Меню Рубрики

Причины заикания у взрослых то есть то нет

Перед тем, как начать разговор о причинах возникновения заикания у взрослых, следует рассказать о том, что подразумевает под собой термин «заикание».

Определений этого речевого нарушения существует множество. Но если обобщить все их максимально просто и емко, то получится следующее:

«Заикание — это нарушение плавности речи в виде задержки произношения или повторения звуков, слогов, слов. По сути, это непроизвольные избыточные движения мышц, участвующих в произношении звуков (мышц лица, дыхательных и жевательных мышц). Как врач, я бы добавила, что заикание — это, прежде всего, нарушение темпа речи».

В группу заикающихся взрослых людей входят не только люди с классическими повторениями звуков или слогов, остановками перед сложным сочетанием букв, но и люди, обладающие быстрой речью. В быту их часто называют «тараторками». В диалоге таких людей нередко хочется «притормозить», поскольку их быстрая речь тяжело воспринимается и затрудняет понимание содержания сказанного.

6% взрослого населения заикается!

Говоря о причинах появления взрослого заикания, следует помнить, что корни проблемы всегда лежат в детстве. Чаще всего это первые признаки заикания начинают проявляться уже в возрасте от 2 до 4 лет. Это так называемая гиперсензитивная фаза развития речи, когда ребенок начинает говорить развернутыми фразами, что требует большей согласованности в работе центральной нервной системы.

Сначала нарушения речи могут проявляться в виде небольших и редких запинок, вызванных мышечными спазмами, например, в стрессовых ситуациях. Часто люди склонны не обращать на это внимания и считать случайностями или временными сложностями. Хотя именно эти нечастые запинки легче всего поддаются лечению.

Во взрослом возрасте такие запинки могут заметно усугубиться, видоизмениться и усилиться, перейдя в то, что и принято считать заиканием.

Нередко стрессовые ситуации во взрослом возрасте могут вызвать появление «ступора» — невозможности начать говорить.

И только с этого момента человек начинает задумываться о лечении, тогда как предыдущие эпизоды с запинками считает незначительными. Большинство людей с проблемами речи уверены, что раз эпизодические запинки не мешали полноценной жизни и общению, то и заикания никакого не было. Такое ошибочное представление мешает вовремя начать лечение, хотя любой специалист скажет, что чем раньше начать коррекцию, тем проще и быстрее будет избавиться от заикания.

Существует ошибочное мнение, что редкие запинки не имеют отношения к заиканию. Однако, если небольшим изменениям речи в детстве просто не придавали значения, это не значит, что заикания не было!

Если ребенку, склонному к запинкам в речи, не помочь вовремя, то в процессе взросления из-за новых физических и умственных нагрузок заикание может усилиться и стать постоянным.

Взрослый человек учится маскировать заикание: подбирает синонимы, заменяет сложные в произношении слова на более простые. Из-за проблем с речью люди нередко становятся замкнутыми, избегают общения. Таким образом заикание как бы вписывается в повседневную жизнь человека, в его поведение. Создается иллюзия, что оно почти не мешает. Но любая стрессовая ситуация, как правило, приводит к так называемому «обвалу» речи — очень выраженным и частым запинкам. Важно понять, что это — не начало заикания, а его закономерное проявление и развитие. И виноваты в этом биологические причины (непроизвольные избыточные движения мышц, о которых говорилось в начале статьи), а не сами обстоятельства, они лишь провоцируют заикание.

Может показаться, что заикание у взрослых людей уже не поддается лечению. Это не так. Лечить заикание можно как в детстве, так и во взрослом возрасте!

Конечно, схема реабилитации и время для достижения эффекта у детей и взрослых будут разными, но восстановить речь можно. Главное — не затягивать с лечением еще дольше.

Курс лечения заикания для взрослых в Центре реабилитации речи Татьяны Соловьевой включает в себя занятия не только с логопедом, но и с психотерапевтом. В программу двухнедельного курса входят упражнения по технике речи и снятию психологического напряжения при общении. Занятия ведутся в группах, что позволяет создать атмосферу, максимально приближенную к общению в реальной жизни. Это помогает добиться устойчивого результата после окончания курса.

Лечение заикания во взрослом возрасте — долгий процесс и требует терпения. Но по итогам курса вы не только заметите изменения в лучшую сторону, но и получите огромную базу для самостоятельной работы по коррекции речи.

Записаться на бесплатную консультацию можно по телефону 8 (812) 717-40-68 или через специальную форму на сайте. Не откладывайте решение проблемы на потом и помните, что чем раньше начать лечение, тем быстрее вы избавитесь от заикания!

Заикание может заявить о себе в любом возрасте. Но чаще всего первые признаки заикания у ребенка начинают проявляться уже в промежутке с 2 до 4 лет. И чем раньше родители обратят на них внимание и отправятся к специалисту, тем больше шансов получить быстрый и, самое главное, устойчивый результат. Только профессионал знает, как вылечить заикание у ребенка и понять, в чем его причины.

Любящим родителям важно, чтобы ребенок жил полноценной жизнью, нормально общался со сверстниками, чувствовал себя комфортно в детском саду и затем в школе. Нарушение речи, в частности заикание, может сильно помешать в этом и доставить немало проблем и ребенку и родителям.

источник

Заикание у взрослых – это проблема, проявляющаяся в нарушении последовательности речи. Возникает оно как следствие нейрогенных, эмоциональных расстройств. Заикание часто проявляется еще в детском возрасте и сохраняется у взрослых. Запущенная проблема формирует у заикающихся людей определенные адаптационные навыки. Единого фактора, вызывающего заикание, до сих пор не найдено. Однако уже сделан большой прорыв в области изучения причин, и, следовательно, успешного избавления от некоторых видов заикания.

Факторы, провоцирующие заикание, бывают двух типов: органические поражения и невротические состояния.

К первой группе относятся все виды физических нарушений:

  • Травмы. Различные ушибы или другие форматы травмирования головного мозга.
  • Нарушение кровообращения. Вследствие болезней сосудов в пожилом возрасте, развития сахарного диабета, гипертонии и ожирения может развиться инсульт. Его последствием становится частичное отмирание клеток мозга, которое сказывается на речи, моторике мышц.
  • Опухоли. Это самая редкая, трудно выявляемая причина. Заикание возникает из-за разрастания тканей новообразования в пространстве головного мозга.
  • Стрессы. Они часто провоцируют имеющиеся ранее проблемы с речью или вовсе становятся ее причиной.
  • Психологическая травма. Сильный одноразовый стресс сказывается на психике и на способности воспроизводить речь.
  • Волнение — черта эмоциональных людей. Среди взрослых встречаются те, кто не умеют держать эмоции под контролем. Практически любое действие вызывает бурный всплеск переживаний, вызывающих спазмы мускулатуры.

У взрослых заикание часто сопряжено с появлением других проблем соматического характера.

  1. Внутренняя речь. «Про себя» человек говорит четко и без проблем, а при проговаривании задуманного текста вслух возникают нарушения.
  2. Усилия. Человеку с нарушением речи трудно говорить, часто возникает ощущение недосказанности или в разговоре заметно как он «выталкивает» слова.
  3. Частое прерывание словесного потока. Методика заключается в подсчитывании слов, сказанных без пауз и промедления. Заикающиеся люди обычно останавливаются на 7 словах из 100.
  4. Паузы в речи. Человеку, у которого есть нарушения речи, периодически необходима пауза в разговоре длительностью более 30 секунд. Такие паузы могут быть одинарными, поэтому выявить по ним заикание довольно сложно.
  5. Напряжение. Здоровые люди в периоды общения чувствуют себя раскованно. Если же заметно напряжение или проявляется желание попить водички, пропадает голос – это уже симптомы проблемы.

