Меню Рубрики

Речевые расстройства при заикании

Многие авторы, занимающиеся изучением логоневроза, сообщают о заболеваниях, которые часто сопутствуют заиканию. Некоторые даже приводят некие статистические данные, впрочем, лишенные доказательной базы и являющиеся во многом всего лишь предположением. Например, по информации, приписываемой сербскому логопеду Мирославу Зееману, а так же другим неизвестным специалистам, среди всех заикающихся наблюдается:

  • Экстрапирамидная недостаточность, нарушения работы центров мозга, отвечающих за двигательную активность у 80%
  • Нарушение венозного оттока головного мозга у 60%
  • Гипотония мышц, а так же признаки раннего остеохондроза и другие нарушения шейных отделов позвоночника у 50%
  • Плоскостопие, нарушение осанки и сколиоз у 50%
  • Вертебро-базилярный синдром и ослабление кровотока позвоночной артерии у 40%
  • Вегетососудистая дистония и нарушения вестибулярного аппарата у 20%
  • Повышенное внутричерепное давление у 20%

Для получения этих данных не проводились достоверные клинические исследования и во многом эти данные ошибочны.

С другой стороны, путем сопоставления этих данных и известной на сегодняшний день информации о физиологии заикания, особенностях его нейрофизиологии, а так же причин его возникновения, можно говорить об их частичной правдоподобности.

Например, нарушения гемодинамики мозга, экстрапирамидная недостаточность и вообще нарушение кровотока мозга, а так же отдельных его участков, вполне вписываются в картину механизма заикания. Правда, по такой же логике данный список можно продолжить наличием эпи-активности на ЭЭГ, встречающейся у 5-10% заикающихся людей. Или наличием других энцефалопатий, встречающихся еще реже.

Поэтому без должной и тщательной диагностики заикания, не стоит делать выводы о наличии или отсутствии у себя данных патологий. Тем более, что подавляющее большинство заикающихся не имеет их вовсе, так как их заикание исключительно психогенное. Между тем, психогенное заикание не противоречит экстрапирамидной недостаточности или дисбалансу нейромедиаторов в определенных участках головного мозга, которые вовлечены в вербализацию.

Иногда среди заикающихся любого возраста наблюдаются симптомы различных психических расстройств. Важно понимать, что обычно они являются именно сопутствующими и не относятся ни к причинам, ни к следствию заикания, но могут потенцировать и усиливать выраженность заикания. Среди них можно выделить:

  • Эпизодическая пароксизмальная тревожность (панические атаки) – классическое психическое расстройство, представляющее собой периодические, мучительные приступы сильного страха и тревоги, сопровождающиеся соматическими нарушениями в виде учащения сердцебиения, дыхания, ощущения боли, удушья и тошноты. Характерной чертой панических атак является их непредсказуемость – возникают спонтанно и не ограничены набором определенных инициирующих условий. При данном расстройстве необходимо применение препаратов. Вообще панические атаки могут быть самостоятельным симптомом многих других заболеваний и иметь органическую патологию головного мозга, а в ряде случаев природа этого расстройства тоже психогенная.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) – психическое расстройство, характеризующееся непроизвольным появлением навязчивых или пугающих мыслей, так называемых обсессий. Более того, человек с ОКР постоянно и безуспешно пытается избавиться от иррациональной тревоги навязчивыми и утомительными действиями, их называют компульсиями, которые зачастую напоминают своеобразные ритуалы, которые все равно не приносят удовлетворения или результата.

Причем вариаций проявления ОКР существует великое множество – с преобладанием или обсессий, или компульсий. Среди примечательных навязчивых мыслей могут быть образы о причинении физического вреда своим близким, навязчивые опасения насчет функциональности своего организма или о том, что все вокруг очень грязное и опасное. Сюда же можно отнести постоянно напоминающий о себе страх, что человек находится не с тем супругом или партнером, повторяющиеся и навязчивые мысли сказать или сделать что-либо крайне неуместное или аморальное, и так далее. Список очень большой, причем эти проявления могут долгие годы не диагностироваться и считаться вполне привычными для человека. Тем более, что ОКР может носить как хронический, так и эпизодический характер.

Среди разнообразных компульсий можно выделить сильное стремление к полной изоляции, к чрезмерной чистоте и чрезмерному порядку, к неразборчивым сексуальным связям, компульсивное переедание или похудение, стремление к постоянным физическим нагрузкам или к риску, азарту, а так же к причинению себе физического вреда, и так далее. Виды компульсивного поведения могут быть вполне безобидными, но в совокупности с навязчивыми мыслями (которые отличаются негативностью) порой достаточно мучительны для человека.

Интересно, что заикание и обсессивно-компульсивное расстройство имеет много общего.

Особенности течения ОКР в общих чертах отражают суть тяжелых форм заикания, когда у человека существует навязчивая мысль о своем заикании и логофобия (только здесь помимо мысли и страха есть и физическое проявление речевых судорог). Также в заикании существует компульсивное поведение в виде избегания речевых ситуаций и использования эмбол (не имеющие смысла звуки, которые облегчают речь) либо других речевых ритуалов, которые могли бы облегчить речевые судороги.

Простым языком, заикание, как и ОКР, представляет собой замкнутый психологический комплекс из навязчивой иррациональной мысли, страха или фобии и навязчивого иррационального действия, направленного на разрешение или избегание этой мысли, страха или фобии.

Такие психические расстройства характеризуются формированием различных дополнительных фобий, причем в случае с ОКР состояние заикания тяжелее. При наличии заикания ситуация усугубляется и предрасполагает к появлению сложных психологических комплексов, связанных с речью. Важно провести тщательную диагностику, поскольку при панических атаках и обсессивно-компульсивном расстройстве требуется дополнительная терапия лекарственными препаратами и направленная психотерапия.

Кроме перечисленных психических расстройств заикание может возникать на фоне более серьезных заболеваний. Причем во всех случаях наблюдается сходство патогенеза заикания и этих заболеваний в виде нарушения баланса нейромедиаторов, например дофамина, серотонина, ГАМК и прочих. Соответственно, при различных психических заболеваниях применяются препараты, которые могут быть эффективными и при заикании. Подробнее об этом читайте в статье о нейрофизиологии заикания.

Эпилепсия является возможным сопутствующим заболеванием при заикании, которое нужно диагностировать в первую очередь. Не смотря на то, что больше чем в 90% случаев диагностика эпиактивности при заикании дает отрицательный результат, очень важно удостовериться, что эпилепсии действительно нет.

