Меню Рубрики

Обследование ребенка с заиканием младшего школьного возраста

Заикание — это дефект речи, обусловленный возникновением судорог в органах артикуляции. Для него характерно вытягивание отдельных звуков или слов.

Патология диагностируется преимущественно в детском возрасте. Сопровождается нарушением дыхания и изменением тембра звука.

Как понять, что ребенок заикается? Какие обследования необходимо провести для заикающихся дошкольников и школьников, в чем заключается диагностика проблемы? Обо все подробно — в статье.

Наиболее распространенными причинами заикания являются наследственная предрасположенность, психические потрясения и нарушения в работе ЦНС. Заикание во взрослом возрасте чаще всего возникает из-за невылеченного дефекта в детстве.

Нарушение речевой функции требует постановки диагноза на ранней стадии развитии. Для этого осуществляется сбор анамнеза и назначается комплексное обследование.

Диагностика заикания производится логопедом, психологом и неврологом. Логопед изучает анамнез и использует различные методики, позволяющие выявить дефекты речи, для определения степени тяжести заикания.

Психолого-педагогическое обследование необходимо для оценки психоэмоционального состояния заикающегося ребенка. Таким образом он выявляет причины, которые стали причиной возникновения расстройства.

На основе полученных данных психолог составляет восстановительную программу с учетом рекомендаций от других специалистов. Программа может включать индивидуальные и групповые занятия, аутогенные тренировки и сеансы суггестивной терапии.

Для оценки причин заикания необходимо посетить невролога. Он проводит ряд исследований для определения формы заикания.

Отклонения в работе головного мозга и ЦНС свидетельствуют об органической форме. При отсутствии патологий врач диагностирует невротическое заикание.

При появлении первых признаков заикания у взрослых следует пройти комплексное обследование у вышеуказанных специалистов. Чаще всего причиной расстройства становится длительное психоэмоциональное перенапряжение или сильное нервное потрясение.

Для точной диагностики и дифференциации схожих патологий нужно пройти обследование у педиатра/ терапевта.

При первичном обращении врач соберет анамнез (предрасположенность к заболеванию, первое выявление нарушений и реакция заикающегося на них). Данные нужны для определения степени тяжести болезни.

Для уточнения причин возникновения патологии назначают аппаратные обследования (МРТ, КТ, ЭЭГ, РЭГ). После прохождения обследования назначают комплексную терапию.

Анамнез включает в себя следующие сведения:

  • состояние здоровья и наличие речевых расстройств у родителей и ближайших родственников;
  • анализ общего развития ребенка;
  • наличие заболеваний у матери в период беременности и травм при родах;
  • стрессы и физические травмы в детстве;
  • скорость формирования речи;
  • условия воспитания (тип заведения и адаптация ребенка к нему, изучение двух и более языков, общение с детьми, у которых наблюдаются дефекты речи);
  • психологический климат в семье (конфликты, чрезмерная опека, отношение членов семьи к дефекту ребенка);
  • наличие заболеваний органов зрения и слуха.

Для выявления дефектов речи и локализации судорог в артикуляционном аппарате логопед предлагает заикающемуся выполнить ряд действий:

  • описать, что находится на картинках;
  • пересказать рассказ, прочитанный вслух;
  • повторить фразы разной сложности;
  • рассказать стих.

Далее логопед выявляет зависимость между судорогами и тембром речи. Для этого пациенту нужно произнести фразу шепотом, затем обычным голосом и громко. В процессе обследования логопед наблюдает, если ли у пациента другие дефекты речи и нарушение моторной функции.

При оценке речи логопед учитывает темп и внятность произношения. Для этого проверяются все отделы артикуляционного аппарата: язык, небо, зубы, губы и челюсти.

Обследование начинается с проверки произношения отдельных звуков в слогах, словам и предложениях. Врач показывает картинки с предметами, в которых встречаются исследуемые звуки. На основе услышанного фиксируется каждый дефект: пропуск, замена, искажение, смешение.

Для оценки качества произношения ребенком сложных слов, логопед просит повторить предложение, в котором встречаются сложные сочетания.

На основе исследования интонации голоса логопед определяет, умеет ли заикающийся понижать и повышать голос, когда нужно задать вопрос или выразить восклицание. Помимо этого определяется умение делать логическое ударение и координировать речевое дыхание. Для этого логопед просит пациента прочитать стихотворение.

Вытягивание звуков происходит вследствие непроизвольных сокращений различных групп мышц речевого аппарата. По местонахождению судороги могут быть голосовыми, дыхательными и артикуляционными.

При голосовом заикании судороги бывают трех видов:

  • Гортанная. Голосовые связки непроизвольно смыкаются и размыкаются, из-за чего речь дрожащая и прерывистая. Язык, челюсть или вся голова ритмично двигаются.
  • Смыкательная. Когда человек хочет начать разговор, возникает спазм голосовых связок. Это мешает движению воздуха, поэтому голос пропадает.

    Мышцы всего тела немеют, лицо чаще всего неподвижно и напряжено. Видно, что человек ощущает нехватку воздуха. При таком виде патологии ощущается ком в горле.

  • Вокальная. Спазм возникает при произношении гласных. Звук сильно растягивается, из-за чего не хватает воздуха на его завершение. Возникает спазм в области шеи, голос становится неестественным.
  • При дыхательной форме заболевания судороги могут быть:

    1. Инспираторными. Спазм возникает при резком вдохе, а за ним могут повториться еще несколько с разной частотой. Со стороны это выглядит на внезапная пауза, а других проявления не наблюдается.
    2. Экспираторными. В процессе выдоха возникают спазмы всех мышц речевого аппарата. Со стороны это выглядит так, как будто человек пытается выдавить из себя слово. Степень выраженности и продолжительность могут быть разными.

    Судороги при артикуляционной форме патологии делятся на три типа:

    1. Лицевые. Возникает спазм верхней или нижней губы, при этом уголок рта оттягивается вниз или в бок. Рот неестественно открыт. При тяжелой форме заболевания наблюдаются спазмы в области шеи, лба и ушей.
    2. Язычные. Кончик языка упирается между небом и зубами. В тяжелых случаях из-за перенапряжения мышц возникает судорога под языком, что приводит к непроизвольному открытию рта. Язык выталкивается наружу, становится напряженным либо двигается вперед-назад.
    3. Носовые. Заикание происходит в результате дрожания мягкого неба. Проход из глотки в носовую полость непроизвольно закрывается и открывается. Со стороны это выглядит так, что человек говорит то через нос, то через рот.

    Судороги мышц речевого аппарата отличаются по длительности и интенсивности. В зависимости от выраженности дефект может быть легким, средним и тяжелым.

    Для легкой степени характерны незначительный запинки, которые не мешают общению. При средней степени тяжести человек заикается при во время диалогов и длинной речи. Дефект заметно выражен: человеку затруднительно произнести слово или предложение до конца.

    Если не уделить время лечению на этой стадии, заикание прогрессирует. В результате возникают серьезные проблемы с произношением, которые могут спровоцировать логофобию (боязнь разговаривать) и эмболофразию (добавление лишних слов/ словосочетаний и их многократное повторение).

    После сбора анамнеза врач оценивает моторику, общительность и другие личностные особенности пациента. Цель — выявить наличие сопутствующих речевых и двигательных нарушений.

    Для оценки состояния моторных функций выполняется проверка статистической координации общих движений. Стоя с закрытыми глазами и вытянутыми вперед руками нужно поставить стопы на одной линии таким образом, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой.

    Для проверки динамической координации заикающегося просят маршировать, чередуя шаг с хлопками ладонями. Далее врач оценивает переключаемость движений.

    Для этого пациенту нужно:

    • вытянуть руки вперед, вверх, в стороны, перед грудью, возле пояса, вниз;
    • сжать пальцы в кулак и разжать, поставить ладонь на ребро, затем повернуть вверх.

    При анализе результатов врач оценивает точность, самостоятельность и полноту выполненных действий. Далее он задает уточняющие вопросы родителям: какая рука ведущая, насколько ребенок ловкий.

