Меню Рубрики

Нужен ли логопед при заикании

Коррекционное воздействие при заикании имеет комплексный характер. Кроме медикаментозного лечения, применяется коррекционно-педагогическое, которое предусматривает применение логопедической методики, подходящей к конкретному случаю.

Для чего необходима работа логопеда с ребенком или взрослым, страдающим заиканием, в чем состоят логопедические занятия с заикающимся дошкольником и школьником? Подробности — в статье.

Работа логопеда направлена на устранение главных проблем при логоневрозе, связанных с нарушением темпа, ритма речи.

Логопедические упражнения помогают:

  • Формировать плавность речи.
  • Планировать собственное высказывание.
  • Освоить и автоматизировать послоговое чтение.
  • Чувствовать и регулировать темп собственной речи.
  • Развивать правильное речевое дыхание.
  • Формировать долгий речевой выдох.
  • Научиться распределять запас воздуха на всю фразу.
  • Делать своевременные паузы, чтобы избежать сбоя дыхания.
  • Логопедическое обследование начинается со сбора анамнеза. Выясняется, не имеют ли родители или близкие родственники речевые нарушения. Устанавливается время возникновения дефекта и особенности проявления заикания в разные возрастные периоды.

    При диагностике детей уточняются данные о протекании беременности матери и характер родов. Изучается становление речевой функции.

    Особое внимание уделяют нарушению слоговой структуры слова, аграмматизмам в речи, присутствуют ли повторы звуков и слогов. Также рассматривается темпо-ритмическая организация речи.

    Изучается развитость речевой моторики, орального праксиса. Для этого применяются изолированные и серийные движения. Логопед обращает внимание, присутствует ли движение, происходит ли замена одного движения другим.

    Обследуется тонус мышц ротовой полости и лица, объем движений и их активность. Даются тесты на проверку способности удерживать органы в заданном положении.

    Обследуется экспрессивная речь. Диагностические задания выявляют особенности произношения звуков, слогов, слов, фраз. Тестируется умение пересказывать, строить самостоятельный рассказ, вести беседу, читать стихотворные и прозаические тексты, умение говорить нараспев. Отмечается возможность произносить многосложные слова, длинные фразы, большой связный текст.

    Изучаются особенности письменной речи: умение переписывать текст и самостоятельное письмо. С этой целью проводят буквенные, слоговые, пословные и фразовые диктанты, а также длинный связный текст. Фиксируется скорость и качество написания отдельных элементов и сложных комплексов.

    Изучаются возможности дыхания. Логопед смотрит, насколько скоординированы вдох и выдох, как происходит забор и выпускание воздушной струи (через нос или рот), как часто заикающемуся требуется совершать вдохи. Определяют тип дыхания (ключичный, грудной, брюшной).

    Речевые правила для заикающихся:

    1. Планирование высказывания. Экспромт в речи при заикании является сложной задачей. На начальных этапах коррекции лучше избегать импровизаций в говорении, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда говорящий знает, о чем он хочет сказать, у него снижается психологическое напряжение, а вместе с ним и вероятность спазма. Хороший результат дает предварительное проговаривание «про себя».
    2. Следить за своим дыханием во время речевого акта. Говорение с одновременным вдыханием воздуха является противоестественным. Произносить фразу нужно на выдохе. Причем дышать необходимо диафрагмой. Запас воздуха нужно расходовать преимущественно на произнесенные гласных звуков.
    3. Не забывайте про остановки в речи. Паузы дают возможность набрать воздушный запас и обдумать следующую фразу. Паузы делайте не только между смысловыми отрезками текста, но и внутри длинного предложения.
    4. Следить за своими движениями.

    Общие правила поведения при борьбе с заиканием:

    Ежедневно самостоятельно выполняйте упражнения и другие мероприятия по преодолению дефекта. В этом поможет введение распорядка дня.

    Планирование на сутки позволит распределить время так, чтобы работа по борьбе с заиканием вошла в привычный режим.
    Поддержание физической формы. Речь зависит от общего физического состояния организма, поэтому важно высыпаться, избегать стрессовых ситуаций, полноценно отдыхать, питаться правильно.

    Держать тело в тонусе, а заодно и тренировать дыхательную систему помогают определенные виды спорта. К ним относятся плавание, лыжи, ходьба.

    Резкие движения и сильное мышечное напряжение при логоневрозе противопоказаны, поэтому штанга, бокс, борьба, прыжки, футбол, баскетбол не пойдут на пользу.

  • Откажитесь от вредных привычек.
  • Правила для логопеда — при подготовке занятия с детьми необходимо:

    1. Учитывать ведущий вид деятельности конкретного возраста. Для дошкольников это игра. Все задания и упражнения нужно проводит так, чтобы ребенку было интересно. В противном случае можно натолкнуться на нежелание заниматься и на потерю контакта.
    2. Следить за длительностью занятий. Она должна быть не больше 20 минут.
    3. При разработке занятия учитывать индивидуальные особенности заикающегося.
    4. Давать материал и задания с постепенным наращиванием сложности.

    Степень самостоятельности, с которой говорящий строит свое речевое высказывание, способна оказывать влияние на возникновение речевых судорог.

    Самую большую сложность представляет спонтанная речь. Когда человек говорит сам, без посторонней помощи, запинки в речи возникают чаще.

    Помощь может быть выражена разными способами – как прямыми (совместное проговаривание), так и косвенными (подсказки). В связи с этим логопедическая коррекция проводится поэтапно, с постепенным усложнением речевого материала, а также с опорой на индивидуальные возможности заикающегося.

    Этапы логопедического воздействия в зависимости от степени самостоятельности речи:

    Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу с помощью сопряженной речи. Заикающийся совместно с логопедом артикулирует фразы. Сначала педагог произносит фразу сам, а затем вместе с занимающимся.

    Практика показывает, что даже при тяжелых формах логоневроза сопряженная речь дается пациенту практически без затруднений.

    При говорении человек только копирует речь педагога, включая манеру произнесения, интонацию и структуру фразы. Успехи в этом занятии дают правильный психологический настрой на успех.

  • Тренировка отраженной речи. На этом этапе ребенок или взрослый учится повторять речевое высказывание за взрослым без совместного проговаривания.
  • Ответы на вопросы. Эта задача является более сложным уровнем речевой самостоятельности. Беседу лучше строить с опорой на иллюстрацию и задавать вопросы, которые требуют конкретного ответа: что изображено в левом нижнем углу, что держит в руках мальчик, какого цвета его портфель и т.д. Ответы на них ребенок найдет на картинке и сможет ответить одним или двумя словами, опираясь на конструкцию самого вопроса.
  • Отработка развернутых ответов. Вопросы «почему», «зачем» и т.п., предполагающие элементы рассуждения, требуют развернутых фраз. Они более приближены к самостоятельной речи.
  • Отработка навыка пересказа. Это задание предусматривает умение связывать фразы между собой, выстраивая их в логической последовательности. Однако у занимающегося еще есть опора на прослушанный текст.
  • Отработка навыка рассказа. Изложение материала в этом случае полностью самостоятельное. Оно не опирается на услышанное ранее высказывание. Ребенок или взрослый передают словами то, что увидели на картине, на прогулке, свои впечатления.
  • Спонтанная речь. Предполагает естественное и активное речевое общение с окружающими: вопросы, просьбы, обращения, сообщения, обмен мыслями, выражение желаний
  • Самая первая методика преодоления заикания разработана Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау. Авторы взяли за основу уровень овладения самостоятельностью в речевой деятельности.

