Меню Рубрики

Реализация комплексного подхода к преодолению заикания

Становлению современного комплексного подхода к пре­одолению заикания предшествовал поиск различных приемов и средств преодоления дефекта. Многочисленность и недоста­точная эффективность методик преодоления заикания объяс­няются сложностью его структурных проявлений и недоста­точным уровнем знаний о его природе.

При изучении существовавших ранее приемов, средств и методов преодоления заикания целесообразно рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воз-

действия на заикающегося — медицинского или педагоги­ческого. В первом случае — это лечебные меры (терапевти­ческие, хирургические, ортопедические, психотерапевтические), во втором — меры педагогические (дидактические) и в тре­тьем — различные сочетания лечебного и педагогического воздействия на заикающихся.

Терапевтические средства для преодоления заи­кания применялись в разной степени и формах во все време­на, начиная с древнейших (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален, Авиценна, Меркуриалес, Кленке, Лихтингер и др.). Терапевти­ческие средства не являлись исчерпывающими в лечении заи­кания, а лишь в той или иной степени дополняли его.

Хирургический метод лечения заикания применял­ся с I в. н. э. до середины XIX в., пока не утвердилось мнение о его бесполезности и опасности использования (Антилл, Бон­не, Лиффенбах, Дионис, Пети, Фабриций, Эгинский и др.)- Он появился в результате понимания заикания как следствия патологического строения органов артикуляции или недоста­точной иннервации мышц языка.

Использование механических приспособлений с ортопе­дической целью восходит еще к Демосфену, который якобы успешно применял для лечения собственного заика­ния инородные предметы (морские камешки), держа их под язы­ком во время речевых упражнений. И впоследствии специали­сты применяли при лечении заикания различные механические приспособления: Итар — язычную вилку, Коломба — язычный нажиматель и распорку для губ, Эрведе-Шегуан — накладки на оба ряда зубов, Кленке — деревянную пластинку в форме дуги под язык, Меркель — скобы из китового уса на нижние зубы и т. д. Ортопедические средства имели вспомогательное значение в лечении заикания.

Психотерапевтические воздействия. С появле­нием взглядов на заикание как на невротическое расстрой­ство некоторые авторы стали придавать первостепенное зна­чение в его преодолении психотерапевтическому воздействию (Вертран, Либманн, Лагузен, Меркель, Неткачев, Фрешельс, Шультесс и др.). Сторонники психологического направления в Идели в заикании прежде всего психическое страдание, по­этому при выборе средств воздействия на заикающегося учи­тывали влияние этих средств на его психику.

Дидактические приемы. Последователи дидактичес­ких приемов воспитания правильной речи у заикающегося

рекомендовали системы разнообразных и постепенно услож­няемых речевых упражнений, охватывающих как отдельные элементы речи, так и речь в целом (Андрее, Гимиллер, Гутц-ман, Денгардт, Итар, Коэн, Куссмауль, Ли).

Система лечебно-педагогических мер. Первы­ми попытками определить систему лечебно-педагогического воздействия на заикающихся можно считать рекомендации И. А. Сикорского (1889) и его ученика И. К. Хмелевского (1897). И. А. Сикорский в лечение заикания включал: а) гим­настику речи (система упражнений для дыхания, голоса, ар­тикуляции, различных форм речи); б) психотерапевтическое лечение (создание соответствующих условий, окружающих больного, последовательное усложнение речевых занятий, воз­действие на настроение больного и пр.); в) фармацевтическое и динамическое лечение (медикаменты, физиотерапия, двига­тельные упражнения).

Опираясь на исследования отечественных физиологов — И. М. Сеченова, И. П. Павлова и их последователей, ученые и специалисты-практики преодолели тенденциозность разрабо­танных ранее приемов устранения заикания, отобрали из них все лучшее, рациональное и определили современный комп­лексный подход к преодолению заикания. В. А. Гиляровский, Ю. А. Флоренская, Ф. A. Pay, Н. П. Тяпугин, М. Е. Хватцев, Н.А. Власова, М. И. Панкин, В. С. Кочергина, М. С. Лебединс­кий, С. С. Ляпидевский, В. И. Селиверстов и другие своими исследованиями и практической деятельностью способство­вали развитию комплексного медико-педагогического подхо­да к преодолению заикания.

Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизиологического состояния заикающе­гося разными средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечеб­ные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психоте­рапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, вос­питательные мероприятия. Цель их — устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств го­лоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление не­рвной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от пси­хологических наслоений, перевоспитание его личности и пове­дения, социальная реадаптация и адаптация заикающегося-

Весь лечебно-педагогический комплекс по характеру воз­действия на заикающихся можно условно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-ледагогическую. Основными задачами лечебно-оздоровитель­ной работы, которую проводит врач, являются: укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заи­кающегося; устранение и лечение отклонений и патологичес­ких проявлений в их психофизическом состоянии (ослабле­ние или снятие речевых судорог, расстройств вегетативно нервной системы, нарушений моторики и др.).

Основной задачей коррекционно-педагогической работы, которую преимущественно проводит логопед, является: устра­нение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических особенностей заикающихся. Логопед орга­низует содружественную медико-педагогическую работу необ­ходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инст­руктора по ЛФК, музыкального работника и др.), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся.

К лечебно-оздоровительной работе относятся: создание благоприятной обстановки для лечения, организа­ция режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебная физкультура, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия.

И. М. Сеченов указывал, что в научное понимание организ­ма человека и его деятельности входит и влияющая на него среда, так как без последней существование организма невоз­можно. Среде придается решающее значение в формирова­нии и развитии организма, а также в возникновении и, следо­вательно, устранении болезненных процессов.

Для заикающегося ребенка в условиях специализирован­ного учреждения необходимо создать спокойное и в то же время бодрое, жизнерадостное настроение; отвлечь его внима­ние от тревожных мыслей о своем дефекте.

У ребенка надо поддерживать хорошее настроение, бодрость, уверенность в выздоровлении. Систематическое чередование Различных видов деятельности, определенный тип жизни так­же имеют важное значение, так как способствуют нормализа­ции и облегчению работы высших отделов нервной системы и всего организма в целом.

В распорядке дня важно предусматривать достаточное вре- Мя для отдыха. С этой целью для школьников необходимо

Легчить учебный процесс, чаще делать перерывы при вы-

полнении домашних заданий, не перегружать их внеклассной и домашней работой и пр.

Важное значение для детей имеет разнообразие видов дея­тельности, это вызывает у них депрессию. Для детей возбуди, мых, подвижных подбираются занятия, игры спокойные, не­шумные. Заторможенных нужно активизировать, развивать у них самостоятельность.

В режиме дня заикающегося ребенка-дошкольника на сон должно быть отведено не менее 10-11 часов ночью и 2 часа днем, школьников 8—9 часов ночью и 1,5—2 часа днем. При­ем пищи предусматривается не позже, чем за 1,5—2 часа до сна, ибо в противном случае восстановление силы нервных клеток коры головного мозга во время сна протекает менее интенсивно. Необходимо больше внимания уделять витами­низации пищи заикающегося ребенка. Витамины как биоло­гические катализаторы всех ферментных систем благопри­ятно влияют на высшую нервную деятельность, реактивные силы и иммунологическое состояние организма.

В режим дня заикающегося ребенка включаются закали­вающие процедуры. Ежедневные прогулки, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения укрепляют нервную систе­му, создают эмоциональный подъем. Воздушные ванны ока­зывают активное воздействие и на сердечно-сосудистую сис­тему, нормализуют ее работу.

Важное значение для закаливания организма ребенка име­ют водные процедуры: обтирание, обливание, душ и купание. Разные виды закаливания назначаются врачом строго ин­дивидуально в зависимости от состояния здоровья ребенка и особенностей местных условий.

Лечебная физкультура и физические упражнения, развивая мышечную систему, усиливают работу важнейших жизненных органов — легких и сердца, повышают обмен веществ. Они способствуют укреплению силы и морального духа ребенка, развивают координированные и точные движения, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенное-ти движений, способствуют воспитанию дисциплинированно­сти и собранности.

