Меню Рубрики

Постановка речевого дыхания при заикании

Особенности речевого дыхания и приемы его формирования у детей с заиканием.

Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата, нарушение речевого дыхания у детей с заиканием выражается в следующих показателях:

  • недостаточный объем выдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания;
  • укороченный речевой выдох;
  • несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.

Нарушение речевого дыхания порождает прерывистость, судорожность речи. Вдох может быть слишком коротким, как и выдох. У детей с заиканием в момент эмоционального возбуждения речевое дыхание становится аритмичным. Часто объема выдыхаемого воздуха не хватает на произношение целой фразы, речь прерывается, а в середине слова делается судорожный вдох. Часто заикающиеся вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Бывает «утечка воздуха» — речевой вдох делается носом, сразу же следует выдох, и речь становится «задавленной», так как используется только остаточный воздух.

Неправильным считается дыхание, в процессе которого происходит подъем грудной клетки и втягивание живота на вдохе. Плохая осанка также играет серьезную роль в затруднении дыхания. Устранить эти затруднения помогает регулярное выполнение дыхательных упражнений.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

  • расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот),
  • формирование длительного фонационного выдоха,
  • формирование речевого выдоха.

Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Известно, что плавность речи — это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.

Учитывая то, что у заикающихся отмечается поверхностное, недостаточно регулярное дыхание, при котором мышцы грудной клетки, особенно мышцы верхнего плечевого пояса, находятся в состоянии излишнего напряжения, большинство практиков использует в коррекции заикания постановку диафрагмально-реберного дыхания, которое часто называют диафрагмальным. При этом типе дыхания особое значение имеет работа мышц брюшного пресса.

Постановку диафрагмально-реберного дыхания начинают в положении лежа. Оптимально, чтобы постановка диафрагмального дыхания проводилась на фоне мышечного расслабления.

В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы.

При этом должны быть учтены следующие методические указания:

Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

Все упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения «в стороны» движутся «к переду» с обхватом грудной клетки, или из положения «вверху» движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны.

Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.

Следует соблюдать основные требования для эффективного проведения занятий.

Во-первых, воздух в помещении должен быть чистым, средней влажности.

Во-вторых, одежда не должна стеснять движений.

В-третьих, не рекомендуется заниматься сразу после приема пищи.

В-четвертых, лучше заниматься, когда эмоциональное состояние ребенка является уравновешенным и ребенок не утомлен.

Работа над дыханием строится по принципу перехода от беззвучной тренировки к усложнению ее за счет введения звуков, слогов, слов, фраз.

Постановка диафрагмального дыхания — одна из важных задач в режиме ограничения речи. Необходимо научить ребенка делать глубокий ровный вдох и длительный выдох, не заостряя внимания на моментах вдоха и выдоха.

Движение должно стать произвольным. Вдыхать нужно бесшумно. Целесообразно приучать детей делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы (легкая улыбка). При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной струе. Легкая улыбка позволяет снять мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если положить ее на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох короткий, легкий. Выдох длительный, плавный (1:10, 1:15).

И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская [2] обращают внимание на то, что очень важно приучить заикающихся детей не задерживать дыхание, а сразу же после речевого вдоха начинать говорить на длительном плавном выдохе, чтобы избежать «утечки воздуха». Паузу в 2 секунды необходимо выдерживать перед следующим вдохом. Необходимо следить, чтобы при вдохе поза была свободной, плечи опущены.

И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели [3] выделяют следующие принципы гигиены занятий по формированию речевого дыхания:

  • осознанность выполнения упражнений;
  • постепенность, систематичность (основа принципа — переход от простого к сложному, от легкого к трудному);
  • повторность (упражнение, выполненное один раз, не вызывает каких-либо устойчивых и существенных изменений. При постоянной тренировке развивается автоматизм);
  • индивидуальный подход (в работе над речевым дыханием следует учитывать возраст ребенка, состояние дыхательного аппарата, общее состояние здоровья);

В качестве более дифференцированной методики, рассчитанной на подростков и взрослых, можно также использовать элементы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

В 1972 году ВНИИ Государственной патентной экспертизы впервые в истории отечественной музыки выдал А.Н. Стрельниковой свидетельство на право исключительного пользования лечебной дыхательной гимнастикой, зарегистрировав ее официальное авторское название: «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса».

Справедливости ради надо отметить, что дыхательная гимнастика — детище двух поколений семьи Стрельниковых — матери, Александры Северовны, и дочери, Александры Николаевны.

В последнее время положение дел решительно изменилось, и в современную терапевтическую практику уверенно входит все больше и больше дыхательных гимнастик — от индийской хатха-йоги и китайского цигуна до реабилитационных дыхательных комплексов западных медицинских школ, волевой ликвидации глубокого дыхания по Бутейко и методике дыхания через аппарат Фролова. Каждый из перечисленных методов — а это далеко не полный перечень дыхательных упражнений — по-своему хорош, правда, бытует мнение, что избыток дыхательных методик и реабилитационных программ свидетельствует. об отсутствии надежного и эффективного метода диагностики нарушений функции дыхания.

Критерии выбора дыхательных упражнений так и не разработаны, и вплоть до сегодняшнего дня медики действуют вслепую, руководствуясь не столько объективными показаниями пациента, сколько интуицией и клиническим опытом. Например, та же дыхательная гимнастика йогов дает потрясающие результаты, однако этот комплекс упражнений в свое время был разработан в расчете на годы и годы ежедневных многочасовых занятий, поскольку йога — это не физкультура, а образ жизни и мысли.

Дыхательная гимнастика, созданная Александрой Северовной и Александрой Николаевной Стрельниковыми, выделяется на фоне упомянутых выше методик, во-первых, простотой; во-вторых, доступностью; в-третьих, эффективностью. Иными словами, гимнастика Стрельниковых дает максимальный результат при минимальных вложениях и за рекордно короткий срок! И сторонники, и противники метода Стрельниковой признают: комплекс дыхательных упражнений, разработанный в свое время для реабилитации певцов, безусловно помогает избавиться от целого ряда заболеваний: от астмы и неврозов до диатеза и заикания.

Гимнастику Стрельниковой нередко называют парадоксальной. Само слово происходит от греческого paradoxos и применительно к науке обозначает неожиданное, непривычное явление, в корне не соответствующее общепринятым представлениям. И это действительно так! Сама Александра Николаевна неоднократно повторяла: «Да, наша гимнастика парадоксальна, потому что мы делаем в момент движений, сжимающих грудную клетку!» [4]

Мы часто употребляем в речи фразеологические выражения, общее значение которого не определяется суммой значений входящих в него слов. Судя по всему, Александра Николаевна задумалась над тем, что может означать применительно к ее разработкам широко известное выражение «затаить дыхание» и пришла к выводу, что затаенный вдох, свойственный нам в минуты душевного волнения, напряжения и даже испуга, собственно говоря, и должен лечь в основу всех ее дыхательных упражнений. Попутно была выведена феноменальная закономерность: тренировки шли легко и свободно только в том случае, если затаенные вдохи выполнялись на счет «4» и (или) «8». Совершенно иная картина складывалась при выполнении упражнений, например, на счет «5» и «10». Вот почему Александра Николаевна считала этот счет физиологичным, утверждая, что именно поэтому все музыкальные фразы песен и танцев идут на счет «8», «16», «32».

Еще одним ноу-хау Стрельниковых стал так называемый эмоциональный вдох, понимаемый ими как активное действие — то самое действие, которое приносило ценнейшую информацию нашим древним предкам, «внюхивавшимся» в окружающий их мир. Гимнастика Стрельниковой — это возврат к дыханию перволюдей, дыханию с естественным, предельно активным, «взволнованным» вдохом!

