Меню Рубрики

Появление заикания при волнении

Принято выделять три степени заикания. •Легкая степень. Ребенок заикается, когда волнуется или торопится, но ему удает.

Принято выделять три степени заикания.
•Легкая степень. Ребенок заикается, когда волнуется или торопится, но ему удается справиться с речевой судорогой практически незаметно для окружающих.
• Средняя степень. В знакомой, спокойной обстановке малыш говорит с небольшими задержками, но если ситуация становится напряженной, эмоционально значимой, качество речи немедленно ухудшается.
• Тяжелая степень. Ребенок заикается в любой ситуации, а если испытывает волнение, напряжение или стресс, он практически не способен говорить.

Как показывает практика, даже самые маленькие дети почти всегда понимают, что у них есть проблема, и пытаются избавиться от нее своими силами, что не приносит результата, но «обогащает» ребенка системой уловок и маскировок внешнего симптома – речевой судороги. А эта система, в свою очередь, способствует развитию определенных психологических особенностей: робости, пассивности, стеснительности, неуверенности в себе и своих действиях, зависимости от мнения окружающих по поводу своей речи. Маленькому ребенку с заиканием вдвойне тяжело – он беспомощен перед своей бедой, его жизненный опыт слишком мал, чтобы служить опорой для борьбы с проблемой.У многих детей, страдающих заиканием, во время комплексного обследования выявляются повышенная возбудимость, раздражительность, обидчивость, неуравновешенность, негативизм, физическая ослабленность, плохой сон и аппетит. Нарушения речевого и общего моторного развития, по нашему мнению, являются следствием заболевания нервной системы или его осложнением. Родители должны понимать, что специфический образ речи (то, как говорит малыш), который определяется заиканием, как правило, формируется на фоне невротических или неврозоподобных заболеваний, органического поражения центральной нервной системы, а на почве этих нарушений возникают психологические отклонения, оказывающие отрицательное влияние на личность ребенка.
Речевая судорога, которая вызывает задержку речи, – это только внешний симптом. Беда заикающегося малыша не в запинках, а в том, что он становится психологически зависимым от своего недостатка, от мнения других людей о своей речи, беда в том, что у маленького человека формируется комплекс собственной неполноценности, а заикание предстает в виде некоего значимого явления, определяющего его жизнь.
Но такой печальный прогноз ждет только тех, кто не прилагает никаких усилий к преодолению проблемы – проблемы, а не трагедии. Многое предстоит сделать вам, уважаемые родители, ваша задача – создать благоприятную домашнюю обстановку, с любовью относиться к ребенку, быть терпеливыми, выступить единым фронтом с врачами, педагогами и психологами. Только тогда вместе с малышом вы добьетесь успеха.
Когда родители приводят ребенка, страдающего заиканием, на прием к специалистам, первым делом многие из них сообщают: «В роду ни у кого не было ничего подобного, откуда же это взялось у нашего малыша?». Действительно, иногда заикание имеет наследственную природу, но подобные случаи встречаются редко. Дело в том, что речь не является врожденной функцией – она развивается в процессе общения ребенка с окружающими людьми. Успешное освоение речевых навыков зависит именно от того, насколько продуктивным будет это общение, иными словами, правильность и полноценность речи определяется системой и характером воспитания. Недаром в педагогике существует понятие благоприятная речевая среда – то есть среда, которая положительно влияет на развитие ребенка, в частности на развитие его речи.
К сожалению, на консультации у специалиста некоторые родители пытаются выяснить, переходя на повышенные тона, кто больше виноват в том, что их ребенок заикается. Зачастую это происходит в присутствии ребенка. Нельзя сказать, что «дискуссии» подобного рода благоприятно сказываются на состоянии не только речи, но и всей нервной системы ребенка. Не стоит обвинять друг друга – это неблагодарное занятие, лучше объединить усилия и сделать все для того, чтобы ребенок рос счастливым и здоровым. Одно из самых важных условий – мир в доме и любовь родителей к ребенку и друг к другу.
Заикание – достаточно коварное и непредсказуемое нарушение. Оно может усиливаться очень медленно, почти незаметно для окружающих, или бурно прогрессировать. Сначала могут наблюдаться лишь легкие запинки в эмоционально значимой или стрессовой ситуации, при утомлении, усталости, ухудшении физического здоровья. Но не будем забывать, что речевая судорога – это только внешний симптом болезненного состояния, что-то вроде верхушки айсберга.

источник

Нет секрета в том, что заикающиеся люди сталкиваются с дополнительными трудностями в жизни. Оно мешает нормальному общению и социализации. Особенно актуальна эта проблема для детей. Совершенного средства лечения в настоящий момент не существует, но есть общие рекомендации, которые помогут разобраться с тем, как перестать заикаться при волнении.

Под заиканием понимается спровоцированное судорожным состоянием мышц речевого аппарата нарушение речи, выражающееся в её темпо-ритмической организации. В медицине это заболевание часто именуется логоневрозом.

В настоящий момент причины развития заикания не установлены. По результатам последних исследований логоневроз порождается изменениями в функционировании некоторых структур нервных моторных и речевых центров — верхней лобной извилины и центра Брока.

Выделяют две формы заикания:

Неврозоподобная форма заикания обусловлена наличием патологических нарушений в деятельности мозговых структур, которые отвечают за речь, моторику и артикуляцию. Этот недуг редко проявляется только при волнении. Для его лечения необходимо использование медикаментозных препаратов с привлечением различных терапевтических методик.

Невротическая форма заикания вызвана психологическими факторами. Это могут быть расстройства (неврозы), психотравмирующие переживания, стрессовые ситуации, страх, испуг. Для этой формы характерно ситуационное проявление симптомов, т. е. нарушения в речи проявляются преимущественно в моменты волнения.

Важно понимать механизм, который приводит к заиканию. Волнение — эмоциональное состояние, проявляющееся как ответ нашей психики на какие-либо события, которые происходят, происходили или ожидаются в будущем. Эта эмоция заставляет наш организм мобилизоваться, подготовиться к возможным последствиям.

Состояние волнения сопровождается напряжением и спазмами мышц. Судорожные сокращения мышц речевого аппарата приводят к нарушениям речи. Напряжение сказывается на дыхании. Нарушение естественного процесса дыхания — ключевой фактор, оказывающий влияние на речь.

Многие люди, которые никогда не сталкивались с заиканием, в состоянии сильного волнения часто испытывают трудности с дыханием и речью. Заикание при волнении — это результат спазмов мышц при вдыхании воздуха.

Исходя из вышеизложенных причин развития нарушений речи получается следующее: чтобы перестать заикаться при волнении, нужно устранить первопричину — само волнение. От него в жизни избавиться невозможно, но натренировать грамотную реакцию на возникновение этого эмоционального состояния — да.

Заикание при волнении — заболевание, которое имеет функциональную, личностную и социальную стороны. Для эффективного лечения нужно прибегать к комплексным мерам, которые включают терапевтические, педагогические и реабилитационные методики.

Практикуемые способы лечения:

  • лекарственные препараты седативного действия;
  • расслабляющий массаж;
  • дыхательные и речевые упражнения;
  • психологические тренинги по перестройке мышления.

Чтобы перестать заикаться при волнении, нужно выполнить три основных условия:

  • научиться управлять дыханием;
  • минимизировать влияние мышечных сокращений на речь;
  • сформировать нормальное психологическое отношение к волнению, общению, заиканию.

Комплексная логопедическая программа лечения заикания включает 4 блока.

  1. Расслабление языка и губ.
  2. Контроль сокращений мышц лица.
  3. Нормализация дыхания через диафрагму (живот).
  4. «Протягиваемое» произношение гласных букв.
  • небольшой диафрагменный вдох;
  • произношение определённых звуков на коротком выдохе.

Дыхательная гимнастика — одно из лучших средств при нарушениях речи. Если вы волнуетесь или вам предстоит сложный разговор, найдите уединенное место и сделайте простое упражнение.

  1. Исходное положение — стоя, выпрямившись с опущенными руками.
  2. Наклон вперёд, с опусканием головы и рук.
  3. Быстрый вдох в согнутом положении.
  4. Неполное поднятие тела и головы, вдох и выдох.
  5. Новый наклон и вдох.
  6. Упражнение делается восемь раз, по восемь подходов.

Рекомендации по устранению заикания при волнении помогут вам успокоиться.

  1. При разговоре следите за расслабленным состоянием рук, шеи, плечевого пояса и спины.
  2. Мысленно не заостряйте внимания на заикании. Для окружающих оно не является серьёзной проблемой.
  3. Речь во время разговора должна быть медленной, с акцентированием внимания на паузах и знаках препинания. Слова нужно произносить низким голосом, однообразным тоном.
  4. Не спешить при разговоре. Быстрая речь провоцирует сбивчивость дыхания.
  5. Дыхание и речь развивают пение, скороговорки, чтение книг вслух.
  6. Сознательное участие в публичных выступлениях.
  7. Разговоры с собой перед зеркалом медленным и тихим голосом по тридцать минут каждый день. Важно привыкать к одновременному разговору и созерцанию «собеседника». Во время разговора вспоминайте эту практику и успокаивайтесь.
  8. Позитивное мышление при разговоре.
  9. Выписывание на листок бумаги конкретных слов, на которых происходит заикание. Тренировка их произношения медленно и по слогам.

Совет, который поможет избавиться от волнения перед разговором:

  • сделать сильный вдох через рот;
  • медленно выдохнуть через нос;
  • начать говорить медленно, выговаривая слова.

Стоит помнить, что универсального средства борьбы с рассматриваемым недугом нет. Важно установить причины и особенности заикания, пробовать проверенные методики борьбы с этим заболеванием.

источник

Невротическое заикание – расстройство нервной системы, отражающееся на плавности и ритме речи пациента. Патология также известна под названием «логоневроз».

Заикание у взрослых и детей может возникнуть на фоне затяжного стресса, при или после перенесённого эмоционального шока. Ежегодно десятки тысяч человек обращаются с подозрением на логоневроз к логопедам и неврологам.

Рассмотрим подробнее, какая форма заикания вызывается психогенными причинами и психотравмами, что предшествует возникновению приобретенного логоневроза невротической формы, чем обусловлен механизм заболевания.

Невротическое заикание (либо логоневроз) – одна из форм нарушения речевых функций, которая выражается в искажении ритма разговора, появлении речевых повторов и невротических запинок.

Данное заболевание, подобно аналогичным заиканиям, формируется вследствие тонических и тоникоклонических судорог в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре.

Логоневроз тесно связан с психотравмирующими событиями, благодаря чему он относится к группе неврозов. Однако заболевание также может быть вызвано внезапно.

В группе риска находятся дети. Главным образом во время активного формирования речевых функций. Кратковременные запинки речи наблюдаются у 4-х детей из 100.

Основной причиной появления невротических запинок является влияние психотравмирующей ситуации либо затяжного дистресса.

В случае единоразового разрушительного психоэмоционального события заболевание может пройти через некоторое время, более серьёзные последствия (вплоть до преходящего мутизма) выражаются вследствие продолжительного пребывания в неблагоприятной для психики среде.

Можно ли начать заикаться от испуга? Примеры психогенных причин заикания у детей и взрослых:

  • стресс, сильный испуг или сильный гнев;
  • чрезмерная нагрузка при обучении разговорной речи;
  • нарушение семейных ролей и функциональности семьи у детей;
  • подражание разговору заикающегося родственника или друга;
  • потеря близкого человека;
  • проблемы любовного характера.

Зарождение и формирование логоневроза в современной медицине ещё недостаточно изучено.

Предположительно, при воздействии острых стрессовых ситуаций невротические запинки развиваются посредством появления устойчивой патологии условно-рефлекторных функций. А окончательное закрепление болезни – формированием моторного автоматизма.

Можно сделать предположение, что в возрасте с 2-х до 4-х лёт на заикание влияет патологическое закрепление естественных речевых запинок, характерная для данного возрастного периода формирования речевых функций (т.н. функциональное заикание).

Как показывает статистика, зачастую заикание на ранних стадиях начинает проявляться среди детей 3-5 лет. Осложнение симптоматики и сопутствующих невротических реакций можно наблюдать в основном среди подростков, в периоде 15-17 лет.

Читайте также:  Особенности развития личности детей с заиканием

Процесс осложнения связан со стремительными возрастными переменами в организме человека. Логофобия (страх речи) формируется именно в период пубертата, также появляется субдепрессивные изменения настроения, возникают разного рода астенические и сомато-вегетативные расстройства.

Последствия перенесения повреждения психики могут проявляться в виде мутизма по причине торможения в зонах речедвигательного анализатора. Мутизм выражается в отказе больного от использования речи.

Длительность «периода молчания» варьируется в зависимости от состояния нервной системы, а также тяжести травмы. Торможение влияет на отделы коры и подкорки головного мозга, захватывает ствол и ретикулярную формацию.

Заикание является только симптомом различных расстройств, из списка которых преобладают: синдром неврозоподобного нарушения речи и речевой невроз (логоневроз).

Другие виды патологии могут существовать в рамках кататонии, эпилепсии, деменции и т.д. В подобных случаях больного направляют на борьбу с главенствующим заболеванием.

Существует также заикание неопределённого происхождения, которое не укладывается целиком в дихотомию логоневроза – это неврозоподобный логосиндром резидуально-органического типа.

Впоследствии растормаживания появляются фрагменты диссоциации различных уровней ЦНС. У больного ребёнка идут отдельные слова, ломается темп, изменяется плавность речи и появляются запинки, ребенок заикается, когда волнуется или нервничает.

Влияние психологически неблагоприятной среды для пациента в таком состоянии может повлечь закрепление речевых дефектов и невротических реакций.

К симптоматике нервного заикания у детей может присоединиться синдром страха, характерный для детских неврозов: больной ребёнок начинает стремиться избежать речевых контактов, идёт нарушение коммуникативных функций.

В процессе взросления вероятно появление страхов и навязчивых мыслей, заикание появляется у взрослого человека при волнении. Речевые нарушения могут то исчезать, то возникать вновь.

Чем характеризуются движения детей, страдающих невротическим заиканием? Многие исследователи данной речевой патологии высказывают различные мысли касательно сопутствующих ритуальных движений у больного. На фоне психастенической акцентуации характера была диагностирована специфическая логофобия.

У учеников школ отмечались частые прикосновения ко лбу (жест напряжённой мысли). Работящие люди наблюдали у себя, например, при общении с начальством, переминание с ноги на ногу, прикосновения к мочке уха, похлопывание по определённой части тела.

Диагностика логоневроза проходит при наблюдении сразу нескольких специалистов. Опишем детально диагностическую схему: от обращения к врачам до постановки диагноза.

Как проходит диагностика невротического заикания:

  1. Обращение к специалистам в области логопедии и неврологии.
  2. Обследование речи пациента логопедом, определение нарушения темпа, ритма, плавности, наличие ошибок, повторов, растягиваний звуков и прочих дефектов.
  3. Полная неврологическая проверка состояния психического здоровья. В том числе проверка рефлексов больного.
  4. Назначение детального курса лечения.

Дифференциальную диагностику применяют для того, чтобы отличить невротическое заикание от неврозоподобного. Последний тип патологий возникает ввиду черепно-мозговых травм или множественных отклонений центрально-нервной системы.

В основном, неврозоподобное заикание сопровождается органическими изменениями личности: инертность, несменяемость эйфорического состояния, затруднённая переключаемость.

Во избежание органической природы заикания врачами в дополнение назначается проведение следующих исследований: МРТ, Эхо-ЭГ, ЭЭГ, РЭГ или КТ головного мозга.

Необходимо понимать, что невротическое заикание (когда ребенок или взрослый внезапно, резко начал заикаться) может являться сопутствующим заболеванием при определённых психических отклонениях (например: шизофрения, олигофрения, психопатия). В таких случаях больному назначают консультацию у психиатра.

Кроме того, невротическое заикание следует отличать от функционального заикания у детей. Последнее возникает из-за быстрого развития речи в возрасте 2-5 лет, когда полушария мозга не успевают созревать. Оно имеет временный характер и проходит само, не является истинным логоневрозом.

Можно ли и как вылечить заикание, возникшее от испуга? Логоневроз поддаётся коррекции. Прежде, чем преступать к лечению, требуется изучить и устранить повлекшую к патологии причину.

Лечение проводится медикаментозным и психотерапевтическим путём. Время и интенсивность курса зависит от сложности заболевания, для эффективности проводимых процедур следует точно придерживаться всех врачебных установок.

Список лечебных процедур для улучшения состояния пациента:

  • релаксирующий массаж – снятие тонуса речевого аппарата и улучшение кровообращение в теле;
  • дыхательная гимнастика – налаживание качественного дыхания;
  • настенная психотерапия – психологическое преодоление речевого барьера между больным и социумом;
  • медикаментозные средства – лечение серьёзных психических расстройств;
  • электросонотерапия – улучшение кровообращения, снижение болевой чувствительности;
  • психологические тренинги, арт-терапии и сеансы психоанализа – социализация больного, установление и самоизлечение болезни;
  • гипноз – расслабление тела и выяснение причин психотравмы у пациента.
  • Невротическое (в просторечье «на нервной почве») заикание у ребенка и взрослого чаще всего возникает вследствие перенесённого стресса. Неблагоприятные психологические факторы влияют на деструкцию речи человека. Симптоматика заболевания может как выражаться ярко, так и косвенно с попеременными рецидивами.

    Логоневрозу больше подвержены личности, обладающие слабой психоустойчивостью. Чаще всего заболевание характерно для раннего детского возраста, к примеру, ребенок внезапно испугался и после перенесенного испуга резко начал заикаться.

    В зависимости от тяжести заболевания и условий лечения, патология имеет благоприятный и неблагоприятный исходы. В случае прогредиентной (благоприятной) ситуации симптомы способны исчезнуть полностью.

    Что такое невротическое заикание, чем оно отличается от неврозоподобного, как можно его победить:

    источник

    Заикание относится к сложным нарушениям речи, которое проявляется в расстройстве воспроизведения звуков и соблюдения нормального ритма при высказывании. Во время заикания человек не может безостановочно выговорить отдельные звуки или слога. Часто заикание сопровождается судорогами органов артикуляции. Заикание также проявляется в слабой форме: затруднением устного общения, путем нарушения ритма речи и плавности произношения фраз.

    Если рассматривать процентное соотношение показателей здоровой речи по сравнению с заиканием, то 7-10% людей произносят слова с характерными перерывами или словами паразитами («эм-м», повторяющимися словами, междометиями), но, если данный показатель составляет более 10%, следует говорить о нарушениях речи, то есть о заикании.

    источник

    Добрый день. Хотел бы поговорить с вами о моей проблеме. Периодически у меня проявляются приступы сильного волнения, которому часто не бывает объяснения. В следствие такого волнения я начинаю заикаться. Это заикания происходит в двух формах. Первый вариант: заикания происходят в процессе самого общения. Я их могу особо не замечать, однако, мне на это иногда указывают люди. После этого у меня складывается ощущение, что эти люди плохо думают обо мне, в силу того, что у меня есть этот дефект. Это в основном с людьми, с которыми я не особо знаком, или с людьми, которые по статусу, занимают более высокую позицию. Второй вариант проявления: я даже не могу начать говорить, особенно если слова начинаются с гласных букв. В таких случаях я пытаюсь себя успокоить. Дальше я про себя считаю до трех, и пытаюсь произнести, то что хотел. Если не получается, то пытаюсь ещё раз сделать также. Если и в следующий раз не получается, то я могу просто так и не задать этот вопрос, хотя он может быть очень важным для меня. И я откладываю его на неопределенное время, в следствие чего иногда появляется недопонимание с человеком. После такой ситуации я часто обдумываю всё произошедшее, ругаю себя из-за это недуга, злюсь на себя из-за этого. Вопрос я хочу задать такой: «Как мне справиться с этой проблемой? Как можно минимизировать появление такого рода волнения, а если возможно, то и полностью избавиться от него?»

    Надеюсь на ваше понимание и помощь в решении данной ситуации. Заранее вам большое спасибо!

    Автор вопроса: Игорь Возраст: 23

    Причин у заикания, как и у любого другого заболевания, может быть большое множество. Условно их можно разделить на физиологические и психологические.

    Первые связаны с нарушением работы центральной нервной системы, приводящей к поломке речи, ее плавности или длительности. Эту часть проблемы следует исключить или стараться принять во внимание, пройдя обследование у невропатолога.

    Если подобные проблемы с речью у Вас возникли недавно и никаких травм Вы в течение этого времени не получали, то с большей долей вероятности можно говорить о психологической составляющей Вашего нарушения в речи.

    Повторюсь, но и здесь обращу Ваше внимание на то, что психологических причин такого нарушения может быть множество. Наиболее часто проблемы заикания связывают с неуверенностью в себе, страхом быть непризнанным или отвергнутым другими, особенно в новом и незнакомом окружении.

    Наши эмоции очень хорошо отражаются на физическом уровне. Часто внутренние зажимы проявляются к зажимы в участках нашего тела. При заикании, например, зажим проявляется спазмами в гортани, в дыхательной системе или системе звукообразования. Гортань, глотка, язык, губы – все может стать спазмированным и перестать подчиняться командам центральной нервной системы и мешать построению контактов с другими. Поэтому иногда бывает трудно «выдавить» из себя некоторые звуки, равномерно выдыхать воздух для плавной и уверенной речи.

    Когда речь заходит о заикании, необходимо комплексно подойти к такой проблеме. И начать как раз с определения первоисточников, причин или составляющих комплексов проблемы.

    Работа по пониманию причин тревожности, собственных страхов, связанных с общением с другими людьми или психологическим наследием из Вашей личной истории поможет устранить или свести к минимуму психологическую составляющую этого нарушения речи.

    Сейчас есть много способов. Которые дают эффективные результаты с заиканием различной этиологии. Логотерапия, гипнотерапия, психотерапия, работа с дыханием и медитативные техники. Кто из них наиболее эффективен, сложно сказать. Но все они работают, если заниматься этим настойчиво, регулярно и решительно, желая справиться с положением вещей, которые приносят Вам неудовольствия в Вашей жизни.

    Как психологу, мне лично ближе психотерапия. И хотя этот способ, в отличие, например, от гипнотерапии, более длителен, на мой взгляд, и эффект от достигнутых результатов имеет более глубокое и длительное значение. Ведь с точки зрения психологии, важно не просто устранение симптома, а причины, которая привела к его появлению.

    Так что, Игорь, хочу заверить Вас, что справиться с Вашей проблемой можно, а если позволят причины, приведшие к ее появлению, то и избавиться от нее навсегда. Важно только не побояться начать такую работу над собой, не отказывать себе в возможности жить лучше, чем есть сейчас.

    А пока несколько советов по обретению большей уверенности в себе, которая тоже очень важна в случае такого нарушения:

    — Если получается, старайтесь соблюдать хоть какой-то режим в своей жизни. Начните хотя бы с определенных периодов в ней, например, утро или вечер. Старайтесь включить в него то, что Вам нравится и что Вам необходимо лично для себя и ощущения себя более уверенным,

    — Найдите время для занятий физическими упражнениями. Вам сейчас, по крайней мере, на период работы над проблемой заикания, очень подойдут направления, способствующие ритмичности дыхания, расслаблению мышц плечевого пояса, медитативные и дыхательные упражнения.

    — Старайтесь расширять круг своего общения, во всяком случае, в том направлении, которое вызывает у Вас меньше тревожности. Это может быть Ваше свободное от работы время. Новое хобби, новые увлечения это возможность расширить свое общение с новыми людьми. А такой опыт пригодится не только в жизни, но и на работа в общении с начальством и коллегами, например.

    Но главное, не бойтесь действовать! Ведь любая дорога всегда начинается с маленькой тропинки, а любое путешествие с первого шага.

    Читайте также:  Особенности развития личности дошкольника при заикании

    источник

    Каковы главные причины привычного и «внезапного» заикания во взрослом возрасте и почему так важно не упустить время для коррекции речи

    Заикание чаще встречается в детстве и с годами обычно проходит. Однако бывают пациенты, у которых оно сохраняется или даже впервые появляется во взрослом возрасте.

    Заикание — это нарушение плавности речи в виде задержки произношения или повторения звуков, слогов, слов. По сути, это непроизвольные избыточные движения мышц, участвующих в произношении звуков (мышц лица, дыхательных и жевательных мышц).

    Известно, что к факторам риска относят мужской пол и наследственность. Однако само заикание развивается в результате действия множества факторов.

    Заикание чаще всего развивается в детстве (от 2 до 6 лет) и постепенно проходит с возрастом — благодаря «дозреванию» головного мозга и проводимому лечению (например, занятиям с логопедом).

    К сожалению, если заикание не лечить, то оно может сохраниться на всю жизнь, и тогда пациенту будет сложно нормально общаться и жить. Нередко заикающийся человек старается меньше говорить, замыкается. Помимо этого со временем может нарастать неуверенность в себе, тревога и даже депрессия.

    У взрослых, как и у детей, выделяют два основных механизма развития этой патологии. Заикание, которое развилось на фоне стрессового события, называют логоневрозом. Оно обычно сочетается с тревогой, нарушениями сна и другими проявлениями невроза.

    Читайте также:
    Как справиться с бессонницей?

    Если же нарушение речи возникло в результате повреждения мозга (например, у ребенка — из-за гипоксии во время родов, или у взрослого — после инсульта, травмы, инфекций), то такое заикание называют органическим. Оно может сочетаться с другими признаками поражения головного мозга (например, со слабостью конечностей, эпилептическими припадками, непроизвольными движениями в разных частях тела).

    По виду заикание разделяют на клоническое, тоническое и смешанное. Различия между ними легко слышны и неспециалисту. Так, при клоническом заикании происходит непроизвольное многократное повторение звуков или слогов, а при тоническом — растягивание слогов и задержка речи. Очень часто встречается смешанный вид заикания, когда эти симптомы сочетаются.

    В случаях развития нарушений речи после травмы, инсульта, инфекции необходимо провести тщательное обследование головного мозга (обычно выполняют компьютерную или магнитно-резонансную томографию, электроэнцефалографию).

    Впрочем, в ситуациях, когда заикание развилось на фоне стрессовой ситуации или беспокоит с детства, также необходимо пройти обследование, иногда даже несмотря на кажущуюся очевидность причины. В таких случаях нужно обратиться в первую очередь к неврологу. Возможно, по результатам осмотра врач порекомендует все-таки выполнить исследования головного мозга для уточнения тактики лечения.

    Особенно насторожить должны случаи, когда заикание развивается без видимых причин у взрослого человека. Такое нарушение речи может быть признаком опухоли мозга и требует незамедлительного обращения к врачу (неврологу) и обследования.

    Основные трудности при лечении логоневроза у взрослых обычно связаны с длительностью болезни. Если человек с детства страдает заиканием, то нарушение речи обрастает множеством других проблем — тревогой, страхом, неуверенностью в себе, нарушениями сна и аппетита. Могут присоединяться насильственные движения в других частях тела (например, в мышцах шеи или руки).

    Читайте также:
    Иглоукалывание в неврологии

    В таких случаях необходима совместная работа сразу нескольких специалистов — психотерапевта, невролога, логопеда. В некоторых случаях очень эффективно иглоукалывание, методы биологической обратной связи (непрерывного мониторинга в режиме реального времени определенных физиологических показателей и сознательного управления ими с помощью мультимедийных, игровых и других приемов).

    В случаях органического поражения мозга в результате травмы, инфекции, опухоли прогноз лечения зависит от конкретной ситуации (объема и области поражения мозга, настроя пациента на результат).

    Лекарственные препараты при любом типе заикания назначают в составе комплексной терапии. Используют антиконвульсанты (например, карбамазепин), антидепрессанты (например, циталопрам), анксиолитики (алпразолам) и другие группы препаратов.

    На сегодняшний день существует множество эффективных методов лечения заикания. Но во многом выздоровление зависит от вашего настроя избавиться от нарушений речи.

    источник

    Вот трабл у меня такой. В обычной повседневной жизни не заикаюсь ВООБЩЕ. Никак такого трабла в повседневном общении, в т.ч. и с противоположным полом нет (хотя волнение, порой, присутствует).

    Но когда сдаю экзамен, волнение зашкаливает так, что слОва сказать нормально не могу. Вот х*йня какая-то, ничё не понимаю. Именно на экзаменах или при серьёзных выступлених на публике. Из-за этого не участвую в конфах Щас сессия, устные экзамены — 3,14здец. Жду кетайского — хотя там не сильно страшно.

    Советы есть какие? Или тут подход сугубо индивидуален?
    Заранее благодарю.

    Лечиться, наверное, надо. Я тоже обычно не заикаюсь, но иногда бывает, что не могу просто слова сказать и всё, приходится его либо ругими словами заменять, либо первые буквы выбрасывать, но чаще — просто молчать. Когда выпью, это особенно проявляется. Всё хочу со специалистами посоветоваться, да не досуг.

    Логоневроз называется. Лечиться можно. Но туго. Как правило врожденное состояние.

    1. Последствия черепномозговых травм (включая ВЧРТ, сотрясы и наркозы).
    Это и есть истинное заикание (мнение разных авторов). Это плохо лечится. Причина — микроинсульты.

    2. Тот самый стрессовый момент, ломающий синхронность работы дыхательной мускулатуры
    (прежде всего диафрагмы) и артикулярных мышц.
    Это и есть истинный логоНЕВРОЗ. Лечению поддаётся.
    ПО причине десинхроза нервной системы у подростков
    обостряется именно в этот период 14-18 лет.

    3. ЧАЩЕ — сочетание первого и второго.. Соответственно и эффект.
    Первое даёт достаточно стойкую остаточность нарушений речи,
    второе — благодарно уходит при лечении.
    Потому и эффекты разные при одинаковом лечении ,в том числе.
    После 25 лет болезнь либо ретушируется и ЗНАЧИТЕЛЬНО улучшается/исчезает..
    Если остается — то уже надолго .

    PS
    Меня в своё время вытянули занятия по системе «Цигун».
    Дыхательно-медитативные упражнения.

    PPS
    По врождености — не как правило! Только как частный вариант ЧМТ!
    Хорошо приобретается боксерами (без защиты головы), после ДТП и т.п.
    А также при любых церебрастенических состояниях
    (соббсно -они и есть последствия стрессов и переутомлений).
    Абстинентный синдром (похмелье) —
    та же церебрастения через гипоксию -заикание усиливает.
    Вывод — перепив вреден ! Как и недосып.
    «Лучше переспать, чем перепить» (с) Мой

    Семейное же заикание у детей — по принципу подражания.
    Даже в садике друг другу могут подражать.
    От врожденности здесь ничего.

    Цигуном занимаюсь только Цигун-терапий великое множество. А какие действенные методы? Или только к специалисту?

    Когда бухой (даже сильно) — нифига не заикаюсь.

    А у меня по-мойму и началось как раз после того, как по затылку кастетом настучали, раньше-то не наблюдалось.

    Я в далёком децтве заикался, потом прошло совсем. А щас вот год уже как такая история.

    quote: Originally posted by colencor:
    Но когда сдаю экзамен, волнение зашкаливает
    .
    Советы есть какие? Или тут подход сугубо индивидуален?
    Заранее благодарю.

    А может отсюда и плясать? В смысле именно с волнением бороться?

    Это мысл!! Типа заставлять себя чувствовать себя уверенно. Но, это наверно не менее трудно, чем лечение. Хз.

    Когда поддам иногда начинаю заикаться, мой друг, наоборот, когда трезвый заикается, когда выпьет — Цицерон. Скорее всего что-то действительно с мозгами, ибо организм то доказывает работоспособностость.
    С уважением.

    У меня это приобритённое, где то в 18 лет началось, уже 9 лет. В спокойном состоянии практически не заметно. Если я не высыпаюсь (а я очень часто сплю мало), если выпью, если волнуюсь, то начинаю заикатся уже сильно, начинаются проблемы с общением.

    источник

    Логопедический форум
    http://logopedy.ru/portal/forum/
    Заикание при волнении
    http://logopedy.ru/portal/forum/viewtopic.php?f=26&t=116
    Страница 1 из 1
    Автор: Chifumor [ 12 окт 2008, 16:32 ]
    Заголовок сообщения: Заикание при волнении
    Здравствуйте! Мой ребенок (10 лет) начинает заикаться, когда волнуется. Что делать?
    Автор: lidia [ 06 ноя 2009, 20:58 ]
    Заголовок сообщения: Re: Заикание при волнении
    Скажите, а как давно он стал у вас заикаться?
    Занимались ли раньше с логопедом?
    Автор: Chifumor [ 10 ноя 2009, 06:13 ]
    Заголовок сообщения: Re: Заикание при волнении
    Ох, я уж и не думал, что кто-то ответит на прошлогодний вопрос 🙂

    Заикаться стал лет в 7, это в принципе не часто происходило, но всё-таки бывало. Может стресс школьный, в школе же программы сейчас такие сложные, плюс адаптация, новые условия, новые лица. Тяжело конечно пацану, он у нас очень ответственный, в папу пошёл 🙂

    С логопедом не занимались, просто не так часто это происходило, не стали к врачу водить, создавать комплекс ребёнку.

    А в этом году ребёнок всё лето жил у бабушки в деревне. И после этого мы заметили, что он вообще перестал заикаться. Уж не знаю, наверное, может бабушкина забота помогла, спокойная летняя жизнь в деревне, чистый воздух, рыбалка, грибы, велосипед.

    Как бы это всё сохранить и закрепить? Сдаётся мне, это психологическое заикание. Понятно, оградить ребёнка от стрессов, но может есть ещё какие-нибудь развивающие техники?

    Автор: lidia [ 14 ноя 2009, 16:05 ]
    Заголовок сообщения: Re: Заикание при волнении
    Заикание у вашего сына возникло в период повышенной нагрузки на нервную систему, но это могло быть лишь толчком для появления запинок. Причин же заикания множество и их выявляет в основном невропатолог. Он же может назначить и медикаментозное лечение, которое подкрепит организм ребенка. Но помощь в устранении заикания оказывает конечно логопед, который подберет нужную методику в соответствии с возрастом мальчика и окажет психологическую помощь, если у ребенка есть стеснение в связи с запинками.
    :ugeek: Не нужно бояться идти к специалисту, потому что только под его четким наблюдением и руководством можно добиться ожидаемого результата, а также при активном содействии самих детей и родителей. Желаю успехов!
    P.S. чем раньше начнете действовать, тем лучше. 🙂
    Автор: Chifumor [ 15 ноя 2009, 10:44 ]
    Заголовок сообщения: Re: Заикание при волнении
    А не усугубит ли ситуацию поход к врачу? Не возникнет ли комплекса неполноценности и замыкания на этой проблеме, если обратить пристальное внимание на такую, казалось бы, несущественную мелочь? Парень ответственный, стремится быть отличником, занимается спортом — если ему вменить, что с речью проблема, он же зациклится на этом и в итоге эффект от походов ко врачу может быть противоположным. Если же проводить какие-нибудь упражнения дома в непринуждённой игровой форме, то на мой взгляд это незаметнее и эффективнее повлияет. Я не прав?
    Автор: lidia [ 27 ноя 2009, 19:06 ]
    Заголовок сообщения: Re: Заикание при волнении
    Прошу прощения, что долго не отвечала. 😐
    Понимаете, Вам нужно именно сейчас обратиться к специалисту, т.к. если в младшем школьном возрасте Ваш сын не обращает внимание на свою особенность, то в подростковом возрасте он скорее всего будет воспринимать её очень болезненно. Устранение заикания не столь легкое дело, но вполне возможное. Для коррекции этого нарушения нужны правильно подобранные упражнения: в определенной последовательности с постепенным усложнением и т.д. Грамотно это может сделать только логопед. Я Вам, конечно, ниже предложу список литературы, полезно будет многое узнать, но еще советую обязательно найти хорошего логопеда. Не обязательно в школе, а в другом учреждении. Есть специальные центры, есть частные практики. Главное, чтобы педагог располагал к себе. Можете сначала к нему сами сходить на консультацию без сына. Потом можете привести и сына. Не бойтесь, что у сына возникнет комплекс, если он будет ходить на занятия к логопеду. Ведь у нас нет комплекса, если мы заболеем простудой и идем к врачу. Можно объяснить поход к логопеду следующим образом (и подсказать вам это сможет сам логопед, т.к. он оказывает и психологическую помощь, делая все, чтобы ребенок правильно относился к своему недостатку и не воспринимал его болезненно). Спросите у ребенка: «Сынок, тебе, наверное, иногда не очень удобно говорить? Тебе что-то мешает, когда ты говоришь? Вот, мы пойдем сейчас к специалисту, который поможет сделать так, чтобы тебе было удобно говорить. Кроме того он помогает развивать речь, делать ее выразительной, плавной, красивой. Тебе буде легче отвечать у доски на уроках, сможешь лучше читать тексты, стихи». Можно сказать сыну, что почти у каждого шоу-бизнесмена, политического деятеля есть свой логопед (так называемый арт-логопед или медиа-логопед). Многие певцы имеют своего фонопеда (фонопедия – одна из областей логопедического воздействия при различных нарушениях голосового аппарата). То есть видите: можно по-разному объяснять ребенку причину посещения логопеда и мотивировать его к занятиям. Но все же, если хотите, можете заниматься сами дома без логопеда, но в этом случае Вы должны тесно сотрудничать с ним, четко выполнять все требования специалиста и самим правильно научиться выполнять полагаемые задания.
    Удачи!

