Меню Рубрики

Причина заикания как логоневроза

Заикание, или логоневроз, представляет собой одну из наиболее распространенных и, вместе с тем, сложных проблем, заниматься которой вынуждены специалисты самого разного профиля – от педагогов до нейрохирургов.

По разным оценкам, среди детей заикание встречается в 8-10% от общей популяции, хотя это речевое расстройство может возникнуть не только в детском, но и в любом другом возрасте, независимо от пола, места проживания, расовой и национальной принадлежности. Впрочем, достоверная и тесная связь с полом все же имеется: мальчики страдают примерно втрое чаще, и лечить логоневроз у них сложнее.

Периоды, когда развивающаяся центральная нервная система и, в частности, речевые ее функции наиболее уязвимы для дезорганизующих воздействий, охватывают возрастные интервалы от 2 до 4 и от 5 до 7 лет, когда ребенок получает (и должен переработать, усвоить, запомнить) огромное количество новой для него информации.

Общеизвестна и очевидна роль социально-психологических факторов в развитии заикания. К таким факторам относятся ситуации острого и хронического дистресса, психотравмы, пережитые шоковые состояния (после чего речь может на какое-то время утрачиваться полностью, восстанавливаясь уже с заиканием), социально-педагогическая запущенность, нездоровый микроклимат в семье, завышенный уровень ожиданий и требований к ребенку, дефицит внимания и общения, неосознаваемый и неотреагированный внутренний конфликт, и т.д. Собственно, потому заикание и относят к невротическим расстройствам, что в его основе практически всегда лежит та или иная психогения.

Однако патогенез развития логоневроза на уровне функционирования ЦНС остается, по сути, неясным. За последнее столетие выдвинут ряд серьезных гипотез и теорий, – от психоаналитических и бихевиоральных до психолингвистических и нейрофизиологических, – но все они, в лучшем случае, являются лишь более-менее удачными моделями, способными ответить на часть вопросов и не решающими проблему в целом. Так, до последнего времени недооценивалась, по-видимому, роль генетических факторов (наследственная предрасположенность могла бы объяснить, кроме прочего, преобладание лиц мужского пола среди страдающих заиканием) и/или значение гормонального дисбаланса (в частности, аномальных концентраций нейромедиатора дофамина). По сей день неизвестно, почему логоневроз встречается в столь разных вариантах и чем именно определяется клиническая специфика при одинаковых, казалось бы, начальных условиях.

Не всегда удается найти в анамнезе причину (в том числе в сфере бессознательного и вытесненного), которую можно было бы счесть достаточно серьезной: многие дети и взрослые, пережившие более чем тяжелые психотравмы, никаких признаков заикания не обнаруживают.

Электрофизиологические, томографические и прочие инструментальные диагностические методы также пока не приносят исчерпывающей информации о связях между заиканием и органическими изменениями в структурах головного мозга, – в частности, зоны Брока́, функционирование которой непосредственно ассоциировано с речью.

Ситуация дополнительно осложняется тем, что заикание нередко развивается по типу порочного замкнутого круга: ребенок с речевым расстройством испытывает огромный дискомфорт по поводу своей «неполноценности» (особенно если подвергается насмешкам или иному прессингу), может замкнуться, впасть в тяжелое депрессивное состояние, начать страшиться и избегать речевой коммуникации вообще, оставить всякие попытки и веру в возможность излечения; нарастающее интрапсихическое напряжение, таким образом, по принципу обратной связи прогрессивно усугубляет логоневроз.

Исследования в данной области осуществляются в ведущих психоневрологических центрах по всему миру, однако на сегодняшний день методики коррекции (разработанные, большей частью, эмпирическим путем) являются более успешными, чем попытки создать непротиворечивый и достаточно полный теоретический базис, что в свою очередь открыло бы пути к разработке подлинно этиопатогенетической терапии.

Как указано выше, существуют разные варианты заикания, весьма отличающиеся друг от друга. В одних случаях преобладает логоклония (непроизвольное повторение звуков или слогов «на старте» фразы либо слова), в других выражен тонический компонент – необходимость произнести слово вызывает перенапряжение мимических мышц, языка, мышц шеи.

Иногда непроизвольно растягиваются (словно пропеваются) те или иные звуки, либо пациент не может произнести определенные фонемы, тогда как прочие сочетания звуков вербализует без труда. Нередко заикание появляется только в некоторых ситуациях, а в более комфортной для больного обстановке исчезает без следа.

Выделяют четыре фазы в прогрессировании логоневроза: от дошкольной до «взрослой», к наступлению которой заикающийся человек, как правило, вырабатывает собственные приемы «сглаживания» или «маскировки» заикания, привыкает почти автоматически заменять недоступные ему слова или звуки более удобными синонимами; в целом, смиряется с наличием расстройства, более или менее адаптируется и научается жить с ним, – а также с глубоко укоренившимся комплексом неполноценности, страхом и избеганием общения, тревожно-депрессивным синдромом и другими нарушениями психики, подчас куда более тяжелыми и выраженными, нежели первичное заикание.

Однако при благоприятных условиях, правильной тактике поведения родителей, доброжелательном отношении со стороны микросоциального окружения во многих случаях обнаруживается тенденция к постепенной редукции заикания. Полное устранение речевого расстройства наблюдается в 50-80% случаях.

Диагностика может потребовать привлечения профильных специалистов – прежде всего, для выявления или исключения патологического органического фона (резидуальные последствия родовой травмы, латентно протекающие нейроинфекции, опухоли и т.д.), а также для оценки общего психологического состояния, конституционального типа личности и других факторов, имеющих значение в плане предстоящего лечения.

В настоящее время практикуется множество эффективных методик лечения заикания. Первоочередной задачей является нормализация отношения к расстройству и выработка конструктивной, сотрудничающей позиции у самого пациента, а также у его ближайших родственников. Столь же важно исследовать и, если необходимо, скорректировать систему внутрисемейных отношений. Применяются различные психотерапевтические приемы релаксации, отвлечения, копинга (преодоления) страхов и психических блоков, обучения аутосуггестивным техникам, десенсибилизации. Разработаны системы специальной логопедической гимнастики, массажа, дыхания. Иногда применяется медикаментозная поддержка (транквилизаторы, спазмолитики, антидепрессанты), в других случаях она не показана и нецелесообразна.

При выявлении органической патологии ЦНС назначается курс адекватного неврологического лечения или нейрохирургическое вмешательство (по показаниям).

Сегодня в большинстве случаев удается добиться полного излечения или, по крайней мере, кардинальной редукции логоневротической симптоматики. Очень важно обратиться за помощью на начальном этапе, при первых признаках нарушений ритмики и плавности речи, когда расстройство еще не приобрело характер застойной фиксации с массой вторичных психологических последствий.

источник

Что может быть общего у Мэрилин Монро, создателя сказки о девочке Алисе — Льюиса Кэррола, великого ученого Исаака Ньютона и Черчилля? Конечно же, популярность и непревзойденный талант. Однако объединяет их не только это. Все эти люди заикались.

Сегодня в мире от заикания страдает более 50 миллионов человек — это примерно 1% всего населения земного шара. С каждым годом число пациентов. столкнувшихся с данной проблемой, увеличивается в геометрической прогрессии. Неблагоприятная экологическая обстановка, эмоциональный нагрузки и стрессы и даже генетические факторы — всё это способствует увеличению числа людей, страдающих от логоневроза.

