Меню Рубрики

Рисование при заикании ребенка

Елена Прокопец
Арт-терапия в работе с заикающимися дошкольниками

В 2017 году работа на неделе «погружения» в методику семейной групповой логопсихотерапии была выстроена, опираясь на сказку «Планета красивой речи» (сеанс эмоционально-стрессовой терапии и этап активной работы). Ребята и взрослые узнали от феи Красивой речи о том, что злой Каракурт заколдовал Птицу-Говорун, лишил ее голоса, красоты и волшебной силы. И для того чтобы ее спасти, ребятам и взрослым нужно было пройти через различные трудности и испытания, что все вместе с удовольствием и делали каждый день: выполняли разные задания, разрушая чары Каракурта. На одном из интегрированных занятий дети «получили» очередную телеграмму от Птицы с просьбой о помощи: если вместе с родителями нарисуют свои семейные планеты, то чары злого волшебника ослабеют, и птица скоро освободится из клетки.

Тема нашей образовательной деятельности с детьми получила название «Семейные планеты». Целью общей для детей и родителей стало сотрудничество в совместном рисовании планет и рассказе об этой планете всем присутствующим, используя новые правила красивой речи. Объединение детей и родителей в творческой деятельности способствует укреплению доверительных и дружеских отношений между взрослым и ребенком. Родители, рисуя вместе с детьми, возвращаясь в детство и рисуя, как дети, начинают больше понимать своего ребенка. Свою педагогическую задачу мы видели в создании благоприятного психологического микроклимата, в развития фантазии и воображения у детей и родителей, используя разнообразные арт-терапевтические приемы.

Чтобы не усаживать детей и взрослых за столы по традиции, мы предложили рисовать на полу, удобно расположившись рядом со своим «волшебным окошком» – листом ватмана. На выбор предоставили различные материалы и инструменты:

• краски разных видов — гуашь, акварель, акриловые;

• карандаши цветные, восковые, пастельные;

• фломастеры тонкие и толстые;

• свечи восковые и парафиновые;

• кисти разных размеров и разной жесткости;

• старые газеты, бумагу, разную по текстуре;

Мы предложили семейным командам нетрадиционные техники и способы рисования:

• рисование предметами не привычными для рисования – примакивание мятыми бумагой, газетой, клеенкой;

• марание-рисование пальцами и ладошкой;

• приемы работы восковыми карандашами – острым краем и плашмя;

• нанесение рисунка свечей, а затем нанесение гуаши;

• изображение контура рисунка пластилином.

Во-первых, все эти способы мотивируют деятельность. Во-вторых, ребенок, и взрослый получают необычный опыт рисования, чувствования. В-третьих, в таком изображении для всех присутствует больше свободы самовыражения, а для педагогов – важная для дальнейшей работы информация.

С необыкновенным удовольствием и дети, и родители включились в творческий процесс создания своих семейных планет, чтобы скорей освободить Птицу-Говорун. Рисуя вместе, дети и взрослые находили взаимопонимание, помогали друг другу и поддерживали друг друга. Результатом явились настоящие шедевры.

После завершения изобразительного творческого процесса, ребятам и родителям нужно было рассказать о своих планетах, соблюдая все правила «красивой речи». Нужно сказать о том, что представление своих семейных планет проходило в условиях публичного выступления, как бы на сцене. И здесь в своих рассказах дети и родители проявили и юмор, и смекалку, и умение сочинять стихи, и умение отвечать на вопросы.

Мы узнали, кто живет на этих планетах, познакомились поближе с их обитателями. В волшебных «окошках» открывались тайны и секреты, желания и мечты, привычки и традиции семей, их увлечения и обычаи.

И так каждый раз, проводя совместные творческие детско-родительские занятия, мы открываем таланты и в детях, и во взрослых. Здесь на наших глазах происходят удивительные открытия, проявляются умения творить, мыслить, говорить. Уходит скованность, напряжение, неопределенность, страх. На смену им приходят активность, умение работать в команде, сплоченность.

Творчество в нашей группе – большая ценность, принцип нашей совместной работы с семьей. Мы очень благодарны нашим родителям за поддержку, понимание и принятие нашего социально-педагогического опыта с использованием семейной логопсихотерапии.

Конспект открытого занятия педагога-психолога с дошкольниками «Приключение джина в стране сказок». Песочная арт-терапия с ИКТ Цель: развитие эмоционально-волевой сферы средствами песочной терапии или арт-терапии. Задачи: Интеграция образовательных областей: ОО «Познание».

Арт-терапия Детство – важнейший период в жизни ребенка, в его становлении как личность. В детском возрасте психика очень восприимчива к информации и.

Арт терапия «Чудесный цветок», «Рисунок лица», «Дерево» Это упражнение для детей от 5 лет позволит развивать фантазию у ребенка, воображение, моторику рук, снизить эмоциональное напряжение. Для.

Арт-терапия для детей с РАС По данным современных исследований количество детей с РАС неуклонно увеличивается. В связи с этим остро стоит вопрос социализации таких.

Арт-терапия как элемент деятельности педагога-воспитателя Деятельность воспитателя так или иначе связана с оказанием помощи ребенку и его родителям в разрешении проблем, связанных с сохранением.

Арт–терапия — модное увлечение для взрослых и детей (фотоочет) Идея использовать арт – терапию для укрепления душевного состояния была предложена греческим врачом и философом Галеном, жившим во II веке.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя»Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Песочная арт-терапия в ДОУ Рисование на песке. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому песочная терапия приобретает все большую.

Презентация к родительскому собранию «Арт-терапия в работе с дошкольниками» Цель: познакомить родителей с арт – терапевтическими техниками в работе с детьми дошкольного возраста. Дошкольное детство – один из самых.

Статья «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста» В настоящее время в образовательном процессе в качестве основных приоритетов выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога.

источник

В статье, я остановилась на коррекции и методах работы с за икающими детьми.
Одно из направлений своей работы в этой области, я вижу в работе над мелкой моторикой и общей моторикой. Для этого я предлагаю использовать много знаний из истории своей страны. Эти знания дети могут подчерпнуть, через каждый вид изобразительной деятельности (лепку, рисование, аппликацию). Я, как воспитатель предлагаю обратить внимание на работу с глиной. занятия лепкой могут комплексно воздействовать на развитие ребенка.

Вложение Размер
stati_olya_2014.docx 23.01 КБ
prezentatsiya_v_programme_olga.pptx 772.53 КБ

Пути устранения заикания у дошкольников.

Румянцева Ольга Николаевна, воспитатель первой категории ГБДОУ д /с №5 калининского района г Санкт-Петербурга.

Существуют два взаимосвязанных метода преодоления заикания,

– лечебно-оздоровительный (медикаментозная терапия, физиотерапия, витаминотерапия, режим дня и питания);

– коррекционно-воспитательный (воздействие логопедов, воспитателей и родителей).

Как воспитатель, для устранения заикания предлагаю активно использовать развитие мелкой моторики.

