается к материалу предыдущего занятия по развитию речи, на котором детям было рассказано об охотничьих территориях, выбираемых и охраняемых хищниками. Логопед напоминает детям, что для проживания 1 хищника или 1 семьи хищников необходимо наличие на территории большого числа травоядных животных. Затем он знакомит детей с материалами, которые те могут использовать для создания своих охотничьих территорий. Пространство на ковре, где будут моделироваться территории, уже организовано посредством реки из бумаги. Логопед напоминает детям, что на участке хищника должна быть вода. Он отводит для каждой команды место, которое дети должны «превратить» в охотничью территорию. Затем для каждой команды выбирается свой хищник (фигурка или фигурки LEGO). Задача для команд — смоделировать охотничью территорию и рассказать о своей работе, используя специальный жест и приемы для воспроизведения звучной, плавной речи.

— команда 1 — капитан Нина А.- хищник медведица с медвежатами;
— команда 2 — капитан Яша Ю.— хищники волки (сделаны из ЛЕГО);
— команда 3 — капитан Гриша Л — хищник тигр.

Зрители — логопеды Центрального УО г. Москвы.

Дети активно включаются в игру. Общаясь в процессе работы, они договариваются кто и чем будет заниматься. Сразу же выделяются генераторы идей, исполнители, критики, организаторы, настоящие лидеры. Однако в данном случае капитаны были выбраны детьми очень удачно. Особенно удивил нас Яша Ю. (тяжелая степень проявления заикания до поступления в группу). Этот мальчик при приеме в группу общался только через маму, ходил ссутулившись и очень боялся сделать или сказать что-то не так. Яша в роли капитана общался со своей командой очень рассудительно и был внимателен к каждому из своей подгруппы. Дети охотно выполняли его указания, вносили свои предложения, и вскоре их «территория» была готова. Нина А. встретила оппозицию в лице Юли К., которая хотела все делать по-своему, но Нина видела, что Юля делает вещи, на ее взгляд, ненужные. Она подошла к Юле и начала с ней спорить приблизительно следующим образом: «Ну что ты делаешь! У медведей должна быть берлога! Вот так ( она смастерила нечто похожее на берлогу и поставила туда медведицу и медвежат) «. Но Юля ответила, что ей хочется, чтобы медведи гуляли. «Хорошо, но берлога у них все равно будет», — ответила Нина и напомнила, что она капитан. Поведение Юли ее несколько расстроило, и она с большим усердием начала командовать 2-мя оставшимися исполнителями.( Девочка полностью взяла на себя функции лидера, организатора и генератора идей). Если двое других капитанов почти не обращали внимания на гостей, то третий капитан Гриша Л. очень старался им понравиться. Не сговариваясь, ребята из его команды даже расположились так, чтобы зрителям было видно, что и как они делают. Гриша, как и Яша, тоже советовался с детьми, но в отличие от Яши, он сам спрашивал совета и выбирал самый подходящий вариант.
Когда территории были созданы, логопед просит капитанов рассказать о том, что они смоделировали и почему так, а не иначе. Дети, используя вспомогательный жест (применялся в течение всей игры), рассказывают. Вот, например, что рассказывает Нина: «У нас были медведи, медведица и медвежата. Вот тут у них берлога. А здесь река. Они ходят сюда ловить рыбу. А еще на нашей территории живут олени. Вот они. Это желтые фигурки (секции ЛЕГО).» Когда капитан заканчивал свое описание территории, логопед просила членов данной команды описать конкретно то, что сделали они. Затем по итогам игры выбиралась наиболее успешная команда, т.е. такая команда, которая быстро справилась с моделированием территории и сумела внятно описать результаты своего труда.
Анализируя результаты занятия, мы должны отметить спокойное поведение детей, несмотря на присутствие около трех десятков зрителей, при абсолютной спонтанности игры. (Игра проводилась во время закрепительного этапа занятий без всякой репетиции.) Это свидетельствовало о том, что дети уже привыкли общаться при посторонних, и повысили свою стрессовоустойчивость. Они говорили плавно, свободно и естественно, исключая момент сопровождения речи жестом. Обсуждение этой игры с детьми проводилось на другом занятии, а на описанном занятии действие закончилось формулированием выводов по теме «Охотничья территория» по стандартным вопросам, заданным логопедом каждой команде, похвалой гостей и свободной беседой гостей и заикающихся дошкольников.
Итак, данная игра является коммандной конструктивно-творческой игрой с элементами психокоррекции. Дидактической задачей является закрепление знаний об экосистеме и развитие пространственных представлений. Коррекционными задачами являются а) функциональная тренировка диалогической и монологической форм речи, б) развитие мелкой моторики рук. Психокоррекционные задачи — это А) повышение стрессоустойчивости личности ребенка, б) создание особого психического состояния, соответствующего процессу творчества, и в) использование в процессе естественной коммуникации психотерапевтического потенциала подгрупп для раскрытия и проявления потенциальных особенностей коммуникативного поведения ребенка и его способностей.
Данный прием способствовал выявлению и реализации таких, например, способностей, как лидерские, организаторские, исполнительские, творческие, обеспечивал организацию естественной коммуникации детей, коррекции личности детей через общение, развивал мелкую моторику рук. Приемы игровой психотерапии тесно переплетались с функциональными тренировками речи. Такая работа с заикающимися детьми имела своей целью научить их разрешать сложные ситуации, не теряться в условиях фрустрирующей ситуации и сохранять плавную, красивую речь с приемами.
Итак, мы рассмотрели пример направленной логопсихокоррекционной игры на базе конструктора ЛЕГО. Теперь познакомимся с вариантом клиент-центрированной недирективной игры, при которой ребенок все же соблюдает речевой режим.
Сережа М. Пришел в группу с диагнозом ЗАИКАНИЕ из семьи со значительным нарушением общения: деспотичный отец мальчика был абсолютно чужд всяким проявлениям демократичности и подавлял ребенка. Работа велась как с семьей Сережи, так и с его отцом в отдельности. Учитывая обстоятельства, с мальчиком были проведены несколько индивидуальных игр. Вот описание одной из них.
Сережа сидит на полу и раскладывает фигурки ЛЕГО. На мои вопросы он отвечает, что это семья: папа, мама, дочка (фигурка мальчика) и маленький. Надо заметить, что сиблингов, то есть братьев и сестер у ребенка нет, но он очень хотел бы их иметь. Потом Мальчик говорит, что девочка привела собаку, а отец выгнал эту собаку, а девочку побил. Затем глаза мальчика вспыхивают огнем: «А его за это в тюрьму посадили!» Я не сдерживаюся и спрашиваю: «Как ты думаешь всем остальным без папы лучше будет?» Он отвечает: «Они собаку заведут, а папе письма будут писать.»
После занятия мальчик стал спокойнее, речь его сделалась почти совсем плавной. Ребенок «отыграл» свой страх, возможно, в первый раз пережил психическое состояние удовлетворенности от разрешения конфликта, который раньше приводил только к стрессу и фрустрации. Также он провел функциональную тренировку речи в стрессовой ситуации. Вот вам и «реализация нереализуемого»! Другими словами, мальчик отомстил отцу доступными средствами, «отработал» свой страх перед ним.
Подводя итог статье, можно отметить, что поскольку логопсихотерапевтический подход пока отражен в работах, ориентированных только на реабилитацию взрослых заикающихся, в известных методиках не представлены варианты логопсихокоррекционных игр, учитывающих необходимость развития мелкой моторики посредством использования игрушек, конструктора или других подобных средств, данный вид работы (с использованием конструктора LEGO) является абсолютно новым в отечественной практике.
Мы использовали на занятиях ряд наборов, таких как: «Семья», «Дом», «Аэропорт», «Зоопарк», «Люди города» (профессии) и другие. Такое разнообразие наборов позволяет не только проводить логопсихокоррекционную работу, но и параллельно работать над развитием речи. Например, при использовании набора «Аэропорт» можно знакомить детей с видами воздушного транспорта и устройством аэропорта и одновременно отрабатывать коммуникативные навыки и речевые приемы, создавая игру-драматизацию, где дети играют определенные роли, используя специальных кукол из этого и других наборов.
Варианты предложенных разработок, на мой взгляд, могли бы с успехом применяться в процессе реабилитации и развития заикающихся детей других возрастных групп, а также подростков и детей, страдающих некоторыми прочими видами патологии, в том числе и речевой. Даже вполне благополучный ребенок с радостью приобщиться к развивающей игре, позволяющей эмоционально разрядиться и способствующей формированию «саногенных психоческих состояний». Использование конструктора ЛЕГО в целях психокоррекции и логопсихокоррекции в частности — это еще один шаг к сохранению психического здоровья подрастающего поколения.
Хочется верить, что не только логопеды, но и специалисты в других областях дефектологии, а также воспитатели, психологи, учителя начальных классов и даже родители смогут использовать идеи и приемы, предложенные в этой работе для решения задач образования и воспитания, психокоррекции и диагностики.