В международной медицинской практике логоневроз относят к категории психиатрических болезней по той причине, что этот недуг в некоторой степени связан с изменениями в головном мозге у детей и взрослых. Заикание представляет собой расстройство общения, при котором речь прерывается повторами, растягиванием отдельных звуков и даже целых слогов. В результате — речь не плавная, запинается, характерная мимика и чувство постоянного дискомфорта. человек понимает, что говорит некрасиво — это, в свою очередь, вызывает растерянность и неполноценность. Расстройство речи делает человека неуверенным в себе, замкнутым, необщительным и ранимым.

Попробуем взглянуть на определение понятия с медицинской точки зрения. Логоневроз представляет собой произвольные сокращения гортанной и артикуляционной мускулатур, которые возникают чаще всего в начале речи (иногда — в середине) в результате спазма. В результате человек самопроизвольно задерживается на каком-либо звуке или слоге. Данная симптоматика имеет много общего с тоническими и клоническими судорогами. Последние характеризуются повторным образованием слов, слогов и звуков.

Заикание, как и любая другая форма психиатрического расстройства, имеет свои степени развития. Всего их 4: от редких приступов до серьезной личностной проблемы, которая ограничивает способность к общению.

В медицинской практике выделяют две группы причин, способствующих развитию недуга: провоцирующие и предрасполагающие. Последняя группа имеет целый ряд факторов, способствующих развитию заикания:

  • Генетическая предрасположенность.
  • Некоторые заболевания, вызывающие нарушения речевого центра.
  • Психическое или физическое переутомление, стрессы и нервозы.
  • Родовые травмы и нарушения внутриутробного развития.

Существуют некие условия, способствующие возникновению логоневроза. К ним можно отнести: нарушение развития мелкой моторики и чувства ритма, скудность эмоционального развития, задержка умственного развития, скрытые психические нарушения. Наличие одного из вышеперечисленных условий будет вполне достаточно для нервного срыва и, как его следствие, развития заикания. Наиболее распространенной причиной развития недуга является одномоментная психическая травма (сильный испуг, например), многоязычие в семье, подражание или тахилалия (ускоренная речь).

Интересно, что здоровый человек около 7-10% слов произносит с незаметным и привычным повторением отдельных звуков (вспомните всем известное и наиболее распространенное повторение звука “эээ” перед началом предложения или “ммм” в середине мысли). Но в том случае, если повторение речи составляет более 10% — речь идет о заикании.

Примечательно то, что количество заикающихся людей различно в зависимости от их места проживания. Так, больше всего их в Италии, где говорят быстро, громко и ритмично. Процент заикающихся людей, как вы уже поняли, зависит от особенностей менталитета и темперамента (так, например, итальянцы — в их говоре часто встречаются повторяющиеся звуки). В Европе количество заикающихся людей уменьшается в направлении с западной части в сторону восточной: во Франции приблизительно 5,7% заикающихся, в Германии чуть меньше — всего 2% населения, меньше всего в России — около 1,2% людей.

Медицинская статистика говорит о том, что мальчики заикаются чуть чаще, чем девочки. Мамы и папы, бабушки и дедушки, воспитатели — в общем, все те, кто находится рядом с малышом, должны пристально следить за его первыми попытками построить предложение — раннее распознание нарушения позволит предотватить развитие заболевания. Может случиться так, что ребенок резко перестаёт говорить — в этом случае необходимо показать его квалифицированному специалисту.

Пик развития заикания приходится на юношеские годы. После 30 лет его проявление начинает ослабевать.

Заикание, как и любое другое психическое расстройство, необходимо распознать еще в начале развития. Важно подобрать правильное лечение, которое поможет скорректировать речь на самом раннем этапе. Сегодня известно достаточно много способов и методик лечения логоневроза: от использования лекарственных препаратов до иглоукалывания и применения специально созданных устройств. Забавно, что некоторые мамочки, живя в современном мире, при первых признаках заикания у ребенка начинают водить его по “бабкам” и другим шарлатанам в надежде, что они смогут исцелить малыша.

Заикание поддается лечению, но делать это нужно осознанно и грамотно.

Как уже было сказано, есть две группы причин, обусловливающих развитие патологии. К первой группе можно отнести поражения центральной нервной системы. В этом случае причинами логоневроза становятся тяжёлая беременность, роды и, как их следствие, травмы, тяжкие заболевания в первые месяцы жизни ребенка, наследственная предрасположенность. На первый взгляд ребенок кажется абсолютно здоровым в психо-физиологическом плане. Только изредка задерживается на отдельных звуках или слогах. Однако тщательное медицинское обследование показывает совершенно другую картину — наличие судорожной готовности и повышенное внутричерепное давление, а также изменение некоторых рефлексов.

Ко второй группе пациентов логопеда относятся дети с изначально здоровой нервной системой. Заикаться они начинают из-за невроза, вызванного стрессом или сильным нервным истощением. Причиной может послужить сильная гроза или внезапно упавшая со шкафа кошка, переутомление, вызванное сильной нагрузкой в школе или ссора родителей. Но это не значит, что фильм ужасов станет причиной заикания. У разных детей разная психика. Те, у кого она изначально слабая и неустойчивая, могут начать заикаться даже после сильной грозы. Сильное волнение и возбуждение только усиливает признаки логоневроза с такой природой происхождения.

В медицинской практике имеются и не совсем обычные причины развития речевой патологии. Как выясняется, не всегда стоит переучивать ребенка держать ложку правой рукой, если ему изначально было удобно делать это левой. Часто это становится кнопкой, запускающей патологический процесс.

Заикание нередко путают со “скандинавским говором”. Заболевание развивается вследствие нарушения деятельности мозжечка. В этом случае больной впадает из одной крайности в другую — говорит или очень тихо, или очень громко (слишком медленно или быстро). Называется это речевой атаксией.

Истинный логоневроз проявляется при волнении, сильном возбуждении и ослабевает при спокойной обстановке. Интересен тот факт, что из заикающегося человека может получиться хороший певец.

Результатом сокращения мышц речевого аппарата становится пауза на определенном звуке или слоге. Кратковременные — клоническое заикание, сильные и продолжительные — тоническое. Чаще всего в медицинской практике встречается смешанная форма логоневроза.

Каковы же причины возникновения? Почему некоторые люди становятся заиками, а другие нет? На самом деле причины логоневроза скрыты глубоко под корой головного мозга, где активно работают тысячи нейронов. Именно там находятся специфические нервные центры, отвечающие за речь человека. Способность издавать звуки, превращая их в слова и осмысленные предложения была доступна человеку еще в доисторические времена. Чтобы люди могли взаимодействовать с социумом не только с помощью мимики и жестов, еще в раннем детстве начинают своё формирование структуры, отвечающие за речевое общение:

  1. Центр Брока. Этот голосовой центр регулирует работу мышц и связок, которые участвуют в речи.
  2. Ассоциативный центр. По сути, выражение “Досчитай до 100 и лишь потом говори” — это про него. Ассоциативный центр анализирует услышанное и отвечает за то, что будет сказано в ответ.
  3. Центр Вернике. Данный участок отвечает за распознавание чужой и собственной речи.
Читайте также:  Адаптация ребенка с заиканием к детскому саду

Только их чёткая и слаженная работа формирует замкнутую цепь: услышал — воспринял — проанализировал — отреагировал . Голосовой центр позволяет нам говорить и вместе с этим активизирует деятельность слухового центра. Последний, в свою очередь, воспринимает услышанное и даёт команду ассоциативному центру: “Время думать!”, после чего запускает голосовой центр. Так и происходит общение.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что результатом периодически возникающих разрывов речевой цепи является задержка звука. Это происходит благодаря неодинаковой скорости работы центров. Первые признаки заикания можно заметить еще в глубоком детстве. В 2-3 года речевые центры только начинают свое формирование. В этом же возрасте легче всего и спровоцировать нарушение синхронности их работы.