Существуют несколько способов лечения заикания: прием медикаментов, занятия с логопедом, освоение психологических методик.

Лечение заикания медикаментами — это прежде всего снятие спазмов и судорог нервной реакции, стабилизация, нормализация реакций пациента на внешние раздражители. Применяют судорожные, спазмолитические, седативные средства.

Коррекцию заикания с помощью логопеда можно условно подразделить на три этапа:

  1. освоение правильной речевой техники;
  2. отработка техники на сложном материале;
  3. выработка привыкания к новой технике при моделировании сложных ситуаций.

Это разделение условное, так как техники и методики развиваются, уточняются.

Используя метроном можно исключить спазматические задержки речи. Это прибор, который определяет темп и время произношения. Основной минус такого способа в том, что пациент обучается равнометричной искусственной речи, которая не подходит для повседневного общения и является лишь иллюзией избавления от проблемы. Самое примечательное, если отказаться от метронома, заикание обычно возвращается.

Способ послоговой, равнометричной речи. Он исключает речевые судороги, дает возможность устранить заикание. Однако при переходе от выработанной, чуть замедленной, речи к повседневной, человек снова начинает заикаться.

Выработка навыка постоянной саморегуляции речи путём раздражения пальцев ведущей руки. Такие манипуляции нужно ассоциировать со спокойствием. В некоторых случаях есть результат, однако все же возможны рецидивы.

Явный недостаток этих методик — внутренняя причина не решается. Для получения стойкого результата лучше применять психологические методы от заикания, поскольку прием лекарственных препаратов и техники чуть замедленной или равномерной речи часто имеет временный результат.

  • беседу с психологом;
  • погружение в гипноз, выявление наличия травм и других факторов, мешающих формированию нормальной печи;
  • овладение навыками аутотренинга, чтобы пациент мог при необходимости оказать себе помощь самостоятельно.

На практике, наиболее эффективными конечно же являются психологические методики. Судороги, повышенная возбудимость, сложные эмоциональные состояния и стресс, вызванный психологическими травмами — от всего этого заикающийся человек избавится благодаря этим методикам. Со временем человек полностью избавляется от заикания. Рецидивы крайне редки.

Заикание — это сложное заболевание, причиной которого могут стать как физические, так и психические состояния. Иногда это сразу комплекс причин. Но основной принцип преодоления заикания заключается в приобретении навыка нейтрализации сложных психических состояний, умения сосредоточится, правильно и своевременно выполняя дыхательные техники.

источник

Плавная, внятная речь естественна и привычна для человеческого слуха. Неуместные паузы, частые повторы или растягивания звуков и слогов, иные отклонения от нормального темпа и плавности разговора бывают свойственны взрослым людям, страдающим заиканием. Дефекты речи в зрелом возрасте часто сопровождаются непроизвольными, импульсивными движениями конечностей или тиками мышц лица.

С древних времён медицина считала речевые затруднения проявлением болезни, а не простым недостатком. Успешных и проверенных методик лечения долгое время не существовало, хотя врачи стремились к этому. Лишь к концу 19-го века феномен заикания был достаточно изучен, чтобы дать почву для разработки системных мер помощи пациентам.

Диагноз, который ставится заикающемуся человеку, учитывает не только внешнее проявление речевых нарушений, но и их психоневрологическое происхождение. В реабилитации больных принимают участие логопеды, неврологи, психологи и психотерапевты. Практика подтверждает, что даже упорное, многолетнее заикание, начавшееся в раннем возрасте, может быть скорректировано.

Во время произнесения слов у заикающегося человека судорожно сокращаются мышцы речевого и дыхательного аппарата. Первопричины этого состояния делятся на два класса, в зависимости от типа патологии. Диагностируется невротическое заикание (логоневроз) или органическое (неврозоподобное).

  1. Органические патологии связаны с наличием функциональных отклонений в работе мозга. Современная энцефалография с высокой точностью определяет такие отклонения. Проявления симптомов бывают постоянными и не зависят от обстоятельств речевого акта. Травмы, контузии, инсульты, опухолевые процессы способны спровоцировать возникновение заикания, избавление от которого связано с лечением основного заболевания.
  2. Логоневрозы возникают у взрослых людей после перенесённой психологической травмы, внезапного потрясения, тяжкого горя, глубокого эмоционального шока. Патологическая речь в этом случае не обусловлена физиологией. Часто человек начинает заикаться в определённый момент, хотя перед этим он говорил нормально. К провоцирующим обстоятельствам относятся высокая важность разговора или необходимость говорить перед аудиторией.

Наиболее многочисленной является группа пациентов, страдающих заиканием с детства.

Наследственная предрасположенность и сформировавшиеся привычки дополнительно отягощают состояние больного. Это вовсе не означает, что прогноз заболевания неблагоприятен. Но общий курс лечения может оказаться продолжительным – год и более.

Установление объективных причин заикания относится к компетенции врача. Специалист анализирует анамнез нарушений – врождённых или приобретённых, изучает результаты лабораторных анализов. На этой надёжной основе будет разработана методика индивидуальной коррекции заболевания.

В числе десяти людей, страдающих заиканием, семеро окажутся мужчинами. Женщины более устойчивы эмоционально, сама природа защитила их от речевых проблем. Расположены к возникновению дефекта и левши. Эти обстоятельства подтверждают причастность особенностей строения мозга к нарушениям речевых функций.

Если свидетель стрессовой ситуации наблюдает неожиданное появление заикания у потрясённого человека, то жертве обстоятельств можно попытаться помочь. Известны случаи, когда горячий чай или глоток спиртного восстанавливали нормальный темп речи, не давая образоваться устойчивым искажениям. Такая «скорая помощь» не исключает необходимости дальнейшего лечения больного у невропатолога.

Внутренняя речь взрослого человека всегда свободна. Заикание, наступившее в зрелые годы, проявляется только при общении. «Про себя» люди говорят без затруднений, даже если дефект имеет максимальное внешнее воплощение.

Этот факт говорит в пользу возможности излечения от недуга.

Научные исследования однозначно свидетельствуют о возможности преодоления речевых нарушений при комплексном подходе к лечению. Должны быть учтены все аспекты заболевания: социальный, биологический, психологический. Курсы медикаментов, занятия с логопедом, участие невропатолога и психотерапевта в работе с пациентом включаются в коррекционные системы, ориентированные на исцеление.

Широко известны авторы многих методик, имеющих хорошие результаты.

