Меню Рубрики

При заикании какой голос

Диагностика и определение формы логоневроза и логофобии

На самом деле в российской медицине не существует универсальной и общепризнанной классификации типов заикания, и большинство логопедов применяют устаревшие либо неполные критерии оценки, которые не отражают все особенности этого нарушения речи, которые могут очень сильно отличаться от случая к случаю. К тому же эти особенности могут меняться у одного человека с течением времени.

  • Психогенное (невротическое) заикание – возникает в результате сильного стресса, испуга, любых других психологических травм. Распространено в подавляющем большинстве случаев.
  • Органическое (неврозоподобное) заикание – возникает в результате поражения ткани нервной системы и является следствием различного рода энцефалопатий.
  • Наследственное заикание – передается по наследству и связано с мутацией в генах GNPTAB , GNPTG и NAGPA. Наследственное заикание тоже классифицируется как неврозоподобное.

* Отметим, что деление заикания на невротическое и неврозоподобное является устаревшим, поскольку дифференциальная диагностика этих двух типов заикания возвращает к выявлению причин его возникновения. Это деление является необъективным, так как в свою очередь по симптоматике заикания в большинстве случаев нельзя точно определить причину его появления.

Основным симптомом заикания являются речевые судороги, которые помимо мышц речевого аппарата могут затрагивать и дыхательные. Судороги бывают клоническими, тоническими и смешанными (их еще называют тонико-клоническими), по этой классификации различают:

  • Тонический тип заикания – характеризуется длительным напряжением речевых мышц в процессе разговора или при попытке начать произношение. Речевой аппарат заикающегося при этом как бы скован, а напряжение обычно захватывает несколько мышечных групп, в том числе нередко и дыхательные. Обычно это приводит к продолжительной паузе или к напряженному озвучиванию определенного звука. Лицо, а иногда и шея при этом могут быть сильно напряжены, что заметно со стороны. Человек словно зависает во время разговора, а из-за длительного сокращения дыхательных мышц может не хватать воздуха. Такие спазмы могут длиться несколько десятков секунд.
  • Клонический тип заикания – характеризуется непроизвольным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата, при этом человек повторяет отдельные звуки, слоги, а иногда и отдельные слова. При этом частота повторений может быть высокой или низкой. Стоит отметить, что это обычно происходит также перед «сложными» звуками, на которых у человека обычно наблюдается тоническое заикание – так как в большинстве случаев заикание является смешанным.
  • Тонико-клонический (смешанный) тип заикания – наблюдается у большинства заикающихся, обьединяет в себе явления клонического и тонического типов. С течением времени у одного и того же человека может чаще проявляться тот или иной тип речевых судорог.

При заикании непроизвольному сокращению могут подвергаться разные группы мышц речевого аппарата, непосредственно участвующие в формировании речи: голосовые, дыхательные и артикуляционные.

  • Голосовое заикание:
  1. Дрожащий гортанный спазм – при таком заикании во время разговора голосовые складки непроизвольно смыкаются и размыкаются, что приводит к прерывистому, дрожащему звуку при полном отсутствии артикуляции. При этом рот обычно открыт, а так же часто наблюдаются ритмичные движения нижней челюсти, языка, либо всей головы.
  2. Смыкательная голосовая судорога – голосовые складки при попытке начать разговор или в процессе произношения смыкаются, в результате чего резко пропадает голос, что препятствует движению воздуха. Мышцы всего туловища человека приходят в оцепенение, лицо обычно неподвижно или напряжено. Заикающийся при этом не двигается, ему не хватает воздуха. Такое заикание характеризуется ощущением комка или препятствия в области гортани.
  3. Вокальная судорога возникает на гласных звуках в процессе речи, воспринимается как необычная продолжительность произношения гласного звука. Часто продолжительность этого настолько высока, что человеку не хватает воздуха, чтобы закончить произношение. Другими словами, заикающийся слишком долго тянет гласный звук. Часто при этом спазмируются мышцы шеи, а голос приобретает неестественный, «фальшивый» характер. Может полностью отсутствовать артикуляция.
  • Дыхательное заикание:
  1. Инспираторные судороги возникают на вдохе, то есть характеризуются непроизвольным резким напряжением на вдохе во время произношения. Причем при клоническом заикании они могут следовать одна за другой с различной частотой. Со стороны такие речевые судороги чаще всего малозаметны, но всегда приводят к необоснованной паузе во время разговора.
  2. Экспираторные судороги речевого аппарата возникают на выдохе и более заметны, чем инспираторные. При разговоре человек непроизвольно совершает напряженный, продолжительный выдох, которому сопутствует сильное сокращение мышц пресса. При этом обычно наблюдается спазм всех групп речевых мышц, лицо в разной степени может быть искажено, а человеку не хватает воздуха. Экспираторные судороги обычно наблюдаются при тоническом заикании. Со стороны человек будто с большим трудом пытается выдавить из себя звук или слово. Продолжительность, как и степень выраженности может различаться от случая к случаю и меняться со временем.
  • Артикуляционное заикание:
  1. Лицевые судороги — при таком заикании судорожному сокращению подвергаются мышцы верхней или нижней губы, происходит оттягивание угла рта в сторону или вниз, судорожное открытие рта. В тяжелых случаях сюда же можно отнести судороги шеи, лобных и ушных мышц.
  2. Язычные судороги. При этом чаще всего кончик языка непроизвольно упирается между зубами и небом, но вариантов может быть много, в том числе самые тяжелые – подъязычная судорога, когда непроизвольно открывается рот в связи с напряжением мышц, находящихся под языком, а также изгоняющая судорога языка. Последний тип характеризуется непроизвольным выталкиванием языка наружу из ротовой полости, и может быть как тоническим – язык высунут в напряженном состоянии, так и клоническим – когда язык то выдвигается вперед, то втягивается обратно.
  3. Носовое заикание связано с судорогами мягкого неба. В результате этих судорог проход в носовую полость из глотки то открывается, то закрывается, поэтому заикающийся говорит то через рот, то через нос. Это вызывает достаточно неприятные ощущения в носоглотке.

В результате исследований удалось обнаружить, что в момент заикания отдельная речевая мышца, которая подвергается судорожному сокращению, одновременно получает как тормозной, так и возбуждающий нервный импульс. Подробнее об этом в нейрофизиологии заикания.

Теперь, основываясь на тяжести и частоте проявления указанных выше речевых судорог, принято различать тяжелую, среднюю и легкую степень заикания.

  • Легкая степень заикания — когда речевые судороги иногда наблюдаются в спонтанной речи.
  • Средняя степень заикания – речевые судороги возникают при диалоге и монологе, но человек может определенное время говорить без заикания.
  • Тяжелая степень заикания – речевые судороги возникают при любых ситуациях, в том числе когда заикающийся находится наедине с самим собой.

Большинство специалистов справедливо отмечают несостоятельность деления заикания в зависимости от степени тяжести, поскольку в зависимости от времени или ситуации у одного и того же человека заикание может как отсутствовать полностью, так и принимать самые тяжелые формы. Деление заикания на легкую, среднюю и тяжелую степень условно и формально.

Мы же считаем, что тяжесть заикания определяется степенью фиксации заикающегося на своем дефекте. Это значит, что если человек в целом заикается редко и практически незаметно, но у него присутствует сильная логофобия, то есть страх повторения заикания, то состояние такого человека уже можно отнести к тяжелой степени ввиду заметного нарушения социальной адаптации.

