Меню Рубрики

Развитие тревожности при заикании

Психологические особенности детей с заиканием.

Детям с нарушениями в психоэмоциональной сфере характерна, эмоционально – волевая незрелость, которая проявляется:

  • в трудностях самоконтроля,
  • импульсивности,
  • эмоциональной неустойчивости: повышенной возбудимости
  • в колебаниях настроения, чаще в сторону снижения,
  • обидчивости, раздражительности,
  • нетерпеливости,
  • бывают проявления болезненного упрямства, капризы,

что связано с быстрой истощаемостью ребенка, и как следствие, возникает снижение темпов деятельности; а так же,

  • низкая самооценка,
  • высокий уровень личностной тревожности:
  • страхи темноты, при отсутствии в комнате взрослых, ночные страхи,
  • плохой сон.
  • Низкий уровень осознанности своих чувств, неумение выражать их, а так же,
  • неумение учитывать в своем поведении чувства и желания других людей;
  • низкий уровень сформированности коммуникативных навыков.
  • Соматическая ослабленность,
  • снижение познавательной активности, и, как правило, низкий уровень концентрации произвольного внимания.
  • Тики, энурезы, энкопрезы, так же являются следствием психоэмоционального неблагополучия этих детей.
  • У детей с заиканием нарушение темпа и ритма речи.

Исходя из психологических особенностей детей с заиканием, психологом ставятся следующие задачи психо — коррекционной работы:

1) Гармонизация детско – родительских отношений;

Когда процесс личностной самореализации и саморазвития ребенка искажается или ограничивается, в результате нарушения взаимоотношений в семье, тогда, как следствие этого, у ребенка может возникнуть заикание.

Коррекционно – развивающая работа психолога начинается с группового родительского тренинга, так как, именно родители являются ведущим звеном в детско – родительской системе и именно от них в наибольшей степени зависит характер взаимоотношений в семье.

Целью поведенческого тренинга, является оптимизация коммуникации и межличностных отношений между ребенком и его родителями, а так же, их личностное развитие.

Для достижения цели в процессе проведения занятий решаются следующие задачи:

  1. Осознание родителями своего стиля воспитания.
  2. Преодоление привычных стилей реагирования.
  3. Расширение поведенческого репертуара во взаимодействии с детьми и другими людьми.
  4. Улучшение понимания своего ребенка и своих взаимоотношений с ним.
  5. Формирование навыков сотрудничества с детьми.

Осознание собственных стереотипов воспитания позволяет родителям глубже узнать самих себя, преодолеть привычные стили реагирования.

2) Групповая работа с детьми: установление доверия, повышение уровня комфортности и безопасности.

Установление доверия – одна из первых задач, которую решает психолог в работе с детьми (используются не только игры и упражнения, но и медитации.Например, отправляемся в путешествие…в самое надежное и защищенное место на земле, …).

Таким образом, создаем «положительный якорь» для ребенка и только потом переходим к следующей задаче.

3) Отреагирование негативных эмоций: гнева, страхов, агрессии.

Выводим агрессию на символическом уровне через тело, через творчество.

Спрашиваем у ребенка: «Где это в теле? Как это выглядит?, и так далее…»

Таким образом, решается следующая по важности задача

4) Снижение психоэмоционального напряжения.

5) Расширение репертуара форм самовыражения ребенка.

Дети учатся понимать и принимать свои чувства, адекватно выражать их и управлять ими.

  • Как правило, в семье ребенка с заиканием, существует запрет взрослых на выражение негативных эмоций у детей. Поэтому, важно психологу научить родителей принимать не только положительные, но и негативные чувства детей и помочь им самим научиться, выражать негативные эмоции социально – приемлемым способом.

6) Повышение степени принятия ребенком самого себя и других людей.

7) Обучение навыкам снятия мышечного и психоэмоционального напряжения.

Так как дети и их родители имеют трудности в выражении негативных эмоций, у многих из них происходит блокирование этих невыраженных эмоций на телесном уровне, возникают мышечные «зажимы». Поэтому, психолог использует в своей работе упражнения на мышечное напряжение и расслабление, релаксации, формирует навыки диафрагмального дыхания.

8) Формирование коммуникативных навыков.

9) Развитие способности эмоциональной саморегуляции ребенка за счет осознания им своих эмоций, чувств, переживаний.

10) Формирование у детей эмоциональной децентрации: способности воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей (использование ролевых игр и упражнений).

11) Развитие познавательных психических процессов: произвольного внимания, памяти, мышления, а так же планирующей функции речи.

12) Коррекция дезадаптивных черт характера и поведения детей (чувства неуверенности в своих силах)..

13) Профилактика развития вторичных эмоционально – личностных нарушений:

  • при неблагоприятном течении заболевания с возрастом у ребенка формируется навязчивость в общении, как явления гиперкомпенсации,
  • чувство социальной неполноценности, и другие проявления.
  • Приобретенные навыки саморегуляции и мышечной релаксации, позволяют снизить психо – эмоциональное напряжение у детей и их родителей.
  • Формируются расширенные коммуникативные и адаптационные возможности у детей и взрослых.
  • Происходит гармонизация детско – родительских отношений.

Среди многочисленных речевых нарушений, заикание, одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта.

Этот механизм еще недостаточно изучен.

Именно недостаточная разработанность проблемы механизмов заикания обусловливает многоаспектность воздействия на заикающегося ребенка. Но в любом случае, важно учитывать нарушения физиологического и психологического характера.

Перечисленные психологические и логопедические проблемы обусловливают трудности социальной адаптации заикающихся детей. Чем больше времени проходит от начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект, и влечёт за собой изменение в психике ребёнка (болезненные переживания, страх перед речью). Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу.

В связи с этим, высока потребность проведения коррекционно – развивающей работы для данной категории детей, в рамках которой они должны получить комплексную помощь психолога, логопеда и психоневролога.

источник

Невротические фобии (Б.Д. Карвасарский, 1990) представляют со­бой навязчивые, переживания, страха с четкой фабулой, обостряющиеся в определенных ситуациях при наличии достаточной критики. Другой особенностью этих состояний является их яркий, образный, чувствен­ный характер. • -Обычно • они переносятся больными чрезвычайно мучительно из-за двойственного отношения,* ним — продолжающего­ся переживания страха при понимании его необоснованности. Сущест­венным- признал»*! невротических фобий является выраженная .борьба с ними. Вместе е тем в период самого острого приступа страха вольные

могут считать АЯьггываемую ими опасность на самом деле реальной. Не-

смотря на ясность сознания при фобиях, объем его может изменяться в зависимости от силы фобических явлений и их формы, а выражен­ность критического отношения к ним и степень борьбы могут зависеть и от их содержания (СИ Давиденков, 1963; ПК. Липгарт, 1970). Наиболее частыми невротическими фобиями являются: кардиофобия

— навязчивый страх за состояние своего сердца; канцерофобия — на­вязчивый страх заболевания раком; лиссофобия — навязчивый страх сумасшествия; агорафобия — навязчивая боязнь открытых прост­ранств.

Для больных, страдающих заиканием, весьма типична логофобия, которая может сочетаться с одной из перечисленных и других фобий. Чаше всего логофобия возникает в экстремальных для больных ситу­ациях, в повторяющейся типичной обстановке, которые требуют активных коммуникативных действий, связанных с необходимостью речевого общения. Такого рода фобии некоторыми авторами относятся к большой группе социофобий.

Основным в клинической картине больных заиканием, у которых выра­жен в той или иной степени логофобический синдром, является состояние страха перед необходимостью говорить в коикретяой психотравмирующей для больного ситуации. Логофобия может носить чисто ситуационный характер и иногда выступает в виде генерализованной реакции на весь ком­муникационный процесс.

