Меню Рубрики

Протокол обследования речи при заикании

Для адекватного планирования программы логопедической и лечебной работы с заикающимися и определения ее эффективности необходимо правильное обследование заикающегося с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения.

Обследование заикающихся должно быть комплексным. Оно должно включать психолого-педагогическое и логопедическое изучение заикающегося ребенка, а также анализ результатов медицинского обследования.

Врач определяет соматическое, неврологическое и психическое состояние заикающегося. Логопед обследует состояние речи заикающегося, особенности его личности, моторику. Прежде чем логопед приступает к обследованию, он тщательно должен изучить медицинскую и психолого-педагогическую документацию. Эта документация может содержать данные состояния интеллекта, слуха, зрения (заключения специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога и др.). Кроме этого, документация может включать характеристики, составленные воспитателем, учителем, психологом и другими специалистами.

Обследование обычно состоит из двух этапов: 1) сбор анамнестических данных; 2) обследование состояния речи и моторики; 3) изучение личностных особенностей заикающегося.

Анамнестические сведения об индивидуальных особенностях развития речи и моторики каждого заикающегося дают возможность логопеду правильно оценить его состояние, а затем спланировать работу.

Основным компонентом логопедического обследования является составление логопедом на каждого заикающегося характеристики речевого состояния — так называемого “речевого статуса”. Логопед составляет данную характеристику перед началом коррекционной работы с заикающимися. Изучение личностных особенностей заикающегося может проводиться как логопедом, так и психологом. Понятно, что любая схема не может отразить всей сложности индивидуального логопедического обследования заикающегося. Рубрификация отдельных аспектов обследования является в определенной мере условной

Основы методики логопедического обследования заикающихся и способы регистрации его результатов можно представить следующей схемой:

Фамилия, имя, отчество обследуемого.

Дата рождения (год, месяц, число).

Где воспитывается или обучается ребенок: дома, в детском саду, школе (общеобразовательной или специальной), сроки пребывания в них. Место учебы или работы подростка и взрослого.

Фамилия, имя, отчество родителей, их возраст, профессия, место работы.

Жалобы, предъявляемые родителями (воспитателями, учителями или самими заикающимися).

А. Сбор анамнестических сведений

Обязательно указывается, с чьих слов ведется сбор анамнеза: родителей или самого заикающегося.

— Наличие алкоголизма у родителей.

— Нервно-психические заболевания родителей.

— Ускоренный темп речи у родителей или близких родственников.

— Задержка речевого развития у родителей или близких родственников.

— Заикание у сестер и братьев.

— Заикание у деда или бабки по линии отца и матери.

— Характерологические особенности отца и матери.

Беременность и роды у матери

— От какой беременности родился обследуемый (ая).

— Чем закончились предыдущие и последующие беременности матери.

— Особенности внутриутробного развития.

— Токсикоз в 1-й, 2-й половине беременности; физические травмы в 1-й, 2-й половине беременности;

другие заболевания и вредности.

— Особенности течения родов (срочные, преждевременные, со стимуляцией и пр.).

— Особенности течения послеродового периода (закричал сразу— не сразу, асфиксия синяя — белая, родовые травмы).

— Приложен к груди (сразу; на. сутки).

— На грудном (искусственном) вскармливании до.

— Формирование навыка опрятности.

Время формирования моторных навыков: сидение, стояние, ходьба.

Период дошкольного возраста

— Моторное развитие: отставание, норма, опережение.

— Время выделения ведущей руки, наличие переучивания.

— Адаптация в дет. яслях, дет. саду.

— Основные черты характера (спокойный — возбужденный, подвижный — замедленный, уравновешенный — капризный и т.д.).

— Основные черты поведения (капризность, слезливость, тревожность, негативизм, истощаемость, расторможенность, трудность переключения).

— Время появления гуления и лепета. . — Особенности гуления и лепета (активность, многообразие звуковых комплексов, характеристика голосовых реакций).

— Время появления первых слов.

— Время появления простой фразы.

— Время появления развернутой фразовой речи. Какие наблюдались затруднения при переходе к фразовой речи.

— Наличие и выраженность итераций.

Дефекты речи (дислалия, дизартрия, ринофония и пр.).

Условия воспитания ребенка

— Социальная среда (где ребенок воспитывался — в доме ребенка, детских яслях или детском саду с дневным или круглосуточным пребыванием, дома с матерью, бабушкой).

— Особенности речевой среды: контакты с заикающимися или лицами с другой речевой патологией;

при наличии двуязычия — какой язык преобладает в общении.

— Особенности речевого общения с ребенком, недостаточность речевого общения, стимуляция речевого развития ребенка (в каком объеме читалась детская литература, соответствовала ли она возрасту; с какого возраста разучивались стихи, песни; насколько быстро запоминал, в каком объеме).

Культурно-бытовые условия в семье.

— Возраст, в котором появилось заикание.

— Предполагаемые причины и характер возникновения заикания (остро, психогенно, без видимой причины и пр.).

— Как протекает заикание: постоянно присутствует в речи или нет.

— В каких условиях облегчается — ухудшается речь.

— Изменилось ли поведение ребенка с момента появления заикания и в чем это выразилось (состояние аппетита, сна, настроения, появление капризов, негативизма, страхов, энуреза и пр.).

— Отношение ребенка к своему речевому дефекту.

— Какие меры принимались для устранения речевого дефекта (лечение у врача, посещение логопедических занятий, пребывание в специальных учреждениях системы здравоохранения или системы народного образования — детский сад, школа). — Продолжительность и результативность лечения и обучения.

Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений

— Имеют ли место частые конфликты в семье — чрезмерное заласкивание и, наоборот, излишняя строгость,

неровность в обращении с ребенком; перегрузки впечатлениями (посещение кино, театра, цирка, разрешается ли подолгу смотреть телевизионные передачи и пр.).

— Отношение членов семьи к речевому дефекту заикающегося (безразличие, сопереживание, постоянная фиксация внимания окружающих на заикании, предъявление повышенных требований к речи заикающегося и др.).

Для детей дошкольного возраста необходимы следующие дополнительные сведения:

— Имеются ли черты тревожности в характере заикающегося ребенка.

— Отмечаются ли в поведении ребенка плаксивость, раздражительность, капризность (т.е. эмоциональная неустойчивость).

— Есть ли у ребенка черты боязливости, пугливости.

— Уровень развития игровой деятельности ребенка.

— Склонность ребенка к определенным играм.

— Комментирует ли ребенок свои действия в играх или играет молча.

— Предпочитает играть в одиночестве или в коллективе детей.

— Проявляется ли заикание в игре наедине с собой, со сверстниками.

— Как протекает заикание (утяжеляется ли с возрастом или проявляется реже, чем раньше).

Для детей школьного возраста необходимы следующие дополнительные сведения:

— Было ли утяжеление или рецидив заикания при поступлении в школу.

— Как проявляется заикание в учебных ситуациях (ответ с места и у доски, переход на письменный ответ и т.п.). Какой из способов ответа на уроке предпочитается ребенком.

— Характер контактов со сверстниками.

— Характер взаимоотношений с родителями.

— Наличие “трудных” звуков и страха перед речью.

в анамнестические сведения включаются дополнительно следующие пункты:

— Наличие логофобии и возраст, в котором она появилась.

— Какие меры принимались для коррекции заикания.

