Меню Рубрики

Особенности эмоционального развития ребенка с заиканием

В заикании, на первый взгляд, нет ничего страшного, ребенок может вполне сносно изъясняется, отставание в развитии на первом этапе развития заболевания отсутствует.

Борьбу с заболеванием рекомендуется все же начинать как можно раньше, так как речевые недостатки могут значительно осложнить жизнь и стать причиной серьезных психологических проблем.

Заикание — это патология, в ходе которой происходит нарушение плавности и ритма речи, ее ровное течение прерывается задержками, а иногда и повторением отдельных звуков или слогов.

Вдох при сокращении мышц дыхательного аппарата сравним с икотой, что и послужило причиной названия явления.

С медицинской точки зрения заикание считается отклонением от нормы высшей нервной деятельности организма. В группу риска входят дети с разными поражениями головного мозга и неврологическими проблемами.

В соответствии с последними исследованиями наследственные факторы играют в развитии заболевания важную роль, в научной литературе встречается информация, подтверждающая факт неблагоприятной наследственности по этому речевому нарушению в течение нескольких поколений.

Вероятность возникновения патологии у братьев и сестер составляет 18%, у однояйцевых близнецов этот показатель равняется 77%, у разнояйцевых — 32%.

У заикающихся родителей риск появления детей, страдающих от недуга, выше, по сравнению со здоровыми парами.

Если заикается отец, вероятность появления сына с нарушением составляет 22%, дочери — 9%.

У заикающейся матери девочка с патологией родится в 17% случаев, мальчик — в 36%.

Существуют также данные, в соответствии с которыми, фактором риска является также наличие в семье хотя бы одного близкого родственника с заиканием.

Впервые патология проявляется в возрасте 3-4 года. Существует несколько классификаций патологии, самой распространенной считается патогенетическая.

  • эволюционное, связанное с развитием речевого аппарата, возникает от 3 до 5 лет;
  • реактивное, проявляющееся у взрослых и подростков на фоне нервных срывов и психических заболеваний;
  • симптоматическое заикание возникает в зрелом возрасте при органических поражениях ЦНС.

Родители должны как можно больше знать об эволюционной разновидности заикания, которое также делится на несколько форм:

  • легкая — нарушения возникают только в стрессовых ситуациях;
  • средняя — судороги возникают при эмоциональном перевозбуждении, волнении;
  • тяжелая — заикание проявляется постоянно, патология сопровождается судорожными движениями мышц ног, рук, лица и т.д.

Стоит отметить, что при отсутствии адекватного лечения заикание усиливается, устранить нарушение поможет ранняя диагностика и терапия.

Физиологические запинки часто встречаются у малышей в возрасте 2-5 лет, патология не требует коррекции и возникает при опережении мышления речевых возможностей.

Речевые запинки могут возникать при нормальном физическом и умственном развитии. Волноваться в такой ситуации не следует, так как запинки никак не связаны с заиканием.

Как отличить запинки и заикание:

  • при просьбе повторить слово лучше речь у ребенка с запинками улучшается, с заиканием — ухудшается;
  • при заикании происходит спазмирование голосовых складок, мышц губ, шеи и щек.

Причины возникновения дефектов также разные: заикание считается невралгической проблемой и труднее поддается коррекции, по сравнению с запинками.

Запинки имеют эмоциональную природу, для исправления требуется помощь логопеда и психолога. Физиологические запинки исчезают из речи навсегда, заикание может возвращаться.

Заикание — программа «Осторожно: дети»

По мере роста и взросления вероятность возникновения патологии неуклонно снижается. Для успешного проведения лечения очень важно своевременно обратиться к специалисту.

  • внезапное замолкание и отказ говорить, молчание может продлиться от 2 до 24 часов, после чего речь возобновляется, но уже с заиканием, (при обращении к врачу на данном этапе возможно избежание появления дефекта);
  • использование перед отдельными словами лишних звуков («а» или «и»);
  • повторение первых слогов и слов в начале фразы;
  • отсутствие пауз в середине фразы или слова;
  • затруднения с началом речи.

Заикание появляется в следующих случаях:

  • психологическая травма или сильное потрясение;
  • травмы головы;
  • переутомление или истощение нервной системы, в результате интоксикаций и болезней, негативно влияющих на речевой аппарат (заболевания ЛОР-органов, коклюш, рахит, корь, тиф, глисты, нарушения внутренней секреции и обмена);
  • физическая слабость;
  • неправильное воспитание, слишком строгое общение или избалованность;
  • неправильное формирование речи (речь на вдохе, нарушение звукопроизношения), ускоренное или слишком раннее развитие речи;
  • высокие интеллектуальные нагрузки;
  • обучение одновременно нескольким языкам;
  • переучивание левши, связанное с эмоциональным напряжением у ребенка;
  • неразвитая моторика;
  • подражание заикающемуся.
  • В связи с этим у девочек наблюдается повышенная устойчивость пред негативными влияниями извне.

    Распространенной причиной речевых дефектов у дошкольников является внезапный испуг или сильный стресс, патология может появиться вследствие резкого ухудшения обстановки в семье, при частных ссорах, происходящих на глазах у малыша.

    Причиной возникновения патологии может также стать постоянное несправедливое отношение, угрозы и грубые окрики.

    Родители должны знать, что заикание не проходит само по себе, при первом подозрении на логоневроз необходимо посетить невролога, который после обследования назначит лечение.

    Прием медикаментов показан не всегда, лекарственная терапия направлена в первую очередь на устранение выявленных первичных заболеваний, на фоне которых возникло заикание.

    Необходимо также обратиться с логопеду и детскому психологу, которые выявят причину патологии и научат малыша правильно выстраивать свою речь.

    Важную роль играет также домашняя обстановка, на таких детей нельзя кричать, особенно когда они стараются правильно произнести слово, такая мера может только усугубить ситуацию.

    Важную роль играет соблюдение режима дня, ребенок должен соблюдать следующие правила:

    • подъем и отход ко сну в одно время;
    • отказ от просмотра мультфильмов и шумных игр перед сном;
    • занятия физическими упражнениями, плаванием.

    Речь родителей при общении с ребенком должна быть спокойной, медленной, малышу не рекомендуется читать много сказок перед сном, особенно если они чем-то его могут напугать.

    Ребенок должен общаться со сверстниками, требования к нему должны быть такие же, как и к другим детям.

    В рамках медикаментозного лечения назначаются следующие препараты:

    • транквилизаторы, средства, действие которых направлено на активизацию мозговых процессов;
    • успокаивающие препараты;
    • витамины.

    Родители не должны полагаться только на таблетки, часто после завершения курса терапии заболевание возвращается снова.

    Курс состоит из десяти процедур, который повторяется после двухнедельного перерыва.

    В рамках лечения используется также точечный массаж, методика предполагает воздействие на определенные точки.

    Высокую эффективность при лечении патологии показывает также дыхательная гимнастика, упражнения направлены на нормализацию процесса дыхания (носового и ротового), они укрепляют мышцы и диафрагму, помогают обрести контроль над своим состоянием.

    Дыхательные упражнения не только укрепляют речевой аппарат, но и улучшают мозговое кровообращение, заниматься необходимо ежедневно, предпочтительно в утреннее время.

    Народные рецепты предполагают доступные и недорогие способы лечения заикания в домашних условиях.

    Щепотку травы гусиной лапчатки смешать в стакане охлажденного вина или молока, довести до кипения, охладить. Процеженную смесь пить в подогретом виде по утрам.

    Отвар способствует снятию спазмов сосудов мозга, при растворении травы в воде лечебные свойства отсутствуют.