Все это является необходимой предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов заикающегося ребенка и оказывает положительное влияние на выработку у него правильных речевых навыков. Физические упражнения для заикающихся детей приобретают лечебное значение.

В лечебных учреждениях для заикающихся детей помимо общих физических используются и специальные корригирую­щие упражнения на занятиях по лечебной физкультуре (ЛФК).

Медикаментозное лечение заикающихся ставит целью нормализацию деятельности центральной и вегетатив­ной нервной системы, речедвигательного аппарата; устране­ние судорог, снятие психогенных наслоений, оздоровление организма в целом.

По наблюдениям В. С. Кочергиной, роль медикаментозно­го лечения с возрастом заикающихся увеличивается. Это объясняется усложнением клиники заикания вследствие присоединения дополнительных функциональных наслоений, связанных с пубертатными сдвигами и повышением роли слова как фактора социального общения.

Психотерапия в комплексе лечения заикания занима­ет существенное место. Основная задача психотерапии — оз­доровление психики заикающегося — осуществляется через: 1) воспитание полноценной личности, 2) воспитание здоровой установки на свой недостаток и социальную среду, 3) воздей­ствие на микросоциальную среду. Оздоравливающее воздей­ствие на заикающегося оказывает косвенная и прямая пси­хотерапия. Под косвенной психотерапией понимается обстановка, окружающая природа, коллектив, отношение об­служивающего персонала, режим, игры и многое другое. Пря­мая психотерапия — лечебное воздействие словом в виде разъяснения, убеждения, внушения и обучения. В современ­ной психотерапии различают два основных вида воздействия словом: 1) рациональную (по Дюбуа), или разъяснительную (по В. М. Бехтереву), психотерапию; 2) суггестивную терапию, в которой выделяются внушение в бодрствующем состоянии, во сне (гипноз) и самовнушение (аутогенная тренировка).

Рациональная психотерапия состоит из индивидуальных и коллективных специальных бесед, которые представляют собой логически обоснованную систему разъяснений, убежде­ний и обучения заикающегося. Цель ее в том, чтобы объяс­нить заикающемуся в доступной, образной и убедительной форме сущность заикания, его обратимость, роль самого ре­бенка в преодолении заикания, критически разобрать особен­ности его поведения. Силой логического убеждения и приме­ром психотерапевт стремится помочь заикающемуся в Перестройке неправильных форм поведения, внушая уверен- в свои силы, в возможность преодоления заикания.

Для маленьких детей рациональная психотерапия выра­жается в использовании разнообразных игровых приемов красочного дидактического материала, труда, музыки, ритми­ки и пр. Эти формы психотерапии тесно смыкаются с психо­профилактикой и психогигиеной. Для старших школьников необходимо широкое использование основных приемов раци­ональной психотерапии.

Внушение (суггестия) — специальный метод психотерапии. Различают внушение со стороны другого лица (гетеросуггес-тия) и самовнушение (аутосуггестия).

В лечении заикания используются методы внушения в бодрственном состоянии (К. М. Дубровский) и в состоянии гипнотического сна. Эти психотерапевтические методы ис­пользуются в комплексе с другими медик о-педагогически­ми средствами воздействия на заикающихся подростков и взрослых.

Одним из видов аутосуггестии является метод аутогенной тренировки. Он применяется при лечении различных невро­зов. Путем самовнушения по определенной формуле вызыва­ется состояние покоя и мышечного расслабления (релакса­ция). В дальнейшем проводятся целенаправленные сеансы самовнушения по регуляции тех или иных нарушений функ­ций организма. В этом плане оно оказывается полезным и при заикании. Заикающийся овладевает способностью вызы­вать расслабление мышц, особенно лица, шеи, плечевого пояса, и регулировать ритм дыхания, что ослабляет интенсивность судорожных спазмов.

Использование аутогенной тренировки в комплексной ра­боте с заикающимися находит свое отражение в методиках, предлагаемых А. И. Лубенской, С. М. Любинской, В. М. Шклов­ским, Ю. Б. Некрасовой, А. А. Мажбиц, М. И. Мерлис и др.

В связи с незрелостью психики и недостаточной концент­рацией внимания у детей дошкольного возраста гипнотера­пия и аутогенная тренировка с ними не применяются.

Многие логопеды, работая с заикающимися детьми, исполь­зуют игры и упражнения, которые помогают расслабить мыш­цы рук, предплечья, шеи, ног, лица.

Среди активизирующих методов психотерапии значитель­ное место занимают функциональные тренировки (А. Г. Ива­нов-Смоленский, В. А. Гиляровский, С. Н. Давиденков, М. Д. Манцюра, Н. М. Асатиани и др.). Они представляют собой тренировку нервных и психических процессов, укреп­ление активности и воли.

Все виды психотерапии заикания направляются на устра­нение психогенных нарушений (страха речи и ситуаций, чув­ства ушемленности и подавленности, навязчивой фиксации на своем речевом расстройстве, многообразных переживаний в связи с этим и пр.) и на перестройку у заикающегося изме­ненного под влиянием дефектной речи социального контак­та с окружающими; на формирование умений владеть собой и своей речью, на перестройку своих личностных качеств.

Педагогическую часть комплексного подхода составляют коррекционно-педагогическая (логопедическая) работа, которая включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия, логопедическую ритмику, работу с родителями.

Логопедическая работа рассматривается как система кор-рекционно-педагогических мероприятий, направленных на гар­моничное формирование личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта.

Логопедическое воздействие в настоящее время осуществ­ляется в двух направлениях: прямом и косвенном. Прямое логопедическое воздействие реализуется во время групповых и индивидуальных занятий с заикающимися. Эти занятия предусматривают развитие общей и речевой моторики, нор­мализация темпа и ритма дыхания и речи, активизацию ре­чевого общения, в случае необходимости развитие слухового внимания и фонематического восприятия, коррекцию нару­шений звукопроизношения, расширение пассивного и актив­ного словаря, совершенствование грамматического оформле­ния фразы. На занятиях у заикающихся устраняют психологические отклонения в поведении, вырабатывают (у школьников, подростков) правильное отношение к дефекту, развивают интеллектуальные способности, этические и нрав­ственные представления, формируют гармонично развитую личность.

Индивидуальные занятия проводятся в случае необходи­мых дополнительных упражнений по воспитанию навыков правильной речи и поведения (коррекция неправильного про-изнощения, беседы психологического характера и т. д.).

Косвенное логопедическое воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для ребен­ка и отношения к нему окружающих. Особое значение в этой системе имеет речевой режим.

Речевой режим дошкольников осуществляется с помощью взрослых, которые последовательно контролируют переход Детей от одного речевого этапа к другому. Речевой режим

школьников, подростков и взрослых предполагает выбор ими необходимых речевых упражнений, понимание ими требова­ний правильной речи, систематическую тренировку навыков правильной речи в разных условиях.

Речевой аспект логопедических занятий включает регуля­цию и координацию дыхательной, голосовой и артикулятор-ной функций, воспитание правильной речи.

В литературе имеется несколько мнений о методике вос­питания правильного дыхания. Одни считают, что над дыха­нием следует специально работать, применяя дыхательные дидактические упражнения. Другие считают, что ритм дыха­ния восстанавливается через спокойную плавную речь, т. е. воспитывается неоторопливый темп речи и в результате нор­мализуются все речевые компоненты, в том числе и дыхание. Представители психологической школы считают, что воспи­танию речи, а следовательно, и дыхания способствует трени­ровка воли. В каждом из этих мнений можно найти рацио­нальное, если работу над дыханием проводить индивидуально, в зависимости от структуры речевого дефекта.

Отрабатывается дыхание в процессе речи: в произнесении на одном выдохе сначала коротких предложений, затем пред­ложений с постепенным увеличением числа слов. Выраба­тывается умение произносить длинную фразу по частям с логической паузой, отмеченной или не отмеченной знаком препинания. Затем переходят к чтению стихотворного и про­заического текстов.