    Логопедическое заключение включает следующие сведения:

    • определение формы заикания с указанием вида судорог, их локализации и степени выраженности;
    • характеристика моторного и психологического компонента;
    • сопутствующие речевые нарушения;
    • отношение заикающегося к дефекту.

    Предпосылками для возникновения речевого дефекта могут выступать черепно-мозговые травмы, интоксикации, заболевания (гипертрофия, рахит) и тяжелые инфекции (корь, энцефалит, менингит, тиф и т.д.).

    К причинам появления недуга относят также нервные потрясения и продолжительное психоэмоциональное перенапряжение.

    Для выявления органических поражений в центрально-нервной системе проводят МРТ и КТ.

    МРТ позволяет диагностировать травмы, заболевания и новообразования, которые могли стать причиной речевого расстройства. КТ головного мозга позволяет выявить аневризмы и другие патологии.

    ЭЭГ проводится для выяснения причин возникновения расстройства и позволяет исключить органические поражения ЦНС. При изучении результатов врач определяет локализацию и степень поражения ЦНС.

    Обследование необходимо для выявления нарушений в сосудах головного мозга и оценки состояния кровообращения. В результатах РЭГ фиксируется степень снабжения кровью определенного участка, скорость кровотока и вязкость крови. Обследование проводится при заикании для выявления сопутствующих заболеваний.

    Неврозоподобное заикание возникает в результате черепно-мозговых травм и тяжелых заболеваний ЦНС (опухоль головного мозга, ишемический инсульт, нарушения после перенесенного энцефалита).

    Эта форма расстройства прогрессирует. Наблюдаются органические изменения личности. Человеку сложно переключиться с одно задачи на другую. Наблюдается инертность или приподнятое настроение.

    Невротическое заикание может быть симптомом серьезных психических заболеваний. В таком случае необходима консультация психиатра.

    Сравнительная таблица отличительных факторов тахилалии, брадилалии и заикания:

    Анамнез Тахилалия Брадилалия
    Причины наследственность, склонность к усилению речи (при повышенной возбудимости), органические нарушения со стороны ЦНС заболевания нервной системы, олигофрения, опухоль головного мозга, ЧМТ, болезнь Паркинсона, тяжелые инфекции (менингит, энцефалит),
    Симптомы высокая скорость речи, искажение артикуляции, сложность в восприятии чужой речи, сложности при подборе слов и построении предложений (сопровождаются паузой) замедление произносимой и мысленной речи, медленное чтение и письмо, долгие паузы между слогами или словами, нарушение мелкой моторики, заторможенность, нарушение координации движений, склонность к повторению фразы, плохая концентрация и память, трудности с переключением внимания

    Теперь вы знаете, как определить заикание у ребенка и взрослого, какие методы для этого применяются. При своевременно выявленном заикании шансы на полное избавление от дефекта высокие.

    Для постановки диагноза необходимо обследование у терапевта и узких специалистов. После проведения комплексного обследования заикающемуся назначат подходящее лечение.

    Для профилактики важна забота о речевом развитии, психическом и физическом состоянии ребенка. Для предупреждения рецидивов необходимо соблюдать рекомендации логопеда в процессе терапии и после нее.

    Взрослым рекомендуется избегать психоэмоционального переутомления и регулярно проходить полное обследование организма.

    Раннее диагностирование заикания у детей, видео-консультация:

    источник

    Обследование обычно состоит из трех этапов:

    1) сбор анамнестических данных;

    2) обследование состояния общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики;

    3) изучение личностных особенностей заикающегося.

    Основные разделы обследования

    Анкетные данные, сведения о семье ребенка и условиях его воспитания

    Особое внимание уделяется вопросам об условиях воспитания: где воспитывается или обучаетсяребенок (дома, в детском саду, в детском доме, в общеобразовательной или специальной школе), как адаптировался ребенок к детскому учреждению, особенности речевой среды (контакты с лицами с речевой патологией, наличие двуязычия), культурно-бытовые условия в семье, психологический микроклимат (конфликты между членами семьи, гиперопека, перегрузки различными впечатлениями, отношение членов семьи к дефекту ребенка), каковы жалобы родителей, воспитателей, учителей, какие меры принимались для устранения речевого дефекта.

    Сбор анамнестических сведений

    Анамнестические сведения включают данные о здоровье самих родителей и ближайших родственников, наличии речевой патологии у членов семьи или родственников. Уточняется протекание беременности и родов матери (не было ли травм, серьезных заболеваний, акушерских манипуляций и т.п.), общего раннего развития ребенка (какие заболевания перенес, не было ли физических и психических травм). Особенно важны сведения о раннем речевом и моторном развитии ребенка: в срок, замедленное или ускоренное; сроки появления основных двигательных навыков, гуления, лепета, первых слов, фраз. Все эти сведения черпаются из беседы с родителями ребенка, анализируются данные медицинской документации.

    Уточняется состояние слуха, зрения, интеллекта, медицинский диагноз заикания (невротической или неврозоподобной формы) по заключениям врачей-специалистов. Анализируются сведения об общем развитии ребенка, его поведении, игровой или учебной деятельности.

    Состояние моторных функций

    При обследовании общих моторных функций используются определенные пробы.

    На статическую координацию общих движений:

    · стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед.

    На динамическую координацию общих движений:

    · маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями.

    На переключаемость движений:

    · руки вперед, вверх, в стороны, перед грудью, на пояс, вниз;

    · сжать пальцы в кулак, разжать, поставить ладонь на ребро, повернуть ладонь вверх.

    Если ребенок затрудняется выполнить пробу по словесной инструкции, можно демонстрировать движения, сопровождая пояснениями.

    Также необходимо обратить внимание на наличие содружественных движений (синкинезий). При оценке результатов учитываются объем, точность и самостоятельность выполнения проб.

    В беседе с родителями уточняются сведения о навыках самообслуживания (ловкий, неловкий, самостоятельно ли застегивает — расстегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки, ведущая рука и т.п.).

    Для получения характеристики состояния артикуляционной и мимической моторики предлагаются следующие пробы.

    На статическую координацию движений:

    · удерживать вытянутые вперед губы «трубочкой»;

    · удерживать растянутые губы в «улыбке», зубы видны;

    · высунуть язык, широкий, как «лопата», положив его на нижнюю губу;

    · высунуть язык, узкий, как «жало».

    На динамическую координацию движений:

    · пощелкать языком, как лошадка;

    · переводить язык из правого в левый угол рта, как маятник.

    На переключаемость движений:

    · чередование артикуляционных укладов «улыбка» — «трубочка».

    Объем и качество движений лицевой мускулатуры:

    · закрыть поочередно левый, правый глаз.

    Обратить внимание на наличие синкинезий. При оценке результатов учитываются объем, точность и самостоятельность выполнения проб.

    Если ребенок затрудняется выполнить пробу по словесной инструкции, можно ему помочь, показав движения.

    Объективные данные о состоянии речи

    Общая характеристика речи

    Строение артикуляционного аппарата

    При выяснении отклонений в строении артикуляционного аппарата проверяются все его отделы: губы, зубы, челюсти, язык, нёбо.

    Фонетическая сторона речи

    Исследование звуков речи начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Затем исследуются звуки в слогах, словах, предложениях.

    Следует обратить внимание на то, как произносится звук: самостоятельно или по примеру логопеда с привлечением внимания к звуку. Ребенку предлагаются картинки с предметами, в названиях которых встречаются исследуемые звуки. Регистрируется качественная сторона каждого дефекта: пропуск, искажение, замена, смешение.

    При обследовании произношения многосложных слов детям предлагаются следующие задания:

    · произнести названия предметов, изображенных на картинках; повторить за логопедом предложение, состоящее из слов повышенной звукослоговой сложности.

    Необходимо отметить, состоят ли слова, слоговая структура которых искажается, из неправильно произносимых звуков; характер искажений (пропуск, перестановка и т.д.).