Современная медицина представляет механизм возникновения заикания следующим образом:

  • Неврозы, сильный испуг, врожденные расстройства нервной системы, подражание (любые причины возникновения логоневроза) приводят к перевозбуждению центра Брока (самый мощный участок речевого центра), вследствие чего увеличивается скорость его работы. В результате речевой круг размыкается.
  • После этого перевозбуждение переносится на соседние участки головного мозга, которые отвечают за двигательную активность. Это приводит к неконтролируемому сокращению мышц.
  • В результате человек заикается, центр Брока расслабляется до нормального состояния и замыкает речевой круг.

К настоящему времени известны причины заикания, раскрыт также и механизм его возникновения. Тем не менее, фундаментального лекарства от него так и не придумали. С наступлением 21 века светила медицины начали подходить к данной проблеме более осмысленно. Большая их часть пришла к общему знаменателю — необходимо нормализовать работу центра Брока.

Больным должна быть показана успокаивающая терапия, а также рекомендованы лечебно-профилактические мероприятия, направленные на снижение судорожной активности В качестве альтернативного лечения используют иглоукалывание, релаксирующие ванны и даже гипноз. Благотворно сказываются и речевые упражнения, пение и длительное молчание. Чтобы оптимизировать работу речевого аппарата, необходимо задействовать другие центры — для этого часто применяют дирижирование.

Последние достижения в области лечения от логоневроза сводятся к техническому прогрессу. Речь идет о специальных антизаикальных устройствах и уникальных компьютерных программах, которые нормализуют речь пациента. Некоторые из них позволяют услышать собственную заикающуюся речь, но в исправленном варианте. С помощью других можно услышать самого себя, но с задержкой на долю секунды. Созданы также устройства, позволяющие заглушить голос фоновыми шумами, приборы, демонстрирующие на экране речь человека, а также программы, снижающие или повышающие частоту звуков воспринимающей речи.

Казалось бы, в изучении данной проблемы можно поставить точку, однако последние исследования ученых доказали, что причиной возникновения логоневроза может стать дефект медиаторов нервной системы — вещества, которое контролирует работу речевого центра.

Профессор калифорнийского университета выдвинул весьма интересную гипотезу. По его мнению у большинства заикающихся людей повышен уровень выработки дофамина. Если это будет доказано, то в скором времени можно будет купить таблетки от заикания в ближайшей аптеке.

Пока такую таблетку не изобрели, можно утешать себя мыслью о том, что заикающиеся мужчины более сексуальны и темпераментны (по мнению венгерского сексолога Иштвана Коварша). Правда, о заикающихся женщинах ничего не сказано.

Родители должны обращать пристальное внимание на развитие речи у ребенка. Важно помнить о том, что заболевание легче предупредить, нежели лечить его последствия. Именно поэтому стоит обратить внимание на некоторые способы, которые должны помочь снизить риск развития заикания у малыша:

  • С ребенком нужно говорить медленно и плавно, не повышая резко голос.
  • Следует делать продолжительные паузы. Особенно в тот момент, когда вы уже сказали фразу, а ребенок еще нет. Это время для того, чтобы малыш обдумал вашу фразу и спокойно на ее ответил.
  • Нужно задавать меньше вопросов. Стараться избегать команд и приказов. Вопросы оказывают давление на психику ребенка — он начинает волноваться, чувствуя ограничение по времени.

Лечение логоневроза — задача квалифицированного логопеда. Практически в каждом населенном пункте можно найти специалиста, который работает с дефектами речи. Однако логопед поможет лишь в том случае, если речь идет о врожденной патологии. Если причиной заикания стала психологическая травма, ребенка лучше показать психиатру.

Здесь как никогда важен принцип: “чем раньше, тем лучше”. В некоторых случаях раннее распознавание заикания позволит избежать развития серьезного недуга всего за две недели. Медицинская практика рекомендует использовать комплексное лечение логоневроза.

В первую очередь, необходимо определить тип заикания. От этого будет зависеть, какую методику использовать для ликвидации дефектов речи. Поэтому мамочки должны отвести своего ребенка не к логопеду, а к невропатологу. И только, если он не найдет у маленького пациента “своих” болячек, можно отправляться к специалисту, устраняющему дефекты речи. Так бывает в легких случаях. Но чаще всего родителям и малышам приходится работать сразу же с несколькими специалистами.

Решает проблему квалифицированный невропатолог-рефлексотерапевт, так как у заикающихся пациентов, помимо нарушений моторики, наблюдаются другие признаки недуга (общая скованность, угловатость, судорожность, головные боли, мышечное напряжение).

Дело в том, что при травме (родовой, например), сильных стрессах и тяжких заболеваниях некоторые группы мышц сильно зажимаются и остаются в таком состоянии. Еще большее напряжение наступает в момент сильного возбуждения или волнения. Если человек испытывает сильные эмоции в течение длительного времени, напряжение скапливается в определенном месте. В результате возникает своеобразное уплотнение спазмированного участка мышечной ткани. Говоря языком науки, миофасцильные образования. Они, кстати, создают помехи при передаче нервного импульса.

У многих детей, страдающих от заикания, наблюдаются зажимы в области плечевого сустава, шеи и даже области живота. Нередко именно из-за этого голова немного выдается вперед. Поэтому так важно обращаться к нужному специалисту. ведь в данном случае в первую очередь необходимо убрать спазм мышц, убрать напряжение с того или иного участка, и лишь потом исправлять дефекты речи. Медикаментозные препараты не позволяют достичь нужного результата — наибольшей эффективностью обладает миотерапия (лечение мускулатуры физиотерапевтическими процедурами и лечебной физкультурой).

Не всегда причина заикания травмы. Есть еще и психологические проблемы. Здесь уже не обойтись без помощи квалифицированного психолога.

“Все проблемы от головы” — эта истина имеет научное обоснование. Эмоции всегда находят отражение на физическом уровне. Частые стрессы, сильное переутомление или психологическое перенапряжение — всё это отражается на состоянии здоровья даже взрослого человека. Что уж тут говорить о маленьком ребенке, чья психика находится в стадии развития?

В том случае, если причиной заикания стал стресс или сильный испуг, устранение зажима не даст положительного результата. Психолог должен помочь избавиться от травмирующего обстоятельства. Так, например, малыш боится публичных выступлений или разговора с посторонним человеком. Нужно разобраться в причине, помочь преодолеть страх и только тогда корректировать речь. Нередко семейные проблемы отражаются на психике ребенка — в этом случае нужно работать непосредственно со всеми членами семьи, подсказывая, как вести себя при малыше.