Очаги эпиактивности головного мозга, когда эпилепсия при заикании выявлена, прямым образом влияют на работу речевых центров, потенцируют, усиливают заикание. Очаги патологического возбуждения могут затрагивать речевые центры, нарушая их функциональность. Поэтому лечение заикания при обнаруженной эпилепсии необходимо начинать с лечения этой самой эпилепсии. Чаще всего эффективной является правильная фармакотерапия эпилепсии, что в свою очередь всегда снижает и выраженность заикания.

Вы должны понимать, что эпилепсия не всегда проявляется явно в виде сильных приступов. В ряде случаев эпилепсия протекает вовсе без заметных судорог, поэтому каждый заикающийся должен пройти обследование ЭЭГ в любом возрасте, даже если нет подозрений что эпилепсия действительно есть. Тем самым вы облегчите себе работу над полным избавлением от заикания.

Это относится к заикающимся любого возраста, однако обращаем особое внимание, что чем раньше эпиактивность мозга будет диагностирована, тем раньше можно будет начать ее направленное лечение — а это во всех случаях напрямую повлияет на речь ребенка. Кстати, последние исследования позволяют предположить, что при эпилепсии наблюдается уменьшение толщины серого вещества коры головного мозга, а так же уменьшенный обьем серого вещества подкорковых отделов мозга, особенно в правом таламусе, который передает сенсорные и моторные сигналы и тоже участвует в связи и работе речевых центров. То же самое наблюдалось при эпилепсии и с участками моторной коры. Подобные структурные изменения могут быть настолько слабыми, что только исследование с большой выборкой (было проведено МРТ-сканирование мозга 2149 человек с эпилепсией и 1727 здоровых людей из контрольной группы) может быть показательным и дать интерпретируемые результаты. Это исследование является репрезентативным и с большой долей вероятности показывает общие закономерности структурных и функциональных нарушений при эпилепсии. Причем, как показало исследование, чем значительнее эти структурные изменения, тем сильнее проявлялась эпилепсия. Все то же самое нужно относить и к заиканию, особенно если очаги патологического возбуждения затрагивают речевые центры. Однако при эпилепсии речевые центры могут вовсе не иметь нарушений, все зависит от локализации очагов эпиактивности.

При любых формах эпилепсии, на фоне которой в том числе может проявляться и усиливаться заикание, прямо показаны противосудорожные препараты, то есть антиконвульсанты. Эффективная фармакотерапия эпилепсии должна подбираться индивидуально вашим врачом. Чаще всего эффективны препараты вальпроевой кислоты.

Кроме того, в апреле 2018 года управление FDA США дало разрешение на регистрацию нового препарата для терапии тяжелых форм эпилепсии у детей, на основе каннабидиола. Данный препарат, прошедший успешные клинические исследования у детей старше двух лет, позволял снизить частоту приступов почти на 50%. Таким образом это будет первый препарат из медицинской марихуаны, доказавший свою эффективность при эпилепсии, который будет зарегистрирован. Интересно, что производные каннабидиола по разному влияют на заикание у разных людей: у одних выраженность судорожности речевых мышц снижается, а у других наоборот повышается, о чем сообщают наши подписчики. Во многом временное ухудшение речи после применения тетрагидроканнабинола связано с неправильной дозировкой, которая используется при его немедицинском применении: препарат, который одобрило FDA для лечения эпилепсии у детей, имеет концентрацию менее 0,1%, что гораздо меньше обычно употребляемых в рекреационных целях количеств этого вещества. Не менее важной является чистота препарата, отсутствие вредных примесей и правильный курс применения. Поэтому еще раз предупреждаем, что неконтролируемое употребление любых наркотических средств может представлять большую опасность для здоровья и усугубить состояние.

Различия парциальных и генерализованных приступов хорошо видны на ЭЭГ.

Очаги патологического возбуждения при фокальной (парциальной) эпилепсии могут находиться в отдельной, специфической зоне одного из полушарий. Генерализованные приступы, когда очаги возбуждения затрагивают многие отделы мозга, могут быть судорожные и бессудорожные, например довольно распространенные абсансы. Вне зависимости от типа эпилепсии, даже если она протекает без судорожной активности в виде абсанс приступов, это напрямую влияет на речь и может являться причиной заикания.

1) К вам уже обращались люди с вопросами о детской генерализованной абсанс эпилепсии. Сыну 8 лет. Нам поставили такой диагноз совсем недавно, до этого постепенно появилось заикание, ребенок мог заикаться некоторое время, а потом говорить нормально. У нас такой вид эпилепсии, который можно просто не заметить, проявления были незначительные, самое заметное это как раз заикание. Несколько месяцев принимали препарат депакин, сначала результаты были не так заметны. Но сейчас речь стала намного лучше, как нам и говорил врач, депакин убирает судорожность. Проходим дополнительные исследования, как мне сказали, будут назначать другие препараты и физиотерапию.

2) Дефект нахлынул снова. Снег растаял и растаяла моя уверенность в себе. Не знаю почему и как, но даже в самых простых ситуациях я вообще ничего не могу сказать. У меня бывают такие моменты в жизни, что говорить становится очень тяжко, но через определенный промежуток времени это проходит и я чувствую себя хорошо. Но сейчас, у меня внутри какая-то слабость, как представлю, что отвечаю на паре, так все, какое-то волнение и панические атаки наступают. Как это контролировать — не понимаю. Раньше хоть контролировать мог, сейчас вообще какая-то жуть. Как будто мое внутреннее «Я» живет само по себе в таких моментах. Я пытаюсь себя успокоить, но доходит до того, что аж руки трясутся. На заикание мне практически похер, а вот на эту нервозность нет.

При составлении статьи использована информация:

источник

К физиологическим симптомам относятся:

речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики. Основным внешним физиологическим симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Их длительность в средних случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд. В тяжелых случаях достигают 90 секунд. Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте. При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц — тонус: «тополь»

(черта после буквы обозначает судорожно-затянутое произношение соответствующего звука). При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц — клонус: «то-то-тополь». Такими судорогами обычно поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат, так как его функция управляется целостно работающей центральной нервной системой и он, следовательно, в процессе речи работает как нерасчленимое целое (функциональная система).

В зависимости от преобладания в тех или иных органах речи судороги делят на: дыхательные, голосовые и артикуляционные.

Отмечаются три формы нарушения дыхания при заикании:

экспираторная форма (судорожный выдох),

инспираторная форма (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием),

респираторная форма (судорожные вдох и выдох, нередко с разрывом слова).

Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:

смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться — голос внезапно прерывается, или же образуется клоническая или затяжная судорога — получается блеющий прерывающийся («А-а-аня») или толчкообразный гласный звук («а. а. а. «);

размыкательная (голосовая щель остается открытой — при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь);

вокальная, свойственная детям (впервые выделена И.А. Сикорским). Дети протягивают гласные в словах.