Совместная деятельность с детьми на разных этапах и наблюдение за детьми в группе, помогает выявить личностные характеристики детей. Это помогает найти интересный подход к каждому ребёнку.

Опыт работы показывает, что если не создать спокойной обстановки в группе, не научить детей играть вместе, правильно общаться друг с другом, не проводить коррекцию личностных и поведенческих отклонений, то переход к непосредственно речевой работе будет невозможен.

Учёные — занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори установила связь между развитием тонких движений руки и речью детей.

Учёные установили, что центры в головном мозге человека, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, тем самым активизируем соответствующие отделы головного мозга, мы стимулируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, это было известно уже во II в. до н. э. в Древнем Китае. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. Советские физиологи, как и восточные мудрецы подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах показал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики, тем проще осваивать речь.

Знакомство детей с народным творчеством, развивает эстетическое воспитание, через уважение к художественному мастерству умельцев поможет заинтересовать детей и поможет развить мелкую моторику пальцев рук у дошкольников. Приобрести много знаний из истории дети могут, через каждый вид изобразительной деятельности (лепку, рисование, аппликацию). Усваивая опыт поколений, ребенок развивается. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, у него формируются навыки работы двумя руками, активно развиваются мелкие мышцы пальцев. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.

Я, как воспитатель предлагаю обратить внимание на работу с глиной. Таким образом, занятия лепкой могут комплексно воздействовать на развитие ребенка. В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян во многом утратили свое значение.

«-Далеко-далёко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село».

Судьбу Дымковской слободы, где собственные залежи глины, пригодной для керамического дела, где так же постепенно сложились особые приемы лепки и росписи помогло сделать местные игрушки узнаваемыми и востребованными, это (барыни и кавалеры), щеголяющие в пышных нарядах, мастера бережно хранят традиции и приемы изготовления этих игрушек, сложившиеся в период зарождения этого искусства. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

Работая по этой теме с детьми, я учитывала специфику работы с детьми соблюдая все этапы режимов.

Развитие детей начала с расширения словарного запаса. Для этого я использовала методику Волкова Г.А. «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. Автор Волкова Г. А.»

Методика игровой деятельности направлена в первую очередь на воспитание у заикающихся детей правильных форм общественного поведения и таких сторон личности, как подражательность, самостоятельность, общительность, активность, необходимых для социальной реабилитации заикающегося.

Методика игровой деятельности используется в зависимости от возраста ребёнка. Особенностей поведения, проявления заикания, этапов коррекционной работы с учётом дидактических принципов и характера игровой деятельности нормально говорящего и заикающегося ребёнка.»

Так же развитие детей продолжила знакомство с истории рождения дымковской игрушки. Для этого использовала художественное слово (стихи о Дымковской игрушке). Рассказала детям принцип работы с глиной, показала в иллюстрациях, как мастера отображали яркие узоры на белом фоне в виде кругов, точек, овалов или в виде клетки. Обращая внимание детей на композицию узора. Через просмотр видеофильмов о «Народных промыслах».

Использовала Д/И «Геометрические узор», «Цветовая гамма для дымковской игрушки».

Второй этап. Режим молчания.

На этом этапе детям предлагаются индивидуальные занятия и игры по выбору. Во время игр, на прогулках и дома. Основной задачей режима молчания является создание в совместной деятельности с детьми, оптимальных условий, направленных на максимальное снижение нагрузки на речевую функциональную систему ребёнка (снижение активизации речи ребёнка), тем самым способствовать торможению патологического процесса — заикания. Так, один может рисовать, другой — делать аппликацию, третий – выкладывать узор из мозаики Д/ И «Подбери узор», четвёртый – заниматься с лепкой и т.д. На этапе режима молчания детям предлагалось поработать с разрезными картинками с изображением дымковских игрушек: составить различные элементы. Работа с природным материалом или составь узор из крупы. Проводили игры – символы (вместо слов использовали символы) которые выучили заранее; цель- закрепить знания детей об элементах «дымки», «Продолжи рисунок», «Обведи и раскрась». Сложнее соблюдать режим молчания во время игр на прогулках, для этого при помощи символов детям предлагалось по наблюдать за природой (солнце, дерево, облако, птица) и т.д.

Третий этап. Шепотная речь.

— воспитание спокойного темпа и плавности речи;

— развитие спокойного плавного выдоха;

— развитие общей и мелкой, мимической, артикуляторной моторики с использованием приёмов релаксации;

— воспитание темпа и ритма движений в сочетании с речью;

— развитие слуховое и зрительное внимания, словесной и зрительной памяти;

— воспитание навыка коммуникативного взаимодействия в коллективе.

Основной задачей режима шепотной речи является воспитание спокойной ненапряжённой речи шёпотом. В этот период проводятся следующие виды коррекционно-развивающей деятельности. Умение выслушивать своего товарища, говорить по очереди, не перебивая собеседника. Дети и окружающие в детском саду говорят шёпотом. Детям давались задания на закрепление цвета, формы элементов дымковской росписи. Например, «Подбери по цвету», «Подбери по размеру», «Чередуй большие и маленькие кольца, кружки».

Четвёртый этап. Сопряжённая и отражённая речь.

В период вопросной – ответной речи, учились задавать и отвечать на вопросы, связные с дымковской игрушкой.

На период пересказа детям предлагались небольшие рассказы о дымковских игрушках и в спонтанной речи, дети самостоятельно составляли описательные рассказы о дымковской игрушке.

Проводила игры «Укрась фигурку», «Укрась лошадку», «Подбери узор». Для этого сначала проводила работу по подготовке руки к росписи. Давала раскрашивать геометрические фигуры (круги, овалы и т.д.) в одном направлении. Штриховку сначала с лево на право, затем сверху вниз. Учились закрашивать краской в дно направлении прямые и волнистые дорожки, кольца различной ширины. Работали над грамматическим строем речи. Вылепив игрушку, мы подбирали красивые слова (т.е. прилагательные). Например, барышня какая? (Красивая, пластилиновая, изящная, стройная, высокая и т.д.).

Закрепляли формы родительского падежа. Например, много каких игрушек? (Козлов, баранов, коней, и т.д.)

Работала над развитием внимания игры «Что изменилось», «Убери лишнее».

Читайте также:  Развитие физического состояния детей с заиканием

Проводила игры поручения. Например, «Отнеси козлика в огород», «Барышню к колодцу».

К праздникам, для родителей были сделаны и расписаны руками детей, подарки – «Дымковские игрушки».

Однако не сразу у детей получалась результативная работа, т.к. пальцы были плохо развиты, даже такие простые элементы рисования, как точки, мазки, кружки, не ложились ровно, красиво. Но постепенная тренировка пальцев, массаж пальцев перед началом совместной деятельности, разно которых писалось ранее, привела к хорошим результатам и в рисовании, и в лепке.

В конце года детям предложили нарисовать и оформить книжку – открытку с любимыми игрушками.