    Селиверстов В.И.
    Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб, заведений. – 4-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 208 с. – (Коррекционная педагогика).
    http://www.psyparents.ru/index.php?view=book&item=547&cat=5&sc=38&full=yes

    «Коррекция заикания в играх и тренингах» И.А.Поварова, СПб издательство «Союз», 2001.

    источник

    Как избавиться от заикания? Как перестать заикаться при разговоре? Эти вопросы волнуют людей, так или иначе причастных к этой проблеме. Невозможность полноценного общения, вынужденная изоляция, низкая самооценка существенно ухудшают качество жизни. Что делать? Постараемся в этой статье ответить на поставленные вопросы.

    У заикающихся людей нарушен ритм речи. Вместо плавного размеренного течения она спотыкается, застревает на отдельных звуках и словах, чем создает мучительное психоэмоциональное напряжение от неспособности человека высказаться.

    При этом нарушается слаженная работа артикуляционного аппарата, дыхания и голоса.

    Судорожные движения мышц, гримаса на покрасневшем лице и вздувшиеся жилки на шее, сбивчивое дыхание и напряженный голос — так выглядит заикание.

    В логопедии заикание — это нарушение речи, выражающееся в повторении или удлиненном произношении звуков, слогов; либо речь, ритмичность которой нарушена частыми остановками и нерешительностью произнесения.

    Если у заикания невротические корни, то это — логоневроз.

    Есть ли другие причины, кроме как “от нервов”? Есть.

    Почему в одной и той же ситуации, скажем, при сильном испуге, одни люди начинают заикаться, а других эта проблема обходит стороной? Из-за чего люди заикаются? Причин появления недуга много и они очень индивидуальны.

    • в детском возрасте с 2,5 до 5-6 лет, когда ребенок начинает говорить и очень активно включается в этот процесс, испытывая информационные перегрузки;
    • при повышенной эмоциональности, ранимости, впечатлительности, когда человек чересчур восприимчив и чувствителен к проявлениям внешнего мира;
    • в раннем возрасте, если ребенок растет в неблагополучной семье, являясь свидетелем конфликтных ситуаций и агрессивных разборок между родителями;
    • будучи подростком, когда эмоции “зашкаливают”;
    • вследствие генетической предрасположенности;
    • в любом возрасте, если есть другие нарушения речи, связанные с поражением головного мозга;
    • при наличии заболеваний центральной нервной системы, например, склонность к судорогам и тикам.

    Заикание у взрослых возникает реже, чем у детей. Во взрослом возрасте человек начинает заикаться, как правило, в результате психоэмоциональной травмы.

    По причине возникновения заикание бывает двух видов и может:

    • иметь невротическую форму, если связано с психологической травмой;
    • быть неврозоподобным, если нарушена центральная нервная система.

    При невротическом заикании возникает способность не заикаться при разговоре в спокойной обстановке. В случаях с определенной долей стресса, например, при выступлениях на публике или разговоре с незнакомым человеком, речевые судороги создают непреодолимое препятствие для этого. И тогда страх говорить и избегающее поведение дополняют перечень характерных признаков логоневроза.

    При неврозоподобном заикании нарушение речи возникает как следствие физического и психического развития.

    Проявляется заикание тоже по-разному и бывает следующих типов:

    • Тонический, когда возникает спазм речевых мышц, и человек не может произнести ни слова или с трудом озвучивает определенный звук; возникает пауза, лицо напряжено, может даже не хватать воздуха.
    • Клонический, когда при непроизвольном сокращении речевых мышц человек заикается при разговоре, повторяя звуки, слоги, слова многократно.
    • Смешанный, когда имеет место проявление двух типов.

    Помогая себе выговаривать звуки, заикающийся человек может делать сопутствующие движения, например, стучать кулаком по бедру, притопывать ногой.

    При желании скрыть дефект возникает напряженная поза, бегающий взгляд, избегающий взгляда собеседника, тремор рук и молчание при каждом “удобном” случае.

    Как же вовремя распознать, что речь не в порядке, и не искать ответов на вопросы: “Почему люди заикаются?” и “Что делать, если заикаешься при разговоре?”

    Основные симптомы недуга в любом возрасте одинаковы. Это запинки, нарушающие плавное течение речи: повторы, затяжные звуки, остановки на начальном слоге. Процесс сопровождается непроизвольным сокращением мышц лица, напряжением рук, сбившимся ритмом дыхания. Страх, тревога, беспокойство — эмоции, сопутствующие заиканию.

