Меню Рубрики

Обследование связной речи у детей с заиканием

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Саитбаева, Эльвира Равильевна. Связная речь заикающихся дошкольников 6-7 лет : автореферат дис. . кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Моск. пед. гос. ун-т.- Москва, 1992.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-3/4120-7

? /. ; Актуальность исследования. Речевая деятельность занимает -‘—ocb’doe положение в системе жизненных функциіі человека. Являясь способом формирования и формулирования мисли и в то же время средством общения и социальной связи, речь обеспечивает социальную адаптацию человека (Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л. к др.).

Как к любая другая функциональная система, речь оказывается наиболее уязвимой к воздействию неблагоприятных факторов в период своего активного становления, то єсть в дошкольном детстве. Речевые нарушения нередко исканают психическое развитие ребенка, ограничивают его познавательные и коммуникативные возможности, отрицательно сказываются на формировании личности.

Одним из наиболее сложных по клинической картине и резистентных к коррекциошшм воздействиям нарушений речи является заикание.

В течение многолетной истории исследования заикания достигнуты серьезные успеет в изучении, исправлении и предупреждении данной речевой патологии у детей, подростков и взрослых. При этом необходимость углубленного изучения и преодоления заикания у детей дошкольного возраста определяется пропедевтической значимостью своевременной коррекции заикания на ранних возрастных этапах (Гиляровский В.А.). В то же время эта проблема все єеє далека от своего окончательного решения.

Существующая в настоящее время система преодоления заикания у детей дошкольного возраста ставит своей целью в процессе постепенного перехода от ситуативной речи к контекстной сформировать у заикающихся детей к началу школьного обучения способность пользоваться свободной от судорожных запинок монологической речью.

Однако в литературе (Абелева И.Ю., Ястребова А.В. и др.) все чаще встречаются указания, свидетельствующие о недостатках связной речи заикающихся школьников. Авторы сообщают о ряде характерных ошибок развернутых связных высказываний заикающихся учащихся и отмечают, что эти ошибки в свою очередь вызывают усиление заикания, а также нередко отрицательно сказываются на учебной деятельности детей.

Ihvc-тнпаееся в виде тенденции в дошкольном и младше:/ школьном возрасте глтологическое формирование монологической речи

(Абелева И.Ю., Белякова Л.И., Матанова В., Чевелева Н.А., Ястребова А.В.) становится ярко выраженным у взрослых заикающихся (Болдырева Т.А., Дьякова Е.А., Кузькин Ю.И., Станишевская Н.Н. и др.). Можно предположить, что та большая работа, которая систематически проводится логопедами дошкольных учреждений по формированию у заикающихся детей лексических и синтаксических средств языка, навыков и умений свободного пользования контекстной речью, является недостаточно специфической для того, чтобы обеспечить полноценное формирование монологической речи.

Создание педагогической системы, максимально использующей потенциальные возможности заикающихся детей в развитии монологической речи, связано с более глубоким и детальным изучением закономерностей построения самостоятельных связных высказываний заикающимися дошкольниками на основе экспериментального психолкнгвистического анализа.

Использование психолкнгвистического подхода как специфического для логопедии направления исследования речи аномальных детей получает приоритетное развитие в последние годы (Воробьева В.К., Соботович Е.Ф., Халилова Л.Б. и др.). В научной литературе имеются указания на его первостепенную теоретическую и практическую важность (Кузьмин Ю.И., Усанова О.Н.). Актуальность данного аспекта изучения определяется тем, что теоретическая разработка пснхолянгвистических и лингводи-дактических вопросов, входящих необходимыми составными компонентами в целостную проблему изучения внутренних факторов кор— рокциокного обучения заикающихся дошкольников, мокет способствовать уточнению представлений о специфике методов обучения данной категории детей.

Выбор темы данного исследования обусловлен ее важностью для теории и практики логопедии и отсутствием экспериментальных исследований в отой области.

Отправной точкой при разработке теоретических к прикладных проблем заикания является представление о неоднородных клинических вариантах эволюционного заикания (по Ковалеву В.З.). Экспериментально подтверждено существование невротической и неврозоподобной flopM заикания у детей дошкольного воз-іастл (Асатиани НД1., Белякова Л. П., Калачева И.О., Мозговая

С учетом актуальности изучаемого вопроса и его неразработанности сформулкрованна проблема данного исследования: каковы общие и специфические закономерности построения самосто-ятелышх связных высказываний заикающимися дошкольниками 6-7 лот (с невротической и неврозоподобной формами заикания)?

Решение зтой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является процесс построения самостоятельных связных высказываний.

Предмет исследования: закономерности смыслового программирования, конкретно-языковой реализации и внешней временной организации устных связных высказываний у детей с разными клиническими формами заикания.

В основу исследования положена гипотеза: процесс построения самостоятельных связных высказываний детьми с невротической и неврозоподобной Фотками заикания имеет как общие для всех заикающихся, так и специфические для детой каздой клинической группы черты и характеризуется существенным своеобразием по сравнению с нормой. Это отличие должно проявляться на разных уровнях построения речевых «высказываний: при составлении смысловой программы сообщения, ее оформлении средствами языка и в процессе внешней временной реализации высказывания.

Для достижения намеченной цели и проверки гипотезы исследования был поставлен ряд конкретных задач:

создать систему объективного контроля состояния устной монологической речи; для этого выбрать и обосновать объекты контроля, релевантные психологическим особенностям данного вида речевой деятельности, и соответствующие им диагностіїчесіаш показатели;

провести сравнение диагностических показателей сформированное^! устной монологической речи, характеризующих следующие параметры речевых высказываний детей с нормальной речью и заикающихся детей (с невротической и неврозоподобной формами заикания):

а) закономерности ассоциирования слов,

б) воспроизведение/составление смысловой программы сооб
щения,

в) лексико-грамг.-лтическое оформление сообщения,

4 г) внешняя временная реализация высказывания; — определить направления дифференцированных коррекцкон-ных воздействий при разных вариантах нарушения построения самостоятельных связных высказываний у детей с разными клиническими формами заикания.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

определены особенности вербально-ассоциативной деятельности детей с невротической и неврозоподобной формами заикания в плане соответствия возрастной норме объема имеющихся у них лексических средств и наличия привычного для данного языкового коллектива ассоциирования языковых единиц друг с другом;

выявлена сформированность отдельных звеньев механизма речепроизводства у детей с разными клиническими формами заикания в сопоставлении с конкретными данными нормы;

выясненосвоеобразие внешней временной реализации высказываний заикающихся детей, проявляющееся в нарушении присущих норме характеристик временной организации самостоятельно создаваемых связных устных высказываний.

Практическая значимості, исследования состоит в разработке основных направлений ди>Т.;ренцированнчх коррекционно-педа-гогических воздействий, направленных на нормализацию связной речи заикающихся детей. Знание специфических особенностей формирования монологической речи у дошкольников с разными клиническими формами заикания повышает эффективность логопедической работы с ними.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в кем:

выделены показатели сформированное устной монологической речи и получены доказательства их валидности;

получены факты, доказывающие наличие нарушений в формировании монологической речи заикающихся детей дошкольного возраста;

выявлены новые теоретические аспекты механизмов нарушения плавности речи при заикании, а именно: показано, что одним из важных условий возникновения речевых судорог являются трудности актуализации слов в процессе порождения речевого выска-

— научно обосновано положение о том, что обучение заика
ющихся детей связной речи должно быть ориентировано на особен
ности ее формирования у детей с разными клиническими формами
заикания.