— Какие приемы использовались в целях уменьшения речевых судорог и страха речи.

Б. Анализ заключения специалистов

Анализируются состояние интеллекта, слуха и зрения (заключение специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога)

Анализируются данные, представленные воспитателем, психологом, музыкальным руководителем детского сада.

В. Психолого-педагогическая характеристика заикающегося ребенка

Анализируются общее развитие ребенка, особенности деятельности.

Сведения ребенка о себе, понимание родственных связей, круг представлений об окружающем, их точность.

Характеристика работоспособности и особенностей усвоения знаний (усидчивость, отношение к занятиям;

добросовестно или нет выполняет задания логопеда и

воспитателя, занимается с интересом, без интереса, не желает заниматься; справляется ли с программным материалом для данной возрастной группы по всем разделам “Программы воспитания в детском саду” (отмечаются ли трудности на музыкально-ритмических занятиях, на занятиях по развитию речи, развитию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности и конструированию, в чем они проявляются).

Характер трудовой и игровой деятельности (дружит в группе, добросовестно выполняет свои обязанности, дежурит неохотно, ленив, забывает об обязанностях дежурного); любимые игры (творчески организует игру, стереотипно манипулирует предметом), любимые игрушки (адекватность использования игрушек, долго играет одной игрушкой, бережно относится к игрушкам, игрушки быстро надоедают, часто ломает их, проявляет интерес только к новым); сопровождает игры речью (проявляется ли при этом заикание), играет молча.

—повышенная возбудимость, или, наоборот, вялость, заторможенность, утомляемость, истощаемость.

— особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы (настроение ребенка: устойчивое, неустойчивое, легко меняется от незначительных причин; преобладает подавленное или хорошее, радостное настроение; волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, слабость волевого напряжения и др.).

Реакция на замечания и одобрение; факторы, способствующие изменению эмоционального состояния.

Характерологические особенности ребенка (спокойный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми, в незнакомой обстановке смущается; конфликтный: задирист, нападает на товарищей, отнимает игрушки; добрый, ласковый; аккуратный, неряшливый и др.).

Состояние психических функций:

— особенности восприятия (восприятия цвета, формы, пространственных отношений; наблюдательность ребенка);

— характеристика внимания (устойчивость, переключаемость, распределяемость, рассеянность и др.);

— особенности памяти: скорость и объем запоминания, точность воспроизведения;

— особенности мышления (уровень развития логического мышления: умение выделять существенное в сюжетной картине, тексте, при определении понятий; при сравнении, при классификации предметов; понимание смысла загадок, пословиц; осмысление причинно-следственных отношений и др.). Для учащихся младших классов обязательно учитывается успеваемость, предпочтение тех или иных предметов, взаимоотношения с педагогами, характер ответов на уроках.

Психолого-педагогическая характеристика подростка и взрослого составляется с участием психолога и/ или психиатра. Это связано с тем, что хроническое течение заикания существенно меняет условия формирования личности.

Г. Состояние общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики

Процедура обследования общих произвольных движений у детей дошкольного возраста

I. Статическая координация

Определяется возможность удержания заданной позы:

а) стоять попеременно то на правой, то на левой ноге. Отмечается: удержание позы; удержание при резком балансировании, подогнутая нога касается пола; не удается сохранить позу, схождение с места.

Отмечается: удержание позы, схождение с места, балансирование резко выражено; опускание на стопу, частое схождение.

2. Динамическая координация

а) определяется возможность прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге (руки на бедрах). Отмечается: свободно прыгает на одной ноге; касается пола одной ногой; общее мышечное напряжение; сильные взмахи руками; не удается прыгать на одной ноге.

б) определяется возможность прыгать с места через веревку, которая находится на расстоянии 20 см от пола. Отмечается: прыжок производится легко и свободно; прыжок неловкий, не удается оттолкнуться двумя ногами; прыжок не удается.

3. Одновременность движений

а) определяется возможность выполнения движений двумя руками одновременно; справа и слева по бокам спичечной коробки располагается по 10 спичек с каждой стороны (на расстоянии, равном длине спички);

ребенку предлагается уложить спички в коробку, взяв одновременно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку. Отмечается: одновременные движения обеими руками удаются, спички берутся и кладутся одновременно; движения не всегда одновременные; одновременные движения не удаются;

б) определяется возможность одновременных движений рук и ног; ребенку предлагается катушка ниток;

маршируя, он должен сматывать с катушки нитку и наматывать ее на указательный палец. Отмечается: марширует и наматывает нитку одновременно; движения не всегда одновременны; одновременные движения не удаются. Отмечается также общий характер движений: ловкий, неловкий; пластичный, неуклюжий.

Процедура обследования тонких движений пальцев рук

Ребенку предлагается выполнить следующие упражнения: 1) соединить большой палец руки со всеми остальными поочередно сначала на правой, затем на левой руке; 2) загнуть каждый из пальцев поочередно на правой и левой руке;

3) соединить пальцы одной руки с пальцами другой, “пальчики здороваются”; 4) застегивание и расстегивание пуговицы, завязывание шнурков.

Отмечается: ведущая рука — точное и четкое выполнение; недостаточно четкое; плохая координация, неловкость.

Процедура обследования произвольных мимических движений

Определяется выразительность мимики при выполнении следующих проб:

а) поднять брови (“удивиться”);

б) прищурить глаза (“яркое солнце”);

в) сморщить нос (“кислый лимон”);

г) улыбнуться (“веселый клоун”);

д) надуть щеки “толстый помидор”);

е) выпятить губы (“имитация свиста”).

Отмечается: мимика живая, выразительная, адекватная;

недостаточно выразительная; мимика вялая; амимичность.

Процедура обследования артикуляционной моторики

Определяется точность, объем, подвижность, переключаемость движений при выполнении следующих артикуляционных поз под счет логопеда до 10:

а) удержание губ в позе “улыбка” (как при звуке “и”);

б) удержание губ в позе “овал” (как при звуке “о”); в) удержание губ в позе “трубочка” (как при звуке “у”); г) удержание языка в позе “лопаточка”; д) удержание языка в позе “иголочка”; е) удержание языка в позе “парус”; ж) переключение движений губ (“улыбка” — “трубочка”); з) касание кончиком языка поочередно правого и левого углов рта (“часы”); и) касание кончиком языка у верхних и нижних зубов (“качели”); к) пощелкать языком (“лошадки”).

Отмечается: удерживает заданную позу, хорошо переключается с одного движения на другое, движения точные, в полном объеме; движения недостаточно точные, не в полном объеме, переключаемость нарушена незначительно; отсутствие удержания позы, выраженные изменения объема, точности и переключаемости артикуляционных движений.

Читайте также:  Женщина которая лечит заикание

Д. Обследование речевой функции

1. Анатомическое строение органов артикуляции (норма или патология; если патология — указать какая).

2. Характеристика движений органов артикуляции. (Характеристика пишется на основе исследования артикуляционной моторики, см. пункт “Г”.)

3. Характеристика звукопроизношения (искажение, отсутствие, замены, смешение звуков) и фонематического слуха, состояние слоговой структуры слова, анализа и синтеза звукового состава слова.

4. Лексический строй речи — количественная и качественная характеристики словаря.

5. Грамматическое оформление речи (типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов, их проявления; сформированность связной речи).