Наибольшие трудности для заикающихся представляют ситуации, свя­занные с разговором по телефону, в общественных ‘Местах, при общении с руководителями, незнакомыми людьми, при различного рода выступлениях.

Особое значение в формировании логофобического синдрома имеет его связь со значимыми отношениями, установками личности в различные периоды жизни, обусловленными возрастными, социаль­ными, эмоциональными, эндокринными факторами, специфичными для разных возрастных групп.

Если больным с невротическими фобиями удается хотя бы на не­которое время оградить себя от возникающего страха, то при лого-фобии — в силу необходимости постоянного общения с окружающими

— переживание страха, связанное с обязательностью речевых контак­тов, становится особенно мучительным.

Больной испытывает волнение, беспокойство, страх иногда задолго до возникновения ситуации речевого общения. Приступы страха могут приобретать форму ярких мучительных представлений я переживаний. Возникают выраженные вегетативные нарушения — ощущения не­хватки воздуха, сильное сердцебиение, в ряде случаев тошнота. Часто отмечается снижение настроения.

Первые проявления страха в связи с речевым общением, довольно редкие в ранние детские годы, с возрастом усиливаются. Усложняется вся картина эмоционально-психологических и физических нарушений. Формируются различного рода защитные механизмы: антиципации, уловки, ритуалы, изменение логико-грамматических построений в речи, целые системы избегания ситуаций, которые заиквющийся считает для себя особенно трудными.

В начальном периоде состояние страха не осознается ребенком, страх носит неопределенный, недифференцированный характер. Это проявляется в излишней нервозности ребенка, необъяснимом непослу­шании, иногда приобретающем форму непонятной для родителей и

окружающих агрессии. В других случаях ребенок, наоборот, становится необщительным, замкнутым. У части больных возникают общенев­ротические расстройства, выраженные в различной степени.

Симптомы логофобии особенно обостряются в период полового созревания, то исчезая, то возникая со все большей интенсивностью в последующие годы, теснейшим образом вплетаясь в структуру синдрома заикания и с возрастом все более доминируя в картине заболевания.

Ипохондрический синдром — неадекватное отношение к своему здо­ровью — в той или иной степени выраженности наблюдается при всех не­вротических состояних, логоневроз не является в этом отношении исклю­чением. При логоневрозе ипохондрические расстройства чаще всего сочетаются с астеническими, депрессивными и фобическими нарушениями. Заикающиеся крайне болезненно переживают реакцию, иногда кажущую­ся, окружающих на свою речь, постоянно «прислушиваются» к своей речи, отмечая малейшие изменения судорожности и тем самым еще больше усу­губляя переживание речевого дефекта. У некоторых больных возникают тягостные патологические симптомы, часто локализующиеся в области артикуляционного аппарата в виде «ощущения боли», «чувства пуль­сации», «окаменения», «невероятной тяжести». Иногда эти расстройства сенестоподобного типа носят генерализованный характер — «через все тело протянута колючая проволока», «как будто бы сковало все тело» — особенно тягостны для больного. При длительном неблагоприятном те­чении заболевания может наблюдаться ипохондрическое развитие личности. При этом изменяется все поведение больного, он посещает раз­ные специализированные учреждения в поисках новых методов лечения, переходит от одного логопеда к другому. Часто этому способствуют родители, которые с раннего детства консультируют и лечат ребенка у разных специалистов, посещают различные учреждения, пытаясь добиться возможно более эффективного результата в лечении.

В клинической картине заикания нередки психопатологические рас­стройства депрессивного характера.

У заикающегося проявления депрессии невротического уровня возника­ют в результате продолжительных, длящихся годами, постоянно возника­ющих стрессовых ситуаций — невозможности свободно общаться с окружа­ющими в детском возрасте, во время учебы в школе, затем в институте, на работе, в быту. Синдром невротической депрессии, как правило, отражает психотравмирующую ситуацию, обусловленную речевым дефектом.

В отличие от больных с другими навязчивостями у заикающихся ло-гофобический синдром, страх и волнение приобретают особенно угнета­ющий характер, так как речевое общение необходимо практически ежечас­но, ситуации, требующие контакта, бесконечны. Поэтому проявления невротической депрессии при заикании встречаются достаточно часто, причем в сочетании с другими невротическими синдромами. Невротичес­кую депрессию необходимо отличать от реактивной и эндогенной де­прессии, которые также могут, хотя и реже, встречаться у заикающихся.

Основным компонентом невротической депрессии является сниженный фон настроения, который, однако, не доходит до степени тоски. Снижение настроения часто сочетается с выраженной эмоциональной лабильностью, астенией, легкой тревогой, ухудшением аппетита, бессонницей. У заикающе­гося общий фон настроения и его колебания определяются кругом проблем, связанных с трудностью нормального речевого общения.

Больные осознают, что ^ их состояние определяется психот-

равмирующими переживаниями из-за невозможности преодолеть приступы судорог и страха, из-за того, что приходится менять жизнен­ные планы, трудно разрешать возникающие дома и на работе психот-равмирующие ситуации, ограничения в общественной деятельности. На­строение больного выравнивается, если удается отвлечь его внимание от тревожащих проблем.

При отсутствии терапевтического эффекта в условиях усложняющихся расстройств речи, нарастания трудностей межличностного общения, невоз­можности реализовать жизненные планы, крахе надежд у больных могут отмечаться не только суицидальные высказывания, но и поступки.

Как и при других неврозах, для которых характерна дезавто-матизация функций, для логоневроза типичен так называемый синдром ожидания. В.А. Гиляровский (1954), А.М. Свядощ (1971) полагали, что в этом случае можно говорить об особой форме невроза ожидания. Другие авторы (Г.К. Ушаков, 1979; Б.Д. Карвасарский, 1990) считают более правильным относить это явление к особому психопатологическо­му синдрому, который встречается при всех формах неврозов, чаще все­го у больных с нозофобиями, при которых обычно отмечается дезавто-матизация вегетативных функций.

Исходным пунктом для развития синдрома ожидания у заикающе­гося является нарушение функции, вызванное многократными срывами в процессе речи. В дальнейшем представления о предстоящем осуществ­лении этой функции начинают вызывать опасения невозможности ее выполнения. Возникает чувство тревожного ожидания неудачи. При попытке говорить по механизму самовнушения происходит торможение речевой функции, дезавтоматизация речевого процесса. В свою очередь неудачная попытка ведет к еще большему закреплению возникшего ранее нарушения.

Нарушения речи наблюдаются, например, после неудачного публично­го выступления, во время которого под влиянием взволновавшей больно­го обстановки наступило торможение функции речи. В дальнейшем появ­ляется чувство тревожного ожидания неудачи при необходимости публичного выступления, а в случаях генерализации расстройства — и при выступлении в любых необычных условиях или обстановке, вызываю­щей эмоциональную реакцию, например на экзамене. Во время выступ­лений возникает чувство тревоги, растерянность, резкая вегетативная реакция и заикание. Тревожное чувство ожидания речевого общения у заикающихся отмечается достаточно рано в детском возрасте, как правило, в период обучения в школе, на уроках во время устных ответов, на экзаменах и т. д. При некоторых формах заикания синдром ожидания становится доминирующим в картине заболевания.

источник

Нет секрета в том, что заикающиеся люди сталкиваются с дополнительными трудностями в жизни. Оно мешает нормальному общению и социализации. Особенно актуальна эта проблема для детей. Совершенного средства лечения в настоящий момент не существует, но есть общие рекомендации, которые помогут разобраться с тем, как перестать заикаться при волнении.

