Меню Рубрики

С пантогамом усилилось заикание

Препарат Эффек тивность * Цена
1 Фенибут (Анвифен, Ноофен) 55% от 150 рублей
2 Пантогам (Гопантам, Пантокальцин) 25% от 250 рублей
3 Пирацетам (Луцетам) 10% от 50 рублей
4 Фенотропил 30% от 1000 рублей
5 Грандаксин 50% от 400 рублей
6 Ново-пассит 20% от 450 рублей
7 Глицин 45% от 50 рублей
8 Нейромультивит (Тиамин) 15% от 700 рублей
9 Афобазол (Фабомотизол) 7% от 400 рублей

Избавиться от заикания при помощи одних только лекарственных препаратов невозможно, поскольку в этом случае результат обычно бывает временным. И вместе с тем определенные группы препаратов могут снижать выраженность судорожной активности речевых мышц или снижать логофобию, что часто бывает полезным в комплексной терапии логоневроза

Обращаем внимание, что перед применением многих из препаратов необходима консультация со специалистом, а при отпуске из аптеки в ряде случаев требуется рецепт

Действующее вещество препаратов Фенибут, Анвифен и Ноофен — аминофенилмасляная кислота. Это ноотропное средство, обладает специфическим транквилизирующим действием. Воздействует на ГАМК-рецепторы центральной нервной системы, облегчает передачу импульсов в головном мозге Точнее — усиливает активность тормозных сигналов в ЦНС. Улучшает сенсорно-моторные реакции, повышает умственную работоспособность. Снимает страх, напряженность, тревожность, повышает мотивацию к деятельности и повышает общительность. Стоит отметить, что Фенибут назначают при заикании и детям в раннем возрасте.

Субъективно эта группа препаратов больше влияет на выраженность логофобии, проявляя транквилизирующее действие: при довольно незначительном снижении силы и выраженности речевых судорог сильно меняется отношение к ним. Это позволяет не зацикливаться на возможном заикании и проявлять больше социальной активности. Препарат хорошо подходит для терапии логофобии и повышения социальной адаптации.

Действующее вещество — Гопантеновая кислота. Структура молекулы представляет из себя модифицированную формулу витамина B5 с добавлением участка ГАМК (как у Фенибута). Витамины группы B в своем большинстве являются нейротропами, либо нейропротекторами, поэтому возможные улучшения речи вполне обоснованы. Относится к ноотропам, хотя у него некоторые замечают легкое стимулирующее действие. Оказывает стимулирующее действие на ЦНС, но в отличие от классических стимуляторов типа кофеина, гопантеновая кислота снимает моторную возбудимость и оказывает противосудорожное действие. Плюс ко всему активизирует умственную активность и повышает работоспособность.

Препарат очень часто прописывают маленьким детям от нескольких лет при обнаружении первых признаков заикания. Замечено, что примерно в половине случаев эффект от него отсутствует — поэтому через некоторое время отменяйте его применение при отсутствии результата, даже если вам его прописали.

Как и в случае с другими препаратами, обладает побочными эффектами, среди которых головная боль и бессонница — перед применением обязательно консультируйтесь со специалистом.

источник

Действующее вещество:
Гопантеновая кислота

Торговые наименования:
Пантогам, Пантокальцин, Гопантам, Кальция гопантенат

Фармакологическая группа:
Ноотропы

Представляет собой видоизмененную молекулу витамина B5 с остатком ГАМК. Обладает противосудорожной активностью, снижает моторную возбудимость, отмечается мягкое седативное действие.

Напрямую стимулирует ГАМК-б рецепторы, отсюда и получаем все эффекты, включая транквилизирующий. Стоит отметить, что такая химическая структура делает гопантеновую кислоту антагонистом самого витамина B5, поэтому неправильно подобранные дозы могут вызвать его дефицит. Ряд исследований показал, что этот дефицит в крайних случаях может приводить к серьезной энцефалопатии. По сообщению производителя, Пантогам вызывает нормализацию содержания ГАМК, однако ни одного подтверждающего это исследования не было найдено. Более того, ошибочными являются и сообщения о влиянии Гопантеновой кислоты на норадреналиновую, дофаминовую, глутаматную и серотониновую регуляцию.

Довольно интересно, что некоторые наши подписчики отмечали легкое стимулирующее действие. Эффективность от заикания низкая, однако случаи временного улучшения речи достоверно отмечались у взрослых и детей. Отмечались и случаи усугубления заикания, хотя препарат активно назначают многие врачи.

Действительно стойкие результаты были отмечены только при комплексном подходе, особенно у детей, когда помимо фармакотерапии используется речевая либо психологическая практика. Как и со всеми препаратами, очень важно подобрать правильную дозу индивидуально. Если дозировка подобрана неправильно, заикание может усилиться, а при попадании в необходимые пределы может наблюдаться ощутимое улучшение речи. Чаще всего при самолечении заикания препаратами гопантеновой кислоты дозировка подбирается неправильно, отсюда много отзывов об отсутствии эффекта или ухудшении речи — поэтому всегда подбирайте необходимую дозировку вместе с вашим врачом.

Сообщайте врачу обо всех побочных эффектах или ухудшениях речи на фоне применения препаратов гопантеновой кислоты. Если изменение дозировки все равно не дает результата, применение препарата следует отменить. Нередки случаи, когда в силу индивидуальных особенностей препарат просто может не подойти, тогда о снижении заикания на его фоне не может быть и речи.

  • Дозировка подбирается индивидуально
  • Суточная доза для взрослых от 2 грамм, курс применения Пантогама обычно занимает около месяца, при этом сразу отменяйте препарат, если через несколько дней не заметили улучшений.
  • Для детей суточная дозировка составляет от 0,5 грамм, таким же курсом.

При заикании часто назначаются сочетания препаратов Гопантеновой кислоты с нейротропными витаминами и Фенибутом, что в ряде случаев дает более заметные результаты.

  • Отмечали снижение заикания, %25
  • Отмечали ухудшение речи, %20
  • Без изменений, %55

Таким образом, Гопантеновая кислота эффективно снижает заикание в 25% случаев. Среди них:

  • Снижение проявлений логофобии, %26
  • Снижение частоты заикания, %40
  • Снижение силы заикания, %34

Среди тех, кто отмечал улучшение речи на фоне Пантогама (25%), большинство указывает на снижение частоты заикания (56%). Препарат в меньшей степени снижал проявления логофобии и интенсивности заикания. На его фоне возможны временные ухудшения речи (20%).