Как дышать? Ртом или носом? Этот вопрос решается в индивидуальном порядке, однако есть и свои особенности. Нужно иметь в виду, что вдох ртом предполагает занятия только в специально подготовленном для выполнения дыхательных упражнений помещении, при вдохе носом требования к внешним условиям менее жесткие. Сама Александра Николаевна считала, что «. вдох ртом можно тренировать только в чистом и сухом помещении. Делать его надо точно, иначе горло сохнет. И еще вдох ртом более поверхностный и идет шире, чем вдох носом. Вдох же носом идет глубже, не боится холода и пыли и к тому же отлично избавляет от насморка. Поэтому мы начали тренировать вдох носом. И он получился такой же эмоциональный, как вдох ртом:»[4]

Занимайтесь дыхательной гимнастикой систематически и соблюдайте простые рекомендации разработчиков методики.

  1. Никогда не занимайтесь гимнастикой мимоходом!
  2. Идеально, если вы выполняете упражнения за час до сна!
  3. Делая упражнения, думайте только о вдохе и не стесняйтесь шумных звуков!
  4. Проявляйте максимальную заинтересованность и эмоциональность!
  5. Движение, движение и еще раз — движение!
  6. Соблюдайте одновременность вдохов и движений!
  7. Главный принцип дыхательной гимнастики: » Активный вдох — пассивный выдох!»
  8. Следите за тем, чтобы вдох всегда был несколько громче выдоха!
  9. Норма движений-вдохов определяется индивидуально, однако их общее число должно быть кратным 2, 4, 8, 16, 32!
  10. Делайте именно столько вдохов, сколько даются вам без труда, то есть свободно, комфортно и легко!

Идеальная продолжительность дыхательной гимнастики 35-37 минут! Сокращать время занятий не рекомендуется, однако при его хронической нехватке можно дышать по Стрельниковой хотя бы полчаса в день (даже четверть часа ежедневных занятий благотворно скажется на вашем здоровье)!

Учитесь в игре и приобщайте к упражнениям малышей! Дети с превеликим удовольствием играют в дикарей, танцующих вокруг костра, особенно если упражнения идут в музыкальном сопровождении. Не торопите малышей, следите за темпом выполнения упражнений, который должен быть гораздо более медленным, чем для взрослых. Изобразите им котенка, показывающего коготки и пытающегося поймать воробышка!

Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой активно используется в лечении заикания, будучи адаптирована для различных возрастов. Для детей она рекомендует несколько замедлить темп выполнения упражнений и по возможности выполнять их под музыку. Лучше всего использовать эту методику в групповых занятиях. Важное значение приобретают приемы внушения, эмоционально-образного воздействия на ребенка. Ребенок должен живо вообразить предлагаемые логопедом ситуации. Продемонстрируйте сами каждое упражнение. Введение игрового начала облегчает проведение занятий, усиливает заинтересованность детей.

Реальная помощь больному ребенку будет заключаться в приобщении его к гимнастике Стрельниковой, которая дает феноменальные результаты именно в сочетании с логопедическими самоупражнениями. Полезны все 6ез исключения упражнения дыхательного комплекса, но уделите особое внимание «Насосу» и «Полуприседу». О необыкновенной эффективности упражнения «Насос» не раз говорила Александра Николаевна. Она считала, что в некоторых случаях достаточно недели (и меньше!) занятий в режиме 1500-2000 движений-вдохов, разумеется, не подряд, а с перерывами для отдыха, — и сразу же станет легче говорить. Вторым по значимости упражнением будет «Полуприсед-2», когда вес тела переносится на переднюю ногу, а задняя нога только касается пола. Не нужно пугаться, если после урока начнется сухой кашель. Со временем это пройдет. И ни в коем случае не старайтесь откашляться или высморкаться с усилием. Дышите до тех вер, пока не пойдет мокрота.

Таким образом, дыхательная гимнастика Стрельниковой оказывает положительное воздействие на весь организм человека.

  1. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — это активный подход к здоровью.
  2. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — первый шаг к здоровому образу жизни.
  3. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — ваш собственный путь к здоровью и ваша индивидуальная оздоровительная программа.
  4. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — качественно новое отношение к дыханию и группе крови.
  5. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — прекрасная тренировка практически всех групп мышц.
  6. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — идеальное дополнение к циклическим упражнениям: ходьбе, бегу, плаванию.
  7. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — это простота, доступность и необязательность дорогостоящей экипировки.
  8. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — это высокая эффективность, не требующая месяцев, а тем более лет занятий.
  9. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — идеальная тренировка мышечной системы детей и взрослых.

Список литературы:

  • Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. — М.: В. Секачев. — 1998.
  • Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л, Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. — М.: Просвещение. — 1993.
  • Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. — Екатеринбург. — 1992.
  • Лавров Н.Н. Дыхание по Стрельниковой. — Ростов-на-Дону. — Феникс. — 2003.
  • Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание.- Эксмо-пресс. — 2002.
  • Одинцова Т.С. Заикание у детей. — Ростов-на-Дону. — Феникс. — 2000.
  • Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. — С-Пб.: Союз. — 2001.
  • Селиверстов В.И. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. — М.: Владос.- 1994.
  • Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой — М.: Метафора. — 2003.
  • источник

    Речь является сложным процессом, в осуществлении которого принимает участие множество взаимосвязанных систем организма. Помимо центров головного мозга и путей передачи сигналов, связывающих их воедино, которые являются центральными регуляторами речи, а также помимо непосредственно речевого аппарата важнейшую роль в формировании речи играет дыхательная система.

    Вполне очевидно, что существует прямая связь между функциональностью дыхательной системы и степенью выраженности заикания. Мы не будем рассматривать подробное строение этой системы, поскольку в плоскости изучения заикания нас интересуют только те ее отделы, которые отвечают за качественные характеристики вдоха и выдоха.

    Нормальная речь механически является выдохом, на который накладывается работа голосовых связок и артикуляционных мышц с одной стороны и процессы высшей нервной деятельности в виде сложной перекрестной активности речевых центров с другой. Как мы отметили в статье о типах заикания, у заикающегося часто наблюдается судорожное экспираторное или инспираторное дыхание, то есть судорогами при заикании подвергаются так же мышцы, отвечающие за осуществление вдоха и выдоха. К этим мышцам относятся:

    • Диафрагма, находится в брюшной полости под легкими
    • Наружные межреберные мышцы
    • Внутренние межреберные мышцы
    • Другие мышцы пресса, живота и груди

    В нормальном состоянии дыхание делится на два типа:

    • Грудной тип дыхания – большую роль играют межреберные мышцы
    • Брюшной тип дыхания – большую роль играет диафрагма

    При заикании, как правило, наблюдается поверхностное, грудное, судорожное дыхание. У заикающегося недостаточно развиты мышцы, которые осуществляют брюшной тип дыхания. Особенно это заметно у людей с большим стажем заикания, которые к тому же не занимаются спортом. Следует отметить, что при частом, поверхностном, грудном и судорожном типах дыхания возбудимость речевых и дыхательных нервных центров (которые во многом ассоциативно пересекаются) повышается. Напротив, при глубоком брюшном дыхании возбудимость этих центров снижается.

    Читайте также:  Развитие просодики при заикании

    По этой причине должно быть понятно, что в комплексной терапии заикания необходимо большое внимание уделить развитию дыхательных мышц и формированию стереотипа глубокого брюшного дыхания.

    Здесь кроется ответ на некоторые феномены, связанные с заиканием. Первый – на речь положительно влияет активный спорт, поскольку это напрямую развивает дыхательные мышцы, а помимо того увеличивает жизненную емкость легких. Второй – на речь положительно влияет пение, которое не менее эффективно развивает диафрагму и другие дыхательные мышцы, а также формирует правильный дыхательный стереотип, когда дыхание становится глубоким и чаще используется именно его брюшной тип. Глубокое брюшное дыхание называют диафрагмальным.

    И является одним из основных принципов его лечения. Одной из распространенных ошибок в работе по формированию диафрагмального дыхания является чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха в упражнениях. Слишком большой вдох создает излишнее напряжение дыхательных мышц, что может вызвать временное ухудшение речи, о чем иногда пишут наши подписчики, которые занимаются дыхательными упражнениями. В свою очередь слишком слабый вдох будет недостаточным и упражнения не будут эффективными.