Методологической основой исследования является положение о ведущей роли деятельности общения в развитии личности.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается реализацией комплекса методов, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования, статистической значимостью экспериментальных данных, сочетанием количественного и качественного анализа материала, а также подтверждается тем, что исследованием был охвачен невыборочный контингент воспитанников массовых детских садов и специальных детских садов для детей с речевой патологией (всего 107 человек).

Методы исследования были подобраны с учетом специфики его предмета.и объекта, в соответствии с целью, задачами и гипотезой работы:

теоретический анализ педагогической, медицинской, лингвистической, психологической и методической литературы по изучаемой проблеме;

ассоциативный (словесный) эксперимент;

лингвистический анализ записей связных устных высказываний испытуемых;

количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием статистических методов (коэффициент Стьдента, критерий Пирсона (хи-квадрат)).

Апробация работы. Основные положения исследования докладывались на заседаниях кафедры логопедии ШГУ имени В.И.Ленина, па Всесоюзных научных конференциях молодых ученых в МПГУ имени В.И.Ленина (г. Москва, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992 гг.), на Всесоюзном симпозиуме по проблемам патологии речи (г. Москва, 1989 г.), на Десятой научной сессии по дефектологии в НИИ дефектологии (г. Москва, 1990 г.), на Ленинских чтениях в МПГУ имени В.И.Ленина (г. Москва, 1991, 1992 гг.).

Выводы и методические рекомендации, содержащиеся в диссертации, внедрены в практику работы логопедов Лаборатории Функциональных и других видов патологии речи ВШИ общей и су-

дебной психиатрии имени В.П.Сербского. Результаты исследования используются в процессе подготовки етудентов-дефектологов по курсу логопедии, в руководстве научно-исследовательской работой студентов дефектологического факультета МИГУ имени В. И. Ленина.

На защиту выносятся следующие основные положения:

У детей с разными клиническими формами заикания регистрируется неодинаковый уровень развития языковых средств и навыков привычного ассоциирования их по смыслу. Дети с невротической формой заикания актуализируют в словесном эксперименте привычные для данного языкового коллектива вербальные связи. Для детей с неврозоподобной формой заикания характерны ограниченный запас лексических средств и отсутствие навыков привычного сочетания их по смыслу.

Качественные различия между.двумя группами заикающихся детей проявляются при составлении смысловой программы связных сообщений. При невротической форме заикания смысловое программирование высказываний осуществляется в соответствии с возрастной нормой. Дети с неврозоподобной формой заикания затрудняются в полном и последовательном воспроизведении смысловой программы текста.

В процессе конкретно-языковой реализации высказываний заикающиеся дети обеих клинических групп допускают значительное количество неадекватных замыслу сообщения лексических за-‘ мен, что отражает менее высокий, чем в норме, уровень развития монологической речи.

Затруднения, связанные с конкретно-языковой реализацией высказываний, проявляются у всех заикающихся детей в нарушении присущих норме характеристик временной организации высказываний (уменьшении количества явлений хезитацки и нарушении плавности речи), что также указывает на своеобразие процесса планирования речи у заикающихся детей.

источник

Заикание у детей — это форма речевой патологии, основу кото­рой составляет нарушение вербальной коммуникации. Для адекват­ного планирования программы логопедической и лечебной работы с заикающимися детьми необходимо их комплексное обследова­ние с учетом всей симптоматики этого сложного речевого наруше­ния. Обследование заикающегося ребенка состоит из двух этапов.

Первый этап включает изучение анамнестических данных, медицинской и психолого-педагогической документации.

Выявленные при изучении анамнеза различные отрицательные факторы катального и постнатального периодов развития ребенка анализируются и оцениваются специалистами с целью наиболее полного исследования этиологии и патогенеза заикания. Наряду с традиционными данными в анамнез включаются сведения о нали­чии заикания у родителей или других близких родственников.

Изучение психолого-педагогической документации дополняет анамнестические данные и позволяет выявить следующие особен­ности воспитания и психологических проявлений у заикающего­ся ребенка:

— отношение к нему взрослых;

— помощь в формировании правильной речи;

— время возникновения заикания, его первые внешние при­
знаки;

— особенности проявления заикания в зависимости от обста­
новки;

— отношение ребенка к имеющемуся у него речевому недостатку;

— оказывалась ли помощь заикающемуся ребенку, что было ре­
комендовано и каковы результаты.

Второй этап— исследование самого заикающегося ребенка.

После уточнения сведений о ребенке, об истории возникнове­ния и особенностях протекания у него заикания обследуются соб­ственно речь заикающегося и внеречевые процессы, оказываю­щие непосредственное влияние на его речевую деятельность.

Проводится исследование общительности, моторики, подра­жательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учеб­ной деятельности, особенностей личности заикающегося. Разли­чают первичное (в течение первого месяца пребывания ребенка в речевом дошкольном учреждении, в первые две недели пребыва­ния в санатории для заикающихся детей, на школьном логопеди­ческом пункте) и динамическое изучение заикающегося в про­цессе коррекционно-воспитательного воздействия.

Материалом для исследования собственно речи детей являют­ся картинки, детские книги, игрушки.

Задачи речевого обследования заикающегося заключаются в том, чтобы определить:

— место возникновения и форму речевых судорог;

— частоту их проявлений и сохранные речевые возможности
заикающегося;

— сопутствующие нарушения речи, двигательные нарушения;

— отношение заикающегося к своему речевому дефекту, нали­
чие психологических особенностей.

Место возникновения судорог (дыхательные, голосовые, ар­тикуляционные, смешанные) и их форма (клонические, тони­ческие, смешанные) определяются на слух или зрительно.

Частота судорог представляет для логопеда особый интерес, так как позволяет судить о сохранных участках речи. Изучение уров­ня свободной речи начинается с выявления зависимости частоты судорог от разной степени самостоятельности речи.

С целью изучения речевого поведения и речевых судорог ис­пользуются следующие приемы:

— составление рассказа или описание содержания картинки;

— пересказ прослушанного текста;

— сопряженное и отраженное повторение простых и сложных
фраз;

— рассказ стихотворения или ритмизированной прозы.

Для выяснения зависимости речевых судорог от уровня гром­кости речи обследуемому предлагается говорить тихо, громко, шепотом.

При обследовании заикающегося ребенка необходимо обращать внимание на сопутствующие речевые и двигательные нарушения. При исследовании игровой деятельности детей выясняется харак­тер игр, взаимоотношения со сверстниками, степень игровой ак­тивности, эмоциональное состояние.

В ходе всего обследования отмечаются психологические осо­бенности заикающегося ребенка: характер контакта с окружаю­щими, оценка собственной речи, в частности болезненное фик­сирование на речевом дефекте, наличие защитных реакций, ре­чевое поведение при обследовании.