    Одновременно проводятся занятия по отработке чувства ритма и музыкальных упражнения, а также разъяснительные беседы с родителями.

    Н.А.Чевелева предложила устранять признаки логоневроза в процессе практической деятельности ребенка. Методика заключается в том, что дети постепенно переходят от наглядных форм речи к отвлеченным. Высказывание строится на основе наглядной ситуации (например, изготовление поделки).

    По мере усложнения ручной деятельности, увеличения числа элементов работы усложняется и речь:

    1. Сначала ребенок учится слышать правильную речь.
    2. Затем наступает время сопровождающей речи. Дети комментируют свои действия по изготовлению поделки.
    3. Завершающую речь дети отрабатывают при описании уже готового изделия.
    4. Предваряющей речи заикающиеся учатся, когда рассказывают о своих намерениях.
    5. Закрепление навыков самостоятельной речи. Здесь детям предстоит рассказать обо всем процессе изготовления поделки, ответить на вопросы логопеда.

    Эта методика подходит для занятий как с дошкольниками, так и с младшими школьниками.

    Упражнения гимнастики для артикуляционного аппарата тренируют мышцы ротовой полости. Гимнастический комплекс включает разработку языка, губ, подвижности щек, глотки и неба.

    Рекомендуется выполнять гимнастику перед зеркалом, чтобы контролировать правильное положение органов речи. Упражнения нужно выполнять регулярно.

    Дыхательная гимнастика помогает поставить длительную воздушную струю и правильное речевое дыхание.

    Развитие речевого дыхания при заикании, видео-урок:

    Логопедическая ритмика помогает преодолевать нарушения речи с помощью развития двигательных навыков ребенка в сочетании со словесным и музыкальным сопровождением.

    Идея логоритмических упражнений основана на том, что все жизненные процессы имеют свои ритмы. Ритмические движения активизируют мозговую деятельность.

    Массаж проводят перед всеми другими мерами логопедического воздействия. Массажные движения охватывают не только ротовую полость, но и область головы, шеи, плечевого пояса.

    Существует две техники логопедического массажа – сегментарная и точечная. Первый включает такие движения, как поглаживания, растирания, разминания, вибрация.

    Точечный массаж основан на действии биологически активных точек. Нажатие на них вызывает рефлекторный ответ в определенных органах и мышцах.

    Эффективность воздействия логопедических методик при коррекции заикания заключается не только в том, что в результате занятий человек избавляется от дефекта речевой деятельности, но и обретает уверенность в себе.

    Логопедическая коррекция имеет еще и психотерапевтический эффект, так как занятия включают проработку личностных качеств.

    Логопедическое воздействие затрагивает также высшие психические функции. Занятия для детей строятся таким образом, что одновременно происходит развитие памяти, внимания, мышления.

    Каждая логопедическая методика коррекции заикания дает определенные результаты. Отрицательный результат в их применении может быть зафиксирован только в том случае, если логопед неправильно диагностировал степень развития дефекта и ошибся в подборе методики.

    В основе устранения заикания лежит большая работа как со стороны логопеда, так и со стороны самого заикающегося. Примером для всех, кто хочет избавиться от данного речевого дефекта, может служить история древнегреческого оратора Демосфена.

    Заикание или логоневроз — проблема произношения, с которой сталкиваются около 15% детей и взрослых. Заболевание характеризуется спазмическими остановками речевого потока,…

    Заикание – комплексное нарушение речи, с трудом поддающееся медикаментозной коррекции. Для его лечения разработано множество методик, в том числе и…

    Заикание — это распространенное нарушение речи. Встречается как у детей, так и у взрослых. Проявляется обычно в 3 года. При…

    источник

    Заикание – это частое нарушение речи как у детей, так и у взрослых. Мы узнали у логопеда, какие причины возникновения этого дефекта и возможные способы лечения.

    Логопед Татьяна Силина рассказала о причинах появления заикания:

    Многие учёные, отечественные и зарубежные, занимались изучением причин и механизмов заикания. Рассмотрев их точки зрения на проблему, можно сделать вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны. Но, в любом случае, необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство.

    Есть две причины заикания: предрасполагающие (почва) и производящие (толчки).

    • невропатическая отягощённость родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания);
    • невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряжённость);
    • конституционная предрасположенность (заболевания вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, её особая подверженность психическим травмам);
    • наследственная отягощённость (заикание развивается на почве врождённой слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака);
    • поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов.
    • физическая ослабленность детей;
    • возрастные особенности деятельности мозга;
    • ускоренное развитие речи;
    • скрытая психическая ущемлённость ребёнка;
    • недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребёнком;
    • недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

    Производящие причины появления заикания это:

    • анатомо-физиологические (органические) причины
    • психические и социальные (психическая травма, неправильное воспитание, длительный конфликт, неправильное формирование речи в детстве, перегрузка детей материалом, не соответствующим возрасту, полиглоссия-многоязычие).

    Наиболее часто заикание возникает в возрасте от 2 до 4 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой функциональной системы и формирования личности ребёнка.

    Затем (от 4 до 14 лет) склонность к заиканию понижается. В этот период отмечается возникновение рецидивов при поступлении в школу. Усиление заикания обусловлено сменой ведущей деятельности (игровая меняется на учебную), повышением требованием к ребёнку. Обострение заикания возможно в период полового созревания.

    Стоит отметить, что среди детей, живущих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у городских сверстников.

    Сложнее побороть заикание в том случае, если постоянно быть зацикленным на своем дефекте: чем больше фиксируется внимание на своём болезненном симптоме, тем более упорным он становится. Так образуется порочный круг.

    В целом, прогноз лечения заикания зависит таких условий:

    • от механизмов заикания;
    • от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения;
    • от возраста ребенка;
    • от личности ребёнка;
    • от личности и мастерства логопеда.
    • чем меньше возраст ребенка, тем легче преодолеть заикание
    • когда общее поведение ребенка более активное и жизнерадостное
    • когда меньше отделов речевого аппарата захвачено судорогой;
    • если слабая сама судорога;
    • в том случае, если меньше психических наслоений

    Нередко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении неблагоприятных условий.

    С этим мы сталкиваемся, когда говорим о заикании, возникшем во взрослом возрасте. Скорее всего, оно уже было в детстве, но на время ушло. Крайне редко заикание действительно проявляется во взрослом возрасте при сильных нервных потрясениях.

    Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха.

    Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

    Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом.

    Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.

    Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.). Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к осложнению заикания.

    Читайте также:  Актерское мастерство от заикания

    Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны занятия по пению.