Читайте также:  Афобазол при заикании отзывы

источник

Ребёнок с заиканием требует, скорее, правильного обучения и психокоррекции, чем лечения. Причём данное воздействие должно строиться с учётом общения, как реабилитирующего фактора.

Вашему вниманию предлагается краткая информация по авторской личностно-ориентированной психолого-педагогической системе реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

(Система защищена в ВАК и апробированная в гос. детских садах в 90-ые годы.)

Автор – известный в научных кругах заиколог, канд. пед. наук, доцент МГПУ. 25 лет стажа в области работы с заиканием.

Эффективность системы , состоящей из

и собственно логопcихокоррекционного реабилитационного курса исключительно высокая .

Группы идут только дважды в год: в феврале-апреле и с октября по декабрь (см. вкладку НОВОСТИ). В последнее время из-за ограниченного количества мест в группах, мы вели и апрельский курс.

Система относится к научной школе знаменитого профессора, доктора псих. наук и канд. пед. наук Юлии Борисовны Некрасовой.

В основу системы положена авторская идея о том, что эволюционное заикание является своеобразной неправильной попыткой адаптации ребёнка к социуму в раннем дошкольном возрасте, когда происходит переход к фразовой речи и смена доминантности полушарий (правое полушарие теряет доминирующее значение). В данный период жизни у ребёнка часто появляются физиологические итерации (запинки не судорожного характера).

Так как с философских позиций человек является сложной системой с сильным характером связей, то все элементы данной системы могут меняться с целью адаптации человека к условиям существования. В момент напряжения (от испуга, переутомления, моторной недостаточности речевого аппарата и пр.) несудорожная запинка может перейти в судорожную и по механизму установки запечатлеться в памяти анализаторных систем, особенно если эта реакция принесла сиюминутную или мнимую пользу, произвела впечатление. Судороги, возникшие внезапно из-за испуга, к примеру, быстро закрепляются, с одного, двух раз. Организм симулирует нездоровье, чтобы спастись или привлечь к себе внимание (вспомните ребёнка, закатывающего истерику – тоже вариант). Почему бы системе в раннем возрасте, когда речь ещё не имеет такого принципиального значения для благополучия, не пожертвовать этой функцией для пусть и мнимой, но субъективно воспринимаемой как реальность, успешной адаптации в семье, к примеру? (Это не сон, не питание, не движение — можно пожертвовать.) Отец сразу перестаёт кричать. Мама становится внимательнее. Иногда можно пропустить ясли и т.д. Затем заикание «принимает к себе на службу» все вытесненные в подсознание якобы адаптивные реакции, например, покашливание, отклонение головы, вегетативные реакции и т.д.. Заикание запоминается с помощью анализаторов, и человек уже прогнозирует заранее неуспех в речи, даже если внешне и не показывает этого.

Когда речь становится очень важной для организма, симптомокомплекс судорог, вегетативных реакций, страхов, сопутствующих движений и пр. уже сливается с психическими процессами настолько, что организм к нему начинает непроизвольно прибегать, когда ему плохо в плане общения с социумом. А анализаторные системы начинают работать в этот момент против человека, предвосхищая в своей памяти появление заикания. Уже в старшем дошкольном возрасте заикание начинает серьёзно менять личность и коммуникативное развитие ребёнка.

