Меню Рубрики

Одинцова заикание у детей

Развитие речевого общения со сверстниками и взрослыми путем формирования чувства ритма у детей с диагнозом заикание

Цели и задачи:

  1. Определение понятия “заикание”
  2. Первые признаки заикания
  3. Причины заикания

а) невропатическая отягощенность родителей
б) невропатические особенности самого заикающегося
в) наследственная отягощенность
г) поражение головного мозга

а) физиологические
б) психические и социальные

  1. Этапы формирования чувства ритма у детей с диагнозом заикание (Организация движения, которое сопровождается восприятием музыкального звучания; Построение комплексных ритмических моделей; Представление фонемы и слога, как знаков, ритмическая последовательность которых составляет слогоритмическую и звукослоговую структуру слова).
  2. Выводы

Речь, общение имеет большое значение для формирования общего и психического развития ребенка. Различные речевые нарушения затрудняют взаимоотношение детей с окружающим миром.

Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, это сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов.

Данное речевое расстройство проявляется в виде запинок (остановок речи, повторов элементов и некоторых других).

– Ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить. Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить;

– Употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);

– Повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;

– Вынужденные остановки в середине слова, фразы;

– Затруднения перед началом речи.

Все причины заикания условно можно разделить на две группы:

  1. предрасполагающие “почву”
  2. производящие “толчки”.

Предрасполагающие факторы:

  1. невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы);
  2. невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность); конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам);
  3. наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству).
  4. поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные – инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

Производящие причины (факторы) – физиологические, психологические и социальные:

  1. физиологические причины: физические заболевания с энцефалитическими последствиями; травмы – внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани;
  2. психические и социальные причины:
  • кратковременная – одномоментная – психическая травма (испуг, страх); длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание “примерного” ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций;
  • острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;
  • неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);
  • полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;
  • подражание заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции: пассивная – ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная – он копирует речь заикающегося;
  • переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания;
  • неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика – может служить толчком для появления заикания.

Формирование чувства ритма у детей осуществляется по этапам, которые ответствуют механизму формирования ритмических моделей.

Первый этап: Организация движения, которое сопровождается восприятием музыкального звучания, зрительных образов, речи. Обязательным условием выполнения каждого упражнения является опора на различные модальности (слуховую, зрительную, тактильную и др.) со сменой доминанты. Усвоение ритмических моделей обеспечивается процессами активного внимания и способствует активации контролирующей функции внимания. Представления о ритмической модели формируются в тесной связи с развитием ориентировочной основы деятельности. Анализ образца, обращение к нему в ходе построения ритмического ряда, сопоставление результатов действий с исходными данными, предварительное планирование каждого этапа построения ритмического ряда является необходимыми составляющими работы над ритмом.

Второй этап: Построение комплексных ритмических моделей. Данный этап основан на интегративных связях, обеспечивающих устойчивые слухопроизносительные, речедвигательные, зрительно-двигательные, двигательно-слуховые координации. Формирование основных компонентов речевого ритма – темпа и метра – проводится на уровне звука (фонемы), слога, фразы. Выделение пауз и ритмического ударения в ряду звуков и слогов, смыслового центра фразы позволяет рассматривать их как ритмические модели.

Третий этап: представление фонемы и слога, как знаков, ритмическая последовательность которых составляет слогоритмическую и звукослоговую структуру слова. Работа осуществляется в соответствии с уровнем развития фонематических представлений и посредством фонематического анализа. Необходимым условием звуко-слоговой структуры, выделение морфологических признаков слова является выделение и акцентированного слога.

Заикание относят к болезням развития, т.к. оно возникает в период развития или освоения речи.

Также хорошо известно, что заикание не одинаково проявляется в различных формах речи, например при пении заикание не встречается никогда, снимает или ослабляет заикание скандированная речь или шепотом.

Таким образом, спокойная обстановка, определенная форма речи могут привести к быстрому устранению приступа заикания. К сожалению, это обстоятельство позволяет создавать иллюзию легкого излечения заикания. На самом деле такие приемы эффективны только в комплексном курсе лечения.

Такой курс должен состоять из двух основных частей: тренировки навыков правильной речи и обучения навыкам самоуправления.

Развитие чувства ритма находится в тесной связи с формированием пространственно-временных представлений. Каждое движение обеспечивается совокупной деятельностью зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов. Восприятие времени реализуется благодаря совокупной деятельности слухового, зрительного и двигательного анализаторов. А значит, межанализаторная деятельность обеспечивает готовность к овладению основными ритмическими структурами. Уровень развития межанализаторной деятельности определяет степень сформированности ритмической способности. В онтогенезе последовательное развитие межанализаторного взаимодействия, координации и интеграции создает базу для сенсомоторных механизмов речи, определяет успешность формирования сложнейших речевых функций и языковых процессов, составляющих основу звуковой стороны речи, функций письма и чтения и др. Таким образом, развитие ритмической способности должно являться важной составляющей коррекционно-развивающих логопедических программ.

Логопедическая ритмика построена на тесной связи движения с музыкой и речевым материалом. Музыка и слово помогают активно реализовывать движение или затормаживать нежелательною моторную реакцию.

Литература

  1. Калягин В.А., Степанова Г.М. Если Ваш ребенок заикается. – Санкт-Петербург.
  2. Одинцова Т.С. Заикание у детей. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2000.
  3. Резниченко Т.С. Чтобы ребенок не заикался. – М., 2000.
  4. Захаров А.И. Неврозы у детей. Дельта.– Санкт-Петербург, 1996.
  5. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. Методическое пособие. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2006.

источник

Вы услышали, что ваш малыш, когда обращается к вам либо к кому-то другому, начинает свою речь с повторения одних и тех же тягучих звуков, которые прерываются? Хотя раньше вы за ним такого не наблюдали?

В беседе он пытается вам что-то рассказать, но постоянно обрывает первую фразу, чтобы снова начать с нее? А его темп речи временами теряется из-за судорожного состояния мышц речевого аппарата?

Все это симптомы заикания, которому, в большинстве случаев, подвержены мальчики, в возрасте 4-5 лет. Потом мальчик вырастает и становится красивым зрелым мужчиной, а вот заикание остается с ним еще на долгие и долгие годы.

Врачи утверждают, что основным условием для его возникновения может быть поражение головного мозга еще в период беременности, при родах, в младенчестве. Протекает обычно бессимптомно. Поэтому может оставаться не замеченным ни врачами, ни родителями. Такое заикание называют врожденным. В таких обстоятельствах, в первую очередь необходимо посетить врача-невропатолога, чтобы определить тип и потом уже его лечить. Лечением врожденного недуга занимаются врачи.

Существует еще другой тип заикания – психогенный, который приобретается в результате психотравмирующих событий в раннем детстве.