  • Смешать 3 капли сока цветков и листьев белого ясенца и 3 капли сока жгучей крапивы, держать на языке в течение 5 мин., повторять процедуру в течение 2 недель каждые 2 часа.
  • 5 гр руты душистой залить 0,5 л кипятка, держать на небольшом огне в течение 5 мин, использовать процеженный отвар для полоскания горла и рта, не глотать. Процедуру повторять несколько раз в день ежедневно в течение 2-3 недель.
  • Врожденные отклонения в интеллектуальном и психологическом развитии у людей с заиканием отсутствуют, но патология серьезно влияет на развитие познавательной сферы в дошкольном и школьном возрасте.

    Языковые трудности приводят к проблемам в общении со взрослыми и сверстниками, что вызывает сложности при получении и усвоении информации.

    Особенности эмоционально-волевой сферы детей с заиканием:

    • низкий самоконтроль;
    • эмоциональная неустойчивость;
    • постоянные переживания из-за заикания;
    • частое пребывание в состоянии эмоционального напряжения;
    • преобладание астенических эмоций (страх, печаль и т.д.).

    У большинства пациентов с логоневрозом присутствуют затруднения при налаживании контактов.

    Характерные поведенческие черты:

    • замкнутость;
    • избегание общения;
    • стремление к одиночеству;
    • закрытость перед новыми социальными контактами;
    • нервная неустойчивость;
    • раздражительность, тревожность;
    • страх говорить;
    • скованность в присутствии других людей.
    • Заикание может стать серьезной проблемой при создании социальных связей, так как успех в коммуникативной сфере считается одним из важных условий профессионального, семейного и личностного благополучия.

      Предотвратить возникновение заикание позволяют следующие профилактические меры:

      • правильная атмосфера в семье, отсутствие скандалов и неурядиц;
      • правильная речь у взрослых, речь ребенка не должна быть перегружена сложными словами, вызывающими затруднения при произношении;
      • не рекомендуется читать на ночь страшные сказки, это может привести к ослаблению нервной системы, на фоне которой возникает заикание;
      • соблюдение режима дня, регулярные физические нагрузки;
      • отсутствие эмоционального перевозбуждения, которое может привести к сбивчивости и захлебываниям в речи;
      • своевременное лечение простудных и инфекционных заболеваний;
      • ограничение общения с заикающимися родственниками и знакомыми.

      Важную роль играет также обстановка в семье, спровоцировать речевые дефекты может грубое обращение окрики, постоянная критика.

      При появлении первых признаков заболевания необходимо обратиться к неврологу, логопеду и психологу.

      В настоящее время существует множество способов лечения патологии: прием медикаментов, массаж, гипноз, народные методы, дыхательная гимнастика.

      источник

      В тяжелых случаях нарушения вегетативной нервной системы собственно заикание отступает на второй план, преобладают страхи, волнения, тревога, мнительность, общая напряженность, склонность к дрожанию, потливости, покраснению. В детском возрасте у заикающихся наблюдаются нарушения сна: вздрагивание перед засыпанием, утомительные, беспокойные неглубокие сны, ночные страхи. Заикающиеся более старшего возраста стараются связать все эти неприятные переживания с нарушением речи. Мысль о ее расстройстве приобретает устойчивый характер в соответствии с постоянно нарушенным самочувствием. На фоне общей возбудимости, истощаемости, неустойчивости и постоянных сомнений речь обыкновенно поддается улучшению лишь на короткое время. На занятиях у заикающихся часто отсутствует целеустремленность и настойчивость. Собственные результаты ими недооцениваются, так как улучшение в речи мало облегчает их общее самочувствие.

      В 70-е годы в психиатрии были предложены клинические критерии для разграничения невротических и неврозоподоб-ных расстройств и наметилась тенденция и к разграничению заикания на невротическую и неврозоподобную формы (Н. М. Асатиани, Б. 3. Драпкин, В. Г. Казаков, Л. И. Белякова и др.).

      До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются рассматривать не только с клинических и физиологических, но и с нейрофизиологических, психологических, психолингвистических позиций.

      Представляют интерес нейрофизиологические исследования заикания при организации речевой деятельности (И. В. Данилов, И. М. Черепанов, 1970). Данные исследования показывают, что у заикающихся во время речи доминантное (левое) полушарие не может достаточно стойко выполнять свою ведущую роль по отношению к правому полушарию. Положение о взаимосвязи заикания с нечетко выраженной доминан-тностью речи подтверждают данные В. М. Шкловского.

      Исследования организации функции зрения у заикающихся (В. Суворова с соавт., 1984) показали, что им свойственна нетипичная латерализация речевой и зрительной функций. Выявленные аномалии можно рассматривать как следствие недостатков билатеральной регуляции зрительных процессов и отклонений в межполу шарных отношениях.

      Актуальна разработка проблемы заикания в психологическом аспекте для раскрытия его генезиса, для понимания поведения заикающихся в процессе коммуникации, для выявления их индивидуально-психологических особенностей. Изучение внимания, памяти, мышления, психомоторики заикающихся показало, что у них изменена структура психической деятельности, ее саморегуляция. Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня автоматизации (и соответственно — быстрого включения в деятельность), но различия в продуктивности между заикающимися и здоровыми исчезают, как только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение составляет психомоторная деятельность: если у здоровых детей психомоторные акты совершаются в значительной мере автоматически и не требуют произвольной регуляции, то для заикающихся регуляция представляет сложную задачу, требующую произвольного контроля.

      Некоторые исследователи считают, что заикающиеся отличаются большей инертностью психических процессов, чем нормально говорящие, им свойственны явления персеверации, связанной с подвижностью нервной системы.

      Перспективно исследование личностных особенностей заикающихся как с помощью клинических наблюдений, так и с применением экспериментально-психологических методик. С их помощью выявлены тревожно-мнительный характер, подозрительность, фобическое состояние; неуверенность, замкнутость, склонность к депрессии; пассивно-оборонительные и оборонительно-агрессивные реакции на дефект.

      Механизмы заикания.

      Рассмотрев разные точки зрения на проблему заикания, можно сделать основной вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны.

      В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом ошибки нервных процессов в корне головного мозга, нарушения коркового подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции).

      В других случаях — как сложное невротическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза.

      В третьих — как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.

      В четвертых — механизм заикания можно объяснить на основе органических изменений центральной нервной системы. Возможны и другие объяснения. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство.

      № 34. Особенности психического развития детей с ДЦП.

      4. Особенности психического развития.

      Если у ребенка церебральный паралич, это означает, что часть его головного мозга либо не может правильно функционировать, либо нормально не развита. Чаще всего бывает поражена зона, отвечающая за контроль за мышцами и некоторыми движениями тела.

      У одних детей, а впоследствии у взрослых, церебральный бывает едва заметен, тогда как другие дети могут страдать этим заболеванием в очень тяжелой форме. Нет двух детей с абсолютно одинаковым поражением.

      Поражения, вызывающие детский церебральный паралич, случаются в период беременности, во время родов или в первые годы жизни ребенка.

      2. Причинами могут быть:

      ü Внутриматочная инфекция, как, например коревая краснуха, особенно, если она возникает в первые недели беременности

      ü Едродовые осложнения, когда у младенца имеются проблемы правильного дыхания. Например, если происходит закручивание пуповины вокруг шеи.

      ü Гематома головного мозга или внутри желудочковое кровоизлияние, которые могут возникать у младенца в предродовом периоде.

      ü Младенец может страдать врожденным пороком развития головного мозга по невыясненной причине

      ü Генетические нарушения, которые ребенок может наследовать, даже а если его родители совершенно здоровы

      ü Детский церебральный паралич наступает также по причине неправильной помощи при родах

      ü По другим причинам таким, как инфекционные заболевания головного мозга, менингит, несчастные случаи (утопление) и т. п., происшедшие в первые годы жизни.

      ü У недоношенных детей, появившихся на свет гораздо раньше срока

      Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

      Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8416 — | 8033 — или читать все.