Сначала дети рисовали на силуэтах «дымки (конь, олень, баран, водоноска, индюк), а затем переносили узоры на вылепленные ими игрушки. Взаимосвязь разных видов изобразительности (рисование, лепка) и аппликация помогает детям легко усваивать общие задачи по цвету, использовать элементы. Понимать композицию. Таким образом дети приобрели навыки изобразительной деятельности. Желание найти и показать что-то своё индивидуальное.

Мы оборудовали уголок изо творчества с образцами, отвели место для демонстрации детских работ. Для закрепления знаний об игрушке, мы сделали д/ игры: «Укрась барышню» — цель, разложить готовый орнамент на силуэт, или самостоятельно придумать его.

Или игра «Подбери хвосты и рога» — к силуэтам раскрашенных баранов и коней, подобрать по цвету и форме хвосты и рога. У нас в группе появилось много интересных, ярких, красочных игрушек. О чем говорит история преданий, слухов и легенд о чудесных выздоровлениях и избавлении от заикания? Хорошие результаты в лечении заикания, как правило, не связывают с успехами официальной медицины. Земля полнится слухами, что жили на Руси какие-то бабушки, старушки, дедушки, старцы и знахари, которые действительно лечили и вылечивали заикание, и человек при этом в течение года обретал свою нормальную речь.

Значит, все же дело в личности человека, способного помочь страдающим людям, в его таланте, даре, неординарных способностях. Возможно, понимание механизма этого заболевания действительно выходит за рамки существующей современной медицинской науки и с помощью материалистического научного подхода и химических препаратов невозможно восстановить нормальную работу речевого аппарата в случае заикания.

Что можно посоветовать человеку, который не отчаялся, не сложил руки, а продолжает искать помощи в освобождении от своего недуга? Случаи чудесного выздоровления действительно существуют!

Заикание-это не какое-то обособленное и непонятное явление. Заикание — это одно из следствий проявления психосоматического заболевания.

И вы обнаружите в себе огромный запас жизненных сил, эмоциональный всплеск и огромной силы приятные эмоции. И вы почувствуете себя здоровым человеком.

Литература: Москва Журнал. «Дошкольное воспитание».

С приоритетным направлением в работе по сенсорному развитию детей младшего возраста, через световосприятие. Румянцева Ольга Николаевна, воспитатель первой категории ГБДОУ д /с №5 калининского района г Санкт-Петербурга . 201 6 г.

Использование современных образовательных — Здоровье сберегающие технологии; -Проектная деятельность (игровая) Информационно – коммуникативная технология; -Коррекционные технологии. технологий; Интеграция образовательных областей . « Познавательное развитие», « Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие». « Художественно – Эстетическое развитие».

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям В дошкольных образовательных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие многих полезных привычек, приобретение новых знаний и представлений, закладываются основы здоровья. Поэтому качество всей окружающей среды и обстановки в детском саду имеет большое значение для правильного развития детей дошкольного возраста. Основа здоровой среды пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении — это прежде всего создание благоприятных педагогических и эстетических условий, и комфортной психологической обстановки в коллективе.

Сенсорное воспитание детей младшего возроста,через цветовесприятие. Основные задачи. Ознакомление детей младшего возраста от 3 до 4 лет с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, для восприятия музыкальных инструментов, звучания родной речи. Закреплять умение выделять цвет, величину, как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признаками Величине, форме, цвету. Показывать разные способы обследования предметов. Совершенствовать разные способы обследования предметов. Совершенствовать восприятие детей, активно включать все органы чувств. Обращать внимание детей на красоту окружающих предметов, объектов природы (растений, животных). Учить видеть красоту цвета в объектах природы,картинках,игрушках

Первая книга . Основные цвета; Красный Синий Зелёный Жёлтый Белый Чёрный Оттенки цвета; Розовый Голубой Серый Мои первые цвета. Основные цвета и оттенки .

Методика обследования детей второй младшей группы направленная на проверку уровня сформированности практической ориентировки на цвет. Задание. «Цветные бабочки» Это задание направлено на выделение цвета, как ведущего признака, на различие и называние основных цветов; зелёный, жёлтый, красный, синий. Оборудование: Цветные карточки кр., жёл., зел., синего цвета, четыре бабочки соответствующих цветов. Проведение обследования: Перед ребёнком расставляют четыре цветных карточки и говорят: « Это домик для бабочек». Затем просят ребёнка показать по очереди: крас., жёл.,зел., син., домик. Если ребёнок правильно показал, то можно предложить назвать домики по цвету. Обучение: Если ребёнок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребёнок различает цвета, но не выделяет их по названию, его учат выделять по названию два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания. Оценка действий ребёнка: Принятие задания, способ выполнения сличает ли ребёнок цвета, узнает ли их по названию, знает ли название цветов, педагогом фиксируется речевое сопровождение действий, отношение ребёнка к своим действиям, результат.

Сентябрь месяц. Таблицы обследования детей в начале и в конце года. Обследования представлены в баллах. Май месяц.

Сентябрь месяц. Низкий уровень: от 0 до 3 баллов. . Средний уровень: от 3 до 7 баллов. Графики обследования детей в начале и в конце года. Май месяц Высокий уровень: от 7 до 10 баллов

Рассказ родителей после прогулки . В выходной день мы с моим сыном поехали в город гулять. Прогуливаясь по набережной стрелки Васильевского острова. Я показала своему сыну Даниилу серый гранит набережной, на фоне голубой реки. Город был строгий и нежный одновременно. Дома я предложила ему нарисовать всё, что он запомнил. Работа с родителями. Закрепление чувства цвета во время прогулки.

Стих. У красавицы Невы Ожерелье из листвы Из гранитов самых лучших Сшито платье на века. Но совсем не белоручка Знаменитая река: Баржи, лодки, пароходы На себе несет Нева. И в трубе водопроводной Тоже плещется Нева. (М.Борисова) Работа с мнемотаблицами. Стих в рисунке.

источник

Коррекция речи, обучение и воспитание заикающихся детей осуществляется совместными усилиями логопеда и воспитателя в процессе прохождения программного материала.

Развитие речи на занятиях по рисованию с заикающимися детьми.

Коррекция речи, обучение и воспитание заикающихся детей осуществляется совместными усилиями логопеда и воспитателя в процессе прохождения программного материала. Логопед развивает речевое общение детей, а воспитатель закрепляет речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Цель коррекционно-развивающего обучения-перевоспитание речи заикающегося, устранение заикания.

В логопедии использование разнообразной детской деятельности ( в том числе и изобразительной) с целью устранения речевых дефектов наиболее полно разработано применительно к заикающимся дошкольникам.

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности.

Важно то, что ребёнок в своей деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи.

В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия.

Необходимо воспитывать у детей умение воспринимать речь воспитателя в процессе рисования и совмещать с речью свою деятельность. Слово помогает осмыслению процесса изображения.