Это может быть сильный испуг, связанный с ситуациями, когда ребенок является свидетелем либо участником физического насилия, психологического давления, постоянных семейных конфликтов и ссор или других психотравмирующих обстоятельств.

Типичным примером психогенного заикания, когда именно травмирующие события детства послужили причиной возникновения подобного недуга, может служить фильм, основанный на реальных фактах: «Король говорит!» (рекомендую к просмотру). В нем четко показано, как заикание становится результатом мощных тревожных переживаний, с которыми в раннем возрасте психика не могла справиться и память их вытеснила. Вот только подавленные чувства ушли вглубь подсознания и продолжали управлять поведением уже взрослого человека, давая о себе знать в самые неподходящие для него моменты.

Чтобы не допустить перетекания такого нарушения во взрослую жизнь, с ним нужно работать еще в дошкольном возрасте.

Замечали ли вы, что малыш может отлично владеть материалом, но теряется и не может выразить свои мысли вербально? В ситуациях стресса заикание лишь усиливается.

В школьные годы могут возникнуть дополнительные проблемы – сверстники нетерпимо относятся к заикающемуся однокласснику. Ребенок становится ранимым, начинает стесняться самого себя и бояться взаимодействия с людьми. Он испытывает страх быть высмеянным, так как ему все тяжелее устанавливать контакт. Он избегает социума, стремится к одиночеству, замыкается в себе, проявляет нерешительность и не желает выступать публично.

И чем старше он будет становиться, тем сложнее будет избавиться от заикания.

От психогенного заикания нужно избавляться комплексно:

  • Занятия с психологом.
  • Занятия с логопедом. Логопедические занятия позволят освоить правильную технику речи, проработать мышцы лица — артикуляционный аппарат и звукопроизношение. Программа устанавливается логопедом.

Я, как практикующий психолог и песочный терапевт, в своей практике активно применяю песочную терапию sandplay, во время которой происходит работа с ребенком на глубинном уровне его психики.

Курс терапии носит длительный характер. Желательно проводить 1-2 встречи в неделю. Продолжительность программы песочной терапии зависит от того, насколько сильной была травма и как малютка может с ней справиться.

Как проходит песочная терапия?

Терапия является незаметной для наблюдателя и безопасной для ребенка. Все процессы запускаются внутри, а внешне видна лишь игра.

Ребенок подходит к песочнице и начинает строить в ней свой мир. Во время построения пальчики взаимодействуют с неструктурированной средой. Через тактильные ощущения начинается стимулирование части мозга, отвечающей за речь, подключается работа правого полушария мозга.

В процессе создания песочного мира малыш выступает в разных ролях. Он может быть художником, режиссером и актером. Активно использует воду, любые фигурки животных, зверей, птиц, сказочных героев, людей, конструктор, пластилин, природные материалы и предметы быта. То есть все то, что ему хочется взять в данный момент.

Включается фантазия. Придумываются различные сюжетные игры, в которых участвуют выбранные персонажи. Они становятся и жертвами, и злыми колдунами и демонами, и отважными воинами и спасителями, которые преодолевают по сценарию крохи те или иные препятствия.

В свою очередь, хотелось бы рекомендовать родителям:

  • Создать благоприятную атмосферу в семье.
  • Не выяснять отношений в присутствии детей.
  • Не применять физические наказания.
  • Окружить ребенка вниманием и любовью.
  • Проводить с ним совместные игры.
  • Стараться избегать длительного просмотра телевизора и компьютера.
  • Мягко стимулировать его к общению через сюжетно-ролевые игры. Давать ребенку возможность рисовать красками. Ведь путем смешивания красок и создания различных форм на бумаге он может выплеснуть весь свой негатив. Вы сами обнаружите, если понаблюдаете, как кроха вначале может рисовать все черным, постепенно добавляя другие цвета. И вот, страшная бесформенная маска на бумаге перестает быть страшной и приобретает более веселые детали – зеленый бантик, розовые цветы на голове или смешные оранжевые веснушки. Подобные творческие занятия дают возможность справиться со своими страхами, победить их, преодолеть, и даже посмеяться над ними.

Своевременно оказанная помощь позволяет избежать дальнейших проблем в будущем и помогает сформировать в ребенке полноценную личность.

источник

Заиканием у детей называется дефект речи, при котором происходят судорогоподобные движения мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отделах речевого аппарата в начале или середине речи, в результате чего пациент задерживается на определенном звуке или группе звуков. Заикание не относится к необратимым нарушениям центральной нервной системы.

Чаще всего заикание у детей впервые обнаруживается в 2–5 лет, т. е. в период интенсивного формирования речевой функции у ребенка. Реже патологический процесс манифестирует в раннем школьном или подростковом возрасте. Наиболее уязвимым периодом, т. е. тем, в котором риск развития патологии особенно высок, является возраст 2–4 и 5–7 лет.

Заикание у детей может становиться причиной сужения круга общения ребенка, возникновения мнительности, тревожности, раздражительности, ощущения собственной неполноценности, снижения успеваемости в школе, проблем с адаптацией в социуме.

Заикание – довольно распространенная патология, оно наблюдается у 5–8% детей, у мальчиков почти в 3 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков оно носит более устойчивый характер. Наследственная отягощенность обнаруживается примерно в 17,5% случаев невротической формы заикания у детей.

Читайте также:  Адаптол отзывы детям при заикании отзывы

Точную причину заикания у детей удается выявить не всегда.

К факторам риска относятся:

  • наследственная предрасположенность;
  • врожденная слабость речевого аппарата;
  • нарушение развития чувства ритма и моторики, мимико-артикуляторных движений;
  • органические патологии центральной нервной системы;
  • внутриутробные травмы или травмы, полученные при прохождении по родовым путям;
  • чрезмерные психические нагрузки;
  • нарушения обмена веществ.

Спровоцировать заикание у детей может одномоментная психическая травма (сильный испуг, волнение, разлука с близкими людьми), двуязычие или многоязычие в семье, патологически ускоренный темп речи (тахилалия), нечеткое произношение слов, чрезмерные требования к речи ребенка, подражание (при длительном общении с заикающимися людьми). Патология может сформироваться на фоне длительной психической невротизации при продолжительном несправедливом и грубом отношении к ребенку (наказания, угрозы, постоянный повышенный тон), плохого психологического климата в семье, энуреза, повышенной раздражительности, ночных страхов.

Лечение заикания детей мы рекомендуем доверить профессиональным специалистам центра психотерапии Алвиан.

Заикание у детей может проявиться после перенесенного тяжелого инфекционного заболевания, а также его осложнений.

По этиологическому фактору заикание у детей подразделяется на две формы:

  • невротическое (логоневроз) – обусловлено психологической травмой, может развиваться в любом возрасте;
  • неврозоподобное – обусловлено нарушениями функций церебральных структур, обычно возникает в 3–4 года.

Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается коррекции в логопедических группах и детских садах.

В зависимости от особенностей нарушения речи заикание может быть следующих видов:

  • тоническое – задержка на звуке или группе звуков;
  • клоническое – повторение звуков, слогов или слов;
  • смешанное.

В развитии патологии выделяют четыре стадии:

  1. Нарушения произношения чаще возникают в начальных словах предложений, при произнесении кратких частей речи (союзов, предлогов), ребенок не реагирует на свои трудности при произнесении слов.
  2. Нарушения речи возникают регулярно, чаще во время быстрой речи, в многосложных словах, ребенок отмечает трудности с речью, но не считает себя заикающимся.
  3. Отмечается закрепление судорожного синдрома, пациенты не испытывают неловкости или страха при общении.
  4. Выраженные эмоциональные реакции на заикание, ребенок старается избегать общения.

Нередко заиканию сопутствуют соматические нарушения артикуляционного аппарата: отклонение языка в сторону, высокий свод неба, гипертрофия раковин носовой полости, искривленная носовая перегородка.

К нарушениям дыхательного процесса относится чрезмерный расход воздуха на вдохе и выдохе на фоне расстройства сопротивления в области артикуляции. При попытке произнесения звуков происходит судорогоподобное замыкание голосовой щели, препятствующее образованию звука. При этом наблюдаются быстрые и резкие движения гортани вверх и вниз, а также выдвижение вперед. Пациенты предпринимают попытки произносить гласные звуки твердо. Симптоматика заикания при этом может смягчаться вплоть до полной нормализации речи при пении, шепоте.

Пациент может сопровождать свою речь сопутствующими жестами, которые не являются необходимыми, однако производятся ребенком сознательно. Во время приступа заикания ребенок может наклонять голову или откидывать ее назад, сжимать кулак, топать ногой, пожимать плечами, переступать с ноги на ногу.

Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме.

Иногда заиканию сопутствуют психические расстройства, например, страх потерпеть фиаско при произношении некоторых звуков, слогов и слов. Пациенты стараются не использовать их в своей речи и ищут им замену. В тяжелых случаях это приводит к абсолютной немоте во время приступов заикания. Мысли о невозможности нормального вербального общения способны становиться причиной формирования комплекса неполноценности. Дети становятся стеснительными, боязливыми, молчаливыми, могут уклоняться от разговора и общения в целом.

При тонической форме заикания ребенок часто запинается во время разговора с образованием пауз или чрезмерным растягиванием отдельных слогов в слове. При клонической форме патологии пациент несколько раз проговаривает отдельные звуки, группы звуков или слова. Для смешанной формы заикания характерно сочетание признаков тонического и клонического заикания. При клонико-тонической форме заикания пациент обычно повторяет начальные звуки или слоги, после чего у него отмечаются запинания во время разговора. При тонико-клоническом заикании нарушение речи проявляется в виде запинок и остановок с частым повышением голоса, выраженными нарушениями дыхания и дополнительными движениями во время разговора.

В случае развития у пациента невротического заикания отмечаются выраженные нарушения произношения (нечленораздельная речь). Дети с данной формой патологии, как правило, начинают говорить позже сверстников. При развитии неврозоподобной формы патологии приступы заикания обычно возникают в определенных ситуациях, к примеру, при волнении.

Иногда заикание у детей отсутствует при разговоре с животными или неодушевленными предметами, чтении вслух.

Диагноз ставится логопедом или неврологом, для уточнения формы заикания может быть привлечен психолог.

Наибольшая эффективность лечения заикания отмечается при сочетании упражнений с массажем.

Диагностика базируется на данных, полученных при сборе жалоб и анамнеза. Уточняется психоэмоциональная обстановка в семье ребенка, ситуации, при которых возникает и/или усугубляется заикание, обстоятельства, при которых патология манифестировала, длительность анамнеза заикания.

Акцентируется внимание на наличие на протяжении трех месяцев и дольше следующих признаков:

  • трудности и запинки в начале речи;
  • нарушение ритмичности речи (растягивание тех или иных звуков, повторение слогов слова, обрывки слов и/или фраз);
  • попытки справиться с заиканием посредством побочных движений.

С целью исключения органических нарушений нервной системы может потребоваться магниторезонансная томография головного мозга, электроэнцефалография, реоэнцефалография. Дифференциальная диагностика проводится с нечеткостью речи и спастической дисфонией.

Коррекция заикания у детей направлена на выработку навыков правильной речи, устранение неправильного произношения, преодоление психологических проблем. В лечении принимают участие логопед, невролог и психотерапевт.

При невротической форме заикания успех лечения во многом зависит от своевременности диагностики патологического состояния. Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается коррекции в логопедических группах и детских садах. Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме. Немаловажное значение имеет семейная психотерапия с использованием релаксации, отвлечения внимания, внушения. Детей учат разговаривать нараспев или в такт с ритмичными движениями пальцев рук.

При условии своевременного адекватного лечения прогноз благоприятный для 70-80% пациентов.

Медикаментозное лечение невротического заикания заключается в назначении общеукрепляющих и седативных средств, спазмолитиков, витаминных комплексов. С этой целью могут применяться средства фитотерапии (препараты пустырника, валерианы, алоэ).

Лекарственная терапия неврозоподобной формы заикания, обусловленного органическим поражением головного мозга, состоит обычно в применении спазмолитических препаратов, минимальных доз транквилизаторов. В ряде случаев показаны курсы дегидратации.

Работа с психотерапевтом направлена на устранение вероятных межличностных конфликтов, минимизацию психологических факторов, усугубляющих заикание.

Лечение заикания у детей в ряде случаев включает физиотерапевтические методы: электрофорез с седативными препаратами на воротниковую зону, франклинизация, электросонтерапия и др.

Немаловажное, нередко решающее значение для успешного лечения заикания у детей имеют спокойная обстановка в семье, поддержание рационального распорядка дня (ночной сон не менее 8 часов в сутки), правильный речевой режим. Детям с заиканием рекомендуются занятия танцами, пением, музыкой – это способствует формированию правильного речевого дыхания, а также чувства ритма, темпа.

Критерием излеченности является нормальная речь ребенка в любой ситуации, в том числе в случае высокой эмоциональной нагрузки (например, выступление перед аудиторией).

Массаж при заикании у детей проводится логопедом на коррекционных занятиях. Помимо головы и шеи массаж распространяется на плечи, верхнюю часть спины и грудной клетки. Широко применяется сегментарный и точечный массаж, а также их сочетание.

Чаще всего заикание у детей впервые обнаруживается в 2–5 лет, т. е. в период интенсивного формирования речевой функции у ребенка.

Сегментарный массаж направлен на обособленное воздействие на определенную мышцу, регулирующую речевую деятельность. Данный вид массажа проводится ежедневно на протяжении 2-3 недель.