  • Вегетативные реакции при заикании – побледнение или покраснение лица, учащение сердцебиения, повышенное потоотделение. Все это свидетельствует о сильном эмоциональном напряжении, которое в свою очередь еще больше усиливает заикание.
  • Речевые уловки (эмболофразия) – использование лишенных смысловой нагрузки или вовсе искусственных словосочетаний, слов, слогов или звуков перед «сложными» звуками. Речевые уловки, то есть эмболы, могут много раз повторяться перед словами или звуками, на которых человек обычно заикается. Еще эмболы часто используются после заикания как вступление в плавную речь. Примеров очень много (это самое, ну, как его, э, вот, да, а,), а в отдельных случаях заикающийся использует несуществующие приставки к каждому слову.
  • Логофобия – страх речи, речевых ситуаций, стыд при этом, ожидание заикания, моделирование заикания перед разговором. Логофобия является чуть ли не самым тяжелым следствием заикания, играет роль в закреплении несинхронной работы речевых центров. Заикание без логофобии встречается довольно редко, а ее степень иногда доходит до того, что человек вовсе отказывается говорить.

Классификация степени выраженности и особенностей логофобии, которая в значительной степени определяет характер заикания:

  • Логофобия легкой степени – страха речи практически нет в обычных ситуациях и комфортных условиях, но при разговоре на публике или с определенными людьми проявляется в виде заметной, но преодолимой неуверенности. Наблюдается чаще всего при легком заикании, которое в ряде случаев можно скрывать.
  • Логофобия средней степени – проявляется в виде значительной неуверенности в общении и страха речи, который может снижаться в комфортных условиях.
  • Логофобия тяжелой степени – страх речи и неуверенность в общении в большинстве ситуаций определяют характер вашего поведения и жизни в целом. Характеризуется выраженной избегающей формой поведения и стойким, прогрессирующим нарушением социальной адаптации.

Степень выраженности логофобии практически всегда меняется со временем, изменения ее степени могут быть связаны с любыми событиями, со стрессовыми или приятными ситуациями, с возрастом, при воздействии психотерапии и т.д.

  • Волнообразный тип течения заикания – наблюдается в подавляющем большинстве случаев. Заикание то ухудшается, то улучшается, причем часто можно проследить зависимость этих колебаний от времени года, лунных циклов (многие пишут, что речь улучшается при растущей луне), времени суток. Улучшения или ухудшения так же часто наступают по естественным причинам, которые трудно выявить.
  • Стационарный тип течения заикания – заикание практически не меняется на протяжении времени, это относится больше к легкой степени.
  • Реградиентный тип течения – самый редкий и самый благоприятный. При нем вся симптоматика заикания со временем пропадает. Чаще встречается среди детей, а так же нередко встречается после контузионных травм или ушибов головного мозга у взрослых.
  • Проградиентный тип течения заикания – продолжительная тенденция ухудшения речи. Больше всего встречается у детей и подростков. Анализ информации от многих подписчиков нашей группы свидетельствует о том, что заикание часто ухудшается до 18-20 лет, а затем выравнивается до волнообразного или стационарного типа течения.
  • Рецидивирующий тип течения заикания – наблюдается чередование периодов заикания и нормальной речи.

При составлении статьи использована информация:

  • Исследования Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой, М.В. Секачева.

источник

Сегодня я хочу рассказать как влияют голосовые связки на заикание и какими способами это влияние можно уменьшить или устранить. В конце заметки я выложил ссылку на интеллект-карту данной заметки для того, чтобы Вы могли лучше проработать и усвоить материал.

Наверняка все из Вас знают, что такое голосовые связки.
Конечно же, ведь это именно они помогают нам извлекать звуки, когда мы поем или говорим. Они работают и замечательно. Больше нам о них и знать ничего не нужно. И если у нас нет никаких проблем с голосом, то мы о них и не вспоминаем, впрочем, как и о других органах нашего организма.

Мало кто знает, а тем более догадывается, что именно госовые связки являются одной из причин возникновения и поддержания заикания. В момент напряжения голосовых связок, сигнал по нервным окончаним поступает в речевой двигательный центр Брока. И если этот сигнал очень сильный, то ответной реакцией Центра является спазм. Центр одномоментно захватывает управление всеми мышцами, которые участвуют в процессе речи: губ, языка, гортани… Такой механизм иногда напоминает мне работу процессора компьютера. Перегрузка процессора происходит только до определенного момента, а затем идет перезагрузка компьютера. Похоже, не правда ли?

Давайте посмотрим, что может стать причиной перенапряжения голосовых связок.

«Быстаря речь, так быстрая речь» — скажете Вы. Ну и что. Не вызывает никакого удивления и даже не привлекает внимания. Мы все очень хорошо можем вспомнить моменты когда мы говорим бысто, чуть ли не «взахлеб». Да и вообще, что в этом странного?

Еще со школьной скамьи нас учат говорить и читать быстро. Вспомните начальную школу, когда Вас заставляли читать на скорость. Никто не видит в этом никакой проблемы, ни учителя, ни родители. А итог может быть не очень приятным.

Никогда не пробовали увеличить скорость проигрывания какой-нибудь звукозаписи? Если нет, то стоит попробовать и послушать,что происходит со звуком. Вместе со скоростью повышается также тональность проигрывания мелодии или высота голоса говорящего на записи. Вспомните пример со струной. Чем сильнее струна натянута, тем выше её звучание, чем слабее, тем звучание ниже.

При нашей быстрой речи высота голоса тоже повышается, а это приводит к натяжению голосовых складок (связок). Чем это может грозить я написал выше, так что повторяться не буду.

  • Проверте с какой скоростью вы читаете и говорите.

Сразу хочу Вас предупредить. Не пытайтесь читать как можно быстрее или, наоборот, стараться читать медленнее, чем Вы привыкли.

Итак. Положили перед собой текст, взяли в руки секундомер. Читаем ровно одну минуту.Начали.

Что получилось? Подсчитайте количество прочитанных вами слов.

Если скорость речи находится в диапазоне 60-100 слов в минуту, то Вам не о чем беспокоиться. Именно в этом промежутке варьируется скорость речи для русского языка.

Если больше — начинайте «бить тревогу». Шучу.

Хорошее средство, чтобы взять скорость своей речи под контроль. Не менее получаса читайте вслух каждый вечер. Не забывайте про секундомер. Будет не плохо, если Вы будете записывать свою речь на диктофон, а затем прослушивать.
Все, что вы прочитаете, необходимо пересказать. Конечно же, не забыв записать и нажать на кнопку секундомера.

Таким образом Вы научитесь слушать и контролировать свою речь.

  • Отменить школьные проверки чтения на скорость.

Если Вы заметили какие-либо проблемы в речи своего ребенка, обязательно переговорите с учителями в школе, чтобы Вашего ребенка освободили от проверки чтения на скорость. В жизни такое умение все равно нигде и никогда не пригодится.

Не буду повторятся. В предыдущем пункте я уже говорил к чему приводит высокий голос. Подробнее о физиологических и психологических особенностях неправильного голоса Вы можете прочитать в статье:

Что нужно, чтобы сделать голос ниже?

Перво наперво узнать, соответствует ли Ваш голос Вашим анатомическим параметрам. И если не соответствует, то на сколько.

Читайте также:  Адаптол помог при заикании

Лучший способ — воспользоваться программой, которая использует метод биологической обратной связи (БОС), в частности програмный комплекс
BreathMaker.