Люблю сравнивать заикание с ростовщиком, который когда-то сделал вид, что выручил человека, дав ему деньги (поблажку, защиту и пр. в нашем варианте), а потом записал долг за тремя анализаторными системами, улавливающими и обрабатывающими аудио-визуальные и кинестетические сигналы. Теперь он заставляет их работать на него в качестве оплаты за бесконечно увеличивающиеся проценты. Человек слышит, что заикается, видит реакцию окружающих на речь, чувствует спазмы во рту и прогнозирует, что заикание снова себя проявит, и он снова всё это увидит, услышит и почувствует, стоит только ему начать серьёзно общаться. Некрасова Ю.Б. называла это феноменами «Эхо», «Зеркало», «Кинези».

Желающим подробнее ознакомиться с проблемой, оценить научные факты мы рекомендуем прочитать некоторые статьи во вкладке ПУБЛИКАЦИИ или нашу новую книгу «Заикание с позиции логопсихокоррекционного подхода» (см. вкладку НОВОСТИ).

Одним из прямых доказательств такой концепции является тот факт, что дети со всеми формами эволюционного заикания уже через 2 месяца работы по нашей системе могут говорить плавно. Многие могут говорить плавно и гораздо раньше, но данные коммуникативно-речевые навыки требуют закрепления, поэтому таковы сроки курса. Уважаемые родители должны знать, что у части заикающихся бывает чисто психологический эффект «нового способа лечения»: они начинают говорить чисто буквально в первые же дни, но через месяц эффект проходит, если он не подкреплён выработкой устойчивых умений и навыков речевой и психологической саморегуляции, особенно в ситуации напряжённого общения.

Теперь вы можете судить сами об эффективности таблеток, заговоров, компьютерных программ и методик устранения заикания за 3 дня.

Новый навык складывается, как минимум за 1,5 месяца, ещё полмесяца необходимы для подстраховки. Свеженькие умения требуют внимания и работы со стороны выпускников и их родителей ещё в течение года.

Логопсихокоррекционное воздействие предполагает использование приёмов немедицинской психотерапии и практической психологии в сочетании с логопедическими и нейропсихологическими технологиями. На наших занятиях присутствуют не только родители, бабушки и дедушки, но и студенты, что позволяет детям тренироваться не в «тепличных» условиях, а в процессе реальной коммуникации с микросоциумом из 15-20 детей и взрослых людей от 5-ти до 75-ти лет.

Наша система была первой защищённой на официальном уровне комплексной методикой логопсихотерапии (логопсихокоррекции), предложенной именно для детей. 20 с лишним лет опыта подтвердили её исключительную эффективность.

Желающим посмотреть организацию работы, ознакомиться с ценой и способами записи на логопсиходиагностику и на курс, советуем перейти во вкладку НОВОСТИ.

Внимание! Мы, конечно, делаем видеозаписи наших учеников, в том числе их успехов на экзамене, когда дети должны:

2) ответить на спонтанные вопросы

3) и озвучить отрывок мультипликационного фильма,

но мы никогда не выкладываем эти видеозаписи в интернет. На наш взгляд это не этично. Пожалуйста, возможна демонстрация при встрече. Мы старомодные, упёртые, последние романтики.

источник

Автор: Солдатова Елена Станиславовна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 322
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Устранение заикания у дошкольников
Дата публикации: 22.08.2018
Раздел: дополнительное образование

Устранение заикания у дошкольников

Учитель – логопед МБДОУ № 322 Солдатова Е.С.

Заикание — это нарушение темпо-ритмическойорганизации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц

В настоящий момент представители клинико-педагогического направления преимущественно рассматривают заикание

как сложный симптокомплекс, включающий ряд эмоциональных, поведенческих и психофизических проявлений.

Заикание возникает чаще всего с 2-х до 5-ти лет. Это обусловлено, прежде всего, сложными нейропсихологическими

механизмами запускающимися и развивающимися в это время:

1. В три года в норме доминирование переходит от правого полушария к левому.

2. Идёт интенсивнейшее созревание гностического блока мозга.

3. К 3-м годам завершается миелинизация в моторной коре. Активно развивается фразовая речь.

Дошкольники, страдавшие в раннем возрасте (выявляется с 6 м.) спазмофилией.

Дети с наследственным фактором: имеющие в родне заикающихся лиц или левшество.

Дошкольники с тревожными чертами характера – «домашние дети». Такие дети склонны к невротическим

Читайте также:  Адаптол помог при заикании

вегетативным, истерическим реакциям при изменении социальной среды.

Группа детей с задержкой речевого развития. Зикание возникает в возрасте от трёх до шести лет, часто на фоне

интенсивных недостаточно направленных на развитие темпо — ритмической стороны речи логопедических

занятий. Обычно именно у них появляется неврозоподобная форма заикания.

Дети с ранним ускоренным речевым развитием. Для них характерен быстрый темп речи.

Дошкольники, имеющие в своей семье или в ближайшем окружении людей, страдающих заиканием.

Изучение двух и более языков, так и использование в семье разных языковых систем, провоцирует снижение

адаптивных возможностей центральной нервной системы.

Социально депривированные дети, которые проводят большую часть своего времени за компьютером и

Причины возникновения заикания

Все причины можно условно разделить на предрасполагающие и производящие.

К группе предрасполагающих причин можно отнести наследственные особенности:

неправильное воспитание детей,

леворукость при переучивании,

невропатические особенности заикающегося ребёнка,

поражение головного мозга,

травмы в пренатальном, натальном и постнатальном периодах развития.

К неблагоприятным условиям относятся:

возрастные особенности деятельности мозга,

ускоренное развитие речи в 3-4 года,

хронический стресс у ребёнка,

недостаточность положительных эмоциональных контактов между детьми и родителями,

общая физическая слабость,

недостаточное развитие чувства ритма,

невербальных средств коммуникации,

К группе производящих причин относятся:

физические заболевания с энцефалическими последствиями (менингит, энцефалит, спазмофилия и пр.),

органические нарушения мозга;

истощение или переутомление НС в результате кори, тифа, рахита, коклюша, эндокринных заболеваний;

болезни носа, глотки и гортани;

дислалия, алалия, дизартрия, афазия (в случае симптоматического заикания) и ЗРР.