Точечный массаж считается одним из наиболее эффективных методов коррекции заикания у детей. Он оказывает положительное воздействие на речевой центр, способствует снятию его излишней возбудимости. Точечный массаж может проводиться в домашних условиях после предварительного обучения родителей специалистом. Точечный массаж при заикании у детей проводится регулярно на протяжении двух-трех лет.

Комплекс упражнений включает дыхательную гимнастику, растяжку, нормализующую мышечные сокращения, и упражнения для глаз, которые способствуют улучшению восприятия.

Основными целями дыхательной гимнастики при заикании у детей являются освоение техники диафрагмального дыхания, сознательное регулирование дыхательного ритма, укрепление мышц передней брюшной стенки. Дыхательная гимнастика при заикании у детей заключается в выполнении комплекса упражнений в различных положениях тела, в состоянии покоя и во время активного движения. Со временем к дыхательным упражнениям подключают вербальные проявления. Плавное повышение уровня сложности упражнений способствует скорейшей коррекции патологии.

Наибольшая эффективность лечения заикания отмечается при сочетании упражнений с массажем.

Заикание у детей может становиться причиной сужения круга общения ребенка, возникновения мнительности, тревожности, раздражительности, ощущения собственной неполноценности, снижения успеваемости в школе, проблем с адаптацией в социуме.

Заикание наблюдается у 5–8% детей, у мальчиков почти в 3 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков оно носит более устойчивый характер.

При неправильно или нерегулярно проводимой коррекции, а также в ее отсутствие заикание может сохраняться в течение длительного времени, иногда на протяжении всей жизни.

При условии своевременного адекватного лечения прогноз благоприятный для 70-80% пациентов.

В целях профилактики возникновения заикания у детей рекомендуется:

  • поддержание благоприятного психологического климата в семье, бережное, внимательное и доброжелательное отношение к ребенку, отказ от чрезмерной требовательности;
  • расширение кругозора ребенка;
  • избегание чрезмерных психических нагрузок;
  • рациональный распорядок дня, полноценный отдых;
  • правильное обучение ребенка речи;
  • рациональное питание;
  • профилактические осмотры у специалистов, своевременное лечение соматической патологии.

Видео с YouTube по теме статьи:

источник

Вы услышали, что ваш малыш, когда обращается к вам либо к кому-то другому, начинает свою речь с повторения одних и тех же тягучих звуков, которые прерываются? Хотя раньше вы за ним такого не наблюдали?

В беседе он пытается вам что-то рассказать, но постоянно обрывает первую фразу, чтобы снова начать с нее? А его темп речи временами теряется из-за судорожного состояния мышц речевого аппарата?

Все это симптомы заикания, которому, в большинстве случаев, подвержены мальчики, в возрасте 4-5 лет. Потом мальчик вырастает и становится красивым зрелым мужчиной, а вот заикание остается с ним еще на долгие и долгие годы.

Врачи утверждают, что основным условием для его возникновения может быть поражение головного мозга еще в период беременности, при родах, в младенчестве. Протекает обычно бессимптомно. Поэтому может оставаться не замеченным ни врачами, ни родителями. Такое заикание называют врожденным. В таких обстоятельствах, в первую очередь необходимо посетить врача-невропатолога, чтобы определить тип и потом уже его лечить. Лечением врожденного недуга занимаются врачи.

Существует еще другой тип заикания – психогенный, который приобретается в результате психотравмирующих событий в раннем детстве.

Это может быть сильный испуг, связанный с ситуациями, когда ребенок является свидетелем либо участником физического насилия, психологического давления, постоянных семейных конфликтов и ссор или других психотравмирующих обстоятельств.

Типичным примером психогенного заикания, когда именно травмирующие события детства послужили причиной возникновения подобного недуга, может служить фильм, основанный на реальных фактах: «Король говорит!» (рекомендую к просмотру). В нем четко показано, как заикание становится результатом мощных тревожных переживаний, с которыми в раннем возрасте психика не могла справиться и память их вытеснила. Вот только подавленные чувства ушли вглубь подсознания и продолжали управлять поведением уже взрослого человека, давая о себе знать в самые неподходящие для него моменты.

Чтобы не допустить перетекания такого нарушения во взрослую жизнь, с ним нужно работать еще в дошкольном возрасте.

Замечали ли вы, что малыш может отлично владеть материалом, но теряется и не может выразить свои мысли вербально? В ситуациях стресса заикание лишь усиливается.

В школьные годы могут возникнуть дополнительные проблемы – сверстники нетерпимо относятся к заикающемуся однокласснику. Ребенок становится ранимым, начинает стесняться самого себя и бояться взаимодействия с людьми. Он испытывает страх быть высмеянным, так как ему все тяжелее устанавливать контакт. Он избегает социума, стремится к одиночеству, замыкается в себе, проявляет нерешительность и не желает выступать публично.

И чем старше он будет становиться, тем сложнее будет избавиться от заикания.

От психогенного заикания нужно избавляться комплексно:

  • Занятия с психологом.
  • Занятия с логопедом. Логопедические занятия позволят освоить правильную технику речи, проработать мышцы лица — артикуляционный аппарат и звукопроизношение. Программа устанавливается логопедом.

Я, как практикующий психолог и песочный терапевт, в своей практике активно применяю песочную терапию sandplay, во время которой происходит работа с ребенком на глубинном уровне его психики.

Курс терапии носит длительный характер. Желательно проводить 1-2 встречи в неделю. Продолжительность программы песочной терапии зависит от того, насколько сильной была травма и как малютка может с ней справиться.

Как проходит песочная терапия?

Терапия является незаметной для наблюдателя и безопасной для ребенка. Все процессы запускаются внутри, а внешне видна лишь игра.

Ребенок подходит к песочнице и начинает строить в ней свой мир. Во время построения пальчики взаимодействуют с неструктурированной средой. Через тактильные ощущения начинается стимулирование части мозга, отвечающей за речь, подключается работа правого полушария мозга.

Читайте также:  Афобазол при заикании отзывы

В процессе создания песочного мира малыш выступает в разных ролях. Он может быть художником, режиссером и актером. Активно использует воду, любые фигурки животных, зверей, птиц, сказочных героев, людей, конструктор, пластилин, природные материалы и предметы быта. То есть все то, что ему хочется взять в данный момент.

Включается фантазия. Придумываются различные сюжетные игры, в которых участвуют выбранные персонажи. Они становятся и жертвами, и злыми колдунами и демонами, и отважными воинами и спасителями, которые преодолевают по сценарию крохи те или иные препятствия.