6. Особенности речевого поведения. Анализируются контактность, речевая активность, включаемость в общение, сдержанность, импульсивность, характер реакции на изменение обстановки (динамичность и своевременность речевых процессов, переключаемость при изменении тематики общения), организованность речи.

7. Темп речи (ускорен значительно; ускорен незначительно; умеренный; замедлен незначительно (или уловочно); замедлен значительно; неровный).

8. Голос (громкий; тихий; модулированный; немодулированный; с носовым оттенком; хриплый и пр.).

9. Дыхание (грудобрюшное, верхнегрудное; ритмичное, аритмичное; достаточное по глубине, поверхностное; напряженное и пр.).

10. Выраженность заикания в различных видах речи:

4) в автоматизированных рядах;

7) в вопросно-ответной речи;

8) в рассказе по заданной теме;

9) при пересказе прочитанного;

11. Тип речевых судорог: тонические, клонические, смешанные.

— дыхательные: инспираторные; экспираторные;

— голосовые: вокальные; смыкательные голосовые;

— артикуляционные: губные; язычные; судороги небной занавески.

13. Наличие трудных звуков (звукофобия).

14. Наличие эмоционально значимых речевых ситуаций (подробно перечислить данные ситуации).

15. Наличие речевых уловок: (замены слов; перестановки слов; эмболофразии; произвольное ограничение речевого общения).

16. Наличие насильственных содружественных движений и их характер.

17. Субъективные ощущения, испытываемые заикающимся в момент речевых затруднений: напряжение в губах; напряжение в языке; напряжение в подбородке; напряжение в горле; напряжение в груди; напряжение в области диафрагмы; общее мышечное напряжение; скованность; трудности дыхания и т.п. (Эти данные выясняются только у подростков и взрослых.)

18. Факторы, усиливающие заикание: волнение; утомление; беседы с незнакомыми; шум; самоконтроль и пр. (для взрослых — алкоголизация).

19. Факторы, улучшающие речь: шум; самоконтроль; переключение внимания, сочетание речи с движением.

20. Реакция на помощь собеседника: положительная;

21. Отношение к речевому дефекту: адекватное; неадекватное; сверхценное.

22. Наличие страха речи: избирательно ситуационный; генерализованный и пр.

23. Наличие периодов речи без заикания: регулярность, продолжительность.

24. Влияние эмоционального состояния на проявление заикания.

25. Течение заикания: прогредиентное; регредиентное; стационарное; волнообразное.

26. Сопутствующие заиканию другие дефекты речи.

27. Определение степени выраженности речевых судорог: легкая степень; средне-легкая; заикание средней степени тяжести; средне-тяжелая степень заикания; тяжелая степень заикания; речь практически невозможна из-за заикания.

Результаты обследования заикающегося обобщаются логопедом в виде психолого-педагогического заключения. В заключении необходимо отразить обобщенные данные всех аспектов изучения заикающегося, которые позволили выявить те или иные отклонения от нормы.

В заключении логопед отражает:

— наличие признаков органического поражения ЦНС (на основании медицинского заключения);

— особенности речевого и моторного онтогенеза;

— значение психогении в возникновении заикания;

— возраст появления заикания;

— тип и локализация судорог;

— зависимость проявления судорог от эмоционального состояния;

— наличие других дефектов речи.

Таким образом, логопед имеет возможность квалифицировать клиническую форму заикания: невротическую, неврозоподобную, смешанную.

Заикание началось остро, после испуга в 2 года 5 мес., на фоне нормального психомоторного развития ребенка. Развитие звукопроизносительной и лексико-грамматической сторон речи соответствует возрасту. Заикание тоно-клонического типа, артикуляторно-дыхательной формы, выраженное в средней степени тяжести. Невротическая форма заикания.

В соответствии с медицинской документацией у ребенка отмечаются резидуальные явления органического поражения ЦНС. Заикание появилось постепенно на фоне некоторой задержки психомоторного и речевого развития в 3 года 10 мес. Заикание тоно-клонического типа, дыхательно-артикуляторно-голосовой формы, выражено в легкой степени. Явления стертой формы дизартрии. Неврозоподобная форма заикания.

источник

I. Анкетные данные ребенка

Фамилия, имя ___________________________________________________

Дата рождения __________________________________________________

Дата поступления в группу ________________________________________

Откуда поступил _________________________________________________

Жалобы родителей _______________________________________________

Домашний адрес _________________________________________________

От какой беременности ребенок ____________________________________

Как протекала беременность (нормально, токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания и т.п.) _____________________

Роды (в срок, нормальные, досрочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений): ________________________________________________________________

Когда закричал _________________________________________________ Асфиксия (красная, синяя, белая) ___________________________________

Резус-фактор (отрицательный, положительный) ______________________

а) когда принесли кормить _________________________________________

б) грудное или искусственное ______________________________________

Выписался из роддома на _____ день, если задержался, то почему _____

III. Раннее физическое и психическое развитие

­­­­­­­­­Начал держать голову _______ (N к 2 мес.), сидеть _________ (N к 6 мес.),

стоять с помощью опоры _____(N к 8-9 мес.), ходить ______ (N к 1 году).

Гуление ___(N в 2-3 мес.), лепет ___ (N в 5-6 мес.), первые слова ___(N к 1 году), первые фразы __(N к 1.5- 2 годам), фразовая речь ___ (N к 3 годам)

до 1 года _____________________________________________________

после 1 года ___________________________________________________

Ушибы, травмы головы ___________________________________________

Прерывалось ли речевое развитие _________________________________

Течение заикания до времени обращения к логопеду (записывается со слов родителей):

время возникновения первых симптомов заикания ____________________

причины возникновения заикания __________________________________

— постоянное (без изменений) ___________________________________

— волнообразное (наблюдаются периоды улучшения и усугубления) __

— рецидивирующее (исчезает полностью, а затем судороги в речи появляются вновь) ________________________________________________

IV. Речевая и социальная среда

Контакты с заикающимися или лицами с другой речевой патологией _____

Наличие в семье двуязычия (билингвизм); какой язык преобладает в общении _____________________________________________________________

С кем проживает ребенок (с родителями, опекунами, бабушкой …) ______

Меняется ли речь в зависимости от времени суток, времени года ________

Возможные причины ухудшения или улучшения речи _________________

Бывают ли периоды плавной речи __________________________________

Ситуации, когда заикание наиболее выражено: ________________________

в семье __________________________________________________________

в общении со сверстниками ________________________________________

в детском саду ___________________________________________________

в незнакомой обстановке __________________________________________

Отношение ребенка к своему заиканию _____________________________

Наличие логофобии (страх собственной речи) ________________________

Отношение в семье к заиканию у ребенка ___________________________

Занятия с логопедом: где ___________ когда ________________________

по какой методике _________________ как долго занимался ___________

Наличие рецидивов заикания ______________________________________

Причины рецидивов ______________________________________________

V. Объективные данные(заключения специалистов)

Неврологический статус (невропатолог) _____________________________

Состояние слуха (отоларинголог) ___________________________________

Состояние зрения (окулист) ________________________________________

Состояние интеллекта (психоневролог) ______________________________

Общее состояние здоровья (педиатр) _______________________________

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10078 — | 7524 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Образец речевой карты включает в себя материал по обследованию детей с заиканием.

Материал полезен для начинающих логопедов.

ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

Дата рождения______________________ Поступил(а) из ______________________________________

Домашний адрес ________________________________________________________________________

Решением МПК от_________________ № протокола __________Принят на срок _________________

Диагноз при поступлении ________________________________________________________________

Характеристика речи окружающих ребенка людей___________________________________________

Материально-бытовые условия в семье_____________________________________________________

Какая по счету беременность ________ Особенности протекания беременности (токсикозы, падения, травмы, психозы, инфекции)______________________________________________________________

Особенности течения родов (досрочные, срочные, быстрые, стремительные,обезвоженные) _______________________________________________________________________________________

Вес и рост ребенка при рождении__________________________________________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электро) ____________________________________________

Асфиксия ____________________ Когда закричал __________________________________

Особенности грудного вскармливания______________________________________________________

Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице:

До одного года________________________________________________________________________

после одного года_____________________________________________________________________

Раннее психомоторное развитие.

Стал держать голову с __________________________ Сидеть__________________________________

Стоять __________________________ Ходить_______________________________________________

С какого времени стал раздеваться ____________________ Одеваться___________________________

Обувать ботинки _____________________ Застегивать пуговицы______________________________

Особенности моторики: излишне подвижен ________________________________________________

излишне заторможен _______________________________________________

Время появления гуления____________ Лепета_________________

Первых слов_________________ Фразы___________________

Особенности речевого развития__________________________________________________

Занимались ли с логопедом _______________________________________________________________

Время появления заикания _________________ Предполагаемые причины _______________________

Как проявилось заикание _________________________________________________________________

Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное)______________________________

Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года_______________________________________

Возможные причины ухудшения или улучшения речи ________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________

Бывают ли периоды плавной речи__________________________________________________________

Ситуации, когда заикание наиболее выражено_______________________________________________

Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:

В общении со сверстниками___________________________________________________

В д/с ______________________________________________________________________

В незнакомой обстановке_____________________________________________________

Отношение ребенка к заиканию__________________________________________________

Есть ли страх речи_____________________ Страх общения __________________________

Отношение в семье к заиканию ребенка___________________________________________

Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми (со слов родителей) ____________

Тип дыхания _________________________ Ритмичность ____________________________

Характер вдоха при речи_______________________________________________________ Продолжительность речевого дыхания ___________________________________________

Состояние просодических компонентов речи.

Темп речи_____________________________ Ритм речи______________________________

Правильность употребления пауз в процессе речевого высказывания__________________

Сила голоса________________________ Высота_____________________________

Тембр______________________ Особенности модуляций______________________

Интонированность речи (употребление основных видов интонации)___________________

А. Внешняя (физическая) симптоматика заикания.

I Проявление заикания в различных формах речи (на материале беседы, чтения коротких стихов, воспроизведения небольших рассказов и сказок, рассказа по картинке и др.)

Шепотная речь________________________ Сопряженная речь_______________________

Отраженная речь____________________ Вопросно-ответная речь_____________________ Пересказ прослушанного текста (с опорой и без опоры на сюжетную картинку)____________________________________________________________________

Рассказ по серии картинок, по картинке___________________________________________

Особенности (зафиксировать данные о сохранных речевых возможностях; частоту, силу, длительность и степень выраженности судорог, зависимость судорог от речевого материала: места во фразе, в слове; при произношении отдельных слов, звуков; зависимость судорог от звуко-слоговой структуры слов, длины фразы и др.; зависимость судорог от формы речи, от громкости речи)________________________________________

Форма судорог (тонические, клонические, смешанные)______________________________

  1. Дыхательные (экспираторные, инспираторные, респираторные) ___________________
  2. Голосовые (смыкательные, размыкательные, вокальные)_________________________
  3. Артикуляционные (губные, язычные, мягкого нёба)______________________________
  4. Смешанные________________________________________________________________

Степень заикания _____________________________________________________________

III. Наличие сопутствующих судорог тела, лица (тики, гримасы) _____________________

Б. Внутренняя (психическая) симптоматика заикания.

I. Наличие или отсутствие логофобий (страх речи в определенных ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков и др.)_______________________________________

II. Наличие или отсутствие защитных приемов (уловок), частота и эффективность их использования:

а) произвольные ______________________________________________________________

б) непроизвольные ____________________________________________________________

а) произнесение отдельных звуков и междометий___________________________________

б) произнесение слов и словосочетаний___________________________________________

3. Изменение стиля речи________________________________________________________

III. Степень фиксированности на заикании (нулевая, умеренная, выраженная)__________

IV. Формы речи и ситуации, когда заикание наиболее выражено _____________________

Индивидуально-психологические особенности ребенка.

Контактность с окружающими и характер общительности, взаимоотношений __________ _____________________________________________________________________________

Особенности психических процессов памяти, внимания, мышления_________________

Динамика психической деятельности и поведения ребенка:

– активность или вялость психической деятельности, движений, речи (в игре, в учебной деятельности)_________________________________________________________________

– устойчивость и преобладающий фон настроения__________________________________

– степень эмоциональной возбудимости___________________________________________

Исследование неречевых психических функций.

1. Исследование слухового внимания:

а) дифференциация звучащих игрушек _________________________________________

б) определение направления звука _____________________________________________

2. Восприятие и воспроизведение ритма __________________________________________

3. Исследование зрительного восприятия:

а) узнавание цветов __________________________________________________________

б) подбор картинок к данному фону ____________________________________________

4. Исследование зрительно- пространственного гнозиса и праксиса:

а) право, лево _______________________________________________________________

б) верх, низ, сзади, спереди ___________________________________________________

в) складывание разрезных картинок ____________________________________________

г) складывание фигур из палочек:

— по образцу ______________________ — по памяти _________________________

5. исследование общей моторики:

Сила _____________________________ Точность ________________________________

Темп _____________________________ Координация ____________________________

6. Исследование мелкой моторики:

Ведущая рука _____________________Точность движений ________________________

Темп ___________________ Синхронность правой и левой руки ____________________

Исследование анатомического строения артикуляторного аппарата.

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы…) ___________________________________________

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов) _________________________

Прикус (прогения, прогнадия, открытый боковой, перекрёстный, открытый передний) ______________

Твёрдое нёбо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина) ___________________

Мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) _______________________

Язык (массивный, маленький, укороченная подъязычная связка) ______________________________

Исследование речевой моторики .

1. Состояние мимической мускулатуры.

Поднять брови ( удивиться) _________________Нахмурить брови ____________________

Прищурить глаза _____________________ Втянуть щёки __________________________

Надуть щёки __________________ Сглаженность носогубных складок ______________

2. Состояние артикуляторной моторики (выполнение упражнений – «Маятник», «Бегемотик», «Качели», «Оскал – Хоботок» и другие)

а) наличие или отсутствие движений ___________________________________________

б) тонус (нормальный, вялый, напряжённый) ____________________________________

в) темп движений (быстрый, медленный, нормальный) ___________________________

г) переключение от одного движения к другому _________________________________

д) объём движений (полный, неполный) ________________________________________

е) точность выполнения ______________________________________________________

ж) длительность удержания заданного положения ________________________________

з) замены движений _________________________________________________________

и) добавочные и лишние движения ____________________________________________

к) наличие тремора _______________________ саливации ________________________

Исследование звукослоговой структуры слова.

