Меню Рубрики

Планирование по заиканию с дошкольниками

Занятия по устранению заикания логопед проводит еже­дневно в утренние часы. На занятиях применяют специальные методические приемы, при помощи которых осуществляется коррекция заикания, об­щего и речевого поведения.

Длительность логопедических занятий с каждой подгруппой один час (60 мин) с 7—10-минутным перерывом. Каждое заня­тие включает время на подготовку (спокойная удобная посадка детей, раздача материала), деятельность детей, окончание работы, итог занятия.

Тематический план работы по коррекции заикания

Воспитание правильного полного вдоха.

Плавный неторопливый бесшумный вдох с поднятием стенки живота без напряжения и излишнего набора воздуха.

Воспитание правильного полного выдоха.

Плавный длительный без усилий и напряжения выдох.

Воспитание фиксированного выдоха со звуком.

Координация ротового и носового дыхания без паузы между вдохом и выдохом, экономное расходование воздуха в процессе речевого выдоха, произнесение звуков без напряжения.

Воспитание фиксированного выдоха со слогом.

Координация ротового и носового дыхания без паузы между вдохом и выдохом, экономное расходование воздуха в процессе речевого выдоха, произнесение слогов без напряжения.

Формирование навыков носового дыхания.

Привычка дышать через нос.

Дыхательные упражнения с движением.

Укрепление дыхательного аппарата, организация правильного вдоха и выдоха, развитие силы и подвижности дыхательной мускулатуры.

Упражнения для удлинения продолжительности речевого выдоха.

Ровное распределение выдоха на протяжении всего высказывания, выработка умеренного темпа речи с чётким договариванием слова в полном его объёме.

Упражнения для улучшения осанки.

Выработка ощущения внешней и внутренней подтянутости, правильной осанки раскрепощённого, свободного человека.

Выработка навыка произвольного расслабления мышц шеи, рук, туловища и ног.

Упражнения для расслабления мышц органов артикуляции.

Выработка навыка произвольного расслабления мышц органов артикуляции.

Упражнения для расслабления мышц голосового аппарата.

Выработка навыка произвольного расслабления мышц голосового аппарата.

Тренировка мышц нижней челюсти.

Снятие напряжения мышц нижней челюсти, выработка точных и координированных движений.

Выработка подвижности губ и чёткости их движений.

Выработка подвижности и активности языка, целенаправленности и лёгкости движений при неподвижности губ и челюсти.

Тренировка мышц глотки и мягкого нёба.

Активная и правильная работа глотки и мягкого нёба.

Упражнения для мимических мышц.

Выработка естественной, подвижной, разнообразной и динамичной мимики.

Умение расслаблять мышцы шеи для рефлекторного расслабления мышц корня языка.

Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания.

Умение снимать напряжение и скованность лицевых и мимических мышц, усиливать тонус вялых мышц.

Вибрационный массаж со звуком.

Активизирование работы нервных окончаний, расположенных в толще кожного покрова.

Совершенствование невербальных способов общения.

Научиться понимать эмоциональное состояние окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для эффективного взаимодействия с людьми.

Умение чередовать повышение и понижение голоса, выделять главное по смыслу слово во фразе, делить фразу на смысловые отрезки.

Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи.

Умение замедлять темп речи с целью уменьшения числа и сокращения длительности речевых судорог; двигаться и чередовать движения в заданном темпе; сочетать согласованные движения с ритмической организацией высказывания и проговариванием в нужном темпе; проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе и ритме.

Изолированное произношение гласных звуков.

Вырабатывать умение полнозвучно произносить гласные звуки; «собирать» звук на губах и высоко поднимать мягкое нёбо; произносить гласные на мягкой атаке; равномерно распределять выдох; оценивать своё произношение.

Произношение сочетания гласных звуков.

Вырабатывать умение слитно и длительно на одном выдохе с активной артикуляцией произносить сочетания гласных звуков.

Произносить ударные слоги в словах более длительно и с изменением высоты голоса. Вырабатывать мягкое, слитное, в умеренном темпе, на выдохе, с чётким артикулированием каждого звука произнесение слов.

Начинать речь мягко, с придыханием на фоне расслабления.

Работа над стихотворениями.

Закрепление речевых установок.

Закрепление речевых установок.

Развивать коммуникативные способности, осваивать формы и технику общения в различных жизненных ситуациях, контролировать и управлять своим состоянием и речью в процессе взаимодействия с собеседником.

Осознание своей позиции в общении, выбор соответствующего стиля поведения с собеседником, овладение способами выражения своих мыслей и эмоций в различных ситуациях.

источник

Перспективное планирование логопедической работы с заикающимися дошкольниками на логопедическом пункте ДОУ

Вопрос о том, как помочь детям с заиканием в условиях логопедического пункта ДОУ, волнует многих логопедов. Существующие технологии работы с заикающимися дошкольниками Н.А. Чевелевой, С.А. Мироновой, И.Г. Выготской, В.И. Селиверстова ориентированы на оказание коррекционной помощи в специальных учреждениях: стационарах, санаториях, логопедических группах. При отсутствии подобных учреждений, дети с заиканием принимаются на логопедический пункт ДОУ. Логопед дошкольного учреждения в соответствии с возрастом ребенка и характером речевого нарушения выстраивает стратегию коррекционной работы.

Познакомившись с разными подходами к преодолению заикания, апробировав множество приемов, мне удалось выработать определенную систему работы с заикающимися дошкольниками на логопедическом пункте ДОУ. Представленный перспективный план логопедической работы отражает этапы и последовательность проводимых коррекционных мероприятий.

Особо заинтересуют логопедов-практиков в данной разработке приемы синхронизации речи с движением.

Упражнение «Ручки» [2]. Пальцы рук переплетаются в замок, все слоги в словах сопровождаются поочередным легким нажатием большими пальцами на горизонтально лежащий указательный палец. При нормальном чувстве ритма (отсутствии дизартрии) ребенок легко овладевает этим приемом. В иных случаях требуется предварительная помощь. Взрослый берет руки ребенка в свои руки и большими пальцами поочередно нажимает на ладошки малыша в такт слогового ритма. Сильное нажатие делается в местах смысловых акцентов. В конце фразы выдерживается пауза, она обеспечивает рефлекторную смену речевого выдоха и вдоха. Заикающимся малышам можно несколько раз в день поиграть в «ручки».

Данный прием эффективен в работе над слоговыми цепочками, словом, фразой — обеспечивает плавность и замедленный темп речи. Замедленная речь — это новая для ребенка форма речи, она свободна от заикания.

Упражнение «Колесо» [3]. Перед началом речи ребенок, делая вдох, через стороны поднимает руки над головой, ладонями наружу, слегка касаясь пальчиками. С началом речи руки через стороны медленно опускаются вниз. Данное упражнение позволяет плавно произнести фразу, сделать паузу и рефлекторный вдох. Круговое движение рук является легким, естественным, симметричным движением, гармонично синхронизирующим фразовую речь.

Упражнения «Ручки» и «Колесо» доступны для использования с детьми 3-5 лет, они легко понимаются и принимаются родителями.

Перспективный план логопедических занятий

Режим занятий: 2 индивидуальных (индивидуально-подгрупповых) занятия в неделю, длительностью от 20 до 30 минут с учетом возраста детей.