    Если вы недавно заметили, что ваш ребёнок начал заикаться, необходимо создать ему режим максимального речевого и эмоционального покоя, т.е. оградить его от дружеского общения со сверстниками, от посещения гостей, а также от посещения учебных заведений. Одновременно всем членам семьи обязательно нужно перейти на замедленный темп речи.

    Волей-неволей этот темп передастся и ребёнку, запинки исчезнут. Есть смысл срочно сменить обстановку и создать ребёнку курортные условия.

    Поездка в санаторий, на море или на дачу, общение с природой, физические нагрузки на свежем воздухе, полноценное питание и строгий режим дня могут благотворно сказаться на речи ребёнка, и по возвращении о заикании можно будет забыть. Приложите максимум усилий первые пару месяцев, и проблема будет решена. В противном случае придётся учиться с ней жить.

    Заикающегося учат говорить, не заикаясь. При этом больной не перестаёт быть заикающимся, но ежесекундно контролирует свою речь. Для того, чтобы говорить плавно, существуют специальные техники, и логопед учит ими пользоваться. Также существуют портативные технические средства, позволяющие корректировать темп и ритм речи.

    Целью этих игр является создание ребёнку так называемого режима молчания. Фантазируйте, насколько сможете, чтобы убедить ребёнка в необходимости молчать. Например, придумывайте подводные сюжеты, где нельзя открывать рот, чтобы не захлебнуться.

    Легко поглаживайте ребёнка, сопровождая поглаживания ласковыми словами. Произносите их тихо, медленно, нараспев. Закончите массаж словами: Напряженье улетело и расслаблено всё тело.

    3. Счёт до 10 с постепенным увеличением количества числительных, произносимых на одном выдохе.

    Например: одиииин (растягиваем гласный), одиндвааааа, одиндватрииии, одиндватричетыыыыыре, одиндватричетырепяааааать и т.д.

    Попробуйте разучить с ребёнком следующие строки, сопровождая их движениями. Мы ногами топ-топ-топ, мы руками хлоп-хлоп-хлоп, и туда, и сюда повернёмся без труда. Можно приобрести диск Сергея и Екатерины Железновых «Весёлая логоритмика».

    5. Игры с песком, водой, мозаикой, конструктором, рисование красками с речевым сопровождением своих действий.

    Необходимо войти в роль собаки, учуявшей носом гарь. Взрослый повторяет вслух слова опасности: Гарь! Горит! Огонь! Тревога! Дыхание прерывистое, вдохи резкие и короткие, крылья носа активно задействованы, голова поворачивается из стороны в сторону.

    7. Упражнение Игра на пианино для синхронизации работы ведущей руки и речевого аппарата.

    Расслабленная ведущая рука (у правшей-правая) лежит на любой поверхности, например, на столе. Начиная от большого пальца, по очереди, по направлению к мизинцу, имитируем игру на клавишном инструменте. Вместо извлекаемых из пианино звуков произносим цепочки слогов (ма-мо-му-мы-мэ, па-по-пу-пы-пэ). При этом строго следим, чтобы нажатие клавиши на доли секунды опережало произнесение слога, а не наоборот. Когда слоговые цепочки будут отработаны, можно, играясь, начинать таким же образом произносить слова и короткие фразы.

    8. Просмотр предметных картинок с использованием сначала сопряжённой, а потом отражённой речи.

    Подберите 10-20 предметных картинок с несложными названиями изображённых предметов. Медленно проговаривайте слова, растягивая их таким образом: паровооооз, книииига, машииина, зеееееркало и т.д. Просите ребёнка повторить слово так же, как это делаете вы. По мере успеха переходите к сюжетным картинкам и просите ребёнка повторить за вами уже не слово, а предложение из двух слов.

    Паровоз пыхтиииит. Книга упааааала. Машина ееееедет. Зеркало разбииииилось.

    Помните, чем раньше начать коррекцию, тем выше успех лечения заикания. В любом случае, идёт ли речь о полном избавлении от заикания или о контроле своей речи, заикающегося можно научить говорить ровно, не заикаясь, нужно только обратиться к грамотному специалисту.

    Читайте также:

    Вам понравилась эта статья? Поделитесь ею с друзьями

    источник

    В воспитании ребёнка нет мелочей. Все знают, что нельзя очень баловать малыша, но в то же время нельзя держать его в слишком строгих рамках. Но как же часто мы не уступаем, когда ребёнок требует чего-то своего, не задумываясь, что проявленная нами твёрдость может в следующий раз стать для него психической травмой. А на ночь мы можем рассказать ребёнку про бабу Ягу, которая прилетает за непослушными детьми, забывая, что эта самая героиня сказок может всю ночь сниться нашему малышу, пугая и травмируя его детскую психику. Не говоря уже об устраиваемых нами о скандалах при детях и слишком строгих наказаний. «Да многие так делают, и ничего не случается» — говорят родители, не понимая, насколько серьёзными могут быть последствия. А одно из последствий — это заикание.

    Заикание – это нарушение коммуникативной функции речи, сопровождающиеся нарушением темпа, ритма и плавности, вызванное судорогами артикуляционного аппарата. Заикание относится к самым распространённым детским неврозам.

    Задержка произношения звуков и слогов связана с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они подразделяются на тонические и клонические судороги.

    Тонические судороги – это затруднение произношения согласных звуков.

    Клонические судороги — это когда ребёнок повторяет звуки или слоги в начале слова, произносит лишние гласные (и, а) перед словом или фразой. Встречается и тонико-клоническое заикание.

    Первые симптомы заикания возможны разного характера – это могут быть повторения первых звуков, слогов и невозможность дальнейшего проговаривания слов. Ребёнок как бы начинает пропевать первый слог. Например – «Та-та-та тапки». Либо невозможность начала фразы — тонические судороги.

    Появляются голосовые судороги — протягивание гласного звука в начале или середине слова. Первые симптомы заикания возникают в период развития фразовой речи. Это возраст от 2 до 5 лет. Если вы замечаете, что у ребёнка отмечаются сбой в дыхании во время речи, голосовые трудности, он не может начать фразу, если начинаются повторы первых слогов слов или протягивания гласных звуков, то это тревожные симптомы и нужно обратить на них внимание.

    Если вовремя не обратить внимание, то такое речевое поведение может воплотиться в настоящее заикание, вызывающее не только проблемы с речью, но и трудности в социальной сфере. У взрослых процесс резко нарушен и работает большее количество мимической мускулатуры, мышцы шеи, верхний плечевой пояс. Социальная картина – некрасивая. Но этот дефект речи не является необратимым нарушением и в большинстве случаев его можно вылечить. Усилия, приложенные в борьбе с заиканием, сделали некоторых людей знаменитыми. Эти люди: Демосфен, Наполеон, Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро.

    Среди заикающихся детей мальчиков больше, чем девочек. Это связывают со структурой полушарий. Полушария у женщин организованы так, что левое полушарие работает лучше, чем правое. Благодаря этому у девочек обычно раньше начинается речь, они легче побеждают те речевые трудности, которые обычно ожидают в 2,5 — 4 года.