Информация о лекарственных препаратах представлена в целях ознакомления. Перед применением консультируйтесь с врачом.

При назначении препаратов от заикания у детей, особенно дошкольного возраста, обязательно получайте назначение у нескольких врачей, чтобы получить несколько независимых мнений касательно необходимости применения тех или иных препаратов.

1) Думаю будет полезно. Мне опять попались интересные отзывы по применению Гопантеновой кислоты (Пантогам) у двух людей, с диаметрально противоположным результатом.

Мужчина1 (М1), 28 лет, выраженное заикание средне-тяжелой степени, сильная логофобия. Применял Пантогам в дозировке 1000мг в сутки, в течение 2 месяцев. Во время применения, практически с первого дня, были замечены некоторые улучшения речи. При сохранении средней дозировки выраженность судорожной активности речевого аппарата снижалась на протяжении двух недель. Был достигнут результат, при котором М1 мог заикнуться всего несколько раз за одно предложение, когда как раньше заикался почти на каждом слоГе, что в свою очередь снизило логофобию и повысило социальную активность и уверенность в себе. После отмены препарата результат сохранялся около месяца, потом постепенно заикание начало возвращаться. На момент написания сообщения с момента отмены препарата прошло два месяца, и речь вернулась к прошлому состоянию «более, чем наполовину», по его словам. То есть некие улучшение еще сохранились. Отмечу, М1 не использовал других методов терапии.

Мужчина2 (М2) 21 год, выраженное заикание средне-легкой степени, логофобия. Применял Пантогам в течение 5 дней, в дозировке около 750 мг в сутки. После первого же применения речь стала явно хуже, стимулирующий эффект, выраженность судорожной активности лицевых мышц усилилась, говорить было сложнее. Эти неприятные эффекты ослабевали через несколько часов после применения, но в определенной степени сохранялись целый день. Не смотря на ухудшение речи, М2 некоторое время (в течение 5 дней) продолжал применение Пантогама, поскольку он был назначен его врачом. После отмены еще несколько дней было заметно ухудшение, на момент написания сообщения прошло пару недель и все нежелательные эффекты, прошли.

2) Здравствуйте. У меня заикается сын. Началось с 3х лет. Скоро 6. После первого обращения к неврологу лечились фенибутом, практически ушло. Лечение было курсами, назначили Пантогам. 2 раза назначали и 2 раза начинались глазные тики. Сейчас речь стала хуже: если раньше были повторы слогов в конце, то теперь и в начале. Иногда ребенок просто останавливает речь.

При составлении статьи использована информация:

  • Noda S., Haratake J., Sasaki A., Ishii N., Umezaki H., Horie A. Acute encephalopathy with hepatic steatosis induced by pantothenic acid antagonist, calcium hopantenate, in dogs.

источник

В четыре года мой ребенок неожиданно стал заикаться.

Болтал до этого как из пулемета, правда, понять его зачастую было сложно, т.к. несколько звуков (ч,щ, ц, р) он не произносит.

Сразу подумала на садик, что там или напугали, или у кого-то услышал заикание и стал повторять. Стресс от садика исключила, т.к. ходит в садик уже год, и к тому же крайне нерегулярно. Поговорила с воспитателями – всё хорошо. Никто не пугал, конфликтов не было, никто кроме него не заикается. Поверила им, т.к. они у нас хорошие, мне нравятся.

А тем временем заикание стало усиливаться. Если раньше он заикался, только, когда быстро начинал что-то рассказывать, или в обществе малознакомых людей, то потом стал постоянно не мочь выговорить первую букву в слове.

Ма-ма-ма-ма… Это было ужасно. В панике побежала по врачам. Участковая сказала, что нам нужен хороший невропатолог. Сходили к нему. Доктор «обрадовал», что это именно неврологическая проблема, и что дальше она будет только усиливаться без должного лечения.

Назначила пить Пантогам в течение 2-х месяцев по утрам по ½ чайной ложки + противосудорожный препарат.

К сожалению, после месяца лечения заметных сдвигов не было. Да, ребенок стал со мной больше заниматься, стал более усидчивый, мы вместе читали и писали. Но вот заикание не ушло.

С отчаянья побежала дальше по врачам. Психолог, логоневролог.

Психолог сказала – дайте ребенку пару месяцев речевого молчания. Не заниматься речью, не поправлять, не помогать сказать слово, не говорить слово «заикание», просто не обращать внимание. Продолжать медикаментозное лечение и подождать. А заниматься с логопедом до 5-ти лет вообще не стоит. Рано еще. И вот потом, если не пройдет, тогда в специальный центр, где лечат таких детей комплексными процедурами – физио, логопед, массаж и т.д. и т.п.

А хорошего, проффесионального логоневнолога, у нас в городе, я не нашла. Все говорили – давайте денежку и попробуем. Может получиться. К сожалению, лишней денежки у нас нет, поэтому решили подождать и воспользоваться советом психолога.

Как раз в это время моё дитё заболело и мы просидели дома две недели (конечно же, продолжая лечение). И о чудо! Заикание постепенно прошло! Полностью.

Но рано я радовалась. Как только пошли в сад – заикание возобновилось….

Проводила беседы с малышом и воспитателями. Говорят все хорошо, ребенок ходит с удовольствием, с детьми играет, кушать не заставляют. Не понятно в чем дело…

Грешу только на утренний стресс. Т.к. пока идет до сада – всё хорошо, идем с радостью. Но как только переоделся и надо заходить в группу – сразу слезы и обнимания. Может в этом дело… Ну и ещё я наверное перезанималась с ребенком «постановкой речи» с постоянными его поправлениями правильного произношения.

Сейчас допили мы Пантогам, пьем еще Глицин вторым курсом, и в сад ходим до обеда и не каждый день. Кстати, никах побочек от Пантогама мною замечено не было, ребенок пил его хорошо, не капризничая. Мне препарат понравился.

Читайте также:  Как преодолеть невротическое заикание

Пока всё стабильно. Заикания нет. Очень боюсь его возобновления.