В артикуляционном аппарате различаются судороги:

Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б, т. д); реже и менее напряженно — щелевых. На звонких, как более координационно-сложных, судороги проявляются чаще, чем на глухих, особенно при их сочетании с гласными, а также в начале слова, возглавляющего фразу, синтагму или абзац.

Заикание существует во всех культурах и цивилизациях. Наиболее характерным симптомом нарушений речи при заикании является патологическая мышечная активность в виде тиков, миоклонусов и судорог, охватывающих мышцы, принимающие участие в образовании речи. Некоторые исследователи обнаружили спонтанное несвоевременное открывание и закрывание фаринголарингеальной полости, сопровождающих заикание, ощутимые движения истинных и ложных голосовых складок в момент заикания и разнообразные движения глотки. Кроме этого, во время речи заикающиеся демонстрируют нарушение нормальной координации речевых мышц, высокий уровень мышечного тонуса и специфический паттерн одновременного сокращения антагонистических мышечных пар. Причинами патологической мышечной активности являются не периферические изменения, а нарушение центральной регуляции мышечных движений. Многочисленные исследования обнаружили при регистрации ЭЭГ наличие признаков патологической пароксизмальной активности в центральной нервной системе заикающихся. При возникновении заикания у ребенка до появления запинок в речи уже формируются, но еще не автоматизируются артикуляторно-дыхательные механизмы речеобразования. Вероятно, вследствие различных вредностей (наиболее частая причина — эмоциональный стресс) происходит изменение взаимоотношений различных уровней функциональной системы речи, ведущей к рассогласованию их деятельности и к подаче извращенного сигнала к действию на артикуляторные мышцы, внешним проявлением чего является заикание.

Читайте также:  Афобазол при заикании отзывы

Согласно этому представлению, запинки в речи, благодаря обратной афферентации (кинестетической и слуховой), сообщающей действительные параметры результата действия, с возрастом перестраивают всю функциональную систему экспрессивной речи: возбуждается система ориентировочного рефлекса, посылаются дополнительные импульсы к моторным центрам речи, непосредственно не связанные с речевой деятельностью. Клиническим выражением этих процессов являются сопутствующие речи движения мимической и скелетной мускулатуры. Постепенно формируются патологически усиленные обстановочные афферентации.

В проявлениях заикания характерными являются также различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица, шеи) и произвольными уловками. К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою трудную речь.

Отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость, переключаемость и пр.

Еще в начале XX в.Э. Фрешельс подчеркивал, что «специфической основой заикания» является то психическое состояние, на основании которого возникает «сознание расстройства речи».

Н.И. Жинкин, рассматривая заикание как расстройство речевой саморегулировки, отмечает, что чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегулировка.

Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи. Процесс становится циркулярным, так как дефект на приеме усиливает дефект на выходе.

Заикание представляет собой особую форму нарушения общения, в основе которого лежит функциональное расстройство речедвигательного механизма. Данное расстройство провоцируется и закрепляется дисгармоничными отношениями в семье и, в частности, неадекватным отношением к самому речевому дефекту. Невротическая составляющая синдрома заикания представляет собой надстройку над ядром основного заболевания и определяется как вторичный невроз заикания (И.Ю. Абелева). Здесь особо следует подчеркнуть, что заикание — это, прежде всего нарушение общения, где «ортопедическая» сторона (собственно дефект речи) порой значительно меньше психологической. Подтверждением тому служит описание многими авторами целого ряда личностных расстройств данного контингента пациентов (Н.М. Асатиани, Ж.М. Глозман, БД. Карвасарский, В.Н. Мясищев, В.М. Шкловский и др.).

заикание эмоциональный познавательный волевой

источник

Заикание- это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным сокращением мышц речевого аппарата.

Р.Е. Левина рассматривала заикание, как нарушение коммуникативной функции речи.

Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:

1) наличие потребности в речи, или коммуникативное намерение;

2) порождение замысла и программирование высказывания во внутренней речи;

3)подбор лексико-грамматических средств;

3) языковая реализация высказывания;

Р.Е. Левина, И.Ю. Абелева считают, что заикание возникает в момент готовности к речи при наличии у говорящего коммуникативного намерения, программы речи и принципиального умения говорить нормально.

В эту модель порождения речи автор предлагает включить фазу готовности к речи, на которой у заикающегося “ломается” весь произносительный механизм, все его системы: генераторная, резонаторная и энергетическая. Возникает судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой, завершающей фазе (трансляции).

Заикание в общей классификации речевых нарушений относится к категории расстройств темпа и ритма речи.

В настоящее время принято выделять две группы причин: предрасполагающие “почву” и производящие “толчки”.

При этом некоторые этиологические факторы могут, как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

— предрасполагающие;

— производящие (или запускающие).

Предрасполагающие причины:

невротическая отягощенность родителей ;

невропатические особенности самого ребенка (ночные страхи, энурез, эмоциональная напряженность, повышенная раздражительность, которые обнаруживаются в раннем, доречевом периоде);

— конституциональная предрасположенность (заболевания вегетативной НС, повышенная ранимость самой ВНД,);

-наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака).

К неблагоприятным условиям относятся:

— физическая ослабленность детей;

— возрастные особенности деятельности мозга. Большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более выраженную неустойчивость их нервной системы;

— ускоренное развитие речи (3 — 4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер;

— скрытая психическая ущемлённость ребёнка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием среды и степенью его осознания;

— недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне разрешается заиканием;

— недостаточное развитие моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

Вывод. При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.

Производящие (или запускающие):

— физические заболевания с энцефалитическими последствиями;

— органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;

— истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, рахит, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани;

— несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи.

2) психические и социальные причины:

— кратковременная — одномоментная — психическая травма (испуг, страх);

— длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание “примерного” ребенка;

— хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций;

— острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;

— неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым материалом;

— несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;

— переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания;

— неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика — может служить толчком для появления заикания.

  • Клонические судороги – часто повторяющиеся ритмические сокращения мышц речевого аппарата (кратковременный характер) : д-д-д-дорога
  • Тонические судороги – длительный спазм мышц речевого аппарата: д____орога.
  • Смешанные судороги.

1.Дыхательные судороги ( в дыхательном отделе):

  • Экспираторные судороги – на выдохе.
  • Инспираторные судороги – на вдохе.
  • Респираторные судороги – и на вдохе и на выдохе.

