Меню Рубрики

Режим ограничения речи при заикании

Согласно современным педагогическим теориям, представление о педагогических технологиях связывается с определенным набором базисных техник, использование которых позволяет прогнозировать и достигать желаемого результата учебно-воспитательного процесса. (В.П. Беспалько, 1989)

Необходимость проведения коррекционной работы в этом направлении можно обосновать физиологическими данными, свидетельствующими о том, что важным механизмом поддержания и усугубления патологических двигательных реакций является поток аномальных кинестетических импульсаций с мышц, вовлеченных в судорожную активность (И.В. Данилов и др., 1970). В результате этого при заикании образуется “замкнутый круг” патологических мышечных возбуждений. Другими словами, судороги мышц речевого аппарата сами становятся генератором последующих судорог. Наличие данного механизма диктует необходимость проведения специальных речевых режимов, направленных на исключение тех видов речи из общения, в которых наиболее часто проявляются судорожные запинки. К таким мероприятиям относятся “режим молчания”, “режим ограничения речи”, “щадящий речевой режим”, “специальный охранительный режим” и т.д.

Организация и длительность этих режимов существенно зависит от возраста заикающихся, типа учреждения, в котором проводится коррекционная работа, и опыта логопеда. “Специальный охранительный режим”, как правило, организуется в начале коррекционной работы с заикающимися.

“Специальный охранительный режим” понимается как оздоровительный щадящий режим, на фоне которого протекает “режим ограничения речи” или “режим молчания”. Оздоровительный щадящий режим как у взрослых, так и у детей включает в себя четкий распорядок дня, что в целом ритмизирует деятельность всех функций организма и способствует их нормализации. Заикающимся предлагается большее количество часов для отдыха, с дополнительными часами сна, рекомендуется употреблять с пищей достаточное количество витаминов. Данные мероприятия направлены на общее оздоровление организма.

В этот период нецелесообразны мероприятия, способствующие перевозбуждению центральной нервной системы. Проведение такого режима благотворно действует на организм в целом и состояние центральной нервной системы заикающихся, в связи с чем повышаются ее адаптивные качества.

Организация специального охранительного режима для заикающихся

Распорядок дня заикающихся детей должен быть достаточно четким, но не жестким. Это подразумевает плавный переход от одного вида деятельности к другой, мягкое преодоление возможных негативистических установок ребенка. Ребенку должна быть оказана медицинская помощь в случае нарушения сна, наличия у него страхов, повышенной тревожности, возбудимости, слезливости, двигательной расторможенности, а также при стойком снижении аппетита. В этот период необходимо исключить яркие новые впечатления и те жизненные ситуации, которые могут волновать ребенка и побуждать его к речевой активности (зрелищные мероприятия, гости, телевизионные передачи и т.д.). Не допускаются шумные игры, во время которых ребенок может чрезмерно возбуждаться, а также любые психические и физические перегрузки. Желательно, чтобы круг общения ребенка был в это время максимально сужен.

Речевое общение с родителями, персоналом и другими детьми должно быть ограничено. Необходимо стремиться к тому, чтобы вербальное общение ребенка было элементарным по форме (в виде односложных ответов). Для этого вопрос, поставленный ребенку, должен иметь ключевое слово для ответа (например: “Ты хочешь суп или кашу? “Кашу”) или предполагать короткий ответ в виде утверждения или отрицания (“Да”, “Нет”).

Родители при общении с ребенком и между собой в присутствии ребенка должны придерживаться тех правил техники речи, которые рекомендуются логопедом.

Общим правилом является спокойный, доброжелательный тон речи, негромкий голос, интонированная и ритмичная (размеренная) речь.

Дома и в детском саду предпочтительно занимать ребенка такими видами деятельности, как рисование, лепка, конструирование и пр.

Дети с невротической формой заикания, как правило, оречевляют свою игру. Заикание у них в эти моменты обычно не проявляется и потому запрещать такую речь не следует.

При неврозоподобной форме заикания дети обычно не оречевляют игру. Они с трудом сосредоточивают свое внимание на процессе игры, и потому важно организовать смену их деятельности.

В процессе реализации режима ограничения речи у заикающихся дошкольников рекомендуется организация специальных игр-“молчанок”.

Режим ограничения речи может планироваться на разные сроки. Оптимальным временем его проведения является 10-14 дней. Режим ограничения речи может плавно переходить в щадящий речевой режим, во время которого речевая активность ребенка постепенно увеличивается. Его длительность может быть индивидуальной. Организация режима ограничения речи и щадящего речевого режима наиболее полно представлена в работах В.И. Селиверстова, 1979,1994 и И.Г. Выгодской и др., 1993 и др.

У подростков и взрослых заикающихся режим ограничения речи может протекать в виде полного молчания.

Этот режим возможен постольку, поскольку взрослые могут осуществлять сознательный контроль за своей речевой активностью.

Такой режим в различных реабилитационных системах может проводиться на разных этапах коррекционного воздействия. Длительность режима молчания у взрослых заикающихся может быть также различной: от 1 суток до 10-12 дней. В этой возрастной группе очень важным является сочетание “режима молчания” с интенсивным психотерапевтическим воздействием, направленным на эмоциональную перестройку и перестройку личностных установок.

В период ограничения речи как дети, так и взрослые заикающиеся, активно используют техники невербального общения. Невербальное общение для заикающегося не сопровождается эмоциональным состоянием отрицательного знака, которое обычно возникает у них при вербальном общении, а у подростков и взрослых — также логофобией и вегетативными сдвигами. Таким образом, активизация разных форм невербального общения способствует снижению эмоционального напряжения.

Как известно, у заикающихся как мимика, так и жестикуляция могут быть обеднены в разной степени. Это делает необходимым использование специальных техник, направленных на активизацию невербальных способов общения: жестов, мимики , пантомимики (см. Приложение № 1).

В этот же период начинается работа по овладению навыками мышечной релаксации и формированию речевого дыхания.

Включение различных охранительных режимов в комплекс реабилитационных мероприятий способствуют получению более успешных результатов последующего коррекционного воздействия.

источник

рекомендации родителям заикающихся дошкольников в организации режима ограничения речи

Режим относительного молчания.

Щадящий режим (общий и речевой) поможет создать условия для коррекции заикания у детей. Общий щадящий режим включает в себя:

  1. взаимоотношения между взрослыми в семье и их отношение к детям;
  2. отношение взрослых к речевому дефекту ребёнка;
  3. общий режим дня;
  4. ограничение общения с детьми и взрослыми;
  5. сокращение до минимума всех зрелищных мероприятий;
  6. организацию досуга заикающегося ребёнка.