помидоры ________________ сквозняк ________________ свисток _________________

температура ________________________ простокваша _________________________

милиционер ________________________ скворечник __________________________

лекарство ________________ сковорода ________________ аквариум _______________

2. Воспроизведение предложений:

Мальчики слепили снеговика _________________________________________________

Водопроводчик чинит водопровод _____________________________________________

Волосы подстригают в парикмахерской _________________________________________

Регулировщик стоит на перекрёстке ____________________________________________

Читайте также:  Зарядка по стрельниковой при заикании

Исследование состояние фонематических функций (восприятия, анализа, синтеза, представления).

па-ба ________ ба-на _________ ва-та __________ та-да __________ на-га __________

ка-га ________ ба-ма _________ са-ша _________

ба-ба-па _____________ та-да-та ____________ га-ка-га ____________

2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (покажи, где удочка, а где уточка и т.д.) __________________________________________________

3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:

Миска – мишка ______________________ Крыса – крыша _______________________

Речка – редька _______________________ Вечер – ветер ________________________

4. Выделение заданного звука на фоне слова (слышишь ли ___ звук в слове?):

5. Выделение ударного гласного в начале слова (какой первый звук?):

6. Определение согласного звука

— в начале слова _____________________________________________________________

— в конце слова ______________________________________________________________

— место заданного звука в слове (начало, середина, конец) _________________________

— последовательности звуков __________________________________________________

— количества звуков __________________________________________________________

— соседей заданного звука _____________________________________________________

— какой по счёту заданный звук ________________________________________________

— с заданным звуком _________________________________________________________

— с заданным количеством звуков ______________________________________________

Исследование понимания речи (импрессивный словарь).

Точность понимания значения слов ____________________________________________

Задания: покажи куклу, посади куклу на стул и т.д.

2. Понимание словосочетаний и простых предложений: _____________________________

а) понимание словосочетаний

— покажи ключом карандаш — где собака хозяина

— покажи карандашом ключ — где хозяин собаки

б) понимание простых предложений: __________________________________________

Девочка рвет цветы. Девочка поливает цветы. Девочка играет в мяч.

в) понимание вопросительных предложений: ___________________________________

Кого ловит девочка? Кто ловит бабочку?

3. Понимание сложноподчинённых предложений и сложных лексико-грамматических конструкций: _________________________________________________________________

Петю догоняет Миша. Кто бежит первым? ______________________________________

Оля потеряла карандаш, который взяла у Вовы. Чей это был карандаш? _____________

Исследование лексики и грамматического строя (экспрессивной речи).

I. Исследование активного словаря: ______________________________________________

а) предметный словарь (назвать картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Животные» и т.д.) ____________________________________________________________

б) обобщающие понятия (назвать одним словом) _________________________________

в) части предметов (объектов) _________________________________________________

Употребление глаголов при ответах на вопросы: Что ты делаешь в течении дня? Кто как кричит? Кто что делает? ________________________________________________________

а) называние цвета __________________________________________________________

б) называние формы _________________________________________________________

4) Подбор антонимов (с 6 лет)

Добро — ______________ Горе — ______________ Высокий — ________________

Давать — _____________ Друг — ______________ Покупать — _______________

II. Состояние словоизменения:

а) существительные в именительном падеже ед. и мн. числа

Слон — ____________ Кукла — ____________ Ухо — _____________ Окно — ____________

Пень — ____________ Воробей — ____________ Дерево — ____________ Рот — ____________

б) существительные в косвенных падежах

У меня есть (карандаш) _________________ У меня нет _______________

в) форма родительного падежа мн. числа (много чего?)

Шар — ____________ Стол — ____________ Лист — ____________ Карандаш — ____________

Мяч — ____________ Ключ — ____________ Дом — ____________ Стул — _____________

г) согласование существительных с прилагательными (какого цвета):

шар _____________ ведро ____________ ботинки _____________ машина _____________

д) согласование числительных 2 и 5 с существительными

Дом – 2 ____________ 5 ____________ Кукла – 2 ____________ 5 ____________

Жук – 2 ____________ 5 ____________ Рыба – 2 ____________ 5 ____________

Ключ – 2 ____________ 5 ____________ Ведро – 2 ____________ 5 ____________

е) Употребление предлогов ___________________________________________________

III. Состояние словообразования

а) Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Стол — _____________ Мяч — _____________ Дом — _____________ Шкаф — _____________

Воробей — ____________ Гриб — ____________ Лист — ____________ Цветок — ___________

б) называние детёнышей животных

У кошки — ____________ У утки — ____________ У белки — ____________

У коровы — ____________ У собаки -_____________ У лошади — _____________

в) образование прилагательных от существительных

Дерево — _______________ Бумага — _______________ Солома — _______________

Черника — ________________ Снег — _______________ Шерсть — _______________

г) образование притяжательных прилагательных

Сумка мамы — ____________ Хвост лисы — ____________ Берлога медведя _____________

д) образование приставочных глаголов

е) образование глаголов совершенного вида

Рисовал – _______________ Писал — _______________ Делал — _______________

Дата обследования: __________________ Логопед:__________________________

источник

Обследование обычно состоит из трех этапов:

1) сбор анамнестических данных;

2) обследование состояния общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики;

3) изучение личностных особенностей заикающегося.

Основные разделы обследования

Анкетные данные, сведения о семье ребенка и условиях его воспитания

Особое внимание уделяется вопросам об условиях воспитания: где воспитывается или обучаетсяребенок (дома, в детском саду, в детском доме, в общеобразовательной или специальной школе), как адаптировался ребенок к детскому учреждению, особенности речевой среды (контакты с лицами с речевой патологией, наличие двуязычия), культурно-бытовые условия в семье, психологический микроклимат (конфликты между членами семьи, гиперопека, перегрузки различными впечатлениями, отношение членов семьи к дефекту ребенка), каковы жалобы родителей, воспитателей, учителей, какие меры принимались для устранения речевого дефекта.

Сбор анамнестических сведений

Анамнестические сведения включают данные о здоровье самих родителей и ближайших родственников, наличии речевой патологии у членов семьи или родственников. Уточняется протекание беременности и родов матери (не было ли травм, серьезных заболеваний, акушерских манипуляций и т.п.), общего раннего развития ребенка (какие заболевания перенес, не было ли физических и психических травм). Особенно важны сведения о раннем речевом и моторном развитии ребенка: в срок, замедленное или ускоренное; сроки появления основных двигательных навыков, гуления, лепета, первых слов, фраз. Все эти сведения черпаются из беседы с родителями ребенка, анализируются данные медицинской документации.

Уточняется состояние слуха, зрения, интеллекта, медицинский диагноз заикания (невротической или неврозоподобной формы) по заключениям врачей-специалистов. Анализируются сведения об общем развитии ребенка, его поведении, игровой или учебной деятельности.

Состояние моторных функций

При обследовании общих моторных функций используются определенные пробы.

На статическую координацию общих движений:

· стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед.

На динамическую координацию общих движений:

· маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями.

На переключаемость движений:

· руки вперед, вверх, в стороны, перед грудью, на пояс, вниз;

· сжать пальцы в кулак, разжать, поставить ладонь на ребро, повернуть ладонь вверх.

Если ребенок затрудняется выполнить пробу по словесной инструкции, можно демонстрировать движения, сопровождая пояснениями.

Также необходимо обратить внимание на наличие содружественных движений (синкинезий). При оценке результатов учитываются объем, точность и самостоятельность выполнения проб.