2.Голосовые судороги:

Судороги голосового аппарата возникают, как правило, при попытке произнесения гласного звука. Различают три основных вида судорог голосового аппарата.

  • Дрожательная
  • Смыкательная
  • Вокальная судорога

3.Артикуляционные судороги – могут наблюдаться судороги губ, языка, мягкого неба.

Судорога верхней и нижней губы, верхней губы и носа, (подрагивает край носа). При этом искажается все лицо, лицо

краснеет. Ребенок теряет много сил при попытке высказаться.

Судорога языка – в процессе речи высовывается язык,.

Судорога неба – самая тяжелая судорога.

  • подергивание головой, толчкообразные движения тела) и др. К таким сопутствующим движениям относятся вздрагивание и раздувание крыльев носа перед речью или во время речи (Эффект Фрёшельса).

Все сопутствующие движения:

  • Первичные – движения, в результате которых вовлекаются мышцы близко расположенные к артикуляционному аппарату.
  • Вторичные – судороги отдаленных мышц.

3) Нарушения центральной нервной системы и физического здоровья:

физическая ослабленность, частые соматические заболевания, хронические соматические заболевания. В 60% случаях

заикание сочетается с др. видами невроза (ночной энурез, повышенная психическая истощаемость).

4) нарушения общей и мелкой моторики:

Проявляется в 2-х типах нарушения:

  • Двигательная заторможенность. Характеризуется общей скованностью движений, напряженностью, замедленностью движений, неуклюжестью.
  • Двигательная расторможенность – характеризуется суетливостью, непоседливостью, раскоординированностью движений, хаотичностью, бесконтрольностью.
  • Недостатки сенсомоторного контроля выражаются в трудностях отстучать заданный ритм (нужный звуковой рисунок)

5) психологические проявления:

  • Двигательные уловки – сопутствующие движения, действия, совершаемые сознательно с целью избежать заикания. Возникают постепенно из самонаблюдений заикающегося.
  • Речевые уловки – это эмболофразии, т.е. добавления лишних слов, осколков слов, междометий, изменение грамматического строя фразы с целью сгладить проявление заикания.

Феномен фиксированности на дефекте (В.И. Селиверстов).

Навязчивые состояния;

Особенности характера:

  • Физические симптомы не выражены, патологических особенностей характера нет.
  • Осознают дефект, переживают, но в меру и по поводу конкретной неудачи.
  • Психические симптомы выражены, переживания беспочвенны и препятствуют осуществлению жизненных задач.

Когда происходит фиксация внимания на спотыканиях (на ранних этапах проявления заикания), тогда

начинается развитие действительного заикания, заикание начинает жить своею собственною жизнью.

Г.Д. Неткачев в 1913 г. образно представил заикание в виде «дерева заикания», в котором есть корни, ствол, ветви и плоды.

Корни (триада заикания)

1 корень — ростки заикания (первые речевые судороги — неплавности);

2 корень — по мере закрепления судорог появляется чувство беспокойства;

3 корень – объединяясь, 1 и 2-й корень, порождают желание скрыть дефект.

Ствол. По мере развития заикания вырастает ствол заикания – страх перед речью (логофобия)

Ветви состояние ипохондрии , меланхолии, привычные уловки, навязчивые идеи .

Плоды- патологическая личность со значительными вторичными психологическими наслоениями .

Вывод. Убрав корни заикания, есть надежда, что «дерево заикания» упадет!

Большинство исследователей выделяют 2 формы заикания:

1.Невротическая форма.

Появляется после того как речь уже сформирована, чаще всего в возрасте 2-5 лет (период формирования

самостоятельной контекстной речи, т.е. речи без наглядной опоры, самый сложный вид речи). Чаще всего появляется у

детей с ранним речевым развитием ( первые слова до года, фразовая речь в 1,6- 2 года). Возникает в результате острых

и подострых психических травм, на фоне предрасполагающих факторов: особая невропатическая структура организма ребенка;

соматическая ослабленность; семейная отягощенность патологией речи, особенно заиканием; неблагоприятный речевой

климат в семье, и, прежде всего, перегрузка ребенка информацией. Дети данной группы эмоционально ранимы, часто

переживают по любому поводу, могут испытывать ночные страхи. Заикание появляется в результате сильного

эмоционального переживания, развивается постепенно, со временем появляется психическая симптоматика.

2. Неврозоподобная форма.

Такой тип заикания характерен для детей с органическим поражением ЦНС, включая ММД, на фоне

церебрально –органической недостаточности (пре-; пери- или раннего потстнатального генеза). Признаки ее

проявляются в виде рассеянной неврологической симптоматики и церебрастенического синдрома. Последний

проявляется в виде утомляемости, истощаемости, повышенной раздражительности и др.Данная форма возникает с

момента начала формирования речи. В анамнезе у этих детей родовые травмы, болезни в первые годы жизни, патология

родов. Данная форма заикания, ее течение относительно постоянны в течение дня, недели, года. Неврозоподобное

заикание усиливается в случае физических нагрузок или психических.Носит постоянный характер.

Исследования показали, что только комплексное медико- психолого-педагогическое воздействие на заикающегося ребёнка может дать эффективный результат. Оно включает в себя:

медицинское направление— медикаментозное лечение, физиотерапия, закаливающие процедуры и т.д. ( всё, что помогает укрепит ослабленную нервную систему человека).

логопедическое направление — целенаправленное проведение систематических занятий по воспитанию правильной

темпоритмической организации речи. Обязательными являются разделы работы по формированию всех сторон речи.

психотерапевтическое направление— создание мотивации к речевому общению, необходимость убеждения ребёнка в

положительном конечном результате работы, поддержание положительного настроя, эмоционального подъёма. Каждый, даже незначительный успех в общение с детьми и взрослыми должен быть замечен и одобрен;

систему ритмических занятий, которая в соответствии с музыкальным направлением и речевым сопровождением помогает снизить напряжённость движений, их координацию и ритмичность.

Методики по преодолению заикания были разработаны Л.З. Андроновой, Н.А. Власовой, Г.А. Волковой, С.А. Мироновой, Е.Ф. Рау, В.Н. Селивёрстовым, Н.А. Чевелёвой, и др.

Если в семье есть заикающийся ребенок, важно помнить:

    Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. В виду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий речевой режим.

2. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.

3. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает нервную систему ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

4. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.

5. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания.

6. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.

7. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

8. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку.

9. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.

10. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.

11. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

источник

Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.
При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до 3,5 лет.

Причины заикания.
Все причины условно можно разделить на две группы: предрасполагающие и вызывающие.