Читайте также:  Адаптол отзывы детям при заикании отзывы

Полученная в процессе обследования информация обобщается в логопедическом заключении, в котором учитываются:

— форма судорог (тонические, клонические, смешанные);

— вид судорог (дыхательные, голосовые, артикуляторные, сме­
шанные);

— степень заикания (легкая, средняя, тяжелая);

— темп речи (замедленный, ускоренный, наличие тахилалии);

— сопутствующие речевые нарушения (дислалия, стертая фор­
ма дизартрии, общее недоразвитие речи);

— состояние моторной функции;

— наличие и выраженность психических симптомов заикания:
страх речи (логофобия), двигательные и речевые уловки, эмбо-
лофразия, реакция на эмоционально-значимую ситуацию.

Отмечаются также влияние сложности речевой ситуации, ин­дивидуально-психологические особенности заикающегося ребен­ка, характер игровой деятельности, отношение к учебе.

Логопедическое заключение дает возможность осуществить диф­ференциальную диагностику и отграничить заикание от других речевых расстройств (тахилалии, дизартрии, спотыкания физио­логического характера), а также различить разные формы заика­ния. Данные комплексного изучения заикающегося ребенка по­зволяют установить природу заикания.

Контрольные вопросы

1. Какова цель логопедического обследования?

2. Какие разделы составляют содержание логопедического обследова­
ния?

3. В чем особенность обследования связной речи?

4. Какие характерные ошибки связной речи отмечаются при речевом
недоразвитии?

5. По какому принципу подбирается лексический материал для об­
следования словарного запаса?

6. В чем выражается своеобразие словарного запаса при речевом недо­
развитии?

7. Какие приемы используют для изучения грамматического строя речи?

8. Какие виды аграмматизма отмечаются при недоразвитии речи?

9. В чем состоит особенность обследования звуковой стороны языка?

10. Какие параметры учитываются при написании логопедического за­
ключения?

11. В чем заключается особенность изучения медицинской и психоло­
го-педагогической документации при обследовании заикающегося ре­
бенка?

12. Каковы задачи речевого обследования заикающегося?

13. Какие приемы используются при изучении речи заикающихся?

14. Какие характеристики учитываются при написании логопедического
заключения заикающегося ребенка?

Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование детей с нару­шениями речи. — СПб., 1993.

Методы обследования речи у детей / Под ред. И. Г. Власенко и Г. В. Чир-киной / Сост. Т. П. Бессонова. — М., 1996.

Филшева Т. Б., Чевелева И. А. Логопедическая работа в специализиро­ванном детском саду. — М., 1987.

Филтева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим не­доразвитием речи в условиях специализированного детского сада. — М., 1993.

Белякова Л. И., Дьякова Е.А. Заикание: Учебное пособие для педаго­гических институтов. — М., 1998.

Логопедия: Учебник для вузов / Под ред. Л. С. Волковой и С. Н. Ша­ховской. — М., 1998.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8416 — | 8033 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Заикание — это дефект речи, обусловленный возникновением судорог в органах артикуляции. Для него характерно вытягивание отдельных звуков или слов.

Патология диагностируется преимущественно в детском возрасте. Сопровождается нарушением дыхания и изменением тембра звука.

Как понять, что ребенок заикается? Какие обследования необходимо провести для заикающихся дошкольников и школьников, в чем заключается диагностика проблемы? Обо все подробно — в статье.

Наиболее распространенными причинами заикания являются наследственная предрасположенность, психические потрясения и нарушения в работе ЦНС. Заикание во взрослом возрасте чаще всего возникает из-за невылеченного дефекта в детстве.

Нарушение речевой функции требует постановки диагноза на ранней стадии развитии. Для этого осуществляется сбор анамнеза и назначается комплексное обследование.

Диагностика заикания производится логопедом, психологом и неврологом. Логопед изучает анамнез и использует различные методики, позволяющие выявить дефекты речи, для определения степени тяжести заикания.

Психолого-педагогическое обследование необходимо для оценки психоэмоционального состояния заикающегося ребенка. Таким образом он выявляет причины, которые стали причиной возникновения расстройства.

На основе полученных данных психолог составляет восстановительную программу с учетом рекомендаций от других специалистов. Программа может включать индивидуальные и групповые занятия, аутогенные тренировки и сеансы суггестивной терапии.

Для оценки причин заикания необходимо посетить невролога. Он проводит ряд исследований для определения формы заикания.

Отклонения в работе головного мозга и ЦНС свидетельствуют об органической форме. При отсутствии патологий врач диагностирует невротическое заикание.

При появлении первых признаков заикания у взрослых следует пройти комплексное обследование у вышеуказанных специалистов. Чаще всего причиной расстройства становится длительное психоэмоциональное перенапряжение или сильное нервное потрясение.

Для точной диагностики и дифференциации схожих патологий нужно пройти обследование у педиатра/ терапевта.

При первичном обращении врач соберет анамнез (предрасположенность к заболеванию, первое выявление нарушений и реакция заикающегося на них). Данные нужны для определения степени тяжести болезни.

Для уточнения причин возникновения патологии назначают аппаратные обследования (МРТ, КТ, ЭЭГ, РЭГ). После прохождения обследования назначают комплексную терапию.

Анамнез включает в себя следующие сведения:

  • состояние здоровья и наличие речевых расстройств у родителей и ближайших родственников;
  • анализ общего развития ребенка;
  • наличие заболеваний у матери в период беременности и травм при родах;
  • стрессы и физические травмы в детстве;
  • скорость формирования речи;
  • условия воспитания (тип заведения и адаптация ребенка к нему, изучение двух и более языков, общение с детьми, у которых наблюдаются дефекты речи);
  • психологический климат в семье (конфликты, чрезмерная опека, отношение членов семьи к дефекту ребенка);
  • наличие заболеваний органов зрения и слуха.

Для выявления дефектов речи и локализации судорог в артикуляционном аппарате логопед предлагает заикающемуся выполнить ряд действий:

  • описать, что находится на картинках;
  • пересказать рассказ, прочитанный вслух;
  • повторить фразы разной сложности;
  • рассказать стих.

Далее логопед выявляет зависимость между судорогами и тембром речи. Для этого пациенту нужно произнести фразу шепотом, затем обычным голосом и громко. В процессе обследования логопед наблюдает, если ли у пациента другие дефекты речи и нарушение моторной функции.

При оценке речи логопед учитывает темп и внятность произношения. Для этого проверяются все отделы артикуляционного аппарата: язык, небо, зубы, губы и челюсти.

Обследование начинается с проверки произношения отдельных звуков в слогах, словам и предложениях. Врач показывает картинки с предметами, в которых встречаются исследуемые звуки. На основе услышанного фиксируется каждый дефект: пропуск, замена, искажение, смешение.

Для оценки качества произношения ребенком сложных слов, логопед просит повторить предложение, в котором встречаются сложные сочетания.

На основе исследования интонации голоса логопед определяет, умеет ли заикающийся понижать и повышать голос, когда нужно задать вопрос или выразить восклицание. Помимо этого определяется умение делать логическое ударение и координировать речевое дыхание. Для этого логопед просит пациента прочитать стихотворение.

Вытягивание звуков происходит вследствие непроизвольных сокращений различных групп мышц речевого аппарата. По местонахождению судороги могут быть голосовыми, дыхательными и артикуляционными.