    Читайте также:  Динамический праксис детей с неврозоподобной формы заикания

    Просодическая сторона речи

    Обследование голоса и интонации направлено на выяснение следующих характеристик:

    · сила голоса (тихий — громкий);

    · звучание голоса (звонкий — глухой).

    Интонация оценивается по мелодике голоса, темпу речи, паузах, логическому ударению:

    · мелодика (умеет ли ребенок повышать, понижать голос для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе);

    · темп (нормальный — замедленный — ускоренный);

    · ритм (равномерно ли идет чередование ударных и безударных слогов);

    · паузы (логически обоснованы — необоснованы);

    · логическое ударение (умение выделять слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения);

    · речевое дыхание (координация дыхания и фонации, длительность фонационного выдоха).

    Для оценки просодической стороны речи детям предлагается прочитать любое знакомое стихотворение, голос и интонация также оцениваются в процессе всего логопедического обследования.

    Для исследования фонематического восприятия звуки дифференцируются попарно (твердые — мягкие; глухие — звонкие; свистящие — шипящие, соноры) в специальных заданиях:

    · повторить вслед за логопедом слоги с оппозиционными звуками;

    · поднять руку в ответ на произнесение нужного звука в ряду других;

    · повторить слова-паронимы или показать картинку с нужным предметом.

    Логопед отмечает, являются ли трудности различения звуков следствием их неправильного произношения.

    Звуковой анализ и синтез слова

    Обследование проводится по следующим заданиям:

    · выделить гласный звук из начала слов;

    · выделить согласный из начала слов;

    · выделить конечный согласный;

    · выделить конечный гласный (ударный);

    · определить количество звуков в словах;

    · назвать по порядку звуки слов;

    · угадать слово, названное по звукам.

    Понимание обращенной речи

    Для выявления особенностей понимания обращенной речи детям предлагается выполнить словесные инструкции различной степени сложности: двух- и трехступенчатые, где выполнение одного действия связано с другим; последовательные инструкции, где выполнение одного действия не связано с другим.

    В процессе обследования учитывается, как ребенок выполняет инструкции: с первого раза или после повторного обращения, короткий или длительный период времени был нужен, чтобы понять задание и выполнить его.

    При обследовании качества и объема пассивного словаря детям предлагаются предметные и сюжетные задания. Ребенка просят показать те или иные картинки. При этом выясняется наличие соответствия между словом и образом предмета или действия.

    Для исследования объема и качества активного словаря используются следующие задания:

    · назвать по непосредственному восприятию части тела;

    · назвать обобщающие понятия при показе соответствующих предметных изображений;

    · назвать профессии и их назначение;

    · подобрать к словам антонимы;

    · объяснить назначение предметов домашнего обихода;

    · подобрать эпитеты к словам;

    · назвать предмет по его описанию.

    Грамматический строй речи

    Для получения характеристики грамматического строя речи исследуются навыки предложно- падежного управления, использования в самостоятельной речи простых и сложных предлогов, изменения грамматических категорий по числам и родам, согласования различных частей речи, умение пользоваться способами словообразования.

    Для обследования связной речи детям предлагается несколько заданий.

    Пересказ прослушанного текста

    Перед чтением текста дается установка на внимательное прослушивание и запоминание. Текст читается логопедом дважды. После повторного чтения ребенку предлагается пересказать текст как можно подробнее. Если ребенок затрудняется (делает длительные паузы или отказывается от пересказа), логопед может помочь ему наводящими и уточняющими вопросами.

    Для правильной интерпретации содержания текста используются контрольные вопросы, с помощью которых выясняется понимание ребенком содержания и открытого смысла рассказа.

    Содержание текста, предназначенного для пересказа.

    Ребята гуляли во дворе. Они лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки, палочки, сделал глаза, нос, рот. Поиграли ребята, и ушли домой. Жалко Алеше колобок во дворе оставлять, он и спрятал его в карман. Дома повесил шубку в шкаф. После обеда Алеша вспомнил про свой колобок. Поглядел в карман, а в мокром кармане лежат два уголька и две палочки.

    Составление рассказа по серии сюжетных картинок

    (из картинного материала Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше «Заяц и морковка», 1989)

    Детям предлагается расположить картинки в соответствии с логической последовательностью изображенных на них событий и составить рассказ, используя их в качестве наглядного пособия.

    Если ребенок испытывает затруднения, логопед должен помочь ему расположить картинки в правильной последовательности. Во время беседы логопед выясняет понимание ребенком изображенных на картинках событий.

    Описание сюжетной картинки «Горький лук» (из картинного материала В.В. Гербовой «Занятия по развитию речи», 1987)

    При затруднениях ребенку даются наводящие вопросы, в которых используются опорные слова и проверяется понимание сюжета, изображенного на картинке. («Кто изображен на картинке?», «Как ты думаешь, кому они помогают?», «Что делает папа?» и т.п.)

    При оценке выполнения заданий учитываются показатели, характеризующие уровень владения детьми навыками рассказывания:

    · степень самостоятельности при составлении рассказа;

    · последовательность и полнота изложения;

    · смысловое соответствие исходному материалу.

    Характеристика проявления заикания

    Из беседы с родителями выясняется, когда возникло заикание или появились первые его признаки, как внешне оно выражалось, какие предполагаемые причины могли его вызвать. Также следует выяснить, каково течение заикания (постоянное, рецидивирующее, прогрессирующее, волнообразное); меняется ли речь в течение суток, года. Родители или сам ребенок должны описать ситуации, вызывающие резкое ухудшение речи.

    Чтобы определить степень тяжести заикания, детям предлагается набор стандартных речевых проб различной степени самостоятельности и сложности:

    1. проговаривание нескольких слов, фразы вместе с логопедом;
    2. повторение нескольких слов, фразы;
    3. называние предмета по картинке;
    4. называние предмета по наглядной опоре;
    5. называние предмета без наглядной опоры;
    6. чтение наизусть стихотворения;
    7. описание сюжетной картинки по вопросам логопеда;
    8. ответы на вопросы;
    9. пересказ трех-четырех предложений;
    10. рассказ из личного опыта.

    Проба № 1 соответствует сопряженной форме речи. Проба № 2 — отраженной форме речи. Пробы № 3—5 и 7—8 — вопросно- ответной форме речи различной степени сложности: от элементарной (№ 3—5 ) до сложной развернутой (№ 7—8). Проба № 6 соответствует заученной стихотворной монологической речи. Проба № 9 — монологической речи в форме пересказа. Проба № 10 соответствует спонтанной монологической речи.

    Степень тяжести заикания условно определяется частотой и выраженностью проявления судорог, а также наличием сопутствующих движений в зависимости от формы речевого высказывания:

    · тяжелая степень проявления заикания — появление судорог уже в сопряженной или отраженной формах речи (пробы № 1—2);

    · средняя степень — появление речевых судорог в простейших видах вопросно-ответной формы речи; при чтении стихотворения; при описании сюжетной картинки с помощью вопросов логопеда, что соответствует несколько более сложному виду вопросно-ответной формы речи (пробы № 3—5, 6, 7—8);

    · легкая степень — появление судорог в сложных видах вопросно-ответной формы речи и монологической речи (пробы № 8—10).

    В процессе речевого обследования определяется симптоматика заикания:

    · на слух или зрительно выявляются место локализации судорог (дыхательные, голосовые, артикуляционные) и их форма (клонические, тонические, смешанные);

    · частота и интенсивность запинок (в зависимости от степени сложности речевого материала, ситуации речевого общения);

    · наличие непреднамеренных пауз, их количество и место в высказывании;

    · наличие сопутствующих двигательных движений, которые могут выражаться судорогами, тиками, миоклонусами (непроизвольные движения) и «уловочными», защитными (произвольные — покачивание головой в такт речи);

    · наличие эмболофразий (лишних слов, которые не несут лексического наполнения — «э- э-э», «ну вот», «это самое» и т.п.);

    · наличие вегетативных реакций в процессе речевого общения (жар, холод, дрожь, учащение сердцебиения, потливость).

    У родителей выясняются вопросы, касающиеся ситуаций, в которых запинки наиболее выражены.