К предрасполагающим факторам относятся:

  • невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы);
  • психологические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность); конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам);
  • наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости нервной системы).
  • поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные — инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.
Читайте также:  Афобазол при заикании у детей

Вызывающие причины могут быть физиологическими, психологическими и социальными.

Физиологические причины:

  • физические заболевания с энцефалитическими последствиями;
  • травмы — внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга; о
  • органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;
  • истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани.

Психические и социальные причины:

  • кратковременная — одномоментная — психическая травма (испуг, страх); длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание “примерного” ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций;
  • острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;
  • неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);
  • двуязычие: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;
  • подражание заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции: пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная — он копирует речь заикающегося;
  • переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания;
  • неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика — может служить толчком для появления заикания.

Первые признаки заикания

— Ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.);
— Употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
— Повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
— Вынужденные остановки в середине слова, фразы;
— Затруднения перед началом речи.

Если Вы видите в речи малыша хотя бы одно из этих проявлений, оформите заявку (внизу страницы) или позвоните нам:

Нужна консультация невролога? Запишитесь на консультацию в
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».

источник

Рассмотрение механизма заикания, причин его возникновения, особенностей проявления. Логопедическая работа с нарушениями ритма и плавности речи. Изучение структуры речевого расстройства при заикании. Психокоррекционные основы логопедического воздействия.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http: //www. allbest. ru/

Заикание как сложное структурное речевое расстройство

Альбекова Гульдархан Жумабековна

В настоящее время заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Известно, что заикающихся в нашей стране от 1,5% до 2,2% . Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Психологически трудным моментом является начало работы по преодолению заикания (начало занятий с логопедом или самостоятельных занятий).

У заикающихся до начала занятий возникают простые житейские вопросы:

· Каковы причины возникновения заикания?

· Распространено ли заикание среди населения?

· Кто чаще страдает заиканием — мужчины или женщины?

И наконец, самый главный вопрос: сможет ли заикающийся человек, начав заниматься, преодолеть заикание и достичь стабильности в речи?

Заикание известно человеку, по-видимому, столько же времени, сколько существует человеческая речь. Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться долгие годы. Заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в просодике высказывания: высоте и силе звука, темпе речи. Помимо этого, отмечаются приспособительные изменения позы, мимики, артикуляции.

Течение заикания бывает постоянным или волнообразным, но чаще всего запинки появляются в наиболее ответственных, «трудных» ситуациях. Это, как правило, официальная обстановка, необходимость выступить перед аудиторией, ответить на уроке, экзамене, поговорить по телефону, ответить на неожиданный вопрос незнакомого человека или задать ему вопрос и многое другое.

Заикание в целом и его отдельные признаки отличаются непостоянством: они то усиливаются, то ослабевают на несколько дней, недель и даже месяцев.

Часто возникающие речевые затруднения и неудачи приводят к повышенным затратам нервной энергии, а порой и к серьезным психическим травмам, которые могут вызвать чувство неполноценности, досады, беспомощности и другие отрицательные эмоции.

У взрослых заикающихся появляется большое количество установок, ограничивающих их возможности («меня не понимают», «мне даже не стоит пробовать» и др.), и, как следствие — ограничение социальных контактов, уход в собственный мир, снижение социальной активности. Многие перестают видеть свои профессиональные и личные достижения, считая, что, если бы не заикание, все могло бы быть лучше. В результате у большинства заикающихся возникает логоневроз, что усиливает заикание и еще больше затрудняет речевое общение [8.144с.]

Столь ли распространено заикание, чтобы говорить о существовании проблемы?

В.М.Шкловский отмечает что во всем мире заикаются 1% взрослых и 2—3 % детей. Количество заикающихся в нашей стране колеблется в среднем от 1,5 до 2,2 %

Наиболее часто заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет и совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Речь в этот период является наиболее уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности ребенка. Нарушения в функционировании нервной системы маленького ребенка могут вызвать «срыв» речи — заикание. Возникший недостаток речи при неблагоприятном течении фиксируется по механизму условно-рефлекторной связи.

Усиление заикания обычно наблюдается в период школьного обучения, особенно в первый год, а затем в подростковом возрасте. В большом числе случаев заикание приобретает хроническое течение. Усиливаясь с годами, недостаток речи начинает особенно проявляться в эмоционально значимых ситуациях.

Заикание у мальчиков встречается чаще, чем у девочек, примерно в три-четыре раза. По мнению И.А. Сикорского доминантное речевое полушарие головного мозга у женщин развито несколько лучше, чем у мужчин. Видимо, это мнение основано на общеизвестном факте, говорящем о некотором «опережении» девочками мальчиков в развитии речи при отсутствии каких-либо заболеваний.

Проблема заикания занимает умы не одного поколения людей. Отражением этого являются многочисленные теорий, претендующие на объяснение его механизмов.

Бытует мнение о том, что заикание возникает от испуга, то есть в результате психотравмы. Но можно ли считать психотравматизацию единственной и ведущей причиной заикания?

Всем известно, что подавляющее большинство детей, особенно в раннем возрасте, пугаются, но далеко не все после этого начинают заикаться. Следовательно, у ребенка, начавшего заикаться, имелись определенные предпосылки, предрасполагающие причины, на которые наслоились различного рода психотравмы (например, сильный испуг, конфликты в семье и др.).

Каковы же эти предпосылки? Неблагоприятные условия жизни и работы матери, а также различные заболевания в период беременности могут явиться причиной ослабленности новорожденного. Предрасполагать к возникновению заболевания могут черепно-мозговые травмы, соматические или инфекционные заболевания, протекавшие с высокой температурой, различного рода эмоциональное напряжение.

Для понимания структуры речевого расстройства при заикании исследователи в разное время и разными методами (физиологическими, медицинскими, психологическими) изучали механизм заикания, причины его возникновения, особенности проявления. Однако механизм заикания до сих пор остается недостаточно ясным.

Среди разных взглядов на сущность заикания можно выделить следующие: заикание — это речевое недоразвитие либо это невроз или неврозоподобное состояние.

Большинство отечественных ученых относят заикание к неврозам. При этом часть исследователей Ю.А. Флоренская, Ю.А. Поворинский склонны рассматривать заикание как симптом невроза.

Таким образом, в возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее «готовностью» к отклонениям от нормы. В этом немаловажное значение имеет тип высшей нервной деятельности человека. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен биологическими предпосылками, неблагоприятными внешними факторами.