Нарушения голоса часто связаны с недостатками дыхания: у заикающихся иногда наблюдается захлебывающийся голос при речи на вдохе: резкий, крикливый голос при сильном выдохе; твердая атака голоса вследствие напряжения мышц голосового аппарата и т. п. Фонопедическая работа с заикаю­щимися начинается с расслабления мышц артикуляторного аппарата, в первую очередь нижней челюсти, корня языка (на­пример, поставить язык в положение, необходимое для звука н, и беззвучно артикулировать ну-но-на; челюсть медленно опускается; нэ-ни-ны — челюсти медленно поднимаются)-Упражнение доводится до автоматизма. Далее отрабатывает­ся мягкое голосоначало, плавное непрерывное звучание голо­са на сочетаниях гласных звуков, затем на слоговых сочета­ниях сонорных звуков с гласными, в предложениях и т. д.

Необходимая последовательность разных форм речи соблю­дается при воспитании у заикающихся самостоятельной речи. Вначале воспитывается плавная ритмическая речь в процес-

се сопряженно- отраженного чтения стихотворного текста. Да­лее предлагается самостоятельное чтение с включением ло­гопеда в случаях затруднений, чтение через слово или через оПределенные отрезки текста поочередно с кем-либо в одном в том же ритме; чтение диалога; чтение с остановками услов­ной длительности на знаках препинания; произнесение зау­ченного стихотворения.

Воспитанию самостоятельной речи уделяется значительно больше времени, чем другим ее формам. Самостоятельная чечь может быть подготовленной (стихотворение, пересказ, изложение школьного урока, рассказы о виденном) и непод­готовленной (ответы на неожиданные вопросы, просьба, рас­сказ на заданную тему). Первая форма речи, как более легкая для заикающегося, предшествует второй.

Примеры некоторых упражнений в самостоятельной речи: ответ на заданный вопрос; заикающийся заканчивает нача­тую фразу; сам задает вопрос; составляет фразу по данному слову; перефразирует; диалог с логопедом, товарищем; учас­тие в инсценировке; пересказ повествовательного, затем драма­тического текста, рассказ по картинке, о виденном в театре, кино, о лично наблюдаемом, о происшествии; импровизация на заданную тему; разговор по телефону; доклад; участие в дискуссии и т. д.

Содержание речевого материала логопедических занятий изменяется в зависимости от структуры нарушения, от возра­ста, контингента заикающихся, течения заикания, отношения заикающегося к своему дефекту и от многих факторов. Учет этих факторов способствует глубокому, дифференцированно­му изучению заикающегося и созданию различных методик по преодолению заикания в рамках комплексного подхода.

Читайте также:  Афобазол при заикании у детей

Основные требования к логопедическим занятиям с заи­кающимися детьми:

1) Логопедические занятия отражают основные задачи кор-рекционно-педагогического воздействия на речь и личность заикающегося ребенка.

2) Логопедические занятия проводятся в определенной си­стеме, последовательно, поэтапно, с учетом основных дидакти­ческих принципов; в зависимости от индивидуальных осо­бенностей каждого ребенка; с опорой на сознательность и активность детей; на занятиях используются пособия, нагляд­ные и технические средства обучения; занятия содействуют прочности воспитываемых навыков правильной речи и пове­дения.

3) Логопедические занятия согласовываются с требована ями программ воспитания и обучения детей дошкольного или школьного возраста.

4) На занятиях предусматривается необходимость трени* ровки правильной речи и поведения заикающихся детей в разных условиях: в логопедическом кабинете и вне его, в раз­ных жизненных ситуациях, в присутствии знакомых и т. д. с этой целью используется все разнообразие логопедических занятий: многочисленные формы работы по развитию речи дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и творческие игры, экскурсии, подготовка и участие в утренниках, концер­тах, выступления перед микрофоном и др.

5) Занятия организуются таким образом, чтобы ребенок говорил на них без заикания и сопутствующих нарушений.

6) Занятия поддерживают у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах.

7) На занятиях с заикающимися постоянно присутствуют образцы правильной речи: самого логопеда, успешно занима­ющихся детей, магнитофонные записи и пластинки с выступ­лениями мастеров художественного слова, демонстрационные выступления ранее окончивших успешно курс логопедичес­ких занятий и др.

8) Занятия проводятся на фоне правильного отношения окружающих к заикающемуся ребенку и правильного его воспитания.

Организация самостоятельной работы, заикающегося ребен­ка направляется на выполнение им заданий логопеда в се-мейно-бытовых, учебно-воспитательных условиях и в коллек­тиве сверстников.

Комплектование групп проводится с учетом возраста заи­кающихся. Разный возраст вызывает необходимость исполь­зования своеобразных методик логопедической работы, изме­нение интенсивности отдельных ее Компонентов.

У дошкольников основное место занимают речевые занятия в игровой форме, воспитательные мероприятия, меньше — ме­дицинские. У подростков и взрослых — наоборот, основное значение придается медицинским средствам, психотерапии (в том числе и ее суггестивным методам), меньше — педаго­гическим.

Основной задачей воспитания является обучение детей зяа-ниям и навыкам, предусмотренным соответствующими пр°’ граммами. Реализуя эту задачу на обучающих занятиях по

Умственному, эстетическому, физическому и трудовому вос­питанию заикающихся детей, воспитатель учитывает речевые возможности каждого ребенка в соответствии с этапами лого­педической коррекции. Кроме того, на занятиях, уроках, во время режимных моментов, в свободных играх воспитатель закрепляет речевые навыки у детей.

Важным разделом логопедической работы является ло­гопедическая ритмика, которая представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-ре­чевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях ло­гопедической коррекции. Логоритмика, несмотря на свою организованную систему, является дополнением к логопе­дическим занятиям и проводится как в специально отве­денное для нее время, так и включается в занятия логопеда, отчасти воспитателя.

С заикающимися целесообразно использовать следующие средства логоритмики:

вводные упражнения; упражнения и игры для развития мимики лица и орального праксиса, слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти, для развития ориен­тировки в пространстве и чувства ритма, для развития подра­жательности; творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы; упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кисти, пальцев; упражнения и игры с пением, хороводы, игры-драматизации с музыкальным сопровождением для развития просодии речи; упражнения, игры, этюды для разви­тия воображения, творческих способностей, музыкальной па­мяти и музыкального творчества; инсценировку, утренники, развлечения, праздничные выступления (для детей), вечера юмора, пантомимы, концерты и т. п. (для взрослых).

Двигательные, музыкально-двигательные, музыкально-ре­чевые, ритмические, речевые без музыкального сопровожде­ния, двигатель но-речевые упражнения и игры нормализуют просодию, двигательную сферу заикающегося, а это, в свою очередь, помогает ему перестроить отношение к общению, к Участнику коммуникации, к окружающей среде и к своему Речевому нарушению. Эта перестройка обусловлена теми по­ложительными чертами характера и поведения, которые по­являются у заикающегося в процессе коррекции психомото­рики, а именно: уверенность в движениях, управляемость ими,

инициатива в общении, самостоятельность в разрешении дви­гательных и речевых трудностей, активность в деятельности переориентация в значимости жизненных ситуаций в связи с изменением отношения к речевому расстройству.

Таким образом, логопедическая ритмика имеет большое значение для перевоспитания личности заикающегося, со­циальной адаптации, а также для тренировки и корректиро­вания его общей и речевой моторики (В. А. Гринер, Н. Са-мойленко, Г. А. Волкова, В. И. Дресвянников, Е. В. Оганесян Н. А. Рычкова).

Задачи социальной адаптации (а в отношении подростков взрослых, возможно, и реабилитации) заикающихся осуще­ствляются путем комплекса педагогических и психологичес­ких воздействий. Значительную и решающую роль в этом играет семья. Особая степень эмоциональной привязанности ребенка к семье и родителям является серьезным психоло­гическим фактором, который учитывает логопед, проводя кон­сультативно-методическую работу с родителями. Семья с ее естественными психолого-педагогическими реабилитационны­ми воздействиями является первичной и прочной основой перевоспитания личности заикающегося и закрепления его правильной речи.

Консультативно-методическая работа с родителями и пе­дагогами направлена на обеспечение благоприятных условий воздействия на заикающегося ребенка; создание правильного отношения к нему дома и в детском учреждении; организа­цию необходимой самостоятельной работы ребенка вне лого­педических занятий.