    Наиболее широко известна так называемая парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Вообще существует большое количество трактовок ее гимнастики, и в настоящее время довольно сложно найти оригинальную методику. При выполнении данной гимнастики необходимо помнить ее основные принципы:

    1. Делаем ритмичные шумные вдохи носом, концентрируясь только на них
    2. Не думаем о выдохе – выдыхаем свободно, ртом, почти бесшумно
    3. Делаем серию вдохов по 8-10 с частотой 1 вдох в секунду (1Hz), потом отдыхаем 3-5 секунд и продолжаем
    4. Ребенку за один подход делать около 200-500 вдохов, взрослому от 1500 вдохов
    5. Можно выполнять в любом состоянии: стоя, сидя, лежа
    6. Делать ежедневно около двух недель и периодически повторять

    Некоторые специалисты по этой гимнастике полагают, что в состоянии лежа эффективность выше. В печатных изданиях, где публикуются различные трактовки и виды дыхательной гимнастики Стрельниковой, обычно дается набор упражнений, где одновременно с ритмичными шумными вдохами надо определенным образом двигать руками, ногами, сжимая или разжимая при этом грудную клетку. Если хотите попробовать, вы легко сможете найти эти упражнения, однако на наш взгляд это является лишним. Вы можете выполнять дыхательную гимнастику, не делая никаких упражнений, просто занимаясь своими делами.

    Выполняете серии вдохов по этим принципам – укрепляете диафрагму и другие дыхательные мышцы.

    Как уже было отмечено, помимо дыхательных упражнений на развитие мышц, участвующих в дыхании, также положительно влияет пение и активный спорт, особенно легкая атлетика. Отдельно следует обратить внимание на детей: самостоятельное или совместное с родителями пение постепенно формирует правильное дыхание.

    1) Техника диафрагмального (речевого) дыхания.
    1.Вдох производится через нос (рот закрыт), выдох — через рот.
    2. Вдох должен быть коротким и бесшумным. Выдох должен быть продолжительным и осуществляться без усилий. Между вдохом и выдохом не должно быть пауз.
    3. При вдохе поднимается стенка живота, как будто набирает в себя воздух. При выдохе стенка живота опадает — воздух выходит наружу.
    4. Во время осуществления диафрагмального вдоха плечи, ключицы и грудная клетка остаются неподвижными, расслабленными.

    2) Я вот заметил,я начал 2 месяца назад выполнять дыхательные упражения и я начал контролировать вдох,и говорит помедленее,как заикание уменшилось.Но тут дело еще в психологии,я вот недавно к психолог начал,реально начало помогать.Но если если каждый день выполнять дыхательные упражнения и то что просит психолог.А не так:один день сделал,другой не делаешь,на 3 день вообще забыл и потом по новой.Не знаю может другим дыхательные упражнения не помогают и психолог,но мне помогло,буду еще усерднее заниматься.

    3) Я вот неделю выполняю дыхательную гимнастику, не знаю как насчет результата, все таки прошла наделя всего, но знаю точно — это придает уверенности в себе, что ты все сможешь. Начинаешь дышать диафрагмой. Делаю не всю. В самом начале дня, когда просыпаюсь — «насос», «обними плечи», «большой маятник» — каждое по 96 раз. В конце дня, выполняю для шеи — «повороты», «ушки», «малый маятник » — каждое по 96 раз. К тому же читаю вслух каждый день книгу, у меня «Война и мир» по 2-3 главки. Уже заканчиваю 1 часть 1 тома) Только вперед!

    4) Мне в свое время помогла стрельниковская дыхательная гимнастика. Там комплекс упражнений. После того,как я стала ее выполнять,стала сама отвечать на экзаменах,сначала с сильными запинками,потом относительно нормально. Нужно бороться со страхом и потихоньку пробовать отвечать.

    5) Диафрагмальный голос — это когда при произношении воздух выдыхается из нижних отделов легких, при этом активно работает диафрагма. Такой голос снимает речевые спазмы, а к тому же снимает усталость при необходимости долго говорить. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — отличный способ развить диафрагмальный голос.

    При составлении статьи использована информация:

    • Дыхательные мышцы С. С. Михайлов БМЭ гл. ред. Б. В. Петровский
    • И.Н. Кочеткова. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой.

    источник

    Елена Бажина
    Дышим правильно-говорим легко. Формирование речевого дыхания при заикании

    Дышим правильно — говорим легко.

    Формирование речевого дыхания при заикании.

    Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

    Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс, физиологическое же дыхание не требует участия воли и происходит автоматически.

    Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально – реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными, при этом создаются самые благоприятные условия для работы голосового аппарата. Контролировать правильное речевое дыхание можно, положив ладонь на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.

    Вдох при речи короткий, легкий. Выдох – длительный, плавный (в соотношении 1:10 ; 1:15).В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно- логически завершенного отрезка высказывания.

    Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция является основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

    Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:

    • подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе

    • учащенность дыхания

    • неумение делать незаметно для окружающих добор воздуха

    неправильная осанка

    В клинической картине заикания отмечается расстройство дыхания. Основными нарушениями фонационного дыхания у заикающихся являются :

    • неэкономичное использование воздуха в процессе голосообразования

    • укороченный, толчкообразный, спорадический выдох

    • частые доборы воздуха, неоправданные синтагматическим и логическим членением речевого потока

    • спонтанные задержки дыхания на высоте вдоха или выдоха

    Наиболее часто отмечается преимущественное использования во время речи верхнереберного или грудного дыхания, сопровождающегося сильным подъемом плечевого пояса, грудной клетки, напряжением шейной мускулатуры, в резулшьтате чего дыхание становиться шумным и напряженным.

    У заикающихся отмечается несформированность координации механизмов рече— и голосообразования: фонационное дыхание становится поверхностным, аритмичным, объем выдыхаемого воздуха уменьшается, используется нерационально, отсутствует временное соотношение фазы выдоха и реализации артикуляторной программы высказывания. Поэтому при коррекции нарушений плавности речи возникает необходимость специально организовывать деятельность периферических отделов речевого аппарата.

    Важное значение в работе над воспитание техники голосообразования является постановка правильного фонационного дыхания. Формирование речевого вдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи,, большое внимание уделяют воспитанию активности диафрагмы и нижних ребер, развитию носового дыхания.

    Упражнения группируются по степени их усложнения:

    1. Статические дыхательные упражнения, основная задача которых- сформировать смешанно- диафрагмальный тип дыхания, скоординировать правильное соотношение вдоха и выдоха, добиться сознательного произвольного управления дыханием.

    2. Динамические дыхательные упражнения, облегчающие процесс овладения навыком координированного дыхания, косвенно влияют на процесс фонации.

    3. Фонационные дыхательные упражнения

    Задачи Направления работы

    1. Выработка правильных дыхательных кинестезий. 1. Нормализация тонуса дыхательной мускулатуры

    2. Формирование силы, целенаправленности и длительности воздушной струи

    3. Дифференциация ротового и носового выдоха

    2. Выработка правильных фонационных кинестезий 1. Формирование фонации на выдохе

    2. Определение наиболее комфортного звучания голоса

    3. Координация дыхательных, фонационных и артикуляционных кинестезий

    4. Увеличение времени фонации

    3. Коррекция ритма дыхания 1. Формирование ритмичности дыхания

    2. Сознательная регуляция правильного соотношения вдоха и выдоха

    3. Распределение выдоха на конкретные речевые отрезки, диктуемые логикой

    Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания реализуются через систему целенаправленных тренировок. Темп т ритм дыхания формируются в процессе упражнений (статических и динамических, которые выполняют сначала без речи, затем с вербальным сопровождением.

    Статические дыхательные упражнения.

    Основная задача логопеда- объяснение обучающимся «техники» выполнения упражнений. На первом этапе основное внимание уделяют формированию нижнереберного типа дыхания с активным участием диафрагмы, координации ритмичного вдоха и выдоха. Логопед обучает устранять избыточное напряжение в мышцах плечевого пояса, груди, рук. Тренировка осуществляется сидя или лежа (в этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются).Через 5-7 дней, после установления ровного ритмичного дыхания переходят к формированию навыков дыхания во время двигательной активности.

    Динамические дыхательные упражнения.