Первый год обучения: 64 занятия.

Задачи первого года обучения:

1) учить расслаблять общую, лицевую, артикуляторную мускулатуру;

2) сформировать диафрагмальное дыхание, отработать длительный равномерный речевой выдох (на звуках, слогах, во фразе);

3) учить мягкой атаке звука и слитному голосоведению, интонационной выразительности;

4) нормализовать ритм речи с помощью опоры на движения рук;

5) формировать правильное звукопроизношение (при необходимости);

6) совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

7) развивать звуко-слоговой анализ и синтез, обучать чтению (аналитико-синтетическим методом).

Второй год обучения: 32 занятия.

Задачи второго года обучения:

1) автоматизировать технику правильной речи: диафрагмальное дыхание, рациональный выдох, плавное голосоведение в различных формах речи и речевых ситуациях;

2) закреплять послоговой ритм на разнообразном речевом материале, достигая ритмичности речи при постепенном уменьшении внешних опор (переходя во внутренний ритм);

3) развивать речь на разных её уровнях — уровне звука (звукопроизношение), слова (словарная работа), предложения, связного высказывания (грамматический строй, связная речь);

4) совершенствовать языковой анализ и синтез, продолжать обучение чтению.

источник

Вопросам заикания посвящено немало работ, но проблема его преодоления продолжает оставаться актуальной и в настоящее время. Для школьников это расстройство речи, как правило, является источником постоянных мучительных переживаний, а часто и причиной ухудшения успеваемости.

Недостаточная изученность природы и механизмов заикания, его сложная и противоречивая симптоматика объясняют то различие в толковании заикания и многообразие приемов его преодоления, которое имело и имеет место на практике. Вместе с тем следует признать, что наибольшее признание получили представления о невротической природе заикания, о тесной связи заикания с состоянием организма и личности заикающегося. Такой подход к пониманию сущности заикания обусловил закрепление в логопедии метода комплексного воздействия лечебного и педагогического характера на речь, личность и организм в целом.

Однако наблюдения и практический опыт показывают, что значение невротических проявлений у заикающихся преувеличено: на самом деле они — следствие заикания и полностью зависят от состояния речи, которое, по нашему мнению, определяется в конечном итоге физической способностью противостоять спазмам речевой мускулатуры. Чем тяжелее степень заикания, тем большая сила мышц речевого аппарата требуется для преодоления судорог. Поэтому логичным представляется формирование у заикающихся умения активно противостоять речевым пароксизмам. По мнению автора, это наиболее простой и в то же время эффективный путь решения острой проблемы.

Нормализация речи может быть достигнута при условии тщательно продуманной системы коррекционного воздействия, а также за счет активного привлечения к работе семьи заикающегося. Без участия семьи логопедическая работа вообще неосуществима.

Планирование

№ п/п

Тема коррекционного занятия

Лексическая тема

Сопряжённо-отражённая речь

Осень. Сезонные измен. в природе.

Отражённая речь в простой фразе.

Растения огорода. Фрукты, овощи.

Отражённая речь на простых стихотворениях, читаемого текста.

Отражённая речь из материала окружающей обстановки.

Повторение ранее заученных фраз из стихотворений.

Повторение фраз прозаического характера.

Ответы на вопросы

Ответы на вопросы по предметным картинкам.

Дикие животные готовятся к зиме.

Ответы на вопросы по незнакомым предметным картинкам.

Осенняя одежда, обувь, головные уборы.

Воспроизведение картинок по памяти.

Части тела. Человек и его здоровье.

Ответы на вопросы по сюжетным картинкам.

Ответы на вопросы по прочитанному материалу про себя.

Ответы на вопросы по услышанному.

Развёрнутые ответы по образцу.

Животные северных и жарких стран.

Самостоятельные ответы на вопросы.

Ответы на вопросы постороннего человека.

Произнесение заученных фраз, связанных по смыслу.

Составление фраз по картинкам по данному образцу.

Профессия продавца. Магазин игрушек.

Составление фраз, связанных по смыслу.

Воспроизведение фраз по памяти.

Пересказ по прочитанному про себя.

Самостоятельно подготовленный пересказ по картинке.

Пересказ по услышанному сообщению.

Правила дорожного движения.

Простые обращения, просьбы.

Пересказ по содержанию картины.

Пересказ текста, прочитанного дома.

Пересказ по схемам-карточкам.

Пересказ по опорным словам.

Описание совершаемых действий.

Составление простого рассказа по картинке.

Cоставление рассказа по серии сюжетных картинок.

Составление рассказа, аналогично прочитанному.

Составление рассказа по совершённым действиям.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

План занятий для детей с заиканием

Воспитание правильного полного вдоха.

Плавный неторопливый бесшумный вдох с поднятием стенки живота без напряжения и излишнего набора воздуха.

Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Развитие речевого дыхания. Дыхательно-голосовые упражнения.

Воспитание правильного полного выдоха.

Плавный длительный без усилий и напряжения выдох.

Развитие речевого дыхания. Дыхательно-голосовые упражнения.

Воспитание фиксированного выдоха со звуком.

Координация ротового и носового дыхания без паузы между вдохом и выдохом, экономное расходование воздуха в процессе речевого выдоха, произнесение звуков без напряжения.

Развитие речевого дыхания. Дыхательно-голосовые упражнения. Дыхательная гимнастика.

Воспитание фиксированного выдоха со слогом.

Координация ротового и носового дыхания без паузы между вдохом и выдохом, экономное расходование воздуха в процессе речевого выдоха, произнесение слогов без напряжения.

Развитие речевого дыхания. Дыхательно-голосовые упражнения.

Формирование навыков носового дыхания.

Привычка дышать через нос.

Развитие речевого дыхания. Дыхательно-голосовые упражнения. Дыхательная гимнастика.

Дыхательные упражнения с движением.

Укрепление дыхательного аппарата, организация правильного вдоха и выдоха, развитие силы и подвижности дыхательной мускулатуры.

Развитие речевого дыхания. Дыхательно-голосовые упражнения. Дыхательная гимнастика. Сочетание правильного дыхания с движениями.

Упражнения для удлинения продолжительности речевого выдоха.

Ровное распределение выдоха на протяжении всего высказывания, выработка умеренного темпа речи с чётким договариванием слова в полном его объёме.

Развитие речевого дыхания. Дыхательно-голосовые упражнения. Работа над плавностью речи в элементарных формах.

Упражнения для улучшения осанки.

Выработка ощущения внешней и внутренней подтянутости, правильной осанки раскрепощённого, свободного человека.

Дыхательно-голосовые упражнения. Дыхательная гимнастика. Сочетание правильного дыхания с движениями.

Выработка навыка произвольного расслабления мышц шеи, рук, туловища и ног.

Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Дыхательная гимнастика. Сочетание правильного дыхания с движениями.

Упражнения для расслабления мышц органов артикуляции.

Выработка навыка произвольного расслабления мышц органов артикуляции.

Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Дыхательная гимнастика. Сочетание правильного дыхания с движениями.

Упражнения для расслабления мышц голосового аппарата.

Выработка навыка произвольного расслабления мышц голосового аппарата.

Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Дыхательная гимнастика. Сочетание правильного дыхания с движениями.

Тренировка мышц нижней челюсти.

Снятие напряжения мышц нижней челюсти, выработка точных и координированных движений.

Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Артикуляционная гимнастика. Сочетание правильного дыхания с движениями.

Выработка подвижности губ и чёткости их движений.

Артикуляционная гимнастика. Сочетание правильного дыхания с движениями.

Выработка подвижности и активности языка, целенаправленности и лёгкости движений при неподвижности губ и челюсти.

Артикуляционная гимнастика. Сочетание правильного дыхания с движениями.

Тренировка мышц глотки и мягкого нёба.

Активная и правильная работа глотки и мягкого нёба.

Артикуляционная гимнастика. Сочетание правильного дыхания с движениями.

Упражнения для мимических мышц.

Выработка естественной, подвижной, разнообразной и динамичной мимики.

Артикуляционная гимнастика. Сочетание правильного дыхания с движениями.

Умение расслаблять мышцы шеи для рефлекторного расслабления мышц корня языка.

Артикуляционная гимнастика. Массаж. Сочетание правильного дыхания с движениями.

Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания.

Читайте также:  Адаптация ребенка с заиканием к детскому саду

Умение снимать напряжение и скованность лицевых и мимических мышц, усиливать тонус вялых мышц.

Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Артикуляционная гимнастика. Массаж. Сочетание правильного дыхания с движениями.

Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Массаж.

Вибрационный массаж со звуком.

Активизирование работы нервных окончаний, расположенных в толще кожного покрова.

Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Массаж.

Совершенствование невербальных способов общения.

Научиться понимать эмоциональное состояние окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для эффективного взаимодействия с людьми.

Сочетание правильного дыхания с движениями. Развитие мимики и жестов.

Умение чередовать повышение и понижение голоса, выделять главное по смыслу слово во фразе, делить фразу на смысловые отрезки.

Развитие интонационных характеристик речи (высота, громкость и т.д.) Работа над плавностью речи в элементарных формах.

Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи.

Умение замедлять темп речи с целью уменьшения числа и сокращения длительности речевых судорог; двигаться и чередовать движения в заданном темпе; сочетать согласованные движения с ритмической организацией высказывания и проговариванием в нужном темпе; проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе и ритме.

Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Логоритмические упражнения.

Изолированное произношение гласных звуков.

Вырабатывать умение полнозвучно произносить гласные звуки; «собирать» звук на губах и высоко поднимать мягкое нёбо; произносить гласные на мягкой атаке; равномерно распределять выдох; оценивать своё произношение.

Дыхательно-голосовые упражнения. Работа над плавностью речи в элементарных формах. Логоритмические упражнения.

Произношение сочетания гласных звуков.

Вырабатывать умение слитно и длительно на одном выдохе с активной артикуляцией произносить сочетания гласных звуков.

Дыхательно-голосовые упражнения. Работа над плавностью речи в элементарных формах. Логоритмические упражнения.

Произносить ударные слоги в словах более длительно и с изменением высоты голоса. Вырабатывать мягкое, слитное, в умеренном темпе, на выдохе, с чётким артикулированием каждого звука произнесение слов.

Дыхательно-голосовые упражнения. Работа над плавностью речи в более сложных формах. Логоритмические упражнения.

Начинать речь мягко, с придыханием на фоне расслабления.

Дыхательно-голосовые упражнения. Работа над плавностью речи в более сложных формах. Логоритмические упражнения.

Работа над стихотворениями.

Закрепление речевых установок.

Развитие координации слова и ритмизованного движения. Работа над плавностью речи в более сложных формах. Логоритмические упражнения.

Закрепление речевых установок.

Работа над плавностью речи в более сложных формах. Логоритмические упражнения.

Развивать коммуникативные способности, осваивать формы и технику общения в различных жизненных ситуациях, контролировать и управлять своим состоянием и речью в процессе взаимодействия с собеседником.

Упражнения, направленные на развитие речи в целом: фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя, связной речи.

Осознание своей позиции в общении, выбор соответствующего стиля поведения с собеседником, овладение способами выражения своих мыслей и эмоций в различных ситуациях.

Упражнения, направленные на развитие речи в целом: фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя, связной речи.

Конспект занятия с детьми с заиканием

Название: Релаксационная гимнастика.

Цель: Выработка навыка произвольного расслабления мышц шеи, рук, туловища и ног.

Материал: картинки, речевой материал.

Организационный момент. Дети по очереди садятся в позу покоя.

Логопед сообщает детям, что сегодня к ним придет необычный гость, который почему – то запаздывает. Пока все ждут гостя, логопед предлагает отгадать загадки и выбрать соответствующие картинки.

Уверенный в себе, хоть неумейка,

И от природы он большой зазнайка,

А ну-ка угадать его сумей-ка,

Младший сын столовой ложки,

Он стоял на крепкой ножке.

Не железный, не стеклянный,

Но очень строен, как солдат.

К тому ж ему совсем не спится.

Он день и ночь готов трудиться.

Лишь уложишь — хочет встать.

Я предлагаю вам превратиться в заводные игрушки.

Комплекс релаксационной гимнастики «Заводные игрушки»

Вокруг себя повернись, в куклу Машу превратись.

«Заводная кукла». Ноги расставить, и напрячь, руки вытянуть слегка в стороны, напрячь; повернуться в одну сторону, в другую. (Повторить 3—4 раза.)

«Незнайка». С напряжением поднять одно плечо, затем опустить и расслабить; с напряжением поднять другое плечо, опустить и расслабить; с напряжением поднять оба плеча и, расслабив, опустить. (Повторить 3—4 раза.)

Вокруг себя повернись в оловянного солдатика превратись

«Оловянный солдатик». Ноги расставить, и напрячь, руки вытянуть вдоль туловища и напрячь. Удерживать напряжение под счет от 1 до 4. На слово – команду «пять» — расслабляемся, все тело «обмякает», как у тряпичной куклы.

Вокруг себя повернись, в робота превратись.

«Робот». Выполнять команды: правая рука вперед, в сторону, вперед, вниз, расслабились; левая рука вперед, в сторону, вперед, вниз. (Повторить 3 раза.)

Вокруг себя повернись, в неваляшку превратись.

«Неваляшка». Сидя, уронить голову на правое плечо, на левое плечо, покрутить.

Появляется медвежонок. Логопед обращается к медвежонку: «А вот и наш гость пришел, мы тебя заждались».

Медвежонок отвечает: «Здравствуйте! Извините меня, ребята. Путь мой был не близкий. Я бежал, торопился, но все равно опоздал. Ой, как я запыхался».

Логопед говорит: «Это не беда, наши ребята тебе покажут дыхательные упражнения, и твое дыхание быстро восстановится».

Упражнение № 1. Диафрагмальное дыхание лежа.

Дети ложатся на спину на ковер; левую руку кладут на живот, а правую на грудь. Предварительно логопед напоминает детям как нужно дышать диафрагмой (животом): прикладывает руку ребенка к своему животу. По команде логопеда дети вдыхают, выпячивая живот, и выдыхают, втягивает живот. Если упражнение у детей не получается, то полезно производить усиливающее к концу выхода легкое надавливание рукой на живот.

Вверх животик поднимается.

Плавно набрать воздух и длительно дуть на «султанчик». (Повторить 5—6 раз.)

Дуть, одновременно поворачивая голову, «султанчик» находится в левой руке; вдох — дуть на выдохе; поворот в другую сторону, повторить. (Повторить 5—6раз.)

Логопед спрашивает у медвежонка, что случилось, почему он опоздал.

Медвежонок сообщает детям, что он приготовил для них в подарок картинки, да вот беда, из слов, обозначающих картинки пропали первые звуки и слова стали непонятными.

Логопед: — Ребята, как вы думаете, какие звуки пропали из слов? (Ответы детей: не хватает гласных звуков и т.д.)

— Ребята, помогите медвежонку, найдите и назовите первый звук в словах.

Детям предлагаются слова и картинки: Аист, Овощи, Ива, Улица, Эскимо.

Логопед называет картинки, без первого гласного звука (….ист – аист и т.д.), дети угадывают первый гласный звук и произносят его плавно, нараспев на выдохе.

Логопед: «Как называются эти звуки?» Ответы детей: гласные.

Логопед напоминает: «Гласные – это звуки, которые произносятся голосом, их можно долго тянуть, петь, при произнесении этих звуков, выдыхаемый воздух выходит наружу свободно, не встречая никаких препятствий на своем пути».

Голосовое упражнение «Ниточка»

Представьте, что у меня в руках ниточка. Намотайте ниточку на клубок и как можно дольше протяните звук.

Гласных звуков только шесть

Логопед выполняет гимнастику вместе с детьми – отраженная речь.

АО ау аи оа оу ои уа уо уи ИА ио иу.

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд,
Вот он по лесу идёт. (Наклоны вперёд-назад.)
К турнику я подхожу,
Перекладину беру,
Мышцы дружно напрягаю,
Стройным, крепким быть желаю!
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступайте к тренировкам!

Словарная работа (речь с пальцами ведущей руки)

Логопед: «Медвежонок, а наши ребята тоже приготовили тебе в подарок картинки. Сейчас мы с вами будем называть предметы, которые нарисованы на картинках. Сначала внимательно рассмотрите их. А теперь послушайте, как я буду говорить».

Логопед дает образец речи, дети по очереди упражняются в плавном, слитном произнесении слов и коротких фраз

Упражнения на развитие чувства темпа и ритма

Игровое упражнение «Три медведя»

Логопед читает стихотворение, а дети хлопают в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова «топ – топ — топ».

Топ –топ — топ
А сынок — малютка просто.
Очень маленький он был,
Очень быстро он ходил.

Логопед и дети прощаются с медвежонком. Медвежонок благодарит детей, прощается с ними и обещает больше не опаздывать. Логопед спрашивает у детей: « Что вам понравилось, какие игры и упражнения были интересными, а какие самые трудные? Какие картинки мы с вами сегодня называли?» Логопед отмечает активность и положительные стороны в работе каждого ребенка.

Отгадывание загадок, актуализация знаний по лексической теме «Игрушки»

Удалось организовать детей, снять эмоциональное напряжение.

источник

Татьяна Борисовна Гирфанова
Тематическое планирование на 2014–2015 учебный год в старшей группе детей с заиканием

Тематическое планирование на 2014 – 2015 учебный год старшей

группы № 8 (заикание) МБДОУ детский сад №160 городского округа Самара.

Составила воспитатель Гирфанова Т. Б.

15 -19 сентября Давайте познакомимся

Проект «Хорошо у нас в саду»

22-26 сентября Во что я люблю играть?

Проект «Страна волшебная Здоровья»

6-10 октября Идём в гости к Октябринке

Выставка совместного творчества «Забавные овощи»

13-17 октября Испечём каравай.

Проект «Почему тесто растёт?

20-24 октября Пройдёмся по грибным дорожкам….

26-30 октября Идём в гости к Лесовичку (деревья)

2-6 ноября Путешествие к Осени

Утренник «Осень, осень, листопад. «

9-13 ноября Путешествие в ткацкую мастерскую

Проект «Как рубашка в поле выросла?»

16-20 ноября Гуляем по улицам Самары

Спортивное развлечение совместно с родителями «Дружат взрослые и дети»

23-27 ноября Едем в город будущего (дома)

Выставка совместного творчества «Город будущего» (макеты домов)

30-4 декабря Пишем письмо Деду Морозу

7-11 декабря Наводим порядок в доме (мебель)

14-18 декабря В гости к бабушке Федоре (посуда) Коллекционирование предметов посуды (хохлома и гжель)

21-25 декабря Путешествуем по карте (Россия – Родина моя) Коллекционирование марок о городах России

28-31 декабря Встречаем Новый год

Утренник «Новый год у ворот»

11 – 15 января Смастерим кафе для птиц

Проект «Покормите птиц зимой»

18-22 января Исследуем следы зверей

25-29 января Едем в гости к Северному оленю

Проектно-исследовательская деятельность «Северное сияние»

1-5 февраля Мы едем в зоопарк (животные жарких стран)

8-12 февраля Путешествие в деревню к бабушке (домашние животные) Проект «Наши четвероногие друзья»

15-19 февраля Растём богатырями Земли русской!

Совместное развлечение с родителями

22-26 февраля В гости к птичнице

Развлечение совместно с родителями «Широкая Масленица»

1-5 марта Приглашаем на чаепитие (семья)

Утренник » Мы любим бабушек и мам»

9-12 марта Путешествие в мир транспорта

15-19 марта В гости к Весне

22-26 марта Встреча с людьми разных профессий

29-2 марта-апреля Встречаем жаворонков

Экологический проект «На шесте дворец, во дворце — певец»

5-9 апреля Путешествие к звёздам

Проект «Почему люди не летают как птицы?»

Экскурсия в музей космонавтики

13-17 апреля Отправляемся в гости к Нептуну

Спортивное развлечение «Подводное царство»

20-24 апреля В гостях у сказки

Проект «Там, на неведомых дорожках…»

27- 30 апреля Играем в театр

5-8 мая Встречаем наших героев

Проект «Никто не забыт и ничто не забыто»

Совместный праздник «День Победы»

11-15 мая Изучаем насекомых

Экологический проект «В гости к Мухе-цокотухе»

Инсценировка «Стрекоза и муравей»

19-23 мая Путешествие в царство цветов

Развлечение «Красота спасёт мир»

26-30 мая Растём спортсменами

Спортивное развлечение «Дружные ребята»

Развлечение «Наша планета в опасности«

9-13 июня Если с другом вышел в путь Проект «Вместе весело шагать»

16-20 июня К нам приехал цирк!

23-27 июня В гостях у Самоделкина

Проект «Оформим участок своими руками»

Модель образовательного процесса в младшей группе. КТП по программе дошкольного образования «От рождения до школы» КОМПЛЕКСНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕпо примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы».

Тематический план ДОУ на год Первая младшая группа (2-3 года) «Детский сад» 3 – 7 сентября «Золотая осень» 3– 28 сентября «Я в мире человек» 1 – 12 октября «Мой дом».

источник

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции заикания младших школьников в условиях логопедического пункта
календарно-тематическое планирование по логопедии на тему

В основе программы лежит идея создания оптимальных условий для коррекции отклонений в развитии речи и всестороннего гармоничного развития детей младшего школьного возраста, условий, которые помогли бы детям использовать все компенсаторные возможности и реализовать потенциал, заложенный в них природой.

КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ МЕДВЕНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПАНИКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

307054, Курская область, Медвенский район, с. Паники, ул. Молодёжная, д.137б

адрес эл.почты: panikishcool@yandex.ru

Принято на педагогическом совете школы

От « ____» _________ 2017 г

по коррекции заикания младших школьников в условиях логопедического пункта

Учитель-логопед Рыжова Л. Ю.

В основе программы лежит идея создания оптимальных условий для коррекции отклонений в развитии речи и всестороннего гармоничного развития детей младшего школьного возраста, условий, которые помогли бы детям использовать все компенсаторные возможности и реализовать потенции, заложенные в них природой.

В ходе реализации программы заданная цель достигается путем решения следующих задач:

  • устранить (или ослабить) судорожный компонент речевого нарушения;
  • в процессе формирования техники нормативной речи улучшить состояние дыхательной функции;
  • совершенствуя просодическую сторону речи, сформировать внятную, выразительную бессудорожную речь в нормальном темпе и ритме;
  • закрепляя навыки плавной слитной интонационно окрашенной речи, развивать импрессивную и экспрессивную речь ребенка;
  • снизить уровень эмоционального напряжения;
  • способствовать преодолению сопутствующих речевых и неречевых расстройств, развитию моторики;
  • создать условия для активного, полноценного сотрудничества семьи ребенка с логопедом в процессе коррекционной работы;
  • провести профилактику рецидивов заикания.
  • системности (учёт всех объективных факторов, обусловливающих нарушения речи у дошкольников, а также структуру дефекта);
  • дифференцированности (определение типа дизонтогенеза, учет различия нарушений в состоянии произвольных движений и речи дошкольников с невротическим и неврозоподобным заиканием);
  • постепенности (непрерывность и регулярность занятий по воспитанию речевой коммуникации, последовательное введение новых навыков в разные формы речи с учетом степени ее самостоятельности); наглядности; комплексности; информированного согласия и активного сотрудничества с семьей.
Читайте также:  Актерское мастерство от заикания

Количество занятий: 2 раза в неделю (индивидуальные). Всего: 62 занятия . Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке, определёнными СанПиНами № 2.4.1.-1249-03.

Можно выделить 3 группы заикающихся:

1 группа. Дети с обычным темпом движений (свободные, плавные, координированные движения), с активным вниманием. К речи некритичны. Не испытывают страха речи, контролируют её. В незнакомой обстановке угловаты, напряжены. Дают хорошие результаты при коррекции, рецидивы редки.

2 группа. Дети с быстрыми, беспорядочными движениями, двигательным беспокойством, плохой моторикой. Они суетливы, болтливы, их речь торопливая, смазанная, недоговариваются слова, фразы. Выражен страх речи. Плохо вступают в контакт, демонстрируют яркие эмоциональные реакции. Отмечаются сопутствующие движения. После лечения и логопедического воздействия успокаиваются, темп речи выравнивается, запинки постепенно проходят (могут проявляться при сильном волнении).

3 группа . Дети с замедленным темпом движений, вялые, нерешительные, малоактивные. Речь медленная, монотонная, голос тихий, дыхание короткое, артикуляция вялая, есть страх речи. После коррекции и лечения становятся активнее, движения и речь нормализуются. Остаются редкие и лёгкие запинки. Возможны рецидивы.

Ведущие признаки заикания

  1. Судороги в периферических отделах речевого анализатора (дыхательном, голосовом, артикуляционном), лицевые судороги;
  2. Расстройство общей моторики . У детей с заиканием обычно нарушены общая и мелкая моторика. Их движения некоординированы, нет синхронности в движениях правой и левой рук, ног, нарушена осанка. Эти дети не могут поймать мяч; медленно, роняя, выкладывают карточки; испытывают трудности в работе с мелкими предметами; у них из рук часто выпадают ручки, карандаши. Речь заикающихся, как правило, сопровождается сопутствующими движениями, которые проявляются по-разному: от раздувания крыльев носа и зажмуривания глаз до сложных движений всем телом (кивание головой, раскачивание, притопывание, сжатие кулаков и т.д.).
  3. Нарушение вегетативной нервной системы (усиление потовыделения, покраснение кожного покрова).
  4. Нарушение эмоционально-волевой сферы. Заикание существенно отражается на формировании личности, наблюдается нарушение системы отношений, что приводит к патологическим формам поведения и сужению рамок социальной адаптации ребёнка. Нарушение общения у заикающихся меняет условия формирования личности, развития сознания и самосознания. У детей с невротической формой заикания общественные отношения (с родителями, сверстниками) нарушаются постепенно, по мере закрепления речевой патологии и осложнения её вторичными явлениями. При неврозоподобной форме заикания развитие общественных отношений сильно отстаёт от нормы. Заикающиеся дети характеризуются такими особенностями поведения, как тревожность, мнительность, боязливость и т.д. С возрастом появляется неуверенность в себе, образуется низкая самооценка, возникает боязнь речевого общения.
  1. Стационарный тип – характеризуется достаточной стабильностью протекания дефекта, то есть выраженностью речевого дефекта, наличием логофобии, сопутствующих психопатологических и моторных нарушений.
  2. Рецидивирующий тип – чередование плавной речи с периодами заикания.
  3. Волнообразный тип – периоды различной длительности то в сторону улучшения, то ухудшения.
  4. Прогредиентный тип – тенденция к ухудшению речи (к усиленному заиканию).

Для реализации программы требуется тесное сотрудничество психолога, логопеда и педагогов в ходе коррекционного процесса, личностно-ориентированный подход при выборе методов, приемов воздействия, определении конкретного содержания заняти

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

  • речевого статуса в пределах нормы в результате устранения судорожного компонента речевого нарушения (устранения проявлений заикания в разных формах речи) или улучшение речевого статуса за счет снижения в значительной степени частоты, силы, длительности судорог, их распространенности в формах речи (т.е. изменение степени выраженности заикания);
  • улучшение состояния дыхательной функции (нормализация вдоха, формирование выдоха, соответствующего количеству слов во фразе);
  • совершенствование моторики;

Ученик получит возможность научиться:

  • совершенствованию просодического компонента речи;
  • развитию экспрессивной речи ;
  • расширению коммуникативных возможностей за счет снижения уровня эмоционального напряжения;

Содержание учебного предмета.

Раздел 1. Сопряжённо-отражённая речь (9 часов)

Отражённая речь в простой фразе.

Отражённая речь на простых стихотворениях, читаемого текста.

Отражённая речь из материала окружающей обстановки.

Повторение ранее заученных фраз из стихотворений.

Повторение фраз прозаического характера.

Раздел 2. Ответы на вопросы (17 часов)

Ответы на вопросы по предметным картинкам.

Ответы на вопросы по незнакомым предметным картинкам.

Воспроизведение картинок по памяти.

Ответы на вопросы по сюжетным картинкам.

Ответы на вопросы по прочитанному материалу про себя.

Ответы на вопросы по услышанному.

Развёрнутые ответы по образцу.

Самостоятельные ответы на вопросы.

Ответы на вопросы постороннего человека.

Раздел 3. Пересказ( 15 часов)

Произнесение заученных фраз, связанных по смыслу.

Составление фраз по картинкам по данному образцу.

Составление фраз, связанных по смыслу.

Воспроизведение фраз по памяти.