Психические и социальные причины: можно разделить на две группы: одномоментные и действующие длительное

К одномоментным относится прежде всего острая психотравма, которая может быть вызвана целым рядом факторов:

травма, вызвавшая испуг, нападение животного, грубое обращение с ребёнком, потеря близких, внушение.

Причины, действующих долгое время — виды нарушения общения с семьёй:

неровное воспитание без общей стратегической линии,

длительные отрицательные эмоциональные состояния,

неправильное формирование речевых стереотипов в детстве,

быстрая, нервная речь родителей,

полиглоссия или двуязычие,

подражание речи кого-то из заикающихся родственников,

отсутствие эмоционального контакта между учеником и учителем.

Современные неблагоприятные факторы для становления речи и коммуникации:

Не соответствующие возрасту требования и информационные перегрузки.

Проблема раннего обучения иностранным языкам тесно связана с фактором двуязычия.

Нарушения коммуникации в семье.

Ухудшение экологической обстановки.

Авторы клинико-педагогического направления условно выделяют две клинические формы «эволюционного»

заикания: невротическую и неврозоподобную, а так же «симптоматическое» заикание, являющееся одним из

симптомов в картине органического поражения ЦНС после травм или контузий.

Основное отличие данных групп состоит в качестве развития речи и преимущественном нарушении работы моторных

структур (в случае неврозоподобной клинической формы заикания) или эмоциогенных структур ГМ ( в случае

невротической формы). Также в последнее время всё чаще выделяют смешанные варианты: при наличии дизартрии и

признаков системного недоразвития речи (нарушений по типу ОНР) и явного психогенного происхождения заикания.

Другие дети могут начать заикаться по подражанию

с 2-х и до 4-х лет в обычных группах,

с 3-х до 6-ти лет среди сверстников с ОНР или ЗПР, т.к. период интенсивного развития фразовой речи у них

запаздывает, как впрочем, и вызревание внеситуативно — познавательной и внеситуативно — личностной форм

Заикание со стажем до 6-ти месяцев считается нехронифицировавшимся и может быть

купировано традиционными логопедическими средствами:

Развитием ритмизации и сочетанности движений и речи, использованием приёмов логоритмики.

Развитием дыхания (физиологического и речевого) и голосовых умений.

Развитием мелкомоторных навыков.

Развитием артикуляционных навыков.

Использованием полного стиля речи в сочетании с жестом руки.

Развитием просодической стороны речи.

Освоением релаксационных техник.

Очень важно при этом узнать:

Не используют ли родители гомеопатию для ребёнка, т.к. лечение аденоидов, например, в ряде случев

может провоцировать появление симптоматики.

Важно также уточнить, не участвует ли ребёнок в нейропсихологических занятиях старших детей.

Также следует убрать сложные артикуляционные упражнения, массаж языка и интенсивные занятия с

Логопсихокоррекционный подход к устранению заикания у детей

Основные принципы коррекции «нарушения речевого общения»:

Принцип психотерапевтической диагностики, в результате которой на пропедевтическом этапе выявляется

«портрет болезни» заикающегося.

Принцип опосредования логопсихотерапевтического воздействия (с помощью художественной литературы –

библиотерапия, с помощью движений –кинезитерапия, с помощью символов – символотерапия).

Аспекты психолого-педагогической диагностики и соответствующие им методы:

Исследование речи и других психических процессов при помощи классического психолого-педагогического

Исследование коммуникативного поведения.

Социометрическое исследование группы, (имеет смысл только при наличии сложившейся группы заикающихся

Использование рисуночных тестов на темы: «Моя семья», «Мы играем» для исследования особенностей

взаимоотношений заикающегося ребёнка в семье и коллективе сверстников, дополнительно характеризующих

Использование теста PARI, для выявления стратегии воспитания в семье и установок родителей.

Исследование личностного статуса.

Использование рисуночного теста «Автопортрет» для исследования самооценки.

Использование детского варианта проективной тестовой методики фрустрационной толерантности С.

Розенцвейга для исследования фрустрационных реакций на проективные проблемные речевые ситуации.

Использование модификации теста Люшера для определения характера и устойчивости психических состояний,

особенностей направленности личности.

Исследование особенностей фиксации психической установки с помощью использования традиционных тестов.

Выявление ведущей репрезентативной системы путём наблюдения за выполнением этих тестов,

глазодвигательного теста и наблюдения в ходе логопсиходиагностики и занятий.

Анализ блока библиодиагностических сказок: «Гадкий Утёнок» и «Дикие лебеди»( Г.Х.Андерсена), «Карлик

Нос» и «Маленький Мук»(В. Гауфа), – помогающий путём анализа состояний «эмоционального резонанса» и

оценки стратегии действия героев детьми выявить особенности направленности личности и уровень её первичной

мотивации на коррекционный процесс.

создание речевой, физиологической и психологической базы для формирования правильных коммуникативно-

формирование коммуникативно-речевых умений на базе положительных психических состояний, возникающих в

процессе творческой развивающей деятельности.

Применяются комбинации приемов логопедии и кинезитерапии:

сочетание определённых упражнений парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой,

системы К.С. Станиславского,

комбинация упражнений Е.В.Харитонова.

Они направлены на формирование у детей положительных психических состояний через раскрепощение и

совершенствование движений тела и развитие средств вербальной и невербальной коммуникации.

4.Комбинированная работа, опосредованная сказками, киноискусством,представляет использование приемов

библиотерапии для создания мотива развития навыков речевой и психологической саморегуляции с

психотерапевтическим знаком литературного материала в совокупности с функциональными тренировками и

5.. Приём сочетания психокоррекции, опосредованной рисунком с отработкой вопросно-ответной и

монологической форм речи основан на переживании ребенком определенных эмоций, спровоцированных темой и

сюжетом рисунка, в сочетании с элементами рациональной психокоррекции, развитием навыков рисования и

функциональными тренировками речи в эмоционально насыщенной ситуации.