  • Методика устойчивой нормализации речи Л. З. Арутюнян включает способы формирования новых речевых двигательных навыков, согласованных с гармоничными движениями руководящей руки. Метод с успехом применяется во многих клиниках, для взрослых больных с любыми степенями тяжести заикания. Есть данные о возвращении плавности речи больным, имеющим врождённые органические отклонения.
  • Метод социореабилитации Ю. Б. Некрасовой имеет успех в случаях логоневрозов и требует участия опытного психотерапевта. Лечение – длительное, проводится поэтапно, рассчитано на группы пациентов. В процессе занятий и сеансов больные обучаются самостоятельным приёмам стабилизации дыхания и нервной системы. Эти знания и навыки остаются полезными в течение всей жизни.
  • Метод биологической обратной связи (БОС) относится к наиболее современным и предполагает использование компьютерных технологий. БОС практикуется для индивидуальной коррекции с участием логопеда. Высокотехнологичные аппаратные комплексы имеются во многих зарубежных и российских клиниках. В состав оборудования входят тренажёры дыхания, регистраторы активности мозга и мышечных сокращений. Врач-инструктор проводит необходимое количество сеансов, позволяющих пациенту освоить эффективные приёмы саморегуляции и самоконтроля.

Внезапно развившееся заикание может быть первым признаком инсульта. Все симптомы и неотложная помощь.
В редких случаях к заиканию может привести травма головного мозга. Подробный материал о черепно-мозговых травмах здесь.

Лечение заикания невозможно без освоения приёмов самопомощи. Оптимальные советы пациент получает от опытного врача после обследования и прохождения курса лечения.

Читайте также:  Афобазол помогает при заикании

Ставка на исключительно самостоятельную работу может принести успех в случаях лёгких степеней логоневрозов.

К методам, доступным для применения самими пациентами, относится аутотренинг и дыхательная гимнастика Стрельниковой.

Преодоление заикания во многом зависит от установки человека на достижение желанной цели. Первоначальная помощь специалистов актуальна как в лечебном, так и в методическом аспекте. Положительная динамика в состоянии человека, страдающего от речевых дефектов, способна вдохновить его на достижение всё более высоких результатов и привести к полному выздоровлению.

Ниже следует фрагмент передачи «НТВ Утро», в которой говорится о проблеме заикания:

Как мы экономим на добавках и витаминах: пробиотики, витамины, предназначенные при неврологических болезнях и пр. и мы заказываем на iHerb (по ссылке скидка 5$). Доставка в Москву всего 1-2 недели. Многое дешевле в несколько раз, нежели брать в российском магазине, а некоторые товары в принципе не найти в России.

источник

Заикание — нарушение речи, для которого характерно частое повторение звуков, слогов и слов либо их удлинение. Также имеется частая остановка и нерешительность в речи, разрывающие её ритмичное и плавное течение.

Синоним заикания — логоневроз (навязчивый страх общения).

Логоноврозом страдают чаще дети, нежели взрослые. Причем распространенность заикания среди детей варьирует от 0,75 до 7,5%. На эти цифры оказывает огромное влияние место и условия проживания, а также возраст.

Примечательно, что у мальчиков в три-четыре раза чаще встречается заикание, чем у девочек.

Также заиканию более подвержены воспитанники детских домов, нежели дети, посещающие обычные детские сады и школы. В этом случае большую роль играет ранний отрыв от родителей, поэтому травмируется детская психика (ребенок получает стресс).

Тогда как в сельской местности заикание среди детей встречается намного реже, что связанно со спокойной обстановкой.

Заикание у большинства детей проходит по мере взросления, поэтому от него страдает лишь 1-3 % взрослого населения.

Примечательно, что частота развития логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18%. То есть имеется наследственная предрасположенность к недугу.

Упоминания о заикании доходят до нас ещё с древних времен. Оказывается, заикались некоторые египетские фараоны, персидский царь Бат, пророк Моисей (судя по описанию, у него имелся дефект речи, похожий на заикание), философ и оратор Демосфен, римский поэт Вергилий, Цицерон и другие видные деятели древних времен.

Заикание упоминается и в трудах Гиппократа: он полагал, что причина заикания — накопление влажности в головном мозге. Тогда как Аристотель (основоположник научной философии) считал, что логоневроз возникает из-за неправильного сотрясения артикуляционного аппарата.

Однако всё же истинные причины развития логоневроза оставались неизученными до начала девятнадцатого столетия. Поэтому для лечения заикания применялись как народные способы (заговоры, мази, ношение амулетов и другие), так и поистине варварские методы: подрезание уздечки языка либо удаление части его мышц (предложение немецкого хирурга Иоганна Фридриха Диффенбаха). И такие жестокие способы лечения некоторым больным всё же помогали.

В начале девятнадцатого века американские и французские ученные разработали лечебную гимнастику, которая помогала избавляться от заикания. Но она не давала мгновенного результата, поэтому не пользовалась успехом.

Однако наибольший вклад в изучение заикания внесли русские ученные — психиатр И. А. Сикорский (впервые систематизировал все знания о заикании) и физиолог И. П. Павлов. Благодаря их трудам стали понятны причины развития заикания. Также в начале двадцатого столетия были разработаны специальные методики, помогающие избавиться от заикания и других нарушений речи. Кроме того, было основано новое направление в медицине — «Логопедия» (наука о нарушениях речи). И все это заслуга русских ученных.

Однако многое до сих пор остается неизвестным. Например, не ни как не объясняется, тот факт, что большинство больных с логоневрозом не заикаются, когда говорят сами собой, во время пения или разговора хором.

Интересный случай произошел с Брюсом Улиссом: заикание у него развилось в старших классах после развода родителей. Однако, участвуя в постановках театрального кружка, он заметил, что на сцене перестает заикаться. Именно этот факт подстегнул его к усиленным занятиям в театральном кружке и определил дальнейший выбор профессии.

Также от заикания страдали, но победили свой недуг, известные личности: Уинстон Черчилль (стал великим оратором и был удостоен нобелевской премии по литературе), Король Георг VI, Сэр Исаак Ньютон, Элвис Пресли, Сэмюель Л. Джексон, Мэрилин Монро, Жерар Депардье, Энтони Хопкинс и другие.

  • Лобные извилины коры головного мозга отвечают за работу мышц и связок, участвующих в образовании устной речи (звуки, слоги, слова) — центр Брока (двигательный центр). В течение первого года жизни у ребенка он постепенно активируется.
  • Височные извилины ответственны за восприятие собственной речи и речи окружающих — слуховой центр Вернике.
  • Теменная доля коры головного мозга обеспечивает понимание речи.
  • Затылочная доля коры головного мозга (зрительная область) отвечает за усвоение письменной речи.
  • Подкорковые узлы (ядра серого вещества, расположенные под полушариями головного мозга), ответственны за ритм и выразительность речи.
  • Проводящие пути (группы нервных волокон) соединяют различные отделы головного и спинного мозга.
  • Черепно-мозговые нервы отходят от ствола головного мозга (располагается у внутреннего основания черепа) и иннервируют мышцы речевого аппарата, шеи, сердца, органов дыхания.

На заметку!

У правшей более развито левое полушарие, а у левшей — правое.

  • Дыхательный отдел (служит для подачи воздуха) включает в себя трахею, грудную клетку вместе с бронхами и легкими. Речь образуется во время выдоха, поэтому он становится длиннее вдоха в соотношении 1:20 или 1:30.
  • Голосовой отдел (служит для образования голоса) состоит из гортани и голосовых связок.
  • Артикуляционный отдел (образует характерные звуки речи) состоит из языка, губ, верхней и нижней челюсти, твердого и мягкого неба, зубов и их альвеол (зубная лунка, в которой расположен зуб).

* Язык – самый подвижный орган артикуляции. Его мышцы дают возможность менять форму, степень напряжения и положение. Он участвует в образовании всех гласных и практически всех согласных звуков.