      195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

      Отключите adBlock!
      и обновите страницу (F5)

      очень нужно

      источник

      Наличие психологических, психосоматических нарушений, безусловно, оказывает влияние на общее душевное здоровье и самочувствие человека. В настоящее время достаточно распространенным является мнение о том, что заикающиеся люди – не такие, как все. Про них говорят – «особенные», «странные», «непонятные для окружающих» и т.д. Так ли это на самом деле? И чем опасно заикание для психологического здоровья и благополучия человека?

      Российскими учеными, а также исследователями из других стран, были проведены масштабные обследования людей, страдающих логоневрозами. В итоге выяснилось, что заикание, действительно, оказывает влияние на формирование личностных особенностей человека, уровень его социализации, адаптации и т.д. Чем же отличаются больные логоневрозом от других людей?

      Данных о том, что заикающиеся характеризуются более высоким или низким интеллектом, по сравнению с другими людьми, в настоящее время нет. Все мы знаем, что многие великие деятели науки, искусства также страдали данным заболеванием (Исаак Ньютон, Р.И. Рождественский, С.И. Михалков и т.д.). При этом в их умственных способностях сомневаться не приходится. В то же время практика показывает, что многие дети, страдающие логоневрозом, отличаются более низкими интеллектуальными показателями, характеристиками школьной успеваемости, по сравнению со здоровыми сверстниками. Одним словом, заикание в раннем, дошкольном, младшем школьном возрасте в большинстве случаев оказывает существенное влияние на развитие познавательной сферы ребенка. Речь для малыша – это важное условие его личностного, социального, интеллектуального развития. Языковые расстройства, трудности в общении со сверстниками и взрослыми являются значительной помехой для получения и усвоения необходимой информации.

      Читайте также:  Адаптол отзывы детям при заикании отзывы

      Основными особенностями эмоционально-волевой сферы людей, страдающих заиканием, являются:

      • эмоциональная неустойчивость;
      • низкий уровень самоконтроля;
      • постоянные переживания по поводу своего речевого дефекта;
      • преобладание астенических эмоций (печаль, страх и т.д.) ;
      • частое нахождение в состоянии острого эмоционального напряжения и т.д.

      Одним словом, эмоционально – волевая сфера заикающихся людей в большинстве случаев характеризуется преобладанием негативных эмоций и чувств, трудностями самоуправления, душевной нестабильностью.

      Большая часть больных логоневрозом испытывает существенные трудности в процессе налаживания контактов со знакомыми или незнакомыми людьми. Замкнутость, неуверенность в себе, комплексы, неспособность быстро и четко выражать свои мысли нередко являются основными «спутниками» заикания. Естественно, данные негативные моменты – это серьезная помеха для нормальной коммуникативной деятельности человека. Сложности в построении отношений с людьми одинаково болезненно переживаются представителями различных возрастных групп. Маленькие дети, подростки, страдающие заиканием, испытывают трудности в поиске дружеских отношений со сверстниками. Представители юного возраста, взрослые люди остро переживают из-за речевых нарушений в процессе общения с лицами противоположного пола. Одним словом, современный человек – социален, он не может жить вне контекста общества. Поэтому успех в коммуникативной сфере является одним из самых важных условий его профессионального, личностного, семейного благополучия.

      Главными поведенческими характеристиками людей, страдающих хроническим заиканием, являются:

      • избегание общения, страх говорить;
      • стремление к одиночеству, замкнутость;
      • закрытость перед новым социальным опытом – нежелание знакомиться с людьми;
      • постоянная тревожность, раздражительность, нервная неустойчивость;
      • скованность в присутствии других людей и т.д.

      Таким образом, логоневроз – это заболевание, которое оказывает существенное негативное влияние на общее психологическое здоровье и самочувствие человека, его личностное, социальное, интеллектуальное и профессиональное развитие. Особенно опасно детское заикание, последствия которого могут быть необратимыми. Именно поэтому с данным заболеванием всегда необходимо бороться. Своевременное обращение к квалифицированному специалисту – первый шаг на пути лечения заикания.

      Психологи, психотерапевты Центра Психологии Самореализации оказывают профессиональную помощь в вопросах коррекции и устранения заикания у детей и взрослых. Наши специалисты проконсультируют Вас по интересующим вопросам, помогут определиться с методом, способом организации лечения, предложат высокий уровень психологической поддержки. Будьте здоровы!

      источник

      Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

      Все исследователи, изучающие симптоматику заикания, указывают, что нарушения ритма и темпа речи обычно сочетаются с нарушениями ритма и темпа общих движений человека, т.е. у заикающихся довольно часто наблюдаются нарушения как речевой, так и общей моторики.

      Анализ литературы показал, что каких-либо специфических отклонений со стороны физического статуса у заикающихся детей дошкольного возраста обычно не выявляется. В то же время практически все авторы отмечают, что в большинстве случаев такие дети ослаблены, у них встречаются нарушения осанки, зрения, многообразные моторные нарушения (Н.С. Самойленко; 1941; С.А. Миронова, 1987 и др.).

      Нарушения двигательной сферы дошкольников с заиканием характеризуются, с одной стороны, мозаичным повышением мышечного тонуса, приводящим к определенной двигательной скованности, а с другой стороны, общей двигательной расторможенностью. Так Г.А. Волкова (2002) указывает на то, что заикающиеся дошкольники в играх, при ходьбе и беге напряженно сгибают руки в локтевых суставах, с усилием прижимают их к туловищу, бегают на прямых ногах, почти не сгибая их в коленных суставах. Скованность мышц шеи и плеч выявляется в поворотах детей всем туловищем. В то же время двигательная расторможенность проявляется в том, что они легко возбуждаются, суетятся во время игр, подпрыгивают, приседают, взмахивают руками, выражая таким образом свое возбуждение.

      Большинство авторов отмечает у заикающихся детей дошкольного возраста отставание в развитии двигательных способностей; нарушения общей и мимической моторики, орального праксиса. Так, Г.А. Волкова (2002) к физиологическим симптомам также относит речевые судороги, нарушения центральной нервной системы и физического здоровья, общей и речевой моторики. Исследователь отмечает, что часто попытки замаскировать свой речевой дефект порождают речевые и неречевые уловки, проявляющиеся в общей моторике (движение руками, ногами, корпусом), реже в речевой моторике (покусывание кончика языка, нижней губы, облизывание губ, причмокивание, беззвучное артикулирование звуков), в виде вспомогательных звуков, их сочетании и слов (эмболы): э, ы, ну, вот, да и др.

      По мнению автора именно в дошкольном возрасте заикающимся детям присуще обилие сопутствующих движений (в 60% случаев). Они возникают вследствие распространения (иррадиации) судорог из речевого отдела на другие мышцы тела; в первую очередь на мышцы лица, шеи, предплечья. И далее на мышцы туловища, спины, верхних и нижних конечностей. Дети теребят пуговицы, края одежды, носовой платок, покачивают туловищем, рукой, подёргивают плечом, притоптывают ногой, часто моргают или закрывают глаза в момент судороги, наклоняют вперёд с усилием голову и прочее.

      По данным М.А. Фидирко (1991), движения детей с заиканием порывистые, недостаточно целенаправленные, не координированные. Половине заикающихся детей 4-7 лет свойственны самые разнообразные сопутствующие движения.

      Как отмечает В.А. Куршев (1973), речь заикающихся, как правило, сопровождается сопутствующими движениями, которые проявляются у разных заикающихся по-разному: от раздуваний крыльев носа и зажмуриваний глаз до сложных движений всем туловищем. Так, у заикающихся в процессе речи могут наблюдаться кивательные движения головой, раскачивание туловищем, притоптывание, сжимание пальцев в кулаки и т.п. Эти сопутствующие движения обычно не носят характера эмоционально-выразительной жестикуляции, сопровождающей речь у не заикающихся людей. Часто эти движения являются насильственными, но могут носить и маскировочный (уловочный) характер. В некоторых случаях уловочные движения бывают настолько сложны, что начинают напоминать двигательные ритуалы. Так, например, перед тем, как начать речь, заикающийся закрывает глаза на несколько секунд, одновременно почесывая нос правой рукой, затем переступает с ноги на ногу и только после этого начинает говорить.