    Когда ребёнок начинает говорить фразами, он постигает затруднения при подборе слов, согласовывание их в числе, роде и падеже. Иногда мы видим, что на этой фазе ребёнок разговаривает взахлёб, с небрежностью, он испытывает затруднения при подборе слов, он торопится. И тогда мы слышим у ребёнка такие специфические запинки, которые квалифицируются как склонность к заиканию.

    Разделяют внешние и внутренние причины возникновения заикания.

    Внутренние причины:

    1. Неблагоприятная наследственность. Если у родителей есть заикание или даже быстрый темп речи, подвижная возбудимая психика, то передаётся именно такой тип нервной системы ослабленного характера, который потом способствует возникновению заикания.
    2. Патология во время беременности и родов. Это факторы, которые могут неблагоприятно отразиться на мозговых структурах ребёнка, отвечающие за речь и двигательную функции. В частности, любая хроническая патология у родителей, болезни мамы во время беременности.
    3. Органические поражения нервной системы при черепно-мозговых травмах, нейроинфекции.
    4. Болезни органов речи (гортань, нос, глотка).

    Внешние причины:

    1. Функциональные причины встречаются гораздо реже, и должна опять же быть предрасположенность органического характера, определённый тип нервной системы, который не выдержит некоторых нагрузок, стрессов. Испуг, тяжёлые болезни в период с 2 до 5 лет, которые вызывают ослабление организма и снижают устойчивость нервной системы организма. Также это неблагоприятная обстановка в семье. Заикание у детей также появляется как результат излишне строгого воспитания, повышенных запросов к ребёнку. Иногда родители желают сделать из своих детей гениев, заставляя учить длинные стихи, говорить и запоминать трудные слова и слоги. Всё это может привести к нарушению развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Заикание становиться более сильным, если ребёнок переутомляется, простывает, нарушает режим дня, его часто наказывают.
    2. Диссонанс между полушариями мозга, например, когда ребёнка-левшу переучивают в правшу. По данным организации всемирного здравоохранения около 60 — 70% переученных левшей заикаются.
    3. Подражание заикающемуся члену семьи или другому ребёнку.
    4. Недостаток родительского внимания при формировании речи, и, как следствие быстрая речь и пропуск слогов.

    1. Самое первое и важное, что должны сделать родители – это обратиться к специалистам, которые занимаются проблемами заикания. Если вы увидели первые признаки заикания, то необходимо обращаться в поликлиники к логопедам, психиатрам, неврологам и психологам. Они дадут необходимые рекомендации, если нужно, то назначат медикаментозное лечение и скажут, что делать на первых порах;

    Лучше сначала обратиться к неврологу: получить лечение, пройти курс и потом на базе этого начинать занятия с логопедом. Задача педиатра – вылечить сопутствующую патологию, укрепить организм, профилактировать простудные заболевания, в частности, заболевания уха и голосовых связок. Также важно вылечить хронические заболевания, вывести их на стойкую, длительную ремиссию. Физиотерапевтические процедуры также важны в лечении. Это будут занятия в бассейне, массаж, электросон.

    Психотерапевт показывает ребёнку, как победить своё заболевание, помогает комфортно ощущать себя независимо от ситуации, помогает побороть страх в общении с людьми, даёт понять, что он полноценный и ничем не отличающийся от других детей. Занятия осуществляются вместе с родителями, помогающими ребёнку преодолеть заболевание.

    Стоить помнить, что чем раньше вы примете меры, тем лучше. Чем больше стаж заикания, тем тяжелее от него избавиться. Следует попытаться побороть заикание до зачисления ребёнка в школу, а для этого нужно как можно раньше обратиться к логопеду и следовать всем его указаниям, так как в программу обучения входят выступления на публике при ответе на вопросы преподавателя, что может послужить большой проблемой для вашего чада.

    Борьба с заиканием с возрастом будет более сложной из-за закрепления навыков неправильной речи и сопутствующих нарушений.

    2. Перейти на замедленный темп речи всей семье. Обычно ребёнок легко подхватывает этот темп и через 2 — 3 недели начинает отзеркаливать его. Хорошо играть в молчанку. Вам необходимо придумать любую сказочную историю, объясняя ребёнку, почему это нужно делать. Недопустимо разговаривать с ребёнком короткими фразами и предложениями.

    3. Ограничение общения. Ребёнку не следует посещать учебные, дошкольные учреждения, а остаться дома на 2 месяца. Также нужно прекратить все визиты к гостям.

    4. Начать пить успокоительный сбор. Например, «Баю-бай».

    5. Проанализировать ситуацию в семье. Необходимо обращать внимание, когда ребёнок начинает заикаться, в какое время суток, отмечать все провоцирующие факторы. Это нужно для того, чтобы, когда вы пойдете к специалисту, у вас уже был дневник наблюдений.

    6. Успокоить ребёнка: убрать телевизор, громкую музыку, эмоциональную нагрузку, дополнительные занятия. Полезно включать ребёнку спокойные аудиосказки. Ссориться в семье перед ребёнком недопустимо. Важно исключить переутомление и перевозбуждение ребёнка. Не принуждайте малыша по много раз проговаривать трудные слова. Реже делайте замечания и чаще хвалите ребёнка.

    7. Игры для профилактики заикания. Они создают правильное дыхание на глубокий вдох и медленный выдох. Прежде всего занимайтесь с ребёнком спокойными играми. Например, вместе рисуйте, лепите, конструируйте. Очень полезно увлечь ребёнка неспешным чтением вслух и размеренным декларированием стихов. Такие занятия помогут ему корректировать речь. Учите стихи с короткой строкой и чётким ритмом. Отлично помогает маршировка, хлопки под музыку, танцы, пение. Пропевание трудных моментов и шёпотная речь помогает избавиться от судорожных моментов.

    Примеры упражнений для формирования правильного дыхания на глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот:

    • «Стеклодувы». Для этого вам понадобятся обычные мыльные пузыри. Задача малыша — надуть их как можно больше;
    • «Кто быстрее». Для неё вам понадобятся ватные шарики. Задача малыша — сдуть шарик со стола первым;
    • Для детей школьного возраста подойдёт игра с надуванием шаров. Полезно научить ребёнка играть на простых духовых инструментах (свистки, дудки);
    • а во время купания поиграйте в «Регату». Перемещайте дутьём лёгкие игрушки;
    • «Фонтанчик». Игра заключается в том, что ребёнок берёт соломку и дует через неё в воду.

    Если дети постарше, то можно использовать дыхательную гимнастику Стрельниковой. Она основана на коротком вдохе носом;

    • «Домашняя песочница». Сначала нужно позволить играть с песком ребёнку молча. А на заключительных этапах просить рассказать, что ребёнок построил.

    8. Очень полезно, укладывая ребёнка спать, сделать ему расслабляющий массаж. Он проводится мамой, которая сидит у изголовья постели ребёнка. Проводятся мягкие массирующие движения, которые расслабляют органы артикуляции, верхний плечевой пояс.

    9. Дублирование речи пальцами ведущей руки. Речевой и центры, отвечающие за ведущую руку, имеют в коре головного мозга почти одно и то же представительство. Когда двигается рука, то сигнал бежит в мозг. Та часть коры головного мозга приходит в возбуждение и, поскольку речевые центры находятся здесь же, то рука начинает, как на буксире, тянуть за собой речь. То есть мы делаем движение руки на каждый слог. Детям младшего возраста можно делать движения двумя пальчиками.