Пересказ по прочитанному про себя.

Самостоятельно подготовленный пересказ по картинке.

Пересказ по услышанному сообщению.

Простые обращения, просьбы.

Пересказ по содержанию картины.

Пересказ текста, прочитанного дома.

Пересказ по схемам-карточкам.

Пересказ по опорным словам.

Описание совершаемых действий.

Составление простого рассказа по картинке.

Cоставление рассказа по серии сюжетных картинок.

Составление рассказа, аналогично прочитанному.

Составление рассказа по совершённым действиям.

источник

Программа корекционно-развивающей работы для детей страдающих заиканием.
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

Данная программа составлена для детей 5 лет страдающих заиканием и ФНР.

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

«Школа с углубленным изучением английского языка №1246»

для детей страдающих заиканием.

  1. Пояснительная записка.
  2. Задачи реализации Программы:
  3. Принципы реализации Программы:
  4. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей речи детей страдающих с заиканием
  5. Планируемые результаты.
  6. . Направления работы с заикающимся ребенком
  7. Перспективное планирование
  8. Программно-методическое обеспечение
  9. Календарно – тематическое планирование
  10. Приложение. Правила речи.

Адаптированная образовательная программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с детей 5 – 7 лет, страдающих заиканием при относительно нормальном общем развитии речи и интеллекта .

Программа разработана с учетом положений общей и коррекционной педагогики и специальной психологии.

Программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

  1. Задачи реализации Программы:

Логопедическая работа с детьми с заиканием направлена на решение задач :

  • нормализация общего и речевого поведения детей с учетом возрастных психофизиологических особенностей и формирование навыков пользования самостоятельной речью без заикания.
  • обучение правильной технике речи и обучение навыкам самоуправления;
  • развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики, фонационного дыхания;
  • развитие и уточнение словаря и грамматических конструкций;
  • развитие диалогической речи
  1. Принципы реализации Программы :

Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР и заиканием, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности .

Программа имеет в своей основе следующие принципы :

∙ принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и

потребностей каждого ребенка;

∙ принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

∙ принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных

интересов каждого ребенка;

∙ принципы интеграции усилий специалистов;

∙ принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия

требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

∙ принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

∙ принцип постепенности подачи учебного материала;

∙ принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях

  1. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей речи детей страдающих с заиканием

Первоначально развитие речи у заикающихся детей (понимание и активное пользование ею) чаще всего происходит так же, как и у нормально говорящих сверстников. Отдельные слова у них появляются в возрасте около одного года, фраза — к двум годам. Заикание, как правило, возникает в период овладения фразовой речью, примерно от двух до четырех лет.
В большинстве случаев заикание наступает постепенно, начинаясь с легкой прерывистости речи по типу физиологических затруднений, сопровождающих переход к фразовой речи. В благоприятных условиях прерывистость речи быстро исчезает, уступая место нормальной регуляции речевого акта. В неблагоприятных условиях прерывистость речи усиливается, переходя в заикание. Чаще всего заикание возникает тогда, когда переход от общения в ситуации наглядности к чисто словесным его формам происходит недостаточно постепенно, с непомерной активизацией этого процесса. Овладевая речью в общении с окружающими людьми, ребенок заимствует сложное содержание и построение речи, которое ему непосильно. Поэтому причиной заикания нередко становится усиленное развитие речи, поощряемое родителями, заучивание и пересказ не по годам сложного речевого материала, ранние выступления при посторонних, воспитание детей без учета особенностей их нервной системы.
Заикание является выражением самых разнообразных затруднений в овладении коммуникативной функцией речи. Оно обычно усиливается в ситуации общения и ослабевает в условиях речи, обращенной к себе, а не к другим. По-разному протекает общение ребенка со взрослыми и детьми, с близкими и незнакомыми, с детьми старше и моложе себя, в коллективе или с единичным собеседником. Вне общения ребенок полностью освобождается от прерывистой речи. Он не заикается в речи без видимого собеседника или с мнимым собеседником, как это бывает в игре, когда ослабевает коммуникативная ответственность.
Проявления заикания связаны с тем, что дети начинают затрудняться в построении речи, не всегда могут быстро и точно подобрать нужные слова, иногда создается впечатление, что в момент высказывания они не могут вспомнить названия некоторых предметов, действий, качеств, хотя имеют достаточный по возрасту запас знаний и представлений. Самостоятельные высказывания детей начинают сопровождаться повтором слов, слогов, звуков, паузами при поиске слов.
При наличии нормального объема активного словаря и достаточной сформированности грамматического строя речь дошкольников изобилует вставными словами и звуками: ну, вот, как его, и, э и др. В самостоятельных развернутых высказываниях часто встречаются незаконченные предложения, неточные, приближенные по смыслу ответы на вопросы, часто их рассказы бывают непоследовательными. Подробно описывая малозначащие детали, дети упускают главное содержание мысли. Некоторые заикающиеся говорят в более быстром темпе по сравнению со своими не заикающимися сверстниками. Довольно часто заикание сопровождается сопутствующими или насильственными движениями (подергиванием век, морганием, постукиванием пальцами, притоптыванием и т. д.).
У заикающихся детей отмечаются специфические особенности общего и речевого поведения: повышенная импульсивность высказывания и в связи с этим недоучет точного содержания речи собеседника, слабость волевого напряжения, замедленное или опережающее включение в деятельность, неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя переключиться с одного объекта на другой. Все это проявляется на фоне быстрой утомляемости, повышенной истощаемости и ведет к различного рода ошибкам при выполнении заданий.
Некоторые из указанных особенностей свойственны и не заикающимся дошкольникам, но у заикающихся детей они выражены более ярко. У данной категории детей чаще проявляется резкая неустойчивость внимания, пониженная регуляция и саморегуляция деятельности.
Указанные особенности определяют специфичность задач коррекционно-развивающего воздействия

5. К концу обучения в старшей группе дети должны:

1. усвоить содержание программы старшей группы общеобразовательного детского сада;

2.пользоваться самостоятельной речью без заикания при переходе к контекстной речи;

3.уметь формулировать простое предложение, распространять его;

4.формулировать без заикания вариативные высказывания для выражения одной и той же мысли, события, эмоционального состояния и др.

6. Направления работы с заикающимся ребенком:

Выработка правильного полного вдоа и выдох. Обучение технике диафрагмально- релаксационного типа дыхания. Формирования навыка диафрагмального вдоха удлиненного, равномерного, плавного выдоха, устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения. Использование дыхательных упражнений с движениями, комплексной релаксационной гимнастики.

2. Работа над артикуляцией.

Использование специальных упражнений для органов артикуляции, мимических мышц. Обучение приема самомассажа.

3 .Работа над гласными звуками.

Работа над голосоподачей и голосоведением, интонацией на материале отдельных звуков и сочетаний гласных звуков

4. Работа над согласными звуками.

Работа с «трудными» звуками (изолированными согласными и стечением согласных). Обучение вибрационному массажу со звуком.

Работа на материале закрытых слогов, открытых слогов, слогов со стечением согласных. Отработку трудных звукосочетаний можно сочетать со специальными упражнениями: дыхательные упражнения с движениями, упражнения для работы над интонацией, темпом и ритмом речи.

6. Работа над словами и фразой.