Часто причиной проявления заикания у детей, предрасположенных к этому из-за особенностей психического и соматического развития, является неблагоприятная обстановка в семье и неправильное воспитание: вседозволенность или слишком строгое воздействие, переходы от одной крайности к другой. Неровное отношение к ребёнку проявляется и при разных требованиях родителей. Взрослые должны разговаривать с детьми спокойно, тихо, но чётко , предъявляя единые и посильные требования к ребёнку. В присутствии ребёнка никогда не следует говорить его речевом дефекте, чтобы у него не развился страх перед речью. Если же он сам начинает говорить о своём заикании, то следует его успокоить и объяснить, что со временем все затруднения пройдут. У заикающегося должен быть чёткий распорядок дня , включающий прогулки, дневной сон и речевые занятия. Чёткий режим благотворно действует на состояние нервной системы и речи ребёнка, дисциплинирует его. В период щадящего режима надо ограничить контакты детей с новыми для них людьми, т.к. заикающиеся дети легко возбудимы и быстро утомляемы. Нужно также исключить те ситуации, которые побуждают волноваться и много разговаривать (поездка в гости, посещение театра и т.п.). По этой же причине надо ограничить просмотры телепередач . На время, когда ребёнок засыпает, нужно создать спокойную обстановку.

Режим относительного молчания (щадящий речевой режим) поможет снять чрезмерную возбудимость, исключит на время привычку ускоренной и неправильной речи и подготовит нервную систему ребёнка к формированию правильного речевого навыка. Щадящий речевой режим создаётся

  1. ограничением речевого общения детей;
  2. примером спокойной, чёткой речи взрослых;
  3. проявлением тонкого педагогического такта;
  4. организацией игр – молчанок.

Необходимо снизить речевую активность ребёнка. Помочь ему в этом призваны окружающие его люди: родители, воспитатели, логопед. Ребёнок должен как можно меньше разговаривать с окружающими, не нужно задавать ему вопросы, требовать рассказать о чём-либо.

Речь взрослых является для ребёнка образцом. Поэтому взрослые должны следить за своей речью, говорить чуть замедленно, обязательно сохраняя естественную интонацию. При формировании у детей нового речевого навыка большое значение имеет тактичное отношение взрослых к проявлению заикания. Все замечания взрослых должны носить отвлекающий характер, переключать внимание ребёнка.

В период относительного молчания родители могут организовать такие занятия и игры, в которых дети как можно меньше говорят, а больше слушают речь взрослых.

Период относительного молчания длится от 15 дней до 1 месяца в зависимости от состояния речи ребёнка. Очень важно, чтобы в этот период ребёнок «экономно» пользовался речью, говорил кратко, отвечал на вопросы 1 – 2 словами. Часто ребёнок, играя, разговаривает сам с собой. Если ребёнок при этом спокоен, его речь плавная, без запинок, то эта форма речи не должна восприниматься взрослыми как нарушение режима молчания.

источник

Пояснительная записка

Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Процент заикающихся в нашей стране колеблется от 1,5 до 2,2%. Во всём мире признаётся, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Среди обучающихся в общеобразовательных школах особую группу составляют заикающиеся дети, которые нуждаются в логопедической помощи уже с первых дней обучения. Без неё они испытывают затруднения в процессе общения и обучения. Своевременная и систематическая помощь позволит преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия.

Устная речь обучающихся этой группы характеризует следующее:

1. У детей имеет место определённое несоответствие между уровнем развития языковых средств и способностью адекватно пользоваться ими в процессе устного общения.

2. Указанное своеобразие, типичным выражением которого является наличие специфических коммуникативных затруднений в процессе устного общения, составляет суть рассматриваемого дефекта.

3. Интенсивность коммуникативных затруднений тесно связана с рядом ситуативных факторов: условия, в которых осуществляется деятельность общения; содержание (суть) общения; роль (позиция) в процессе коммуникации.

Усиление заикания наблюдается в период школьного обучения (первая волна обострения), особенно в первый год, а затем в подростковом возрасте (вторая волна обострения).

Своевременная логопедическая помощь позволяет преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия.

Цель программы: вооружить учителей-логопедов общеобразовательных и коррекционных школ системой работы по устранению заикания у младших школьников.

В ходе реализации этой цели будут решаться следующие задачи:

  • устранение заикания у младших школьников через
    • организацию фонационного дыхания;
    • формирование навыков чёткой артикуляции и произнесения;
    • стабилизацию темпа и ритма речи;
    • преодоление логофобии;
  • развитие и совершенствование связной речи;
  • повышение коммуникативных навыков.

В конце обучения по данной программе учащиеся будут знать:

  • правила речевого дыхания;
  • приёмы снятия мышечного напряжения с органов артикуляционного аппарата;

После завершения курса занятий по данной программе учащиеся

будут уметь:

  • дифференцировать речевой и дыхательный ритм;
  • применять приёмы снятия мышечного напряжения с органов артикуляционного аппарата;
  • чётко произносить все звуки;
  • интонировать выразительность речи;

Основными направлениями в коррекции заикания являются:

  • нормализация темпа, плавности речи, силы голоса;
  • формирование правильного речевого дыхания;
  • развитие подвижности и укрепление мышц артикуляционного аппарата;
  • нормализация общей, мелкой и речевой моторики;
  • снятие судорожных задержек;
  • выработка навыка самоконтроля дыхания, артикуляции, речевых темпа и ритма повседневной речи;
  • развития фонематического восприятия, анализа и синтеза, артикуляционных и фонематических представлений.
  • совершенствование и развитие связной речи.

Вся коррекционная работа проходит в несколько этапов:

подготовительный – построен на основе щадящего режима – обучающиеся учатся образцам правильной речи в условиях ограничения собственной речи;

тренировочный – активное освоение сложных форм речи ребёнком, овладение речевым поведением в различных ситуациях;

заключительный – активная демонстрация обучающимися освоенных навыков и умений.

Выделяется несколько типов речи:

  • сопряжённая
  • отражённая
  • ответно-вопросная
  • спонтанная

Наряду с коррекцией речи необходимо взаимодействие с педагогом-психологом, врачами психотерапевтом, невропатологом.

На подготовительном этапе занятия планируется проводить под музыкальное сопровождение (сборники “Целительные силы музыки. Песни прибоя”, “Антистресс”).

Коррекция речи осуществляется в форме групповых занятий 3 раза в неделю в течение года.

Всего 93 занятия. Количество занятий примерное. Может быть изменено при возникновении осложняющих факторов.

Тематический план программы “Устранение заикания у младших школьников”

источник

Дети с невротической формой заикания, как правило, оречевляют свою игру. Заикание у них в эти моменты обычно не проявляется и потому запрещать такую речь не следует.

При неврозоподобной форме заикания дети обычно не оречевляют игру. Они с трудом сосредоточивают свое внимание на процессе игры, и потому важно организовать смену их деятельности.

В процессе реализации режима ограничения речи у заикающихся дошкольников рекомендуется организация специальных игр-“молчанок”.

Режим ограничения речи может планироваться на разные сроки. Оптимальным временем его проведения является 10-14 дней. Режим ограничения речи может плавно переходить в щадящий речевой режим, во время которого речевая активность ребенка постепенно увеличивается. Его длительность может быть индивидуальной. Организация режима ограничения речи и щадящего речевого режима наиболее полно представлена в работах В.И. Селиверстова, 1979,1994 и И.Г. Выгодской и др., 1993 и др.