Ко дну ротовой полости от середины нижней поверхности языка отходит складка слизистой оболочки — уздечка, ограничивающая движения языка.

* Твердое и мягкое небо, совершая различные движения, видоизменяют форму ротовой полости, образуют щели и смычки. Тем самым, способствуют образованию звуков.

Слаженная работа периферического и центрального речевого аппарата образует речевой круг.

В двигательном отделе речи головного мозга (центре Брока) возникает импульс (сигнал), который по черепно-мозговым нервам поступает к периферическим отделам речи (дыхательный, голосовой, артикуляционный).

Первым приходит в движение дыхательный отдел: струя выдыхаемого воздуха прорывается через сомкнутые голосовые связки, поэтому они начинают колебаться. Таким образом, формируется голос. Его высота, сила и тембр зависит от частоты колебания голосовых связок.

Далее голос преобразуется в артикуляционном отделе: образуются звуки речи при движениях губ, а также при приближении или прикосновении языка к небу, зубам и их альвеолам.

Образовавшиеся звуки преобразуются в речевых резонаторах: полости рта, носа и глотки. В силу своего строения резонаторы могут меняться по форме и объему, придавая звукам речи тембр, громкость и отчетливость.

Затем по принципу обратной связи образовавшиеся звуки и слова при помощи слуха, а также ощущений идут от периферических речевых органов в ассоциативный отдел (слуховой центр Вернике, теменная доля коры головного мозга), где анализируется.

Таким образом, формируется речевой круг: импульсы идут от центра к периферии → от периферии к центру → от центра к периферии — и так далее по кольцу.

И если где-то происходит ошибка, то центральным отделам речи сообщается, в каком положении в периферическом речевом органе произошла ошибка. Затем из центрального отдела посылается сигнал к периферическим речевым органам, который точно дает правильное произношение. Такой механизм действует до тех пор, пока не согласуется работа речевых органов и слуховой контроль (произойдет синхронизация речи).

Сложный и не до конца установленный процесс.

Считается, что под воздействием причин или провоцирующих факторов перевозбуждается центр Брока, а его тонус повышается. Поэтому скорость его работы увеличивается, а речевой круг размыкается.

Далее перевозбуждение переносится на участки коры головного мозга, которые расположены рядом и отвечают за двигательную активность. Это ведет к тому, что возникают судороги мышц в периферическом отделе речи (языка, губ, мягкого неба и других). Затем центр Брока вновь расслабляется, замыкая речевой круг.

То есть человек начинает заикаться из-за внезапного нарушения согласованной работы речевых органов при произнесении звуков, которое вызвано судорогой, возникшей в одном из отделов речевого аппарата (язык, небо и другие).

Примечательно, что могут возникать как судороги мышц, участвующих в образовании звуков, так и — дыхательных. В результате развивается не только заикание, но и нарушается дыхание (появляется ощущение нехватки воздуха).

Заикание в основном возникает на согласных буквах, на гласных — реже. Причем наиболее часто запинки имеют место в начале либо середине речи.

Остаются предметом дискуссий. Но мнения ученных сходятся на том, что в возникновении заикания играет роль совокупность нескольких факторов: наследственность, состояние нервной системы, особенности становления речи и так далее.

Однако даже наличие причин не всегда приводят к развитию заикания, они являются лишь пусковыми механизмами. А разовьется ли заикание, зависит от изначального состояния центральной нервной системы и тонуса двигательного речевого центра Брока.

Встречается наиболее часто. В основном пик начала заболевания приходится на дошкольный возраст. Дело в том, что ребенок рождается со слаборазвитыми большими полушариями и корой головного мозга. Лишь к пяти годам жизни они формируются окончательно.

Также у маленьких детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому возбуждение легко передается с чувствительных волокон на двигательные. В результате иногда развиваются реакции в виде «короткого замыкания».

Кроме того, движения органов артикуляции (языка, губ и других) у малышей слабы и недостаточно упруги, а их работа плохо скоординирована.

Слух играет ведущую роль в образовании речи, начиная функционировать с первых часов жизни новорожденного. Однако дети не осознают разницу между звуками, слогами и словами окружающих. Поэтому они плохо понимает речь, смешивая один звук с другим.

Кроме того, в возрасте от 2 до 4 лет идет интенсивное развитие ребенка, активное формирование звукопроизношения и речи в целом. Однако в этом возрасте речевая функция ещё недостаточно сформирована. Поэтому увеличивается нагрузка на нервную систему, а в её работе может произойти сбой.

Именно этими факторами объясняется неустойчивость речи ребенка и высокая вероятность формирования её нарушений.

Они создают лишь предпосылки для формирования заикания.

Эмоционально лабильная нервная система

Малыши плаксивые, у них имеется повышенная раздражительность, беспокойный сон и плохой аппетит, они привязаны к маме.

Спровоцировать развитие заикания у детей может резкая смена обстановки: начало посещения детского садика, переезд, долгое отсутствие мамы и так далее.

Ранее начало речи

В годик у детей имеется большой словарный запас (в норме малютка правильно произносит лишь 3-5 слов). В дальнейшем у таких малышей быстро наращивается словарный запас: в 1,5-1,8 они уже говорят развернутыми фразами либо целыми предложениями.

В этом случае у крохи сбивается дыхание во время произношения длинной фразы. Ведь он хочет рассказать всё и сразу. Однако его язычок и легкие пока ещё не могут справиться с таким объемом речи.

Позднее начало речи

Первые правильно произносимые слова у таких малышей появляются лишь к двум годам жизни, а развернутые фразы — не ранее трех лет. Заикание вызвано двигательной расторможенностью нервной системы. Поэтому малыши часто говорят невнятно и плохо произносят звуки.

Заикание у одного из членов семьи

Имеет место подражание ребенка родителям, братьям или сестрам.

Недостаточный эмоциональный контакт ребенка с окружающими

Дети получают недостаточно ласки и душевной теплоты. Взрослые малыша не выслушивают, будучи заняты своими делами. В результате кроха чувствует себя ненужным, поэтому он может начать заикаться, чтобы родные обратили внимание на него.

Излишне строгое отношение взрослых к ребенку

Нередко «грешат» этим папы. Жизнь строго по расписанию: подъем, сон, казарменная система наказаний и так далее. В результате малыш растет пугливым и зажатым, а также боится принять самостоятельное решение, чтобы не разгневать строгого родителя.

Особенности становления речи

В возрасте от 2 до 6 лет малыши нередко повторяют или растягивают слова и слоги, а иногда вставляют лишние звуки, не несущие ни смысловой, ни эмоциональной нагрузки («ну», «а», «вот» и так далее) В результате такая привычка закрепляется, создавая предпосылки для развития заикания.

Физическое состояние ребенка

Частые простудные заболевания, развитее аллергических реакций, наличие врожденной патологии подталкивают малыша к осознанию того, что он «не такой, как все». Поскольку нередко имеются ограничения. Ведь мама постоянно одергивает: «Не ешь апельсин/шоколад, ибо опять появится сыпь», «Нельзя играть во дворе, простудишься» и так далее. В результате ребенок замыкается в себе.

Кроме того, частое посещение медицинских учреждений приводит к развитию «боязни белого халата».

Овладение двумя или более языками одновременно

Особенно если родители дома говорят на разных языках. В этом случае нарушается слаженная работа речедвигательных центров. Поскольку своим родным языком малыш ещё недостаточно хорошо владеет.