Встаньте прямо. Опустите плечи.Представьте, что Вы начинаете зевать с закрытым ртом. Ваша гортань в этот момент опускается вниз. Обязательно внутренним взором зафиксируйте, где гортань находится во время самого пика зевка. И в этот момент попробуйте взять любой звук: а-а-а, и-и-и, о-о- о, у- у-у. Запомните ощущения и положение звука в гортани. Начните что- нибудь читать, удерживая высоту голоса на той высоте тона, на которой Вы брали звуки.Следите за дыханием и не давайте подниматься плечам.

Об осанке мы с Вами будем говорить много и не один раз. Воздействие осанки на натяжение голосовых складок, да и вообще на качество речи и голоса, трудно переоценить.

Небольшой эксперимент. Сядьте на стул так, как Вы обычно сидите во время разговора или чтения. Запоминайте положение.

А теперь я Вам расскажу о Вашей позе. В лучшем случае Вы облокотились на спинку стула и орасправили плечи по спинке. Но скорее всего Ваше тело согнуто в районе солнечного сплетения, ноги либо под стулом, либо вытянуты вперед.

Ну, по крайней мере ошибся не на много. Что происходит в этот момент?

Мышцы живота держат позвоночник, потому что в таком положении вся нагрузка по удержанию тела приходится именно на них. Диафрагма лежит на желудке. Шея наклонена вперед. А это приводит к тому, что внутренние мышцы гортани (голосовая и перстнещитовидная)натягивают голосовые складки и заставляют их сужаться. А это — ну, Вы сами догадаетесь.

  • Начинать работу над осанкой.

Встаньте спиной к стене, к ней плотно прижмите пятки. Между пятками расстояние 20-25 см, ступни смотрят немного внутрь, как бы косолапо. Также прижмите к стене ягодицы, лопатки (только без напряжения), голову. Живот слегка втянут, плечи свободно опущены вниз. Если напротив есть зеркало, на уровне плеч прочертите маркером линию. Ваша задача хотя бы пять минут спокойно стоять, дышать и следить, чтобы Ваши плечи не пересекали линию на зеркале. И так нужно делать каждый день, а лучше по несколько раз в день.

Переходим к следующей причине, которая ведет к натяжению голосовых складок.

Кстати. Если помните, то почти во всех упражнениях я говорю опустить плечи вниз. Когда плечи подняты вверх, мышцы шеи моментально напрягаются, гортань поднимается вверх, голосовые складки натягиваются. Дальше можно не продолжать.

Кроме этого ключичное дыхание называют дыханием страха, и не напрасно.
Когда мы чего-нибудь боимся, наше дыхание становится прерывистым, поверхностным, плечи поднимаются вверх, почти до ушей. Вспомните выражение: «Голова в плечи». Между этим выражением и словом «страх» можно ствить знак «равно». Начиная дышать верхним дыханием, мы неосознанно начинаем взывать в себе чувства неуверенности, тревоги, волнения, страха. А также все последствия этих состояний.

Поднимите плечи, и просто посидите в такой позе некоторое время (минут 5), а потом опишите состояние, которое вы испытывали.

Данная причина плавно перетекает в следующую.

Первыми на стресс, волнение, эмоции (положительнве или отрицательные значения не имеет) реагируют голосовые складки. Они — натягиваюся. Это обычная физиологическая реакция. И чем сильнее воздействие, тем сильнее натяжение складок.

Так как борьба с последствиями стресса — довольно таки обширная тема, я сейчас не буду на ней подробно останавливаться. А пока несколько советов.

Самый элементарный способ снять напряжение — это сон. Если Вы хорошо выспитесь и отдохнете, то в течение дня ввы легко сможете сохранять спокойствие и невозмутимость.

Здоровый и регулярный сон очень полезен для укрепления иммунной системы. Если же Вы всю ночь бодрствовали или начали свой день не выспавшись, то любая, даже незначительная проблемка покажется большой и непереносимой нагрузкой.

Задание: запишите в свой дневник все, что относится ко сну

В течение недели понаблюдайте и запишите (обязательно!), сколько же времени Вы спите на самом деле. Каждый день отмечайте время и свое состояние: хорошо ли Вы выспались, какое у Вас настроение, и т.д.

Если Вы не сможете сразу заснуть, то хорошим средством могут стать эфирные масла, а в частности масло Иланг -иланг или Лаванда. 1 капля масла на подушку пред сном через день

Кстати, телевизор абсолютно непригоден для спокойного сна, поэтому телевизор лучше всего выключать перед сном (для любителей засыпать под «бормотунчик»).

Термин «аутогенная тренировка» или аутотренинг подразумевает, что какой-то внешний спусковой механизм (триггер) запускает внутренний процесс, который затем протекает сам собой. Этот метод возник в 1930-х гг. на основе гипноза и в дальнейшем развивалась берлинским ученым И. X. Шультцем.

Аутотренинг служит не только для общего расслабления организма, он повышает наши умственные способности и способность к сосредоточению.

Упражнение: Постарайтесь, чтобы в течение нескольких минут Вам никто не мешал и лягте поудобнее. Сосредоточьтесь на следующих формулах и мысленно их проговаривайте.

Я спокоен. Я совершенно спокоен.
Правая рука наливается приятной тяжестью (повторить три-четыре раза).
Левая рука наливается приятной тяжестью (повторить три-четыре раза).
Я спокоен. Я совершенно спокоен.
Обе руки наливаются приятной тяжестью (повторить три-четыре раза). Я спокоен. Я совершенно спокоен.
Обе ноги наливаются приятной тяжестью (повторить три-четыре раза).
Я спокоен. Я совершенно спокоен.
Все мое тело наливается приятной тяжестью (повторить три-четыре раза).

Еще минуты на две останьтесь в этом состоянии приятной расслабленности, затем для возвращения к действительности сильно потянитесь, сделайте два-три глубоких вздоха и откройте глаза.

Возможно, с первого раза Вы не почувствуете интенсивного тепла в руках и ногах, но при регулярных занятиях этот эффект быстро проявится.

. Для аутотренинга важно, чтобы занятий были регулярны. Организм очень быстро и надежно реагирует на данный, но, только если упражнения становятся неотъемлемой частью распорядка дня. Это, конечно, сложно, но к этому стоит стремиться!

Тот, кто заикается, прекрасно понимают о чем я говорю. Мы начинаем представлять себе, что вот, сейчас мы обязательно запнемся. Нет никакой реальной причины, но своими мыслями мы уже вызвали в себе чувства страха и неуверенности.
Последствия этого я описывал выше.

Экстренная помощь. Сделайте глубокий вдох и медленно начинайте выдыхать, стараясь растянуть выдох на как можно большее время. Одновременно опустите плечи вниз и выпрямите спину. Как только выдох закончится, не меняя позы, сделайте короткмй вдох животом и продолжайте говорить.

Кроме всех вышеперечисленных причин, воздействующих на голосовые складки, есть еще некоторые. Их можно объединить в одну группу и обозвать неблагоприятными факторами. Почти на все из них Вы можете повлиять сами и осознанно устранить их.

Вот несколько основных факторов:

  • Алкоголь
  • Курение
  • Гармональные нарушения
  • Усталость
  • Нарушение обмена веществ (избыточный вес)

На этом я хочу завершить данную заметку.

До встречи в следующих выпусках на страницах моего блога.

P.S. Как и обещал, выкладываю ссылку на интеллект-карту.

Чтобы скачать оригинал файла карты для просмотра и работы в программе Mind Manager – щелкните здесь. Файл с расширением *.mmap упакован в RAR-архив объемом 38.4 килобайт.