    10. Логопедические уроки. На логопедических уроках подбираются упражнения, убирающие напряжение и делающие речь плавной и ритмичной. Ребёнку следует повторять упражнения дома, добиваясь чёткости речи.

    Читайте также:  Адаптация ребенка с заиканием к детскому саду

    Уроки имеют определённую систему, этапность, последовательность. Сначала дети изучают правильное повествовательное изложение текста. Они читают стихи, осуществляют пересказ домашнего задания. Особенность этого повествования в том, что ребёнок чувствует себя комфортно, он понимает, что ему не выставят оценку и не будут над ним насмехаться. Речь детей при таких упражнениях становится размеренной, спокойной, интонация не меняется. При достижении отсутствия заикания в повествовательном рассказе ребёнок привносит эмоциональную окраску в речь: где-то повысит голос, где-то сделает акцент, а где-то театральную паузу.

    На занятиях имитируются разные повседневные ситуации, в которых оказывается ребёнок. Это учит его бороться с заиканием вне кабинета логопеда.

    Обязательно поддерживайте у ребёнка хороший эмоциональный настрой. Ребёнку следует давать награду за его успехи. Пусть это будет просто похвала, но ребёнок должен чувствовать важность своих достижений. Присутствие примеров правильной речи обязательно на занятиях. Примером может быть речь логопеда, других детей, уже прошедших курс лечения. Логопедическая ритмика — важный пункт в лечении заикания. Это упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, пение, хороводы.

    Обязательно задавайте ребёнку задания на дом для того, чтобы лечение не ограничивалось только кабинетом логопеда.

    Современные логопедические методы помогают ребёнку довольно быстро одолеть болезнь и вести полноценный образ жизни.

    11. Дыхательные упражнения — один из общепринятых методов лечения. Они развивают мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат глубокому, свободному и ритмичному дыханию. Также полезно воздействуют на дыхательную систему в целом, расслабляют ребёнка.

    12. Компьютерные программы — действенный метод лечения заикания. Они синхронизируют речевой и слуховой центр в головном мозге. Ребёнок дома, сидит за компьютером и говорит в микрофон слова. Происходит небольшая задержка благодаря программе, разрешающая ребёнку слышать свою речь, и он подстраивается под неё. И, как следствие, речь становится плавной. Программа разрешает разговаривать ребёнку в обстоятельствах с эмоциональной окраской (радость, гнев и др.) и даёт совет, как одолеть эти факторы и улучшить речь.

    13. Существует также метод гипноза для детей старше 11 лет. Этот метод позволяет избавиться от спазма речевой мускулатуры, страха выступать на публике. Речь после 3 — 4 процедур становится плавной и уверенной.

    14. Метод точечного массажа относится к нетрадиционной медицине. Специалист влияет на точки на лице, спине, ногах, грудной клетке. Благодаря этому методу происходит улучшение регулирования речи со стороны нервной системы. Массажем лучше заниматься постоянно.

    15. Лечение медикаментозными препаратами является вспомогательным методом лечения заикания. Такое лечение проводит невролог. Используются противосудорожная терапия, успокоительные средства. Благодаря лечению налаживаются функции нервных центров. Успокаивающие средства также хорошо помогают в лечении заикания: отвар и настой трав (пустырника, корня валерианы, мелиссы). Убрать заикание при применении одних лекарств не представляется возможным.

    16. Общеукрепляющие методы, такие, как режим дня, правильное питание, закаливающие процедуры, исключение стрессовых ситуаций также приносят пользу в борьбе с заиканием. Также важен долгий сон (9 часов и более). Для глубокого сна можно вечером помыться в тёплом душе или принять ванну с расслабляющими добавками (например, хвоей).

    Питаться ребёнок должен витаминизированной пищей, включающей больше молочных и растительных продуктов. Необходимо ограничить ребёнка в мясе, острых блюдах, убрать крепкий чай, шоколад.

    1. Соблюдать режим дня. Ровное спокойное течение жизни способствует укреплению нервной системы.
    2. Благоприятная атмосфера в семье. Доброжелательная, спокойная атмосфера, в которой ребёнок ощущает надёжность. Доверительные отношения, чтобы, когда у ребёнка появляются страхи или тревога, он мог всегда обратиться к родителям.
    3. Воспитывать эмоциональную устойчивость. Стрессы и волнения будут всегда в жизни ребёнка. Родители должны научить детей выходить из разных стрессовых ситуаций. Привить ребёнку чувство, что всегда можно найти какой-то выход.

    Борьба с заиканием — это нудный, тяжёлый, кропотливый труд. Но существуют исторические примеры, которые показывают героизм людей, когда они побеждали заикание и формировали боевой характер.

    источник

    Запись выступления логопеда и педагога Анастасии Петровны Осницкой (Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева) для родителей.

    Добрый день!
    Сначала хотела бы задать Вам вопрос: что такое заикание?
    Как Вы думаете, что является его причиной?

    Вряд ли кто из взрослых не знает, что такое заикание, так как этот речевой дефект всегда обращает на себя внимание.
    Кроме этого, заикание — распространенная речевая аномалия (около 2% всех детей имеют заикание).
    Это сложное речевое нарушение очень мучительно, так как речь постоянно прерывается внезапными, не зависящими от говорящего паузами, остановками или повторениями звуков и слов.
    Но далеко не все взрослые знают, отчего возникает заикание и что необходимо предпринять родителям, если у их ребенка оно появилось.

    Мы обращаемся к Вам, как к родителям потому, что, как правило, заикание возникает у детей в раннем детском возрасте — от 2 до 5 лет — то именно на родителей падает ответственность за своевременное устранение этого дефекта, а иногда и за его появление.
    К нам часто обращаются за консультацией родители, дети которых заикаются.
    Всех интересуют вопросы: отчего возникает заикание, можно ли его исправить?
    Многие сокрушенно разводят руками: «Что теперь делать?» А между тем часто выясняется, что появление заикания у ребенка вызвали сами родители, конечно, не желая этого.

    Причин появления заикания много, но нам хочется остановиться лишь на тех, в которых вольно или невольно повинны сами родители.
    Одной из самых распространенных причин возникновения заикания у детей является их чрезмерная речевая перегрузка.
    Конечно, родители должны заботиться о речевом развитии ребенка, но при этом никогда не следует забывать о его возможностях и возрасте. К сожалению, часто взрослые слишком много читают детям стихов, рассказов и заучивают с ними прочитанное. Причем стихи и рассказы выбирают иногда слишком сложные, трудные и для понимания и для произнесения.