А насчет правильной речи, буду пытаться перевести его с 5-ти лет в логопедический сад. Надеюсь, что там команда профессионалов поставит ему речь.

Если у вас есть что нам посоветовать, пишите, с удовольствием воспользуемся советом.

Через полгода заикание опять возобновилось(((.

источник

Препарат Эффек тивность * Цена
1 Фенибут (Анвифен, Ноофен) 55% от 150 рублей
2 Пантогам (Гопантам, Пантокальцин) 25% от 250 рублей
3 Пирацетам (Луцетам) 10% от 50 рублей
4 Фенотропил 30% от 1000 рублей
5 Грандаксин 50% от 400 рублей
6 Ново-пассит 20% от 450 рублей
7 Глицин 45% от 50 рублей
8 Нейромультивит (Тиамин) 15% от 700 рублей
9 Афобазол (Фабомотизол) 7% от 400 рублей

Избавиться от заикания при помощи одних только лекарственных препаратов невозможно, поскольку в этом случае результат обычно бывает временным. И вместе с тем определенные группы препаратов могут снижать выраженность судорожной активности речевых мышц или снижать логофобию, что часто бывает полезным в комплексной терапии логоневроза

Обращаем внимание, что перед применением многих из препаратов необходима консультация со специалистом, а при отпуске из аптеки в ряде случаев требуется рецепт

Действующее вещество препаратов Фенибут, Анвифен и Ноофен — аминофенилмасляная кислота. Это ноотропное средство, обладает специфическим транквилизирующим действием. Воздействует на ГАМК-рецепторы центральной нервной системы, облегчает передачу импульсов в головном мозге Точнее — усиливает активность тормозных сигналов в ЦНС. Улучшает сенсорно-моторные реакции, повышает умственную работоспособность. Снимает страх, напряженность, тревожность, повышает мотивацию к деятельности и повышает общительность. Стоит отметить, что Фенибут назначают при заикании и детям в раннем возрасте.

Субъективно эта группа препаратов больше влияет на выраженность логофобии, проявляя транквилизирующее действие: при довольно незначительном снижении силы и выраженности речевых судорог сильно меняется отношение к ним. Это позволяет не зацикливаться на возможном заикании и проявлять больше социальной активности. Препарат хорошо подходит для терапии логофобии и повышения социальной адаптации.

Действующее вещество — Гопантеновая кислота. Структура молекулы представляет из себя модифицированную формулу витамина B5 с добавлением участка ГАМК (как у Фенибута). Витамины группы B в своем большинстве являются нейротропами, либо нейропротекторами, поэтому возможные улучшения речи вполне обоснованы. Относится к ноотропам, хотя у него некоторые замечают легкое стимулирующее действие. Оказывает стимулирующее действие на ЦНС, но в отличие от классических стимуляторов типа кофеина, гопантеновая кислота снимает моторную возбудимость и оказывает противосудорожное действие. Плюс ко всему активизирует умственную активность и повышает работоспособность.

Препарат очень часто прописывают маленьким детям от нескольких лет при обнаружении первых признаков заикания. Замечено, что примерно в половине случаев эффект от него отсутствует — поэтому через некоторое время отменяйте его применение при отсутствии результата, даже если вам его прописали.

Как и в случае с другими препаратами, обладает побочными эффектами, среди которых головная боль и бессонница — перед применением обязательно консультируйтесь со специалистом.

источник

Если ребенок начинает заикаться, то у большинства родителей сразу же возникает множество вопросов. Как избавиться от проблемы? Возможно ли это сделать? К какому специалисту лучше обратиться? Действительно, лечение заикания у детей – процесс сложный, и зачастую требует большого терпения со стороны папы и мамы. Однако нет ничего невозможного: если все делать правильно, то заикание пройдет бесследно.

В данной статье мы собрали материал, позволяющий родителям разобраться в наиболее распространенных вопросах, касающихся детского заикания.

Лечением детского заикания занимаются такие медицинские специалисты, как педиатр, логопед и психоневролог.

Педиатр занимается вспомогательными методами лечения, которые помогают укрепить иммунитет, предупредить болезни гортани и голосовых связок. При наличии инфекционных процессов он назначает комплексное лечение с дополнительным включением физпроцедур.

Психоневролог может помочь малышу адаптироваться во внешнем мире, справиться с дискомфортом при общении с чужими людьми, осознать свою полноценность и уникальность в хорошем смысле слова. Психоневролог проводит занятия не только с ребенком, но и с его родителями, объясняя им, как следует вести себя в семье, чтобы не травмировать уязвимую детскую психику.

Непосредственно устранением речевых проблем занимается доктор логопед.

Остеопат – это специалист, который представляет одно из альтернативных направлений мануальной терапии – остеопатию. Остеопат знает тонкости анатомии и структуры организма, так как воздействует руками в соотношении с циркуляцией крови и лимфы, что способствует приведению органов к естественному природному балансу.

Чем может помочь остеопат при заикании?

Если заикание у ребенка вызвано повышенным внутричерепным давлением, родовыми травмами или другими нарушениями физического характера, то здесь подобный специалист действительно может помочь. После мануальных процедур улучшается работа центральной нервной системы, снимаются мышечные спазмы, нормализуется активность ребенка.

Выбирая специалиста в данной области медицины, обязательно следует убедиться в его квалификации. Дело в том, что в нашей стране нет специализированных лечебных учреждений, где готовят врачей-остеопатов. Поэтому внимательно проверяйте дипломы и лицензии врачей, прежде чем доверить им здоровье вашего ребенка.

[1], [2], [3]

Заподозрить заикание у ребенка можно, основываясь на следующих симптомах:

  • перед попыткой сказать что-либо, у малыша появляется пауза перед фразой, либо повтор одного звука;
  • ребенок начинает говорить одновременно с вдохом, либо в диссонанс с дыханием;
  • во время разговора у малыша появляются навязчивые движения, мимические подергивания.

Если возникли подозрения, желательно, не откладывая, получить консультацию квалифицированного логопеда.

Лечебные методы при заикании назначаются врачом не только с учетом предпочтения родителей, но и исходя из личностных особенностей ребенка, а также в зависимости от степени проявления дефекта. Наиболее известными методами считаются:

  • лечение медикаментами;
  • сеансы гипноза;
  • расслабляющие процедуры в виде ванн, мануальной терапии, массажа, дыхательных упражнений;
  • иглорефлексотерапия;
  • логоритмические и логопедические занятия;
  • специально разработанные компьютерные игры и программы.

Если заикание у ребенка вызвано стрессом, испугом или другими психоэмоциональными состояниями, то, прежде всего, необходимо сказать об этом доктору. Если правильно назначить терапию, то заикание такого рода можно вылечить за относительно короткий срок.

Хороший эффект при неврозоподобном заикании оказывают ноотропные средства, особенно лекарственный препарат Тенотен. Это безопасный медикамент с мягким действием и минимальным набором побочных проявлений, который поможет избавить малыша от ощущения беспокойства, тревожности, преодолеть нервно-психическую слабость – астению.

Иногда методом выбора становится гипноз, который применяется для лечения старших детей.

Чтобы успешно вылечить неврозоподобное заикание, важно создать в семье умиротворенную атмосферу, без ссор, скандалов, диалогов на повышенных тонах, ругани и психологического давления. Ребенок должен чувствовать, что его любят, понимают, уважают его как личность. Чтобы лечение было более успешным, рекомендуется посещать занятия с психологом или психоневрологом: при этом консультации необходимы не только малышу, но и его родителям.

Гипноз считается эффективным способом лечения детского заикания, который имеет психологическую основу. В большинстве случаев практика гипнотических сеансов подразумевает «проживание» ребенком заново той ситуации (чаще – стрессовой), которая послужила толчком к развитию речевого дефекта.

Другим вариантом гипнотического воздействия является внушение маленькому пациенту мыслей, что прочувствованная им проблема не так уж печальна и страшна, как ему могло бы казаться. После сеансов ребенок становится более уверенным в себе. Пережитые проблемы уже не кажутся такими масштабными и глубокими, как ранее. Постепенно, сеанс за сеансом, заикание проходит.

Из минусов применения гипноза можно назвать два фактора:

  • сеансы проводят только у детей старшего возраста;
  • лечение не дает мгновенного эффекта, что требует дополнительного терпения со стороны родителей и близких малыша.

Таблетки от заикания у детей назначают при легких и средних формах речевого дефекта. Запущенные стадии, как правило, не подлежат медикаментозному излечению. Дело в том, что таблетки оказывают лишь поверхностный эффект, который длится недолго, да и список побочных проявлений у лекарственных средств достаточно существенный.

Основу медикаментозной терапии составляют противосудорожные и седативные препараты, которые, кроме положительных эффектов, имеют и негативные действия: притормаживают психические процессы в головном мозге, замедляют метаболизм, вызывают сонливость, боли в голове, ухудшают обучаемость и память.

В связи с перечисленными моментами, лечение лекарствами не должно быть продолжительным, а сами препараты должен подбирать только доктор с учетом возраста ребенка и степени его речевых нарушений.

  • Фенибут при заикании у детей может назначаться из-за психостимулирующих, транквилизирующих и антиоксидантных свойств этого препарата. Кроме этого, Фенибут стабилизирует сон, устраняет судороги, уменьшает общее напряжение, тревожность и чувство страха.

При заикании обычно назначают от 50 до 100 мг лекарства трижды в день, на протяжении 1-1,5 месяцев.

В самом начале приема препарата может наблюдаться сонливость, заторможенность, боли в голове и даже усиление неврологической симптоматики: ребенок может стать раздражительным и возбужденным. Однако на 4-5 день лечения подобные признаки должны пройти самостоятельно.

  • Пантогам – это ноотропное противосудорожное средство. Пантогам при заикании у детей используется довольно часто, так как оказывает мягкое седативное действие в сочетании с улучшением умственной и физической функциональности. Детям до 3-х лет обычно назначают сироп, а более старшим пациентам – Пантогам в форме таблеток. Стандартное разовое количество препарата составляет от 0,25 до 0,5 г, а суточное количество – от 0,75 до 3 г. Осторожно: Пантогам может вызвать аллергию, расстройство сна, шум в ушах кратковременного характера.
  • Тенотен при заикании у детей считается одним из наиболее безопасных препаратов. Для детского возраста разработан специальный «Тенотен детский», предназначенный для лечения маленьких пациентов с 3-х лет. Таблетки принимают по 1 штуке от 1 до 3-х раз в день, удерживая в ротовой полости до полного рассасывания. Общая продолжительность приема Тенотена – 2-3 месяца. Если потребуется, доктор может продлить курс терапии. Побочные эффекты у препарата практически отсутствуют.
  • Мидокалм при заикании у детей может быть назначен лишь в том случае, если нарушения речи связаны с повышенным тонусом и спазмами мышц, возникших в результате органических расстройств нервной системы (например, при поражении пирамидных путей, при энцефаломиелите и пр.). Препарат разрешен к приему с 3-летнего возраста, исходя из дозировки 5 мг на кг тела в сутки (поделенных на три приема). Во время лечения Мидокалм может вызвать нежелательные явления в виде мышечной слабости, болей в голове, понижения кровяного давления, диспепсии.

[4], [5], [6], [7]

Физиотерапевтическое лечение речевых дефектов проводят с учетом клинической степени патологии и наличия судорожного синдрома у ребенка. При заболеваниях, затрагивающих центральную нервную систему, могут быть назначены лечебные процедуры с калия йодидом.

Если у ребенка диагностируются артикуляционные судороги, то может помочь электрофорез со спазмолитическими препаратами, иногда в сочетании с психостимулирующей терапией.

Дополнительно доктор может порекомендовать ванны с хвоей, углекислотой, кислородом, а также электросон.

[8], [9]

При выполнении специальных упражнений, либо просто при общении, малыш должен смотреть прямо, не опуская голову вниз. Для этого родители могут помогать ребенку, удерживая его подбородок при разговоре. Малыш должен понимать, что для нормального общения, помимо речевого, очень важен зрительный контакт. По этой же причине ребенок не должен «прятать» глаза и уклонять взгляд в сторону.

Из упражнений приветствуются дыхательные занятия, о которых мы расскажем ниже, а также речевые тренировки языка, губ и мимики. Рекомендуется, чтобы ребенок читал вслух, либо рассказывал только что услышанное от родителей. Постоянное и продолжительное общение способствует быстрейшему устранению признаков заикания.

Читайте также:  Как предотвратить заикание у взрослых

[10]

Правильная речевая функция формируется подвижностью так называемых артикуляционных органов: языка, нижней челюсти, губ, нёба. Если перечисленные органы имеют дефекты, либо неправильно контролируются головным мозгом, то их функция может нарушаться.

Однако такая ситуация является поправимой, и помочь могут специальные занятия в виде артикуляционной гимнастики. Занятия проводят каждый день, для закрепления устойчивого результата.

  • упражнения выполняют последовательно, постепенно усложняя их;
  • лучше, если занятия будут проходить в форме игры – с положительными эмоциями;
  • если какое-то из упражнений дается ребенку непросто, то не нужно пытаться освоить новые упражнения, пока не будет отработано предыдущее занятие;
  • во время занятий малыш должен сидеть с прямой спиной, без излишнего напряжения, напротив взрослого;
  • желательно наличие рядом зеркала, чтобы пациент мог видеть свое отражение и контролировать качество выполняемых движений.

Взрослый во время упражнения тоже следит за его качеством, одновременно подбадривая малыша.

Вкратце артикуляционная гимнастика выглядит таким образом:

Упражнения на подвижность губ:

  • растягивание в улыбку;
  • движения кончиком языка кверху и книзу;
  • складывание губ в «трубочку»;
  • касание губ зубами;
  • хлопанье губами («немая рыбка»);
  • имитация лошадиного «фырканья»;
  • втягивание губ внутрь;
  • надувание щек;
  • удерживание при помощи губ мелких предметов.

Упражнения на подвижность щек:

  • демонстрирование языка;
  • имитация кашлевых движений;
  • движения языка в одну и другую сторону;
  • облизывание зубов;
  • перемещение в ротовой полости крупной фасоли;
  • сдувание перышка и пр.

Упражнения для подвижности глотки:

  • имитация зевания;
  • покашливания, в том числе и с высунутым языком;
  • имитация полоскания горла, глотания воды;
  • имитация стона, мычания, блеяния.

На самом деле представленный список далеко не полный: подобных упражнений гораздо больше, и все они очень интересны и эффективны. Единственное условие: проводить их нужно регулярно, и положительный результат не заставит себя долго ждать.

[11], [12]

Особое внимание уделяется дыхательной гимнастике, которая помогает маленькому пациенту чувствовать себя во время разговора естественно и раскованно.

Подобные упражнения рекомендуют проводить каждое утро, вне зависимости от возраста малыша.

Дыхательные занятия укрепляют диафрагму, улучшают подвижность голосовых связок, делают дыхание более глубоким и объемным.

  1. Занятие I:
  • ребенок становится прямо;
  • наклоняется кпереди, согнув дугой спину и опустив книзу голову и вытянутые руки (шея при этом не напряжена);
  • ребенок делает движения, подобно тому, как накачивают насосом шины в колесах, одновременно с наклоном максимально и резко вдыхая носом;
  • при неполном выпрямлении спины производится выдох;
  • упражнение требует 8 повторов;
  • после нескольких секунд перерыва подход можно повторить (таких подходов рекомендовано провести от 10 до 12).
  1. Занятие II:
  • ребенок становится ровно, ноги – на ширине плеч, руки – на талии;
  • поворачивает голову влево, одновременно резко вдыхая;
  • поворачивает голову в противоположную сторону, резко выдыхая;
  • повторяет упражнение, сделав по 8 вдохов и выдохов;
  • обычно практикуют три подхода по 8 вдохов и выдохов.

При хорошем самочувствии малыша дальнейшие занятия можно проводить и два раза в день. Результаты станут заметными на протяжении 2-3 месяцев регулярных занятий.

[13], [14], [15], [16], [17]

При заикании врачи рекомендуют проводить массаж плечевого пояса и воротниковой области. Такой массаж расслабляет и снимает мышечные спазмы. Сеансы следует повторять по 4 раза в год, курсами по 10-12 сеансов.

Хорошие результаты дает и точечный массаж, который обязательно должен проводить специалист в этой области. Потребуется активация 17 точек, расположенных в основном в зоне спины и лица. Курс точечного воздействия обычно состоит из 15 процедур. После полного курса врачи обещают появление первых положительных результатов.

Для того чтобы избавить ребенка от заикания, вовсе не нужно помещать его на стационарное лечение. Конечно, для некоторых занятий, возможно, придется посещать психолога или логопеда. Однако большую часть упражнений малыш сможет делать и дома, под чутким руководством родителей.

Например, стихи и скороговорки можно практиковать вместе с папой и мамой. То же самое касается и дыхательных упражнений. Малышу будет радостно осознавать, что родители очень стараются ему помочь.

Однако если в семье присутствует негативный настрой, часто возникают скандалы, ссоры и склоки, то ни о каком домашнем лечении заикания речь идти не может. Постоянное моральное ущемление маленького человека никогда не приведет к решению речевой проблемы.

Чтобы лечение было успешным, от родителей требуются в обязательном порядке:

  • терпение;
  • любовь к ребенку и к другим членам семьи;
  • взаимное уважение;
  • желание помочь несмотря ни на что.

Малыш ни в коем случае не должен чувствовать себя неполноценным или изгоем. Задача близких людей – подарить ему уверенность и настроить на позитивное мышление.

Лечение заикания у детей при помощи народной медицины в основном направлено на нормализацию нервной функции, стабилизацию психо-эмоционального состояния пациента.

  • Залить кипятком (250 мл) по 1 ч. л. сухих листьев мяты, цветов ромашки, корневища валерианы. Настоять 20 минут. Принимать по 100 мл утром и на ночь.
  • Смешать равный сбор из ягод шиповника, листьев мелиссы, полыни, мяты, корневища одуванчика и цветков календулы. Половину столовой ложки смеси залить 250 мл кипящей воды, настоять 2 ч. Принимать до еды 4-5 раз в сутки.
  • Принимать ванну с ароматными маслами мяты, земляники, чабреца, лаванды, шалфея. Продолжительность приема ванны – 20 минут. Вода должна быть теплой, обеспечивающей расслабляющий эффект.
  • Готовить чай на основе ягод боярышника, цветков липы, травы мелиссы, корневища валерианы. Добавить мед и пить понемногу в течение дня.

Наиболее эффективные травы от заикания у детей:

  • валериана;
  • донник;
  • мелисса, мята;
  • календула;
  • береза (листья);
  • вереск (побеги);
  • липа;
  • тмин;
  • крапива;
  • боярышник и шиповник;
  • малина, ежевика, земляника.

[18], [19]

При выборе игр для заикающегося ребенка нужно помнить некоторые правила:

  • слишком эмоциональные и подвижные игры могут усугубить заикание;
  • необходимо выбирать спокойные игры, не требующие большого количества участников. Такими играми могут быть, к примеру, раскраски, настольные игры, изготовление пластилиновых поделок и пр.;
  • не следует посещать с малышом шумные мероприятия, которые могут возбудить детскую психику;
  • кроме этого, желательно исключить и спортивные соревнования. Заике лучше подойдут индивидуальные физические занятия и прогулки на природе, в парке, у водоемов.

Также существует большое количество компьютерных развивающих программ, которые в игровой форме помогают малышу избавиться от заикания. Обычно ребята очень любят такие игры и с радостью занимаются.

Ребенку, страдающему заиканием, будет интересно почувствовать себя в разных образах: например, пусть представит себя бабочкой, либо котенком. Подобные игры могут сопровождаться звуковыми и речевыми комментариями:

Как порхает бабочка? – фр-р-р-…
Как мурчит котенок? – мурр-р, мурр-р…
Как ухает сова? – У-уф-ф-…

Малышам обычно нравится повторять, и делают они это без запинки.

Бабочка на пальчик села.
Я поймать её хотела.
Хвать я бабочку рукой –
А поймала пальчик свой!

Жили-были два кота –
Восемь лапок, два хвоста!

Совушка-сова,
Большая голова.
Высоко сидит,|
Далеко глядит.

Стихи следует читать звонко, с выражением и расстановкой, правильно делая вдохи и выдохи. По окончании занятия малышу нужно дать возможность расслабиться и какое-то время полежать в спокойной обстановке.

Лечение заикания у детей не должно сопровождаться обсуждением и осуждением речевой проблемы со стороны взрослых. Исход будет успешным, если эмоциональный фон для ребенка будет создан правильно, где бы тот ни находился.

Заикание у взрослых – довольно редкое, но от этого не менее непривлекательное явление, которое может иметь различные корни.

источник

Активный участник

Группа: Kонсультант
Сообщений: 920
Регистрация: Thu,·31·08·06
На форуме: Sun,·17·11·19
Из: г.Москва
Благодарностей:

Мамочка!

Группа: Супермодератор
Сообщений: 4477
Регистрация: Thu,·17·06·04
На форуме: Sun,·31·03·19
Из: г.Владивосток
Благодарностей:

Активный участник

Группа: Kонсультант
Сообщений: 920
Регистрация: Thu,·31·08·06
На форуме: Sun,·17·11·19
Из: г.Москва
Благодарностей:

Заглянувший

Группа: Участник
Сообщений: 31
Регистрация: Mon,·04·02·08
На форуме: Fri,·05·03·10
Рейтинг: 0

нам прописывали фенибут, мы мега возбудимы. но почитав побочки я так и не решилась его давать. нашла гомеопата и пробуем теперь шарики, но они долго накапливаются. пока эффекта я не вижу, но со временем надеюсь сработает и все поможет.

согласна, что химия на крайняк

Сообщение отредактировал birka — Saturday, 01·08·2009, 21:28

Девичья мать

Группа: Постоянный участник
Сообщений: 1305
Регистрация: Wed,·30·11·05
На форуме: Tue,·01·01·19
Из: Астрахань
Благодарностей:

Я не злая, я справедливая

Группа: Супермодератор
Сообщений: 4013
Регистрация: Tue,·28·10·03
На форуме: Fri,·18·10·19
Из: Москва
Благодарностей:

Живу я тут

Группа: Постоянный участник
Сообщений: 3490
Регистрация: Sun,·06·03·05
На форуме: Thu,·30·05·19
Благодарностей:

Пантогам- натуральный препарат. Делается из вытяжки пант (рогов морала) и сродни многим стимуляторам по составу

Принимали его длительными курсами как мягкий стимулятор. Не пугайтесь, существует ряд более сильных (Кортексин, Семакс, Глиатилин и др).

Фенибут без надобности и явных проблем лучше не давать. тормозит
поэтому назначение стимулятора и седативного вместе. мне подозрительно

Пили его только после тяжелой операции, кратковременно

Посетитель

Группа: Участник
Сообщений: 55
Регистрация: Thu,·30·07·09
На форуме: Mon,·01·08·11
Рейтинг: 0

На перепутье 2-х дорог: направо и налево -счастье+горе обретешь,

Группа: Постоянный участник
Сообщений: 1731
Регистрация: Tue,·13·04·04
На форуме: Thu,·31·12·09
Из: Краснодарский край
Благодарностей:

Марго, для чего вы хотите принимать?
1. Если для речи. Путем 4-х летних мытарств и смены диагнозов, лекарств, логопедов, коррекционных садов, консультаций от Краснодара до Питера, нам сказали, что с речевым аппаратом все ок, что лекарства для речи нам не нужны, что нужен логопед, который бы нашел подход. На МСЭК нам помогли — и дали логопеда, которая менее чем за полгода поставила более 10 звуков.
1,9 лет не тот возраст, чтобы начинать принимать лекарства для речи без консультации и работы с логопедом.
Из всех лекарств негативный эффект был у Когитума — возникло заикание (когда новый врач назначил его в стандартной дозировке, а не в уменьшенной, как ранее — тогда было все ок) — Когитум дает сильный возбуждающий эффект — он перевозбудил речевые центры.

2. Если для внимания, усидчивости, уменьшения возбудимости.
Пантогам — это самый безобидный препарат . Их обычно назначают вместе — глицин усиливает действие пантогама. Многие врачи, и наш консультант Вшивкова Ирина говорят, его полезно пить всем как витамины несколько раз в год. Это вещество — материал для нервных клеток.

Все эти лекарства принимала сама вначале — опробировала на себе .

Фенибут — очень сильный препарат!
Его назначают сыну только от тиков и заикания (и дома, и в Краснодаре, и в Институте мозга РАН назначали), но не для речи, успокоения или усидчивости!
Фенибут — он реально тормозит — дня через 3 приема у меня было состояние «как в танке»: спокойно, все по барабану: не реагируешь на то, что раньше заставляло нервничать. У меня дней через 5 от начала приема препарата возникала очень стрессовая ситуация : реально я бы не смогла спать несколько дней, меня бы трясло, чувствовала себя как зверь в клетке. Так на фоне приема фенибута хоть и трясло, и плакала, и . но спала. При этом где-то за гранью сознания отмечала, что без препарата меня бы раз в 5-10 сильнее трясло.
Опробовав на себе не хотела давать Вовке, хотя каких-то побочных эффектов не было, но черезчур уж у него успокаивающее действие. Фенибут кстати дают в аптеке только по рецепту.

Читайте также:  Как правильно разговаривать при заикании

Когда после стресса заикание и тики зашкалили — сын слова по 2 минуты из себя выдавливал, другие методы не помогали (бабушки, травы. ) — стала давать сыну фенибут (его назначали в дозе меньше минимальной) — следила внимательно за ним — помогло. В том году фенибут пили курсами по 1 мес. и месяц перерыв, практически получалось, что весь год: пропьет, почти уходит, а через пару недель опять (но с каждым разом все лучше состояние было). В этом году только в марте пропили — как только начали признаки заикания и тиков появляться — их сразу убрали в зародыше.

На фоне всех лекарств врачи нам назначают всегда:
— нейромультивит (российский дешевый аналог — пентовит ) — комплекс витаминов группы В — для успокоения — сама его пью время от времени.
— Магне-В6
— успокоительные сборы трав.

3. Приготовьтесь к тому, что лекарства придется не 1 раз принимать, а курсами не один год: 2-5-10 лет.

источник

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

В основе заикания лежит судорожное состояние мышц речевого аппарата. Возникает данное состояние в результате нарушения нервных процессов. Вследствие этого в различных отделах головного мозга прерывается передача нервных импульсов. Когда в зону вовлекается участок мозга, отвечающий за произведение речи, то возникают судороги в различных отделах речевого аппарата. Так, судороги могут развиваться в мышцах гортани, глотки, языка и неба. Результатом этих судорог является асинхронное срабатывание компонентов речи — одни срабатывают раньше, другие позже. Голосовые связки начинают плотно смыкаться и также размыкаться, темп и плавность речи нарушается. Слоги или звуки начинают повторяться, произносится удлиненно и шепотом, например, «ппп-поле», «ммма-ааа-шина» и так далее. Примечательно то, что нервные импульсы, возникающие при перевозбуждении, по своей частоте близки к согласным. Именно поэтому заикание, как правило, выпадает на согласные звуки и гораздо реже на гласные. В основе этого механизма лежат несколько причин.

Причинами развития заикания являются:

  • наследственная предрасположенность;
  • черепно-мозговые травмы в родовом периоде и после него;
  • инфекции нервной системы;
  • повышенная судорожная активность;
  • лабильность (неустойчивость) нервной системы.

Каждая из этих причин отражает определенную теорию. Однако, ни одна из данных теорий не получила широкого признания. Так, не у всех детей можно проследить наследственную предрасположенность. Травмы и инфекции нервной системы также могут служить фактором риска заикания, но у некоторых детей с заиканием никаких патологий выявить не удается. У взрослых нередко удается проследить связь между черепно-мозговой травмой и заиканием. Большинство специалистов предполагает, что в той или иной мере причиной заикания являются дефекты нервной системы. Данные дефекты формируются как вследствие перенесенных травм и инфекций, так и вследствие других факторов. В свою очередь, они приводят к тому, что в моторном речевом центре Брока возникает судорожная активность, которая провоцирует приступы сокращения мышц речевого аппарата.

Не менее важную роль в возникновении заикания играют стрессовые ситуации в жизни ребенка. К таковым относятся конфликты в семье, поход в школу, тяжелые длительные соматические (телесные) заболевания. В данном случае эти события выступают не как причины заикания, а как стрессовые факторы. Под их воздействием происходит декомпенсация тех аномалий в нервной системе, которые и лежат в основе заикания. Исходя из этого, нельзя утверждать (как предполагают многие), что заикание является следствием сильного испуга или эмоциональной нагрузки. Испуг, стресс или напряжение лишь является лишь толчком для запуска основного механизма, лежащего в основе заикания.

Эта форма заикания характерна для детей от 2 до 6 лет. Как правило, ее появлению предшествует сильный испуг, стресс, эмоциональное напряжение. Основной характеристикой этой формы заикания является взаимосвязь с эмоциональным напряжением. Заикание появляется или резко усиливается, когда ребенок начинает нервничать, переживать или волноваться. В момент отсутствия стресса логоневроз может полностью исчезать. Течение заболевания рецидивирующее, то есть с периодическими обострениями.

У детей с невротической формой заикания редко удается выявить в анамнезе какие-либо патологии или черепно-мозговые травмы. Психическое развитие без особенностей, речь также развивается вовремя. Нередко у таких детей и вовсе наблюдается ранее развитие речи. Дети рано и быстро начинают говорить. Темп речи становится очень быстрым, дети часто говорят взахлеб. При этом они глотают некоторые слова и окончания. Часто дети отличаются своей робостью и повышенной впечатлительностью. Эмоциональный фон характеризуется повышенной тревожностью, нетерпеливостью, обидчивостью. Также дети нередко чрезмерно плаксивы.
Заикание появляется внезапно, на фоне хорошо развитой речи. Часто стрессовым фактором может выступать поход в школу, сложная адаптация в детском саду. Невротическое заикание редко развивается само по себе. Как правило, ему сопутствуют другие симптомы невротического уровня.

К симптомам, которые развиваются одновременно с заиканием, относятся:

  • различные страхи – страх темноты, высоты, животных;
  • энурез (недержание мочи) – чаще всего ночной, но бывает и дневной;
  • импульсивное поведение.

Если психогенный фактор был очень сильный, то изначально может развиваться мутизм. При этом ребенок полностью прекращает говорить на некоторое время. Когда страх проходит, появляется речь, а вместе с ней и заикание. По мере того как заикание прогрессирует дети становятся раздражительными, капризными, плохо спят. Резкое изменение поведения наблюдается у детей с невротическим заиканием к 10 – 12 годам. К этому моменту дети взрослеют и начинают глубже осознавать свой дефект. Они закрываются в себе, становятся замкнутыми. Дети начинают стесняться говорить, знакомиться. К заиканию прибавляется боязнь речевого общения с обсессивным (навязчивым) ожиданием речевой неудачи. Данный феномен называется логофобией.

Со временем формируется порочный круг — страх заговорить формирует отрицательные эмоции, которые, в свою очередь, усиливают заикание.

В отличие от других заболеваний, которые с возрастом могут проходить, логофобия только усиливается. Подростки, а потом уже и взрослые люди уходят в себя, становятся замкнутыми и даже мысль о предстоящем общении наводит на них панику.
При злокачественном течении логоневроза у детей развиваются различные страхи (фобии), панические атаки, тревожные расстройства. Чаще всего логоневроз ассоциируется с агорафобией (страхом общественных мест).

Неврозоподобное заикание характерно для детей 3 – 4 лет. Чаще всего его развитию не предшествуют психотравмирующие ситуации. Однако в анамнезе (истории болезни) у таких детей присутствуют травмы, тяжелая перинатальная патология, асфиксия в родах. Нейропсихическое развитие, включая речь, как правило, отстает. Дети поздно начинают сидеть ходить, говорить. Часто присутствует церебрастенический синдром, для которого характерно повышенная утомляемость и истощаемость, вспыльчивость. Отмечается задержка речевого развития — первые слова после 2-х лет, первые фразы после 3-х. Одновременно выявляются трудности в произношении звуков, перестановка в словах звуков и слогов, медленное накопление словарного запаса. В период формирования фразовой речи (соответствует 3 – 4 годам) появляется заикание.

Сначала заикание протекает волнообразно, без остановок и запинок. При этом оно не связано с внешними ситуационными факторами. Спустя 5 – 6 месяцев после начала заболевания речь засоряется и обрастает «эмболофразиями». Эмболофразия – это появление в разговоре не имеющих отношения к смыслу фразы звуков или слов, например, «э», «ну», «это». Одновременно выявляется патология речевой артикуляции и моторики в целом. Часто неврозоподобная форма заикания протекает совместно с дизартрией (трудностями в произношении вследствие нарушения иннервации речевого аппарата).

Развитие логоневроза всегда приходится на период детства. Как уже было сказано выше, логоневрозу часто сопутствуют и другие расстройства. Во время речи ребенок выглядит напряженным, расстроенным. В разговоре помимо основных симптомов наблюдаются неожиданные подъемы громкости голоса.

Симптомами заикания у детей являются:

  • повторение звуков, слогов;
  • растягивание звуков и слогов;
  • паузы (блоки) молчания.

Речь ребенка теряет свою плавность и ритмичность. Чем сильнее ребенок нервничает и пытается преодолеть барьер, тем выраженнее проявляется заикание. Мышцы лица напрягаются, также нередко наблюдается напряжение в мышцах конечностей.

Во время разговора обращают на себя внимание нарушения в мимической и артикуляционной моторике. Также выявляются расстройства координации движений рук и ног, динамический праксис. При логопедическом обследовании строение речевого аппарата в норме, но, в то же время, артикуляционные движения характеризуются своей ограниченностью и скованностью. Речь также монотонная и однообразная.

К сопутствующим симптомам заикания относятся:

  • тревога;
  • беспокойство;
  • моторные или вокальные тики;
  • напряжение мышц лица.

Ребенок начинает проявлять избегающее поведение — он старается избегать ситуаций, где необходимо высказаться или где просто собирается большое количество людей. Поведение отличается импульсивностью, а эмоциональный фон — лабильностью.

Заикание у взрослых всегда является следствием невылеченного заикания в детстве. Протекает оно гораздо сложнее, часто на фоне фобического расстройства. Чаще всего развиваются панические атаки, сопровождающиеся повышенной тревогой, сильным сердцебиением, ощущением удушья. Также характерна агорафобия, при которой приступы паники развиваются в момент выхода человека в общественное место. Более чем у половины взрослых с заиканием регистрируются тонико-клонические судороги во всех отделах речевого аппарата. Заикание у взрослых сопровождается разнообразными и хаотичными движениями рук, кивками, притопыванием, покачиванием туловища.

Практически у всех развивается логофобия – взрослые пытаются избегать общения, после первых двух фраз диалога они ссылаются на недомогание и покидают собеседника. Такие больные трудно адаптируются в обществе, на работе, в новом коллективе. Речь характеризуется прерывистостью, скачкообразной тональностью (голос становится то выше, то ниже), скудностью. Она изобилует такими словами-паразитами как «это», «э», «как бы» и так далее.

Отдельную значимость приобретает поведение больного. Заикание отходит на второй план, а на первый выступает замкнутость, скованность, необщительность. У одной трети пациентов развивается депрессивное расстройство. Депрессия, как правило, проявляется различными соматическими симптомами («маскированная депрессия» или «депрессия без депрессии»). В качестве соматизированных депрессивных симптомов выступают боли в животе, боли в области сердца, кашель и так далее.

Лечение заикания всегда должно быть комплексным. При этом специфического лечения против заикания не существует. Лечится то заболевание, которое лежит в основе логоневроза. Если речь идет о ребенке, то чаще всего это сопутствующее лечение невротического расстройства. С этой целью назначаются противотревожные, седативные (успокоительные) средства, ноотропы. Поскольку у 20 – 30 процентов детей с заиканием выявляются изменения на уровне электроэнцефалограммы, то целесообразно также назначение противосудорожных препаратов из группы вальпроевой кислоты или карбамазепина.

Лекарства, применяемые для лечения заикания

По 250 миллиграмм (одна таблетка) два раза в день, утром и в обед. Для маленьких детей доза должна рассчитываться исходя из массы тела. Так, на килограмм веса необходимо 30 миллиграмм препарата.

По 20 – 40 миллиграмм на килограмм веса. Так, в среднем на ребенка приходится по 150 миллиграмм (одна таблетка) два раза в день.

По 250 миллиграмм в день, утром и вечером.

По 50 – 150 миллиграмм (в зависимости от возраста) в сутки.

источник