6.Комбинированные игры, представляющие вплетение функциональных тренировок речи в структуру

психокоррекционных игр, направлены на разрешение личных, коллективных и семейных психологических

проблем заикающихся дошкольников и работу над их речью, другими психическими процессами, общей и мелкой

7.Логопсихокоррекция в процессе театрального творчества сочетает элементы психокоррекции с творчеством и

закрепление приобретённых навыков речевой и психологической саморегуляции, а также косвенной семейной

Моторные характеристики заикающихся. Телесно ориентированные техники при работе с заикающимися

При невротической форме заикания нарушения в плане моторного развития:

слабое спонтанное управление тонусом отдельных мышц тела, связь зажимов с эмоциональным состоянием ;

недостаточную ориентацию движений в пространстве;

часто лёгкие дефекты в выполнении пробы на реципрокную координацию рук, а также проб Хэда;

забывание полной программы движения (чаще пропуск элементов, эффект края присутствует),

трудности с переходом движения через среднюю линию,

незначительные нарушения в выполнении динамической пробы,

недостаточную устойчивость в позе Ромберга.

При неврозоподобной форме сталкиваемся со всем тем комплексом моторных нарушений, который характерен для

Развитие навыков релаксации.

Развитие координации и ритмизации движений и речи ( которое учитывает пространственные характеристики).

Развитие мелкой и мимической моторики.

«Развитие навыков релаксации» предполагает развитие навыков регуляции общего тонуса и тонуса различных

Для такой работы существует ряд методов и приёмов, например, упражнения по релаксации И.Г. Выгодской и

группы авторов, другие релаксационные упражнения, приёмы кинезитерапиии психокоррекционные игры,

ориентированные в основном на телесную и арттерапию и пр.

Последовательность ввода речевых форм при функциональных тренировках речи во время модифицированной

аутогенной тренировки по И.Г. Выгодской.

Ответы на вопросы специалиста одним словом.

Ответ словосочетанием или простой фразой.

Диалог между детьми. (Постановка простых подготовленных вопросов. Указание адресата. Ответ адресата на

Введение ребёнка в первой части а/т в роли ведущего.

Усложнение вопросно-ответной речи, введение причинно-следственных высказываний.

«Развитие координации и ритмизации движений и речи»

предполагает развитие объёма,

организации движений в пространстве,

навыков сочетания характера, темпа и ритма музыки и движений.

Последнее особенно важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для решения данных задач

используются приёмы логоритмики, кинезитерапиии, психокоррекционные игры.

Упражнения для работы с метрономом.

«Развитие мелкой моторики и мимики»:

развитие движений пальцев рук посредством упражнений пальчиковой гимнастики и логоритмики, лепки и

аппликации (с воспитателями в группах детского сада),

развитие графо-моторных навыков, например, в ходе психокоррекционной работы на материале рисунков.

Упражнения, сочетающие достоинства логоритмики, пальчиковой гимнастики и даже точечного массажа.

Мимические навыки совершенствовать в ходе развивающей деятельности, через образы, через невербальные

К традиционным логоритмическим приемам относятся: сочетания движения и прозаической речи, песни или

стихотворения при вождении хоровода или исполнений фигуры в марше, движения под заданный ритм со сменой ритмов,

упражнения для сочетанности темпа движений и музыки, упражнения для отработки переключемости движений, чтение

стихотворения и одновременная имитация или обыгрывание сюжета с помощью простых действий (“Однажды

33портных…” в переводе С. Маршака, “Летит, летит по небу шар”, “Чайничек с крышечкой…”, “Мы охотились на льва”,

“Карлики и великаны…” и другие стихотворения и песни), фольклорные игры.

Применение данных методов в работе с детьми с ОНР и ЗПР:

Все вышеизложенные методы и приёмы применимы к детям с ОНР и ЗПР. Необходимо только контролировать степень

сложности так, чтобы и в моторном, и в речевом плане игры были бы доступны данному контингенту.

Структура комбинированного занятия.

Несколько наводящих вопросов.

Релаксация. Модифицированная аутогенная тренировка. Функциональная тренировка речи по теме.

Несколько разминочных упражнений на коврике или логоритмическое упражнение, не требующее перемещения по

залу. (упражнение для мелкой моторики.)

Дыхательная гимнастика А.М. Стрельниковой.

Логопсихокоррекционные игры с телесно-ориентированными техниками в рамках темы.

Подведение итогов занятия, обсуждение, призы.

Архипова Е. Ф. предлагает свой комплекс по устранению заикания:

Расслабляющий массаж + логопедический точечный.

Солевые ванны с гидромассажем.

Сначала подумай, потом – скажи.

Вдохни, начинай говорить плавно на выдохе.

Говори медленно, спокойно, выразительно, ритмично, слитно.

Сосчитай в уме до 5, а затем начинай говорить.

Следи за тем, чтобы мышцы лица не напрягались во время разговора.

В свободное время напевай песенки.

Поменьше смотри телевизор.

Говори короткими фразами, выдерживай паузы между предложениями.

10. Декламируй стихи перед знакомыми людьми или – зеркалом.

11. Не начинай говорить сразу после бега.

12. Вдохни и на одном выдохе сосчитай до 5, 10, называй дни недели, месяцы, годы.

13. Разговаривая, помогай себе движениями пальцев руки.

14. Играй в мяч, вслух считай удары.

15. Слушай спокойную музыку.

При первых симптомах обратиться к врачу – неврологу или психиатру для назначения

В присутствии ребёнка не показывать своего волнения, не требовать от него правильной речи,

оградить ребёнка от насмешек.

Говорить с ребёнком спокойно, неторопливо.

Соблюдать режим. Ночной сон: 10 – 11 часов, дневной сон: 2 – 3 часа.

Перед сном исключить подвижные игры, прослушивание страшных сказок, просмотр телевизионных

взрослых передач, детские сократить до минимума.

Исключить компьютерные игры на протяжении всего курса занятий.

Не перегружать ребёнка впечатлениями.

Исключить напряжённую обстановку в доме.

К ребёнку следует относиться ровно.