    Вот один пример.
    Молодые родители привели на консультацию трехлетнего малыша, который, по их словам, без видимых причин начал вдруг заикаться. И мать и отец наперебой убеждали меня, что дома у них прекрасная, спокойная обстановка, ребенок всем обеспечен, никто его никогда не пугает, обращаются с ним ласково и мягко. Мальчик растет веселым, жизнерадостным, здоровым.
    Но вот беда — вдруг начал заикаться и очень переживает это сам.
    Начинаю беседовать с ребенком.
    У малыша есть недостатки произношения: не может еще правильно выговаривать все звуки речи. Я прошу его рассказать какое-нибудь стихотворение. И вдруг ребенок начинает, захлебываясь, бормотать что-то невразумительное. Сначала я даже не поняла, на каком языке лепечет малыш. Потом стала различать искаженные до неузнаваемости слова «Анчара» А.С. Пушкина.

    Понятно, что, как бы ни был развит ребенок, ему, трехлетнему малышу, очень трудно произнести и тем более понять: «Природа жаждущих степей его в день гнева породила. », «И мчится прочь уже тлетворный», «К соседям в чуждые пределы» и т. д.
    А родители малыша гордо, счастливо улыбались, не подозревая того, что сами стали причиной появления заикания у своего сына. Они и вправду из самых добрых побуждений старались развивать речь ребенка, стремились воспитывать его на русской классической литературе.
    Но разве мало в нашей детской литературе доступных для его возраста стихотворений?

    Родителям необходимо помнить, что в раннем детском возрасте речевые возможности ребенка ограничены

    Родителям необходимо помнить, что в раннем детском возрасте речевые возможности ребенка ограничены: у него не развито еще в достаточной степени звукопроизношение, словарный запас беден, он недостаточно владеет грамматическими средствами языка.
    А взрослые требуют от него слишком многого, перегружая его речь, заставляя произносить сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, настойчиво требуя бесконечного запоминания.
    Правильно выговаривать все звуки речи ребенок может только после 4 лет, когда разовьется и окрепнет его артикуляционный аппарат.
    Поэтому до тех пор нельзя заставлять его произносить слова и фразы — трудные и в звуковом, и в смысловом отношении.

    Не менее опасна для малышей (напоминаем, что заикание возникает от 2 до 5 лет, и поэтому речь идет именно об этом возрасте) и перегрузка впечатлениями, которые вызывают эмоциональное перенапряжение ребенка.
    К сожалению, многие родители (опять из стремления развивать ребенка) часто водят детей в кино, театр, цирк, разрешают подолгу смотреть телевизор.
    Посещение кинотеатра детям дошкольного возраста вообще не рекомендуется.
    Во-первых, потому что специальных художественных фильмов для такого возраста почти нет, а во-вторых, сеанс в полтора часа очень утомителен для дошкольников.
    Телевизионные передачи детям также не рекомендуется смотреть, за исключением специальных передач для самых маленьких, например, «Спокойной ночи, малыши».

    После просмотра передач, так же как и после посещения кино, театра, цирка, у ребенка возникает очень много впечатлений, вопросов. Рассказывая о своих впечатлениях, расспрашивая взрослых, он, не владея в достаточной мере речью, захлебывается, глотает звуки, с трудом подбирает многие слова и выражения, перескакивает с одной мысли на другую, останавливается, снова начинает торопливо говорить. В таких случаях в речи малыша появляются запинки, которые могут закрепиться и перейти в стойкое заикание.

    Все сказанное отнюдь не означает, что совсем не нужно развивать ребенка или полностью исключить всякие посещения театра, цирка.
    Но делать это нужно осторожно, постоянно помня о возрастных возможностях малыша, впечатлительности и легкой ранимости его нервной системы.

    Иногда родители прибегают к другой крайности: они совсем не развивают речь ребенка, не читают ему, не просят пересказывать прочитанное, не разучивают с ним детских стихотворений, очень мало разговаривают, не обращают внимания на его неправильное произношение, не поправляют, когда ребенок говорит неверно.
    Родители в таких случаях считают, что речь ребенка должна развиваться сама собой. «Нас-то ведь никто не учил. Сами заговорили в свое время», — обычно рассуждают они. Но если речь малыша не развивать специально (не повторять с ним с первых месяцев его лепет: «тя-тя», «агу-агу»), не заучивать со второй половины первого года жизни некоторые слова, повторяя их по нескольку раз и показывая на предметы, ими обозначаемые, не требовать к году произнесения некоторых слов, то ребенок начнет отставать в своем речевом развитии, т. е. к концу первого года жизни у него не появятся первые самостоятельно произнесенные слова, а к полутора годам он не начнет говорить фразами, не сможет начать задавать вам вопросы.
    В таких случаях (когда у ребенка бывает недоразвитие речи) первые отдельные слова появляются к 3 годам, а развернутыми фразами он начинает пользоваться только к 5 годам, а то и позже.

    Такое отставание в речевом развитии ребенка проявляется не только в позднем появлении слов и фраз, но и в очень бедном запасе слов, нарушении грамматического строя, неправильном произношении звуков. При этом мыслительные способности ребенка превышают его речевые возможности. У ребенка не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения собственных мыслей. Поэтому в момент высказывания у малыша появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые в дальнейшем переходят в стойкий дефект — заикание.

    Родители должны очень умело, постепенно развивать речь ребенка

    Необходимо читать ему книги (конечно, только детские, соответствующие его возрасту), потом просить пересказать основное содержание. При этом малышу необходимо подсказывать слова, задавать наводящие вопросы, показывать на картинки.
    Хорошо развивает речь детей картинное лото, которое позволяет ребенку в игровой форме запомнить новые слова и произносить их.
    Полезно учить его рассказывать о том, что он делает в данный момент, что изображено на картинках, что он видит на улице и т. п.

    Отрицательно сказывается на состоянии речи детей и неблагоприятная обстановка в отдельных семьях.
    Скандалы и конфликты в семье, запугивание ребенка, побои, строгие наказания, частые претензии, одергивания у нервных и впечатлительных детей вызывают заикание.
    Заикание может возникнуть и в результате подражания. Постоянно общаясь со взрослыми или маленькими заикающимися, ребенок начинает и в собственной речи воспроизводить те же запинки. Именно поэтому нельзя «сюсюкаться» с ребёнком, он должен слышать правильные, чёткие слова.

    Обычно считают, что заикание появляется в результате испуга. Поэтому родители, как правило, связывают возникновение этого дефекта речи именно с испугом. Однако испуг часто лишь провоцирует заикание, которое вследствие перечисленных факторов может возникнуть и без него.

    Итак, мы перечислили наиболее распространенные причины возникновения заикания, знание которых, мы надеемся, поможет многим родителям предотвратить появление этого дефекта речи у детей.

    А если все-таки заикание возникло?
    Как должны вести себя родители в таких случаях?
    И в этом случае хочется предостеречь Вас, родителей, от ошибок. Остановимся на наиболее распространенных, которые еще больше усугубляют дефект, дают возможность заиканию прогрессировать.