У подростков и взрослых заикающихся режим ограничения речи может протекать в виде полного молчания.

Этот режим возможен постольку, поскольку взрослые могут осуществлять сознательный контроль за своей речевой активностью.

Такой режим в различных реабилитационных системах может проводиться на разных этапах коррекционного воздействия. Длительность режима молчания у взрослых заикающихся может быть также различной: от 1 суток до 10-12 дней. В этой возрастной группе очень важным является сочетание “режима молчания” с интенсивным психотерапевтическим воздействием, направленным на эмоциональную перестройку и перестройку личностных установок.

В период ограничения речи как дети, так и взрослые заикающиеся, активно используют техники невербального общения. Невербальное общение для заикающегося не сопровождается эмоциональным состоянием отрицательного знака, которое обычно возникает у них при вербальном общении, а у подростков и взрослых — также логофобией и вегетативными сдвигами. Таким образом, активизация разных форм невербального общения способствует снижению эмоционального напряжения.

Читайте также:  Афобазол помогает при заикании

Как известно, у заикающихся как мимика, так и жестикуляция могут быть обеднены в разной степени. Это делает необходимым использование специальных техник, направленных на активизацию невербальных способов общения: жестов, мимики, пантомимики (см. Приложение № 1).

В этот же период начинается работа по овладению навыками мышечной релаксации и формированию речевого дыхания.

Включение различных охранительных режимов в комплекс реабилитационных мероприятий способствуют получению более успешных результатов последующего коррекционного воздействия.

Регуляция эмоционального состояния

Регуляцию эмоционального состояния у заикающихся связывают главным образом с нормализацией мышечного напряжения. Многочисленные клинические наблюдения и экспериментальные исследования выявляют тесную связь эмоционального состояния с мышечным тонусом. Существуют экспериментальные данные, которые свидетельствуют о том, что разным типам эмоционального состояния соответствует достаточно определенная локализация мышечного напряжения. Так, при депрессии особо выражено напряжение в дыхательной мускулатуре и диафрагме, при выраженном чувстве страха прежде всего напрягаются мышцы, обеспечивающие фонацию и т.д.

Распространение возбуждения при эмоциональном стрессе связано с включением гормональных и медиаторных механизмов, которые прежде всего реализуются через гипоталамо-ретикуляторные структуры мозга. Через эти механизмы центральной нервной системы осуществляется координация соматических и вегетативных проявлений эмоциональных реакций (частота пульса и дыхания, усиление потоотделения и пр.), а также поддерживается тонус мышц. В свою очередь, снижение мышечного тонуса меняет функциональное состояние гипоталамуса, а значит, и уменьшает вегетативные проявления эмоциональных реакций.

В практике давно известно, что расслабление мышц ведет к эмоциональному покою. Именно эти наблюдения лежат в основе методик обучения сознательному регулированию эмоционального состояния путем расслабления тонуса скелетной мускулатуры.

Существует много систем регуляции эмоционального состояния с помощью произвольного изменения напряжений мышц. Эти системы получили название аутогенной тренировки.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

источник

Роль охранительного режима в комплексной системе коррекции заикания

Целевая аудитория: Логопеды, неврологи, родители заикающихся детей

В комплексе медико-психолого-педагогических мероприятий, направленных на устранение или ослабление проявлений нарушения плавности, темпа и ритма речи значительную роль необходимо отводить первому этапу курса коррекции — охранительному режиму, который, к сожалению, зачастую не назначается как логопедами, так и врачами-неврологами.

Этап охранительного режима вводится после глубокого комплексного обследования пациента, подбора методов коррекции заикания и подразумевает оздоровительный щадящий режим, на фоне которого протекает режим ограничения речи, режим относительного молчания. Организация и длительность этого режима существенно зависит от возраста пациента, степени тяжести заикания, типа учреждения, в котором проводится коррекционная работа.

Соблюдение охранительного режима на начальном этапе работы с заикающимся, независимо от возраста пациента, стажа и формы заикания на основе медикаментозной терапии создает благоприятные условия для коррекции, сокращает сроки достижения положительных результатов в работе.

Охранительный режим включает в себя:

1. Соблюдение режима дня, который предусматривает определенный ритм жизни ребенка, правильное чередование сна и бодрствования, разных видов труда и отдыха. В режиме дня заикающегося ребенка-дошкольника на сон должно быть отведено не менее 10-11 часов ночью и 2 часа днем, а у школьников — 8-9 часов ночью и 2-1,5 часа днем.

2. Питание заикающегося должно быть полноценным, рациональным. От состояния питания зависит стойкость образующихся рефлексов, а также течение всех биохимических процессов в организме. Последний прием пищи должен производиться за 1,5-2 часа до сна, ибо в противном случае восстановление клеток коры головного мозга во время сна протекает менее интенсивно.

3. Витаминотерапия играет значимую роль в нормализации состояния нервной системы заикающегося. Витамины как биологические катализаторы всех ферментных систем благоприятно влияют на высшую нервную деятельность, реактивные силы и иммунологическое состояние организма.

4. Нормализация психического состояния пациента: исключение психотравмирующих, стрессовых ситуаций, просмотра телепередач, возбуждающих психику, несоответствующих возрасту заикающегося; создание близкими людьми спокойной, доброжелательной обстановки. Речь окружающих должна быть негромкой, интонированной и ритмичной. При необходимости проводится психотерапия среды или психотерапия средой.

5. Ограничение речевой активности: исключение принятия участия в массовых, зрелищных мероприятиях, посещения гостей, принятия гостей дома. Вербальное общение заикающегося должно быть элементарным по форме, в виде односложных ответов. Рекомендуется шепотная речь.

На этапе соблюдения охранительного режима пациенты знакомятся с речевыми правилами в доступной форме, соответствующей возрасту, которые они должны соблюдать на всех этапах лечения. Одним из важных условий нормализации речи заикающегося является соблюдение правил техники речи близкими окружающими.

Включение охранительного режима в комплекс реабилитационных мероприятий способствует получению более успешных результатов последующего коррекционного воздействия.

Пример: Жандос, 2 г., 6мес. (время обращения к логопеду — 2000 год).

Д-з: Заикание, смешанная форма по клоно-тоническому типу тяжелой степени. Причины появления заикания не известны. Стаж заикания — 1мес. По рекомендации логопеда родителями ребенка был создан и соблюдался охранительный режим в течение 1 месяца на фоне медикаментозной терапии. По истечении 1 месяца речь ребенка значительно улучшилась, а вскоре судороги в артикуляционном и дыхательном аппаратах совсем исчезли. На данный момент времени рецидивы заикания не наблюдались.

Пример: Серик, 4 года (время обращения к логопеду — 2002 год).