10. Слово «заикание» лучше заменить на — «запинки».

11. Воспитывать у ребёнка настойчивость, усидчивость, желание работать над своей речью.

12. Не стоит отчаиваться из – за неудач.

1.И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская «Устранение заикания у дошкольников и игровых

ситуациях» М.: Просвещение, 1993.

Заикание с позиции логопсихокоррекционного подхода» М.: Логомаг, 2014.

3.Е.Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии» М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.

4.В.В. Ковалёв «Непроцессуальные неврозоподобные состояния у детей и подростков» Ж. Невропатологии

Н.Д. Левитов «О психических состояниях человека» М. 1964.

источник

«Е. Н. Садовникова К вопросу о происхождении симптомокомплекса при заикании Хотелось бы начать статью словами профессора Е.В. Оганесяна: «Что такое заикание точно не знает никто». С этим . »

тельно повлиять на общее развитие речи, на нервно-психическое состояние, может даже затруднить коммуникацию в целом.

Поэтому актуальной является задача разработки коррекционноразвивающих программ, направленных на формирование голоса и

речевого дыхания у дошкольников со стёртой дизартрией.

1. Архипова Е.Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой

формой дизартрии.// Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. – М., 1997. – С. 27–34.

2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 254 с.

3. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. – 143 с.

4. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой / С.В. Дубровская.

– М.: РИПОЛ классик, 2011. – 64 с.

5. Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. – М., 1989.

6. Лопатина Л.В. Нарушения мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии // Речевые и нервнопсихические нарушения у детей и взрослых. – Л., 1987.

7. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие/ под ред.

Е. А. Логиновой. – СПб.: Издательство «Союз», 2005. – 192 с. (Коррекционная педагогика).

Е. Н. Садовникова К вопросу о происхождении симптомокомплекса при заикании Хотелось бы начать статью словами профессора Е.В. Оганесяна: «Что такое заикание точно не знает никто». С этим высказыванием согласны многие специалисты в области изучения данной проблемы, но чем интереснее, тем более хочется приоткрыть потайную дверцу и хоть на йоту приблизиться к пониманию механизма этого сложного нарушения.

Давайте попробуем ответить на такие вопросы:

1. Почему закрепляется неправильное речевое поведение?

2. Почему это происходит в возрасте 2–4-х лет, реже 5–6?

3. Почему оно способно рецидивировать?

4. Почему дети младшего дошкольного возраста легко начинают заикаться по подражанию?

5. Почему заикание в основном усиливается в стрессовых ситуациях и может совершенно «исчезать» в домашних условиях?

Читайте также:  Адаптол отзывы детям при заикании отзывы

Безусловно, существует несколько научных направлений, дающих свои определения и описывающих механизм заикания, исходя прежде всего из специализации своих авторов. Так, психологопедагогическое направление, основанное Р.Е. Левиной [6] представляет заикание, как нарушение «речевого поведения….», авторы клинико-психологического подхода определяют заикание как «речедвигательный невроз»[16], последователи школы Ю.Б. Некрасовой [9,10,11,12] логопсихотерапевтического подхода считают его одним из вариантов «нарушения общения, обусловленного нарушением в обработке и передаче сигналов обратной связи», представители нейропсихологического подхода считают заикание следствием нарушения взаимодействия двух полушарий мозга [1, 2, 12]. Несколько определений данного нарушения существует только в рамках клинико-педагогического направления [2, 12]. Возникает вопрос, какая теория могла бы примирить все столь различные на первый взгляд точки зрения на происхождение эволюционного заикания?

Более двадцати лет мы работаем с заикающимися детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста по первой авторской системе, разработанной не для взрослых людей в рамках школы Ю.Б. Некрасовой и представленной на защиту в 2001г. В изначальном виде она была предназначена для специальных групп, организованных в ДОУ. Однако после 2004 года количество таких групп стало резко уменьшаться, и теперь в Москве их больше нет.

Грубо говоря, все родители заикающихся детей дошкольного возраста оказались перед выбором: обратиться в профильное медицинское учреждение, частный психолого-педагогический центр, к частному специалисту или просто остаться без помощи. Иногда, при наличии системного недоразвития речи такого ребёнка на МППК определяют в группу для детей с ОНР, наверное, забывая о том, что дети с ОНР представляют группу риска в плане возникновения заикания. Самому заикающемуся такая помощь тоже может пойти не впрок: проявления симптомокомплекса могу усилиться, т.к. усилится нагрузка, как на эмоциогенные, так и на моторные структуры мозга.

В связи с отсутствием групп в детских садах, мы были вынуждены адаптировать наши методики логопсиходиагностики и логопсихокоррекции для условий психолого-педагогического центра.

Логопсиходиагностика, в частности, была дополнена классическим и модифицированным нами вариантами теста Люшера.

Тест Люшера [12, 14] позволяет судить в основном об эмоциональном состоянии клиента и только отчасти о характере его взаимоотношений с социумом, т. е., прежде всего, с семьёй. Мы используем как сам тест, так и потенциал, который нам могут предоставить предпочтения в выборе цвета по ассоциации с определённым понятием. Этот приём позволяет глубже проникнуть в мир ребёнка и оценить его подсознательное восприятие некоторых процессов и явлений, уточнить отношение к членам семьи, коммуникации со сверстниками и др.

Тест выполняется классическим образом, выложенный цветовой ряд фиксируется, и оценка проходит обычным образом. Далее все карточки с цветами перемешиваются и раскладываются на белом листе бумаги. Ребёнку даётся инструкция: «Я буду доставать бумажку с каким-то словом и буду тебе его читать. Ты должен внимательно выслушать меня, посмотреть на эти цвета и выбрать для этого слова цвет. Под каждую карточку мы можем положить сколько угодно бумажек.»

Затем демонстрируются 2–3 пробных примера. После предлагается целая подборка значимых для ребёнка слов с именами, понятиями, конкретными предметами и действиями. После выкладывания всех карточек (слова на них написаны прописью, чтобы ребёнок не мог прочитать), нужно проанализировать получившиеся группы. Таким образом удаётся собрать часть личнозначимого материала, позволяющего «нащупать» субъективно воспринимаемую и оцениваемую картину мира ребёнка. Но какого же было наше удивление, когда дети начали подкладывать карточки со словами «заикание», «речевые запинки», «судороги» под «положительные» цвета, а со словами «работа и учёба» под отрицательные.