Предрасполагающие причины для возникновения заикания разнообразны. Может быть сочетание нескольких причин: наследственная предрасположенность, невропатическая конституция, органическое поражение центральной нервной системы, соматическая ослабленность вследствие заболеваний, семейная отягощенность патологией речи и др. Непосредственным толчком для появления судорожных запинок может послужить психотравма, инфекционное заболевание, возросшие интеллектуальные нагрузки. Заикание может начаться и без видимой причины.

Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области высшей нервной деятельности — его речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями судорожности. Фиксированность внимания на речевых затруднениях усугубляет и усложняет расстройство нормального механизма образования речевого потока.

Видимо, возможны и другие варианты объяснения механизмов заикания, в частности на основе органических изменений центральной нервной системы.

Особенности проявления (симптомы) заикания изучены к настоящему времени достаточно полно. По своим проявлениям заикание — крайне неоднородное расстройство. Многообразие проявлений заикания, отмеченное исследователями, позволяет утверждать, что заикание — это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание в разной степени выраженные расстройства нервной системы, физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, а также наличие психологических особенностей.

Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии заикающихся проявляются по-разному. У них часто наблюдается общее мышечное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство. Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки замаскировать его нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: речебоязнь, чувство угнетенности, раздражительности и постоянные переживания из-за своей речи, поэтому расстройство речи еще более усиливается.

Н.И. Жинкин отмечает что первые реакции на дефект у ребенка неосознанны, не носят эмоциональной окраски. Но в результате многократного повторения случаев запинок в речи ребенка их восприятие сопровождается у него развитием понимания, что он говорит не так, как все (неплавно, прерывисто, с запинками), что ему что-то мешает свободно говорить (двигать языком, губами и т. д.). Запинки возникают внезапно, необъяснимо от чего, являются предметом внимания окружающих, не поддаются сразу преодолению, не исчезают самостоятельно и постепенно входят в патологическую условно-рефлекторную цепочку.

Длительное действие раздражителя в одних случаях приводит к понижению чувствительности (адаптации), а в других — к ее обострению (сенсибилизации).

Отсутствие фиксации на речевых запинках у ребенка происходит, прежде всего, под влиянием благоприятных окружающих условий, доброжелательного и спокойного отношения к проявлению этих запинок. В этом случае запинки не мешают общению ребенка с окружающими. Такая картина преимущественно характерна для детей с запинками несудорожного характера. Также встречаются у детей довольно часто в 80% от общего числа всех детей от 2 до 4 лет и легко проходят, если нет осложнений.

Иная картина наблюдается в случаях обострения чувствительности к восприятию своих речевых нарушений. Возникшие представления о речевых запинках у заикающегося могут опережать само их появление и выступать в данном случае уже как их предвидение и ожидание. Понятия о своей неправильной речи складываются у заикающихся по-разному и постепенно, с накоплением опыта.

Осознанное внимание к своим речевым проблемам побуждает к волевым действиям по преодолению речевого дефекта. Причем невозможность самостоятельно справиться с этой задачей усугубляется ощущениями собственной неполноценности. Состояние яркого переживания способствует фиксированности на своем дефекте, которая увеличивается с возрастом. Со временем у каждого заикающегося складывается своя иерархия коммуникативных трудностей. Например, школьник, свободно говорящий на перемене, тяжело заикается на уроке, а человек, только что не испытывавший затруднений при разговоре с приятелем, не может двух слов сказать без запинки в ответ прохожему.

Неблагоприятный опыт прошлого порождает не только определенные представления о своей неправильной речи, о самом себе и своем положении в обществе, но и формирует неуверенность в своих речевых возможностях. Предвидение и ожидание речевых запинок в совокупности с отрицательными эмоциями во многих случаях приводит к навязчивым страхам речи (логофобии, звукофобии), снижению речевой активности. Переживания, связанные у заикающихся с нереализованной потребностью свободного речевого общения с окружающими, могут сопровождаться состоянием эмоциональной угнетенности, раздражительности, отчаяния, физического напряжения во время речи, повышенной психической истощаемостью. В зависимости от благоприятных или неблагоприятных условий названные явления могут или проявляться кратковременно, или перерастать в стойкие патохарактерологические особенности.

Часто у детей формируется робость, застенчивость, тревожность, агрессия и другие расстройства. Все они могут затруднять формирование других форм общения, которые соответствуют последующим этапам развития человека. Заикание, наложившее отпечаток на развитие личности подростка, на его общение, часто неблагоприятно сказывается на всей деятельности заикающегося, на его эмоциональной сфере и ведет к психологическим, социальным и педагогическим проблемам.

Таким образом, можно полагать, что заикание — это состояние речи, обладающее отрицательной, а в некоторых случаях и положительной динамикой, при котором в периферическом речевом аппарате человека, страдающего заиканием, наблюдаются судороги различной тяжести, продолжительности и частоты, возникающие вследствие невротических, неврозоподобных состояний либо органических заболеваний нервной системы и в свою очередь вызывающие у значительной группы больных вторичные реактивные наслоения. Эти наслоения могут обусловливать определенные изменения личности и приводить к нарушениям системы общения заикающегося с окружающими.

заикание речь логопедический расстройство

1. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах, СПб.: Питер, а. 2004 г.

2. Власова Н.А. О заикании детей дошкольного возраста // Педиатрия. — — №7. — С.82-85.

3. Карвасарский Б.Д. Неврозы. — Москва.: Медицина, — 576с.

4. Крыжановский Г.Н. Общая патофизиология нервной системы. Руководство. — Москва.: Медицина, — 352с.

5. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой — Москва.: Просвещение, — 528с.

6. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. — Москва.: ВЛАДОС, — 304с.

Читайте также:  Афобазол помогает при заикании

7. Меньшикова С.В. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие для логопедов и родителей. — Казань: «Лиана», — 112с.

8. Миссуловин Л.Я. Заикание и его устранение. — СПб.: ООО «СЛП», — 144с.

9. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. — Москва.: Просвещение, — 176с.

10. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. — Москва.: ГНОМ-ПРЕСС, — 36с.

11. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. — Москва.: ВЛАДОС, — 208с.

Заикание как тяжелое расстройство речи, основные причины его возникновения у детей дошкольного возраста, формы и особенности течения заболевания. Значение лечебно-педагогического и коррекционно-воспитательного воздействия в преодолении заикания.

курсовая работа [57,3 K], добавлен 24.08.2009

Теория заикания (этиология, механизмы), его проявление у дошкольников. Анализ логопсихокоррекционного подхода при устранении заикания (принципы, этапы и технологии). Методы и результаты экспериментального исследования структуры заикания у дошкольников.