Если же Вы по каким-либо причинам не пользуетесь программой Mind Manager, Вы можете скачать и изучить интеллект-карту в формате обычного графического изображения – JPG. Для того, чтобы скачать графический вариант интеллект-карты, щелкните здесь (картинка запакована в ZIP-архив объемом 196 килобайт).

источник

Нарушения фонации. У заикающихся отмечается очень сильное сжатие голосовых связок, в результате которого одна связка находит на другую. Голос при этом бывает твердым и взрывным. Во время приступа заикания отмечаются иногда резко выраженные перемещения гортани вверх, вниз и вперед. Обратное явление, т.е. дряблость голосовых связок и отсутствие колебательных движений в них, также встречается довольно-таки часто. Для такого состояния характерна полная невозможность голосообразования. Как резкое напряжение и сжатие голосовых связок, так и их дряблость отмечаются только во время приступов заикания. Большинство заикающихся утрачивает мягкую постановку голоса. Речь их становится твердой, взрывчатой. Это явление полностью исчезает во время пения.

Нарушения артикуляции. Усиленное мышечное напряжение проявляется прежде всего при произношении согласных. Если заикающегося попросить о том, чтобы он более резко акцентировал гласные или чтобы он растягивал гласные, то интенсивность функционального заикания резко уменьшается.
Большое значение для нормального голосообразования имеет соответствующая изоляция ротовой полости от носовой с помощью замыкающего глоточного кольца.

У заикающихся эта изоляция бывает неполной, и воздух проникает в нос, отсутствие же воздуха в ротовой полости отрицательно сказывается на артикуляции. Особенно большие трудности возникают при произношении всех взрывных звуков.

Речь заикающихся обычно бывает монотонной, бесцветной, лишенной мелодичности; искусственное растягивание гласных лишь подчеркивает эти качества. Нарушение дыхания прежде всего обращало на себя внимание врачей и в течение длительного времени считалось основной причиной заикания. Усиление тонуса дыхательных фонационных и артикуляционных мышц является характерным для гиперкинетических форм заикания, в то время как ослабление мышечного тонуса типично для гипокинетических форм заболевания, при которых нарушается функция замыкающего глоточного кольца, и во время произношения ротовых звуков воздух проходит через нос.

Наши статистические данные свидетельствуют о том, что гипокинетическая форма заикания наблюдается у детей гораздо реже, чем у взрослых, у которых заикание имеет место в течение долгих лет. Результаты определения хронаксии, а также результаты электромиографии дыхательных, гортанных и артикуляционных мышц дают возможность определить характер заикания и выбрать наиболее рациональный для каждого отдельного случая метод лечения.

С течением времени интенсивность заикания уменьшается. Нарушения дыхания, голосовые и артикуляционные расстройства становятся менее выраженными. Поэтому гораздо реже встречаются заикающиеся взрослые люди, и чаще случаи заикания отмечаются среди детей и молодежи. В начальном периоде заикания нередко периодически в течение нескольких недель и даже месяцев больной может совершенно нормально говорить. Однако, обычно после более или менее длительного перерыва больной вновь начинает заикаться.

Исчезновение заикания у взрослых принято объяснять большей устойчивостью их центральной нервной системы, а также тем, что взрослые сознательно умеют скрывать имеющееся у них нарушение речи, избегают употреблять те слова, произношение которых им кажется трудным, делают небольшие остановки при разговоре, создавая впечатление, что они задумываются, подбирая подходящее слово, стараются говорить медленно и т.д. Интеллигентные люди гораздо лучше умеют скрывать заикание, в то время как у умственно недоразвитых людей оно проявляется в ярко выраженной форме.
Заикание может проявиться и в письменной форме. Под письменной формой заикания подразумеваем повторение букв и слогов во время письма без участия нашего сознания.

Больные часто повторяют слоги (но, то, ото), а также слова (как бы, будто, итак, на), которые составляют определенный стериотип, называемый эмболодразией.

У заикающихся взрослых часто развиваются депрессивные состояния, особенно в тех случаях, в которых заикание удерживается в течение длительного времени. У детей же, особенно в начальных стадиях заболевания, психические расстройства бывают очень незначительными. Однако, встречаются иногда и маленькие дети, которые боятся говорить, опасаясь быть смешными.

Неправильное воспитание может явиться причиной психических травм у ребенка, одним из проявлений которых может быть заикание. Заикание иногда бывает выражением протеста ребенка или же желанием обратить на себя внимание родителей, воспитателей, чтобы вызвать с их стороны более нежное и заботливое отношение и т.д.

Страх перед тем, что голос может сорваться, сознание того, что некоторые буквы или слова вообще невозможно произнести, боязнь что нехватит воздуха — все эти явления наблюдаются почти в каждом случае заикания. Такого рода больным с большим трудом удается объяснить, что опасения их лишены основания.

В жизни ребенка отмечаются три момента, в которых заикание может появиться или обостриться уже имеющееся заболевание: 1) когда ребенок начинает говорить, 2) когда поступает в школу, 3) в начале периода полового созревания. По мнению большинства авторов, заикание в климактерическом периоде следует рассматривать как рецидив заикания, возникшего в детском возрасте и в течение длительного времени имевшего скрытую форму.

Заикающиеся взрослые люди часто становятся психопатами, замкнутыми, считающими себя хуже всех остальных людей. Боязнь быть смешными и трудности, которые возникают во время речеобразования угнетающе действуют на заикающихся людей и становятся нередко причиной их изолированности от общества.

Согласно Seeman, около 30% заикающихся детей унаследовало это расстройство речи от родителей. Это предположение основано на наблюдениях случаев заикания у близнецов: заикание наблюдается у обоих однояйцевых близнецов, и только у одного из двухъяйцевых близнецов. По мнению упомянутого автора, причиной заикания является повреждение половой клетки. От матери заикание чаще передаётся потомству, чем от отца. Иногда у родителей или у представителей предшествующих генераций, как эквивалент заикания, отмечается ускоренная речь.

источник

Причины заикания и методы лечения. Интервью детского невролога Игоря Анатольевича Воронова для youtube канала MEDGURU. Видео версия интервью внизу страницы.

Игорь Анатольевич, почему возникает заикание?

Заикание – это нарушение ритма плавности речи, чаще всего возникает у детей в возрасте 2-3 года, когда у ребенка формируется речь. Многие думают, что основные причины заикания – стрессы и испуг, такое бывает, но значительно реже. Основная причина в том, что ребенок думает быстрее, чем может сказать.

Вообще можно выделить три фактора возникновения заикания: мысли опережают плавность артикуляционного аппарата, стрессовые ситуации и генетический фактор.

Это три разных типа заикания, или просто три причины?

Могут ли какие-то ошибки родителей привести к заиканию у детей?

Если у ребенка есть предпосылки к развитию заикания и создается какая-то психотравмирующая ситуация, нагнетается обстановка, то тогда может появиться такая проблема. Но чаще всего родители не виноваты, их не нужно винить в этом.

Какие есть методы лечения заболевания? Насколько эта проблема решаема?

Во всем мире заикание лечат логопеды, в России с этим отправляют к неврологу. На самом деле неврологи и логопеды должны работать над проблемой вместе. Есть два типа заикания. Тоническое – когда ребенок «тянет» начало слова, и клоническое, когда повторяет слово или слог. Основное лечение – логопедическое, нужно научить ребенка медленно и плавно говорить. При этом важно, чтобы все члены семьи начали плавно говорить и учили этому ребенка. Ребенку в 2 года, например, довольно сложно объяснить, что говорить нужно медленно и плавно, на выдохе. В таком случае рекомендуется сделать речевую паузу, сделать так, чтобы ребенок говорил как можно меньше. Пусть сидит, рисует, смотрит мультики, только не возбуждающие, а спокойные. Не надо поддерживать диалоги, расспрашивать ребенка, минимизируйте речь. Важно, чтобы неправильная речь не фиксировалась в голове, иначе потом будет сложнее исправлять заикание.