В свою очередь, хотелось бы рекомендовать родителям:

  • Создать благоприятную атмосферу в семье.
  • Не выяснять отношений в присутствии детей.
  • Не применять физические наказания.
  • Окружить ребенка вниманием и любовью.
  • Проводить с ним совместные игры.
  • Стараться избегать длительного просмотра телевизора и компьютера.
  • Мягко стимулировать его к общению через сюжетно-ролевые игры. Давать ребенку возможность рисовать красками. Ведь путем смешивания красок и создания различных форм на бумаге он может выплеснуть весь свой негатив. Вы сами обнаружите, если понаблюдаете, как кроха вначале может рисовать все черным, постепенно добавляя другие цвета. И вот, страшная бесформенная маска на бумаге перестает быть страшной и приобретает более веселые детали – зеленый бантик, розовые цветы на голове или смешные оранжевые веснушки. Подобные творческие занятия дают возможность справиться со своими страхами, победить их, преодолеть, и даже посмеяться над ними.

Своевременно оказанная помощь позволяет избежать дальнейших проблем в будущем и помогает сформировать в ребенке полноценную личность.

источник

Физические упражнения в коррекционной работе по исправлению заикания у детей
статья по логопедии по теме

Комплексы упражнений, разработанные специально для заикающихся помогут в укреплении здоровья детей, развитии основных двигательных навыков, будут способствовать развитию координированных и точных движений, что в свою очередь станет предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов, выработке правильных речевых навыков.

по исправлению заикания у детей

Цель различных общеоздоровительных мероприятий, в том числе и физических упражнений, — подготовка организма к эффективному функционированию, необходимому в работе над устранением речевого нарушения – заикания.

Физические упражнения, развивая в целом мышечную систему, усиливают работу важнейших жизненных органов – легких и сердца, повышают обмен веществ. Эти упражнения у заикающихся детей способствуют укреплению силы и морального духа, развивают координированные и точные движения, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, содействуют воспитанию дисциплинированности и собранности.

Всё это является необходимой предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов заикающегося ребенка и оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков. Часто заикание у детей сопровождается различными нарушениями моторики, поэтому физические упражнения для заикающихся детей приобретают и лечебное значение.

Комплекс упражнений, разработанный специально для заикающихся детей, поможет в укреплении здоровья и развитии основных двигательных навыков

  1. Встать на колени с опорой рук о пол: опускание головы вперед и подъем в исходное положение или повороты в стороны.
  2. Из положения стоя поднять руки вверх, посмотреть на них, подняться на носки, опустить руки.
  3. Наклон головы назад (посмотреть на потолок).
  4. Опускание головы вперед из положения сидя на полу, вытянув ноги, с упором рук сзади.
  5. Из положения сидя на полу, скрестив ноги, повороты головы в стороны с одновременным вытягиванием руки и направлением взгляда на ладонь.
  6. Из положения сидя на полу, скрестив ноги, расслабленное падение головы вперед, назад.
  7. Из положения стоя поворот головы влево и вправо.

Упражнения для рук и плечевого пояса.

  1. Из положения руки в стороны взмахи вперед с хлопками в ладоши.
  2. Подъем и опускание плеч из положения основная стойка.
  3. Круговое движение рук – одной или двумя. Показать, как вертится мельничное колесо или крылья (сначала медленно, а потом быстро).
  4. Имитация брызгания кистями рук из положения согнутых в локтях рук перед собой.
  5. Руки падают как пустые рукава из положения руки в стороны.
  6. Плавное поднимание рук вперед-назад, вверх-вниз.
  7. Взмахи рук из положения одна рука вверх, другая – вниз.
  8. Движение плеч вперед-назад, вверх-вниз.
  9. Сгибание и разгибание кистей в положение руки вперед и руки в стороны.
  10. Последовательное сгибание и разгибание пальцев, начиная с большого пальца.
  11. Взмахи рук через стороны назад с хлопками в ладоши за спиной как можно выше.
  12. Свободное размахивание рук поворотами корпуса (вправо и влево).
  13. Махи разносторонние – вперед, назад, в стороны (одновременно двумя руками).
  14. Свободные взмахи рук с полуприседанием (за счет сгибания и разгибания ног).
  15. Повороты туловища вправо с вытягиванием правой руки, сжатой в кулак, то же влево.
  16. Отведение плеч назад из положения рук пальцы в пальцы на пояснице. Оттягивание сплетенных рук книзу, отводя плечи назад и прижимая лопатки одну к другой, и возвращение в исходное положение.
  1. Из положения ноги врозь руки поставить на пояс. Наклониться, не сгибая колен, постараться коснуться двумя руками носка правой (левой) ноги. Выпрямиться, руки на пояс.
  2. Из положения, сидя на полу (лежа) опереться руками сзади, ноги вытянуть. Поднимать и опускать прямые ноги (ноги держать вместе). При опускании ног не ударять пятками об пол.
  3. Исходное положение прежнее. Поднять прямую правую ногу, сделать хлопок руками под ногой. Опустить ногу на пол.
  4. Сесть на пол, ноги скрестить, руки опустить. Наклониться к правому (левому) колену, коснуться его лбом, выпрямиться.
  5. Из положения, стоя на четвереньках переставлять руки на полу вправо (влево), не сдвигая ног с места.
  6. Из положения стоя на коленях руки на пояс сесть на пятки, подняться.
  7. Поднять с пола предмет, по возможности не сгибая колен (флажки, палки, мячи).
  8. Из положения, сидя, вытянув ноги, сгибание туловища вперед с захватом руками ног, не сгибая по мере возможности колен.
  9. Сидя по-турецки парами (лицом друг к другу) – подражание пильщикам (повороты корпуса).
  10. Передача предмета с поворотом туловища из положения ноги врозь, стоя в колонне по одному.
  11. Из положения, лежа на спине движения, имитирующие езду на велосипеде.
  12. Сидя верхом на скамейке или на полу, достать рукой до черты (до мяча, находящегося сбоку).
  13. Стоя, смотреть назад через правое (левое) плечо на подошву левой (правой) ноги – показать подошву.
  14. Сидя на полу ноги врозь, руки к плечам, поочередное отведение рук в стороны с поворотом корпуса.
  15. Из положения, стоя, ноги врозь, руки перед грудью повороты туловища с одновременным вытягиванием то одной, то другой руки в стороны, с поворотом головы.
  16. Стоя у стены, наклоны корпуса вправо и влево.
  17. Стоя ноги врозь, расслабленно уронить туловище вперед.
  1. Из положения, стоя на коленях, упираясь руками в пол, поочередное поднятие прямых ног вверх.
  2. Свободное ползание по ковру между предметами.
  3. Сидя на коленях, пригнуться как можно ниже.
  4. Качалка. Прижать руками колени к груди, лечь, затем сесть в исходное положение.
  5. Стоя на коленях, руками опираясь о пол перед собой, выгибать позвоночник в области поясницы и прогибать его (кошка выгибает спину).
  6. Стоя на коленях, садиться на пятки, кладя голову на колени, с последующим выпрямлением при возвращении в исходное положение.
  1. Смыкание и размыкание носков.
  2. Поднимание ног, согнутых в коленях.
  3. Подскок на месте на двух ногах. Полуприседание.
  4. Выставление ноги на носок вперед, назад и в сторону.
  5. Приседание на всей ступне, вытянув руки вперед (ступни сомкнуты). Приседание парами.
  6. Приседание с хлопками, руки над головой.
  7. Стоя на носках, быстро опускаться на пятки и подниматься на носки.
  8. Вынесение ноги вперед и в сторону, ставя её то на носок, то на пятку (не сгибая колен).
  9. Из положения, стоя, вытянув одну руку вперед, на уровне груди, попеременно взмахи левой и правой ноги вперед до касания ладони руки.
  10. Перенесение тяжести тела с ноги на ногу вперед и в сторону.
  11. Подпрыгивание вверх с отталкиванием обеих ног.
  12. Прыжки ноги врозь, ноги вместе.
  13. Прыжки на месте одна нога вперед, друга назад.
  1. Высокий ход через «лужу», «камень».
  2. Прыжки на одной ноге.
  3. Ходьба и стояние на носках.
  4. Стоять попеременно на одной ноге, как цапля.
  5. Ходьба по прямой линии.
  6. Ходьба с грузом на голове.