    При выполнении динамических упражнений совершенствуется произвольный компонент регуляции дыхания. Выбор комплекса динамических упражнений зависит не только от физических возможностей заикающихся, но и от выявленных недостатков в фонационном дыхании. Так, при астении рекомендуются комплексы, активизирующие мышечную мускулатуру, при при вокальной и дыхательной судорогах речевого аппарата- упражнения, способствующие снятию излишней напряженности дыхательной мускулатуры, в некоторых случаях сочетают активизирующие и релаксационные упражнения. Динамические дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, шеи. Основная цель тренировки достигается за счет изменения темпа, частоты, характера выполнения упражнений. Для активизации мышц используют резкие рывки рук (толкательные движения, наклоны, повороты туловища, а для снятия напряжения- медленные и плавные движения. При воспитании правильного речевого дыхания чередуют активизирующие и релаксационные упражнения. Для автоматизации и закрепления правильных паттернов дыхания подбирают упражнения, приближенные к естественным условиям жизни человека (ходьба, подъем по лестнице, физические нагрузки) .Многократно повторяющиеся комплексы становятся стереотипными и автоматизированными, в результате чего изменяются характер и ритм дыхания: вместо поверхностного и частого формируется более спокойное, глубокое ритмичное дыхание, которое обеспечивает оптимальное звучание речи.

    Фонационные дыхательные упражнения.

    Следующим этапом работы является развитие длительного фонационного выдоха. Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом, артикуляцией. Поскольку формирование речевого дыхания тесно связано с формированием навыка рациональной голосоподачи и голосоведения, то эти задачи решаются практически одновременно. Работу над фонацией начинают с глухих щелевых согласных и гласных звуков. Выполнение этих упражнений осуществляют в статических или динамических режимах (медленное разведение рук в стороны, наклоны и повороты головы и туловища, движение ног и т. д., производя тренировку длительного выдоха. Далее выбор речевого материала зависит от индивидуальных особенностей заикающихся и подбирается в соответствии с задачами обучения. Например при гипоназальности рекомендуют произнесение сонорных звуков «м» и «н» как физиологически наиболее удобных и контролируемых, затем отрабатывают гласные звуки.

    При вокальной судороге используют придыхательную фонацию, а в сложных случаях (речевой ступор) занятия начинаются с мысленного произнесения звуков или шепота.

    В процессе развития речевого дыхания на длительном плавном выдохе вводятся речевые упражнения, которые постепенно усложняют: наращивают количество звуков, произносимых на одном выдохе, от звука к слогу, слову, словосочетанию и фразе. Основное внимание обращают на технику дыхания во время речи: стремятся избегать излишней потери воздуха во время выдоха, следят за равномерностью дыхания при выполнении задания. При проведении речевого тренинга контролируют правильный вдох, стремясь избегать «перебора» воздуха. Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих упражнений заикающийся может контролировать ладонью, положенной на область диафрагмы, плавность движений брюшного пресса при вдохе и выдохе соответствует естественному паттерну дыхания, что свидетельствует о координации фонации и дыхания.

    Тренировку выдоха проводят при произнесении коротких чистоговорок, пословиц, поговорок, далее переходят к сложным фразам. Отрабатывая сложные высказывания, обучающиеся произносят первую часть фразы, а затем, после добора воздуха, завершают высказывание.

    Далее проводят работу над ритмизированной речью (рифмовки, стихи, басни, прозаическими текстами, диалогом, монологом.

    При выборе речевого материала необходимо учитывать возраст, интересы обучающихся, что позволяет повысить их заинтересованность и ускорить процесс автоматизации новых речевых стереотипов.

    В зависимости от соматического состояния обучающихся оптимальный результат дают тренировки, продолжающиеся 5-10 минут с интервалом в 10-15 минут. Заикающимся рекомендуют повторять упражнения систематически два раза в день самостоятельно.

    При усвоении новых навыков необходимо не только объяснение, но и многократный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический).

    1. Поварова И. А. Заикание: диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи. Монография. — СПб.: Речь,2005.

    2. Поварова И. А. Практикум для заикающихся. – СПб.:«Издательство СОЮЗ», 2000.

    Логопедические игры. Игры на развитие дыхания и освоение предложно-падежных конструкций У большинства дошкольников с речевой патологией наблюдаются нарушения дыхательной функции. Отмечается ослабленноё речевое дыхание, короткий.

    Пособие для дыхательной гимнастики «Рыбки» Важнейшие условия правильной речи — это плавный, длительны выдох, четкая, ненапряженная артикуляция. У учащихся с речевыми нарушениями.

    источник

    Заикание или логоневроз — проблема произношения, с которой сталкиваются около 15% детей и взрослых. Заболевание характеризуется спазмическими остановками речевого потока, и вызывает массу комплексов у пациентов.

    Лечение заболевания эффективно с использованием методик артикуляционной и дыхательной гимнастик.

    В этой статье рассмотрим комплекс логопедических упражнений и артикуляционной гимнастики для формирования и развития речевого дыхания у заикающихся, лечения и последующего устранения заикания у взрослых, преодоления логоневроза детей и подростков.

    Правильная речь относится к основным признакам успешного человека. Поставленное произношение звуков облегчает коммуникацию.

    Поэтому важно еще в детском возрасте обратить пристальное внимание на корректную работу речевого аппарата и органов дыхания.

    Верное произношение звуков речи зависит в первую очередь от подвижности органов речи, таких как:

    Помимо подвижности необходимо соблюдать корректное расположение вышеперечисленных органов по отношению друг к другу.

    Артикуляционная гимнастика призвана совершенствовать именно моторику языка, губ и челюсти, приобретать навык корректного расположения органов при воспроизведении звуков.

    Читайте также:  Развитие психических процессов у детей с заиканием

    Упражнения для избавления от заикания также укрепляют мышечную функцию органов, благодаря чему произношение становится более четким и внятным.

    Поскольку звуковое воспроизведение невозможно без дыхания, то его ритм и интенсивность также определяют чистое произношение. Задача дыхательной гимнастики — наработка четкого ритма и баланса вдоха-выдоха в речи.

    Одной из основных причин возникновения логоневроза называют сбой дыхания при артикуляции. Поэтому оба вида гимнастик, как артикуляционная, так и (в особенности) дыхательная широко применимы в терапии заикания.

    Заикание является следствием судорог как мышц речевого аппарата, так и дыхательных. Различают несколько классификаций видов речевой проблемы.

    В зависимости от разновидности судорог определяют:

    • тонический логоневроз с длительной судорогой органов речи и дыхания;
    • клоническое заикание с картковременными, но частыми сбоями работы мышц;
    • смешанный, сочетающий в себе оба упомянутых вида спазмов и встречающийся в практике логопеда наиболее часто.

    Основные типы логоневроза по месту возникновения спазмов:

    • голосовое, при котором спазмируются гортань, голосовые складки или мышцы шеи.
    • дыхательное характеризуется спазмом речевого аппарата на вдохе или выдохе;
    • артикуляционное — в процессе возникновения судороги охватывают рот и челюсть в целом, язык или мягкое небо.

    Кроме того, специалисты выделяют типы заикания по причине их возникновения.

    Зачастую логоневроз становится результатом сильного стресса, испуга или иного яркого эмоционального всплеска. Это так называемое невротическое заикание.

    Артикуляционная и дыхательная гимнастики эффективны при любых перечисленных видах логоневроза, поскольку способствуют:

    • укреплению мышц;
    • регуляции дыхательного ритма;
    • расслаблению органов речи, что приводит к снятию спазма.

    В некоторых случаях заикание обусловлено травмами или нарушениями работы мозга. Еще одной причиной выступает наследственный фактор. Данные ситуации относятся к неврозоподобному заболеванию.

    При этом виде необходимо прибегнуть к дополнительному медикаментозному вмешательству. Тем не менее гимнастику назначают в качестве сопутствующей терапии.

    В последнее время дефектологи склоняются к мысли, что данное деление архаично. Иногда фактическую причину логопедической проблемы установить весьма затруднительно. В ряде ситуаций анамнез объединяет несколько факторов, спровоцировавших заболевание.