В беседе с родителями уточняются сведения о навыках самообслуживания (ловкий, неловкий, самостоятельно ли застегивает — расстегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки, ведущая рука и т.п.).

Для получения характеристики состояния артикуляционной и мимической моторики предлагаются следующие пробы.

На статическую координацию движений:

· удерживать вытянутые вперед губы «трубочкой»;

· удерживать растянутые губы в «улыбке», зубы видны;

· высунуть язык, широкий, как «лопата», положив его на нижнюю губу;

· высунуть язык, узкий, как «жало».

На динамическую координацию движений:

· пощелкать языком, как лошадка;

· переводить язык из правого в левый угол рта, как маятник.

На переключаемость движений:

· чередование артикуляционных укладов «улыбка» — «трубочка».

Объем и качество движений лицевой мускулатуры:

· закрыть поочередно левый, правый глаз.

Обратить внимание на наличие синкинезий. При оценке результатов учитываются объем, точность и самостоятельность выполнения проб.

Если ребенок затрудняется выполнить пробу по словесной инструкции, можно ему помочь, показав движения.

Объективные данные о состоянии речи

Общая характеристика речи

Строение артикуляционного аппарата

При выяснении отклонений в строении артикуляционного аппарата проверяются все его отделы: губы, зубы, челюсти, язык, нёбо.

Фонетическая сторона речи

Исследование звуков речи начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Затем исследуются звуки в слогах, словах, предложениях.

Следует обратить внимание на то, как произносится звук: самостоятельно или по примеру логопеда с привлечением внимания к звуку. Ребенку предлагаются картинки с предметами, в названиях которых встречаются исследуемые звуки. Регистрируется качественная сторона каждого дефекта: пропуск, искажение, замена, смешение.

При обследовании произношения многосложных слов детям предлагаются следующие задания:

· произнести названия предметов, изображенных на картинках; повторить за логопедом предложение, состоящее из слов повышенной звукослоговой сложности.

Необходимо отметить, состоят ли слова, слоговая структура которых искажается, из неправильно произносимых звуков; характер искажений (пропуск, перестановка и т.д.).

Просодическая сторона речи

Обследование голоса и интонации направлено на выяснение следующих характеристик:

· сила голоса (тихий — громкий);

· звучание голоса (звонкий — глухой).

Интонация оценивается по мелодике голоса, темпу речи, паузах, логическому ударению:

· мелодика (умеет ли ребенок повышать, понижать голос для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе);

· темп (нормальный — замедленный — ускоренный);

· ритм (равномерно ли идет чередование ударных и безударных слогов);

· паузы (логически обоснованы — необоснованы);

· логическое ударение (умение выделять слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения);

· речевое дыхание (координация дыхания и фонации, длительность фонационного выдоха).

Для оценки просодической стороны речи детям предлагается прочитать любое знакомое стихотворение, голос и интонация также оцениваются в процессе всего логопедического обследования.

Для исследования фонематического восприятия звуки дифференцируются попарно (твердые — мягкие; глухие — звонкие; свистящие — шипящие, соноры) в специальных заданиях:

· повторить вслед за логопедом слоги с оппозиционными звуками;

· поднять руку в ответ на произнесение нужного звука в ряду других;

· повторить слова-паронимы или показать картинку с нужным предметом.

Логопед отмечает, являются ли трудности различения звуков следствием их неправильного произношения.

Звуковой анализ и синтез слова

Обследование проводится по следующим заданиям:

· выделить гласный звук из начала слов;

· выделить согласный из начала слов;

· выделить конечный согласный;

· выделить конечный гласный (ударный);

· определить количество звуков в словах;

· назвать по порядку звуки слов;

· угадать слово, названное по звукам.

Понимание обращенной речи

Для выявления особенностей понимания обращенной речи детям предлагается выполнить словесные инструкции различной степени сложности: двух- и трехступенчатые, где выполнение одного действия связано с другим; последовательные инструкции, где выполнение одного действия не связано с другим.

В процессе обследования учитывается, как ребенок выполняет инструкции: с первого раза или после повторного обращения, короткий или длительный период времени был нужен, чтобы понять задание и выполнить его.

При обследовании качества и объема пассивного словаря детям предлагаются предметные и сюжетные задания. Ребенка просят показать те или иные картинки. При этом выясняется наличие соответствия между словом и образом предмета или действия.

Для исследования объема и качества активного словаря используются следующие задания:

· назвать по непосредственному восприятию части тела;

· назвать обобщающие понятия при показе соответствующих предметных изображений;

· назвать профессии и их назначение;

· подобрать к словам антонимы;

· объяснить назначение предметов домашнего обихода;

· подобрать эпитеты к словам;

· назвать предмет по его описанию.

Грамматический строй речи

Для получения характеристики грамматического строя речи исследуются навыки предложно- падежного управления, использования в самостоятельной речи простых и сложных предлогов, изменения грамматических категорий по числам и родам, согласования различных частей речи, умение пользоваться способами словообразования.

Для обследования связной речи детям предлагается несколько заданий.

Пересказ прослушанного текста

Перед чтением текста дается установка на внимательное прослушивание и запоминание. Текст читается логопедом дважды. После повторного чтения ребенку предлагается пересказать текст как можно подробнее. Если ребенок затрудняется (делает длительные паузы или отказывается от пересказа), логопед может помочь ему наводящими и уточняющими вопросами.

Для правильной интерпретации содержания текста используются контрольные вопросы, с помощью которых выясняется понимание ребенком содержания и открытого смысла рассказа.

Содержание текста, предназначенного для пересказа.

Ребята гуляли во дворе. Они лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки, палочки, сделал глаза, нос, рот. Поиграли ребята, и ушли домой. Жалко Алеше колобок во дворе оставлять, он и спрятал его в карман. Дома повесил шубку в шкаф. После обеда Алеша вспомнил про свой колобок. Поглядел в карман, а в мокром кармане лежат два уголька и две палочки.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

(из картинного материала Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше «Заяц и морковка», 1989)

Детям предлагается расположить картинки в соответствии с логической последовательностью изображенных на них событий и составить рассказ, используя их в качестве наглядного пособия.

Если ребенок испытывает затруднения, логопед должен помочь ему расположить картинки в правильной последовательности. Во время беседы логопед выясняет понимание ребенком изображенных на картинках событий.

Описание сюжетной картинки «Горький лук» (из картинного материала В.В. Гербовой «Занятия по развитию речи», 1987)

При затруднениях ребенку даются наводящие вопросы, в которых используются опорные слова и проверяется понимание сюжета, изображенного на картинке. («Кто изображен на картинке?», «Как ты думаешь, кому они помогают?», «Что делает папа?» и т.п.)

Читайте также:  Жалоба логопеду на заикание

При оценке выполнения заданий учитываются показатели, характеризующие уровень владения детьми навыками рассказывания:

· степень самостоятельности при составлении рассказа;

· последовательность и полнота изложения;

· смысловое соответствие исходному материалу.

Характеристика проявления заикания

Из беседы с родителями выясняется, когда возникло заикание или появились первые его признаки, как внешне оно выражалось, какие предполагаемые причины могли его вызвать. Также следует выяснить, каково течение заикания (постоянное, рецидивирующее, прогрессирующее, волнообразное); меняется ли речь в течение суток, года. Родители или сам ребенок должны описать ситуации, вызывающие резкое ухудшение речи.