Д-з: Заикание, невротическая форма по клоно-тоническому типу средней степени тяжести. Стаж заикания — 6 месяцев. Причина появления заикания – психотравмирующие ситуации в семье. По рекомендации логопеда был использован прием «Психотерапия средой», создан охранительный режим на фоне медикаментозной терапии. Вскоре темп, ритм речи ребенка пришли в норму. Рецидивов не наблюдалось.

Пример: Марат, 9 лет (время обращения — 2006 год).

Д-з: Заикание, неврозоподобная форма по тоно-клоническому типу средней степени тяжести. Стаж заикания — 3 года. Охранительный режим соблюдался в течение 10 дней на фоне медикаментозной и психотерапии с включением логопедических занятий, проводимых ежедневно. Состояние речи значительно улучшилось. В течение года ухудшения состояния речи не наблюдалось.

Пример: Нурай, 3 года (время обращения – 2006 год).

Д-з: Заикание, невротическая форма по клоно-тоническому типу легкой степени тяжести. Причиной появления заикания послужило двуязычие. Стаж заикания — 1,5 месяца. На фоне медикаментозной терапии соблюдался охранительный режим в течение 1 месяца. Темп, ритм, плавность речи нормализовались, рецидивов не наблюдалось.

Исходя из опыта работы с заикающимися разного возраста, имеющими различные формы и степени тяжести заикания, и достигнутых результатов, хотим еще раз подчеркнуть огромную значимость охранительного режима, как первого этапа комплексной работы в коррекции заикания.

источник

ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНИТЕЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА

Затруднения в речевых контактах травмируют психику ребенка и влияют на его поведение. Одни заикающиеся дети чрезмерно возбудимы, многоречивы, раздражительны, плаксивы. Другие, наоборот, заторможены, замкнуты, молчаливы. Бывают случаи и полного отказа от речи.

При таком сложном нарушении речи применяются различные комплексные средства воздействия (медицинские, педагогические). Одним из звеньев такого комплекса является щадящий режим (общий и речевой), который может успокоить ребенка и создать условия для затухания неправильной речевой привычки. Общий щадящий режим прежде всего зависит от уклада жизни в семье. Это:

· взаимоотношения между взрослыми членами семьи и их отношение к детям;

· отношение взрослых к речевому дефекту ребенка;

· ограничение общения с детьми и взрослыми;

· сокращение до минимума всех зрелищных мероприятий;

· организация досуга заикающегося ребенка.

Очень часто причиной появления заикания у детей, предрасположенных к этому дефекту из-за особенностей психического и соматического развития, является неблагоприятная обстановка в семье неправильное воспитание: вседозволенность или, наоборот, слишком строгое, императивное воздействие, а также переходы от одной крайности к другой.

Неровное отношение кого-либо из родителей вызывает, с одной стороны, непослушание, с другой – страх перед наказанием, что нередко порождает лживость, неумение управлять своими желаниями и поступками. Неровное отношение к ребенку проявляется и при разных требованиях родителей, когда один из них слишком строг, а другой чрезмерно добр и уступчив.

Учитывая особенности воспитания в каждой отдельной семье, в период организации щадящего речевого и общего режима, воспитателям необходимо проводить дополнительные индивидуальные беседы с родителями.

У заикающегося обязательно должен быть четкий распорядок дня, включающий прогулки, дневной сон и речевые занятия. Четкий режим, обычный для детей дошкольного возраста, благотворно действует на состояние нервной системы и речи ребенка, дисциплинирует его, исключает капризы, а следовательно, дает меньше поводов для наказаний.

В период щадящего режима необходимо ограничить контакты детей с новыми для них людьми, так как заикающиеся дети в сравнении с другими более впечатлительны, легко возбудимы, быстро истощаемы. От чрезмерного веселья они нередко переходят к слезам: быстро устают, не могут переключиться и начинают плакать. Нужно также постараться исключить те жизненные ситуации, которые побуждают волноваться и много разговаривать (посещение детских праздников, театров и т. п.)

В силу особенностей своей нервной системы заикающиеся очень утомляемы и поэтому нуждаются в спокойной обстановке, особенно перед сном.

Чтобы дети не разговаривали и не баловались, в свободное от занятий время их необходимо занять тихими играми: лепкой, конструированием, рисованием, собиранием паззлов, т. е. такими, которые требуют от малышей терпения и усидчивости. Еще важнее в дальнейшем приучить каждого ребенка к тому, чтобы он умел сам себя занять!

Режим относительного молчания (щадящий речевой режим) поможет снять чрезмерную возбудимость, исключит на время привычку ускоренной и неправильной речи и тем самым подготовит нервную систему детей к формированию правильного речевого навыка.

Щадящий речевой режим создается:

· ограничением речевого общения детей;

· примером спокойной, четкой речи взрослых;

· проявлением тонкого педагогического такта (особенно при исправлении речевых ошибок);

· организацией игр молчанок.

Логопедические занятия обычно начинаются с режима молчания. Создать такой режим в обстановке группы для детей младшего возраста особенно трудно. Конечно полностью лишить их речевого общения невозможно, но режим относительного молчания выполнять можно и нужно. Для этого необходимо снизить речевую активность заикающихся (дети должны как можно меньше разговаривать между собой и с окружающими их взрослыми). В этот период необходимо исключить рассказывание детьми сказок, стихов, загадок, нельзя требовать от детей ответов на вопросы, рассказов об увиденном и услышанном и т. д.

Не следует забывать, что речь взрослых для детей является образцом! Поэтому воспитателям необходимо следить за своей речью, так как ребенок подражает им и начинает говорить так же, как и они. Быстрый темп речи правоцирует появление запинок. Следовательно, в присутствии заикающегося нужно говорить строго придерживаясь тех правил техники речи, которые рекомендует логопед. Однако, не следует говорить с детьми нараспев, монотонно, по слогам, требуя этого же от детей. Такая речь так же неестественна, неудобна, как и скороговорка. Воспитателям следует говорить чуть замедленно, обязательно сохраняя естественную интонацию.

При формировании у детей нового речевого навыка большое значение имеет тактичное отношение взрослых к проявлению заикания. Поэтому все замечания взрослых должны носить отвлекающий характер, переключить внимание ребенка на другой вид деятельности, показать новую книгу и т. п. Голос взрослого должен быть ровным, спокойным, чтобы у ребенка не пропало желание рассказать о том, что его волнует или интересует. А когда ребенок успокоится, можно попросить его рассказать о том, что он хотел. Если же ребенок никак не может успокоиться и включиться в речевое общение, надо успокоить его и предложить на выдохе спокойно сказать все, что ему хотелось. Если же речь его течет легко, свободно и только изредка появляются небольшие запинки, педагогично их просто не замечать.

В период относительного молчания воспитателям необходимо организовывать такие игры, чтобы дети как можно меньше говорили, а больше слушали правильную речь взрослых. Для уменьшения напряженности речи заикающегося уместно воздействовать на него в естественных условиях детской игры, заинтересовывать его необходимостью помолчать. Такие игры, как молчанки, безусловно, помогают исключать разговорную речь в этот период. Продолжительность этих игр может быть разной – от 10 до 40 минут, иногда больше часа, в зависимости от того, как проигрывается сюжет молчанки. Перед началом игры следует образно рассказать о ее содержании и цели, объяснить, что главное условие – молчание.