    Применение методик целесообразно начинать при первых же признаках возникновения заболевания. Такая терапия окажется эффективнее, и избавление от проблемы наступит быстрее. Впрочем занятия следует проводить при любой стадии заболевания.

    Согласно наблюдениям, проще всего вылечить логоневроз в детском возрасте 2-4 лет. У подростков задача несколько затрудняется, поскольку течение заболевания усугубляется психо-эмоциональными особенностями пубертатного периода.

    Как это ни парадоксально, взрослые пациенты сложнее адаптируются к ритму занятий, быстрее утомляются в процессе тренировки.

    Гимнастики назначают независимо от возраста пациента. Результативность их применения зависит от систематичности и частоты проведения.

    Абсолютного медицинского запрета на проведение гимнастики не существует, все препятствующие проведению факторы носят временный характер. Зарядку артикуляции проводить запрещено при любых инфекционных и воспалительных заболеваниях ротовой полости. При ОРВИ, ОРЗ, стоматите, герпесе занятия рекомендуется отложить.

    Аналогичная ситуация с дыхательной гимнастикой. Помимо этого проводить ее необходимо при соблюдении следующих условий:

  • в хорошо проветренном помещении;
  • не на голодный желудок и не сразу же после принятия пищи. Оптимальный временной промежуток — спустя два часа после еды;
  • прием пищи после занятия допустим через час, чтобы мышцы брюшной полости и диафрагмы успокоились и отдохнули;
  • в процессе тренировки следует наблюдать за состоянием пациента, поскольку частые глубокие вдохи способны вызвать головокружения.
  • В остальном гимнастика не имеет негативных последствий для пациента. Разумеется, что его физическое состояние должно позволять ему совершать упражнения, предписанные логопедом.

    Все упражнения при логоневрозе применяются как для взрослых пациентов, так и для детей.

    Категория упражнений против заикания направлена на выработку корректного сочетания вдоха и выдоха с произносимыми звуками. Во время проведения занятия тренируется напевность, плавность произношения.

    Как правильно дышать при заикании, чтобы не заикаться?

    Пациент представляет себя перед витриной магазина цветов. Одна его рука находится на животе, вторая в свободном положении сбоку.

    Делая короткий интенсивный вдох через нос, он «нюхает цветок». При этом живот выдвигается вперед.

    После секундной задержки дыхания, продолжительный выдох «пфффф» следует через ротовую полость, живот и диафрагма уходят назад.

    Тонкая полоска бумаги шириной около 5 см представляет собой пламя свечи. Пациенту необходимо дуть на нее максимально продолжительное время.

    Следует пропеть гласные звуки, потом их сочетание (ааауууу, оооооуууу и т.д.), сочетание сонорных согласных и гласных (лааа, мооо и т.д.). Затем пение выполняется с повышением и понижением громкости звука.

    Логоневроз связан с психосоматикой, неустойчивой нервной системой, стрессами и волнениями, которые провоцируют мышечный и дыхательный спазм. При проведении тренировки важно, чтобы ребенок или взрослый был спокоен и расслаблен.

    Для этого отлично подойдет дыхательное упражнение, с которого рекомендуется начинать занятие: необходимо принять удобную позу, закрыть глаза. Сделать глубокий продолжительный вдох через нос. Задержать дыхание на несколько секунд, досчитав до пяти и также глубоко выдохнуть. Повторив нехитрый прием пять-семь раз пациент настроится на дальнейшую практику.

    Действенные результаты дает медитация. Приняв комфортную позу необходимо расслабиться и закрыть глаза, представив нечто приятное.

    Спокойная музыка или звуки природы на фоне помогут достигнуть умиротворения быстрее. Глубоко вздохнуть и протянуть на выдохе продолжительное «ммммм».

    Популярностью среди логопедов пользуется авторская методика А.Н. Стрельниковой. Упражнения легки в исполнении, что позволяет заниматься самостоятельно в домашних условиях. Упражнения направлены на активизацию функций диафрагмы, координацию ритма дыхания.

    При выполнении пациент может стоять или сидеть. Руки согнуты в локтях, ладони раскрыты.

    На резком вдохе следует совершить движение кистями, иммитирующее ловлю воздуха, быстро сжимая их в кулаки. После этого происходит длительный плавный выдох.

    Чередование вдохов и выдохов по следующей схеме: 4 подхода подряд, после чего 4 секунды перерыва.

    Выполняется стоя. Руки сжаты в кулаки и находятся на уровне пояса. Выполняя короткий вдох выпрямлять руки несколькими толчками, как бы продвигая воздух вниз, при этом совершая еще несколько коротких вдохов.

    Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. На вдохе совершить наклон, на выдохе вернуться в исходное положение.

    Видео о развитии речевого дыхания при заикании:

    Занятия с укреплением мышц нижней челюсти — начало комплекса упражнений артикуляционной направленности:

    1. Широко открывать и закрывать рот, сохраняя неподвижный спокойный язык. Выполнение как свободно, так и с сопротивлением в виде руки, положенной по подбородок.
    2. Движение челюстью вперед-назад.
    3. Движение челюстью влево-вправо.

    Следующий этап — зарядка для губ, часто в работу также включаются щеки:

  • Растянуть губы в широкую улыбку, удерживая положение в течение 10 секунд. Две вариации упражнения — когда зубы видны и когда нет.
  • Вытянуть губы вперед в виде трубочки. Задержать положение 10 секунд. Также два вида исполнения с плотно сомкнутыми губами и с видимостью зубов в получившемся отверстии.
  • Следующее упражнение тренирует как губы, так и нижнюю челюсть. Растянув губы в улыбке, раскрыть рот и зафиксировать положение на 5-10 секунд, после чего закрыть.
  • Оновной комплекс тренировки направлен на укрепление языковых мышц:

    1. Улыбнувшись и слегка приоткрыв рот положить расслабленный плоский язык на нижнюю губу. Верхней ритмично покусывать его произнося «пя-пя-пя».
    2. Щелчки языком от неба, имтируя цоканье копыт лошади, приоткрыв рот.
    3. Широким языком облизать губы по кругу начиная с верхней.
    4. Улыбнувшись и приоткрыв рот, «чистить» языком верхние зубы изнутри, затем снаружи, потом нижние зубы. Челюсть при этом должна оставаться неподвижной.
    5. Немного растянув губы и приоткрыв рот погладить кончиком языка небо по направлению вперед-назад.

    Полезные знания про артикуляционную гимнастику в видео:

    Занятия артикуляционной и дыхательной гимнастикой показывают высокую результативность в практике. Поэтому в подавляющем большинстве случаев пациентам с логоневрозом рекомендуют тренировки.

    Как в виде самостоятельной терапии, так и в поддержку медикаментозному лечению, методики облегчают течение заболевания и способствуют полной нормализации речи.

    Еще одним преимуществом является простота применения методов. Изучив их и выработав корректное исполнение со специалистом, пациент может заниматься самостоятельно без посещения кабинета врача.

    Дыхательная гимнастика положительно влияет не только на состояние мышц речевого аппарата, но и на психологическое состояние, облегчая стресс и успокаивая тренирующегося. Правильное дыхание и поступление кислорода в кору головного мозга активирует его работу и способствует улучшению общего здоровья пациента.

    К минусам гимнастик можно отнести разве что необходимость систематических тренировок. Невозможно достичь видимых результатов после пары упражнений. Для излечения необходимо упорно и усердно заниматься. Видимый эффект прослеживается спустя 2-3 месяца постоянных тренировок.

    Еще один недостаток — это невозможность исцеления от неврозоподобного заикания с применением только консервативного метода. Приема лекарств в подобном случае не избежать.

    Принимая во внимание все преимущества и результативность гимнастик, неудивительно, что неврологи прописывают их пациентам с логоневрозом помимо других медикаментозных и терапевтических способов лечения.

    Для неопытного пациента начинать занятия лучше с опытным специалистом по логопедии. Однако в дальнейшем тренировки допустимо проводить самостоятельно. Эффективность от этого не снизится.

    источник

    Дыхательная гимнастика нашла широкое применение в борьбе с заиканием из-за своей высокой эффективности.