Чтобы определить степень тяжести заикания, детям предлагается набор стандартных речевых проб различной степени самостоятельности и сложности:

  1. проговаривание нескольких слов, фразы вместе с логопедом;
  2. повторение нескольких слов, фразы;
  3. называние предмета по картинке;
  4. называние предмета по наглядной опоре;
  5. называние предмета без наглядной опоры;
  6. чтение наизусть стихотворения;
  7. описание сюжетной картинки по вопросам логопеда;
  8. ответы на вопросы;
  9. пересказ трех-четырех предложений;
  10. рассказ из личного опыта.

Проба № 1 соответствует сопряженной форме речи. Проба № 2 — отраженной форме речи. Пробы № 3—5 и 7—8 — вопросно- ответной форме речи различной степени сложности: от элементарной (№ 3—5 ) до сложной развернутой (№ 7—8). Проба № 6 соответствует заученной стихотворной монологической речи. Проба № 9 — монологической речи в форме пересказа. Проба № 10 соответствует спонтанной монологической речи.

Степень тяжести заикания условно определяется частотой и выраженностью проявления судорог, а также наличием сопутствующих движений в зависимости от формы речевого высказывания:

· тяжелая степень проявления заикания — появление судорог уже в сопряженной или отраженной формах речи (пробы № 1—2);

· средняя степень — появление речевых судорог в простейших видах вопросно-ответной формы речи; при чтении стихотворения; при описании сюжетной картинки с помощью вопросов логопеда, что соответствует несколько более сложному виду вопросно-ответной формы речи (пробы № 3—5, 6, 7—8);

· легкая степень — появление судорог в сложных видах вопросно-ответной формы речи и монологической речи (пробы № 8—10).

В процессе речевого обследования определяется симптоматика заикания:

· на слух или зрительно выявляются место локализации судорог (дыхательные, голосовые, артикуляционные) и их форма (клонические, тонические, смешанные);

· частота и интенсивность запинок (в зависимости от степени сложности речевого материала, ситуации речевого общения);

· наличие непреднамеренных пауз, их количество и место в высказывании;

· наличие сопутствующих двигательных движений, которые могут выражаться судорогами, тиками, миоклонусами (непроизвольные движения) и «уловочными», защитными (произвольные — покачивание головой в такт речи);

· наличие эмболофразий (лишних слов, которые не несут лексического наполнения — «э- э-э», «ну вот», «это самое» и т.п.);

· наличие вегетативных реакций в процессе речевого общения (жар, холод, дрожь, учащение сердцебиения, потливость).

У родителей выясняются вопросы, касающиеся ситуаций, в которых запинки наиболее выражены.

Особенности личности и эмоционально-волевой сферы

Психологические особенности личности ребенка выясняются из беседы с родителями, характеристик воспитателя или учителя, в процессе непосредственного обследования. Отмечаются характеристики общего поведения (контактность, инициативность в общении, повышенная возбудимость или заторможенность, решительность); характерологические особенности (конфликтный, задиристый, добрый, аккуратный, агрессивный и др.); особенности психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления).

Особое внимание уделяется определению степени фиксации ребенка на дефекте, его отношению к своему речевому дефекту. Это отношение может быть безразличным (не замечает своего дефекта); умеренным (осознает свой речевой недостаток, но нет тягостного постоянного чувства неполноценности); с выраженной степенью болезненной фиксации на своем дефекте (постоянная болезненная фиксированность на своей речевой неполноценности).

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 903 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

РЦРЗ (Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК)
Версия: Клинические протоколы МЗ РК — 2015

Название протокола: Заикание (запинание)

Заикание – нарушение речи, хaрaктеризующееся чaстым повторением или пролонгировaнием звуков, слогов или слов либо чaстыми зaпинaниями или пaузaми, что рaзрывaет ритмичное течение речи [1,8]

Код протокола:

Код МКБ-10:
F98.5 Заикание

Сокращения, используемые в протоколе:

АЛТ – аланинаминотрансфераза
АСТ – аспартатаминотрансфераза
ВВК – военно-врачебная комиссия
В\м – внутримышечно
В\в – внутривенно
КТ – компьютерная томография
ЛС – лекарственные средства
МЗСР – Министерство здравоохранения и социального развития
МНН – международное непатентованное название (генерическое название)
МРТ – магнитно-резонансная томография
МСЭК – медико-социальная экспертная комиссия
ОАК – общий анализ крови
ОАМ – общий анализ мочи
ПЭТ – позитронно-эмиссионная томография
РЭГ – реоэнцефалография
РК – Республика Казахстан
Р-р – раствор
СИОЗС – селективныеингибиторыобратногозахватасеротонина
СПЭК – судебно-психиатрическаяэкспертнаякомиссия
ЭКГ – электрокардиограмма
ЭПО – экспериментально-психологическое обследование
ЭЭГ – электроэнцефалограмма
ЭхоЭГ – эхоэлектроэнцефалограмма

Дата разработки протокола: 2015 год.

Категория пациентов: взрослые, дети, беременные.

Пользователи протокола: врачи-психиатры (детские психиатры, наркологи, психотерапевты), врачи ПМСП, детские невропатологи.

Оценка на степень доказательности приводимых рекомендаций.
Шкала уровня доказательности:

А Высококачественный мета-анализ, систематический обзор РКИ или крупное РКИ с очень низкой вероятностью (++) систематической ошибки результаты.
В Высококачественный (++) систематический обзор когортных или исследований случай-контроль или высококачественное (++) когортное или исследований случай-контроль с очень низким риском систематической ошибки или РКИ с не высоким (+) риском систематической ошибки.
С Когортное или исследование случай-контроль или контролируемое исследование без рандомизации с не высоким риском систематической ошибки (+).
Результаты, которых могут быть распространены на соответствующую популяцию или РКИ с очень низким или невысоким риском систематической ошибки (++ или +), результаты которых не могут быть непосредственно распространены на соответствующую популяцию.
D Описание серии случаев или неконтролируемое исследование или мнение экспертов.
GPP Наилучшая фармацевтическая практика.

Диагностические критерии [1,8-10]:

Жалобы и анамнез:

Жалобы: запинки в речи.

Анамнез:
· Заикание (речь, характеризующаяся частым повторением или пролонгацией звуков или слогов или слов, или частыми колебаниями или паузами), которое носит постоянный или периодический характер и по своей выраженности значительно нарушает течение речи.
· Продолжительность не менее 3 месяцев.

Физикальное обследование: диагностически значимых изменений со стороны кожных покровов и внутренних органов (включая центральной и периферическую нервную систему) нет.

Диагностические исследования:

Основные (обязательные) диагностические обследования, проводимые на амбулаторном уровне:
· экспериментально-психологическое обследование.

Дополнительные диагностические обследования, проводимые на амбулаторном уровне:
· ОАК;
· ОАМ;
· биохимический анализ крови (печеночные пробы);
· ЭКГ – проводятся с целью мониторинга изменений соматического состояния на фоне основной терапии;
· ЭЭГ – при эпилептических и эпилептиформных пароксизмах

Минимальный перечень обследований, который необходимо провести при направлении на плановую госпитализацию, согласно внутреннему регламенту стационара с учетом действующего приказа уполномоченного органа в области здравоохранения.