Читайте также:  Адаптол отзывы детям при заикании отзывы

Завышенные требования к ребенку

Иногда родители желают продемонстрировать незаурядные способности своего чада всем знакомым и друзьям. Поэтому заставляют заучивать сложные стихи и рассказывать их на дне рождения или другом семейном торжестве. Тогда как у малыша соответствующие зоны головного мозга ещё не созрели, а мышцы артикуляционного аппарата не готовы к такой нагрузке.

Половой признак

Мальчики более склонны к развитию заикания, нежели девочки. Поскольку у девочек в более короткие сроки формируются двигательные функции: они раньше начинают ходить и говорить, у них лучше развита моторика (движение) пальцев рук. Видимо, поэтому у девочек нервная система более устойчива к различным факторам, провоцирующим развитие заикания.

Леворукость

Ослабляется гармоничное взаимодействие между симметричными структурами головного мозга правого и левого полушарий. Поэтому нервная система ребенка становится более ранимой, что отражается на становлении речи. Причем риск развития заикания увеличивается, если леворукого малыша пытались переучить пользоваться правой рукой грубыми методами.

Наследственная предрасположенность

Вероятно, по наследству передается слабость некоторых мозговых структур, которые участвуют в формировании речи.

Имеется несколько групп, однако причины нередко могут сочетаться.

Состояние центральной нервной системы

К развитию заикания склонны дети, перенесшие заболевания, поражающие нервную систему: внутриутробная гипоксия, травма во время родов, черепно-мозговая травма, инфекционные процессы (вызванные вирусами, простейшими, бактериями, грибами) и другие патологии.

После перенесенных заболеваний имеются остаточные явления, которые приводят к структурным изменениям в головном мозге (органическое поражение). В результате развивается недостаточность двигательных отделов головного мозга (например, центра Брока) в разной степени выраженности. Поэтому нарушается передача нервных импульсов мышцам из центральных отделов речи. Тогда как плавная речь требует слаженной работы и зрелости центральной нервной системы.

Такие детки эмоционально лабильны, впечатлительны, у них повышен уровень тревожности, они плохо адаптируются к новым условиям (например, начало посещения детского садика), робкие, волнуются и так далее.

Перенесенные психические травмы

Под влиянием стресса нарушается согласованное перераспределение тонуса мышц, участвующих в образовании речи. То есть мышцы сокращаются и расслабляются несогласованно. Поэтому возникают судорожные повторения звуков, слогов и слов.

Причем стресс может быть хроническим или острым (испуг, постоянный страх, смерть близкого человека, семейные неурядицы и другие), а сила его воздействия значения не имеет.

Встречается нечасто — и, как правило, берет свое начало в ещё детстве. Однако нередко логоневроз появляется у взрослых людей, вызывая развитие немалых проблем: они замыкаются в себе, становятся робким и нерешительными, избегают общения с людьми, боятся публичных выступлений и так далее.

Факторы риска развития заикания у взрослых

Мужской пол

Мужчины более склонны к развитию заикания, нежели женщины. Профессор И. П. Сикорский объясняет это тем, что у женщин левое полушарие, в котором находится двигательный центр Брока, развито гораздо лучше, чем у мужчин.

Наследственная предрасположенность

Имеется врожденная слабость центральных отделов речи, поэтому при воздействии неблагоприятных факторов (например, стресс) нарушается их работа.

Стрессовые ситуации

Тяжелая потеря близкого человека, произошедшее на глазах дорожно-транспортное происшествие, военные действия, землетрясение, катастрофы и так далее.

Под воздействием стресса нарушается координация мышц, отвечающих за формирование звука: они несогласованно сокращаются и расслабляются. В результате развиваются судороги мышц. То есть имеется взаимосвязь с эмоциональным состоянием человека.

Заболевания центральной нервной системы

Черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции (вирусные, бактериальные, грибковые, поражающие нервную систему), энцефалиты, менингиты и другие. Поскольку нарушается передача нервных импульсов от головного мозга по нервным путям к мышцам, отвечающим за формирование речи.

У взрослых в возникновении заикания большую роль играют перенесенные инсульты или наличие опухолей головного мозга (доброкачественные, злокачественные), если затронуты центральные отделы речи. Поскольку появляется механическое препятствие для передачи нервного импульса.

Причем в этих случаях отсутствует взаимосвязь заикания с эмоциональным напряжением. То есть человек заикается в покое, наедине с собой, при пении и разговоре хором.

  • Клоническое заикание — когда несколько кратковременных судорог, следующих друг за другом, ведут к непроизвольному повторению отдельных слогов и звуков.
  • Тоническое заикание — если мышцы длительно и сильно сокращаются. В результате происходит задержка речи.
  • Смешанная форма развивается, когда сочетаются оба вида нарушения речи.

Кроме того, иногда к судорогам мышц языка, губ и мягкого неба присоединяются насильственные и непроизвольных движения (судороги) мышц лица и/или конечностей.

Виды заикания по течению

  • Постоянное — заикание, возникнув, присутствует постоянно при всех ситуациях и в формах речи.
  • Волнообразное — заикание не исчезает до конца: то появляется, то исчезает.
  • Возвратное (рецидивирующее) — дефект речи, исчезнув, появляется вновь. Иногда после довольно длительных периодов речи без запинок.

Существует две формы логоневроза: невротическая и неврозоподобная. В основе разделения лежат разные причины и механизмы развития.

Невротическая форма

У больных отсутствуют данные о наличии у них в прошлом внутриутробной гипоксии или родовых травм.

Толчком к развитию заикания служат психические травмы (острый или хронический стресс) либо раннее активное введение второго языка общения (в 1,5-2,5 года). То есть заболевание носит функциональный характер, а мозговые структуры не поражаются. Поэтому эта форма заикания лучше поддается лечению.

Характеристика детей, склонных к развитию невротической формы заикания

Изначально такие дети робкие, впечатлительные, тревожные, обидчивые, раздражительные, плаксивые, боятся темноты, не остаются в комнате без взрослых, с трудом привыкают к новой обстановке, плохо спят. Также у них быстро меняется настроение, причем чаще — в сторону понижения.

Психическое, физическое и двигательное развитие у детей соответствует возрасту. Однако становление речи у них происходит несколько ранее: первые слова появляются к 10 месяцам жизни, фразовая речь — к 16-18 месяцам. Через 2-3 месяца после начала фразовой речи дети уже строят сложные предложения и речевые конструкции.

Темп речи ускорен: дети «захлебываются», не договаривают окончания слов, пропускают предлоги и слова. Кроме того, речь иногда смазана.

У детей заболевание возникает внезапно, как правило, в возрасте от 2 до 6 лет.

Сразу после психической травмы, которая становится «последней каплей», ребенок перестает говорить на какое-то время (мутизм). При этом у него на лице «написано» выражение страха. Затем, когда ребенок начинает вновь говорить, то уже заикается. Малыш становится раздражительным и плаксивым, плохо спит, боится разговаривать.

При введении второго языка общения ребенок получает психическое напряжение, поскольку возрастает нагрузка на речевой аппарат. Тогда как некоторые дети в силу возрастных особенностей недостаточно овладели своим родным языком.