Как только будет устранена основная причина возникновения недуга, за работу может приниматься логопед. В его арсенале есть лечебная гимнастика, специальный логопедический массаж, артикуляционные упражнения и целый комплекс процедур, направленных на коррекцию речи.

  1. Создайте в доме спокойную обстановку (ребенок не должен слышать скандалы и ссоры, нецензурную речь и оскорбления).
  2. Соблюдайте режим дня (грамотно составленный распорядок дня и его соблюдение позволяют погасить чувство тревоги).
  3. Говорите с малышом спокойно, неторопливо, негромко, размеренно.
  4. Избегайте повышенного тона, резкого крика и жестов, которые могут напугать малыша.
  5. Не торопите ребенка, если он вам что-то рассказывает.
  6. Почаще ласкайте и балуйте своего малыша, не стесняйтесь проявлять заботу и любовь.
  7. Почаще хвалите.
  8. Практикуйте занятия пением и музыкой — они хорошо развивают чувство ритма, что немаловажно для коррекции речи.

В лечении заикания важно уделить внимание общему психо-эмоциональному состоянию ребенка. Стоит напомнить о том, что спокойная обстановка в доме, умеренная физическая нагрузка (дыхательная гимнастика, плавание, аэробика и танцы), частые прогулки на свежем воздухе — всё это способствует скорейшему устранению проблемы.

Однако занятия с логопедом — это важнейший момент, который поможет скорректировать речь ребенка.

Квалифицированный специалист при помощи специальных методик устраняет дефекты речи, а также учит малыша красиво говорить. Как правило, занятия проходят по определенной системе. В ходе первичной консультации логопед выявляет проблему и составляет план индивидуальных занятий, а также их последовательность и этапы.

Сначала дети учатся правильному изложению текста. Они заучивают стихотворения, небольшие прозаические отрывки наизусть, пересказывают домашнее задание. Важно то, что ребенок чувствует себя гораздо уверенней — ему не будут ставить оценку, никто не засмеется над тем, если он внезапно запнется.

На таких занятиях речь у ребенка более спокойная, плавная и размеренная. Как только будут достигнуты соответствующие результаты на данном этапе, ребенка просят придать тексту эмоциональную окраску (где-то повысить голос, где-то понизить).

В ходе занятий у логопеда часто имеют место быть постановочные упражнения. Их суть сводится к тому, чтобы создать определенную ситуацию, которая может возникнуть за пределами кабинета. Суть таких занятий сводится к преодолению волнения.

Родители должны хвалить ребенка за каждое достижение. Пусть даже оно будет и не таким значительным.

Нередко в кабинете у специалиста проводится лечение с использованием специальной логопедической ритмики. Данная методика включает в себя упражнения для голосовых связок, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пение, хороводы и т.д.

Очень важно справиться с заиканием до школы. Во-первых, потому, что раннее распознавание проблемы позволит быстрее и эффективнее справиться. Во-вторых, дети — жестоки, а это значит, что заикающийся малыш станет предметом насмешек, что будет препятствовать лечению в дальнейшем. И в-третьих, бороться с заиканием в более зрелом возрасте гораздо проблематичнее.

  1. Сначала хорошенько подумайте и лишь потом говорите.
  2. Произносите свою речь на выходе.
  3. Делайте акцент на гласных звуках.
  4. Произносите слова в предложении слитно.
  5. Делайте паузу в конце каждой мысли.
  6. Не стройте длинных предложений — делите их на короткие осмысленные фразы.
  7. В каждом предложении выделяйте голосом основную мысль.
  8. Держите зрительный контакт с собеседником.

Эти правила стоит взять на вооружение не только пациентам логопедического кабинета. Спокойная и размеренная речь обладает магическим воздействием, поэтому учиться говорить красиво нужно каждому, кто не планирует стать отшельником.

источник

Логоневроз (Logoneurosis – лат.) – судорожное нарушение плавности речи в виде непроизвольной задержки, повторения или затяжного произнесения отдельных звуков, слогов или слов.Другое название логоневроза – заикание.
Как правило, логоневроз развивается в детском возрасте от 3 до 8 лет, у мальчиков в три раза чаще, чем у девочек. Другой опасный возраст для возникновения логоневроза – подростковый (15-17 лет).
К факторам, способствующим возникновению логоневроза, относятся: повышенная возбудимость,впечатлительность, нервозность, эмоциональная нестабильность (лабильность) ребенка.

При отсутствии лечения заикание может сохраниться на всю жизнь. По данным статистики в Российской Федерации логоневрозом в той или иной степени страдает около 1,5% взрослого населения.

Логоневроз традиционно рассматривается как невротическое расстройство, связанное с перенесенной психологической травмой, испугом или иным сильным переживанием.

Основные симптомы логоневроза, или заикания – паузы в разговоре, частые повторения отдельных слогов, звуков или целых слов, затрудненное произнесение слогов или слов, спазмы речевого аппарата (языка, губ, мышц гортани), артикуляционные судороги.
Эти и другие симптомы логоневроза обостряются при эмоциональном переживании и нервном возбуждении.

Сопутствующие симптомы логоневроза – гримасы лица, мышечное напряжение, лицевые тики, быстрое моргание, дрожание губ, дыхательные судороги и ощущение нехватки воздуха.

Виды заикания
В зависимости от характера симптомов различают две основные формы логоневроза, или заикания: тонический логоневроз и клонический логоневроз.

Тонический логоневроз проявляется как непроизвольные паузы в речи или затяжное, пролонгированное произнесение тех или иных звуков.
Клонический логоневроз означает навязчивое частое повторение отдельных слов, слогов, звуков.
Возможна также смешанная форма логоневроза, сочетающая признаки тонического и клонического заикания.

Логоневроз, или заикание, как правило, сопровождается также общеневротическими симптомами, к которым относятся психическое напряжение, тревога, страх, подавленное настроение, чувство неполноценности, нарушения сна, пониженный аппетит, потливость.Выраженность симптомов логоневроза зависит от стадии развития заболевания.

Главная опасность, которую представляет логоневроз, или заикание – социальная дезадаптация, развитие неврозов, фобий, чувства неполноценности, заниженной самооценки.

Лечение логоневроза в интегральной медицине включает различные процедуры рефлексотерапии, физиотерапии, а также фитотерапию для улучшения психоэмоционального фона. Все процедуры назначаются индивидуально после проведения комплексной диагностики.

Цель психотерапии — достижение стойких положительных результатов:

— устраняются невротические расстройства, сопровождающие логонервоз или вызванные логоневрозом;
— повышается стрессоустойчивость и эмоциональная стабильность;
— устраняется перевозбуждение центральной и вегетативной нервной систем;

— устраняется затруднение речи, нарушение ритма и темпа речи, сопровождаемое судорогами мышц речевого аппарата, восстанавливается согласованность речи, дыхания и артикуляции, значительно улучшается или полностью восстанавливается нормальная речь;
Лечение логоневроза идеально сочетается с занятиями с логопедом.

источник

Невротическое заикание — носящее функциональный характер расстройство плавности и ритма речи, связанное с неблагополучными психо-эмоциональными факторами. Отличительными чертами этой формы заикания является изменение интенсивности проявлений в зависимости от окружающей пациента обстановки и его психологического состояния, волнообразное или рецидивирующее течение, наличие сопутствующих вегетосоматических или невротических расстройств. Диагностика основана на наличии в анамнезе указаний на психотравму, исключении органических причин возникновения заикания, исследовании речевой функции. Лечится невротическое заикание средствами логопедии, неврологии, медицинской психологии и психотерапии.