Читайте также:  Афобазол помогает при заикании

Как не травмировать ребенка, который заикается? Как не сделать хуже?

Очень важно, когда ребенок начал заикаться, не заострять на этом внимание. Не надо говорить ему, что он заикается, при нем говорить об этом с другими, по телефону рассказывать о проблеме родственникам, если ребенок слышит. Это может привести к тому, что у ребенка разовьется комплекс неполноценности, он может вообще отказываться разговаривать.

Нужно ли ребенка оградить от сверстников: детские площадки, детский сад и пр.?

Если есть возможность, то, конечно, лучше не водить в детский сад, кружки, развивающие секции на период речевой паузы.

Если заикается один из родителей или старший брат, может ли это сказаться на речи младшего?

Это сложная проблема, когда в семье кто-то заикается, то ребенка очень сложно вылечить. В период, когда формируется речь, он слышит неправильную речь родственника и у него тоже может сформироваться заикание. К тому же, есть еще и генетическая предрасположенность к заиканию. На период формирования речи нужно сделать так, чтобы тот из членов семьи, кто заикается, меньше разговаривал с ним. Можно кстати, вместе с ребенком ходить к логопеду и на групповые занятия, лечиться вместе.

Почему заики не заикаются, когда поют?

Здесь нет никакой загадки. Когда человек поет, он не торопится, мысль не опережает речевой аппарат. Поэтому, чтобы справиться с заиканием важно медленно, плавно говорить, не спешить.

Ребенок заикается и пошел в школу, как ему помочь, уменьшить уровень стресса?

Прежде всего надо поговорить с учителем, объяснить, как правильно вести себя с ребенком. Если ребенок заикается, не надо вызывать его к доске, не надо спрашивать первым – это все стрессовые ситуации, которых лучше избегать, чтобы заикание не усилилось. Самому ребенку ничего не надо говорить, не заостряйте внимание на проблеме.

Если ребенок пришел в 1 класс, его сверстники не будут дразнить, воспримут таким, какой он есть. Сложнее в случаях, когда ребенок приходит в уже сформированный коллектив, новую школу, тогда любая особенность может вызвать проблему.

Если статья была для вас полезна, пожалуйста, поставьте «лайк» для поддержки проекта. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы ничего не пропустить.

источник

Упражнение 1

Речевой аппарат устанавливается для произнесения звука [А] (расстоя­ние между зубами равно двум пальцам, язык лежит плоско, кончик у ниж­них передних резцов), но губы в отличие от положения при звуке [А] сом­кнуты; гортань должна быть опущена, глотка раскрыта, маленький язычок и небная занавеска подняты.

Проверить опущенное состояние глотки можно следующим образом: положить палец на хрящ гортани (адамово яблоко) и сделать глубокий вдох носом. Если палец ощутит движение хряща вниз, то это значит, что гор­тань опустилась и приняла нужное для свободного течения звука положе­ние, глотка при этом раскрылась, как она обычно раскрывается при зевке: небная занавеска и маленький язычок поднялись вверх.

Встать прямо, проверить, нет ли мышечного напряжения шеи, головы, рук, всего тела; гортань и речевой аппарат установить в основное поло­жение для свободного течения звука. Сделать вдох через нос и, сохраняя основное положение, послать выдыхаемую на звуке [М] струю так, чтобы ощутить звучание в верхних передних зубах. Звучащая струя воздуха как бы идет от диафрагмы и «ударяется» в верхние передние зубы. Звук дол­жен быть легким и не очень продолжительным. Приложив руку к губам и верхней челюсти, можно ощутить некоторое дрожание-вибрирование. Это значит, что звук идет верно, без препятствий, что он попал в маску, то есть в кости лица, и отражается в ней.

Упражнение 2

Вывести в маску звук [М], который как бы разрывает сомкнутые губы гласным звуком [А]. Нижняя челюсть естественно опускается. Звук дол­жен быть довольно продолжительным; следить за тем, чтобы при разрыве губ не появлялось призвука гнусавости, которая вызывается тем, что неб­ная занавеска не поднимается и не закрывает прохода звука в носовую по­лость. Сочетание звуков [МА] взять в разных высотах.

Упражнение 3

На одном дыхании вывести сочетание звука [М] с тремя гласными — [А], [О], [У] и [И], [Э], [Ы]. Стараться все звуки произносить на одной вы­соте и направлять в маску. Следить за отсутствием напряжения, опорой и точной артикуляцией всех звуков.

Протяженность звуков характеризует определенную мелодию, которую принято называть «распевной интонацией», так как это звучание прибли­жается к протяжному певческому. В отличие от «распевной интонации» в тренировке голоса развивается такое звучание, которое называется «рече­вой интонацией». «Речевая интонация» отличается отсутствием протяжен­ного звучания гласных и приближается к разговорной мелодии.

Упражнение 4

Задача упражнения — добиться правильного посыла звука в маску в ре­чевой и распевной интонациях. На одной высоте нужно постараться про­изнести сочетание звука [М] с тремя любыми (более верными) гласными, затем новый вдох — и новое сочетание.

б) на одном вдохе — МА, МО, МУ или НА,

г) на одном выдохе — МИ, МЭ, МЫ или НИ. В процессе упражнения необходимо следить за тем, чтобы не форсировать звук, посылать его в маску, держать опору.

Проделать упражнение в различных высотах.

Упражнение 5

Произносить на одном выдохе следующие согласные: ЖЖЖЖЖЖЖЖ — 3333333333 — НЬНЬНЬНЬНЬНЬ. Эти звуки по своей тембральной окраске тя­готеют к различным резонаторам: Ж — ближе грудному звучанию, 3 — сере­дине или «смешанному», среднему резонатору, НЬ — верхнему (головному, лицевому). Произнося подряд все согласные, постарайтесь проверить вибра­цию звука во всех резонаторных полостях, прикладывая руку к груди, к лице­вым костям (иначе маска). Попробуйте переводить звучание всех согласных в различные резонаторы.

Упражнение 6

На звуке [У] воспроизведите гудок трех теплоходов: большого, средне­го и маленького. Последовательность гудков безразлична. Вы должны ус­лышать три различные высоты вашего голоса. Проверьте резонаторы. Хо­рошо вытягивайте губы вперед при образовании звука [У]. Три услышан­ные и верно воспроизведенные высоты будут в какой-то степени опреде­лять диапазон вашего речевого голоса.

Упражнение 7

Взять воображаемый мяч, определить для себя, какой он величины и начать «играть», ударяя им об пол. При этом считать до десяти, на каждый счет ударяя по мячу, чтобы он «отскакивал» от пола. Затем, также считая до десяти, подбрасывать мяч на каждый счет вверх, потом снова ударять мячом об пол и считать до десяти. Каждый раз считать на одном выдохе. Повторить эту игру несколько раз. Вы услышите, что с изменением поле­та мяча изменится и высота вашего голоса: мяч внизу — звук голоса ниже, мяч вверху — звук голоса выше. Следить, чтобы звук не был напряжен­ным, не тянуть сильно вверх шею, когда мяч летит вверх.