Заикание у крохи усиливается при воздействии любого стресса, эмоционального напряжения или появлении тревоги. То есть течение заболевания волнообразное: периоды заикания чередуются со светлыми промежутками, когда ребенок разговаривает без запинок. Тогда как если малыш болеет (у него повышается температура тела, он кашляет и так далее), то заикание у него не усугубляется.

Невротическая форма заболевания протекает как благоприятно, так и не благоприятно. В первом случае наступает излечение, а во втором заболевание переходит в хроническую форму.

При хроническом течении заболевания со временем заикание становится всё более тяжелым. Уже к 6-7 годам дети неохотно разговаривают с новыми людьми. А в 11-12 лет у детей резко меняется поведение: они замыкаются в себе. Поскольку прекрасно осознают свой дефект и боятся произвести неблагоприятное впечатление на собеседника.

У детей развивается логофобия — боязнь разговора с навязчивым ожиданием возникновения речевых неудач. То есть образуется порочный круг: судорожные запинание в речи приводят к возникновению отрицательных эмоций, а они, в свою очередь, — к усилению заикания.

У взрослых логофобия приобретает навязчивый характер. Поэтому заикание возникает только от мысли, что имеется необходимость общения либо при воспоминаниях о неудачных речевых контактах в прошлом. В результате взрослые чувствуют себя социально неполноценными, у них постоянно пониженное настроение, имеется страх перед речью, поэтому они сознательно нередко отказываются от общения вообще.

Неврозоподобная форма

У больных из анамнеза (данных из прошлого) выясняется, что мама перенесла тяжелый токсикоз во время беременности, была угроза выкидыша, асфиксия (удушье) либо травма в родах и так далее. То есть имеется органического поражение головного мозга (дистрофические изменения в клетках головного мозга), поэтому эта форма заикания лечению поддается труднее.

Для неврозоподобной формы заикания проявления дефекта речи не зависят от внешних факторов (например, эмоционального напряжения).

Характеристика детей, склонных к развитию неврозоподбной формы заикания

В первые годы жизни такие детки крикливы, плохо спят, беспокойны, суетливы. Их физическое развитие несколько отстает от сверстников. У них неловкие движения и плохая координация, они расторможены и легко возбуждаются, раздражительны и вспыльчивы.

Дети плохо переносят жару, езду в транспорте и духоту. Они быстро утомляются, а также истощаются при физической и/или интеллектуальной нагрузке.

У них имеется задержка развития речи, нарушено произношение некоторых звуков, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь.

У детей заикание начинается примерно в возрасте 3-4 лет без видимых на то причин, нарастая постепенно. Начало, как правило, совпадает с формированием фразовой речи.

В первые пол года заболевания периоды «с запинками» постепенно становятся длиннее и появляются чаще, а «светлые» промежутки (когда ребенок не заикается) не наблюдаются. То есть заболевание протекает на «одной ноте».

Далее дети начинают добавлять лишние фразы и слова, не несущие смысловую нагрузку (эмболофразия): «а», «э», «ну» и другие. При этом сам темп речи либо ускорен, либо замедлен. Как правило, присутствует резкое нарушение дыхания во время речи: произносятся слова в момент вдоха или в конце полного выдоха.

Кроме того, имеется недостаточная подвижность, а также координация органов артикуляции (язык, нёбо и другие), рук и ног. Также судороги могут возникнуть в мимической мускулатуре лица или рук. Как правило, у таких детей плохо развивается музыкальный слух.

При обследовании выясняется, что у большей части детей имеется органическое поражение головного мозга остаточного (резидуального) характера. Поэтому нередко у детей понижена память и работоспособность, они быстро утомляются и страдают от головных болей, у них имеется дефицит внимания и гиперактивность.

У взрослых при хроническом течении этой формы заболевания нередко имеются тяжелые судороги во всех отделах речевого аппарата. Как правило, речь у них сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища и другими. То есть имеется насильственное сокращение других групп мышц, которые не имеют никакого отношения к формированию речи.

При тяжелой форме заболевания взрослых утомляет общение, поэтому вскоре после начала разговора они жалуются на усталость и начинают отвечать односложно.

Кроме того, взрослые трудно адаптируются к новым условиям, у них понижена память и внимание, повышена утомляемость и истощаемость.

Занятия с логопедом большинству больных приносит облегчение, но только в том случае, если работа проводится регулярно и длительно.

К развитию заикания приводит большое количество причин. Поэтому в его лечении принимает участие несколько специалистов.

Невропатолог и психиатр занимаются лечением заболеваний нервной системы при помощи лекарственных средств.

Психотерапевт применяет различные виды психотерапии: гипноз, аутотренинг и другие.

Психолог изучает личность больного, выявляя слабые стороны характера и помогая их исправить. Обучает общению с окружающими в различных жизненных ситуациях, помогает больным выразить себя эмоционально и творчески.

Логопед — специалист, который занимается исправлением речи. Его работа заключается в обучении правильному дыханию во время речи, использованию голоса, плавному и ритмичному разговору. Логопед не исправляет неправильное произношение слогов или слов, а доносит до больного, что произносить их можно легко, как и все остальные слова. Тогда страх больного перед заиканием постепенно уменьшается.

Иглорефлексотерапевт воздействуя на специальные точки при помощи игл, снимает нервное напряжение и улучшает кровообращение в головном мозге.

Инструктор по лечебной физкультуре при помощи специальных упражнений помогает больным выработать необходимую координацию и способность двигаться свободно.

Как только вам показалось, что ребенок начал заикаться, обращайтесь к специалистам. Максимальный и быстрый эффект от лечения имеется, если обращение к врачу было в течение 3-6 месяцев от начала заболевания.

Благоприятный исход от лечения достигается, если оно начато в возрасте от 2 до 4 лет, менее благоприятный — от 10 до 16 лет. Поскольку легкая ранимость, стремление к свободе и нелюдимость, которые встречаются в подростковом возрасте, отрицательно сказываются на результатах лечения.

Существуют в большом количестве, но задача у всех одна — заставить речевые центры работать синхронно с одинаковой скоростью. В основу положено торможение речевого центра Брока и возбуждение других двигательных центров.

В статье приведены лишь некоторые из методик, применяемые для лечения заикания у детей и взрослых.

«Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях» — методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П.

Курс рассчитан на 2-3 месяца (36 занятий).

Основа методики — поэтапное создание игровых ситуаций, которые формируют у заикающихся детей навыки самостоятельной речи. А далее помогают переходить от общения словами к развернутым фразам. Кроме того, методика включает в себя логопедические занятия на каждом этапе: выполняются специальные упражнения для расслабления мышц и снятия эмоционального напряжения.

Методология L.N.Smirnova «Логопедия в заикании»

Применяется система игровых упражнений, рассчитанная на 30 недель (один учебный год). Занятия рекомендуется проводить ежедневно по 15-20 минут в утренние часы.

Цели

  • Обеспечение коррекции речи и личности
  • Развитие чувства ритма и темпа речи
  • Улучшение внимания и памяти
  • Развитее мелкой моторики рук и расслабление мышечного тонуса
  • Развитее речевой и двигательной координации

Методика Силивестрова

Длительность — от 3 до 4 месяцев. Курс — 32-36 занятий.

Методика включает три этапа:

I. Подготовительный. Создается спокойная обстановка и ограничивается речевое общение. Далее стимулируется активная работа ребенка над своей речью.
II. Тренировочный. Переходят от тихой речи — к громкой, а от спокойного вида деятельности — к эмоциональной. Для этого используются активные, творческие игры. Причем на этом этапе в лечении принимают участие и родители.
III. Закрепительный. Плавная речь закрепляется в более сложных ситуациях: беседа, рассказ и так далее.