дипломная работа [754,0 K], добавлен 13.10.2017

Особенности диагностики и коррекции невротической и неврозоподобной форм нарушения темпа и ритма речи ребенка, обусловленных судорогами мышц речевого аппарата в процессе речи. Приемы логопедической коррекции детского заикания по методике Селиверстова.

презентация [295,4 K], добавлен 30.10.2014

История изучения проблемы заикания в научной литературе. Программа-тренажер «BreathMaker». Формирование темпо-ритмической стороны устной речи у дошкольников. Логопедическая работа по устранению заикания. Процесс обучения релаксации, главные этапы.

дипломная работа [92,0 K], добавлен 19.08.2014

История изучения проблемы заикания и причин его возникновения. Методы устранения заикания. Организация и содержание работы по формированию устойчивой речи у дошкольников. Коррекция заикания с применением дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

дипломная работа [176,6 K], добавлен 10.05.2011

Письмо как вид деятельности; его особенности и структура. Понятие о дисграфии на основе нарушения фонематического анализа и синтеза у младших школьников: определение, симптоматика, классификация. Логопедическая работа по устранению речевого расстройства.

курсовая работа [43,5 K], добавлен 30.01.2014

Роль речевого дыхания в развитии речи. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Коррекционно-педагогическая работа по развитию речевого дыхания (направление работы, упражнения, организация занятий).

дипломная работа [90,8 K], добавлен 08.04.2011

Заикание как речевое нарушение, связанное с расстройством темпа экспрессивной речи с преимущественным поражением ее коммуникативной функции. Феномен фиксирования на дефекте — фактор, определяющий характер психологических особенностей заикающихся.

дипломная работа [296,0 K], добавлен 30.10.2017

Клинико-психологическая характеристика детей с нарушениями зрения. Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения. Логопедическая технология преодоления нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

курсовая работа [1,3 M], добавлен 20.11.2013

Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей с невротической и неврозоподобной формой речевой патологии. Исследование особенностей проявления заикания у детей. Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения.

курсовая работа [76,6 K], добавлен 17.05.2015

источник

Отечественные исследователи подходят к изучению заика­ния с диалектических позиций. Поэтому, выделяя при всем многообразии клинической картины заикания физиологичес­кие и психические моменты, первичными считают расстрой­ства физиологического характера.

На основе физиологических расстройств формируются пси­хологические особенности личности заикающегося, которые усугубляют заикание. Психологические изменения нередко выступают на первый план.

Впервые наиболее полно симптоматика заикания была представлена в работе И. А. Сикорского «Заикание» (1889). Проявления заикания у лиц в разные возрастные периоды

изучали М. Е. Хватцев, М. Зееман, Э. Фрешельс, В. А. Гиля­ровский, Н. П. Тяпугин, С. С- Ляпидевский и многие другие. В настоящее время условно выделяются две группы симпто­мов, находящихся в тесной взаимосвязи: биологические (физиологические) и социальные (психологи­ческие).

К физиологическим симптомам относятся речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики. К психологическим — речевым за­пинки и другие нарушения экспрессивной речи, феномен фик-сированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психо­логические особенности.

Основным внешним симптомом заикания являются су­дороги в процессе речевого акта. Их длительность в средних случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд. В тяжелых случаях достигают 90 секунд. Судороги различа­ются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте. При тонических судорогах наблю­дается короткое толчкообразное или длительное спазматичес­кое сокращение мышц — тонус: «т-ополь» 1 . При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выражен­ным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц — клонус: «то-то-тополь». Такими судорога­ми обычно поражается весь дыхательно-голосо-артикуляцион-ный аппарат, так как его функция управляется целостно рабо­тающей центральной нервной системой и он, следовательно, в процессе речи работает как нерасчленимое целое. В зависимо­сти от преобладания судорог в тех или иных органах речи раз­личают дыхательные, голосовые и артикуляционные.

Отмечаются три формы нарушения дыхания при заика­нии: экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (су­дорожный вдох, иногда со всхлипыванием) и респираторная (судорожные вдох и выдох, нередко с разрывом слова).

Судороги в голосовом аппарате характеризуются следую­щим образом: смыкательная (судорожно-сомкнутые голосо­вые складки не могут своевременно разомкнуться — голос внезапно прерывается, или же образуется клоническая или затяжная судорога — получается блеющий прерывающийся

1 Черта после буквы означает судорожно-затянутое произношение соответ­ствующего звука.

(«А-а-аня») или толчкообразный гласный звук («а. а. а.»); размыкательная (голосовая щель остается открытой — при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь); во-, кальная, свойственная детям (впервые выделена И. А. Сикор-ским). Дети протягивают гласные в словах.

В артикуляционном аппарате различаются судороги — губные, язычные и мягкого нёба. Чаще и резче они проявля­ются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б, т, д); реже и менее напряженно — щелевых. На звонких, как более координационно сложных, судороги проявляются чаще, чем на глухих, особенно при их сочетании с гласными, а также в начале слова, возглавляющего фразу, синтагму или абзац. Следовательно, помимо затруднений, обусловленных фонетической природой самих трудных звуков, большую роль играют грамматические факторы: положение слова во фразе, структура текста и т. п. При этом надо учитывать содержа­ние высказывания, так как известно, что заикание усиливает­ся по мере семантического и эмоционального усложнения произносимого: заикаются реже при простом повествовании о хорошо известных вещах, чем при трудных рассуждениях и спорах. Ученики меньше заикаются при пересказе хорошо подготовленного учебного материала. Известное значение в отношении частоты заикания имеет ритм речи.

В экспрессивной речи заикающихся детей отмечаются фоне-тико-фонематические и лексико-грамматические нарушения. Распространенность фонетико-фонематических нарушений за­икающихся дошкольников составляет 66,7%, среди младших школьников — 43,1%, средних — 14,9% и старших — 13,1%. Среди заикающихся дошкольников, помимо нарушений звуко-лроизношения, в 34% случаев отмечаются отклонения в разви-тии речи, в сроках появления слов, формирования фразовой речи.

Нарушаются словесное ударение, интонация, ритм. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, из­меняются громкость и темп произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевым намерением, эмоциональ­ным состоянием заикающегося.

Изучение нестабильной частотности пароксизмов заикания позволяет обосновать понятие о сохранных участках правиль­ной речи, об определении уровня сохранной речи в зависимо­сти от разной степени сложности речевой деятельности и ре­чевых ситуаций. Выявление уровня сохранной речи имеет определяющее значение для основных коррекционных задач

на каждом этапе последовательной логопедической работы В проявлениях заикания характерными являются такдсе различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миок-лонусы в мышцах лица, шеи) и произвольными уловками. К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою трудную речь.