Упражнения на координацию слова с движением.

  1. Разнообразные движения рук с флажками, стоя на месте (взмахи флажками над головой, в стороны, назад, вперед и т. п.).
  2. Катание одного мяча (большого), сидя в двух шеренгах лицом друг к другу.
  3. Катание обручей друг другу.
  4. Ходьба с высоким подниманием колена.
  5. Дети идут парами, держась за ручки скакалки, середина которой перевязана красной лентой. По сигналу дети быстро наматывают скакалку на ручку с двух сторон, кто быстрее.
  6. Дети стоят в двух шеренгах друг против друга и перебрасывают мяч по воздуху (мяч бросают и ловят двумя руками).
  7. Бросание малого мяча в обруч, который закреплен на высоте метра от пола.
  8. Бросание мяча кверху, о пол, по воздуху к партнеру.
  9. Бросание мяча через голову при ходьбе по кругу.
  10. Подбросить мяч вверх, поймать внизу, присесть на корточки.
  11. Дети стоят на одной линии. В руках у каждого мяч. На концах линии стоят (отступив вперед на 3-4 шага) два ребенка, у одного обруч. По сигналу один катит к другому обруч. Дети с мячами должны успеть бросить свой мяч в катящийся обруч.
  12. Подбросить мяч вверх, быстро сделать полный разворот кругом, чтобы успеть поймать мяч.
  13. Подбрасывание мяча под ногу (правую, левую).
  14. Подбрасывание мяча на бегу.

1. Одинцова Т.С. Заикание у детей. — Ростов на Дону, 2000

2. Селивёрстов В.И. Современный комплексный метод преодоления заикания М.: Просвещение, 1979

3. Логопедия: Заикание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ./ сост.Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. — М, 2003.

источник

Чтобы ребёнок не заикался (рекомендации логопеда родителям)

В процессе коррекционной работы с детьми с заиканием особая роль принадлежит родителям. В дошкольном и младшем школьном возрасте родители для ребёнка непререкаемый авторитет и, если они включаются в логопедическую работу, у ребёнка появляется мотивация по отношению к занятиям. А это положительно влияет на результаты работы по преодолению заикания. Задача логопеда – привлечь родителей к активному сотрудничеству, помочь им уяснить свою роль в процессе развития ребёнка, дать определённые знания и умения, необходимые для коррекции речевого нарушения. Логопед должен дать правильные ориентиры в коррекционной деятельности, предостеречь от некоторых заблуждений.

Рекомендации для родителей детей с заиканием.

Заикание – такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением – судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голоса). Говорящий с трудом передаёт сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.

Риск возникновения заикания относится, как правило, к возрасту 3-4 лет, когда происходит активное речевое развитие ребёнка. В силу динамичности этого периода устранение дефекта на данной стадии оказывается наиболее эффективным. Однако родители не всегда предпринимают попытки изменить ситуацию или же делают это непоследовательно.

Одним родителям свойственно чрезмерное преувеличение значения дефекта, которое передаётся и ребёнку, вследствие чего появляется болезненная фиксация на своём нарушении. Встречающееся иногда стремление родителей перевоспитать ребёнка с помощью инструкций, раздражительных окриков и напоминаний о дефекте не приводит к положительным результатам. Такой подход может только усугубить напряжение ребёнка в речевой ситуации. Другой крайностью является игнорирование проблемы, уверенность в том, что всё само собой наладится.

Чем же можно помочь своему ребёнку в преодолении заикания?

— Нужно как можно раньше показать ребёнка врачу-невропатологу или врачу-психиатру, чтобы получить медикаментозное лечение.

— Вы не должны требовать от ребёнка правильной речи, правильного произношения слов. Говорить с заикающимся ребёнком нужно как можно спокойнее, неторопливо. Не провоцировать речь своими вопросами. Ваш личный пример играет большую роль в воспитании ребёнка и в формировании его характера. Необходимо личным примером приучить ребёнка к правильной речи.

— Должны строго соблюдать режим дня своего ребёнка. Сон должен продолжаться не менее 10-11 часов и обязательно дневной сон (2 – 3 часа). Приучить ложиться ребёнка в одно и тоже время. Перед сном следует исключить подвижные игры, прослушивание страшных сказок, просмотр телевизионных передач, а детские сократить до минимума.

— Не перегружать ребёнка впечатлениями. Не заставлять одновременно заниматься танцами, спортом, музыкой. Такая непосильная перегрузка может стать одной из причин возникновения заикания. Родители должны сами выбрать для себя, что в настоящее время необходимо ребёнку: здоровая речь или непомерная нагрузка.

Нужно учитывать, что полезнее всего заниматься теннисом, плаванием. Именно эти виды спорта лучше других снимают напряжение, улучшают дыхание. А бокс, хоккей, футбол усиливают напряжение и нарушают дыхание.

— Вы не должны создавать напряжённую обстановку в доме: прекратить ссоры, скандалы в семье. Ведь ребёнок чутко реагирует на это: он переживает семейный разлад, нервничает, часто плачет. Отношение к ребёнку должно быть ровным, то есть Вы не должны заласкивать его, не потакать его капризам, не наказывать физически.

Читайте также:  Адаптация ребенка с заиканием к детскому саду

— Привлекайте ребёнка к спокойным домашним делам. Зачастую девочки с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, занимаются рукоделием, а мальчики возятся с рабочими инструментами.

Приучите к настольным играм (лото, мозаика), занятиям с конструктором. Это не только успокаивает, но и развивает тонкую моторику пальцев рук.

Очень укрепляют нервную систему игры с водой, песком.