      В то же время Н.С. Самойленко (1941) обращает внимание на то, что развитие моторики у заикающихся детей может идти впереди речевого развития (наличие особой моторной одаренности). Автором предложена классификация дошкольников с заиканием в зависимости от состояния моторики: Первая группа: нарушения темпа и ритма движений, мышечного тонуса, ориентировок без существенных отклонений со стороны внимания и общей двигательной активности. Вторая группа: отставание ловкости, быстроты, точности. Темп движений замедленный, внимание вялое. Третья группа: сильная мышечная заторможенность при повышенном тонусе мышц-разгибателей, вытянутое палкообразное положение рук, растопыренные или сжатые в кулаки пальцы, отсутствие сгибания при движениях рук и минимальное сгибание ног при ходьбе; дискоординация в движениях рук и ног при ходьбе, заторможенность шеи и плеч. Четвертая группа: моторно возбудимые, с повышенной двигательной активностью, обилием бесцельных движений, производимых в быстром темпе, гипертонус основных мышечных групп в состоянии покоя; затруднения в выполнении упражнений на расслабление. Спокойное положение для них трудно выполнимо.

      Рассматривая состояние психомоторных функций у заикающихся детей, Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова (2003) указывают на их особенности при различных формах заикания.

      Так у детей с невротической формой заикания раннее психофизическое развитие, как правило, проходит в соответствии с возрастной нормой. Моторные навыки (сидение, стояние, ходьба) формируются своевременно. При обследовании детей чаще всего обнаруживается нормальное развитие общей моторики. Общие движения как у детей, так и у взрослых достаточно грациозны и пластичны. Они хорошо переключаются с одного движения на другое, чувство ритма развито достаточно высоко. Они легко вступают в ритм музыки и переключаются с одного ритма на другой. Двигательные ошибки могут исправлять самостоятельно. Для правильного выполнения большинства двигательных заданий бывает достаточно словесной инструкции. Движения рук и ног хорошо координированы. Тонкая моторика рук развивается в соответствии с возрастом. Жесты, мимика и пантомимика эмоционально окрашены. В то же время, по сравнению с нормой, для всех заикающихся этой группы характерно не доведение элементов движения до конца, некоторая их вялость, повышенная двигательная утомляемость, у части заикающихся отмечается незначительный тремор пальцев рук.

      При неврозоподобной форме физическое развитие детей проходит в пределах низкой возрастной нормы либо с задержкой. Они отличаются от здоровых детей плохой координацией движений, моторной неловкостью. Заикание быстро «обрастает» обильными сопутствующими движениями и эмболофразией. При обследовании моторики у детей выявляется патология моторных функций, выраженная в разной степени: от недостаточности координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног. Мышечный тонус неустойчив, движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений рук и ног, тонкой моторики рук, артикуляционной моторики. Наиболее выраженные нарушения отмечаются в мимической, артикуляционной и тонкой моторике рук. При неврозоподобной форме заикания особенно страдает динамический праксис. Заикающиеся с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую, с трудом воспроизводит и удерживает в памяти заданный темп и ритм. Большинство заикающихся этой группы двигательные ошибки не исправляют самостоятельно. Словесная инструкция по двигательным задачам является недостаточной, при обучении необходимы наглядные образцы. Все движения органов артикуляции характеризуются некоторой ограниченностью, нередко отмечается малоподвижность нижней челюсти, наблюдается недостаточная подвижность языка и губ, плохая координация артикуляторных движений, затрудненный поиск артикуляторных поз. Нередко имеется нарушение тонуса мышц языка, его «беспокойство», недифференцированность кончика. При хроническом течении неврозоподобной формы заикания речь характеризуется нередко тяжелыми тоно-клоническими судорогами во всех отделах речевого аппарата. Речь обычно сопровождается разнообразными движениями пальцев рук, притоптыванием, кивательными движениями головы, покачиванием туловища и другими содружественными движениями, напоминающими гиперкинезы, т.е. насильственные сокращения мышц, не носящие маскирующего или эмоционально-выразительного характера (Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, 2003).

      По данным Б.И. Шостак (1967) у заикающихся детей по сравнению с хорошо говорящими сверстниками имелась задержка в развитии и автоматизации моторных навыков: все заикающиеся дети позже на 2-2,5 месяца удерживали голову, длительно удерживать голову стали после 6 месяцев; позже на 3 месяца смогли поворачиваться со спины на бок, к 8 месяцам – с живота на спину. Первая двигательная функция руки — схватывание — проявлялась у детей без заикания в 2 месяца, в 3 месяца они удерживали в руке вложенный предмет и после 4 месяцев брали предмет с наложением на него всех пальцев и ладони. Дети могли, ухватившись за пальцы рук взрослого, подтягиваться, как бы вставая. У детей с заиканием, обследованных Б.И. Шостак, первые хватательные движения появились в 4 — 5 месяцев. Длительно удерживать предмет и подтягиваться, ухватившись за пальцы рук взрослого, все заикающиеся дети могли в 6-6,5 месяцев. Дети без заикания в 7-8 месяцев тянулись за высоко расположенными игрушками, хватали близких за нос, за уши, вглядывались в лицо взрослого. У половины обследованных заикающиеся детей подобных реакций не наблюдалось: дети были капризны, отличались хаотичными, беспорядочными движениями, не проявляли длительного, стойкого интереса к подвешенной игрушке, на руках у взрослого были двигательно беспокойны.

      Известно, что в результате повторения собственных движений дети упражняют пальцы и кисти рук в играх типа «ладушки», «сорока». По данным исследований Б.И. Шостак, у детей с правильной речью эти движения кисти и пальцев сформировались своевременно к 9-10 месяцам; у заикающихся от 11 месяцев до 1 года 4 месяцев.

      Но особенно заметно отставание в развитии двигательных функций, как указывает Б.И. Шостак, проявилось в овладении ходьбой: у большинства обследованных заикающихся детей шаговые движения появились лишь к 11-12 месяцам вместо 8-9.

      Произвольный захват предмета совершенствуется в норме до 15 месяцев, когда он оказывается уже близким к движению взрослого. В этом возрасте дети с правильной речью снимали с ноги обувь, перелистывали страницы книги, «наряжались». У детей с заиканием перечисленные движения руками и пальцами сформировались после 1 года 6 месяцев — 1 года 9 месяцев, у некоторых – к 2 годам 6 месяцам. Умение самостоятельно пользоваться ложкой (в результате обучения взрослым) так же является показателем совершенствования действий кисти рук и пальцев. Если у детей с правильной речью эта способность сформировалась к 1 году 3 месяцам – 1 году 5 месяцам, то дети с заиканием овладели ею в промежуток между полутора и двумя с половиной годами.

      Показателем дальнейшего совершенствования движений рук является частичная помощь детей с 1 года 8 месяцев до 2 лет в моменты раздевания и одевания, складывания своей одежды. Дети с правильной речью умели делать это своевременно или несколько раньше. Дети с заиканием очень поздно усваивали эти движения: большинство – в 2 года 4 месяца — 2 года 8 месяцев; часть не умела делать этого и на момент обследования (Б.И. Шостак, 1967).

      Следует отметить, что в многочисленных исследованиях, посвященных этиопатогенезу и лечению заикания (Е.Ф. Pay, В.А. Синяк, 1969; Н.А. Тугова, 1970; Е.А. Романова, 2000; Л.Н. Ильина, 2002 и др.), отмечается, что моторные отклонения у заикающихся часто находятся в прямой зависимости от некоторых психических процессов, таких как неустойчивость внимания, трудности с переключением с одного вида деятельности на другой, повышенная возбудимость ребенка или заторможенность. Так, например, А.Н. Тугова (1970) выявила у заикающихся детей двигательную неорганизованность из–за общей неустойчивости внимания и невозможность сосредоточиться на инструкциях взрослого.