При голосовом заикании судороги бывают трех видов:

  • Гортанная. Голосовые связки непроизвольно смыкаются и размыкаются, из-за чего речь дрожащая и прерывистая. Язык, челюсть или вся голова ритмично двигаются.
  • Смыкательная. Когда человек хочет начать разговор, возникает спазм голосовых связок. Это мешает движению воздуха, поэтому голос пропадает.

    Мышцы всего тела немеют, лицо чаще всего неподвижно и напряжено. Видно, что человек ощущает нехватку воздуха. При таком виде патологии ощущается ком в горле.

  • Вокальная. Спазм возникает при произношении гласных. Звук сильно растягивается, из-за чего не хватает воздуха на его завершение. Возникает спазм в области шеи, голос становится неестественным.
  • При дыхательной форме заболевания судороги могут быть:

    1. Инспираторными. Спазм возникает при резком вдохе, а за ним могут повториться еще несколько с разной частотой. Со стороны это выглядит на внезапная пауза, а других проявления не наблюдается.
    2. Экспираторными. В процессе выдоха возникают спазмы всех мышц речевого аппарата. Со стороны это выглядит так, как будто человек пытается выдавить из себя слово. Степень выраженности и продолжительность могут быть разными.

    Судороги при артикуляционной форме патологии делятся на три типа:

    1. Лицевые. Возникает спазм верхней или нижней губы, при этом уголок рта оттягивается вниз или в бок. Рот неестественно открыт. При тяжелой форме заболевания наблюдаются спазмы в области шеи, лба и ушей.
    2. Язычные. Кончик языка упирается между небом и зубами. В тяжелых случаях из-за перенапряжения мышц возникает судорога под языком, что приводит к непроизвольному открытию рта. Язык выталкивается наружу, становится напряженным либо двигается вперед-назад.
    3. Носовые. Заикание происходит в результате дрожания мягкого неба. Проход из глотки в носовую полость непроизвольно закрывается и открывается. Со стороны это выглядит так, что человек говорит то через нос, то через рот.

    Судороги мышц речевого аппарата отличаются по длительности и интенсивности. В зависимости от выраженности дефект может быть легким, средним и тяжелым.

    Для легкой степени характерны незначительный запинки, которые не мешают общению. При средней степени тяжести человек заикается при во время диалогов и длинной речи. Дефект заметно выражен: человеку затруднительно произнести слово или предложение до конца.

    Если не уделить время лечению на этой стадии, заикание прогрессирует. В результате возникают серьезные проблемы с произношением, которые могут спровоцировать логофобию (боязнь разговаривать) и эмболофразию (добавление лишних слов/ словосочетаний и их многократное повторение).

    После сбора анамнеза врач оценивает моторику, общительность и другие личностные особенности пациента. Цель — выявить наличие сопутствующих речевых и двигательных нарушений.

    Для оценки состояния моторных функций выполняется проверка статистической координации общих движений. Стоя с закрытыми глазами и вытянутыми вперед руками нужно поставить стопы на одной линии таким образом, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой.

    Для проверки динамической координации заикающегося просят маршировать, чередуя шаг с хлопками ладонями. Далее врач оценивает переключаемость движений.

    Для этого пациенту нужно:

    • вытянуть руки вперед, вверх, в стороны, перед грудью, возле пояса, вниз;
    • сжать пальцы в кулак и разжать, поставить ладонь на ребро, затем повернуть вверх.

    При анализе результатов врач оценивает точность, самостоятельность и полноту выполненных действий. Далее он задает уточняющие вопросы родителям: какая рука ведущая, насколько ребенок ловкий.

    Логопедическое заключение включает следующие сведения:

    • определение формы заикания с указанием вида судорог, их локализации и степени выраженности;
    • характеристика моторного и психологического компонента;
    • сопутствующие речевые нарушения;
    • отношение заикающегося к дефекту.

    Предпосылками для возникновения речевого дефекта могут выступать черепно-мозговые травмы, интоксикации, заболевания (гипертрофия, рахит) и тяжелые инфекции (корь, энцефалит, менингит, тиф и т.д.).

    К причинам появления недуга относят также нервные потрясения и продолжительное психоэмоциональное перенапряжение.

    Для выявления органических поражений в центрально-нервной системе проводят МРТ и КТ.

    МРТ позволяет диагностировать травмы, заболевания и новообразования, которые могли стать причиной речевого расстройства. КТ головного мозга позволяет выявить аневризмы и другие патологии.

    ЭЭГ проводится для выяснения причин возникновения расстройства и позволяет исключить органические поражения ЦНС. При изучении результатов врач определяет локализацию и степень поражения ЦНС.

    Обследование необходимо для выявления нарушений в сосудах головного мозга и оценки состояния кровообращения. В результатах РЭГ фиксируется степень снабжения кровью определенного участка, скорость кровотока и вязкость крови. Обследование проводится при заикании для выявления сопутствующих заболеваний.

    Неврозоподобное заикание возникает в результате черепно-мозговых травм и тяжелых заболеваний ЦНС (опухоль головного мозга, ишемический инсульт, нарушения после перенесенного энцефалита).

    Эта форма расстройства прогрессирует. Наблюдаются органические изменения личности. Человеку сложно переключиться с одно задачи на другую. Наблюдается инертность или приподнятое настроение.

    Невротическое заикание может быть симптомом серьезных психических заболеваний. В таком случае необходима консультация психиатра.

    Сравнительная таблица отличительных факторов тахилалии, брадилалии и заикания:

    Анамнез Тахилалия Брадилалия
    Причины наследственность, склонность к усилению речи (при повышенной возбудимости), органические нарушения со стороны ЦНС заболевания нервной системы, олигофрения, опухоль головного мозга, ЧМТ, болезнь Паркинсона, тяжелые инфекции (менингит, энцефалит),
    Симптомы высокая скорость речи, искажение артикуляции, сложность в восприятии чужой речи, сложности при подборе слов и построении предложений (сопровождаются паузой) замедление произносимой и мысленной речи, медленное чтение и письмо, долгие паузы между слогами или словами, нарушение мелкой моторики, заторможенность, нарушение координации движений, склонность к повторению фразы, плохая концентрация и память, трудности с переключением внимания

    Теперь вы знаете, как определить заикание у ребенка и взрослого, какие методы для этого применяются. При своевременно выявленном заикании шансы на полное избавление от дефекта высокие.

    Для постановки диагноза необходимо обследование у терапевта и узких специалистов. После проведения комплексного обследования заикающемуся назначат подходящее лечение.

    Для профилактики важна забота о речевом развитии, психическом и физическом состоянии ребенка. Для предупреждения рецидивов необходимо соблюдать рекомендации логопеда в процессе терапии и после нее.

    Взрослым рекомендуется избегать психоэмоционального переутомления и регулярно проходить полное обследование организма.

    Раннее диагностирование заикания у детей, видео-консультация:

    источник

    Констатирующий эксперимент был направлен на исследование следующих функций: моторных (общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная моторика); мимических; речевых; дыхательных; интонационных; исследование темпа и ритма речи, исследование степени выраженности заикания в различных видах речевой коммуникации.