Формами этой работы являются: обеспечение родителей и педагогов необходимым минимумом знаний о заикании и заикающихся в виде цикла бесед о сущности и причинах за­икания, об особенностях его проявления и методах устране­ния, о значении и направленности речевых занятий, о роли родителей и педагогов в коррекционно-педагогическом про­цессе, об особенностях домашнего режима, об отношении ок­ружающих к заикающемуся ребенку и пр.

Организация бесед не исключает индивидуальных консуль­таций для родителей о каждом ребенке вотдельности. Необ­ходимо также присутствие родителей на логопедических за­нятиях для практического ознакомления их с принципами подхода к преодолению заикания, с приемами по предупреж­дению и устранению у детей речевых судорог.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовал поиск различных приемов и систем преодоления дефекта. Ранее существовали отдельные лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические), педагогические меры (дидактические) и различные сочетания лечебного и педагогического воздействия на заикающихся.

Первыми попытками определить системы лечебно-педагогического воздействия на заикающихся можно считать рекомендации И. А. Сикорского (1889) и его ученика И. К. Хмелевского (1897). Развитию комплексного медико-педагогического подхода своими исследованиями и практической деятельностью способствовали В. А. Гиляровский, Ю. А. Флоренская, Ф. А. Рау, Н. П. Тяпугина, М. Е. Хватцев, Н. А. Власова, И. И. Пайкин, В. С. Кочергина, М. С. Лебединский, В. И. Селиверстов, С. С. Ляпидевский.

Под современным комплесным подходом к преодолению заикания понимают лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов.

Весь комплекс по характеру воздействия условно можно разделить на две части:

  • 1. Лечебно-оздоровительная частьНаправлен на укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья, устранение и лечение отклонений и патологий в психофизическом состоянии. Данная часть подхода состоит из:
  • 1. Создание благоприятной обстановки (необходимо создание спокойного и в то же время бодрое и рабостное настроение, отвлечь внимание от мыслей о дефекте)
  • 2. Организация режима дня и правильного питания (необходимо предусмотреть достаточное время для отдыха, разнообразие видов деятельности; школьникам необходима меньшая учебная нагрузка, объем домашнего задания)
  • 3. Закаливающие процедуры (обтирание, обливание, душ и купание)
  • 4. Лечебная физкультура и физические упражнения
  • 5. Медикаментозное лечение ставит целью нормализацию деятельности ЦНС и вегетативной нервной системы, речедвигательного аппарата, устранение судорог, снятие психогенных наслоений, оздоровление организма в целом.
  • 6. Физиотерапия и психотерапия. Задача психотерапии — оздоровление психики заикающегося, которая осуществляется через: 1) воспитание полноценной личности; 2) воспитание здоровой установки на свой недостаток и социальную среду; 3) воздействие на микросоциальную среду.
  • 2. Коррекционно-педагогическая часть ставит перед собой целями устранение речевого дефекта и устранение психологических особенностей. Данный раздел подхода включает:
  • 1. Система логопедических занятий, индивидуальных и групповых, предусматривает развитие общей и речевой моторики, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения, при необходимости развитие слухового внимания и фонематического восприятия, коррекция нарушений звукопроизношения, расширение активного и пассивного словаря, совершенствование грамматического оформления фразы.
  • 2. Воспитательные мероприятия (закрепление речевых навыков, приобретение умений и навыков, предусмотренных образовательной программой).
  • 3. Логоритмика представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений. Целесообразно использовать такие средства логоритмики как: вводные упражнения, упражнения на развитие мимики лица, орального праксиса, слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти, ориентировки в пространстве, чувства ритма, для развития подражательности; творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры; упражнения на развитие общей и мелкой моторики, игры с пением и хороводами; игры-драматизации; этюды для развития воображения; инсценировки др.
  • 4. Работа с родителями подразумевает индивидуальное и групповое консультирование с целью просвещения о сущности заикания, причинах, особенностях работы и проч.

источник

Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовал поиск различных приемов и средств преодоления дефекта. Многочисленность и недостаточная эффективность методик преодоления заикания объясняются сложностью его структурных проявлений и недостаточным уровнем знаний о его природе.

При изучении существовавших ранее приемов, средств и методов преодоления заикания целесообразно рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося — медицинского или педагогического. В первом случае — это лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические), во втором — меры педагогические (дидактические) и в третьем — различные сочетания лечебного и педагогического воздействия на заикающихся.

Под современным комплексным подходом понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизиологического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия. Цель их — устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений, перевоспитание его личности и поведения, социальная реадаптация и адаптация заикающегося.

Весь лечебно-педагогический комплекс по характеру воздействия на заикающихся можно условно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-цедагогическую. Основными задачами лечебно-оздоровительной работы, которую проводит врач, являются: укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося; устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативно нервной системы, нарушений моторики и др.).

К лечебно-оздоровительной работе относятся: создание благоприятной обстановки для лечения, организация режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебная физкультура, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия.

Основной задачей коррекционно-педагогической работы, которую преимущественно проводит логопед, является: устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических особенностей заикающихся. Логопед организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника и др.), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся.

Педагогическую часть комплексного подхода составляют коррекционно-педагогическая (логопедическая) работа, которая включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия, логопедическую ритмику, работу с родителями.

Лог.работа рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта.

Логопедическое воздействие в настоящее время осуществляется в двух направлениях: прямом и косвенном. Прямое логопедическое воздействие реализуется во время групповых и индивидуальных занятий с заикающимися. Косвенное логопедическое воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для ребенка и отношения к нему окружающих. Особое значение в этой системе имеет речевой режим.

Речевой аспект логопедических занятий включает регуляцию и координацию дыхательной, голосовой и артикулятор-ной функций, воспитание правильной речи.

Необходимая последовательность разных форм речи соблюдается при воспитании у заикающихся самостоятельной речи-Вначале воспитывается плавная ритмическая речь в процессе сопряженно-отраженного чтения стихотворного текста. Далее предлагается самостоятельное чтение с включением ло-гопеда в случаях затруднений, чтение через слово или через определенные отрезки текста поочередно с кем-либо в одном и том же ритме; чтение диалога; чтение с остановками условной длительности на знаках препинания; произнесение заученного стихотворения.

Содержание речевого материала логопедических занятий изменяется в зависимости от структуры нарушения, от возраста, контингента заикающихся, течения заикания, отношения заикающегося к своему дефекту и от многих факторов. Учет этих факторов способствует глубокому, дифференцированному изучению заикающегося и созданию различных методик по преодолению заикания в рамках комплексного подхода.

Основные требования к логопедическим занятиям с заикающимися детьми:

1) Логопедические занятия отражают основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность заикающегося ребенка.

2) Логопедические занятия проводятся в определенной системе, последовательно, поэтапно, с учетом основных дидактических принципов; в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка; с опорой на сознательность и активность детей; на занятиях используются пособия, наглядные и технические средства обучения; занятия содействуют прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.

3) Логопедические занятия согласовываются с требованиями программ воспитания и обучения детей дошкольного или школьного возраста.

4) На занятиях предусматривается необходимость тренировки правильной речи и поведения заикающихся детей в разных условиях: в логопедическом кабинете и вне его, в разных жизненных ситуациях, в присутствии знакомых и т. д.

5) Занятия организуются таким образом, чтобы ребенок говорил на них без заикания и сопутствующих нарушений.

6) Занятия поддерживают у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах.

7) На занятиях с заикающимися постоянно присутствуют образцы правильной речи: самого логопеда, успешно занимающихся детей, магнитофонные записи и т.д.

8) Занятия проводятся на фоне правильного отношения окружающих к заикающемуся ребенку и правильного его воспитания.

Комплектование групп проводится с учетом возраста заикающихся.

У дошкольников основное место занимают речевые занятия в игровой форме, воспитательные мероприятия, меньше — медицинские. У подростков и взрослых — наоборот, основное значение придается медицинским средствам, психотерапии (в том числе и ее суггестивным методам), меньше — педагогическим.