Мы работаем по программе С.А. Мироновой для заикающихся детей. Для развития речи на занятиях по ИЗО деятельности мы используем различные приёмы.

1. Вариативность ответов детей.

С целью получения разных ответов на один и тот же вопрос, можно попросить детей ответить на вопрос по другому ( по разному).

Например, на вопрос « Что мы сегодня будем делать?» дети могут ответить:

«У нас в солнечную погоду рисование».

«Мы будем рисовать красками» и т. д.

2. Конструирование предложений.

Овладение предложением у заикающихся детей вызывает значительные трудности, и они начинают составлять предложения только после 4-5 лет.

Именно в это время у детей может возникнуть заикание, то есть в период формирования фразовой речи. Поэтому при переходе к фразовой речи необходимо сначала учить детей конструированию предложения. Вначале ответы на вопросы могут состоять из 1-2 слов, словосочетаний, а затем сменяются построением предложений.

Например, на вопрос « Какое сейчас время года?» дети могут ответить « Весна».

« Весна что сделала?» « Пришла весна».

« Пришла какая весна?» « Пришла тёплая весна».

« К кому пришла тёплая весна?»

« К нам пришла тёплая весна».

Происходит одновременно и расширение словаря за счёт слов, обозначающих действия, признаки.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет произносить различные по длине речевые отрезки.

Используется дифференциация ротового и носового дыхания, формирование длительного выдоха через рот. Необходимо приучать детей делать вдох без напряжения, не поднимая плеч, чтобы вдох был мягким и достаточно глубоким, а выдох длительным и плавным, без фиксации на этих процессах. При этом следует напомнить детям, что говорить нужно только на выдохе.

В работе над фразами короткие предложения произносятся на одном выдохе. Слова внутри короткого предложения произносятся слитно.

Например, « Понюхаем цветочки». « Ах!»

Следует привлекать образные сравнения, стихотворные тексты, загадки, которые помогают создать характеристику предмета, развивают у детей образное восприятие, обогащают речь выразительными средствами.

Например, вопрос « На что похож жёлтый одуванчик?»

« На что похожи листики у одуванчика?»

Приём используется для активизации речи детей. С помощью вопросов можно развивать у детей умение вслушиваться в содержание обращённой речи. Это необходимо, чтобы ребёнок научился правильно отвечать на вопросы. Вопросы задаются тогда, когда ребёнок выполняет какое-то действие или только что закончил его. Содержание вопросов должно иметь наглядную основу и соответствовать той деятельности, которую выполняют дети.

Например, вопрос « Что ты сейчас рисуешь, Дима?»

« Каким цветом ты будешь рисовать одуванчик, Аня?»

« Что ты уже нарисовала, Арина?»

« Что тебе осталось нарисовать, Вика?»

Вопросы по существу данной деятельности способствуют также решению изобразительных задач. Ребёнок усваивает, что одуванчики жёлтые, поэтому их нужно рисовать жёлтой краской, а листики зелёные и их нужно рисовать зелёной краской.

6. Синхронизация речи с движением рук (физкультминутки).

Физкультминутка переключает один вид деятельности на другой, отсрочивает утомление, повышает работоспособность, помогает вовремя включиться в деятельность, нормализовать её ритм.

7. Подведение итога занятия.

Например, при подведении итога занятия можно спросить:

« Чем мы сегодня с вами занимались?»

« Что вам больше всего понравилось?»

Затем дети сами рассматривают и оценивают работы своих товарищей. Помимо того, что развивается речь, дети испытывают удовольствие от того, что их рисунок понравился, что товарищи похвалили их работу.

источник

Заикание — это не болезнь, а проявление болезни, один из её симптомов. Соответственно, чтобы говорить о тактике лечения заикания, нужно точно установить, проявлением какого расстройства оно является.

Разработано большое количество методик избавления от заикания. Какая методика подойдет в каждом конкретном случае, сказать трудно. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию методику, описанную в книге В.М.Лыкова «Заикание у дошкольников» (М., 1978).

Заикание — явление довольно распространенное. Однако повседневные наблюдения показывают, что у взрослых нет четкого представления о заикании, отчетливого понимания психологии заикающихся, знания научно-обоснованных путей профилактики и лечения.

Заикание — не только сложное речевое расстройство, но и заболевание всего организма. И поэтому наряду с педагогическими мерами заикающиеся дети нуждаются в специальном общеукрепляющем лечении.

Опросы родителей показали, что в большинстве своем они понимают заикание как некую «механическую поломку» звукопроизношения, не связывают его со сложными психическими процессами. Отсюда и чисто формальный подход к воспитанию и обучению заикающихся.

Как же современная наука трактует этот феномен? Исходя из учения И. П. Павлова, заикание рассматривают как частный вид невроза — логоневроз (речевой невроз), возникающий в результате функционального нарушения высшей нервной деятельности.

Известно, что в коре головного мозга непрерывно протекают два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса — возбуждение и торможение. В норме, уравновешивая друг друга, они создают покой и благополучие для всего организма, так называемое состояние комфорта. Но когда взаимоуравновешенность этих процессов нарушается, возникает явление, которое И. П. Павлов образно назвал «сшибкой».

Образовавшийся в результате такой «сшибки» больной очаг изменяет взаимодействие между корой и подкоркой. Выйдя из-под контроля коры, подкорковые образования начинают рассылать беспорядочные импульсы в кору, в том числе и в зону воспроизведения речи, обусловливая появление судорог в различных отделах речевого аппарата (гортань, глотка, язык, губы). В результате отдельные его компоненты срабатывают раньше, другие — позже. Темп и плавность речевых движений нарушается — голосовые связки плотно смыкаются или размыкаются, голос внезапно исчезает, слова произносятся шепотом и пролангированно (удлиненно) — пп-поле, ббб-бе-береза, отчего мысль высказывается расплывчато, не доводится до конца, становится непонятной для окружающих.

В этой связи встает вопрос: «Какие же факторы отрицательно влияют на нормальное протекание возбуждения и торможения?»

Причин несколько. Но главная из них — это слабость нервной системы, чаще всего обусловленная инфекционными заболеваниями (осложнения после кори, скарлатины, менингита, энцефалита), вяло текущая хроническая патология — ревматизм, воспаление легких и т. д.

Читайте также:  Развитие интонационной стороны речи при заикании

Иногда дети рождаются с ослабленной нервной системой, которая явилась следствием неблагоприятного протекания беременности.

Мы назвали группу причин болезнетворного характера, но есть и другая группа — дефекты воспитания. Ненормальная бытовая обстановка, ссоры родителей в присутствии ребенка, неровное отношение к нему (окрики, запугивания, наказания), наконец, разные требования в семье ранят детскую психику и влекут за собой речевое расстройство.