Основные (обязательные) диагностические обследования, проводимые в стационаре:
· ОАМ – не реже 1 раза в месяц;
· ОАК – не реже 1 раза в месяц;
· Биохимический анализ крови (АЛТ, АСТ, билирубин (прямой и непрямой, уровень глюкозы в крови) – не реже 1 раза в месяц;
· ЭКГ – не реже 1 раза в месяц;
· ЭПО (для поступивших впервые в жизни или впервые в текущем году). ЭПО для иных категорий пациентов – по решению лечащего врача.

Дополнительные диагностические обследования, проводимые в стационаре:
· ЭЭГ – при эпилептических и эпилептиформных пароксизмах.

Инструментальное обследование: специфичных диагностических признаков нет.

Показания для консультации специалистов:
· консультация терапевта (педиатра) – исключение соматических заболеваний;
· консультация невропатолога – исключение текущих неврологических расстройств;
· консультация гинеколога (для женщин) – исключение гинекологических расстройств;
· консультации иных узких специалистов – сопутствующие соматические заболевания и\или патологические состояния.

Дифференциальный диагноз [8-10]:

Параметры Заикание Тахилалия
Клиническая картина Стабильность клинических симптомов, наличие субъективной реакции на речевые нарушения, усиления симптомов при субъективном контроле Отсутствие субъективной реакции на речевые нарушения, улучшение речи при субъективном контроле
Инструментальное обследование Не информативно

Получить консультацию по медтуризму

Цели лечения: регрессия проявлений заикания.

Тактика лечения:
При оценке микросоциальных условий как удовлетворительных и\или нетяжелом уровне расстройства рекомендуется преимущественно амбулаторное лечение. В случае усложненной клинической картины (за счет коморбидных состояний) и\или неэффективности вмешательства на амбулаторном этапе решается вопрос о госпитализации.

Немедикаментозное лечение:
Комплаенс — терапия, различные виды психотерапии, арт и игротерапия, занятия с логопедом, оказание специальных социальных услуг (приказ МЗ РК №630 от 30 октября 2009).
Режимы наблюдения (в зависимости от состояния пациента):
· общий режим наблюдения – круглосуточное наблюдение без ограничения передвижения в отделении.
· режим частичной госпитализации – возможность нахождения в отделении в дневное или ночное время с учетом необходимости его адаптации во внебольничных условиях.
· режим лечебных отпусков – возможность нахождения, по решению ВКК вне отделения от нескольких часов до нескольких суток, с целью постепенной адаптации к внебольничным условиям, решения бытовых и социальных вопросов, а также оценки достигнутого лечебного эффекта.
· усиленный режим наблюдения – круглосуточное наблюдение и ограничение передвижения за пределами отделения.
· строгий режим наблюдения – круглосуточное непрерывное наблюдение, постоянное сопровождение медицинским персоналом в отделении и за его пределами.

Медикаментозное лечение: исключительно при проявлении вторичных невротических расстройств (см. протокол «расстройства психологической адаптации»).

Другие виды лечения: нет.

Хирургическое лечение: нет.

Индикаторы эффективности лечения:
· Отсутствие проявлений заикания.

Профилактические мероприятия [8-10]:
Первичная профилактика – поддержание оптимального режима сна и бодрствования, раннее помещение ребенка в коррекционно-образовательную среду, семейное планирование воспитательных мероприятий.
Вторичная профилактика – психокоррекционные мероприятия, обоснованное назначение психофармакопрепаратов, психотерапия.
Третичная профилактика – комплаенс-терапия, психосоциальная реабилитация, реализация психообразовательных программ для членов семей пациентов.

Дальнейшее ведение (после стационара) – формирование и укрепление комплаенса.

  1. Протоколы заседаний Экспертного совета РЦРЗ МЗСР РК, 2015
    1. Список использованной литературы: 1. Международная Классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств (Клинические описания и указания по диагностике). ВОЗ, 1994. 2. Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения»от 18 сентября 2009 г. № 193-IV. 3. Приказ и.о. Министра Здравоохранения РК № 15 от 06.01.2011 «Об утверждении положения о деятельности психиатрических организаций в РК». 4. Авруцкий Г.Я., Недува А.А Лечение психически больных: Руководство для врачей. – 2 издание, переработанное и дополненное. – Москва «Медицина», 1988. 5. Арана Дж., Розенбаум Дж. Руководство по психофармакотерапии.-4-е изд. – 2001. 6. Мосолов С.Н. Основы психофармакотерапии. М. «Восток» 1996г- 288 с. 7. Яничак и соавт Принципы и практика психофармакотерапии. Киев.-1999.-728 с. 8. Блейхер В.М., Крук И.В.. Толковый словарь психиатрических терминов. – Воронеж НПО «МОДЭК», 1995. 9. Руководство по психиатрии/Под редакцией А.С.ТигановаТ 1-2 – Москва «Медицина»,1999. 10. Справочник по психиатрии/ Под редакцией А.В.Снежневского. – Москва «Медицина»,1985. 11. Приказ МЗ РК от 20 декабря 2010 года №986 «Об утверждении Правил оказания специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи». 12. Национальное руководство по психиатрии/под ред.Т.Б. Дмитриевой- Москва, 2009.- 993с. 13. Федеральное руководство по использованию лекарственных средств (формулярная система). Выпуск 10/ под ред.Чучалина А.Г., Белоусова Ю.Б., Яснецова В.В.-Москва.-2009.-896с. 14. Руководство по биологической терапии шизофрении Всемирной федерации обществ биологической психиатрии (WFSBP) А.Хасан, П.Фалкаи, Т.Воброк, Д.Либерман, Б.Глентой, В.Ф.Гаттаз, Х.Ю.Меллер, С.Н.Мосолов и др.\[Электронный ресурс] http://psypharma.ru/sites/default/files/stpr_2014-02_sch.pdf.pdf 15. [Электронный ресурс]www.fda.gov (официальный сайтУправления по пищевым продуктам и лекарственным препаратам США). 16. [Электронный ресурс] www.ema.europa.eu (официальный сайт Европейского агентства лекарственных средств). 17. American psychiatric association. Practice guideline for the treatment of Patients With Schizophrenia (Second Edition).-2004 (Copyright 2010).-184p. 18. Davis JM, Chen N, Glick I.D: A meta-analysis of the efficacy of second-generation antipsychotics. Arch Gen Psychiatry 2003; 60:553–564

Разработчики:
1) Алтынбеков С.А. – доктор медицинских наук, профессор, директор Республиканский научно-практический центр психиатрии, психотерапии и наркологии, главный внештатный психиатр МЗСР РК.
2) Павленко В.П. – доктор медицинских наук, доцент РГП на ПХВ«Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова», ответственный по курсу психиатрии и наркологии.
3) Мукушев М.Х. –«Восточно – Казахстанский психоневрологический диспансер», заместитель главного врача.
4) Мажитов Т.М. – доктор медицинских наук, профессор кафедры клинической фармакологии АО «Медицинский университет Астана», клинический фармаколог.

Конфликта интересов нет.

Рецензенты:
1) Толстикова А.Ю. – доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии, психотерапии и наркологии Казахского национального медицинского университета имени С.Д. Асфендиярова.
2) Семке А.В. – доктор медицинских наук, профессор Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научно-исследовательского института психического здоровья», заместитель директора по научной и лечебной работе, РФ г. Томск.

Условия пересмотра протокола: пересмотр протокола через 3 года после его опубликования и с даты его вступления в действие или при наличии новых методов с уровнем доказательности.

источник