    Как часто приходится встречаться с таким явлением, например, — привела мать на консультацию ребенка — у него только что появилось заикание. Но вместо того чтобы бережно, ласково отнестись к малышу, успокоить его, взрослые начинают без конца одергивать ребенка, требовать речи без заикания.
    Часто родители просто мешают вести с ребенком беседу, необходимую в случаях консультации: то начинают бранить малыша за неправильный ответ, сами подсказывают ему ответы, то требуют повторить неправильно сказанное ребенком слово. Такое «одергивание» ребенка только отрицательно сказывается на его речи, вызывая еще большее заикание.
    И дома происходит подобное.
    Если малыш начинает говорить с заиканием, многие родители, к сожалению, немедленно делают ему замечание, иногда кричат: «Говори как следует! Не балуйся!» Наоборот, в таких случаях следует помочь ребенку, договорив за него фразу, успокоить его и незаметно отвлечь от начатого разговора, переключив его внимание на что-нибудь более интересное. Важно не акцентировать на дефекте внимание.

    Вместо того чтобы бережно, ласково отнестись к малышу, успокоить его, взрослые начинают без конца одергивать ребенка, требовать речи без заикания.

    Да, многие родители понимают, что ребенку стало трудно говорить, и особенно при посторонних.
    И тем не менее именно в присутствии посторонних они начинают предъявлять особые требования к речи ребенка: заставляют без конца говорить то «спасибо», то «здравствуйте», «пожалуйста», «можно ли это» и т. п.
    Понятно, что всему этому нужно учить ребенка, но не во время проявления заикания. Сначала нужно помочь малышу избавиться от этого недуга, иначе заикание начнет прогрессировать, так как с посторонними людьми ребенку говорить труднее, и в его речи будет появляться все большее количество запинок. В это время необходимо по возможности ограничивать речь малыша, чтобы заикание не закреплялось и не становилось стойким дефектом.

    Читайте также:  Адаптол для детей при заикании

    Необходимо следить за тем, чтобы ребенок как можно меньше разговаривал, предупреждать возможные просьбы и вопросы с его стороны. Взрослые, как правило, хорошо понимают своего ребенка и могут догадаться о потребностях и желаниях малыша. Так, например, если вы заметите, что малыш хочет достать какую-нибудь игрушку (тянется к ней и подставляет стул, чтобы достать ее), не ждите просьбы с его стороны, а сразу скажите: «Ты хочешь достать вертолет? Сейчас я тебе помогу». Или: «Ты не можешь открыть дверь? Я открою».
    Так, внимательно наблюдая за ребенком, вы сможете предугадывать его желания.

    Говорить с малышом нужно спокойным тоном, не торопясь.
    Очень полезным оказывается полный речевой покой или так называемый режим молчания. Однако, прежде чем вводить такой режим, ребенка надо обязательно показать врачу-невропатологу. В случае необходимости он назначит ребенку успокаивающие и общеукрепляющие медикаментозные средства, которые помогут также проведению режима молчания, требования которого сводятся к тому, чтобы в течение месяца ребенок не говорил и лишь в самых крайних случаях спрашивал что-нибудь шепотом.

    Вполне понятно, что это очень сложная задача, которая требует от Вас, как родителей, не только огромного терпения, такта и выдержки, но и большой изобретательности. Тем более что в это время не следует открыто запрещать ребенку говорить. Такой запрет лишь крайне огорчит малыша, вызовет у него, наоборот, еще большее желание спрашивать, обращаться к взрослым по любому поводу. Всякий раз необходимо находить убедительный предлог для того, чтобы предотвратить подобное желание.

    Например, можно пожаловаться ребенку на то, что у вас болит голова, и попросить его помолчать некоторое время; можно сказать, что за стеной спит маленький ребенок и нельзя его будить, а то он будет плакать; можно предложить послушать, как за окном щебечет птичка (ребенок будет молча долго прислушиваться и забудет на время о своем желании говорить).
    Можно, наконец, сделать вид, что вы очень заняты какой-нибудь работой или чтением и попросить ребенка вести себя тихо, не мешать, не разговаривать. Можно предложить ребенку заняться каким-нибудь интересным делом, которое отвлечет его от стремления поговорить, устроить игру в «молчанку» — кто дольше вытерпит и не будет разговаривать, а то и выйти из комнаты, оставив его на время одного. И наконец, когда вся ваша изобретательность в этом плане истощится, начать говорить с ребенком шепотом. Очень часто малыши, тут же начиная подражать старшим, переходят на шепот. Шепотная речь, как правило, проходит без заикания. Но много разрешать разговаривать ребенку шепотом также не следует, так как невольно он может перейти и на громкую речь.
    На этот месячный срок исключается чтение ребенку, разучивание с ним стихотворений, сказок. И конечно, исключено посещение дома гостями, товарищами ребенка. Словом, необходимо исключить все, что может вызвать у малыша переживания, желание высказаться, спросить, потребовать объяснений.
    Обычно правильное выполнение всех этих условий приводит к тому, что по истечении месяца заикание исчезает.
    Если же по каким-то причинам вы не смогли организовать все то, о чем мы говорили, или проведение подобного режима молчания не принесло желаемых результатов, необходимо обратиться к специалисту-логопеду, который начнет специальные занятия по исправлению заикания у ребенка.

    В настоящее время исправлением заикания занимаются в логопедических группах при массовых детских садах и в специальных детских садах для детей с нарушениями речи, где они находятся постоянно и уходят домой только на воскресенья и праздничные дни. Срок пребывания в таких группах заикающихся детей — 9 месяцев. Устранением заикания занимаются также и в логопедических кабинетах при детских поликлиниках и при психоневрологических диспансерах.
    Но родителям следует помнить, что логопедические занятия принесут желаемый результат только в случае самой активной их помощи. Они должны внимательно относиться ко всем требованиям логопеда и строго выполнять их.

    Главное, на что мы хотим обратить внимание родителей: необходимо помнить, что, как бы высоко ни был квалифицирован логопед, сколько бы стараний он ни вкладывал в работу по устранению заикания у вашего ребенка, все усилия не принесут быстрого положительного результата, если родители не будут принимать в этой работе самого активного участия, не будут помогать логопеду, не поймут, насколько серьезно нужно отнестись к этому.

    Усилия не принесут быстрого положительного результата, если родители не будут принимать в этой работе самого активного участия, не будут помогать логопеду, не поймут, насколько серьезно нужно отнестись к этому.

    Прежде всего необходимо дома соблюдать правильный общий и речевой режим ребенка.
    Под общим режимом надо понимать быт, питание, сон, отдых, прогулки.
    В семье всегда должна быть спокойная, доброжелательная обстановка. Надо помнить о том, что дети весьма чувствительны к различного рода огорчениям, которые нередко и служат причиной ухудшения состояния их речи. Они чутко реагируют на различные неполадки во взаимоотношениях между взрослыми.
    Все это, несмотря на регулярные логопедические занятия, не только не способствует улучшению речи ребенка, но иногда значительно ухудшает ее.

    Под речевым режимом мы понимаем строгое продолжение работы логопеда по его занятиям, внимательное отношение к речи ребенка, ограничение речи в домашней обстановке до тех пор, пока логопед не разрешит начать разговаривать с ребенком.