Выполнение этого главного условия должно поощряться. Способы поощрения зависят от общей системы воспитания, от интересов и склонностей ребенка, от фантазии взрослых. Воспитатели всегда должны серьезно поддерживать игровые условия, стараться, чтобы их собственная речь строго соответствовала речевым правилам. В зависимости от индивидуальных особенностей детей, от устойчивости их интересов игры меняются несколько раз в течении дня или каждые 2 – 3 дня подбирается новая игровая ситуация. Период относительного молчания длится от 15 дней до 1 месяца в зависимости от состояния речи детей. Очень важно, чтобы в этот период дети «экономно» пользовались речью, говорили кратко. Они могут спрашивать и отвечать кратко, одним-двумя словами.

Часто, играя, ребенок разговаривает сам с собой. Если он не возбужден, творчески играет и спокойно говорит с игрушками, то эта форма речи не должна восприниматься взрослыми как нарушение режима молчания.

Некоторые игровые ситуации для периода относительного молчания.

1. «Молчанка». Взрослый ставит на видном месте часы (детям особенно интересно, если это песочные часы) и объявляет: «Долго язычок болтал. Он устал и замолчал. Кто первый заговорит, с того – фант». В течение определенного времени ребенку предлагается молча, спокойно заниматься рисованием, лепкой и т. д. Проигравший ребенок, по предварительному уговору, должен отдать любимую игрушку или значок и т. д. Взрослый прячет фант, а потом выдает его как выигрыш в следующей игре.

Читайте также:  Афобазол при заикании отзывы

2. «В библиотеке». Взрослый рассказывает о библиотеке и сообщает условия игры: «…В читальном зале все люди молча читают. Разговаривать нельзя, чтобы не мешать другим…» Детям можно посоветовать устроить библиотеку для своих игрушек. Показать и рассказать малышам, как работает библиотекарь (эти сведения потом могут понадобиться в сюжетно-ролевой игре на логопедических занятиях). Во время игры «в библиотеку» можно почитать детям новую книгу, но строго по речевым правилам. По иллюстрациям задавать вопросы, требующие однословных ответов. Во время других игр чтение новых книг резко ограничивается – это соответствует требованиям общего щадящего режима. В течение всего этого периода речевой материал для чтения, подбирается строго по указанию логопеда.

3. «Аквалангист». Эта игра-молчанка, как и предыдущие, начинается с рассказа взрослого: «…В морях, на разной глубине, очень интересно: там плавают удивительные рыбы, на скалах растут красивые водоросли, кораллы, а под камнями прячутся огромные крабы… Смелые аквалангисты в масках опускаются на дно моря, молча изучают его обитателей. Под водой нельзя разговаривать – иначе можно захлебнуться…» К этому сюжету хорошо подобрать игровой реквизит: ракушки, камешки, слепить с ребенком водоросли, рыб, подводных жителей или предложить малышам все это нарисовать и вырезать. После ряда «погружений» «на берегу» можно рассмотреть собранные дары моря. Дети должны их называть коротко и четко, кратко отвечать на вопросы взрослых.

Аналогично проводятся игры-молчанки: «В кино» (или «В театре»), «Фотоохота», «В горах», «В больнице», «Рыболов» и т. п.

Молчаливые игры можно проводить по сюжетам литературных произведений, которые прочитывает взрослый. Дети молча слушают, изображают действия персонажей и произнося отдельные слова или звукоподражания. Молча рисуют или мастерят поделки по теме прослушанного.

Игры-молчанки помогают создать охранительный режим и делают его для детей менее обременительным.

источник

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.

В учебниках по логопедии приводится следующее определение этого речевого дефекта. Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

К органам речевого аппарата относятся: дыхательный отдел и его основная мышца – диафрагма; голосовой отдел и его основная мышца – голосовые складки; артикуляционный отдел, к которому относятся губы, язык, мягкое небо и другие органы.

Заикание возникает из-за судорог в мышцах речевого аппарата. Судороги могут локализоваться у одних детей с заиканием в артикуляционном отделе, у других в голосовом или в дыхательном отделе. По типу судорог, периодически возникающих в процессе речевого общения в различных отделах периферического речевого аппарата, различают три формы (или вида) заикания: клоническая, тоническая, смешанная форма заикания.

Наиболее ранняя и легкая форма заикания — клоническая, при которой возникают запинки в речи – повторяются звуки или слоги. На этой стадии своевременная и адекватная психолого-педагогическая помощь ребенку может остановить дальнейшее развитие заикания. Комплексная психолого-педагогическая помощь ребенку должна оказываться не только специалистом, но и родителями и педагогами ДОО (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, социальный педагог, воспитатель). Выполнение всеми участниками определенного «речевого режима», «правил речи» и соблюдение коррекционных рекомендаций в отношении психо-эмоциональных нагрузок будет способствовать снижению частоты и активности судорог, провоцирующих запинки в речи.

Если ребенок с клонической формой заикания не получил комплексной психолого-педагогической помощи, то запинки закрепляются и формируется стойкий патологический стереотип речи с запинками. И тогда со временем клоническая форма заикания переходит в более тяжелую форму — тоническую, при которой в речи появляются длительные остановки и паузы в начале или середине слова. Эта стадия говорит о том, что у ребенка заикание возникло давно, и он не получал специальной психолого-педагогической помощи, направленной на профилактику заикания. У ребенка уже сложился стойкий патологический стереотип речи с запинками. Для устранения такого заикания требуется уже комплексный медико-психолого-педагогический подход и лечение на протяжении длительного времени. Поэтому у специалистов в этой области есть положение: заикание легче предупредить, чем устранить.

Встречается и смешанный вид заикания: клоно-тонический или тоно-клонический (по преобладающему характеру судорог). Этот вид заикания свидетельствует о наличии двух видов судорог и о том, что заикание переходит в более серьезную стадию и закрепляется. Это говорится о прогрессировании этого тяжелого нарушения речи.

Заикание является очень сложным нарушением речи, при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов и пауз в середине слова. Может проявляться в виде частых остановок или в нерешительности начать говорить. В результате нарушается ее ритмичное течение и плавность. Заикание препятствует ребенку в полноценном речевом общении с окружающими.

Кроме разнообразных речевых судорог у заикающихся детей встречается и другая патологическая симптоматика: нарушение темпо-ритмической организации в общей моторики. Могут быть сопутствующие или даже насильственные движения в скелетной мускулатуре, уловки, помогающие ребенку скрыть запинки и ритмизировать речь. Например, если ребенок делает запинки на первом звуке «п» в слове папа, то он ищет другое слово без звука «п» и заменяет на другое слово – отец. Постепенно появляется психологическая фиксированность на своем дефекте. С этого момента может появиться страх перед говорением – логофобии, что может появиться уже к концу дошкольного возраста.