Читайте также:  Афобазол при заикании у детей

Методика В.М. Шкловского

В ней объединена работа психиатра, невропатолога и психотерапевта. Курс лечения — 2,5-3 месяца. Во время лечения больной пребывает в стационаре.

Методика включает четыре этапа:

I. Больного тщательно обследуют и выявляют причину заикания.
II.Перестраиваются укоренившиеся навыки и нарушенное отношение личности.
III-IV. Проводятся тренировки речи в жизненной обстановке, в которой обычно пребывает заикающийся. Благодаря чему у больного воспитывается речевая активность, также в нем укрепляется уверенность, что он сможет справиться с заиканием в любой ситуации.

Далее проводится профилактика рецидивов (возврата симптомов заболевания).

Методика Л.3. Арутюнян

Вначале проводиться лечение в течение 24 дней в стационаре, затем — пять курсов по пять-семь дней в течение года.

Методика состоит из нескольких этапов:

  • Проводится работа для устранения речевых судорог
  • Уменьшается чувство тревоги, связанной с актом речи
  • Осознания больным своего состояния и уверенности в выздоровлении

Особенность методики — синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки. То есть формируется новое психологическое состояние, в котором речь больного связана со спокойствием, правильной интонацией и мимикой, уверенной осанкой и так далее. Первоначально такая речь медленная, но она дает возможность с первых занятий говорить больному без судорожных запинок.

Комплекс BreathMaker

При использовании методики «протезируется» речевой круг между центром Брока (речевым центром) и центром Вернике (центром распознавания речи).

Суть методики

Заикающийся говорит в микрофон, его речь записывается, а затем исправляется компьютерной программой. Далее исправленная речь подается в наушники и анализируется центром Вернике правильно. В результате снимается тонус с центра Брока.

Такой механизм направлен на устранение психологической зависимости и неуверенности в себе больного. Ведь он при небольшой запинке думает, что окружающие воспринимают его критически. Поэтому наступает ещё большее перевозбуждение речевых центров, которое ведет к усугублению нарушения речи.

Больные логоневрозом — талантливые, ранимые и впечатлительные люди. Однако нередко они инертны или ленивы. За долгие годы своей болезни они приспосабливаются, извлекая вторичную выгоду из своего состояния: их реже вызывают к доске, не отправляют на конкурсы чтецов, освобождают от устных опросов и так далее.

Однако со своим нарушением речи можно и нужно бороться. И главное — помнить, что пока ещё не изобрели «волшебную» таблетку от заикания.

Что делать родителям?

Маленькие непоседы — особая категория больных. Ведь трудно объяснить ребенку, что нужно помолчать всего несколько дней, именно сейчас нельзя смотреть любимый мультик и так далее. Поскольку в силу незрелости мозговых структур дети не умеют ждать. Поэтому родителям придется набраться терпения и научиться пользоваться небольшими уловками.

Организуйте режим дня.
Организуйте сон ребенку не менее 8 часов в день (при необходимости дневной сон), исключите активные и компьютерные игры в вечернее время. Ограничьте время просмотра мультиков и постарайтесь не давать смотреть новые серии пока длиться лечение. Таким образом, уменьшится перенапряжение центральных отделов речи.

Организуйте правильное общение.
Дети наедине с собой не заикаются, поэтому постарайтесь первыми не обращаться к ребенку. Разговаривайте с малышом спокойно, не спеша и плавно, выговаривая все слова. Общаясь с ребенком, старайтесь использовать вопросы, ответы на которые простые и односложные. Если малышу трудно выговорить фразу самостоятельно, произнесите её вместе.

Соблюдайте охранный речевой режим.
Читайте книги только хорошо знакомые, не просите ребенка пересказать сказку, увиденное или разучивать стихотворение — для этого наступит подходящее время несколько позднее. Выбирайте для прогулок не шумные места. Лучше играть в спокойные игры (например, сборка конструктора, лепка, рисование), чтобы ребенок комментировал свои действия, поскольку наедине с собой он не заикается.

Следите за питанием.
В рационе должна преобладать растительно-молочная пища. Следует ограничить шоколад, сладости, острую, соленые и жаренную пищу.

Что делать взрослым пациентам?

Следует учесть, что предстоит долгий и кропотливый труд как врача, так и пациента. Поэтому до начала лечения они заключают между собой некий договор. Согласно нему врач обязуется лечить, а пациент — выполнять все рекомендации доктора: регулярно заниматься упражнениями, при необходимости в начале лечения соблюдать режим тишины и так далее.

Затем, поборов свой страх, больной должен «войти» в заикание. То есть вести дневник выступлений, проявлять инициативу в общении (например, рассказывать анекдоты или истории) и так далее. Такая тактика дает хорошие результаты. Яркий пример — знаменитости, поборовшие свой недуг.

источник

Заикание у взрослых или детей является речевым нарушением, которое проявляется в виде повторяющихся слогов, букв, выражений, сокращений слога. Человек во время разговора запинается, останавливается, волнуется, «глотает» слова, речевой темп разрывается. На вопрос «почему люди заикаются» существует несколько ответов.

Заикание – нарушение, провоцируемое психологическими и физическими факторами. Медицинское название данной проблемы речи – логоневроз, его изучают как медицинские работники, так и психологи, объединяя по группам.

Отмечается, если заиканием страдали мать или отец, то шанс развития логоневроза с раннего детства у ребенка возрастает. Также это нарушение речи может передаваться через поколение, если у прародителей были легкие или осложненные стадии патологии.

В большинстве случаев оказывает влияние соматика:

  • функционально поражается головной мозг;
  • были травмы головы в процессе нахождения в утробе матери;
  • перенесенное инфекционное заболевание;
  • расстройство вегетативной нервной системы и т. д.

Помимо этого, заикание провоцируется общим физическим или нервным истощением, ослаблением иммунной системы, дефектами при формировании аппарата речи, недостаточным развитием моторики и т. д.

Социальный фактор, влияющий на человека, беспокоит и меняет общее внутреннее и внешнее состояние. Дети страдают от нарушений в функционировании речевого аппарата по причине проблем с общением:

  • ссоры и непонимание в семье;
  • не додаются какие-либо аспекты в воспитании;
  • не находят общий язык со сверстниками.

Дети и взрослые поддаются психологическим факторам, которые в будущем влияют на общение с окружающими. Логоневроз может развиться по причине:

  • психологических травм;
  • острых эмоциональных переживаний (они могут быть как положительными, так и отрицательными);
  • сильного испуга;
  • психологического переутомления;
  • информационной истощенности;
  • стрессовых ситуаций и т.д.

Эти факторы зависят от человека, не все жизненные обстоятельства способны привести к нарушениям и проблемам. Если правильно расставить приоритеты, справиться с психологическими барьерами, то речевых нарушений наверняка удастся избежать.

Те, кто подвержен заиканию, чаще всего замкнуты, что мешает им корректировать и восстанаваливать правильные речевые навыки. Логоневроз, возникший по психологическим предпосылкам, лечится быстрее и легче.

Сперва рассматриваются предпосылки начала проблемы, а затем уже назначается комплексная методика лечения. Логоневроз должен быть не только устранен физиологически, следует искоренить психологические причины заикания, чтобы в будущем они вновь не способствовали развитию патологии.