    Заикание является распространённой речевой патологией приносящей множество проблем людям, которые им страдают. Однако каждодневное выполнение упражнений поможет избавиться не только от речевого нарушения, но и от причин, которые спровоцировали его развитие.

    Дыхательная гимнастика при заикании способна полностью наладить разговорную функцию пациента при условии регулярного соблюдения всех правил выполнения.

    Расстройство ритма и темпа речи называется заиканием.

    Чаще всего им страдают мальчики в возрасте от двух до пяти лет.

    Именно в это период малыши активно начинают пользоваться фразовой речью. Соответственно любые негативные факторы (патологии нервной системы, психологические проблемы, частые простудные заболевания) могут спровоцировать нарушения разговорной функции различного типа, в том числе и заикание.

    Также не исключается наследственная предрасположенность к данному заболеванию.

    При возникновении симптомов заикания у ребёнка, необходимо вместе с ним посетить несколько специалистов – невролога, психолога и логопеда.

    Физиология заикания заключается в следующих процессах, протекающих в организме человека:

    • Происходит дисбаланс в передаче нервных импульсов в зону, отвечающую за репродуцирование речи.
    • Появляются спазмы мышц, так называемые «судороги». В органах артикуляционного аппарата (язык, гортань, губы, глотка). Также в патологическом процессе принимают участие диафрагма, мышцы груди и брюшины.
    • Заикающимся пациентам присуща высокая эмоциональность, психологическая неуравновешенность.
    • Присутствует постоянное расстроенное, напряжённое выражение лица.
    • Слова произносятся с заметным удлинением, неконтролируемыми остановками в процессе произношения – ррр-ря-бина, бб-бита.
    • Наблюдается тремор мышц рта.

    Важно! Заикание гораздо легче и быстрее поддаётся коррекции при максимально раннем обращении к врачу. Ребёнок, столкнувшись сильным напряжением в общении, может вовсе отказаться разговаривать

    Образование голоса, дыхание, артикуляция – это три неразрывно связанных процесса. Соответственно дыхательные упражнения будут очень полезны для восстановления разговорной функции при любом виде заикания, а также нормализации нервной системы.

    Однако для полного выздоровления пациента необходимо комплексное лечение. Часто наряду с дыхательной гимнастикой, применяются медикаментозная терапия и различные психотерапевтические методики.

    Пациентам, которые заикаются, огромную помощь в борьбе с заболеванием, окажет дыхательная гимнастика, специально подобранная врачом после медицинского обследования.

    Она состоит из разных по сложности упражнений.

    Дыхательная гимнастика от заикания, при условии регулярного выполнения, поможет, наладить правильный ритм и темп речи.

    Первоначально упражнения осуществляются без включения голосовой функции далее, усложняются воспроизведением звуков.

    Для того чтобы достичь максимального эффекта от гимнастики необходимо понимать основные задачи, которые решает данная техника. Например, такие, как:

    • Соблюдение правильного баланса вдоха и выдоха.
    • Увеличение тонуса брюшных мышц.
    • Развитие диафрагмального дыхания.
    • Самостоятельное регулирование дыхательного ритма.
    • Формирование расслабленного дыхания при разговоре.

    Систематическое выполнение дыхательных упражнений от заикания научит пациента вдыхать нужное количество кислорода при разговоре, постепенно придаст уверенность в себе, полностью избавит от патологии.

    Однако следует запастись терпением. Избавление от заикания проходит медленно. Лечение требует больших усилий, но прогноз благоприятен при патологии любой степени тяжести.

    Существует большое количество дыхательных методик от заикания. Гимнастика Стрельниковой считается наиболее эффективной.

    С техникой выполнения основных упражнений можно ознакомиться в таблице ниже.

    1. Необходимо стоять прямо.
    2. Губы сомкнуть.
    3. Руки, согнуть в локтях, поднять вверх.
    4. Выполнить с шумом восемь вдохов через нос. В это время сжимать ладони.
    5. Выдох через рот, с разжатыми губами, плавно без задержек. Ладошки разжать.
    6. Пауза 2-3 секунды.
    7. Повторять упражнение 24 раза.

    Необходимо контролировать плечи, следить, чтобы они не поднимались во время работы над дыханием

    1. Сжатые в кулаках руки положить на талию.
    2. Сделать восемь активных полноценных вдохов, плавных выдохов.
    3. В процессе вдоха кулаки толкать с силой вниз. Во время выдоха возвратить обратно.
    4. Пауза 3 секунды.
    5. Цикл повторить 12 раз
    1. Наклониться с опущенными вниз руками.
    2. Сделать восемь вдохов.
    3. При выдохе возвращаться в положение стоя.
    4. Перерыв около трёх секунд.
    5. Повтор 12 раз.

    Чтобы легче было представить, как делается данное упражнение, необходимо визуализировать, что ручным насосом накачивается автомобильная шина

    На занятие уходит примерно пятнадцать минут. Гимнастику нужно проделывать регулярно два раза в день: утром и вечером.

    Следует соблюдать некоторые правила при выполнении дыхательной техники. Например, такие, как:

    • Внимание должно быть направлено именно на вдох (только через нос, шумный и резкий, напоминающий хлопок в ладоши).
    • Выдох пассивный, бесшумный через рот.
    • Все движения выполняются только одновременно с вдохом.
    • Комплекс упражнений осуществляются в любом удобном положении для пациента.

    Важно! Необходимо знать, что в период, когда пациент дышит по данной методике, у него может закружиться голова. Если присутствует такое проявление, упражнения следует выполнять сидя

    Когда ребёнок перестаёт испытывать затруднения во время занятий, врач добавляет более сложные упражнения.

    Для закрепления дыхательной техники во время общения необходимо запомнить следующие основные аспекты:

    • Перед тем, как начать разговаривать очень важно, сделать вдох.
    • Слова произносятся на выдохе, один выдох – 3-4 слова.
    • Должно присутствовать абдоминальное дыхание (животом).
    • Стараться вдыхать во время пауз, соответствующих смыслу разговора.
    • При воспроизведении речи нужно следить за состоянием мышц – избегать зажимов в области лица, шеи, артикуляционном аппарате.

    Дыхательная гимнастика при заикании, как и любой другой вид терапевтических мероприятий, имеет свои противопоказания.

    • Различные острые состояния (свежая черепно-мозговая травма, высокая температура тела, болевые ощущения).
    • Повышенное артериальное и внутричерепное давление.
    • Мочекаменная болезнь. При данном заболевании доктор к выбору упражнений подходит избирательно. Например, такая техника, как «насос» может спровоцировать обострение.
    • Травмы позвоночного столба.
    • Врождённый порок сердца является относительным противопоказанием. Возможно, выполнение упражнений будет разрешено врачом после внесения некоторых ограничений, в зависимости от степени тяжести заболевания.

    Для того чтобы достичь максимально положительный эффект во время выполнения упражнений при заикании необходимо соблюдать следующие правила:

    • Всегда проветривать помещение перед занятиями.
    • Следить за чистотой комнаты, регулярно вытирать пыль, проводить влажную уборку.
    • Не заниматься в помещении с повышенной влажностью.
    • Приступать к дыхательной гимнастике нельзя на голодный желудок, однако с полным животом также не рекомендуется. После приёма пищи должно пройти минимум 2 часа.
    • Необходимо избегать физического переутомления и высыпаться.
    • Важно добавить пациенту, борющемуся с заиканием занятия спортом, которые благоприятно сказываются на работе сердца, нервной и дыхательной системах (бег, плавание, катание на коньках, лыжах).
    • Необходимо улучшить пищевой рацион. Ребёнку нужно употреблять нежирное мясо, кисломолочные продукты, свежие фрукты, овощи, зелень, морскую рыбу, крупы. Лучше организовать четырёх разовое питание с соблюдением точного режима времени приёма пищи.
    • Если у больного появились жалобы на затруднённое дыхание (ринит, кашель), занятия лучше отложить до полного выздоровления.
    Читайте также:  Развитие речи и личности детей с заиканием

    Важно понимать – дыхательная гимнастика при заикании у детей должна вызывать положительные ассоциации. Нельзя кричать на малыша во время выполнения упражнений, заставлять тренироваться силой. В семье необходимо поддерживать спокойную благоприятную обстановку. Малыш должен доверять своим родителям и чувствовать их поддержку.