Нередко отмечается общее моторное напряжение, скован­ность движений или двигательное беспокойство, расторможен-ность, дискоординация или вялость, переключаемость и пр. Некоторые исследователи указывают на связь заикания с амбидекстрией (леворукостью).

Еще в начале XX в. Т. Гепфнер и Э. Фрешельс подчеркива­ли, что * специфической основой заикания» является то психи­ческое состояние, на основании которого возникает «сознание расстройства речи». Впоследствии Ф. Штоккерт, Ю. А. Фло­ренская, М. И. Панкин, М. Е. Хватцев, А. М. Смирнова, Н. А. Власова, Н. И. Жинкин и другие также отмечали усу­губляющую роль зафиксированного внимания заикающихся на своем дефекте.

Одним из основных явлений, из которых развивается не­вротическое расстройство, является чувство собственной не­полноценности. И чем больше фиксируется больным внима­ние на своем болезненном симптоме, тем более упорным он становится. Так образуется порочный круг, из которого боль­ной никак не в состоянии выбраться: болезненный симптом заставляет его фиксировать на нем свое внимание, а вслед­ствие этого симптом еще усиливается и еще более приковы­вает к себе внимание больного. Н. И. Жинкин, рассматривая заикание как расстройство речевой саморегулировки, отмеча­ет, что чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегуляция. Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и, возникает все чаще, теперь уже перед началом речи. Процесс становится циркулярным, так как дефект на приеме усиливает дефект на выходе.

Исследователи заикания в понятие фиксированности на дефекте вкладывают разное содержание: особое свойство вни­мания (устойчивое, застревающее навязчивое, концентрирован­ное), осознание дефекта, представление о нем, разное эмоцио-

нальное отношение к нему (переживание, тревожность, бояз­ливость, страх).

Опираясь на опыт работы с заикающимися разного возра­ста и общие принципы системного подхода в психологии (Л- С. Выготский, С. Я. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лу-рия, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, П. Я. Гальперин, В. Д. Небы-лицын, Д. В. Эльконин и др.), можно представить психологи­ческую модель возникновения и развития феномена фиксированности с позиции интегрального взаимодействия психических процессов, состояний, свойств и действий у заи­кающихся. Различие между заикающимися и свободно гово­рящими выражается не в степени продуктивности той или иной деятельности, а в специфике ее протекания. От первого непроизвольного эмоционального реагирования на дефект у заикающихся детей постепенно формируется свое отношение к нему, связанное с эмоциональными переживаниями и отра­жается в волевых усилиях (действиях и поступках) в само­стоятельной и безуспешной борьбе с заиканием.

Понятие феномена фиксированности в данном случае мож­но определить так: это есть отражение объективно существу­ющего речевого дефекта (речевых судорог) во всей психичес­кой деятельности заикающегося человека. Это результат процессов получения и переработки информации о речевых трудностях (или помехах) и связанных с ними неприятнос­тях, трансформированных в психических процессах, состоя­ниях и свойствах заикающегося и проявляющихся в его вза­имодействии с окружающей социальной средой.

Важно найти критерии, которые характеризуют нарастаю­щую сложность разных уровней (степеней) фиксированности на дефекте. В качестве такого критерия могут быть использо­ваны 3 варианта эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту (безразличное, умеренно-сдержанное и безна­дежно-отчаянное) и 3 варианта волевых усилий в борьбе с ним (их отсутствие, наличие и перерастание в навязчивые Действия и состояния). В связи с этим оправдано введение рабочего термина «болезненная фиксация» для выделения соответственно трех групп заикающихся:

1. Нулевая степень болезненной фиксации: Дети не испытывают ущемления от сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обид­чивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.

2. Умеренная степень болезненной фикса­ции: старшие школьники и подростки переживают свой де­фект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным улов­кам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.

3. Выраженная степень болезненной фикса­ции: у заикающихся переживания по поводу дефекта выли­ваются в постоянно тягостное чувство неполноценности, ког­да каждый поступок осмысливается через призму речевой неполноценности. Это чаще подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерен уход в болезнь, болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуациями и пр.

Изучение феномена фиксированности заикающихся на своем дефекте позволило установить следующее:

1. Фиксированность является одним из основных факто­ров усложняющих структуру дефекта и эффективность его преодоления.

2. Имеется прямая зависимость его от возраста детей (или стажа заикания). Это объясняется наличием неблагоприят­ных факторов окружающей среды, совершенствованием и усложнением психической деятельности в связи с формиро­ванием личности детей, появлением сдвигов в нервной и эн­докринной системах, связанных с пубертатным периодом.

3. Отмечается связь с усложняющимся характером мотор­ных нарушений. Тоническая судорога иногда может рассмат­риваться как попытка заикающегося бороться со своим не­дугом. Характер моторных нарушений у заикающихся обычно связан с эмоциональным отношением ребенка к дефекту.

4. Эффективность логопедической работы с заикающими­ся детьми находится в зависимости от разной степени их фиксированности на дефекте: чем больше фиксированность, тем ниже результаты логопедической работы, и наоборот.

Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавить­ся от него или хотя бы замаскировать порождают у заикаю­щихся различные психологические особенности: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость, внушаемость и многое другое.

В настоящее время делаются попытки не только глубже изучать индивидуальные психологические особенности заи­кающихся, «но и комплектовать по этому признаку группы

для обоснованной психотерапевтической направленности ло­гопедической работы с ними.

В зависимости от благоприятных социальных условий, в которых растет и воспитывается ребенок, а также от его пре-морбидных особенностей психические явления могут в раз­ной степени и кратковременно проявляться или закреплять­ся и перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя в целом уже психологические особенно­сти заикающихся. Попытки замаскировать речевые трудно­сти порождают у заикающихся различные неречевые и рече­вые уловки, которые наблюдаются в общей моторике (движения руками, ногами, корпусом, головой и др.); реже — в речевой моторике (покусывания кончика языка, нижней губы, облизывание губ, причмокивание, беззвучное артикулирова­ние звуков и т. д.) в виде вспомогательных звуков их сочета­ний или слов (эмболы): э, и ну, вот, да и т. д.

Различают три степени заикания: легкая — заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта; сред­няя — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются; в эмоциональном состоя­нии проявляется сильное заикание; тяжелая — заикают­ся в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движе­ниями.

Выделяются следующие типы течения заикания: посто­янный — заикание, возникнув, проявляется относительно по­стоянно в различных формах речи, ситуациях и т. д.; вол­нообразный — заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает; рецидивирующий — исчезнув, за­икание появляется вновь, т. е. наступает рецидив, возврат за­икания после довольно длительных периодов свободной, без запинки речи.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник