Меню Рубрики

Особенности обучения детей с заиканием

У заикающихся детей появляются значительные затруднения в использовании речи как средств общения. Поэтому заикание рассматривается как одна из общепедагогических проблем.

Проблемы в обучении у заикающихся школьников.

Среди учащихся общеобразовательных школ, имеющих нарушения речи, особую группу составляют заикающиеся дети.

Заикание представляет собой своеобразный речевой недостаток: оно проявляется лишь в процессе устного общения. Именно в тот момент, когда заикающийся обращается к кому-либо, отвечает на вопрос, его речь прерывается непреднамеренными остановками (запинками), повторами отдельных звуков, слогов и даже слов. Вне общения прерывистость речи исчезает. Усиление или ослабление заикания у одного и того же ребёнка зависит оттого, с кем именно он говорит (со взрослыми, с детьми, знакомыми или незнакомыми) и как именно (отвечает на вопросы, делится впечатлениями о прочитанной книге, или отвечает урок и т.д.). Заикание почти не проявляется в тех случаях, когда ребёнок общается с детьми более младшего возраста или животными.

Таким образом, при заикании преимущественно нарушается коммуникативная функция речи.

Чаще всего встречается функциональное заикание, когда не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах нервной системы. Этот вид заикания возникает, как правило, у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период формирования развёрнутой фразовой речи. Чаще всего оно встречается у легковозбудимых, нервных детей.

В редких случаях заикание может быть вызвано органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно – мозговых травмах, нейроинфекциях и т. п.). Такое органическое заикание может возникнуть в любом возрасте.

Причины функционального заикания могут быть различными.

Одной из причин появления заикания у детей является непосильная речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных и больших по объёму стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребёнка). В таких случаях перегрузка нервной системы ребёнка в сочетании с произносительными трудностями вначале приводит к случайным остановкам в речи, повторениям отдельных звуков и слов. В дальнейшем у ребёнка появляется уверенность, что так будет всегда. Создаётся патологический раздражитель, возникает заикание.

У некоторых детей подобное происходит вследствие неправильного звукопроизношения . Возникновение заикания возможно вследствие чрезвычайно быстрой речи : ребёнок торопится, подражая кому-нибудь из окружающих или стремясь быстрее высказать свою мысль, спотыкается на некоторых звуках и начинает заикаться.

Часто заикание появляется у детей на фоне общего недоразвития речи , когда у них не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения мыслей.

Возникновению заикания способствуют также неправильные условия воспитания ребёнка, физические наказания, сильный испуг.

Заикание может возникнуть и в результате подражания.

Однако все названные причины вызывают заикание не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играет болезненное состояние нервной системы ребёнка, пониженная её устойчивость.

С поступлением заикающегося ребёнка в школу у него нередко отмечается ухудшение речи. В школе ребёнок попадает в незнакомый коллектив. К речи школьника предъявляются высокие требования. Она происходит при направленном на него внимании учителя и класса и осуществляется посредством более сложных высказываний. В этих условиях заикающиеся дети всё более осознают свой недостаток, что в отдельных случаях ведёт к его усугублению. Отрицательное значение имеют нетактичные замечания педагогов во время устных ответов детей. У ребёнка закрепляется неуверенность в собственной речи, в своих возможностях. Изменяется поведение школьника: он предпочитает молчать, избегает поручений, связанных с необходимостью говорить, становится необщительным, а иногда и нарушителем дисциплины.

Всё это приводит к тому, что у заикающихся детей появляются значительные затруднения в использовании речи как средств общения. Поэтому заикание рассматривается как одна из общепедагогических проблем.

Проблема раннего обучения детей возникла несколько десятилетий назад. Возникла эта проблема не только в нашей стране, но практически во всех странах Европы. Практич.

ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОДАРЕННЫХДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ГИМНАЗИИ).

Для левшей в начальной школе существуют определённые трудности в приобретении навыков письма, чтения и счёта. Как помочь в этой ситуации ребёнку и учителю.

Данная программа направлена на создание системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии учеников, их соци.

Статья по теме «проблемы обучения одаренных детей в начальной школе&quot.

В статье делюсь опытом работы с гиперактивными детьми, как помочь им учиться и наладить отношения с одноклассниками и о работе с родителями таких ребят.

источник

В процессе специального обучения осуществляется по­степенное овладение детьми самостоятельной, свободной от заикания речью. Самостоятельная речь без заикания дости­гается благодаря системе упражнений, предусматриваю­щих воспитание регуляторных механизмов и формирова­ние навыков пользования детьми доступными формами самостоятельной ситуативной речи с последующим их усложнением и переходом к речи контекстной.

Речевые упражнения с этой целью проводятся в специаль­но организованных условиях общения по поводу непосредст­венно наблюдаемых предметов и действий с ними. В начале обучения допускается только организованная речь, т. е. ак­тивная самостоятельная речь детей побуждается, направляет­ся и регулируется вопросами и указаниями логопеда или вос­питателя. Важнейшими условиями речевого общения без заикания на начальных этапах обучения являются: наглядная опора (которая используется не одинаково на разных этапах обучения), строгое соблюдение системы вопросов, задаваемых детям, разные требования к ответам детей в зависимости от этапа обучения и индивидуальных речевых возможностей. В процессе коррекционного обучения осуществляется посте­пенное и посильное усложнение форм речи за счет сокраще­ния наглядной опоры. Усложнение навыков пользования самостоятельной речью предполагает также постепенно подго­товленный переход от кратких к развернутым фразовым отве­там, а затем к самостоятельным рассказам как по наглядной опоре, так и без нее, по представлению.

В ходе коррекционных занятий, наряду с навыками диалогической речи, дети приобретают навыки пользова­ния и монологической речью, причем переход к новым формам общения поначалу сочетается с усвоенными ранее. Дети пользуются диалогической и монологической речью в зависимости от требований логопеда, учитывающего инди­видуальные возможности каждого ребенка. На занятиях очень важно воспитывать и поддерживать у детей интерес к диалогической и монологической речи в нормальном темпе.

Овладению детьми самостоятельной речью без заикания способствуют специфические формы словарной работы, ра­боты над фразой и рассказом.

Словарная работа состоит не только в уточнении, расшире­нии и активизации словаря, как это принято в массовом дет­ском саду, но и в гибком его использовании в специально ор­ганизованных разговорных ситуациях. Большое значение в разговорной речи придается упражнению заикающихся в под­боре разных слов для ответа на один вопрос. Вариативность ответов обеспечивает самостоятельность детских высказыва­ний, что крайне важно развивать с самого начала обучения.

Работа над фразой предполагает постепенное формиро­вание точного по смыслу ответа в соответствии с заданным вопросом, преодоление вербализма, выработку логичности построения речи, соблюдение объема, правильного порядка слов в предложении, вариативность его построения. Меха­ническое повторение речевых штампов недопустимо, оно может принести только вред.

Обучение рассказыванию состоит в формировании умения последовательно и логично излагать свои мысли, рассказывать понятно для окружающих, передавать основное содержание кратко или развернуто, рассказывать точно, разнообразно, вы­разительно, меняя интонации в соответствии с содержанием.

Важное значение при устранении заикания имеет объем речевой практики. Задача логопеда и воспитателей состоит в том, чтобы постепенно повышать речевую активность детей от занятия к занятию, а для этого необходимо воспитывать у заи­кающихся внимание и интерес к речи. Логопед и воспитатель должны находить специальные приемы, способствующие по­вышению у детей интереса к речевым упражнениям.

В начале учебного года речевая практика детей еще не­велика. Это объясняется тем, что логопед задает индивиду­альный вопрос каждому ребенку, а дети отвечают только одним словом. С переходом к фразовым ответам возрастает речевая активность: варианты фразовых ответов на один вопрос логопеда еще больше увеличивают речевую практи­ку заикающихся. Переход к рассказу создает возможность дальнейшего увеличения объема речи. На занятиях по всем разделам программы как логопеду, так и воспитателю необходимо широко применять разнообразные приемы, обеспечивающие максимальную речевую практику детей и проводить занятия с учетом индивидуальных речевых воз­можностей каждого ребенка.

Наряду с ежедневными логопедическими занятиями следу­ет использовать дидактические игры, все занятия воспитате­лей, режимные моменты, вечера досуга: детский театр (ку­кольный, теневой, плоскостной), фланелеграф, «немое кино». Для закрепления правильной речи воспитатели эту работу проводят начиная со второго периода. Благоприятной основой для этого являются навыки детей, усвоенные на логопедиче­ских занятиях на предыдущем этапе обучения. Руководя ре­жимными процессами, воспитатель должен найти повод для упражнения детей в кратких и развернутых ответах, сначала констатирующего характера, а затем общего и отвлеченного.

Коррекционно-развивающая работа с заикающимися до­школьниками включает воспитание у них общего и речевого поведения: умение управлять собой, строго выполнять уста­новленные на занятиях правила, сдерживать эмоциональное возбуждение, когда это необходимо, спокойно вести себя в новой обстановке, в присутствии незнакомых или малозна­комых людей. Особое значение придается воспитанию навы­ков речевого поведения: умению внимательно выслушать со­беседника, вовремя включиться в разговор, не перебивать взрослых и своих товарищей во время разговора, перестраи­ваться в соответствии с реакцией собеседника, при желании высказаться, поднимать руку и терпеливо ждать, когда спросят, и т. д. Наряду с воспитанием общего и речевого по­ведения осуществляется развитие произвольного внимания детей: способности к переключению с одного вида деятель­ности на другой, запоминание определенного объема зада­ния и последовательности его выполнения, своевременности; включения в работу, нормального темпа деятельности.

Коррекционно-развивающая работа оказывает большое] влияние на нормализацию речи и содействует в дальней­шем стойкости ее исправления.

Дата добавления: 2015-05-29 ; Просмотров: 353 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Особенности воспитания и обучения детей с заиканием.

Заиканием в России страдает, по разным оценкам, от 1,5 до 2,2% населения. Каждый год участковые педиатры и школьные врачи направляют на прием к логопедам 3-3,5 тысячи ребятишек. Занимаются с ними в основном педагоги.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное

судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Заикание — сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного

изучения. Среди многочисленных речевых нарушений оно одно из немногих,

механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы

можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную методику

устранения этого дефекта. Именно недостаточная разработанность проблемы

механизмов заикания обусловливает в настоящее время многоаспектность

воздействия на заикающегося.

В группе производящих причин выделяются анатомо-физиологические, психические и

1) Анатомо — физиологические причины:

— травмы — внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией,сотрясение мозга;

— органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний,ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в

особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена;

— болезни носа, глотки и гортани;

-несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии,дизартрии и задержанного развития речи.

2) Психические и социальные причины :

— хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций;

— острая тяжелая психическая травма,сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;

— неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения,быстрая нервная речь родителей;

— перегрузка детей младшего возраста речевым материалом;

— несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);

— полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание

обычно на каком-нибудь одном языке; подражание заикающимся. Различаются две

формы такой психической индукции: пассивная — ребенок непроизвольно начинает

заикаться, слыша речь заикающегося; активная — он копирует речь заикающегося;

переучивание леворукости . Постоянные напоминания, требования могут

дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания;

— неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость,неумение расположить ученика — может служить толчком для появления заикания.

Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и

психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым

расстройствам и способствуют развитию заикания.

К неблагоприятным условиям относятся:

— физическая ослабленность детей;

— возрастные особенности деятельности мозга ; неустойчивость нервной системы;

— ускоренное развитие речи (3 — 4 года), когда ее коммуникативная,познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер;

— недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и

ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне разрешается заиканием;

— недостаточное развитие моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.

2.Психологические особенности детей с заиканием.

3. Степени течения заикания

Выделяют следующиегруппы риска :

-детей, у которых следствием заикания явилась неуравновешенность поведения;

-детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их личности, а развитие заикания способствует усилению их неуравновешенности и появлению черт общей детской нервности;

-детей с повышенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовые травмы, соматические заболевания, острые и хронические инфекции, сердечно-сосудистые заболевания, эндокринные расстройства, дистрофии;

Читайте также:  Заикание призыв в армию

-детей, у которых до заикания имелись признаки тяжелого невроза, склонность к истерическим реакциям.

Различают три степени заикания:

легкая — заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются;

средняя — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются; в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;

тяжелая — заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

Выделяются следующие типы течения заикания:

постоянный — заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях и т.д.;

волнообразный — заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает;

рецидивирующий — исчезнув, заикание появляется вновь, т. е наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинки речи.

4. Комплексная психолого-педагогическая работа

4.1 Основные направления комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся

При реабилитации заикающихся должен быть использован комплексный подход,который подразумевает два аспекта.

Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом.

Во-вторых, комплексный подход предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, воспитателя, логоритмиста, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию.

Главной целью реабилитационной работы является выработка устойчивой плавной речи .

Достижение устойчивой плавной речи у заикающихся возможно благодаря решению трех основных задач:

1)Формирование навыка плавной речи.

2)Воспитание личности заикающегося.

3)Профилактика рецидивов и хронификации заикания.

Решение данных задач связано с применением целого ряда логопедических технологий. К таким мероприятиям относятся “режим молчания”, “режим ограничения речи”, “щадящий речевой режим”, “специальный охранительный режим” и т.д.

Специальный охранительный режим ” понимается как оздоровительный щадящий режим, на фоне которого протекает “режим ограничения речи” или “режим молчания”. Оздоровительный щадящий режим как у взрослых, так и у детей включает в себя четкий распорядок дня, что в целом ритмизирует деятельность всех функций организма и способствует их нормализации. Заикающимся предлагается большее количество часов для отдыха, с дополнительными часами сна, рекомендуется употреблять с пищей достаточное количество витаминов. Данные мероприятия направлены на общее оздоровление организма.

В этот период нецелесообразны мероприятия, способствующие перевозбуждению центральной нервной системы. Проведение такого режима благотворно действует на организм в целом и состояние центральной нервной системы заикающихся, в связи с чем повышаются ее адаптивные качества.

Организация специального охранительного режима для заикающихся

Распорядок дня заикающихся детей должен быть достаточно четким, но не жестким. Это подразумевает плавный переход от одного вида деятельности к другой.Ребенку должна быть оказана медицинская помощь в случае нарушения сна, наличия у него страхов, повышенной тревожности, возбудимости, слезливости, двигательной расторможенности, а также при стойком снижении аппетита. В этот период необходимо исключить яркие новые впечатления и те жизненные ситуации, которые могут волновать ребенка и побуждать его к речевой активности (зрелищные мероприятия, гости, телевизионные передачи и т.д.). Не допускаются шумные игры, во время которых ребенок может чрезмерно возбуждаться, а также любые психические и физические перегрузки. Желательно, чтобы круг общения ребенка был в это время максимально сужен.

Речевое общение с родителями и другими детьми должно быть ограничено.Необходимо стремиться к тому, чтобы вербальное общение ребенка было элементарным по форме (в виде односложных ответов). Для этого вопрос, поставленный ребенку, должен иметь ключевое слово для ответа (например: “Ты хочешь суп или кашу? “Кашу”) или предполагать короткий ответ в виде утверждения или отрицания (“Да”, “Нет”).

Родители при общении с ребенком и между собой в присутствии ребенка должны придерживаться тех правил техники речи, которые рекомендуются педагогом.

Общим правилом является спокойный, доброжелательный тон речи, негромкий голос, интонированная и ритмичная (размеренная) речь.

Дома и в детском саду предпочтительно занимать ребенка такими видами деятельности, как рисование, лепка, конструирование и пр.

Дети с невротической формой заикания, как правило, оречевляют свою игру. Заикание у них в эти моменты обычно не проявляется и потому запрещать такую речь не следует.

В процессе реализации режима ограничения речи у заикающихся дошкольников рекомендуется организация специальных игр-“молчанок”.

Включение различных охранительных режимов в комплекс реабилитационных мероприятий способствуют получению более успешных результатов последующего коррекционного воздействия.

Регуляция эмоционального состояния.

Регуляцию эмоционального состояния у заикающихся связывают главным образом с нормализацией мышечного напряжения.Существует тесная связь эмоционального состояния с мышечным тонусом. В практике давно известно, что расслабление мышц ведет к эмоциональному покою. Именно эти наблюдения лежат в основе методик обучения сознательному регулированию эмоционального состояния путем расслабления тонуса скелетной мускулатуры.

Заикающимся свойственно высокое эмоциональное напряжение как в ожидании речевого общения, так и в его процессе. Помимо этого, для взрослых заикающихся характерно наличие патологических эмоциональных состояний в определенных типичных ситуациях: разговор по телефону, обращение к официальным лицам и т.д. В эти моменты заикающиеся, как правило, испытывают сильное сердцебиение, краснеют или бледнеют, не в состоянии подавить волнение, что влияет на качество речи. В связи с этим при реабилитации заикающихся более успешным является применение специализированных вариантов аутогенной тренировки.

Формирование речевого дыхания.

Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата, нарушение речевого дыхания у заикающихся выражается в следующих показателях: недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, укороченный речевой выдох, несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

1) Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).

2) Формирование длительного фонационного выдоха.

3) Формирование речевого выдоха.

Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Известно, что плавность речи — это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.

При этом должны быть учтены следующие методические указания.

1. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

2. Для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

3. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения “в стороны” движутся “кпереди” с обхватом грудной клетки, или из положения “вверху” движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны.

4. Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.

5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.

Технические средства обучения

Выработке навыков правильной речи способствует обучающие магнитофонные занятия. Цель этих занятий заключается в том, чтобы обратить внимание заикающегося на темп и плавность его речи, звучность, выразительность,грамматическую правильность фразы. Задача — следить и управлять своим

поведением, темпом, плавностью, звучностью речи, не допускать грамматических неправильностей в ней. Педагог фиксирует в своей тетради состояние речи и поведение заикающегося в момент выступления перед микрофоном. Закончив выступление, заикающийся сам оценивает свою речь (говорил тихо — громко,

быстро — медленно, выразительно — монотонно и т. д.). Затем, прослушав речь, записанную на магнитофонной пленке, заикающийся вновь оценивает её.После этого педагог анализирует речь заикающегося, его умение дать правильную оценку своей речи, выделяет положительное в его выступлении, в поведении на занятии и подводит общий итог.

Вариантом обучающих магнитофонных занятий является подражание выступлениям

артистов, мастеров художественного слова. В этом случае прослушивается

художественное выступление, выучивается текст, отрабатывается

воспроизведение, записывается на магнитофонную пленку, а затем сравнивается с

оригиналом, констатируются сходства и различия.

Рекомендации родителям и педагогам при работе с заикающимися детьми

1)Не настаивать на ответе у доски

2)Не заменять устных ответов на письменные

3)Не спрашивать в первую очередь

4)Использовать арт-терапию,пение,музыку,рисование,лепку,игровую терапию

5)Не подвергать ребёнка стрессу и сильным эмоциональным потрясениям

6)При общении с детьми грамотно размеренно говорить,не употреблять слов-паразитов

источник

Еще в эпоху древних цивилизаций врачи выделяли некоторые речевые нарушения. Их причиной считали разные проблемы: отверстия в твердом нёбе, отек мозга и другие. Позже исследователи стали связывать заикание с психическими процессами.

Под данным видом нарушения понимают судороги мышц артикуляционного аппарата. Коррекция заикания занимает 3-4 года, вероятность рецидива сохраняется на всю жизнь.

Специалисты используют разные классификации. Популярнее всего та, что основывается на клинических признаках. Понимание ее особенностей позволяет правильно строить работу, подбирать методы воздействия.

Невротическая форма появляется из-за психологических факторов — испуга, стресса. Введение второго иностранного языка, когда родители используют то один, то другой, сбивает ребенка с толку, он нервничает, путается в звуках.

При данной форме не поражены мозговые структуры, нет тяжелого неврологического анамнеза (асфиксии, гипоксии, травм).

  • проблемами со сном;
  • отсутствием аппетита;
  • тревожностью;
  • быстрой сменой настроения.

Ребенок длительно разговаривает чисто, при очередном стрессе — появляется заикание. При постоянном дискомфорте болезнь станет хронической.

Неврозоподобная форма появляется на фоне тяжелых травм во время беременности, родов, первого года жизни. У ребенка имеется поражение головного мозга. Заикание остается на всю жизнь. Первые проблемы появляются в трехлетнем возрасте, постепенно прогрессируя.

Каждый автор использует свои методы устранения заикания. Все они строятся на общих принципах:

  • индивидуальный подход;
  • групповая работа;
  • последовательность;
  • систематичность;
  • наглядность;
  • сознательность.

Обязательно проводится работа над интонационной стороной речи. Для этого используют специальные упражнения на развитие дыхания, модуляции голоса, управления средствами выразительности.

Некоторые авторы предлагали введение этапа монотонной речи, которая позволяла подготовить почву для дальнейшего развития. Она облегчала усвоение артикуляционных поз звуков.

Нет единого мнения о воспитании темпа речи у детей и взрослых, так как разные специалисты подходят по-своему к этому вопросу.

Цель коррекции — это выработка нового стереотипа речеобразования. Для этого используют технические средства. БОС (биологическая обратная связь) позволяет вырабатывать новые нервные связи в мозге. Ребенок получает возможность самостоятельно контролировать дыхание, голосообразование и т. д.

Для тренировки плавности выдоха, речи, силы голоса применяют программу «Видимая речь». Графические игры позволяют наглядно видеть результат действий, что делает обучение эффективным.

В каждом возрасте есть особенности протекания нарушения. Заикание бывает у детей, взрослых. В 60% случаев устраняется дефект у дошкольников, улучшения отмечаются у 19%, ремиссия у 8%. Только у 13% изменения небольшие.

В подростковом возрасте улучшение дефекта наступает в 82% случаев, в 15% нарушение устраняется полностью, у 3% нет изменений. У взрослых людей исправления ситуации добиваются в 50,8% случаев, убирается дефект в 14,7%.

Лучшие результаты по устранению дефекта показаны на дошкольном возрасте. Чем раньше начнет оказываться помощь заикающемуся ребенку, тем больше шансов на излечение.

Для детей дошкольного возраста этапность работы следующая: игровые занятия по развитию речи, воспитание, после медицинские мероприятия. Для взрослых вначале психотерапия, медикаменты, потом педагогика.

Каждый возрастной период в жизни ребенка имеет особенности. Правильное использование этого времени делает коррекционную работу эффективной. Волкова Г. А. рекомендовала проводить занятия с дошкольниками в игровой форме. Такая деятельность позволяет создавать:

  • разные ситуации;
  • взаимоотношения с людьми;
  • сюжеты, отражающие реальный мир.

Использование главных и второстепенных ролей воспитывает у заикающихся необходимые для жизни черты личности. Проводится психологическая коррекция.

Чевелева Н. А. предлагала иной подход к проблеме. По ее мнению, воспитание и обучение необходимо проводить в ручной деятельности. С ее помощью развивалась контекстная и ситуативная речь. Логопед не признавала необходимость упражнений для нормализации темпа речи.

Она полагала, что в дошкольный и младший школьный период изготовление поделок способствует нормализации работы нервной системы. Методика была разбита на несколько этапов. На первом речь осуществлялась с опорой на наглядные предметы, после завершающая речь о выполненном действии, дальше процесс осуществлялся без опоры, и в завершение шло закрепление активной речи.

Пеллингер Е. Л. предлагал специальные сюжетные игры для коррекции. С помощью разыгрывания мнимой беседы с воображаемым человеком заикающийся вырабатывает модель правильного поведения. В конце переходят к бытовым ситуациям.

Ястребова А. В. разработала целую систему работы со школьниками. Она была направлена на улучшение переключаемости с одного вида деятельности на другой, развитие навыков общения, непринужденности.

Селиверстов разработал коррекционную программу, которая была реализована в стенах больниц. Она отличалась последовательностью подготовки, строилась исходя из степени дефекта.

В логопедии принято делить работу на этапы, каждый из которых преследует определенные цели. На подготовительном создаются щадящие условия. Родители обязаны сделать режим дня ребенка, строго ему следовать. Подъем и отход ко сну осуществляется в одно и то же время. После учебных занятий дается время для отдыха. Активные виды деятельности на время убираются из жизни.

Рацион заикающихся детей наполняется фруктами, овощами, зеленью. Они являются источниками витаминов. Последний прием пищи за 2 часа до сна. Убираются все стрессовые факторы: фильмы высокого рейтинга, компьютерные игры и т. п.

Читайте также:  Заикание признак какой болезни

Ребенка готовят к занятиям, настраивают его на успех, вырабатывают мотивацию. Речь родителей обязана быть образцовой, четкой, правильной.

На тренировочном этапе происходит формирование навыков правильного поведения в разных речевых ситуациях, учат использовать средства выразительности.

Пока не будут реализованы задачи каждого этапа нельзя переходить на следующую ступень.

На закрепительном проводят автоматизацию приобретенных навыков. Отрабатываются виды речевой деятельности.

Последовательность работы определяется разными факторами. Если исходить из структуры речи, то начинают со слога, слова, простой фразы, сложной фразы.

Коррекционная работа при заикании начинается с диагностики. В отечественной дефектологии действует принцип комплексности. Ребенка осматривают специалисты определенных профилей:

  • медицинского;
  • психологического;
  • логопедического.

Существуют методики разных авторов, которые помогают преодолеть болезнь. Обследование начинают со сбора анамнеза: течения беременности, родов, наличия проблем у отца, матери.

Выявленные отклонения фиксируется в документах. В беседе с родителями специалист уточняет речевое развитие: появление звуков, слов, фраз. Оценивается окружение, его влияние на малыша.

Уделяется внимание и разбору модели воспитания. Не должно быть избалованности, гиперопеки, заласканности. Не допускается авторитарность, деспотичность, жестокость, физические наказания.

Для диагностики важна информации о первом появлении дефекта, возможных причинах его развития. Ухудшается или улучшается состояние, от чего это зависит. Оценивается есть ли дополнительные движения тела (гиперкинезы).

Невролог назначает обследования — электроэнцефалограмму (ЭЭГ), МРТ головного мозга, эхоэнцефалографию. Это позволяет определить наличие тяжелых патологических процессов.

Психолог оценивает состояние ребенка, его отношение к дефекту, наличие комплексов, логофобий. Отмечается ли наличие тревожности, страха, агрессивности, аутоагрессии. Проверяется уровень развития памяти, мышления, внимания.

Психолог с помощью игр проверяет мотивацию, коммуникацию, эмоциональную и волевую сферы. На основе этих данных строится система помощи.

Логопед оценивает только речевую функцию — фонетику, звуки, грамматику, лексику, слоговую структуру. Внимание уделяется судорогам, их длительности и частоте возникновения.

Необходимо проверить как ребенок общается со сверстниками, воспитателями. Его просят составить рассказ по картинкам, пересказать текст.

Логопед акцентирует внимание на произвольных движениях, лишних звуках, словах, выдохах и вдохах. Все это позволяет составить полную картину болезни.

Беседа с родителями позволяет иметь точное представление о психологических особенностях ребенка. Расспрашивают об особенностях его общения с другими детьми, взрослыми, климате в семье.

Власова и Рау разработали систему, в основе которой постепенно усложняющиеся упражнения. На первом этапе предполагалось произношение вслух выученных стихов, фраз, декламация. Широко применяется совместная, отраженная речь.

На втором этапе дети устно описывают картинки, опираясь на наводящие вопросы, составляют рассказы по серии изображений. На третьем этапе навыки закрепляются в повседневных делах.

Для школьников используют другие методики коррекции. У них ведущей деятельностью является учебная, вводятся уроки, воздействие оказывают учитель и логопед.

Делается упор на сознательное желание преодолеть дефект и внушается необходимость самостоятельных упражнений.

Используются методики Чевелевой, в ходе которых дети делают поделки, проговаривая все действия. Ястребова выделила три периода обучения. На первом происходит уточнение знаний о языке, на втором активизируется выработка навыков, на третьем они закрепляются.

Группа специалистов (Абелева, Голубева, Евгенова и другие) создали особую методику для взрослых и подростков. Коррекция сопровождается определенными методами психотерапии — гипнозом, техниками расслабления и другими.

Арутюнян разработала авторскую методику коррекции заикания. В ходе нее человек преодолевает свой дефект с помощью пальцев. Он синхронизирует речь с движениями пальцев. Занятия ведутся в небольших группах по 5 человек.

Ведущая рука кладется на бедро, пальцы нажимают на ногу. При произнесении каждого слога, палец перестает давить на поверхность. Движения руки становятся контролером темпа и скорости речи.

Методика включает в себя четыре этапа. На первом заикающийся учится расслабляться, снимать мышечное напряжение. На втором отрабатываются движения пальцев. На третьем тренируется произношение слов и коротких фраз. На четвертом происходит работа с текстом.

Недостатком методики Арутюнян считают отсутствие полноценного психотерапевтического сопровождения. Некоторые специалисты полагают, что посредством тренинга нельзя сильно исправить дефект.

В коррекции заикания нельзя выделить одну методику. Каждый случай требует индивидуального подхода специалиста. Последствия заикания могут сохраняться на протяжении всей жизни.

Нельзя наполнять жизнь ребенка чрезмерным количеством развлекательных мероприятий. Они негативно влияют на нервную систему, возбуждая ее. В дошкольном периоде происходит развитие головного мозга, поэтому не нужно нагружать дополнительно ребенка.

При появлении запинок в речи обеспечивают максимальный покой. Разговаривать нужно немного, убрать все стрессовые факторы, снизить количество секций, кружков и т. п. После чего обратиться к неврологу. Длительность режима тишины определяет врач.

источник

Особенности организации обучения и воспитания в группе для детей с общим недоразвитием речи и с заиканием

Общее недоразвитие речи (ОНР 1 —3-го уровня, нерезко выра­женное общее недоразвитие речи) объединяет сложные речевые расстройства, т. е. те случаи, когда у детей по разным при­чинам нарушено формирование всех компонентов речевой систе­мы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам.

Общее недоразвитие речи рассматривается в двух аспектах: как собирательный термин для обозначения общих признаков недоразвития всех компонентов речевой системы, наблюдаемых при дизартрии, ринолалии, алалии, детской афазии, и как самостоятельная форма расстройства речи (неосложнен­ный вариант ОНР).

Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет (в период интенсивного развития речи).

Логопедическая помощь детям дошкольного и школьного воз­раста в системе образования осуществляется в различных специальных учреждениях для детей с ТНР, а также в группах для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа, логопедических пунктах (ПКПП) при общеобразовательных школах, центрах коррекционно­развивающего обучения и развития.

Детские (логопедические) сады для детей с нарушениями речи оказывают массовую помощь детям с различными отклонениями речевого развития. Их основная задача — коррекция речевого на­рушения и подготовка к обучению в общеобразовательной школе или в специальной общеобразовательной школе для детей с тяже­лыми нарушениями речи.

Выявление детей с нарушениями речи и направление их на ПМПК осуществляется логопедами детских поликлиник, педиат­рами, психоневрологами; из дошкольных учреждений — учителями-дефектологами, заведующи­ми и воспитателями.

В логопедическом ДОУ осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различными формами речевого нару­шения: группы: для детей с общим недоразвитием речи, для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, для заикающихся детей, для детей с нарушениями произношения отдельных звуков. Критерием комплектования первых двух типов групп является глубина речевого недоразвития детей. При отборе детей осуществляется тщательная дифференциаль­ная диагностика речевых нарушений от сходных состояний — на­рушений речи при умственной отсталости, задержке психическо­го развития, нарушениях слуха, РДА и др.

Содержание обучения и воспитания детей с нарушениями речи определяется специальными программами, разработанными для детей с заиканием (С. А. Миронова), детей с ОНР (Т. Б. Филичева). В программах предусмотрено все­стороннее развитие детей. Так как в структуре многих речевых нарушений, как правило, выделяются два типа недостаточности — собственно нарушение речи (различных ее компонентов) и обусловленное им недоразви­тие неречевых процессов, обеспечивающих речевую деятельность, реабилитационная программа предусматривает два направления ра­боты:

Ø формирование речевых компонентов (произношение, фонема­тическое восприятие, темпо-ритмическая организация речи и т. д.),

Ø развитие познавательных способностей, внимания, памяти, речевого поведения и др.

Предусмотрена индивидуальная логопедическая работа с каж­дым ребенком, ориентированная на коррекцию специфических затруднений в произношении звуков, восприятии, звукослоговой структуре и других видах речевой недостаточности, обусловлен­ных различными формами речевой патологии (алалией, дизартри­ей, ринолалией, заиканием и др.).

По окончании установленного срока обучения дети, нуждающиеся в про­должении коррекционного обучения, повторно обследуются, принимается решение.

Конечной целью реабилитации ребенка с речевым нарушени­ем средствами образования является полноценная подготовка к обучению в массовой школе.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

источник

В группе производящих причин выделяются анатомо-физиологические, психические и
социальные.
1)Анатомо — физиологические причины:
— травмы — внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией,сотрясение мозга;
— органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний,ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в
особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена;
— болезни носа, глотки и гортани;
-несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии,дизартрии и задержанного развития речи.
2)Психические и социальные причины:
— хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций;
— острая тяжелая психическая травма,сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;
— неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения,быстрая нервная речь родителей;
— перегрузка детей младшего возраста речевым материалом;
— несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);
— полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание
обычно на каком-нибудь одном языке; подражание заикающимся. Различаются две
формы такой психической индукции: пассивная — ребенок непроизвольно начинает
заикаться, слыша речь заикающегося; активная — он копирует речь заикающегося;
переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут
дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания;
— неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость,неумение расположить ученика — может служить толчком для появления заикания.
Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и
психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым
расстройствам и способствуют развитию заикания.
К неблагоприятным условиям относятся:
— физическая ослабленность детей;
— возрастные особенности деятельности мозга ; неустойчивость нервной системы;
— ускоренное развитие речи (3 — 4 года), когда ее коммуникативная,познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер;
— недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и
ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне разрешается заиканием;
— недостаточное развитие моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.
2.Психологические особенности детей с заиканием.

3. Степени течения заикания
Выделяют следующиегруппы риска :
-детей, у которых следствием заикания явилась неуравновешенность поведения;
-детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их личности, а развитие заикания способствует усилению их неуравновешенности и появлению черт общей детской нервности;
-детей с повышенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовые травмы, соматические заболевания, острые и хронические инфекции, сердечно-сосудистые заболевания, эндокринные расстройства, дистрофии;
-детей, у которых до заикания имелись признаки тяжелого невроза, склонность к истерическим реакциям.
Различают три степени заикания:
— легкая заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются;
— средняя в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются; в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;
— тяжелая заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

Выделяются следующие типы течения заикания:
— постоянный заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях и т.д.;
— волнообразный заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает;
-рецидивирующий исчезнув, заикание появляется вновь, т. е наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинки речи.

4. Комплексная психолого-педагогическая работа
4.1 Основные направления комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся
При реабилитации заикающихся должен быть использован комплексный подход,который подразумевает два аспекта.
Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом.
Во-вторых, комплексный подход предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, воспитателя, логоритмиста, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию.
Главной целью реабилитационной работы является выработка устойчивой плавной речи .
Достижение устойчивой плавной речи у заикающихся возможно благодаря решению трех основных задач:
1)Формирование навыка плавной речи.
2)Воспитание личности заикающегося.
3)Профилактика рецидивов и хронификации заикания.
Решение данных задач связано с применением целого ряда логопедических технологий.К таким мероприятиям относятся “режим молчания”, “режим ограничения речи”, “щадящий речевой режим”, “специальный охранительный режим” и т.д.
Специальный охранительный режим” понимается как оздоровительный щадящий режим, на фоне которого протекает “режим ограничения речи” или “режим молчания”. Оздоровительный щадящий режим как у взрослых, так и у детей включает в себя четкий распорядок дня, что в целом ритмизирует деятельность всех функций организма и способствует их нормализации. Заикающимся предлагается большее количество часов для отдыха, с дополнительными часами сна, рекомендуется употреблять с пищей достаточное количество витаминов. Данные мероприятия направлены на общее оздоровление организма.
В этот период нецелесообразны мероприятия, способствующие перевозбуждению центральной нервной системы. Проведение такого режима благотворно действует на организм в целом и состояние центральной нервной системы заикающихся, в связи с чем повышаются ее адаптивные качества.
Организация специального охранительного режима для заикающихся
Распорядок дня заикающихся детей должен быть достаточно четким, но не жестким. Это подразумевает плавный переход от одного вида деятельности к другой.Ребенку должна быть оказана медицинская помощь в случае нарушения сна, наличия у него страхов, повышенной тревожности, возбудимости, слезливости, двигательной расторможенности, а также при стойком снижении аппетита. В этот период необходимо исключить яркие новые впечатления и те жизненные ситуации, которые могут волновать ребенка и побуждать его к речевой активности (зрелищные мероприятия, гости, телевизионные передачи и т.д.). Не допускаются шумные игры, во время которых ребенок может чрезмерно возбуждаться, а также любые психические и физические перегрузки. Желательно, чтобы круг общения ребенка был в это время максимально сужен.
Речевое общение с родителями и другими детьми должно быть ограничено.Необходимо стремиться к тому, чтобы вербальное общение ребенка было элементарным по форме (в виде односложных ответов). Для этого вопрос, поставленный ребенку, должен иметь ключевое слово для ответа (например: “Ты хочешь суп или кашу? “Кашу”) или предполагать короткий ответ в виде утверждения или отрицания (“Да”, “Нет”).
Родители при общении с ребенком и между собой в присутствии ребенка должны придерживаться тех правил техники речи, которые рекомендуются педагогом.
Общим правилом является спокойный, доброжелательный тон речи, негромкий голос, интонированная и ритмичная (размеренная) речь.
Дома и в детском саду предпочтительно занимать ребенка такими видами деятельности, как рисование, лепка, конструирование и пр.
Дети с невротической формой заикания, как правило, оречевляют свою игру. Заикание у них в эти моменты обычно не проявляется и потому запрещать такую речь не следует.
В процессе реализации режима ограничения речи у заикающихся дошкольников рекомендуется организация специальных игр-“молчанок”.
Включение различных охранительных режимов в комплекс реабилитационных мероприятий способствуют получению более успешных результатов последующего коррекционного воздействия.
Регуляция эмоционального состояния.
Регуляцию эмоционального состояния у заикающихся связывают главным образом с нормализацией мышечного напряжения.Существует тесная связь эмоционального состояния с мышечным тонусом. В практике давно известно, что расслабление мышц ведет к эмоциональному покою. Именно эти наблюдения лежат в основе методик обучения сознательному регулированию эмоционального состояния путем расслабления тонуса скелетной мускулатуры.
Заикающимся свойственно высокое эмоциональное напряжение как в ожидании речевого общения, так и в его процессе. Помимо этого, для взрослых заикающихся характерно наличие патологических эмоциональных состояний в определенных типичных ситуациях: разговор по телефону, обращение к официальным лицам и т.д. В эти моменты заикающиеся, как правило, испытывают сильное сердцебиение, краснеют или бледнеют, не в состоянии подавить волнение, что влияет на качество речи. В связи с этим при реабилитации заикающихся более успешным является применение специализированных вариантов аутогенной тренировки.
Формирование речевого дыхания.
Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата, нарушение речевого дыхания у заикающихся выражается в следующих показателях: недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, укороченный речевой выдох, несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.
Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:
1) Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).
2) Формирование длительного фонационного выдоха.
3) Формирование речевого выдоха.
Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Известно, что плавность речи это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.
При этом должны быть учтены следующие методические указания.
1. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.
2. Для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.
3. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения “в стороны” движутся “кпереди” с обхватом грудной клетки, или из положения “вверху” движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны.
4. Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.
5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.

Читайте также:  Заикание при алкогольном опьянении

Технические средства обучения
Выработке навыков правильной речи способствует обучающие магнитофонные занятия. Цель этих занятий заключается в том, чтобы обратить внимание заикающегося на темп и плавность его речи, звучность, выразительность,грамматическую правильность фразы. Задача — следить и управлять своим
поведением, темпом, плавностью, звучностью речи, не допускать грамматических неправильностей в ней. Педагог фиксирует в своей тетради состояние речи и поведение заикающегося в момент выступления перед микрофоном. Закончив выступление, заикающийся сам оценивает свою речь (говорил тихо — громко,
быстро — медленно, выразительно — монотонно и т. д.). Затем, прослушав речь, записанную на магнитофонной пленке, заикающийся вновь оценивает её.После этого педагог анализирует речь заикающегося, его умение дать правильную оценку своей речи, выделяет положительное в его выступлении, в поведении на занятии и подводит общий итог.
Вариантом обучающих магнитофонных занятий является подражание выступлениям
артистов, мастеров художественного слова. В этом случае прослушивается
художественное выступление, выучивается текст, отрабатывается
воспроизведение, записывается на магнитофонную пленку, а затем сравнивается с
оригиналом, констатируются сходства и различия.

Рекомендации родителям и педагогам при работе с заикающимися детьми
1)Не настаивать на ответе у доски
2)Не заменять устных ответов на письменные
3)Не спрашивать в первую очередь
4)Использовать арт-терапию,пение,музыку,рисование,лепку,игровую терапию
5)Не подвергать ребёнка стрессу и сильным эмоциональным потрясениям
6)При общении с детьми грамотно размеренно говорить,не употреблять слов-паразитов

  • 00060d6d-81faccc6
    Размер файла: 60 kB Загрузок: 0

источник

Особенности организации обучения и воспитания в группе для детей с общим недоразвитием речи и с заиканием.

Дети с нарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

Однако в массовых детских учреждениях дети с нарушениями речи также нуждаются в специальной помощи. Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели со специальным образованием. Помимо коррекции речи с малышами занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте и математике.

Детям школьного возраста оказывают помощь на пунктах коррекционно-педагогической помощи при средних общеобразовательных школах. На пункты направляются дети с недостатками произношения, с нарушениями письма, обусловленными речевым недоразвитием, заикающиеся дети. Коррекционная работа ведется параллельно со школьными занятиями и большой мере способствует преодолению школьной неуспеваемости. Успех логопедических занятий в школе во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи.

Для развития речи важное значение имеет правильное эмоциональное развитие ребенка и его желание и потребность общаться с окружающими.

Нарушения в способности к общению у детей встречаются довольно часто. Их причины многообразны. Неблагоприятные условия воспитания и окружения, психические травмы, связанные с испугом, внезапным отрывом ребенка от семьи в связи в его помещением в больницу и тому подобные ситуации могут приводить к невротически обусловленным затруднениям в общении. Одной из форм таких нарушений является мутизм — отказ ребенка от общения, — который может быть общим или избирательным, когда ребенок не контактирует с отдельными лицами, например, с учителем, с кем-либо из близких и т.п. Нарушения в общении в виде страха речи могут наблюдаться у детей с заиканием.

При возникновении всех этих нарушений ребенка следует обязательно показать специалистам: дефектологу, психологу, врачу-психоневрологу или невропатологу.

Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.);

употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;вынужденные остановки в середине слова, фразы;затруднения перед началом речи.

Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации — постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.

Знание этих причин должно помочь родителям и педагогам вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, дефектологу), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.

Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.Педагогам необходимо помнить следующее. В случае поступления заикающегося ребенка в детский сад или школу нужно установить связь с родителями, выявить причины заикания и постараться их устранить, проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

Таких детей нельзя спрашивать первыми на уроках. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, учитель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.

Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением дефектолога и психоневролога.

Дата добавления: 2017-04-14 ; просмотров: 384 | Нарушение авторских прав

источник