    источник

    Логоневроз, или заикание в момент речи — это патологическое состояние, при котором ребенок и взрослый человек повторяет или пролонгирует звуки, слоги и слова.

    Артикуляции при логоневрозе сопровождается судорогами органов речевого аппарата или длительными остановками при переходе от одного звука к другому. Симптомы заикания проявляются в раннем возрасте, если их основа лежит в генетической предрасположенности к патологии, во врожденных заболеваниях ЦНС; в любой период жизни, если причиной болезни становятся стрессы, испуг, психологические травмы.

    Заикания делятся на невротические и неврозоподобные. Первые лечатся терапевтически: дыхательная гимнастика, гипнозы, психологическая и логопедическая помощь ребенку. Отдельное внимание стоит уделить атмосфере в семье, релаксации, спорту, пению. Вторые, неврозоподобные, требуют приема спазмалитиков, транквилизаторов, проведения нескольких курсов дегидратации, массажа и физиопроцедур.

    Дыхательная гимнастика полезна для лечения любого вида заикании, а так же его профилактики в раннем возрасте у детей. Если выполнять упражнения в строгой последовательности, по инструкции и регулярно, то в 70% случаев прогноз по выздоровлению детей дошкольного и школьного возраста благоприятный.

    Дыхательная гимнастика от заикания для детей — это комплекс специальных упражнений для расслабления и тонизирования мышц речевого аппарата. С помощью простых заданий ребенок научится правильно дышать, наладит ритм и темп вдохов, выдохов.

    Логопеды, родители могут использовать несколько видов дыхательных гимнастик при заикании:

    • Традиционную методику. Она включает в себя серию упражнений на тренировку пресса, диафрагмы, формируют сознательную регулировку свободного дыхания в момент разговора.
    • Методику дыхания по А. Н. Стрельниковой. Подходит для лечения нарушений ритма речи, органов дыхательной системы человека. Метод основан на активизации всего организма, способствует укреплению здоровья, избавлению от речевых нарушений, астмы, аденоидов.

    Выбирать между методиками коррекции заикания не обязательно, можно использовать сразу несколько способов.

    Гимнастика при логоневрозах способна решить следующие задачи:

    1. Сформировать расслабленное дыхание в процессе речи
    2. Устранить страх перед артикуляцией
    3. Снять спазм мышц речевого аппарата
    4. Улучшить работу мозга за счет притока большого количества кислорода
    5. Обучить ребенка контролю над артикуляцией
    6. Укрепить мышцы брюшной полости, диафрагмы, носоглотки
    7. Восстановить биоритмы организма

    Важно! Рассчитывать на быстрый результат от использования дыхательных упражнений от заикания не нужно. На решение проблем с речью понадобится не менее 3-6 месяцев, если заниматься регулярно.

    Эффективность дыхательной гимнастики для детей от заикания во многом зависит от качества выполнения заданий. Ребенок и взрослый должны получать удовольствие от тренировки, иначе многомесячные занятия не дадут положительного результата. Не менее важную роль играет психологическая атмосфера во время урока, хорошие отношения между пациентом и педагогом, комфортные условия проведения занятия.

    Выполняя дыхательную гимнастику при заикании с детьми следуйте следующим рекомендациям:

    • Проветривайте комнату перед началом урока. Следите за влажностью и температурой в помещении для тренировок, они должны быть комфортными: 18-20 °С, 40-50%.
    • Покормите ребенка за 1-2 часа до начала тренировки. Дети не должны заниматься голодными и сразу после обеда.
    • Принимайте пищу через 1 час после окончания занятия. Мышцы брюшной полости должны успокоиться, прийти в ному после физической нагрузки.
    • Урок должен длиться не боле 20 минут, планируйте занятия на дневное и утреннее время. Для достижения максимального результата нужно заниматься с ребенком каждый день по 2 раза.
    • Если малыш задыхается, сбивается с ритма дыхания, остановите тренировку. Дети могут потерять сознания из-за большого количества глубоких вдохов. Следите за состоянием ребенка на протяжение всего урока.

    Важно! Если заикание у ребенка сочетается с патологиями органов дыхания, перед началом тренировок по любой системе проконсультируйтесь с доктором. Такому малышу нагрузку и расписание занятие должен регулировать лечащий врач.

    Дыхательные упражнения выполняют сидя и стоя. Важно находиться перед большим зеркалом, чтобы контролировать положение тела, прямоту спины и работу лицевых мышц. Каждое задание повторяют по три-пять раз. Педагог или родитель работают вместе с ребенком, показывая образец.

    Длительный выдох

    Рекомендуется детям для снятия спазма и тонуса с гортани:

    • ребенок садится перед зеркалом на стул;
    • держит спину ровно, плечи — на одном уровне;
    • вдыхает воздух в живот через нос, старается ощутить, как брюшная полость переполнена кислородом;
    • делает длительный выдох ртом, губы можно свернуть в трубочку, считает до 5-10. Очень важно не прогибать спину и не двигать головой вслед за дыханием.

    Толчки воздуха

    Упражнение помогает дошкольнику научиться контролировать ритм дыхания, силу выдоха:

    • делайте глубокий вдох в живот через нос;
    • выдыхайте резкими и короткими толчками через рот;
    • следите за напряжением мышц брюшной полости;
    • во время выдоха считайте количество толчков, нужно стараться увеличить этот показатель от занятия к занятию.

    Зевок со звуком

    При выполнении задания снимается зажим с мышц шеи и гортани:

    • сидите прямо;
    • глубоко вдохните через нос;
    • выдыхайте длительно с открытым ртом, как будто зеваете;
    • озвучивайте выдох: “А-а-а…”;
    • голову по мере выдыхания нужно медленно опускать к груди.

    Упражнение помогает научиться делать длинный выдох. Это пригодится для проговаривания предложений, сложных слов без остановок:

    • голова прямо, медленно и глубоко вдыхайте в живот;
    • растяните губы в улыбке;
    • начинайте медленно выдыхать через рот и одновременно произносите: “И-И-И…”;
    • выдох длится максимально долго.

    На заметку! Чтобы ребенку было интересно выполнять дыхательные упражнения, устраивайте соревнования: кто дольше протянет звук, кто не поднимет плечи во время занятия и так далее.

    Упражнение обучает ребенка регулировать протяженность звукопроизношения, силу и тембр голоса:

    • вдыхайте воздух в живот;
    • складывайте губы в трубочку;
    • произносите звук “У” сначала громко и грубо. Потом постепенно снижайте громкость и силу артикуляции, будто двигаетесь по кругу.

    Задание сочетает в себе звукопроизношение и движения руками по схеме:

    • буквы произносятся в определенной последовательности О, А, У, И. Паузы между артикуляцией не допустимы, нужно пропеть комплекс на одном дыхании;
    • одновременно со звукопроизношением на каждую букву нужно делать движения руками;
    • “О” рисуем руками большой живот, “А” поднимаем руки вверх и гладим своим щеки ладонями, “У” протягиваем руки вперед, “И” возвращаем руки в положение перед собой и протягиваем по сторонам, рисуем улыбочку под грудной клеткой. Это упражнение помогает снять зажим в гортани и удлинить артикуляционный выдох

    Посмотрите этот комплекс дыхательных упражнений в видео-формате:

    Игры при заикании можно условно разделить на два типа: расслабляющие и ритмичные. Первые снимают спазм мышц лица, их нужно проводить вечером, на ночь. Вторые работают как тренажер для отработки ритма дыхания, развития скорости речи. Активные игры предлагайте ребенку в первой половине дня.

    Увлекательная игра для нормализации произношения звуков при заикании. Понадобится большой кусок ватки, несколько игрушек для организации команды. Ребенок кладет ватку перед собой, набирает носиком воздух в легкие и дует на нее ртом, пытается забить гол импровизированным мячом в ворота плюшевых соперников. Медведей, зайцев ставьте от ребенка в 40-50 см на столе. Обязательно говорите, в какую сторону должна укатиться ватка, чтобы воздушная струя была направленной к цели.