Заикание может появиться в любом возрасте у детей и взрослых. Наиболее часто у детей заикание возникает в период от 2 до 5 лет. У некоторых детей с бурным развитием фразовой речи заикание может появиться в возрасте 2-3 лет. У детей с поздним общим развитием речи заикание может возникнуть после 4-5 лет. В любом случае заикание появляется у некоторых детей в период формирования фразовой речи, когда речь становится средством общения.

Течение заикания у детей может быть различным, например, может быть постоянный тип течения заикания. При этом типе заикания, ребенок проявляет запинки в речи во всех речевых ситуациях.

При волнообразном типе течения заикания у ребенка бывают периоды, когда запинки в речи не проявляются. И появляется ложное предположение, что заикание исчезло. Чаще всего заикание вновь «неожиданно» возвращается и, как правило, в более сильной степени.

При рецидивирующем типе течения возникают обострения заикания, что чаще всего бывает в осенне-весенний период. Каждое обострение сопровождается усилением степени заикания и усилением других сопутствующих патологических симптомов.

Поэтому для определения путей профилактики или способов избавления от заикания, необходимо выяснить причины, которые привели к нарушению речи – заиканию. Для этого специалисты проводят комплексное обследование, чтобы выявить причины, вызвавшие запинки, клонические судороги или тонические судороги, которые провоцируют прерывание речи необоснованными паузами. При обследовании можно выявить наследственную предрасположенность к заиканию, неправильное воспитание ребенка, психотравмирующие ситуации и другие значимые факторы. После получения результатов обследования логопед составляет индивидуальную программу коррекционных логопедических занятия с ребенком.

Кроме занятий специалистов важно, чтобы и в детском саду и дома поддерживался коррекционный речевой режим: соблюдались «правила речи» и коррекционные рекомендаций в отношении психо-эмоциональных нагрузок. К таким рекомендациям, которые определяет специалист, занимающийся с заикающимся ребенком, относится: «режим молчания», «режим ограничения речи», «щадящий речевой режим», «специальный охранительный режим» и многие другие.

Для воспитателей и родителей можно сформулировать следующие рекомендации, касающиеся создания коррекционного режима для заикающегося ребенка, находящегося в ДОО. Эти же рекомендации следует выполнять и в домашних условиях. Соблюдение рекомендаций, как родителями, так и педагогами ДОО будет способствовать устранению заикания и выработке навыка правильной плавной речи.

Правила речи для заикающихся детей

Воспитатели, педагоги и родители должны овладеть этими правилами речи и демонстрировать заикающемуся ребенку правильные образцы речи. Вот эти правила. Говорить следует в замедленном темпе и спокойно, четко проговаривать все гласные звуки. При произнесении гласных надо четко их артикулировать и открывать рот. Не следует говорить через стиснутые зубы. Все гласные звуки должны произноситься с четкой и активной работой губ. Например, для звука «и» губы растянуты в стороны и в улыбку, для звука «у» губы складываются в трубочку, для звука «о» губы собираются в хоботок. Во время речи следует опираться на гласные звуки и произносить их не редуцированно (сокращенно), а с акцентом и четко, а вот согласные звуки наоборот следует произносить легко, поверхностно и без акцента на них. Согласные звуки произносятся на выдохе. Перед высказыванием следует продумать, что хотелось бы сказать, какой задать вопрос, какую подать реплику. Рекомендуется смотреть в глаза собеседнику, человеку, к которому обращаешься. При ответе на вопрос также следует сначала увидеть глаза того, кто задал вопрос, не торопится с ответом, подумать и не торопясь дать ответ. Надо выбирать оптимальную громкость голоса во время речи. Не следует говорить тихо и очень громко. Во время речи необходимо следить за осанкой тела, положением головы и конечностей. Если говорить приходится стоя, то необходимо стоять ровно, ноги должны быть расставлены на ширину плеч. Если говорить приходится сидя, то ноги не должны быть перекрещены под столом, а также должны находиться расставленными в положении на ширину плеч. Сидеть также надо с прямой спиной, с опорой на спинку стула, плечи при этом должны быть опущены. Кисти рук не должны быть сжаты в кулаки. Не рекомендуется запрокидывать голову назад к спине и опускать подбородок на грудь во время речи. Во время речи подбородок относительно шеи должен быть под прямым углом. Начинать говорить надо на выдохе. Не рекомендуется говорить высоким голосом, а по возможности тон голоса понижать. Если первое слово предложения начинается с гласного звука, то начинать надо тихо и несколько пониженным тоном голоса. Длинную фразу следует делить на смысловые отрезки. Каждый такой отрезок произносить нужно как короткую фразу. Между отрезками фразы рекомендуется соблюдать паузы. Чтобы речь была спокойной и уверенной нужно растягивать произношение первых гласные в предложении и связывать все слова предложения между собой. Очень важным средством выразительности речи является использование интонационных средств: пауз, логического ударения, выразительных интонаций, модуляций голоса по высоте и силе, четкой дикции, неторопливого темпа речи и мягкого тембра голоса. Очень большая роль в речевой коммуникации отводится кинесике. Это разнообразные выразительные жесты, мимические движения, улыбка и другие. Заикающимся , у которых нарушается речевая коммуникация, очень важно дать дополнительные средства выразительности речи в виде кинесики и средств просодии.

Чтобы успешнее проводилась коррекционная работа с заикающимся ребенком по выработке у него новых правильных навыков плавной и выразительной речи, нужно соблюдать следующие условия.

Советы для педагогов и родителей

Если ребенок заикается, то ему нельзя делать замечания со словами говори хорошо, говори медленно, расслабься, вдохни перед началом речи и другие замечания, касающиеся его речи. При ребенке не следует произносить, что он «Заикается». Если заикающийся ребенок посещает группу в ДОО, то воспитатели не должны при других детях обращать внимание на сбивчивую речь заикающегося ребенка, не произносить за него слова, которые он не может договорить из-за заикания. Если сам воспитатель не обратит своего внимания на запинки в речи ребенка, то другие дети не заметят проблемы в речи заикающегося. Воспитатель должен предупреждать и не допускать, чтобы дети дразнили ребенка, обзывали, исключали из общих игр. Во время разговора надо давать заикающемуся ребенку почувствовать, что внимательно и спокойно слушают то, о чем он говорит. При этом совсем не обращают внимания на то, как ребенок говорит. Надо дать возможность договорить ребенку, не перебивать и не торопить его речь. Надо поддерживать постоянный зрительный контакт с ребенком и терпеливо ждать пока заикающийся закончит свое высказывание. Не рекомендуется задавать много вопросов ребенку. Речь воспитателя и родителей с ребенком при заикании должна быть неспешной («ленивой»). Заикающегося ребенка нужно поощрять и хвалить как можно чаще и как можно естественней, даже если у него что-то не получается. При этом не рекомендуется гладить ребенка по голове и вообще трогать его голову. При занятиях с заикающимся ребенком надо учитывать его интересы и поддерживать его инициативу в игре. Не следует требовать от ребенка того, что он не может выполнить в силу своих особенностей. Надо принимать и любить ребенка таким, какой он есть.