Читайте также:  Афобазол помогает при заикании

Невротическое заикание — психологически обусловленная форма нарушения речи, выражающаяся в изменении ее ритма, появлении запинок и повторов. Как и другие виды заикания, она связана с тоническими и тоникоклоническими судорогами в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре. Функциональный характер невротического заикания и его тесная связь с психотравмирующей ситуацией позволяют относить его к группе неврозов, или невротических состояний. В связи с этим невротическое заикание в неврологии и логопедии получило второе название — логоневроз.

Наиболее часто логоневроз манифестирует в детском возрасте. По некоторым данным кратковременное заикание отмечается у 4 детей из 100. Наиболее подвержены заиканию дети 4-5 лет, поскольку в этот период происходит активное развитие речевой функции. Однако появление невротического заикания возможно практически в любом возрасте: и в период формирования речи (2-3 года), и у взрослых людей. У мальчиков и мужчин заикание наблюдается чаще, чем у девочек и женщин.

Ведущей причиной появления логоневроза является психотравмирующая ситуация. Это может быть острая психическая травма (сильный испуг или другое внезапное потрясение, приступ гнева) или хронический стресс (разлука с близкими, семейный конфликт, неприятности на работе). В первом случае невротическое заикание может носить кратковременный характер, хотя зачастую его симптомы достигают значительной выраженности, вплоть до преходящего мутизма (особенно у детей). При хроническом течении психотравмирующей ситуации происходит закрепление патологии речи, возможно присоединение других невротических расстройств.

У детей около 60% случаев заболевания связаны с неблагоприятным речевым климатом в семье. Сюда относят попытки родных форсировать речевое развитие ребенка, чрезмерную требовательность к речи, информационную перегруженность, двуязычие в семье, резкое повышение требований к речевым способностям ребенка и т. п. У отдельных детей невротическое заикание может сформироваться при подражании речи заикающегося человека, если такой находится в их близком окружении. В таких случаях заикание закрепляется по типу невротической фиксации.

Определенную роль в возникновении невротической формы заикания играет наследственная предрасположенность. Она может состоять в генетически детерминированной функциональной недостаточности аппарата, обеспечивающего речевую моторику.

Патогенез логоневрозов недостаточно изучен. В острых стрессовых ситуациях невротическое заикание предположительно развивается за счет возникновения устойчивой патологической условно-рефлекторной связи, а его закреплению способствует формирование моторного автоматизма. При развитии заикания в возрасте 2-4 лет можно предполагать в его основе патологическую фиксацию естественных запинок в речи, типичных для периода становления речевой функции.

Отличительной чертой невротической формы заикания является неравномерность интенсивности нарушений речи. У одного и того же пациента выраженность заикания может варьировать от практически незатрудненной речи до настолько сильного заикания, что речевой контакт становиться непродуктивным. Обычно в привычной для больного обстановке, среди близких ему людей (друзей, родных) невротическое заикание мало проявлено и может быть даже незаметно. Интенсивность заикания значительно усиливается при волнении и эмоциональном напряжении, при осознании своей ответственности или высокой значимости происходящего разговора. Все пациенты с логоневрозом отмечают резкое усиление симптомов заикания при необходимости говорить с незнакомыми людьми или выступать перед аудиторией.

Со временем заикание начинает откладывать свой отпечаток на поведение пациента. Он старается избегать произношения трудных слов, маскирует заикание растягиванием звуков и др. речевыми приемами. В большинстве случаев развивается логофобия. Из-за дефекта речи больной начинает стесняться говорить с посторонними людьми, отказывается от выступлений на планерках и конференциях. Страдающие логоневрозом дети младшего возраста не хотят участвовать в проводимых в садике утренниках, школьники при необходимости устно отвечать урок предпочитают молчать. Наиболее выражена логофобия у подростков, она может привести к нарушению усвоения учебной программы и полной школьной дезадаптации.

Появление заикания невротической формы может иметь различный характер. При острой психотравме заикание возникает как острая невротическая реакция, развивающееся после выхода из аффективно-шокового состояния. Хроническая психотравмирующая ситуация, в т. ч. и неблагоприятный речевой климат, как правило, приводит к появлению преневротических изменений с отдельными эпизодами запинок в речи. Затем может происходить либо постепенное уменьшение и исчезновение заикания, либо его закрепление в качестве патологического речевого автоматизма.

При фиксации невротическое заикание зачастую сопровождается иными невротическими состояниями: астенией, нарушением сна, депрессивным неврозом, неврастенией, фобиями, истерией, ипохондрией, энурезом и пр. Возможны вегетативные нарушения, укладывающиеся в клинику вегето-сосудистой дистонии. Особенно подвержены невротическим и соматовегетативным расстройствам подростки. Длительное течение и неблагоприятная динамика заикания у них может спровоцировать невротическое развитие личности.

Невротическое заикание может иметь рецидивирующее или волнообразное течение с периодами усугубления нарушений речи в периоды повышенной психо-эмоциональной нагрузки (в начале учебного года, во время экзаменов, сдачи отчетов и т. п.). Усиление симптомов заикания происходит в пубертатном возрасте. В постпубертате обычно наблюдается сглаживание интенсивности заикания, возможно его полное исчезновение. У взрослого, перенесшего в детстве логоневроз, при возникновении стрессовой ситуации невротическое заикание может развиться снова.

Диагностика логоневроза проводиться при участии логопеда и невролога. Немаловажное значение имеет выявление в анамнезе пациента острой или хронической стрессовой ситуации. Диагностическое обследование речи определяет нарушение ее темпа, ритма и плавности, наличие запинок, растягивания отдельных звуков, повторов слогов. Неврологический осмотр не выявляет существенных отклонений в неврологическом статусе. Возможно некоторое оживление рефлексов, наличие признаков вегетативной дисфункции.

Необходимо дифференцировать невротическое заикание от неврозоподобного. Последнее возникает вследствие ЧМТ или различных заболеваний ЦНС (ишемического инсульта, внутримозговой опухоли, гидроцефалии, перенесенного энцефалита), постепенно прогрессирует, не сопровождается логофобией и попытками пациента скрыть дефект речи. Как правило, при неврозоподобной форме заикания наблюдаются органические изменения личности: затрудненная переключаемость, преимущественно эйфорическое настроение, инертность. Для полного исключения органической природы заикания следует провести дополнительные исследования: ЭЭГ, Эхо-ЭГ, РЭГ, МРТ или КТ головного мозга.

Следует дифференцировать логоневроз и так называемое спотыкание. Последнее является следствием перенесенной ранней органической церебральной патологии и включает смазанность речи из-за расстройства артикуляции, нарушения ритма и скорости речи (захлебывающаяся речь, тахилалия), монотонную речь, перестановку смысловых ударений, затрудненный подбор слов и пр. Невротическое заикание может быть сопутствующим расстройством при некоторых психических болезнях (шизофрении, олигофрении, психопатии). В таких случаях пациенту назначается консультация психиатра.