      Поведенческие особенности заикающихся детей характеризуются раздражительностью, капризностью, пугливостью. Не имея возможности свободно говорить, ребенок сторонится других детей, предпочитая одиночество. Всем детям, независимо от возраста, хотя и в разной степени, свойственны нарушения эмоциональной сферы, расторможенность, страхи, быстрая истощаемость нервных процессов (И.П. Лукашевич, 2000).

      По мнению А.И. Захарова (1998), у детей с заиканием возникает страх речи — логофобия. Автор отмечает, что в возрасте от 3 до 5 лет страх речи возникает при чрезмерной фиксации окружающих на речевом недостатке ребенка, причем тревожность окружающих, в частности, матерей, приводит к закреплению страха речи. В 5-6 лет происходит утяжеление страха речи.

      В то же время заикание вызывает появление определенной психологической защиты. Специфика механизма такой защиты заключается в том, что у большинства дошкольников с заиканием (80%) формируется неглубокое, поверхностное отношение к своему речевому расстройству. Тем не менее, как отмечает Е.А. Романова (2000), такая «нефиксированность» на речевом нарушении является кажущейся, эмоциональное напряжение в действительности имеет место и такие дети нуждаются в психотерапии.

      Таким образом, традиционные классические и современные исследования показывают теснейшую взаимосвязь заикания с психофизическим состоянием заикающегося, с его личностью в целом, с его отношениями и установками на окружение. Кроме того, у заикающихся дошкольников отмечается существенное отклонение в развитии психомоторных функций. В то же время недостаточная разработанность проблемы заикания обусловливает сегодня многоаспектность воздействия на заикающегося и необходимость детального изучения особенностей речевого, моторного и психического развития у данной категории детей.

      Список литературы:

      1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие. – М.: Академия, 2003. — 206с.
      2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: учебник для студентов вузов. — М.: Владос, 2002. — 272с.
      3. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб.: СОЮЗ, 1998. — 336с.
      4. Ильина Л.Н. Клинико-психологические факторы, формирующие заикание. Автореф. дисс…. канд. психол.наук. — СПб., 2002. — 24с.
      5. Куршев В.А. Заикание. — М.: Просвещение, 1973. — 159с.
      6. Лукашевич И.П., Мачинская Р.И., Фридман Т.В., Шкловский В.М. Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания. // Дефектология. 2000. №5. — С.9-15.
      7. Миронова С.А. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи: Кн. для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1987 — 142с.
      8. Рay Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия. Пособие для педучилищ и воспитателей. — М.: Просвещение, 1969. — С.75-82.
      9. Романова Е.А. Реакция личности ребенка на заикание и ее роль в коррекции речевого расстройства. Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии. // Материалы научно-практич. конференции 20-21 апреля 2000 г. — СПб. Инст. спец. пед. и псих. – С.171-173.
      10. Самойленко Н.С. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М.: М.: УчПедГИз, 1941. — 80с.
      11. Тугова Н.А. Воспитание внимания у заикающихся детей на уроках ритмики. // Дефектология. 1970. №6. — С.60-64.
      12. Фидирко М.А. Пути повышения эффективности физического воспитания дошкольников с заиканием. // Физическое воспитание детей с отклонениями в развитии. Межвузовский сборник научных трудов. — Красноярск КГПИ, 1991. — 78с.
      13. Шостак Б.И. О некоторых расстройствах моторики при заикании. // В книге: Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1967, вып.3. — С.148-169.

      Читайте также:  Адаптол помог при заикании

      источник

      Проблему заикания можно считать одной из самой древней в истории развития учения о расстройствах речи.

      В средневековье в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с наполнением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признавал Гален, Цельс, Авиценна.[6]

      На рубеже 17-18 вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини считал, что заикание возникает при отверстии в твердом небе, через которое просачивается слизь и затрудняет речь. Другие исследователи связывали заикание с нарушением в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); несогласованность мышления и речи (Блюме); и т.д.

      В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И.А. Сикорский 1889; И.К. Хмелевский 1897 и др.) или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен, 1838; Г. Д Неткачев, 1909, 1913), как психоз (Гр. Каменка, 1900).[5]

      К началу 20 века все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:

      1. Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарат слоговых координаций). Это четко было сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И.А. Кусссмауля, И.А. Сикорского. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма.

      2. Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Сторонники теории А. Либманн, Г.Д. Неткачев, Ю.А. Флоренская.

      3. Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонники теории А. Адлер, Шнейдер.[2]

      Таким образом, в конце 19 — начале 20 веков все определеннее становится мнение, что заикание — сложное психофизическое расстройство. К 50-60 г. 20 века механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза.[6]

      Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образование патологического условного рефлекса. Заикание — это не симптом и не синдром, а заболевание ЦНС в целом. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области ВНД — речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры извращается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц. Заикание возникает не при органических изменениях стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функции.

      В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.[7]

      Предрасполагающими факторами («почва») являются следующие:

      Невропатическая отягченность родителей: нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС.

      Невропатические особенности самого заикающегося: ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность.

      Наследственная отягченность: заикание, развивающееся на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая передается по наследству в качестве рецессивного признака. При этом необходимо учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятным воздействием окружающей среды.

      Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные-инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.[4] Неблагоприятными условиями служат следующие:

      Физическая ослабленность детей;

      Возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная ассиметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков, чем у девочек, обуславливает более выраженную неустойчивость их нервной системы;

      Ускоренное развитие речи (3-4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер;

      Скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими;

      Недостаточность положительных и эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком;

      Недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.[8]

      В группе неблагоприятных причин выделяются такие как:

      Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с энцефалопатическими последствиями а) травмы (внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга); б) органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; в) истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и др. заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи (корь, тиф, рахит, глисты, коклюш, болезни внутренней секреции, обмена, несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии, ЗПР).

      Психические и социальные причины: а) кратковременная — одномоментная — психическая травма (испуг, страх); б) длительно действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, неровное воспитание, императивное воспитание, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуациях; в) неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушение звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; г) перегруз детей младшего возраста речевым материалом, несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); д) подражание заикающимся (различают две формы такой речевой индукции: пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная — он копирует речь заикающегося), е) переучивание леворукости.[13]

      Формально принято выделять две формы заикания: тоническую, при которой возникает пауза в речи, либо какой-то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов или слов. Также выделяют смешанную форму заикания, при которой наблюдаются и тонические, и клонические судороги. В другой классификации различают неврозоподобную и невротическую форму заикания. Неврозоподобная форма заикания подразумевает выраженный неврологический дефект, в частности, нарушения моторики в целом и артикуляции в частности; типична коморбидность (сосуществование двух и/или более синдромов) с дизартрией. При этом возможно возникновение невротических реакций, но течение заикания мало зависит от них. Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, обычно поздно начинают говорить, вообще развиваются чуть медленнее сверстников. ЭЭГ (электроэнцефалография) в большинстве случаев выявляет патологическое либо пограничное функционирование головного мозга. При невротической форме заикания типично нормальное, либо раннее речевое и моторное развитие. Запинки изначально возникают на фоне стресса, как однократного (испуг), так и хронического. У таких детей отсутствуют выраженные неврологические нарушения, их ЭЭГ отражает более гармоничное функционирование мозга, чем в предыдущей группе. При этом выраженность заикания крайне зависит от функционального состояния: эти люди зачастую почти чисто говорят в спокойной обстановке, но с случае стресса (публичное выступление, разговор с незнакомым человеком, внезапно заданный вопрос) не могут сказать ни слова из-за сильных речевых судорог. Также отмечается сильная выраженность логофобии (страха речи) и избегающего поведения. В целом состояние этих больных соответствует критериям невроза, поэтому для невротической формы заикания чаще применяют термин «логоневроз», однако некоторые авторы используют его просто как синоним слова «заикание». [14]

      Первичными признаком заикания являются видимое нарушение плавности речи, в том числе повторение звуков, слогов, слов или фраз, паузы и продление звука. Эти признаки отличаются от обычных нарушений речи свойственных всем людям главным образом в том, что при заикании нарушения речи длятся дольше и чаще, требуют от человека, который заикается больше усилий и напряжения.[5]

      Повторения случаются когда какая-то единица речи, например, звук, слог, слово или фраза повторяется. Они свойственны для детей, которые начинают заикаться. Удлинение звуков также свойственно детям, которые начинают заикаться. Например: «ммммммммолоко». Блоки — это задержки в разговоре, вызванные остановкой звука и воздуха, часто связанные с блокированием движения губ и языка. Блоки появляются позже и связаны с мускульными усилиями.[10]

      Ко вторичным признакам относятся попытки человека избежать момента заикания. Это могут быть физические движения, например внезапный отвод глаз, мигание глазами, подергивание головой, похлапывание руками, вставка в разговор посторнних звуков и слов, таких как «мм», «ээ», «Вы знаете» и т.д.

      Ко вторичным признакам также относится стратегия избегания конкретных слов, людей или ситуаций, которые могут быть трудными для человека, который заикается. Некоторые люди при заикании успешно избегают трудных ситуаций и слов и их даже трудно заподозрить в заикании. При таком заикании люди имеют высокий уровень тревоги, страха перед даже небольшой запинкой в разговоре.[9]

      Говоря о психолого-педагогических особенностях детей младшего школьного возраста считаем необходимым остановиться на характеристике личностных особенностей, особенностях учебной деятельности, специфике устной и письменной речи.

      Личностные особенности. Многие заикающиеся дети школьного возраста характеризуются тревожностью, мнительностью, боязливостью, неуверенностью в своих силах, низкой самооценкой и боязнью речевого общения. Все эти особенности развития личности заикающихся приводят к нарушению социальной адаптации.[11]

      Особенности учебной деятельности. Одной из самых характерных особенностей учебной деятельности заикающихся детей младшего школьного возраста является ее неустойчивость, что выражается в повышенной отвлекаемости, рассеивании внимания. Наблюдается зависимость качества учебной работы от условий, в которых она протекает. Так, при четкой организации учебной работы, заикающиеся дети могут проявить достаточную сосредоточенность. Изменение же привычных условий вызывает у большинства из них неустойчивость деятельности.[11]

      Заикающиеся учащиеся испытывают затруднения при выполнении заданий, связанных с переключением с одного вида деятельности на другой.

      Следствием низкой способности к переключению внимания можно считать также возникающие у заикающихся детей трудности в осмыслении вопросов, заданных в иной формулировке, например: «Какое число больше 20 в 3 раза?», «В каком числе содержится 3 раза по 20?», «Чему равно произведение 20×3?»[8]

      Трудность переключения с одного вида работы на другой выражается также в том, что в процессе урока дети не всегда улавливают смену заданий.

      У некоторых заикающихся школьников (особенно у тех, кто имеет отклонения в речевом развитии) наблюдается неумение самостоятельно проконтролировать результаты как собственной, так и чужой работы. Они с трудом анализируют образец, с трудом находят и сопоставляют ошибки при списывании текста. Эти дети испытывают также определенные трудности в процессе оценки только что выполненных устных упражнений, когда нужно, обдумывая собственный ответ и приготовив соответствующие примеры, следить за ответами своих товарищей, помогать им в случае затруднений, исправлять неправильные ответы.[9]

      Особенности устной речи. Большинство заикающихся детей, обучающихся в общеобразовательной школе, располагают достаточным словарным фондом для обозначения предметов, их действий и качеств, владеют навыками конструирования основных типов предложений.[11]

      Заикающиеся учащиеся испытывают специфические затруднения в выборе языковых средств и свободной их комбинации. Их ответам свойственны поспешность, неподготовленность, в результате чего происходит «застревание» на отдельных словах, «выпадение» отдельных слов и даже частей предложения. Это особенно наглядно проявляется в развернутых высказываниях, связанных с необходимостью обобщать, делать выводы, планировать собственную деятельность. Из-за характерного для ряда заикающихся многословия они иногда теряют логическую нить рассуждения; стремление же скорее выговориться мешает мысленно подготовить все высказываемое, отобрать необходимые для его реализации языковые средства. Именно в такой ситуации и возникает, как правило, усиление заикания. Оно усиливается также, если устное общение проходит в условиях, отличающихся от привычных: изменяется форма опроса; учащимся предлагается внезапный вопрос, к ответу на который они не успели подготовиться; в ходе урока имеет место длительное ожидание вызова к доске, а также при недостаточно корректном отношении учителя к заикающимся. У заикающихся школьников, имеющих отклонения в фонетическом и лексико-грамматическом развитии, подобные трудности усугубляются несформированностью языковых средств.

      Затруднения в продуцировании связных высказываний, фиксируемые у заикающихся учащихся, имеют специфические особенности. Они резче выражены, носят более стойкий характер и обнаруживают большую зависимость от условий общения, вида содержания учебной деятельности. В связи с этим у части заикающихся отмечаются своеобразные трудности в усвоении (на уровне реализации знаний) учебного материала, таких разделов программы, как «Связная речь» и «Чтение», т.е. тех, где учащиеся должны проявлять умение подробно или сжато передать содержание прочитанного текста, картины и т.п.[3]

      Особенности письменной речи. В письменных работах заикающихся школьников наблюдаются разнообразные ошибки: нарушения начертания букв, их пространственного расположения; ошибки, обусловленные недостаточным усвоением правил орфографии, пунктуации. На этом пестром и колеблющемся фоне стабильно выделяются определенные ошибки. Частыми являются разнообразные нарушения структуры записываемого слова.[11]

      В письме заикающихся учащихся часто встречаются исправления, зачеркивания. Действуя импульсивно, заикающиеся учащиеся нередко допускают ошибки, которые сами же корректируют по ходу написания.

      Чтение заикающихся учащихся также характеризуется рядом специфических особенностей. Обычно такие дети читают в быстром темпе, не договаривая окончаний, а иногда и целые слова. Исследователи отмечают наличие чтения по догадке, что приводит к искажению смысла фразы и даже всего читаемого текста. Чтение прерывается многочисленными запинками и паузами и, как правило, лишено выразительности.[1]

      Таким образом, все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что заикающиеся дети младшего школьного возраста быстро утомляются, к концу урока их внимание и воля ослабевают. И все задания они начинают выполнять хуже обычного. Следует отметить, что у детей того же возраста в массовой школе, не имеющих заикания, подобные особенности либо вовсе не наблюдаются, либо встречаются редко.

      С учетом специфических особенностей речи заикающихся детей и связанных с ней внеречевых процессов, а так же факторов, вызывающих усиление или ослабление заикания, должна строиться диагностическая и коррекционная работа.

      Белякова Л.И. Логопедия. Заикание. — 2-е изд., испр. и доп. – М., 2012.

      Власова Н.А., Беккер К.П. Заикание. — М., 1983.

      Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопеда. — М., 1993.

      Леонова С.В. Психолого-педагогическое обследование заикающихся детей // Логопед. — 2004. — №5. — С. 30-31.

      Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М., 1999.

      Читайте также:  Адаптация ребенка с заиканием к детскому саду

      Логопедия. Заикание. / Под ред. Л.С. Волковой. — М., 2004.

      Лукашевич И.П., Мачинская Р.И., Фридман Т.В., Шкловский В.М. Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания // Дефектология. — 2000.- №5. – С. 9-18.