    Не забывайте хвалить малыша за правильно выполненные задания, подключайте дух соперничества и азарта.

    Ребенок импровизирует пение птиц любыми гласными. Важно вдыхать воздух носом, тянуть звук как можно дольше. Предлагайте петь не только ровно, протяжно, но и делать звонкие переливы: а-а-а-о-о-о-у-у-у, и-и-и-е-е-е-э-э и другие.

    Ребенок кладет руку на животик, делает глубокий вдох носом. Загибает пальцы на свободной руке, считает пальчики на одном выдохе. Постепенно усложняйте задания, увеличивая конечное число. Ребенок в возрасте до 6 лет может считать на одном выдохе до 5, после 6 лет — до 10, загибая пальцы на обеих руках.

    Эта игра помогает ребенку контролировать плавность речи. Малыш встает, скрещивает руки на груди. Наклоняется в стороны, на выдохе поднимается в исходное положение и произносит гласные: а-а-а, у-у-у, и-и-и, э-э-э. Важно тянуть их долго, не вдыхать повторно, можно пропевать.

    Игра необходима для формирования голосоподачи и речевого дыхания. Ребенок поднимает руки вверх, как будто собирается нырнуть в воду, вдыхает носом очень глубоко. Опускает руки как пловец, нагибается полностью и пропевает длинные звуки (гласные). Для следующего вдоха нужно встать в исходное положение.

    Игра формирует плавное слоговое произношение. Ребенок произносит слог: Ма-а-а, Па-а-а, Ру-у-у, Зи-и-и, по выбору педагога. Складывает руки ладонями друг к другу. Вдыхает носом воздух. В момент артикуляции делает зигзагообразные движения руками, опуская их вниз, изображая пламя свечи. При этом плавно пропевает один из слогов.

    Ребенок садится на стул, позади усаживается педагог. Они изображают автомобиль. Сначала крутят руль и жужжат как мотор: ж-ж-ж. Звук произносят без остановок, на одном дыхании. Затем машина останавливается, ребенок делает глубокий вдох, пожимает плечами. Это помогает снять мышечное напряжение.

    Можно включить в игру, связав с предыдущим упражнением. Скажите малышу, что у машины пробило колесо и его нужно накачать для продолжения пути. Ребенок встает, поднимает руки до груди. Вдыхает глубоко, опускает насосик до пола, в это время протягивает гласные по заданию педагога или родителя.

    Посмотрите этот комплекс упражнений в видео-формате:

    На заметку: по мнению доктора Комаровского, выбирать между медикаментозным и релаксационным (массажи, дыхательная гимнастика) лечением заикания у детей не нужно, необходимо сочетать оба метода коррекции.

    Гимнастика Стрельниковой используется для лечения заикания у детей и взрослых в России с 1976 года, когда был издан первый сборник полезных советов от автора метода.

    Методика основана на ритмичном дыхании через сопротивление мышц диафрагмы. Очень важно обращать внимание именно на вдох. Он должен быть шумным, резким, ритмичным. Вдохи делают под счет, резко, при этом грудную клетку нужно сжимать, ставя препятствия для прохождения воздуха. Выдох происходит без усилий, естественным путем.

    Изначально дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой придумывалась для певцов, которые потеряли голос. Но увидев хороший результат метода, многие упражнения стали использовать в логопедической работе для коррекции задержек развития речи, логоневрозов.

    Дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании у детей приносит пользу по следующим причинам:

    • Ребенок не концентрируется на выдохе. Ему не нужно думать о длине артикуляционной фразы, необходимости набрать воздух для продолжения беседы.
    • Автоматизация такого метода дыхания блокирует спазмы мышц во время речи, они расслаблены, не ждут судорог.
    • Дети с заиканием постоянно испытывают стресс от необходимости общаться с окружающими вербально. В результате ухудшается состояние нервной системы, общее соматическое здоровье. Гимнастика Стрельниковой повышает иммунитет, улучшает сон, аппетит и настроение.
    • Если логоневроз связан с травмами мозга, заболеваниями ЦНС, то органам необходима подпитка кислородом. Авторский метод улучшает снабжение клеток питательными веществами, кровоток.

    Для занятий с детьми раннего возраста по методу Стрельниковой полезно использовать видео, чтобы малыши копировали телодвижения по примеру, не сбивались со счета.

    Логоритмику по А. Н. Стрельниковой нужно проводить в хорошо проветренном помещении или на улице. Используйте ритмичную музыку. Подбирая комплекс упражнения для детей с заиканием, основывайтесь на планируемом результате и физических возможностях малышей.

    Приведем несколько заданий, которые можно использовать для терапии речевых нарушений, логоневрозах у детей старшей группы детского сада и подростков (от 5 до 15 лет), повторять задание нужно 4 или 8 раз.

    Это разминочное задание. Дети вдыхают носом шумно и резко 4 раза, делают паузу 4 секунды и повторяют серию вдохов. Руки при этом нужно держать перед собой и сжимать ладони на каждый вдох с силой.
    Если у ребенка во время ритмики по Стрельниковой кружится голова, есть нарушения работы сосудов, предложите воспитаннику сесть.

    Ребенок стоит, руки сжаты в кулачки и прижаты к животу. Во время вдоха нужно резко толкать кулаки вниз, помогая воздуху проходить глубже в тело. Плечи при этом остаются расслабленными. После вдыхания нужно количества воздуха, делается 4 вдоха, руки возвращаются в исходное положение.

    Ребенок стоит, ноги расставлены. На вдохе нужно согнуться вперед, изображая качание насоса. Вдох заканчивается вместе с пригибанием спины, выдох производится при возвращении исходное положение.

    Это полуприсед с поворотом в сторону на вдохе. Руки ребенок держит перед собой. Голова и плечи двигаются по одной линии, спина поворачивается в районе талии.

    Большой маятник

    Тело ребенка двигается без резких остановок. Во время вдоха нужно наклониться вперед, руки опускаются до пола. На выдохе нужно разогнуться, руки поднять до плеч. Позвоночник заводится чуть назад, потом снова опускается вперед. Работает поясничный отдел.

    Обними плечи

    Руки поднимаются до плеч. Во время короткого вдоха, обнимайте свои плечи с силой, зажимайте грудную клетку. На выдохе обхват ослабляйте.

    Повороты головы

    Голова поворачивается налево и направо, при каждом движении делается резкий вдох. Делать паузу, чтобы задержать голов по центру не нужно. Движения ритмичные и резкие. Выдох производится ртом.

    Это нагибания головы к плечам. Сначала налево, потом направо. Каждое движение сопровождается вдохом.

    Маленький маятник

    Двигается только голова, корпус остается на месте. Ребенок стоит, голова прямая. На вдохе медленно запрокидываем голову назад, смотрим в потолок, делаем еще вдох. Выпускаем воздух при возврате в исходное положение.

    Ребенок должен переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. Сначала правую ногу ставят вперед и переносят на нее тело, делают вдохи, потом возврат в исходное положение — свободный выдох. Следующий этап повторите, выкидывая вперед другую ногу. При этом корпус должен оставаться прямым.

    Передний шаг

    Ребенок поднимает одну ногу к животу, стоит на полусогнутой, свободной опоре. Во время вдоха чуть приседает, опускает ногу. На выдохе ноги возвращаются в исходное положение.

    Посмотрите этот комплекс упражнений в видео-формате. Проводит гимнастику ученик Александры Стрельниковой – Михаил Щетинин.

    Исправление дефекта речи, связанного со спазмом мышц артикуляционного аппарата, отнимает много времени и сил у ребенка. Родителям важно понимать, что дыхательная гимнастика не является панацей от заикания. Кроме логоритмики обязательно используйте другие методы расслабления ЦНС, мускулатуры: плавание, ароматерапию, релаксацию, массажи. Оградите малыша от стресса, страхов, будьте постоянно рядом, чтобы у него появилось чувство уверенности. Только комплекс мер сможет исправить недостаток речи полностью.

    источник