Терапия логоневроза обычно имеет комплексный характер и проводится совместными усилиями логопеда, невролога, психолога и психотерапевта. Осуществляются регулярные логопедические занятия по коррекции заикания. Однако они могут не дать эффекта при продолжающемся воздействии писхотравмирующей ситуации. С целью изменить отношение пациента к подобной ситуации и тем самым исключить ее психотравмирующее влияние проводятся: психокоррекция, сеансы психотерапии, психоанализ, психологические тренинги, арт-терапия и т. п. Если в основе логоневроза лежат проблемы в семье, то рекомендовано семейное консультирование и семейная психотерапия. У детей особое значение имеет благоприятная речевая атмосфера: спокойный темп речи, понятные и доброжелательные высказывания окружающих людей.

Неврологическая помощь необходима для подбора и коррекции медикаментозной терапии, направленной на купирование симптомов логоневроза и сопутствующих невротических расстройств. В зависимости от ведущих симптомов заболевания она может включать седативные средства, антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики. Возможно использование электросна и различных методов рефлексотерапии.

Наряду с общепринятыми подходами к лечению логоневроза существует большое количество авторских методик. К ним относятся созданная Ю. Б. Некрасовой методика социореабилитации, разработанный Л. З. Арутюнян метод устойчивой нормализации речи, методика, основанная на дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой и др. Применяется также БОС-терапия, в сложных случаях прибегают к гипнотерапии.

источник

Логоневроз, или заикание – заболевание, связанное с нервной системой. Это возмущение конституции Ветра, которая «управляет всем телом» (Чжуд-Ши).

Это заболевание часто встречается у 3-5-летних детей, но возникает и у взрослых. Маленькие дети беззащитны перед суровыми реалиями жизни, они страдают от самых различных страхов, чутко реагируют на проблемы в семье и в окружающем мире: скандалы, развод родителей, смерть близкого человека, любимого животного, избиения, регулярное насилие со стороны родителей или со стороны сверстников — всё может повлиять на возникновение логоневроза.

Заикание иногда становится причиной аутизма. Аутизм характерен замкнутостью ребёнка и уходом в себя, прекращением общения с внешним миром.

Заикание предполагает не только затруднение речи, но и затруднение при глотании, питье. Причина в том, что и речевые функции, и глотание управляются одним и тем же видом Ветра, который в тибетской медицине называется «Движущим вверх». Анатомически «Движущий вверх» Ветер соответствует шейному узлу симпатического ствола нервной системы («звездчатый» узел), ветви которого достигают глотки, гортани, голосовых связок.

Поскольку логоневроз связан с возмущением нервной системы, причиной его является психо-эмоциональный фактор. В первую очередь, это сильный испуг – например, ребёнок может напугаться большой собаки. В результате происходит спазм нервных каналов и блокировка нервных импульсов.

Наиболее подвержены логоневрозу дети с доминирующей конституцией Ветра. Они отличаются:

  • худобой даже при очень хорошем питании,
  • частыми и скорыми перепадами настроения,
  • плаксивостью,
  • возбудимостью,
  • требованием к себе повышенного внимания,
  • трудностью в засыпании.

Основной причиной заикания является общее расстройство нервной системы, которая характерна:

  • нарушением сна,
  • пугливостью,
  • плаксивостью,
  • эмоциональной зажатостью ребёнка.

Расстройство нервной системы ребёнка может иметь множество самых разнообразных причин:

  • неадекватное отношение родителей,
  • неправильное воспитание,
  • чрезмерная требовательность,
  • постоянная раздраженность родителей,
  • деспотизм,
  • тирания,
  • притеснения,
  • гиперопека,
  • избалованность,
  • несамостоятельность,
  • стресс в незнакомой среде.

Заикание может вызвать и механическое внешнее воздействие на «звездчатый» нервный узел или повреждение шейных позвонков (С1-С7) и смещение их из-за родовых травм, падений и ушибов.

Очень важно проследить, чтобы у ребёнка не было различных вывихов шейных позвонков и повреждения шейного нервного узла. Это может произойти при стремительных родах или при использовании щипцов во время рождения ребёнка. При таком повреждении ребёнок может поперхнуться молоком, страдать от постоянной икоты, срыгивания, вздутия живота. Характерны судороги или безвольно висящие ручки. При этих симптомах необходимо проверить шейный отдел позвоночника и сразу начать лечить.

В зависимости от первопричины заболевания, условий его возникновения и развития в тибетской медицине применяется тот или иной вид лечения. Хороший лечебный эффект дает сочетание энергетического массажа, иглоукалывания и прижигания биологически активных точек полынными сигарами или полынными конусами (цзю-терапия или моксотерапия).Эти процедуры устраняют защемление нервных окончаний и вправляют позвонки, улучшают циркуляцию крови и энергии в организме, приводят в баланс обменные процессы.

Лечение может дополняться:

  • приёмом фитопрепаратов тибетской медицины,
  • другими внешними процедурами, например монгольским прижиганием «хорме» (дает успокаивающий эффект) и др.

Устранить беспокойство детей с возмущенной конституцией Ветер можно коррекцией образа жизни и характера питания.

Для холодной конституции Ветра очень вредит «холодная иньская» пища, например: сырые овощи, фрукты, холодные напитки (лимонады, соки из холодильника). Не стоит давать этим детям в больших количествах цитрусовые (лимоны, апельсины). Передозировка витамина С («охлаждающий», иньский продукт) приводит к беспокойству, перевозбуждению, нарушению сна и даже судорогам. Чтобы стабилизировать психологическое состояние ребёнка, лучше кормить его горячим супом из баранины, добавлять в блюда согревающие приправы (например, имбирь, чеснок, перец).

Если заикание возникло на фоне негативного психологического климата в семье, то первое, что необходимо сделать – это привести ситуацию в норму. Родители, безусловно, должны ощущать ответственность перед своими детьми, гармонизировать жизненное пространство семьи.

Если же это ребёнок из благополучной семьи, и заикание возникло вследствие сильного испуга или травмы, то лечение может быть достаточно быстрым и эффективным. В арсенале тибетской медицины, помимо средств внешнего воздействия, есть и уникальные фитопрепараты, нормализующие конституцию Ветер (состояние нервной системы).

Во взрослом возрасте логоневроз также может возникнуть вследствие очень сильного стресса, но такие случаи крайне редки. Возможно временное заикание в момент переживаемого страха, которое проходит само собой или после чашки горячего чая и не имеет последствий. Обычно же заикание является побочным симптомом другого, основного заболевания, такого, как перенесенный инсульт или развитие опухоли, механически препятствующей прохождению нервного импульса. В этом случае лечение назначается с учётом основного заболевания и направлено на устранение первопричины недуга.

Заикание – это заболевание, которое требует самого серьёзного к себе отношения. Оно успешно лечится средствами тибетской медицины — важно только вовремя начать лечение, чтобы болезнь ушла навсегда.

Набор процедур по фиксированной стоимости. Идеально подходит для лечения любых заболеваний.

Отлично дополняет процедуры и лечит вас изнутри.

С него начинается любой комплексный сеанс лечения.

Улучшает кровообращение и кровоснобжение

Воздествует на биологически активные точки активизируя процесс выздоровления.

источник

Логоневроз (более привычное название – заикание) – это недуг, от которого страдают взрослые люди, ощущая определенные проблемы при общении. Данное заболевание может быть вызвано различными факторами, но ученым пока не удалось выявить все причины логоневроза, поэтому избавиться от недуга не так просто, как кажется на первый взгляд.