      Меньшикова С.В. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие для логопедов и родителей. – Казань, 1999.

      Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. — М., 1995.

      Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. 2-е изд. — СПб., 2004.

      Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. — М., 1998.

      Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. — М., 2000.

      Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. — М., 2011.

      источник

      Одной из характеристик детства являются эмоции как внешний знак внутреннего мира ребенка. По мнению В.В. Зеньковского детство является «золотым временем» для эмоциональной жизни [5]. Эмоциональные реакции как внешнее проявление внутреннего состояния ребенка выступают показателем благополучного или затрудненного вхождения в социальную ситуацию и принятия определенной социальной роли. Эмоциональный способ взаимодействия с окружающими людьми является для ребенка первичным и искренним, поэтому содержание и характер социально-эмоциональных проявлений детей в дошкольном возрасте представляет особый интерес для исследователей.

      Природа данного вида детских эмоций рассматривалась в ряде фундаментальных исследований. В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович и других ученых отмечалось интенсивное развитие эмоций под влиянием социальных условий жизни и воспитания [32]. В процессе усвоения ребенком социальных ценностей, норм и идеалов, его эмоции приобретают более богатое содержание и сложные формы проявления.

      Выделяя факторы, влияющие на содержание и способы выражения эмоциональных состояний дошкольников, ряд исследователей подчеркивает роль взрослых, семьи и значимость отношений со сверстниками, то есть социальные условия развития эмоций детей (Г.А. Урунтаева, М.И. Лисина и др.) [16, 22].

      Взаимообусловленность эмоций и потребностей личности, по мнению П.В. Симонова, определяет роль эмоций как посредника между потребностями и деятельностью по их удовлетворению, как средство трансформации ценностей, которые становятся содержанием побудительных мотивов поведения личности [30]. В связи с этим социальные эмоции детей отражают приоритетные потребности и стремления в процессе общения со сверстниками и взрослыми, а также степень их удовлетворенности. Одна из ведущих социальных потребностей дошкольников — это потребность в признании и принятии другими, особенно близкими и значимыми для ребенка людьми, удовлетворение которой не только влияет на характер отношений ребенка с окружающими и на особенности поведения, но и определяет жизненную позицию формирующейся личности. Негативные социальные эмоции, которые испытывает ребенок в различных жизненных ситуациях, могут быть обусловлены именно непринятием и отчужденностью со стороны ближайшего окружения.

      Можно говорить о том, что нарушения речи оказывают влияние на формирование всей психологической системы человека, включая и личность. Эмоции и чувства человека, являясь отражением его реальных отношений к значимым для него объектам и субъектам, не могут не изменяться под влиянием нарушений речи, при которых сужаются сферы чувственного познания, изменяются потребности и интересы. Дети с нарушением речи имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств, что и с нормальной речью, и проявляют те же эмоции и чувства, хотя степень и уровень их развития могут быть отличны от таковых у детей в норме (Т.Б. Филичева, Л.С. Волкова, В.А. Калягин и др.) [29]. Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормально говорящих сверстников, понимание и переживание своего дефекта в подростковом возрасте, осознание ограничений в выборе профессии, партнера для семейной жизни в юношеском возрасте. Для лиц с нарушением речи характерны также заниженная самооценка, низкий уровень притязаний и выраженные депрессивные компоненты поведения.

      Заикание (как никакое другое речевое нарушение) вызывает особенно острое эмоциональное реагирование индивидуума на свой дефект. Можно полагать, что это связано с отсутствием ясных, понятных и конкретных причин его возникновения. И действительно, помимо речевых трудностей, заикающийся человек не испытывает каких-то физических или интеллектуальных недостатков. Интересы, потребности и разнообразные способности заикающихся детей ничуть не ниже, чем у их сверстников. Среди заикающихся можно назвать и многих одаренных людей. И в то же время, самостоятельные попытки преодолеть свои речевые трудности приводят, как правило, не к облегчению, а к еще более видимым затруднениям и переживаниям.

      Говоря об этиологии заикания, О. Бледстейн выделяет 3 основных подхода к этой проблеме: первый настаивает на психогенной основе данного нарушения, считает его обычным неврозом; согласно второму — заикание является обученным или закрепленным поведением; третий опирается на концепцию физиологического дефекта или дефицита [3].

      Л.З. Арутюнян рассматривает три возможности происхождения заикания [1]. Первая — это когда оно появляется на фоне отстающего речевого онтогенеза. Как правило, в этом случае у детей в сильной степени нарушена общая и мелкая моторика, ослаблен сенсомоторный контроль. Обычно в анализе этих детей нет указаний на психотравмирующие ситуации. Другая группа — это дети, у которых снижение степени латерализации мозга в целом и вербальной функции не позволяет левому полушарию в полной мере осуществлять ведущую роль по отношению к процессам в правом полушарии. При этом мозг ребенка как бы «готов» к заиканию. Известно, что уже «изначальная степень эмоциональной напряженности ведет к снижению полиустойчивости» (Л. З. Арутюнян) [1].

      Известно, что эмоции и чувства (как психический процесс) выражаются у человека переживаниями (внутри) и мимикой, пантомимикой, вокальной мимикой, рядом вегетативных явлений (внешне). Эмоции и чувства в форме переживаний отражают не сами предметы и явления, а отношения, в которых они находятся к человеку. Принято считать, что эмоции (как более простая структура, связанная с ощущениями) регулируют взаимоотношения человека как организма со средой, а чувства (как более сложная структура, связанная с мышлением и понятиями человека) определяют его взаимоотношения как личности с другими людьми, с обществом.

      Переживания как форма выражения эмоций и чувств связываются у заикающихся с наличием речевого дефекта, с трудностями в речевом процессе, с неблагополучием в речевом общении с окружающими, с обидным отношением со стороны окружающих, с неудовлетворенностью собой, своей речью, своими поступками и пр. Более или менее выраженные неприятные переживания, связанные у заикающихся с нереализованной потребностью свободного речевого общения с окружающими, могут сопровождаться эмоциями, чувствами и состояниями неудовольствия, угнетенности, подавленности, апатии, тревожности, опасения, страха, напряженности, раздражительности, угрюмости, гнева, злобности, частой сменой настроения и др.

      Эмоции и чувства — это непосредственное переживание действительности, для которых характерна сравнительно небольшая продолжительность и интенсивность. Но они же могут перерастать и в более длительно и сильно протекающие психические состояния. Эмоции (как психический процесс) очень близки первичному познавательному процессу — ощущению: ощущение сигнализирует о самом факте того или иного внешнего или внутреннего раздражителя, а неразрывно связанное с ощущением переживание (эмоция) дает оценку полезности или вредности, приятности или неприятности данного воздействия.

      В то же время оценивающая функция эмоций неразрывно слита с функцией побуждения к действию, к волевому усилию. Как указывалось выше, первые действия по преодолению появившихся речевых запинок у ребенка находятся на уровне бессознательных движений охранительного или корректирующего характера. С осознанием своего дефекта связываются впоследствии попытки силой (как естественное и простое реагирование) преодолеть возникшую трудность или помеху в речевом процессе, потом — поиски средств и приемов как-то облегчить свою трудную речь либо как-то скрыть, замаскировать ее от окружающих. Все это может порождать многообразные речевые эмболы и двигательные уловки (вспомогательные произвольные движения). При этом может создаваться парадоксальность положения заикающегося: пытаясь при помощи вспомогательных движений и речевых эмболов скрыть, замаскировать свою неправильную речь от окружающих, он тем самым еще больше обращает на нее внимание окружающих, конфузится, переживает, от чего проявления заикания принимают более сложный характер.