Науке и практике известны и многие другие факторы, например, леворукость, подражание, запинки в речи, нарушение звукопроизношения, речевое недоразвитие и т. д. Кстати, нежелательно как отставание, так и чрезмерно бурное развитие речи, побуждение детей к освоению сложных слов и предложений. Бывает и так, что ребенок, подражая неряшливой речи окружающих, стремится поскорее высказать свои мысли, сбивается, путается в звуках и начинает заикаться.

Однако для проявления заикания недостаточно перечисленных факторов. Своего рода толчком, пусковым механизмом заикания служат такие раздражители, как испуг, конфликтные ситуации, тяжелые эмоциональные переживания. Отсюда становится понятным, почему дети чаще начинают заикаться после перенесенных заболеваний: ослабленная нервная система резко реагирует на сильные раздражители, на грубый окрик и т. д.

Заикание в большинстве случаев связывают с испугом (нападение животных, наезд автомашин, пожары, утопление, крик петуха, наказания, эмоциональные напряжения). И действительно, около 70 процентов случаев заикания связано с психическими травмами.

Могут возразить: «Многие дети пугаются, однако далеко не все из них заикаются». Что верно, то верно. Быть или не быть заиканию всецело зависит, как мы заметили, от ряда привходящих обстоятельств — состояния нервной системы в момент психического травмирования, силы травмирующего раздражителя и т. д.

Заикание развивается обычно у детей от двух до пяти лет, т. е. в самый бурный период становления речи. В системе других психических процессов речь наиболее хрупкая и уязвимая в силу своей «молодости», и поэтому нагрузки на нервную систему прямо или косвенно влияют на речевую деятельность. У маленьких детей отсутствуют прочные тормозные реакции. Малыши легко возбуждаются, а возбуждение может приводить к судорогам, в том числе и к судорогам речевого аппарата — заиканию. У мальчиков заикание встречается в три раза чаще, чем у девочек. Ученые объясняют это явление тем, что мальчики ввиду их более активного образа жизни подвергаются более частым травмирующим возможностям. У сельских школьников заикание наблюдается реже, чем у городских. В сельской местности меньше травмирующих факторов, там более спокойный и размеренный ритм жизни.

Заикание протекает по-разному, но определить заболевание не трудно. Оно проявляется либо в навязчивом повторении звуков и слогов, либо в непроизвольных остановках, задержках, часто сопровождающихся судорогами речевых органов. Судорогами поражаются голосовые связки, мышцы глотки, языка, губ. Наличие судорог в речевом потоке является главным феноменом заикания. Они различаются по частоте, месту поражения и продолжительности. От характера судорог зависит тяжесть заикания. Напряженность органов произношения не позволяет заикающемуся точно, ясно, ритмично вести разговор. Расстраивается и голос — у заикающихся он неуверенный, хриплый, слабый.

Существует мнение, что в основе заикания лежит блокирование (выключение) голосообразования. И действительно, ряд опытов подтверждает эту мысль. Заикаясь, ребенок тратит большие физические силы. При разговоре его лицо покрывается красными пятнами, липким холодным потом, а после высказывания он нередко испытывает ощущение усталости.

Отдельные звуки, слоги, слова становятся настолько трудными, что дети избегают употреблять их, от чего речь обедняется, упрощается, становится неточной, малопонятной. Особенно большие трудности возникают при воспроизведении связных рассказов. И, чтобы облегчить свое положение, малыши начинают употреблять звуки, слова или даже целые словосочетания, которые не имеют никакого отношения к предмету высказывания. Эти «чужеродные» звуки и слова называются уловками. В качестве речевых уловок используются «а», «э», «вот», «ну», «и».

Помимо речевых, у заикающихся детей формируются и двигательные уловки: дети сжимают кулаки, переступают с ноги на ногу, взмахивают руками, пожимают плечами, шмыгают носом и т. д. Эти вспомогательные движения облегчают ребенку высказывание, а в дальнейшем, закрепляясь, становятся составной частью речевого акта. Лишние движения вносят разлад в координированную моторику, загружают психику дополнительной работой.

У некоторых дошкольников появляется страх перед речью. Еще не приступив к разговору, ребенок начинает волноваться от того, что станет заикаться, что его не поймут, плохо оценят. Появляется неуверенность в речи, настороженность, мнительность.

Дети болезненно ощущают разницу между собой и сверстниками. Если к тому же товарищи смеются над ними, передразнивают, а взрослые бранят за неправильную речь, заикающиеся дети уходят в себя, становятся раздражительными, пугливыми, у них появляется чувство собственной неполноценности, что еще больше угнетает психику, усугубляет заикание.

Психологические наслоения бывают настолько выраженными, что в первую очередь приходится направлять усилия на упорядочение поведения, а уже затем на борьбу с заиканием.

У заикающихся нарушена координированность в движениях. У одних — двигательное беспокойство и расторможенность, у других — угловатость и скованность. Вот почему заикающиеся обычно избегают поделок, требующих тонких движений пальцев. Но на этом признаки заикания не исчерпываются. У заикающихся формируются нежелательные черты характера — раздражительность, плаксивость, обидчивость, замкнутость, недоверчивость, негативизм, упрямство и даже агрессивность.

Заикающиеся дошкольники более подвержены простудным заболеваниям, чем обычные дети, у них чаще нарушаются сон, аппетит. Если говорить о динамике заикания, то оно поражает рядом характерных особенностей — непостоянством клинической картины, приспособляемостью и видоизменяемостью. Нередко более сложная форма речи произносится свободнее, чем облегченная.

В весенне-летний период заикание сглаживается, в осенне-зимний — усиливается. В незнакомой обстановке оно проявляется сильнее, чем в знакомой. На тяжесть заикания оказывает влияние и ситуация, в которой находится ребенок. В детском саду оно усугубляется, в кругу товарищей и семьи ребенок чувствует себя свободнее. На занятиях по труду речь гораздо увереннее, чем на занятиях по родному языку.

Заикание усугубляется по мере нарастания утомления. В начале дня дефект проявляется менее грубо, чем в конце. Отсюда вывод, что с заикающимися надо проводить занятия в утреннее время.

Когда ребенок находится один, он не заикается. Не заикаются дети при пении, чтении стихов, декламации заученных рассказов. Из изложенного можно сделать вывод, что для исправления дефекта необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на личность в целом.

Прежде, чем перейти к конкретным рекомендациям по преодолению заикания, нелишним будет напомнить о некоторых общих положениях. Первое, что должны сделать родители, — это посоветоваться с врачом-психоневрологом и логопедом, вместе с ними, исходя из особенностей личности ребенка, наметить и реализовать программу медико-педагогического воздействия.

В настоящее время широкое распространение получил комплексный метод преодоления заикания, в котором видная роль отведена родителям. В чем его суть?

В структурном отношении он состоит из двух взаимосвязанных частей — лечебно-оздоровительной и коррекционно-воспитательной. Каждая из них, дополняя друг друга, преследует свои цели и задачи: лечебно-оздоровительная направлена на нормализацию нервно-психических процессов, на оздоровление нервной системы; коррекционно-воспитательная — на выработку и закрепление правильных речевых навыков.