Упражнение 8

Собака (назовем ее Бобик) убежала, ее надо вернуть домой. Звать бу­дем три раза: один раз с далекого расстояния, затем с более близкого, и, наконец, собака будет около вас. Повторять кличку собаки несколько раз в быстром темпе, кроме последнего (собака около вас). Последователь­ность упражнения: произнести слово «Бобик» на одном дыхании десять раз (собака далеко) — остановка — произнести слово «Бобик» десять раз (собака подошла ближе) — остановка — повторить кличку несколько раз, но более медленно (собака подошла к вам). В упражнении должна ме­няться высота звука.

Упражнение 9

Принцип и задача те же, что и в предыдущем упражнении, но теперь собака бежит на зов без остановки, поэтому повторять ее кличку от высо­ких нот к низким через средние без остановки на одном дыхании. Произ­носить кличку столько раз, насколько хватит дыхания.

Упражнение 10

Вспомнив различие высот вашего голоса, которое появилось в преды­дущих упражнениях, посчитайте до десяти на одном дыхании в трех раз­личных высотах; после каждого счета до десяти нужно делать остановку, чтобы взять дыхание и услышать следующую высоту.

Упражнение 11

Произнести фразу «Я вам приказываю» с повышением по строчкам, на­чав с удобной нижней высоты. Всего пройти пять-шесть ступеней, не уходя в крик. Произнести данную фразу, оправдывая ситуацию (оправданием мо­жет быть, например, то обстоятельство, что приказ не выполняется).

Упражнение 12

В упражнении участвуют два человека. У первого фраза «Накажу!», у второго «Нет!». Первый произносит свою фразу в повышении по строч­кам, второй идет на понижение. Первый приказывает, второй отвечает. Не­обходимо оправдать диалог предлагаемыми обстоятельствами.

ПРЕДИСЛОВИЕ. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ 5

1.1. Анатомо-физиологические механизмы речи. 5

1.2. Звукопроизносительные характеристики устной речи. 9

1.3. Акустические характеристики устной речи. 13

ГЛАВА II. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. 27

Раздел 1. Технология логопедического обследования. 27

2.1.1. Этапы логопедического обследования. 27

2.1.2. Технология логопедического обследования детей

2.1.3. Особенности логопедического обследования при различных нарушениях речи 49

2.1.4. Нейропсихологический подход к обследованию речи. 56

Раздел 2. Технологии коррекции звукопроизношения. 57

2.2.1. Этапы коррекции звукопроизношения. 57

2.2.2. Технология постановки разных групп звуков. 59

2.2.3. Особенности коррекции звукопроизношения при дизартрии. 64

2.2.4. Особенности коррекции звукопроизношения при ринолалии . 70

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

источник

После публикации трех статей, в которых директор НИЦ Биокибернетики Андрей Блудов разъяснял механизм заикания, в редакцию продолжают поступать письма с вопросами. Сегодня Андрей Анатольевич продолжит ответы на них — пояснит, какие изменения происходят с голосом заикающегося человека.

Что такое «свой голос»?

Для того чтобы описать патологические изменения в голосе, необходимо четко определить, каким он должен быть в норме.

Несмотря на неповторимую уникальность каждого человека, существуют общие принципы развития голоса, его мутации и становления. В каждом возрасте природа выбирает один из нескольких возможных анатомических резонаторов организма и делает его ведущим, главным. Выбор зависит от возраста и гормонов, которые определяют длину голосовых связок, наследственных анатомических особенностей и т. д.

Интересный факт: если рассчитать длину звуковой волны крика новорожденного, то получается, что она равна длине позвоночника его мамы. Таким образом, мама в прямом смысле «спинным мозгом чувствует» голос своего малыша. И еще одно «мистическое» совпадение. Высота стандартного камертона, по которому настраивают все музыкальные инструменты — нота ля первой октавы — также совпадает с высотой крика новорожденного.

К шести годам голос ребенка становится приблизительно в два раза ниже, а диапазон увеличивается на октаву. Следующий этап — это мутация голоса, когда в период полового созревания происходят кардинальные изменения в анатомии и гормональном статусе. Плюс еще одна октава — очередное понижение высоты голоса. И последний раз она понижается в возрасте около 18 лет, знаменуя собой окончательное физиологическое взросление организма. Каждому периоду свойственны свои опасности и шансы, изменяющие течение логоневроза или заикания.

Мутация голоса, является благоприятным периодом для коррекции заикания. И вот почему. Вспомним, что заикание связано с повышенным тонусом двигательного речевого центра Брока, который руководит, кроме всего прочего, тонусом голосовых связок, вызывая их спазмы. Если провести аналогию между голосовой связкой и струной, то нетрудно понять, что повышенный тонус голосовых связок — это перетянутая струна, которая звучит неестественно высоко. Именно поэтому у всех заикающихся мы обнаружили более высокий голос, чем следовало ожидать исходя из их анатомии.

Во время мутации голоса происходит увеличение длины голосовых связок, т.е. увеличение длины струны и понижение основного тона. Появляется шанс снижения спастической готовности, и было бы грешно им не воспользоваться.

Возникает естественный вопрос — выходит, что люди с низкими голосами не заикаются? Именно так и есть, как показала практика и наши наблюдения. Вы не услышите среди заикающихся мужчин бас или приятный мужской баритон. За свой многолетний опыт я только один раз видел девушку с глубоким женским голосом и весьма незначительными речевыми проблемами, и то эти проблемы возникали только в момент волнения, когда ее голос сбивался на более высокий. Мы проанализировали динамику высоты голоса в процессе речи наших пациентов и выяснили, что непосредственно перед моментом заикания появляется мощный спазм гортани и чрезмерное натяжение голосовых связок, что на долю секунды приводит к повышению голоса почти в два раза — на октаву! Если этот короткий период растянуть во времени в десять раз, вы услышите взвизгивание.

Все вышесказанное можно свести к несложной формуле: если высота голоса находится в «спастической зоне» — рано или поздно ждите спазма.

В центре мы ставим высоту голоса после анатомических измерений наших пациентов, дополнительно определяя длину позвоночника и некоторые другие параметры — это наше ноу-хау. Могу сказать только, что в нахождении антропометрических соответствий используется принцип «золотого сечения», как это делал Леонардо да Винчи.

Чтобы полноценно научиться владеть своей речью, необходимо увидеть, как работает речевой аппарат. На дисплее компьютера пациент видит работу его собственных голосовых связок, «идеальную» зону и «зону спастической готовности». Для маленьких пациентов высоту голоса врач настраивает в пассивном режиме.

(Продолжение темы — в нашем следующем выпуске)

источник

Как избавиться от заикания? Как перестать заикаться при разговоре? Эти вопросы волнуют людей, так или иначе причастных к этой проблеме. Невозможность полноценного общения, вынужденная изоляция, низкая самооценка существенно ухудшают качество жизни. Что делать? Постараемся в этой статье ответить на поставленные вопросы.

У заикающихся людей нарушен ритм речи. Вместо плавного размеренного течения она спотыкается, застревает на отдельных звуках и словах, чем создает мучительное психоэмоциональное напряжение от неспособности человека высказаться.

Читайте также:  Афобазол при заикании у детей

При этом нарушается слаженная работа артикуляционного аппарата, дыхания и голоса.

Судорожные движения мышц, гримаса на покрасневшем лице и вздувшиеся жилки на шее, сбивчивое дыхание и напряженный голос — так выглядит заикание.

В логопедии заикание — это нарушение речи, выражающееся в повторении или удлиненном произношении звуков, слогов; либо речь, ритмичность которой нарушена частыми остановками и нерешительностью произнесения.