    Читайте также:  Афобазол при заикании отзывы

    Обследование общего речевого развития

    Изучение общего речевого развития детей проводилось по общепринятой в логопедии методике, разработанной Р.Е.Левиной (1964,1968), Г.В.Чиркиной (1969,1983); Т.Б.Филичевой, Н.А.Чевелевой (1989). Обследование проводилось во время беседы с ребенком, в результате которой составлялось общее представление о разборчивости речи, об особенностях произношения и возможностях связного высказывания ребенка, а также об общем развитии пациента. Дидактический материал подбирался в соответствии с возрастом.

    Обследование понимания речи: выполнение инструкций, понимание значения предлогов, для детей школьного возраста понимание числа, рода, падежа.

    Обследование звукопроизношения осуществлялось путем называния звука изолированно и в составе слова при назывании предметных картинок на определенные звуки в различных позициях (в начале слова, в середине слова, на конце слова и в стечениях согласных). При отборе слов учитывалось: доступность слова пониманию детей, позиция стечения в слове (позиция начала, середины и конца слова), качество составляющих стечения звуков, включающих звуки разного способа и места образования.

    Данные произношения фиксировались в протокольных записях.

    Обследование структуры слова включало определение количества, последовательности и качества составляющих звуков и слогов в слове.

    Обследование состояния фонематического слуха проводилось на материале слов, слогов и фонем. Детям предлагались для называния предметные картинки или слова, близкие по звуковому составу, одинаковые по длине и ритмическому рисунку, с оппозиционными фонемами (слова-паронимы), со звуками, близкими по месту и способу образования. Проводилась игра «Найди ошибку» (правильные слова чередовались с асемантическими звукосочетаниями). Детям предлагалось повторить ряды слогов, состоящих из оппозиционных звуков и звуков, близких по акустическим признакам. При анализе полученных результатов оценивалось нарушение в различении звуков, близких по способу и месту образования, близких по акустическим признакам. Дифференциация звуков.

    Обследование лексического развития позволяло получить представление об объеме словарного запаса и его качественных особенностях (понимание и употребление ребенком в активном словаре знаменательных частей речи). 1.Предметный словарь:

    а) объяснение значения слов;

    б) показ и называние частей предметов;

    а) подбор прилагательных к существительным:

    в) образование прилагательных от имен существительных;

    г) образование притяжательных прилагательных.

    б) кто какой голос подает? И т.п.

    В результате обследования грамматического строя речи выявлялись навыки словообразования и словоизменения:

    а) образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа

    б) образование уменьшительно-ласкательной формы

    в) префиксальное словообразование

    г) согласование прилагательных с существительными

    д) согласование существительных с числительными

    е) предложно-падежные формы

    Обследование связной речи включало: составление рассказа по картинке, по серии картин, пересказ, рассказ из личного опыта ребенка.

    Оценку речевого развития проводили согласно классификации, предложенной Т.Б. Филичевой в своей работе «Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста».

    Обследование речевых особенностей детей с заиканием

    В тестировании особенностей речи заикающихся детей рассматривалось своеобразие речевой деятельности: начало общения, объем общения, степень свободы пользования языковыми средствами в соответствии с темой и ситуацией общения, вариабельность проявления заикания в процессе общения (диалогическая речь, монологическая речь на основе ситуативного и внеситуативного содержания: громкая, шепотная, скандированная речь. Рассматривались следующие симптомы заикания:

    1) степень судорожного синдрома — тяжелая степень (заикание проявляется в различных речевых ситуациях, в эмоционально значимых ситуациях появляются выраженные сопутствующие движения), средняя (в спокойной ситуации заикание не имеет проявлений, в эмоционально значимой ситуации происходит значительное ухудшение в речи), лёгкая (заикаются в возбуждённом состоянии и при стремлении быстро высказаться, речевые судороги преодолеваются легко)

    Степень выраженности заикания исследовалась в следующих речевых формах: спонтанная речь, чтение, пересказ, стихотворная речь, сопряженная речь, отраженная речь, ритмизированная речь, шепотная речь.

    Задание №1. Исследование степени заикания в спонтанной речи в непринужденной беседе на темы, интересующие обследуемого: семья, друзья, учеба, работа, увлечения.

    Задание №2. Исследование степени заикания при чтении текста.

    Задание №3. Исследование степени заикания при пересказе данного текста. Инструкция: «Перескажи прочитанный текст».

    Задание №4. Исследование степени заикания в стихотворной речи. Инструкция: «Расскажи любое стихотворение».

    Задание №5. Исследование степени заикания в сопряженной речи. Инструкция: «Повтори фразу вместе со мной».

    Задание №6. Исследование степени заикания в отраженной речи. Инструкция: «Повтори фразу вслед за мной».

    Задание №7. Исследование ритмизированной речи. Инструкция: «Расскажи хорошо известную тебе сказку».

    Задание №8. Исследование степени заикания в шепотной речи. Инструкция: «Расскажи шепотом как ты провел эти выходные».

    Задание оценивалось следующим образом:

    — значение 0 — соответствует отсутствию заикания;

    — значение 1 — легкая степень заикания;

    — значение 2 — средняя степень заикания;

    — значение 3 — тяжелая степень заикания.

    2) локализация речевых судорог — артикуляторные (судороги возникают в области губ, языка, мягкого нёба), дыхательные (возникновение судорог происходит в мышцах, связанных с процессом дыхания — мышцах груди, брюшного пресса, диафрагме), голосовые (судорожность наблюдается в голосовом аппарате — гортани, голосовых складках);

    3) тип речевых судорог — тонические (короткие толчкообразные или длительные спазматические сокращения), клонические (ритмические, менее напряжённые повторения одних и тех же судорожных движений), смешанные (клоно-тонические или тоно-клонические);

    4) темп речи (ускоренный, замедленный, нормальный);

    Методы изучения состояния моторных, мимических функций заикающихся школьников

    Обследование заикающихся детей школьного возраста проводилось с помощью методики обследования, в которой сочетаются традиционные логопедические приемы с некоторыми нейропсихологическими и психологическими пробами (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, и др.) для оценки состояния просодической стороны речи использовались методические приемы из методики Е.Ф. Архиповой. Исследование проводилось строго индивидуально. Время исследования не превышало 20 минут. Это позволило исключить влияние утомления на результаты эксперимента, которые строго фиксировались в картах обследования. После каждой методики дается своя система балльной оценки с учетом характера, степени тяжести и количества допущенных ребенком ошибок.

    Обследование общей моторики

    В задачи исследования общей моторики входило изучение:

    — статической и динамической координации движений;

    — возможности производить движения одновременно;

    — пространственной ориентации и организации движений рук и ног;

    возможностей удержания предложенной стратегии пространственно организованной деятельности;

    — изучение динамических параметров движений рук и ног при выполнении серийных движений.

    Процедура проведения эксперимента по копированию движений была следующей: логопед становился спиной к ребенку и осуществлял показ действий. Инструкция: «Сделай как я».

    Школьникам предлагалось выполнять задание совместно с экспериментатором, затем продолжать самостоятельно. Давались инструкции: «Посмотри на меня и сделай как я»; «Продолжай сам».

    1. Испытуемым предлагалось воспроизведение следующих серий движений одновременно двумя руками:

    1) руки в стороны, руки на пояс;

    2) руки в стороны, руки вверх;

    1) руки на пояс, на плечи, вверх;

    2) руки в стороны, на плечи на пояс;

    2. Выполнение серий движений одной рукой или ногой:

    1) рука вверх, в сторону, вперед, назад.