Речевой материал подбирается с учетом возраста детей. Речь сочетается с движением руки (сколько слов, столько движений руки – по методике Богомоловой А.И.). Порядок работы: Работа над словами, начинающимися с гласных звуков, согласных звуков (разная позиция ударности). Использование речевых игр и счетных упражнений. Введение речевых правил. Работа над темпом и ритмом речи. Работа над простой фразой, развернутой фразой, состоящей из нескольких смысловых отрезков. Использование вопросно- ответной речи. Введение кратковременных речевых заданий. Использование речевых правил.

7. Работа над выразительной речью.

Речевой материал побирается с учетом возраста детей . речь сочетается с движением руки. Работа над логическим ударением, интонацией, паузами на материале фраз и коротких рассказов из жизни детей (о школе, классе и т.д.). Использование речевых и дидактических игр.

Читайте также:  Адаптол заикание у ребенка

8. Работа над стихотворной речью.

Речевой материал подбирается с учетом возраста детей. Речь сочетается с движением руки. Порядок работы: сказки в стихах, стихи, басни, речевые игры. Разбор текста (расстановка знаков ударения, слитности, пауз). Использование хорового и самостоятельного чтения, заучивания наизусть. Прослушивание аудиозаписей актёров, декламация совместно с аудиозаписью. Мелодекламация.

9. Работа над диалогической речью.

Использование чтения по ролям, заучивания наизусть.

10. Пересказ прочитанного текста.

Речевой материал подбирается с учетом возраста детей. Речь сочетается с движением руки. Порядок работы: короткие повествовательные рассказы, рассказы разные по объёму, пересказ школьных уроков. Использование хорового, сопряжено- отраженного чтения, самостоятельного чтения, чтения по ролям, пересказ своими словами. Использование специальных речевых правил для дальнейшего закрепления речевых навыков.

11. Составление рассказов по серии .

Речевой материал подбирается с учетом возраста детей. Речь сочетается с движением руки. Можно сочетать одновременно с работой над пересказом. Порядок работы: составление рассказов по сюжетной картинке, серии сюжетных картинок. Виды работ: составление рассказа с помощью вопросов, составление письменного палана рассказа, составление рассказа- описания, рассказа о прочитанной книге, просмотренном фильме, телепередачи.

12. Составление рассказов на заданную тему

Речевой материал подбирается с учетом возраста детей. Речь сочетается с движением руки. Порядок работы: небольшие сообщения на бытовые темы, тематические сообщения.

Речь с движением руки и без. Виды работ: выбор темы и коллективный разговор, диалоги.

Структура логопедического занятия при заикании

1. Орг. момент с элементами психотерапии.

2. Общая моторная зарядка. Для снятия мышечного напряжения; Для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела; Преодоление двигательных уловок.

4. Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный);

5. Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса;

6. Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.

7. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи).

8. Работа по закреплению навыков правильной речи: сопряжённая фонема; отражённая фонема; вопросно-ответно форма, самостоятельная речь.

7. Перспективное планирование:

Воспитание внимание к речи. Учить детей внимательно слушать образец речи воспитателя, точно выполнять словесные задания в указанной последовательности.

  • Работа над постановкой дыхания
  • обучение релаксации
  • подача голоса
  • развитие мышц лица через релаксацию
  • логоритмика
  • артикуляционная гимнастика
  • воспитание слухового внимания
  • воспитание слуховой памяти
  • воспитание зрительного внимания
  • воспитание произвольного поведения: выдержки, самоконтроля, сосредоточенности
  • развитие мелкой моторики

2 . Период шепотной речи продолжение работы предыдущего периода

  • игры с пением, хороводы
  • координация речи с движением через подвижные игры
  • воспитание голоса и мягкого голосоначала
  • игры на звукоподражание

3. Период сопряженной речи

4. Период отраженной речи (4 неделя октября)

  • продолжение работы предыдущего периодов
  • обговаривание ситуаций, предметов, явлений, картинок, процессов, игр, атрибутов
  • продолжить работу предыдущих периодов
  • ответы на вопросы при наглядной опоре
  • включение речи ребенка в речь взрослого, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает
  • работа над сочетаниями разного характера деятельности: слушать и лепить, рисовать, вырезать и одновременно отвечать на вопрос взрослого
  • учить выделять ударный гласный звук в слове, делать на него опору

работа над сходством и различием предметов: предметные картинки или натуральные объекты: а) с помощью конкретных вопросов б) без вопросов

словесные дидактические игр

произнесение фразы на выдохе

деление фразы на короткие логические отрезки

деление ударного гласного в слове, опора на него

6. период — Самостоятельная речь.

  • ересказ короткого прочитанного рассказа Л.Н. Толстого, К. Ушинского
  • развертывание рассказа с использованием словарного запаса, знаний грамматики, вариативности ответов
  • рассказ на сравнение предметов (сходство и различие)
  • творческие рассказы о проделанной работе
  • пересказ прочитанной сказки
  • составление рассказов или сказок по данному началу или концу
  • закрепление распространенной фразы в рассказах или сказках с использованием дополнений, определений, суффиксов, префиксов, синонимов, антонимов, различных согласований, предлогов, вариативности
  • рассказ по сюжетной картине: а) главное б) второстепенное

Взаимосвязь с семьями воспитанников в системе коррекционной работы

Новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, что родители должны быть активными участниками образовательного процесса. Этот документ ориентирует на тесное взаимодействие с родителями, которые в свою очередь должны участвовать в реализации программныхзадач, в создании условий для полноценного и своевременного развития дошкольника.

Основные задачи работы с родителями:

•установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

•объединить усилия для развития и воспитания детей;

•создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

•активизировать и обогащать

воспитательные умения родителей;

•поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципы взаимодействия с семьями воспитанников таковы:

•доброжелательный стиль общения педагогов с родителями;

•сотрудничество, а не наставничество;

8. Программно-методическое обеспечение

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой“Программа преодоления фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). М:.1986

«Программа логопедической работы с заикающимися детьми » С. А. Мироновой

Белякова Л.И., Дьякова Е.А.Логопедия. Заикание. – М.,2003.

Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М.,1983.

Миронова С.А.Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.:Просвещение,1991.

Выгодская И.Г,Пелингер Е.Л. « Устранение заикания в игровых ситуациях» Москва,Просвещение 1993.

Чистякова М.И. Психогимнастика.М:.Просвешение 1995.

Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. М.просвещение 1993.

Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика Мегафора 2004

Горбушина Л.А.,А.Николаичева. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного в озраста. 1983

Поварова И.А. «Коррекция заикания в играх и тернингах»

И.Ю. Абелева,Н.Ф.Синиццына « Если ребенок заикается» М:.Просвещение 1969

Н.П.Тяпугин « Заикание» М:.Медицина 1966

М.Е.Хватцев « Заикание- недуг устранимый» Спб Медицина 1972

В.И Селиверстов « Заикание у детей» М:. Просвещение 1972

источник

Планирование занятий с заикающимися дошкольниками

В первом квартале на занятиях заикающиеся дети овладевают простейшей ситуативной речью.