Логоневроз считается проблемой, зарождающейся чаще в детском возрасте, чем в зрелом. По статистике, во всем мире около одного-трех процентов детей страдают заиканием. Эта статистика меняется в зависимости от местности, возрастных показателей и темперамента национальности.

При этом у мальчиков шанс развития заикания в четыре раза выше, чем у девочек. Многие не знают, что такое логоневроз и есть ли он у них, так как патология может проявляться в облегченной форме.

Доказано, что заикание у взрослых, которым они страдают именно с детства, встречается намного чаще у людей, выросших в детских домах и интернатах. Очевидно, что ранняя разлука с родителями и неблагоприятный социальный климат, влияет на дальнейшее психологическое состояние и развитие человека.

Также люди, проживающие в селах и поселках, менее подвержены речевым дефектам, чем живущие в мегаполисе. Это связано со спокойной средой. Взрослых, страдающих заиканием, насчитывают всего 1% от населения, что говорит об успешном лечении этой патологии.

Родные братья и сестры перенимают это нарушение в 18% случаев. Причем у дизиготных близнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных — в 77%.

Заикание с небольшими эпизодами, сокращением периода плавной речевой размеренности. Характеризуется такой симптоматикой:

  1. Трудность в произношении на начале слова и при построении предложения.
  2. Спотыкание в речи происходит в произношении кратких частей речи, союзов и частиц.
  3. Заикание возникает в результате «Коммуникативного давления» (волнение, человек торопится что-то сказать и т.д.).
  4. Фобии речи не наблюдается.
  1. Проявляется хроническая форма патологии.
  2. Произношение затруднено при быстрой речи и в сложных словесных сочетаниях.
  3. Осознание речевого дефекта, но это еще не мешает нормальной коммуникации.
  1. Явный судорожный синдром. Но человек еще не воспринимает это как проблемы.
  2. Не могут быть произнесены некоторые звуки, слоги.
  3. Заторможенность речи, так как начинаются попытки замены одних слов на другие, менее проблемные.
  1. Заикание перерастает в большую личностную проблему. Человек понимает, что у него серьезные речевые нарушения и избегает контактов, сложных ситуаций, где потребуется общение. Если на более ранних стадиях иногда менялись слова и выражения, то сейчас это происходит постоянно.
  2. Антиципация – человек ждет своих речевых ошибок.
  3. Хроническая проблема в произношении слов. Развитие страха общения.

Разделение касается судорожных форм, клинического проявления и течения патологии.

Судорожный формы заикания у взрослых и детей имеет такие разделения:

  • Клоническая форма — кратковременная судорога, сменяющаяся второй такой же, что приводит к непроизвольным повторам фраз и букв.
  • Тоническая форма — длительное или кратковременное мышечное сокращение. Как результат, человек долго не выговаривает одно слово.
  • Смешанное заикание в виде параллельной клонической и тонической формы.

Помимо этого, кроме функционала речевого аппарата страдает мимика: может сопровождаться судорогами лицевых мышц и частей конечностей.

  1. Долговременное — когда дефект проявляется на постоянной основе во всех словах и в любой ситуации.
  2. Прерывистое — некоторые психологические ситуации провоцируют заикание (волнение, радость).
  3. Рецидив — после лечения проблема через некоторое время появляется. Неважно — вылечивается человек полностью или частично.

Логоневроз проявляется в двух клинических формах: невротической и неврозоподобной. Каждая из них имеет свою причину с развивающимся механизмом.

Заикание у взрослых и детей не было спровоцировано родовыми или послеродовыми травмами. Это не физические нарушения в коре головного мозга. К данной форме нарушения относят психологические и социальные факторы описанные выше. При данном виде патологии больного легче вылечить, чем при неврозоподобной форме. Занимается проблемой в основном психолог. Чаще подвержены хронической форме этой патологии взрослые.

Характеристика человека, имеющего невротическое заикание:

  • Человека с заиканием видно сразу: он молчалив, пуглив и взволнован, надумывает тревоги, часто обижается, раздражается, он замкнутый, его надуманные страхи мешают жить. Это меланхолики.
  • Физических отклонений в развитии у такого больного нет.

Проявляется неожиданно, чаще всего в истории болезни имеют место родовые проблемы. К примеру, матерью была перенесена тяжелая беременность: осложнения, родовые травмы. В результате нарушение работы мозга и ЦНС, лечение занимает больше времени, и не всегда дается 100% гарантия на выздоровление.

Часто каждый из отделов аппарата речи подвержен тяжелым формам судорог. При разговоре люди могут сопровождать свою речь резкими кивками головы, подергиванием рук, сокращением лицевых мышц. Все это происходит непроизвольно.

Человек после длительного общения устает, поэтому такие люди более молчаливые. Помимо истощения больной жалуется на плохую память, ориентацию в пространстве и времени.

Заниматься со специалистом нужно комплексно, принимая специальные препараты. Длительная процедура восстановления может занять несколько лет.

Данный процесс окончательно не был изучен, на настоящий момент существует версия. В зависимости от предпосылок к нарушениям функции речевого аппарата затрагивается центр Брока (голосовой центр, отвечающий за работу мышц и связок, участвующих в речи). В результате перевозбуждения центра Брока скорость его работы возрастает. Нарушается функционирование так называемого речевого круга (центр Брока, область Вернике и ассоциативного центра).

Это вызывает судорожный эффект (язык, губы, мягкое небо и другие). У человека развивается заикание из-за нарушенных согласованных функций речевого аппарата при воспроизведении слов, слогов и фраз, которые вызывает судорога. Судорога начинается в одном из отделов речевого аппарата.

Если центр Брока сильно перевозбужден, то это отражается и на участках мозга, находящихся рядом. В результате чего — непроизвольные движения и судороги конечностей и т. д.

Интересно, что нервные импульсы при возбужденной нервной системе и согласные звуки (в особенности глухие) схожи по своей частотности. Поэтому заикание в основном возникает на согласных и крайне редко встречается на гласных звуках.

Лечение заикания у детей и взрослых схожи. В зависимости от определения причины проявления речевого дефекта назначается лечащий врач. Их несколько, иногда одним больным занимаются два и более специалиста.

  • Невропатолог и психиатр – назначают медикаментозное лечение для решения проблемы заикания.
  • Психотерапевт назначает психотерапию в зависимости от особенностей человека: гипнотизирование, тренинги.
  • Психологом изучается психосоматика и человеческая личность. Сначала больной выводится из психологического барьера. Его обучают находиться в социуме и принимать решение в стрессовых ситуациях.

Логопед является тем специалистом, который исправляет речь параллельно с оказанием помощи другим специалистом. Он помогает усовершенствовать речь, использовать дыхательные упражнения, выговаривать буквы и звуки.

Целью его терапии является не исправление неправильного произношения, а помощь в осознании того, что слова могут строиться в предложении легко в независимости от патологии. Больной уменьшает свой страх перед заиканием.

Иглорефлексотерапевт работает с улучшением кровообращения. Применяемые сеансы отвечают за определенный орган, в целом методика помогает при легких стадиях заикания.
Заикания достаточно редкое явление, может корректироваться долгое время. Если вовремя начать бороться с патологией и диагностировать верный фактор развития проблемы, то шансы на избавления от этого нарушения речи резко увеличиваются.

источник