    В то время как ребенок посещает логопедические занятия, необходимо, как уже говорилось, ограничить его речь в семье. Но делать это нужно предельно мягко, тактично, незаметно для ребенка. Ни в коем случае не прямым запретом говорить, а направляя внимание ребенка на интересную игру, выполнение каких-нибудь посильных поручений взрослых: убрать в уголке, разобрать пуговицы, вытереть пыль, полить цветы и т. д.
    Иногда полезно начать что-нибудь рассказывать ребенку. Тогда он заслушается и забудет о своем желании спрашивать и говорить. Хорошо еще использовать те же приемы для исключения речи ребенка, которые мы проводили для режима молчания.

    На протяжении всего периода занятий с логопедом необходимо особенно бережно, чутко и ласково обращаться с ребенком. Иногда родители так усердно стараются выполнить ограничение речи, что прибегают к непозволительному «террору». На малыша кричат, его даже запугивают, наказывают — лишь бы он молчал. Следует помнить, что, кроме вреда, такое поведение взрослых ничего не принесет. А заикание у ребенка, наоборот, будет только усиливаться.

    То же самое относится и к выполнению других рекомендаций логопеда. Скажем, логопед просит, чтобы дома ребенок не бегал, не смотрел телевизор, не играл в шумные, возбуждающие игры. Все эти требования нужно выполнять обязательно. Но для этого необходимо большое терпение со стороны взрослых, выдержка и большая мягкость.
    Проще запретить или приказать малышу не делать того-то. Иногда в семье ребенок только и слышит: «Это нельзя!», «Этого не делай!».
    Я была свидетельницей того, как один мальчик, доведенный до отчаяния постоянными запретами, со слезами закричал: «А что же мне можно?!» Учитывая все это, родители должны проявлять очень много изобретательности.
    Нужно стараться как можно меньше непосредственно предъявлять ребенку запретов, а в тот момент, когда он собирается делать то, что ему может повредить (бегать, разговаривать и т. д.), предложить ему интересное, спокойное занятие.

    Старшие особенно должны следить за своим поведением. Бывает, например, и так, что все взрослые члены семьи сидят у экрана телевизора, а ребенку запрещают в это время смотреть передачу. Конечно, такая ситуация вызовет только конфликт с ребенком. Но если родители объявят с сожалением, что телевизор испортился и сами на некоторое время откажутся от просмотра телепередач в то время, когда ребенок находится дома, понятно, что это не вызовет у него переживаний.

    Или, например, если малыш начал бегать по комнате, вместо того чтобы ругать его за это — попросить серьезным, ласковым тоном: «Я очень устала. Помоги мне, пожалуйста, перемотать нитки». Понятно, что ребенок с удовольствием примется за работу, и еще одним переживанием у него будет меньше.

    Улучшения в речи ребенка (в результате занятий с логопедом) наступят не сразу.
    Еще продолжительное время он дома будет говорить с заиканием. Поэтому, чтобы не закреплять дефект, рекомендуется ограничение речи малыша. Но полностью, конечно, никогда почти не удается исключить речь ребенка. Очень важно, чтобы и в этот момент родители проявили выдержку. Ни в коем случае нельзя показывать ребенку, что вы заметили его заикание. Не следует вообще фиксировать внимание ребенка на том, как он говорил. Иногда взрослые поступают в таких случаях неверно, делая замечания: «Ты же занимаешься с логопедом? Помнишь, как тебя учили говорить? Теперь скажи все сначала и хорошо». Такое обращение не дает положительного результата. Наоборот, ребенок начинает бояться своей речи, нервничает и говорит от этого еще хуже.

    Лучше помочь ребенку, договорив за него начатую фразу, и тут же переключить его внимание на интересное занятие, которое отвлечет его от начатого разговора.
    На протяжении всего времени занятий с логопедом не следует водить ребенка в гости и самим принимать у себя родных или знакомых в его присутствии. Помните, что появление нового человека в вашем доме вызовет у ребенка возбуждение, желание говорить, спрашивать. А это, как мы уже говорили, только ухудшит его речь.
    После того как логопед разрешит дома понемногу разговаривать с ребенком, также внимательно следите за его речью. Многие дети говорят слишком быстро, торопливо, а это усугубляет заикание. Не нужно добиваться неестественно растянутой речи. Но ребенок должен говорить не торопясь.
    Поправлять ребенка нужно очень умело, тактично.

    Понятно, что одного замечания окажется недостаточно. Необходимо постоянно следить за темпом речи ребенка. Но всякий раз поправлять его в шутливой, веселой манере, не читая ему скучных наставлений. Родители должны знать, что это не может полностью снять заикание. Но тем не менее в какой-то мере улучшит речь ребенка, а главное — не даст прогрессировать дефекту.

    Взрослые должны также разговаривать с ребенком неторопливо.

    Часто родители допускают такую ошибку. Жалея ребенка, боясь причинить ему неприятности, вызвать слезы, они полностью исключают всякие запреты, разрешают малышу делать все, руководствуясь принципом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Постепенно такое поведение взрослых превращает ребенка в маленького деспота. И тогда, понятно, очень трудно бывает удержать малыша от всего того, что, как отмечалось, может вызвать усиление заикания.
    Поэтому очень важно, чтобы родители постоянно ощущали чувство меры в каждом своем поощрении в отношении с ребенком.
    При этом очень важно соблюдать в семье единство требований.
    Нельзя допускать, чтобы один из взрослых разрешал то, что запрещает другой. При этом, конечно, необходимо руководствоваться теми требованиями, которые необходимы для полного устранения заикания у ребенка.

    Важно помнить, что заикание необходимо устранять полностью.

    Окончательно исправленным дефект считается только тогда, когда в любых видах эмоциональной речи, т. е. когда ребенок возбужден большой радостью или огорчением, — он говорит без малейших запинок. Поэтому надо запастись терпением и провести весь курс логопедических занятий полностью.

    Бывает, к сожалению, что родители не всегда серьезно относятся к посещению ребенком логопедических занятий: в мороз — жалко везти на занятия, у кого-нибудь из взрослых выходной и хочется побыть с малышом дома, то кажется, что он не выспался, и жалко его будить утром. Надо помнить, что одно-два пропущенных занятия с логопедом намного ухудшают речь ребенка, он отстанет от своих товарищей по группе, ему трудно будет «догнать» их, так как всегда каждое новое занятие предусматривает усложнение речи детей.

    Иногда родители наносят еще больший вред ребенку.
    Часто они бывают довольны достигнутыми успехами, им кажется, что заикание полностью исчезло у ребенка, и они вовсе прекращают водить его на логопедические занятия, несмотря на просьбы и предостережения логопеда.
    Следует помнить, что если заикание у вашего ребенка исчезло, этот успех необходимо прочно закрепить, иначе оно может возобновиться. А это принесет двойной вред: не только будут уничтожены все старания логопеда, ребенка и ваши, но, что также опасно, может исчезнуть у ребенка вера в успех логопедических занятий и он вряд ли согласится снова посещать их когда-нибудь.

    Последнее, что хочется сказать родителям: помните, что заикание — вполне устранимый дефект речи.
    Если у ребенка появилось заикание, не нужно отчаиваться, смотреть на это как на непоправимое несчастье.
    Наоборот, нужно активно действовать, принимать все необходимые меры для того, чтобы этот дефект исчез полностью и навсегда.
    Благодарю за внимание!

    источник