Если у заикания невротические корни, то это — логоневроз.

Есть ли другие причины, кроме как “от нервов”? Есть.

Почему в одной и той же ситуации, скажем, при сильном испуге, одни люди начинают заикаться, а других эта проблема обходит стороной? Из-за чего люди заикаются? Причин появления недуга много и они очень индивидуальны.

  • в детском возрасте с 2,5 до 5-6 лет, когда ребенок начинает говорить и очень активно включается в этот процесс, испытывая информационные перегрузки;
  • при повышенной эмоциональности, ранимости, впечатлительности, когда человек чересчур восприимчив и чувствителен к проявлениям внешнего мира;
  • в раннем возрасте, если ребенок растет в неблагополучной семье, являясь свидетелем конфликтных ситуаций и агрессивных разборок между родителями;
  • будучи подростком, когда эмоции “зашкаливают”;
  • вследствие генетической предрасположенности;
  • в любом возрасте, если есть другие нарушения речи, связанные с поражением головного мозга;
  • при наличии заболеваний центральной нервной системы, например, склонность к судорогам и тикам.

Заикание у взрослых возникает реже, чем у детей. Во взрослом возрасте человек начинает заикаться, как правило, в результате психоэмоциональной травмы.

По причине возникновения заикание бывает двух видов и может:

  • иметь невротическую форму, если связано с психологической травмой;
  • быть неврозоподобным, если нарушена центральная нервная система.

При невротическом заикании возникает способность не заикаться при разговоре в спокойной обстановке. В случаях с определенной долей стресса, например, при выступлениях на публике или разговоре с незнакомым человеком, речевые судороги создают непреодолимое препятствие для этого. И тогда страх говорить и избегающее поведение дополняют перечень характерных признаков логоневроза.

При неврозоподобном заикании нарушение речи возникает как следствие физического и психического развития.

Проявляется заикание тоже по-разному и бывает следующих типов:

  • Тонический, когда возникает спазм речевых мышц, и человек не может произнести ни слова или с трудом озвучивает определенный звук; возникает пауза, лицо напряжено, может даже не хватать воздуха.
  • Клонический, когда при непроизвольном сокращении речевых мышц человек заикается при разговоре, повторяя звуки, слоги, слова многократно.
  • Смешанный, когда имеет место проявление двух типов.

Помогая себе выговаривать звуки, заикающийся человек может делать сопутствующие движения, например, стучать кулаком по бедру, притопывать ногой.

При желании скрыть дефект возникает напряженная поза, бегающий взгляд, избегающий взгляда собеседника, тремор рук и молчание при каждом “удобном” случае.

Как же вовремя распознать, что речь не в порядке, и не искать ответов на вопросы: “Почему люди заикаются?” и “Что делать, если заикаешься при разговоре?”

Основные симптомы недуга в любом возрасте одинаковы. Это запинки, нарушающие плавное течение речи: повторы, затяжные звуки, остановки на начальном слоге. Процесс сопровождается непроизвольным сокращением мышц лица, напряжением рук, сбившимся ритмом дыхания. Страх, тревога, беспокойство — эмоции, сопутствующие заиканию.

Следует отметить, что в возрасте 2-5 лет, когда ребенок только учится разговаривать, многократное повторение слов, повышенная эмоциональность при отсутствии какого-либо напряжения и совсем не плавная речь — это нормально.

Заикание у взрослых протекает сложнее и сопровождается тревожностью, учащенным сердцебиением, ощущением удушья, хаотичными движениями. Паника в людных местах, уход от общения, трудная адаптация в социуме — все это только подчеркивает серьезность проблемы заикания и заставляет искать пути его преодоления, чтобы навсегда перестать заикаться.

Лечение заикания у взрослых и детей дает положительный результат при комплексном подходе с участием следующих специалистов:

1. Логопед поможет слаженной работе артикуляционного аппарата, откорректирует неправильное произношение звуков, научит плавно и правильно разговаривать.

2. Психотерапевт отследит момент возникновения заболевания, научит справляться с волнением, тревогой, беспокойством, чтобы перестать заикаться. При необходимости проведет сеанс гипноза.

3. Невролог оценит состояние нервной системы, назначит соответствующую терапию.

4. Рефлексотерапевт при помощи иглоукалывания сможет содействовать избавлению от заикания.

Таким образом заикание поддается коррекции.

Современные методики преодоления заикания основаны на сочетании коррекционной и лечебно-оздоровительной работы. При разработке реабилитационных мер учитываются форма и тип заболевания, индивидуальные особенности в каждом конкретном случае.

При невротической форме основной упор делается на стабилизацию эмоциональной сферы человека, снижение возбудимости нервной системы. Это и медикаментозное лечение от заикания в виде таблеток, и различные психотерапевтические приемы, например, гипноз, аутогенная тренировка. На фоне этого занятия с логопедом эффективнее способствуют устранению заикания.

При неврозоподобной форме с органическим поражением головного мозга назначают лекарства — спазмолитики и транквилизаторы, проводят длительную коррекционную работу по восстановлению психических процессов.

Лечить заикание у взрослых и детей успешно помогают лечебно-оздоровительные мероприятия, которые оздоравливают нервную систему и включают в себя:

  • соблюдение режима дня с достаточным временем для отдыха, отсутствием физических и нервных перегрузок, полноценным сном;
  • организацию здорового питания;
  • создание благоприятной внешней среды — это и благоустроенность помещения, и доброжелательное окружение — все, что способствует жизнерадостному настроению;
  • закаливание в виде прогулок на свежем воздухе, спортивных развлечений, водных процедур;
  • лечебную физкультуру с физическими упражнениями и занятиями ритмикой под музыку;
  • беседы с психологом, когда слово лечит — разъясняет, убеждает, обучает, воодушевляет, меняет взгляд на себя как на личность, помогает адаптироваться в социальной среде.

Музыкально-ритмические упражнения являются очень эффективными при заикании. Это и танцы, и отстукивание такта, и пение, и чтение стихов с соответствующими движениями. Во время таких занятий координация движений благоприятно влияет на плавность речи, благодаря музыке улучшается эмоциональное состояние, а самое главное, рождается сила духа и вера в себя.

Лечится ли заикание у взрослых? Все индивидуально и ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Чем раньше выявлено заболевание и начато лечение, тем благоприятней прогноз для лечения логоневроза. Но даже в запущенных случаях описанные выше методики сдвинут процесс с мертвой точки в сторону положительной динамики. Надо только не сдаваться, а прилагать усилия и верить в успех.

Вылечить заикание у детей удается в 70% случаев — так утверждает статистика.

Если вы чувствуете в себе силы, чтобы избавиться от заикания раз и навсегда в домашних условиях и перестать заикаться при волнении, попробуйте средства народной медицины и примите на вооружение несколько действенных советов:

  1. Такие травы, как валериана, зверобой, мята, мелисса, ромашка, пустырник успокоят нервную систему, окажут укрепляющее воздействие на психику.
  2. Ароматерапия с маслами бергамота, апельсина, пачули, лаванды в составе массажного крема либо в аромалампе поможет вам бороться с заиканием в качестве дополнительного метода.
  3. Пойте. Во время пения работа речевого аппарата исключает заикание. Не умеете? Пойте для себя, почувствуйте свободу самовыражения и не ставьте себе оценок.
  4. Дыхательная гимнастика вкупе с другими вашими действиями поможет убрать заикание — плавная речь невозможна без размеренного дыхания.
  5. Ведите дневник, ну или подберите себе занятие, где можно выражать свои мысли не устно, не в разговоре, а письменно, в спокойной обстановке, располагающей к размышлению. Мысленно проговаривая слова и предложения, вы не будете запинаться.
  6. Ограничьте по возможности поток информации, дайте отдых голове, больше занимайтесь творчеством. Очень полезны медитации, йога, массаж, путешествия.