Заикание – это серьезная болезнь, связанная с определенными речевыми нарушениями, которые становятся заметными, когда человек начинает вести активную беседу. Подобными отклонениями, как правило, занимаются логопеды, взаимодействующие с психиатрами, неврологами и другими специалистами.

Основная причина развития логоневроза у взрослых – непроизвольные сокращения некоторых органов речевого аппарата. Прежде всего, речь идет о дыхательных мускулах, губах, небе и языке. Люди старшего возраста страдают от подобного недуга не так часто. Как правило, он является следствием определенных заболеваний, перенесенных человеком в детстве, которые оказали негативное влияние на центр Брока в коре мозга.

Это центр управляет работой языка, лицевых мышц, глотки и прочих систем, напрямую связанных с речевыми возможностями человека. Если же характерные импульсы доходят в соседние отделы мозга, то начинает страдать дыхательная мускулатура. Своеобразные отклонения особенно заметны во время стрессов или серьезных эмоциональных потрясений.

Читайте также:  Актерское мастерство от заикания

Логоневроз может быть следующих видов:

  • Тонический. Характерные симптомы – повторение различных звуков (порой не совсем понятных), а также длительные паузы во время активного разговора.
  • Клонический. Включает в себя повторение определенных звуков, слогов или слов.
  • Смешанный тип.

Также заикание бывает невротическим или неврозоподобным. Примечательно, что от недуга можно избавиться без особого труда, поскольку он возникает на фоне нервных потрясений. Второй вид заболевания практически не поддается лечению, так как является следствием нарушений в работе головного мозга.

Полноценная диагностика логоневроза

Как правило, паузы во время беседы не являются чем-то необычным. Их делает абсолютно каждый человек, добавляя в разговор различных эмоций, в зависимости от ситуации. Поэтому следует пройти специальные тесты, проконсультировавшись с медиками, прежде чем говорить о каких-либо речевых отклонениях.

Если перерывы, которые делает человек между словами, незначительны, то он здоров, в противном случае – патология. Обычно у заикающихся длина паузы составляет, как минимум, несколько секунд. Также не стоит забывать, что даже при наличии характерных симптомов, поставить правильный диагноз довольно сложно. Сделать это может только квалифицированный специалист, который должен предварительно осмотреть пациента.

Как избавиться от заикания?

Если у человека есть определенные проблемы с речью, то ему нужно обязательно обратиться к медикам, так как все попытки самолечения могут существенно усугубить ситуацию. Как показывает практика, без слаженной работы опытных специалистов добиться успеха в борьбе с недугом довольно трудно. При этом лечение должно быть комплексным – прием лекарственных средств и психологическое восстановление.

Также многое будет зависеть от квалификации логопеда, основная задача которого сводится к тому, что исправить речевые дефекты человека. Специалист обязан научить своего пациента многим важным вещам: управление дыханием, лицевыми мышцами и органами, которые задействованы при разговоре. Человек должен понять, что все слова можно произносить с легкостью и спокойствием.

Довольно часто при лечении заикания медики применяют иглотерапию. Данный метод также является достаточно эффективным, так как иглы помогают специалистам воздействовать биологически активные точки головного мозга. Так можно улучшить кровообращение, избавившись от излишнего напряжения.

Полезными также будут занятия в тренажерном зале под руководством опытного инструктора, знающего толк в своем деле. Комплексное лечение подобного рода, как правило, приводит к положительному результату, вплоть до полного устранения дефектов речи.

Будьте здоровы! Больше полезной информации на нашем канале. Подписывайтесь и ставьте лайк.

источник

Логоневроз, или заикание – речевое нарушение, характеризующееся повторением слов, слогов или отдельных звуков, могут наблюдаться остановки, прерывающие речь. Заикание чаще проявляется у детей. По статистике этим недугом страдают примерно десять процентов детей от общего количества. Среди мальчиков проблема выявляется раза в три чаще, чем у девочек. Чем спокойней окружающая обстановка, тем меньше шансов возникновения логоневроза у детей. Например, у сельских жителей недуг отмечается гораздо реже, чем у городских. В среде воспитанников детских домов и интернатов шанс развития данного отклонения намного выше, чем у детей, растущих в семьях. С возрастом заикание обычно становится менее заметно, а зачастую исчезает полностью. Замечена наследственная предрасположенность к логоневрозу.

Механизм возникновения заикания, как и его причины, изучены довольно слабо и медицинская наука до конца не может объяснить эти процессы. Самой распространенной теорией считается перевозбуждение центра Брока в головном мозге. Затем перевозбуждение распространяется на участки, отвечающие за двигательную активность, вызывая судороги мышц речевого аппарата (мягкого неба, губ, языка и прочих). Потом центр Брока успокаивается и нормальная речь восстанавливается. Недуг наиболее заметен в начале фразы, на согласных буквах.

Как утверждают американские ученые, люди, страдающие рассматриваемым заболеванием, обладают повышенным уровнем дофамина (гормон, отвечающий за работу мозга), а при его понижении состояние речи стабилизируется. На данный момент ведется активная разработка лекарственного препарата, понижающего уровень дофамина.

Заикание наиболее часто развивается у детей дошкольного возраста. Большую роль играет тот факт, что окончательное формирование полушарий головного мозга завершается примерно к пяти годам — у ребенка реакции возбуждения выражены сильней, чем процессы торможения. Эти самые реакции с легкостью превращаются в двигательную активность, в том числе и мышц речевого аппарата. Артикуляционные мышцы (языка, губ, мягкого неба, гортани) развиты недостаточно и работают не совсем четко. Дети, часто воспринимая на слух различные звуки и слова и не понимая их значения, могут просто смешивать их в кучу. Когда ребенок учится разговаривать, его центральная нервная система испытывает колоссальные нагрузки, в результате которых могут возникать сбои в ее работе, приводящие к заиканию.

В возникновении логоневроза может сыграть важную роль фактор подражания. Если в семье, или в ближайшем окружении ребенка, присутствует человек, страдающий заиканием, то дети могут перенять эту манеру разговора. При очень раннем развитии речи, когда у маленького человека набирается большой словарный запас, а голосовой аппарат не до конца сформирован, он может просто не справляться с огромным количеством звуков — ребенок старается выдать информацию чуть ли не непрерывным потоком, что является нормой.

Вот еще несколько факторов, которые могут спровоцировать появление логоневроза (заикания):

  1. Когда в семье нездоровый психологический климат и ребенок получает недостаточно внимания, он может заикаться намеренно для привлечения этого самого внимания.
  2. Если воспитание слишком строгое и за малейшую провинность следует порицание или наказание, дети становятся излишне пугливыми и зажатыми, что способствует появлению недуга.
  3. Когда родители пытаются вырастить из своего чада маленького полиглота, и в очень раннем возрасте начинают обучение языкам, не окрепший мозг не в состоянии согласовать информацию, ведь даже основной родной язык ребенок освоил не до конца. Особенно это заметно в двуязычных семьях.
  4. Иногда, чтобы удивить родных и знакомых, родители учат с детьми длинные и сложные стихи, чтобы на семейном торжестве похвастаться способностями своего отпрыска. Но мало того, что головной мозг не готов к подобным экспериментам, так еще и речевой аппарат не в состоянии вынести такие нагрузки.
  5. Если ребенок рождается левшой и его насильственными методами переучивают на правую руку, этот процесс является причиной довольно сильного стресса, что повышает риск возникновения логоневроза.