Важным разделом логопедической работы является логопедическая ритмика, которая представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

Задачи социальной адаптации (а в отношении подростков, взрослых, возможно, и реабилитации) заикающихся осуществляются путем комплекса педагогических и психологических воздействий. Значительную и решающую роль в этом играет семья. Особая степень эмоциональной привязанности ребенка к семье и родителям является серьезным психологическим фактором, который учитывает логопед, проводя консультативно-методическую работу с родителями.

Комплектование групп проводится с учетом возраста заикающихся. Разный возраст вызывает необходимость использования своеобразных методик логопедической работы, изменение интенсивности отдельных ее компонентов.

У дошкольников основное место занимают речевые занятия в игровой форме, воспитательные мероприятия, меньше — медицинские. У подростков и взрослых — наоборот, основное значение придается медицинским средствам, психотерапии (в том числе и ее суггестивным методам), меньше — педагогическим.

источник

«Комплексный подход к преодолению заикания»

1. Теоретические аспекты заикания

1.4 Причины и механизмы заикания

2. Комплексный подход к преодолению заикания

2.1 Развитие комплексного метода в логопедии

2.2 Лечебно-оздоровительная работа

2.3 Коррекционно-педагогическая (логопедическая) работа

Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности. В конце XIX в. психиатр И.А. Сикорский впервые установил, что в большинстве случаев это происходит в возрасте от 2 до 5 лет.

Но, по мнению большинства учёных, заикание – это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся, их физического здоровья, общей моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей. Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии заикающихся детей в разных случаях проявляются по-разному, но, тем не менее, одно тесно связано с другим, питает друг друга, усложнение одного неизбежно усугубляет другое. Руководствуясь павловским учением о высшей нервной деятельности человека, заикание называют заболеванием центральной нервной системы в целом.

В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу. Но необходимо воздействовать на речь заикающегося, но и на его личность и моторику в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося и разными средствами получило в нашей стране название комплексного метода преодоления заикания.

Читайте также:  Адаптол помог при заикании

Логопедическая работа с дошкольниками с заиканием представлена в методических рекомендациях Н.А. Власовой и Е.Ф. Pay(«Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками». – М., 1959), С.А. Мироновой («Обучение и воспитание заикающихся дошкольных учреждений». – М., 1983), Г.А. Волковой («Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников». – М., 1983).

В основу системы преодоления заикания, предложенной С.А. Мироновой, положена деятельность ребенка, организуемая по разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация, конструирование».

Перед логопедом поставлены программные и коррекционные задачи, которые решаются в течение четырех этапов последовательно усложняемой работы.

В методике Г.А. Волковой представлена система комплексной работы с заикающимися детьми, которая состоит из разделов: методика игровой деятельности, логоритмические занятия, воспитательные занятия, воздействие на микросоциальную среду детей.

Н.А. Власова и Е.Ф. Pay предлагают работать над речью ребенка, переходя от простых ее форм к сложным: от сопряженной речи, через отраженную и вопросно-ответную речь, к описанию знакомых картинок, пересказу прослушанного текста, к спонтанной и эмоциональной речи.

Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедура, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия. Цель их – устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление Ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений, перевоспитание его личности и поведения, социальная реадаптация и адаптация заикающегося.

Весь лечебно-педагогический комплекс похарактеру воздействия на заикающихся можно условно разделить на две составные части: лечебно – оздоровительную и коррекционно-педагогическую.

Цель курсовой работы – изучить методику логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста по коррекции заикания.

Объект исследования – речевое нарушение – заикание.

· рассмотрение основных этапов, направлений логопедической работы по коррекции симптомов заикания у детей старшего дошкольного возраста;

· понятие «комплексного подхода» к преодолению заикания;

· значение лечебно-педагогического и коррекционно-воспитательного воздействия;

· содержание различных форм воздействия, применяемых при коррекции заикания.

1. Теоретические аспекты заикания

Заикание – тяжелое расстройство речи. Оно трудно устранимо, дезорганизует личность ребенка, тормозит правильный ход воспитания и обучения, затрудняет нормальное включение дошкольника в детский коллектив[1] .

Вот почему воспитателю следует серьезно задуматься над средствами устранения у своих воспитанников этого недостатка. Надо понять природу заикания, изучить личность заикающегося и овладеть доступными специальными педагогическими методами. При таких условиях воспитатель может помочь ребенку нередко даже в большей степени, чем специалист-логопед, в силу более интимного и длительного контакта со своим воспитанником и его семьей.

Заикание – функциональное нарушение речи, внешне выражается в судорогах мышц тех или иных органов речи в момент звукопроизношения (губ, языка, мягкого нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц). Речь прерывается вследствие задержки на некоторых звуках и словах (Приложение 1).

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

На рубеже XVII–XVIII вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини считал, что заикание возникает при отверстии в твердом нёбе, через которое якобы слизь просачивается на язык и затрудняет речь. Вутцер объяснял это ненормальным углублением в нижней челюсти, в которой прячется кончик языка при своем движении. Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); спазматическое сокращение мышц, удерживающих язык в полости рта (Итар, Ли, Диффенбах); несогласованность процессов мышления и речи (Блюме); несовершенство воли человека, воздействующей на силу мышц речедвигательного механизма (Меркель) и т.д.

Часть исследователей связывала заикание с нарушениями в протекании психических процессов. Например, Блюме считал, что заикание возникает от того, что человек или мыслит быстро, так что речевые органы не поспевают и потому спотыкаются, или же, наоборот, речевые движения «опережают процесс мышления». И тогда из-за напряженного стремления выровнять это несоответствиемышцы речевого аппарата приходят в «судорогоподобное состояние».

К началу XX в. все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:

1) Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарата слоговых координации). Это было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И.А. Куссмауля, а затем в работах И.А. Сикорского, который писал: «Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата как физиологического целого». Сторонники этой теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную слабость аппарата, управляющего слоговой координацией. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма: заикание – это судорогоподобные спазмы.

2) Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Это направление выдвинуто Т. Гепфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либманн, Г.Д. Неткачев, Ю.А. Флоренская. Психологический подход к пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.

3) Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонниками этой теории были А. Адлер, Шнейдер, которые считали, что в заикании, с одной стороны, проявляется желание индивида избежать всякой возможности соприкосновения с окружающими, а с другой – возбудить сочувствие окружающих посредством такого демонстративного страдания.

К 30-м годам и в последующие 50–60-е годы XX в. механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю.А. Флоренская, Ю.А. Поворинский и др.), другие как особую его форму (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев, И.II. Тяпугин, М.С. Лебединский, С.С. Ляпидевский, А.И. Поварнин, Н.И. Жинкин, В.С. Кочергина и др.). Но в обоих случаях эти сложные и многообразные механизмы развития заикания идентичны механизмам развития неврозов вообще. Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образования патологического условного рефлекса. Заикание – это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом (В.С. Кочергина, 1962). В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых в генезе заикания указывал еще В.А. Гиляровский. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области высшей нервной деятельности – речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры извращается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц. Заикание возникает не при органических изменениях стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функций. Эти взгляды отражают понимание механизма невротического заикания как своеобразного нарушения корково-подкорковых отношений (М. Зееман, Н.И. Жинкин, С.С. Ляпидевский, Р. Лухзингер и Г. Арнольд, Э. Рихтер и мн. др.).

источник

Непостоянство проявлений заикания порождает у специалистов надежду найти средство или способ удержать, закрепить и расширить возможности свободной речи, которые имеются у каждого заикающегося.

При изучении существовавших ранее приемов, средств и методов преодоления заикания целесообразно рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося — медицинского или педагогического.

В первом случае — это лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические), во втором — меры педагогические (дидактические) и в третьем — различные сочетания лечебного и педагогического воздействия на заикающихся.

Терапевтические средства для преодоления заикания применялись в разной степени и формах во все времена, начиная с древнейших (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален, Авиценна, Меркуриалес, Кленке, Лихтингер и др.). Терапевтические средства не являлись исчерпывающими в лечении заикания, а лишь в той или иной степени дополняли его.