Для укрепления здоровья ребенка проводят различные мероприятия, назначают успокаивающие средства, препараты кальция, а также различные витамины. Медикаментозная терапия сочетается с физио- и климатотерапией, сном и т. д.

Родителям крайне важно создать для малыша благоприятную, спокойную обстановку, вселять в него жизнерадостность, отвлекать от неприятных мыслей. Речь взрослых должна быть доброжелательной, неторопливой, простой. Не допускаются одергивания, окрики, наказания.

Поскольку организм заикающегося ребенка в большинстве случаев ослаблен, он очень нуждается в правильном и твердом режиме дня, рациональном чередовании труда и отдыха. Размеренный ритм жизни способствует нормализации работы организма и, в частности, высшей нервной деятельности. При этом большую роль играет сон. Заикающиеся дети должны спать часов ночью и часа днем.

В режиме дня предусматривают время для игр, прогулок. Причем важно для подвижных ребят подбирать спокойные игры, для инертных — веселые, подвижные.

Родители должны уделять пристальное внимание питанию ребёнка — сделать его разнообразным, достаточно калорийным, хорошо витаминизированным. Заикающимся рекомендуется четырехразовое питание с постоянным временем приема пищи.

Исключительно благоприятное воздействие на здоровье ребенка оказывают закаливающие процедуры — обтирание, обливание, купание. Обязательны прогулки, катание на санках и лыжах. Не следует забывать об утренней гимнастике и физических упражнениях, которые способствуют развитию координации движений, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В режим дня следует включать и элементы детского труда: ребенок может принести посуду, убрать со стола ложки, кусочки хлеба, привести в порядок детский уголок, приготовить предметы для игры. Ребенку поручают уход за растениями и т. д.

Медицинские и оздоровительные мероприятия создают физиологический фундамент для проведения специальных речевых занятий. Коррекционно-воспитательные мероприятия направлены на нормализацию темпа, плавности и ритма речи, на выработку умения целенаправленно работать, активизацию речевого общения, а также на устранение дефектов звукопроизношения.

Программа коррекционно-воспитательных мероприятий реализуется в процессе повседневной деятельности ребенка, максимально приближается к его запросам, интересам, увлечениям, словом, коррекция речи должна протекать в естественных условиях. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка выполнять те или иные задания. Он должен все делать без особого принуждения.

Речевые занятия строятся в форме бесед, просмотра дидактических материалов, диафильмов, работы над поделками. На занятиях надо использовать книги, игрушки, настольные игры. При этом родители должны следить за речью детей, помогать им правильно высказывать мысль, не заостряя внимания на речевом дефекте.

Речевые занятия должны проводиться регулярно и в соответствии с принципом от простого к сложному, от знакомого к незнакомому. От простейших ситуативных форм к развернутому высказыванию — таков путь преодоления заикания. Это очень нелегкая задача, и успех здесь сопутствует тем родителям, которых не останавливают первые неудачи.

Обычно преодоление заикания у дошкольников в домашних условиях занимает Все это время надо быть рядом с ребенком и «прожить» с ним все этапы перевоспитания речи. Никогда не теряйте надежды на исправление заикания. Помните: заикание — недуг устранимый.

Курс преодоления заикания условно подразделяют на три периода: подготовительный, тренировочный, закрепительный.

К этому периоду относятся лечебно-оздоровительные и охранительные мероприятия: посещение врача, логопеда, организация режима труда и отдыха. В это время нужно ограничить речевое общение заикающегося ребенка с другими детьми. Члены семьи должны тщательно следить за тем, чтобы их собственная речь была внятной, выразительной и неторопливой. Необходимо на каждый день составлять план работы с ребенком и делать пометки о ее выполнении. С ребенком проводят непринужденные беседы о том, что вместе (с мамой, папой) он будет учиться правильно и красиво говорить, рассказывать интересные сказки или рассказы. При этом проиграйте ребенку детскую пластинку или дайте прослушать магнитофонную запись сказок «Теремок», «Колобок», «Три медведя» и других. Настроить его на предстоящую речевую работу помогают игры, рисование, лепка. Занимайтесь воспитанием правильной речи во время прогулок и игр на свежем воздухе.

В подготовительный период организуются простые речевые занятия — три-четыре раза в день продолжительностью минут каждое. Занятия лучше начинать с речевой зарядки. Ребенку предлагают считать до пяти, до десяти, а затем вслед за родителями произносить короткие фразы: «Я учусь говорить медленно». «Я учусь говорить громко».

Материалом для речевой зарядки могут служить отрывки из детских стихотворений. Цель речевой зарядки — настроить ребенка на предстоящее занятие, дать почувствовать, что он может правильно говорить. Важно при этом, чтобы в разговоре ребенок не напрягался, не приподнимал плечи, дышал бесшумно, спокойно.

После зарядки начинают речевые занятия, которые состоят из специальных упражнений, нормализующих речь. Речевые упражнения строятся в определенной последовательности — от простой формы речи к сложной.

Сопряженная речь — наиболее легкая для заикающихся детей. Ребенок с родителями одновременно называет предметы, изображенные на картинках, буквы алфавита, говорит короткие фразы (по картинкам), декламирует стихи. Методика занятий довольно проста. Рассматривая картинку, одновременно с ребенком плавно, неспеша проговаривайте: «Это Мишка. Мишка купается. У Мишки большие лапы».

Можно взять любую игрушку и рассказать, из каких частей она состоит: «Это кукла Лена. У Лены глазки, рот, нос. У Лены новое платье и белые туфли». Видя перед собой предметы, ребенок легче и увереннее выражает свою мысль.

Занятие можно закончить игрой в лото с картинками или чтением стихотворения. Как только ребенок свободно овладеет сопряженной речью, переходите к следующей форме речи.

Отраженная речь — это более сложная форма, которая допускает рассказывание с опорой на предметы, картинки, игрушки. Родители произносят фразу, ребенок повторяет: «У меня карандаш». «Я рисую». «Жила-была коза, и было у нее семеро козлят». С детьми желательно проговаривать «Теремок», «Колобок», рассказ М. Пришвина «Храбрый ежик», стихи А. Барто «Зайка», «Мишка». Со старшими дошкольниками нужно разучивать алфавит, а также следует обучать их грамоте по «Азбуке».

В этот период вводятся упражнения на координацию слова с движением. Вместе с ребенком маршируйте по кругу: «Научились мы считать: раз, два, три, четыре, пять». И так три раза. Или другое упражнение. Дайте ребенку мяч и каждый бросок мяча о пол сопровождайте счетом. Занятие заканчивается речевой настольной игрой. Например, можно приготовить любое предметное лото. Покажите ребенку картинку и спокойно произнесите: «У меня белка». Затем вы только показываете картинку, а ребенок называет ее.

Таков схематичный план занятий по воспитанию отраженной формы речи, опираясь на который можно самим составлять последующие занятия.