Лечебно-педагогический комплекс по преодолению заикания состоит из двух блоков. Первый блок направлен на лечебно-оздоровительные мероприятия. Эти мероприятия организует врач, который проводит лечение специальными медикаментами, назначает лечебные процедуры, лечебную физкультуру и другие.

Второй блок посвящен коррекционно-педагогическому воздействию. В этом воздействии принимают участи все участники педагогического коррекционного процесса в ДОО, а также родители заикающегося ребенка. Основную коррекционную работу проводят логопеды и психологи. Обязательными и регулярными должны быть логоритмические занятия. Все другие педагоги ДОО осуществляют психолого-педагогические коррекционные мероприятия по рекомендациям логопеда, психолога и врачей.

Так как заикание является одним из самых стойких тяжелых нарушений речи, затрагивающим не только речь, но и другие сферы жизнедеятельности ребенка – соматическую, неврологическую, психологическую, моторную, личностную и другие, то можно сделать вывод, что заикание легче предупредить, чем его исправить.

Поэтому раннее выявление заикания и профилактическая психолого-педагогическая помощь педагогов и врачей может остановить дальнейшее прогрессирование заикания.

источник

Система и технологии коррекционной работы по преодолению заикания: Создание охранительного речевого режима

Анализ существующих в специальной педагогической литературе методик преодоления заикания позволяет определить модель проведения лого-педической работы по следующим направлениям:

Читайте также:  Адаптация ребенка с заиканием к детскому саду

I. Создание охранительного речевого режима.

II. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления.

III. Развитие моторных функций. Развитие координации слова и ритмизованного движения.

IV. Формирование фонационного (речевого) дыхания.

V. Работа над плавностью речи в различных ее формах. Развитие интонационных характеристик речи.

VI. Воспитание личности заикающегося ребенка . Рассмотрим более подробно каждую составляющую комплекса воздействия:

I. Создание охранительного речевого режима. Ограничение речевого общения и организация щадящего речевого режима. Этот режим вводится в самом начале коррекционной работы и помогает создать условия для затуха-ния неправильной речевой привычки, подготовить нервную систему ребенка к формированию нового речевого навыка.

Учебная и повседневная жизнь заикающихся организовывается так, чтобы свести речь детей к минимуму. На занятиях педагоги ограничиваются сообщением какого-либо материала и не требуют устных ответов. В этот пе-риод организовываются такие игры, чтобы дети меньше говорили (рисование, кивание, аппликация и т. п.). Щадящий речевой режим создается ограж-дением ребенка от пребывания в конфликтных ситуациях, примером спокойной четкой речи взрослых и их проявлением тонкого педагогического такта, исключением участия детей в эмоционально-значимых мероприятиях, орга-низацией режима дня и т. п.

Речевое общение ребенка в этот период должно быть элементарным по форме (использование сопряженных и отраженных форм речи), содержать однословные ответы. Для этого вопросы взрослых должны иметь ключевое слово для ответа или предполагать короткий ответ («Ты хочешь яблоко или банан?» «Банан»; «Ты хочешь яблоко?» «Нет»). Родители должны придерживаться тех речевых правил, которые рекомендуются логопедом.

Длительность режима ограничения речи различна, как правило, он охватывает неделю—полторы недели с начала коррекционной работы. Посте-пенно активность ребенка увеличивается, однако соблюдается щадящий речевой режим.

Организация режима ограничения речи и щадящего речевого режима наиболее полно представлена в работах В. И. Селиверстова (2001, 1994), И. Г. Выгодской и др. (1993), создание охранительного режима в домашних условиях — в работе Л. М. Крапивиной (1993), И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллин-гер, Л. П. Успенской (1995). В ней предлагаются игровые ситуации, «игры-молчанки», для которых оформляется специальный альбом. Например, усло-вия игры даются в виде сказки: «. Добрый великан много потрудился для людей, засеял поля, построил красивые города. Он заснул. Поэтому люди во всем городе соблюдают тишину, никто не разговаривает, машины едут без сигналов. Вот и ты не буди его, играй молча в свои игрушки, построй город из кубиков. Займись конструктором. Нарисуй в своем альбоме этого доброго великана, каким ты его себе представляешь, или нарисуй город. ». В поощрение ребенку можно присвоить звание «Почетного стража», а вечером ему разрешается какое-нибудь «малое волшебство» (пускание мыльных пузырей и т. п.).

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.

Расслабление мышц шеи
Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.
Упражнение 1
Медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки.
Упражнение 2
Медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

источник

60 миллионов заикающихся, или 1% всех землян, считают себя уязвленными из-за того, что судьба “одарила” их дефектом речи — заиканием.

60 миллионов заикающихся, или 1% всех землян, считают себя уязвленными из-за того, что судьба “одарила” их дефектом речи — заиканием. Как проявляется заикание и чем могут помочь родители детям с заиканием, рассказывает Наталья Анатольевна Свинина, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой психопатологии и логопедии Института специального образования УрГПУ.

Единого подхода к проблеме заикания не существует. Наиболее распространенная точка зрения – заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, которое возникает из-за судорог речевого аппарата.

Выделяют причины, предраспологающие к заиканию и вызывающие его. К предрасполагающим причинам относится:

  • органическое поражение ЦНС, которое может возникнуть из-за родовой травмы, из-за инфекционных заболеваний матери во время беременности.
  • наследственный фактор. В этом случае наследуется особое состояние, слабость ЦНС.
  • пол ребенка. Среди мальчиков в 4 раза чаще встречаются случаи заикания, чем среди девочек.
  • левшество.
  • излишне торопливая, неряшливая речь людей, окружающих ребенка. Заикание в этом случае возникает как подражание.
  • “половинчатый” тип высшей нервной деятельности (дети-холерики и меланхолики).
  • и т.д.

К вызывающим причинам относятся: различные психотравмы – одномоментно действующие (испуг) или длительно действующие (сложная обстановка в семье, незаслуженные наказания ребенка родителями, проблемы в детском саду, неблагоприятная обстановка в группе детского сада и др.).

Заикание возникает в возрасте от 2 до 4-5 лет. В этот период активно развивается фразовая речь ребенка, и она становится уязвимой для различных неблагоприятных факторов. Симптомы (признаки) проявляются неравномерно на протяжении всей жизни. Например, в ситуациях, особо значимых для ребенка (ответ на уроке, чтение стихотворения на утреннике и др.) проявления заикания будут сильнее, а при общении с близкими заикание проявляется слабо или его нет совсем.

Исследователи отмечают, если дошкольник заикался, потом при поступлении в школу заикание или может вернуться вновь, или усилиться. Ведь начало обучения – это стрессовый фактор. Меняется круг общения, к ребенку начинают предъявлять определенные требования.

Заикание может утяжеляться у детей при поступлении в школу, в подростковый период.