В своих ответах они опираются на конкретные вопросы логопеда, относящиеся к наглядному материалу, который находится в момент речи перед глазами ребенка. В качестве наглядной опоры на занятиях изобразительной деятельностью по развитию речи и математических представлений, ознакомлению с окружающим и природой используются натуральные объекты, картины, игрушки. Вопросы логопеда, предусмотренные методикой массового детского сада, относятся к названию предметов (кто это? что это?) и их качеств (форма, цвет, размер), к названию отдельных частей предметов, а также действий, которые изображены на картинках или производятся детьми во время занятий.

Изучение выбранной темы происходит одновременно на следующих одно за другим занятиях, по различным разделам «Программы». Разнообразные занятия (рассматривание картин, предметов, счет разных предметов, изображение отдельных простых по формированию предметов в рисовании, лепке, аппликации, конструирование) способствуют упражнению детей в ситуативной речи, расширяют и углубляют их знания, совершенствует технические навыки изображения.

Например, в первом квартале дети знакомятся с овощами, усвоение и закрепление знаний об овощах проводится в такой последовательности. На первом занятии, которое можно закончить дидактической игрой, дети рассматривают натуральные объекты. Как и в обычном детском саду, знакомство с предметом лучше проводить при наличии натуры. Дошкольники лучше усваивают материал, если соприкасаются с предметом непосредственно, могут опереться при знакомстве с ним на различные анализаторы (зрение, слух, осязание и т. д.), что особенно важно в работе с заикающимися детьми.

Наличие предмета, с которым знакомятся дети, конкретные вопросы, относящиеся к его названию, окраске, форме, величине, вкусу, помогают им подобрать нужный ответ, коротко и точно сформулировать его. В этом и заключается коррекционная задача первого квартала.

После рассматривания натуральных объектов целесообразно планировать занятия по развитию речи для заикающихся детей (рассматривание картин или дидактическая игра), на котором ребята закрепляют полученные накануне знания и активно используют в своих ответах словарь, относящийся к названиям предметов, их окраске, форме и т.д.

Затем проводятся занятия по изобразительной деятельности, сначала по лепке и конструированию, чтобы дети могли передать объемную форму изучаемых предметов, а потом по аппликации и рисованию. На этих занятиях дошкольники учатся передавать плоскостное изображение тех же предметов.

Таким образом, на занятиях по ознакомлению с окружающим и природой дети получают и закрепляют знания об окружающем, на занятиях изобразительной деятельностью они приобретают навыки изображения этих предметов, а отвечая на вопросы логопеда, учатся точно называть предметы, их качества, а также действия, которые производятся на этих занятиях.

В результате изучения одной и той же темы (предмета) на разных видах занятий дети хорошо усваивают весь словарь данной темы и активно пользуются им в дальнейшем. Кроме того, использование разнообразных занятий позволяет создать условия для упражнения детей в ситуативной речи, вселить в них уверенность в своих силах, в то, что они могут говорить без заикания .

На каждом занятии заикающиеся упражняются в ситуативной речи, но в разных условиях.

Для осуществления коррекционной задачи в первом квартале большое значение имеет правильное формулирование вопросов логопедом. Выше указывалось, что все вопросы должны относиться к названиям предметов, например изображенных на картине. Задаются они так: «Что это?» или «Что нарисовано на этой картине?» Дети отвечают: «Мяч», «Ведро», «Пальто», «Шарик» и т. д. На вопрос «Кто это?» дети отвечают: «Ёжик», «Белка», «Рыбка» и т. д. В своих ответах они пользуются одушевленными неодушевленными существительными. Предметные картины можно использовать и для того, чтобы поставить к ним вопрос, начинающийся со слова «какой». Однако вопрос, заданный в такой форме, имеет обобщенное значение («Какое ведро?»), и дети обычно затрудняются ответить на него. Им трудно подбирать слова для ответа и произносить их. Вследствие этого может появиться заикание. Вот почему в начале учебного года следует задавать только конкретные вопросы и произносить их четко: «Какой формы мяч?», «Какого цвета ведро?», «Какого размера ведро?» Заметим, что о размере можно спрашивать только в том случае, если наглядно представлены два одинаковых предмета (например, мячи), отличающиеся размером.

Не рекомендуется спрашивать так: «Какой мяч?», «Какой шар?» Прежде чем задавать вопрос, начинающийся со слова «какой», необходимо убедится в том, что дети правильно понимают значение слов «форма», «цвет», «размер». Если понимание слов недостаточно, дошкольники отвечают неправильно и могут начать заикаться. Следовательно, перед занятием значение некоторых слов необходимо уточнить, чтобы дети не смешивали их.

К соответствующим картинкам можно ставить вопросы, в ответах на которые прозвучат названия действий. Например: Как сказать об этой девочке, что она делает? (Рисует.) А про мальчика? (Строит.) А об этой собаке? (Бежит.)

Заикающимся детям в первом квартале доступны не только однословные ответы. Некоторые с первых же занятий могут ответить на вопросы логопеда развернутой фразой.

Но в любом случае необходимо требовать от детей точного ответа на вопрос. Это приучит их строго относиться к отбору слов. Следует поощрять ответы четкие, без излишней многоречивости, не относящиеся к содержанию вопроса. Например: «Как называется эта часть у гриба?» (Это ножка.) А это? (Это шляпка.) Вова расскажет только о цвете шляпки. (Шляпка красного цвета.) А Петя – о форме. (Шляпка круглая.)»

Постепенно логопед включает в занятия упражнения в однословных ответах, характеризующих разные качества предмета. В первом квартале речевые возможности детей еще ограничены и на один вопрос логопеда они могут подбирать только однословные разные ответы. Например, на вопрос «Какой мячик?» один ребенок отвечает «Круглый», другой – «Большой», третий – «Разноцветный», четвертый – «Резиновый» и т. д. Отвечая на такие вопросы, дети учатся подбирать слова, используя свой активный словарный запас. Логопед мягко оценивает ответы детей, говорит, удачно подобрано слово или не очень, или совсем не подходит.

Таким образом, упражняясь в выборе слов, дети одновременно учатся правильно употреблять их по смыслу. Постепенно все дети в группе начинают отвечать на вопросы элементарной фразой. Одни делают это легко, другие нуждаются в специальном обучении. При переходе к упражнению дошкольников в фразовых ответах первое время можно использовать короткие фразы, которые формулируются самим ребенком из отдельных однословных ответов.

Позже дети упражняются в умении называть в фразе сразу два качества предмета: «Круглый шар синего цвета», «Шар круглой формы и синего цвета» или более кратко «Синий круглый шар».

Зная речевые возможности каждого ребенка, логопед может индивидуализировать работу в рамках одного и того же занятия. В то же время дети, которые испытывают трудности в пользовании ситуативной речью, находясь на занятии одновременно с другими детьми, приобретают новый объем пассивной речи. они слушают короткие четкие формулировки вопросов логопеда, точные ответы своих товарищей, накапливают правильные образцы речи.

Переход к упражнениям в самостоятельной речи происходит у этих детей по-разному. Некоторым, например, легче удается ответить, если в вопросе логопеда звучит противопоставление: «Ты наклеиваешь помидор?» (Нет, огурец.) Огурец синий? (Нет, зеленый.) Ты мажешь клеем по красной стороне? (По белой.)» и т. д.

Дети, у которых наблюдаются затруднения в ситуативной речи, медленнее овладевают и фразовыми ответами. Легче всего они формулируют фразы их своих собственных однословных ответов.

источник