    2) ногу согнуть в колене, отвести в сторону, вытянуть вперед, отвести назад.

    3) нога назад, вперед, на место.

    3. Воспроизведение последовательно организованных движений руками и ногами:

    а) топнуть ногой, хлопнуть в ладоши или рукой об стол;

    б) хлопнуть в ладоши или рукой об стол, топнуть ногой

    в) топнуть правой ногой, хлопнуть в ладоши, топнуть левой ногой;

    г) хлопнуть в ладоши, топнуть ногой, хлопнуть в ладоши.

    4. Копирование несимметричных движений двух рук: правая рука поднята вверх, левая отведена в сторону; правая рука находится на поясе, левая поднята вверх; правая рука отведена назад, левая вытянута вперед.

    5. Копирование движений руки и ноги: левая рука поднята вверх, правая нога отведена в сторону; правая рука отведена в сторону, левая нога согнута в колене; левая рука — на плече, правая нога вытянута вперед. Отмечали точность выполнения движений и темп.

    Задания оценивались следующим образом:

    4 балла — выполнение с первой попытки, в нормальном темпе;

    3 балла — выполнение с первой попытки в медленном темпе;

    2 балла — выполнение со второй попытки;

    1 балл — оказание помощи при выполнении задания.

    0 баллов — невыполнение задания или отказ

    Обследование мелкой моторики

    Исследование мелкой моторики проводились во время медицинского обследования, на логопедических занятиях, игровой деятельности, при выполнении ряда тестов: тест-пробы Н.И.Озерецкого, С.Д.Забрамной, С.Е.Гаврилиной, И.Г.Топорковой и др. Оценивались точность, соразмерность, плавность выполнения движений, умение быстро переходить от одного темпа движений к другому. Определяли праворукость, леворукость и амбидекстрию.

    Для определения ведущей руки, мы просили ребенка выполнить следующие инструкции:

    1. Просили ребенка вдеть воображаемую нитку в мнимую иголку.

    Просили ребенка «позвонить» по телефону (отмечали, к какому уху испытуемый прислоняет трубку телефона).

    3. Предлагали ребенку нарисовать цветок (фиксировали, какой рукой ребенок берет карандаш).

    4. Предлагали трубу калейдоскоп (отмечали, каким глазом ребенок смотрит в отверстие трубы).

    5. Здоровались за руку (какую протянет).

    6. Просили хлопнуть ладонью по столу (поймать комара).

    Обследование состояния мелкой моторики включало три серии экспериментальных заданий.

    1. Выполнение движения пальцами рук «пересчет пальцев» («пальчики здороваются»), направлено на исследование кинетической основы движений руки. При выполнении этого задания ребенку предлагалось прикоснуться большим пальцем правой руки ко второму, третьему, четвертому и т.д. Аналогичное задание с пальцами левой руки. Далее предлагалось «поздороваться» пальцам правой руки с пальцами левой руки, по очереди, похлопать подушечками пальцев.

    Задание оценивалось следующим образом:

    4 балла — выполнение с первой попытки, в нормальном темпе;

    3 балла — выполнение с первой попытки в медленном темпе;

    2 балла — выполнение со второй попытки;

    1 балл — оказание помощи при выполнении задания;

    0 баллов — невыполнение задания или отказ.

    2. Тест-проба Н.И. Озерецкого: показывали ребенку определенную комбинацию движений кисти и ладони руки («кулак — ребро — ладонь») и предлагали повторить одной рукой (правой и левой), двумя одновременно, поочередно.

    Задание оценивалось по следующей балльной шкале:

    Отмечали точность выполнения движений и темп.

    4 балла — выполнение с первой попытки, в нормальном темпе;

    3 балла — выполнение с первой попытки в медленном темпе;

    2 балла — выполнение в замедленном темпе со второй попытки, с появлением синкинезий;

    1 балл — выполнение задания в замедленном темпе с нарушением последовательности движений (перестановками, пропусками движений, напряженными пальцами );

    0 баллов — невозможность поочередного выполнения движений.

    3. Реципрокная координация движений:

    Положить перед собой на стол обе руки — одна кисть сжата в кулак, на другой пальцы выпрямлены. Одновременно изменять положение обеих кистей, выпрямляя пальцы одной и сжимая пальцы другой. При перемене положения пальцев обе руки должны открываться от стола.

    Движения выполняются вначале по образцу, затем самостоятельно. По мере выполнения пробы ребенку предлагается вначале закрыть глаза, затем прикусить язык (сенсибилизированные условия). Время выполнения задания — 1 минута.

    Задание оценивалось по следующей балльной шкале:

    При оценке пробы учитывается темп, четкость, плавность, согласованность движений.

    4 балла — темп выполнения быстрый, движения четкие, согласованные, плавные. Амплитуда размеренная, положение рук в пространстве неизменно;

    3 балла — в сенсибилизированных условиях отмечается снижение темпа движений. Амплитуда размеренная, положение рук в пространстве неизменно;

    2 балла — в сенсибилизированных условиях отмечается снижение темпа и четкости и плавности движений. Амплитуда размашистая, отмечается разведение и вынос рук в пространство;

    1 балл — движения замедленны, нарушена четкость и плавность — цепь отдельных поз. Амплитуда размашистая, отмечается разведение и вынос рук в пространстве. Выполнение пробы в сенсибилизированных условиях невозможно. Могут отмечаться персеверации, синкинезии;

    0 баллов — невозможность выполнения пробы.

    Обследование артикуляционной моторики

    Изучение сложных параметров движений и действий у детей экспериментальной группы осуществлялось при помощи нескольких комплексов заданий, разработанных нами на основе тестов Н.И. Озерецкого, М.Б. Эйдиновой, методики А.Р. Лурия. Экспериментальные задания составлены с учетом возрастных особенностей детей, в соответствии с поставленными задачами.

    Ребенку предлагалось воспроизвести задания по образцу, затем самостоятельно, далее под счет. Инструкции: «Делай как я», «Продолжай сам», «Продолжай под мой счет».

    Обследование органов артикуляции начиналось с определения состояния артикуляционного аппарата. Данные обследования вносились в индивидуальную карту ребенка.

    Строение органов артикуляции оценивалось визуально. Ребенку предлагалось широко открыть рот, произнести звук «а». В момент произнесения шпателем опускалась средняя часть языка. Одновременно визуально оценивалась плотность небно-глоточного смыкания.

    При обследовании моторики органов артикуляции обращалось внимание на подвижность мягкого неба, состояние небно-глоточного рефлекса, подвижность и активность губ, языка, нижней челюсти, отмечался характер выполнения движений (сила и объем движений, переключаемость с одной артикуляционной позы на другую, умение держать позу, истощаемость, наличие синкенезий). Для этого детям предлагалось выполнить по словесной инструкции и по подражанию следующую серию упражнений:

    1. Открывание и закрывание рта.

    2. Рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть.

    3. Имитация жевательных движений.

    4. Попеременное надувание щек.

    6. Оттягивание углов рта как для произнесения звука «и», губы сделать круглыми — «о», вытянуть губы — «у».

    7. Высовывание «широкого» и «узкого» языка, удержание заданной позы на счет до пяти.