Под заиканием понимается спровоцированное судорожным состоянием мышц речевого аппарата нарушение речи, выражающееся в её темпо-ритмической организации. В медицине это заболевание часто именуется логоневрозом.

В настоящий момент причины развития заикания не установлены. По результатам последних исследований логоневроз порождается изменениями в функционировании некоторых структур нервных моторных и речевых центров — верхней лобной извилины и центра Брока.

Выделяют две формы заикания:

Неврозоподобная форма заикания обусловлена наличием патологических нарушений в деятельности мозговых структур, которые отвечают за речь, моторику и артикуляцию. Этот недуг редко проявляется только при волнении. Для его лечения необходимо использование медикаментозных препаратов с привлечением различных терапевтических методик.

Читайте также:  Успокаивающие сборы при заикании

Невротическая форма заикания вызвана психологическими факторами. Это могут быть расстройства (неврозы), психотравмирующие переживания, стрессовые ситуации, страх, испуг. Для этой формы характерно ситуационное проявление симптомов, т. е. нарушения в речи проявляются преимущественно в моменты волнения.

Важно понимать механизм, который приводит к заиканию. Волнение — эмоциональное состояние, проявляющееся как ответ нашей психики на какие-либо события, которые происходят, происходили или ожидаются в будущем. Эта эмоция заставляет наш организм мобилизоваться, подготовиться к возможным последствиям.

Состояние волнения сопровождается напряжением и спазмами мышц. Судорожные сокращения мышц речевого аппарата приводят к нарушениям речи. Напряжение сказывается на дыхании. Нарушение естественного процесса дыхания — ключевой фактор, оказывающий влияние на речь.

Многие люди, которые никогда не сталкивались с заиканием, в состоянии сильного волнения часто испытывают трудности с дыханием и речью. Заикание при волнении — это результат спазмов мышц при вдыхании воздуха.

Исходя из вышеизложенных причин развития нарушений речи получается следующее: чтобы перестать заикаться при волнении, нужно устранить первопричину — само волнение. От него в жизни избавиться невозможно, но натренировать грамотную реакцию на возникновение этого эмоционального состояния — да.

Заикание при волнении — заболевание, которое имеет функциональную, личностную и социальную стороны. Для эффективного лечения нужно прибегать к комплексным мерам, которые включают терапевтические, педагогические и реабилитационные методики.

Практикуемые способы лечения:

  • лекарственные препараты седативного действия;
  • расслабляющий массаж;
  • дыхательные и речевые упражнения;
  • психологические тренинги по перестройке мышления.

Чтобы перестать заикаться при волнении, нужно выполнить три основных условия:

  • научиться управлять дыханием;
  • минимизировать влияние мышечных сокращений на речь;
  • сформировать нормальное психологическое отношение к волнению, общению, заиканию.

Комплексная логопедическая программа лечения заикания включает 4 блока.

  1. Расслабление языка и губ.
  2. Контроль сокращений мышц лица.
  3. Нормализация дыхания через диафрагму (живот).
  4. «Протягиваемое» произношение гласных букв.
  • небольшой диафрагменный вдох;
  • произношение определённых звуков на коротком выдохе.

Дыхательная гимнастика — одно из лучших средств при нарушениях речи. Если вы волнуетесь или вам предстоит сложный разговор, найдите уединенное место и сделайте простое упражнение.

  1. Исходное положение — стоя, выпрямившись с опущенными руками.
  2. Наклон вперёд, с опусканием головы и рук.
  3. Быстрый вдох в согнутом положении.
  4. Неполное поднятие тела и головы, вдох и выдох.
  5. Новый наклон и вдох.
  6. Упражнение делается восемь раз, по восемь подходов.

Рекомендации по устранению заикания при волнении помогут вам успокоиться.

  1. При разговоре следите за расслабленным состоянием рук, шеи, плечевого пояса и спины.
  2. Мысленно не заостряйте внимания на заикании. Для окружающих оно не является серьёзной проблемой.
  3. Речь во время разговора должна быть медленной, с акцентированием внимания на паузах и знаках препинания. Слова нужно произносить низким голосом, однообразным тоном.
  4. Не спешить при разговоре. Быстрая речь провоцирует сбивчивость дыхания.
  5. Дыхание и речь развивают пение, скороговорки, чтение книг вслух.
  6. Сознательное участие в публичных выступлениях.
  7. Разговоры с собой перед зеркалом медленным и тихим голосом по тридцать минут каждый день. Важно привыкать к одновременному разговору и созерцанию «собеседника». Во время разговора вспоминайте эту практику и успокаивайтесь.
  8. Позитивное мышление при разговоре.
  9. Выписывание на листок бумаги конкретных слов, на которых происходит заикание. Тренировка их произношения медленно и по слогам.

Совет, который поможет избавиться от волнения перед разговором:

  • сделать сильный вдох через рот;
  • медленно выдохнуть через нос;
  • начать говорить медленно, выговаривая слова.

Стоит помнить, что универсального средства борьбы с рассматриваемым недугом нет. Важно установить причины и особенности заикания, пробовать проверенные методики борьбы с этим заболеванием.

источник

Современное развитие нашего государства, сложные государственно-экологические условия, вечные экологические проблемы создают нестабильную, тревожную атмосферу в обществе, в коллективе, в семье. Каждый ребенок ощущает на себе все волнение сегодняшнего дня. И каждый ребенок по-своему реагирует на травмирующее влияние окружающего мира: агрессивностью, замкнутостью, невралгическими реакциями, боязливостью, страхами, тревожностью. Современные жесткие условия жизни способствуют повышению уровня тревожности, как у взрослых, так и у детей. В настоящее время все более увеличивается количество тревожных детей.

Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание, беспокойство неблагополучия со стороны окружающих. Она является глубинным, эмоциональным состоянием, возникающем в результате неудовлетворения важных потребностей.

Результаты изучения влияния тревожности на различные сферы поведения личности, например учеба, влияют на здоровье детей. Захаров А.И. утверждает, что изучение особенностей тревожных детей, необходимо еще в дошкольном возрасте, когда велика возможность коррекции. Ю.М. Антонян считает, что тревога – это состояние психики, охватывающее любое состояние человека и толкающее его на поиск источника переживания в мире. Еще если у ребенка не удовлетворяются эмоциональные потребности, то может не сформироваться потребность в общении с людьми вообще, что ведет к отчуждению, к непринятию окружающей среды, ожиданию со стороны мира.

Одним из самых распространенных расстройств детской речи, вызывающей невролизацию в качестве реакции личности на речевой дефект, является заикание.

Дети с нарушенной коммуникативной функцией – дети с нарушением организации речи (заиканием). Помимо судорожных запинок, заикание включает в себя нарушение высшей нервной деятельности, связана в одних случаях с органическими поражениями ЦНС, в других случаях с неврологической реакцией. Наблюдаемая при заикании хронификация процесса вызывает, как правило, вторичную невролизацию в качестве реакции личности на основное заболевание, что делает заикание сложнейшим патологическим процессом, который может сопровождать человека всю жизнь.

У определенного числа заикающихся отмечено невротическое формирование личности. Оно возникает в тех случаях, когда психонаправляющая ситуация приводит к развитию у ребенка невротических реакций. А затем таких личностных черт, как боязливость, пассивность, неуверенность в себе, склонность к страхам, тревожность.

Переживания как форма выражения эмоций и чувств, связывается у заикающихся с наличием речевого дефекта, с трудностями в речевом процессе, с неблагополучием в речевом общении с окружающими, с обидным отношением со стороны окружающих, с неудовлетворенностью собой, своей речью, своими поступками и прочее.