    Особенности личности и эмоционально-волевой сферы

    Психологические особенности личности ребенка выясняются из беседы с родителями, характеристик воспитателя или учителя, в процессе непосредственного обследования. Отмечаются характеристики общего поведения (контактность, инициативность в общении, повышенная возбудимость или заторможенность, решительность); характерологические особенности (конфликтный, задиристый, добрый, аккуратный, агрессивный и др.); особенности психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления).

    Особое внимание уделяется определению степени фиксации ребенка на дефекте, его отношению к своему речевому дефекту. Это отношение может быть безразличным (не замечает своего дефекта); умеренным (осознает свой речевой недостаток, но нет тягостного постоянного чувства неполноценности); с выраженной степенью болезненной фиксации на своем дефекте (постоянная болезненная фиксированность на своей речевой неполноценности).

    Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 891 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

    источник

    Заикание у детей — это форма речевой патологии, основу кото­рой составляет нарушение вербальной коммуникации. Для адекват­ного планирования программы логопедической и лечебной работы с заикающимися детьми необходимо их комплексное обследова­ние с учетом всей симптоматики этого сложного речевого наруше­ния. Обследование заикающегося ребенка состоит из двух этапов.

    Первый этап включает изучение анамнестических данных, медицинской и психолого-педагогической документации.

    Выявленные при изучении анамнеза различные отрицательные факторы катального и постнатального периодов развития ребенка анализируются и оцениваются специалистами с целью наиболее полного исследования этиологии и патогенеза заикания. Наряду с традиционными данными в анамнез включаются сведения о нали­чии заикания у родителей или других близких родственников.

    Изучение психолого-педагогической документации дополняет анамнестические данные и позволяет выявить следующие особен­ности воспитания и психологических проявлений у заикающего­ся ребенка:

    — отношение к нему взрослых;

    — помощь в формировании правильной речи;

    — время возникновения заикания, его первые внешние при­
    знаки;

    — особенности проявления заикания в зависимости от обста­
    новки;

    — отношение ребенка к имеющемуся у него речевому недостатку;

    — оказывалась ли помощь заикающемуся ребенку, что было ре­
    комендовано и каковы результаты.

    Второй этап— исследование самого заикающегося ребенка.

    После уточнения сведений о ребенке, об истории возникнове­ния и особенностях протекания у него заикания обследуются соб­ственно речь заикающегося и внеречевые процессы, оказываю­щие непосредственное влияние на его речевую деятельность.

    Проводится исследование общительности, моторики, подра­жательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учеб­ной деятельности, особенностей личности заикающегося. Разли­чают первичное (в течение первого месяца пребывания ребенка в речевом дошкольном учреждении, в первые две недели пребыва­ния в санатории для заикающихся детей, на школьном логопеди­ческом пункте) и динамическое изучение заикающегося в про­цессе коррекционно-воспитательного воздействия.

    Материалом для исследования собственно речи детей являют­ся картинки, детские книги, игрушки.

    Задачи речевого обследования заикающегося заключаются в том, чтобы определить:

    — место возникновения и форму речевых судорог;

    — частоту их проявлений и сохранные речевые возможности
    заикающегося;

    — сопутствующие нарушения речи, двигательные нарушения;

    — отношение заикающегося к своему речевому дефекту, нали­
    чие психологических особенностей.

    Место возникновения судорог (дыхательные, голосовые, ар­тикуляционные, смешанные) и их форма (клонические, тони­ческие, смешанные) определяются на слух или зрительно.

    Частота судорог представляет для логопеда особый интерес, так как позволяет судить о сохранных участках речи. Изучение уров­ня свободной речи начинается с выявления зависимости частоты судорог от разной степени самостоятельности речи.

    С целью изучения речевого поведения и речевых судорог ис­пользуются следующие приемы:

    — составление рассказа или описание содержания картинки;

    — пересказ прослушанного текста;

    — сопряженное и отраженное повторение простых и сложных
    фраз;

    — рассказ стихотворения или ритмизированной прозы.

    Для выяснения зависимости речевых судорог от уровня гром­кости речи обследуемому предлагается говорить тихо, громко, шепотом.

    При обследовании заикающегося ребенка необходимо обращать внимание на сопутствующие речевые и двигательные нарушения. При исследовании игровой деятельности детей выясняется харак­тер игр, взаимоотношения со сверстниками, степень игровой ак­тивности, эмоциональное состояние.

    В ходе всего обследования отмечаются психологические осо­бенности заикающегося ребенка: характер контакта с окружаю­щими, оценка собственной речи, в частности болезненное фик­сирование на речевом дефекте, наличие защитных реакций, ре­чевое поведение при обследовании.

    Полученная в процессе обследования информация обобщается в логопедическом заключении, в котором учитываются:

    — форма судорог (тонические, клонические, смешанные);

    — вид судорог (дыхательные, голосовые, артикуляторные, сме­
    шанные);

    — степень заикания (легкая, средняя, тяжелая);

    — темп речи (замедленный, ускоренный, наличие тахилалии);

    — сопутствующие речевые нарушения (дислалия, стертая фор­
    ма дизартрии, общее недоразвитие речи);

    — состояние моторной функции;

    — наличие и выраженность психических симптомов заикания:
    страх речи (логофобия), двигательные и речевые уловки, эмбо-
    лофразия, реакция на эмоционально-значимую ситуацию.

    Отмечаются также влияние сложности речевой ситуации, ин­дивидуально-психологические особенности заикающегося ребен­ка, характер игровой деятельности, отношение к учебе.

    Логопедическое заключение дает возможность осуществить диф­ференциальную диагностику и отграничить заикание от других речевых расстройств (тахилалии, дизартрии, спотыкания физио­логического характера), а также различить разные формы заика­ния. Данные комплексного изучения заикающегося ребенка по­зволяют установить природу заикания.

    Контрольные вопросы

    1. Какова цель логопедического обследования?

    2. Какие разделы составляют содержание логопедического обследова­
    ния?

    3. В чем особенность обследования связной речи?

    4. Какие характерные ошибки связной речи отмечаются при речевом
    недоразвитии?

    5. По какому принципу подбирается лексический материал для об­
    следования словарного запаса?

    6. В чем выражается своеобразие словарного запаса при речевом недо­
    развитии?

    7. Какие приемы используют для изучения грамматического строя речи?

    8. Какие виды аграмматизма отмечаются при недоразвитии речи?

    9. В чем состоит особенность обследования звуковой стороны языка?

    10. Какие параметры учитываются при написании логопедического за­
    ключения?

    11. В чем заключается особенность изучения медицинской и психоло­
    го-педагогической документации при обследовании заикающегося ре­
    бенка?

    12. Каковы задачи речевого обследования заикающегося?

    13. Какие приемы используются при изучении речи заикающихся?

    14. Какие характеристики учитываются при написании логопедического
    заключения заикающегося ребенка?

    Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование детей с нару­шениями речи. — СПб., 1993.

    Методы обследования речи у детей / Под ред. И. Г. Власенко и Г. В. Чир-киной / Сост. Т. П. Бессонова. — М., 1996.

    Филшева Т. Б., Чевелева И. А. Логопедическая работа в специализиро­ванном детском саду. — М., 1987.

    Филтева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим не­доразвитием речи в условиях специализированного детского сада. — М., 1993.

    Белякова Л. И., Дьякова Е.А. Заикание: Учебное пособие для педаго­гических институтов. — М., 1998.

    Логопедия: Учебник для вузов / Под ред. Л. С. Волковой и С. Н. Ша­ховской. — М., 1998.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9831 — | 7692 — или читать все.

    195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Читайте также:  Дырка в косяке от заикания

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    источник

    Заикание у детей — это форма речевой патологии, основу кото­рой составляет нарушение вербальной коммуникации. Изучение данной речевой аномалии, как правило, осуществляется клиничес­кими, физиологическими, психологическими и психолого-педаго­гическими методами. В данной главе представлены приемы пси­холого-педагогического изучения младших школьников, страда­ющих заиканием. Изучение заикания с данных позиций проводи­лось в течение длительного времени в лаборатории логопедии ИКП РАО под руководством Р.Е. Левиной (Н.А. Чевелева, А.В. Яс­требова, С.А. Миронова, Г.Г. Воронова и др.). Накоплен обширный материал, характеризующий специфику коммуникативной дея­тельности заикающихся детей дошкольного и младшего школьно­го возраста.