    8. Покусывание кончика языка.

    9. Касание кончиком языка поочередно правого и левого углов рта («Часы»).

    10. Упор кончика языка в нижние зубы с одновременным выгибанием спинки языка («Кошка сердится»).

    Читайте также:  Актерское мастерство от заикания

    11. Пощелкивание языком («Поехали на лошадках»).

    12. Поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу («Вкусное варенье»).

    13. Присасывание спинки языка к небу и пощелкивание («Поцокаем»).

    14. Произнесение гласных звуков на твердой и мягкой атаке.

    За каждое упражнение дети получали от 0 до 4 баллов:

    4 балла — четкое выполнение движений;

    3 балла — все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

    2 балла — незначительные изменения объема, силы и точности движений;

    1 балл — отсутствие удержания позы; выраженные изменения силы, точности, объема; трудности переключения речевых движений; девиации языка;

    0 баллов — задание не выполняется.

    Обследование мимической мускулатуры

    Выполнить движения по инструкции: поднять брови вверх; нахмурить лоб и брови; поочередно зажмурить каждый глаз; плотно соединить губы, вытянуть их вперед, вращать ими по кругу.

    При оценке пробы учитывается правильное, быстрое, четкое выполнение задания на основе данной инструкции или по образцу. Отмечается наличие сглаженности носогубных складок, плотность смыкания губ.

    4 балла — проба выполняется быстро, правильно, четко по инструкции;

    3 балла — проба выполняется по инструкции или образцу, четкость и темп снижены;

    2 балла — проба выполняется по образцу, четкость и темп резко снижены. Затруднено или невозможно поочередное закрывание глаз. Отмечается неплотное смыкание губ;

    1 балл — затруднения при выполнении движений, выраженное нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотония, дистония), синкинезии;

    0 баллов — полная невозможность выполнения задания.

    Методы изучения состояния просодической стороны речи

    Для оценки состояния просодической стороны речи использовались методические приемы из методики Е.Ф. Архиповой. Исследование проводилось строго индивидуально. Время исследования не превышало 20 минут. Это позволило исключить влияние утомления на результаты эксперимента, которые строго фиксировались в картах обследования. После каждой методики дается своя система балльной оценки с учетом характера, степени тяжести и количества допущенных ребенком ошибок.

    Обследование речевого дыхания

    Обследуя речевое дыхание, оценивают координацию вдоха и выдоха. Характер дыхания определяют в состоянии покоя и при речи. Визуально определяют характер дыхания в покое: дышит ребенок носом или ртом. Выделяют три типа дыхания: поверхностное, грудное, нижнереберное.

    При поверхностном (ключичном) дыхании живот на вдохе втягивается, а плечи приподнимаются. При грудном — расширяется грудь на вдохе. При межреберном (диафрагмальном) — при вдохе выпячивается живот, а при выдохе опадает живот. Определение типа дыхания проводится в состоянии покоя.

    Исследуя умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание ребенку предлагается вдохнуть и выдохнуть по речевой инструкции логопеда.

    Исследуя возможность целенаправленной воздушной струи ребенку предлагалось задуть свечу с первого раза.

    Исследуя силу воздушной струи ребенку предлагалось подуть на карандаш, лежащий на столе так сильно, чтобы он покатился по столу.

    При оценке фонационного дыхания учитывали соотношение между вдохом и выдохом во время речи, возможность дифференциации ротового и носового дыхания, характер речевого дыхания (носовой или ротовой, частоту вдохов), эффективность использования речевого дыхания при произнесении логически завершенного отрезка высказывания.

    Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция.

    Задание оценивалось по следующей балльной шкале:

    4 балла — речь на вдохе, объем речевого дыхания хороший;

    3 балла — речь на вдохе, объем речевого дыхания ограничен;

    2 балла — речь на вдохе, но ослаблен речевой выдох;

    1 балл — речь возможна на вдохе, дискоординация дыхания и фонации;;

    0 баллов — не справляется с заданием.

    Обследование темпо-ритмической организации речи

    У обследуемых нами групп детей оценивалась скорость произнесения отдельных слов или фраз — выделялось три вида темпа: быстрый, нормальный, медленный. Также выявлялась способность ускорять или замедлять темп речи. В качестве материала были использованы предложения, в которых исключены слова сложной слоговой структуры.

    Ребенку предлагалось повторить за логопедом предложения или ответить на вопросы. Скорость не должна мешать разборчивости слов. Детям предлагали произнести три фразы:

    Инструкция №1: «Послушай фразу, запомни и повтори за логопедом».

    Мальчик читает книгу. Утром звонко поют птицы. Бабушка вяжет внуку теплые носки.

    Иструкция №2: «Ответь на вопросы».

    Что делает мальчик? Когда поют птицы? Кому вяжут носки?

    Для обследования ритма детям предлагалось прохлопать, руками с проговариванием, после показа, ритмические рисунки следующих знакомых песен:

    Задание оценивалось по следующей балльной шкале:

    4 балла — темп норма, повторил верно;

    3 балла — незначительное отклонение от нормы, убыстрение, замедление темпа возможно после нескольких попыток,

    2 балла — убыстренный темп, замедленный темп; темп изменяет незначительно;

    1 балл — из-за выраженных речевых нарушений допускает повторы слов, затрудняется в передачи слоговой структуры слов; темп не может изменять, не управляет темпом;

    0 баллов — задание не выполняется

    Обследование восприятия и воспроизведения интонации

    Обследование восприятия интонации проводится для того, чтобы выяснить, понимают ли дети, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций. Это разнообразие достигается изменением высоты, силы, тембра, модуляции голоса. Интонация придает речи эмоциональную окраску, помогать выразить чувства.

    Материалом для исследования служили предложения, произносимые с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.

    Предлагалось послушать предложения, которые произносились с различной интонацией, и определить:

    — где звучит вопрос, просьба;

    — где предложение произносится спокойным ровным голосом;

    — где звучит радость и восклицание в предложении.

    1) Я пишу письмо другу. На улице холодно. Оля идет в парк.

    2) Ты любишь играть в снежки? Кто будет убирать комнату? Ты играешь в прятки?

    3) На улице идет снег! Ах, какая красивая картина! Ой, как жарко!

    Предлагались задания на дифференциацию интонации в предложении, в стихах.

    Предлагалось задание, где интонационные типы предложений давались в произвольном порядке. В задании предлагалось сравнить значение двух одинаковых предложений, произнесенных с разной интонацией. Предложения необходимо было отличить друг от друга, выделяя заданную интонацию.

    1. На улице холодно. На улице холодно?

    2. Наступила зима? Наступила зима!

    3. Завтра будет праздник! Завтра будет праздник.

    Кто умеет утром сам просыпаться по часам?

    Я умею по часам просыпаться утром сам.

    Кто умеет на кроватке простыню расправить гладко?

    Я умею на кроватке простыню расправить гладко.

    Кто простуды не боится, кто умеет с мылом мыться?

    Я обычно утром рано умываюсь из-под крана.

    Я сам теперь умею вымыть и лицо и шею.

    Задание оценивалось по следующей бальной шкале:

    Определяли умение воспроизводить интонацию по образцу экспериментатора.