Нужно помнить, что работа над речью не всегда протекает гладко: случаются срывы и неудачи. Вы не должны падать духом и отчаиваться. Эти неудачи, как правило, временные, и поэтому ребёнка в такие моменты необходимо поддержать и вселить в него больше уверенности.

Заикание – это затяжная болезнь. Поэтому следует проявлять огромный такт, создавая благоприятные условия, способствующие ослаблению или полному устранению этого нарушения у своего ребёнка.

Будем оптимистичны: дорогу осилит идущий!

Правила, которые необходимо соблюдать в повседневной жизни ребёнка и на занятиях (памятка раздаётся каждому родителю)

1. Речь начинать только после вдоха, на плавном длительном выдохе достаточной силы.

2. Выделять в каждом слове ударную гласную, чтобы сознательно замедлять свою речь.

3. Все слова в словосочетаниях, фразах произносить слитно, то есть голос должен звучать постоянно и непрерывно.

4. Голос во время речи не форсировать, то есть не кричать.

5. Слушать, чтобы во время речи ребёнок не был напряжён и не пользовался сопутствующими движениями.

6. Соблюдать правильный режим дня.

7. Занятия проводить ежедневно.

Комплекс упражнений для релаксации (раздаётся каждому родителю)

Ребёнок сидит в позе покоя, руки на коленях расположены ладонями вниз.

Поочерёдно сжимать и разжимать ладони.

Упражнение выполнять 3 – 5 раз. Каждый раз заканчивать спокойным вдохом и выдохом.

Ребёнок сидит в позе покоя, руки на коленях расположены ладонями вниз.

Поднимать скрещенные руки над головой, пальцы сильно напряжены, разведены. Затем руки опустить, расслабиться.

Сидя, руки лежат на коленях. Ноги поставлены на пятки, носки приподняты. Представить, что ноги упираются носками в пружинки. Давим на «пружинки», с силой опускаем ноги на всю стопу.

Сидя на стуле, приподнять ноги, представляя, что они греются на солнце. После этого ноги опустить, расслабиться.

Во время выполнения упражнений, фиксировать внимание на приятном расслабление мышц ног.

Расслабление мышц рук, ног, корпуса

Стоя, ноги на ширине плеч, руки расслаблены, опущены вдоль туловища.

Наклониться, представить, что взяли тяжёлую штангу, поднять её к плечам, затем рывком вверх, бросить вниз, расслабиться, вернуться в исходное положение.

2. Упражнение «Походка моряка»

Стоя, руки за спиной, ноги на ширине плеч. Переносить тяжесть тела с ноги на ногу. Одна нога (опорная) напрягается, стопа прижата к полу, вторая нога расслаблена, касается пола только носком. Начинать выполнение упражнения с правой ноги. Повторить 3 – 5 раз.

Поза покоя, одна рука лежит на колене, другая прижата к животу.

Сделать вдох носом такой глубокий, чтобы живот надулся, как шарик. Следить, чтобы в момент вдоха плечи не поднимались, затем выдохнуть воздух через рот – «сдуть шарик».

Вдох – напряжение, выдох – расслабление.

Упражнение «Любопытная Варвара»

Поворот головы влево – прямо, вправо – прямо, вверх – прямо, вниз – прямо.

Расслабление мышц речевого аппарата (губ, нижней челюсти). Выполняется перед зеркалом

Сидя в позе покоя, губы расслаблены, рот слегка приоткрыт. Губы вытягиваются трубочкой, затем возвращаются в исходное положение.

Губы расслаблены, рот слегка приоткрыт. Широко улыбнуться, затем принять исходное положение.

Представьте, что вы разгрызаете орех.

Кончик языка упирается в нижние зубы с силой, спинка языка выгнута горкой, затем опустить язык и расслабить его.

При выполнении этих упражнений обратить внимание ребёнка на то, что напряжение вызывает неприятные ощущения в мышцах, а расслабление снимает их, вызывая приятное чувство покоя.

С помощью релаксации дети становятся уравновешенней, избавляются от напряжённости, скорее входят в ритм спокойной и правильной речи.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Краузе массаж и артикуляционная гимнастика. — СПб., 2009.

2. Леонова -педагогическая коррекция заикания у дошкольников. — М., 2004.

3. Логопедия // Учебник под редакцией , . — М., 2002.

4. Маслова заикания у младших школьников: диагностика, планирование, конспекты занятий. — Волгоград, 2011.

5. Одинцова у детей. — Ростов/н-Д., 2000.

6. Резниченко ребёнок не заикался. — М., 2007.

источник

Заикание у ребенка – это трудность в общении, обучении в школе и в дальнейшем – ограничение в выборе профессии. «Летидор» выяснил у медиков и психологов, кто становится заиками и как их лечить.

Сергей Анатольевич Горин
врач-психиатр, психотерапевт, автор десяти монографий, создатель русскоязычной модели эриксоновского гипноза; по мнению коллег, живой классик русского НЛП (нейролингвистическое программирование):

«Заикание (логоневроз) при всей внешней простоте проявлений имеет весьма разные причины и даже разные механизмы формирования. Поэтому я рекомендую родителям обращать первоочередное внимание на диагностику. Люди тратят время и деньги на лечение, а тратить их надо на обследование и постановку диагноза: если причины болезни определены точно, то правильное и успешное лечение – дело техники. Методов диагностики много: что-то можно выявить неврологическим молоточком, а что-то – компьютерной томографией».

Нормальная речь ребенка может содержать в себе 10% прерывистого материала: повторы слов, фраз, звуков «э», «м» и междометий. Но когда эти речевые элементы составляют более 10%, то это уже заикание.

Почему возникает такой дефект речи, как заикание? Для разъяснения Сергей Анатольевич Горин предлагает простую аналогию.

Предположим, у вас не работает телевизор, и вы пытаетесь сами его починить. Как вы это делаете? Скорее всего, крутите все ручки подряд или бьете кулаком по корпусу – а вдруг начнет работать? Иногда начинает…

Но по-настоящему починить телевизор может специалист, и начнет он с диагностики: что именно неисправно? Возможно, неисправен сетевой провод, и к прибору не поступает ток, возникают перебои питания. А может быть, неисправна какая-то деталь – ее надо заменить либо надо найти другую с той же функцией? Или просто сбиты настройки прибора: яркость, четкость, цвет – тогда их надо грамотно отрегулировать.

В рамках представленной выше аналогии, «отсутствие тока» (нарушение проводимости нервной системы) – это последствия тяжелого состояния матери во время беременности, родовых травм, инфекций нервной системы в раннем возрасте и т. д. Эта область – компетенция невропатолога.

Можно ли самостоятельно определить, что это ваш случай? Вряд ли. Но если вы никогда не слышали нормальную речь своего ребенка, если малыш уже начал говорить с заиканием, то присутствует большая вероятность, что причина кроется именно в нервной системе.