    Такие проявления заикания, как прерывистость речи, наруше­ния темпа и ритма, запинки, паузы, повторения отдельных звуков, слогов, слов, а в особо тяжелых случаях — судорожные движения и сопутствующие действия достаточно очевидны и фиксируются как специалистами, так и родителями заикающихся детей. Вмес­те с тем, поскольку проявления заикания зависят от внешних и внутренних (личностных) факторов, которые в одних случаях могут усугубить, а в других — смягчить проявления дефекта, воз­никает необходимость в разработке приемов, выявляющих специ­фику овладения заикающимися детьми устной речью, письмом, чтением.

    Применение целенаправленных приемов обследования дает информацию, необходимую для построения оптимального коррекционного воздействия.

    Обследование заикающегося школьника обычно состоит из двух этапов: сбор и анализ предварительных данных о ребенке (опрос родителей, характеристика, составленная учителем) и все­стороннее обследование речевой деятельности.

    Беседа с родителями

    Предлагаемая ниже схема опроса родителей позволяет полу­чить представление о семье (возрасте, образовании, профессии ро­дителей), сведения об условиях и методах воспитания ребенка, анамнестические данные о нем (физическое и психическое разви­тие, развитие речи), а также выявить своеобразие поведения ребен­ка, его характерологические особенности, интересы, увлечения, сильные и слабые стороны личности, а также установить (по мере возможности) время появления заикания и предполагаемые при-чины: его течение, изменения в проявлении заикания в зависимо­сти от различных внутренних и внешних условий.

    Во время опроса фиксируется состояние речи родителей, учи­тывается их контактность, манера поведения. В беседу вовлекают­ся совместно (или поочередно) все родственники, пришедшие с ребенком на консультацию.

    Примерная схема опроса родителей заикающегося ребенка

    Анамнестические сведения (со слов матери): течение бе­ременности, роды (срок, степень тяжести, хирургическое вме­шательство, ребенок родился здоровым, в асфиксии и т.п.). Бо­лезни, перенесенные ребенком до года (экссудативный диатез, пневмония, диспепсия, желтуха, заболевания нервной системы и пр.). Сон ребенка, аппетит. С какого времени опрятен (явле­ния энуреза).

    Семья: состав семьи; состояние речи членов семьи; отношения взрослых между собой. Методы воспитания в семье: отношение взрослых к ребенку: кто является главным воспитывающим ли­цом; кого ребенок всегда слушается; к кому ребенок особенно при­вязан.

    Характеристика раннего периода жизни ребенка

    Ход развития речи: первые слова (в каком возрасте), начало фразовой речи (и особенности ее формирования в раннем возрасте).

    Стимулировалось ли развитие речи ребенка: как часто и в ка­ком объеме читалась детская литература, подбирались ли ребен­ку художественные произведения по возрасту или без учета его; с какого возраста разучивали с ребенком стихи, как много он их знает, какие именно и т.д.

    Заставляли ли ребенка публично выступать с чтением стихов, где именно, перед кем. Как ребенок реагировал на предложения выступать перед «аудиторией».

    Имело ли место раннее обучение грамоте, счету.

    Характерологические особенности ребенка:

    а) беспокойный, легко возбудимый, реактивный, излишне
    медлительный, застенчивый, впечатлительный, капризный, упрямый, раздражительный; поведение правильное, неорганизованное, демонстративное; быстро утомляем, истощаем;

    б) степень самостоятельности в усвоении навыков (какого
    рода затруднения испытывает при формировании различ­ных навыков);

    в) отношение к игрушкам (любит играть, играет охотно и довольно продолжительное время, часто меняет игрушки, быстро к ним охладевает);

    г) мера самостоятельности ребенка в организации игры
    (предпочитает играть один, с детьми младшего возраста,
    только со взрослыми);

    е) особенности адаптации к новой обстановке; жизнерадостен, доброжелателен, негативен.

    Время проявления заикания: когда родители заметили первые «сигналы* нарушения речи; интерпретация родителями причин возникновения заикания; реакция родителей на появление у ре­бенка заикания (повышенная тревожность родителей, ребенку внушается, что он болен и пр.); меры воздействия, предпринятые родителями до обращения в специальные учреждения.

    Как протекает заикание: стабильно, постепенно усиливается с возрастом, волнообразно — то улучшается, то ухудшается.

    Периоды обострения заикания: ситуация, усиливающая про­явление заикания; в каких формах речи заикание проявляется наиболее интенсивно.

    Что изменилось с появлением заикания? Как изменился харак­тер ребенка? Как ребенок относится к своему дефекту: ощущает его, реагирует ли и каким образом?

    Где ребенок консультировался до настоящего времени; зани­мался ли с логопедом; результаты занятий, сроки; как выполня­лись рекомендации в семье.

    Помимо вышеизложенных, в беседе с родителями школьников, страдающих заиканием, рассматриваются следующие вопросы:

    — как заикающийся ребенок адаптировался к условиям
    учебной деятельности; отмечались ли изменения (и какие именно) в состоянии речи ребенка, начиная с первых
    шагов обучения;

    — когда заикание усилилось; препятствует ли оно в данный
    момент устным высказываниям ребенка в классе, препят­ствует ли участию заикающегося в общественной жизни
    школы;

    как ребенок успевает по всем предметам (причина отста­вания, характер ошибок в письменных работах по рус­скому языку и математике); как протекает подготовка домашних заданий. Последний вопрос требует более подробного раскрытия. Нас должна интересовать мера самостоятельности, проявленная ребен­ком: часто ли обращается за помощью, откладывает подготовку уроков до прихода родителей, не садится за уроки, пока ему не напомнят об этом и т.д., а также выполняет ли уроки самостоя­тельно, настойчив ли в достижении цели задания или выполняет заданное небрежно, торопится, лишь бы отделаться.

    Требуют ли родители от ребенка переделать работу, имеющую большое число ошибок или небрежно оформленную? Может ли результат переделки быть еще хуже первоначального варианта?

    Как ребенок относится к приготовлению устных заданий по разным предметам: пересказывает ли текст вслух себе, родителям или удовлетворяется тем, что только прочитывает задание, не пе­ресказывая, иногда заданный текст готовит перед уроками, во вре­мя перемены и пр.

    Важно выяснить, какими навыками самоконтроля владеет ре­бенок: замечает ли недостатки содержания устного высказывания; умеет ли самостоятельно находить ошибки в письме — орфографи­ческие («на правила»), ошибки по невниманию и т.д.

    Есть ли у ребенка определенные обязанности, которые он вы­полняет дома? Как он относится к этим обязанностям (и к разде­лению их между братьями и сестрами)?

    Имеются ли дополнительные нагрузки (музыкальные занятия, иностранный язык)? Как относится к занятиям спортом: увлека­ется определенным видом спорта; равнодушен к спортивным заня­тиям; успевает ли на уроках физкультуры.

    В процессе обследования приведенный перечень вопросов может дополняться. Но опрос должен быть максимально развернутым в целях выявления особенностей, характеризующих личность заи­кающегося ребенка (как в более раннем периоде развития, так и в школьном возрасте), и обстоятельств, способствующих усугубле­нию дефекта.

    При анализе факторов, влияющих на развитие заикания, су­щественное значение имеет и характеристика, составленная на ребенка учителем. В целях получения необходимых сведений учителю также предлагается перечень вопросов. Полученный от него материал позволит выяснить состояние речи заикающегося школьника в учебной обстановке и особенности его учебной дея­тельности. Примерная схема характеристики

    1. Успеваемость. Успехи и трудности (в обучении, освоении
    содержания учебных предметов).

    Организованность. Темп общей и учебной деятельности.