Карточки со словами «заикание», «речевые запинки», оказались в 68-ми % случаев в кучках под «положительными» цветами и/ или в соседстве с дорогими сердцу ребёнка словами типа «дом», «мама», «папа», «защита», «спокойствие», «хорошие манеры». Получается, что заикание у большинства дошкольников и ряда младших школьников подсознательно воспринимается положительно.

В такой вывод поверить сложно, однако опыт работы с использованием логопсихокоррекционных (логопсихотерапевтических) методов, в числе которых имеется система специальной релаксации, включающая элементы эриксоновского гипноза и техник НЛП, с очевидностью подтверждает защитно-приспособительный характер судорог и сопутствующих движений. Так во время использования метода СВИСШ, основанного на уменьшении отрицательных эмоциональных следов посредством чередования отрицательного и положительного воспоминаний, дети в поисках причины появления заикания видели себя в более младшем возрасте и часто в стрессоовой ситуации совершали движения, которые потом закрепились в симптомокомплексе заикания. Например, Марк П. (смешанная форма заикания средне-тяжёлой степени…) в ходе транса вспомнил, что в год увидел паука, висевшего сверху на ветках, чуть выше глаз.

Ребёнок тогда, в годик, очень испугался, но объяснить испуг маме не мог. В симптомокомплексе заикания у мальчика присутствовало сопутствующее речи движение отклонения головы назад, судорога корня языка, вокальная судорога. Другой пример: Наташа (невротическая форма заикания тяжёлой степени) – девочке в 6 месяцев не давали пить, взрослые говорили межу собой, держа бутылочку, а она чмокала губами, пытаясь привлечь их внимание – в симптомокомплексе появилась тяжелейшая губно-губная судорога. Женя П.

(невротическая форма заикания, средне-тяжёлая степень) – в 3 года на даче попала в рой мошки так, что не могла вздохнуть – в симптомокомлексе заикания выраженные генерализованные судороги, характерные движения головой, глотательные движения перед речью.

Таких примеров много. К ним прибавляются ещё чисто логические рассуждения и наблюдения. Приведу пример.

Миша Ч. (смешанная форма заикания средне-тяжёлой степени…) демонстрировал верхнегубную судорогу, не описанную ранее А.И. Сикорским (1889 г.). Его рот плотно смыкался и принимал форму дуги, обращённой вниз. Верхняя губа натягивалась на верхние зубы и по углам опускалась вниз. Ребёнка в младенчестве кормили с помощью зондов. Это была защитная и протестная реакция, отчасти защищающая десну (тогда у мальчика зубов ещё не было). Данная судорога и не могла быть описана в конце 19-го – начале 20-го века, т.к. детей зондами тогда не выкармливали.

Давайте задумаемся, разве можно сравнить хаотичные судороги, например, при эпилепсии и вполне соответствующие защитноприспособительным механизмам организма судороги и сопутствующие движения при заикании? Даже «ступор» можно рассматривать как «первородную» приспособительную реакцию. Вспомните, когда жука накрывает тень птицы, он может войти в стадию каталепсии и замереть, притворяясь мёртвым.

Вопрос о принадлежности неврозов к болезням является до сих пор спорным. К. Роджерс предпочитал называть людей, нуждающихся в его помощи, клиентами. Имеется интересная теория, которая активно пропагандировалась такими учёными, как М. Эриксон [3, 15], С. Гиллиген [3], их в определённой мере поддерживают А. И. Захаров [4], Г.Л. Лендрет [7] и др. По данной теории невроз относится к приспособительным механизмам, которые, по сути, становятся установками.

Рассмотрим с этих позиций, конкретно, заикание. Ребёнок в период становления фразовой речи, как правило, проходит стадию появления итераций (запинок не судорожного характера, возникающих из-за сбоев работы ЦНС в период смены доминантности полушарий). И, если такие запинки вдруг становятся судорожными, это привлекает внимание окружающих как сигнал о неблагополучии ребёнка. Для ребёнка семья в 2–3 года – это сверхценность! Ради её внимания, ради её защиты и гармонизации отношений с ней малыш подсознательно готов на всё. Теперь представим, что в семье имеется нарушение общения, может, воспринимаемое субъективно, только ребёнком. Пожертвовать в общем-то маловажной в 2– 4 года речевой функцией, чтобы получить хоть какую-то возможность воздействоваать на ситуацию, для организма кажется приемлемым (это не движение, не питание и т. д.). Ребёнок неосознанно демонстрирует нездоровье (судорожные запинки), но получает желаемое – допустим, какое-то преимущество перед другими детьми или послабление. 2–3 раза в ситуации стресса или фрустрации, и установка может закрепиться. Затем этот симптомокомплекс, на наш взгляд, вбирает в себя все приспособительные, но непродуктивные реакции защитного характера, оставшиеся в памяти на подсознательном уровне, т.к. существовать и развиваться он может только при поддержке основных анализаторных систем и их памяти. Зона, лежащая между корковыми представительствами анализаторов, где происходит, как утверждал А.Р. Лурия, синтез и вторичная обработка сигналов различной модальности, как раз и отвечает за мнестические процессы и пространственно-временные коды. Давайте вспомним в связи с этим работы М.И. Лохова [2], который особое внимание уделял именно зоне ТРО в механизме заикания. Там начинается нарушение нейродинамики. Причём, по всей вероятности, очаг настолько мощный, что способен обкрадывать в энергетическом смысле другие зоны. Вспомним работы Ж.М. Глозман [1], которая говорила о нескольких нестабильных в функциональном отношении корковых зонах у взрослых заикающихся, которые приходили в норму буквально в течение полутора месяцев после курса социореабилитации у Ю.Б. Некрасовой.