      Детские страхи, как правило, вполне конкретны и по большей части связаны с тем, что угрожает жизни ребенка или тому, от кого зависит его жизнь, например, родителям. С речью у ребенка складываются более сложные отношения. Поскольку речь не дается человеку вместе с жизнью, ребенок не может ощущать потерю того, чем еще не владеет или владеет только в незначительной степени. Кроме того, качество речи мало сказывается на возможности удовлетворения его жизненных потребностей. Только по мере того, как формируются новые, чисто человеческие потребности, в том числе и потребность в общении, в получении новых знаний, значение речи существенно возрастает. Зарождение переживаний по поводу качества собственной речи можно обнаружить уже у маленьких детей. Но и те, у кого нет нарушений речи, могут проявлять обеспокоенность качеством своей речи [14].

      Тревога по поводу своей речи может меняться у заикающихся в зависимости от различных обстоятельств. Так, например, с увеличением возраста наблюдается ее рост, впрочем, как и рост общей тревоги. Степень выраженности речевой тревоги зависит от тяжести речевого расстройства: чем более выражено заикание, тем выше тревога. Многие заикающиеся по мере развития тревоги по поводу своей речи начинают отождествлять эту тревогу и само заикание. Но при дополнительных расспросах обычно выясняется, что страх вызывает не само заикание, а возможное отношение к ним из-за плохой речи. Поэтому степень переживаний в значительной мере связана с тем, кто является партнером по общению. И здесь страх может носить очень избирательный, индивидуальный характер.

      Когда возникает фиксация на дефекте, эмоциональным становится сам акт речи. Со временем у каждого заикающегося складывается своя иерархия коммуникативных трудностей Любая деятельность, в том числе речевая, проходит на фоне функционального состояния, определяющего фоновую активность ЦНС. Функциональное состояние определяется рядом факторов, таких как мотивация конкретной деятельности, состояние нервной системы, тип личности. Эмоциональное напряжение, возникающее с теми или иными обстоятельствами, изменяет функциональное состояние и тем самым оказывает влияние на деятельность.

      Однако в тех случаях, когда сама деятельность становится эмоциональным фактом, она за счет положительной обратной связи может существенно повысить эмоциональную напряженность и соответствующий ей уровень функционального состояния.

      Э.Л. Ноенко [15] выделяет 3 группы реакций, характерных для состояния эмоциональной напряженности:

      возникновение тревожности (беспокойства, подавленности, страха, отчаянья).

      Изменение моторно — поведенческих реакций (появление тремора рук, мускульного напряжения).

      Изменение в характере протекания мыслительных процессов и в организации интеллектуальной деятельности.

      Л.З. Арутюнян [1], рассматривает заикание, как одну из форм устойчивого патологического состояния, которое состоит из 3 компонентов:

      · постоянное состояние тревожности.

      М.И. Буянов [6], считает, что заикание — это признак расстройств в разных клинических отношениях, в основном двух: логоневроза и неврозоподобного логосиндрома. Выделяет две формы заикания: неврозоподобную и невротическую.

      В младшем школьном возрасте чаще всего встречается неврозоподобный логосиндром. Такие младшие школьники повышенно и легко ранимы, для них важно то, как о них думают окружающие люди, они нерешительны, неуверенны, впечатлительны, самооценка у таких детей занижена; следствием заикания может быть эмоциональная неустойчивость. Эти наслоения усиливают у младших школьников чувство своей неполноценности и желание выздороветь.

      Также существуют трудности и в учебной деятельности, одна из ее особенностей — неустойчивость. Внешние проявления неустойчивости деятельности могут быть обусловлены различными моментами. Это может быть импульсивность и слабая организованность работы вследствие неумения анализировать образец, инструкцию, предварительно обдумывать свою деятельность, планировать последовательное выполнение всех ее этапов. Это может быть отвлекаемость и неумение проявить волевое усилие для преодоления встречающихся в процессе деятельности трудностей. Наконец, может иметь место сбой деятельности вследствие низкой эмоциональной устойчивости и действия истощающих и побочных отвлекающих раздражителей, а также явление нерешительности, растерянности из-за неполного восприятия образца, инструкции.

      Все эти характеристики служат основанием для развития тревоги и тревожности, которая еще более осложняет заболевание.

      Нужно отметить недостаточность источников по проблеме эмоциональных нарушений заикающихся младших школьников, в результате чего объясняется неполнота анализируемой литературы.

      Существует классификация заикания по степени фиксированности на своем дефекте. Фиксированность на своем дефекте — это отражение объективно существующего речевого дефекта (речевых запинок) во всей психологической деятельности заикающегося человека. Это результат процессов получения и переработки информации о речевых трудностях и связанных с ними неприятностях, трансформированных в психических процессах, состояниях и свойствах заикающегося и проявляющихся в его взаимодействии с окружающей социальной средой.

      Различают три степени фиксации на своем дефекте:

      (нулевая) Безразличное отношение к своему дефекту в сочетании с отсутствием волевых усилий в борьбе с ним. При этой степени не испытывают ущемления от сознания своей неполноценной речи или даже совсем не замечают этой неполноценности. Эти заикающиеся охотно вступают в контакт со знакомыми и незнакомыми. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь.

      (умеренная) Умеренно-сдержанное отношение к своему дефекту в сочетании с наличием волевых усилий в борьбе с ним. При этой степени испытываются неприятные переживания в связи с заиканием, скрывается заикание, компенсируется за счет речевых уловок. Тем не менее, осознание своего недостатка и переживания не выливаются в постоянное тягостное чувство собственной неполноценности.

      (выраженная) Безнадежно-отчаянное отношение к своему дефекту и наличие таких волевых усилий в борьбе с ним, которые перерастают в навязчивые действия и состояния. При этой степени заикающиеся постоянно концентрируют внимание на своих речевых неудачах, глубоко и длительно переживают их. Всю свою деятельность эти заикающиеся ставят в зависимость от речевых неудач. Для них является характерным уход в болезнь, самоуничижение, болезненная мнительность, навязчивые мысли и выраженный страх перед речью. С возрастом (или со стажем заикания) у заикающихся степень фиксированности на своем дефекте имеет тенденцию к усложнению [32].

      Положительные результаты логопедической работы с заикающимися закономерно находятся в обратной зависимости от сложности их фиксированности на своем дефекте (чем больше фиксированность, тем ниже результат). Именно разная степень фиксированности на своем дефекте, а не стаж заикания, не его тяжесть определяет разные результаты логопедической работы.

      Степень тяжести заикания адекватна степени фиксированности на своем дефекте. Образуется своеобразный порочный круг, когда судорожные запинки в речи обусловливают сильные отрицательные эмоциональные реакции, что усиливает речевые нарушения. В конце концов, для большинства заикающихся речь становится источником постоянной психической травматизации. Все это вызывает повышенную истощаемость (как психическую, так и собственно речевую), утомляемость и способствует развитию патологических черт характера.

      Постепенно одни заикающиеся начинают избегать речевых нагрузок, резко ограничивают речевые контакты (пассивная форма компенсации), другие, напротив, становятся агрессивными, навязчивыми в общении (явление гиперкомпенсации).

      Таким образом, заикающиеся младшие школьники испытывают эмоциональное напряжение или тревожность в таких видах деятельности, как общение и учеба, которая также предполагает коммуникативную активность.

      Тревожность как свойство личности возникает у таких детей вследствие, во — первых, знания о своем дефекте, во — вторых, из-за страха речи (логофобия), в — третьих, из-за того, что они знают, что они не такие как все, что сам дефект служит основанием отделять их от нормальных детей. Из-за неуверенности, низкой самооценки, высокой впечатлительности и ранимости тревога переходит в тревожность, и становится неотъемлемой частью личности.

      С возрастом логофобия (боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач) в части случаев приобретает особо значимое место в картине заикания, носит навязчивый характер и возникает при одной мысли о необходимости речевого общения или при воспоминаниях о речевых неудачах в прошлом. В этом состоянии заикающиеся часто произносят не то, что им хотелось бы сказать, а лишь то, что легче произнести.

      источник