Мальчики имеют гораздо большую склонность к заиканию, чем девочки. Просто ввиду физиологических особенностей все двигательные функции у девочек окончательно формируются намного раньше — эта особенность касается и развития артикуляционного аппарата.

В группу риска попадают дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, родовые травмы головы, инфекционные болезни, поражающие центральную нервную систему, различные черепно-мозговые травмы и иные патологии, затронувшие работу нервной системы. Перенесенные психические травмы, стрессовые ситуации также увеличивают шансы появления заикания. Причем, причины, вызвавшие психологическое расстройство и продолжительность их воздействия, абсолютно не играют ни какой роли: дефект речи может вызвать как короткий испуг, так и длительное состояние волнения или страха.

Обратите внимание: наследственная предрасположенность современной наукой не доказана, хотя подобные предположения высказываются очень часто.

У взрослых заикание встречается гораздо реже чем у детей и, как правило, приходит из детства. Причины возникновения логоневроза у взрослых, по большому счету, мало отличаются от детских причин, поэтому рассматривать их отдельно не имеет большого смысла.

Виды заикания классифицируются по течению, клинике, типам судорог.

Постоянное – после появления протекает постоянно при любых обстоятельствах, во всех речевых формах.

Рецидивирующее – появляется и исчезает само по себе, часто без связи с какими-либо факторами. Периоды нормальной речи могут длиться очень долго.

Волнообразное – состояние, когда недуг не проходит полностью, а то утихает, то усиливается.

По типу судорог существуют:

  • тоническая форма, при которой судорожное сокращение мышц речевого аппарата имеет большую силу и продолжительность. На время судороги происходит задержка речи;
  • клоническая форма логоневроза — характеризуется чередующимися, частыми, короткими судорогами, во время которых повторяются отдельные звуки и слоги;
  • смешанная форма — состояние, когда оба вышеописанных типа заикания проявляются одновременно.

В медицине различают две формы логоневроза по клиническим проявлениям – невротическая и неврозоподобная.

Невротическая форма характеризуется тем, что возникает у людей без имеющихся внутриутробной гипоксии или родовых травм в анамнезе. Толчком к развитию такой клинической формы логоневроза может послужить психологическая травма или раннее введение в общение второго языка. То есть, невротическая форма рассматриваемого состояния носит исключительно функциональный характер, при этом мозговые структуры не поражены. Именно поэтому невротическая форма заикания легче поддается лечению.

Симптомы невротического логоневроза

Чаще всего логоневроз данной клинической формы возникает у детей в возрасте 2-6 лет и носит внезапный характер. Сначала ребенок вообще перестает говорить, но на лице у него четко прослеживается выражение страха. Через некоторое время малыш снова начинает пользоваться речью, но сразу же начинает заикаться.

Обратите внимание: при появлении такого заикания ребенок становится беспокойным, у него пропадает аппетит, происходит частая смена настроения, нарушается сон.

При получении любого очередного стресса заикание у ребенка может усилиться, но нередко случаются и длительные периоды, когда малыш разговаривает практически без запинки. Невротический логоневроз имеет волнообразную форму течения, может иметь разные прогнозы – если стресс/психологическая травма были в единственном числе, то заикание постепенно исчезает, при постоянных эмоциональных потрясениях логоневроз переходит в хроническую форму.

Обратите внимание: если невротическая форма заикания носит хронический характер течения, то, будучи уже взрослым, человек будет чувствовать себя социально неполноценным, у него всегда отмечается пониженное настроение, он боится разговаривать с незнакомыми людьми.

Нередко при диагностировании заикания врачи выявляют, что мамочка во время беременности перенесла тяжелый токсикоз, либо была травма новорожденного при родах – это и является причиной развития неврозоподобного заикания. В данном случае речь идет об органическом поражении головного мозга малыша, поэтому изъян корректируется очень плохо и чаще всего человек заикается всю жизнь.

Симптомы неврозоподбного заикания

Первые четкие заикания появляются у детей в возрасте 3-4 лет – это период, когда малыш начинает разговаривать целыми предложениями, сложными фразами. Первые полгода протекают волнообразно – ребенок то начинает сильно заикаться, то разговаривает вообще без каких-либо проблем. Но постепенно период нормальной речи исчезает, и малыш начинает заикаться даже при произношении самых простых слов. Со временем ребенок начинает добавлять к своей речи неуместные звуки (э, и), слова он произносит либо во время вдоха, либо в конце полного выдоха.

Если неврозоподбное заикание присутствует у взрослых, то они при разговоре активно жестикулируют руками, у них может постоянно подергиваться голова, наблюдаются монотонные раскачивания туловища.

Так как проблема заикания носит комплексный характер, родители при появлении заикания у ребенка должны посетить сразу несколько специалистов для полного обследования малыша. В обязательном порядке необходимо показать ребенка и получить консультацию у невропатолога и психиатра, психотерапевта и логопеда.

На сегодняшний день существует масса специально разработанных методик, которые помогают избавиться от заикания и нормализовать речь человека. Причем, такие методики должны применяться в соответствии с возрастом больного – есть программы обучения для дошкольников, есть – для подростков и взрослых.

Обратите внимание: несмотря на то, что имеется масса методик в сети интернет и печатных изданиях, проводить занятия с заикающимся ребенком самостоятельно не целесообразно. Во-первых, нужно будет обследовать малыша, и выяснить истинную причину заикания. Во-вторых, только специалист определит, какую конкретно программу следует применять для каждого ребенка или взрослого. В третьих, занятия должны проводиться регулярно, с постепенным усложнением заданий, во время которых оцениваются успехи пациента.

Конечно, и родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы исправить речь у ребенка. Врачи дают несколько рекомендаций в этом отношении:

  1. Организация режима дня. Ребенок обязательно должен спать не менее 8 часов ночью, а при необходимости ему понадобится организовать и дневной сон.
  2. Ограничение просмотров мультфильмов и занятий за компьютером. Родители должны максимально ограничить время ребенка, проводимое перед гаджетами и телевизором. Этим снижается перенапряжение центральных отделов речи.
  3. Организация правильного общения. Разговаривать с ребенком нужно абсолютно спокойно, медленно и правильно проговаривая каждое слово. Если ребенку тяжело выговорить какую-то фразу, нужно будет сделать это вместе с ним вслух и несколько раз подряд.
  4. Соблюдать охранный речевой режим. Книги читать малышу нужно только хорошо знакомые. Нельзя просить малыша пересказать сказку или выучить стих – этим можно будет заняться позже, когда проблема логоневроза решится. Для игр нужно выбирать спокойные занятия – работа с конструктором, лепка, рисование, а связана эта рекомендация с тем, что наедине с собой ребенок никогда не заикается – пусть он в ходе занятий проговаривает свои действия.

Что касается лечения взрослых, то здесь процесс будет сложным и длительным. Взрослому человеку нужно четко соблюдать все назначения врача, если понадобится — не разговаривать несколько дней, выполнять все упражнения.

Заикание (логоневроз) – проблема, которая может мешать вести полноценную жизнь, поэтому ее нужно начинать решать еще в детском возрасте.

Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории

20,560 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

источник