Если у вас в семье стал заикаться ребенок, помогите ему, следуя следующим советам:

  1. Разговаривайте с ним медленно, почти по слогам, спокойно выговаривая слова.
  2. Не одергивайте, не перебивайте ребенка, если он взахлеб пытается что-то вам сказать. Возьмите его за руки, так вы поможете ему успокоиться и продолжить говорить в нормальном темпе.
  3. Читайте добрые сказки, пересказывайте их, обсуждайте сюжеты, задавайте и отвечайте на вопросы. В домашней обстановке с близкими любящими людьми малышу психологически легче будет справиться с проблемой.
  4. Относитесь бережно к его чувствам. Если ему некомфортно разговаривать в какой-то ситуации, не заставляйте его.
  5. Создайте дома спокойную, доброжелательную атмосферу. Недопустимо дразнить, подражать заиканию, пренебрежительно относиться.
  6. Приучайте ребенка добросовестно трудиться и не пропускать занятия по коррекции речи, чтобы перестать заикаться.

Что бы ни утверждала статистика, желание, вера в себя, упорство и уверенность в успехе всегда дают результат. Это как раз те качества, которых так не хватает для того, чтобы перестать заикаться. Начните с этого. Это непросто, но попробовать стоит!

источник

Вы никогда не замечали, как ваш ребенок начинает повторять одно и то же слово или звук во время эмоционального рассказа? Я столкнулась с этой проблемой, когда моя Настенька в возрасте четырех лет начала говорить с запинками, паузами и прерываниями. Иногда она повторяла слоги и словосочетания.

Содержание статьи:

Логопед объяснил, что подобное нарушение речи может быть вызвано множеством причин и носит название «логоневроз». Оказывается, заикание несет определенную опасность для человека. Поэтому важно избавиться от него еще в детском возрасте. Я выбрала в качестве метода борьбы с логоневрозом пение.

Дети дошкольного возраста еще только познают окружающий мир и людей. Даже малозначительная ситуация кажется им волнительной. Я стала замечать, что появление запинок в речи у дочери связано с психологическими причинами.

А именно она заикалась в следующих ситуациях:

  1. Общение с незнакомыми людьми.
  2. В аудитории, где много людей.
  3. Необходимость отстаивания своей точки зрения.

Ни у кого из моей семьи или родственников мужа подобных проблем не было. Вполне возможно, что нарушение речи стало следствием поражения ЦНС . Именно с таким диагнозом нас выписали из родительного дома.

Самостоятельно выявить причину заикания не так-то просто. Поэтому при первых признаках нарушения речи стоит обратиться к специалисту, который выявит форму заболевания и провоцирующие факторы .

Мы долго думали, в какую секцию отдать ребенка. Настя любит петь, часто устраивает нам с мужем целые концертные представления. У нее прекрасный слух и есть чувства ритма.

На вокал мы отдали ее и по другим причинам:

  1. Пение развивает мозг. Вокал тренирует память, ребенок учится запоминать тексты.
  2. Повышение уверенности в себе. Если малыш выступает на сцене с ранних лет, это пригодится ему во взрослой жизни. Не секрет, что успехов добивается тот, кто уверен в себе больше, чем другие.
  3. Полезное времяпровождение. Если ребенок ничем не занят, у него остается много энергии, которую нужно куда-то направлять.
  4. Культурное просвещение. Занятия пением предусматривают знакомство с нотами, композиторами и их произведениями. Ребенок с музыкальным образованием обладает более тонким вкусом.
  5. Дисциплина и упорство. Ребенок учится добиваться поставленных целей.

В группе Настя оказалась самой младшей. Остальным девчонкам уже исполнилось по 5 лет. Несмотря на юный возраст, дочка успешно справлялась с программой занятий. Учитель подбирал для девочек репертуар, который соответствует объему их голоса.

Каждые три месяца в секции проводят показательные выступления. Мы приходим всей семьей посмотреть на Настеньку. Приятно видеть, как эти крохи поют песни о маме, весне и Родине. Скоро дочку ждет сольное выступление на городском конкурсе. Я уверена, что у нее все получится!

Наверняка, многие слышали о целебных свойствах музыки. Пение также благотворно влияет на организм человека.

Его польза заключается в следующем:

  • Выработка гормона радости.
  • Избавление от бессонницы.
  • Повышение иммунитета к стрессам.

Во время пения ребенок учится работать со звуками (интервалами, силой, ритмом, высотой и т.д.). Он снимает внутреннее напряжение, достигает равновесия речи .

Вокал – это в своем роде искусство правильного дыхания. Сегодня никого не удивляет, что доктор выписывает больному бронхиальной астмой занятия пением.

Ученые давно доказали, что регулярное исполнение различных композиций избавляет от заикания. Происходит это из-за того, что в процессе пения одно слово плавно перетекает в другое, сливаясь с музыкой. Основное препятствие, которое заключается в произношении первой буквы, сглаживается.

Уже через 8 месяцев после занятий вокальным искусством моя дочь справилась с легкой формой заикания. Исчезли речевые дефекты – запинки, повторения. Ее голос стал звучать громче и увереннее. Проблемы с произношением исчезли сами собой.

Если у вашего ребенка средняя или сложная форма логоневроза, то вылечиться с помощью одного пения вряд ли получится . Зато оно может стать частью комплексной терапии, хуже от этого точно не будет.

В качестве профилактики заикания мы занимались голосовой и мышечной гимнастиками. Во время них кроха должен держать головку прямо и смотреть на вас.

Выполняются упражнения следующим образом:

  1. Поют гласные в различных комбинациях: АААОООУУУИИИ и т.д. При этом регулируют громкость. Поочередно издают звуки то тихо, то громко.
  2. Меняют интонацию при распевке. Поют грустно, весело, ласково, сердито и т.п.
  3. Изображают звуки предметов. Например, удар мяча об стену или пол.

Во время заикания ребенок начинает напрягать мышцы лица и шеи, ему будто не хватает воздуха. Поэтому важно научить его расслабляться. Для этого попросите его крепко сжать кулаки на несколько секунд, а потом максимально расслабиться. Такое упражнение можно проделывать с любой частью тела. Эффективны также тренировки мышц артикуляционного аппарата . Во время них малыш надувает и спускает щеки, хлопает губами, как рыбка.

В заключение хотелось бы дать несколько советов родителям, чьи дети страдают логоневрозом:

  • Не нужно кричать на ребенка, выяснять при нем отношения. Важно оградить его от стресса.
  • Обратите внимание на ситуации, при которых малыш начинает заикаться.
  • Говорите со своим чадом четко, медленно и понятно.
  • Если малышу некомфортно, не надо заставлять его говорить.
  • Уделите особое внимание профилактике простудных заболеваний, укреплению иммунитета и питательному рациону.

Если у ребенка нет проблем с речью, это не повод отказываться от занятий вокалом. Пение способствует улучшению психического и эмоционального состояния малыша, устранению комплексов и страхов . Учите своих детей петь и водите их в музыкальные кружки. Вы увидите, как изменится в лучшую сторону ваш малыш и поймете слова Генриха Гейне: «То, что отнимает жизнь, возвращает музыка».

источник