Читайте также:  Развитие личности заикающихся при различных формах заикания

В этот период разучите с ребенком стихотворение Н. Найденовой «Весна». В качестве речевой зарядки используйте дни недели, месяцы, времена года. Если ребенок читает, подбирайте для него народные сказки, интересные стихотворения.

После двух-трех занятий ребенок сам начинает проявлять активность и уверенно повторяет текст, охотно играет, подбрасывает мяч вверх, ударяет о пол, стенку. Движение сопровождает словами. Особенно удобны для подобных упражнений считалки, прибаутки, загадки (их можно найти в журналах «Веселые картинки», «Мурзилка»).

На этом подготовительный период заканчивается. Его продолжительность может быть разной в зависимости от успешности освоения сопряженно-отраженной формы речи. Свободное владение ими дает основание для перехода к следующему периоду — тренировочному. Нередки случаи, когда уже на начальном этапе отдельные формы заикания (особенно легкие) успешно преодолеваются. В профилактических целях занятия следует продолжить. Однако распорядок дня, щадящий режим должны оставаться прежними. Спустя месяц ребенка можно водить в обычный детский сад.

Тренировочный период — это главный период в работе по устранению заикания. Его цель — освоение наиболее сложных форм речи на основе навыков, приобретенных в подготовительном периоде. Ребенок почувствовал, что может говорить свободно, уверенно, а поэтому последующие занятия не будут ему казаться чрезмерно трудными.

Тренировочный период начинается с освоения вопросно-ответной формы речи. Занятия строятся в форме беседы, игры, трудовой деятельности. В качестве дидактического материала служат картинки, игрушки, пластилин и т. д. Главное для родителей — уметь правильно поставить вопрос. В отличие от упражнений с отраженной речью ребенок при ответе на вопрос самостоятельно произносит одно слово. В дальнейшем ответы усложняются, и ребенок говорит самостоятельно

Приведем примерное занятие, рассчитанное на один день. Опираясь на эту композицию, вы можете строить аналогичные занятия на последующие дни.

Речевая зарядка на координацию слова с движением. Встаньте напротив ребенка в двух метрах от него с мячом.

— Женя, что у меня в руках?
— Мяч.
— Лови! (Женя ловит).
— Женя, что ты сделал?
— Я поймал мяч.
— Бросай мне (Бросает).
— Что ты сделал?
— Я бросил мяч.
— Какой это мяч?
— Мяч резиновый (круглый, маленький). (На слово «резиновый» ребенок бросает мяч). Следующее упражнение — приседание на корточки и выпрямление с упором на носки.
— Что ты будешь делать?
— Я буду подниматься на носочках и садиться на корточки.
Упражнение выполняется следующим образом: На счет раз — приседание.
— Женя, что ты сделал?
— Я присел на корточки. На счет два — выпрямление.
— Женя, что ты сделал?
— Я встал на носочки.
Ответы на вопросы по знакомым картинкам. Приготовьте набор предметных и сюжетных картинок. Поочередно показывайте их ребенку:
— Кто это?
— Это девочка.
— Что делает девочка?
— Девочка играет с куклой. Следующая картинка:
— Кто это?
— Мальчик.
— Что в руках у мальчика?
— В руках у мальчика удочка.
— Что делает мальчик?
— Мальчик ловит рыбу.
В таком ключе разберите с ребенком еще несколько картинок. Не торопите малыша, следите, чтобы он отвечал плавно, без ошибок. При затруднениях пусть повторит вслед за вами.
От предметных картинок переходите к работе с сюжетными картинками, вырезанными из детских журналов. Дети охотно занимаются по картине К. Успенской «Не взяли на рыбалку».
Вначале ребенок внимательно рассматривает картинку, а потом отвечает на вопросы:
— Женя, что изображено на картинке?
— На картинке мальчик, курочка, дядя и еще мальчик.
— Где живет мальчик? В городе или в деревне?
— Мальчик живет в деревне.
— Как ты думаешь, куда пошли отец и старший брат?
— Они пошли ловить рыбу.
— Что у них в руках?
— В руках удочки.
— Кто еще хотел ловить рыбу?
— Этот мальчик.
— Взяли или нет его?
— Не взяли, и он плачет.
— А что делает сестренка?
— Улыбается.
По мере разбора картины вопросы усложняются.
Для детей 4-5-летнего возраста подбирайте картинки с изображением животных, героев любимых сказок. Занятие закончите вырезанием буквы «а». Начертите на листе бумаги букву «а» и предложите ребенку вырезать ее. В процессе операции спросите:
— Женя, что ты делаешь?
— Я вырезаю букву «а».
Вместе громко произнесите «а-а-а-а».

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Конспект занятия для детей с заиканием
по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

Форма занятия: подгрупповая.

Цель: воспитывать речь свободную от запинок на этапе ответно-вопросной речи.

Формировать умение отвечать на вопросы логопеда полным предложением.

Формировать умение координации речи с движениями под музыкальное сопровождение.

Актуализировать и расширять словарь по теме «Весна» (см.прогр.).

Закрепить навык диафрагмального дыхания.

Оборудование: мяч, картинки: солнце, капель, птицы, подснежник, тающий снег; музыкальный проигрыватель («Звуки весны», П.Чайковский «Времена года. Апрель»), цветные карандаши, листы бумаги.

— Здравствуйте, дети! Как сегодня светло и тепло! Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг-другу.

^ Минута релаксации (звучит запись “Звуки весны”).

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза).

2.1. Артикуляционная гимнастика “Сказка о язычке”.

Давайте вспомним сказку про язычок и сделаем для него упражнения. (Детям раздаются зеркала).

Жил-был Язычок в домике-ротике. Зимой Язычок очень подолгу лежал в своей постельке, покажите, как он это делал (“Лопаточка” ).

А весенним, солнечным деньком Язычок просыпается, моет круглое окошко — губы (“Вкусное варенье»).

После этого Язычок выглядывает из окошка и прячется, уж очень ярко светит весеннее солнышко! (“Змейка”).

Язычок надевает солнечные очки, смело смотрит вверх на солнышко, вниз — на землю (“Качели”).

Мимо скачет лошадка, и язычок цокает вместе с ней (“Лошадка”).

После этого Язычок играет с любимой игрушкой-мельницей, показывает, как дует весенний ветерок (вдох через нос, выдох через рот).

— Ребята, посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года?

— Правильно, а как вы догадались?

— Становится тепло, снег тает, деревья просыпаются, появляются цветы, прилетают птицы.

— Правильно. Как много вы знаете о весне, а зиму с весной не перепутаете? Кому дам в руки мяч, тот будет отвечать.

Зима ушла, а весна… пришла.
Зима холодная, а весна… теплая.
Зимой солнце морозит, а весной… греет.
Зимой сугробы высокие, а весной… низкие.
Зимой надевают шубы, а весной … куртки.

2.3. Упражнение «Приметы весны».

^ Солнце ярче светит,
Дует тёплый ветер.
Вот и кончилась зима,
К нам опять пришла… ВЕСНА!

(На доске изображение весёлого лучистого солнышка, вокруг него картинк приметы весны и несколько картинок других времён года).

— Весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы.

Я ещё раз назову их, а в по взмаху моей руки добавьте последний звук или словечко:

^ Звонко капают капели : … КАП!

Подснежник качает белой головой: …ФФФ!

Его гладит лучик солнца золотой: …ААА!

— А теперь, взявшись за руки, отправимся на весеннюю полянку и полюбуемся на весну.

2.4. Физкультминутка «Весна пришла».

( Звучит музыка П.Чайковского «Времена года. Апрель»).

Солнце, солнце, высоко (На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания руками по лицу)

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей. (Бег по кругу)

Лужи все перешагните. (Ходьба по кругу)

В лужице купается, (Руки перекрещены за спиной, прыжки на 2 ногах по кругу)

Чистит свои перышки (Легкое поглаживание рук)

И отряхается. (Потрясти кистями )

А теперь полетели и на место тихо сели.

2.5. Упражнение «Хорошо-плохо».

— Ребята, вы рады, что весна наступила?

— А что хорошо весной? ( ^ Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т.д .)

— Что плохо весной? ( Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться, мама будет ругать и т.д.)

Встаньте в круг, теперь вы будете задавать друг другу эти вопросы и передавать мяч, кто ответил полным предложением – задает вопрос следующему и т.д.

2.6. Пальчиковая гимнастика «Кап-кап-кап, весна настала…».

Садитесь на свои места, давайте поиграем пальчиками.

Кап-кап-кап, весна настала ( ^ Пальчики здороваются )

Кап-кап-кап, сосульки тают ( Пальчики здороваются )

Побежали ручейки (Б ольшим и указательным пальцами перебираем по столу )

Прилетели к нам грачи (Л адони соединяются, большие пальцы переплетены, взмахи ладонями).

2.7. Рисование на тему «Подснежник».

Прослушайте стихотворение:
Самый первый, самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется … подснежник. (В. Нищев)
Правильно, это подснежник. Что вы можете о нем сказать? Какого цвета у него бутончик? На что он похож? Какой стебелек? Какие листочки? (У подснежника белый бутончик. Он похож на снежинку, колокольчик. У него очень красивые зеленые листочки).

Ребята, возьмите цветные карандаши и давайте теперь его нарисуем.

(Дети рисуют, потом становятся в круг с рисунками и поочередно отвечают на вопросы логопеда).

Логопед: Что ты рисовал? Каким цветом ты разукрасил стебелек, бутончик? Кому ты подаришь цветок? Почему подснежник называют первоцветом?
^ III. Заключительная часть.

Молодцы, вы сегодня очень старались! Вам понравилось занятие? А мне понравилось как вы занимались и какие рисунки у вас получились, разместим их на стенде. Пусть все радуются весне!

источник

Индивидуальное занятие с ребенком страдающим заиканием.

«Путешествие в страну Кратких ответов».

ТЕМА: Путешествие в страну Кратких ответов.

-Закрепление в сознании дошкольника техники правильной речи. Воспитание самостоятельной, плавной и ритмичной речи.

-Расслабление мышц по контрасту с напряжением; воздействие словом на волю и сознание ребенка, вызывание спокойствия, уравновешенности, уверенности в своей речи.

-Тренировка длительного речевого выдоха на отдельных звуках, словах, короткой фразе.

-Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры слов: выделение ударного гласного звука из слов, деление слов на слоги.

-Развитие процессов словообразования и словоизменения: употребление существительных в творительном падеже единственного числа; образование названий детёнышей животных, относительных прилагательных от существительных

-Развитие слухового, зрительного внимания, памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные: формирование интереса к занятию.

Оборудование: Набор фигурок животных, домики; предметные картинки: детёныши животных, продукты питания; план и улицы города Красивой речи; набор слов: название животных; буквы для составления слова.

1. Наши глазки хорошо смотрят и всё видят.

Наши ушки хорошо слушают и всё слышат.

А наш язычок что хочет делать? ( Правильно, говорить). Но вначале мы должны расслабиться, а для этого будем делать упражнения.

2. Расслабляющие упражнения по контрасту с напряжением.

-Сели на стульчик. Руки на коленях. Успокоились. Слушайте и делайте как я.

Упражнения: “Кулачки” (расслабление мышц рук).

“Загораем” (расслабление мышц ног ).

“Штанга” (-/- мышц рук, ног и корпуса),

“Шарик” (расслабление мышц живота).

“Хоботок” ( -/- мышц речевого аппарата и губ),

“Сердитый язык” (расслабление мышц языка),

Теперь, ты знаешь, как легко говорить, когда нет напряжения. Если ты почувствуешь, что не получается какое-то слово, нужно остановится, расслабится, сделать спокойный вдох и продолжать говорить плавно, четко, не напряженно.

Повторим команды правильной речи.

4.-А вот и город Красивой речи. Какие же улицы есть в этом городе?

(Чтение названий улиц: ул. Громкая, Четкая, Пауз. Неторопливая;

выделение ударного гласного звука; деление слов на слоги; нахождение таких же слов на плане города).

-Самая главная площадь города – площадь Гласных звуков, потому что в речи гласные звуки самые главные.

-И еще на плане есть озеро Спокойствия.

5. -Собираемся в поездку по стране Кратких ответов. Здесь все жители говорят кратко, отвечают на вопрос только одним – двумя словами.

Мы сегодня так играем – всегда кратко отвечаем,

Говорить мы не спешим, больше думаем, молчим.

-Каким видом транспорта мы воспользуемся! (Поездом, автобусом, полетим на самолете, можно плыть на теплоходе и т.д.)

Развитие речевого дыхания.

Ребенок изображает движение поезда (чу-чу-чу).

На длительном выдохе произносит: “у-у-у” (гудит паровоз) и т.д.

6.-Вот, кажется, мы подъезжаем к зоопарку. Как раз в зоопарк привезли из разных мест зверей. Поможем животным найти свои дома?

(Чтение названий домиков. Расселяем зверей).

Игра: “Кому что?” (кормление зверей – карточки с названием любимой еды животных, предметные картинки).

Вскоре у животных появились детёныши. Игра “У кого кто?”.

7. А сейчас мы отправимся в кафе “Сладкоежка”.

В кафе продавец угощает тех, кто сумеет правильно и неторопливо ответить на вопросы.

Что продаётся в кафе “Сладкоежка”? Какие сладости? (Ответы ребенка)

Ещё здесь продаются различные соки из фруктов и ягод:

Сок из винограда – виноградный,

Подсчет карточек. (За правильные ответы и плавное чёткое произношение слов – даются фишки).

8. Вот и закончилось наше путешествие. Будем возвращаться в детский сад.

На табличке все буквы разбежались. И чтобы вернуться — нужно составить из букв слово. (Определение последовательности и количества звуков в слове, чтение слова).

источник