Возникает установка – порочный круг: ребёнок испытывает фрустрацию при коммуникации – включаются защитные механизмы по типу установки, а именно симптомокомплекс заикания. Результаты неправильного выполнения программы, как писал Н.И. Жинкин [5], воспринимаются по обратной связи анализаторными системами, причём не только аудиосистемой, но и, на чём делала акцент Ю.Б. Некрасова [9], на кинестетической и визуальной. Она называла это феноменами «Эхо», «Зеркало», «Кинези». Понимая на сознательном уровне, что речевая программа реализована неправильно, ребёнок испытывает ещё большую фрустрацию и пытается воздействовать на речевой аппарат, но ожидает худшего и ещё более интенсивно включает патологический защитный механизм в виде заикания. Установка подкрепляется от раза к разу, и чем более дефект осознаётся, тем более закрепляется. Механизм защитной установки, кстати, довольно убедительно объясняет и тенденцию распространения заикания в коллективе дошкольников, и возможность возникновения рецидивов.

Поэтому, как справедливо писал Л.Я. Миссуловин: «… ни логопед, применяющий традиционное педагогическое воздействие, ни врач, имеющий «недостаточно глубокие знания о нарушениях речи и методах их устранения»[8, C.5], не смогут обеспечить полноценную реабилитацию заикающихся лиц в силу необходимости подходить к данной проблеме комплексно.

На наш взгляд, уже в дошкольном возрасте к заикающимся лицам необходим логопсихотерапевтический подход, позволяющий изменить личностно-коммуникативную сферу, повысить стрессоустойчивось, помочь адаптировать ребёнка в семье и кругу сверстников.

1. Глозман Ж.М., Вартанов А.В., Кисельников А.А., Карпова Н.Л. Мозговые механизмы восстановления речи при коррекции заикания / Материалы н/п конф. « Психологические, логопедические и психотерапевтические аспекты восстановления нарушенного речевого общения при заикании». – М., 2006. – С. 259–263.

2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Хрестоматия. – М., 2001. – 416 с.

3. Гиллиген С. Терапевтические трансы. Руководство по эриксоновской гипнотерапии. – М.: «Класс», 1997. – 416 с.

4. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб.: «Союз», 1998. – 336 с.

5. Жинкин Н.И. Механизмы речи / АПН РСФСР. – М., 1958. – 370 с.

6. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – «Просвещение», М., 1968. – 367 с.

7. Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений / Международная педагогическая академия. – М., 1994. – 368 с.

8. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. – М.: «Медицина», 1988. – 184 с.

9. Некрасова Ю.Б «Психологические основы процесса социореабилитации»: автореф. дис. д-ра психол. наук / Псих. ин-т РАО – М., 1992. – 45 с.

10. Рау Е.Ю. Психолого-педагогическая система адаптации взрослых заикающихся к проблемным речевым ситуациям / дис. … канд. пед. наук / МПГУ им В.И. Ленина. – М., 1995. – 179 с. и прил.

11. Садовникова Е.Н. Личностно-ориентированная психологопедагогическая система реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2001. – 26 с.

12. Садовникова Е.Н. Заикание с позиции логопсихокоррекционного подхода. – М.: «Логомаг», 2014. – 158 с.

13. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном / ред.

ДЖ.К.Зейга / Библ. практ. псих-ии и психотер-ии. – М.: «Класс», 1994. – 336 с.

14. Собчик Л.И. Методы психологической диагностики. – Вып. II. – М.:

15. Хейли Д. Необычайная психотерапия: в 2 ч. – Нью-Йорк, Лондон. – 1986. – 171 с.

16. Шкловский В.М. Экспериментальное и клинико-психологическое исследование больных заиканием в связи с задачами комплексного лечения: автореф. дис. …канд. псих. наук. – Л.: Лен. гос. ун-т им. А.А. Жданова 1967. – 15 с.

«МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕНТАЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ УДМУРТОВ В. Ю. ХОТИНЕЦ ХОТИНЕЦ Вера Юрьевна доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского государственного у. »

«Автор: Якушкина Наталия Викторовна, учитель физики, МАОУ «СОШ №1 МО «Ахтубинский район», город Ахтубинск, Астраханская область Реферат по теме: «Теоретические основы системы работы учителя физики по активизации. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В. Ф. Габдулхаков ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Монография Казань Валерьян Фаритович Габдул. »

«Экспертное бюро, 1997. – 496 с. Морозов С.А., Морозова Т.А. Аутизм: Характеристика и коррекция нарушений речевого развития: Методическое пособие М.: Владос, 2007. – 250 с. ТигановА.С., БашинаВ.М. Современные подходы к пониманию аутизма 4. в детстве // Жур. »

«Коррекционная педагогика, дефектология КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, ДЕФЕКТОЛОГИЯ Шарифуллина Галина Петровна учитель татарского языка и литературы Хасаншина Лейсан Илдусовна учитель татарского языка и литературы Зиганшина Лена Александровна. »

«ФИЛОЛОГИЯ И ЧЕЛОВЕК НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ Выходит четыре раза в год №3 Филология и человек. 2014. №3 Учредители Алтайский государственный университет Алтайская государственная педагогическая академия Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина Горно-Алтайский государстве. »

«ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРИАДЫ: УЧЕНИК С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА – ЗДОРОВЫЙ УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Любимов М.Л., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Институт проблем инклюзивного образования, Московский городской психолого-педагоги. »

YHMBEPCWTET B MOCICBEr IIPOI’PAMMA BCTYIIMTEJIbHOI’O 3IC3AMEHA B ACIIMPAHTYPY IIO MHOCTPAHHOMY H3bIICY Составитель: К.С. Киктева, кандидат педагогических наук Программа вступительного экзамена в. »

«Частные ошибки учебно-воспитательного процесса.1. Отсутствие психологической защиты и поддержки со стороны учителя. Не создаются условия «ситуации успеха». Отсутствует положительное стимулирование поведен. »

«УДК 378.016:74 О.Л. Салихова, г.Шадринск Активизация учебно-познавательной активности студентов – дизайнеров Стремление повысить качество профессионального образования вызывает интенсивный поиск новых. »

2017 www.pdf.knigi-x.ru — «Бесплатная электронная библиотека — разные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

источник