Хирургический метод лечения заикания применялся с 1 в. н. э. до середины 19 в., пока не утвердилось мнение о его бесполезности и опасности использования (Антилл, Бонне, Диффенбах, Дионис, Пети, Фабриций, Эгинский и др.). Он появился в результате понимания заикания как следствия патологического строения органов артикуляции или недостаточной иннервации мышц языка.

Использование механических приспособлений с ортопедической целью восходит к Демосфену, который по описанию Плутарха, якобы, успешно применял для лечения собственного заикания инородные предметы (морские камешки), держа их под языком во время речевых упражнений. Впоследствии специалисты применяли при лечении заикания различные механические приспособления: деревянную пластинку в форме дуги под язык; язычный нажиматель и распорку для губ; накладки на оба ряда зубов, Кленке — деревянную пластинку в форме дуги под язык; скобы из китового уса на нижние зубы и т. д. Ортопедические средства имели вспомогательное значение в лечении заикания.

Психотерапевтические воздействия. С появлением взглядов на заикание как на невротическое расстройство некоторые авторы стали придавать первостепенное значение в его преодолении психотерапевтическому направлению (Бертран, А. Либманн, Лагузен, Меркель, Г.Д. Неткачев, Фрешельс, Шультес и др.). Сторонники психологического направления видели в заикании, прежде всего психическое страдание, поэтому при выборе средств воздействия на заикающегося учитывали влияние этих средств на его психику.

Дидактические приемы. Последователи дидактических приемов воспитания правильной речи у заикающегося рекомендовали системы разнообразных и постепенно усложняемых речевых упражнений, охватывающих как отдельные элементы речи, так и речь в целом (Соран Эфесский, Целий Аврелиан, Орибазий, Андрес, Гимиллер, А.Гутцман, Денгардт, Итар, Коэн, А. Куссмауль, Ли и др.).

Система лечебно-педагогических мер. Первыми попытками определить систему лечебно-педагогического воздействия на заикающихся можно считать рекомендации И.А. Сикорского (1889) и его ученика И.К. Хмелевского (1897). И.А. Сикорский в лечении заикания включал: а) гимнастику речи (система упражнений для дыхания, голоса, артикуляции, различных форм речи); б) психотерапевтическое лечение (создание соответствующих условий, окружающих больного, последовательное усложнение речевых занятий, воздействие на настроение больного и пр.); в) фармацевтическое и динамическое лечение (медикаменты, физиотерапия, двигательные упражнения). Многоплановость впервые стала комплексной системой преодоления заикания.

Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия. Цель их устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту; от психологических наслоений, конфузливости за свою неполноценную речь; перевоспитание его личности, социальная адаптация заикающегося.

Основной задачей коррекционно-педагогической работы, которую преимущественно проводит логопед, является: устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических особенностей заикающихся. Логопед организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника и др.), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся.

К лечебно-оздоровительной работе относятся: создание благоприятной обстановки для лечения, организация режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебная физкультура, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия [10].

Комплексный метод реабилитации заикающихся признается отечественными специалистами наиболее эффективным. В нем можно выделить три основных направления: логопедическое, психотерапевтическое и клиническое. Впервые мысль о комплексном методе реабилитации была выдвинута столетие назад Н.А.Сикорским.

Авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста — Н. А. Власова и Е.Ф. Pay — строят нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. Ими рекомендуются обязательные ритмические и музыкальные занятия.

Н.А. Власова различает 7 «видов речи», которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми:

1) сопряженная речь, 2) отраженная речь, 3) заученные фразы, 4) ответы на вопросы по знакомой картинке, 5) пересказ по картинке, прослушанного небольшого рассказа, 6) спонтанная речь — рассказ по не знакомой картинке, 7) нормальная речь — просьбы, беседа и т.д.

На первом этапе предлагаются упражнения в совместной и отраженной речи, в произношении заученных фраз, стихов. Широко используется декламация. На втором этапе дети упражняются в устном описании картинок по вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед. На третьем, завершающем, этапе детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни [24].

Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности была предложена Н.А.Чевелевой.

Автор исходит из психологической концепции о том, что развитие связной речи ребенка осуществляется путем перехода от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной (обобщенной, связанной с событиями прошедшими, с отсутствующими предметами, с будущими действиями), а затем на протяжении дошкольного периода контекстная и ситуативная формы речи сосуществуют (С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина). Поэтому последовательность речевых упражнений с заикающимися детьми усматривается в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям и включает в себя следующие формы: сопровождающую, завершающую, предваряющую [25].

Система последовательного усложнения речи предусматривает также постепенное усложнение объекта деятельности через увеличение числа отдельных элементов работы, на которые распадается весь трудовой процесс при изготовлении поделок. Эта система преодоления заикания у детей включает в себя 5 периодов:

1.Пропедевтический. Основная цель — привить детям навыки организованного поведения, научить слышать немногословную, но логически четкую речь логопеда, ее нормальный ритм, временно ограничить речь самих детей.

2. Период сопровождающей речи. Здесь допускаеся собственная речь детей по поводу одновременного совершения ими действий. Наибольшую ситуативность речи обеспечивает постоянная зрительная опора. При этом она усложняется в связи с изменением характера вопросов логопеда и соответствующим подбором поделок.

3. Период завершающей речи речь — дети описывают уже выполненную работу или часть ее. Путем регулирования (постепенного увеличения) интервалов между деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного достигается разная сложность завершающей речи. При постепенном уменьшении зрительной опоры на выполненную работу осуществляется последовательный переход к контекстной речи.

4. Период предваряющей речи — дети рассказывают о том, что они намерены делать. У них развивается умение пользоваться речью вне наглядной опоры, планировать свою работу, заранее называть и объяснять то действие, которое им еще предстоит сделать. Усложняется фразовая речь: дети произносят несколько связанных по смыслу фраз, пользуются фразами сложной конструкции, самостоятельно строят рассказ. В этом периоде их учат логически мыслить, последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном значении.

5. Период закрепления навыков самостоятельной речи — рассказы детей о всем процессе изготовления той или иной поделки, их вопросы и ответы о своей деятельности, высказывания по собственному желанию и т. д.

Последовательность логопедических занятий с заикающимися школьниками-подростками подробно излагает 3.С.Ходорова, которая рекомендует проводить эти занятия «по курсовому методу, построенному по определенной системе. Курсовой метод строится следующим образом:

1) первый курс логопедической работы длится 3 месяца, при занятиях через день;

2) затем следует систематическая самостоятельная речевая работа заикающегося — дома по плану, указанному ему логопедом;

3) периодические зарядки заикающегося в группе в назначенные логопедом сроки — один раз в месяц при более стойкой речи у заикающихся и 2-3 раза в месяц при менее стойкой речи по окончании первого курса. Затем необходим повторный курс, который проводится через 6 — 8 месяцев после первого курса. Логопедические занятия первого курса логопедического воздействия на заикающихся школьников и подростков расположены в «последовательном порядке возрастающей трудности. Основные виды речевой работы могут быть сведены к следующим: 1) счетная, фразовая и стихотворная зарядки; 2) вопросы и ответы; 3) чтение в группе; 4) ведение группы самими заикающимися и разбор речи выступающих (ведущий и ответчик); 5) подготовленная речь — сообщение проработанного дома урока; 6) неподготовленная, или свободная, речь — сообщение по желанию о событиях дня в школе, на катке, речь, услышанная по радио, о виденном в кино, в театре и т. д.; 7) неподготовленная речь в форме воспроизведения на память содержания прежде прочитанных книг, фактов, имеющих место в прошлом, сообщение о жизни в лагере, о проведенных каникулах и т. д.; 8) работа над изложением своих мыслей — составление рассказов на определенные темы, данные логопедом и придуманные самими школьниками;

Читайте также:  Афобазол помог от заикания

9) работа на внимание — коллективный рассказ всей группы

(с соблюдением усвоенных правил речи) [26].

С А. Миронова предложила систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада по разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие Речи», «Развитие элементарных математических представлении», «рисование, лепка, аппликация, конструирование».

Автор ставит перед логопедом программные и коррекционные задачи, которые решаются в течение четырех этапов (кварталов) последовательно усложняемой коррекционной работы. При прохождении программы массового детского сада предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы, перестановку некоторых тем занятии, удлинение сроков изучения более трудных тем и др.

Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях. Значительное место занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса.

Предполагается особая требовательность к речи самого логопеда: вопросы конкретные, речь состоит из коротких точных фраз в разных вариантах, рассказ сопровождается показом, темп неторопливый.

Коррекционные задачи второго квартала заключаются в закреплении навыков пользования ситуативной речью, в постепенном переходе к элементарной контекстной речи в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов. Большое место занимает работа над фразой: простая, распространенная фраза, конструирование фраз, их грамматическое оформление, построение сложноподчиненных предложений, переход к составлению рассказа. Изменяется последовательность изучения программного материала.

Коррекционные задачи третьего квартала состоят в закреплении навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью. Значительное место отводится работе над составлением рассказов: по наглядной опоре, по вопросам логопеда, самостоятельного рассказа. Увеличивается практика детей в контекстной речи. В третьем квартале исчезает необходимость замедленного изучения программы, характерного для первых этапов обучения, и занятия приближаются к уровню массового детского сада.

Коррекционные задачи четвертого квартала направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Наряду с этим продолжается накопление словаря, совершенствование фразы начатые на предыдущих этапах обучения. В речи дети опираются на вопросы логопеда, на собственные представления, вы называют суждения, делают выводы. Наглядный материал почти не применяется. Вопросы логопеда относятся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми. Коррекционное обучение направлено на соблюдение логической последовательности передаваемого сюжета, на умение давать дополнительные разъяснения, уточнения [27].

Методики Н. А. Чевелевой и С. А. Мироновой строятся на обучении заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи: от простейшей ситуативной ее формы до контекстной (идея принадлежит Р. Е. Левиной). Только Н. А. Чевелева это делает в процессе развития ручной деятельности детей, а С. А. Миронова — при прохождении разных разделов программы детского сада.

Сам принцип необходимого совмещения задач коррекционной и воспитательной работы с заикающимися детьми следует считать правильным и необходимым в логопедической практике.

Методика В. И. Селиверстова преимущественно рассчитана для работы с детьми в медицинских учреждениях (в амбулаторных и стационарных условиях) и предполагает модификацию и одновременное использование разных (известных и новых) приемов логопедической работы с ними. Автор считает, что работа логопеда всегда должна быть творческой и поэтому в каждом конкретном случае необходим разный подход к детям в поиске наиболее эффективных приемов преодоления заикания.

В зависимости от уровня (порога) свободной речи и особенностей проявления заикания в каждом конкретном случае задачи и формы речевых упражнений различаются для каждого ребенка в условиях логопедической работы с группой детей.

В предложенной автором схеме последовательно усложняемых логопедических упражнений с детьми выделяются три периода ( подготовительный, тренировочный, закрепительный).

В период подготовительного этапа наряду с оздоровительными мероприятиями и щадящим речевым режимом, начинают работу по развитию моторики, расширению словарного запаса. Логопедическая работа ведется только с использованием тех видов речи, в которых речевые судороги заикающегося не проявляются, т.е. осуществляется сугубо индивидуальный подход.

Во время тренировочного этапа наряду с коррекцией моторики осуществляется целенаправленное развитие активного внимания, памяти и других психических функций. Логопедические занятия включают дальнейшее формирование лексико — грамматической стороны речи. В процесс логопедической тренировки постепенно включаются те виды речи, в которых у ребенка ранее отмечались запинки, т.е. осуществляется «наступление на больные участки речи».

На заключительном этапе продолжается комплексное, психолого — педагогическое воздействие на личность заикающегося в целом, закрепляются навыки свободной речи в повседневной деятельности.

На всех этапах коррекционной работы, предлагаемой В.И.Селиверстовым, большое значение придается работе логопеда с родителями.

Обязательным условием логопедических занятий является связь со всеми разделами «Программы воспитания и детей в детском саду» и прежде всего с игрой как основным видом деятельности ребенка-дошкольника[10].

Г.А. Волкова разработала систему использования игр (дидактических, с пением, подвижных, игр-драматизаций, творческих игр) с заикающимися детьми на разных этапах последовательных логопедических занятий.

Выделяются следующие этапы: обследование, ограничение речи детей и шепотная речь, сопряженно-отраженное произношение, вопросно-ответная речь, самостоятельное общение детей в разнообразных ситуациях (различных творческих играх, на занятиях, в семье, программного материала детского сада (с изменением последовательности прохождения тем) и направлено на осуществление коррекционных, развивающих и воспитательных целей. Занятие строится в едином сюжете таким образом, чтобы все его части отражали программное содержание.

Система комплексной работы с заикающимися детьми состоит из следующих разделов: 1) методика игровой деятельности (система игр), 2) огоритмические занятия, 3) воспитательные занятия, 4) воздействие на микросоциальную среду детей.

Методика игровой деятельности направлена на воспитание личности и на этой основе — на устранение дефекта. В процессе игровой деятельности тонко, ненавязчиво воспитывается поведение заикающихся детей и корригируется их речевая функция [29].

Методика И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенского заключается в использовании игры и игровых приемов для проведения расслабляющих упражнений в соответствии с этапами логопедического воздействия: режима относительного молчания; воспитания правильного речевого дыхания; общения короткими фразами; активизации развернутой фразы (отдельных фраз, рассказа, пересказа); инсценировок; свободного речевого общения.

А.В. Ястребова в своих трудах утверждает, что основу преодоления заикания у детей младшего школьного возраста должна составлять коррекция речевого общения, связанная с ведущей в данном возрасте учебной деятельностью.

Основным содержанием коррекционного воздействия со стороны учителя-логопеда должна быть организация специальных упражнений, моделирующих различные варианты дидактической коммуникации. В плане речевой деятельности главным объектом коррекционного воздействия являются основные аспекты коммуникативной функции речи — информационный и регулятивный. Коррекция первого аспекта сводится к упорядочению знаний, умений, навыков, необходимых для общения с целью обмена информацией. Коррекция второго аспекта представляет собой организацию усвоения навыков общения, необходимых для дифференцированного воздействия на других людей и саморегуляции. Формирование коммуникативной деятельности детей распределяется на три этапа [30].

Первый этап. Основная цель этого этапа состоит в выработке у заикающихся школьников умения адекватно усваивать и передавать информацию в процессе межличностного общения.

Второй этап. На этом этапе осуществляются формирование и закрепление умений и навыков общения, отрабатываются навыки свободного общения.

Третий этап. На этом этапе происходит закрепление навыков свободного общения с целью обмена информацией.

Методика М.И.Лохова — синхронизация речи с некоторыми внешними факторами. Основа методики — разрушение патологического стереотипа путем подачи фотовспышек и звуковых ритмических сигналов в соответствии с индивидуальным паттерном электрической активности головного мозга пациента.

Методика Л.З.Арутюнян (Андроновой) — синхронизация речи с движением пальцев кисти ведущей руки.

Методики устранения заикания у подростков в условиях медицинского стационара, разработанная сотрудниками Научно-исследовательского института уха, горла, носа Министерства здравоохранения РСФСР под руководством проф. С. С. Ляпидевского, содержит шесть основных этапов логопедической работы:

1) подготовительный (2-3 дня);

2) установочный (вступительная конференция, специальный инструктаж в плане психотерапии);

3) максимальное ограничение в речи (10—14 дней);

4) активная перестройка речевых навыков (3—4 недели);

5) закрепление правильных речевых навыков (3—5 недель);

6) заключительный (выпускная конференция, специальный инструктаж).

Методики устранения заикания у подростков и взрослых А. Е. Евгенова и М. В. Смирнова в поликлинических условиях.

Первый период (14 занятий) содержит артикуляционные и дыхательные упражнения; счетную и фразовую зарядки; вопросы и ответы; несложные сообщения; короткие стихотворения.

Второй период (12 занятий) включает речевую разрядку; чтение, изложение прочитанного; рассказ на данную тему; рпктику разговорной речи; объединенные занятия.