    Качество выполнения и оформления учебных заданий (включая письменные работы, повседневные и проверочные), мера самосто­ятельности в исправлении допущенных ошибок.

    Состояние учебных умений: внимание к объяснению учителя; ориентировка в задании; планирование и контроль своей учебной деятельности.

    Как реализуются возможности ребенка в учебной деятельно­сти.

    Особенности внимания, памяти.

    2. Особенности речевого поведения заикающегося ребенка в
    классе: постоянно стремится к ответу или же не принимает участия в общей работе класса.

    Ответная реакция, свойственная ребенку: мгновенно отвеча­ет на вопрос (иногда не дожидаясь окончания вопроса) или же долго готовится к ответу и т.п.; как общается со сверстниками вне класса (на переменах, во время прогулок, экскурсий и т.п.).

    3. Состояние устной речи ребенка. Выраженность проявления
    дефекта в разных ситуациях на уроке: в устных ответах у доски, с
    места и т.д.

    В каких высказываниях заикание проявляется с наиболь­шей интенсивностью: в коротких ответах; в развернутых мо­нологических высказываниях; в ответах, требующих обобще­ния, доказательства. Реакция на неблагоприятную обстановку в классе, присутствие посторонних на уроке, оценки, неудачи, конфликты.

    Состояние речи ребенка в процессе общения с учителем на уро­ке, перемене, во внеклассной обстановке.

    4. Участие в общественной жизни класса.

    5. Интересы ребенка, увлечения.

    6. Индивидуальные проявления характерологических особенностей (положительные, отрицательные).

    Сведения, полученные в результате опроса родителей, и данные характеристики, составленной учителем, сопоставляются с пока­зателями непосредственного обследования ребенка.

    Особенности вербальной коммуникации и личности заикающегося школьника, выявляемые в процессе беседы

    Анамнестические сведения представляют собой первичные дан­ные о заикающемся школьнике. Но основной материал, характеризирующий индивидуальные особенности личности и речевой деятельности заикающегося в целом, обследующий получает в ходе беседы с ребенком. Цель беседы состоит, главным образом, в выявлении у заикающихся детей умений и навыков общения и речевого поведения.

    Создавая ситуации общения с различной степенью эмоциональ­ной напряженности, обследующий выясняет устойчивость заикающегося к изменяющейся обстановке общения, умение регулировать свое речевое поведение в диалоге. Диалог позволяет определить, есть ли у заикающегося самостоятельно выработанные приспособления к возникающим трудностям вербальной коммуника­ции и какие именно.

    Одним из способов усложнения условий, в которых протека­ет деятельность общения, является варьирование темы разго­вора. Известно, что тема разговора вызывает у заикающихся школьников различное эмоциональное отношение: оно может быть нейтральным, положительным, отрицательным. Каждое из упомянутых состояний отражается в речи заикающихся, уменьшая или усиливая проявление дефекта. Так, вопросы, затрагивающие круг интересов ребенка, его впечатления нейтрального или эмоционально-положительного характера, как прави­ло, не приводят к усилению заикания. К числу их относятся сле­дующие:

    — Как ты к нам добрался, на чем ты ехал?

    — Понравился ли тебе наш город (если ребенок приезжий)?

    — Что оставило наиболее яркое впечатление?

    — Как выглядит твой класс, школа?

    — Как ты организуешь свой день; когда встаешь, делаешь
    ли зарядку?

    Чем занимаешься после школы?

    — — Как ты проводишь свой досуг, каковы твои интересы, увлечения (во что играешь, увлекаешься ли чтением книг
    и т.д.)? Занимаешься ли спортом и каким именно?

    — Что ты смотрел за последнее время в кино, театре, по те­левизору? Что тебе понравилось? И т.п.

    В противоположность названным выделяется группа вопросов, наиболее часто вызывающих у заикающихся состояние эмоциональ­ной напряженности, усиливающих интенсивность проявления заикания. Прежде всего это вопросы, касающиеся учебной дея­тельности (выяснение успехов в освоении учебной программы и уровня притязаний). При этом, если ученик имеет хорошие оцен­ки, задаются вопросы такого характера:

    — Кто из твоих товарищей занимается более успешно и по
    каким предметам?

    — Считаешь ли ты, что учишься ниже своих возможностей?
    Если так, то почему? И т.п.

    К вопросам такого же рода относятся и касающиеся участия ребенка в жизни класса (распределение обязанностей между одно­классниками, выборы на общественную должность и пр.), а так­же выявляющие самооценку.

    К ним примыкают вопросы, касающиеся мнения ребенка о со­стоянии собственной речи: как оценивает свою роль в беседе; где говорит лучше — дома, с товарищами, в школе; какие речевые затруднения возникают на уроках во время подготовленного отве­та: при ответе на внезапный вопрос, при ответе с места, у доски? Какова реакция на требования учителя ускорить ответ, на некор­ректные замечания по поводу содержания ответа, на недооценку учителем возможностей ребенка?

    Коммуникативные затруднения у заикающихся могут возник­нуть и в том случае, если беседа коснется занятий с логопедом, а также самостоятельной работы по исправлению речи (мера соб­ственных волевых усилий: систематичность в работе, настойчи­вость в достижении успеха, цели и т.п.).

    В ряде случаев усиление заикания провоцируется вопросами, которые касаются взаимоотношений в семье, разделения обязан­ностей между детьми (старшими — младшими): считает ли ребе­нок разделение обязанностей справедливым; есть ли у ребенка постоянные обязанности, или он эпизодически помогает своим родным; как удовлетворяются его желания (выполняются тотчас же или, напротив, ему ничего не позволяют).

    Таким образом, вводя заикающегося ребенка в разные эмоцио­нальные состояния, обследующий получает представление о фак­торах, способствующих усилению заикания в каждом индивиду­альном случае.

    В качестве примера остановимся на фрагменте протокольной записи обследования (Андрей К., 4 кл.), которая иллюстрирует индивидуальную реакцию ребенка на изменение темы разго­вора.

    Вопросы, касающиеся интересов Андрея К. вне школы, не вы­зывают особых затруднений. Мальчик охотно и подробно расска­зывает о сделанной им модели самолета, о собранных марках.

    Как только обследующий меняет тему беседы, характер обще­ния меняется:

    — Кто в классе лучше всех учится?

    — По всем предметам. Ну это. Эдик.

    — Так он хорошо учится по всем предметам?

    — Нет, по русскому он впереди, а по математике не знаю.

    — Еще есть в классе хорошие ученики?

    — Есть отличница. Хорошо по русскому языку. по математике. не знаю.

    — Учителя отмечают твои успехи в математике или в русском
    языке?

    — Ну. она говорит. что. что по русскому ну. ты должен
    написать хорошо контрольную. (Эта фраза вызывает у ученика
    большие затруднения, он краснеет, отвечает с большими паузами,
    интенсивность заикания возрастает.)

    Мальчик эмоционально реагирует на все, что связано с непол­ной реализацией его возможностей. Возникающее под воздей­ствием изменения темы разговора эмоциональное напряжение де­зорганизует высказывание и усиливает проявление речевого де­фекта.

    Изменения эмоционального состояния и, соответственно, вы­раженности заикания привносятся также вариативностью пси­хологического фона беседы. Он может быт нейтральным, когда обследующий спокойно, без особых эмоций проводит диалог; эмо­ционально-положительным — когда обследующий одобрением стимулирует высказывания ребенка; эмоционально-отрицатель­ным — когда обследующий несколько обостряет обстановку, тон его становится более требовательным, он просит ускорить темп ответов и т.д. На эмоциональное состояние ребенка определенное влияние оказывает требование перестроить высказывание, изменив его цель и задачи. Таким образом, эмоциональное напряжение возни­кает и при введении в беседу различных помех, отвлекающих моментов, что свидетельствует о повышенной чувствительности заикающегося ребенка к обстановке общения.