Основным признаком-симптомом заикания являются судороги в мышцах лица, губ, языка, дыхательного аппарата ребенка. По характеру они бывают клонические , когда ребенок повторяет один звук или один слог (“по-по-по-пойдем”). И бывают более тяжелые судороги – тонические – когда ребенок просто не может начать говорить, как бы застревает на слове. Могут быть и судороги смешанного типа.

Помимо судорог родители могут заметить и другие признаки заикания – это двигательные уловки . Перед тем как начать говорить, ребенок совершает какое-то действие: подергивает мочку уха, постукивает рукой.

Речевые уловки – человек, чтобы начать говорить, проговаривает длительно звук или многократно повторяет одно и то же слово (“э-э-э-э-э”, “А я. а я. а я. ”).

Личностные изменения ребенка. Дети с заиканием переживают по поводу своей речи, могут отказываться от общения даже с близкими людьми. И в дальнейшем, у подростков такая речевая патология может даже затруднить выбор профессии. Не говоря уже о том, что заикание снижает самооценку ребенка. Хотя нередко переживания не всегда адекватны тяжести заикания. Не зря логопеды считают, что при заикании страдает не речь, а личность человека в целом.

Еще один важный признак заикания – так называемые логофобии . Страх, боязнь речи и ситуации, в которой заикание может возникнуть, например, ответ на уроке перед всем классом, обращение с просьбой к незнакомому человеку на улице.

Чем раньше родители отметят в речи ребенка запинки и обратятся к специалистам, тем больше вероятность, что коррекционная работа пройдет успешно, и заикание можно будет полностью преодолеть.

К каким специалистам нужно обратиться? Это врач-невролог или психоневролог и логопед. Полностью преодолеть заикание возможно только в том случае, если работа проводится комплексно, то есть включает в себя:

  1. медикаментозное лечение.
  2. физиотерапию (лечебный сон, лечебные ванны и т.д.).
  3. психотерапевтическое воздействие
  4. логопедическая помощь

Даже по содержанию лечебной и коррекционной работы различается преодоление раннего или свежего заикания и застарелого заикания. Ранним считается заикание, симптомы которого проявляются в течение 2-х недель. После этого периода патологические рефлексы закрепляются, и справиться с ними намного сложнее.

По срокам проявления симптомов выделяют раннее или “свежее” заикание (признаки которого проявляются в течение 2-х недель) и застарелое заикание (более 2-3 недель).

При свежем заикании очень важно организовать специальный режим “ограничения речи”. В течение нескольких дней (до недели), нужно оградить ребенка от каких-либо сильных впечатлений и эмоций, как отрицательных, так и положительных. Лучше порекомендовать домашний режим, минимум общения с легковозбудимыми, активными детьми. Стоит отказаться от приглашения гостей.

Очень хорошо в это время увезти ребенка на природу, провести время на даче.

В этот период родители должны последить за своей речью. Нужно говорить спокойно, негромко, неторопливо, немного нараспев.

В этот период врачи рекомендуют удлинить ночной и дневной сон ребенка. А вот телевизор, компьютер и подобные развлечения нужно исключить под любым предлогом.

Проследите за тем, чтобы у ребенка было здоровое питание – каши, супы, фрукты, овощи, хлеб с маслом.

Рекомендуется поиграть в игры, не требующие речевой активности ребенка: раскрашивание, аппликация, домино и др. Ребенку в это время лучше играть со старыми, знакомыми игрушками, читать знакомые книжки. Новые впечатления в этот период нежелательны.

Логопеды часто рекомендуют играть в так называемые игры-молчанки. Например, Это может быть “Рыбалка”, “подводное путешествие (игра в водолазы), воображаемая экскурсия по картинной галерее и т.д.

При условии соблюдения такого режима и поведении медицинского лечения симптомы свежего заикания можно успешно преодолеть.

При застарелом заикании подобные меры будут малоэффективны. В этом случае необходимо обязательно обратиться к указанным специалистам, чтобы с ребенком была проведена комплексная коррекционная работа.

Дошкольникам с заиканием логопедическая помощь оказывается в специализированных речевых детских садах, в реабилитационных медицинских центрах и в детских психоневрологических больницах.

Школьники с тяжелой степенью заикания обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях V-го вида. Школьники с легкой степенью заикания могут обучаться в общеобразовательной школе с условием обязательного посещения логопункта.

В указанные образовательные учреждения дети с заиканием направляются медико-педагогическую комиссию.

Можем вас утешить напоминанием, что на памяти человечества компания заик подобралась отменная. Начать хотя бы с Вергилия, Демосфена и Эзопа: вполне почтенное общество! Вспомните Льюиса Кэрролла, автора бессмертной “Алисы в стране чудес”, и Уильяма Сомерсета Моэма, который в “Бремени страстей человеческих” приписал себе хромоту вместо заикания: этот дефект почему-то показался ему менее унизительным, чем тот, из-за которого он страдал.

Казалось бы, кому заикание полностью противопоказано, так это актерам. Ничуть не бывало! Мэрилин Монро успешно справлялась со своим дефектом, виртуозно вибрируя голосом, имитируя то придыхание, то скороговорку, то срывалась на крик или переходила на вкрадчивый шепот. Кто знает, стала ли бы Монро божественной Мэрилин, если бы “дефект” не понудил ее к такой изобретательности. А вот Жерар Депардье, тот вообще ничего не скрывает: как получается, так получается. Оттого и получается великолепно.

Список лишь самых известных заик, избравших, вопреки всякой логике политическую деятельность, занял бы не одну страницу. Прославленного политика Уинстона Черчилля знает весь мир, а Черчилля-заику — лишь его дотошные биографы. Список великих заик человечества будет неполон без таких гигантов науки, как Чарльз Дарвин и Исаак Ньютон, который просил закрывать окна, когда выступал в парламенте, поскольку даже малейшее дуновение ветра делало его заикание еще более заметным.

И все же самым знаменитым из заик был библейский Моисей, сказавший сам о себе: “Я тяжело говорю и косноязычен” (Исход, IV, 10). Именно Моисею, несмотря на его косноязычие, Бог доверил свои заповеди и повелел вывести евреев из рабства. Не преподал ли он этим еще и урок должного отношения к тому, что многие по слишком затянувшейся инерции все еще считают физическим недостатком?

Демосфен заикался с детства и неправильно произносил звуки, однако у него было большое желание стать известным оратором. Для достижения этой цели Демосфен выполнял следующее:

  • проговаривал стихотворение, набив рот камушками или орехами (так он тренировал мышцы речевого аппарата).
  • чтобы преодолеть боязнь выступления на публике, он выходил на берег шумного моря и представлял, что это бурная недоброжелательно настроенная аудитория, и проговаривал тексты старательно и четко, не обращая внимания на шум.
  • он ходил и бегал по полям и по горам, произнося длинные стихотворения и этим тренировал дыхательный аппарат.

Результат этих усилий известен. Демосфен вошел в историю, как искусный оратор, выступлениям которого рукоплескали сотни слушателей.

источник