В третьем периоде (12 занятий) заикающимся предлагаются небольшие доклады; работа с художественным материалом (стихотворение, художественная проза); драматизация; экскурсии (индивидуальные и групповые); отчеты лечащихся как особая форма речевой работы.

По методике И.А Абелевой, Л.П. Голубевой, А.Я. Евгеновой, Н.Ф. Синициной, М.В. Смирновой рекомендуется начинать занятия с дыхательных, голосовых и артикуляционных упражнений. Предусматривается работа над гласными звуками; словами (с ударным гласным на первом, втором, третьем, четвертом слоге); фразами (начинающимися со слов с начальным гласным, согласным звуком; фразы с одной, двумя, тремя дыхательными паузами). В последовательном усложнении речевых упражнений следует работа над песнями; стихотворной речью (сказки в стихах, стихотворения, басни); чтением; заучиванием текстов наизусть; пересказыванием прочитанного текста; сообщением на заданную тему; текстом драматических произведений. После этого следует практика разговорной речи (диалоги-сценки, телефонные разговоры, речевые игры) [5].

В последние годы весьма обоснована необходимость психотерапевтического воздействия. В системе логопсихотерапевтической работе с подростками и взрослыми находят место суггестивные формы психотерапии (гипноз, самовнушение, аутотренинг). Разработанная методика устранения заикания у подростков и взрослых в условиях медицинского стационара средствами психотерапии В.М.Шкловского включает 5 этапов работы:

— перестройка патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности;

— закрепление достигнутых результатов;

-диспансеризация и профилактика;

Рассматривая комплексное воздействие на заикающегося как совокупность логопедической и психотерапевтической работы, логопедическую работу подразделяет на две части: подготовительную и активную тренировку плавности и слитности речи. В первую часть включается: коррекция дыхания, регистра и тембра голоса; выработка правильного ритма и темпа речи; овладение «эталонами», «формулами» речи; выявление потенциальных речевых возможностей заикающихся. Во второй части логопедической работы, продолжая занятия по тренировке плавности и слитности речи, закрепляются навыки слитной речи до ее автоматизации [5].

Методика Ю.Б. Некрасовой — главная цель работы — изучение положительных, продуктивных состояний, развивающихся на фоне повышения эмоционального тонуса и уровня психической активности.

Разработанная Некрасовой методика системы логопсихотерапии позволяла вызывать, пролонгировать и закреплять положительные психические состояния и таким образом переводить личность на более высокий уровень развития.

Главная задача: переход от прежнего устойчивого состояния болезни в устойчивое состояние здоровья. Финалом работы Некрасова считала возникновение устойчивого состояния, носящего следующие характеристики:

— доступность для осознания пациентом своих психических состояний, умение использовать их в дальнейшем в непосредственной деятельности и общении, то есть самоуправление психическим состоянием;

— включенность уже имеющегося у пациента внутреннего потенциала здоровья и направленность его на дальнейшее развитие, то есть эволюция внутренней картины здоровья;

— ориентация бывших заикающихся на сохранение и развитие полученных в ходе занятий навыков речи, знаний и умений, на наращивание психологической и речевой вооруженности. Такая ориентация неизбежно сочетается с ощущением необходимости постоянного движения, личностного роста, творчества;

— направленность состояний на разделенность их с другими людьми, на совместность переживания. Такая установка сочетается со стремлением к глубокому пониманию и принятию других людей.

По мнению Некрасовой система социореабилитации способствует формированию психических состояний особой эмоциональной включенности, вовлеченности на всех этапах работы, когда пациенты сами выходят на уровень творчества, начинают проявлять в нем потребность и реализовывать его в связанных с извлечением формах. Творческое развитие личности есть не побочный эффект лечения, а магистральный путь личностных изменений.

Если рассматривать методики, основанные на применении технических средств, то в настоящее время известны четыре типа изменения акустических характеристик речи с помощью аппаратов:

звукозаглушение — подача в наушники шумового фона, заглушающего собственную речь заикающегося; звукоусиление — методика усиления громкости речи. Заикающийся слышит свою шепотную речь, усиленную прибором;

ритмизация — методика синхронизации речи со звуком метронома;

«ЭХО» — методика задержанной (отставленной) речи. Заикающийся слышит свою шепотную речь с определенной временной задержкой.

В ЗАО «Биосвязь» в Петербурге разработана методика формирования совершенствования и коррекции речи методом биологической обратной связи (А.А.Сметанкин и др., 1998).

Сущность метода БОС при коррекции заикания — научить пациента контролировать и целенаправленно изменять течение нарушенной физиологической функции, участвующей и влияющей на процесс речеобразования (дыхание, мышечный и вегето — сосудистый тонус, психоэмоциональное состояние). Для этого с помощью приборов БОС регистрируют физиологические параметры пациента, связанные с нарушенной функцией, и предъявляют их обучаемому в виде визуального и слухового сигнала обратной связи. Получая объективную информацию о нарушенной функции, пациент находит и учится воспроизводить такое состояние, которое нормализует эту функцию. В программе существует два способа представления результатов: графики и таблицы. У заикающегося регистрируются текущие значения ЧСС, которые подаются ему в виде звуковых и зрительных игровых, цифровых и графических сигналов обратной связи. При правильном дыхании пациент «закрашивает» вертикальные или горизонтальные полосы.

Выработка правильной артикуляции. Речевая тренировка с применением диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Тренировка чтения песен, стихов, прозы с экрана компьютера под контролем БОС на выдохе. Проводится работа над просодической стороной речи, ее эмоциональной окраской. Особое внимание уделяется чувству слитности, плавности, легкости речи на выдохе.

Необходимо отметить, что первые опыты по произвольному регулированию висцеральных реакций проводились в России. Исследованиями в данном направления занимался профессор Военно-медицинской академии И.Р.Тарханов. Первая публикация (1955), которую можно по праву отнести к БОС, принадлежит М.И.Лисиной, аспирантке Института психологии АПН РСФСР. Данная работа посвящена исследованию и применению конкретной методики по управлению вазомоторными реакциями. Введение термина «биологическая обратная связь» принадлежит психофизиологам США. Впервые в широкой литературе он появился в 1963 году в работе Дж.Басмаджана, посвященной обучению управлению электрической активностью, снимаемой с отдельного мышечного волокна. После этой работы исследователи все чаще стали употреблять введенный термин вместо понятий «инструментальное обучение».

В 1989 году американскими исследователями (корпорацией IBM) была разработана программа «Видимой речи». Это интерактивная компьютерная технология, по которой воспринимаемые звуковые сигналы преобразуются в соответствующие зрительные образы. В настоящее время широкое распространение получают разнообразные компьютерные программы, использующие эффект «Видимой речи».

В целях выработки длительного речевого выдоха, коррекции интонационно-мелодической стороны речи и нормализации процесса паузирования используется ряд модулей программы «Видимая речь».

Работа с модулями «Длительный речевой выдох», «Изменение высоты голоса», «Интонация» включает в себя серию игр. Выполнение заданий контролируясь визуально, помогает выработке новых навыков.

Таким образом, совершенствование логопедической работы по устранению заикания у детей обусловило разработку различных методик. Речевой материал логопедических занятий усваивается детьми в условиях поэтапного воспитания речи: от сопряженного произношения до самостоятельных высказываний при назывании и описании знакомых картинок, пересказе прослушанного небольшого рассказа, рассказывании стихотворений, ответах на вопросы по знакомой картинке, самостоятельном рассказывании об эпизодах из жизни ребенка, о празднике и т.д.; в условиях поэтапного воспитания речи от режима молчания до творческих высказываний с помощью игровой деятельности; в условиях воспитания самостоятельной речи (ситуативной и контекстной) с помощью ручной деятельности.

Логопед обязан творчески строить логопедические занятия, применяя известные методики в соответствии с контингентом заикающихся детей, их индивидуально — психологическими особенностями. Логопедическое воздействие, направленное на собственное речевое расстройство и связанные с ним отклонения в поведении, формировании психических функций и т.п., помогает заикающемуся ребенку социально адаптироваться в среде правильно говорящих сверстников и взрослых.

источник