Более или менее выраженные неприятные переживания, связанные у заикающихся с нереализованной потребностью свободного речевого общения с окружающими, могут сопровождаться эмоциями, чувствами и состояниями неудовольствия, подавленности, апатии, опасения, напряженности, гнева, тревожности, страха. Частой и сильной сменой настроения и др.

Имеющиеся у заикающихся детей речевые и психические нарушения накладывают отпечаток, прежде всего на процесс речевого общения, искажая и деформируя его.

Исходным пунктом психокоррекционной и логопедической работы является психолого – педагогическая оценка индивидуальности психологических и личностных качеств заикающегося ребенка.

Психологические данные дополняют клиническую картину речевого нарушения, содействуют пониманию динамики речевого расстройства, его взаимодействия с другими психическими процессами и личностными качествами индивида, уточняют прогноз психического развития заикающегося; способствуют определению дифференцированных методов работы.

Захаров А. И. К изучению роли аномалий семейного воспитания в патогенезе неврозов детского возраста. — В кн.: Неврозы и пограничные состояния. — Л., 1972, с. 53-55.

Винкшна И. А. К характеристике системы отношений личности больных, страдающих неврозами. — В кн.: Клинико-психологические исследования личности. — Л., 1971, с. 87-89.

источник

Ребёнок с заиканием в школе не редкость. Нарушение речи часто является причиной его проблем в общении. Переживание своей речевой несостоятельности может сделать его замкнутым, ухудшить успеваемость. Снижение уровня тревожности входит в систему комплексного воздействия на речь и личность ребёнка вцелом.

Вложение Размер
Материал рекомендован логопедам и учителям 42 КБ
sostoyanie_trevozhnosti_u_detey_s_zaikaniem.doc 42 КБ

учитель-логопед ГБОУ СОШ № 606

Состояние тревожности у детей с заиканием

Среди детей с повышенной тревожностью есть дети с речевыми недостатками. Состояние тревожности может присутствовать у детей с нарушениями письменной речи, если они влияют на успеваемость по общеобразовательным предметам, с нарушениями звукопроизношения, у детей с заиканием. Уровень тревожности зависит от степени фиксации ребёнка на своём дефекте, иными словами от того, как ребёнок реагирует на свой дефект. Наиболее ярко тревожность, как переживание эмоционального дискомфорта, выражена у детей заиканием, более того, она сопровождает его по мере взросления. Степень её выраженности зависит от тяжести возникшего заикания, от отношения ребёнка к внезапно возникшему дефекту, от отношения к нему окружающих людей. Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо, чтение) является неотъемлемым, постоянным состоянием человека. Естественно, что её нарушение приводит к глубоким перестройкам личности. Возникнув однажды в детском возрасте, запинки в речи могут повлиять на становление эмоционально-волевой сферы личности, на социальную адаптацию человека.

Заикание является одним из распространённых нарушений речи у детей. Хотя оно определяется как нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, наивно полагать, что оно касается только речевой функции, хотя именно речь, её нарушение является наиболее выраженным симптомом, который замечают окружающие. По своим проявлениям заикание очень неоднородное расстройство. Обращают на себя внимание расстройства нервной системы, физического здоровья, общей и речевой моторики, наличие психологических особенностей. Усложнение одного из перечисленных отклонений неизбежно усугубляет другое.

Как появляется чувство тревожности у ребёнка заикания?

Остановимся на ощущениях ребёнка, у которого появились запинки в речи. Как правило, в большинстве случаев заикание возникает в дошкольном возрасте. Оно может возникнуть постепенно на фоне неблагополучного нервно-психического состояния, либо резко под влиянием стрессовой ситуации, может без видимых на то причин. Первые реакции на дефект неосознанны, не носят эмоциональной окраски. Далее в результате неоднократного повторения случаев запинок в речи, их воспроизведение становится более отчётливым. Развивается понимание, что он говорит не так

как все (неплавно), что-то мешает ему говорить, у него возникает мысль, что он может снова споткнуться…Здесь происходит фиксация внимания на спотыкании, вместе с этим отмечается разная степень тревожности, появляется страх перед речью (логофобия).

Адаптация ребёнка к речевым запинкам, степень чувствительности будет зависеть от микросреды, которая окружает ребёнка (семья, детский сад, школа). Так под влиянием благоприятных окружающих условий, правильного доброжелательного и спокойного отношения к нему самому, в результате помощи в развитии речи уровень тревожности снижается, что может привести к стабилизации темпа и ритма речи. В этом случае запинки не мешают в общении ребёнка с окружающими (это самое важное), не развивается его осознанное внимание к запинкам, отсутствуют и активные действия по их преодолению. Такая картина характерна для детей, у которых запинки несудорожного характера.

Иная картина наблюдается у детей в случае воздействия неблагоприятных факторов, а.и. конфликтные ситуации в семье, неправильные методы воспитания (наказания за неправильную речь), недостаточная помощь в развитии речи или наоборот завышенные требования, насмешки, передразнивания со стороны сверстников, неправильный педагогический подход провоцируют обострение чувствительности, эмоциональные переживания усиливаются. Состояние тревожности характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, а с точки зрения физиологии — активацией вегетативной нервной системы. Это состояние может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Попытки самостоятельно справиться с речевыми запинками заставляет ещё больше фиксировать внимание на недуге, что в свою очередь усиливает тревожность и ухудшает речь. Дети с повышенной тревожностью оказываются в ситуации замкнутого круга, когда тревожность ухудшает их возможности и результаты деятельности.

С возрастом чувство тревожности у заикающихся может претерпевать некоторые изменения, что связано с их психофизическим развитием, с ростом их сознания, с развитием самооценки. Как правило, состояние тревожности усиливается с возрастом и в зависимости от различных обстоятельств.

По уровню тревожности группа школьников, имеющих заикание, неоднородна по своему составу:

Часть детей не испытывают чувства тревожности во время общения, охотно контактируют со сверстниками и взрослыми, не фиксируя внимания на своей речи.

Другие дети в связи с заиканием испытывают неприятные переживания: неуверенность в себе, беспокойство, ожидание неуспеха, стеснительность. Эмоциональным становится сам факт речи. Присутствует логофобия. Пытаясь скрыть дефект, используют речевые уловки, стараются уйти от общения.

Третья группа детей самая тяжёлая. Они испытывают постоянное чувство страха перед речью, чувство ущемлённости, неуверенности в себе, эмоционально лабильны, ранимы, впечатлительны. Они отличаются постоянной навязчивой фиксированностью на своём речевом недостатке, концентрируют внимание на своих речевых неудачах, глубоко и длительно переживают их. Всю свою деятельность ставят в зависимость от речевых неудач. Иногда тревожная мнительность, логофобия, неуверенность в своих силах неадекватны по отношению к имеющемуся у них дефекту речи. Многие заикающиеся по мере развития тревоги по поводу своей речи начинают отождествлять эту тревогу и само заикание. При этом выясняется, что страх вызывает не само заикание, а возможное отношение к ним из-за плохой речи. Поэтому степень переживаний в значительной мере связана с тем, кто является партнёром по общению. Здесь страх носит избирательный характер.

Есть ситуации, которые усиливают проявление заикания у школьников (ответы на уроках, экзаменах, проверка техники чтения, публичные выступления, разговор с незнакомыми людьми, по телефону). В школе заикающийся постоянно находится в коллективе в ситуации общения и обучения. Речь для него становится источником постоянной психической травматизации, что вызывает повышенную истощаемость, утомляемость и способствует возникновению патологических черт характера.

В младшем школьном возрасте чаще встречается неврозоподобный логосиндром. Эти дети легко ранимы, для них важно то, что о них думают окружающие, они нерешительны, имеют заниженную самооценку.

В этом возрасте велико влияние родителей и педагогов. Во многом от нас будет зависеть как ребёнок адаптируется в коллективе, какими будут его отношения со сверстниками, как речевой недуг скажется на развитии личности, на характере обучающегося. Неправильное отношение к заикающимся детям в детском саду и школе ведёт к малой активности их на занятиях. Зная урок, они не решаются отвечать по собственной инициативе, не задают вопросов, и часто отказываются сами отвечать урок.

— создание необходимых условий для спокойного обучения;

— поддержка и поощрение устных ответов;

— ограждение от насмешек одноклассников;

— отсутствие фиксированности на дефекте;

— рекомендации для родителей по оказанию комплексной профессиональной помощи;

— участие во внеклассной деятельности;

— наблюдение за динамикой речевого развития, выявление факторов, снижающих степень выраженности речевых запинок;

— сотрудничество с психолого-логопедической службой учебного заведения;

В подростковом возрасте наблюдается повышение уровня тревожности из-за ещё большего осознания своей речевой некомпетентности. Подросток ещё более остро реагирует на отношение к нему сверстников и значимых для него взрослых.Возрастает напряжённое ожидание возможности не произнести звук, слово, фразу. Осознание своей речевой несотоятельности может привести к выраженному страху речи. Тогда будем говорить о невротическом заикании. Причём запинки в речи могут исчезать при отвлечении от них и усиливаться при фиксации на своём дефекте в некомфортной ситуации.

Читайте также:  Успокаивающие при заикании у ребенка

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что тревожность входит в симптомокомплекс заикания, как последствие возникновения речевого нарушения, и являться пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности.

Эффективность логопедического и психологического воздействия находится в обратной зависимости от эмоционального состояния заикающегося. Чем выше уровень тревожности и фиксированности на дефекте, тем ниже результат. Поэтому при работе с заикающимися нужно воздействовать на речь и личность в целом, осуществлять комплексный подход в решении проблемы.

учитель-логопед ГБОУ СОШ № 606

Состояние тревожности у детей с заиканием

Среди детей с повышенной тревожностью есть дети с речевыми недостатками. Состояние тревожности может присутствовать у детей с нарушениями письменной речи, если они влияют на успеваемость по общеобразовательным предметам, с нарушениями звукопроизношения, у детей с заиканием. Уровень тревожности зависит от степени фиксации ребёнка на своём дефекте, иными словами от того, как ребёнок реагирует на свой дефект. Наиболее ярко тревожность, как переживание эмоционального дискомфорта, выражена у детей заиканием, более того, она сопровождает его по мере взросления. Степень её выраженности зависит от тяжести возникшего заикания, от отношения ребёнка к внезапно возникшему дефекту, от отношения к нему окружающих людей. Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо, чтение) является неотъемлемым, постоянным состоянием человека. Естественно, что её нарушение приводит к глубоким перестройкам личности. Возникнув однажды в детском возрасте, запинки в речи могут повлиять на становление эмоционально-волевой сферы личности, на социальную адаптацию человека.

Заикание является одним из распространённых нарушений речи у детей. Хотя оно определяется как нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, наивно полагать, что оно касается только речевой функции, хотя именно речь, её нарушение является наиболее выраженным симптомом, который замечают окружающие. По своим проявлениям заикание очень неоднородное расстройство. Обращают на себя внимание расстройства нервной системы, физического здоровья, общей и речевой моторики, наличие психологических особенностей. Усложнение одного из перечисленных отклонений неизбежно усугубляет другое.

Как появляется чувство тревожности у ребёнка заикания?

Остановимся на ощущениях ребёнка, у которого появились запинки в речи. Как правило, в большинстве случаев заикание возникает в дошкольном возрасте. Оно может возникнуть постепенно на фоне неблагополучного нервно-психического состояния, либо резко под влиянием стрессовой ситуации, может без видимых на то причин. Первые реакции на дефект неосознанны, не носят эмоциональной окраски. Далее в результате неоднократного повторения случаев запинок в речи, их воспроизведение становится более отчётливым. Развивается понимание, что он говорит не так

как все (неплавно), что-то мешает ему говорить, у него возникает мысль, что он может снова споткнуться…Здесь происходит фиксация внимания на спотыкании, вместе с этим отмечается разная степень тревожности, появляется страх перед речью (логофобия).

Адаптация ребёнка к речевым запинкам, степень чувствительности будет зависеть от микросреды, которая окружает ребёнка (семья, детский сад, школа). Так под влиянием благоприятных окружающих условий, правильного доброжелательного и спокойного отношения к нему самому, в результате помощи в развитии речи уровень тревожности снижается, что может привести к стабилизации темпа и ритма речи. В этом случае запинки не мешают в общении ребёнка с окружающими (это самое важное), не развивается его осознанное внимание к запинкам, отсутствуют и активные действия по их преодолению. Такая картина характерна для детей, у которых запинки несудорожного характера.

Иная картина наблюдается у детей в случае воздействия неблагоприятных факторов, а.и. конфликтные ситуации в семье, неправильные методы воспитания (наказания за неправильную речь), недостаточная помощь в развитии речи или наоборот завышенные требования, насмешки, передразнивания со стороны сверстников, неправильный педагогический подход провоцируют обострение чувствительности, эмоциональные переживания усиливаются. Состояние тревожности характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, а с точки зрения физиологии — активацией вегетативной нервной системы. Это состояние может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Попытки самостоятельно справиться с речевыми запинками заставляет ещё больше фиксировать внимание на недуге, что в свою очередь усиливает тревожность и ухудшает речь. Дети с повышенной тревожностью оказываются в ситуации замкнутого круга, когда тревожность ухудшает их возможности и результаты деятельности.

С возрастом чувство тревожности у заикающихся может претерпевать некоторые изменения, что связано с их психофизическим развитием, с ростом их сознания, с развитием самооценки. Как правило, состояние тревожности усиливается с возрастом и в зависимости от различных обстоятельств.

По уровню тревожности группа школьников, имеющих заикание, неоднородна по своему составу:

Часть детей не испытывают чувства тревожности во время общения, охотно контактируют со сверстниками и взрослыми, не фиксируя внимания на своей речи.

Другие дети в связи с заиканием испытывают неприятные переживания: неуверенность в себе, беспокойство, ожидание неуспеха, стеснительность. Эмоциональным становится сам факт речи. Присутствует логофобия. Пытаясь скрыть дефект, используют речевые уловки, стараются уйти от общения.

Третья группа детей самая тяжёлая. Они испытывают постоянное чувство страха перед речью, чувство ущемлённости, неуверенности в себе, эмоционально лабильны, ранимы, впечатлительны. Они отличаются постоянной навязчивой фиксированностью на своём речевом недостатке, концентрируют внимание на своих речевых неудачах, глубоко и длительно переживают их. Всю свою деятельность ставят в зависимость от речевых неудач. Иногда тревожная мнительность, логофобия, неуверенность в своих силах неадекватны по отношению к имеющемуся у них дефекту речи. Многие заикающиеся по мере развития тревоги по поводу своей речи начинают отождествлять эту тревогу и само заикание. При этом выясняется, что страх вызывает не само заикание, а возможное отношение к ним из-за плохой речи. Поэтому степень переживаний в значительной мере связана с тем, кто является партнёром по общению. Здесь страх носит избирательный характер.

Есть ситуации, которые усиливают проявление заикания у школьников (ответы на уроках, экзаменах, проверка техники чтения, публичные выступления, разговор с незнакомыми людьми, по телефону). В школе заикающийся постоянно находится в коллективе в ситуации общения и обучения. Речь для него становится источником постоянной психической травматизации, что вызывает повышенную истощаемость, утомляемость и способствует возникновению патологических черт характера.

В младшем школьном возрасте чаще встречается неврозоподобный логосиндром. Эти дети легко ранимы, для них важно то, что о них думают окружающие, они нерешительны, имеют заниженную самооценку.

В этом возрасте велико влияние родителей и педагогов. Во многом от нас будет зависеть как ребёнок адаптируется в коллективе, какими будут его отношения со сверстниками, как речевой недуг скажется на развитии личности, на характере обучающегося. Неправильное отношение к заикающимся детям в детском саду и школе ведёт к малой активности их на занятиях. Зная урок, они не решаются отвечать по собственной инициативе, не задают вопросов, и часто отказываются сами отвечать урок.

— создание необходимых условий для спокойного обучения;

— поддержка и поощрение устных ответов;

— ограждение от насмешек одноклассников;

— отсутствие фиксированности на дефекте;

— рекомендации для родителей по оказанию комплексной профессиональной помощи;

— участие во внеклассной деятельности;

— наблюдение за динамикой речевого развития, выявление факторов, снижающих степень выраженности речевых запинок;

— сотрудничество с психолого-логопедической службой учебного заведения;

В подростковом возрасте наблюдается повышение уровня тревожности из-за ещё большего осознания своей речевой некомпетентности. Подросток ещё более остро реагирует на отношение к нему сверстников и значимых для него взрослых.Возрастает напряжённое ожидание возможности не произнести звук, слово, фразу. Осознание своей речевой несотоятельности может привести к выраженному страху речи. Тогда будем говорить о невротическом заикании. Причём запинки в речи могут исчезать при отвлечении от них и усиливаться при фиксации на своём дефекте в некомфортной ситуации.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что тревожность входит в симптомокомплекс заикания, как последствие возникновения речевого нарушения, и являться пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности.

Эффективность логопедического и психологического воздействия находится в обратной зависимости от эмоционального состояния заикающегося. Чем выше уровень тревожности и фиксированности на дефекте, тем ниже результат. Поэтому при работе с заикающимися нужно воздействовать на речь и личность в целом, осуществлять комплексный подход в решении проблемы.

источник

Анализ изучения проблемы тревожности как нарушения эмоциональной сферы подростка в зарубежной и отечественной психологии. Причины и механизмы проявления тревожности при отклонениях в развитии (ЗПР, заикание), методы ее предотвращения и коррекции.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подводя итог можно сделать следующие выводы. Подростки с ЗПР характеризуются нарушениями поведения по типу психической неустойчивости расторможенности влечений.

Подростков с такими видами нарушений поведения отличают черты эмоционально — волевой незрелости, недостаточное чувств долга, ответственности, волевых установок, выраженных интеллектуальных интересов, отсутствие чувства дистанции, инфантильная бравада исправленным поведением.

Эмоциональная поверхность легко приводит к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа. Наблюдается беспечность в отношениях, вследствие отрицательных поступков, недооценка драматичности, сложности ситуации. Подростки могут легко давать обещания и легко забывать о них. У них отсутствуют переживания при неудачах в учебе. А слабость учебных интересов выливается в дворовые игры, потребность в движении и физической разрядке. Мальчики часто склонны к раздражительности, девочки — к слезам. И те, и другие склонны ко лжи, которая опережает незрелые формы самоутверждения. Инфантильность, присущая этой группе подростков часто окрашена чертами церебро-органической недостаточности, двигательной расторможенностью, назойливостью, эйфорическим оттенком повышенного настроения, аффективными вспышками, сопровождающимися ярким вегетативным компонентом, с нередко последующей головной болью, низкой работоспособностью, выраженной утомленностью.

Также таких подростков отличает завышенная самооценка, при низком уровне тревожности, неадекватный уровень притязаний — слабость реакции на неуспехи, преувеличение удачности.

Таким образом, для этой группы подростков характерно отсутствие учебной мотивации, а непризнание авторитетов взрослых сочетается с односторонней житейской зрелостью, соответственной переориентации интересов на образ жизни, адекватной старшему возрасту.

1.3.2 Характеристика эмоциональной сферы подростков с нарушением темпа, ритма и плавности речи (заикание)

В настоящее время благодаря многочисленным исследованиям, сложились определенные взгляды на природу речевых нарушений и источники возникновения заикания. Однако, несмотря на существование значительного числа экспериментальных работ, определенных теоретических обобщений и разнообразных гипотез, до сих пор еще нет целостного представления о данном дефекте и законченности теории, которая могла бы объяснить его причины и центральные механизмы.

Проблемами нарушения речи занимались А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, отмечал, что при заикании нарушается саморегулировка системы речи. Позднее это подтвердили В.М. Васильев, Шкловский, А.Г. Воронин, Ю.Б.Некрасова и др.

«Заикание — симптом разных в клиническом и этиопатолитическом отношении заболеваний, проявляющихся в судорожном нарушении плавности речи» (Л.З. Арутюнян, 3).

Существуют ситуации, когда у заикающихся не возникает спазматической задержки, многие из них практически исчезают, когда говорят в одиночестве, вне акта коммуникации. Речевые судороги появляются обычно на фоне определенного эмоционального состояния — личностной и ситуационной тревоги. Это объясняется нарушением в слуховом канале обратной связи. Возникновение речевых судорог при заикании является нарушением внутренней синхронизации естественного речевого цикла, которое может быть вызвано искажением в передаче или обработке сигналов обратной связи.

Рассмотрим начальную стадию заикания, возникновение и фиксация первых речевых судорог. «Заикание — детское заболевание», — так утверждает Л.З. Арутюнян (3). По данным М.Е. Вингейта более чем в 84% случаев оно начинается у детей до 6 лет. Это подтверждает Г.А. Волкова, считая, что заикание у детей развивается в тесном взаимодействии с личностными и поведенческими нарушениями и во многом зависит от нервно — психического состояния ребенка, что обуславливает сложную симптоматику и собственно речевые нарушения. В этом возрасте морфо-функциональная речевая система только формируется, еще не закончена рациональная минимизация мозговых структур и не произошел переход к качественно новому уровню системной деятельности, характерной для зрелого возраста.

Говоря об этиологии заикания, О. Бледстейн выделяет 3 основных подхода к этой проблеме: первый настаивает на психогенной основе данного нарушения, считает его обычным неврозом; согласно второму — заикание является обученным или закрепленным поведением; третий опирается на концепцию физиологического дефекта или дефицита.

На наш взгляд, говорит Л.З. Арутюнян (3), следует рассматривать три возможности происхождения заикания. Первая — это когда оно появляется на фоне отстающего речевого онтогенеза. Как правило, в этом случае у детей в сильной степени нарушена общая и мелкая моторика, ослаблен сенсомоторный контроль. Обычно в анализе этих детей нет указаний на психотравмирующие ситуации. Другая группа — это дети, у которых снижение степени латерализации мозга в целом и вербальной функции не позволяет левому полушарию в полной мере осуществлять ведущую роль по отношению к процессам в правом полушарии. При этом мозг ребенка как бы «готов» к заиканию. Известно, что уже «изначальная степень эмоциональной напряженности ведет к снижению полиустойчивости» (Л.З. Арутюнян, 3).

Возможно, проявление заикания на почве воздействия стресса на первоначально здоровый мозг ребенка. Во всех рассматриваемых кратко случаях речевые судороги являются результатом временного рассогласовывания, нарушения саморегулировки речи.

Когда возникает фиксация на дефекте, эмоциональным становиться сам акт речи. Со временем у каждого заикающегося складывается своя иерархия коммуникативных трудностей, а так как в подростковом возрасте главным, ведущим типом деятельности является общение, то заикание является своеобразным ступором в удовлетворении этой потребности. Любая деятельность, в том числе речевая, проходит на фоне функционального состояния, определяющего фоновую активность ЦНС. Функциональное состояние определяется рядом факторов, таких как мотивация конкретной деятельности, состояние нервной системы, тип личности. Эмоциональное напряжение, возникающее с теми или иными обстоятельствами, изменяет функциональное состояние и тем самым оказывает влияние на деятельность.

Однако в тех случаях, когда сама деятельность становиться эмоциональным фактом, она за счет положительной обратной связи может существенно повысить эмоциональную напряженность и соответствующий ей уровень функционального состояния.

Э.Л. Ноенко (19), выделяет 3 группы реакций, характерных для состояния эмоциональной напряженности:

возникновение тревожности (беспокойства, подавленности, страха, отчаянья).

Изменение моторно-поведенческих реакций (появление тремора рук, мускульного напряжения).

Изменение в характере протекания мыслительных процессов и в организации интеллектуальной деятельности.

Л.З. Арутюнян (3), рассматривает заикание, как одну из форм устойчивого патологического состояния, которое состоит из 3 компонентов:

постоянное состояние тревожности.

М.И. Буянов (12), считает, что заикание — это признак в разных клинический отношениях расстройств, в основном двух: логоневроза и неврозоподобного логосиндрома. Выделяет две формы заикания: неврозоподобную и невротическую.

В подростковом возрасте чаще всего встречается неврозоподобный логосиндром. Такие подростки повышенно и легко ранимы, для них важно то, как о них думают окружающие люди, они нерешительны, неуверенны, впечатлительны, самооценка у таких подростков занижена; следствием заикания может быть эмоциональная неустойчивость. Эти наслоения усиливают у подростков чувство своей неполноценности и желание выздороветь.

Читайте также:  Успенская устранение заикания в играх

Таким образом, рассматривая заикание, как часть сложного медико-психологического образования, включающего не только речевую патологию, но и личностные нарушения, можно понять взаимосвязь заикания с другими симптомами.

Также, существуют трудности и в учебной деятельности, одна из ее особенностей — неустойчивость. Внешние проявления неустойчивости деятельности могут быть обусловлены различными моментами. Это может быть импульсивность и слабая организованность работы, вследствие неумения анализировать образец, инструкцию, предварительно обдумывать свою деятельность, планировать последовательное выполнение всех ее этапов. Это может быть отвлекаемость и неумение проявить волевое усилие для преодоления встречающихся в процессе деятельности трудностей. Наконец, может иметь место сбой деятельности вследствие низкого эмоциональной устойчивости и действием истощающих и побочных отвлекающих раздражителей, а также явление нерешительности, растерянности из-за неполного восприятия образца, инструкции.

Все эти характеристики служат основанием для развития тревоги и тревожности, которая еще более осложняет заболевание.

Нужно отметить недостаточность источников по проблеме эмоциональных нарушений и заикающихся подростков, в результате чего объясняется неполнота анализируемой литературы.

Таким образом, заикающиеся подростки испытывают эмоциональное напряжение или тревожность в таких видах деятельности, как общение и учеба, которая также предполагает коммуникативную активность.

Тревожность — как свойство личности возникает у таких подростков вследствие, во-первых, знания о своем дефекте, во-вторых, из-за страха речи (логофобия), в-третьих, из-за того, что они знают, что они не такие как все, что сам дефект служит основанием отделять их от нормальных детей. Из-за неуверенности, низкой самооценки, высокой впечатлительности и ранимости, тревога переходит в тревожность, и становиться неотъемлемой частью личности.

Коррекция эмоциональной тревожности должна иметь комплексный подход и специфический характер для каждого нарушения личности (заикание, ЗПР и др.).

Комплексная коррекция складывается из следующих направлений:

Социально-педагогическая, это предполагает реконструкцию социальной значимости личности и улучшение адаптации к школьным условиям.

Психологическая — это ликвидация признаков девиации личности.

Совместная работа медицинских работников, педагогов в школах, психологов и т.д. способствует снижению у подростков тревожности, создает предпосылки для адаптации подростков в обычных жизненных условиях (социальная адаптация), а, следовательно, создает благоприятные условия для развития личности.

Кратко охарактеризуем эти направления:

Медицинская коррекция — это фундамент, на котором строятся другие реабилитационные мероприятия. Врач является организатором, координатором психологической и социальной реабилитации. Тревожность может являться составляющим компонентом разных заболеваний, по этому лечить нужно не только само заболевание, но и сопутствующие этому заболеванию нарушения. Помимо психофармакологических средств, лечебной физкультуры, физиотерапии, музыкальных занятий, трудотерапии, применяются различные виды психотерапии, стимулирующих к постепенному преодолению трудностей.

Педагогическая коррекция осуществляется в ходе обучения в школе. Необходимым элементом социальной реабилитации является оказание помощи подросткам в организации досуга. Это способствует повышению эмоционального тонуса, воспитанию волевых качеств, навыков общения, стабилизации психики в целом.

Психологическая коррекция — это деятельность по оказанию (корректировки) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют « оптимальной модели». Суда же можно отнести и психотерапию, как метод лечения, а психокоррекция — как метод профилактики. Психологическая коррекция, как особая форма психологического воздействия теоретически базируется на фундаментальных положениях отечественной психологии, главными из которых являются следующие:

Положение, разработанное в теоретической концепции В. И. Мясищева, согласно которому личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная психотерапия и психокоррекция немыслимы без включения в коррекционный процесс и самого подростка, и его семьи.

Положение теории деятельности А.Н. Леонтьева, состоящее в том, что позитивно влиять на процесс развития, — значит, управлять ведущей развитие деятельностью, в данном случае воздействовать на деятельность по воспитанию детей и на ведущую деятельность ребенка.

Положение, разработанное Д.Б. Элькониным о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается человек в процессе социально — организованных игровых занятий.

Положение теоретической концепции личности С.Л.Рубинштейна о формах психологических контактов между людьми.

Методы психологической коррекции многообразны. Их можно достаточно условно классифицировать соответственно особенностям основных подходов, среди которых выделяются:

Экзистенционально — гуманистический подход.

Для оздоровления нервно-психической сферы детей необходимо ознакомление родителей, медико-педагогического персонала детских учреждений, широких масс населения с профилактикой невротических состояний и с психотерапией при них.

Таким образом, задача психотерапии детей и подростков заключается не только в ликвидации тех или иных болезненных симптомов, но и в создании благоприятных условий среды, реадаптации и ресоциализации.

Кроме методов коррекции существуют психогигиена и психопрофилактика.

Психогигиена — это наука об укреплении и сохранении нервно — психического здоровья человека, предупреждении психических заболеваний.

Психопрофилактика — это раздел общей профилактики, включающий сложную систему различных мероприятий для предупреждения психических заболевания. Психогигиена и психопрофилактика, тесно связаны между собой, и разграничить их можно лишь условно.

В частности, различают первичную, вторичную и третичную профилактику. А.П. Слободянник в книге «Психотерапия» относит к первичной:

Провизорная (оздоровление окружающей среды, социальных условий, семьи, трудовых процессов).

— Генетическая (генетические консультации).

— Эмбриологическая (оздоровление женщин, гигиена брака, беременности и пр.)

— Постнатальная (выявление пороков развития).

Целью вторичной профилактики является купирование начавшегося психического заболевания. Суда входит:

Лечение вплоть до выздоровления.