    Для обследования использовали образцы предложений различных интонационных типов, стихотворные тексты, сюжетные картинки с эмоциональным содержание.

    Ребенку предлагалось прослушать и повторить фразу с той же интонацией, как логопед.

    Солнце светит. Солнце светит? Солнце светит!

    Сверкает молния. Сверкает молния? Сверкает молния!

    Я пойду в гости! Я пойду в гости. Я пойду в гости?

    Обследовали воспроизведение отраженно за логопедом фраз с противоположными типами интонации.

    Предлагалось ответить на поставленный вопрос логопеда той же фразой, но с другой интонацией.

    Логопед Ребенок

    Ночью шел снег? Ночью шел снег.

    Хорошо зимой в лесу? Хорошо зимой в лесу.

    Зимой медведь спит? Зимой медведь спит.

    Аналогичное задание, только логопед произносит фразу, а ребенок задает вопрос.

    Были предложены задания для обследования самостоятельного воспроизведения интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале отдельных фраз.

    Предлагалось произнести одну и ту же фразу с разной интонацией: удивленно, радостно, грустно.

    Снег идет. Мы пойдем гулять. Наступила весна.

    4 балла — правильное восприятие и воспроизведение интонаций, использует все виды интонации;

    3 балла — правильное восприятие интонации, но ошибки в воспроизведении интонации;

    2 балла — нарушение восприятия и воспроизведения интонации, для выполнения задания требуется речевой образец;

    1балл — использовал один вид интонации, преимущественно повествовательную, после помощи педагога невозможность выполнить задание;

    0 баллов — задание не доступно.

    Обследование восприятия и воспроизведения тембра голоса и логического ударения

    Обследование восприятия логического ударения направлено на выявление понимания детьми главного по смыслу слова во фразе. Перед заданием давался образец утрированного выполнения логического ударения. Логопед проговаривал все предложения, выделяя голосом нужное слово.

    Для проведения занятия использовался различный дидактический материал: предложения, стихотворные тексты. Материал подбирался в соответствии с возрастом.

    Испытуемому предлагалось внимательно прослушать одинаковые предложения, сравнить различные оттенки их звучания и ответить на вопросы логопеда: «Сколько предложений было произнесено? Чем они отличаются? Какое слово было выделено в первом предложении? Во втором? В третьем?».

    Инструкция звучала следующим образом: «Внимательно слушай предложение. Назови, какое слово логопед выделил в предложении».

    Емеля поймал щуку. Мама сшила новое платье.

    Емеля поймал щуку. Мама сшила новое платье.

    Емеля поймал щуку. Мама сшила новое платье.

    Задание оценивалось следующим образом:

    4 балла — правильно определяет логическое ударение;

    3 балла определяет логическое ударение с ошибками, но после повтора предложения исправляет ошибки;

    2 балла — после повторного произнесения предложения ошибки не исправляет;

    1 балл путается в определении логического ударения;

    баллов — не выполняет задание.

    Обследование воспроизведения логического ударения направлено на определение возможности ребенка выделять голосом главные по смыслу слова во фразе.

    Предлагалось прослушать предложение и затем аналогично воспроизвести его с тем же логическим акцентом, или предлагали ребенку ответить на вопросы одним предложением по предложенной ему картинке голосом, выделяя нужное слово.

    Для исследования использовался следующим материал: предложения, произнесенные логопедом; предложения для отраженного воспроизведения; сюжетные картинки.

    Что делает Маша? Маша идет в школу.

    Кто идет в школу? Маша идет в школу.

    Куда идет Маша? Маша идет в школу.

    У Вани маленький щенок. В горшке распустилась роза. Весной тает снег. Осенью улетают птицы. Дети поют песни.

    Задание оценивалось следующим образом:

    4 балла — верно определяет и использует логическое ударение в предложениях;

    3 балла верно определяет логическое ударение, но ошибается в воспроизведении логического ударения;

    2 балла — ошибается в определении логического ударения, но ошибки исправляет, в воспроизведении логического ударения ошибки не исправляет;

    1балл — ошибается в определении и воспроизведении логического ударения. ошибки не исправляет;

    0 баллов — не выделяет логическое ударение.

    Обследование модуляций голоса по высоте

    Обследование было направлено на выявление умения ребенка определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз.

    Для проведения исследования были использованы следующие материалы: звуки, звукоподражания, предметные картинки.

    Инструкция звучала следующим образом: « Покажи, как гудит большой пароход и маленький, как подают голос животные и их детеныши».

    У — большой (низкий) голос У — маленький (высокий) голос)

    МУ — корова МУ — теленок

    АВ — собака АВ — щенок

    МЯУ — кошка МЯУ — котенок

    Задание на исследование умения поступательно повышать и понижать голос на гласных звуках с опорой на движение руки: вверх повышение высоты; вниз понижение высоты.

    Инструкция к заданию звучала следующим образом: « Попробуй голосом подняться по ступенькам, а потом голосом спуститься вниз. Когда голос поднимается по ступенькам, он будет повышаться и становиться тоньше. Когда голос будет спускаться вниз по ступенькам, то будет становиться ниже. Сначала со звуком А, потом О,У».

    Следующее задание поможет определить способность изменения высоты голоса попеременно.

    Инструкция: « Покажи как укачивают ребенка, куклу».

    « Покажи, как стучат часы».

    «Покажи, как звенит колокол».

    Задание оценивалось по следующей бальной шкале:

    4 балла задание выполняется с достаточными модуляциями по высоте;

    3 балла задание выполняется с недостаточными модуляциями голоса по высоте;

    2 балла задание выполняется без модуляций голоса по высоте, но при сопряженном выполнении задания высота голоса изменяется;

    1 балл задание выполняется без модуляций голоса по высоте, но при сопряженном выполнении задания высота голоса остается без изменений;

    баллов задание не выполняется.

    Обследование модуляций голоса по силе

    Целью данного обследования является определение умения ребенка изменять громкость голоса.

    Для исследования использовался следующий материал: звуки, звукоподражания, предметные и сюжетные картинки с изображением транспортных средств.

    1. Задание на воспроизведение отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса.

    Инструкция: «Покажи, как гудит пароход, самолет, машина, если они далеко, и как гудят, если они близко? Как подают голоса различные животные, насекомые, птицы»?

    Самолет (У) — близко — далеко; Жук (ЖЖЖ) близко — далеко;

    Пароход (Ы) — близко — далеко; Комар (ЗЗЗ) близко — далеко;

    Поезд (О) — близко — далеко; Кукушка(КУ-КУ) — близко далеко;

    2. Задание на воспроизведение постепенного нарастания и падения силы голоса.

    Инструкция: «Покажи, как гудит приближающийся самолет, поезд, машина. Покажи, как гудит удаляющийся самолет, поезд, машина. Покажи, как подают голос приближающиеся животные, насекомые, птицы».

    Задание оценивалось по следующей бальной системе:

    4 балла задание выполняется с достаточными модуляциями по силе;

    3 балла задание выполняется с недостаточными модуляциями голоса по силе;

    2 балла задание выполняется без модуляций голоса по силе, но при сопряженном выполнении задания сила голоса изменяется;

    1 балл задание выполняется без модуляций голоса по силе, но при сопряженном выполнении задания сила голоса остается без изменений;

    баллов задание не выполняется.

    источник