    Читайте также:  Диплом по теме заикание

    Каждое из названных средств, варьирующих ход диалога, мо­жет быть использовано как отдельно, так и в совокупности. От обследующего требуется известная гибкость в организации диа­лога и соответствующая ориентировка в использовании упомяну­тых средств. Это определяет и всю тактику процедуры обследо­вания.

    При обследовании заикающегося обычно первыми задают так называемые анкетные вопросы, имеющие нейтральную окраску (Как тебя зовут? Где ты живешь? В какой школе учишься? И т.д.). Если же подобные вопросы вызывают индивидуальные коммуникативные затруднения, препятствующие дальнейшему свободному развитию диалога, то ребенку можно предложить не­вербальное, доступное, имеющее занимательную форму задание, результат выполнения которого может быть представлен с помо­щью показа. Обычно после предъявления одного-двух подобных заданий у ребенка снимается напряжение и он более свободно включается в процесс устного общения.

    По следам каждого раздела обследования проводится анализ полученных фактов. Цель анализа — выявить уровень сформиро­ванное™ навыков общения и проследить устойчивость их в разных ситуациях, связанных с введением заикающегося учащегося в различные эмоциональные состояния.

    При этом фиксации подлежат:

    — сохранность замысла высказывания, логичность и после­
    довательность развертывания его содержания, особенно­
    сти актуализации языковых средств;

    — манера общения, проявляющаяся в индивидуальных особенностях общего и речевого поведения: начинает ли заикающийся школьник отвечать на вопрос, не дос­лушав его, перебивает ли собеседника встречным воп­росом, общается легко, непринужденно или с трудом -долгое время молчит, затем начинает отвечать одно­сложно;

    — проявляет ли в разговоре самостоятельность или посто­янно ждет одобрения от родителей, обследующего; — проявляет ли инициативу в общении, умеет ли активно

    и убедительно отстаивать свою точку зрения. Обобщаются и все данные, относящиеся к личностным реакци­ям ребенка на процесс общения, а именно: как реагирует на не­удачный ответ, на негативную оценку обследующим его деятель­ности и речи (повышением эмоциональной напряженности, дезор­ганизующей речевое высказывание, или умением собраться и эф­фективно продолжать работу); как быстро истощается в разгово­ре, устает; говорит ли об этом или скрывает усталость; проявляет сдержанность в оценке собственной личности или демонстрирует повышенный уровень притязаний.

    Исследованиями в области психологии эмоций доказано, что возникающая вследствие различных внутренних и внешних фак­торов эмоциональная напряженность проявляется как в речи, которая «выдает» существенную информацию о степени эмоцио­нального напряжения, так и во внеречевой деятельности.

    В связи с этим в ходе обследования заикающимся школьникам предъявляются специальные задания (включая задания, состав­ленные на материале школьной программы). Цель данного вида обследования — установить степень влияния состояния эмоцио­нальной напряженности на продуктивность внеречевой деятельно­сти заикающихся учащихся, меру проявления их волевой актив­ности в учебной деятельности. При этом важно также определить колебания интенсивности заикания (усиление или уменьшение его) в зависимости от уровня сложности заданий и условий, в ко­торых они выполняются.

    Суть одних заданий состоит в нахождении отличительных при­знаков двух объектов. Другие задания связаны с поиском опреде­ленной закономерности в сравниваемых объектах. Причем если в первом случае достаточно выделить значимые детали, то во втором необходимо представить доказательство обнаруженной закономер­ности. Помимо этого в обследовании используют разнообразные задания на конструирование.

    Например, учащемуся предлагается рассмотреть изображения двух домиков, каждый из которых сложен из тринадцати спичек (палочек). По инструкции ребенок должен сложить сначала до­мик с опорой на первый рисунок, а затем переложить три палоч­ки так, чтобы получился домик, изображенный на втором рисунке. Обычно первое задание выполняется легко. Выполнение вто­рого задания часто вызывает затруднения. Введение дополни­тельной трудности (условие, по которому можно переложить только три палочки) либо мобилизует ребенка на активные поис­ки решения, либо приводит к разладу тех или иных звеньев дея­тельности, либо вызывает аффективную реакцию и отказ продол­жать работу.

    В ходе обследования детям предлагают также и сложные мно­гокомпонентные задания, выполнение которых требует соблюде­ния строгой последовательности. Нужно, к примеру, расшифро­вать слово, состоящее из восьми букв. Дается изображение не­скольких предметов, в названиях которых содержатся отдельные буквы. Из них нужно составить искомое слово. Порядковый номер каждой из букв обозначен соответствующей цифрой. Подобное задание требует двойной перешифровки.

    В процессе выполнения таких заданий исследуется способность ребенка к организации систематизированного поиска, а также выявляются возможности словесного описания ребенком своей деятельности.

    Чтобы получить наиболее полное представление об индивиду­альных особенностях деятельности и поведения заикающихся школьников, в ходе обследования целесообразно предлагать им и задания, сконструированные на программном материале ведущих предметов (математика, родной язык).

    Рассмотрим конкретные примеры.

    1. Предлагается карточка-схема, включающая набор различных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоу­гольник).

    Задание: в середине листа бумаги обведи по трафарету круг; над ним начерти треугольник; справа от треугольника начерти квадрат; слева от треугольника начерти прямоугольник.

    — назови фигуру, расположенную над кругом;

    — какая фигура расположена справа от треугольника;

    — назови фигуру, расположенную слева от треугольника;

    — какая фигура расположена между квадратом и треугольником;

    2. Круг, внутри которого расположены буквы.

    Задание: составь как можно больше слов, читая буквы вна­чале по часовой стрелке, потом — в направлении против часовой стрелки.

    — сколько всего слов ты составил;

    — назови слова, начинающиеся с согласной буквы;

    — сколько получилось слов, состоящих из одного слога; из
    трех слогов? И т.д.

    Подобные задания можно усложнять путем использования неречевых и речевых средств. Например, в первом задании -увеличить количество фигур, которые в то же время могут быть разного цвета и разного размера. Можно при предъявлении того или иного задания допустить намеренные оговорки или лими­тировать выполнение заданий определенным отрезком времени и т.д.

    Материал, полученный в результате проведения заданий, ана­лизируется по следующим параметрам:

    — характеристика процесса работы: выбор операций, уста­
    новление их последовательности;

    — состояние психофизиологических процессов: устойчивость внимания, способность к переключению, умение
    производить целенаправленный поиск, преодолевать
    встречающиеся в ходе работы трудности, общая продук­тивность;

    — особенности построения высказываний, характеризую­
    щих производимые действия и все задание в целом (раз­
    личные по сложности высказывания — от простого до
    обобщений, доказательств);

    — влияние на эффективность выполнения задания внешних
    условий, личностных факторов.

    Кроме того, обследующий должен выяснить, как ребенок орга­низует собственную деятельность, а именно:

    — как знакомится с инструкцией (читает бегло, поверхностно, при выполнении задания оказывается необходи­мым вторичное обращение к ней);

    — как начинает выполнять задание: уверенно, быстро; мед­
    ленно, неуверенно ориентируется; хаотично переключается с одного объекта на другой;

    как сообщает результаты своей работы: импульсивно,
    дает первый пришедший в голову более или менее подходящий ответ; длительно готовится к ответу, сомневаясь в правильности его или не желая получить отрицатель­ную оценку обследующего;

    — на каком этапе деятельности ребенку оказывалась по­мощь: при знакомстве с инструкцией; по ходу выполне­ния задания; в процессе сообщения результатов деятель­ности; в чем состояла помощь (в организации внимания при знакомстве с инструкцией; в общей стимуляции де­ятельности и пр.)*

    Особенности письма и чтения

    Анализ письменных работ заикающихся школьников обнару­живает довольно разнообразные ошибки: нарушения начертания букв, их пространственного расположения; ошибки, обусловлен­ные недостаточным усвоением правил орфографии, пунктуации. На этом пестром и колеблющемся фоне стабильно выделяются определенные ошибки.

    Остановимся на ряде примеров, заимствованных из письма за­икающихся учащихся: «Слон ухавивал (ухаживал) за ребенком» (Оля К., 3 кл.); «Хохотники (охотники) говорят. » (Толя С., 4кл.); «Мальчик подал нам знамк (знак)» (Сережа Л., 7 кл.) и др.