Длительное поддерживающее лечение.

К третичной психопрофилактике относятся мероприятия по предупреждению хронических заболеваний. С этой целью применяют:

— Оздоровление среды, быта больного.

— Урегулирование межличностных отношений.

Вообще, задача коррекции и профилактики рассматривается как особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, и на воссоздание гармоничных отношений ребенка.

Диагностика — это начальный этап психокоррекции, требует соблюдения принципа активности самих испытуемых.

Таким образом, основным содержанием психокоррекционного воздействия становиться создание концентрированного, эмоционально насыщенного опыта новых социальных отношений в семье, как между супругами, так и между детьми и родителями.

Подводя итог, можно обратить внимание на то, что главным в психокоррекционном процессе является комплексность психологического и системного воздействия. Поэтому, психологическая коррекция — это перестройка, реконструкция психологических факторов риска у ребенка, как воссоздание гармоничных отношений в семье.

В качестве методов исследования были выбраны следующие:

Нами был использован метод математической обработки критерий Фишера, который имеет следующую формулу:

В качестве методик выступили:

Тест на самооценку (Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина).

Тест школьной тревожности Филипса.

Школа тревоги и тревожности Ч.Д. Спилбергера — это группа личностных опросников, разработанная автором в 1966 — 1973.

Согласно концепции Ч.Д. Спилбергера, следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности.

Тревога — это реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность.

Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех объективные характеристики, которых к этому не предрасполагают. С точки зрения автора, существует возможность измерения различий между двумя упомянутыми видами психических проявлений, которые обозначаются A-state (тревога-состояние) и

A-trait (тревога-черта), то есть между временными, преходящими особенностями и относительно постоянным предрасположением. Опросник допускает групповое и индивидуальное тестирование.

В 1976-78 г.г. был Ю.Л. Ханиным (32) адаптирован, модифицирован и стандартизирован русскоязычный вариант STAI, который известен как шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера — Ханина.

Шкала состоит 2 частей по 20 заданий в каждой. Первая шкала (STAI: x1) предназначена для определения того, как человек чувствует себя сейчас, в данный момент, то есть для диагностики актуального состояния, а задание второй шкалы (STAI: x2) направлена на выяснение того, как субъект диагностирует тревожность как свойство личности.

Каждая их частей шкалы снабжена собственной инструкцией, заполнение бланка ответов не сложно, продолжительность обследования составляет примерно 5-8 минут. Каждое высказывание, включенное в опросник, оценивается респондентами по четырех бальной шкале. Вербальная интерпретация позиций оценочной шкалы в первой и во второй частях различна. Для STAI: x1: «нет» — 1 балл, «скорее нет» — 2 балла, «скорее да» — 3 балла, «да» — 4 балла. Для STAI: x2: «почти никогда» — 1 балл, «иногда» — 2 балла, «часто» — 3 балла, «почти всегда» — 4балла.

Ю.Л. Ханин получил нормативы поуровневой выраженности тревожности: от 20-34 баллов — низкий уровень,

от 35-44 баллов — средний уровень

выше 46 баллов — высокий уровень

Этот опросник широко распространен в прикладных исследованиях, особенно в области клинической психодиагностики и высоко оценивается за достоверные диагностические данные.

2.2 Тест школьной тревожности Филипса

Цель этого теста: изучить уровень и характер тревожности, связанный со школой у детей младшего, среднего и стершего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться или предлагаться в письменной форме. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет». На листе для ответов вверху записывается имя, фамилия, класс.

При обработке интерпретации подсчитывается общее число несовпадений по тесту. Если он больше 50 % , то можно говорить о повышенной тревожности, если больше 75% от общего числа вопросов, то о высоком уровне тревожности. Подсчитывается число несовпадений по каждому из 8 факторов. Анализируется общее внутреннее, эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов и их количеством.

Содержательная характеристика каждого из синдромов (факторов).

Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).

Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать потребности в успехе, в достижение высокого результата.

Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявляя себя другим, демонстрация свои возможностей.

Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний (особенно публичной), достижений, возможностей.

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Низкая психологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Проблемы стрехи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Методика позволяет выявить тревожность, связанную со школьным обучением и получить достоверные результаты.

Характеристика состава испытуемых.

В выборку вошли всего 54 человека. Это подростки 11 — 16 лет. Были исследованы 3 группы испытуемых:

— С задержкой психического развития.

— С нарушением ритма, темпа и плавности речи.

В каждой группе по 18 человек.

База проведения исследования: школа №65 — 18 подростков с нормальным развитием, школа №72 — 18 человек с ЗПР, речевая школа №72 — 18 подростков с заиканием.

В группу с ЗПР вошли: 7 девочек и 11 мальчиков.

В группу с речевой патологией вошли: 6 девочек и 12 мальчиков.

В группу с нормальным развитием вошли: 10 девочек и 8 мальчиков.

Так как целью исследования было изучение особенности проявления тревожности у подростков с ЗПР, с заиканием и нормально развивающихся и проведение сравнительного анализа, были получены следующие данные:

По тесту на самооценку (Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина).

1.1 Подростки с ЗПР (18 человек)

С высоким уровнем ЛТ — 3 чел. — 13%

Со средним уровнем ЛТ — 15 чел. — 87%

1.2 С высоким уровнем СТ. — 8 чел. — 40%

Со средним уровнем СТ. — 10 чел. — 60%

Результаты графически представлены на рис. 1

Полученные данные, говорят о том, что у этих детей высокой тревожности не наблюдается, только несколько человек имеют высокий уровень. Таким образом, низкая тревожность требует повышенного внимания к мотивам деятельности и повешения чувства ответственности. Такие подростки характеризуются высоким уровнем самооценки, завышенным уровнем притязания, они повышенно внушаемы, с неустойчивым поведением, с недостаточной зрелостью аффективно-волевой сферы, они не способны адекватно оценить ситуацию, склонны идти по пути наименьшего сопротивления, они эмоционально поверхностны, слабость реакции на неуспехи и т.д.

С высоким уровнем ЛТ — 12 чел. — 63%

Со средним уровнем ЛТ — 6 чел. — 37%

2.2 С высоким уровнем СТ. — 12 чел. — 63%

Со средним уровнем СТ. — 6 чел. — 37%

Результаты графически представлены на рис. 2

Как видно из результатов исследования у данной группы детей тревожность выше, чем у предыдущей, что обусловлено наличием у них низкой самооценки, а, следовательно, высокой тревожности, повышенной чувствительности, в связи с дефектом речи, неуверенностью в себе, в своих силах, в успехе. Они склонны воспринимать угрозу своей самооценки и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженным состояние тревожности. Количественная тревожность предрасполагает высокотревожного индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.

С высоким уровнем ЛТ — 7 чел. — 39%

Со средним уровнем ЛТ — 11 чел. — 61%

3.2 С высоким уровнем СТ. — 7 чел. — 39%

Со средним уровнем СТ. — 11 чел. — 61%

Результаты графически на рис. 3

У нормально развивающихся подростков уровень тревожности распределен равномерно. Это объясняется тем, что определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельности подростков. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожность — это так называемая полезная тревожность (Рогов Е.И., 24). Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Подсчитаем уровень значимости наших гипотез. В качестве математической обработки, мы будем использовать критерий Фишера.

С помощью этого критерия мы будем сравнивать значения двух выборок.

H 0 У подростков с ЗПР тревожность не больше, чем у нормы.

H 1 У подростков с ЗПР тревожность больше, чем у нормы.

Таблица 1 — Четырехзначная таблица для распределения критерия Фишера, для сопоставления группы тревожных и не тревожных подростков

источник