    Следует отметить, что в возрасте 2-5 лет, когда ребенок только учится разговаривать, многократное повторение слов, повышенная эмоциональность при отсутствии какого-либо напряжения и совсем не плавная речь — это нормально.

    Заикание у взрослых протекает сложнее и сопровождается тревожностью, учащенным сердцебиением, ощущением удушья, хаотичными движениями. Паника в людных местах, уход от общения, трудная адаптация в социуме — все это только подчеркивает серьезность проблемы заикания и заставляет искать пути его преодоления, чтобы навсегда перестать заикаться.

    Лечение заикания у взрослых и детей дает положительный результат при комплексном подходе с участием следующих специалистов:

    1. Логопед поможет слаженной работе артикуляционного аппарата, откорректирует неправильное произношение звуков, научит плавно и правильно разговаривать.

    2. Психотерапевт отследит момент возникновения заболевания, научит справляться с волнением, тревогой, беспокойством, чтобы перестать заикаться. При необходимости проведет сеанс гипноза.

    3. Невролог оценит состояние нервной системы, назначит соответствующую терапию.

    4. Рефлексотерапевт при помощи иглоукалывания сможет содействовать избавлению от заикания.

    Таким образом заикание поддается коррекции.

    Современные методики преодоления заикания основаны на сочетании коррекционной и лечебно-оздоровительной работы. При разработке реабилитационных мер учитываются форма и тип заболевания, индивидуальные особенности в каждом конкретном случае.

    При невротической форме основной упор делается на стабилизацию эмоциональной сферы человека, снижение возбудимости нервной системы. Это и медикаментозное лечение от заикания в виде таблеток, и различные психотерапевтические приемы, например, гипноз, аутогенная тренировка. На фоне этого занятия с логопедом эффективнее способствуют устранению заикания.

    При неврозоподобной форме с органическим поражением головного мозга назначают лекарства — спазмолитики и транквилизаторы, проводят длительную коррекционную работу по восстановлению психических процессов.

    Лечить заикание у взрослых и детей успешно помогают лечебно-оздоровительные мероприятия, которые оздоравливают нервную систему и включают в себя:

    • соблюдение режима дня с достаточным временем для отдыха, отсутствием физических и нервных перегрузок, полноценным сном;
    • организацию здорового питания;
    • создание благоприятной внешней среды — это и благоустроенность помещения, и доброжелательное окружение — все, что способствует жизнерадостному настроению;
    • закаливание в виде прогулок на свежем воздухе, спортивных развлечений, водных процедур;
    • лечебную физкультуру с физическими упражнениями и занятиями ритмикой под музыку;
    • беседы с психологом, когда слово лечит — разъясняет, убеждает, обучает, воодушевляет, меняет взгляд на себя как на личность, помогает адаптироваться в социальной среде.

    Музыкально-ритмические упражнения являются очень эффективными при заикании. Это и танцы, и отстукивание такта, и пение, и чтение стихов с соответствующими движениями. Во время таких занятий координация движений благоприятно влияет на плавность речи, благодаря музыке улучшается эмоциональное состояние, а самое главное, рождается сила духа и вера в себя.

    Лечится ли заикание у взрослых? Все индивидуально и ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Чем раньше выявлено заболевание и начато лечение, тем благоприятней прогноз для лечения логоневроза. Но даже в запущенных случаях описанные выше методики сдвинут процесс с мертвой точки в сторону положительной динамики. Надо только не сдаваться, а прилагать усилия и верить в успех.

    Вылечить заикание у детей удается в 70% случаев — так утверждает статистика.

    Если вы чувствуете в себе силы, чтобы избавиться от заикания раз и навсегда в домашних условиях и перестать заикаться при волнении, попробуйте средства народной медицины и примите на вооружение несколько действенных советов:

    1. Такие травы, как валериана, зверобой, мята, мелисса, ромашка, пустырник успокоят нервную систему, окажут укрепляющее воздействие на психику.
    2. Ароматерапия с маслами бергамота, апельсина, пачули, лаванды в составе массажного крема либо в аромалампе поможет вам бороться с заиканием в качестве дополнительного метода.
    3. Пойте. Во время пения работа речевого аппарата исключает заикание. Не умеете? Пойте для себя, почувствуйте свободу самовыражения и не ставьте себе оценок.
    4. Дыхательная гимнастика вкупе с другими вашими действиями поможет убрать заикание — плавная речь невозможна без размеренного дыхания.
    5. Ведите дневник, ну или подберите себе занятие, где можно выражать свои мысли не устно, не в разговоре, а письменно, в спокойной обстановке, располагающей к размышлению. Мысленно проговаривая слова и предложения, вы не будете запинаться.
    6. Ограничьте по возможности поток информации, дайте отдых голове, больше занимайтесь творчеством. Очень полезны медитации, йога, массаж, путешествия.

    Если у вас в семье стал заикаться ребенок, помогите ему, следуя следующим советам:

    1. Разговаривайте с ним медленно, почти по слогам, спокойно выговаривая слова.
    2. Не одергивайте, не перебивайте ребенка, если он взахлеб пытается что-то вам сказать. Возьмите его за руки, так вы поможете ему успокоиться и продолжить говорить в нормальном темпе.
    3. Читайте добрые сказки, пересказывайте их, обсуждайте сюжеты, задавайте и отвечайте на вопросы. В домашней обстановке с близкими любящими людьми малышу психологически легче будет справиться с проблемой.
    4. Относитесь бережно к его чувствам. Если ему некомфортно разговаривать в какой-то ситуации, не заставляйте его.
    5. Создайте дома спокойную, доброжелательную атмосферу. Недопустимо дразнить, подражать заиканию, пренебрежительно относиться.
    6. Приучайте ребенка добросовестно трудиться и не пропускать занятия по коррекции речи, чтобы перестать заикаться.

    Что бы ни утверждала статистика, желание, вера в себя, упорство и уверенность в успехе всегда дают результат. Это как раз те качества, которых так не хватает для того, чтобы перестать заикаться. Начните с этого. Это непросто, но попробовать стоит!

    источник