Подобные дефекты нервной системы отнюдь не предполагают, что ребенок не будет обладать достаточным уровнем интеллекта. Он может быть очень талантливым, но заикающимся.

«Неисправная или поломанная деталь» – это последствия травм головы, тяжелых стрессов, повышенная судорожная готовность головного мозга. Такими вопросами занимается детский психиатр.

«Сбитые настройки» – самая распространенная причина заикания. В таком случае вашему ребенку поможет психотерапевт.

Данный тип заикания возникает и у детей со здоровой нервной системой. Заикой ребенок может стать в следующих условиях:

  • Эмоциональная перегрузка: переутомление, чрезмерная усталость, перегрузка речью, форсирование речевого развития без учета возрастных возможностей, воздействие компьютерных игр и т. д.;
  • Невроз: испуги, стрессы, длительная неблагоприятная обстановка в семье и т. д.

Виталий Боград, действительный член АМТН, член-корреспондент РАНМ: «Заикание возникает вследствие сбоя в работе интеллекта. Страх или испуг вызывает скачок в напряжении, возникает «короткое замыкание», в результате которого разрывается цепочка логического мышления. А процесс речи связан непосредственно с мышлением. В момент речи бессознательно вспоминается ситуация сбоя и происходит прерывание во время произношения».

Если ваш ребенок нормально разговаривал и вдруг начал заикаться, с большой долей вероятности речь идет об эмоциональной перегрузке или неврозах. Однако только диагностика может дать точный ответ.

Сергей Анатольевич Горин: «Психотерапевт восстанавливает эти «настройки». Для этого у него есть масса методов – да хоть тот же гипноз, который известен широкой публике в качестве основного средства для лечения заикания и долгое время считался чуть ли не единственным средством. Но психотерапевтических методов гораздо больше».

Без участия невролога или психотерапевта логопед не сможет самостоятельно запустить процесс нормализации речи. А если ему это вдруг удастся, то, скорее всего, заикание через время вернется обратно. Но и вышеперечисленные специалисты не смогут закрепить результат без работы логопеда. Работа с логопедом – это важно.

Сергей Анатольевич Горин: «В медицине есть такой термин – «атрофия от бездействия»: если ваша рука долго была в гипсе и не работала, она становится слабой. С речью то же самое: ребенок боится произносить слова и прекращает говорить. Со временем эта функция ослабевает и нуждается в тренировке».

Логопед – это тренер физической формы: он знает, как и в каком направлении нужно тренировать и развивать речедвигательный аппарат, и предлагает ребенку нужные упражнения.

Лечение будет приносить временный эффект, если стрессовые ситуации в семье или в школе начнут повторяться.

Ольга Сергеевна Нестеренко, кандидат медицинских наук, руководитель клиники педиатрии К+31: «Большое значение в коррекции заикания имеет поддержка ребенка семьей и учителями. Только при благоприятной обстановке и последовательном контроле за речью можно добиться успехов в закреплении правильной речи».

  • Гендерный фактор. По статистике, девочки заикаются в 4 раза реже мальчиков. Однако науке пока не известны точные причины этой особенности.
  • Двуязычие. Также подвержены заиканию двуязычные дети, которые по разным причинам вынуждены общаться на двух или более языках.

Сергей Анатольевич Горин: «Двуязычие – это перегрузка речевого аппарата в целом. И психической его части, и мышечной, и гортанно-челюстной. А в условиях перегрузки сбой любой системы более вероятен».

  • «Образец» для подражания. Дети младшей школы – отличные «копирки», они способны воспроизводить движение, речь, мимику всех, кто их окружает. У авторитетного взрослого с заиканием может появиться много маленьких последователей. Если в классе есть ученик с заиканием, его друзья неосознанно могут «попробовать» за ним повторить.

Подражание носит временный характер. В школе все время возникают какие-то «психические эпидемии», например, все девочки массово начинают грызть ногти. Если ребенку становится выгодно быть заикой, он закрепляет это поведение. Что значит выгодно? Дома родители уделяют ему больше внимания, когда он заикается, а в школе реже вызывают к доске. Удобно, не правда ли?

К счастью, такой вид заикания редко закрепляется надолго или принимает серьезную форму. Обычно это проходит самостоятельно или с помощью воспитательных мер. Достаточно окружить ребенка образцами грамотной речи и хвалить его за «чистое» произношение («Как хорошо ты рассказал стишок!», «Как четко ты сейчас ответил по телефону!»). Тогда он усвоит это как эталон для подражания.

Тем, кто давно и безуспешно борется с заиканием ребенка, следует подумать: а была ли проведена достаточная диагностика перед лечением? В любом случае, процесс избавления от речевого дефекта может затянуться на достаточно долгое время. Но это не повод обзаводиться комплексами и отказываться от радостей общения.

Многим успешным людям эта особенность не помешала добиться успеха. Заикание было у таких известных людей, как Брюс Уиллис, Мэрилин Монро, Энтони Хопкинс, Джулия Робертс, Уинстон Черчилль, Льюис Кэрролл, Сомерсет Моэм.

Что делать, если лечение долго не приносит желаемого результата? Как набраться терпения, следовать написанному плану и не обзаводиться комплексами? На эти вопросы отвечает Елена Шерипова, руководитель Школы эстетического воспитания «Queen Models Studio».

Ребенок с заиканием начинает замыкаться в себе, перестает общаться со сверстниками и родителями, обрастает комплексами, которые в последующем очень непросто преодолеть. Чтобы этого не случилось, родителям следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • При общении с ребенком ни в коем случае не паникуйте, не показывайте свою озабоченность его заиканием. Иногда, в случае с особенно ранимыми детьми, даже не стоит употреблять в своей речи слово «заикание».
  • Не ругайте, не требуйте от него «начать говорить правильно прямо сейчас».
  • Общайтесь с ребенком ровно, спокойно, доброжелательно. Гармоничные отношения в семье – один из главных критериев успешного лечения.
  • Помогите ему изменить манеру речи. Ведь дети подражают речи окружающих. Поэтому старайтесь говорить не торопясь, используя в речи понятные для ребенка слова. Важно научиться шире открывать рот, хорошо артикулируя гласные, почаще говорите и читайте ему медленно, плавно, широко открывая рот, чтобы ребенок воспользовался этим приемом неосознанно. Как правило, хоть какой-то результат таких упражнений ощутим уже через две недели.
  • Организуйте совместное с ребенком время. Можно играть с ним в настольные игры, собирать конструктор, склеивать модели самолетов и кораблей, лепить.
  • Пойте вместе, танцуйте или просто двигайтесь под музыку.
  • Нервную систему хорошо укрепляют игры с песком и водой. Песочная терапия занимает особое место при работе с неврозами.
  • Очень эффективны игры на развитие дыхания. Можно пускать мыльные пузыри, задувать свечи, надувать воздушные шары.

источник