    Данные нарушения проявляются в письме заикающихся неоднозначно, то в сочетании с другими ошибками, то превалируя над ними.

    В процессе самопроверки указанные недочеты не всегда попа­дают в поле зрения учащихся, более того — они могут оставаться вне контрольных действий продолжительное время.

    Свойственные заикающимся детям в одних случаях поспешность, опережающая планирование деятельности, в других — по­ниженная способность к переключению, «застреваемость», а так­же быстрое снижение работоспособности приводят нередко к разнообразным нарушениям структуры записываемого слова.

    Так, в одних случаях наличие и характер ошибочных проявле­ний свидетельствуют о нервной перегрузке заикающихся, вызван­ной сложностью самого задания (особенно контрольного), несовпа­дением собственного темпа письма с общим рабочим темпом класса и пр., в других — о повышенной чувствительности к эмоциональ­но сбивающим воздействиям, когда под влиянием даже довольно слабых эмоциональных факторов у ребенка возникает напряжение, снижающее эффективность выполняемой деятельности.

    * Отставание в развитии языковых средств выявляется в процессе обсле­дования с помощью специальных приемов (см. главу III).

    Анализируя письмо заикающихся учащихся, нельзя не обра­тить внимание на имеющие место исправления, зачеркивания. (В анализ не включаются поправки, относящиеся к недостаткам правописания.) Действуя импульсивно, заикающиеся учащиеся нередко допускают ошибки, которые сами же корректируют по ходу написания. Обратимся к отдельным примерам: «Во (вро) второй карман. » (Костя Б., 3 кл.). «Как я хотел провести (ев) свой выходной день» (Андрей К., Зкл.).

    «Он (дд) бежал и бежал» (Сережа С., 4 кл.). «Вот (тер) первый цыпленок юркнул в трубу* (Андрей Н., 3 кл.).

    При обследовании заикающихся нужно обратить особое внима­ние на состояние письменных работ, выполненных учащимися в ходе повседневной учебной деятельности. Конкретный материал может быть представлен тетрадями по русскому языку, истории, математике, природоведению, «Дневниками наблюдений», а так­же специальными заданиями. Тетради являются своего рода «ре­активом» для выявления недочетов в случае их отсутствия в спе­циальных заданиях.

    Таким образом, в процессе анализа письменных работ учиты­вается характер следующих специфических проявлений:

    разнообразные погрешности в оформлении письменных ра­бот, когда в пределах одного текста имеются многочислен­ные зачеркивания, исправления, добавления и т.д.; своеобразие «пускового» момента выполнения задания (не­однократные попытки передать название работы, переделан­ные первоначальные слова, предложения); недочеты, свидетельствующие о несформированности регуляторных процессов: ошибки, характеризующиеся предвосхищением последующих букв, персеверацией ра­нее написанных, а также недописывание слов, пропуски букв и т.д.

    Орфографические ошибки не включаются в анализ, поскольку они претерпевают изменения в процессе обучения. Однако учиты­вается общий фон ошибок, с тем чтобы определить, в какой степе­ни недочеты, свойственные заикающимся, коррелируются с ошиб­ками на правила правописания.

    Громкое чтение заикающихся учащихся также характеризует­ся рядом специфических особенностей. Остановимся на отдельных примерах. Чтение Ани Н. (3 кл.) сопровождается заиканием, отмечает­ся много ошибок «угадывающего» характера («кто» вместо «кот», «почему получила» вместо «конечно пошутила» и т.п.). Иная картина возникает при предъявлении более простого тек­ста. Положительное воздействие оказывает установка на чет­кое, выразительное, понятное окружающим чтение: чтение ста­новится более плавным, уменьшается количество запинок и ошибок.

    Андрей Л. (4 кл.) читает с большим напряжением, наблюдает­ся «эмбол» («т», «вот»). Темп чтения быстрый, пропускает слова, теряет строчки.

    Обследующий, обращаясь к ребенку, отмечает в его чтении по­ложительные моменты, выразительную интонацию, но просит изменить темп. Создается ситуация благожелательного отно­шения. При повторном чтении указанные недостатки не отмеча­ются, мальчик самостоятельно исправляет ошибки, но к концу чтения усиливается заикание, подряд в нескольких словах ребе­нок нарушает ударение, что свидетельствует о его быстрой истощаемости.

    Чтение Иры 3. (4 кл.) в момент обследования протекает без особых осложнений. Обследующий прерывает чтение, с тем что­бы похвалить девочку. Следует адекватная реакция. Но при этом создается ситуация, обратная ожидаемой. Девочка долго не может продолжать чтение, и весь дальнейший процесс сопровождается усилением заикания.

    Данные наблюдения показывают, как меняется состояние чтения заикающихся в зависимости от ряда моментов: приме­нения текстов различной сложности- варьирования установок (четкое, выразительное чтение; изменение темпа чтения), а так­же позволяют проследить индивидуальные реакции на помехи (неожиданное прерывание чтения и пр.).

    Обследование состояния чтения заикающихся учащихся на­правлено на выявление:

    количества запинок в момент чтения;

    особенностей протекания акта чтения в различных ситуа­циях;

    характера специфических ошибок, возникающих при чте­нии (персеверации, пропуски букв, слогов, слов и т.п.).

    Таким образом, письмо и чтение, являясь высокоорганизован­ной произвольной деятельностью, выступают при обследовании заикающихся в качестве одного из диагностических критериев. В

    процессе обследования накапливается материал, характеризую­щий индивидуальные возможности саморегуляции заикающихся школьников, особенности индивидуальных реакций и своеобразие коммуникативных затруднений.

    Результаты обобщения всех материалов обследования позволя­ют определить наиболее адекватные для каждого конкретного слу­чая направления коррекционного воздействия в общей системе специального обучения.

    Определения типа логопедического учреждения

    Основным показателем при этом является, во-первых, интен­сивность и стабильность проявления заикания на протяжении всего обследования; во-вторых, уровень лингвистического раз­вития.

    При наличии выраженного заикания, а также в случаях заика­ния у детей, имеющих недоразвитие речи, коррекцию дефекта целесообразно осуществлять в условиях школы V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи (соответственно во II или I отде­лении школы).

    В случаях менее выраженного заикания (при нормальном уро­вне развития речевых средств) логопедическая помощь оказыва­ется на логопедических пунктах при общеобразовательных шко­лах.

    В общей картине дефекта особую значимость приобретают сле­дующие индивидуальные признаки:

    — особенности речевого общения в различных ситуациях;

    — своеобразие деятельности: особенности вхождения в де­ятельность; устойчивость и темп ее; способность к переключению, к воспроизведению ряда элементов, общая ра­ботоспособность;

    — уровень развития языковых средств.

    Установлено среди заикающихся детей младшего школьного возраста следующее соотношение: примерно в 75% случаев сформированность языковых средств заикающихся детей не отличает­ся от общепризнанной нормы, а в 25% — заикание сопровождает­ся отклонениями в развитии языковых средств. Характерным для этих случаев является позднее начало речи с последующим замед­ленным накоплением лексических и грамматических средств язы­ка, фонематических представлений.

    Объединяя заикающихся учащихся в ту или иную группу, не­обходимо помнить, что выраженность данных индивидуальных особенностей может быть различной как по интенсивности прояв­ления, так и по качественной их характеристике (в плане их со­четаемости).

    Знание специфических особенностей речевой и внеречевой де­ятельности заикающихся школьников позволяет не только выде­лить основные направления коррекционного воздействия, но и организовать пропедевтическую работу по предупреждению реци­дивов.

    Изложенный материал частично может быть использован учи­телями общеобразовательной школы при осуществлении индиви­дуального подхода к заикающимся учащимся и оказании помощи детям с повышенной чувствительностью и низкой адаптивностью к условиям учебной деятельности в классе.

    Дата добавления: 2016-10-30 ; просмотров: 1214 | Нарушение авторских прав

    источник